Как научить ребенка быть благодарным – советы психолога

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ – 8 СОВЕТОВ

Многое мы принимаем в жизни по умолчанию. И понимаем, как много у нас на самом деле есть, только когда этого лишают или показывают красочный пример людей, у которых нет ничего. Как же в этой ситуации научить ребенка благодарности? А заодно и себе напомнить об этом.

1. Подавайте хороший пример Дети склонны подражать тому, что они видят дома, поэтому убедитесь, что они видят ваше собственное благодарное отношение.Когда ваши дети делают что-то доброе или как-то помогают вам, не важно, насколько велика или мала эта помощь, поблагодарите их за нее. Не жалейте времени, чтобы обращать внимание на их маленькие добрые дела, от этого тоже случаются чудеса с их самоуважением. В дополнение пусть ваши дети видят, как вы благодарите других, вашего супруга или супругу, например, за приготовление великолепной еды, учителей, которые внесли перемены в жизнь ваших детей, а возможно, и доброжелательного продавца, который помог вам в магазине. Подумайте, что для вас делают близкие, а вы принимаете это как должное Ведь вам никто ничего не должен.

2. Говорите о благодарности каждый день Одно простое, но проверенное и действенное предложение, — это говорить с вашими детьми каждый день о том, за что вы благодарны. Даже когда вы выражаете благодарность за, казалось бы, обычные вещи — красивое небо, новый снегопад, день, когда ваши дети помогают вам и слушаются, — вы учите своих детей быть благодарными в жизни за малое. К тому же у детей входит в привычку умение находить хотя бы одну вещь за день, за которую можно быть благодарным, как бы плох ни был весь остальной день.

3. Традиция Попробуйте привить своей семье традицию каждый день за что-то благодарить друг друга. Мы так много делаем и так мало замечаем. Пусть сегодня вы скажете мужу спасибо за то, что он купил хлеба, а он вам за ужин, но ребенок будет видеть, что даже в таких мелочах помощь ценна и за нее нужно благодарить. Пусть малыш тоже найдет что-то, за что он благодарен. Так он еще раз переживет хороший момент своего дня. К тому же проявление благодарности поднимает настроение!

4. Помогайте другим Если вы решили отдать старые вещи в детский дом или какие-то старые игрушки ребенка менее обеспеченной семье, сделайте это вместе с ребенком. Для него важно будет увидеть, что то, как живет он — не стандарт, так бывает не у всех. Главное, не вытаскивайте из ребенка эту благодарность, иначе есть риск вогнать его в чувство вины за то, что ему хорошо, а другим плохо. Просто показывайте ему все стороны жизни, и он сам поймет.

5. Научитесь замечать мелочи Дети умеют это лучше нас, но нам нужно научиться заострять на этом внимание и показывать контраст. Сегодня солнечный день — это прекрасно, а где-то идут дожди и детки сидят дома. Мы едем в комфортном автобусе. Мы живем возле моря. Мы кормим птичек и делаем им приятное. Это мелочи, которые обходят наше внимание обычно. За это не обязательно благодарить ребенку, то это важно замечать, что в его душе стирался штамп жизни «по умолчанию».

6. Учите видеть ценность не в материальном Научить ребенка говорить заученное спасибо за подаренную конфету, не очень трудно. Труднее научить его замечать, что тетя, которую он полгода по скайпу звал в гости, приехала за 2 тысячи километров, чтобы побыть с малышом. Что бабушка не подарила подарок, но приготовила вкусный стол порадовать внучка. Объясняйте ребенку ценность времени, проведенного с ним, ценность советов, которые ему дают и т.д.

7. Пишите благодарственные записки Если малыш умеет писать, пусть пишет сам, нет — пишите вы. В письменной форме благодарность за подарки, за угощения, за развлечения. Особенно это важно в дни праздников, когда ребенку уделяют много внимания.

8. Ролевые игры Если вы замечаете, что ваши дети в последнее время забывают о благодарности, придумайте какую-нибудь ролевую игру. Например, спросите своих детей, что бы они чувствовали, если бы долго выбирали какой-то особенный подарок другу на день рождения, а он бы забыл поблагодарить их или не очень бы заинтересовался подарком. Или что бы они испытали, если бы они старались изо всех сил, желая кому-то помочь, а на их доброту не обратили бы внимания? Возможность посмотреть на ситуацию с другой точки зрения может оказаться тем легким толчком, который поможет им больше ценить заботу и быть благодарным другим людям.

При всем этом помните, что из ребенка нельзя тянуть благодарность. Заученные «спасибы» — это не благодарность. Благодарность это то, что идет от сердца. А это прививается со временем и осознается ребенком по мере взросления.

Воспитание благодарности: Как научить детей чувствовать ценность того, что есть

Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «спасибо» недостаточно.

Благодарность — это способность ценить то, что у тебя есть. Для того, чтобы привить это качество, следует регулярно повторять следующие упражнения.

Подарки этого дня

Ежедневно, неважно, в какой момент дня, садитесь рядом с ребенком и перечисляйте вместе «дары» этого дня: моменты, события, впечатления, за которые вы благодарны. Это могут быть и люди, игры, угощения — что угодно. Главное — научиться смотреть на то, что с нами происходит как на подарок. Можно даже вести «Дневник благодарности».

День добротворения

Это один день в месяце, когда вы и ваши дети делаете что-то полезное для других: уборку двора, сбор вещей для благотворительных организаций, покупку корма для собачьего питомника. Это поможет детям понять важность того, что приятно не только брать, но и отдавать. Это важный компонент благодарности

Ты помнишь…

Хорошие моменты нужно закрепить. Вспоминая приятные события дня, проговаривайте: «Ты помнишь, как тебе понравилось, когда…», «Как ты был рад, когда…», «Как ты был счастлив, когда…». И даже негативную ситуацию можно превратить в повод для благодарности, например, когда вы приготовили что-то, что ребенок отказывается есть: «Как это здорово, что мы не заставляем тебя есть то, что тебе не нравится!»

Ты — мой помощник!

Если детям говорить это, они будут чувствовать, что их ценят, и действительно будут помогать и стараться больше.

Ты — заботливый

Частью способности быть благодарным является способность заботиться о других. Даже если ребенок делает что-то рутинное: убирает свои игрушки или ставит свою тарелку после еды в мойку, скажите: «Вот, какой ты заботливый!». Конечно, скажите еще и «спасибо», но похвалить их и поддержать в них мысль о том, что они внимательны, ответственны и заботливы — очень важно.

Чем мы можем поделиться сегодня с другими?

То, что нам было давно известно, подтвердилось и научными исследованиями: маленькие дети счастливее, когда имеют возможность угощать и делиться с другими. Но больше радости им приносит тот подарок, который дорог им самим: сделан собственными руками или куплен на сэкономленные деньги. На самом деле, добрые слова тоже можно дарить. Можно поделиться угощением или игрушкой. Ваша задача — следить, чтобы это происходило (осознанно) хотя бы раз в день.

Нам так повезло!

В любой момент дня вспомните, как вам повезло: что осталось четыре дня до выходных, что на ногах удобные и красивые башмаки, что в кафе есть свободный столик и мороженое.

Как здорово, правда?

Это упражнение похоже на предыдущее, но лучше иногда просто менять фразу, для разнообразия. «Как здорово, когда вся семья пьет чай вместе, правда?» или «Как здорово, что у нас есть время поваляться на диване, правда?» или «Как здорово, что мы можем делиться мыслями и идеями, правда?»

Счастье — это не результат получения нами чего-то, чего у нас нет, это признание ценности того, что у нас есть. Поверьте, дети, особенно маленькие, не видят сколько ваших усилий стоит их комфорт и радостное детство. Но если вы будете регулярно упражняться с ними в том, чтобы замечать и ценить то, что они имеют, они обязательно научатся ценить ваш родительский труд и все то, что их окружает.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка

Каждый родитель стремится вырастить умного, способного, доброго, отзывчивого ребёнка, но получается это не у всех. Дети вырастают избалованными, капризными, высокомерными. Одним словом, испорченными. В этой статье мы посоветуем, что делать, чтобы с вашим ребёнком подобного не произошло.

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Читайте также:  Основные правила вежливости для детей - как научить

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

1. Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Как научить ребенка благодарности?

Научить ребенка быть благодарным нельзя. Это же не навык. Можно научить читать, считать, рисовать, а благодарность нужно впитать. Для этого маленький человек должен жить в поле благодарности. Давайте задумаемся, почему многие современные дети просто не могут быть благодарными, а родители переживают, что они растут эгоистичными, с убеждением в том, что все вокруг существует только для них, что так и должно быть, а потому не стоит никакой благодарности. Кстати, сами родители воспринимают очень болезненно, буквально «в штыки», когда намекаешь на то, что дети просто копируют их самих. А ведь когда мы начинаем разбираться, то именно это и всплывает на поверхность. Например, на вопрос маме или папе: «Вашему ребенку всего год (два, три…), за что вы можете его поблагодарить?», в ответ — недоумение либо стандартный набор слов, как говорится, «от ума»: «Просто за то, что он есть!» И… ничего более. Тогда мы пытаемся поискать что-то конкретное — какую-то особенность ребенка: первые забавные слова, или какие-то жесты в момент засыпания, или особенную манеру есть. И когда родитель начинает говорить об этом, он преображается — буквально просветляется лицом. Он становится окутан своим материнским или отцовским счастьем и… любовью. Вот это-то внутреннее состояние, это чувство нужно отметить в себе и зафиксировать. И тогда вы поймете, за что вы благодарны Создателю, судьбе — как хотите это называйте, и за что — своему ребенку, ведь возможность испытать это счастье у вас появилась только с его рождением. И именно эта благодарность открывает очень многое в душе каждого родителя. Увы, но чаще всего мы ничего подобного не делаем. Мы погружаемся в бытовые моменты, связанные с воспитанием, а лучше сказать взращиванием своего чада — еда, одежда, детский садик, школа, репетиторы, кружки и секции… А возможность каждый день видеть то, за что мы действительно благодарны, возможность испытать это чувство у нас просто закрываются.

Когда родители, с которыми я работаю, начинают произносить слова благодарности ребенку за что-то конкретное, то вскоре и сам малыш начинает их копировать и, что важно, фиксировать свои переживания в этот момент.

Никто из родителей не приходит ко мне на прием со словами: «Почему-то мой ребенок не умеет благодарить!» Чаще всего проблема звучит так: «Не знаю что делать, мой ребенок грубый, невежливый, все на него жалуются » и так далее. И наша терапия начинается с воспоминания о том времени, когда этого маленького драчуна и грубияна очень ждали, очень хотели, очень радовались его появлению. От этого мы двигаемся дальше, глубже, — родители начинают благодарить своих родителей за то, что те дали им жизнь, а значит, и возможность испытать счастье отцовства-материнства. Так появляется ощущение обладания чем-то действительно значимым, драгоценным, что даруется свыше. И это нечто — абсолютно сокровенное, не связанное ни с социальными установками, ни, прошу прощения, с физиологической потребностью размножения. И это позволяет родителю посмотреть на своего ребенка не как на… некую функцию — в нашем обществе в нормальной благополучной семье должны быть дети, а увидеть индивидуальность, неповторимость малыша, и в то же время отметить его похожесть в чем-то на родителей и родственников, подчеркивающую особенность всего рода. Тогда появляется благодарность Богу, сделавшему родителей частью этого рода и давшему возможность продолжить его в ребенке. А когда это происходит, то и общение с малышом переходит на качественно новый уровень. Родитель перестает функционировать просто как родитель, а становится счастливым человеком рядом пусть еще с маленьким, но тоже со счастливым человеком. Вот тогда и наступает момент необходимости благодарить друг друга за любую малость.

Даже если первые четыре-пять лет жизни малыша прошли совсем иначе и поначалу он будет воспринимать все происходящее вокруг как игру, со временем эта игра перерастет в потребность. И в конце концов наступит момент, когда ребенок поймет, что «спасибо» или «благодарю» — это волшебные слова, которые невероятным образом действуют на взрослых. Я опять-таки говорю не о чем-то материальном, практичном, а о состоянии счастья, душевного комфорта, уверенности в себе. Обратите внимание — когда ребенок произносит благодарность матери как бы ни за что: «Спасибо, мамочка, что ты у меня есть» или «Спасибо, что ты — моя мамочка», как мгновенно меняется ее настроение, внутреннее состояние. Она переживает пик сильнейших положительных эмоций, она начинает «светиться» счастьем. И это счастье переходит на ребенка…

— А как сделать так, чтобы это поле благодарности распространялось не только на семью, но и на все сферы жизни? Чтобы ребенок и во дворе, и в садике, и в школе продолжал жить в этом поле?

— Предложите вашему малышу, начиная с 5-6 лет, провести эксперимент. Пусть он/она, гуляя во дворе (или в садике), сначала постарается благодарить сверстников, например, за игрушку, за желание общаться или предложение сделать что-то вместе, а их родителей (воспитателей) за доброе слово, за помощь в строительстве замка из песка. а в другой день вместо благодарности попробует отмолчаться. Пусть отметит, как повлияет его поведение на отношения с другими, на обстановку в целом, и обязательно поделится с вами своими наблюдениями. Помогите ему сделать очевидный и правильный вывод, поблагодарите за участие в эксперименте, за понимание. Похвалите его.

Еще вариант. Некоторые люди, с которыми я работаю, придумали традицию: все члены семьи раз в неделю собираются в выходной день для того, чтобы друг друга за что-то поблагодарить, а потом — и это важно — каждый делится вслух мыслями о том, кто и за что может быть благодарен ему самому. И это — момент формирования у ребенка «Я-концепции» и адекватной оценки своего поведения. Наиболее эффективна подобная практика в семьях с детьми раннего подросткового и подросткового возраста…

Читайте также:  Обучение английскому языку школьников, грамматика: как родителям организовать занятия

Когда я начинаю работать с мамочкой, недовольной поведением своего ребенка, то прежде всего мы пытаемся возродить в памяти некоторые моменты ее беременности. Женщина вспоминает чувства, которые испытала, когда малыш толкнулся в первый раз у нее в животе, когда впервые перевернулся, вспоминает первые снимки УЗИ и тот день, когда врач впервые дал ей послушать биение детского сердца. Это всегда очень сильные и очень положительные переживания. И когда женщина вспоминает их, то снова начинает именно ТАК любить своего «несносного ребенка ». Она умиляется. Начинает смотреть на его поведение с другого угла. А значит, она уже может что-то сделать, как-то повлиять на ситуацию. Например, она может сказать: «Благодарю тебя за все, что ты подарил мне с того момента, как я узнала, что ты появишься на свет. И за сегодняшнюю твою агрессию тоже, потому что я знаю, что так ты просто набираешься сил, чтобы продвигаться вперед по жизни».

К сожалению, мы все живем с установкой «само собой разумеется », и разбить этот стереотип очень сложно. Поэтому, если родители в силу своей мудрости, духовного и жизненного опыта перестанут относиться к ребенку так, что само собой разумеется, что он самостоятельно с утра встал, что он без напоминания убрал игрушки, заправил постель, получил за контрольную работу пятерку и так далее, а начнут благодарить его за то, что все это именно так и происходит, то у ребенка появится большая опора и внутрисемейные связи станут только крепче. При этом не всегда нужно произносить слова. Благодарностью могут стать и взаимно направленные поступки.

— Так что же можно сделать практически? Ведь многим людям трудно понять, как создавать это поле благодарности?

— Пятилетнему малышу, который любит рисовать, можно, например, предложить изобразить маму или папу, бабушку или дедушку и просто подарить свой рисунок не на 8 Марта или на день рождения, а без всякого повода. Предположим, мама любит наряжаться, а папа рыбачить, пусть малыш нарисует маму в красивом платье, а папу с удочкой. Если бы вы были родителем этого ребенка, что бы почувствовали, получив такой подарок? Ведь вам бы наверняка захотелось немедленно отблагодарить малыша. Причем не только словами, но и сделать в ответ тоже что-нибудь очень приятное, о чем он мечтает или что давно ждет…

Если ваш ребенок дерется, грубит, всех задирает, то можно попробовать повесить в его комнате боксерскую грушу. Похвалить его за то, что он сильный и смелый, а потом попытаться озадачить: «Зачем такую силу и смелость использовать просто так. Наверное, ты хочешь быть защитником? Ты готовишься защищать свою семью и тех, кто слабее?» Поверьте, он поймет, что гораздо интереснее, приятнее и благодарнее бороться «за благородную идею», а не просто размахивать кулаками.

Если ребенок, особенно девочка, наоборот, боязлив и нерешителен, то стоит отметить — и это практически всегда так — тонкость ее/его натуры, восприимчивость, готовность сопереживать, а значит, и помочь другому. И это ценное качество. Тогда, вместо того чтобы считать себя ущербным, малыш сможет с вашей, разумеется, помощью обрести
уверенность в себе.

Я хочу сказать, что у любой особенности характера или поведения ребенка существует два полюса. Если постараться за видимым разглядеть невидимый, то всегда можно найти золотую середину и показать малышу, что качество, которое так не нравится сегодня окружающим, можно превратить в такое, которое все примут с благодарностью. Но для этого, разумеется, нужно знать и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его характер и круг интересов.

Например. У меня есть клиентка, которая пришла с проблемой поведения дочери-подростка. Девочка — прирожденный лидер, буквально управляет всеми в семье. И это как снежный ком нарастает и нарастает. А вместе с тем растет раздражение взрослых, эмоциональные срывы ребенка, напряженность в доме и так далее. Ситуация почти невыносима. Что делать? Для начала успокоиться самой маме, найти и постараться возродить в себе те чувства, которые она испытывала, когда, по ее мнению, все было хорошо — когда вместе с дочкой они гуляли, ходили в кино, что-то мастерили, играли, ездили отдыхать, когда были дружны и счастливы, и сказать себе: «Моя дочка не стала другой, своим поведением она просто пытается что-то мне сказать, на что-то важное обратить мое внимание, и я благодарна ей за это». И сказать это нужно абсолютно искренне, совершенно веря в то, что произносишь. Как только это произойдет, то сразу откроется и причина «невыносимого » поведения дочери.

Причем почти всегда она находится в плоскости внутренних проблем самих родителей. И когда взрослые это поймут и попытаются с этим что-то сделать — напряжение в семье пройдет само собой.

Как научить ребенка благодарить? Никак, если вы сами этого не делаете!

Для практичных родителей. Если вы читаете нашу статью, значит, у вас есть ребенок, значит, эта тема вам интересна, и сколько бы ни было лет вашему сыну или дочери — месяц, год, пять, десять, двадцать, — постарайтесь прямо сейчас сформулировать три благодарности ему/ей за что-то. И если в этот момент ваше тело ответит — защиплет в носу, навернутся слезы, разольется в груди тепло, задрожит в животе. значит, ваша благодарность искренна и, значит, она принимается. Это та энергия любви, которую вы только что послали своему ребенку, — подумайте об этом. А дальше посмотрите, что произойдет в течение трех последующих дней, как примет эту энергию ребенок и чем он вам ответит. Даже если вы считаете себя очень практичным человеком, отнеситесь к этому как к эксперименту. В конце концов, вы же ничего не теряете!

Любовь Александровна МАРКОВА
семейный психолог, гештальт-терапевт,
международно сертифицированный системный семейный терапевт .
Беседовала Татьяна УПИРВИЦКАЯ.
«Уютная газета. Мелочи жизни».

Wellness Blog

Случалось ли вам посвящать весь день работе по хозяйству и заботам о детях — готовить, помогать делать уроки, стирать и гладить, чтобы ваш сын мог пойти в школу в любимой рубашке, развозить всех детей по разнообразным кружкам и секциям после школы? Наверное, к вечеру вы были разбиты, чувствовали себя выжатыми как лимон и жаловались, что ваши дети не ценят того, что вы для них делаете. Если так, то вам стоит поразмышлять о том, что вы делали, чтобы привить своим детям чувство благодарности. Предприняли ли вы какие-то конкретные шаги или считали, что эта черта характера материализуется как-нибудь сама?

Вы как родители должны понимать, что у вас есть все возможности вырастить детей, которые будут глубоко чувствовать благодарность за все выпавшие на их долю блага, не важно, большие или маленькие. И хотя на вырабатывание благодарного отношения и настроения часто уходят годы, существует множество способов ускорить этот процесс. Обдумайте наши советы по воспитанию благодарных детей.

Подавайте хороший пример

Дети склонны подражать тому, что они видят дома, поэтому убедитесь, что они видят ваше собственное благодарное отношение.Когда ваши дети делают что-то доброе или как-то помогают вам, не важно, насколько велика или мала эта помощь, поблагодарите их за нее. Не жалейте времени, чтобы обращать внимание на их маленькие добрые дела, от этого тожеслучаются чудеса с их самоуважением. В дополнение пусть ваши дети видят, как вы благодарите других, вашего супруга или супругу, например, за приготовление великолепной еды, учителей, которые внесли перемены в жизнь ваших детей, а возможно, и доброжелательного продавца, который помог вам в магазине.

Говорите о благодарности каждый день

Одно простое, но проверенное и действенное предложение, — это говорить с вашими детьми каждый день о том, за что вы благодарны. Даже когда вы выражаете благодарность за, казалось бы, обычные вещи — красивое небо, новый снегопад, день, когда ваши дети помогают вам и слушаются, — вы учите своих детей быть благодарными в жизни за малое. К тому же у детей входит в привычку умение находить хотя бы одну вещь за день, за которую можно быть благодарным, как бы плох ни был весь остальной день. Можно основать традицию, чтобы, например, каждый вечер за ужином каждый член семьи рассказывал о самом лучшем, что с ним случилось за день.

Вероятно, главное — то, что выражение благодарности поднимает настроение. Когда вы концентрируетесь на хорошем, скверные мысли обычно рассеиваются. Это не значит, что ваш ребенок не имеет права грустить, если его не взяли в баскетбольную команду или не пригласили на вечеринку одноклассников. Вы просто можете помочь ему увидеть, за что он может быть благодарен.

Список благодарностей

Каждый год выделяйте немного времени, чтобы записать, за что каждый член семьи благодарил. Маленькие дети часто выражают благодарность за простые вещи — особую игрушку или любимую еду. Конечно, их представления о благодарности изменятся по мере их взросления, и они, вероятно, еще посмеются над тем, как поменялись их приоритеты с младшего возраста. Вы также можете попросить детей создать список благодарностей каждому члену семьи, перечисляя причины, которые выделяют каждого человека на фоне других, а потом складывать эти листы в специальную книгу каждый год для каждого ребенка.

Помогаем другим

Другой способ воспитать умение благодарить — это найти занятие, при котором вы с детьми будете помогать другим. Дети могут понять и оценить, насколько они счастливы, если увидят других, менее счастливых людей.

Некоторые родители постоянно помогают в общественных столовых или в домах престарелых и берут с собой детей. Другие помогают старым членам семьи или соседям в домашних делах — помогают по дому, убирают снег, покупают продукты. Можно делать совсем простые вещи, например готовить еду для больного соседа и просить детей помочь отнести ее.

Читайте также:  Варианты - как зарабатывать деньги школьнику без вложений

Многие семьи также постоянно отдают одежду и игрушки, из которых выросли их дети, в благотворительные организации. Вы можете подключить детей к этой процедуре, попросив их просмотреть свои шкафы и коробки и выбрать что-нибудь особенное для нуждающихся.

Независимо от того, какой вид деятельности вы выберете, преимуществ для ваших детей будет множество. Помогая другим, ваши дети научатся состраданию и заботе о нуждах других. С другой стороны, они станут больше ценить то хорошее, что у них есть, — место, которое можно называть домом, надежная школа, еда на ужин, — то, что они, возможно, воспринимают как должное.

Любовь лучше вознаграждений

Если комнаты ваших детей стали похожи на магазин игрушек, вы, вероятно, задумываетесь о том, не притупило ли такое изобилие их чувство благодарности за имеющееся. Получая все, что пожелают, дети в конце концов начинают испытывать скорее удовлетворение, а не восторг, получая новые подарки. И приходят к мысли, что основа счастья — обладание все большим количеством вещей.

Постоянно помните, что, хотя это нормально, если дети хотят получить какие-то вещи, потакание каждому требованию принесет меньше радости, чем если бы ребенку пришлось подождать или чем-то заслужить подарок. В следующий раз, когда ваш ребенок что-либо попросит, обсудите с ним, как он мог бы заработать и скопить достаточно денег, чтобы потом купить желаемое самостоятельно.

Наконец, когда ваши дети получают хорошие оценки или выигрывают школьный конкурс грамотеев, скажите им, как вы ими гордитесь. Опасайтесь попасть в ловушку награждения детей за достижения деньгами или подарками.

Настаивайте на благодарственных записках

Как только ваши дети научатся держать в руках карандаш, начните учить их тому, как важно писать благодарственные записки за подарки воспитателям, учителям, тренерам, родственникам и друзьям. В этом возрасте благодарственная записка ребенка может быть очень простой — открытка, заполненная каракулями (сопровождаемая вашей собственной благодарственной запиской), а вот дети помладше могут продиктовать вам свою записку и объяснить, почему им понравился подарок. Когда дети подрастут, они смогут писать записки самостоятельно.

Благодарности близким людям

Особенные даты, такие как дни рождения, День матери, День святого Валентина, дают прекрасную возможность помочь вашим детям выразить благодарность. Дети любого возраста могут написать незатейливое стихотворение или потратить несколько минут на изготовление открытки для родственника или друга. А в конце каждого учебного года одним из лучших подарков, который дети могут подарить своему учителю, станет благодарственная открытка с простым выражением благодарности за обучение в прошедшем году.

Ролевые игры

Если вы замечаете, что ваши дети в последнее время забывают о благодарности, придумайте какую-нибудь ролевую игру. Например, спросите своих детей, что бы они чувствовали, если бы долго выбирали какой-то особенный подарок другу на день рождения, а он бы забыл поблагодарить их или не очень бы заинтересовался подарком. Или что бы они испытали, если бы они старались изо всех сил, желая кому-то помочь, а на их доброту не обратили бы внимания? Возможность посмотреть на ситуацию с другой точки зрения может оказаться тем легким толчком, который поможет им больше ценить заботу и быть благодарным другим людям.

Развиваем чувство благодарности в праздничный сезон

Возможно, одна из самых сложных задач, с которой сталкиваются родители, — это поддержание умения благодарить в разгар праздничной суматохи. СМИ обрушивает на детей такую лавину рекламы, что неудивительно, если многие дети обеспокоены скорее тем, что они хотят получить в подарок, чем подлинным смыслом праздника. Как же напомнить детям, что во время праздников надо быть щедрыми и благодарными? Подумайте над следующими идеями.

  1. До наступления праздника обратите внимание ребенка на то, что именно он означает. Особенно подчеркивайте само празднование — посещение церкви, зажигание свечей или семейное торжество, — а не подарки, которые получат дети.
  2. Подайте пример того праздничного настроения, которое вы хотели бы видеть у своих детей. Например, примите участие в сборе зимней одежды для бедных или испеките печенье для пожилой соседки. Если позволяет ваш бюджет, то разрешите ребенку выбрать и упаковать новую игрушку, чтобы подарить другому ребенку.
  3. Возьмите своих детей за покупками подарков для других членов семьи или посадите их делать самодельные открытки, печенье или безделушки. Дети получают неизмеримое удовольствие, когда дарят подарки и видят благодарность получающего.
  4. Поговорите с другими родителями о «бесподарочной» политике в школе, в детском саду или в других группах вне семьи.
  5. Когда праздник наконец настанет, делайте все не спеша. Пусть члены семьи не расхватывают подарки, отталкивая друг друга, а открывают их по очереди, благодаря каждого дарителя.
  6. Заранее поговорите с детьми о том, что надо быть благодарными за подарки, которые они получают, даже если бабушка снова дарит им очередной вязанный своими руками шарф. Объясните, что даритель потратил время, чтобы выбрать что-то, что, по его мнению, им понравится, и что важно уважать его старания, что бы дети ни думали о самом подарке. Пусть они найдут в подарке хотя бы одно положительное качество, о котором можно сказать.
  7. Наконец, постарайтесь сохранить настроение благодарности на протяжении всего года.

Благодарные дети, благодарные родители

Помните, что чувство благодарности у детей не появится в одно мгновение. Но если вы действительно настроены сделать благодарность важной частью своей повседневной жизни, ваши дети в конце концов научатся находить хорошее в любой ситуации и вырастут благодарными людьми.

Ребенок вам ничего не должен! Правда о чувстве благодарности

Родители и дети: учим быть благодарными на собственном примере.

Алина Бикеева педагог, автор блога о воспитании детей

Как-то присутствуя на очередном школьном концерте в честь Дня учителя и слушая выступления школьников, я, педагог, вдруг поймала себя на том, что мне неприятно то, что говорят со сцены дети заученными фразами и отрепетированными голосами.

“От чистого сердца, простыми словами. ” Или так: “Спасибо вам, наши любимые учителя, за ваш тяжёлый, но благородный труд. “

Почему же мне, учителю, не понравились выступления школьников? Ведь милые, чудные дети со сцены благодарили меня.

Мы, взрослые, хотим получить от детей благодарность немедленно. Но могут ли дети в своём детстве и юности быть благодарны взрослым, о них заботящимся, и в частности своим родителям?

Это прозвучит неожиданно, но требовать от детей благодарности нельзя. На неё можно лишь надеяться, её можно лишь ожидать в глубине души через много-много лет.

Ребёнок взрослым вообще и своим родителям в частности ничего не должен, даже если они действительно многое делали и делают для него. Для ребёнка нормально и естественно не испытывать чувства благодарности к родителям и к любым другим взрослым.

И нечего, уважаемые взрослые, эту благодарность с ребёнка спрашивать, требовать, вытряхивать, выбивать. А также нечего навешивать на ребёнка долги, которых у него перед взрослыми не было и нет. В отношениях “ребёнок — взрослый” режим “ты — мне, я — тебе” не работает! Ведь право же, уважаемые взрослые, не делаете же вы всё для ребёнка в его детстве только лишь затем, чтобы стребовать с него за всё это по полной программе в собственной старости!

Про высший пилотаж человеческой души

Чувство благодарности — это эмоция человеческой души высшего пилотажа. Высшего! Можно ли выполнение фигур высшего пилотажа требовать с начинающего лётчика, а тем более с ребёнка?

Дети в своём детстве и юности не должны, да и не могут испытывать чувство благодарности к своим родителям и другим взрослым.

Возникновение в душе человека чувства благодарности кому-то или чему-то знаменует собой успешный процесс взросления человеческой личности и наступление её зрелости. И биологический возраст здесь ни при чём. Далеко не всем взрослым даётся этот процесс. А мы от детей требуем!

Дети в своём детстве и юности принимают всё, что имеют, как должное. Так поступают и многие взрослые тёти и дяди. Для детей это — нормально и естественно, на то они и дети. А вот для взрослых — нет! Ну, это тема отдельного разговора. И нечего, уважаемые родители, хотеть невозможного, топая ногами и покрикивая грозным голосом: “Ты должен быть мне благодарен! Никакой от тебя благодарности никогда не дождёшься!”

Можно ли научить быть благодарным?

Конечно, учить детей быть благодарными нам, родителям, можно и нужно. И самый эффективный способ обучения — на собственном примере. Научить своих детей быть благодарными могут только те родители, которые сами являются благодарными людьми.

  • Почаще сами говорите своим детям “Спасибо!”. Находите, за что, — и говорите. Помог ли ребёнок вам по дому, пожалел ли вас, усталых, после работы — не важно. Благодарите! Благодарите просто и искренне.
  • Время от времени проговаривайте вслух своим детям, за что именно вы им благодарны. Находите, за что, — и проговаривайте.
  • Как можно чаще рассказывайте своим детям, каким людям, будь то родственники, друзья или коллеги по работе, вы благодарны. Объясняйте детям все специфические детали, почему и за что именно вы благодарны тем или иным людям.
  • Постоянно обсуждайте со своими детьми, за что вы (вместе с ними) можете быть благодарными судьбе, жизни. Проговаривайте вслух и обсуждайте то, что вы и ваш ребёнок имеете в этой жизни. Давайте ребёнку понять, что имеете вы действительно немало.
  • Подготавливайте вместе с детьми, подписывайте и дарите благодарственные открытки разным людям.
  • Почаще подговаривайте своих детей делать небольшие подарочки и устраивать приятные сюрпризы разным родственникам, знакомым и друзьям семьи в знак благодарности этим людям за что-то.

Желаю вам, уважаемые взрослые, прежде всего самим почаще испытывать в своей жизни одну из высших эмоций человеческой души — чувство благодарности. Это, во-первых, будет означать, что вы — счастливый человек, т.к. именно счастливчики испытывают это чувство чаще остальных. А во-вторых, это будет явно увеличивать ваши родительские шансы вырастить благодарных детей. Желаю вам, уважаемые взрослые, самим быть просто благодарными людьми!

Ссылка на основную публикацию