Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Волкова
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия: самостоятельность и инициативность дошкольников.

Инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

(Советский энциклопедический словарь)

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, – поддержка разнообразия детства.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.

2) Продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность.

САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

5) Метод «проектов».

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

1. развиваем умение сотрудничать;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:

1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста». «Лучше один.

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности дошкольников» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию предлагается тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной.

Методические рекомендации для воспитателей по развитию детской инициативы в разных видах деятельности Методические рекомендации для воспитателей на тему «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Федеральный закон Российской.

Методические рекомендации для воспитателей «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Методические рекомендации для воспитателей на тему «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» Федеральный закон Российской.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии – Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» – это особая современная.

Развитие детской самостоятельности в физическом развитии детей посредством организации деятельности с использованием лэпбука Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Забота о физическом здоровье.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности СЛАЙД 1 ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности,.

Развитие самостоятельности и любознательности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность Мне хотелось поделится с Вами, уважаемые коллеги, тем чем самой было интересно заниматься с ребятами в течении последнего года, посещения.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников по ФГОС

Авторы: Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель, Коростелева Л.А., воспитатель МАДОУ-детский сад №106, г.Екатеринбург.

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках инициативной личности, показателях инициативности ребенка. Представлены педагогические задачи поддержки деткой инициативы в соответствии с возрастными особенностями. Для каждой возрастной группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная) приведены примеры игр, направленных на развитие лидерских качеств. Для детей подготовительной группы предлагается игра,представляющая авторскую разработку музыкального руководителя. Предлагается дизайн оформления памятки в виде буклета.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности.

«Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят»
(Элберт Грин Хаббард)

Инициатива – (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».
В ФГОС ДО (общие положения п.3) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, особенно творческой.

Инициативный ребенок стремится к организации игр,продуктивных видов деятельности,содержательного общения.Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор,предложить интересное дело другим детям.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.
Для инициативной личности характерно:
– произвольность поведения;
– самостоятельность;
– развитая эмоционально волевая сфера;
– инициатива в различных видах деятельности;
– стремление к самореализации;
– общительность;
– творческий подход к деятельности;
– высокий уровень умственных способностей;
– познавательная активность (проявление любознательности, пытливости ума, изобретательности);
– содержательность интересов.

– всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности.

Для детей пятого года жизни (4-5 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы
является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Необходимо:

– способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;
– обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие реализацию стремления детей петь и двигаться под музыку;
– создавать условия, для творческих строительных игр, где дети могут реализовать свои интересы и фантазии;
– не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
– при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
– обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
– привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
– побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
– привлекать детей к планированию жизни группы на день;
– читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Для детей шестого года жизни (5-6 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно–личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива. Необходимо:
– создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
– уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
– поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
– создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
– при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
– привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу: обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.;
– создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Для детей седьмого года жизни (6-7 лет) приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная
познавательная деятельность. Необходимо:

– вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
– спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы:
повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
– создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
– обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
– поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
– создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
– при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
– привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения;
– создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
– устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ;
– организовывать концерты для выступления детей и взрослых.

Читайте также:  Постоять за себя: как научить ребенка правильно вести себя в конфликтных ситуациях

«Сороконожка» (автор Е.Железнова)
для детей младшей группы (3-4 года)

Дети встают друг за другом «спинка за спинкой», кладут обе руки на плечи впереди стоящего ребенка. Под пение (или речевку) все ритмично двигаются за первым ребенком – «головой», не нарушая целостности «сороконожки». «Голова» выбирает траекторию движения по своему желанию. В соответствии с текстом (на окончание при каждом повторе) последний ребенок «сороконожки» перебегает и встает первым, становясь «головой».
Сороконожка хорошо бежит.
Топает ногами так, что пол дрожит.
Даже если ножки целый день идут –
Не устают, не устают.
Тот, кто шел последний,
Пусть бежит вперед,
И самым первым в голове встает.

«Змея»
для детей средней группы (4-5 лет)

Дети сидят на стульчиках по кругу. Выбирается водящий – «Змея». Водящий произносит слова игры и двигается вдоль остальных играющих. Остановившись около определенного игрока, он предлагает ему «стать хвостом». Этот игрок может либо принять это предложение, либо отказаться. Если ребенок согласен «стать хвостом», он проползает между ног «змеи» так, чтобы оказаться в хвосте, и становится последним. Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!». Цель игры – собрать наибольшее количество игроков в «хвост».
Можно внести элемент соревнования, когда двое водящих соревнуются, кто из них соберет большее количество игроков в свою «Змею».
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом.

«Фото-сессия»
для детей старшей группы (5-6 лет)

Водящий ребенок – «фотограф». По своему желанию и фантазии он выбирает несколько участников (или всю группу детей) для «фотографии», расставляет их в интересных позах, просит изобразить определенную мимику на лице (радость, удивление, скуку, восторг и др.). Затем он проводит «фото-сессию», имитируя действия фотографа и меняя позы и расположение участников. После нескольких «снимков» на роль фотографа выбирают нового водящего.

«Я научу тебя»* (Авторская разработка И.Куркиной)
для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Дети играют по кругу (вправо или влево, по договоренности). Первый участник обращается к соседу, говоря : «Я научу тебя ________ » и показывает действие или имитирует его через подражание. Второй участник повторяет действие первого и затем обращается к следующему соседу: «Меня научили ______, а я научу тебя _________» . Игра продолжается аналогичным образом до тех пор, пока очередь не доходит обратно до ребенка, первым начавшим игру.
Затем дети обмениваются со своими «учителями» рукопожатиями, благодарят друг друга словами: «Спасибо! Это было просто здорово!»
Например:
Первый ребенок говорит второму:
Я научу тебя строить дом.
Второй ребенок говорит третьему:
Меня научили строить дом, а я научу тебя прыгать на скакалке.
Третий ребенок говорит четвертому:
Меня научили прыгать на скакалке, а я научу тебя играть на скрипке.
Четвертый ребенок говорит пятому:
Меня научили играть на скрипке, а я научу тебя вышивать.
… и т.д.

Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста

Екатерина Попова
Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста

Е. П. Попова г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад №39»

Публикация «Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности»

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

(В. А. Сухомлинский)

Федеральный государственный образовательный стандарт принципиально меняет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основу обновления ложится конструирование социальной ситуации развития детей, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы. Предлагается создать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

Самой актуальной проблемой в современной педагогике является формирование у детей дошкольного возраста инициативности и самостоятельности. Именно волевые качества личности – это стержень характера человека, поэтому их воспитанию нужно уделять серьёзное внимание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество, а также принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

В соответствии с требованиями ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Самостоятельность ребёнка – это осуществление самим ребёнком определённой какой-то деятельности, процесс, делания (чего-либо). По мнению Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей; ставить перед собой новые задачи и находить их решение. Самостоятельность не означает полной свободы действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм и правил. Самостоятельность является важным качеством для будущей деятельности ребёнка.

Инициативность ребёнка – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск к деятельности. Инициатива определяется как почин, первый шаг; это внутреннее побуждение к чему-то новому, внутренний порыв к изменениям, движениям. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Если инициатива со стороны ребёнка обычно рассматривается лишь как один из основных компонентов развития личности, то самостоятельность – более сложная черта характера, которая охватывает все стороны жизнедеятельности человека.

Необходимым условием для развития у ребёнка инициативного поведения является его воспитания в рамках развивающего, а не авторитарного общения со взрослыми. В своей возрастной группе использую педагогическое общение, основанное на принципах понимания, любви, и терпимости к детям, которое является условием полноценного развития самостоятельности и позитивной свободы.

Учитываю рекомендации психологов, которые установили, что каждому возрастному периоду жизни ребёнка соответствует своя «ведущая деятельность». Следует всячески поощрять любую инициативу ребёнка, стимулировать его действия, направлять, поддерживать. Ребёнок только тогда способен усвоить одно из главных правил самостоятельного поведения, когда его действия завершаются результатом.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в реализуемую в нашем дошкольном учреждении образовательную программу включён раздел: «Способы и направления поддержки детской инициативы»; разработаны методы и приёмы, позволяющие развивать и поддерживать у воспитанников самостоятельность и инициативу.

Проведён анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах, с целью необходимого пополнения. Важно создать в группе разнообразную по содержанию доступную развивающую среду, с учётом возрастных особенностей детей. По мере необходимости моделируем и изменяем предметно-развивающую среду, вносим в неё мотивирующие элементы. Образовательная и игровая среда направлены на развитие и мотивацию к занятиям познавательно-исследовательской деятельностью. В младшем дошкольном возрасте приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; развитие познавательного интереса, обогащение собственного познавательного опыта детей по восприятию окружающего мира. Развитие детской инициативы и самостоятельности в группе осуществляется с помощью: создания комфортной среды для свободного выбора детьми вида деятельности; оказания помощи детям, с целью поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Важно сказать о совместной деятельности воспитателя с детьми, так как это одно из требований ФГОС ДО. Наша задача решать образовательные задачи в совместной партнёрской деятельности с детьми, создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. При этом следует уважать мнение каждого ребёнка, в общении отдавать предпочтение диалогу с детьми, предоставлять детям свободу выбора (деятельности, партнёра, материала).

Совместную деятельность с детьми мы реализуем посредством различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, восприятия художественной литературы, музыкальной, трудовой). Выбираем формы и методы работы в зависимости от возрастных особенностей детей, их уровня освоения образовательной программы. В процессе организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий. По мнению Н. А. Коротковой: воспитатель включён в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно; дети свободно двигаются и перемещаются; образовательная деятельность имеет открытый временный конец (каждый ребёнок работает в своём темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребёнок чувствует и осознаёт свою успешность в любом виде детской деятельности.

В работе с детьми использую технологию исследовательской деятельности. Моя работа направлена на формирование самостоятельности и инициативы у воспитанников через проведение опытов и игр-экспериментов, предполагает решение следующих задач:

Развитие собственного познавательного опыта детей с помощью наглядных средств;

Расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности, путём включения мыслительных, моделирующих и преобразующие действия;

Развитие и поддержка инициативы детей, самостоятельности и сообразительности. Эффективно позволяют решать поставленные задачи развивающие методы и приёмы:

Ситуативные разговоры с детьми;

«Погружение» в запахи, звуки, краски;

Подражание голосам и звукам природы;

Дидактические игры, обучающие, творческие, развивающие;

Использование художественного слова;

Игровые действия, трудовые поручения.

Организованная в группе развивающая предметно-пространственная среда позволяет проводить с детьми опыты-эксперименты в процессе образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности («Мельница» – игры с водой, «Шарик катится по дорожке», во время прогулки. Дети младшего дошкольного возраста познают мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. С удовольствием знакомятся со свойствами материалов, объектами неживой природы: «Где живёт вода? «Для чего она нужна?», «Тонет-плавает», «Почему сухой песок сыплется, мокрый – нет?». В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода прозрачная, без вкуса, не имеет формы, льётся; тяжёлые предметы в ней тонут, лёгкие – плавают; бумагу можно смять, порвать, в воде она намокает; ткань мнется, рвётся, режется, бывает мокрая, высыхает; дерево твёрдое, прочное, бывает гладкое, шероховатое, в воде плавает. В ходе опытов-экспериментов даю возможность удовлетворит любознательность детей, предлагаю высказать свои предположения, почему так происходит, самостоятельно поучаствовать в игре-эксперименте. Исследовательская деятельность детей позволяет развивать у детей умение действовать самостоятельно, повышает познавательный интерес; даёт возможность не сдерживать инициативу детей; позволяет самим сделать свои «маленькие открытия». Организуя в группе познавательно-исследовательскую деятельность, прежде всего обращаю внимание на создание условий, подбор необходимых материалов и оборудования; проявляю искренний интерес к исследовательской деятельности, выбранной детьми; обязательно задаю и отвечаю на вопросы «маленьких исследователей»; предоставляю возможность свободного выбора вида деятельности.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Установление доброжелательных отношений в группе детей и за её границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, игры, продуктивной деятельности.

Для эффективности работы с детьми, важна вовлечённость родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышения уровня их педагогической компетентности. С этой целью мы проводим мастер – классы: «Как организовать маленькие открытия дома», используем технологию Портфолио. Родители активные участники проектов, проводимых в группе. Как писал К. Е. Тимирязев: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и игры – эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014.

Короткова Н. А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. М.: Ленка-Пресс, 2002.

Кошкина Н. Р., Офицерова С. С. Организация деятельности проблемной группы по внедрению современных педагогических технологий в практику работы ДОО. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. №9

Каралашвили Е., Павлова Л. Совместная деятельность воспитателя и детей: как выполнить требования ФГОС Д О. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2017. №10.

Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство «Детство-Пресс», 2013.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс. http://www.firo.ru|wpcontent|uploads|2013|11|PR-1155.pdf

Консультация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста» Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Чужанова Мария Сергеевна, воспитатель,.

Консультация «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности» Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Требования ФГОС ДО направлены на.

Развитие познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста средствами активных методов ОД в подготовительной группе “Соль друг – соль враг” Задачи 1. Стимулировать детей к формулированию собственных выводов; 2. Развивать речевую.

Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным.

Развитие детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из строительного материала 1 слайд тема Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по развитию детской инициативы у детей старшего.

Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность Развитие инициативы и самостоятельности детей через театрализованную деятельность По мнению известного педагога А. П. Усовой «Игра – доступная.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном.

Выступление на педагогическом совете «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 комбинированного вида» Выступление на педагогическом совете на тему:.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Автор: Ефимова Галина Николаевна

Организация: МАДОУ д/с №6 комбинированного вида

Населенный пункт: Новгородская область, г. Окуловка

Моё педагогическое кредо: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Моя деятельность педагога направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые я определяю через систематические наблюдения. В центр образовательной системы я ставлю личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития,

реализации её природного потенциала. Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности является для меня первоочередной задачей.

В результате анализа литературы по развитию самостоятельности у детей мною сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников, которые помогают мне решать задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Авторы отмечают, что самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Изучив работы психологов, я сделала вывод, что для инициативной личности характерно:

– развитая эмоционально волевая сфера;

– инициатива в различных видах деятельности;

– стремление к самореализации;

– творческий подход к деятельности;

– высокий уровень умственных способностей;

Исходя из этого, я строю свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Читайте также:  Как правильно обучать буквам алфавита детей 4-5 лет

Личностно-ориентированная модель свободного воспитания акцентирует своё внимание на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, этому также способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. В соответствии с этим мы совместно с детьми вырабатываем цели, содержание занятия, оцениваем результаты, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Для этого каждое утро в моей группе проводится утренний сбор, на котором планируется совместная деятельность на день. А в конце дня проводится заключительный сбор, на котором дети оценивают проделанную работу.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

В своей работе использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор, и уже третий год руковожу районным методическим объединением «Проектная деятельность в ДОУ». За это время накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка.

Также большое значение я придаю использованию здоровьесберегающих технологий. Для этого я провожу консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья, о правилах общения и незнакомыми людьми и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Вместе изготовили макет «Улицы нашего города», где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности, а потом во время экскурсий дети применяют полученные знания. Всё это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помогают разнообразные сюжетно-ролевые игры, атрибуты к которым мы изготовили вместе с родителями. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию». Моя задача воспитателя – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Для этого мною разработана система здоровьесбережения, которая включает в себя следующие формы работы: проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, точечный массаж, самомассаж; артикуляционная гимнастика; зрительная гимнастика; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; физкультурные минутки; сказкотерапия; релаксационные, расслабляющие упражнения.

Для включения в проект данных форм работы изготовлены тематические картотеки пальчиковых и подвижных игр, дыхательных и артикуляционных упражнений, утренних гимнастик и гимнастик после сна. Для проведения зрительной гимнастики пространство вокруг рабочей панели оформлено с помощью 3Д наклеек,

изображающих транспортные средства, которые движутся в разных направлениях. Также подобраны картотеки загадок, считалок, произведений художественной литературы, которые помогают педагогу продуктивнее использовать время, быстрее подготовить необходимые материалы для занятий. Во время образовательной деятельности, я обязательно учитываю интересы каждого ребенка, для этого выбираю темы или проблемы из близкого окружения ребёнка и адекватные его возрасту; всегда предоставляю детям возможность действовать самостоятельно и оказываю поддержку детской инициативы, поэтому вместе мы поэтапно достигаем намеченных целей.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. За долгие годы работы я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Этому способствует создание разнообразной предметно – развивающей среды, которая мне обеспечить познавательную активность каждого ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. Поэтому я стараюсь создать образовательную среду с благоприятными условиями для развития детей, обеспечивающую разные виды активности, которая становится основой для самостоятельной деятельности, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, сообразуясь со своими потребностями, интересами, целями и возможностями, индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Я, как воспитатель, подключаюсь к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована мною таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены:

* Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

* Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк и мастерская с инструментами;

* спортивный уголок с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

* Цент исследований с уголком природы и разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми;

* Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки;

* Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

* Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

* Театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей.

Дети моей группы любят делать подарки, и если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку для определенного лица или группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, а также помочь в изготовлении пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности – я считаю это высоким уровнем самостоятельности.

Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, которые находятся в доступном для детей месте, помогают им проявлять инициативу и самостоятельно осуществлять свой замысел. Моя задача, как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Я развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. В тоже время я даю возможность детям самим выбрать для работы понравившийся природный, бросовый и нетрадиционный материал, который в изобилии собран нами

совместно с родителями и доступен детям для рассматривания, изучения и изготовления поделок. Всё это, собранное, изготовленное и приобретённое, даёт мне возможность предложить ребенку разные идеи по изготовлению любой игрушки или подарка. Вместе мы коллекционируем, исследуем и экспериментируем с разными материалами, предметами, тем самым я развиваю у них творческое воображение. Также в своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т.д., что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие и запоминающиеся работы.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает когда надо надевать варежки), при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно), когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину), который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком, знакомлю его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила,

даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников,

Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», это натолкнуло меня на создание различных тематических презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях.

Так же использую обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшается обучение детей, значительно возрастает мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Я считаю, что моя роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения.

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

3. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», Ярославль: «Академия развития», 1999 г.;

4. Козлина А. В. «Уроки ручного труда. Конспекты занятий» М: «Мозаика-Синтез» 2006;

5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 – № 6.

6. Кошелев В.М. Художественный и ручной труд в детском саду, М: «Просвещение», 2002 г.;

7. Крулехт М. В. «Дошкольник и рукотворный мир», Методическое пособие Санкт-Петербург: «Детство-Пресс» 2002г;

8. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ – М. : Центр педагогического образования, 2008г.

9. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г.

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО

Рубрика: Воспитание и развитие

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 1348 раз

Библиографическое описание:

Котенева О. Н., Талькова Л. К. Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1880/ (дата обращения: 28.02.2020).

Ключевые слова: инициативность, самостоятельность, организация образовательной деятельности по физической культуре

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности остается в современной педагогике одной из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации развития дошкольников, а одним из условий его успешной реализации является создание следующих психолого-педагогических условий:

‒ построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

‒ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

‒ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения…» [5, с.9].

Таким образом, у дошкольников в процессе воспитания и обучения в дошкольном учреждении, необходимо сформировать умение самостоятельно ставить цель и определять задачи собственной деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Анализ нормативной документации, современных образовательных программ и педагогических технологий привел к пониманию того, что необходимо менять педагогическую стратегию и пересматривать организацию воспитательно-образовательного процесса. Перед нами встала задача организации физкультурного занятия с учетом интересов, способностей и свободного выбора дошкольниками видов деятельности.

Что значит свободный выбор? Для ребенка это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе. Привыкая к самостоятельному выбору, дети в дальнейшем успешно решают проблемы, становятся творческими и мыслящими личностями [4, с.15].

Свободный выбор осуществляется при участии инструктора по физической культуре. Взрослый направляет выбор детей тем, что создает необходимые предметно-пространственные условия и обсуждает с детьми их планы на предстоящую деятельность. С этой целью пространство физкультурного зала делится на несколько секторов: сектор метания, сектор прыжков, сектор бега, сектор лазания и т. д., наличие которых может зависеть от поставленных образовательных задач.

‒ В секторе «Веселый мяч», дети отрабатывают технику ведения мяча с продвижением вперед, в беге, броски мяча в корзину, через волейбольную сетку, передача мяча друг другу способами двумя руками от груди, из-за головы и ловля мяча произвольным способом,

‒ В секторе «Равновесие», выполняют упражнения на сохранение равновесия — ходьбу по гимнастической скамейке разными способами, ходьба и бег по наклонной доске, ходьба между предметами на носках, с мешочком на голове.

‒ В секторе «Прыжки» дети выполняют различные виды прыжков: на одной и двух ногах, с продвижением вперед, между предметами, спрыгивания, запрыгивания, прыжки со скакалкой разными способами.

‒ В секторе «Метания» дошкольники отрабатывают технику выполнения метания: из-за плеча, правой, левой рукой, стоя на коленях, сидя, лежа; метание в горизонтальную и вертикальную цель и др.

Каждый сектор оснащен «паспортом», в котором указано количество занимающихся детей и правила поведения. Данные «паспорта» находятся в зоне видимости детей, способствуют формированию у дошкольников внутреннего самоконтроля, помогают безопасно организовать самостоятельную двигательную деятельность [1, с. 30].

В качестве модели взаимодействия была выбрана недирективная модель, которая подразумевает общение детей и педагога как равноценных партнеров. В данном случае игровой сюжет наиболее полно позволяет оказывать недирективную помощь в организованной образовательной деятельности, а также направлен на развитие двигательных способностей, закрепление и совершенствования основных движений, формирование индивидуальности, развитие творчества, инициативности и самостоятельности в выборе рода занятий в физкультурно-предметной среде. Наиболее интересными для детей являются сюжеты предполагающие путешествия (в страну движений, на дальние континенты, по загадочным планетам и др.). Каждый сектор спортивного зала представляет собой определенный пункт где можно остановиться.

Читайте также:  Как научить читать ребёнка 6 лет - классическая методика

Посещение физкультурного зала начинается с группового приветствия, настраивающего детей на положительное эмоциональное общение, краткое обсуждение и совместное устное планирование предстоящей деятельности.

Обязательное условие — включение в начало занятия игр на внимание. Далее проводится групповая разминка под музыкальное сопровождение.

Далее инструктор по физической культуре представляет все сектора физкультурного зала, работающие на данном занятии. Например, в секторе метания сообщает детям: «Я предлагаю вам научиться попадать маленьким мячом в цель. Кто хочет поработать со мной в центре метания?», «Сегодня в секторе прыжков появились скакалки. Кто желает поупражняться в прыжках?», «В секторе равновесия сегодня можно поупражняться носить мешочки на голове не роняя».

Таким образом, детям предлагается самостоятельно выбрать любой сектор и выполнить те или иные движения с физкультурными пособиями: закрепить уже полученные ранее навыки, научиться новым движениям или освоить новые спортивные атрибуты.

Несмотря на такое явное программирующее предложение взрослого, у детей есть право выбора — сектора, атрибутов, партнеров по деятельности, но и вместе с тем, есть право отказаться от предложенной инструктором деятельности и выбрать нечто иное. Основная задача взрослого в этой ситуации — показать детям, что их выбор ценен, что деятельность, выбранная ими самостоятельно так же важна, как и та, которую предлагает выполнить взрослый.

В ходе организованной деятельности в секторах активно используются карточки- схемы выполнения различных движений, что позволяет сократить время объяснения и предоставить детям возможность самостоятельных двигательных проб.

Это не значит, что дети бесконтрольно проводят время в физкультурном зале. Нельзя допускать в образовательном процессе стихийности и неорганизованной самостоятельности. Роль взрослого во время любой самостоятельно выбранной ребенком деятельности включает в себя не только создание развивающей предметной среды, но и наблюдение за детьми, общение с ними, оказание помощи в выборе деятельности и ее осуществлении, обеспечение поддержки, если ребенок просит об этом. Необходимо помнить, что свободный выбор ребенка и его деятельность под руководством взрослого должны быть тщательно сбалансированы.

Определить цель, договорить о совместных действиях в центрах, дети могут самостоятельно. Вместе с тем инструктор с воспитателем всегда рядом и готовы оказать помощь, выслушать вопросы, включиться в обсуждение заданий и способов их выполнения. Например, у детей часто возникают затруднения в лазанье на гимнастическую стенку, не боясь высоты. Для преодоления чувства страха оказывается непосредственная поддержка и индивидуальный подход, используется личный пример, а также моделирование игровых проблемных ситуаций «Пожарные на учениях», «Каскадеры», упражнения ходьба по наклонной доске «Подъем по трапу», спрыгивание со скамейки «Спасение утопающих».

Задача педагога поддержать детей, помочь им осмыслить свои действия, научиться рефлексировать и оценивать свою деятельность, свое поведение. Одним из аспектов самостоятельности является такое качество как настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. Роль педагога в данном случае — стимулировать действия, доводящие начатое дело до конца, при необходимости объединяя усилия с другими детьми.

Через определенное время, по сигналу инструктора дети договариваются и меняются карточками-схемами, переходят в другой центр. За одно занятия дети успевают посетить 2–3 сектора.

После выполнения основных движений детям предлагаются карточки (3–4 шт.) с уже знакомыми им подвижными играми. Дети договариваются друг с другом и самостоятельно выбирают игру. Наиболее любимыми играми являются: игра с прыжками и бегом «Волк во рву», с перепрыгиванием игра «Удочка», с бегом и ловлей «Два Мороза», бег с увертыванием «Ловишка с ленточкой». Дети по своему желанию могут усложнять и менять правила игры, договариваясь об этом заранее.

Заключительная часть занятия проводится в форме игр-упражнений в виде самомассажа; дыхательной гимнастики; релаксационных, расслабляющих упражнений («На солнечной полянке», «Полет высоко в небе» и др.). Поощряется придумывание новых игр и упражнений, способов действия со спортивными снарядами.

Подводя итоги в процессе беседы с детьми выясняем, какие движения были для них более сложные, а какие легкие в выполнении и где бы они их потом применили.

Данная форма организованной деятельности, помогает решать задачи в развитии физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации движений), накопить и обогатить двигательный опыт, является интересной для детей, т. к. нестандартна. Проводится один раз в неделю, третьим занятием и включаются в перспективный план.

Также хочется отметить, что при организации ООД такой формы обязательным условием является доброжелательное отношение педагога, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в строну ребенка.

Также важно: предоставить детям возможность активно задавать вопросы. Стимулировать общение взрослого с детьми, постоянно побуждая ребенка к самостоятельному применению новых знаний, способов решении игровых целевых ориентиров, которые стимулируют вступление ребенка взаимодействие с другими детьми

Не заставлять и не приучать ребенка, а помогать детям быть смелей и активней, хвалить ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения любой деятельности. Предлагать несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалить за инициативность.

При такой организации образовательной деятельности довольно четко прослеживаются индивидуальные особенности каждого ребенка. Отмечено, что детям с высоким показателем двигательной активности (гиперактивным) присуща однообразная деятельность в одном центре с большим количеством движений интенсивного характера. Такие дети в основном выбирают секторы прыжков и остаются в них подолгу, не желая переходить в другие сектора с более спокойными видами деятельности.

Детям с низким показателем двигательной активности (малоподвижным) также присуща однообразная деятельность, но часто прерываемая статическими позами. Такие дети предпочитают спокойную ходьбу и не вступают в парное взаимодействие, часто выбирая сектор «Равновесие».

Здесь основная задача инструктора по физической культуре найти дифференцированный подход к каждому ребенку, учитывая его интересы и особенности вовлечь малоподвижных детей в активную подвижную деятельность, а чрезмерно подвижных детей направлять на постепенное переключение на более спокойную деятельность. Например, в секторе «Веселый мяч» предлагаю такие движения как скатывание мяча по узкой доске и попадание в ворота, подбрасывание и ловля с несколькими хлопками и т. д. Малоподвижным детям предлагаю более активные действия и движения, не требующие точности выполнения в секторе «Прыжков».

Одним из действенных приемов для привлечения детей в невостребованные сектора является внесение в нужный сектор привлекательных физкультурных атрибутов.

Результат такой работы показал, что моторная плотность занятия остается в пределах нормы на уровне 85 %, т. к. время, затрачиваемое на объяснения и показ в традиционном занятии, в данной форме организации образовательной деятельности используется с пользой.

Дети способны самостоятельно действовать (в различных видах двигательной деятельности), адекватно используют вербальные и невербальные средства общения в организованной деятельности, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются атрибутами, предметами), повышается их самооценка, самостоятельность, активность и инициативность.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма организации образовательной деятельности по физической культуре является приемлемой для развития самостоятельности и инициативности в контексте требований ФГОС ДО.

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными // Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им. А. И. Герцена. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. — С. 30–35.
  2. Дыбина О. В.. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации. — М.: Центр педагогического образования, 2008. — 68 с.
  3. Нищева Н. В.. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. — 95 с.
  4. Свирская Л. В.. Детский совет. Методические рекомендации для педагогов. — М.: Национальное образование, 2015. — 76 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)

Cеминар: «Формы и способы формирования детской инициативности и самостоятельности в деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 «Катюша» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»

«Формы и способы формирования

детской инициативности и

самостоятельности в деятельности»

Воспитатель высшей категории:

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

– проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; – выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности; – проявляют способность к волевым условиям; – самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей; – проявляют способность к принятию собственных решений.

Инициативность – способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

Инициативность-это способность человека к самостoятельной деятельности, а также проявление умственной и физической волевой активности, которая целенаправленно проявляется для достижения не только своих, но и общественных целей

Инициативность — необходимое качество личности человека. У ребенка-дошкольника оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта; ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Инициативность должна быть разумной и нравственно направленной. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка – это само осуществление какой-то деятельности, делание, это процесс. Тогда как инициативность – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Вспомните, как тяжело тащить машину или паровоз какому-нибудь тяжеловесу, но столкнуть его с места в несколько раз тяжелее.

Поэтому инициативность – это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.

Таким образом, инициативное поведение детей проявляется, прежде всего в том, что они планируют свои действия, ставят перед собой задачи и последовательно решают их. Планирование дети осуществляют целостно. Детская инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. К концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия, система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения, основы ответственного отношения к результатам своих действий. Ребенок стремится к реализации своего «я», к подтверждению своей самостоятельность.

– с 1,5 до 3-х лет у ребенка формируется автономия,

– с трех до 5 лет – инициатива,

– с 6 лет до 11 лет – трудолюбие

Если взрослые не делают акцент на развитии самостоятельности (1,5-3 года), на достижении ощущения компетентности и инициативы (3-5 лет), на постановке и достижении персональных целей (6-11 лет), следующий период – с 11 до 18 лет – не даст возможности исследовать границы допустимого, достичь самоидентичности, у ребенка может сформироваться чувство стыда, вины, некомпетентности. Поэтому логично развитию инициативности и самостоятельности уделять внимание в младшем школьном и в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте детям придется уже самостоятельно, критически мыслить, свободно ориентироваться в новых условиях, принимать ответственные решения, самостоятельно планировать, корректировать свою деятельность, без помощи взрослого. И старший дошкольный возраст – период пред дошкольной подготовки – может стать фундаментом для успешности ребенка в новом виде деятельности, поскольку именно дошкольное образование – первая ступень образовательной системы, период становления личности ребенка. В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

    бытовой труд; конструктивно-игровая деятельность; художественная деятельность; игровая

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии: накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; формирования положительного отношения к деятельности; формирования элементов самоконтроля и самооценки при выполнении деятельности; Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

– стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей

– умение ставить цель деятельности

– осуществление элементарного планирования деятельности

– реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели

Самостоятельного ребенка отличает, прежде всего, внешне наблюдаемая уверенность. Получая положительное подкрепление и одобрение окружающих своим действиям, он становится увереннее. Успешный личный опыт самостоятельных дел порождает у дошкольника стремление проявить себя, попробовать свои силы в новых делах. Главной же особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Ведь при поступлении в школу от детей потребуется не самостоятель­ность вообще (которая может проявляться в своеволии, нарушении дисциплины), а именно организованная само­стоятельность, направленная на решение познавательных задач, способствующая безболезненной адаптации к новым условиям. Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен регулировать свое поведение в соответствии с необходимостью. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли… С переходом к школьному обучению характер самостоятельности меняется: ребенок должен самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения. Инициативность является важной характеристикой воли.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.

Способность планировать свои действия развивается постепенно, проходя через несколько этапов:

– отсутствие какого-либо планирования (3 года);

– ступенчатое планирование (4-5 лет);

– целостное планирование (6-7 лет).

Итак, для инициативного ребенка характерно:

– развитая эмоционально волевая сфера;

– инициатива в различных видах деятельности;

– стремление к самореализации;

– творческий подход к деятельности;

– высокий уровень умственных способностей;

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может заблокироваться, если родители или педагоги не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям. Конфликт между инициативностью и чувством вины приходится на третью стадию развития ребенка, на возраст от четырех до пяти лет, и соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших, самостоятельными.

Что нужно помнить родителям

о развитии инициативы у детей?

✔ пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать. Планирование – основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти;

✔ хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;

✔ «капля камень точит»: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность;

✔ развитие инициативности очень важно особенно для мальчиков.

Уважаемые взрослые, помогите детям стать более успешными, поддерживая их стремления быть самостоятельными!

1. г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».

2. «Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте» М. издательство «Институт практической психологии» Воронеж. 1998.

3 «Психология воли»

4 «Возрастная психология « Словарь практического психолога.»

Ссылка на основную публикацию