Выбор профессии для детей: советы психологов

Как выбрать профессию ребенку

Вопрос о том, как выбрать профессию ребенку, беспокоит многих родителей. И часто задолго до реального срока поступления в университет. О том как выбирать правильную профессию, на что стоит опираться и вообще, как относиться к этому вопросу расскажет практикующий психолог, профориентатор, тренер центра К.О.Т. Наталья Морозова.

С Какого возраста стоит задуматься о выборе?

Для современных подростков выбором профессии стоит заняться с 14 лет, раньше не стоит приступать к таковой «профориентации» в полном смысле слова. Здесь под профориентацией я понимаю выбор будущей профессии, ВУЗа или колледжа. То есть реальное определение сферы будущей профессиональной деятельности.

Однако, раньше сидеть без дела тоже не стоит. Ребенку нужно помочь собрать максимально много информации о мире, о своих способностях, возможностях, не фокусируясь на чём-то одном. Чем больше информации он сможет получить до этого возраста, тем проще будет ему выбрать профессию.

Как понять, что ребёнку подходит та или иная профессия?

Во-первых, по интересу ребёнка. Если у него есть мотивация заниматься чем-то, он с удовольствием посещает занятия, без напоминаний выполняет задания – стоит обратить внимание на эту сферу, даже если на первый взгляд она кажется вам «не серьезной». Так, легко пропустить увлечение собаками. А ведь кинология – целая профессия, у которой не меньше перспектив, чем у других.

Обратите внимание, какие предметы в школе удаются ребенку особенно легко, даже если это физкультура. Интересуйтесь у учителей и ведущих секций об успехах вашего чада. И старайтесь получить максимально полную информацию от педагогов – что у него получается, а что нет, видят ли они вашего ребенка в будущем в этой сфере.

Если ребенок сам выбрал кружок, просит куда-то его отвести и попробовать новое занятие – всегда поддерживайте его.

Стоит ли посещать какие-нибудь дополнительные кружки и секции

Если Вы уже выявили определённые навыки своего ребёнка? Или лучше остановиться и углубиться в одно направление?

Стоит смотреть на желание подростка. Если он устаёт, и не хочет больше никуда, заставлять конечно не надо. Но всё-таки детство – это время, чтобы всё пробовать и выбирать. Чтобы не «распыляться», не наткнуться на сопротивление, и при этом расширить сферу интересов вашего сына или дочери, можно обратить внимание на соседние направления. Например, если хорошо получается заниматься вокалом, то попробовать актёрское мастерство. Увлечение лего-конструированием близко к робототехнике. То есть стоит расширить его диапазон навыков ребёнка в любимом направлении. А ещё лучше – постараться найти практическое применение таланта. Отдать «пишущего» школьника в кружок журналистики, принимать участие в конкурсах робототехники, где нужно решать практические вопросы. Так талант Вашего ребёнка будет развиваться более многогранно. Потому что ни одна деятельность и ни одна профессия не состоит из одной яркой черты. Всегда нужен комплекс навыков. А развивать их помогает практика. То есть, уделяя внимание именно практическому применению таланта, вы не только замаетесь «практической профориентаций». Вы развиваете дополнительные навыки, которые просто необходимы.

Что делать, если мне не нравится, что выбрал мой ребёнок, стоит ли настаивать на своем мнении

Стоит прислушается к подростку и постараться понять. Не навязывать ничего. Жить в будущем с это профессией не вам, а ему. Но у родителей, конечно, намного больше опыта, понимания жизни. Если у вас есть сомнения по поводу профессии, которую выбрал подросток, им стоит делиться. Если вы хотите, что-то предложить, не надо делать это директивно, это не поможет. В форме увлекательной истории, расскажите ему о том, как вы, ваши друзья выбирали профессию, с какими проблемами сталкивались. Поделитесь профессиональными историями о той работе, с которой ребенок хочет связать свою жизнь. Помогите рассмотреть все плюсы и минусы выбранной профессии. Но постарайтесь смотреть на эту ситуацию с точки зрения ребёнка. Так возможно вам удастся его переубедить.

Но помните, это совершенно не значит, что «родитель всегда прав». Часто дети на самом деле выбирают профессии, которые им подходят. Поэтому услышать ребёнка и отнестись внимательно к его мнению очень важно.

Когда нужна профориентация у специалиста?

Когда вы сами не можете прийти к согласию в семье по поводу того, какую профессию выбрать подростку

Когда слишком большой выбор – вроде много что нравится, а определиться с профессией не может.

Когда требуется дополнительная диагностика, хочется убедиться в правильности выбора.

Когда подросток не хочет с вами говорить на эту тему или вы пытаетесь донести информацию до школьника, а он вас не слышит.

Когда вы сами плохо разбираетесь на рынке профессий, и не знаете, что посоветовать.

Особенности проведения профориентации, каким образом она позволяет с точностью определить способности к профессии?

В нашем центре есть 2 варианта профориентации. Индивидуальная и групповая. И для эффективности важно понимать, какой вариант подходит вам.

Индивидуальная профориентация – это быстро, конкретно, качественно. Здесь удобно убедиться в правильности выбора, подобрать учебное заведение, провести диагностику подростка. Итог этой консультации – подробное заключение, составленное на основании способностей ребёнка, интересов и возможностей получения образования для подходящих профессий.

Тренинги по профориентации позволяют попробовать себя в разных ролях, пообщаться со сверстниками, побыть в состоянии выбора профессии. Ребята понимают важность этого вопроса. Участники не только проходят диагностику и понимают свои способности. Они участия выбирать, причём здесь речь не только о будущей специальности. Происходит развитие навыка «выбирать» в принципе.

Также важен момент получения информации о том, какие существуют, кто и что делает для того, чтобы принять верное решение. Узнать об опыте выбора людьми, которые это прошли, тоже крайне полезно. И это мы тоже делаем на нашем курсе.

Занятия построены так, что все участники активно общаются, делятся опытом, и это очень ценно. Интересно, что сейчас много детей уже работают, делают сайты, ведут страницы в соц. сетях, пишут статьи – вариантов подработки для современных подростков существует много. Если в группе попадаются такие ребята, они с гордостью рассказывают, как у них подучается зарабатывать, какими профессиями они уже овладели, как они нашли эту подработку, а другие участники тоже подхватывают идею практического применения своих навыков. Ведь редкому подростку не хочется иметь собственные деньги.

На тренинге мы обсуждаем профессиональный опыт каждого, участники получают много идей и стимула к развитию, понимают как интересно быть профессионалом. Тренинг построен так, что участники получают информацию о профессиях не только от тренера, а еще и от других участников, своих родителей и и других ребят.

Повышается осознанность, расширяется кругозор и общая осведомленность. Больше всего внимания мы уделяем работе с семейной истории. Для этого на тренинге выделено отдельное занятие. Мы говорим о профессиях родителей. Дети, иногда с большим удивлением, узнают о том, кем работают и чем именно занимаются их родственники.

Можно ли провести профориентацию самостоятельно?

Конечно, можно. Сейчас много тестов, которые можно пройти on-line. Но, во-первых, это будет достаточно узкая информация. И без интерпретации результаты не всегда понятны. А во-вторых, легко запутаться. Часто к нам приходят дети, которые прошли уже много тестов в интернете, получили кучу информации, и в итоге просто запутались, им совершенно не понятно, к каким профессиям он предрасположены. Потому что не могут скомпоновать и воспользоваться этими знаниями. Всё-таки реальный итог профориентации – это выбранное на основании способностей, склонностей, интересов и возможностей направление профессиональной деятельности и рекомендованные учебные заведения, где можно эту специальность получить.

Тогда всё становится ясным и понятным, когда известно, какая профессия подойдет тебе, проще составить план развития, дополнительных занятий и понять, чему уделять больше внимания.

Как помочь ребёнку в выборе профессии
консультация на тему

Данный материал содержит советы для родителей, воспользовавшись которыми они помогут своему ребёнку выбрать профессию

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_pomoch_rebyonku_v_vybore_professii.zip80.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе . В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

• «Хочу» – это желания, интересы, склонности личности.

• «Могу» – это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

• «Надо» – это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:

• ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);

• осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;

• ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;

• ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.

Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда . Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей – отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться , а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность . Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

• знаниях о мире профессий;

• знаниях о выбираемой конкретной профессии;

• изучении своих интересов;

• изучении своих способностей;

• знании своих сильных и слабых качеств;

• состоянии своего здоровья;

• учёте материальных условий семьи;

• учёте ситуации на рынке труда.

• Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

• социальный заказ, положение на рынке труда;

• уровень материального обеспечения семьи;

• возможности получения помощи в обучении;

• условия оплаты труда в данной сфере;

• местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

• Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

• Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):

• успехи в учёбе и потенциальные способности;

• свои сильные и слабые стороны;

При выборе будущей профессии нужно:

• Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.

• Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

• Подробно изучить эту профессию , выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.

• Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

• Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Ошибки при выборе профессии:

• увлечение внешней или частной стороной профессии;

• незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

• неумение разбираться в своих способностях

Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:

Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:

• Изучить профессию и всё, что с ней связано.

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений :

– Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни . Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа .

– Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

– Впишите эти пункты в столбцы, а в строки – названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

– Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет – минус.

– Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

• Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

• Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист – отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя – выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом – и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, – стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности

• Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).

• Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

• Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.

– Принцип « От слов – к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе . Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

– Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

– В институт – на экскурсию . Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз – и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение – ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей – посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое – не мое».

– Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои личностные качества, способности, стремления . Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой – соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту – умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу – физическую подготовку и организаторские способности и т. д..

• Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

• Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.

• Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось. После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали. Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности. Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

А вам родители помогали с выбором?

Как помочь подростку выбрать профессию

В возрасте 14-15 лет дети начинают задумываться о своем месте в социуме. И выбор профессии для подростков становится главным вопросом. Но не всегда они психологически готовы к самоопределению. И тогда важную роль играют родители, которые могут направить стремления ребенка в правильное русло.

В подростковом возрасте человек выбирает свою будущую профессию

Важность выбора

Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% – совсем не задумываются, а 70% – не знают, на чем остановить свой выбор. Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе.

Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.

Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа – это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.

Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.

Сложности выбора специализации

Зачастую ребенку определится с профессией нелегко. Это напрямую связано с одной из проблем современных подростков – несамостоятельностью. Она развивается ещё в младших классах, когда родители делают с ними уроки, водят их по репетиторам. Заканчивается это, обычно, в старших классах, когда подросток протестует против опеки родителей. Но самостоятельно решать свои проблемы он не может, т. к. не умеет. Необходимо с ранних лет учить детей самостоятельности. Начинать стоит с того, чтобы дать им самим трудиться над домашним заданием.

Основным затруднением является отсутствие профориентационных методик в школе. За границей же с раннего детства выделяют сильные стороны человека, проводя множество тестов. С их помощью определяют, в каком направлении стоит развивать дитя. У нас такого нет. Поэтому помочь с выбором профессии должна семья. Родители, наблюдая за детьми, определяют их навыки и склонности. Чтобы развить их, можно отдать дитя в соответствующий кружок или секцию.

В настоящее время исчезает много профессий, и на их место приходят новые. О них не всегда можно найти информацию. Поэтому ребенок с трудом представляет, что собой являет та или иная специализация. Это затрудняет его выбор.

В определении профессии большую роль играет мотивация школьника. Но она не всегда бывает правильной. Часто дети прислушиваются к мнению окружающих, которое может быть ошибочным. А такой мотив, как престижность будущей профессии, весьма относительное понятие.

Важно знать

Чтобы не совершить ошибку при выборе специализации, надо учитывать:

  • навыки;
  • любимое занятие;
  • сферу наибольшего интереса;
  • желания и тип темперамента.

После отделения всех хобби от желаемой специальности, стоит проанализировать черты характера подростка. Ведь спокойный человек не сможет работать в активных сферах, и наоборот: стеснительному будет трудно справляться в работе с постоянным общением.

К выбору специальности детей надо подготовить. Для этого выполняют следующие шаги.

Рейтинг специальностей

Чтобы реализовать себя в наиболее подходящей сфере, стоит рассмотреть список востребованных профессий. Особенно это поможет, если трудно сделать выбор между несколькими вариантами. Конечно, ребенок отдаст предпочтение специальности, которая занимает высокое место в рейтинге. Стоит предусмотреть область, в которую она перейдет, если с годами популярность её уменьшится.

ТОП-10 наиболее перспективных специальностей

Обзор профессий

О предполагаемой профессии стоит собрать как можно больше информации: специфика работы, где и как выучиться, уровень доходов, требуемые навыки и др. Информацию можно найти в научных статьях, интернете. Обзор специализаций даст достоверное представление о них. Поможет определить, подходит ли она подростку.

Статьи о выборе профессий

Можно найти массу материалов, которые касаются этой темы. Они достаточно полно раскрывают данный вопрос. Из работ психологов можно взять на заметку ценные советы.

Помощь профориентолога

Если самому трудно определиться, можно обратиться к человеку, который профессионально занимается этим делом. Существуют центры с платными или бесплатными услугами, в которых проводят профориентационные тесты. Их результаты дают подробную информацию о профессиях, которые подходят ребенку.

Интернет-тесты

Если в округе нет специалистов, можно попытаться выбрать профессию ребенку с помощью специальных сайтов. На них разработаны тесты двух видов:

  1. помогающие в выборе специальности;
  2. помогающие сориентироваться в выбранной специальности.

Первые анализируют человека. Его личные качества: черты характера, наклонности и т. д. Вторые исследуют, насколько выбранное дело подходит. Плюсом таких тестов является получение бесплатной информации.

Короткий тест на профориентацию

Советы родителям

Родители – самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
  2. Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
  3. Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
  4. Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.

Заключение

В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.

Как выбрать профессию? Советы родителям

Детство пролетает как сон. Большую часть своей сознательной жизни мы являемся взрослыми людьми. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько успех нашей взрослой жизни зависит от того, как мы «поработали» в детстве?

Как учились в школе, сколько книг успели прочитать, в каких ремеслах себя попробовать? Сумели ли вовремя понять, чем бы хотели заниматься в жизни, и определиться, какая профессия нам по душе и по силам? Согласитесь, от родителей здесь тоже очень многое зависит. И каждый родитель рано или поздно встает перед вопросом: как помочь своим детям в выборе жизненного пути?

В качестве «шпаргалок» для решения этой непростой задачи предлагаем Вашему вниманию размышления семейного и детского психолога Елены Громовой.

Во сколько лет у ребенка должна появиться хотя бы мысль о будущей профессии, и когда стоит бить тревогу и предпринимать какие-то действия родителям, чтобы ребенок задумался о своем будущем?

— Надо сказать, что мысли о будущей профессии приходят к детям достаточно часто и меняются несколько раз. Поэтому следует предоставлять им возможность объять все, что они хотят, и не заставлять насильно ходить на те дополнительные занятия, которые ребенок выбрал. Некоторые родители говорят: «Раз уж выбрал, пусть ходит». Но кто это сказал? Ребенок еще не знает себя, он себя только узнает и познает, и он должен многое попробовать, чтобы понять, что ему нравится, что ему близко. Если уже к 9-му классу, когда ребенок сдает экзамены ГИА в школе, и когда уже есть возможность выбора: идти в колледж, или уходить в 10-й класс дальше учиться, — он еще не определился, тогда стоит задуматься – куда же ему все-таки двигаться дальше. До 8-го класса и начала 9-го можно еще спокойно дать ему возможность менять свое мнение.

— Моему сыну 10 лет, и он профессией футбола бредит уже практически, как начал разговаривать. Стоит ли серьезно к этому относиться, или может, нужно предлагать ему какие-то другие варианты профессий, а не только футболиста, есть же еще что-то интересное. Я не знаю, посоветуйте.

— Мне кажется, что родителям нужно трезво оценить успехи ребенка. Если он занимается на протяжении долгого времени, и тренер говорит, что из мальчика может действительно получиться в будущем хороший футболист, и карьера может сложиться, то может быть, уже так рано, но определилась его будущая судьба. Если Вы видите, что все не так гладко, и есть чувство неуверенности в том, что это его путь, то, надо все-таки находить какие-то запасные пути, они никогда не помешают, и посмотреть, что же еще ребенку дается, что же еще ребенку интересно, помимо футбола. Футбол, в крайнем случае, может остаться хобби на всю жизнь. Если у ребенка все сузилось на футболе, то есть риск, что когда у него что-то не заладится на каком-то этапе, это может стать серьезным стрессом в его жизни именно в том случае, когда отступать будет некуда, если больше ничего нет.

Когда моя дочь подросла, и пришло время выбирать профессию, она очень долго затруднялась. Хотелось бы услышать совет психолога — как помочь подростку определиться с будущей профессией.

— Я думаю, что для начала стоит определить, что же все–таки интересно девочке, и к какому типу профессии она больше себя относит, что у нее получается лучше. В традиционной классификации выделяют несколько типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек – знаковая система», «человек – человек» и «человек — художественный образ». Есть еще новые веяния в этом вопросе: кто-то выделяет шестой тип: «человек — самореализация». Традиционно их пять. Давайте, я о них расскажу немного подробнее.

«Человек- природа». Естественно, что таким людям нравится взаимодействовать с живой или с неживой природой, вообще с природой. Им нравится проводить время в заботе о животных, им интересен мир растений, и здесь можно сразу понять, что этот человек относится к этому типу.

«Человек- техника». Здесь все тоже лежит на поверхности — это человек, у которого достаточно легко получается взаимодействовать с техникой. Например, он может быстренько починить что-то, разбирается во всех механизмах, они его слушаются и поддаются ему.

«Человек — знаковая система». Это человек, которому интересно, у которого хорошо получается взаимодействовать с миром знаков, информацией в виде таблиц, цифр, чертежей — все что связано с обозначением, т. е. с превращением информации в знаковую систему. Если человеку это интересно, то можно подумать о том, чтобы искать ему специальность именно в этом направлении.

«Человек — человек». К этому типу относится человек, которому нравится взаимодействовать с людьми. Он любит общаться, легко идет на контакт, для него общение очень важно в жизни. Поэтому ему больше всего подойдут такие профессии, которые требуют общения с другими людьми.

«Человек — художественный образ». Это творческие люди, которым интересно рисовать, петь, танцевать — то есть не просто что-то выполнять, а именно привносить что-то свое. К ним относятся художники, актеры, и т.д.

Шестой тип, который уже сейчас выделяют: «человек – самореализация». Это человек, для которого важно добиться каких-то определенных результатов, показать себя, реализовать себя в чем-то. Это спортсмены, политические деятели, фотомодели, — профессии, связанные с реализацией именно самого себя. Хотя надо сказать, что очень многие профессии взаимодействуют с разными типами, и нельзя сказать, что какая-то профессия относится только к одному-единственному типу. И, тем не менее, важно понять, к каким именно хотя бы двум типам Вы больше относитесь, ведь это уже поможет Вам сузить круг.

Я бы еще сказала, что есть люди исполнительского типа и есть люди творческого типа. Кому-то проще выполнять готовое задание, которое ему дали. Есть люди – исполнители, очень хорошие исполнители. Им нужна такая работа, где для них все предсказуемо, есть четкий график работы, режим дня, есть четкие обязательства, объем работы. А есть те, которым, наоборот, очень тесны определенные рамки, и им проще работать в каком-то творческом режиме, когда они сами могут решить — в какой день им поспать, а в какой поработать до 12 часов или до 2-х часов ночи. Когда они сами определяют примерные сроки для себя — они более свободны, и для них это очень важно. Каждый конкретный человек должен, прежде всего, честно ответить самому себе на вопрос: «Я больше исполнитель, или я больше творческая натура, чего во мне больше»? И тогда будет понятно, учитывая эту особенность, по какому профессиональному пути стоит двигаться, а где будет достаточно трудно.

Вообще, при выборе профессии необходимо учитывать интересы, способности и личностные качества. Бывает так: есть интерес к чему-то, а способностей в этом направлении не хватает. Или способности хорошие, но нет определенных личностных качеств, которые нужны именно для этой профессии. К примеру, профессия работника МЧС – ребенку интересно, он может освоить это, а не хватает выносливости, выдержки, самообладания. И тогда встает вопрос: выбирать ли этот путь, если чувствуется подобное расхождение. Если совсем затруднительно с выбором, тогда стоит искать запасной вариант. А бывает ситуация, когда человек настолько хочет идти по данному профессиональному пути, что он занимается самовоспитанием, и ему удается выработать в себе какие-то личностные качества, которых не было изначально — ради того, чтобы быть в этой профессии.

— Меня зовут Аня, мне 15 лет, я не знаю, какую мне выбрать профессию. Помогите, пожалуйста.

— Наверное, здесь все-таки стоит обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, чтобы понять, какие же все-таки есть сильные стороны. Я не верю, что в одном человеке вот так уж подобрано, что не за что зацепиться — не может быть такого. Здесь речь может идти о том, что что-то не раскрыто в человеке, потому что каждому из нас даются какие-то способности, но не все их раскрывают. Вероятно, в этом случае девочке не повезло, и она не разглядела — или родители не разглядели, не помогли ей увидеть в себе то, что она может выбрать. Предметы на «три» — это не показатель того, что она может или не может дальше идти учиться — шанс есть всегда, поэтому главное — разобраться в себе и найти какие-то зацепочки: что же все-таки больше нравится, что лучше получается.

— Посоветуйте, куда может подросток 15-ти лет, самостоятельно обратиться, где ему могут помочь с выбором профессии?

— Во-первых, это школа, в которой он учился. В каждой школе есть ответственные за профориентацию, поэтому надо подойти к директору, к завучу, и спросить о том, кто же в школе отвечает за профориентацию. Иногда это бывает психолог, который совмещает эти две должности, иногда социальный педагог, иногда просто отдельный специалист, или просто учитель, который отвечает за профориентацию. Есть государственные бюджетные центры профориентации, где можно пройти бесплатную диагностику и получить профконсультацию. Если у вас нет возможности получить платную услугу, чтобы определиться с выбором профессии, есть и бесплатные ресурсы, которыми надо воспользоваться. Сейчас в интернете очень много статей на тему, как лучше себя узнать, выложены профориентационные тесты.

Моей дочке 17 лет, с детства увлекается танцами, поет, хотела бы стать «звездой», но говорит, что у нее нет для этого достаточного таланта, и теперь она будет всю жизнь несчастна, так как ничем другим заниматься не хочет. Говорит: «Выбирай для меня любую профессию, но хотя бы денежную». Учится она хорошо и имеет шансы поступить в любой вуз. Что мне делать – действительно выбрать для нее профессию — брать такую огромную ответственность на себя или…. Посоветуйте.

— Здесь я бы задалась вопросом: действительно ли по этому пути у ребенка нет шанса достичь успеха, действительно ли у девочки много каких-то ожиданий, амбиций, а на самом деле, она и поет не очень, и танцует так себе. И тогда, может быть, стоит дать ей возможность найти себя в чем-то еще, а все остальное оставить как хобби.

Если здесь все-таки речь идет о том, что у нее неплохо получается петь и танцевать, но есть какая-то заниженная самооценка, неуверенность в том, получится ли у нее — тогда это уже личностные проблемы, которые надо решать. Если у нее все неплохо получается, может быть, она и решит эти проблемы и пойдет вперед. А потом – ведь стать «звездой», можно и имея высшее образование. Если девочка уже определилась с каким-то художественным направлением танца, пения – может, ей стоит пойти в музыкальное направление, и если ее там признают, возьмут, это будет для нее определённой поддержкой, что все-таки у нее что-то получается, и первым шагом на пути к своим мечтам. Но все-таки я бы сказала, что изначально добиться такого успеха, стать знаменитостью — это все-таки такой инфантильный запрос – в некотором роде детский, нормальный для подростка. Если у человека всегда была только задача стать знаменитым, и вдруг это действительно не получается, то для него весь мир рушится. Надо все-таки вокруг своей мечты что-то ещё сооружать и засеивать, чтобы было, на что опереться и чем жить.

Я бы не стала рекомендовать маме поддаваться этому ощущению дочери: «что воля, что неволя — все равно», «выбирай за меня, я пойду учиться, куда скажешь». Ответственность за выбор принимает человек – подросток, в данном случае. И то, что она для себя выберет, какое направление — она будет идти этим путем долгие годы. И очень легко свалить на кого-то вину: «ну, вы же выбрали, вы же хотели, и я, пожалуйста, пошла». Нет, извините, выбор делает все-таки сам человек, который будет этим путем и двигаться вперед. Поэтому маме нужно набраться сил и терпения, чтобы выдержать это и не поддаться на такие провокации. И все-таки необходимо обязательно поддержать дочь, потому что возникает такое ощущение, что дочке не хватает какой-то поддержки в этот момент, она разочарована, ведь ее мечтания и мысли о том, что она будет знаменитой, не воплощаются.

На самом деле, получив профессию, которая соответствует личностным качествам, и выбрана с учетом интересов и способностей, человек всегда сможет найти, куда ее применить. И я бы еще сказала вот о чем: образование отнюдь не заканчивается дипломом — есть профессии, где нужно учиться, и учиться постоянно. Поэтому переобучиться, пойти другим путем всегда можно, если ты умеешь и любишь учиться.

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач «Мамина школа»

Как помочь ребенку выбрать профессию (и не сломать ему жизнь). Разбираем проблему по косточкам

Вспомните, о чем вы думали лет в 14-16? Наверняка не про выбор работы. А если и задумывались про это — то вряд ли серьезно. А если и серьезно — вряд ли могли в таком возрасте правильно оценить все нюансы.

Поэтому с выбором профессии подростку обязательно должны помогать родители. Причем если ребенок не хочет прислушиваться — то родители должны не советовать, а заставлять в ультимативной форме. Как мы все знаем, половина студентов идет в любой инстутут, чтобы откосить от армии, другая половина — чтобы выйти замуж, а о специальности на всю будущую жизнь в этот момент не думает никто. И поэтому так часто жизнь человека ломается именно в этот момент, которому не придается значения.

А потом, через 5-6 лет, молодого специалиста ждут долгие поиски нелюбимой работы. Вам оно надо? Reconomica составила подробную инструкцию для тех, у кого есть дети до 14-16 лет. Мы расскажем, что стоит делать, чтобы ваш ребенок получил востребованную профессию.

Общие советы: воспитываем самостоятельного, социально активного и умеющего общаться человека (+видео)

Прежде чем говорить о выборе профессии — приведем советы, которые помогут воспитать ребенка социально адаптированным. Они одинаковы и для мальчиков, и для девочек.

Молодые люди сейчас привыкли искать все ответы в своих телефонах.

Это важно, поскольку на постсоветском пространстве распространена гиперопека: мамы слишком сильно оберегают своих сыночков и доченек. В результате — из ребенка вырастает инфантильное существо, которое не способно принимать важные решения, теряется в сложной ситуации.

Что делать, чтобы ребенок (актуально и для мальчиков, и для девочек) вырос готовым к взрослой жизни:

Как можно раньше перекладывайте на ребенка задачи, которые он может выполнять сам. Года в 4 он может убирать игрушки, ходить на горшок, мыть руки, слушаться родителей. В 8- 10 лет он вполне может разогреть обед, приготовить чай, помыть посуду, покормить кошку и помыть за ней лоток, складывать свои вещи в стирку, собирать-разбирать рюкзак, прибираться в комнате . Не освобождайте ребенка от таких бытовых мелочей — научите его обслуживать себя самостоятельно.

Лет в 8-12 можно отдать ребенка в школу актерского мастерства, на 1-2 года. Это позволит поставить речь, жестикуляцию, манеру поведения. Полезно, поскольку при трудоустройстве и при карьерном росте работодатели и вышестоящие начальники смотрят не только на профессионализм, но и на личные качества. При равных профессиональных навыках начальником поставят более харизматичного и социально активного работника с подвешенным языком, чем стеснительного и тихого человека.

Учите ребенка делать выбор. Например — одежды, обуви, всяких мелочей для школы вроде ручек-карандашей, блюд в кафе, подарка на День Рождения одноклассника . Чем старше ребенок — тем больше вопросов он должен решать сам.

Научите ребенка придерживаться графика . Лет в 8-10 он вполне может начать ставить будильник и следить за временем утром, чтобы успеть собраться в школу.

Учите ребенка следить за собой. Чистка зубов, мытье головы и рук, купание, использование носового платка, расчески — с этим может справляться ребенок 6-7-летнего возраста.

Не спешите решать проблемы ребенка, если он может справиться самостоятельно . Это касается как учебы (например — домашнего задания), так и любых других дел. Многие дети не привыкли к трудностям, и могут капризничать, когда что-то не получается (особенно если это занятие им не нравится).

Старайтесь избегать категорических запретов, если это возможно. Если ребенок принимает неправильное решение и настаивает на нем — лучше постарайтесь объяснить, почему он не прав, и предложите другие варианты на выбор.

Дайте ребенку пожить самостоятельно, без надзора. Лет в 14 он вполне может обойтись без контроля родителей-бабушек-дедушек. Поэтому если есть возможность ездить на дачу или отдых — езжайте. Даже если он в это время позовет друзей и устроит вписку с алкоголем — пускай. Вы — поймете, что за ним надо следить повнимательнее. Подростку — потом будет что вспомнить.

Продумайте систему поощрений и мотивации. Например: закончишь четверть без троек — получишь велосипед. В идеале — продумывать мотивацию и для коротких периодов времени и для маленьких задач. Например: получил 3 «отлично» по математике — получаешь в копилку 100 рублей. Поощряйте ребенка не только за достижения в учебе, но и за успехи в других вещах. Например: в спорте, в изучении музыкальных инструментов, иностранных языков, выполнении домашних дел.

Не балуйте и не покупайте все по первому требованию. Обязанность родителей — обеспечить, чтобы ребенок был сыт, здоров, одет-обут, ему было где жить. Но они не должны покупать ему последний Айфон, крутой игровой ноутбук, кроссовки по 15-20 тысяч, и давать ежедневно деньги на «погулять». Здесь важно не перегнуть палку: ребенок не должен чувствовать себя хуже друзей-одноклассников.

Как можно раньше заставьте (если сам не захочет — именно заставьте) идти работать. Лет в 14-16 подростки вполне могут находить подработку: объявления расклеивать, листовки раздавать, английскому языку первоклашек учить, официантом, аниматором или уборщиком устроиться, помогать по сельскому хозяйству (на ферме, в теплице, в саду), поработать подсобником, и так далее. Мотивировать это можно так: на покупку нового смартфона (например) выделите ребенку сумму, которой хватит на простую модель. Хочет телефон покруче? Без проблем: пускай заработает оставшуюся сумму. Если есть возможность — помогите с трудоустройством.

Как помочь ребенку выбрать профессию? (+видео)

Т еперь про выбор профессии.

Чего НЕ стоит делать?

На первое место ставить результаты тестов на профориентацию. Такие тесты часто проводятся в старших классах. Они включают малое количество профессий, и всегда поверхностны.

Идти учиться просто ради диплома, если вы не определились с профессией. Самая грубая ошибка, которая в большинстве случаев приводит к трате денег (на обучение, взятки за экзамены) и времени.

Слушаться только ребенка. До 18-20 лет подростки воспринимают жизнь сквозь призму юношеского максимализма, сильнее поддаются влиянию друзей, действуют наперекор родителям . Многие — хотят иметь профессию не востребованную, а необычную, или модную, или просто ту, которая им в первую очередь нравится, а на прибыльность-востребованность — внимания не обращают. Часто представления о профессии есть лишь поверхностные. Например, девочка в 12 лет хочет стать актрисой просто потому, что любит выступать на школьных концертах. Или мальчик в 15 лет мечтает о военной карьере потому что считает, что обязательно станет генералом (ну или хотя бы будет служить в супер-секретном подразделении, где каждый день придется спасать мир). Поэтому ко мнению ребенка можно прислушаться, но если оно явно неправильное — стоит его переубеждать.

С какого возраста начинать выбирать?

Чем раньше — тем лучше.

Лет до 10-12 выбирать специальность еще рановато — ребенок не может правильно понять важность выбора. Да и осваивать он сможет не все навыки. В таком возрасте можно предложить ребенку походить в научно-технические кружки (кружки юных техников), вместе что-то приготовить, смастерить своими руками, приобщить к ремонту в квартире, к работам в огороде или на дачном участке. Возможно — какое-то занятие ему понравится, или он проявит хорошие способности.

С 12-13 лет — уже можно спрашивать мнение ребенка о том, что ему нравится, и попробовать сформировать список направлений, которые стоит попробовать.

В идеале — если к 10-11 классу (16-17 годам) подросток уже определится с профессией, и получит по ней какие-то первые навыки.

Из каких профессий стоит выбирать? (+видео)

Средняя зарплата в России сейчас ниже 50 тысяч рублей даже по завышенным данным Росстата. Вряд ли какой родитель мечтает, чтобы его чадо получало среднюю зарплату. Все хотят больше. Между тем, когда мы вырастет, 3/4 из нас будут получать меньше. А медианное значение сейчас около 20 тысяч рублей. Именно столько получает обычный россиянин.

Есть 2 варианта:

Массовая специальность с нормальным доходом. Учиться — сравнительно легко и дешево, можно поступить на бюджет (родители не платят за учебу, студент получает стипендию).

Узкая специальность, в которой мало специалистов. Учиться — сложнее (для ребенка), дольше, намного дороже. Если вы живете в маленьком городе — скорее всего, придется отправляться на обучение в крупный город. Поэтому финансовая нагрузка на родителей будет высокой.

Список массовых специальностей:

Водитель грузовых авто.

Водитель спецтехники (автовышки и строительная техника).

Мастер по ремонту бытовой техники (стиральные машины, холодильники, бойлеры), или гаджетов (смартфоны, ноутбуки, ПК, планшеты).

Список узких специальностей:

В рачи: стоматологи, гинекологи, венерологи, хирурги.

Программисты: VR, геймдев, мобильные приложения, БД, деспктопные и серверные приложения.

Нефтянка (если планируете оставаться в РФ).

Пилоты гражданской авиации.

Список профессий, по которым ребенок сможет работать за рубежом (+видео)

Зарплаты за рубежом могут быть в 2-10 раз выше, чем в России (про российские зарплаты в 2019 — можно почитать по ссылке). Если вы хотите, чтобы ребенок уехал заграницу, ему стоит выбирать такие профессии:

Врачи: кардиолог, хирург, уролог, гинеколог, нефролог, гастроэнтеролог, педиатр, венеролог, стоматолог.

Медсестра-сиделка (если на образование врача денег не хватает). В Европе стабильно востребованы медсестры для присмотра за пожилыми людьми. Миллионы не заработаешь, но от 1000 евро с проживанием и питанием — вполне реально иметь.

Строительные и рабочие специальности — все, где надо работать руками. Особенно ценятся сварщики, но работа найдется и электрикам, и мастерам по отделке-кладке, и кровельщикам, и сантехникам, и электрикам, и столярам. Проектировщики и инженеры на работу тоже приглашаются, но тут все сложнее: и язык надо учить на высоком уровне, и в других странах могут использоваться другие стандарты и правила работы, и специалистом надо быть высококлассным.

Промышленные специальности: операторы станков, операторы спецтехники.

Сфера IT — все специальности, связанные с программированием. Однако в иностранную фирму примут только хорошего спеца — «рядовых» кодеров проще набирать на фрилансе по дешевке. Поэтому бесплатных уроков с Ютуба или 3-6-месячных курсов не хватит, чтобы вас тут же пригласили куда-нибудь в Германию или Нидерланды.

Дальнобойщики. Нужны права категории Е, свободный разговорный английский и опыт работы (его проще получить на родине).

Няня по присмотру за детьми. В крупных городах — есть специальные курсы. Но лучше пройти (или получить образование) медсестры + педагогическое. Дополнительным плюсом будет владение каким-то музыкальным инструментом, или видом спорта, умение готовить, умение петь, рукодельничать.

Моряки. Любого направления (речные или морские суда) и любые должности.

Какие профессии НЕ рекомендуется выбирать?

Узкие специальности, на которых есть ограниченный спрос. Самый яркий пример — юриспруденция. Если только родители не работают в этой же сфере, и могут предоставить ребенку помощь при трудоустройстве.

Специальности, которые могут отмереть в ближайшем будущем, или сильно измениться, или может сократиться спрос на специалистов. В первую очередь это: журналисты, бухгалтеры, юристы, банковские служащие, переводчики (хотя переводчики — пока спорный пункт, но в перспективе 10-20-30 лет ситуация может измениться), штурманы, диспетчеры. Эти профессии могут исчезнуть из-за появления специализированных приложений или устройств, упрощающих или автоматизирующих процесс.

Профессии, «привязанные» к одному предприятию или городу. Например, если у вас в городе есть химический комбинат, которых на всю страну всего несколько — не рекомендуется идти учиться на химика-технолога только по тем направлениям, которые работают на этих комбинатах. Если комбинат в вашем городе закроется, или производственный процесс автоматизируют/роботизируют — искать работу будет негде.

С тоит ли сразу останавливаться на 1 варианте?

Если есть время — нет, желательно перепробовать несколько. Чем больше — тем лучше, потому что:

ребенок точнее поймет, что ему нравится больше всего;

ребенок получит несколько разных навыков, и при необходимости в будущем сможет быстрее переучиться на другую профессию.

Какие смежные навыки стоит развивать?

Чтобы повысить вероятность карьерного роста, или в будущем иметь возможность уехать за рубеж, ребенку стоит:

выучить английский (если по выбранной профессии можно уехать за рубеж, или если есть крутые обучающие материалы только на английском — например, по программированию);

получить права категории В;

пройти курсы менеджмента (с ними проще получить руководящую должность);

освоить тайм-менеджмент, умение планировать, составлять график, расставлять приоритетность задач.

Как начать развиваться в выбранном направлении до окончания школы?

Во многом план действий зависит от выбранной профессии. По какой-то — можно будет даже устроиться работать подсобником-помощником (например — в автомастерскую). По другой — до учебы получится осваивать только теорию (например — если ребенок выбрал профессию врача: вряд ли школьника пустят в операционную, понаблюдать за ходом операции).

Примерный план действий:

Ищем курсы по этой или смежной профессии. Проще всего — рабочим профессиям: по ним всегда что-то найдется. Если ребенок выбрал карьеру врача — можно записаться на курсы оказания первой помощи. Если хочет стать водителем — садите его за руль.

Ищем на Ютубе тематические каналы, или каналы, которые ведут люди, работающие в этой отрасли, на подходящих предприятиях.

Качаем тематические книги. Самый сложный пункт: подросток вряд ли захочет читать учебники, тем более с «сухими» данными. Поэтому ищите самые простые книги для начинающих.

Ищем наставника, который поделится опытом по Скайпу. Такого можно поискать на тематических форумах, в тематических пабликах в соцсетях. Конечно, ему придется платить. Что должен рассказывать наставник? Например — как стоит строить учебную программу новичку, какую литературу стоит читать, какие перспективы по зарплате и карьерному росту, какие будут условия работы, какие есть типичные ошибки.

Ищем работу подсобником, если профессия позволяет. Скорее всего — придется работать бесплатно. Проще всего в этом плане с рабочими специальностями.

Покупаем инструменты и учимся работать самостоятельно, если профессия позволяет. Актуально для рабочих профессий: например, подросток может сам переклеить обои, или сделать табуретку, или заменить кран, или собрать электросхему, или купить старые компьютерные комплектующие, и тренироваться на их ремонте.

Также можно узнать о подготовительных курсах для абитуриентов — такие есть во многих учебных заведениях.

Читайте также:  Нужно ли ребенку делиться игрушками и почему ребенок не делится игрушками
Ссылка на основную публикацию