Предпраздничные страхи и тревоги у ребенка, как снять беспокойство перед праздниками и в каникулы у детей

Повышенная тревожность у ребенка: причины, симптомы, рекомендации

Мы подготовили краткое руководство для родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности своего ребёнка.

П овышенная тревожность у ребенка — вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.

Что такое повышенная тревожность

Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Возраст ребёнкаСтрахи в этом возрасте
от 1 до 3 летстрах неожиданных звуков, темноты и боли
от 3-15 летстрах одиночества и замкнутого пространства
от 5 до 7 летстрах смерти
от 7 до 11 летстрах чужих оценок, когда дети начинают бояться «быть не тем, кого уважают, ценят и понимают»

Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

Страхи имеют гендерную зависимость. До 12 лет они сильнее тревожат мальчиков, а после 12 лет — девочек.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

  • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит о напряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки у него обычно холодные и влажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Не обладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает у него страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто не может сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Не любит браться за новое дело;
  • Не уверен в себе и своих силах;
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.

Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо»

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  1. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  1. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
  1. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  1. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Тревожные дети

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.

Виды тревожности
Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.
В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.
Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом.

Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей
Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Характерные черты тревожных детей

    После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.

Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

Читайте также:  Постоять за себя: как научить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях

Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.

Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими
  • Как помочь ребенку преодолеть тревожность
    (рекомендации для родителей тревожных детей)

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

    Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

    Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

    В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

    Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

    Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

    Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

    Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то . но потом произошло то-то и мне удалось . »

    Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…

    Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

    Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

    Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

    Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

    У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

    Тревожность у детей

    Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

    Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием. Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

    Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении страха. Например, страх замкнутого пространства, страх высоты, страх темноты.

    Причины тревожности у детей

    Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

    • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
    • неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

    Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

    Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

    Тревожность у детей дошкольного возраста

    Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

    Детская тревожность – это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

    Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам “страх” и “тревога”: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

    Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

    От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

    Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

    Снятие тревожности у детей – советы психолога:

    • необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
    • полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
    • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

    Тревожность детей младшего школьного возраста

    Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

    В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

    • противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит “двойку” в журнал в присутствии других сверстников;
    • неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить “пятерки” и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
    • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: “Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался”.

    Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

    При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

    Девочки, сделав “неблаговидный” поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

    Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

    Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

    Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

    Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

    Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

    Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

    Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе “перспективного” учителя и “достойной” школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

    Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

    Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

    Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

    Диагностика тревожности у детей

    Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

    У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

    Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

    Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

    Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

    • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
    • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

    Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями “проблемных” детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

    Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

    Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

    • мышечное напряжение;
    • постоянное беспокойство;
    • нарушения сна;
    • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;
    • раздражительность.

    Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

    Тест на тревожность для детей

    Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

    Итак, признаки тревожности:

    1. Малыш не способен работать долго, быстро устает

    2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то

    3. Беспокойство вызывает любое задание

    4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен

    5. Часто смущается

    6. Говорит что напряжен

    7. Краснеет в новой обстановке

    8. Сетует на кошмарные сны

    9. Руки зачастую влажные и холодные

    10. Часто отмечается расстройство стула

    11. Потеет при волнении

    12. Имеет плохой аппетит

    13. Беспокойно спит и долго засыпает

    14. Пуглив, всего боится

    15. Легко расстраивается, беспокоен

    16. Зачастую не сдерживает слезы

    17. Не переносит ожидание

    18. Новые дела не радуют

    19. Всегда не уверен в своих силах и себе

    20. Боится сложностей

    Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл – суммируется количество “плюсов”.

    О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.

    О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

    О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

    По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

    Критерии для выявления страха разлуки:

    1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство

    2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо

    3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей

    4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение

    5. Страх быть и остаться одному

    6. Непреодолимый страх одному засыпать

    7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается

    8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль

    Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.

    Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

    Профилактика и коррекция тревожности у детей

    Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

    Читайте также:  Профессии будущего – какие профессии будут актуальны

    Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

    Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

    Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

    Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:

    • повышение самооценки;
    • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
    • снятие мышечного напряжения.

    Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

    Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

    Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

    Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

    Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

    Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

    В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

    Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

    Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Тревожность у детей

    Наталья Калинина
    Тревожность у детей

    Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Это может быть разговор с незнакомым человеком, звонок по телефону и т. д.

    В основе тревожности ключевым является страх и тревога, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина.

    Страх – в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную опасность, угрожающую жизни и здоровью. Страх в этом случае – это здоровая реакция и его функция – помочь организму избежать опасности. Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног, сердцебиение, учащенное дыхание. Поводом для страха является информация, получаемая нашими органами чувств – зрением, слухом, осязанием, обонянием.

    В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию и здоровая реакция напуганного организма – бежать. Но так случается, что бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с места, как будто парализует. Как будет реагировать человек в ситуации опасности, зависит от стиля воспитания. Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку выражать свои чувства, принимают и любят ребенка таким, какой он есть он будет более раскован. А если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают переживать различные чувства, ему будет привычнее замереть.

    Гораздо более распространены так называемые внушаемые страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели и др., которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. «Не подходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

    К числу внушенных, можно так же отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

    Часто родители запугивают детей такими фразами, как: «Если не ляжешь спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь то то…баба Яга тебя унесет» или «Дядя милиционер заберет тебя», «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом». У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать, если не будут слушаться.

    В возрасте от 1 до 3 лет наиболее часто встречается страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, и повышается страх перед засыпанием. Так как дети бояться, что если они заснут, то мама, папа могут исчезнуть. Но если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности.

    По мнению многих специалистов (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., Захаров А. И., одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.

    Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:

    • Конфликты между родителями (членами семьи).

    • Подавленное, эмоционально неустойчивое состояние матери.

    • Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (Например, когда родители говорят ребенку: «Не кричи!», «Не бегай!», Не плачь!»);

    • Повышенная тревожность самих родителей;

    • Непоследовательность родителей при воспитании ребенка (Например, наказать ребенка, а через 5 минут дать конфеты или мама говорит нельзя, а бабушка можно);

    • Предъявление ребенку противоречивых требований (Например: «Иди, поиграй в песочнице, но не испачкайся»);

    • Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них (когда родители кричат на ребенка);

    • Неприятие ребенка (Когда не принимают ребенка таким, какой он есть. Пытаются его изменить, сделать более общительным, умным и т. д. Запрещают переживать, плакать);

    • Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;

    • Авторитарный стиль воспитания в семье (Когда родитель постоянно подавляет, постоянно заставляет ребенка; когда родитель всегда прав);

    • Насилие (психологическое, физическое и др.)

    • Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

    Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.

    Как помочь тревожному ребенку?

    Тревожному ребенку не хватает уверенности в себе, что он может делать что-то сам. Что он имеет право на проявление чувств, таких как злость, раздражение и т. д. Ведь когда ребенок совсем маленький, он очень зависим от своих родителей. Но затем он начинает ползать, сам ходить и это для него большое достижение. У него у самого что-то получается. Он уже может подойти к чему-то и что-то взять, изучить, сломать и т. д. У него появляется много индивидуальных потребностей. Важно малышу не мешать изучать мир. Конечно, желательно убрать все опасные и ценные предметы. Если ребенку не мешать, а только помогать, то у него формируется самостоятельность, личность. А от этого и уверенность в собственных силах. Но если ребенку не позволять что-то брать или падать, например, везде его подхватывать, ходить за ним, не разрешать удовлетворять его же потребности, ребенок будет в себе давить свои же потребности, так как это не безопасно. А также, для уверенности ребеночку очень важна родительская поддержка. Поддержка и в каких-то достижениях малыша, и в переживании для него новых ситуаций. Если родители поддерживаю его, то он учится сам себя поддерживать.

    Тревожного ребенка нельзя заставлять принимать участие в групповых упражнениях, если он не хочет; к видам деятельности соревновательного характера. Давать ребенку возможность действовать в привычном для него темпе; не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности. Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения. Желательно хвалить безоценочно, чтобы он не воспринимал какой он, а воспринимал, что маме или папе нравится, что у него что-то получается.

    Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

    • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т. д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте (“Да, это неприятно, обидно…”). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

    • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Вы должны показать, как можно решить тревожащую ситуацию.

    • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

    • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

    • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

    • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какой серьезный, ответственный день будет завтра.

    • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: “Сначала я боялась того-то., но потом произошло то-то и мне удалось. “

    • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы (“нет худа без добра”): ошибки – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание.

    • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

    • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

    • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

    • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

    • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

    Пример тревожности:

    Девочка Оля (возраст 3,8 мес.) после развода родителей у ребенка стала проявляться тревожность. Раньше ребенок спокойно засыпал во время дневного сна, теперь она по долгу не может заснуть, а иногда вообще не спит. Все время напряженна. Ходит грустная, без причин начинает плакать.

    Консультация для родителей детей раннего возраста «Учим детей ПДД» Консультация «ПДД для родителей раннего возраста». В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка.

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие по обучению детей сортировке мусора Природа и экология нуждаются в защите и помощи. 2017 год объявлен годом экологии в России. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы.

    Детская тревожность Наверняка многим из нас приходилось наблюдать такую историю, когда, собираясь на день рождения к соседской девочке, трехлетний ребёнок непрерывно.

    Консультация для родителей детей 3–4 лет «Экологическое воспитание детей. Год экологии» Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,.

    Праздничное развлечение к Дню защиты детей для детей средней группы Праздничное развлечение, посвященное Дню Защиты детей в средней группе «Радуга». 1.06.2016. Организатор: воспитатель Баймурадова Т. В. Ведущие:.

    Развлечение по ОБЖ для детей старшего «Незнайка в гостях у детей» Развлечение по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Незнайка в гостях у детей» Цели: 1. Продолжать закреплять знания детей в.

    Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста для детей с ТНР КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. Выступление Казьминой Т. А. на городском методобъединении на базе.

    Сценарий развлечения детей старшей группы посвященный Дню защиты детей Сценарий развлечения детей старшей группы посвященный “Дню защиты детей” Воспитатель: Кибитова В. Ю Цель: Создание.

    Памятка для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть тревожность» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Памятка для.

    Приобщение детей к произведениям Е. И. Носова. Занятие для детей 4–6 лет «Родные книги» НОД: «Родные книги» Для детей 4-6 лет Цель: приобщение детей к произведениям Е. И. Носова через интеграцию разных видов деятельности..

    Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

    Тревожный ребенок скован и постоянно находится в состоянии стресса. Окружающий мир кажется ему опасным и враждебным, а потому даже при общении с друзьями и родственниками он может испытывать сильное напряжение. Все это самым негативным образом сказывается на психологическом состоянии и развитии малыша. Если проблему не решить в детском возрасте, навязчивые страхи могут укорениться в психике ребенка, и избавиться от них в последующем будет намного сложнее.

    Распространенные причины тревожности у детей

    Маленькие дети всегда чего-то боятся. На втором году жизни у многих малышей появляется боязнь болевых ощущений (отсюда нередко вытекает страх перед врачами, медицинскими инструментами), одиночества, замкнутого пространства. Детей до 6-8 лет часто преследуют ночные страхи (боязнь темноты, монстров, «живущих» под кроватями). Мировосприятие ребенка по мере взросления меняется, и вместе с тем уходит и большинство детских фобий. Но некоторые необоснованные страхи могут оставаться. Когда их много, у малыша отмечается устойчивое беспокойство, которое преследует его постоянно.

    Читайте также:  Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

    По мнению современных психологов, тревожность у детей может быть связана с неправильно выстроенными детско-родительскими взаимоотношениями. То есть, родители, сами того не подозревая, своим поведением и стилем воспитания провоцируют возникновение беспокойства у детей. К числу таких факторов можно отнести:

    В семье отсутствует единая система предъявляемых ребенку правил поведения: взрослые периодически меняют требования, исходя из своего настроения (например, вчера малышу можно было есть перед телевизором, а сегодня нельзя, потому что родители не в духе), или же мама разрешает крохе делать то, что не позволяет папа. В итоге малыш просто не понимает, как и в каких ситуациях поступать правильно, и боится сделать что-то не так.

    Мама и папа часто ходят в гости, в кино, на прогулки, но не берут с собой ребенка. Чадо чувствует себя брошенным, обижается, и со временем замыкается; ему не с кем поговорить о проблемах, страхах, тревогах.

    Родители хотят, чтобы их малыш был самостоятельным не по годам, учился лучше всех в классе, успешно занимался в нескольких секциях. Ребенок вынужден стремиться соответствовать родительским ожиданиям, однако это слишком тяжелый груз для детской психики.

    • Угрозы со стороны родителей.

    Взрослые просят ребенка выполнять поручения, используя фразы наподобие: «Если ты не сделаешь это немедленно, то я тебя выпорю ремнем!», «Сейчас же пойди и сделай, не выводи меня из себя!».

    • Проявление недоверия к малышу.

    Родители периодически проверяют карманы своего чада на наличие «запрещенных предметов», читают его личный дневник и (или) переписки с друзьями, проявляют недоверие к словам. Растущий в таких условиях ребенок все время чувствует напряжение, замыкается, и сам теряет доверие к своим близким.

    Один из родителей (или оба) настойчиво диктует, как жить, ругает кроху за любое отклонение от «нормы». Ребенок чувствует себя загнанным в угол, постоянно готовится услышать неодобрение.

    Родители, воспитывающие нескольких детей, иногда забывают о том, что нужно одаривать каждого малыша заботой и вниманием в равной степени. В «проигрыше» чаще всего остается старший ребенок. Юного члена семьи, который чувствует себя обделенным родительским вниманием, охватывает ревность; он боится, что родители стали любить его меньше.

    Тревожность способна передаваться ребенку от взрослых. Если в доме часто происходят скандалы или родители нагнетают обстановку, пугая чадо возможными сложностями в учебе, слишком переживая за будущее и финансовое положение семьи, малыш перестает чувствовать надежность взрослых и ощущать себя в безопасности.

    Тревожность может возникнуть в результате сильного стресса, а также выступать в качестве одного из проявлений невроза или другого психического расстройства. В подобных случаях родителям необходимо обратиться за помощью детского психолога или психотерапевта.

    Признаки тревожного состояния у малыша

    Тревожный ребенок легко расстраивается и по натуре пуглив. Он тихий и молчаливый, всегда ожидает неприятностей, боится публичных выступлений и всего нового. Малыш обладает низкой самооценкой и чувствует неуверенность в себе, а потому начинает суетиться, когда ему предлагают сыграть в новую игру, или когда он оказывается в незнакомой компании.

    У ребенка, которому присуща тревожность, могут часто возникать проблемы со сном, периодически отмечаться: психосоматические боли в мышцах и гортани, раздражительность, учащенное сердцебиение, одышка, повышенное потоотделение (при нормальном состоянии физического здоровья).

    Тревожность может приводить к негативным последствиям и значительно усложнять жизнь ребенка, поэтому родители должны бросить все свои силы на преодоление этого болезненного состояния.

    Борьба с тревожностью: повышаем самооценку ребенка

    Тревожность присуща неуверенным в себе детям. Поднять самооценку быстро практически нереально! Это труд, требующий ежедневной отдачи Чаще хвалите малыша, подчеркивая его сильные стороны и даже самые маленькие победы. Хорошо, если об успехах крохи будут знать его сверстники и друзья семьи. Важно, чтобы у ребенка было хобби, в котором он смог бы ощущать свой талант. Главная цель родителя — помочь ему найти это занятие. Возможно, стоит отдать его на курсы, в кружок, или посвятить какое-то время усердным поискам его творческой «ниши».

    Если ребенок маленький, сделайте для него «Цветок достижений». Возьмите ватман и оформите его в виде цветка. В центр вклейте фотографию «героя», а на лепестках пишите его достижения. Лучше всего, если это будет описание конкретных действий и определенного поведения (выиграл в «Морской бой», помог маме убрать со стола, сам зашнуровал ботинки и т. п.). Изготавливать такие цветочки можно постоянно, вписывая в них достижения предыдущего дня.

    Для неуверенного в себе подростка можно сделать «доску почета», где будут собраны все его грамоты, награды, медали, хорошие оценки. Пусть стенд дополнительно оформляют своими отзывами сами родители. «Доска почета» должна быть на виду, чтобы гости могли видеть достижения чада и хвалить его за успехи.

    Помогаем малышу справляться с беспокойством

    Чаще разговаривайте с ребенком и узнавайте, что его тревожит, чего он боится. Показывайте ему мультики или художественные фильмы, где герои точно так же страшатся опасности, но преодолевают свои страхи и достигают поставленной цели. Объясните, что страх испытывают все, но важно уметь справляться с этим чувством.

    Проанализируйте свое поведение как родителя. Возможно, вы слишком много требуете от ребенка, или его ритм жизни чересчур стремителен для него самого. Каждому человеку необходимо какое-то время для одиночества и обособленности, а потому важно, чтобы у чада было свое, личное пространство. Если таких условий нет, а есть только строгий и не всегда справедливый родитель — это загоняет малыша в рамки, вселяя в его сердце неуверенность и тревогу.

    Снимаем внутреннее напряжение

    Научите ребенка релаксационным дыхательным упражнениям для полного расслабления тела, глубокому «брюшному» дыханию. Снять напряжение и проработать мышечные зажимы помогут занятия йогой или массаж перед сном. Простое упражнение «падение в пропасть» (для его выполнения малышу нужно будет встать прямо, после чего отпустить страх и упасть назад, чтобы стоящий позади взрослый подхватил его) поможет ребенку не только расслабиться, но и ощутить доверие по отношению к своему родителю.

    Чаще хвалите кроху, обнимайте и целуйте. Он должен чувствовать, что близкие люди любят и ценят его за то, что он есть, вне зависимости от обстоятельств.

    Полезные рекомендации родителям

    Ребенок должен получать родительскую поддержку и защиту, однако важно дать ему понять, что от проблем не нужно прятаться. Обсуждайте с малышом неприятные жизненные ситуации и рассказывайте ему о разных способах выхода из них. Помогайте чаду справляться со страхами. Если кроха боится разговаривать с незнакомцами — подойдите и заговорите вместе. Если он дрожит при отстаивании очереди в магазине, попросите его самостоятельно расплатиться, но при этом стойте рядом.

    Помочь ребенку быстрее преодолеть тревожность вам поможет соблюдение следующих рекомендаций:

    • Готовьте малыша к важным событиям заранее. Можно даже «репетировать» с ребенком определенные модели поведения, придерживаясь которых он сможет держаться увереннее при любых обстоятельствах.
    • Делайте акцент на том, что «нет худа без добра». Будьте позитивны!
    • Учите кроху адекватно оценивать результат своей работы, не реагировать на критику слишком остро.
    • Избегайте детских состязательных мероприятий (особенно если конкурсы предполагают выполнение ряда действий, требующих быстрой реакции).
    • Не требуйте от ребенка слишком многого, не давите. Не стоит нагнетать обстановку, стращая его большим количеством домашних заданий или слабой успеваемостью после болезни.
    • Внушайте малышу уверенность в себе и в вашей поддержке. Чаще говорите ему: «Ты сильный!», «Ты справишься!», «Я всегда буду рядом.».

    Если, несмотря на совместные усилия, ребенок никак не может преодолеть тревожность, возможно, вы что-то упускаете. В этом случае имеет смысл обратиться за консультацией к опытному детскому психологу.

    Беспокойство и тревожность у детей

    Ребенок боится трудностей, новых начинаний, игр, неуверен в себе и собственных силах. Демонстрирует обеспокоенность, проявляет нервозность, ему сложно сосредоточиться на каком-либо занятии. Встреча с трудностями для него сродни катастрофе. Ребенок проявляет беспокойство во время кормления, высокую тревожность, жалуется на страшные сны, потеет в моменты сильного волнения. Расстроить его – пара пустяков.[1] Через эти и ряд других критериев проявляется синдром тревожности у детей.

    Тревога и беспокойство и тревожность у детей

    Прежде чем проводить диагностику тревожности у детей дошкольного возраста (3-4 лет) или младшего школьного возраста (6-7 лет) посредством определенных методик, следует определиться с основным термином. С чем же мы имеем дело? Тревожность у детей – это устойчивая психологическая особенность отдельной личности, при которой она регулярно и в самых разнообразных ситуациях, даже тех, которые этого не предполагают, испытывает сильное беспокойство.[2]

    Важно отличать тревожность от тревоги и страха. Страх носит эпизодический характер. Тревожность и навязчивое беспокойство у ребенка в 3, 5 месяцев и в любом другом возрасте – это устойчивые явления и могут проявляться повсеместно. А.И. Захаров говорит о том, что существуют различные страхи, которые появляются и исчезают у детей в том или ином возрасте.[3] Общее состояние беспокойства, тревожность у ребенка сохраняются практически перманентно. А американский психолог и профессор психологии Делаверского университета К. Изард, определяет тревогу как «комбинацию некоторых эмоций», а страх считает просто одной из них.[4]

    Определение наличия проблемы и уровня тревожности у детей в грудном возрасте, в 2, 3 года и старше

    Помимо упомянутых нами выше, существуют еще и другие признаки тревожности у детей. Для такого ребенка характерны замкнутость, скованность, чрезмерное беспокойство. Подобные признаки могут проявляться в любом возрасте.

    Ребенок с высоким уровнем тревожности опасается даже не столько проблемы. Его беспокоит уже одно ее предчувствие. Неуверенность в себе, низкое мнение о собственных достоинствах и способностях заставляет таких деток искать постоянного одобрения взрослых, некого толчка, поощрения. Они очень самокритичны, считают себя хуже других.

    Возникает ощущение, что ребенок, у которого отмечается повышенная тревожность, постоянно ожидает неприятности и напряженно думает, что ему делать, когда неприятность приключится. От этого в состоянии ребенка отмечается раздражительность, нарушения сна (особенно у малышей), быстро приходящее ощущение усталости. Тревожность младших школьников во многом связывается с началом учебного процесса. Им трудно привыкать к новизне.[5]

    У детей младшего школьного возраста и тех, кто постарше, тревожность проявляется сложностями с концентрацией, отсутствием внимательности и увлеченности. Им сложно сосредоточиться на предмете, они напряжены, поставленные задачи вызывают у них беспокойство.

    Тревожность у дошкольников, детей школьного возраста вызывает также проблемы и с соматикой. Подобное состояние сопровождается головными болями и головокружением, спазмами в животе и горле. Когда наблюдается повышенная тревожность, у ребенка в самый ее пик могут отмечаться сухость во рту, слабость в конечностях, сильное сердцебиение.

    Для выявления и определения глубины проблемы в 60-х годах XX века американскими психологами была разработана специальная шкала явной тревожности для детей.

    Основные причины повышенной тревожности у детей дошкольного возраста и школьников

    К какому-то конкретному выводу о корнях этой проблемы ученые не пришли, но большинство полагает, что тревожность у детей младшего школьного возраста и дошколят связана в основном с отношениями детей и родителей, микроклиматом в семье. У детей постарше также важную роль играют школьные проблемы. Ведь недаром через некоторое количество времени с момента старта занятий в школе, отмечается рост уровня тревожности и беспокойства у предрасположенных детей.[6]

    Существует также мнение, что повышенный уровень тревожности у детей может быть также следствием некоего внутреннего конфликта. Его причинами, в свою очередь, могут являться:

    • противоречия в требованиях родителей либо родителей и учителей;
    • необоснованные требования, которые зачастую слишком завышены;
    • требования к ребенку, которые носят явный негативный характер и унижают его достоинство, ставят в неприятную зависимость;
    • регулярные сравнения с другими детьми.[7]

    Кроме того, тревожность у ребенка может быть и следствием психологического состояния родителей. Если они озабочены, недовольны работой и уровнем заработной платы, условиями жизни в целом, это непременно сказывается и на младших членах семьи.[8]
    Авторитарный стиль воспитания также способствует развитию тревожности у ребенка. Что делать с этим? Вот главный вопрос.

    Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста

    Как снять тревожность у ребенка – вопрос, который волнует всех пап и мам, столкнувшихся с подобной проблемой. Важно начать с того, чтобы осознать, что она действительно имеет место быть. И действовать. Одни мамы пытаются узнать, как другие родители преодолевают тревожность ребенка. А кто-то сразу старается найти первопричину. Грамотное определение корней проблемы помогает в дальнейшем разработать правильные рекомендации для детей с высоким уровнем тревожности.

    Снятие тревожности у детей – процесс не сиюминутный и занимает длительное время. Специалисты, как правило, избирают комплексный путь к решению данной задачи:

    • стимулирование роста самооценки ребенка;
    • помощь в обучении самоуправления и саморегулирования в тех ситуациях, которые вызывают тревожность у конкретного ребенка 3, 5, 12 лет, более старших или младших;
    • снятие напряжения мышц, расслабление.[9]

    К общим начальным рекомендациям для родителей по преодолению тревожности детей можно отнести установление положительного контакта с ребенком, поиск взаимопонимания дома и в школе, благоприятный микроклимат во взаимоотношениях всех членов семьи.

    Коррекция повышенной тревожности у детей с неврозами и прочими расстройствами психического свойства, являются, безусловно, уже прерогативой специалистов из области медицины. В ряде случаев врачи дополнительно назначают препараты для снятия беспокойства и тревожности. Одним из таких средств является “Дормикинд” – препарат, разработанный специально для детей, который содержит натуральные компоненты и может пременяться с самого рождения. “Дормикинд” применяется для лечения беспокойства и облегчения засыпания у детей до 6 лет. Отпускается из аптек без рецепта.

    [1] Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М “Уровень тревожности ребенка”

    [2] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология. Словарь»

    [3] Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей»

    [4] Изард К. «Эмоции человека»

    [5] Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М “Уровень тревожности ребенка”

    [6] Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника”

    [7] Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника”

    [8] Брель Е.Ю. К проблеме изучения особенностей взаимосвязи алекситимии, агрессивности и тревожности в структуре личности

    [9] Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»

    Официальный представитель в России: ООО “Альпен Фарма” 117513 , Россия, г.Москва , ул. Островитянова, д.6
    Тел./факс: +7 (495) 609-65-72, www.alpenpharma.com, info.russia@alpenpharma.com © 2016-2020

    КАРТА САЙТА

  • Ссылка на основную публикацию