3 ошибки родителей при попытках накормить малыша

4 ошибки родителей или как нельзя кормить ребенка

Все нижеизложенное имеет отношение к здоровым активным и жизнерадостным карапузам, которые не испытывают проблем со здоровьем и имеют возрастные прибавки в весе соответствующие возрасту.

Часто желание накормить своего привереду становится задачей №1 для всей семьи. На какие только уловки и ухищрения не идут сердобольные мамы и бабушки!. Но правильно ли это – пытаться накормить во чтобы то ни стало или может малыш просто не голоден?

Все нижеизложенное имеет отношение к здоровым активным и жизнерадостным карапузам, которые не испытывают проблем со здоровьем и имеют возрастные прибавки в весе соответствующие возрасту.

Ошибка 1. Накормлю любой ценой.

Примерно с 1 года, когда ребенок начинает ходить, у него появляется множество новых более интересных занятий, поэтому часто прием пищи отодвигается на второй план. Усадить за стол и накормить такого непоседу становится крайне сложной задачей. Кроме того, после года многие дети становятся более разборчивыми в еде и не всегда хотят есть то, что им предлагают. Обычно именно в этот период родители начинают жаловаться на плохой аппетит своего чада. Чтобы заставить поесть своего привереду родители идут на различные уловки, – пытаются накормить во время игры, включают крохе мультфильмы, читают книжки, сами выступают в роли клоуна с ложкой.

В некоторых случаях это помогает отвлечь малыша, а родителям достичь желаемой цели. Но в действительности, руководствуясь лучшими побуждениями, родители не только разрушают культуру приема пищи, но и наносят вред здоровью ребенка. Любые развлечения во время еды, так же как и кормление в неподходящей для принятия пищи обстановке не дают ребенку возможности настроится на прием пищи, сосредоточиться на процессе, полноценно ощутить вкус и аромат еды.

В результате, пищеварительная система крохи оказывается не готовой к поступлению пищи, не выделяется достаточное количество пищеварительных соков и ферментов, нарушаются нормальные физиологические процессы пищеварения. К тому же, отвлекаясь на посторонние занятия, ребенок плохо пережевывает пищу, что в итоге затрудняет ее переваривание и усвоение.

Сидя перед телевизором и завороженно глядя на экран малыш послушно открывает рот, не обращая внимания на количество съеденного и не контролируя процесс насыщения, в итоге легко может возникнуть переедание, которое еще больше перегружает неподготовленную пищеварительную систему крохи.

Если приемы пищи в такой обстановке становятся системой, постоянные нарушения пищеварения в дальнейшем могут привести к развитию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и к ожирению. Именно по этим причинам необходимо воспитывать у ребенка привычку принимать пищу только за обеденным столом, не отвлекаясь на посторонние дела. Кроме того, родителям важно понимать, что необходимым условием нормального пищеварения является наличие у ребенка аппетита. Аппетит – это не только желание есть, но и отражение готовности детского организма к перевариванию пищи. В здоровом организме аппетит возникает на основе состояния голода, это происходит только когда желудок и верхние отделы тонкого кишечника освободились от ранее съеденной пищи, справилась с работой печень и поджелудочная железа, всосалась и усвоилась организмом большая часть питательных веществ. Аппетит способствует эффективному пищеварению, помогает организму настроиться на прием пищи, способствует выделению слюны и желудочного сока, стимулирует перистальтику желудка и кишечника, и соответственно пища, съеденная без аппетита — труднее переваривается и плохо усваивается.

Если ребенок в промежутках между кормлениями весел, жизнерадостен и активно осуществляет познавательную деятельность, но когда подходит время обеда отказывается от еды, значит в данным момент он просто не голоден. В таком случае родителям следует проявить терпение и перенести кормление на более позднее время, даже если для этого придется отклониться от режима и пропустить один прием пищи, зато в следующий раз ребенок охотно усядется за стол и поест с аппетитом. Если же помимо отказа от еды родители находят в поведении малыша настораживающие признаки, следует обратиться к врачу за исключением более серьезных причин, вызывающих снижение аппетита у малыша.

Ошибка 2. Не одно – так другое.

По мере взросления вкусы малыша и отношение к тем или иным блюдам могут меняться. Бывает, что ребенок отказывается от ранее любимых блюд, или каждый день требует одно и то же блюдо. Часто в такой ситуации мамы и бабушки, желая накормить малыша, начинают предлагать ему несколько вариантов блюд на выбор. В результате, малыш становится все более привередливым, требуя постоянной возможности выбора, а маме приходится все больше времени проводить на кухне.

Безусловно, меню ребенка должно быть разнообразным, но не стоит потакать капризам маленького гурмана и каждый раз выставлять на стол многочисленные яства. Если ребенок в очередной раз отказывается есть предложенное блюдо, требуя взамен что-то другое, значит скорее всего он не голоден, в таком случае следует спокойно убрать тарелку и предложить крохе покушать попозже, когда он проголодается.

Ошибка 3. Общество чистых тарелок.

Многие родители воспитанные на правиле всегда оставлять после еды пустую тарелку, часто требуют того же от своих детей. Нередко мамы, обеспокоены тем, что малыш не съедает свою «возрастную норму» и недополучает питательных веществ, поэтому заставляют его доедать всю порцию. Между тем, такая настойчивость совсем не полезна для ребенка и может привести к различным нарушениям аппетита и, как следствие, проблемам со здоровьем в будущем.

С одной стороны, заставляя насильно есть уже насытившегося ребенка, можно спровоцировать у него неприятие к данной пище и вызвать негативное отношение к приему пищи в целом.

С другой стороны, каждый раз требуя от малыша доесть до конца, родители нарушают естественную способность ребенка прислушиваться и понимать потребности своего организма. В результате, в дальнейшем у ребенка может сформироваться привычка переедать, т.е. есть, несмотря на отсутствие чувства голода, просто для получения удовольствия от вкусной пищи. Если малыш постоянно оставляет еду на тарелке, возможно, маме просто следует уменьшить ему размер порции, и если он не наелся, пусть лучше попросит добавки.

Ошибка 4. В гостях – не дома.

Часто родители не уделяют должного внимания поведению ребенка за столом дома, но приходя в гости, начинают одергивать и ругать ребенка за те поступки, которые дома не считаются «преступлением». Такое поведение родителей, безусловно, не вносит ясность в представление ребенка о принятых правилах поведения. Если родители хотят привить малышу хорошие манеры, не стоит делить застольное поведение на «домашнее» и «для гостей», необходимо чтобы требования к поведению ребенка за столом везде были одинаковы. Кроме того, в правилах этикета нужно упражняться постоянно, поэтому учить малыша правилам поведения за столом следует в домашней обстановке, и не стоит одергивать и критиковать ребенка в присутствии посторонних.

1. Личный пример.

Как известно, ребенок в первую очередь учится на примере своих родителей, во всем копируя их манеру поведения, в том числе и поведение за столом. Если родители сами не соблюдают правил гигиены, едят на бегу, перехватывая что придется, не придерживаются здорового питания и не задумываются об эстетической стороне вопроса, глупо требовать от ребенка культурного поведения за столом. Родители должны в первую очередь сами являться положительным примером для своего чада, ведь личный пример гораздо эффективнее любых наставлений и замечаний.

2. Режим питания.

Большую роль в формировании здорового пищевого поведения ребенка играет соблюдение режима питания. Прием пищи через определенные интервалы времени обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, у малыша к определенному времени начинают вырабатываться пищеварительные соки, появляется аппетит и ребенок более охотно усаживается за обеденный стол. Кроме того, при соблюдении режима питания улучшается переваривание и усвоение пищи. Для малышей старше года, как правило, устанавливается режим питания с 4 — 5 разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5 — 4 часа, при этом желательно не отклонятся «от расписания» больше чем на полчаса, в противном случае не будет вырабатываться пищевой рефлекс. Не следует надолго растягивать прием пищи, продолжительность кормления не должна превышать 20-30 минут.

3. Полезные ритуалы.

Чтобы ребенок лучше усвоил правила поведения за столом важно создать систему ритуалов — определенную последовательность действий, которая изо дня в день сопровождает кормление малыша: помыть руки душистым детским мылом, усадить в детский стульчик, повязать нагрудник, поставить на стол посуду и приборы, положить салфетку, после еды вытереть рот салфеткой, поцеловать в ответ на «спасибо». Все действия желательно сопровождать пояснениями, разговаривать с малышом во время приема пищи следует спокойным ласковым тоном. Ритуалы умиротворяюще действуют на психику ребенка и помогают сформировать позитивное отношение к приему пищи, а постоянное выполнение одних и тех же действий воспитывает в ребенке привычку, и, немного повзрослев, он будет проделывать все то же самое самостоятельно.

4. Украшение блюд и сервировка стола.

Диетологам давно известно о влиянии сервировки и убранства стола на аппетит и пищеварение. Красиво поданные блюда и сервированный стол привлекают внимание, повышают настроение и вызывают аппетит. Хорошо известно, что маленьких гурманов гораздо больше привлекает вид приготовленного блюда, чем его запах и вкус, если поданное кушанье интересно оформлено, его охотнее попробует даже ребенок с плохим аппетитом. Еда на тарелке ребенка любого возраста всегда должна выглядеть эстетично. Для украшения готовых блюд можно использовать овощи и зелень, из нарезанных овощей можно сделать цветочек или веселую мордочку, можно красиво полить блюдо соусом и т. д. Хлеб следует также подавать на отдельной тарелочке. На столе у малыша обязательно должны быть салфетки.

Очень важно постепенно приобщать ребенка к сервировке стола, чтобы малыш учился правильно накрывать стол. Дети очень любят подражать взрослым, участие в подготовке к трапезе развивает у ребенка чувство причастности к «взрослому» делу, настраивает на желание проявлять за столом аккуратность, на стремление культурно себя вести, при этом, как правило, за самостоятельно накрытым столом малыш с гораздо большим удовольствием кушает предложенные блюда.

5. Атмосфера за столом.

Немаловажной является спокойная доброжелательная позитивная атмосфера за семейным столом, взрослые и дети должны садиться за стол в хорошем настроении. Находясь в комфортной обстановке у ребенка будут формироваться положительные ассоциации с приемом пищи. Кроме того, хорошее настроение способствует повышению аппетита и лучшему усвоению пищи.

Читайте также:  Насколько вреден доширак для детей

Очень важно поддерживать традиции семейных обедов и ужинов. Трапезы в семейном кругу не только прививают необходимые навыки поведения за столом, но и помогают найти взаимопонимание с взрослыми членами семьи. Семейные обеды, которые стали традицией, очень благотворно влияют на здоровье, как детей, так и взрослых. По данным исследований, дети регулярно участвовавшие в семейных обедах гораздо чаще придерживаются здорового питания в старшем возрасте.

5 ошибок родителей при кормлении детей

Если твой ребенок имеет избыточный вес, то тебя, скорее всего, волнует вопрос, как правильно кормить малыша, чтобы не ухудшить эту ситуацию. Мы расскажем о 5 общих ошибках родителей и посоветуем, как их избежать.

Ошибка №1. Похвала ребенка за «чистую тарелку»

Если ребенок здоров, то он ест, когда голоден и прекращает есть, когда насытился. Он следует своим внутренним, природным биоритмам, и родители не должны поощрять его к тому, чтобы он доел все, что было на тарелке. Ты должна научить малыша жить в гармонии со своим голодом, и тогда он сможет избегать переедания, когда станет взрослым.

А недавние исследования подтвердили, что все дети, независимо от возраста, съедают больше, когда им подают большие порции. Иными словами, чем больше мы накладываем еды на тарелку ребенка, тем больше он съест – независимо от того, насытился он или нет.

Что делать?

  1. Не перекармливай ребенка и не хвали его за «чистую тарелку».
  2. Давай малышу небольшие порции еды (кроме фруктов и овощей – их потребление можно не ограничивать). Разрешай ребенку не доедать и позволяй дополнительные порции, если он попросит.

Ошибка №2. Сладкий приз

Зачастую ребенок отказывается есть основное блюдо, и тогда родители сообщают: «Если скушаешь капусту – на десерт получишь мороженое!». Но такие действия учат малыша, что капуста и другие овощи – менее привлекательные (поскольку их можно съесть только за вознаграждение), а десерт – это награда. Различные исследования доказали, что в итоге гастрономические предпочтения таких деток искажаются в пользу «призовой еды».

Что делать?

Не преувеличивай роль десерта и не используй его для поощрения за съеденную «нужную и правильную» пищу.

Ошибка №3. Тотальный запрет на сладости

Бывает, что родители запрещают своему малышу есть сладости. Но это чрезвычайно крайняя мера. Чтобы заложить у ребенка здоровое отношение к еде (и к десертам в том числе), надо придерживаться золотой середины. Можно регулировать потребление сладостей, но совсем запрещать их – не стоит.

Исследование университета Пенсильвании обнаружило, что, когда малыши ограничены в употреблении лакомств, их желание съесть «вкусняшку» увеличивается настолько, что когда у них наконец появляется возможность полакомиться чем-то сладким, они переедают.

Что делать?

Ограничивай количество сладкого, которое употребляет малыш, но предоставь ему возможность выбора в пределах разумного.

Ошибка №4. Малыш может есть то же, что и большой ребенок

Согласно зарубежного исследования, дети, у которых есть старшие братья и сестры, намного чаще едят нездоровую пищу (чипсы, сладкая газировка, торты, конфеты и печенье), чем дети, не имеющие старших сестер и братьев. Так происходит, поскольку старшим детям разрешают есть эту сомнительную пищу.

Что делать?

Не позволяй своим детям старшего возраста есть продукты, которые нельзя есть младшим, в тот момент, когда они находятся рядом. И вообще, мы бы рекомендовали тебе такие продукты, как чипсы и газировку вообще исключить из детского рациона, как крайне нездоровую пищу!

Ошибка №5. Не важно, как выглядит еда для ребенка

Не каждый ребенок согласится с удовольствием поедать то, что выглядит не очень привлекательно. Если ты хочешь убедить своего малыша есть здоровую пищу, тебе придется добавить творчества в свои блюда.

Что делать?

Попробуй поиграть с цветами, формами и текстурами, чтобы тарелка твоего ребенка имела аппетитный вид.

Очень важно придерживаться перечисленных правил, чтобы гастрономические привычки, привитые тобой твоему ребенку, помогли ему оставаться в прекрасной физической форме и во взрослом возрасте.

9 ошибок родителей, которые могут серьезно испортить будущее их детям

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все ошибаются при воспитании детей. Мы, даже став взрослыми, не идеальны и не всегда можем понять, как наши действия выглядят со стороны и скажутся в будущем на младшем поколении. Но некоторые методы воспитания больше вредят, чем приносят пользу.

AdMe.ru решил выяснить, какие промахи часто допускают родители и к чему они приводят.

1. Воспитание или наказание перед посторонними

Бывает, папа или мама выходят из себя, кричат или даже наказывают ребенка при посторонних. И в тот момент они мало задумываются об окружающих. Но ребенок, пусть даже неосознанно, считается с мнением посторонних. И публичное наказание подрывает уверенность малыша в себе. У него возникает сильное чувство стыда, от которого очень трудно избавиться.

2. Влияние прошлого

То, что случилось в нашем детстве, накладывает свой отпечаток на отношение к воспитанию. Но это не означает, что все обречены повторять ошибки своих матерей и отцов. Важно принять тот опыт и постараться оградить следующее поколение от того негатива.

Например, сегодня известно, что телесные наказания имеют только вредные последствия. Но даже многие современные родители используют их, оправдывая себя тем, что так поступали в их семье с детьми. Мы не должны оправдывать свои неправильные поступки тем, что так делали наши «предки». Вместо этого стоит стремиться быть теми, кто разорвет цепочку негативного опыта.

3. Излишняя сдержанность

Если мы редко обнимаем своего ребенка или не говорим, что любим его, он становится эмоционально оторванным от семьи. Когда не прислушиваемся к его чувствам и мнениям, проявляем равнодушие — очень вероятно, что малыш будет вести себя так же с окружающими. Ему будет труднее с кем-то сблизиться, довериться, завести друзей и семью в будущем.

4. Вредные привычки

Не секрет, что родители закладывают образцы поведения в своих детей. И есть сильная связь между привычками матерей и лишним весом у их детей. Если женщины старались придерживаться здорового образа жизни, риск ожирения у их малышей снижался на 75 %. К полезным привычкам исследователи отнесли соблюдение правильного рациона, регулярные занятия спортом, поддержку нормального индекса массы тела, отказ от курения и употребление алкоголя в небольших или умеренных количествах.

Также вероятность ожирения у маленьких детей уменьшается на 30 %, если с ними играют и проводят больше времени отцы.

5. Гиперкомпенсация

Наши старые обиды на отца и мать могут привести к полному неприятию их методов воспитания. Даже когда взрослые объективно поступали правильно. В результате при взаимодействии уже со своими детьми мы можем выйти из-под контроля, стремясь сделать все по-другому.

Например, если наши родители были властными, то мы можем дать своим детям слишком много свободы и убрать любые ограничения. И такая реакция также скажется на малыше не лучшим образом: он почувствует себя брошенным и никому не нужным.

6. Вседозволенность или суперопека

Часто родители думают, что их дочери и сыновья особенные и уникальные, и стараются во всем им угодить. Но для остального мира они всего лишь дети. И если они привыкнут к вседозволенности, то станут эгоистами, с которыми сложно даже просто общаться.

Бесконтрольных детей будет ждать множество разочарований за пределами дома, и они не будут знать, как с ними справиться. В то же время гиперопека сделает ребенка настолько пугливым, что он будет бояться брать на себя любую ответственности или даже немного выходить из зоны комфорта — вроде знакомства с новыми людьми или начала нового дела.

7. Разрушение доверия

При воспитании необходимо устанавливать определенные правила поведения, но ребенок также должен понимать, что всегда может доверять своим близким. Однако доверие малышей (тем более подростков) очень легко потерять, если родители перестают контролировать эмоции и пугают, заставляют бояться себя. Это может привести к разрыву эмоциональных связей с семьей и потере чувства защищенности.

Дети лучше развиваются и становятся здоровыми личностями, когда их семья — опора, островок безопасности, с которого они могут смело отправляться исследовать мир.

8. Агрессивное поведение

Дети учатся справляться с проблемами на примере родителей, когда те преодолевают жизненные трудности. Иногда эти трудности вызывают сами малыши. И грубое обращение взрослых с ними, частое проявление негативных эмоций в раннем возрасте приводят к сложностям с управлением гневом. Здесь особенно сильно влияние матери, конфликтующей с ребенком, но поведение отца также играет свою роль.

9. Бегство от проблем

Один из способов «закрыть» проблему — просто уйти и не вспоминать о ней. Но это не значит, что все решится само собой, как думают многие взрослые. После сильной ссоры между родителем и ребенком нужно постараться все исправить — восстановить доверие.

Для этого нужно успокоиться и поговорить на равных, уважая своего малыша. Сначала выслушать, что он почувствовал, и попытаться увидеть проблему и себя с его точки зрения. Затем взрослый должен рассказать о своих переживаниях, объяснить причину своего взрыва и извиниться. Так он покажет ребенку, что не стал новым врагом и ему снова можно доверять.

Вы узнали о воспитании что-нибудь новое? Совершали ли подобные ошибки и как их исправляли? Расскажите нам в комментариях.

Питание ребенка: главные ошибки родителей

Когда дети подрастают и начинают знакомиться с «взрослыми» блюдами, родители нередко пытаются максимально разнообразить их меню. Хочется предложить крохе сразу все, что считается вкусным и полезным.

Лариса Титова
Врач педиатр-диетолог, сотрудник кафедры питания детей и подростков РМАПО, г. Москва

  • Только при очень разнообразном рационе малыш будет получать необходимые питательные вещества.

Конечно, ребенку необходимо полноценное питание, содержащее основные пищевые вещества; рацион должен быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минералам. Но для этого совсем не обязательно включать в меню крохи все существующие продукты питания, тем более что многие из них обладают качествами аллергенов, а значит, способны спровоцировать аллергическую реакцию даже у здоровых детей.

Читайте также:  Что содержится в современном квасе?

“Взрослые” продукты также могут содержать ароматизаторы, красители, консерванты и усилители вкуса, использование которых в детском питании категорически не рекомендуется. Условная польза от изобилия блюд и продуктов – это расширение вкусового восприятия ребенка, но за всю свою долгую жизнь он еще успеет все попробовать и сформировать пристрастия в еде, а сейчас малыш должен получать полезные продукты в нужном для его возраста количестве.

Дефицит пищевых веществ в рационе приводит к развитию патологических состояний, но их избыток тоже недопустим. Так, при употреблении высокобелковой пищи страдает функция почек, повышается нервная возбудимость, появляются различные аллергические реакции. Избыточное потребление жиров и углеводов негативно сказывается на работе органов желудочно-кишечного тракта, эндокринной и сердечно-сосудистой систем и обменных процессах. А если ребенок в течение нескольких месяцев будет употреблять в должном объеме по несколько одних и тех же продуктов из каждой категории, например 1–2 сорта мяса, 1 сорт рыбы, несколько овощей и пр., ему не грозит истощение. Соблюдать такую строгую диету вынуждены, например, некоторые дети, страдающие тяжелыми формами пищевой аллергии. Но под контролем врачей они хорошо развиваются, ничем не отличаясь от своих сверстников.

  • Ребенку необходимо давать разнообразные сорта мяса – от 1–2 видов толку не будет.

Абсолютно не важно, один или несколько сортов мяса вы используете для приготовления детских блюд. Важно, чтобы этот продукт присутствовал в рационе, как богатый источник полноценных животных белков, содержащих все незаменимые аминокислоты, полноценный источник железа, фосфора и витаминов группы В.

В выборе сортов мяса для детского меню вы вполне можете руководствоваться своими вкусовыми пристрастиями, но диетологи чаще рекомендуют чередовать телятину, говядину, нежирную свинину, курицу, индейку. Не исключено использование «деликатесных» сортов мяса – конины, оленины, крольчатины, баранины, особенно если это ведущие продукты национальной кухни. Но не нужно стремиться к обязательному использованию их в рационе: эти сорта мяса не обладают какими-то особыми качествами. При их использовании организм получает те же самые пищевые вещества и в том же количестве, что при использовании, например, традиционной телятины. Единственным отличием могут служить качественные структуры белков: к гипоаллергенным сортам относятся крольчатина и конина. И именно их рекомендуют в качестве первых мясных продуктов прикорма детям-аллергикам. Малыши, страдающие аллергией на пищевые продукты, могут в течение многих лет употреблять только один сорт мяса. Если он содержится в меню ребенка в должном для определенного возраста количестве, рацион малыша не считается дефицитным по содержанию мяса. А значит, и здоровым детям совсем не обязательно предлагать мясо всех существующих животных, тем более что «экзотические» сорта стоят совсем не дешево, а по качеству не всегда лучше традиционных сортов мяса.

  • Расширять рыбный рацион малыша нужно с помощью морепродуктов.

В детской диетологии именно рыба, а не морепродукты является одним из лучших источников высококачественного белка, богатого незаменимой аминокислотой метионином. Мясо рыб отличается низким содержанием соединительной ткани, поэтому быстро и хорошо усваивается. В рыбьем жире содержится много хорошо усвояемых полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для полноценного развития ребенка. А в морских сортах рыб отмечается самая высокая концентрация минералов – калия, магния и особенно фосфора. Все эти полезные вещества ребенок может получить, именно употребляя рыбу – при условии ее хорошей переносимости.

Давать малышу морепродукты не стоит по нескольким причинам.

Во-первых, практически все дары моря относятся к разряду высокоаллергенных продуктов, особенно мясо креветок, мидий, ракообразных и пр. В них содержится белок тропомиазин – сильный аллерген, который устойчив к термической обработке, замораживанию, к воздействию соляной кислоты, содержащейся в пищеварительном соке. Поэтому любой морепродукт может спровоцировать развитие аллергической реакции даже у ребенка, хорошо переносящего рыбные блюда.

Во-вторых, необходимо знать, что большинство морепродуктов являются «морскими фильтрами» и пропускают через себя воду – среду обитания, которая может быть загрязнена вредными химическими веществами в разной концентрации. Поэтому, учитывая последствия современных техногенных катастроф, в мясе крабов, кальмаров, мидий, морского гребешка, креветок могут содержаться пестициды, диоксины, соли тяжелых металлов, радиоактивные вещества, негативно влияющие на здоровье малыша.

В-третьих, большинство рыбных деликатесов содержат значительное количество соли, которая оказывает раздражающее действие на недостаточно зрелую слизистую желудка и кишечника детей, усиливает нагрузку на почки, сердце, повышает интенсивность обменных процессов.

  • Необходимо, чтобы ребенок обязательно ел все сезонные фрукты и овощи.

Совсем не обязательно. Как известно, эта группа продуктов является основным источником балластных веществ (пищевых волокон, пектиновых веществ), минеральных солей и витаминов. Особенно богаты перечисленными компонентами свежие сезонные фрукты. Но это еще не значит, что ребенку нужно предлагать их все и сразу. По рекомендациям нутрициологов дети раннего возраста могут получать в сутки 150–200 г картофеля и 200–250 г
овощей: капусты, огурцов, помидоров, моркови, свеклы, зелени и пр. – в виде гарниров, заправок первых блюд, салатов, а также не меньше 200 г фруктов и ягод. Свежесорванные овощи, фрукты и ягоды в той или иной мере содержат витамины, поэтому не стоит в один день предлагать все, что растет на грядке, – будет вполне достаточно 2–4 овощей с садовой зеленью и 2–3 фруктов или ягод в сутки.

Если ребенок отдает предпочтение определенным овощам и фруктам, не стоит насильно заставлять его есть «нелюбимые» продукты – можно использовать любимые, комбинируя их между собой; главное, чтобы овощи, фрукты и плодо-овощные соки ежедневно присутствовали в меню малыша. При составлении рациона нужно осторожно относиться к продуктам, богатым грубоволокнистой тканью: репе, редису, свекле, фасоли, гороху и пр., – так как они могут спровоцировать метеоризм, кишечные колики и даже понос. То же самое может произойти при переедании ягод и мягких фруктов – слив, абрикосов, винограда и пр. В суточном рационе ребенка, хорошо переносящего предлагаемый продукт, не должно быть больше одного блюда из овощей с грубой волокнистой тканью: например, можно предложить малышу салат из свеклы, винегрет, гарнир из фасоли и пр. Мягкие фрукты и ягоды лучше употреблять в половинной суточной норме, т.е. 100 г, а остальное количество заменять яблоками, бананами и пр.

  • В меню малыша должны присутствовать все виды каш, даже если он их не любит.

Крупы, из которых мы варим каши, считаются главными носителями растительных белков, лидерами по содержанию крахмала; также они содержат минеральные вещества и витамины группы В. Биологическая ценность каш зависит от химического состава зерна и способов его термической обработки. На первом месте по концентрации белков и минеральных веществ (калия, фосфора, магния, железа) стоят гречневая и овсяная каши, затем идут кукурузная, перловая, ячневая, пшенная. Если кроха отдает предпочтение двум-трем кашам из перечисленных, то этого будет вполне достаточно. Например, манка содержит меньше полезных веществ, но изобилует крахмалом, поэтому, если ребенок от нее отказывается, не стоит настаивать, особенно если малыш склонен к полноте.

  • Ребенку необходимо знакомиться с разнообразными вкусами, поэтому ему обязательно нужно предлагать и соленое, и кислое, и специи.

Малышам до 1 года категорически не рекомендуется досаливать пищу: необходимые для полноценного ионного обмена хлориды натрия (от 0,2 до 0,35 г в сутки) поступают в его организм из натуральных продуктов – круп, овощей, мяса и пр. А при избыточном поступлении соли с пищей увеличивается нагрузка на почки, сердечно-сосудистую систему, повышается интенсивность обменных процессов.

После 1 года потребность в соли составляет всего 0,5 г в день (для сравнения: суточная потребность взрослого человека в 10 раз больше – 5 г), а значит, и годовалым малышам не стоит досаливать пищу. В детском меню также с осторожностью должны использоваться специи, так как пищеварительный тракт ребенка незрелый и очень уязвим для действия раздражающих факторов, которыми обладают специи. Ароматные добавки, а также пищевые кислоты, например уксус, лимонная кислота, стимулируют выработку пищеварительных соков, а для нежного желудочно-кишечного тракта малыша такая стимуляция нежелательна, так как это может привести к развитию воспалительных процессов.

Большинство специй – высокоаллергенные продукты, и их использование может стимулировать развитие аллергической реакции у ребенка. Именно по этим причинам не стоит вводить специи в рацион маленьких детей. В минимальных количествах малышам старше 1 года можно добавлять в рацион пряную зелень, а также лук и чеснок. «Заморские» ароматные специи пусть подождут, пока кроха подрастет. Четких ограничений использования острых и горьких специй в детской диетологии нет, но специалисты придерживаются мнения, что малышам вплоть до школьного возраста их лучше не пробовать, иначе в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы с органами пищеварительного тракта.

  • Если малыш не принимает новые блюда, которые разнообразят рацион, нужно настаивать.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка есть. Если все ваши усилия по введению определенных продуктов в протертом виде, а также в виде подлив, запеканок и всевозможных блюд не увенчались успехом, лучше отложить знакомство на более поздние сроки и повторить попытку через несколько месяцев. Насильное кормление влечет за собой снижение аппетита у ребенка, формирование стереотипа негативного отношения именно к этому продукту, что в дальнейшем может привести к развитию психосоматических проблем, например анорексии – расстройства психики, ведущего к отказу от пищи и физическому истощению.

Типичные ошибки родителей в режиме питания детей

Формирование детского рациона — задача важная и ответственная, ведь от того, какие пищевые привычки будут заложены родителями, зависит здоровье ребенка не только на этапе его развития и роста, но и в течение всей жизни. Да, каждый ребенок.

1. «Взрослая» и «детская» еда
Родители склонны к крайностям. Либо они хотят максимально обогатить рацион ребенка: в «богатство» начинают входить в раннем возрасте малыша «взрослые» составляющие рациона — соль, сахар, специи, продукты-аллергены, продукты, в состав которых входят вредные, как для детей, так и для взрослых, пищевые добавки. То есть грань между детской и взрослой едой стирается. Либо родители педантично контролируют правильность детского питания при этом, не следя за своим рационом, забывая, что дети перенимают их модель поведения. В данном случае, еда для детей и для взрослых разительно отличается, потому что так удобно и выгодно родителям.
Аккуратно следуйте рекомендациям специалистов при составлении детского рациона и не забывайте о психологической составляющей этого процесса (вы для своего ребенка — пример для подражания!).

Читайте также:  Суши - полезная еда?

2. Перегибы и давление
Разделив пищу на полезную и вредную, взрослые иногда полагают, что пищи со знаком «плюс»много не бывает, а если ребенок ее не любит — надо просто заставить. Но зачем? Наш эксперт, врач-нутрициолог, Елена Мотова писала в статье «Что делать, если ребенок плохо ест?»: «Еда без аппетита, а по принуждению , просто не будет усвоена должным образом и не принесет ничего, кроме вреда». Нам нужно в вопросе детского питания придерживаться трех важных критериев: свойств, меры и доброй воли.
Не все полезные продукты подходят детям: например, репа, редис, свекла, фасоль и горох могут провоцировать метеоризм, кишечные колики и даже понос. А это значит, что мы должны не только внимательно изучать свойства и влияние на детский организм конкретных продуктов, но и чутко следить за реакцией ребенка на них, ведь индивидуальную непереносимость никто не отменял.
Далее. Однозначно полезная для растущего организма рыба может присутствовать в рационе ребенка 1-2 раза в неделю (в том объеме, в каком ребенок захочет), и этого вполне будет достаточно. А если у малыша из овощей и фруктов есть только 3-5 любимых — это уже хорошо. Остальные можно предлагать пробовать, но не настаивать. Главное — чтобы они были в ежедневном рационе. Это к вопросу о мере.
Ну а добрая воля объясняется тем, что зачастую дети лучше интерпретируют потребности своего организма, они тоньше, чем взрослые, чувствуют, что им нужно (их аппетит не испорчен «так надо»).
Не заставляйте ребенка, а предлагайте ему. Пусть он воспринимает приемы пищи не как «обязаловку», а как возможность экспериментировать, пробовать что-то новое.

3. Режим питания
Вот здесь родителей можно понять: одни специалисты утверждают, что правильное питание — трехразовое, другие — дробное (то есть добавляется еще 1-2 перекуса), а третьи и вовсе утверждают, что есть надо лишь, когда проголодался, а не когда пришло время.
Родителям важно понимать, что ребенок — не робот, поэтому четкой системы он может и не придерживаться. Сегодня ему просто не очень хотелось есть, а завтра он восполнил то, что недополучил. А иногда дети, как они говорят, просто забывают поесть. Но раз организм «забыл», значит, ему и не хотелось? Такое возможно? Конечно!
Сказанное выше не должно вас заставлять пускать все на самотек. Завтрак — это святое: как для детей, так и для взрослых — нам нужны силы, чтобы бодро и активно начать день. Ну а потом наблюдайте за ребенком. Конечно, если он говорит, что уже хочет есть, его нужно накормить. Если не подходит к вам, значит, все в норме. Но если вы замечаете, что уже действительно длительное время ребенок не кушал, вы ему предложили, а он отказался, пойдите на хитрость — нагуляйте с ним аппетит, в прямом смысле этого слова. После прогулок на свежем воздухе аппетит, как правило, отменный.
Опять же, если возвращаться к мнению нашего эксперта Елены Мотовой, хочется вспомнить ее мудрую и одновременно простую мысль: если ребенок мало двигается (а это довольно часто наблюдается сегодня), почти не тратит энергию, то, конечно, ему и не нужно ее пополнять, поэтому и нет аппетита. А упорные родители пытаются заставить ребенка есть. Зачем?
Приглашайте ребенка есть со всей семьей, спрашивайте, хочет ли он есть, чтобы он мог понимать, что у него всегда есть выбор и что он должен и может прислушиваться к себе и своим потребностям.

Есть до конца
Эта ошибка логически связана с предыдущей.
Давайте абстрагируемся и представим. автомобиль. Вот мы утром залили бензин. Полный бак. Но машина до обеда стояла, то есть бензин не тратился. А мы, решив, что уже пора, снова подходим к авто и пытаемся залить бензин еще, хотя в этом нет необходимости. Более того, нет просто физической возможности что-то куда-то добавить. Правда, абсурдно?
Так и в вопросах питания. В данном случае мы поднимаем тему, когда родители заставляют ребенка съедать все, что положено в тарелку. И не важно, что ребенок уже не хочет, он насытился, у него, что называется, полный бак.
Позвольте ребенку самому определить степень сытости. В конце концов, ничего страшного, если он вскоре проголодается и придет за добавкой!

Запрещенная еда как поощрение
Вы как ответственные родители внушаете ребенку, что фаст-фуд, сладкие газировки и вообще сладости крайне вредны. Вы как заботливые родители заменяете все вредную пищу на полезную домашнюю. Но при этом прекрасно знаете, что ребенка тянет на пирожные, он тоскливо проходит мимо фаст-фуд-заведений, робко просит или категорично требует в магазине, чтобы вы купили ему то, что постоянно запрещаете. И вот тут начинаются пищевые манипуляции (причем, кому они больше выгодны, сказать сложно): если ваше чадо будет вести себя хорошо или примерно учиться, то ему обещается что-то из традиционно запрещенных продуктов. Представляете, какая странная логика: вредную еду нужно. заслужить, быть достойным ее, постараться ради того, чтобы ее получить. А полезная пища — это данность, которую просто нужно перетерпеть. То есть помимо в корне неверной пищевой привычки ребенок приобретает искаженное понимание того, что хорошо для него, что нет, и, что не менее ужасно, приспосабливается к манипуляциям и вообще бартерному взаимодействию с родителями.
А ведь все могло быть иначе, если бы вы осознали (вспомните то, с чего мы начали), что «детская» и «взрослая» еда не должны отличаться. Не забывайте, вы обязаны показывать ребенку пример. Если в качестве перекусов дома в вазочке фрукты, овощи, орешки или мармелад, если мама и папа едят ту же пищу, что и ребенок, если для него то, что полезно — естественно и органично, то даже малейшего повода для манипуляций не появится.

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

«Плачет — покорми!» Как ошибки родителей формируют у детей зависимости

«Плачет — покорми!» Как ошибки родителей формируют у детей зависимости

Кто из родителей, пытаясь угомонить плачущего младенца, не слышал совета бабушки «Покорми, наверно, он голодный»? Из поколения в поколения передаётся установка: если маленький ребёнок плачет — его нужно срочно покормить. Мало кто задумывается, что так можно сформировать пищевые отклонения у человека, да и что причины плача могут быть другими. Психолог Лариса Милова рассказывает, в чём ошибка многих родителей и к чему она приводит.

Как формируется зависимость

Кто из нас не видел, как мама успокаивает маленького ребёнка, давая ему грудь или отвлекая едой: «Смотри, что у меня есть вкусненького!» Давайте разбираться, что здесь не так и к чему может привести такая тактика.

Маленький ребёнок подаёт сигналы не только о том, что он голоден, но и том, что он испытывает:

  • тревожится;
  • боится;
  • нуждается в близости;
  • хочет чувствовать себя в безопасности.

Родитель, к сожалению, не всегда правильно истолковывает эти сигналы и реагирует не телесным контактом (беря на руки, укачивая и успокаивая младенца), а недифференцированно — например, предлагая ему еду (плачет — значит, голодный).

В этом случае стресс у ребёнка, конечно, уменьшится (за счёт поглощённой пищи), но сама потребность в близости останется неудовлетворённой. То есть эмоциональная пустота внутри останется. Ребёнок снова и снова может подавать сигналы о желании близости и защиты, плакать и капризничать, но ему будут опять и опять предлагать только пищу.

Таким образом у ребёнка достаточно быстро вырабатывается пищевая зависимость: начинаешь испытывать стресс, чувствуешь небезопасность и желание близости — ешь!

Зависимость в течение жизни может направляться на другие объекты: работу, алкоголь, еду, игры, сигареты, наркотики, созависимые отношения. То есть, изначальная потребность в чутком и близком человеке, который помогал бы регулировать внутреннее напряжение и эмоциональное перевозбуждение, заменяется суррогатами в виде болезненной страсти. Другими словами, объекты зависимости (работа, алкоголь, еда, созависимые отношения, наркотики) являются суррогатами человека, с которым могла бы быть тесная связь.

Зачем человеку зависимости

Получается, что через зависимое поведение человек пытается удовлетворить свои потребности в близости, ощущении безопасности, снять внутреннее напряжение, потому что другим способом он это делать не умеет.

У объекта зависимости есть преимущества:

  1. Он обычно доступен в любое время.
  2. Его можно достать самостоятельно.
  3. Его возможно контролировать.

Чего нельзя сказать о человеке.

Вещество, от которого существует зависимость, достать легче, чем сформировать близкие отношения с другим человеком.

Как правило, зависимые люди боятся вступать в близкие и глубокие взаимоотношения. Именно поэтому они редко обращаются к психотерапевту за помощью, а обратившись, часто прерывают процесс и уходят. Ведь психотерапевтический процесс тоже предполагает открытость и выстраивание близких отношений с терапевтом, а именно это и пугает.

Вот почему взрослым, ухаживающим за малышом, так важно учиться понимать, о чём именно плачет ребёнок (голодный и соскучившийся ребёнок плачут по-разному). И поняв потребность младенца, не пытаться заменить её чем-то другим, а чутко на неё среагировать и удовлетворить.

Именно тогда, повзрослев, такой человек сможет точно определять свои потребности и будет способен к глубоким и удовлетворяющим отношениям.

Если вы замечаете у себя признаки зависимого поведения, имеет смысл задуматься о консультации у психотерапевте — то, что неправильно сформировалось в детстве, можно (и нужно) исправить и доформировать во взрослом возрасте.

Ссылка на основную публикацию