Как научить ребенка играть на гитаре

Уроки игры на гитаре для детей

Занятия гитарой для детей

Чем больше всего узнает ваш ребенок в детстве, тем проще ему будет выбрать любимое занятие во взрослом возрасте. Занятия гитарой для детей – превосходный способ познакомиться с музыкой.

  • Уроки гитары для взрослых
  • |
  • Обучение гитаре для детей

Запишитесь на бесплатный урок и получите массу ярких положительных эмоций!

Если вашему ребенку уже исполнилось 5 лет, то школа гитары для детей – это отличный вариант для освоения первого музыкального инструмента.

Не важно ходит ребенок в садик или заканчивает школу. Мы найдем для вашего сына или дочери тот музыкальный материал который будет интересно осваивать и получать музыкальные знания.

В FMusic мы научим новому как начинающего, так и продолжающего свое обучение ребенка.

Наша музыкальная школа

Обучение в школе гитары

обучение игре на гитаре для детей имеет ряд особенностей. Если, например, фортепиано для всех возрастов будет одинаковое, то с гитаристам уже не так просто. Какой инструмент подойдет в вашем случае можно узнать из нашей специальной статьи на эту тему.

Детская школа гитары

В обычном государственном заведении есть постоянная обязательная программа для изучения. Она одинаковая для всех школ. Часто это уже не актуальная и неинтересная программа не для современного музыканта. Это классическое образование. упускающее множество трендов последних лет. Тем более это становится актуально ввиду того, что лишь единицы учеников связывают с музыкой свое профессиональное будущее.

Детская школа гитары FMusic предлагает индивидуальный подход для каждого ребенка. Ведь ваш ребенок, сколько бы лет ему не было, он же такой один не похожий ни на кого.

Поем и играем то, что нравится

Уже в 5 лет малыш может понять что ему больше по душе, а что меньше. Совсем просто это сделать в 12 лет. В 16 любому человеку точно ясно, что он хочет слушать и что хочет научиться играть.

Уже На первом бесплатном уроке можно исполнить свою первую мелодию! А самое главное то, что преподаватель скажет вам как стоит организовать процесс обучения, чтобы он проходил интересно и каждый раз с желанием узнать новый материал.

Иногда малышам стоит начать обучение игре с укулеле. Это маленький гавайский инструмент ставший очень популярным в последнее время благодаря своей компактности и отличному звучанию.

Стоит ли сначала учиться играть на укулеле тоже подскажет педагог во время первого знакомства.

Умение приходит с практикой. Чтобы хотелось больше практиковаться, процесс изучения материала должен быть интересным.

Обучение на гитаре для начинающих детей

Чаще всего ребенок, приходя на занятия музыкой не имеет до этого никаких музыкальных знаний или они слишком теоретические и поверхностные. Обучение на гитаре для начинающих детей стартует с игры нескольких аккордов. Буквально на одном, базовом, занятии можно выучить первые 3 аккорда, чтобы репетировать дома новую песню.

Не стоит загружать новых музыкантов большим объемом теории. Это стоит делать лишь тогда, когда человек втянулся и сам этого захотел, чтобы развить свои навыки и улучшить понимание происходящего.

Пока мы не начали импровизировать и играть сложные вещи. мы учим любимые песни, которые тут же можно будет исполнять вместе с друзьями, родственниками или даже просто для себя, в зависимости от настроения.

Наши педагоги

Познакомьтесь с нашими педагогами, посмотрев видео!

Все наши преподаватели имеют высшее музыкальное образование. Большинство из них лауреаты музыкальных конкурсов и практикующие музыканты.

Но это не самое главное. Важно то, что каждый из них имеет опыт работы с детьми и обучения в течение минимум 3-х лет.

Хотите ли вы вырастить настоящего музыканта или просто отдать ребенка в школу гитары для детей на занятия музыкой для общего развития. В любом случае вы и ваш сын или дочь получат тот результат, которого они хотят добиться.

Видеоуроки

Если у вас уже есть инструмент, перед тем как посетить FMusic посмотрите наши обучающие видео. Вы сможете еще лучше познакомиться с некоторыми преподавателями и заодно выучить что-то новенькое, если уже что-то умеете играть.

Бесплатное занятие

Приглашаем вас посетить первый урок в любой день недели, когда вам будет удобно.

Первое занятие бесплатное. Приходите, вместе с детьми подержать в руках гитару и попробовать сыграть свою первую песню уже на первом уроке.

Занятия проходят каждый день с 10 утра до 10 вечера. Запишитесь сегодня!

Как обучать дошкольников игре на гитаре

В этом посте я поделюсь своим личным опытом обучения дошкольников игре на гитаре, а также кратко расскажу о сути цветовой методики.

  1. Без чего нельзя обучать детей
  2. Суть цветовой методики обучения игре на гитаре детей дошкольного возраста

БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ОБУЧАТЬ ДЕТЕЙ

И это касается не только обучения игре на гитаре, но и различных других обучений, предметов или навыков. Пусть эти пункты будут вам полезны, даже если что-то покажется непонятным или что-то вызовет когнитивный диссонанс. Если же вы успешно работаете с детьми много лет и считаете себя специалистом высшего класса в этой области, то эти пункты можете прочесть хотя бы для уважения проделанной работы.

  • Любовь, контакт и понимание. В эти понятия я вкладываю перестройку мышления взрослого человека на мышление ребенка (которым когда-то обладал каждый из нас в детстве, но благополучно мог его забыть). Это по сути означает играть с ребенком во все его игры, включая шалости, раскрашивание стен фломастерами и купание кота в аквариуме с рыбками, разговаривать с ним на “одном языке”, слушать и слышать его, но при всем при этом, будучи взрослым, не доводить до крайности (особенно с котом). Вы должны понимать ребенка как родная мама, безупречно считывать едва заметную мимику и интонацию и делать соответствующие действия во избежание стрессов и конфликтов и во имя продолжения счастливого детства. Самые профессиональные учителя ДМШ могут совершенно не найти подхода к самому обыкновенному здоровому ребенку. Потому что в работе с ним профессионализм гитариста преподавателя ДМШ выходит на второй план и тому есть множество подтверждений.
  • Собственное развитие и желание добиваться результатов. Я не стал бы склонять вас к вере в мой опыт как в истину в последней инстанции. Вы, преподаватель, родитель, имеете свой и можете лучше меня знать все особенности вашего ученика или ребенка. Однако, к чему я призываю и что сам постоянно делаю – изучать материалы из различных источников. Некоторые из них могут показаться далекими от темы обучения детей при беглом знакомстве. При глубоком рассмотрении Вы обнаружите много полезного. Кроме книг к таким источникам относятся отдельные исследования, видео по теме, опыт коллег, а также психологов, медицинских работников и воспитателей детских садов. Конечно же, без большого желания вникнуть в тему и добиться в ней хороших результатов, будет сложно. Однако, я надеюсь, что даже некоторые рекомендованные книги в конце этой статьи, окажут на вашу работу с детьми самое благотворное влияние.
  • Креативность, открытость и легкость. Нельзя обучить тому, чем сам не обладаешь. Вам предстоит “упаковывать” (трансформировать) любые знания и умения, которым вы обучаете в игры, рассказы и истории, а чуть позднее – в более сложные задания типа ребусы, раскраски, кроссворды, игру на гитаре. Дети не воспринимают мир как взрослые. У них другое мышление и восприятие. Изучите эту тему (в этот пост она просто не уместится) и применяйте прямо с сегодняшнего дня. Нет. Со вчерашнего. Так я объясняю открытость и легкость. Ребенку не нужно говорить, давай поиграем с тобой в игру. Нужно брать и играть, увлекая его и самого себя. И делать это легко и сразу, неподдельно и увлеченно.

Многими из свойств выше обладают бабушки и дедушки, ввиду наличия свободного времени, желания быть ближе к внукам и некоторых сходств в мышлении. Трудоустроенным родителям бывает сложнее в этом смысле. Но в этом и суть задачи. Найти время и возможности для себя, а также методы и способы, инструменты и дополнительные материалы для юного создания.

СУТЬ ЦВЕТОВОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГИТАРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Я много писал о различиях в цветовых подходах и здесь не буду повторяться. Сразу перейду к техническому методу записи цветных нот. Именно это словосочетание порой привлекает внимание преподавателей и родителей, срабатывая как триггер, как свет для мотылька. Однако, повторюсь, это ничто по сравнению с первым блоком информации. Это всего лишь один из способов записи звуков для дальнейшей их передачи и/или вопроизведения на гитаре.

Да, этот способ прост и подходит для детей практически с того возраста, когда они начали различать впервые в своей жизни 6 цветов, требуемых для записи шести струн гитары (мой личный опыт начала занятий с ребенком игрой на гитаре – в 2 года). Но самый короткий путь для обучения детей игре на гитаре – это здоровый ребенок в отличном настроении, гитара и креативная смекалка.

Итак. Каждая струна имеет свой цвет. Игра на начальном этапе производится в первой позиции на открытых струнах. Желтый кружок – защипываем желтую первую струну столько раз, сколько кружков нарисовано. Кстати сказать, кружки можно заменить и помидорами, и лимонами, и картофелинами. Здесь добро пожаловать вашему совместному с ребенком творчеству. Дайте себе волю!

На первом этапе играем попевки на открытых струнах. Цель этого этапа – с удовольствием защипывать струны и уметь перепрыгивать на разные из них.

Дальнейшие этапы – простой аккомпанемент на открытых струнах гитары, эксперименты с ритмом на открытых струнах, прижатие струн в первой позиции, аккомпанемент известных песен, строящихся на нескольких простых аккордах, далее усложнение одноголосных мелодий и т.д.

Задача этой статьи – показать что важно понимать для начала занятий на гитаре с ребенком дошкольного возраста и рассказать о сути цветовой методики. Уже конкретные игры, попевки, пьески, аккорды на трех струнах и их применение, ребусы, раскраски, музыкальные пазлы, а также многочисленные другие креативные занятия будут включены в сборник “Мармеладки юного музыканта”, готовящегося к выходу в свет.

Некоторые полезные материалы по теме:

  • Дебора Макнамара “Покой, игра, развитие. Как взрослые растят маленьких детей, а маленькие дети растят взрослых”
  • Чарлз Дахигг “Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно, а не иначе”
  • Михай Чиксентмихайи “Поток: Психология оптимального переживания”
  • Михаил Федоренко (видео) “Родитель XXI века”
  • Шалва Амонашвили (видео) “Как любить детей”
  • Даниел Койл “Код таланта. Гениями не рождаются. Ими становятся”
  • Ссылка на плейлист “Музыкант с пеленок” с различными видео по теме обучения малышей на моем YouTube канале

Задайте вопрос по теме или поделитесь опытом обучения малышей. За лучшие комментарии – полезный подарок.

Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных

Лайфхакер разобрался, с чего начать, как не растерять мотивацию и добиться результатов. Оказалось, всё не так сложно, как кажется.

Читайте также:  Как научить ребенка бегло читать

Прежде чем начать

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант — это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко найдёте, если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выберите и купите гитару

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное — более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

Гитары Yamaha: слева — классическая, справа — дредноут

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Изучите гитару

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний — у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройте гитару

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуйте играть

Наконец мы добрались до самого интересного — собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн — с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Научитесь играть мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Научитесь играть аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, — игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет — мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и — в кружках — пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 — указательный, 2 — средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик — то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним — четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем — третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре — приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Изучите бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное — не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное — практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить харизму и укажут на недостатки.
Читайте также:  Какие профессии станут популярными у наших детей?

Как весело обучать игре на гитаре

«Гитарный журнал» начинает серию публикаций, посвящённых начальному обучению игре на гитаре. Предлагаем вашему вниманию, дорогие друзья, размышления московского педагога Ильи Шумайлова о его нестандартном подходе к тому, «как весело обучать игре на гитаре детей малого возраста».

Многоуважаемый “Гитарный журнал”! Обращение, может быть, и высокопарное, но это аванс!
Время стремительно! Недавнее удивление обычному телефону сменяется удивлением Интернету, электронной почте и вот теперь – электронный “Гитарный журнал” – “прямо эмейлом по фэйсу” (читай – по мозгам)! Но сменим этот сленг на “Я встретил Вас…” – это мне как-то ближе. А теперь по существу.

Как весело обучать гитаре детей малого возраста

В настоящее время заметно омолодился возраст начинающих обучаться игре на гитаре. К этому замечательному явлению гитарная педагогика не вполне готова, в чем мне пришлось убедиться на собственном опыте. Применяя в работе с детьми младшего возраста общепринятые методики, я стал замечать, что они малоэффективны и не дают ожидаемого результата – детям и трудно, и скучно, и больно, и неинтересно, а мне как педагогу – плачевно. В раздумьях, что же делать, стал изучать литературу, посещать семинары Вальдорфской педагогики (Рудольф Штайнер, Германия), курсы элементарного музицирования преподавателей Института им. Карла Орфа (г. Зальцбург, Австрия), анализировать опыт таких педагогов, как Ирины Шуваловой, Вячеслава Жилина, Татьяны Тютюнниковой, Татьяны Рокитянской, Ильи Подкаминского, Елены Робашевской, свой собственный опыт. Из сонма вопросов и множества вариантов стала выкристаллизовываться характерная особенность детей этого возраста: жажда познания окружающего мира через игру. Конечно, ничего нового в этом нет, но прежде я об этом не задумывался. Постепенно, от урока к уроку, стал накапливаться багаж дидактических (обучающих) игр. Одни из них помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения, усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Первые уроки
Первые занятия рекомендую проводить в группе из 3–4-х человек. Первое знакомство важно не только для детей, но и для педагога – малейшую фальшь, неискренность с его стороны дети мгновенно чувствуют. Об этом тоже все знают. Вопрос в том, как познакомиться с ребятами и расположить их к доверительному общению? Использую игру “Интервью”.

Интервью
Педагог – задает вопросы, дети – отвечают или один ребенок берет интервью у других, вопросы дозволяется задавать и педагогу. В результате игры педагог и ребята познают характер, привычки, вкусы, любимые занятия, окружение друг друга. Устанавливается непринужденная обстановка, и мы переходим к следующей игре “Магнит” на удержание внимания.

Магнит
Сначала выясняем, что такое магнит. После чего педагог предлагает детям проверить “магнитность” их рук и коленей, ног и пола, рук и головы, ладоней и т.д. Сила “магнитности” проверяется педагогом или одним из детей: надо разомкнуть смагниченные руки, ноги… Конечно, взрослому человеку сделать это нетрудно, здесь важно вызвать у ребят необходимость концентрации воли, силы. Детям игра нравится, она вливает в них мышечную энергию, активизирует тело при достаточно пассивном поведении. Другой уровень игры “Магнит” – “Магнитные глаза”. Поначалу примагничиваемся взглядом к полу, потолку, двери, шкафу, окну (дети так любят поглазеть по сторонам, тем более что помещение, в котором они оказались, незнакомо, а посмотреть хочется, и это прекрасная возможность познакомиться с кабинетом гитары), затем к другим ребятам, их носам (это очень смешно), ушам, глазам, коленкам, и впоследствии к правой и левой рукам педагога, его пальцам, кисти, глазам. Все это необходимо для удержания сосредоточенного взгляда, внимательной наблюдательности. Впоследствии, голосовая команда педагога: “Магнит!” моментально собирает и организует детей.

Зеркало
Эта игра имеет несколько уровней. Переход к следующему уровню осуществляется только после свободного и точного выполнения предыдущего уровня. Поначалу воспитываем у детей подражательные (имитационные) способности, впоследствии не только координацию движений, но ещё и чувство метро-ритма, затем переходим к постановке исполнительского аппарата – положение гитары, посадка гитариста, постановка рук.

Имитационность – педагог делает различные движения спонтанно, вне ритма (чешет нос, затылок, зевает, чихает, прыгает, наклоняется, дирижирует и т.д. – насколько хватит вашей фантазии), а дети их повторяют. Эта легкая и веселая игра приучает учеников быть внимательными, без словесного предупреждения вслед за педагогом изменять движения и действия, буквально “поедать” его глазами, чтобы ничего не пропустить. Для усиления организованности и полного включения воли, устраиваем игру “на победителя” – тогда моментально все начинают действовать слаженно. Слаженность, как известно, одна из необходимых особенностей любого музыкального ансамбля и она нам в недалеком будущем очень пригодится.

Метро-ритмичность – педагог делает различные движения и звуки уже в определенном темпе и метро-ритме. Конечно, первые игры проводятся на телесное и внутрислуховое ощущение меры или пульса, так как от этого зависит чувство метро-ритма детей на всю дальнейшую исполнительскую жизнь. Дети должны воспроизводить те же действия, звуки, движения, что и педагог. Эта игра закладывает и формирует навык ансамблевого исполнительства, удержанию единого темпа, как единого для всех исполнителей дыхания.

Налаженность исполнительского аппарата – игра смешная и увлекательная, потому что помимо правильных установок педагог, а за ним и дети показывают самые невероятные способы посадки, положения гитары (только, чур, безопасные для инструмента – это мы заранее оговариваем) и рук. Ребята играючи уясняют важнейшие гитарные постулаты и при этом развивают бурную фантазию.

Дальнейшее обучение я условно подразделяю на три периода:

• элементарное музицирование на гитаре
• донотное музицирование на гитаре
• первоначальный нотный период

Элементарное музицирование
Элементарное музицирование – это практический способ введения ребёнка в мир музыки, в мир этико-эстетических категорий через метроритмические и звуковысотные “праэлементы”, которые выросли из речи и пока ещё не музыка в нашем понимании. Тем не менее, они уже являются составной частью основного музыкального закона, открытого Пифагором.
Этому закону подчиняется всё – макро- и микрокосмос, его живая и неживая материя. Если согласиться с такой формулировкой, становится ясно, почему ребёнок в утробе матери реагирует на внешние, в частности, музыкальные раздражители; почему после рождения он адекватно реагирует на разнообразные интонации человеческой речи; почему, постепенно взрослея, эмоционально имитирует окружающие его музыкальные звуки; почему занятия музыкой для многих детей становятся естественной частью их существования. Напрашивается важный вывод, что система элементарного музицирования, включающая пение, импровизацию и игру на простейших ударных инструментах, разработанная в 30-е годы ХХ века австрийским композитором Карлом Орфом (1895-1982), угадала потребность в этико-эстетическом воспитании человечества (простите за пафос).

Как известно, Карл Орф разработал и специальный детский инструментарий для элементарного музицирования, в основе которого лежали профессиональные музыкальные инструменты, приспособленные для детей: ксилофон, вибрафон, флейта, арфа, ударные инструменты. Почему-то гитара осталась вне поля его внимания, видимо, Карл Орф не предполагал универсальных возможностей гитары, иначе он бы использовал широкие возможности подражательного свойства этого до сих пор ещё до конца непознанного инструмента. Перефразируя Робера Видаля и Андреса Сеговию, можно сказать, что гитара – благодатный инструмент, известный с древнейших времен, избалованное дитя музыки, каждому близкий, готовый на всё, самый легкий инструмент в мире для элементарного музицирования. Подтверждение тому – “Венецианский карнавал” и Вариации на тему Хоты Франсиско Тарреги, пьесы Никиты Кошкина и др., где композиторы блестяще демонстрируют имитационные возможности гитары.

Илья Шумайлов – педагог структурного подразделения ГОУ СОШ № 1992, ЦТРИГОД “Лидер” (город Москва).

Уроки игры на гитаре для детей

Родители, выбирающие для детей музыкальное образование, все чаще останавливаются на уроках гитары. Она дешевле фортепиано, легче аккордеона, популярнее народных инструментов. Базовые навыки игры на гитаре сыграют роль в развитии ребенка и помогут ему в будущем стать «душой» любой неформальной компании.

Этап 1. Подготовительный

Прежде, чем записываться на курсы, обратите внимание на:

  • Соответствие возраста. Современные методики позволяют учить игре на гитаре с 4-5 лет. Но если ребенок еще не освоил простейшие социальные навыки, обучение будет мучительным для всех. Как минимум он должен уметь выражать свои мысли, не бояться взаимодействовать с незнакомыми людьми, понимать слова, которые ему говорят.
  • Предрасположенность. Педагог обязательно проверит музыкальные способности вашего чада. Если они минимальны, не стоит отчаиваться, средний уровень достижим всегда. Однако нужно понимать, что обучение потребует чуть больше времени и сил.
  • Готовность регулярно заниматься дома. Даже самые лучшие курсы не гарантируют результат, если не выполнять домашние задания. Идеальным вариантом будет наличие среди членов семьи человека с хорошим слухом и готовностью учиться вместе с маленьким гитаристом.
  • Финансовые затраты. Индивидуальный инструмент, пюпитр, подставка для ноги, тюнер – должны быть минимум среднего качества. Гитару придется менять по мере роста ребенка.

Чтобы вдохновить на занятия, посмотрите видео с детьми, играющими на гитаре. Покажите выступление взрослых гитаристов, сводите сына или дочь на концерт классической гитарной музыки.

Не обещайте за уроки новый конструктор, планшет, сладости! Музыка должна быть самоцелью. Говорите о том, как будет здорово, когда он научится играть. Вдохновляйте домашними мини-концертами для бабушек, дедушек и любимых игрушек, покупкой музыкальных сувениров (брелки-гитары, красивые нотные папки, наклейки на пюпитр и т.д.)

Важно: не заставляйте детей заниматься, если они категорически против! Поверьте, лучше подождать пару лет, чем привить отвращение к музыке.

Этап 2. Куда пойти учиться?

Выбираем одно из двух популярных направлений: специализированная школа или частные уроки.

Музыкальная школа

Этот выбор будет оптимальным, если вы хотите, чтобы дети научились играть на гитаре и получили музыкальное образование.

Большинство школ преподают дополнительные дисциплины, включающие игру на втором инструменте (фортепиано, баян, скрипка), сольфеджио, хоровое пение и участие в ансамбле.

Профессиональные педагоги проконтролируют правильную постановку рук, помогут освоить переборы, научат классическим этюдам, подберут упражнения для развития слуха и голоса. Программа предусматривает знакомство с теорией музыки, биографиями композиторов, выступление на конкурсах.

После получения диплома музыкальной школы можно учиться в училище или консерватории.

Недостатки: большая нагрузка, длительный процесс, изучение множества «необязательных» предметов. Вы не сможете выбрать педагога сами. Детям (особенно младшим школьникам) будет сложно совмещать учебу в обычной школе и дополнительные занятия.

Частные уроки

Главные преимущества частных занятий – возможность договориться с преподавателем, индивидуальный подход к каждому ученику.

Одна из самых забавных методик – «Интегрально–Матричный Метод Игры (ИММИ). Гитара «Радуга».

Этот курс разработан белорусским гитаристом Юрием Куриловичем 15 лет назад. Его основа – цветовое обозначение каждой ноты (ведь и цветов и нот одинаковое количество). На гриф детской гитары под струны наклеиваются маленькие прямоугольники цветного скотча, которые облегчают визуализацию нот. Метод основан на цельном игровом восприятии звука, движения и цвета. Дополнение к нему – компьютерные программы, иллюстрированные нотные сборники-раскраски, пальчиковые музыкальные модули. Игровая форма увлечет детей от 3-х лет и поможет взрослым, которые никогда не держали в руках гитару.

Читайте также:  Выбор профессии для детей: советы психологов

Игровой способ обучения используют также последователи Вальдорфской педагогики и метода элементарного музицирования Карла Орфа.

Школьники постарше наверняка оценят классические методики преподавания. Им понравится «взрослость» происходящего, камерное звучание гитары, запись музыки нотными кодами, возможность выучить более сложные мелодии из различных музыкальных направлений.

Результатом базового курса у репетитора (в зависимости от частоты занятий и предрасположенности ребенка) будут:

  • правильная посадка, постановка обеих рук, их синхронизация;
  • знание нотной грамоты, умение извлекать «чистые» звуки;
  • владение ритмом, гитарные гаммы, переборы (с басом и без)
  • простые пьесы, этюды, аккомпанемент;
  • элементарная настройка гитары

Частные уроки можно брать на дому или приглашать преподавателя к себе. Единственным минусом будет их стоимость.

Этап 3. Выбор инструмента

Вначале педагог предложит определиться с выбором гитары.

Для начинающего гитариста подойдет маленькая классическая гитара с нейлоновыми струнами. Звучание металлических струн, несомненно, глубже и полнее, однако они могут травмировать детские пальцы и вызывать болезненные ощущения при игре.

Размер гитары определяется возрастом и ростом музыканта. Для малыша 3-6 лет выбирают инструмент размером ¼ от взрослой гитары. Ребенок постарше, ростом между 120 и 135 см, осилит уже ½. Более высоким детям подойдет ¾ стандартного размера. После 12 лет имеет значение комплекция ребенка. У атлетически сложенного мальчика получится играть на полноразмерной гитаре. А хрупкой невысокой девочке лучше оставить инструмент ¾.

Не стоит сразу покупать дорогую гитару от известной фирмы, так как всегда есть шанс, что ваш ребенок со временем охладеет к музыке. Однако выбирать дешевый инструмент с плохим звучанием, буквально разваливающийся в руках, тоже не надо. Оптимальным вариантом будет маленькая гитара начального уровня со средним качеством и полноразмерная качественная вторая гитара – если подросшие дети захотят играть дальше.

Важно: инструмент должен визуально нравиться маленькому гитаристу. В идеале ребенок должен участвовать в выборе и покупке. Тогда формируется первая эмоциональная привязанность, в дальнейшем облегчающая обучение.

Дополнительные аксессуары приобретаются уже после согласования с педагогом. Обязательны подставка для ног (для малышей – даже две, повыше и пониже), пюпитр оптимальной высоты, гитарный чехол, комплект запасных струн. Наличие профессиональных аксессуаров (медиатора, каподастра) на начальном этапе не обязательно. Но будьте готовы приобрести хотя бы простейший тюнер. Ведь настраивать гитару для домашних занятий, скорее всего, придется вам.

Заключение

Какое бы решение вы ни приняли, помните, что играть на гитаре придется ребенку. А значит, процесс должен нравиться в первую очередь ему.

Не стоит ориентировать сына или дочь только на победы в конкурсах и высокие оценки. Возможность прикоснуться к искусству (да-да, простенькие гитарные песенки – это тоже искусство), ощутить себя творцом звука, почувствовать, как из-под пальцев льется мелодия – само по себе бесценно.

Почаще хвалите детей, не заставляйте их часами корпеть над инструментом. Лучше сделать три подхода по двадцать минут, чем один – на час, но со скандалом.

Учеба игры на гитаре подарит вам бесценное время общения с детьми.

Как научить ребенка играть на гитаре

Войти

Ребенок и гитара. Часть 1 – С чего начать

Рано или поздно перед родителями возникает вопрос: на какой кружок или секцию отдать ребенка? Среди большого количества всевозможных занятий выбрать трудно, но сделать это придется. Если ваш выбор пал на музыкальное направление и в частности на гитару, то сегодня я дам вам основные тезисы, чтобы вы с осознанием к этому подошли. И, возможно, из вашего чада когда-нибудь получится великий мастер.

Да-да, сам факт того, что вы отдаете его обучаться премудростям игры, не сделает из его гитариста, как вы не старайтесь. Ребенок может сколь угодно долго ходить на занятия, потому что “так надо”, выполнять задания учителя, но может остаться посредственным гитаристом. Да и гитаристом ли? А вот если вы действительно хотите создать для него благоприятные условия, стимулировать его во время процесса обучения, помогать и учиться вместе с ним, тогда эта статья – для вас!

П.С. Эта заметка – первая из детского цикла относительно гитарного дела. Мне очень важен отклик родителей, которые уже сталкивались с этим, планируют столкнуться и просто людей, которые могут как-то дополнить мои слова. Материала об этом на самом деле очень мало в интернете и он разбросан. Пишу, как говорится, “с головы” и о том, с чем приходилось сталкиваться. Так что обратная связь мне важна.

Отпишитесь по возможности.

1. В каком возрасте уже можно приобщать ребенка к гитаре?

На этот вопрос никто не дает однозначных ответов, потому что случай на случай не приходится. Возраст ребенка не всегда показатель, так как некоторые дети достаточно крепки уже в 6-ти летнем возрасте, чтобы держать гитару и пробовать извлекать звуки из струн. Другие же дети могут созреть для этого только к 8-ми годам. История мирового гитаризма знает случаи, когда 4-х летний ребенок брал гитару в руки (Томми Эммануель) и показывал серьезные результаты. В любом случае вам ничего не следует бояться, если правильно подойти к выбору инструмента.

Для возраста 4-6 лет надо покупать самую маленькую гитару размера 1/8, дабы ваш ребенок смог полноценно удерживать гитару, охватывать гриф своей небольшой ручкой, достаточно сильно прижимать струны, чтобы получать звук. Для возраста 6-8 лет подойдет уже гитара половинного размера (1/2). Для детей 8-11 лет можно покупать инструмент размером 3/4. От 11 лет присматривайтесь к полноразмерным гитарам, так как подростки уже достаточно окрепли для такого инструмента.

Все эти гитары отличаются лишь размерами: пропорционально уменьшенным грифом, декой и общим весом. Советую вам не строго придерживаться этих строчек, а смотреть по развитию вашего ребенка. Бывает так, что 8-летние дети уже вполне могут заниматься на взрослой гитаре, а бывает и так, что надо взять инструмент поменьше. Лучше всего взять ребенка с собой в музыкальный магазин, попробовать, примерить.

Чем чревато, если вы купите гитару, размером меньше требуемой?
В принципе ничем, кроме того, что потом придется привыкать к новому размеру инструмента, в то время как уже давно можно было на нем играть.

Чем чревато, если гитара будет больше, чем подходит ребенку?
В таком случае ему придется прилагать усилия не по возрасту, сидеть будет неудобно, мышцы рук будут болеть, и в конце-концов у ребенка пропадет охота учиться, как бы вы его не заставляли.

2. Как свести к минимуму дискомфорт у ребенка при обучении?

Основные причины дискомфорта – это:

  • боль в подушечках пальцев от прижимания струн;
  • боль в мышцах кисти руки, которая работает с грифом;
  • дискомфорт от непривычной позы с гитарой;
  • боль в подушечках пальцев руки, которая перебирает струны (редко).

После этого списка вам и вашему ребенку не нужно бояться слова «боль», потому что через это проходят все, да и ее можно минимизировать. Сама боль в подушечках пальцев возникает от того, что для получения качественного звука струны надо прижимать с определенным достаточным усилием. Ввиду того, что струны – тверже человеческих (а особенно детских) пальцев, кожа на подушечках должна загрубеть, а пальцы – окрепнуть. Иными словами говоря – пока не появятся мозоли. Кожа натирается, и этот процесс сопровождается болью, особенно когда приходится повторно прижимать струны. И когда в таких ситуациях взрослые могут волевым усилием заставить себя терпеть, то дети всячески стараются прекратить играть.

В такой ситуации вам, как родителю, я рекомендую действовать по следующему сценарию:

  • начинать с нейлоновых струн. Они мягче, и пальцы будут страдать намного меньше, при том на обеих руках. Впоследствии, при переходе на металлические струны дискомфорта почти не будет;
  • объяснить ребенку, почему эта боль возникает, когда она пройдет, и каких результатов можно достичь хороших результатов, если не сдаваться. А боль пройдет всего лишь через пару недель, в зависимости от интенсивности тренировок. Когда пальцы начнут болеть, дайте ребенку день отдыха, а в последующие дни следите, чтобы он тренировался по чуть-чуть, не злоупотребляя. Увеличивайте время игры только если боль постепенно уходит – это значит, что кожа загрубляется, а пальцы крепнут.

Боль в мышцах кисти рук ребенка может возникать вследствие того, о чем я говорил выше – необходимости прижимать струны с определенным усилием для получения чистого звука. Для человека, далекого от гитары, такое мышечное усилие является не совсем привычным, а уж для ребенка и подавно. Но это не беда! При правильном подходе с вашей стороны и желания ребенка эта проблема решается в два счета.

Первое, что вам надо сделать – объяснить, почему так происходит. Второе – превратить начало и окончание занятий в веселые упражнения, на которых вы будете вместе с ребенком делать разминку мышц кистей рук. Помните, как на уроках с учителями делали разминку под считалку «мы писали, мы писали, паши пальчики устали»? Сейчас я описывать эту разминку не буду – проявите фантазию. Но если вопросы будут – обращайтесь. Посоветую, чем смогу.
И третье – строго регулируйте, чтобы ребенок не злоупотреблял занятиями, когда рука устала. Чрезмерная усталость кисти может и отбить охоту заниматься, и привести к тому, что кисть не укрепится, а наоборот – разовьется плохо.

Дискомфорт от непривычного положения с гитарой. Для человека поза для игры на гитаре тоже не совсем естественна. Кроме того надо прилагать некоторые усилия для удержания гитары в правильном положении. Это, кстати, еще одна причина правильно выбирать размер гитары для ребенка. Но придерживаться осанки надо, так как это в будущем повлияет и на скорость игры, и на технику, да и красиво смотреться будет. Согласитесь, сгорбленный гитарист и смотрится не очень.

Поначалу ребенок будет пытаться сидеть и держать гитару так, как ему проще поэтому ваша задача контролировать его осанку и положение рук. Вполне возможно, что у ребенка могут ныть мышцы спины, но это вскоре пройдет. Вы лишь руководите процессом, контролируя время и интенсивность занятий.

На этом первую часть из этого цикла заметок заканчиваю. В следующих частях будем рассматривать теоретические аспекты вашего участия в обучении ребенка гитарном ремеслу; о том, стоит ли отдавать ребенка учиться вообще; психологию процессами многое другое. Быть может, по откликам на эту заметку я подумаю о каких-то практических советах.

Ссылка на основную публикацию