Девиантное поведение подростков – исследования и результаты

Исследование склонности к девиантному поведению подростков

Дата публикации: 12.12.2014 2014-12-12

Статья просмотрена: 4269 раз

Библиографическое описание:

Щербинина Е. А. Исследование склонности к девиантному поведению подростков // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 595-597. — URL https://moluch.ru/archive/80/14299/ (дата обращения: 28.02.2020).

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема девиантного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Девиантные проявления не являются уникальными и новыми, однако их исследование становится особенно актуальным в настоящее время, в переломный период развития нашего общества. В современном обществе взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, которые вызывают не только позитивные, но и негативные изменения в различных сферах социальной жизни. Различные трудности, возникающие в процессе адаптации представителей тех или иных социальных групп к рыночной экономике, порождают деформацию межличностных связей, разобщение поколений, утрату традиций.

В последние годы в Республике Казахстан возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер — больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации. Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в Казахстане значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.

Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии В. С. Афанасьева, Я. И. Гилинского, Б. М. Левина; современной социологии права В. П. Казимирчука, В. Н. Кудрявцева, Ю. В. Кудрявцева, а также в трудах В. Ф. Левичевой, В. Т. Лисовского, И. А. Невского, А. С. Харчева. [1]

Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается такими известными российскими учеными, как Б. Н. Алмазов, С. А. Беличева, Б.П. [2]. Битинас, И. С. Кон, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. А. Невский [3].

Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности как причин подростковой делинквентности, так и особенностей ее проявления: недостаточно работ, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути, средства коррекции и профилактики) [4,5].

Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что, несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в условиях рыночной экономики требует дальнейшего изучения [6,7].

Основным моментом выявления причин девиантного поведения являются взаимоотношения подростков в семье, что служит основным критерием развития личности подростка. Поэтому диагностику девиантного поведения мы решили начать с методики анкетирования.

Анкета на определение взаимоотношений в семье является основным этапом нашего исследования.

Рис. 1. Анкета на определение взаимоотношений в семье

Анализируя данные, представленные на рисунке 1, мы видим, что по первому вопросу (причины обид на родителей) количество человек по критериям «мало внимания» и «отсутствие любви» составляет 17 человек, что в сумме является — 76,5 %, по второму критерию «материальные причины» — 5 человек (23,5 %).

По второму вопросу (обиды на других объектов в семье) также преобладают обиды подростков на мать и отца, количество ответов обиженных на братьев и сестер — редки (3 человека). Таким образом, количество ответивших обиженных на родителей составляет 19 человек — 85,5 %. Причины недовольства собой преобладают ответы у подростков по критериям «злой», «раздражительный», что составляет 18 человек — 81 %, по критерию «необщительный» — 4 человека (19 %).

По вопросу «Что осуждают родители в ребенке и других людях» ответы повышены по критериям «злость», «раздражительность» и составляют 15 человек (67,5 %), по критерию «необщительность» — 7 человек (32,5 %).

На вопрос «Перечень качеств, которыми должен обладать ребенок, по мнению родителей» преобладают ответы по критериям «доброта», «отзывчивость», что составляет 17 человек — 76,5 %, по критерию «послушание» — 5 человек, что составляет 23,5 %.

Опросник Басса-Дарки мы использовали для диагностики агрессивных и враждебных реакций у испытуемых. Из анализа, полученных результатов исследования, мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» 6 человек (27 %), доля детей по шкале «Негативизм» и «Вербальная агрессия» составляет 5 человек (22,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность», «Обида», «Чувство вины» составляет по 3 человека на каждую шкалу (13,5 %). По шкале «Подозрительность» — 2 человека, что составляет 9 %. Таким образом, индекс враждебности составляет 21,8 %, индекс агрессивности — 40,8 %

Составим диаграмму на основе полученных данных индексов агрессивности и враждебности (рисунок 2).

Рис. 2. Распределение результатов шкал по тесту Басса-Дарки

Таким образом, мы видим, что у большинства подростков присутствуют показатели по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражительность», «Вербальная агрессия», что составляет индекс агрессивности равный 40,8 %. «Обида», «Подозрительность» являются индексом враждебности и составляет меньшую долю в распределении результатов. «Негативизм», «Чувство вины» и «Косвенная агрессия» отнесены в схеме распределения результатов к другим шкалам и составляют 37,4 %. Это говорит о том, что в данной группе учащихся часто могут происходить конфликтные, враждебные ситуации. Это стоит учесть при составлении психопрофилактической программы для предотвращения подобных ситуаций и уменьшения уровня враждебности в данной группе испытуемых.

После проведения тренинга нами была проведена повторная диагностика с испытуемыми подростками. Рассмотрим результаты исследования по методике Басса-Дарки.

Из данного анализа мы видим, что наибольшее количество подростков относятся к шкале «Подозрительность» — 7 человек (31,5 %), «Обида» — 4 человека (18 %), «Чувство вины» — 3 человека (13,5 %). Доля детей по шкале «Негативизм» составляет 4,5 % и «Вербальная агрессия» составляет 1 человека (4,5 %), количество опрошенных по шкале «Раздражительность» составляет 2 человека (9 %). Уменьшился показатель по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» — по 2 человека на каждую шкалу, что составляет 9 %. таким образом индекс враждебности составляет 50 %, а индекс агрессивности — 27 %.

Рис. 3. Результаты повторно проведенной диагностики по методике Басса-Дарки

По данным результатам мы видим, что произошло улучшение (сравним результаты диаграмм (рис. 2 и рис. 6).

Сократилось количество подростков по шкалам «Физическая агрессия» и «Косвенная агрессия» с 27 % до 9 % (18,2 %). По шкале «Раздражительность» показатели снизились с13,5 % до 9 %. Увеличились показатели по шкале «Раздражительность» с 16,7 до 6,7 % на 10 %. Увеличились показатели по шкале «Обида» на 18 %, также увеличились показатели по шкале «Подозрительность» на 22,5 %. Сократились показатели по шкале «Вербальная агрессия» на 21,5 %. Осталась на прежнем уровне шкала «Чувство вины» на 5 %. Индекс агрессивности уменьшился на 13,8 %, а индекс враждебности увеличился на 28,2 %.

Таким образом, с помощью выбранных нами методик, которые отличаются наибольшей валидностью и надежностью, мы исследовали отклонения в поведении подростков. Мы увидели, что они позволяют подробно описать личностную структуру обследуемых, выявить скрытые личностные проблемы, определить наличие деструктивных тенденций во взаимоотношениях, чтобы сформировать способность к устранению и разрушению препятствий к индивидуальному развитию, увидеть те черты характера, которые обладают тенденцией к переходу в патологическое состояние.

Проведение психологического тренинга дает положительные результаты и позволяет сформировать адаптивные копинг-стратегии. Это способствовало тому, что дети стали более спокойно относиться к окружающей их действительности. Стали менее тревожны по отношению к будущему, более спокойны к своим прежним проступкам, повысилась самооценка и уверенность в себе, появилась удовлетворенность своими, пусть даже и небольшими достижениями. В конфликтных ситуациях перестали обвинять других.

В данном тренинге ребята, выполняя задания, достигли лучшего взаимопонимания при общении, что обеспечивает идеи сотрудничества при коллективной работе. Получили заряд высокого эмоционального подъема, стали более подготовлены к активной деятельности в различных жизненных ситуациях, стали чаще обращать внимание на свое поведение, научились сопереживать другим.

1. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как социологическая теория. //Социс. — 1991. — № 4. — С. 72–78.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М., 1993

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды. //Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001

4. Змановская Е. В. Девиантология. — М.,2004

5. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997

6. Семикашева И. А. Социально-психологическая идентичность подростков-участников территориальных группировок //Социальная норма, девиантное поведение, конфликт. Под общ. ред. Ю. А. Клейберга. — Краснодар, 2003

7. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический проект; Трикста, 2005. — 336с.

Девиантное поведение подростков – исследования и результаты

Многолетний опыт преподавательской работы позволяет видеть, как год за годом снижаются моральный, интеллектуальный уровень и общая культура подростков и молодежи. Их морально-нравственные проблемы наиболее остро проявляются в асоциальном, девиантном (отклоняющемся) поведении – поступках, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Это употребление наркотиков и психоактивных веществ, алкоголизм, сексуальная распущенность, компьютерная и игровая зависимость, различные виды преступлений, насилия и многое другое [3].

Проблема профилактики девиантного поведения подростков и молодых людей становится все более важной для будущего России и других стран, требует самого пристального внимания и срочных мер для ее решения. Поскольку большую часть времени учащиеся проводят в образовательных учреждениях, то основная работа по предупреждению асоциального поведения должна проводиться именно там.

Задача профилактики девиантного поведения в общеобразовательных учреждениях указана в Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16). А в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования воспитательно-профилактическая работа не предусмотрена.

Нет контроля содержания занятий обучаемых в свободное время, профилактики алкоголизма, наркомании, компьютерной, игровой зависимости, беспорядочных половых связей (особенно в общежитиях). Редкие вузы, не говоря уж о техникумах, располагают службой психологической поддержки студентов [1].

Профилактическая и коррекционная работа с подростками и юношами часто начинается, когда девиантное поведение уже сформировано, хотя вполне очевидно: его легче предотвратить, нежели исправлять, особенно в случаях, когда молодой человек попал в антисоциальную среду наркоманов, проституток, нарушителей Уголовного кодекса. Поэтому необходимо усилить профилактическое направление работы. Оно должно быть приоритетным.

К сожалению, профилактика девиантного поведения учащихся в школах нередко сводится к информационно-просветительской работе. В основном это встречи специалистов с учащимися и родителями, ограничивающиеся беседами и т.п. Многолетний анализ показывает, что эффективность подобной массовой профилактики очень мала. В редких случаях в школах проводятся длительные циклы занятий по профилактике девиантного поведения с тренингами, но и эта работа проводится с группами по 10-15 учащихся при недостаточном изучении и учете индивидуальных особенностей каждого из них.

Для решения проблемы необходимо совершенствование воспитательно-профилактической работы и, прежде всего, смещение акцента на раннюю индивидуальную профилактику. Следует изучать каждого учащегося с целью прогнозирования склонности к тому или иному виду девиантного поведения и с учетом этих знаний выстраивать индивидуальные и групповые программы профилактики [4].

Эффективность целенаправленной индивидуально-профилактической работы может быть очень высока. Если психолог и педагог знают, с кем и по какому направлению работать, могут предотвратить отклонения в поведении и их негативные последствия – роковые повороты жизненного пути учащегося (моральное падение, совершение преступления и наказание за него), а быть может, и сохранить человеческие жизни.

Поэтому особенно важно научиться выявлять учащихся, которые наиболее склонны к девиантному поведению и больше других нуждаются в индивидуальной профилактической работе. С целью более раннего и точного их выявления необходимо разработать методологию и методику скрининга больших потоков учащихся и на основе его результатов формировать группы риска для индивидуально-профилактической работы, направленной на формирование жизненных целей, системы нравственных ценностей, повышение стойкости к десоциализирующим влияниям, неблагоприятным факторам.

Читайте также:  Рассеянное внимание в детей - признаки, причины и что делать

В школах в основном применяются анкеты, заполняемые педагогами на основании наблюдений за учащимися, а также данных о родителях и сведений, полученных от них

Данный метод субъективен. При высоком профессионализме, опыте, честности и непредвзятости он позволяет точно и тонко разобраться во внутреннем психологическом мире наблюдаемого, но может привести и к ошибочным выводам при необъективном отношении педагога к личности и поведению учащегося [2].

К сожалению, такие случаи – не редкость. Кроме того, девиантное поведение учащихся чаще проявляется в свободное от учебы время вне стен образовательных учреждений, где, как показывают исследования, ни психолог, ни преподаватель, ни родители не могут контролировать поведение детей, подростков и молодежи. Поэтому наряду с наблюдением и анкетированием необходимо применять психологическое тестирование [5].

Нами подбирались диагностические методики выявления лиц, потенциально предрасположенных к девиантному поведению среди учащихся 8-ых классов на базе МОБУ «СОШ №40» г. Оренбурга. Нами исследованы 46 четырнадцатилетних учащихся из которых 23 ученика 8 «А» класса и 23 ученика 8 «Б». По результатам «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) исследуемые поделены на три группы риска склонности к девиантному поведению: низкий риск – школьники с высокими морально-нравственными качествами, примерным или обычным поведением и, соответственно, с низкой склонностью к девиантному поведению; средний риск – учащиеся со средними показателями морально-нравственных качеств; высокий риск – школьники с низкими морально-нравственными качествами (эгоизм, хамство, наглость, безответственность, хитрость, стремление переложить ответственность и работуна других, обман, высокомерие, подлость), плохим поведением, высокой агрессивностью, наиболее склонные к девиантному поведению, или уже проявившие его.

Методика СОП, включающая около 100 вопросов, предназначена для измерения склонности (готовности) учащихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения и применяется для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов. Она содержит семь основных шкал, позволяющих оценивать склонность к следующим формам отклоняющего поведения: нарушение норм и правил; агрессивное; саморазрушающее и самоповреждающее – склонность не только к саморазрушающим поступкам – необдуманным, рискованным, угрожающим жизни и здоровью, но и к самоповрежденню.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Наглядно сравнить полученные результаты можно на рисунке.

Распределение учащихся по группам риска возникновения девиантного поведения

Группы риска склонности к девиантному поведению

Девиантное поведение подростков – исследования и результаты

Актуальность исследования. Подростки, являющиеся потенциальным экономически активным населением страны, характеризуются как социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется интересом ко всему неизведанному, стремлением быть взрослым, осознать себя, своё место среди друзей, сверстников [1, 2]. Качества, присущие подростковому поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. Социализация подростков в досуге есть не менее сложный процесс, чем учеба и труд. В коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков [3, 4]. Социальное воспитание подростков в процессе культурно-досуговой деятельности также включает комплекс мероприятий различного направления: духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, экологического, спортивно-оздоровительного [5, 6, 7].

Новизна исследования представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий, компонентов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о психоактивных веществах и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков (разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, противостояния давлению употребить психоактивные вещества и защиты себя и других сверстников в ситуациях связанных с возможным их употреблением). Несовместимые с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ.

Цель исследования. Разработка и применение профилактических мероприятий по предупреждению и устранению поведения подростков, базирующихся на взаимовлиянии идей экзистенциализма и прагматизма, что выражается в ориентации на воспитание, помогающему данному контингенту населения испытывать всю полноту жизненных проявлений, где полноценное проживание и переживание собственной жизни ставит его перед проблемой самостоятельного выбора.

Задачи исследования

  1. Внедрение новых форм формирования правосознания подростков, повышения образованности, усвоения морально-нравственных норм поведения в обществе.
  2. Обеспечение осознания подростками стабильности норм поведения и необходимости её применения, в том числе неотвратимости профилактики.
  3. Признание подростками соблюдение прав и обязанностей, требований, предъявляемых государством, к выполнению установленных обществом социальных норм поведения.

Материалы и методы. В Приволжском и Вахитовском районах г. Казани проведено исследование эффективности функционирования сети воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленных на социальную защиту и реализацию прав подростка, на его успешное разностороннее развитие и самореализацию.

Период исследования от 1 до 3 лет, всего подлежало наблюдению 247 подростков из 312 наблюдаемых семей.

Методологической основой работы были выбраны следующие основные социально-значимые направления:

  • просвещение подростков;
  • развитие творчества и общественной активности;
  • организация широкого общения;
  • обеспечение отдыха и развлечений.

Рост интереса у подростков к современным социальным и культурным процессам и личностному самоопределению свидетельствуют о том, что их стремление к получению образования выходит за рамки простого овладения знаниями, навыками. Для этого социальные учреждения, обеспечивающие досуг, должны создавать оптимальные условия для развития личности подростков, оказывать помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном совершенствовании [8, 9].

Нами были выделены следующие основные направления в работе с подростками:

  1. Профилактическое: выезды в специальные учреждения закрытого типа (спецприемник, спецшкола); профилактические беседы.
  2. Психологическая реабилитация: психологические тренинги – позитивное развитие личности; психологический семинар для родителей трудных подростков; психологический семинар для учителей.
  3. Социально-педагогическая реабилитация: организация летнего оздоровительного лагеря городского типа; уроки этики и морали.
  4. Организация культуры и досуга: экскурсии по достопримечательным памятным местам города; посещение кружков и секций ДДЮТ; проведение различных культурно-досуговых мероприятий.

Материалы собственных исследований

Установлено, что подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения, поэтому многие авторы связывают девиантное поведение с нарушенным поведением. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное, в терминологическом отношении нарушенное поведение часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др.

Определены следующие основные типы девиантных подростков:

  1. Подростки с выраженной дисгармонией физического и психического развития, которая часто сопровождается общей раздражительностью, импульсивностью, грубостью, склонностью к насилию, сексуальными аномалиями.
  2. Подростки, характеризующиеся нелинейностью умственного развития, которое происходит скачкообразно, вызывая у подростков повышенную самооценку, самонадеянность, самоуверенность, лидерские притязания, способствуя размыванию нравственных установок, формированию автономной шкалы ценностей.
  3. Подростки подвижно-беспокойные, чей психический статус пронизан аффективностью и инфантильностью, обучение окрашено малоуспешностью, а поведение – неорганизованностью и недисциплинированностью».

Отмечена тенденция к нарушению межпоколенных позитивных духовных связей, что сказывается на формировании и протекании социализации. Основным источником возникновения девиантности подростков является неправильное семейное воспитание, переходящее в отклоняющееся поведение, усложняющее процесс социализации личности, и усвоение системы социальных ролей, неспособность взглянуть на происходящее со стороны, поставить себя на роль другого. При этом вырабатывается совокупность отрицательных привычек, потребностей, негативных реакций, ранимость как стереотип восприятия и поведения, который необходимо изменить мерами педагогического воздействия состоящих из стимуляции положительного поведения и ограничения внешнего негатива. Для чего рекомендуется:

  • Демонстрация стабильности нормы и неотвратимости её применения, в том числе путём придания более широкой гласности случаев нарушения социальных норм.
  • Информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.
  • Формирование правосознания подростков, повышение его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе через театр, художественную литературу, СМИ, кино, а также через систему социального обучения.
  • Формирование таких черт поведения как: быть хозяином своего слова и дела; тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время; ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.
  • Повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.
  • Повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживания социальных контактов, уметь отказывать, отстаивание своей позиции).
  • Информирование и повышение социальной компетентности.
  • Предложения специфической позитивной активности, предполагающие сильные эмоции и преодоление сильного рода препятствий.
  • Комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью.
  • Поощрение участия во всех видах деятельности.
  • Создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Что и ориентирует на воспитание, помогающее данному подростку испытывать всю полноту жизненных проявлений, полноценное проживание и переживание собственной жизни, и ставит его перед проблемой самостоятельного выбора позитивного направления. Этому способствуют внешкольные клубные объединения, клубы по месту жительства, досуговые центры, подростковые клубы. Особо необходимо отметить опыт внедрения в Республике Татарстан занятий детей и молодежи физкультурой и спортом, создания спортивных секций, кружков, сообществ для несовершеннолетних по разнообразным направлениям. Спортивные занятия для подростков организовываются на базе спортивных залов городских, районных, управлений внутренних дел, где можно удовлетворить самые разнообразные спортивные интересы – заниматься волейболом, стрельбой, футболом, национальной борьбой, изучением боевых приемов самбо и общей физической подготовкой.

Резюме

К основным причинам девиантного поведения, как правило, относится нарушение социальной справедливости, кризис института семьи, культ гедонизма, пропаганда насилия, недостаток общественного внимания. Подростки впитывают все отрицательные явления мира, а агентами их социализации стали СМИ со своей деструктивной информацией. Единственным способом сублимации внутренней пустоты подростков становятся наиболее дерзкие формы и способы девиантного поведения. Таким образом, девиантность связана с имитацией – стремлением подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Благодаря совместной деятельности у подростков также постепенно развивается социальное самосознание; в группе он чувствует себя увереннее, безопаснее, привыкает ею дорожить, гордиться, заботиться о её процветании.

Выводы

Необходимо отметить, что дети очень рано обнаруживают чувствительность к своим правам, но очень неохотно признают права других, идущие вразрез с их собственными желаниями. Именно поэтому притязания взрослых на ограничение их прав в пользу других подростки воспринимают как покушение на их свободу, проявление права силы, которое можно и нужно оспаривать. В качестве показателя эффективности преодоления и предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних является наличие гуманистически ориентированных социальных учреждений, их открытый характер образовательного, социально-педагогического, коррекционного направлений.

Для решения этой проблемы необходимо включение в школьную программу специалистов социальной сферы; координации воспитательной деятельности учителей, родителей, администрации школы; создания необходимых условий в классе, школе. Реальная практика действенного решения социальных проблем, в том числе в предупреждении, выявлении и преодолении девиантного поведения обучаемого, диктует необходимость создания специальной социальной службы школы. Именно совместная работа в организации, спортивной секции, кружке является лучшей почвой для развития чувства права, ответственности.

Рецензент:

Терехов П.П., д.п.н., профессор, проректор Казанского государственного университета культуры и искусств, г. Казань.

Девиантное поведение как проблема исследования психологии

Девиантное поведение как проблема исследования психологии

За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно – практических исследований, посвященных проблеме психологической коррекции девиантного поведения подростков. В силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к

Девиантное поведение как проблема исследования психологии

За последние десятилетия в мировой науке резко возросло количество научно – практических исследований, посвященных проблеме психологической коррекции девиантного поведения подростков. В силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Подростковый возраст является наиболее сложным, переходным от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. В этот период происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Следовательно, проблема психологической коррекции девиантного поведения подростков имеет не только важное научное, но и социальное значение.

Читайте также:  Как сделать ребёнка счастливым - советы родителям и окружающим

Проблемой девиантного поведения подростков занимались многие исследователи: Мясищев В.Н., Кудрявцев Ю.В., Зюбина Л.М., Леонтьева А.Н., Личко А.Е., Лурия А.Р., Реана А.А., Фельдштейна Д.И., другие.

Однако, знакомство с указанными работами показало, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливается причинами социально-психологическими, по-разному определены психологические механизмы и коррекция данного психологического феномена.

Авторы биогенетических концепций (начиная З. Фрейда до Э. Торднайка, К. Бюлера, Э. Майера, А. Джексена и А. Маслоу), отводят ведущую роль в личностном развитии человека его природно-биологическому началу, полагают, что все причины антиобщественного поведения, отклонений в поведении, надо искать в биологии человека, в особых генетических структурах преступности. Представления о девиантном поведении складываются на основе двух методологических подходов. В основе определений Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева лежит принцип порождения отклонений, в основном за счет социальных факторов. Поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе нормам и правилам. По мнению В.Н. Кудрявцева, девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, как отступление от существующих норм их нарушения, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора.

Так ряд зарубежных исследователей понятие девиантное поведение не связывают с влиянием условий, социальной среды и социальных действий. В основе определения А. Кона, Д. Уолкса девиантного поведения: «Девиантным можно назвать такое поведение, которое идет в разрез с институционализированным ожиданиям».

В отечественной психологии (М.А. Алеманскин, Л.М. Зюбин, К.Е. Игошев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется прирожденными механизмами, обусловливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды, групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и др.

Поведение людей является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившемся в данном обществе нормам и правилам. По мнению В.Н. Кудрявцева, девиантное поведение рассматривается как социальное отклонение, как отступление от существующих норм их нарушения, то есть «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора.

Большую роль в развитии биолого-антропологического направления сыграла так называемая антропологическая школа уголовного права, основателем которой был итальянский психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909). Философской основой его теории явился позитивизм, соединенный с социал-дарвинистскими идеями. Ч. Ломброзо и его последователю немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру принадлежит идея о связи между физическое конституцией человека, психическим складом и типом поведения. Они делили по этим признакам людей на три типа (эндоморф, мезоморф, эктоморф).

Среди разнообразных теорий и концепций девиантного поведения важное место занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З. Фрейд. В работах его последователей (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с другими формами отклоняющегося поведения, такими, как неврозы, психастении, сексуальные расстройства, различные формы социальной адаптации. По мнению представителей психоаналитических концепций, лиц с отклоняющимся поведением отличают повышенная тревожность, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, служащей якобы первопричиной насильственных преступлений .

Кроме того С.Б. Бахрушин различает первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация – это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида, стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения и т.д.). Вторичная девиация – это подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведения.

Таким образом, девиантное поведение подростков имеет свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют особенности характера. Знать характер подростка – значит знать те существенные для него черты, которыми определяет его поведение.

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующих их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными.

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера психически здорового человека.

Выделяют две степени акцентуации характера:

  • явная акцентуация (крайний вариант нормы);
  • скрытая акцентуация (обычный вариант нормы).

Явная акцентуация отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Наблюдение за поведением подростка среди сверстников, сведения полученные от его близких, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника позволяют распознать этот тип акцентуаций.

Однако выраженность черт какого-либо типа обычно не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. Акцентуированные черты характера обычно хорошо компенсируются, хотя в пубертатном периоде они заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации, появляться отклонения в поведении.

Подростки данной категории – это «трудные» подростки.

Скрытая акцентуация отличается тем, что в обычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении и детальном знакомстве с биографией очень трудно бывает составить четкое представление об определенном характере. Однако черты этого типа ярко выступают, порой совершенно неожиданно для окружающих, под воздействием некоторых ситуаций или психических травм, (но только тех, которые предъявляют повышенные требования к месту наименьшего сопротивления).

В динамике акцентуаций можно говорить о таком феномене, как заострение в подростковом возрасте черт акцентуированного характера и возникновение на этом фоне девиаций поведения. В связи с этим остро встает вопрос именно о профилактике девиантного поведения у подростков.

  1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями / Под ред. Б.М.Левина. – М.: Ин-т социологии РАН, 1995. – 200 с.
  2. Амманскин М.А. Воспитательная работа с подростками / М.А.Амманскин. – М.: Наука, 1979. – 85 с.
  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г.Асеев. – М.: Мысль, 1986. – 158 с.
  4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А.Бадмаев. – 4-е изд. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
  5. Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными: Метод. рекомендации / В.В.Базелюк; Под ред. Н.Н. Тулькибаевой. – Челябинск: Факел, 1997. – 27 с.
  6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток: Практич. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. / Р.Т.Байярд, Д. Байярд. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  7. Бегалиев К. Рядом с тобой подросток: Предупреждение правонарушений несовершеннолетних – наше общее дело / К.Багалиев. – Алма-Ата: Казахстан, 1989. – 190 с.
  8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А.Беличева. – М.: РИЦК Социальное здоровье России, 1994. – 221 с.
  9. Белкин А.С. Внимание – ребенок!: Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников / А.С.Белкин. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1981. – 170 с.
  10. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников / А.С.Белкин. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1993. – 138 с.
  11. Белкин А.С. Поступки можно предупредить / А.С.Белкин. – Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1997. – 83 с.
  12. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И.Бобнева. – М.: Наука, 1987. – 309 с.
  13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 347 с.
  14. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского педиатра / М.И.Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  15. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
  16. Гаврилова Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Т.П.Гаврилова // Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С. 104-109.
  17. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача / В.И.Гарбузов. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
  18. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы: Бюллетень защиты прав ребенка / Я.И.Гилинский. – СПб.: Питер, 1994. – С. 7-12.
  19. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Я.И.Гилинский // Социологические исследования. 1991. № 4. С. 76-80.

Девиантное поведение подростков – исследования и результаты

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Л.В., Парусова М.М. Особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/09/72174 (дата обращения: 03.02.2020).

В настоящее время наблюдается большое количество проявлений девиантного поведения среди несовершеннолетней молодежи. Исследования, которыми занимались ученые последние годы, показывают, что на формирование девиаций у подростков влияют в значительной мере совокупность определенных факторов таких как фенотипические, индивидуальные и личностные.

Сейчас наблюдается тенденция к возрастанию противоправного поведения среди несовершеннолетних, и также тенденция «омоложения» преступников. По мнению К. Нильсона, подростковый возраст является самым благоприятным для преступного поведения. Вследствие распространения данной проблем появляется потребность в уделение более пристального внимания данной области и изучении особенностей формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.

Проблемами девиантного поведения занимались такие авторы, как А. Адлер, Г. Беккер, Я.И. Гилинский, И. Гоффман, Э. Дюркгейм, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, А. Коэн, В.Д. Менделевич, Р. Мертон, Дж.Г. Мид, В. Мойер, Ф. Риман, Т. Селлин, Н. Смелзер, З. Фрейд, Э. Фромм, У. Шелдон, Л.Б. Шнейдер и многие другие.

В.Д. Менделевич считал, что девиантное поведение это – «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [3]. Такое понятие близко к трактовке Е. В. Змановской, которая считает, что девиантное (отклоняющееся) поведение – это «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [1]. Данные определения достаточно точно и полно раскрывают сущность девиантного поведения.

Рассматривая особенности формирования девиантного поведения именно в подростковом возрасте, следует отметить психологические особенности данного возраста, которые характеризуются противоречивостью (парадоксальностью) во всем [2]. Так, с одной стороны подросток очень болезненно относится к любому замечанию в свой адрес, но с другой – ожидает общения с ним как с взрослым человеком; из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться временами даже с ежедневными обязанностями, однако становятся более ответственными и способными для осуществления сложных дел; внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной бездушностью и порой даже с жестокостью; желание быть «как все» противоречит утверждениям собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих подростка людей; независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.

Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Одним из самых важных факторов влияния сверстников на подростков является их положение в группе. Для подростков характерно желание слиться с референтным (значимым) кругом сверстников, быть похожим на лидера группировки. Тем временем мнение родителей и других взрослых людей часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового объединения.

Процесс взросления невозможен без признания ответственности за свои действия и поступки. Яркая отличительная черта подросткового возраста – реакция эмансипации. Эта реакция отражается в желании высвободиться из-под опеки, контролирования, покровительства старших (родных, учителей, воспитателей, старшего поколения вообще). Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.

Чувство «взрослости», рост самосознания, возникновение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на осуществление решений. Он хочет принести пользу обществу, всему миру, занимать активную жизненную позицию. При всем при этом, реализовать себя, осуществлять деятельность, которая подразумевает ответственность за ее выполнение, подросток еще не может. Поэтому для него характерна демонстративная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей формирования девиантного поведения в подростковом возрасте стал основанием экспериментального исследования.

Экспериментальной базой для нашего исследования является МБОУ СШ №6 им. А.С. Макаренко г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 20 человек 8 класса возрастом 14 – 15 лет.

Для экспериментального исследования была выбрана методика «определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Ее мы выбрали не случайно, с помощью нее мы сможем определить готовность (склонность) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. В ходе проведения данной методики были получены следующие результаты:

Читайте также:  Психология детей в 12-13 лет: основные моменты кризиса

Рис.1. Результаты исследования по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).

По результатам исследования видно, что 75% (15 человек) испытуемых получили средний балл по шкале установки на социальную желательность (служебная шкала). Полученный балл говорит о том, что у испытуемых наблюдается умеренная тенденция давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Остальные 25% (5 человек) получили низкий балл по данной шкале. Это означает, что испытуемые не склоны вуалировать собственные нормы и ценности и проводить коррекцию своих ответов в направлении социальной желательности.

По шкале склонности к преодолению норм и правил 75% (15 человек) испытуемых получили средний балл. Данный балл по этой шкале говорит о нонкомформистских установках испытуемого, о его стремлении противопоставлять свои нормы и ценности групповым, о установке «нарушать спокойствие», искать трудности, которые в дальнейшем можно преодолеть. 25% (5 человек) получили низкий балл, что свидетельствует о конформных установках испытуемого, склонности следовать стандартам и общепринятым нормам поведения.

По шкале склонности к аддиктивному поведению 60% (12 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученный показатель свидетельствует о невыраженности вышеупомянутых тенденций, или о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. Остальная часть испытуемых – 40% (8 человек) получили высокий балл. Это указывает на сомнительность результатов либо на наличие выраженной психологической зависимости.

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, 80% (16 человек) испытуемых получили низкий балл, что говорит о том, что отсутствует готовность к осуществлению саморазрушающего поведения, отсутствует тенденция к соматизации тревоги, отсутствует склонность к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. Оставшиеся 20% (4 человека) получили высокий балл. Данный балл указывает на низкую ценность своей жизни, стремление к риску, выраженную необходимость в острых ощущениях.

По шкале склонности к агрессии и насилию 95% (19 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученные баллы говорят о невыраженности агрессивных установок, о неприемлемости насилия как метода решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Один испытуемый, что составляет 5% от класса, набрал средний балл по данной шкале, это свидетельствует о том, что у испытуемого присутствуют в жизни агрессивные установки.

По шкале волевого контроля эмоциональных реакций 62% (12 человек) испытуемых получили низкий балл, который указывает на невыраженность этих тенденций, на жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Другие 38% (8 человек) испытуемые получили средний балл, показывающий на слабость волевого контроля эмоциональной сферы.

По шкале склонности к делинквентному поведению 96% (19 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученный балл говорит о невыражености вышеуказанных тенденций, что в совокупности с высокими показателями по шкале социальной желательности может указывать на высокий уровень социального контроля. 4% (1 человек) испытуемых по данной шкале получили средний балл. Это подтверждает наличие делинквентных установок у испытуемого.

При интерпретации полученных результатов по методике «определения склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) можно сделать вывод, что у учеников 8 класса преобладают низкие показатели по большинству шкал, что свидетельствует о благоприятной среде обучающихся в данном классе. Но стоит заметить, что склонность к разным видам девиантного поведения у некоторых подростков присутствует. Это объясняется не только психологическими новообразованиями данного возрастного этапа развития, но и детерминантами возникновения отклоняющегося поведения у подростков. Причины бывают разными – это и биологическая, и психологическая, и социальная детерминация. Особое внимание нужно уделить результатам по шкалам: шкала установки на социальную желательность и шкала склонности к преодолению норм и правил. 75% испытуемых по данным шкалам получили высокий балл, что вполне объясняется психологическими и физиологическими особенностями подросткового возраста. Такие шкалы, как шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и шкала склонности к аддиктивному поведению, набрали высокие балл (20 – 40% испытуемых или 4 – 8 человек). Полученные результаты заставляют задуматься о недостаточном внимании к данной категории подростков. Отсюда следует необходимость проведения более широкого и конкретного исследования подростков, проявивших склонность к разным видам девиантного поведения на ранних этапах диагностики. Это влечет за собой создание программы по продолжению психологических исследований, а затем разработка психокоррекционного направления по предотвращению формирования девиантности у подростков с выявленным типом поведения.

Девиантное поведение подростков

Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, виктимностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

Общие сведения

«Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией. Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность по психическим расстройствам, токсикомании, наркомании, алкоголизму.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Патогенез

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

Классификация

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

  • Делинквентныйтип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.
  • Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
  • Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
  • Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
  • Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

Симптомы девиантного поведения подростков

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

Осложнения

При отсутствии врачебной, психотерапевтической и педагогической помощи девиантные реакции подростков становятся образом жизни. Наиболее неблагоприятными вариантами являются организованная преступность, алкоголизм, проституция. Подростки и молодежь из данных групп наиболее подвержены насильственной смерти, заболеваемости социально значимыми инфекциями (туберкулезом, ВИЧ, ЗППП), летальному исходу. Осложнением девиаций являются самоубийства. Самопроизвольный уход из жизни является результатом эмоциональной неустойчивости, импульсивности, отсутствия профессиональной помощи.

Диагностика

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

  • Наблюдение, беседа. Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.
  • Опрос родителей, родственников. Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.
  • Психологическое тестирование. Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.
  • Проективные методики. Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей.

Лечение девиантного поведения подростков

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

  • Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.
  • Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).
  • Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Ссылка на основную публикацию