Как лишний вес негативно сказывается на успехах детей в учебе

9 ошибок родителей, которые могут серьезно испортить будущее их детям

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все ошибаются при воспитании детей. Мы, даже став взрослыми, не идеальны и не всегда можем понять, как наши действия выглядят со стороны и скажутся в будущем на младшем поколении. Но некоторые методы воспитания больше вредят, чем приносят пользу.

AdMe.ru решил выяснить, какие промахи часто допускают родители и к чему они приводят.

1. Воспитание или наказание перед посторонними

Бывает, папа или мама выходят из себя, кричат или даже наказывают ребенка при посторонних. И в тот момент они мало задумываются об окружающих. Но ребенок, пусть даже неосознанно, считается с мнением посторонних. И публичное наказание подрывает уверенность малыша в себе. У него возникает сильное чувство стыда, от которого очень трудно избавиться.

2. Влияние прошлого

То, что случилось в нашем детстве, накладывает свой отпечаток на отношение к воспитанию. Но это не означает, что все обречены повторять ошибки своих матерей и отцов. Важно принять тот опыт и постараться оградить следующее поколение от того негатива.

Например, сегодня известно, что телесные наказания имеют только вредные последствия. Но даже многие современные родители используют их, оправдывая себя тем, что так поступали в их семье с детьми. Мы не должны оправдывать свои неправильные поступки тем, что так делали наши «предки». Вместо этого стоит стремиться быть теми, кто разорвет цепочку негативного опыта.

3. Излишняя сдержанность

Если мы редко обнимаем своего ребенка или не говорим, что любим его, он становится эмоционально оторванным от семьи. Когда не прислушиваемся к его чувствам и мнениям, проявляем равнодушие — очень вероятно, что малыш будет вести себя так же с окружающими. Ему будет труднее с кем-то сблизиться, довериться, завести друзей и семью в будущем.

4. Вредные привычки

Не секрет, что родители закладывают образцы поведения в своих детей. И есть сильная связь между привычками матерей и лишним весом у их детей. Если женщины старались придерживаться здорового образа жизни, риск ожирения у их малышей снижался на 75 %. К полезным привычкам исследователи отнесли соблюдение правильного рациона, регулярные занятия спортом, поддержку нормального индекса массы тела, отказ от курения и употребление алкоголя в небольших или умеренных количествах.

Также вероятность ожирения у маленьких детей уменьшается на 30 %, если с ними играют и проводят больше времени отцы.

5. Гиперкомпенсация

Наши старые обиды на отца и мать могут привести к полному неприятию их методов воспитания. Даже когда взрослые объективно поступали правильно. В результате при взаимодействии уже со своими детьми мы можем выйти из-под контроля, стремясь сделать все по-другому.

Например, если наши родители были властными, то мы можем дать своим детям слишком много свободы и убрать любые ограничения. И такая реакция также скажется на малыше не лучшим образом: он почувствует себя брошенным и никому не нужным.

6. Вседозволенность или суперопека

Часто родители думают, что их дочери и сыновья особенные и уникальные, и стараются во всем им угодить. Но для остального мира они всего лишь дети. И если они привыкнут к вседозволенности, то станут эгоистами, с которыми сложно даже просто общаться.

Бесконтрольных детей будет ждать множество разочарований за пределами дома, и они не будут знать, как с ними справиться. В то же время гиперопека сделает ребенка настолько пугливым, что он будет бояться брать на себя любую ответственности или даже немного выходить из зоны комфорта — вроде знакомства с новыми людьми или начала нового дела.

7. Разрушение доверия

При воспитании необходимо устанавливать определенные правила поведения, но ребенок также должен понимать, что всегда может доверять своим близким. Однако доверие малышей (тем более подростков) очень легко потерять, если родители перестают контролировать эмоции и пугают, заставляют бояться себя. Это может привести к разрыву эмоциональных связей с семьей и потере чувства защищенности.

Дети лучше развиваются и становятся здоровыми личностями, когда их семья — опора, островок безопасности, с которого они могут смело отправляться исследовать мир.

8. Агрессивное поведение

Дети учатся справляться с проблемами на примере родителей, когда те преодолевают жизненные трудности. Иногда эти трудности вызывают сами малыши. И грубое обращение взрослых с ними, частое проявление негативных эмоций в раннем возрасте приводят к сложностям с управлением гневом. Здесь особенно сильно влияние матери, конфликтующей с ребенком, но поведение отца также играет свою роль.

9. Бегство от проблем

Один из способов «закрыть» проблему — просто уйти и не вспоминать о ней. Но это не значит, что все решится само собой, как думают многие взрослые. После сильной ссоры между родителем и ребенком нужно постараться все исправить — восстановить доверие.

Для этого нужно успокоиться и поговорить на равных, уважая своего малыша. Сначала выслушать, что он почувствовал, и попытаться увидеть проблему и себя с его точки зрения. Затем взрослый должен рассказать о своих переживаниях, объяснить причину своего взрыва и извиниться. Так он покажет ребенку, что не стал новым врагом и ему снова можно доверять.

Вы узнали о воспитании что-нибудь новое? Совершали ли подобные ошибки и как их исправляли? Расскажите нам в комментариях.

Избыточный вес у детей: причины, профилактика и лечение

Рекомендации, которые помогут справиться с лишним весом у ребенка.

Сегодня все чаще мы встречаем детей, вес которых явно превышает медицинские нормы. К каким заболеваниям приводит избыточный вес? Как он сказывается на психическом здоровье ребенка? В чем причины ожирения у детей? Как его предотвратить?

Тяжелые последствия избыточного веса

Родителям следует знать, что ожирение в детском возрасте может иметь тяжелые последствия. Оно значительно повышает риск развития сахарного диабета, заболеваний печени и желчного пузыря, гипертонии, бесплодия и других хронических заболеваний. У людей, с детства страдающих ожирением, может в раннем возрасте развиться атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда или хроническая сердечная недостаточность — заболевания, характерные для пожилых людей. При избыточном весе ребенок часто страдает храпом и другими нарушениями сна. Ожирение негативно влияет и на психологическое состояние ребенка: лишний вес порождает у детей и подростков неуверенность в себе, существенно снижает самооценку, что приводит к проблемам с учебой, а порой вызывает насмешки сверстников и, как следствие, ведет к изоляции и депрессии.

Причины ожирения у детей

Чаще всего избыточный вес у детей является результатом неправильного питания и малоподвижного образа жизни, но он может быть вызван также заболеваниями эндокринной системы или другими серьезными проблемами со здоровьем. Основными факторами риска возникновения ожирения являются следующие.

  • Нерациональное питание
    Если ребенок регулярно употребляет высококалорийные, жирные и сладкие продукты питания (фастфуд, снэки, чипсы, кондитерские изделия, сдобную выпечку и т.п.), это может привести к избыточному весу. А если к этому добавляются сладкие газированные напитки, мороженое, десерты с кремом и другие сладости, риск ожирения возрастает еще больше.
  • Малоподвижный образ жизни
    Недостаток физических нагрузок способствует накоплению избыточного веса, т.к. в этом случае ребенок сжигает калорий намного меньше, чем получает с пищей. Если ребенок проводит много времени у телевизора, за компьютером или подолгу играет в видеоигры, подобный образ жизни также способствует развитию ожирения.
  • Наследственный фактор
    Если члены семьи страдают избыточным весом, это является дополнительным фактором риска развития ожирения у детей, особенно если в доме всегда есть высококалорийная пища, которая доступна в любое время, а ребенок ведет малоподвижный образ жизни.
  • Психологические факторы
    Дети и подростки, так же как и взрослые, склонны “заедать” такие психологические проблемы, как стресс, неприятности или сильные эмоции, а порой едят просто так, от скуки. Иногда причиной переедания оказывается недостаток или отсутствие родительского внимания, и лишние калории, полученные с пищей, приводят к избыточному весу.

Профилактика ожирения у детей

Выбор продуктов питания, повседневного меню и режима приема пищи в семье зависит от взрослых, и даже небольшие изменения в этом могут принести большую пользу для здоровья вашего ребенка.

Это интересно! Лечение ожирения у детей зависит от их возраста и общего состояния здоровья. Детям не назначают лекарственные средства, подавляющие аппетит или способствующие похудению. Если ожирение у ребенка вызвано расстройством гормональной системы, снижение массы тела дает сочетание диеты, физкультуры и лечения основного заболевания.

  • Покупая продукты, не забывайте про фрукты и овощи. Готовые продукты промышленного производства, такие как крекеры, печенье и сдоба, пищевые полуфабрикаты, а также готовые блюда, в т.ч. замороженные, часто содержат слишком много жира и сахара, поэтому покупать их не следует. Вместо них выбирайте более полезные низкокалорийные продукты.
  • Никогда не используйте продукты питания в качестве поощрения или наказания.

  • Не покупайте сладких напитков промышленного производства, включая те, в состав которых входит фруктовый сок, или сведите их употребление к минимуму. Эти напитки высококалорийны, но содержат очень мало питательных веществ.
  • Для каждого приема пищи старайтесь собираться за столом всей семьей. Ешьте не спеша, поделитесь новостями. Не позволяйте ребенку есть перед телевизором, за компьютером или видеоигрой — это ведет к тому, что он перестает контролировать насыщение и может съесть больше, чем ему следует.
  • Старайтесь как можно реже посещать с ребенком кафе и рестораны, особенно рестораны фастфуда. В таких пунктах питания большинство блюд в меню высококалорийны и содержат большое количество вредных жиров.

Для повышения физической активности ребенка придерживайтесь следующих правил.

  • Ограничьте время пребывания ребенка за компьютером и перед экраном телевизора двумя часами.
  • Делайте акцент на подвижности в целом, а не на физических упражнениях — ребенок не обязательно должен выполнять какой-либо определенный комплекс физических упражнений, можно просто играть в прятки или догонялки, прыгать со скакалкой, лепить снежную бабу и т.д.
  • Чтобы ребенок был активным, покажите ему пример. Придумайте, каким видом активного отдыха можно заниматься всей семьей.
  • Никогда не используйте физические нагрузки в качестве наказания или обязанности.
  • Позвольте ребенку менять виды активного отдыха в разные дни недели. Пусть в один день он поплавает в бассейне, в другой — сходит в боулинг, в третий — поиграет в футбол, в четвертый покатается на велосипеде. Неважно, чем он занимается — важно, чтобы он больше двигался.

Неуспешность обучения. Причины и пути её преодоления.
статья по теме

В презентации объясняются некоторые причины неуспешности обучения обучающихся. Даны рекомендации по их устранению

Скачать:

ВложениеРазмер
В презентации описаны причины и пути преодоления неуспешности обучения216.5 КБ
Материал для выступлении на педагогическом совете70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. К.Д.Ушинский

В последнее время в нашем образовательном учреждении возросла проблема школьной неуспеваемости – несоответствия учебных успехов учащегося требованиям школьной программы.

Число неуспевающих школьников (результаты учебной деятельности, которых много ниже требованиям учебной программы) превышает 30% от общего числа учащихся.

От 15 до 40% учащихся начальной школы испытывают различные трудности в процессе школьного обучения.

Понять причины неуспеваемости школьников, найти пути её преодоления, научить детей учиться – цель каждого образовательного учреждения.

Задача педагогического коллектива:

  • создать в школе атмосферу, способствующую развитию личности каждого школьника;
  • формировать у учащихся чувства собственного достоинства, самоуважения, значимости, неповторимости своей личности.

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. Многие проблемы взрослого человека могут быть лучше поняты, если обратиться к его школьным годам. Дело не в том успешно или не успешно учился человек, а в том, насколько комфортно он себя чувствовал в школе, как складывались его отношения с учителями и одноклассниками. Именно под влиянием этих обстоятельств формируются те или иные личностные качества.

Главным показателем успешности ученика являются отметки. Именно на получение «хорошей» отметки любой ценой настраивают ученика учителя и родители.

Причины школьной неуспеваемости

  • Нейропсихологические (индивидуальные особенности анатомического созревания мозга ребёнка):
  • Требования учебного процесса опережают возрастную готовность к выполнению, поставленных перед ребёнком задач;
  • Условия социальной среды, в которой растёт ребёнок и которая препятствует нормальному периоду развития (внутрисемейные отношения, плохие условия жизни).
  • Психолого-педагогические (возраст ребёнка, дидактико-методическая система обучения):
  • Возраст ребёнка, начинающего систематическое обучение в школе;
  • Дидактико-методическая система обучения (традиционная или по развивающим учебным программам, ориентированным на «завтрашний» день в психическом развитии ребёнка).
  • Психологические (психологическая готовность к школьному обучению, интеллект, темперамент):
  • Расхождение требований, предъявляемых учебным процессом к уровню осуществления познавательной деятельности школьника, с реальным уровнем его умственного развития (внимание, память, мышление);
  • Психологическая готовность (мотивация, интеллект, воля, характер социального развития);
  • Темперамент (сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический).

В результате многолетней работы педагогический коллектив школы пришёл к выводу, что обучение должно согласовываться с уровнем развития ребёнка, а обучение по развивающим программам поднимает на более высокий уровень психическое развитие учащихся.

Влияние темперамента на успешность учебой деятельности

  • Сангвинический тип темперамента

Особенности темперамента : живость, подвижность, быстрое реагирования на внешние события, сравнительно лёгкое переживание неудач и неприятностей.

Рекомендации в работе с учениками : убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения материала обращать внимание на интересные аспекты задания, подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

В качестве положительных сторон у учеников-сангвиников отмечается энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.

К числу недостатков можно отнести поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, « разбросанность» и многообразие интересов.

  • Холерический тип темперамента

Особенности темперамента : быстрота, порывистость, способность отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешены, склонны к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения.

Рекомендации в работе с учениками : создать спокойную уравновешенную атмосферу социального окружения, предупреждать появления аффектов (переключать внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции на какой-либо «нейтральный» объект).

Учеников-холериков характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение.

Быстрый темп письма отрицательно сказывается на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении приводит к недочитыванию слов или к неправильному их прочтению и как следствие к плохому пониманию прочитанного, ошибки при выполнении вычислительных операций.

Причина трудностей – природная высокая скорость нервных процессов.

  • Флегматический тип темперамента

Особенности темперамента : медлительность, невозмутимость, устойчивость стремлений, постоянство настроения, слабое внешнее выражение душевного состояния.

Рекомендации в работе с учениками : вырабатывать собранность, организованность, умение не тратить личное время на «раскачку». Полезно посадить такого ученика с более подвижным одноклассником.

Сухомлинский называл учеников-флегматиков «молчаливые тугодумы». Он писал: «Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребёнок, ему вынь да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомёк, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течёт в соответствии со своей природой, его воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки – ничего не поможет». Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. Они смиряются с тем, что двигаются и говорят медленнее других детей, и не делают ни каких попыток действовать в быстром темпе.

  • Меланхолический тип темперамента

Особенности темперамента : лёгкая ранимость, умственная утомляемость, повышенная аккуратность, старательность, склонность к глубокому переживанию даже незначительных неудач.

Рекомендации в работе с учениками : систематически ободрять, внушать веру в собственные силы, предоставлять больше времени для отдыха.

У учеников-меланхоликов быстро возникает умственное утомление. Слабость нервных процессов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач. Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие ещё не использованных резервов даёт такому ученику возможность проявлять преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что приводит к успехам в учёбе.

Типы неуспевающих школьников

I тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учёбе

Характерные признаки : используют привычные шаблонные способы работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют всё наспех, небрежно. Неуспех в учении для них не является источником моральных переживаний.

Основной недостаток – ярко выраженная мыслительная пассивность. Для достижения хороших результатов могут списать, подслушать, обмануть. Подчиняются требованиям классного коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.

  1. Развивать мыслительную деятельность.
  2. Проводить воспитательную работу.

II тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению

Характерные признаки : самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них больших умственных усилий и напряжения. Компенсируют свой неуспех в учении конфликтами с одноклассниками, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке.

  1. Проводить воспитательную работу, имеющую целью изменение свойств их личности, сформировать новое отношение к школе, к учению.

III тип характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника

Характерные признаки : испытывают существенные трудности при усвоении знаний, не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. В процессе познавательной деятельности не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Уступая в умственном развитии одноклассникам, тяготятся пребыванием в школе. Стремятся подчинить своему влиянию неустойчивую часть учащихся, пользоваться их услугами в не учебное и учебное время. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда. Вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и другое.

  1. Формирование познавательных потребностей.
  2. Преодоление отрицательных наклонностей (формировать правильное отношение к труду и к учебному труду в частности через общественно полезную деятельность в коллективе).

Педагогическим коллективом школы выработан психолого-педагогический подход к слабоуспевающим школьникам:

  • обеспечение дозированной помощи взрослого при выполнении школьниками интеллектуальных заданий;
  • предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения;
  • обязательно поощрять правильное выполнение заданий;
  • обеспечить индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении;
  • устранять пробелы в знаниях;
  • во время опроса не торопить с ответом, дать возможность его обдумать, ознакомиться с наглядными пособиями;
  • при объяснении нового материала учитывать характер познавательной деятельности учеников, темп их усвоения, более широко использовать наглядные средства обучения;
  • чаще обращаться к ним с вопросами, вовлекать в обсуждения.

Что делать, если у ребёнка лишний вес

Признаки, по которым можно отличить лишний вес от обычной и вполне здоровой детской упитанности.

Пухлые малыши, безусловно, умилительны. Особенно в виде ангелочков на картинах Микеланджело или Рафаэля. Но если речь идёт о реальной жизни, излишняя упитанность может стать проблемой.

Лайфхакер разобрался, где грань между «широкой костью» и лишним весом, который способен не только отяготить ребёнку отношения со сверстниками, но и придавить недетскими сложностями со здоровьем.

Как распознать лишний вес у ребёнка

Вроде бы всё просто. Существуют стандарты Child growth standards. , связывающие рост и вес у детей определённого пола и возраста. Если ребёнок попадает в норматив — всё хорошо. Если его вес превышает норму, это говорит о той или иной степени ожирения.

В общих чертах разобраться с весом можно так:

  • Вычисляем индекс массы тела (ИМТ): массу тела ребёнка в килограммах делим на квадрат роста в сантиметрах.
  • Сверяем ИМТ с установленными Всемирной организацией здравоохранения нормативами.

Проверить вес можно и онлайн. Например, воспользовавшись одним из доступных калькуляторов ИМТ.

Однако при этом важно учитывать ряд нюансов. Переизбыток веса (относительно принятой возрастной нормы) может быть обусловлен Childhood obesity. отнюдь не ожирением, а просто крупными размерами тела ребёнка. Есть ещё такой фактор, как возрастное распределение жира. Оно индивидуально, и некоторые 6-летки могут сохранять пухлость, присущую 2-леткам, — это тоже нормально.

Оценить, к какой категории относится ребёнок и надо ли говорить о переизбытке веса, может только педиатр. Вот что сделает медик:

  • Рассчитает индекс массы тела.
  • Сравнит полученное значение с таблицами, где указаны нормативы About Child & Teen BMI. для каждого возраста и пола.
  • Просмотрит историю развития и роста ребёнка.
  • Расспросит об истории семьи и телосложении вас и ваших предков.

Лишь получив эту информацию и осмотрев маленького пациента, педиатр вынесет вердикт: стоит ли беспокоиться о лишнем весе или же телосложение ребёнка, пусть даже он значительно опережает сверстников по весу, не внушает опасений.

Почему родители не замечают лишний вес у детей

К сожалению, детское ожирение — явление распространённое. По статистике Obesity and overweight. ВОЗ, в 2016-м избыточным весом в той или иной мере страдали 41 миллион детей в возрасте до 5 лет и свыше 340 миллионов детей и подростков между 5 и 19 годами. Это значительные цифры. Так, в США от ожирения страдает Prevalence of Childhood Obesity in the United States, 2011–2014. каждый шестой ребёнок от 2 до 19 лет.

Казалось бы, назвал проблему — уже половину дела сделал. Но не в этом случае. Как показывает исследование Parents’ perception of their child’s weight status and intention to intervene: a Western Australian cross-sectional population survey, 2009–12. , проведённое австралийскими учёными, многие родители попросту отказываются признавать, что у их детей есть избыточный вес. Лишь 23% мам и пап, у чьих малышей было диагностировано ожирение, сказали, что постараются помочь ребёнку сбросить лишние килограммы.

Больше половины родителей сообщили, что не собираются вмешиваться, а их не в меру пухлый крошка и так хорош.

Звучит красиво: родители любят и принимают своих детей любыми. Но, если разобраться в вопросе глубже, за этим принятием обнаружится банальный страх. Дело в том, что общество возлагает ответственность за детское ожирение на родителей. И люди попросту боятся выглядеть в глазах других некомпетентными родителями. Им проще сделать вид, что ожирения у ребёнка не существует, чем оправдываться и страдать от чувства вины.

Издание The New York Times посвятило данному феномену целую статью Do Parents Make Kids Fat? . Её автором стал доктор медицины Перри Класс (Perri Klass) — эксперт, занимающийся изучением пищевых расстройств поведения. Он и его коллеги подчёркивают: далеко не всегда лишний вес у детей обусловлен некомпетентностью родителей. Зачастую дело в конкретных особенностях ребёнка, в том числе в его метаболизме и пищевых привычках. Папы и мамы не всегда могут на это повлиять.

Испытывать чувство вины за это — деструктивный путь. Куда правильнее признать: «Да, у моего малыша есть лишний вес. Здесь нет виноватых. Нам просто надо вместе решать эту проблему».

Чем опасен переизбыток веса

Лишние килограммы — это не только эстетический недостаток. Они несут с собой целый ряд возможных осложнений Childhood obesity. . Вот лишь некоторые из них.

Диабет 2-го типа

Это хроническое заболевание связано со сбоем в переработке сахара (глюкозы). Ожирение и малоподвижный образ жизни — один из путей заработать данный неприятный недуг.

Метаболический синдром

Это сочетание физиологических проблем, которые увеличивают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и иных недугов, связанных с нарушениями обмена веществ. К ним относятся, в частности, повышенное кровяное давление и высокий уровень сахара в крови.

Высокий уровень холестерина

Холестерин создаёт бляшки в артериях, существенно ухудшая кровоток. Это может стать причиной сердечного приступа и инсультов.

Астма

Дети с лишним весом имеют повышенный риск развития астмы. Причина этого не совсем ясна, однако связь установлена однозначно Obesity, Nutrition, and Asthma in Children. .

Неалкогольная жировая болезнь печени

Так называется накопление жира в печени, которое чаще всего проходит бессимптомно. Впоследствии это может привести к циррозу.

Эмоциональные проблемы

Физическими расстройствами дело не ограничивается. Исследования Weight Status as a Predictor of Being Bullied in Third Through Sixth Grades. однозначно показывают, что дети, страдающие лишним весом, чаще других подвергаются издевательствам со стороны сверстников. Кроме того, их преследуют чувство одиночества, беспокойство, депрессия, что плохо сказывается на качестве жизни.

Причины лишнего веса у детей

Учёные честно признают: современная наука не в полной мере понимает Do Parents Make Kids Fat? , чем же именно вызвано ожирение. Когда лишним весом страдают и родители, и дети, ситуация более-менее ясна. Тут можно выдвинуть целый ряд аргументированных предположений. Например, что на общесемейный вес влияют нездоровые пищевые привычки: любовь к фастфуду и страсть заказывать пиццу к ужину. Или что в семье слишком мало внимания уделяется физической активности. Или причина кроется в неких наследственных факторах.

Но ведь бывает и иначе: у подтянутых, занимающихся спортом, предпочитающих здоровую пищу папы и мамы растёт не в меру пухленький ребёнок. Или ещё загадочнее: и папа, и мама, и даже младшие дети стройны, а старший ребёнок имеет лишние килограммы.

Признавая сложности с установлением чётких причин, которые вызывают ожирение, медики всё же выделяют несколько факторов Childhood obesity. , каждый из которых способен привести к переизбытку веса. Чаще всего они работают вместе.

Несбалансированная высококалорийная диета

Простыми словами — злоупотребление фастфудом и готовыми продуктами из супермаркетов. В зоне риска — конфеты, десерты, сладкие напитки, в том числе и фруктовые соки.

Недостаток двигательной активности

Здесь тоже всё предсказуемо: чем больше сидишь, тем меньше калорий тратишь. Нерастраченное оседает в виде лишних килограммов.

Психологические факторы

Стресс и скука увеличивают риск развития ожирения, поскольку вынуждают ребёнка «заедать» негативные переживания или «подслащивать» слишком серую жизнь калорийными продуктами.

Социально-экономические факторы

Если человеку не хватает денег, он, скорее всего, посчитает излишними траты на спортзал или покупку довольно дорогих овощей и фруктов, не задумываясь о последствиях для своих детей.

Что делать, если у ребёнка лишний вес

Зная причины, можно составить несложный план действий, который с большой вероятностью будет эффективен для борьбы с лишним весом. Вот он:

  1. Постарайтесь не давать ребёнку сладкие напитки (лимонады, фруктовые соки). По возможности замените их водой, морсами или компотами с малым содержанием сахара.
  2. Включите в семейный рацион как можно больше фруктов и овощей.
  3. Заведите практику семейных завтраков, обедов и ужинов, ограничив спонтанные перекусы. За общим столом ребёнок съест меньше вредного, чем в одиночку где-нибудь за компьютером.
  4. Скорректируйте размер порций для каждого члена семьи.
  5. Во время еды выключайте телевизор и просите детей отложить смартфоны и планшеты. Лишние звуки заставляют нас неосознанно переедать.
  6. Проследите, чтобы ваши дети занимались спортом или иными видами физической активности. Тренировки — прекрасный способ снизить уровень стресса, а заодно повысить самооценку.

Если у ребёнка есть проблемы с весом, хотя бы раз в год необходимо консультироваться с педиатром. Это позволит отслеживать ситуацию в динамике и не допускать ухудшений.

Как мотивировать ребёнка учиться: простые способы, которые вам помогут

Как мотивировать ребёнка учиться: простые способы, которые вам помогут

Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.

В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.

Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.

Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.

Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.

Что влияет на нежелание учиться

1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.

2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.

3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.

4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.

5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.

6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.

Какие факторы влияют на интерес к учёбе

1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.

2. Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.

3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.

4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.

Какие бывают виды мотивации

Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
  • коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
  • эмоциональные;
  • саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние — поощрения, наказания.

Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».

Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».

Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые

Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.

Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.

1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.

2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.

3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).

4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.

5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.

6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.

Как повысить мотивацию к учёбе

1. Обучайте ребёнка в игровой форме

Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.

Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.

Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.

2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях

Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.

3. Маленькие поощрения, а не большие награды

Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже. Например, гораздо лучше работает правило «За каждое правильное задание — 1 конфетка», чем «За каждую пятерку в дневнике — торт». Конфетка — это своего рода гарантия, что трудновыполнимое домашнее задание происходит в атмосфере доверия, что само по себе уже является мотивацией.

4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками

Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.

Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.

5. Минимизируйте стрессы

Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.

Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.

Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.

Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.

Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.

Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!

Хронический перегруз школьников: причины и последствия

Современные дети кроме школы зачастую заняты сразу в нескольких кружках или секциях. Но оправданно ли это, ведь чрезмерная нагрузка может стать причиной проблем? Разбираемся вместе с психологом.

Причины перегруза школьников

Надо сказать, что поколение советских родителей само было слишком занято делами и работой, чтобы уделять много времени своим детям. Не потому ли их дети, сегодняшние родители, так сконцентрировались на развитии и обучении уже своих отпрысков? Эта причина имеет право на существование, учитывая органическую потребность ребенка во внимании своих родителей. И неудовлетворенная потребность может оставить своеобразный отпечаток на родительстве обделенных детей, вложив им мысль о том, что «уж мои дети не будут чувствовать нехватку внимания и недолюбленность, от которых страдал я».

Интересно, что компенсация внимания и любви видится почему-то только в чрезмерном развитии своих чад.

Говоря еще о причинах появления моды на всяческое развитие детей, мы обнаруживаем, что сегодня ярко звучит такая социальная ценность, как успешность. С чем она ассоциируется? С хорошим образованием, разносторонним развитием, подтвержденными достижениями, высокой зарплатой и статусом в будущем. Разные времена – разные ценности. Успешность – не самая плохая ценность, если она не единственная, но для ее достижения родители кладут на алтарь здоровье и детство своих детей начиная уже с детского сада.

А если смотреть еще глубже, родители, в погоне за своей успешностью через детей, начинают отказывать им в принятии и прощении при малейшей ошибке, отсутствии достижений.

Сегодня как никогда популярно раннее развитие. Сразу после рождения родителей с детьми приглашают многочисленные центры, работающие по методикам Зайцева, Никитиных, Домана, Монтессори, Чарковского и пр. Полно ультрарадикальных теорий о том, что человеческий мозг развивается только до 6–7 лет, и поэтому нельзя опоздать (например, японский автор Масару Ибука и его книга «После трех уже поздно»). Вот родители и начинают готовить дитя к школе с 2–3 лет, и к фактическому поступлению в школу имеют опережающий интеллектуальный уровень у ребенка, за который заплачено следующей «валютой»:

  • снижением познавательного интереса ребенка (когда ему уже в первом классе неинтересно учиться),
  • детской усталостью и перегруженностью еще на стадии старшей группы детского сада,
  • потерей важного психологического этапа развития ребенка – игры. А ведь недоигравший ребенок входит во взрослую жизнь, как нетренированный футболист на серьезный матч – с неуверенностью и страхом.

К каким сложностям может привести чрезмерная нагрузка

С этим багажом семилетка отправляется в школу. А там его ждут свои сложности. Это:

  • постоянно меняющаяся учебная программа,
  • увеличение количества учебных часов,
  • установка не на качественный, а на количественный результат (кто быстрее выполнит задание, кто наберет определенное количество баллов),
  • увеличение домашнего задания при сохранении обычного количества учебных часов,
  • появление новых предметов и факультативов,
  • избыток содержания в каждом предмете,
  • сокращение перемен,
  • концентрация контрольных и самостоятельных в один день,
  • общее усложнение учебных программ, сопоставимых с сокращенными вузовскими (заметим, что усложнение не обязательно подразумевает актуальность и качество – в определенное время школьник не может обойтись без помощи репетитора).

Вот факторы, которые тяжелым грузом ложатся сначала на неокрепшие плечи младшего школьника, потом распространяются и на среднюю, и на старшую школу. В полной мере выполнять предлагаемый учебный объем почти невозможно, поэтому некоторые дети перестают делать домашние задания; более ответственные делают, расплачиваясь за это своим здоровьем. На должном уровне справляются со школьными требованиями только от 15 % до 30 % учеников (источник).

Что говорят ученые

Обратимся к данным, которые приводят российские исследователи касательно детского здоровья. Абсолютно здоровых школьников сейчас насчитывается только 10–15 %, остальные имеют разные отклонения. За период обучения в школе здоровье ухудшается в 4–5 раз! К моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет патологию зрения, осанки либо сердечно-сосудистой системы. Т. е. школьное обучение подрывает здоровье, вместо того чтобы его укреплять! Согласно данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее десятилетие число школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза. Растет число заболеваний нервной системы (неврозы, фобии, депрессии, невротические реакции) (источник).

Исследования Д. Н. Исаева показали, что одной из основных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей является невозможность справиться с возложенной учебной нагрузкой. В учреждениях с интенсификацией процесса обучения (гимназиях, лицеях) время, проведенное на уроках и потраченное на выполнение домашних заданий, приводит к увеличению рабочего дня школьника до 10–12 часов для учащихся начальных классов (вундеркинд Сева Соколов в книжке занимался 9 ч 30 мин, и этот факт возмутил его дедушку, который сказал, что взрослые работают меньше, чем ребенок) и до 15–16 часов в сутки для старшеклассников. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного (недосып составляет 1,5–2 ч в сутки), и двигательной активности (75 % школьников находятся в состоянии гиподинамии). Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40–55 % учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20–30 % (источник).

Школа дает много нагрузки интеллектуальной и совсем мало физической и трудовой, что является фактором, негативно влияющим на здоровье детей.

Э. Днепров, бывший министр образования России, подсчитал, что ученику старших классов нужно 169 часов в неделю, чтобы выполнить домашние задания, а в неделе всего 168 часов. При школьной нагрузке в 65–70 часов в неделю у ребенка остается всего 29 минут в сутки, чтобы погулять. Подсчитано, что без движения старшеклассники проводят до 11 часов в день!

Информационная перегрузка

Информационная перегрузка – характерное явление для нашего общества. Объем полезной информации во много раз превышает способность человека к ее усвоению. Эта перегрузка может приводить к нервному истощению, к ухудшению памяти, потере концентрации внимания, стрессу.

В связи с этим уместно вспомнить закон Йеркса – Додсона, согласно которому с повышением мотивации качество деятельности (в нашем случае учебной) сначала растет, но потом, достигнув максимальной точки, начинает неуклонно снижаться (источник). Другими словами, при постоянно высоком уровне интеллектуального возбуждения (надо напрячься и учиться, чтобы поступить в 5-й, 10-й класс гимназии, институт и пр.) когнитивные компоненты учебной деятельности начинают распадаться.

Симптомами информационной перегрузки являются:

  1. Отсутствие ясности в голове.
  2. Ухудшение памяти.
  3. Обрывки фраз в голове.
  4. Хаотичность умственной деятельности.
  5. Рассуждения вслух.
  6. Бормотание во сне.
  7. Постоянное желание выговариваться, чтобы избавляться от лишней информации.
  8. Повышение раздражительности, быстрое нервное истощение.
  9. Снижение работоспособности.
  10. Плаксивость, истеричность.

Надо сказать, что родители и учителя часто путают перегрузку ребенка и, как следствие, невозможность быть на привычно высоком образовательном уровне, с ленью, нежеланием, немотивированностью и считают, что ребенок испортился и его надо исправлять.

Помимо физиологических последствий перегрузки мы видим, что современный ребенок гораздо меньше и хуже умеет общаться со своими ровесниками. А ему просто некогда. По сути, он не знает, что делать на улице, потому что просто так, без дела, там не бывает. Перегрузка ставит ребенка в изоляцию, и единственным доступным и простым средством для развлечения и виртуального общения становится гаджет, который, в свою очередь, приносит много тревог взрослым.

Если искать хоть какой-то приемлемый вариант общения с учетом сложившейся информационно-образовательной среды развития и ставки на успешность, то, наверное, только гаджет и может закрыть эту потребность, т. к. на реальное обычное общение, к которому привыкли родители, у современного ребенка нет ни внутреннего ресурса, ни времени.

А если ребенок свободное время проводит на улице, то сегодня это означает, что он не развивается и просто теряет свое время! И это не является примером для подражания.

Таким образом, чтобы ребенку выжить в наших реалиях и не прийти к информационной перегрузке, надо соблюдать конкретные правила:

  1. Уметь работать с информацией: выделять главное, не распыляться на второстепенное, быстро находить нужное, формулировать свою задачу до начала поиска информации.
  2. Ставить конкретную цель и достигать ее, а потом только ставить новую.
  3. Не пытаться одновременно выполнять много важных задач.
  4. Отдых должен быть пропорционален учебе, ребенку нужно гораздо больше двигательной активности, чем взрослому, лучше всего – на свежем воздухе.

В заключение хочется задать острые вопросы для размышления. А на самом ли деле успешность означает счастье и радость?

И не слишком ли высока цена, которую мы платим сегодня за абстрактную будущую успешность наших детей?!

Читайте также:  Как научить ребенка бегло читать
Ссылка на основную публикацию