Психология детей в 12-13 лет: основные моменты кризиса

Кризис 13 лет: почему подростки не только видят мир чёрно-белым, но ещё и путают эти цвета

Родители наслышаны о подростковом возрасте немало, поэтому, когда ребёнок приближается к опасному порогу, стараются максимально к нему подготовиться. Особенно ярко и импульсивно проявляет себя кризис 13 лет, когда начинаются разговоры на повышенных тонах, хлопанье дверями, гулянки до полуночи в непонятных компаниях и прочие проблемы.

Как себя вести в конфликтных ситуациях, не наломать дров и не навредить неокрепшей детской психике? Помогут советы психологов, для выполнения которых сверхъестественных сил не понадобится.

Причины

Почему максимальная точка кипения подросткового кризиса наступает именно в 13 лет?

Развитие самосознания

В подростковом возрасте самосознание совершенствуется и заставляет ребёнка предъявлять повышенные требования как к себе, так и к окружающим людям. Однако нередко они невыполнимы. С одной стороны, это приводит к формированию внутренних комплексов, так как дети оказываются ещё не готовыми принимать на себя ответственность за совершаемые поступки. С другой, ухудшаются отношения с родными, близкими, друзьями.

Родительский (учительский) контроль

Считая себя взрослым, 13-летний подросток хочет больше свободы. Ему кажется, что он справится с трудностями без посторонней помощи, что может принимать верные решения. Но практический навык ещё не отработан, опыта нет. Поэтому, когда со стороны родителей (учителей) поступают какие-то запреты, ребёнок их демонстративно нарушает, но при этом оказывается в смешной или опасной ситуации. Взрослые злятся из-за открытого сопротивления и стараются доказать детям, что они ещё маленькие, чем обижают их и только обостряют кризис.

Желание самоутвердиться

В 13 лет, как ни в какой другой возраст, ребёнка охватывает настоящая жажда самоутверждения. Он хочет выделяться на фоне остальных во всех микроколлективах: в классе, в семье, в секции, в кругу друзей, даже в общественном транспорте. Появляется стремление к лжеидеалам, подгонка под них своего уже частично сформировавшегося характера. Когда в итоге ничего не получается, начинается самокритика, самобичевание и самоуничижение. В 13 лет они принимают катастрофические обороты: недовольные своей внешностью, учёбой, достижениями, подростки нередко заканчивают жизнь самоубийством.

Половое созревание

Пубертатный период влечёт за собой полную трансформацию тела. Это приводит к изменению самооценки (чаще всего она понижается), формированию внутренних комплексов. Наблюдаются первые несмелые попытки установить контакты с представителями противоположного пола. Неудача в этих делах (несчастная любовь, расставания) приводит к психотравме и суицидам. На поведение подростка сильное влияние оказывает нестабильный гормональный фон. Именно из-за него они становятся эмоционально неуравновешенными.

Признаки

У одних подростков симптомы кризиса 13 лет отсутствуют или выражены слабо, у других наблюдается кардинальное изменение поведения.

Отношения с окружающими:

  • конфликтность;
  • противопоставление себя всем остальным;
  • враждебность;
  • в приоритете — общение со сверстниками (убегают из дома, не хотят проводить время в кругу семьи);
  • увлечённость виртуальным общением;
  • стремление к одиночеству, изоляции от людей (запираются в своей комнате и сидят там по несколько часов);
  • доверительные разговоры по душам с одним или двумя выбранными из окружения фаворитами.
  • эмоциональная неуравновешенность;
  • частые нарушения дисциплины и запретов (отказываются выполнять обязанности по дому);
  • перепады настроения;
  • вспыльчивость, импульсивность;
  • недовольство, раздражение, угрюмость.
  • повышенный уровень тревожности, беспокойство;
  • неуверенность в себе;
  • внутренние комплексы;
  • повышенные требования к себе (особенно к своей внешности);
  • заниженная самооценка;
  • перестройка системы ценностей;
  • мысли о суициде;
  • внутриличностные конфликты;
  • интенсивное развитие саморефлексии;
  • повышенная чувствительность к критике;
  • ведение личного дневника.
  • развитие абстрактно-логического мышления;
  • механическое выполнение упражнений по заданной схеме сохраняется на высоком уровне, а вот с творческими заданиями (написать сочинение, разработать проект) справляются далеко не все;
  • увлечение музыкой, философией, психологией, любовными романами и приключениями;
  • снижение учебных показателей;
  • смена хобби и увлечений.

Главным новообразованием кризиса 13 лет возрастная психология называет негативизм. Всё происходящее, всех окружающих и себя самого подросток воспринимает в чёрном свете, отрицательно и постоянно критикует. Это связано с формированием саморефлексии: он начинает оценивать собственные способности, личностные качества, недостатки и возможности на фоне других.

Согласно статистике, в 20% случаев подростковый негативизм остро и болезненно проявляется эмоциональными бесконтрольными вспышками практически во всех областях жизни. Ребёнок при этом может полностью выпадать из семьи или школы на несколько недель или месяцев. У 20% детей он вовсе отсутствует. 60% 13-летних — потенциальные негативисты. Они начинают возражать и конфликтовать лишь в ответ на вызов извне (несправедливые оценки со стороны учителя, предательство друга, непомерные запреты и ограничения в семье).

Сроки

Кризис 13 лет — название достаточно условное и обобщённое. И физическое, и эмоционально-психическое развитие подростка сугубо индивидуально. Поэтому трудный период может начаться у ребёнка раньше или позже обозначенного возраста.

Ранний (12-13 лет)

Наблюдается чаще всего у девочек, которые и телом, и душой взрослеют раньше мальчиков. С одной стороны, упрямство и конфликтность в этом возрасте побороть проще, так как ещё силён авторитет взрослых. С другой, поговорить с ними гораздо труднее, так как они зацикливаются на собственной самостоятельности и перестают адекватно воспринимать критику, запреты и правила.

Поздний (13-14 лет)

Развитие саморефлексии на данном этапе протекает более сглажено. Ребёнок уже в состоянии частично воспринимать оценки и критику со стороны окружающих. Однако взрослые должны проследить, чтобы они были объективными, и чтобы подросток правильно их понимал. Если мальчик, чтобы самоутвердиться, скажет при всех 14-летней девочке, что она толстая, хотя на самом деле у неё нет проблем с лишним весом, дело может закончиться анорексией. Поэтому родители должны своевременно замечать, не формируется ли патологический комплекс, который может испортить всю жизнь неправильными паттернами поведения.

Длится кризис у всех по-разному. У кого-то в сглаженном виде проявляется эмоциональными вспышками на протяжении всех 3 лет (с 12 до 14). У кого-то наблюдается острая, но краткосрочная форма. Подросток может уйти из дома, вступить в неформальную группировку, не ходить в школу, но в течение 5-6 месяцев обычно такие демонстративные протесты сходят на нет, и все возвращается в нормальное русло.

Как себя вести

Возрастной кризис 13 лет не требует лечения. Необходимость в психотерапевтической помощи или консультации у психолога возникает лишь в крайних ситуациях, когда поведение подростка выходит из-под контроля и чревато серьёзными последствиями для личностного развития. В таких случаях проводятся групповые и аутогенные тренинги, направленные на формирование саморефлексии и адекватное принятие себя.

В первую очередь специалисты дают советы родителям, как вести себя с подростками 13 лет, чтобы кризис протекал без осложнений:

  1. Находить компромиссы в общении.
  2. Искать «точки соприкосновения» интересов.
  3. Установить единые правила поведения дома, которые должны соблюдаться всеми членами семьи (ужинать за одним столом, быть дома в 9 вечера).
  4. Вовлекать подростка в семейные дела. Спрашивать и учитывать его мнение. Делегировать часть обязанностей по дому.
  5. Набраться терпения и сохранять спокойствие. Разговаривать уверенно и сдержанно.
  6. Интересоваться увлечениями подростка.
  7. Хвалить, поощрять за достижения.
  8. Проводить с ним больше времени.
  9. Оставаться авторитетом, но при этом установить доверительные отношения.
  10. Постоянно быть на связи с учителями, классным руководителем, школьным психологом.

10 «нельзя»: памятка для родителей

  1. Вступать в конфликт.
  2. Бросать фразы: «Ты ещё маленький», «Ты ничего не понимаешь», «Не учи меня», «Вырастешь — тогда и будешь права качать», «Яйца курицу не учат» и т. д.
  3. Давать послабления, идти на поводу, удовлетворять капризы.
  4. Навязывать свою точку зрения, приказывать, требовать бессловесного подчинения, не предоставляя право выбора.
  5. Кричать, повышать голос, срываться до истерики.
  6. Бить, замахиваться, физически наказывать.
  7. Унижать, умалять достоинства, не замечать достижений, критиковать.
  8. Отдаляться, не выполнять обещаний, отказывать в просьбе или совете, ссылаясь на занятость.
  9. Лишать общения со сверстниками.
  10. Посягать на личное пространство (проверять телефон, соцсети, читать переписку).

Пережить кризис 13 лет будет гораздо проще, если родители до его наступления придерживались грамотной системы воспитания. К этому возрасту ребёнок уже должен чётко усвоить определённые правила поведения в семье и обществе, приобрести коммуникативные навыки. Да, импульсивные подростковые вспышки неизбежны, но в норме они быстро утихают без последствий.

Поэтому психологи настоятельно советуют родителям в 8-11 лет постоянно работать над воспитанием детей, помогать в формировании системы ценностей, следить за уровнем их самооценки. А самое главное — уделять им достаточное внимание, строить доверительные отношения. При такой профилактике никакой подростковый кризис не будет страшен ни одной стороне.

Последствия

Если подростку, глубоко переживающему яркие проявления кризиса 13 лет, не помочь, это может негативно отразиться на здоровье и личностном развитии. Самые частые осложнения:

  • эмоциональные и поведенческие расстройства;
  • неврозы (диагностируются чаще всего у девочек);
  • формирование акцентуаций, психопатии и патологические влечения (наблюдаются обычно у мальчиков);
  • депрессия;
  • замкнутость вплоть до аутизма;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • развитие устойчивых мнительных, истероидных черт характера;
  • участие в неформальных группировках, что приводит к подростковой преступности и бродяжничеству;
  • суицид.

Так что серьёзные опасности для здоровья и личностного развития всё-таки существуют, и задача родителей — всеми способами их избежать. Те же, кому преодоление кризиса 13 лет даётся нелегко, должны чаще вспоминать слова американской писательницы Миньон Маклофлин: «Ребёнок, с которым труднее всего управиться, — именно тот, которым впоследствии мы больше всего гордимся».

Психология детей 12 лет

Что происходит с ребенком в 12 лет: особенности возраста

В 12 ребенок взрослеет и формируется как личность. Психология его характеризуется тем, что появляется более устойчивое мировоззрение, тенденции в общении с окружающим миром, меняются с становятся осознаннее интересы в учебе. В это время ребенок усваивает моральные и культурные ценности, становится более осознанным и исследует себя.

Найти себя – непросто. Подростки начинают примерять на себя роли, которые видят в повседневной жизни, фильмах, в интернете.

В этом нет ничего плохого, пока тинейджер не копирует опасные для его жизни и здоровья модели поведения.

  • Главное место в жизни подростка занимают сверстники и значимые взрослые, на которых он стремится походить (чаще всего, это не родители)
  • Мальчик или девочка всё больше оценивают себя и сравнивают с другими, придают значение своим не объективным качествам
  • Многим становятся интересны вещи за гранью объективной реальности — время, жизнь и смерть, закономерности, любовь и все, что нельзя увидеть и познать полностью.

Подростки часто задают вопросы не взрослым, а самим себе, книгам и интернету. Этот путь познания мира теперь принадлежит только самому подростку.

  • К 12 годам развивается логическое мышление — младшие подростки учатся оперировать абстрактными понятиями и выстраивать цепочки. Мысли становятся более структурированными, ребенок вырабатывает навык выделять главное.
  • Сейчас повышена утомляемость. Это может вызывать раздражительность и возбудимость.

Не стоит давить на тинейджера, если он говорит, что устал – это не даст эффекта, только принесет дискомфорт всем.

  • Подростки переживают гормональный всплеск, он и является причиной основных проблем с поведением подростков. Эмоциональные перепады, вспышки агрессии и постоянные конфликты с собой и окружающими – типичные для этого возраста. для них. Здесь могут появиться отличия – девочки взрослеют быстрее, чем мальчики.

Подростком чаще всего управляют его эмоции, а не рациональность. Его могут задеть любые слова в его адрес, даже самые маленькие вещи могут стать причиной бури эмоций, злости и слез.

Важно поддержать девочку или мальчика, быть терпеливым и не обесценивать чувства.

  • У подростка появляются более четкие личные границы, новые потребности в независимости, уважительном, доверительном и равноправном отношении со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя человеком, достойным того, чтобы с его мнением считались. Если этого не происходит, его поведение и отношение людям, которые привыкли видеть его ребенком, может сильно ухудшиться.
  • Существует риск формирования неадекватной низкой самооценки и повышения тревожности, что очень опасно для впечатлительных младших подростков. Частая причина – проблемы в общении со сверстниками.

Младшие подростки начинают действовать необдуманно из-за гормонов, влияния друзей и стремления быть “крутым” человеком, которому “не слабо”, особенно это характерно для мальчиков.

В этом возрасте самое главное – привить подростку чувство собственной ценности, сформировать адекватную самооценку и научиться понимать свои эмоции.

Ребенок в двенадцать — на что обратить внимание в воспитании

Сейчас самыми важными моментами в воспитании ребенка – это очередное изменение границ, формирование независимости подростка, создание или совершенствование навыка понимания своих эмоций, общения со сверстниками.

И мальчик, и девочка хочет психологически отделиться от родителей. Оценке и сомнению подвергаются привитые в семье ценности, авторитеты и нормы поведения. Сейчас от родителей потребуется много терпения и понимания. Эти изменения – не навсегда, чаще – это просто желание «делать наоборот».

Происходит перестройка в эмоциональной сфере. Буря чувств накрывает с головой. Родителям стоит попытаться понять, что ребенок испытывает, не обесценивать чувства подростка. Стоит развивать эмоциональный интеллект тинейджера, научить его выражать себя.

Подростковый кризис постепенно приходит к кульминации, которая в большинстве случаев происходит в 13-14 лет.

Продолжается формирование личности. Главное помните, что ребенок – не вы. Не нужно проецировать на него свои мечты, пытаться сделать его абсолютно соответствующим, вашим личным представлениям о том, каким должен быть человек.

Мальчики и девочки тренируются в искусстве выбирать. Важно предоставить ему свободу выбора роли в этом мире, образа жизни и увлечений. Все, что нужно делать, это поддерживать, общаться и аккуратно следить за безопасностью. В остальном подросток справится сам.

Читайте также:  Гиперактивный ребёнок - признаки, активный ребенок в 3 года

Контролировать общение со сверстниками сложно со всех сторон. У подростка должна быть неприкосновенная личная жизнь, которую принимают и уважают родители. На этом строится большая часть доверия в семье. Однако, нельзя полностью отпускать ребенка в свободное плавание, где он может связаться с опасными людьми, особенно мальчик. Стоит говорить с ребенком (чаще с мальчиком, чем с девочкой) о его друзьях, чем они любят заниматься. О том, в каких отношениях он с ними находится, как себя чувствует в компании, не стал ли изгоем или объектом буллинга. Здесь опасность ещё в том, что мальчики часто становятся очень скрытыми, и их не просто «разговорить»

Как родителям — помочь ребенку

  1. Прислушивайтесь к нему и цените его желание повзрослеть
    У мальчиков и девочек просыпается чувство того, что его слова и действия важны так же, как слова и действия взрослых. Игнорируя это, вы рискуете повредить самооценку подростка, и желанием общаться со старшими. Нельзя обесценивать то, что говорит ребёнок, словами “Я уже видел жизнь и все знаю, а тебе еще рано о чем-либо судить”. Лучше выслушайте и дайте понять, что вы воспринимаете его всерьез.
    В возрасте 12-13 лет можно начать обсуждать с подростком некоторые проблемы, которые считаются “взрослыми”. Нужно отвыкать от восприятия 12-летнего как ребенка.
  2. Создайте атмосферу доверия и принятия в семье

Подростки постоянно сталкиваются со сложностями в общении, выполнении уроков, отношениях с учителями. Важно, чтобы они могли свободно рассказать об этом дома без унижения, насмешек, обесценивания их интересов и агрессии. Мальчикам это особенно сложно – продолжать оставаться откровенными с родителями.

Научите подростка говорить «нет» и не поддаваться на манипуляции

Именно сейчас самое опасное время, когда тинейджер может попасть под влияние плохой компании, пристраститься к опасным привычкам. Предложения попробовать наркотики, алкоголь, цепляться за электрички, ходить по «заброшкам» однозначно опасны. Через этот опыт проходят почти все, полностью оградить от неприятностей невозможно.

У подростка меняется тело, но становится непонятным. Для того, чтобы почувствовать и понять его тинейджер стремится ощутить опасность, возможно появление желания сделать тату, то есть – причинить себе боль. Через страх и боль тело становиться понятнее.

Но подросток должен уметь отказаться от этого, если он чувствует опасность, ему некомфортно и страшно. И при этом не ощущать себя «плохим» или «хуже других». Он должен знать, что его здоровье ценнее статуса в компании и «крутости».

Сексуальное воспитание
Сейчас начало полового созревания. У девочек оно начинается раньше, чем у мальчиков. Вместе с телесными изменениями просыпается интерес к противоположному полу.

Сейчас важно рассказать ему об анатомии его тела и гигиене, поговорить о сексуальном воспитании. Так и подростку, и родителям будет спокойнее.

Любите его

Несмотря на то, что подростки хотят отделиться от родителей, им нужна любовь и поддержка. Объятия, теплые разговоры, иногда даже кружка чая может сказать, как мама или папа любят его. Будьте рядом. Ему сейчас очень тяжело, а родители — одни из первых людей, к которым можно обратиться, если все становится невыносимо. Вы можете облегчить своей любовью любую трудную ситуацию, когда все шаткое и нет уверенности ни в чем

Что думают подростки о своей жизни в 12

Вот что рассказали 12-ти лет подростки, когда мы задали несколько вопросов об их отношениях с родителями и изменениях в жизни. Имена вымышленные, лексика сохранена.

– У тебя есть ощущение что сейчас, или в течении этого года, происходит переломный момент для тебя?
– На последние несколько недель приходится пик осознаний, самопреодолений, новых ощущений, мыслей, я как будто начинаю перерождаться изнутри, появляются новые ценности. Ещё хочется, чтобы либо чего-то не хватало, и ты сам себе это доставал, либо чтобы ты просто сам зарабатывал хотя бы некоторые вещи для себя.

– Как ваши отношения с родителями изменились?
– Они стали хуже. Не знаю почему, но предполагаю, что это связано с тем, что я стала чаще плакать и стала очень вспыльчивой.

– Как стоит вести себя родителям в такой ситуации с эмоциями, как у тебя?
– Подождать, когда у меня истерика, ну, «расшатанное» состояние. А после – поговорить по душам на тему моих проблем. Или просто обнять и успокоить, проявить любовь не в виде «если бы я не любила тебя ты бы в эту школу свою не ходила», а так, как мне это нужно.

– Как ты думаешь, ты сильно изменилась за последнее время?
– Нууу, прибавилось знаний, а соответственно стало понятно больше тех вещей, которые раньше были не особо ясны. Например, я стала спокойнее относиться к ЛГБТ и начала поддерживать феминизм. Мнение насчёт самой себя тоже изменилось, например, комплексов прибавилось, но некоторые из них наоборот пропали. Мне становиться интереснее общаться с мальчиками.

– Тебе стало сложнее открыто общаться с родителями?
– Я считаю, что имею право на свои секреты, а так, появились некоторые различия во взглядах на жизнь. Соответственно, некоторые сложности появились. Приходится обходить стороной некоторые иногда немаловажные темы, дабы избежать конфликтов.

– Что бы ты хотела сказать своим родителям?
– Мы не маленькие, родителям стоит давать нам больше свободы. Свобода выбора, например, как нам выглядеть, финансовая свобода, хочется чуть больше денег на карманные расходы до 14 и возможность подрабатывать после, нормальное количество времени на прогулки. Родителям стоит смириться с тем, что у нас есть своя точка зрения и своё мнение. Также им стоит нам больше доверять.

– У тебя есть чувство, что ты сильно изменилась за последний год? В чем это проявляется?
– Я больше вру родителям и в принципе близким людям, отдаляюсь от них. Раньше мне всегда было интересно проводить время с родителями, а сейчас такого желания уже нет.

– Как ты переживаешь этот разрыв с родителями?
– Нормально, не придаю этому большого значения. Возможно, это просто часть взросления, я не знаю.

– У тебя как-то изменились отношения с ровесниками?
– Мм, в школе — да.

– Звучит, как будто не в лучшую сторону
– Так и есть, не то чтобы меня обижали, мне просто не интересна их компания.

– И единомышленников нигде нет?
– Да, к сожалению

Комментарий детского психолога центра К.О.Т.

Как видно из ответов школьников, активно проявляются все «типичные» моменты, характерные для психологии этого возраста. Им хочется уважения к их мнению, понимания со стороны родителей, больше свободы, ощущения собственной значимости. Огромное значение сейчас имеет возможность быть частью компании, общаться с единомышленниками – это одна из основных потребностей этого возраста.

Помощь психолога и курсы для подростков в центре К.О.Т.

В центре К.О.Т. разработаны курсы, на которых под руководством опытных психологов ребята могут развить необходимые навыки, которые важны в этом возрасте.

Эффектность курсов очень высокая, потому что сейчас подростки, мальчики и девочки, испытывают потребность в том, чтобы стать увереннее, научиться справляться с эмоциями и лучше общаться.

Стать самостоятельнее, почувствовать собственную значимость, ребята могут, обучаясь финансовой грамотности. Ведь это не только получение знаний, это вариант заработать самим. А значит, получить признание со стороны родителей, сверстников и самому поверить в свои силы.

Если у вас есть вопросы, в центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к психологу-специалисту по работе с подростками.

Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!

Переходный возраст у мальчиков в 12 лет: как вести себя родителям

Вроде совсем недавно были роды, бессонные ночи, первые слова и шаги, а теперь вы смотрите на своего мальчика, а перед вами не мальчик, а юноша, вполне уже взрослый.

Для вас, как и для него, начинается сложный жизненный период – период полового созревания, или как его ещё называют – переходный возраст. В этот период происходит большая выработка гормонов, это влечет за собой большие изменения в психическом и физическом состоянии подростка. В это время, обязанность родителей помочь своему ребенку пережить этот непростой период.

Период переходного возраста у мальчиков

Половое созревание у мальчиков начинается чуть позже девочек, но четко обозначенного времени его наступления нет. В силу того, что все дети индивидуальны, у каждого ребенка этот период начинается в свое время. У кого-то в 9-10 лет, у кого-то в 13-14.

По сравнению с девочками, взросление происходит более активно, и длится в среднем 4-5 лет. По мнению ученных, очень много факторов влияет, на начало этого периода: это и наследственность, и образ жизни подростка, и его национальность. Чем правильнее был образ жизни ребенка, тем больше вероятность, что в период полового созревания он войдет вовремя.

Переходный период у мальчиков 12-ти лет и старше, связан с половым созреванием, и имеет большое значение. В это время организм готовится к новым физиологическим и психологическим изменениям, вчерашний мальчик учится самостоятельности, приобретает индивидуальность, учится строить отношения со сверстниками, учителями, старшими. У него появляются свои взгляды на какие-то вещи, формируется собственное мнение на различные вещи, становится более развитым логическое мышление. Мальчик становится юношей.

Родителям очень важно найти в себе силы поддержать сына, помочь преодолеть этот этап развития, дать понять ребенку, что в них он всегда может найти помощников, лучших друзей.

Ученые период взросления условно разделяют на 3 этапа:

  • подготовительный (на этом этапе подготавливается психика и организм ребенка к предстоящим изменениям);
  • пубертатный (это и есть, тот самый переходный возраст);
  • постпубертатный (завершающий этап, именно в этот период мальчики активно начинают интересоваться противоположным полом).

В период переходного возраста ребенок стремительно меняется не только физически, но и психически. В этот непростой период, обязанность родителей помочь своему ребенку пережить этот непростой период. Для этого необходимо знать, симптомы полового созревания.

Переходный возраст у мальчиков: признаки

Период переходного возраста связан с гормональной перестройкой организма ребенка, поэтому в силу изменений гормонального фона у мальчиков отмечаются признаки переходного возраста. Их условно можно разделить на физиологические и психические.

Физиологические признаки:

  • приблизительно в 10-11 лет, у мальчиков половой член и яички увеличиваются в размерах. Появляются пигментация и волосы на лобке.
  • ближе к 13 годам происходит, так называемая, ломка голоса. Он становится более низким и грубым. Правда не сразу, а через пару лет, поначалу он может чередоваться с высоким голосом. Ломка происходит из-за увеличения хрящей в горле, увеличения голосовых связок и мускулатуры.
  • активный рост волос по телу. Волосы начинают покрывать все тело. Начинают расти волосы под подмышками, на лице появляется милый пушок.
  • физиологически ребенок тоже меняется. Начинает расти мускулатура, плечи становятся более широкими, ребенок становится выше и сильнее. Именно поэтому важно, чтобы ребенок занимался какими-либо видами спорта, тренировал мышцы. В крайнем случае, можно обойтись ежедневной утренней зарядкой и бегом.
  • угревая сыпь. Ее появление – самый досадный признак переходного периода. Многие подростки страдают от такого проявления «взрослости», нередко у них появляются комплексы, связанные с внешностью. Объясните сыну, что ухаживать за кожей лица в этом возрасте крайне важно и делать это нужно тщательно. Чем серьезнее подросток будет относиться к уходу за лицом, тем менее частыми и мучительными будут высыпания. Также важно объяснить ребенку, что выдавливать появившиеся прыщи нельзя, это может привести к инфицированию мягких тканей и появлению шрамов и рубцов не лице.
  • полюции. Самопроизвольное семяизвержение во время сна.

Психические изменения:

  • ребенок становится более раздражительным, сильно переживает, когда что-то не получается.
  • реагирует на все очень эмоционально, дети в этот период очень вспыльчивы, упрямы, а порой даже агрессивны.
  • мальчики стараются самоутвердиться, показать какие они уже взрослые и самостоятельные, очень бурно реагируют на опеку и стремятся от нее избавиться.

Помощь в решении возникающих на фоне полового созревания проблем должна быть связана с физической активностью подростка и полноценным отдыхом во внеурочное время. Как говорится, если в голове глупости, отправляйтесь в спортзал. Активный образ жизни займет мысли ребенка, направит их в нужное русло.

При этом следите, чтобы подросток не засиживался за компьютером или планшетом в вечернее время, организм должен отдыхать, иначе вместе с накопленной усталостью, появится и причина для нервных срывов и стрессов. Мотивация «я уже не маленький» не должна быть главенствующей при составлении распорядке дня подростка. Конечно ложится спать в 9 вечера его никто не заставляет. Но 10 часов – должно быть временем отбоя.

Психологические проблемы мальчиков в переходном возрасте

Из-за гормонов и из-за изменений в теле психика ребенка не успевает справляться с изменениями. В этот непростой период, чувство тревоги не покидает подростка. Это происходит и из-за недовольства своей внешностью, и из-за сексуального возбуждения, и многих других причин.

Для мальчика в этот период особенно важно общение с отцом. С него он берет пример и чувствует себя намного увереннее, если рядом есть надежная поддержка.
Если такой поддержки нет, то ребенок весь свой негатив, всю боль и страх, будет выплескивать на близких ему женщинах (маму, бабушку). Если отношения с отцом наладить не удается, необходимо поговорить с психологом, как же быть в этой ситуации. Врач дает советы, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, очень непросто родителям в период взросления своего ребенка, но не стоит забывать, что самому подростку ничуть не легче (а в чем-то даже сложнее). В среднем каждый год 4 ребенка из 100 страдают от сильнейшей депрессии. Для неокрепшей психики подростка такое психическое состояние очень опасно.

По данным исследователей, каждый пятый ребенок задумывался о самоубийстве. И если после неудачной попытки девочки оставляют свои попытки, то мальчишки пытаются расстаться с жизнью несколько раз.

Депрессию условно можно разделить на два вида:

  • так называемая главная депрессия, которой присущи грусть, апатия;
  • маниакальная депрессия. Очень опасное состояние, потому что на смену апатии, приходит резкое желание действовать импульсивно, необдуманно.

Родители должны быть очень внимательны к переживаниям ребенка: глубокая депрессия очень опасна и часто ведет к причине самоубийств у подростков.

Еще одна из больших опасностей для подростков – это наркомания. Все мы знаем, как страшна и опасна наркомания. Родителям нужно очень внимательно смотреть за состоянием подростка, обращать на все изменении в его поведении. Когда следует бить тревогу и вести подростка к врачу?

  • когда в его поведении наблюдается полное безразличие ко всему происходящему, резко сменяется чрезмерно возбудимым состоянием.
  • резко ухудшилась мозговая деятельность. Подросток стал плохо запоминать, стал рассеянный.
  • зрачки изменили свой размер или выглядят неестественно.
  • состояние ребенка подобно тому, как у пьяного, но без запаха спиртного.
  • вы отмечаете, что подросток постоянно лжет, без всякой надобности и причины.
  • если на языке появился коричневатый налет, глаза красные, на теле следы от уколов.
  • появление в доме странных предметов (клея, ацетона, растворителей), на посуде копоть, шприцы.

Если вы заметили хотя бы два признака из перечисленных у своего ребенка, немедленно тащите его к психологу и наркологу. Не нужно обвинять и ругать ребенка. Ему как никогда нужна помощь и поддержка близких, только так можно будет справится с этой бедой.

Существует еще одна проблема (не такая страшная как наркотики, но тоже очень неприятная), это компьютерная зависимость. Причин для такой зависимости может быть целое множество. Это и нервное расстройство, и комплекс неполноценности. Самое печальное, что когда проходит подростковый период, то зависимость никуда не девается. Если зависимость уже появилась, то справиться с ней самим очень сложно. Скорее всего потребуется консультация психолога или психиатра.

Особенности воспитания мальчика в переходном возрасте

Переходной возраст — замечательное время для того, чтобы начинать выстраивать с ребенком новые, более взрослые отношения. Для этого необходимо очень много общаться.

Подростки более скрытные, менее разговорчивые, отвечают на вопросы короткими редкими фразами, какой тут диалог? Лучшее место для разговоров – непринужденная обстановка. Хорошо, если отец и сын ездят на рыбалку, ходят в походы, совместно что-то ремонтируют в гараже. Там разговоры получаются как-то сами собой.

Хорошо общаться в машине. Подросткам часто бывает трудно откровенничать, глядя в глаза, а когда родитель занят дорогой, рассказать о проблеме проще.
Хотите общаться? Рассказывайте о своих проблемах, вспоминайте свое детство, юность, поделитесь своими мыслями, спросите совета. Перед вами практически взрослый самостоятельный человек, он вам может дать совет, не хуже любого взрослого, а порой даже и лучше.

Участвуйте в жизни ребенка, смотрите вместе фильмы, слушайте рассказы о любимых музыкантах, узнавайте о новинках. Одним словом — будьте в тренде! Общайтесь виртуально. Пишите им в социальные сети. Бывает, что подросток не решается о какой-то интересующей его теме спросить, но написать сможет.

Дайте ребенку договорить. Не перебивайте и тем более не ругайте и не поучайте его, за то, что он вам рассказал. Иначе рискуете в следующий раз не услышать ничего.

Переходный возраст: советы родителям

Переходной возраст, это возраст, когда ребенок уже не ребенок, хотя еще и е совсем взрослый. Родителям следует доверять своему ребенку. Не нужно проверять почту и читать его личные смс-переписки. Поддерживайте его, верьте в него. Пусть он знает, что чтобы не случилось, вы всегда его поймете и поддержите, он всегда может прийти к вам и попросить о помощи, и вы поможете. Друзья ребенка – важные люди в его жизни, оставляйте ребенку время на общение с ними.

Для облегчения переходного периода является любая секция. Необходимо увлечь ребенка за долго до наступления взросления. Футбол, плаванье, карате, бокс научат дисциплине, натренируют тело, загруженный день поможет пережить гормональные взрывы. На глупости и плохие компании времени просто не останется.

Вместо заключения

Переходный возраст ребенка – очень важный и в то же время сложный этап, причем не только для самого подростка, но и для его родителей тоже. Важно уметь найти общий язык с подрастающим сыном, не отдалить его от себя при воспитании, вырастить его настоящим мужчиной, которым потом можно будет гордиться. Именно поэтому уже с ранних лет относитесь к нему как ко взрослому, равному члену семьи. Советуйтесь с ним, даже если его советы будут казаться смешными и детскими. Повзрослев, у него уже будет какая-то уверенность в себе, в своих силах, он будет чувствовать себя нужным.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Кризис личности. Кризис 13 лет
Подросток – Личностное развитие

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым. “Мама, я весь дрожу и мне чего-то все время хочется. Я ем кислое, горчицу и другое, но не могу ничего найти. Ох, как мне тяжело”. Мать этого отрока предложила ему записаться в атлетическую секцию, начала контролировать пищу. Скоро мальчик сообщил, что испытал облегчение от навалившейся на него “лишней энергии”.

Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст – период отчаянных попыток “пройти через все”. При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки “из любопытства” пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.

Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое “падение”, подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые – и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) в результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна – необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период. ( Как помочь подростку справиться со своим состоянием? )

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад. (Источник: Мухина В.С. “Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество”)

Кризис 13 лет

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет (“Я сам”), только теперь это “Я сам” в социальном смысле. В литературе описан как “возраст второй перерезки пуповины, “негативная фаза полового созревания”. Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания. Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники. Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи. Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка. Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития. Второй симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей. На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса. (Источник: Ефимкина Р.П. “Детская психология”)

Физиологические и психологические особенности детей в 12 лет. Что важно знать родителям.

Ребенок 12 лет вступает в период полового созревания. Вместе с физиологией и анатомией меняется поведение и характер.
Это возраст, когда ребенок начинает понимать свою самостоятельность и значимость, осознает и начинает отстаивать себя как личность. Для того чтобы помочь своему ребенку преодолеть переходный возраст, родителям стоит заранее подготовиться к этому этапу.

Причины психологических изменений

Психологические особенности детей 12-13 лет в большинстве своем связаны с внешними и внутренними изменениями в организме. Телесные перемены пугают, становятся причиной появления первых комплексов. Задача родителей – заранее подготовить ребенка к изменениям, объяснить и успокоить.

Внешние

В 12 лет подросток начинает замечать вешние проявления полового созревания. В 12 лет происходит пубертатный скачок роста сразу на 7-12 см за год. Причем девочки опережают мальчиков как в росте, так и развитии. В первую очередь растут скелет и конечности. Наблюдается подростковая долговязость. Кожа нередко становится жирной, что приводит к появлению прыщей.

У девочек 12 лет начинается формирование фигуры женского типа: расширяется таз, округляются бедра. У детей обоего пола появляются вторичные половые признаки. Например, появляются первые волосы на лобке и подмышками. У девочек 12 лет начинается рост молочных желез. У мальчиков активизируется рост гениталий, начинается рост мышечной массы. Меняются пропорции тела в сторону мужского типа: плечи становятся шире, бедра уже.

Внутренние

В 12 лет дети не только начинают интенсивно расти. Происходят изменения во внутренних органах. Гипофиз усиливает выработку гормонов – гонадотропинов. В ответ на это половые железы начинают активно вырабатывать половые гормоны: тестостерон у мальчиков и эстрогены у девочек, под влиянием которых и формируются половые признаки.

Если вторичные половые признаки связаны с внешними изменениями, первичные – с развитием внутренних половых органов: яичников и матки у девочек и семенников и предстательной железы у мальчиков. В 12 лет у большинства девочек наступает менархе – первая менструация. А у мальчиков к 13 годам появляется первая эякуляция.

Еще 1 признак этого периода – активизация работы щитовидной железы, из-за чего ускоряется обмен веществ. Со стороны нервной системы можно наблюдать повышение возбудимости, раздражительность, эмоциональная нестабильность. Сердце растет быстрее сосудов, что сопровождается временными функциональными нарушениями: аритмией, головными болями и др.

Психологические особенности возраста

В период переходного возраста у детей наблюдается дисгармония в отношениях с окружающими людьми и всем миром: отсутствие взаимопонимания с родными, педагогами, сверстниками. Психологические особенности детей 12-13 лет проявляются спонтанными, неконструктивными, незрелыми отношениями с окружающим миром, отношение к окружающим часто носит негативную окраску.

Отношения с родителями

Дети в 12 лет нередко испытывают разочарование в родителях, присутствует непонимание, стремление делать все наперекор. Они ощущают тревогу, агрессивны, часто замыкаются в себе, не уверены в своих действиях и не умеют обсуждать свои проблемы.
Взрослый сын или дочь в этом возрасте болезненно воспринимают критику, дерзкие, конфликтные. Задача родителей в это период – создать доверительные отношения со своим чадом.

Ребенок старается оградить часть своей жизни от взрослых, и многие родители начинают волноваться и «закручивать гайки». В 12 лет взрослый сын или дочь уже демонстрируют приобретенные навыки и, главное, свое отношение к ним. Важно понять, что жесткая конфронтация со своим чадом может привести к затяжному кризису в отношениях.
Если же родители очень внимательны к переменам в жизни ребенка, умеют слушать и стараются понять его, есть шанс без проблем пережить подростковый период.

Отношения со сверстниками

В 12 лет обостряется потребность в общении. В построении отношений со сверстниками появляется избирательность и стремление самоутвердиться, доказать свою взрослость. Школа и улица в одинаковой степени влияют на социализацию подростка, приобретение навыков построения отношений.

Поведение детей регулируется мнением сверстников, желанием быть признанными и похожими на них. Нередко они начинают дружить со старшими ребятами, перенимать их привычки, манеру общения. Поведение детей в этот период может быть на грани дозволенного.
Подросток, лишенный отношений со сверстниками, исключенный из группы, очень тяжело переносит свою отстраненность.

Основные направления интересов

Ребенок 12 лет уже мечтает о будущем, его начинает интересовать материальная сторона жизни. У него можно наблюдать первые проявления личности, смену мотиваций и интересов. Некоторая растерянность может усугубляться первой влюбленностью.

На фоне этого снижается работоспособность и успеваемость. Можно наблюдать первые проявления личности негативного характера: грубость, недовольство собой и окружающими. В то же время появляется чуткость к своим и чужим переживаниям.
Правильный выбор интересов и увлечений на этом этапе во многом определяет формирование у ребенка планов. Воспитание подростка в этот период должно быть направлено на углубление его интересов, развитие увлеченности.

  • Доминанта дали

Подростки мало ценят текущий момент, недовольны окружающей средой и стремятся выйти за ее пределы. В этот период интенсивно развивается абстрактное мышление. В этом возрасте должны появляться первые взрослые мечты и цели.
Ребенок в 12 лет обретает другие, более глубокие интересы и увлечения. В этом возрасте должны проявляться задатки масштабного планирования. Если ребенок говорит, кем он хочет быть, в этом уже есть рациональное зерно.

  • Доминанта усилия

Уже на старте переходного периода ребенок стремится проявить самостоятельность. Это не всегда имеет положительную окраску. Возможна тяга к сопротивлению, которая проявляется в форме протестов, конфликтов, упрямства, борьбы с авторитетами.
Он не хочет учиться, следить за собой, выполнять простейшие поручения, отстаивая тем самым свою самостоятельность и доказывая взрослость.

На двенадцатом году жизни у детей усиливается интерес к себе, как к личности. У ребенка активно формируется самосознание, его внутреннее «Я» больше не совпадает с внешним, что стимулирует развитие самоконтроля и самообладания.
Собственная личность оказывается в центре интересов подростка. В это время появляется первая критическая оценка себя, положительная или негативная.

  • Доминанта романтики

Дети на этапе взросления стремятся к знаниям, событиям, впечатлениям. Они начинают проверять свои силы и возможности.
Подростки ищут приключений, проявляют склонность к социальному героизму, начинают проверять свою смелость, соглашаясь на рискованные поступки.

Полезные советы родителям

Уже в 12 лет остро встает вопрос, как общаться с подростком родителям, чтобы не утратить доверительных отношений, сохранить баланс между родительским авторитетом и дружеским общением.
Ребенку важно ощущать убежденность близких в том, что все будет хорошо, и он со всем справится. Вера в него, поддержка и разумная самостоятельность позволят решить и такую проблему, как повысить самооценку ребенка.

На поступки подростка во многом влияет состояние его организма, и в частотности нервной системы, которая в этот период находится в постоянном напряжении. Помочь успокоиться, сосредоточиться и собраться поможет йога для детей, плавание и творческие занятия по интересам.

Психология детей в 12-13 лет: основные моменты кризиса

Основные моменты кризиса в психологии подростка 12-13 лет

По достижению 10-летнего возраста подросшие дети начинают новую жизнь. С появлением первых изменений в физиологии начинает постепенно меняться поведение детей. Анализ психологии детей и подростков еще раз доказывает, что практически каждый год в жизни ребенка является определенной ступенькой в его развитии.

Современные подростки в компании

Путь от чистого ребенка до подростка

Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет. Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.

Подростковый возраст — признаки

Чтобы не возникало подобных проблем с оценкой детей, нужно понимать, что человек, достигший возраста 12 лет, перешел в категорию подросток.

Начиная именно с этого периода, родителям нужно начинать более серьезно воспринимать своего ребенка, принимая во внимание все особенности, которыми характеризуется психология этого переходного возраста.

Изменения у подростков в 12 лет

12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Именно в этот период подросток начинает связывать себя с взрослым поколением. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние. Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.

Проблемы внешности начинают беспокоить подростков

Родителям не стоит паниковать от таких перемен, а лучше позаботиться о здоровье их подростка, приобрести ей натуральную косметику с отсутствием химии.

Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка.

Эмоциональная сфера подростков — особенности

Рассвет подросткового периода

Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема. 13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.

Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.

Подростковый кризис- кризис становления личности

Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям.

Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.

В этом возрасте появляются первые личные трагедии и тайны от родителей

13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует. В этот период все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.

Ох уж эти детки!

Этот период непростой как для подростка, так и для их родителей. Простое знание особенностей психологии подростка не способно спасти никого. Знание и практическое применение этих знаний — совершенно разные вещи.

Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик.

Девочка «взрослеют» раньше мальчиков

Они добиваются этого таким способом, как они этого понимают, начинают проверять на практике, действительно ли имеют место те запреты, которые ставили их родители. Именно в 12 лет многие родители начинают вести со своими детьми тонкую политику. Ребенку в 13 лет уже не скомандуешь «садись за уроки», а с другой стороны пускать ситуацию на самотек тоже не является выходом. Тут главное, что нужно сделать, — создать доверительные отношения с подростком.

Совет для родителей: Все, что раньше находилось под строгим запретом, потихоньку отвоевывается ребенком. И это нормально, не стоит пугаться этого.

Только таким способом каждый из нас проходил этап взросления. Необходимо вспомнить себя в этом возрасте. 12 лет – это время активных проб и множества ошибок. К сожалению, многие родители глубоко заблуждаются, что могут в этом возрасте что-то запретить. Закладка всех жизненных ценностей и приоритетов происходит в возрасте от 3 до 5 лет.

Как проявляется чувство взрослости у подростков

А 12 лет – это время пожинать плоды того воспитания. Если ваш мальчик отказывается мыть посуду или заправлять постель, это не означает, что он не способен это сделать. Скорее всего, таким образом он выражает свой протест неизбежному взрослению, либо гигиена и порядок не в его ценностях. В это непростой период важно сконцентрироваться на главном, опустив все мелочи. Важно не переусердствовать с родительским давлением, чтобы подобный протест не укрепился на всю оставшуюся жизнь.

Влияние компании на подростка

Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте. Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице. Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде. Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?

Подростки и сверстники — социальный аспект возраста

Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации.

Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш сын неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.

Укрощение строптивой девочки

Девочки, не имеющие дома права на свое личное «нет», начинают активно протестовать на людях.

К сожалению, лучше выяснение отношений в стенах дома, чем вынесение проблемы на всеобщее обозрение. А родителям нужно запастись терпением в этот период, это нужно пройти, это первый ощутимый сигнал взросления. А послушные папины и мамины дочки остаются инфантильными на всю оставшуюся жизнь.

Читайте также:  Как сделать ребёнка счастливым - советы родителям и окружающим
Ссылка на основную публикацию