Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание

Занятия с нейропсихологом: на что стоит обратить внимание?

Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки. Нейропсихология направлена, прежде всего, на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека.
Согласно данным современной нейропсихологии, 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические нарушения из-за стволовых изменений мозга, а формирование навыков у ребенка происходит благодаря взаимодействию различных систем мозга.
Первое, на что стоит обратить внимание родителям при выборе нейропсихологического центра, – это методика, по которой там проводят занятия с нейропсихологом. В идеале она должна быть основана на классических и современных учениях таких профессоров, как А.Р. Лурия, Б.М. Величковский, Л.С. Выготский и др. Более того, каждое занятие должно включать в себя специальные системы игровых заданий и упражнений, а также мотивацию на их непосредственное выполнение.

Как проходят нейропсихологические занятия с детьми, и как отследить результат, если он есть
Занятия с нейропсихологом
обычно рассчитаны на 40-60 мин., в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. Во время занятия специалист предлагает ребенку игры, задания, упражнения, специально подобранные в соответствии со спецификой имеющихся у него трудностей.
Занятия могут проходить как индивидуально, так и в паре с другим ребенком или в мини-группе: различные формы занятий имеют свои преимущества. Так, например, коллективная форма социализирует детей в обществе и учит работать в команде.
Обычно положительная динамика наблюдается по прохождению курса нейрокоррекции и выражается в конкретных показателях сенсомоторного, речевого, интеллектуального развития. Более того, улучшается память, внимание, поведение и адаптация ребенка в окружающей его среде и обществе.

Нейропсихологические занятия: в каких случаях они необходимы?
За нейропсихологической помощью стоит обратиться, если:
– ребенок испытывает трудности в школьном обучении;
– у ребенка стоит или стоял диагноз: ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР, ЗПРР, РАС, ПЭП;
– ребенок имеет различные расстройства в области логопедии (алалия, дислексия, дисграфия, дизартрия и пр.);
– у ребенка была родовая травма, травма головы, были операции под общим наркозом, родился с помощью КС;
– в поведении ребенка наблюдаются следующие трудности: моторная неловкость; «не слышит» с первого раза; у него нет «тормозов»; ничего не интересно; часто ленится; очень стеснительный; трудно находит контакт с другими детьми; проявляет агрессию и т.п.

Если Вы можете отнести к своему ребенку 3 и более приведенных выше утверждения, пройти нейропсихологическую диагностику однозначно рекомендуется.

Этапы занятий и работы нейропсихолога
На первом посещении нейропсихолога всегда проводится нейродиагностика, по результатам которой определяется уровень развития ребенка и подбирается индивидуальный подбор игр и упражнений в соответствии со спецификой имеющихся трудностей конкретного ребенка. Преимущество нейропсихологических занятий, в отличие от других подходов, заключается в работе с первопричинами, которые приводят к дезадаптации ребенка, а не с их поверхностными проявлениями. Каждое занятие – это увлекательное путешествие, во время которого ребенок не просто выполняет полезные упражнения, но и узнает много нового об окружающем мире.

Формы занятий
В Центре детской нейропсихологии «Альтера Вита» практикуются как индивидуальные занятия (один на один с нейропсихологом), так и парные (в паре с еще одним ребенком) и даже групповые (мини-группа до 4 человек). В каждой форме есть свои плюсы и минусы.

Важность групповых занятий, и возможность присутствия на первом занятии родителей
В Центре детской нейропсихологии «Альтера Вита» большой популярностью пользуются групповые занятия. Их главное преимущество в социальной адаптации каждого ребенка. Более того, такие занятия учат детишек работать в команде и общаться в коллективе на равных.
Обычно на первом занятии присутствует один из родителей, в «Альтера Вита» такая возможность активно практикуется. Родитель может даже поучаствовать в увлекательном процессе на занятии. Важно помнить, что ребенку всегда проще адаптироваться в новом месте с чужими людьми, если рядом присутствует близкий человек.

Нейропсихолог: оправдывают ли себя занятия с модным доктором?

С недавних пор среди детских специалистов появился нейропсихолог. Можно услышать советы проконсультироваться у нейропсихолога, пройти нейропсихологическое обследование при самых неожиданных ситуациях, когда и не подумаешь, что у ребенка какая-то проблема. Просто невоспитанный, наверное. Непослушный, капризный. Рассеянный и неусидчивый. Болезненный или «весь в папу». Так ли это, или у маленького человека есть какие-то отклонения, обусловленные незначительными (или значительными) неврологическим нарушениями, решает нейропсихолог.

Почему это работает? Нейропсихология как наука

Нередко подобные черты — следствие не личностных черт характера ребенка, а особенности актуального состояния его высших психических функций. Базовые процессы: внимание, память, мышление, речь, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, пространственное представление, произвольная регуляция и контроль не способны функционировать «по желанию» человека. Их степень эффективности обусловлена нервной деятельностью, и «непослушный» ребенок зачастую физически не может вести себя иначе, так же, как школьник с дисграфией не может всегда писать грамотно на одном лишь усилии воли.

Изначально нейропсихологическое обследование и коррекция применялись только к взрослым. Изучая в клинических условиях нарушения функций высшей нервной деятельности после травм, нейрохирургических операций, составляя программы адаптации и восстановления после инсультов, нейропсихологи определяли места поражения нервной системы и проводили восстановительное обучение.

Основоположник направления отечественной ветви нейропсихологии считается А. Р. Лурия, ученый, чьими нейропсихологическими пробами («батареей Луриевских методов», комплексом заданий и упражнений) пользуются и при тестировании детей, адаптировав часть из них для детского возраста.

В чем отличие неврологов, психологов и нейропсихологов? Нейропсихология находится на стыке нескольких наук, включая также психиатрию, нейробиологию и нейрофизиологию, философию и информатику. Действуя там, где нет явного неврологического диагноза или в тех случаях, когда заболевание установлено и необходимо выявить первичный дефект, скорректировать его влияние, нейропсихология работает со взрослыми и детьми. С детьми от 4 до 12 лет, в силу их активного развития, — наиболее успешно.

Ученые-нейропсихологи знают удивительные вещи. Например, при помощи магнитно-резонансного обследования (МРТ) могут сказать, о чем думает человек. Пока, правда, только об объектах, но уже вполне точно установлено, какая часть мозга активизируется, когда мы думаем про дом, а какая — про лица или поворот налево, и так далее.

Также они точно знают, как работает интуиция. То самое «внезапное озарение» или чувство страха, возникающее без причин, обусловлены особенностями нашего мозга: мы замечаем негативные или особенные вещи, хотя сами об этом не догадываемся. Наш удивительный мозг может искажать данные, скрывать их от сознания, влияя на настроение, мысли, поведение и весь образ мышления. Разбираться в подобных «мелочах», определяющих значительную часть жизни — задача нейропсихологов.

С какими детьми работает нейропсихолог?

В каких ситуациях нейропсихолог может помочь ребенку, да и может ли? К новым направлениям мы всегда относимся несколько настороженно, желая, чтобы проверку временем они прошли без нас.

Во-первых, по возможности каждый ребенок старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендован к нейропсихологическому тестированию. Оценивая выполнение несложных заданий, специалист расскажет об особенностях развития ребенка, его актуальных и потенциальных возможностях. Это полезно в любом случае: знать сильные и слабые стороны, и как с ними работать, увеличить эффективность деятельности, обучения, подготовки к школе.

Во-вторых, нейропсихология эффективна в таких ситуациях, когда ребенок испытывает трудности со следующими действиями:

  • учебным процессом в целом или отдельными предметами («никак не дается математика», «грязно пишет, допускает глупые ошибки»);
  • запоминанием учебного материала и/или бытовых знаний, просьб, стишков в детском саду и т.п.;
  • сосредоточением на одном действии, у дошколят это обычно выражается в неумении концентрироваться на одном процессе, посидеть на одном месте, у школьников ярко заметно при выполнении домашнего задания, когда оно затягивается до ночи или сопровождается излишними движениями (болтанием ногами, высовыванием языка при письме);
  • пониманием обращенной речи, откликом на призывы, просьбы, обращения;
  • письмом: отзеркаливание букв, слов, пропуски букв и слогов.

Также в эту группу относятся излишне медлительные дети, быстро утомляющиеся или, наоборот, чересчур активные, легко возбудимые, очень эмоциональные. Работает нейропсихологическая коррекция также в случаях бронхиальной астмы, головных болей напряжения, аллергических реакций, частых простуд, травм из-за неуклюжести и т. п.

Обращаться на консультацию стоит родителям и в таких случаях, когда беременность сопровождалась токсикозами, сильными отеками, мало- или многоводием, угрозой прерывания, роды протекали с осложнениями любой этиологии, ребенок развивался замедленно в любой области: речи, моторном развитии, или, наоборот, слишком быстро, а также много/мало/плохо спал, рано отказался от дневного сна и так далее.

Третья группа, нуждающаяся в нейропсихологической коррекции, — дети с неврологическими диагнозами, с задержками развития различной этиологии и степени, с умственной отсталостью, с последствиями детского церебрального паралича.

Нейропсихологическая коррекция — что это?

Как же проходит тестирование и что из себя представляют занятия, призванные корректировать процессы высшей нервной деятельности?

В ходе нейропсихологической диагностики проводится комплексное обследование ребенка. Сначала специалист собирает информацию о развитии ребенка, начиная с внутриутробного периода, беседуя с родителями и изучая медицинские документы, выписки других специалистов.

Затем нейропсихолог приступает к непосредственной диагностике. Он смотрит состояние развития высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, используя для этого специальные пробы, тесты, в том числе разработанные на основе луриевского подхода. Кроме того, нейропсихолог оценивает моторное развитие ребенка, используя целый ряд двигательных упражнений, чтобы тщательно оценить, какие именно виды движений представляют для ребенка сложность. Это может быть и сложность управления телом в пространстве, и плохая ориентация право/лево, верх/низ, и сложности с пересечением средней линии. Иногда дети затрудняются рассказать, что именно нужно сделать, чтобы мяч отскочил от стены, но прекрасно бросают и ловят его, а иногда, наоборот. Рассказывают все необходимые действия, но затрудняются их выполнить. Очень важно понять характер моторных проблем у ребенка, т.к. в дальнейшем это сказывается и на возможностях ребенка высиживать урок и быть сконцентрированным и правильно держать ручку, и попадать в клеточки и строчки, писать, решать математические задачи и работать с абстрактными понятиями.

Также очень важно понаблюдать за ребенком в свободной игре, что ему нравится, какие игры он предпочитает, как он играет с игрушками, каких выбирает персонажей. Все это необходимо для того, чтобы понять особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка, наличие или отсутствие поведенческих трудностей, личностные характеристики ребенка.

В результате такого обследования у нейропсихолога складывается представление о ребенке, его особенностях, слабых и сильных сторонах, на которые можно будет опираться в ходе дальнейшей коррекционной работы.

Что же представляют из себя занятия с нейропсихологом?

После диагностики составляется план работы с ребенком, в котором намечаются основные цели и задачи коррекционной и развивающей работы, продолжительность и частота занятий.

Здесь следует сказать о направлениях работы нейропсихолога. Одним из них является сенсомоторная коррекция, в рамках этого направления большое внимание уделяется развитию двигательной сферы и восприятия, на которые опираются другие, более сложные психические процессы. Влияние на сенсомоторный уровень дает толчок в развитии всем высшим психическим функциям (ВПФ). Именно поэтому в начале коррекции предпочтение отдается именно этому направлению. Сенсомоторная коррекция включает упражнения, повышающие уровень активации, направленные на развитие межполушарных связей, нормализацию мышечного тонуса, а также на развитие основных сенсомоторных взаимодействий, навыков крупной моторики, представлений о пространстве. Используя различные сенсорные стимулы, которые так нравятся детям, мы также достигаем очень важного результата — чтобы ребенок с удовольствием посещал занятия.

В дальнейшем основной упор делается на коррекцию и развитие ВПФ. Помимо памяти и внимания активно включается еще и мышление, то есть работа начинает усложняться: ребенку надо справляться не только с движениями и упражнениями, но еще и активно думать над тем, что же ему надо сделать.

Читайте также:  Девиантное поведение подростков - причины, проявления, коррекция

Также отдельно необходимо выделить коррекцию дисграфии и дислексии. В данном случае нейропсихолог работает в паре с логопедом, что делает работу по преодолению данных трудностей более эффективной. В рамках данного подхода деятельность ведется над развитием и формированием зрительно-пространственных, регуляторных навыков, звукового анализа и образа слова, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти, аналитического и прогностического типов мышления.

Нейропсихологическая коррекция предполагает работу в течение в среднем 20 встреч со специалистами с частотой занятий 2-3 раза в неделю. По окончании курса проводится контрольная диагностика, в ходе которой специалист оценивает успешность проделанной работы и выносит решение о продолжении или прекращении занятий с ребенком.

Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

  • зеркально пишет;
  • пропускает буквы;
  • переставляет части слов при письме;
  • имеет проблемы с переключением;
  • плохо концентрирует внимание;
  • не любит рисовать;
  • запинается, быстро утомляется;
  • присутствуют тики или навязчивые движения;
  • рассеян;
  • имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
  • мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих в зависимости от возраста

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

Обратите внимание! По этой теме было написано немало интересных книг. Одна из наиболее качественных — практическое пособие В. С. Колганова и Е. В. Пивоварова.

Полезные пособия для начинающих

По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.

Обратите внимание! Количество заданий, которые можно использовать, достаточно большое.

«Речка-берег»

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

  1. Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
  2. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
  3. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
  4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

  1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
  2. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Дочь рассказывает маме как печь пирог

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

Поиск букв на время

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Кто такой нейропсихолог?

Кто такой нейропсихолог?

“Кто такой нейропсихолог, и в чем заключается суть его работы?»
задаются этим вопросом родители, уже не раз сталкиваясь с рекомендациями нейропсихологической коррекции со стороны врачей, учителей и мам других детей.

Нейропсихология – это практическое направление психологии , возникшее ещё в середине 20 века, первооткрывателем которой был Александр Романович Лурия, советский ученый, врач, психолог, педагог, который занимался изучением и восстановлением больных, получивших травмы головного мозга. Разумеется, со временем нейропсихология развивалась и теоретически, и практически, но по-прежнему в ее основе лежат принципы работы головного мозга, открытые А.Р. Лурия.

Сейчас выделяют:

  1. детскую сенсомоторную коррекцию (например, по программе А.В.Семенович),
  2. сенсорную интеграцию (для самых маленьких детей, неговорящих или с расстройством аутистического спектра),
  3. взрослую нейропсихологическую коррекцию (например, восстановление моторики, речи и других высших психических функций после инсульта).

Суть метода нейропсихологической коррекции заключается в активизации сразу нескольких мозговых структур, что впоследствии при регулярных занятиях ведёт к образованию новых нейронных связей.

А, как известно, результат любой нашей деятельности, будь то процесс запоминания, концентрация внимания, контроль эмоций или развитие речи – это сложный процесс взаимодействия нейронов между собой.

Нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, впоследствии повысивший свою квалификацию до клинического психолога), знающий особенности развития детского мозга, владеющий методом сенсомоторной коррекции, специалист, который может грамотно провести нейропсихологическую диагностику, выделив дефицитарные зоны, требующие “подпитки”, и составить индивидуальную программу занятий для каждого отдельного случая.

Кому нужно заниматься с нейропсихологом?

В данной статье освещаются проблемы детской нейропсихологии, поэтому случаи с коррекцией взрослых мы опустим, несмотря на их актуальность.
Итак, если ваш ребенок:

  • не говорит (ещё не сформирована простая фразовая речь в 3 года);
  • регулярно устраивает “истерики”, имеет повышенную эмоциональную возбудимость;
  • в младшем школьном возрасте имеет выраженные трудности чтения, письма (дислексия, дисграфия, пропускает, путает буквы при письме, меняет слоги местами и т.д);
  • получил “приговор” об аутизме, СДВГ ;
  • не обладает развитой мелкой и крупной моторикой, неуклюж;
  • забывчив, невнимателен, “витает в облаках”;
  • плохо спит, быстро утомляется;
  • испытывает трудности планирования собственной деятельности, сниженную мотивацию (в школьном возрасте) –

тогда имеет смысл обратиться к нейропсихологу за консультацией.

Иногда за вышеперечисленными проблемами могут стоять серьезные неврологические нарушения, поэтому пренебрегать медицинской помощью нельзя.

Читайте также:  Девочка и мальчик 9 лет - психология, советы родителям по воспитанию

Сколько длится занятие с нейропсихологом?

Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов “выкладываться” более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в центре “Счастливый человек” одно занятие длится 50 минут.

На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса. Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг. Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.

Как часто надо заниматься?

В среднем, необходимо посещать психолога 2-3 раза в неделю, а дома ежедневно повторять упражнения. Пример, как проходит занятие у нейропсихолога, можно посмотреть в видеогалерее сайта .

Какова длительность курса?

Программа курса занимает от полугода, иногда требуется около 1 года. Все зависит от трудностей конкретного ребенка и регулярности выполнения “домашней работы”. Очень не рекомендуется бросать занятия спустя 1-2 месяца после начала. Процесс уже запущен, чревато его резко прекращать.

Однако возможен экспресс-вариант, когда занятия проводятся каждый день, и тогда результат появляется гораздо быстрей. Но такие занятия возможны только в летний период.

Если ребенок ходит к нейропсихологу

При посещении нейропсихолога (продолжая аналогию с тренировкой мышц пресса) нужно придерживаться «диеты»: ребенок должен получать хорошее сбалансированное питание, соблюдать режим сна-бодрствования, также он должен отдыхать. К сожалению, это понимают не все родители, стараясь занять ребенка как можно большим количеством дополнительных занятий: английский, музыкалка, танцы, гимнастика, робототехника, бокс.

Это все очень хорошо, но в меру: необходимо давать ребенку отдыхать. У него должен быть хотя бы один день в неделю, когда он будет свободен: поиграть, во что он хочет, пообщаться с ребятами во дворе, побегать и “побеситься” вдоволь, посмотреть мультики, словом, разгрузиться.

Зачастую процесс коррекции необходимо сочетать с медикаментозным лечением у невролога, а также с курсом массажа , БОС – терапией . С детьми дошкольного возраста обязательно нужно проводить развивающие занятия .

Центр “Счастливый человек” собрал команду квалифицированных специалистов, осуществляющих комплексный подход, который всегда работает намного лучше и быстрее, чем если бы один специалист долго-долго работал с ребенком, не учитывая всех возможностей коррекции и развития. Поэтому если есть необходимость подключить нескольких специалистов к процессу коррекции, это имеет смысл, ведь тогда мы будем “бить четко по мишени”. Нет ничего важнее здоровья, тем более самых близких людей.

В центре “Счастливый человек” первая консультация любого специалиста бесплатная. Здоровья вам и вашим деткам!

Как работает нейропсихолог с детьми?

Хотите вырастить своих детей счастливыми?
Устали бороться с детской ленью и капризами?
Не знаете, как помочь ребенку преодолеть кризис или болезнь?

Детский нейропсихолог – врач, изучающий строение, деятельность мозга, взаимосвязь поведения ребенка с психикой. Проще говоря, он исследует взаимозависимость процессов, регулирующих внимание, память, речь, мышление, восприятие и отдельных участков головного мозга. Он помогает заложить фундамент для успешной учебы и счастливой жизни, восстанавливая и «ремонтируя» психические функции на высшем уровне.

Изначально нейропсихология создавалась как способ реабилитации для людей с тяжелыми поражениями головного мозга, например, после травм черепа, аварий, падений, инсультов. Чаще всего среди пациентов нейропсихологов можно увидеть малышей, поскольку их мозг очень пластичен и быстро поддается коррекции.

Когда необходима помощь детского нейропсихолога?

Обратиться к этому специалисту следует, если ваш малыш:

  • как будто не слышит вас;
  • не в состоянии контролировать поведение, действует импульсивно;
  • не может усидеть на месте и минуты или, наоборот, делает все слишком медленно;
  • в возрасте старше 6 лет не знает, где правая рука, а где левая;
  • «зеркалит» буквы, сходные по написанию: «б» — «в», «з» — «с», «е» — «э» и т. д.;
  • давно посещает логопеда, а заметных положительных сдвигов нет;
  • не может выделить такие признаки предмета, как цвет, форма, размер, функции;
  • плохо запоминает и усваивает информацию, легко отвлекается, не может сконцентрироваться на занятии;
  • с трудом осваивает вычисления, письмо, чтение – дислексия, дискалькулия, дисграфия;
  • заикается (логоневроз);
  • быстро устает, начинает сбиваться и капризничать;
  • испытывает проблемы с крупной и мелкой моторикой;
  • не способен делать домашнее задание самостоятельно;
  • заметно отстает от своих сверстников – речевое, психическое, психоречевое развитие;
  • имеет расстройства психики аутичного спектра;
  • перенес тяжелые травмы головы и инфекции, поражающие головной мозг.

Как правило, нейропсихологи принимают малышей с трехлетнего возраста. Наиболее эффективно нейрокоррекция проходит у детей 5-12 лет. Детский мозг уже сформировался, чтобы ребенок мог освоить и развить навыки, и быстро перестраивается на новые алгоритмы работы.

Что происходит на консультации?

В качестве основных методов коррекции нейропсихолог использует физические упражнения и интеллектуальные задачи. В большинстве случаев, если нет тяжелых заболеваний, которые требуют постоянного приема препаратов, никакие медикаменты не назначаются.
Во время первой консультации врач обследует ребенка, предлагая ему выполнить несложные задания: сложить разрезанную картинку, нарисовать рисунок на заданную тему, запомнить цепочку слов или предметов, ответить на ряд вопросов и т. д. Родители должны заранее подготовить следующую информацию:

  • особенности беременности и родов;
  • как развивался ребенок в раннем детстве;
  • перенес ли он какие-либо заболевания и т. д.

В конце приема нейропсихолог сообщит вам, какие именно есть нарушения, объяснит способы их коррекции и предложит план занятий.

Как проходят занятия с нейропсихологом?

Коррекционный процесс является комплексным и проходит в три этапа. Благодаря такому подходу изменения происходят очень плавно, в безопасном для ребенка режиме.

  • Замещающий онтогенез. Его суть в том, чтобы через совершение определенных движений (массаж, физические упражнения, командные подвижные игры) помочь участкам мозга, которые не успели дозреть, полностью закончить свое развитие. В результате связи между нейронами устанавливаются в нужном порядке, что обеспечивает в будущем нормальное функционирование внимания, мышления, зрительно-пространственного восприятия, моторики, самоконтроля.
  • Когнитивная коррекция высших психических функций. На этом этапе также используются физические упражнения и подвижные игры, но к ним добавляются занятия с учебными карточками, рабочими тетрадями и обучающими играми – рисование, тактильное восприятие, письмо и включение в работу обеих рук. Ребенок получает больше визуальной, слуховой и тактильной информации, благодаря чему развиваются межполушарные связи, познавательные функции, мышление, память. Коммуникативные игры обучают самоконтролю, концентрации внимания, повышают мотивацию к учебе.
  • Закрепление навыков. В заключение нейропсихолог уделяет больше времени развитию функциональной грамотности, социальных навыков, без которых успешная жизнь невозможна.

В процессе коррекции врач использует следующие принципы:

  1. Опора на сохранные сильные стороны головного мозга.
  2. Усиление и развитие незрелых или слабых функций.
  3. Совершенствование отдельных конкретных навыков.
  4. Интерактивный подход и усиление мотивации ребенка к занятиям.
  5. Постепенная передача ведущей роли самому ребенку.

Помните, что чем раньше будет начата коррекция, тем успешнее и устойчивее будет эффект.

Когда и какие будут результаты?

Длительность курса нейропсихокоррекции зависит от глубины и характера нарушений. Изменения будут происходить постепенно. По мере прохождения коррекции ребенок научится:

  • взаимодействовать с самим собой, сверстниками, взрослыми,
  • контролировать свое поведение,
  • лучше понимать свои желания и мотивы поступков.

Важно!

В начале курса нейропсихокоррекции иногда наблюдается ухудшение: имеющиеся проблемы обостряются. Почему так происходит? Это связано, прежде всего, с перестройкой связей и привыканием к новым механизмам взаимодействия и деятельности. Крайне важно перетерпеть этот непростой период и продолжать ходить на занятия. Старайтесь сохранять спокойствие и поддерживать малыша.

Нейропсихолог может направить ребенка на консультацию к неврологу и педиатру, особенно если диагностированы тяжелые заболевания: эпилепсия, болезни сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, органов чувств. В этих случаях без медикаментозной поддержки не обойтись. Также могут потребоваться комплексные занятия с логопедом, например, при нарушениях речи.

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

Пост в Лигу Психотерапии

Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания.

Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, “застревают” и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.

Один из важных способов борьбы с такими проблемами – развитие у ребенка речевой регуляции своих действий. С помощью проговаривания вслух дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки. В большинство наших упражнений включен элемент речевой регуляции своих действий.

Каждое упражнение построено в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребенка. Не следует чересчур перегружать ребенка упражнениями. Это может вызвать у него протестную реакцию и нежелание продолжать заниматься. Лучше комбинировать по несколько упражнений в 15-20 минутном занятии, своевременно переключая ребенка с одного задания на другое, чередуя подвижные и “сидячие” игры. Также важно начинать с уровня, доступного ребенку, чтобы у него не было ощущения, что он в принципе не может с этим справиться. Наши упражнения построены таким образом, чтобы можно было начинать с чего-то простого, постепенно переходя к более сложному.

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст, раньше которого его не имеет смысл начинать. Этот возраст прописан в комментариях к упражнениям.

Чтобы интерес к занятиям сохранялся, ребенка очень важно поощрять. Если только указывать на его недостатки – он быстро потеряет желание заниматься.

До 5-6 летнего возраста ребенка очень важно хвалить в любой игре (“Молодец”, “У тебя здорово получается”). С 5-6 лет дети нуждаются в более справедливом отношении и могут воспринимать неадекватную похвалу как обман. Поэтому в этом возрасте важно менять формулировки поощрения (“Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера”, “Я вижу, что ты старался, и это – самое главное”).

Эта отличная игра подсмотрена на детских праздниках с участием массовиков-затейников. Впоследствии она была модифицирована в целях нейропсихологической коррекции. Ее можно проводить как с группой детей, так и с одним ребенком.

Для этой игры вам понадобиться веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать “береговую линию”. Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.

Участники стоят “на берегу” (по одну сторону веревочки). С другой стороны “течет” река.

Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит “речка!” – прыгать в речку, когда говорит “берег!” – на берег.

Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке “речка”, “берег”, и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции . Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.

Вариант 1. Ведущий продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например: “Речка! Берег! Речка! Речка!”. На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения . Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом.

Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы “вставляем” его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением. Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.

Читайте также:  Израильский метод обучения детей с СДВГ

Вариант 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Ведущий сообщает ребенку, что сейчас будет “обманывать его глазки” – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает ведущий. В какой-то момент ведущий делает “ошибку”, например, говорит: “Берег!” – а прыгает в речку. Ребенок должен “отключить” свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.

Для импульсивных детей это очень трудно. В этом случае также положение спасает речь ребенка. Он должен повторять инструкцию ведущего и только потом прыгать. Точно так же ведущий может “обманывать ушки” – делать все правильно, а говорить неправильно. Это тоже сложная задача, так как здесь ребенку нужно идти вопреки тому, что говорит взрослый, и четко придерживаться изначальной инструкции (повторять действия, а не команды).

Комментарий: это упражнение позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций и внимания и речевую регуляцию деятельности. Упражнение можно выполнять как с группой детей, так и с одним ребенком. Наиболее эффективно его использовать с детьми старше 5 лет, но до этого возраста также можно пробовать самые простые варианты этой игры. Периодичность его выполнения – по 5 минут в день. Чтобы ребенку не сильно надоело одно и то же, можно предлагать разные варианты движений. Например, вместо прыжков “в речку” и “на берег” предлагать ребенку приседать и вставать с поднятыми вверх руками, изображая “грибочки” и “елочки”. Какие-то движения можно придумать самостоятельно. Здесь почти не важно, что делать, главное – как.

Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал.

Если хорошенько подумать, мы очень часто довольствуемся “жестовой речью” наших детей, которая подчас прикрывает трудности речевой организации поведения.

Представьте себе, что мама вдруг разучилась делать самые элементарные вещи, например, наливать сок в стакан или делать бутерброд. А еще лучше, если она при этом ничего не видит и может делать все только на ощупь. Для этого ей нужен “проводник”, который бы подсказал, куда нужно пойти и что сделать. Этим проводником может стать ребенок.

Вариант 1. Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.

Ребенку очень важно видеть наглядный результат своего планирования. Такая обратная связь поможет ему постепенно детализировать свои указания, что будет служить признаком улучшения его возможностей планирования.

Вариант 2. Предложите ребенку поиграть в одну “рисовальную” игру. Дайте ему чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.

Вариант 3. Предложите ребенку завязать Вам глаза и затем, с помощью инструкций, помочь Вам добраться до какого-нибудь предмета, не задев ни одного стула, которые расставлены в комнате. Его указания должны выглядеть примерно так: “два шага вперед, шаг направо, три шага вперед, пять шагов налево, подними правую руку вперед, выше, правее, бери!”. Можете сами придумать какие-нибудь варианты ценных указаний, которые он мог бы Вам делать.

Вариант 4. Всем известный “графический диктант”. Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен “продиктовать” ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: “вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх” (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).

Комментарий: Эти упражнения подходят детям старше 5 лет. Их можно выполнять как индивидуально с ребенком, так и в парах. В последнем случае дети смогут давать задания друг другу.
Активный “скачок” в развитии способностей планирования происходит к 9-10 годам, но это не значит, что до этого такими вещами не надо заниматься. Чем раньше ребенок научится основам речевого планирования, тем для него лучше.
Задание развивает возможности планирования своих действий с помощью речи. Последние два варианта также могут развивать пространственные представления (отношения “право-лево”).
В регулярных занятиях можно использовать разные варианты упражнения по несколько минут в день. При этом в обычной жизни также важно чаще просить ребенка, чтобы он объяснил ход своих мыслей, “прикидываться” непонимающими (но, конечно, не доводя ребенка до истерики).

Одна из трудностей, которые испытывают дети с СДВГ, – анализ ситуации: выделение ее существенных признаков, детальная ориентировка в условиях и построение правильного вывода с учетом проведенного анализа. Дети с дефицитом внимания часто “пролетают” мимо существенного. Именно поэтому их важно обучать поиску важных, значимых деталей.

Каждый предмет внешнего мира встроен в сложные системы взаимосвязей с другими предметами и явлениями. Это встраивание происходит благодаря его свойствам. Наше мышление во многом организовано таким образом, что мы ищем то, что нам нужно по определенным признакам. Например, если нам надо забить гвоздь, а у нас нет молотка, мы будем искать нечто твердое, прочное, плоское и достаточно тяжелое. Предмет, не обладающий всем набором свойств (например, книжка, или кусок пенопласта, или каменный шар), не подойдет. Чтобы найти нужное, нам надо сначала определить набор необходимых признаков и лишь затем искать то, что ему соответствует. На основании таких операций мы делаем выводы и принимаем решения.

Для того, чтобы направить внимание ребенка на существенные признаки предметов, можно выполнять простые упражнения.

Вариант 1. Для этого упражнения вам понадобиться набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных “лото”.

Разложите перед ребенком 30-40 карточек.

Инструкция: “Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только “да” или “нет””. Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему: “Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например, “это пишет?” или “это – длинное?”, и т.д.

Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами, относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма (“это круглое?”), цвет (“это красное?”), размер (“это длинное?”), вес (“это легкое?”), функция (“из этого едят?”), материал (“это деревянное?”), детали (“у этого есть ручка?”).

Комментарий: эта игра предназначена для детей старше 6 лет. В нее можно играть как с одним ребенком, так и с небольшой группой. Тогда они должны задавать вопросы по очереди. Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос “это круглое?” был ответ “нет”, можно убрать со стола все круглые предметы. Однако постепенно нужно перейти на первоначальный вариант. При возникновении сложностей можно также сократить количество карточек, но потом постепенно увеличивать набор.

Вариант 2. Для этого упражнения вам понадобится небольшой набор из 6-8 карточек с изображением предметов, обладающих общим свойством. Например, это могут быть круглые или красные предметы, или, например, предметы из одного класса (посуда, одежда и т.д.). Попросите ребенка рассказать о каком-нибудь из этих предметов, не произнося его названия, так, чтобы другой человек смог догадаться, о чем идет речь. При этом взрослый должен стараться при любой возможности назвать не тот предмет, если он тоже подходит под перечисленные ребенком свойства. Таким образом, ребенок будет получать обратную связь – “ты назвал не все, чего-то не хватает”.

Комментарий: в эту игру можно играть с детьми, начиная с 4 лет, до 7-8 лет. Позже это уже может показаться ребенку неинтересным. С младшими важно не увлечься ролью непонятливых родителей. Они могут от этого устать.

В эту игру можно играть и без картинок. Тогда задача для взрослого становится сложнее. Важно ограничивать идеи ребенка определенным классом, например, “загадай какое-нибудь дикое животное”, или “загадай что-нибудь из посуды”. Если просто попросить загадать предмет, ребенок 5-7 лет может задумать снег, цирк, геометрическую фигуру, в общем, все, что угодно, что, в общем-то, не соответствует взрослому понятию “предмет”.

Вариант 3. Это знакомая многим взрослым игра. Один загадывает нечто, другой должен это отгадать с помощью все тех же вопросов, на которые надо отвечать “да” или “нет”. Если центральный игрок, которой что-то загадал, дает отрицательный ответ на вопрос, он к тому же должен снабдить его пояснением. Например, на вопрос “это круглое?”, дается не просто ответ “нет”, а “нет, это не мяч”. Это добавляет игре путаницы и веселья. Однако суть остается той же: надо охватить все возможные свойства объектов и путем их постепенного отсечения прийти к правильному решению. Эта задача сложна еще и тем, что если в первом варианте перед глазами лежит ограниченный набор вариантов, то здесь их – бесконечное количество.

Комментарий: в эту игру лучше играть с детьми не младше 9 лет. Она также вполне интересна для взрослых. В нее часто играют походники в поезде и вообще люди, которые вынуждены как-то коротать длительное время. В коррекционных целях можно напоминать играющим, какие классы свойств существуют (см. вариант 1) .

Эти задания развивают способность ребенка выделять и удерживать значимые признаки ситуации, отсекая лишнее, и принимать решение, основываясь на полном наборе необходимых условий. В такие игры можно играть хоть каждый день. Устные формы, для которых не требуются картинки, удобны, чтобы использовать их по пути куда-нибудь, в транспорте, например. Чем больше ребенок будет анализировать, тем лучше. Важно подбирать задания так, чтобы он не чувствовал, что не может с ними справиться в принципе, чтобы угадывал не только он, но и взрослый. Одним словом, чтобы интерес к игре сохранялся и поддерживался, чтобы задание не превращалось в “обязаловку”.

Ссылка на основную публикацию