Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Речь дошкольника — диагностика развития

В каких целях проводится диагностика речевого развития в детском возрасте?

Речевое развитие — сложный процесс, и некоторые ошибки могут иметь физиологический характер. Со временем они проходят и речь становится правильной. Но они могут быть обусловлены и нарушением работы определенных участков коры головного мозга.

Определить как происходит развитие речи можно при помощи диагностики, проводимой логопедом. Обследование проводят с учетом возрастных особенностей ребенка, чтобы получить точные результаты.

Возрастные нормы развития речи дошкольников

Логопед должен знать как происходит онтогенез речевых компонентов в норме. Тогда он сможет сопоставить результаты диагностики речевого развития и дать нужные рекомендации. Чаще всего за помощью к специалисту обращаются в дошкольном возрасте по нескольким причинам.

  1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее она будет.
  2. Сформированная речь в дошкольном возрасте — залог успешного овладения грамотой.

На прием к логопеду родители обращаются, если малыш в 3 года не разговаривает или общается при помощи фраз. Но специалисты настоятельно советуют не ждать этого возраста или когда ребенок пойдет в детский сад. Если первые слова не появились к 1,5 годам, понимание обращенной речи затруднено, нужна консультация логопеда.

Родителей также должно насторожить, если в 3 года малыш для общения использует больше мимику и жесты. В этом возрасте ребенок:

  • общается простыми предложениями;
  • использует преимущественно существительные, глаголы, реже — прилагательные;
  • знает некоторые обобщающие слова (игрушки, животные, овощи и др.);
  • может менять словоформу, добавляя уменьшительно-ласкательный суффикс;
  • склоняет существительные по числам;
  • начинает овладевать навыками согласования существительных с прилагательными. Может допускать ошибки при согласовании в роде;
  • с помощью взрослого составляет короткий рассказ по картинке или серии картинок;
  • правильно произносит губно-губные (Б, М, Н, П и их мягкие варианты), заднеязычные (К, Г, Х и их мягкая вариация), переднеязычные (Д, Т , Д`, Т`), свистящие, осваивает звуковой образ шипящих;
  • различает на слух твердые и мягкие фонемы;
  • не искажает слоговую структуру в большинстве слов;
  • понимает сложную инструкцию;
  • имеет в словарном запасе около 1 000 слов.

В 3 года в детской речи появляется такое явление как словотворчество: ребенок, усваивая нормы родного языка, иногда создает новые слова. Словотворчество — не повод паниковать, наоборот, оно является важной составляющей для формирования языкового чутья.

В 4 года словарный запас увеличивается до 4 000 слов. Ребенок, в основном, для общения использует сложные предложения. Освоены правильное произношение шипящих и слоговая структура. Некоторые дети овладевают произношением сонорных звуков, чаще всего мягким вариантом Л.

Ребенок может запоминать короткие стихотворения, потешки. Постепенно он овладевает просодической стороной речи: может менять высоту голоса, говорить с восклицательной или вопросительной интонацией. Может выделять главные признаки предмета и называть совершаемые действия.

В речи появляются наречия, числительные. Ребенок реже делает ошибки в согласовании, появляются сложноподчиненные предложения. Он еще может искажать слова со сложной слоговой структурой. Но его речь становится все более приближенной ко взрослой.

В 5 лет происходит активное усвоение грамматических категорий родного языка. Слоговая структура и звукопроизношение должны быть полностью сформированы. Могут возникнуть трудности со звуком Р. Ребенок может составлять не только рассказ-описание, но и повествование.

При построении предложений практически не делает ошибок в согласовании и подчинении слов. Учится согласовывать числительные с существительным. Активно использует союзы, местоимения, частицы и пространственные предлоги. Ребенок овладевает не только приставочно-суффиксальным способом образования слов, но и путем соединения двух основ. Учится образовывать притяжательные прилагательные.

Совершенствуется связная речь. В возрасте 5 лет ребенок уже может пересказывать более длинные сказки и рассказы без помощи взрослого. Он дает развернутые ответы, делится своими впечатлениями. Ребенок должен уметь выполнять звуко-буквенный анализ слова, речь становится все более грамматически оформлена. Постепенно дошкольник начинает овладевать навыками чтения, развивает свои моторные навыки.

К 6-7 годам грамматический строй полностью сформирован. Ребенок свободно общается сложными предложениями, связная речь похожа на речь взрослого. Звуковая сторона полностью сформирована. Ребенок может читать целыми словами, понимая смысл прочитанного. Умеет писать не только печатные, но и прописные буквы. К 7 годам у ребенка должна быть сформирована основа для дальнейшего обучения в школе и овладению коммуникационными навыками.

Обследование словаря детей

Цель этой диагностики — определить словарный запас ребенка и его понимание обращенной речи. При обследовании логопед использует наглядный материал. Ребенку предлагают выполнить следующие задания:

  1. Назвать части тела на кукле. Назвать части лица.
  2. Логопед раскладывает картинки, предлагает назвать каждую и подобрать к ним обобщающее слово. Лексические темы специалист подбирает в соответствии с возрастом.
  3. Назвать малознакомые предметы.
  4. Логопед описывает слово, используя глаголы. Ребенок должен его назвать. Например: «Где читают книги?» Правильный ответ: Библиотека.
  5. Назвать слова, имеющие схожее значение.
  6. Логопед показывает картинку, ребенку нужно назвать действие, которое там показано.
  7. Назвать схожие по значению слова-действия.
  8. Подобрать антонимы.
  9. Сказать какой формы предмет.
  10. Назвать цвета и оттенки.
  11. Определить какие предметы, изображенные на картинке, на вкус, на ощупь.
  12. Логопед показывает ребенку изображения и предлагает ответить на вопросы какой, какая, какое, какие.
  13. Сказать из чего сделан предмет.
  14. Логопед рассказывает о предмете так, чтобы ребенок смог угадать слово-прилагательное.
  15. Назвать притяжательные прилагательные.
  16. Взрослый предлагает ответить на вопросы как, когда.
  17. Сосчитать предметы по порядку.
  18. Назвать местоимения единственного и множественного числа.

Во время обследования логопед смотрит на развернутость ответов, распространенность предложений. Специалист просит ребенка выполнить простую и сложную инструкции. Детей старшего и подготовительного дошкольного возрастов логопед просит рассказать смысл прочитанного им небольшого рассказа.

Специалист проверяет на точное использование слов, состояние словарного запаса. Все задания сопровождают наглядным материалом: картинками, действиями и предметами.

Обследование звуковой культуры речи

Данная диагностика речевого развития дошкольников включает в себя проверку:

  • произношения всех групп звуков;
  • слоговой структуры;
  • просодической стороны речи.

Обследование звукопроизношения проводят в следующем порядке:

  • изолированного проговаривания фонемы;
  • произношение ее в слогах и словах.

При проверке фонема должна находиться в сильной позиции. Сначала логопед дает образец произношения звука, затем просит ребенка его повторить. Он обращает внимание на проговаривание фонемы ребенком в самостоятельной речи.

Бывает так, что концентрируясь на задании, он может произносить нужный звук правильно. Таким образом логопед сможет проверить действительно ли в детской речи сформирован правильный образ фонемы.

Для проверки слоговой структуры используют изображения. Логопед просит ребенка повторить слова с разными типами слогов. В самом конце предлагают задания со словами, имеющими сложную слоговую структуру.

Просодическая сторона включает в себя ее выразительность, умение управлять силой и высотой голоса. Для этого специалист предлагает ребенку сказать фразы тихо, громко и своим обычным голосом. Также логопед просит дошкольника проговорить предложения с различной интонацией: вопросительной, восклицательной.

При проверке просодической стороны речи специалист обращает внимание на четкость произношения звуков на примере чистоговорок, скороговорок. Он смотрит на повседневную манеру малыша общаться, темп его речи, высоту голоса. На основе всех наблюдений логопед делает вывод о состоянии звуковой культуры речи.

Обследование грамматического строя речи

Сюда входит проверка:

  • понимания обращенной речи;
  • словоизменение;
  • словообразование.

Задания подбирают с учетом возрастных особенностей ребенка.

Блок «Понимание речи» включает в себя следующие задания:

  1. Выполнение простой инструкции и состоящей из двух действий.
  2. Понимание предлогов: ребенку нужно показать на картинке нужные действия и предметы.
  3. Понимание предложений с причинно-следственной связью. После его прочтения дошкольнику задают вопрос.
  4. Понимание склонение существительных по числам в предложении.

В блоке «Словоизменение» логопед предлагает задания:

  • на склонение существительных по падежам;
  • на изменение прилагательных по родам;
  • на подбор глагола к существительному;
  • на склонение числа существительных по родам;
  • согласования существительных с прилагательным, числительным;
  • склонение глаголов по временам.

В блоке «Словообразование» проверяют как ребенок умеет образовывать не только существительные, но и прилагательные, и глаголы.

  1. Образование глаголов путем добавления к основе приставок.
  2. Образование глаголов с противоположным действием.
  3. Образование существительных при помощи суффикса с уменьшительно-ласкательным значением.
  4. Образование существительных, обозначающих профессию.
  5. Образование прилагательных от существительных.
  6. Образование глаголов от прилагательных.
  7. Подбор однокоренных слов.

Грамматическому строю нужно уделить особое внимание при диагностике дошкольников старшей и подготовительной групп. Потому что в этот период начинается обучение грамоте и формируется основа для успешного овладения школьной программы.

Большинство заданий нужно сопроводить наглядным материалом. Можно использовать не только картинки, но и графические схемы состава слова.

Обследование связной речи

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста основана на составлении рассказов по серии сюжетных картинок. В качестве опорного материала логопед может предложить слова и предложения. Кроме сюжетных картинок дошкольника просят составить рассказ-описание или повествование на основе одного изображения.

Логопед в этом блоке проверяет умение пересказывать короткие рассказы и сказки. Вначале он читает два раза текст, затем просит ребенка пересказать его. В качестве подсказки используют изображения или наводящие вопросы.

Еще одно задание в этом блоке — составление ребенком самостоятельного рассказа о значимом для него событии. Логопед обращает внимание на распространенность предложений, на соблюдение грамматических норм. Также он оценивает звукопроизносительную сторону речи.

Кроме этого в логопедическую диагностику входит:

  • беседа с родителями, воспитателем;
  • обследование моторной сферы: общей, пальчиковой и артикуляционной;
  • обследование фонетико-фонематических процессов.

Беседа с родителями нужна для полного сбора анамнестических данных, которые помогут точнее определить этиологию речевого нарушения. Сформированность моторной сферы влияет на речевую деятельность.

Особенно артикуляционная моторика, проверка которой включает в себя осмотр строения органов артикуляционного аппарата. Именно их особенности и влияют на качество звукопроизношения.

Фонетико-фонематические процессы связаны с грамматическим компонентом. И являются основой для дальнейшего освоения письменной речи.

Длительность диагностики речевого развития также зависит от возраста ребенка, поэтому между заданиями стоит делать физминутки. На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу по преодолению речевых дефектов и дает рекомендации родителям и педагогам.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как диагностировать речевое развитие детей»

Марина Зюляева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Как диагностировать речевое развитие детей»

Диагностика речевого развития детей 2-4 лет

Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.

Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».

Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.

• Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.

Читайте также:  Опыты с водой для детей: лучшие идеи как весело провести время

• Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.

• Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинки по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».

Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т. д.

Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» — взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т. д.

Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).

Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:

• Слон большой, а мышь …. (маленькая).

• У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).

• Волк смелый, а заяц … (трусливый).

Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно) также понадобятся сюжетные картинки.

Грамматический строй речи

Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т. д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).

Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т. д.

Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?

Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»

Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т. д.

Звуковая культура речи

Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка.

Дошкольники должны уметь:

• внятно выражать свою мысль;

• рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т. п. ;

• составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Мальчик играет в игрушки».

В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).

2-3 года 3-4 года

• Называет всех героев сказки

• Знает последовательность действий • Рассказывает самостоятельно

• Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый.

• Знает последовательность событий

• Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.

Диагностика речевого развития детей 4 – 5 лет

Дошкольники этого возраста должны иметь элементарные знания по лексическим темам: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «инструменты, бытовая техника», «Предметы личной гигиены», «Деревья и кустарники», «Ягоды», «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела», «Профессии». Для их закрепления используются игры:

«Узнай по описанию»: взрослый загадывает какой-то предмет и называет его характеристики, ребёнок должен отгадать задуманное, например, жёлтый, овальный, кислый (лимон, зелёный, круглый, сладкий, большой (арбуз);

«Кто у кого?» — в таблице два окошка, в одном изображение взрослого животного, во второе – ребёнок должен положить изображение детёныша, у зайчихи кто? (зайчата, У волчицы? У курицы и т. д.

«Назови ласково» — лиса – лисичка, утка – уточка, воробей – воробышек и т. д.

«Один-много» — один лимон – много лимонов; один мяч – много мячей, одна берёза – много берёз и т. д.

«Мяч давай, части тела называй» или «Мяч бросай, мебель быстро называй». Взрослый говорит обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Тот, возвращая мяч, должен перечислить соответствующие слова. Игра будет интересней, если участие будут принимать несколько детей.

Для выявления понимания дошкольником назначения предметов используется игра «Что для чего?»:

• Чем рисует художник?

• С помощью чего пришивают пуговицу?

• Какой предмет понадобиться для игры в футбол?

• В какой посуде готовят первые блюда? И т. д.

Диагностика грамматического строя речи проводится с помощью аналогичных заданий, что и при обследовании дошкольников 3 лет.

Для проверки употребления предлогов можно предложить такое задание. В карточке-таблице разложить геометрические фигуры по заданию, например, квадрат над треугольником, круг под треугольником, овал на квадрат.

Звуковая культура речи

В этом возрасте дошкольники должны произносить чётко все звуки. В звуковой таблице отмечаются красным цветом гласные звуки, синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные.

Для выявления развития умений детей этого возраста дифференцировать слова, близкие по звучанию предлагается назвать изображения на картинках или повторить за взрослым: точка – дочка, коза – коса, жар – шар, уточка – удочка и т. д.

Проверить умение слышать определённый звук из звукового ряда можно следующим образом. Родитель произносит несколько звуков «т, п, а, л, и, д, и», ребёнку нужно хлопнуть тогда, когда услышит, например, звук «и».

С помощью игры «Эхо» проверяется слуховое внимание. Взрослый произносит слоги и просит их повторить: пи-би; да-та; зо-со; жа-ша.

Для этого возраста важно уметь:

• придумывать простые предложения из 3-4 слов;

• составлять рассказы по картине, серии картин, из личного опыта объёмом до 5 предложений;

• пересказывать тексты объёмом 3-5 предложений;

• выразительно читать стихи.

Для продуктивного речевого развития полезно использовать наглядные пособия, разработанные самостоятельно. Так, чтобы ребёнок быстрее запоминал стихи, их можно представить в таблице, например:

Диагностика речевого развития детей 5–6 лет

Лексические темы дополняются «Праздники», «Музыкальные инструменты», «Животные севера и юга». Используются игры, что и при обследовании дошкольников 4-5 лет.

Понимание ребёнком смысловой стороны слова можно проверить, предложив ребёнку придумать окончание предложений:

• Осенью часто идёт моросящий…

• Весной с юга возвращаются перелётные…

• Символ России – белоствольная…

Грамматический строй речи

Развитие слухового внимания проверяется при помощи следующего задания. Взрослый называет слова, а ребёнку нужно хлопнуть, когда услышит звук «ш», в словах домик, волчок, шапка, кора, лиса, шишка, ручка, машина.

Звуковая культура речи

Взрослый называет слова, ребёнок определяет, на какой слог падает ударение и сколько слогов: удочка, машина, клубок, коробка, лошадь.

Игра «Найди звук» — ребёнок должен определить положение заданного звука в слове, например, звука «с» — сова, роса, сор, рысь, коса.

Игра «Твёрдый-мягкий» — ребёнку нужно определить, в какой позиции находится заданный звук. Новый звук отмечается в звуковой таблице цветовым сигналом.

Определять количество звуков и букв в слове.

Дошкольники этого возраста должны уметь:

• составлять простые и сложные предложения. Например, из заданных слов: с гор, весна, ручьи, наступила, побежали.

• из предложенных словосочетаний образовывать новые: платье из шерсти – шерстяное платье, деревянные ящик – ящик из дерева, яблоко покраснело – покрасневшее яблоко и т. д.

• составлять рассказы по картинке, серии картинок, из личного опыта (5-6 предложений);

• пересказывать текст в объёме до 5 предложений;

• знать и объяснять значение пословиц и поговорок;

• выразительно читать стихи, загадки.

Диагностика речевого развития детей 6-7 лет

Лексические темы те же. Дидактически игры также используются аналогичные, что и при обследовании детей шестилетнего возраста. Можно использовать дополнительные задания: «Часть – целое» — ребёнку нужно назвать части или детали целого. Например, лицо (глаза, рот, нос, лоб, щёки, подбородок, брови, чайник (носик, ручка, дно, крышка) и т. д.

«Назови одним словом»: грач, журавль, аист – это, пальто, куртка, плащ – это, кресло, кровать, диван – это и т. д.

• Кто водит автомобиль?

• Кто разносит почту?

• Кто тушит пожар?

• Кто лечит людей? И т. д.

Для выявления у детей уровня использования в речи прилагательных предлагаются такие варианты заданий:

Ребёнку предлагаются предметы или предметные картинки, ему нужно назвать их признаки: Мяч какой? Груша какая? Кресло какое? Цветы какие?

Дошкольник этого возраста должен образовать прилагательные от существительных: стол из дерева какой? (деревянный, Стакан из стекла какой? (стеклянный, Котлеты из курицы какие? (куриные, Платье из шёлка какое? (шёлковое) и т. д.

Употребление антонимов: чистый – (грязный, добрый – (злой, толстый – (тонкий, весёлый – (грустный, тепло – (холодно, далеко – (близко, друг – (враг) и т. д.

Глаголы. «Кто как передвигается?» птица – (летает, змея – (ползает, человек – (ходит, бегает);

«Кто что делает?» повар – (готовит, врач – (лечит, художник – (рисует).

Грамматический строй речи

Образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падежах: кукла – куклы – кукол, яблоко – яблоки – яблок и т. д.

«Назови ласково»: воробей – (воробышек, стол – (столик, диван – (диванчик, цветок – (цветочек) и т. д.

Сочетание существительных с числительными: карандаш – (2 карандаша, 7 карандашей, яблоко – (2 яблока, 5 яблок, матрёшка – (2 матрёшки, 6 матрёшек) и т. д.

Образование глаголов с помощью приставок: лететь – (улететь, долететь, слететь, подлететь, влететь, полететь) и т. д.

Диагностика предполагает конечный результат, я именно, выявление уровня развития: + высокий – все задания выполняются самостоятельно, правильно; — + средний — большая часть выполнена правильно или все с подсказками; — низкий — большая часть не выполнена. В таблице можно отражать все компоненты речи по всем ступеням возраста дошкольников.

Звуковая культура речи

Дошкольник должен чётко произносить все звуки. Ребёнок либо произносит слова на заданный звук, либо повторяет предложения, например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Зина закрыла замок; Рома рад Рите.

Ребёнку предлагаются задания на звуковой анализ слова:

• выделить ударный гласный: удочка, пачка, игра.

• назвать первый и последний согласный: дочка, сом, ком, лимон, стол.

Читайте также:  Детские мобильные приложения: польза или вред

• выбрать картинки с изображением предметов, в которых встречается звук «Н»: рыба, нож, лопата, носки, стакан, шарф.

• определить количество слогов в слове: комар, улитка, совок, армия, рубашка.

• назвать звук, с которого начинается слово на картинке, в таблице, приведённой ниже. В пустую ячейку ребёнок должен положить соответствующую цветную карточку. (красная – гласный, синяя – твёрдый согласный, зелёная – мягкий согласный)

Ребёнок должен произнести слоги, которые можно представить в таблице:

Задания аналогичны, что и при обследовании дошкольников шестилетнего возраста, только составляемые рассказы должны объёмом до 8 предложений. В таблице опорные картинки, с помощью которых ребёнок составляет рассказ «Зима».

Практикум-семинар для педагогов ДОУ «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Физкультминутки нам нужны, для детей они важны! I. Теоретическая часть. Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная.

Семинар-деловая игра для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников» Деловая игра «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС» Цель игры: • Активизировать деятельность педагогов по речевому развитию детей; • Способствовать.

Семинар-практикум для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи детей» Семинар-практикум для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речи детей» подготовила учитель-логопед Сафонова Диана Сиреневна.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование нестандартного оборудования в ДОУ» Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Социальное партнерство детского сада с родителями в период адаптации к ДОУ». педагог-психолог Лысенко Светлана Викторовна Цель: повышение.

Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольника» (деловая игра) Ступень Ольга Ивановна Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас, на деловую игру. «Речевое развитие дошкольника». Цель: формирование.

Семинар-практикум «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически.

Семинар-практикум «Условия для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие» Семинар-практикум Тема: «Создание условий для построения качественного образовательного процесса по реализации задач ОО «Речевое развитие».

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста — реферат

Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы развития связной речи у дошкольников
1.1. Психолого-педагогический аспект изучения связной речи у детей дошкольного возраста……………………………………………….
1.2. Специфика речевого развития у дошкольников……………..
1.3. Методика работы по развитию речи у дошкольников………
Глава 2. Применение диагностических средств в развитии дошкольников
2.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
2.2. Диагностика уровня развития связной речи у детей старшего до-школьного возраста………………………………………………………
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию речи дошколь-ников
3.1. Определение уровня речевого развития дошкольников средствами психодиагности-ки…………………………………………. …
3.2. Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возрас-та……………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………………. 3

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоце-нить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться, большинство детей правильно произносят звуки родного языка, завершается в основном этап усвоения грамматической системы языка. Задачами развития речи продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ. Но конечная цель это овладение речью как средством общения.
По данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное) Но все это может быть реализовано вследствие организации эффективных форм, методов и приемов, вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. Однако для построения правильной и эффективной работы, прежде всего, необходимо выявить нарушения и недостатки в речевом развитии ребенка, что проводится в процессе диагностического ис-следования. Коррекционно-профилактическую работу необходимо начинать с диагностики, которая является начальным этапом работы.
Диагностика речевого развития дошкольников предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка рече-вых возможностей детей дошкольного возраста.
Проблемы диагностики развития речи дошкольников рассматривались в исследованиях П. Давидович, О.С. Ушаковой, А.И. Максаковой, Г.В. Чиркиной и др.
Объект исследования – речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – диагностика детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить особенности диагностической деятельно-сти по выявлению уровня развития речи старших дошкольников.
Задачи исследования:
– провести анализ психолого-педагогической литературы по исследова-нию проблемы развития связной речи у дошкольников;
– определить особенности речевого развития у дошкольников;
– выявить специфику диагностики развития дошкольников;
– провести диагностическое исследование по выявлению уровня разви-тия речи у детей старшего дошкольного возраста;
– провести анализ результатов и предложит методические рекоменда-ции.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение; тестирование; математическая обработка данных.

Методы и диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Для чего нужна диагностика речевого развития детей дошкольного возраста? Эта специальная методика применяется для оценки и распознавания правильного развития речи. Каждый ребенок изучает новые для него звуки и слова с разной скоростью. На ранних стадиях развития речи у детей часто бывают незначительные отставания. Для того чтобы они негативно не повлияли на формирование речи у ребенка, определенные методы диагностики помогут их вовремя устранить.

Содержание:

Правильная динамика развития речи у детей

Каждая стадия развития речи определяется набором тех или иных коммуникативных навыков (фото: carlinspeech.com)

Речевые навыки ребенка продолжают совершенствоваться в подростковом возрасте. Основных этапов развития в речи дети достигают до 5-6 лет.

Уже с рождения ребенка, родители должны тщательно следить за тем, как у малыша протекает формирование речи. Для занятий с детьми необходимо использовать развивающий учебный материал, с помощью которого будет улучшаться речь ребенка.

Общение у детей дошкольного возраста состоит из имитации звуков, выразительности языка жестами, понимания слов и их использования в речи

В соответствии с возрастом, динамика развития речи у детей делится на несколько этапов. Таблица, указанная ниже, показывает перечень коммуникативных навыков, которые приходятся на определенный детский возраст.

До 1 годаОт 1 до 3 летОт 3 до 5 лет
В первые месяцы жизни, младенцы изучают звуки. Они распознают голос своей матери, различают ритм звуков и отвечают на них гулением. К первому году рождения, младенцы знают голос и остальных членов семьи (папы, сестер, братьев). Они также могут произносить краткие слова (к примеру, «мама», «баба», «деда»). Некоторые дети уже в год знают несколько слов, запоминают услышанные звуки и стараются их повторятьРечевые навыки ребенка стремительно улучшаются. Каждое слово обретает для него смысл. В этом возрасте дети могут указывать на предметы, которые вызывают у них интерес. Они также понимают значения словосочетаний (кошка пушистая, летний день). В 2 года ребенок знает примерно 50 слов и понимает значение предметов, расставленных в доме или изображенных в книгах. Кроме этого, дети понимают короткие фразы: «мама пришла», «твой папа», «мишка хороший» и т.п.

Все, кто старше 2 лет, знают наизусть некоторые части тела и пытаются назвать предметы, опираясь на первые буквы их названия («булка» — «бука», «киса — кики», «мышь» — «мыса»)

В 3 года дети используют в своем общении 100-150 слов и понимают указания родителей (например, «убери игрушки», «положи книгу на стол», «помой руки»). В эти же годы дети могут выговаривать сложные для них буквы («ф», «р») и составлять предложения в разных временах глагола и называть слова во множественном числе.

В 4 года дети общаются длинными предложениями, умеют задавать вопросы, описывать произошедшие события и пересказывать истории.

В целом, к 4 или 5 годам ребенок может поддерживать диалог с взрослым человеком. Более того, в 5 лет, некоторые дети способны изучать язык и выражать слова в письменной форме

Эти возрастные рамки помогут родителям контролировать правильное развитие речи у детей.

Методы диагностики речевого развития у детей

Обследование поможет выявить задержку в речевом развитии (фото: ilslearningcorner.com)

В каких случаях родителям не стоит избегать проведения диагностики в речевом развитии ребенка? Поводом для визита к врачу служит нарушение динамики в совершенствовании речи у детей 3-4 лет. Как правило, в этом возрасте лексический запас ребенка составляет более 200 слов и при этом, он продолжает стремительно расти. В 4-5 лет дети умеют выговаривать сложные для них буквы, такие как «р», «ф», «щ» и др. Они отдают меньшее предпочтение жестовому языку и пытаются как можно больше общаться со сверстниками и взрослыми в словесной форме.

Диагностический метод на выявление задержки и дефектов в развитии речи поможет ребенку своевременно скорректировать коммуникативные навыки

Обычно обследованием и лечением нарушений в речи занимается дефектолог. Путем диагностики этот врач находит основные причины, которые могут мешать развитию речи (к примеру, плохая память, проблемы со слухом и некоторые дисфункции речевого аппарата).

Дефектолог диагностирует нарушение речи и когнитивных способностей у ребенка с помощью нескольких видов тестирования, таких как аудирование, восприятие ритма речи, способность воспроизведения услышанных звуков. Сюда же относятся тесты на ассоциативное и логическое виды мышления.

Если ребенок не отстает в когнитивных способностях и у него выявлены только мелкие дефекты речи (к примеру, невыговаривание букв «л», «ф»), в таком случае, с ним должен заниматься не дефектолог, а логопед.

Родители также могут проводить диагностику развития речи у детей дошкольного возраста в домашних условиях. Одним из таких методов считается авторская работа, которую разработала Ф.Г. Даскалова (логопед-дефектолог). Практически каждая организация, школа и клиника, деятельность которой направлена на раннее развитие ребенка, использует материал Ф.Г. Даскаловой в целях диагностики.

Родителям рекомендуется использовать этот метод только в том случае, если их ребенок не страдает умственными или аутическими расстройствами. При таких нарушениях дети нуждаются в профессиональном обследовании и серьезном лечении.

Все, что нужно знать о речевом развитии ребенка, смотрите видео ниже.

Методики обследования развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методики обследования развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика «Обследование речи старших дошкольников» (Ушакова В.С., Струнина В.М., Яшина В.И.)

Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связной речью при построении разных типов высказываний.

1 серия заданий (словарь и грамматика)

Задание 1. Ты знаешь уже много слов. Назови, какие слова ты знаешь? Что значит слово кукла (мяч, зайчик, посуда)? (Можно назвать сказанное ребенком слово.)

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (это игрушки; из посуды едят и пьют).

2) Называет отдельно признаки, действия.

3) Называет 1-2 слова.

Задание 2. Какую посуду ты знаешь? Из чего она сделана?

1) Ребенок называет несколько видов посуды (чайная, столовая, кухонная) и материал, из которого она сделана (металлическая, глиняная, стеклянная, фарфоровая).

2) Называет два вида посуды.

3) Называет один вид.

Задание 3. Подбери слова, противоположные по смыслу: длинный, светлый, быстрый;, говорить, смеяться, спрашивать; громко, много, легко.

1) Ребенок правильно подбирает противоположные слова.

2) Называет слова с частицей «не».

3) Неточно подбирает слова.

Задание 4. Что бывает глубоким, мелким, (высоким, легким)?

1) Ребенок выполняет все задания, понимает переносный смысл слова, называет слова, согласовывая их в роде, падеже (глубокая яма, глубокое море, легкий ветерок).

2) Подбирает слова к двум прилагательным.

3) Выполняет одно задание, подбирает слово только к одному прилагательному.

Задание 5 . Каких животных ты знаешь?

Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.), у зайца много…(зайчат). Аналогичные вопросы задаются о других животных (лиса, медведь, ёж, жираф, бегемот и т.д.)

1) Ребенок называет всех животных, а так же всех детенышей в правильной грамматической форме.

2) Называет правильно только одну форму.

3) Не выполняет задание.

Задание 6. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? Составь предложение со словом «игла».

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать, уколоться), составляет сложное предложение («Игла нужна, чтобы шить»).

2) Называет два действия (накалывать грибы, шить), составляет простое предложение («Иглой шьют»).

3) Называет одно действие.

Вторая серия заданий (звуковая культура речи)

Задание 1 . Ты все звуки произносишь правильно?

1) Ребенок отвечает утвердительно и произносит все звуки.

2) Отвечает утвердительно, но не произносит сонорные.

3) Не произносит шипящие и сонорные.

Задание 2 . Отбери картинки, в названии которых слышится звук «л»? (лошадь, слон, белка, волк); «л’»? (лев, лиса, леопард). В названии каких животных слышится звук «р» (тигр, корова, баран, жираф); «р’» (черепаха, курица).

1) Ребенок отбирает картинки на каждый заданный звук.

2) Отбирает 2-3 картинки.

3) Указывает на одну картинку.

Задание 3. Назови слова, в которых есть звуки «с» и «ш»? (старушка, Саша, сушка), «ж», «з» (железо, жизнь).

1) Ребенок различает мягкие и твердые звуки, дифференцирует шипящие звуки.

2) Называет более двух слов

3) Называет слово без предлагаемых звуков.

Задание 4. Какую скороговорку ты знаешь? Произнеси ее быстро – медленно, тихо – громко – шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса.

2) Недостаточно четко произносит.

3) не владеет умением замедлять, ускорять темп.

Задание 5. Скажи предложение: «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации.

2) передает только вопросительную интонацию.

3) Повторяет повествовательную интонацию.

Задание 6. Назови, из каких звуков состоит слово «шар»? «ручка»? Какой первый звук, второй, третий? Сколько слогов в этих словах?

1) Ребенок называет все звуки, их последовательность и слоги.

2) Называет не все звуки и слоги

3) Нарушает последовательность в названии звуков.

Третья серия заданий (связная речь)

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке, игрушке).

1) Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. «Это ёжик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды Ёжик заботится о своих ежатах».

2) Рассказывает, пропуская начало (или конец).

3) Перечисляет отдельные качества.

Задание 2 . Воспитатель показывает ребенку серию картинок (3-4), объединённых сюжетом и предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.

2) рассказывает с помощью взрослого.

3) Перечисляет изображенное на картинках.

Задание 3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.

Диагностика развития речи у дошкольников

Чтобы понять, каким образом проводится диагностика речевого развития у детей дошкольного возраста, необходимо уяснить для себя, что такое речь и какой она бывает у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Итак, речь — это еще одно подтверждение психического развития дошкольника. С помощью речи дети знакомятся с окружающим миром, учатся налаживать коммуникационные связи с детьми и взрослыми. Своевременная диагностика речевого развития детей позволит выявить возможные отклонения и найти способы для их решения.

Особенности речевого развития в младшем дошкольном возрасте

Если дошкольник развивается в благоприятных для него условиях, то правильное произношение с соблюдением основных интонаций устанавливается к 4 годам. К этому же времени у малыша сформирован достаточно солидный запас слов, в котором подавляющее большинство – существительные и глаголы. Также малыш в младшем дошкольном возрасте осваивает множественное и единственное число в речи, применяет падежи, учится выражать мысли и эмоции с помощью как простых, так и сложных предложений.

Что касается анализируя речь особенностей, которые можно диагностировать,детей младшего дошкольного возраста, то они могут быть следующими.

  1. Дошкольники могут нечетко произносить отдельные звуки.
  2. Интонации несовершенны.
  3. Дикция, сила голоса нуждаются в развитии и корректировке.
  4. Неточности в числах и падежах при объединении слов.
  5. Пропуски отдельных членов предложения.
  6. Стремление создавать новые слова, как способ познания родного языка.

Речь детей 4 лет имеет яркую ситуативную окраску и очень экспрессивна.

Речевое развитие дошкольников среднего возраста

В среднем дошкольном возрасте речь детей переходит на новый уровень: малыши пробуют осваивать монолог и новые способы словообразования. После 5 лет для детей становится естественным понимание слова как звукового процесса, многие пробуют себя в роли юных поэтов, рифмуя слова, которые порой не имеют смысла, но отличаются созвучием. Не стоит пресекать подобное занятие, так как именно оно способствует развитию речевого слуха, умению подбирать слова, схожие по звучанию.

На 5-м году жизни словарный запас малыша пополняется словами, которые характеризуют качества предметов и действия, производимые с ними. Для детей среднего дошкольного возраста уже не является проблемой определение функций предметов. Именно в этот период дети знакомятся с основными грамматическими правилами. Пока их речь наполнена неологизмами, но, несмотря на это, они уже понимают, что такое описание, как построить повествовательный рассказ.

Основные проблемы с речью у детей в этом возрасте связаны с неправильным произношением определенных звуков, а также непониманием грамматических правил. Особенность речи в этом возрасте — это ее неустойчивость и подвижность.

У детей одного возраста может быть разный уровень речевого развития. Диагностика речевого развития детей на 5-м году жизни проводится по методике диагностики уровня развития речи для младших дошкольников с небольшим изменением заданий.

Речевое развитие у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте дети говорят практически на уровне взрослого человека, разве что их словарный запас пока не такой богатый. Большинство детей произносят звуки и слова без ошибок, их речь наполнена контролируемыми интонациями, словарный запас пополняется синонимами, антонимами, многозначными словами.

Дошкольник такого возраста использует слова в речи с полным пониманием их значения, усваивает грамматическую систему языка, использует сложноподчиненные предложения, старается говорить правильно, самостоятельно исправляя ошибки.

Главная особенность старших дошкольников — умение строить тексты разных типов, с использованием слов-связок и соблюдением основной структуры текста: завязки, середины и концовки.

Несмотря на все достижения, речь детей старшего дошкольного возраста по-прежнему несовершенна. Допускаются грамматические ошибки при попытках построить сложные конструкции, а также неспособность построить идеально связный текст.

О диагностике речевого развития

Чтобы диагностика развития речи у детей на каждом из этапов дошкольного возраста дала точный результат, необходимо понимать, какими навыками должны владеть малыши.

Итак, в младшем возрасте к концу 4-го года жизни дети способны:

  1. Образовывать наименования детенышей животных в разных числах, логично объединять части речи, строить предложения по картинкам – как простые, так и сложные.
  2. Произносить звуки, изменять интонацию предложений, контролировать силу и громкость голоса.
  3. Давать ответы на вопросы, составляя краткий рассказ на основе картинки, пересказывать сказки, рассказывать о пережитом, использовать слова из категории речевого этикета.

В среднем дошкольном возрасте степень речевого развития может быть определена по итогам анализа навыков детей. Они способны:

  1. Понимать значение антонимов и синонимов.
  2. Использовать в речи многозначные слова.
  3. Сравнивать слова по признакам предметов.
  4. Объединять названия животных с названиями детенышей.
  5. Пользоваться глаголами в повелительном наклонении.
  6. Изменять падежи, род, числа существительных.
  7. Строить разные по сложности предложения.
  8. Рифмовать слова, часто не имеющие смысла.
  9. Контролировать интонацию, скорость речи и силу голоса.
  10. Пересказывать и составлять рассказы по картинкам, делая собственные выводы.
  11. Использовать вежливые слова.

В старшем дошкольном возрасте дети способны:

  1. Подбирать подходящие по смыслу слова.
  2. Использовать в речи слова с похожими и противоположными значениями.
  3. Различать обобщающие понятия.
  4. Использовать и искать однокоренные слова.
  5. Создавать сложные формы как повелительного, так и сослагательного наклонения.
  6. Составлять предложения разных видов.
  7. Различать парные звуки.
  8. Контролировать силу голоса и интонацию.
  9. Искать похожие по звучанию слова.
  10. Составлять рассказы.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассказывают о сюжетах картин, демонстрируемых им, используя разные виды связей.

Проанализируйте речь малыша дошкольного возраста для определения его навыков, после чего сделайте выводы о его речевом развитии. Также диагностика может быть проведена по специальной методике с учетом возраста и особенностей ребенка.

Читайте также:  Советы родителям: как и во что играть с ребенком в 2 года
Ссылка на основную публикацию