Особенности психического развития старшего дошкольного возраста

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

1.1 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, “взрослые” дела, быть “взрослым”; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как “надо” (хочется посмотреть “мультики”, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: “захотел — сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и “внутри”, его поведение понятно и легко “читается” окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: “захотел — осознал — сделал”. Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции.

В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более “взрослое” положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы “выпадает” из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения – это, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности (“В школе — большие, а в детском садике — только малыши”), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Он начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом “самосознание” в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального “Я” — “какой я есть”), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального “Я” — “каким бы я хотел быть”).

Совпадение реального “Я” с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. [17]

Советские психологи Л. С. Выготский и А. В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым (вопросы “Что это? Из чего сделано? Для чего эта вещь?”) на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Личностный тип общения не заменяет познавательный, он должен сочетаться с последним. По-прежнему необходимы задания, активизирующие умственную активность детей. В занятиях пятилетнего ребенка привлекает возможность обнаружить перед другими свои умения, осведомленность. При выборе соседа по рабочему столу, товарища для игр дети также нередко руководствуются мотивами информативности, т. е. тем, что партнер многое знает и умеет.

Дети старшей группы могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.

При всем этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно, например моральные представления, чувства, действия. Так, прослушав литературное произведение, рассказ о доступном их пониманию событии, рассматривая иллюстрации, дети пяти-шести лет верно и эмоционально оценивают действия и поступки персонажей, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития моральных представлений и чувств. Но в жизни поступают правильно далеко не все. Более всего активизирует моральные действия (т. е. совершаемые бескорыстно, при отсутствии контроля, наград, наказаний) приобщение детей к делам взрослых, которым они симпатизируют. Другие приемы, даже опора на личный пример окружающих, менее эффективны.

Приведенная краткая характеристика личностного развития старшего дошкольника свидетельствует о том, что оно осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Но педагогам следует учитывать, что при общей тенденции к совершенствованию с возрастом детей их поведение в каждом из видов деятельности (на занятиях, в играх, труде, быту, т. е. режимных процессах), а также освоенные ими умения не отличаются прочностью.

Устойчивость воспитанных у детей навыков, форм поведения в значительной мере зависит от того, знает ли педагог, какого уровня сформированности достигают основные компоненты, составляющие деятельность любого вида. Принято считать, что любая деятельность начинается с определения цели мотива. Затем необходимо спланировать, и только после этого следует исполнительская часть. Завершающим этапом являются оценка и самооценка результатов.

К шестому году жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога (объяснения, оценки, распоряжения), в результате чего понижается способность к внушаемости. Теперь дети способны в некоторых случаях отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации, даже те, в которые попадают взрослые, тогда как прежде чувство юмора проявлялось у них только по отношению к сверстникам, животным. Механизм сопоставления помогает также ребенку шестого года жизни усвоить правило, что оценка деятельности своей и окружающих должна соответствовать ее результату.

Адекватная (т. е. правильная, соответствующая результату, а не завышенная или заниженная) самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом развития личности. В формировании самооценки играют роль многие факторы: отношение к ребенку в семье, отношения между детьми в разных видах деятельности, положение ребенка в детском коллективе. Но решающим является отношение педагога к воспитанникам и оценка им результатов их деятельности. В. Гербова выделяет 6 типов отношения педагога к детям и результатам их деятельности:

1. Истинная педагогическая заинтересованность.

2. Подавление детской инициативы.

3. Завышенные требования.

4. Заниженные требования.

5. Формальное отношение.

6. Неустойчивое отношение

Из перечисленных лишь первый тип отношения педагога к деятельности детей содействует формированию у дошкольников адекватной самооценки, а сам он авторитетен в глазах воспитанников.

В программе развития ребенка-дошкольника “Истоки” сформированы базисные характеристики личности.

Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны в составляющей неповторимую индивидуальность того или иного человека. К ним относятся: компетентность, креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; и, наконец, самосознание личности и способность к самооценке.

Эти характеристики личности складываются в дошкольном детстве не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии. На каждом возрастном этапе они имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации. В связи с этим формирование этих характеристик является одной из главных задач педагога, воспитывающего ребенка-дошкольника.

Компетентность — важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.

Интеллектуальная компетентность означает сформированность интеллектуальных операций: умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач.

Старший дошкольник умеет анализировать возникшую ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи: спешил – нечаянно толкнул товарища; отобрал игрушку у сверстника – нарушил правила совместной игры и др.

Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Особенно ярко языковая культура компетентность проявляется в культуре речевого общения. Знание “волшебных”, “вежливых слов”, умение выразить сочувствие обиженному, радость успеху товарища искренними словами свидетельствует о сформированности нравственно-ценностного словаря ребенка.

Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:

• мотивационного, т. е. проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;

• когнитивного, познание другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности; увидеть возникшие перед ним трудности; заметить изменение настроения, эмоционального состояния и т.д.;

• поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.

Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

В плане физического развития компетентный ребенок: владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту, умеет адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки.

В общении компетентного взрослого и компетентного ребенка строятся межличностные отношения качественно иного уровня.

Креативность — способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности.

Инициативность — необходимое качество личности человека. У ребенка-дошкольника оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего — в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта; ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.

Детская инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности.

Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность — это особое качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка.

Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Самостоятельный ребенок — это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное отношение к ней взрослого: не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития.

Ответственность ребенка за свои действия, за ту или иную деятельность должна определяться мерой его самостоятельности в ней и формироваться уже в раннем возрасте. Она возникает и проявляется в ситуации выбора между “можно” и “нельзя”, “хорошо” и “плохо”, “хочу” и “должен”. Ответственность связана с проявлением волевых усилий.

Произвольность — умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами; одна из форм волевого поведения в детстве.

В деятельности ребенка возникает соподчинение мотивов как умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени. Внутренняя мотивация, с одной стороны, и овладение нормами поведения, с другой, — важные моменты формирования произвольности.

Читайте также:  Причины агрессии и нервозности у ребенка: способы борьбы

Свобода поведения и безопасность. Свобода поведения ребенка-дошкольника, силы которого не позволяют ему противостоять многим явлениям, зависит от уровня его компетентности и воспитанности. Для того чтобы дошкольник чувствовал себя свободным в своем поведении, он должен овладеть способами самоограничения сферы своей деятельности.

Необходимым условием достижения этого является воспитание в ребенке чувства меры, осторожности и предусмотрительности, которая предполагает способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий. Воспитание в дошкольнике чувства безопасности и свободы поведения должно опираться на формирование у него понимания причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях. Свобода поведения формируется в свободной, инициативной деятельности ребенка. Он сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства и материал и т.п. Владение разными средствами построения собственной деятельности (игровой, театральной, изобразительной, конструктивной и др.) — один из важнейших моментов, обеспечивающих самостоятельность и свободу поведения.

Ребенок должен расти смелым, но осторожным. Это даёт ему свободу и гарантию безопасности.

Самосознание и самооценка. В дошкольный период детства на основе оценок окружающих — взрослых и сверстников — у ребенка возникает образ самого себя, своего “Я”. Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию.

Важнейшей чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства, которое наиболее ярко проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми. Достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны.

Знание воспитателем особенностей психического развития, индивидуальных качеств личности способствует успешному решению задач нравственного воспитания, в том числе воспитания культуры поведения.

“Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста”
консультация (старшая группа) на тему

“. ребенок по своей природе -пытливый исследователь мира.Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать людям добро.Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка”. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
vozrastnye_osobennosti_psihicheskogo_razvitiya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28» комбинированного вида

Возрастные особенности психического

развития детей старшего дошкольного возраста

г. Троицк 2018 год

Это период наиболее активного рисования. Дети этого возраста в течение года способны создать до двух тысяч рисунков.

По содержанию они могут быть самыми разными: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки, хотя и представляют собой схематизированные изображения различных объектов, могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Весьма часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или существенными изменениями.

Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По его характеру можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии нарисованного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Они способны установить основные части предполагаемой постройки. Сама конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети уже могут конструировать из бумаги, а при специальном обучении конструирование из бумаги может достигать весьма высокого уровня сложности.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети могут не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.

Однако, подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства.

Кроме того. Продолжает развиваться обобщение, что является основой словесно-логического мышления. Ж.Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться.

В качестве примера можно привести задание : в нем предлагается выбрать два круга (большой и малый) два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету. Если показать на какую либо из фигур, то можно увидеть, что дети старшего дошкольного возраста уже способны учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обуславливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активации.

В старшем дошкольном возрасте продолжают развиваться устойчивость, распределение внимания и его переключаемость. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь детей, в том числе ее звуковая сторона. Развивается фонетический слух. Используется интонационная выразительность при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни.

Развивается грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Более богатой становится лексика. Дети начинают активно использовать синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

1.1 Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Старший возраст-это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Идет процесс активного созревания организма. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик ребенка и исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными мотивами. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают других о том, где они были, что видели, т. е. участвуют в ситуациях чистого общения, не связанных с осуществлением других видов деятельности. При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.

Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

Богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают. Развитие общения детей с взрослыми к концу седьмого года жизни создаёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии с взрослым, с другой – очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого. Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно- ролевых играх дошкольник и седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.

Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой.

Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль (например, медсестра выполняет распоряжения врача, а пациенты, в свою очередь, выполняют её указания). Продолжает развиваться восприятие. В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). Различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы. Дети хорошо ориентируются и правильно используют обозначения пространственных отношений, например « надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени ориентация во времени суток. В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты).

Увеличивается устойчивость внимания- 20-25 минут, объем внимания составляет 7-8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения. Руководство взрослых родителей и педагогов должно быть направлено на формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного, так и не очень интересного. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания – возможность сосредоточения одновременно на двух и большем числе различных объектов. Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство – слово (в отличие от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках – передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй дети 5-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т. е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта в зависимости от скорости их передвижения). Дошкольники классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам, например, по родовидовой принадлежности (мебель, посуда, дикие животные). Возможность успешно совершать действия сериации и классификации, во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно включается речь. Использование ребёнком слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Часто свои первые понятийные обобщения ребёнок делает, исходя из функционального назначения предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки с группой «Дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».

Особенности психического развития старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности психического развития старшего дошкольника

Поведение человека любого возраста напрямую зависит от особенностей возрастного периода, в котором он находится. Особенно выражена эта зависимость у детей, ведь их психическое развитие происходит более стремительно, чем у взрослых.

Задачи дошкольного детства в психологическом плане

Поэтому при работе с детьми необходимо знать особенности психического развития старшего дошкольного возраста.

Эти особенности должны выступать, как условия математического развития дошкольников. Именно формирование математических представлений будущих школьников является базой для успешного становления дошкольника в сфере образования.

Психологическое развитие старшего дошкольника — подготовка к школе

Психическое развитие детей старшего дошкольного возраста целесообразно изучать с точки зрения деятельностного подхода в психологии, сторонники которого (А.Н. Леонтьев,его последователи В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), основываясь взглядах Л.С. Выготского, обосновали структуру возраста. В неё вошли следующие компоненты:

  • социальная ситуация развития (специфическое отношение ребенка с окружающим миром, предопределяющее его образ жизни и сознание);
  • ведущий вид деятельности (тот вид деятельности, которому ребенок уделяет большее время, чем остальным, причем второстепенные виды деятельности являются включенными в основную);
  • основные новообразования (характеристики, проявляющиеся в конкретном возрасте, заменяющие собой предыдущие навыки и предопределяя будущие);
  • возрастной кризис (период активного развития ребенка, характеризующийся разрушением привычной социальной ситуации развития и созданием новой, что отражается в поведении ребенка и выглядит как упрямство или непослушание).

Закономерности развития психики дошкольников

Данный подход является наиболее популярным сегодня, учитывая то, что развивающее обучение, курс на которое стараются держать современные образовательные учреждения, становится самым адекватным способом обучения подрастающего поколения.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития старшего дошкольника может быть названа «ребенок — общественный взрослый». Она остается неизменной с младшего школьного периода и характеризуется тесным взаимодействием с миром взрослых людей. Однако в старшем дошкольном возрасте это взаимодействие становится более активным, оно направлено не только на родителей и ближайших родственников, но и за пределы семьи. Ребенок заинтересован в общении с интересующими его людьми, так он получает опыт взаимодействия, необходимый для успешной социализации.

Показатели нервно-психического развития старшего дошкольного возраста

Общение характеризуется как внеситуативно — личностное, с активностью с обеих сторон. Цель такого общения состоит не в познании предметного мира, а в непосредственной коммуникации с собеседником.

Совет родителям: не лишайте ребенка возможности посещать детский сад. Именно там он получит первые навыки общения, научится самостоятельности, дисциплине и будет всесторонне развиваться вместе со сверстниками.

Ведущий вид деятельности

Ведущий вид деятельности, как и в младшем школьном возрасте – сюжетно-ролевая игра. Тем не менее, сюжеты игр меняются, особое значения имеют правила, в рамках которых должны действовать все участники игры. Познавать новое старшим дошкольникам удается именно в процессе игры.

Движущие силы психологического развития

Новообразования

Основными новообразованиями старшего дошкольного возраста являются:

  • Произвольность. Все процессы начинают контролироваться ребенком, он постепенно переходит от проявления воли словом «хочу» к «надо». Более того, он способен ставить перед собой цель и последовательно идти к её достижению.
  • Самосознание. Начинает складываться дифференцированная самооценка. Старший дошкольник способен выделить те области, в которых он наиболее силен. Тем не менее, самооценка остается завышенной, что является нормой для дошкольников. Возникает полоролевая идентификация.
  • Изменения в эмоциональной сфере. Эмоции становятся более контролируемыми. Происходит развитие сферы чувств: появляются эстетические пристрастия, появляется чувство юмора, дошкольники способны сопереживать. Появляются новые страхи, например, становится очень сильным страх потери близких людей.
  • Развитие словесно-логического мышления, осуществляемого при помощи логических операций с понятиями и посредством речевой деятельности. Наглядно-образное мышление, характерное для младшего школьного возраста, никуда не исчезает, оно просто переходит на более высокий уровень. Теперь ребёнок способен, глядя на картинку устанавливать связи между изображениями. Появляется способность к моделированию.

Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников — умения думать

  • Происходит формирование представления о временных отрезках, о настоящем, прошлом и будущем.
  • Увеличение объема памяти. Ребенок способен непроизвольно запоминать большое количество информации. Механический способ запоминания осуществляется чаще всего путем многократного повторения. Причем дошкольник способен самостоятельно поставить цель что-то запомнить и добиться её путем повторения шепотом или про себя.

Старший дошкольный возраст завершает кризис семи лет, знаменующий переход дошкольника в возрастной период младшего школьника. Ребенок теряет былую непосредственность, это связано с тем, что он начинает действовать не только эмоционально, но включает в определенный момент интеллектуальную составляющую. Начиная злиться, он осознает себя злящимся, начиная плакать, он осознает, что расстроен. Восприятие перемещается из области чувственного в область сознательного, то есть, ребенок может воспринимать и в то же время обобщать происходящее, то есть называть словом предмет.

Симптомы кризиса у детей 6-7 лет

Старший дошкольник начинает подражать взрослым и примерять на себя различные роли, причем не всегда уместно.

Родители могут расценивать это как баловство или даже паясничанье. Детско-родительские отношения в этот период становятся натянутыми, дошкольник настаивает на собственной позиции и не прислушивается к мнению взрослых. Желая выглядеть взрослее, ребенок старается действовать в соответствии со статусом взрослого: берет на себя новые обязанности, действует по-иному в привычных ситуациях, словом, пытается разрушить мнение о себе как о маленьком ребенке. Психика ребенка в период возрастного кризиса отличается неустойчивостью, поэтому родителям важно сохранять спокойствие.

(Текст для публикации взят из интернета)

Особенности психического развития старшего дошкольного возраста

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и другие. Социальная ситуация развития ребенка старшего дошкольного возраста имеет свою специфику. У детей старшего дошкольного возраста растет не только стремление к самостоятельности, но и желание участвовать в жизни взрослых. Поэтому социальная ситуация, характерная для дошкольного возраста в целом и для этапа старшего дошкольного возраста в частности, называется «ребенок— общественный взрослый». Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Ведущим видом деятельности является сюжетно – ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми.

Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и другие.

Важные изменения в личности ребенка связаны с изменением его представлений о себе (его образе – я) и осознанием отношений к нему окружающих.

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту, сопровождается нормативным кризисом. Называется он – кризис 6-7 лет. Развитие ребенка происходит неравномерно, спокойные периоды сменяются периодами, так называемых кризисов. Каждый новый этап развития начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят все дети соответствующего возраста.

Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их прогрессивному поступательному развитию и важнейшим условием его осуществления. Через нее дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением. Через игровое взаимодействие с различными предметами они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, предметы-заменители и игрушки, «невсамделишние» персонажи и роли уже не могут заполнить разрыв между простейшими утилитарными знаниями и умениями дошкольников и их потребностью познать мир во всей его полноте и сложности, уяснить скрытую от восприятия внутреннюю причинность событий, научиться предвидеть результаты собственных разнообразных воздействий. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению, уникальными, бесценными качествами всезнания и всемогущества. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей, какие события желательны, а какие нет.

В стремлении стать взрослыми дети уже прошли несколько ступеней. Они опробовали такие приемы, как пребывание в одной ситуации со взрослыми («Папа, можно, я вместе с тобой буду. пойду. »), подражание их поведению и действиям («Мама, можно, я тоже попробую. »), принятие на себя роли взрослого в сюжетно-ролевой игре в семью, в магазин, в больницу и т. п. Однако достигнутый ребятами уровень интеллектуального развития позволяет им ясно осознавать, что эти приемы оказались недостаточными для того, чтобы действительно стать равными мамам и папам. Они понимают, что собственного опыта им явно недостаточно. Отсюда берет свое начало тяга детей к теоретическим обобщенным знаниям, которые не ограничиваются опытом одного человека, а накоплены человечеством в целом. Знания эти не явные, они скрыты, зашифрованы, и, чтобы проникнуть в суть различных теоретических знаков и символов, детям требуются помощники. Но кто возьмет на себя эти обязанности, детям пока неизвестно.

Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников явно не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других взрослых членов своей семьи. Девочки и мальчики навязчиво преследуют пап и мам, стараются не оставлять их наедине друг с другом, наивно полагая, что именно в эти моменты взрослые обмениваются какой-то особой информацией, скрытой от детей. Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны. Это недоверие, психологическое отрицание распространяется на предметы одежды, которыми они когда-то пользовались, на их старые игрушки, книжки, высказывания. Им не верится, что раньше занятия кубиками, куклами, машинками доставляли им явное удовольствие, что это их каракулями изрисованы страницы книг. Все то, что два-три года назад вызывало восторг и восхищение, ныне вызывает у них лишь скептическое удивление. Былые любимцы валяются, пылятся по углам, свалены в кучу в ящиках. И хотя дети по-прежнему с восторгом рассматривают витрины, прилавки с игрушками, но привлекает их лишь разнообразие товаров, их сравнительная стоимость. Ребята тянутся к новой деятельности, игрушки уже не способны увлечь их по-настоящему.

Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5 – 5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти незаметно для окружающих. Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к научно-теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать, выполнять арифметические действия, благо соответствующих книг, пособий, игрушек сейчас хоть пруд пруди) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками и буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки для самых маленьких. Но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр-драматизаций. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.

И только совпадение по срокам систематического обучения науками (в школе или в домашних условиях) с кризисом 6—7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Если дети охладели к играм и забавам, дайте им в руки книжную премудрость, оградите их от житейских забот, и тогда вы получите колоссальный толчок к их дальнейшему развитию. Оно теперь будет направлено на повышение уровня интеллекта и возможностей саморегуляции. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом для них станет тот, кто поможет им войти в мир научного знания. Но этим лицом не всегда уже будут родители. На их место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.

Кризисы (и кризис семи лет) занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, а редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят бурный, стремительный, “революционный” характер. При этом в очень короткий срок ребенок меняется весь. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (в данном случае дошкольного) и начала следующего (школьного).

Старший дошкольный возраст это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становиться более трудным в воспитательном отношении. Эти изменения носят более глубокий и сложный характер, чем в кризисе трех лет.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, капризность, строптивость и др.). Наряду с этим проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит «вертлявой» походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый шутовской характер, вызывающий не улыбку, а осуждение. По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражения этих желаний поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этом возрасте можно условно описать схемой “захотел – сделал”. Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и “внутри”. Его поведение понятно и легко “читается” окружающими.

Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы выливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал».

Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7 года от младших детей, а кризис семи лет от кризиса трех лет. Одним из достижений семилетнего кризиса является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других деятельность. Ребенок «выпадает» из привычной жизни, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе – большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то обязанности стать помощником в семье.

Рекомендации родителям «Как общаться с ребенком во время возрастного кризиса 6-7 лет»

1.Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.

2. Постарайтесь взять на себя роль друга и советчика, а не строгого воспитателя. Помогайте ребенку в сложных для него ситуациях.

3. Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.

4. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.

5. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

6. Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

7. Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
8. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

9. Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

10.Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Возраст 6 – 7 лет – это возраст почемучек.

11. Любознательность ребенка, в этом возрасте не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
12. Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе, слезы и истерики станут для него удобным и привычным способом настоять на своем мнении.

13. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. В противном случае то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки или дедушки и тогда все усилия пойдут насмарку.

14. Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.

15. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Особенности психического развития старшего дошкольного возраста

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Автор: Сысоева Валентина Николаевна

Организация: МБДОУ №32 детский сад «Буратино»

Населенный пункт: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск

Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы таких исследователей, как Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) – последний из периодов дошкольного возраста и является этапом интенсивного психического и физического развития. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Дошкольник быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Организм ребёнка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. [7, 85 ]

Данный возраст называют сензитивным для развития таких познавательных процессов как внимание, восприятие, мышление, память и воображение. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать. Поэтому, в данном возрасте рекомендуется играть в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове.

Конструирование, как вид деятельности, хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме-образцу, начиная с простых узоров. В данной деятельности развиваются все анализаторы, что очень важно для гармоничного развития психики ребёнка. Мышление в данном возрасте становится словесно-логическим (познание через понятия, слова, рассуждения), то есть дошкольник способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме и может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и действиями.

Так же происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Ведущей деятельностью старших дошкольников остаётся сюжетно-ролевая игра (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М.И. Лисина и др.). В ней ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его социальные и общественные функции. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. [8, 208]

Наряду с сюжетно-ролевой игрой к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребёнка в игре формируются новообразования, которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. [ 4, 184 ]

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого и потребность в признании сверстников. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступает не так как хочется в данный момент, а так как надо. Например, хочется ребёнку посмотреть мультики, но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин. [7, 64]

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «я», формирование внутренней социальной позиции. Дошкольник впервые осознаёт расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется стремление к тому, чтобы занять более «взрослое» положение в жизни. [4, 137]

Старший дошкольник начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху, а для других важнее избежать неудач и неприятных переживаний).

В процессе развития у ребёнка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «я» – «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «я» – «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. [6, 147]

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. [5, 91]

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте – расширение и обогащение индивидуального опыта ребёнка. Говоря об индивидуальном опыте, мы имеем ввиду общий результат умственных и практических действий, которые ребёнок сам предпринимает в окружающем мире . [2, 241]

Также важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребёнка. Это, прежде всего, способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания и проговаривать их.

В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребёнка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения . [1, 150]

В целом же, для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Развивается общение как вид деятельности ( М.И. Лисина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, А.Г. Рузская) . Большую значимость для детей 5-7 лет приобретает общение между собой. У детей к концу старшего дошкольного возраста складывается новая форма общения, которая названа внеситуативно-деловой. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. [8, 71]

Богаче по содержанию становится общение ребёнка с взрослым, к концу старшего дошкольного возраста складывается новая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. Её содержанием является мир людей, вне вещей. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого, ребёнок стремится больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки повседневного взаимодействия.

Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

На шестом году жизни у ребёнка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и её целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. [3, 244]

Старший дошкольный возраст является сензитивным так же и для морального развития. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Одновременно, он весьма благоприятен для формирования морального облика ребёнка, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни.

Таким образом, старший дошкольный возраст — это сложный многогранный процесс, за период которого ребёнок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребёнок осваивает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Старший дошкольник отличается ещё большими физическими и психическими возможностями. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее, на первый план выступает личностный тип общения, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребёнка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе «я».

Список использованной литературы:

1. Детская практическая психология [Текст] / ред. Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 295 с.

2. Ильин, Е.П. Психология: учебник для средних учебных заведений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.

3. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 276 с.

4. Поливанова, К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Педагогика, 1989. – 284с.

5. Развитие общения со сверстниками [Текст] / ред. А.Г. Рузская. – М.: Педагогика, 1989. – 211с.

6. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304с.

7. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 342 с.

8. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Академия, 1998. – 304 с.

9. Эльконин, Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин , В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1966. – 442 с.

Читайте также:  Условия социально-психологические у девиантного поведения и его коррекция
Ссылка на основную публикацию