Детский вокал – как заложить основу правильно?

Методика обучения детей пению в детском саду
методическая разработка на тему

Методика обучения детей пению в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika_obucheniya_detey_peniyu_v_detskom_sadu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения детей пению в детском саду.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.

Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос не сильный, но звонкий.

Диапазон (объём голоса от нижнего звука до верхнего) у дошкольников очень небольшой. Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детей дошкольного возраста, соответствуют диапазону их голоса. В некоторых песнях встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса детей данного возраста, но они являются проходящими и на них не делается упора.

Основные певческие навыки:

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

– ансамблю – стройному, согласованному пению.

Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование . Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример – педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Очень хорошо петь русские народные песни и попевки, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова.

Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость.

Музыкальному руководителю следует научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) – протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, – так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних – не в порядке голосовой аппарат, другие – плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи – застенчивы, четвертые – не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.

Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слышали его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими деть ми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.

Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз.

Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.

Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак – взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка. Выразительное пение это еще и положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке и к певческой деятельности, проявляющееся в эмоциональной отзывчивости, осознанности, искренности и непосредственности исполнения.

Список использованной литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981;
  2. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. – М.: Просвещение, 1986;
  3. М.Ю. Картушина Вокально-хоровая работа в детском саду – М.: Издательство «Скрипторий 2003» 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье описан опыт работы по обучению чтению детей второй младшей группы по методике Глена Домина.

Для каждого ребёнка нужен индивидуальный подход.

В данном материале описываются: режим работы бассейна детского сада,этапы обучения по возрастным группам,методическое обеспечение занятий по обучению плаванию,упражнения на суше,упражнения на воде.

Обучение дошкольников пению. в игровой форме.

Наша работа – вам в помощь.

Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ «Методика техники «оригами» в детском саду&raquo.

Вокал для детей 5-11 лет

Маленькие ангелы любят посвящать своим мамам и папам песни. И однажды родители понимают, что ребенка, который так часто напевает различные мелодии, можно научить петь красиво и правильно. Нежные голосовые связочки обязательно стоит доверить настоящим профи своего дела — педагогам школы вокала «Voca-Beat».

Не все стили и манеры подходят для изучения в столь нежном возрасте, об этом обязательно следует помнить. Однако детей с детства стоит приучать к хорошей музыке! Это обязательно сформирует хороший вкус. Мы познакомим Вашего ребенка с богатой многонациональной музыкальной палитрой, множеством вокальных стилей (джаз, блюз, соул, кантри, фолк, этно и другие), погрузим его в волшебную атмосферу музыки и пения. А главное, ребенок, способный легко петь (звучать), всегда будет свободно отвечать в школе на уроках и без труда коммуницировать с людьми, потому что его голос будет укреплен.

Петь легко, не бояться аудитории, развить музыкальный слух и четкость произношения, научиться правильно дышать – всему этому Ваш ребенок сможет научиться на уроках вокала в «Voca-Beat». Прийти на занятия к нам может любой маленький ученик, даже с нулевым уровнем подготовки. Если Ваш ребенок пока не сталкивался с миром музыки, мы научим его красиво и правильно звучать. Наши преподаватели неоднократно выявляли музыкальные способности у детей, чьи родители даже не подозревали о них.

Обучение у нас строится на техниках различных мировых вокальных школ, оно не может навредить связкам, так как за успехами каждого маленького исполнителя постоянно следит внимательный педагог. В «Voca-Beat» Ваш начинающий певец сможет исполнять любые композиции, принимать участие в различных конкурсах и фестивалях, а главное, с ним навсегда останется развитое чувство слуха и ритма.

Чему Ваш ребенок может научиться в «Voca-Beat»:

  • освоить вокальное мастерство с ключевых основ
  • узнать, как формируется звук и какие мышцы и органы участвуют в его построении
  • освоить систему дыхания, которая основывается на азиатских практиках, что не только создает правильную основу для пения, но и укрепляет здоровье ребенка
  • научиться слышать себя и петь свободно
  • чисто интонировать (попадать в ноты)
  • развить чувство ритма
  • развить четкую артикуляцию и дикцию
  • расширить диапазон голоса
  • избавиться от психологических зажимов
  • познакомиться с различными вокальными школами США, Европы, Азии, Латинской Америки и Африки
  • изучить искусство импровизации
  • понимать и использовать актерское мастерство в исполнения песен
  • освоить основы музыкальной теории
  • получить опыт участия в различных мероприятиях (что закрепит отсутствие страха перед публичными выступлениями, который сохраняется у огромного количества взрослых людей)
  • легко знакомиться с новыми людьми и вступать в коммуникацию
  • сформировать хороший музыкальный вкус
  • получить мощный заряд позитива на каждом уроке вокала!

Хорошая основа для правильного красивого пения будет заложена уже после нескольких месяцев обучения. Вне зависимости от наличия слуха у ребенка, педагоги нашей школы вокала смогут помочь ему научиться слышать, понимать, воспроизводить ритм и мелодию. Вы сможете гордиться вокальными возможностями своего юного исполнителя и наблюдать его выступление на сцене или слушать его первую профессиональную запись.

Преподаватели школы вокала «Voca-Beat» имеют обширный опыт обучения вокалу детей и подростков. Работа с детьми в сфере занятий вокалом имеет свою отличительную специфику, учитывающую возрастные особенности, особенности психологии и физиологии ребенка, а также, множество прочих факторов, таких, как настроение, состояние здоровья, наличие и степень развитости высотно-тональной памяти (того, что мы называем музыкальным слухом), темперамент ребенка и т.д.

Команда профессиональных педагогов школы включает выпускников мировых ВУЗов, которые проходили практику у сильнейших мировых мастеров вокала. На основе уникального опыта была создана эффективная методика обучения. Владение множеством вокальных стилей и принципов преподавания различных вокальных школ позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, подбирать стилистику, исходя из его возможностей и склонностей.

Огромное внимание в школе уделяется созданию правильной атмосферы поддержки и понимания, в которой даже очень застенчивый малыш обретает уверенность и интерес к пению. Каждый преподаватель обладает опытом работы с детьми, знает, как развить волю ребенка и сформировать уверенность в своих силах.

Интенсивность обучения
Мы стараемся предлагать ученикам оптимальное количество необходимых занятий, которое было определено нашими педагогами для достижения того или иного уровня вокального мастерства.

Уроки вокала для детей от лучших преподавателей

Что мы даём детям?

Развитие вокального потенциала ребенка

Изучение академического, эстрадного и джазового вокала

Занятия сольфеджио и игра на фортепиано

Постановка голоса и певческого дыхания

Вокал

Занятия вокалом дают детям стимул к развитию и самосовершенствованию, они обогащаются духовно и приобретают личностные качества с самого раннего возраста. Педагоги Детского центра «Имена Продакшн» будут работать над полным раскрытием вокального потенциала ребёнка, помогут ему в разностороннем развитии таланта. В результате, ребенок с детства будет обладать красивым голосом и дикцией, научится управлять дыханием, раскроет артистические способности.

Дети, которые регулярно занимаются вокалом и выступают перед аудиторией, менее закрепощены, проявляют больше целеустремленности и энергичности. Хоровое и сольное пение способствует хорошему настроению и положительным эмоциям, заряжая энергией на весь день. Это возможность проявить творческие способности детей, познакомить их с миром культуры.

Занятия по вокалу в Детском центре открыты для всех, вне зависимости от уровня начальной подготовки и возраста. Мы работаем по трем направлениям вокального обучения: академическому, эстрадному и современному джазовому.

Особенности занятий вокалом в Детском центре «Имена Продакшн»

Разработка занятий детским вокалом велась по особым методикам, которые были выбраны преподавателями Детского центра. Целью обучения является чистое и красивое пение, развитие артистизма, обретение ребенком уверенность в себе. Уроки вокала построены так, чтобы дети могли постепенно забыть о страхе перед сценическим выступлением. В студии даются уроки вокала детям всех возрастных категорий, к каждой из них преподаватели находят особый подход.

Преимущества регулярных занятий вокалом в Детском центре «Имена Продакшн»

  • С каждым ребенком ведется индивидуальная работа.
  • Команда опытных преподавателей.
  • Результативность — основной критерий оценки эффективности нашей работы.
  • Возможность выступления на концертных площадках в Москве.
  • Участие в телевизионных съемках.

Цели занятий вокалом в Детском центре «Имена Продакшн»

  • Правильная постановка голоса и работа с дыханием в процессе пения.
  • Обретение четкой дикции и правильной артикуляции.
  • Устранение речевых дефектов.
  • Выработка индивидуального тембра.
  • Развитие красивого и сильного детского голоса.
  • Посещение уроков сольфеджио, обучение основам игры на фортепиано.
  • Знакомство ребенка с музыкальной культурой.

Результат посещения занятий в Детском центре «Имена Продакшн»

Как показывает практика, занятия вокалом для детей влияют положительно как на эмоциональное, так и на физическое состояние. Ребенок учится правильно подбирать ноты, управлять собственным голосом и работать с дыханием. Дети учатся правильному произношению и избавляются от дефектов речи. Комфортная атмосфера Детского центра способствует более гармоничному обучению, а коллектив творческих и талантливых детей обязательно подружиться.

На уроках детского вокала обучение затрагивает не только пение. Внимание уделяется артистизму, правилам поведения на сцене во время выступления. Ребёнок обретает уверенность, преодолевает страх перед большой аудиторией. В результате, дети научатся передавать всю красоту и настроение музыки и песен и получат в процессе огромное удовольствие. Не исключено, что пение и занятия вокалом превратятся в любимое хобби или даже в профессиональную деятельность.

Приобретаемые качества

Уроки вокала для детей развивают положительные личностные качества: настойчивость, уверенность в себе, упорство, чувство ответственности, коммуникабельность и дисциплинированность. Ребенок становится более общительным, активным, энергичным. Записывая ребенка на групповые или индивидуальные уроки вокал, Вы инвестируете в его гармоничное развитие, с самых ранних лет закладываете основу будущего успеха.

Как научиться петь в любом возрасте

Всё просто. Правильно дышите, развивайте голосовые связки и будьте увереннее.

1. Поработайте над осанкой

Это первое, что необходимо сделать, если хотите научиться петь. Когда вы привычно сутулитесь, происходит вот что:

  • Дыхательные пути изгибаются, и воздух не может проходить по ним свободно.
  • Внутренние органы сжимаются. Лёгкие страдают в первую очередь: им сложно расширяться и сокращаться и они способны набрать гораздо меньше воздуха, чем в свободном состоянии.

В результате во время пения вы постоянно запинаетесь, чтобы ухватить недостающего кислорода. А ваш голос звучит не так мощно и глубоко, как мог бы, — он остаётся тихим и глухим.

Правильная осанка — прямой позвоночник, раскрытые плечи, развёрнутая вперёд грудная клетка — позволяет добиться максимального объёма лёгких, облегчает прохождение воздуха и даёт вам возможность более звучно петь Correct Singing Posture .

Как правильно петь стоя

  • Встаньте прямо, расположив ноги на ширине плеч и чуть выставив одну из них вперёд.
  • Представьте, будто ваш позвоночник — это струна, уходящая в небо.
  • Поднимите подбородок, чтобы его нижняя линия оказалась параллельной земле.
  • Разверните плечи.
  • Положите руку на живот в районе диафрагмы — это дисциплинирует, не давая животу выпячиваться вперёд, и дополнительно помогает контролировать дыхание (об этом позже).

Такая поза максимально облегчит ваше дыхание и даст наполниться лёгким.

Как правильно петь сидя

  • Сядьте на переднюю половину стула, не облокачивайтесь на спинку.
  • Помните: ваш позвоночник — уходящая в небо струна.
  • Поставьте обе ступни параллельно друг другу, не отрывая пятки от пола.
  • Разверните плечи.
  • Держите нижнюю линию подбородка параллельно полу.

Поначалу такая поза может показаться не слишком удобной. Но во время тренировок крайне важно сидеть именно так, чтобы приучить тело к правильной позиции. Ну и познакомиться с собственным, не стеснённым привычной сутулостью голосом. Он может вас удивить.

2. Найдите удобную позу

Правильная осанка важна для силы и звучности голоса. А вот удобная поза — для уверенности в себе, без которой сложно выступить перед слушателями.

Постарайтесь совместить эти два фактора: поищите позицию, в которой будете чувствовать себя максимально раскованно и комфортно и которая одновременно даст свободу вашим лёгким.

Найдите позицию, в которой чувствуете себя суперзвездой.

3. Научитесь правильно дышать

Правильное, эффективное дыхание — основа пения. Нам необходимо достаточное количество воздуха, чтобы тянуть долгие звуки. И умение быстро вдыхать, чтобы не прерывать вокал и не нарушать его мелодичность.

Как научиться правильно вдыхать

Ваша задача — быстро и по‑максимуму заполнять лёгкие воздухом. Выработать этот навык можно с помощью следующих упражнений Breathing Basics For Singing . Их надо повторять каждый день.

  1. Представьте, что воздух, который вы вдыхаете, очень тяжёлый. Ну, например, весит 10 кг. Визуализируйте этот вес и позвольте ему буквально провалиться внутрь вашего тела, ниже уровня пупка (по ощущениям, естественно). Бум! Важный момент: когда «10 кг воздуха» падают, расширяется живот, а не грудь. Старайтесь дышать именно так — животом. В этом случае будет активно работать диафрагма — мышца, обеспечивающая максимальное расширение лёгких. Сделайте 5–10 медленных вдохов и выдохов «животом».
  2. Ускорьте дыхание «животом». Опять же представляйте, будто воздух много весит, но позвольте ему проваливаться в ваше тело максимально быстро. Сделайте 10–15 быстрых вдохов и медленных выдохов.
  3. Попробуйте заполнить свои лёгкие воздухом так, словно вы воздушный шарик. Вдыхайте с помощью диафрагмы максимально глубоко. Почувствуйте, как расширяются живот и поясница. Сделайте 3–4 подхода.

Как научиться правильно выдыхать

Выдох не менее важен. Он должен быть равномерным и плавным — это поможет вам брать и держать высокие ноты и долгие музыкальные фразы. Чтобы проработать выдох, выполните одно из следующих упражнений (или все вместе).

  1. Погоняйте по дому пёрышко. Или, если его под рукой нет, вообразите. Теперь поднимите пёрышко на ладони на уровень рта, сделайте глубокий вдох и подуйте на него — так, чтобы оно поднялось в воздух как можно выше. Далее ваша задача — максимально долго не давать ему упасть. Дуйте на перо, пока можете. В конце этого долгого выдоха вы должны почувствовать острую необходимость немедленно вдохнуть.
  2. Спойте любую ноту на относительно большой громкости. Держите этот звук так долго, как сможете. Для проверки эффективности этой тренировки вам понадобится секундомер. Засеките время, в течение которого можете петь ноту. А затем наблюдайте, как каждый день это время понемногу увеличивается.
  3. Пошипите. Медленно и глубоко вдохните, задержите дыхание на 1–2 секунды и начинайте выпускать воздух с постоянным негромким шипением: «Ш‑ш‑ш…». Прислушивайтесь к этому звуку и следите, чтобы тон не понижался и не становился выше, а звук тёк без пауз и заминок. Шипите до тех пор, пока в лёгких хватает воздуха.

4. Работайте над техникой пения

Вокал можно натренировать — так же, как мышцы в спортзале. Но важно делать это правильно.

  1. Разминайте голосовые связки перед упражнениями. Например, так. Для начала пропойте любую ноту на наиболее комфортной для вас громкости. Затем пойте, понизив тон (низким голосом). Потом — повысив (высоким, тонким голосом). Если вы чувствуете, что в какой‑то момент голосовые связки перенапрягаются, остановитесь, сделайте передышку, а затем повторите разминку с самого начала.
  2. Тренируйте резонанс. Именно он придаёт голосу силу, звучность, богатство тембра. Проконтролировать резонанс можно в двух местах: положив пальцы одной руки рядом с крыльями носа (в районе синусовых пазух) или прислонив ладонь к груди, сантиметров на 10 выше солнечного сплетения. Когда вы поёте, пальцы или ладонь должны чувствовать вибрацию. Чем она ощутимее, тем лучше резонанс.
  3. Учитесь попадать в ноты. Для этого упражнения вам понадобится диктофон (можно самый простой, встроенный в смартфон). Запишите на него, как вы подпеваете понравившейся песне в исполнении любимого вокалиста. Прослушивая запись, вы выясните, в каких местах ваш голос звучит излишне низко или высоко. Скорректируйте высоту тона, чтобы попадать в ноты. Чем чаще вы будете проделывать это упражнение, тем точнее станете петь.
  4. Артикулируйте. Это важно, чтобы пение было внятным и слушатели могли его разобрать, ведь мало кому нравится чужое мурлыканье под нос. Активнее работайте губами, проговаривая каждое слово.

5. Пойте каждый день

Если хотите подкачать мышцы, вы регулярно ходите в спортзал. С пением та же история: чтобы натренировать вокал, желательно упражняться ежедневно.

Тренируйте осанку, дыхание, технику пения при первой же удобной возможности. Пойте в ванной, за рулём, во время домашней уборки. Это поможет вам лучше познакомиться с собственным голосом, узнать его во всех проявлениях и в итоге научиться им пользоваться.

Хороший способ не пропускать тренировки — присоединиться к любительскому хору. Коллективное пение часто ассоциируется только с церковью (хотя, с другой стороны, почему бы и нет? Из церковных хоров вышло немало вокалистов мирового уровня.) Но на самом деле хор может быть частью разных организаций.

Возможно, его практикуют на вашей работе — в рамках тимбилдинга. Или кружок хорового пения для взрослых найдётся в музыкальной школе, куда ходит ваш ребёнок. А может, вы присоединитесь к коллективу любителей народной песни, который действует в ближайшем культурном центре.

Стиль и жанр, в котором работает хор, не так уж важны. Регулярные упражнения всё равно помогут вам раскрыть свой голос. А руководитель хора и коллеги укажут на возможные вокальные ошибки и подскажут, как их можно преодолеть.

6. Учитесь у профессионалов

Самый эффективный способ научиться петь — брать уроки у репетитора по вокалу. Но есть и более бюджетный способ — обратиться к обучающим каналам на YouTube.

Например, в этом видео вам докажут, что красиво петь может каждый. Даже тот, у кого, на первый взгляд, нет ни слуха, ни голоса.

Здесь раскроют секреты, как научиться петь с нуля в домашних условиях.

В этом ролике предложат распевки и вокальные упражнения, которые сделают ваш голос звучным и эффектным.

Обучающих каналов на YouTube — миллион. Выбирайте на свой вкус и прокачивайте свой вокал каждый день. Это проще, чем кажется.

Что такое детский вокал.


О нас
Наши результаты
Послушать учеников
Не только вокал.
Наши координаты
8-926-337-2570 Валерия Аркадьевна

Статьи о вокале:
&nbsp&nbspМожно ли научиться петь?
&nbsp&nbspВыбор педагога
&nbsp&nbspО пользе и вреде вокала
&nbsp&nbspКрасота и вокал
&nbsp&nbspОб индивидуальности тембра
&nbsp&nbspАкадем или эстрадный
&nbsp&nbspВокал и сольфеджио
&nbsp&nbspО возрасте
&nbsp&nbspДетский вокал
&nbsp&nbspГрупповые уроки вокала
&nbsp&nbspУскоренный курс
&nbsp&nbspУроки вокала и здоровье
&nbsp&nbspВокал и логопедия

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Изучая биографии знаменитых певцов, можно заметить, что многие из них соприкоснулись с вокальным искусством уже в раннем детстве. Некоторые росли в семьях профессиональных певцов, их детство проходило в театре и естественно, что они начинали петь в раннем возрасте и совершенствовались дальше под руководством родителей. Родители других просто были любителями пения, музыка органично вплеталась в их жизнь – и это передавалось детям, которые получали свой первый певческий опыт, подражая родителям, подпевая им.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Раннее музыкальное образование детей всегда благотворно влияло на их психику и культурный уровень. В частности, пение – одно из самых доступных и понятных для ребенка видов музыкального искусства. Те музыкальные впечатления, которые получит ребенок на своих первых занятиях могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию. Конечно все дети обладают разными музыкальными способностями, а также разными голосовыми и психофизиологическими данными. В зависимости от этого, обучение пению может быть коллективным – хор, и индивидуальным – занятия сольным пением.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Занятия в хоре рекомендуются детям, имеющим от природы тихий, слабый голос или нескоординированность слуха и голоса. Опытный руководитель хора знает, как расположить учащихся, чтобы более сильные подтягивали до своего уровня более слабых. Хороший хормейстер учит детей пению на правильном вокальном дыхании и никогда не позволит им перекрикивать друг друга, надрывая при этом голос, форсировать звучание. После занятий хора у ребенка не должно возникать осиплости и хрипоты. Правильные хоровые занятия способствуют становлению музыкального слуха, координации слуха и голоса и развитию голосовых данных ребенка. В некоторых случаях, при успешных занятиях, можно продолжить вокальное обучение в классе сольного пения

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Детям с хорошими музыкальными и яркими вокальными данными , можно рекомендовать занятия сольным пением. В хоре такие дети будут выделяться и руководитель вынужден будет просить их убирать звук, т.к. в хоре важна однородность и ровность звучания. Привычка постоянно петь на средней и тихой звучности, в небольшом диапазоне, может притормозить развитие голосовых данных ребенка и свести их на общий уровень. В этом случае только индивидуальные занятия вокалом могут способствовать наилучшему развитию способностей и возможностей ребенка. Занятия академическим вокалом с детьми предполагают обучение основам певческого дыхания и звуковедения, округлой, неширокой – “культурной” манере звукоизвлечения. Это не значит, что ребенку навязывается “взрослый оперный” звук. Дети должны петь своим голосом, но его можно корректировать в зависимости от положения рта и работы дыхания. Округлая форма рта, мягкая, ненапряженная нижняя челюсть, спокойная подача дыхания и ровное положение корпуса – все это способствует установлению правильных певческих навыков, развитию диапазона и звучности голоса, что позволяет ребенку свободно, без напряжения исполнять доступные классические произведения, а также, лучшие образцы детских песен, не форсируя и не утомляя голос. Классический репертуар, предлагаемый для изучения, используется вокальными педагогами уже не одно столетие. Такое обучение закладывает основы вокальной техники на будущее. Пройдя мутационный период, учащийся уже не начнет все с начала, а будет использовать заложенные в детском возрасте навыки, что даст ему большое преимущество перед теми, кто вокалом с детства не занимался.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Обучаясь академическому вокалу, ребенок имеет возможность участвовать во многих престижных детских и юношеских конкурсах и фестивалях, где главным условием является пение без микрофона и под живой аккомпанемент, и каждый участник может продемонстрировать именно свой голос, а не новейшие достижения электронной аппаратуры.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Дети с хорошей вокальной подготовкой могут стать участниками оперных спектаклей. При многих оперных театрах есть детские коллективы, которые наряду со взрослыми артистами участвуют в постановке спектаклей, получая при этом возможность непосредственно соприкоснуться с жизнью театра, выходя на настоящую оперную сцену.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Многие родители в погоне за быстрой и легкой славой, стремятся обучать ребенка пению в известных детских эстрадных коллективах. Манера пения при широком положении рта, приближенном к разговорному, часто способствует зажатию нижней челюсти и гортани, что дает звук хоть и звонкий, но резкий и форсированный, особенно когда дети стараются подражать взрослым, поющим в такой же манере – “с хрипотцой”, “с песочком” в голосе, переходя то на шепот, то на крик. При этом, развитие диапазона голоса не происходит, т.к. это даже не заложено в самом репертуаре, а естественная сила голоса не развивается, т.к. при пении с микрофоном в этом нет надобности. Нередко, к сожалению, такие учащиеся становятся пациентами врача-фониатора с диагнозом “узелки на связках”. К тому же, содержание многих исполняемых произведений, часто не выдерживает никакой критики, так же, как и движения, сопровождающие исполнение. Все это не способствует воспитанию художественного вкуса ребенка.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Родители не всегда в состоянии объективно оценить способности и возможности своего ребенка. Недооценка в этом также вредна, как и переоценка. Поэтому только опытный педагог может правильно и беспристрастно определить вокальные перспективы учащегося и помочь найти свой путь в этом нелегком, но прекрасном виде музыкального искусства.

Методика обучения детей пению

Основные певческие навыки

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

– ансамблю – стройному, согласованному пению.

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование. Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример – педагогу также следует петь высоко, поскольку дети начинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить детей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни, например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствующих большей протяженности звучания. Развитию протяжного звукообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносить слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание. В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежедневной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова.

Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководителю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В старших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правильная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе исполнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдоху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция. Выразительность исполнения песни зависит не только от интонационно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четкости произношения слов пение становится вялым, бесцветным: в нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивания текста появляется излишнее напряжение, крикливость.

Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи в детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных звуков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить также и за четким произношением согласных. Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

♦ выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, – так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

Чистота вокальной интонации. Это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объема слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины этого различны: у одних – не в порядке голосовой аппарат, другие – плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний, третьи – застенчивы, четвертые – не обладают устойчивым вниманием. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Некоторым детям мешают нарушения в артикуляционном аппарате, неумении извлечь звук.

Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка.

Для достижения чистоты интонации необходимо:

♦ выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;

♦ давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;

♦ систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;

♦ петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному, тогда дети лучше слышат себя и друг друга;

♦ вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;

♦ фальшиво поющим детям уделять особое внимание; для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю, лучше слыша
ли его исполнение, наблюдали за его артикуляцией, слышали чисто поющих детей, сидящих сзади (в работе с такими деть ми полезно отмечать, поощрять каждое достижение);

♦ транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по полутонам, довести ее до нужного уровня.

Ансамбль. Стройное, чистое, согласованное пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором необходимо приучать детей слушать себя и других и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Это достигается добросовестным и кропотливым разучиванием песни, слушанием хорошо поющих детей, вниманием педагога к тому, чтобы дети одновременно по его знаку вступали, выдерживали общий темп, вместе начинали и заканчивали пение фраз.

Большое влияние на стройность и согласованность пения оказывает объединяющее детей настроение. Чувство ансамбля вырабатывается постепенно. Уже на занятиях с детьми младшей группы музыкальный руководитель должен обучать детей простейшим умениям: петь, не отставая, и не опережая друг друга, не выкрикивать отдельных слов песни.

Для того чтобы научить детей стройному согласованному пению, необходимо прежде всего перед началом пения сконцентрировать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, музыкальный руководитель подает знак – взмах рукой или кивок головой, чтобы дети начали петь одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Bсe певческие навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, чувство ансамбля) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно с выделением какого-либо одного навыка.

Методы и приемы работы по обучению детей пению

Обучать детей пению следует на разных по содержанию и музыкальному стилю песнях – народных, композиторов-классиков и современных композиторов.

В методике обучения пению большое значение имеет правильное исполнение песни. Нельзя игнорировать вступление к песне, которое создает определенное настроение часто выражает ее основную идею. Очень важно, чтобы песня произвела впечатление на маленького слушателя уже при первом знакомстве с ней. Эмоционально-взволнованное исполнение всегда найдет соответствующий отклик у детей, вызовет разные чувства: радость, грусть, жалость, восторг и т. д.

Так, исполнение песни «Журавушка» Е. Зарицкой на слова А. Вольского вызывает у дошкольников чувство нежности. Когда они слушают песню А. Филиппенко на стихи Н. Кукловской «Веселая девочка Алена», им хочется танцевать, веселиться, а грустная старинная детская песня «Козлик» в обработке Ю. Слонова вызывает чувство жалости к козленку.

Эти непосредственные эмоциональные реакции являются результатом воздействия песенных художественных образов. Активное восприятие произведения вызывает желание выучить его. Нужно помнить, что от качества исполнения зависит не только яркость восприятия, но и качество воспроизведения песни детьми.

Вначале музыкальный руководитель поет мелодию песни. Затем показывает детям, как и когда надо взять дыхание, объясняет характер, динамические особенности произведения (петь напевно, прерывисто, усилить или ослабить звучность и т. д.), четко и выразительно произносит слова, обращает внимание детей на чистоту интонирования.

Для примера укажем на особенности исполнения песни «Соловей» А. Филиппенко на слова Г. Бойко: мелодия запева исполняется напевно, а припев («Тёх, тёх, тёх, тиу, тиу, тёх») поется отрывисто,— ведь это подражание пению соловья.

Мимика во время пения производит особое впечатление на дошкольников. Опыт показывает, что интерес детей к песне возрастает даже при незначительном изменении выражения лица педагога. Так, исполнение шуточной песни должно сопровождаться улыбкой. Иногда достаточно чуть заметного движения бровей или губ, чтобы создать нужное настроение. Это придает пению особую выразительность.

Пример: Каждый куплет песни А. Филиппенко «Цыплята» на слова Т. Волгиной сопровождается соответствующей мимикой. В первом куплете лицо исполнителя спокойное, ласковое (рассказывается о курочке и цыплятах). При исполнении второго куплета оно становится серьезным (курочка «поучает» цыплят), в третьем — обиженным. Настроением четвертого куплета песни — радостное, и соответствующей должна быть мимика.

Немаловажное значение при обучении дошкольников имеет жест педагога. Музыкальный руководитель часто сопровождает свое пение плавными или отрывистыми движениями руки. Это способствует более эффективному усвоению основных певческих умений и навыков.

Существенную роль в учебном процессе играет слово педагога (беседа, пояснение, указание и т. п.). Музыка не только влияет на чувства, но и пробуждает мысль. Задача муз.руководителя — управлять восприятием музыки, учить слушать ее, объяснять содержание произведений, комментировать их в процессе разучивания. Особенно возрастает роль слова в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Пояснение педагога не преуменьшает впечатление от музыкального произведения, а, наоборот, углубляет его. Слово помогает ребенку правильна воспринять художественное произведение.

При разучивании песни музыкальный руководитель объясняет тот или иной певческий прием.

К наглядным приемам относится показ иллюстраций, картинок, использование игрушек, музыкальной азбуки, лото и т. д. В процессе разучивания песен широко используются игровые приемы.

Обучая пению, музыкальный руководитель должен знать индивидуальные особенности детей, чтобы найти «ключ» к каждому из них. Правильная организация работы на занятиях по пению, и в частности, охрана детского голоса невозможны без индивидуального подхода.

Проверять певческие умения дошкольников следует на доступных и знакомых песнях из репертуара предыдущих возрастных групп, учитывая отношение ребенка к тому или иному произведению. Если песня исполняется правильно и без затруднений, ее можно транспонировать на полтона или на тон выше либо предложить другую с более широким диапазоном. Если ребенку трудно пропеть верхние звуки, мелодию следует транспонировать ниже, то есть найти удобную тональность.

Рассмотрим применение тех или иных методов и приемов в процессе разучивания песни.

Процесс разучивания песни включает 3 этапа.

1-й этап – ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности.

2-й этап – разучивание песни. На этом этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.

3-й этап – закрепление песни. Работа над воссозданием музыкально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выразительным исполнением.

На первом этапе используются беседы, в ходе которых дети знакомятся с содержанием песни, обращают внимание на ее художественный образ. Эти беседы тесно связаны с живым восприятием детьми песни. Также применяется показ картин, художественных игрушек, отвечающих тематике песен.

Не все песни требуют предварительной беседы. Если песня не сложная, доступна детям по содержанию, легко воспринимается ими, то следует ограничиться лишь ее названием. В таких случаях после первого прослушивания детям задаются вопросы: какая песня по характеру, о чем она рассказывает и т. д. После этого песня исполняется педагогом еще раз.

На следующем занятии можно сыграть вступление и спросить, как называется песня, вступление к которой было исполнено. Затем исполнить всю песню. Если в песне есть припев и он несложный, то дети могут подпевать. На третьем занятии педагог дает детям еще раз прослушать песню и начинает разучивать ее с ними

В процессе разучивания песни (2-й этап) ведется работа по развитию всех певческих навыков.

Для выработки чистоты интонации нужно учить детей вслушиваться в звуки, различать высоту их звучания. На этом этапе можно использовать следующий игровой прием: большой паровоз гудит низко (фа1), а маленький высоко (до2).

Необходимо добиваться точного звучания начальных звуков песни. Для этого можно использовать такой прием, как пропевание первой ноты на слова: «Песенку начнем». Затем сразу начать песню. Или же предложить детям потянуть первый звук, выравнивая его: «Все как один поем одинаково, как будто в дудочку дудим».

Работая над мелодией, педагог должен сосредоточить на ней внимание детей: «Дети, послушайте внимательно. Я играю мелодию». Затем мелодия пропевается на определенные слоги с использованием какого-либо игрового приема: детям предлагается «сыграть» мелодию на дудочке, скрипочке, спеть, как гуси и т. д. Если мелодия напевная, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся гласными звуками (ля-ля, ду-ду). Если мелодия легкого отрывистого звучания, то она пропевается на слоги, оканчивающиеся на согласные звуки (динь-динь, тук-тук).

Разучивая песню, в которой фразы мелодии разные по характеру звучания, можно предложить детям поиграть в оркестр. Например: «Сегодня мы не споем песню, а сыграем. У нас будет оркестр, в оркестре играют разные инструменты: много дудочек и много бубенчиков. Дудочки играют протяжно -ду-ду, а бубенчики звонко – динь-динь».

При работе над мелодией необходимо выделять интонационно трудные мотивы, разучивать их отдельно. Например, в мелодии песни «Дед Мороз» В. Витлина есть скачок на большой интервал –ре-си. Можно отработать этот скачок, предложив детям позвать деда Мороза, пропев «а-у». Если в песне есть сложный ритмический рисунок, нужно попросить детей прохлопать («спеть руками»). Педагог обращает внимание детей на разные длительности звуков. При этом используется игровое упражнение – зов детей. Например: «Пе-тя, где ты?»

При обучении детей пению необходимо обращать их внимание на темповые и динамические изменения. Например, в песне «Детский сад» А. Филиппенко запев поется умеренно громко, а припев громко. Педагог, во-первых, своим исполнением дает почувствовать детям разницу, а во-вторых, в пояснении обращает внимание на связь характера музыки с ее динамикой: «Вы все любите игрушки, споем о них весело, звонко, громко».

Работая над дикцией, педагог добивается ясного правильного произношения слов. Разъяснять смысл трудных слов следует уже на первом этапе обучения. Однако дети могут понимать слова и все-таки неправильно их произносить. Это свидетельствует о несовершенной артикуляции. В таких случаях текст песни произносится шепотом сначала педагогом, а потом детьми обязательно в ее ритме. Изредка используется прием выделения слов, произношение которых требует коррекции. Развивая правильную дикцию, педагог обращает внимание и на “выразительное произнесение отдельных слов в соответствии со смыслом предложения.

На втором этапе продолжается работа по развитию правильного дыхания, основные приемы которого показывает педагог. Используются и упражнения, например «Паровозы». Дети должны глубоко вдохнуть воздух и выдохнуть на звук «ш», как будто пар выходит из паровоза. После этого можно пропеть фразу из разучиваемой песни.

Особое значение в работе над ансамблем имеют указания педагога, его жесты.

На третьем этапе рекомендуется использовать следующие приемы: пение по рядам, подгруппам, пение соло без сопровождения. Можно среди хорошо поющих детей выбрать солиста, исполняющего запев песни, а остальные дети будут петь припев. Если в песне несколько действующих лиц, отражены какие-либо действия, ее можно «обыграть», спеть «по ролям».

Читайте также:  Советы родителям: как и во что играть с ребенком в 2 года
Ссылка на основную публикацию