Как развивать ребенка в годик – советы детского психолога: лучшие методики от специалистов

Воспитание ребенка от 1 года до 2 лет: психология

Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся видны только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители считают, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием следует заниматься чуть ли не с самого рождения.

Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические приемы для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.

Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет

В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.

Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.

Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.

В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.

Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.

Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года

Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.

Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.

Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.

Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.

Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.

Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.

Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.

Особенности воспитания ребенка в 1-2 года

В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.

Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.

Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.

Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.

Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.

К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.

Что должен уметь ребенок в этом возрасте

Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без посторонней помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять простые игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.

Может назвать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит некоторые простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.

В полтора года малыш может собрать пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-нибудь игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.

В это время у малыша проявляются некоторые изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, проверяет все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «нельзя», но запрет воспринимает плохо.

Он еще не выработал свою модель поведения, и иногда, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в данной ситуации.

С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, мало запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не перевернул на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.

Возраст 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное время еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.

К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.

В два годика он уже говорит короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он говорит о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней помощи есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит только с помощью взрослого.

Он уже любит играть в простые игры, поэтому именно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, которые очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.

Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста

Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.

Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.

Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.

Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.

Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.

Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет

В возрасте 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в руки, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.

Очень грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если предмет является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения маленького следопыта.

Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей действительности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет давать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его окружают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.

Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пусть малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.

В эти моменты ребенок нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему запрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей необходимости, а не все время.

Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание окружающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему интересно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на глаза.

Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отбирать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы ребенок не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.

Вместо заключения

Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и любовью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте каждую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.

Если он начнет понимать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком других деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом возрасте ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено примером, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.

Раннее развитие детей

Раннее развитие – модная история. Многие родители рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от более “современных” детей. Методики “Читать раньше, чем говорить”, “Математика с пеленок” очень эффективно эксплуатируют представление о том, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше. Так ли это? Попробуем разобраться. Советы дает детский психолог Ирина Млодик.

Все чаще специалисты ведут разговоры, что мода на раннее развитие – это всего лишь бизнес и нужно оставить бедных детей в покое. Пусть играют до школы.

Минусы

На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти – ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.

Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», – резюмирует Млодик.

Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.

«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, – напоминает психолог. – Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».

Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», – советует Млодик.

Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», – говорит специалист.

Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».

Плюсы

Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко. Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания». Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.

Читайте также:  Социальное развитие дошкольников в детском саду

То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых. В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.

Что нужно развивать в первую очередь

Коммуникации

Авторы исследования университета Вашингтона решили выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом получали хорошие оценки. Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют на успеваемость и по математике, и чтению в будущем.

Математика

А занятия математикой можно уже начинать с 3-х лет, считают ученые из Бостонского колледжа. Их исследование показало, что дети, которые занимались счетом в этом возрасте, потом лучше других в 1 классе школы складывали и вычитали. Такие «уроки» должны быть совсем простыми. Мамы–участницы эксперимента во время игр со своими детьми просто что-то считали. Например, играя «в магазин», можно наглядно объяснить, что надо купить три яблока или две чашки. Понимание того, сколько всего предметов, сколько осталось, сколько стало – это и есть основа всей математики.

ВАЖНО!

В чем сходятся и сторонники, и противники раннего развития – малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • 13 советов, чтобы лучше понять психологию детей

Понимание психологии нужно родителям для того, чтобы воспитать ребенка здоровым и успешным в жизни

13 советов, чтобы лучше понять психологию детей

Зигмунд Фрейд утверждал, что детьми изначально движут инстинкты и эгоистичные побуждения. Постепенно они приспосабливаются к условиям окружающего мира, усваивая ценности и правила родителей. Родители играют важную роль в развитии самосознания ребенка.

Одно из самых важных заданий, которое стоит перед родителями, – понять психологию своего ребенка. Разумеется, для этого вам не обязательно получать психологическое образование. Однако вы должны знать некоторые простые вещи о ребенке: что ему нравится, а что – нет; что заставляет его плакать, а что – смеяться; что мотивирует его, а что причиняет страдания.

Рассмотрим несколько советов, которые помогут вам понять, как видит мир ребенок.

Что такое детская психология?

Детская психология – это один из самых популярных разделов психологии развития. Он посвящен изучению психических процессов, которые происходят с ребенком с рождения до подросткового возраста. Особое внимание в детской психологии уделено изменениям, которые происходят с детской психикой с младенчества.

Также детская психология изучает развитие двигательных, когнитивных, языковых навыков, эмоциональной, социальной сфер и т. д.

Почему важно понимать детскую психологию?

Каждый родитель интерпретирует способности и навыки своего ребенка (или их отсутствие) по-своему. Если вы не понимаете своего ребенка, вы можете неправильно оценивать его. В большинстве случаев это не приносит ребенку никакого вреда, но иногда последствия могут быть серьезными. Родители играют ключевую роль в развитии ребенка. И если вы недостаточно осведомлены о том, как устроена его психика, вы можете допускать ошибки в его воспитании.

Ученые доказали, что развитие детей зависит от времени, которое родители вкладывают в это. Поэтому важно не только проводить время с ребенком, но и получать новые знания в сфере детского развития. Это будет существенным вкладом в эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Как лучше понимать детскую психологию

Известный психолог Жан Пиаже утверждает: «Что касается морали или интеллекта, ребенок не рождается хорошим или плохим. Он сам хозяин своей судьбы».

Воспитание детей – это нечто большее, чем просто обеспечение их комфорта. Воспитывать ребенка – значит дарить ему эмоции и обеспечивать его безопасность. Рассмотрим несколько главных советов о том, как лучше понять психологию вашего ребенка.

1. Главный секрет – наблюдение

Один из самых простых и в то же время эффективных способов изучения психологии ребенка – наблюдение. Проявляйте интерес к тому, что ваши дети делают и говорят.

Наблюдайте за поведением и эмоциями ребенка, когда он ест, спит, играет и т. д.

Имейте в виду, что ваш ребенок уникален и имеет свои черты характера даже в детстве. Поэтому не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, потому что это вызывает у него стресс и даже заставляет чувствовать себя неполноценным.

Чтобы понять психологию ребенка, задайте себе несколько вопросов:

  • Что ребенок любит делать больше всего?
  • Как он реагирует, когда ему приходится делать то, что ему не нравится (например, есть овощи, рано вставать или выполнять работу по дому)?
  • Насколько он общителен? Готов ли он делиться чем-то с другими детьми или пробовать что-то новое?
  • Сколько времени ему требуется, чтобы освоиться в новой обстановке? Легко ли он приспосабливается к изменниям?

Отвечая на эти вопросы, не оценивайте своего ребенка. Просто наблюдайте.

2. Проводите качественное время с ребенком

Сегодня родители буквально разрываются между домом и работой, называя это многозадачностью. При этом воспитание ребенка оказывается в ряду многих других дел.

Если вам тоже не хватает времени на воспитание ребенка, пора что-то менять. Если вы хотите понимать своего ребенка, прежде всего вы должны уделять ему время.

  • Времени, которое вы проводите с ребенком за завтраком и ужином, недостаточно. Посвящайте время тому, чтобы поговорить с ребенком и поиграть с ним.
  • Разговоры с ребенком позволяют вам узнать, что происходит в его жизни в школе и дома, какую музыку и фильмы он любит, что ему нравится, а что – нет.
  • Качественное время не обязательно означает разговор или совместные занятия. Иногда вы можете просто сидеть с ребенком и молчать. Просто наблюдайте за ребенком – и вы начнете понимать особенности его личности.

3. Детям нужно ваше полное внимание

Когда вы собираетесь провести время со своим ребенком, не планируйте на это время никаких других дел. Ваш ребенок заслуживает вашего полного внимания. Если вы будете разговаривать с ребенком и одновременно готовите еду, ведете машину или занимаетесь чем-то еще, скорее всего, вы упускаете самое важное из того, что он вам рассказывает.

Планируйте время, которое вы посвятите только вашему ребенку. Когда вы не отвлекаетесь ни на какие посторонние дела, ребенок чувствует себя в безопасности и готов открываться вам еще больше.

4. Обращайте внимание на окружение ребенка

Исследования доказали, что поведение ребенка во многом определяется окружением, в котором он воспитывается. Поэтому родителям стоит обратить внимание на то, с кем общается ребенок.

Исследования также доказали, что окружение ребенка влияет на развитие его мозга. Это, в свою очередь, влияет на развитие языковых и когнитивных навыков. При этом особенно важна домашняя обстановка.

Поведение ребенка во многом зависит от того, какие люди его окружают и как он взаимодействует с ними. Обратите внимание на обстановку, которая окружает ребенка дома и в школе. Например, если ребенок агрессивен или испытывает проблемы с социализацией, подумайте, кто или что на это повлияло.

5. Поймите, как функционирует мозг ребенка

Родители могут хорошо знать физиологические особенности своего ребенка, но они не знают, как работает его мозг. Мозг ребенка развивается с опытом, который он приобретает. Соответственно, он учится реагировать определенным образом в различных ситуациях.

Понимание того, как функционирует мозг ребенка, может помочь вам узнать многое о поведении ребенка, о том, как он принимает решения, о его социальных, логических и когнитивных способностях.

Отрицательный опыт может привести к негативным эмоциональным реакциям ребенка. Это может плохо сказаться на его развитии.

Понимание того, как работает мозг ребенка, поможет вам превратить негативный опыт в новые возможности для развития.

Известный американский психолог Дэниел Сигел, автор книги «Растущий мозг» утверждает: «Понимая функции мозга, родители могут помочь своим детям создать прочную основу для здоровой социальной жизни и эмоционального благополучия, научить их с легкостью справляться с трудными ситуациями».

6. Позвольте ребенку рассказывать истории

Разговаривать с ребенком важно, но не менее важно и слушать его, когда он говорит. Инициируйте разговор, а затем послушайте, что ребенок пытается вам сказать. Иногда детям бывает сложно выразить свои мысли, поэтому обращайте внимание не только на их слова, но и на невербальные сигналы:

  • тон голоса: способы, которыми ребенок выделяет слово или фразу;
  • выражения, которые показывают, что чувствует ребенок в данный момент. Когда он рассказывает о чем-то, постарайтесь понять, какие эмоции он при этом чувствует: нравится ли ему то, о чем он рассказывает, боится ли он или испытывает стресс;
  • язык тела: следите за зрительным контактом, за позой ребенка, положением его рук;

Вам следует не только слушать ребенка, но и давать ему понять, что вы его слышите и воспринимаете его слова всерьез. Отвечайте ребенку, чтобы он понимал, что вы его слышите. Если вам что-то непонятно, задавайте вопросы. Но не говорите слишком много и не задавайте много вопросов, потому что это может переутомить ребенка и заставить его замолчать.

7. Дети выражают свои эмоции по-разному

Существуют разные способы, с помощью которых дети выражают свои мысли и эмоции. Кроме разговоров, они могут использовать для этого различные действия.

  • Если ваш ребенок любит рисовать, писать или играть, поощряйте эти занятия. Отдайте его в художественную школу – так вы поможете ему лучше выражать себя. Вы можете предлагать ребенку темы для рисунков, но при этом не нужно ограничивать его фантазию.
  • Предложите ребенку вести дневник, в котором он будет писать о своих занятиях и впечатлениях за день. Чем больше ребенок пишет или рисует, тем лучше он проявляет себя.
  • Уделите время, чтобы проанализировать рисунки ребенка, чтобы понять, как он видит окружающий мир. Не пытайтесь анализировать каждую деталь – иначе вы рискуете сделать неправильные выводы о ребенке или спроецировать на него свои эмоции.
  • Позвольте ребенку самому объяснить, что он нарисовал или написал, и что он чувствует по этому поводу.

8. Правильно задавайте вопросы

Если вы хотите, чтобы ребенок делился с вами своими мыслями, задавайте ему правильные вопросы. Начните разговор с открытых вопросов, которые мотивируют ребенка поделиться подробностями.

  • Вместо того, чтобы спросить: «Тебе нравится эта песня?», спросите: «Что ты думаешь об этой песне?» На первый вопрос ответ может быть «да» или «нет», тогда как открытый вопрос позволит ему рассказать больше.
  • Вместо того чтобы спросить, с кем ребенок играл во дворе, спросите, в какие игры они играли. Позвольте ребенку в деталях объяснить суть игры и не перебивайте его.
  • Никогда не уклоняйтесь от вопросов, которые задает ребенок. Если у вас нет ответа на вопрос, вернитесь к нему позже. Если вы игнорируете вопросы ребенка, считая их глупыми, в будущем он, вероятно, не захочет задавать вопросы.

9. Узнавайте больше о развитии ребенка

Вы должны понимать, что происходит с ребенком на разных этапах его развития, чтобы убедиться, что этот процесс проходит нормально. Читайте книги и интернет-сайты, посвященные данной тематике, разговаривайте со специалистами, которые могут вам рассказать о развитии детской психики. Когда вы не знаете, как развивается ребенок, вам может казаться, что с ребенком что-то не так. Не спешите строить пессимистичные догадки.

10. Наблюдайте за другими детьми

Иногда наблюдение за сверстниками вашего ребенка помогает вам лучше его понять. Вы видите, как дети ведут себя с окружающими, и можете определить сильные и слабые стороны его личности.

Это не означает, что вам нужно сравнивать вашего ребенка с каждым его другом или одноклассником. Родители часто определяют способности своего ребенка, сравнивая его со сверстниками. Но в долгосрочной перспективе это может оказать негативное влияние на ребенка. Сравнение – это не всегда плохо, но с ним не стоит переусердствовать.

11. Сопереживайте – поставьте себя на место ребенка

Иногда, чтобы стать ближе к ребенку, вы должны поставить себя на его место, думать и иногда даже вести себя как он. Эмпатия – это важное качество, которое родители должны развить, если хотят лучше понимать своего ребенка. Вы знаете, что чувствует ваш ребенок, когда он рассказывает вам об этом. Но вы можете не понимать его чувств, если вы не можете сопереживать ребенку. Рассмотрим несколько простых способов развить свою эмпатию.

  • Прислушивайтесь к чувствам ребенка. Попытайтесь понять, что он переживает.
  • Говорите с ребенком на его языке, чтобы он мог понять вас. Спросите себя: если бы вы были ребенком, смогли бы вы понять взрослый разговор, полный сложных слов и выражений?
  • Когда вы не можете понять поведение ребенка, спросите себя: как бы вы повели себя на его месте?

12. Развивайте эмоциональный интеллект ребенка

Долгое время к эмоциям ребенка не относились так же серьезно, как к эмоциям взрослого человека. Чувства и эмоции ребенка воспринимались как должное, поскольку считалось, что дети забывают их, когда вырастают.

Никогда не стоит недооценивать эмоции ребенка или его способность управлять ими.

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека распознавать, выражать и контролировать свои эмоции. У каждого ребенка свой уникальный темперамент, который дается ему с рождения. Одни дети открыты и инициативны, другие – застенчивы и медлительны.

Вы должны понимать эмоциональный интеллект своего ребенка и сделать все возможное, чтобы помочь ему развить это качество.

13. Не делайте поспешных выводов

Не думайте, что вы точно знаете, чего хочет ваш ребенок и как он себя чувствует в любой момент. Если ребенок ни на что не жалуется, вы можете предположить, что он счастлив. Или вы можете считать себя хорошими родителями только потому, что ребенок хорошо ведет себя на публике и не капризничает.

Когда вы делаете подобные предположения, вы перестаете понимать своего ребенка. Из-за этого вы можете совершать неправильные поступки по отношению к нему. Когда вы не уверены в том, что чувствует ребенок, просто спросите у него – и вы развеете все сомнения.

Расстройства психики у детей

Дети формируют определенные модели поведения под влиянием родителей, родственников и окружения. У большинства детей есть незначительные проблемы с поведением – они могут быть упрямыми, грубыми или невнимательными. Если эти проблемы со временем не проходят, они могут перерасти в расстройства поведения. Рассмотрим самые распространенные из них.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). У детей с СДВГ проявляются три основных симптома: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. Такие дети также могут быть беспокойными, агрессивными и излишне возбудимыми.

2. Депресси и биполярное расстройство. Дети с биполярным расстройством, как правило, страдают от резких перепадов настроения: длительные периоды гиперактивности, сопровождающиеся приступами гнева и вызывающим поведением, сменяются периодами депрессии, которая сопровождается фрустрацией и подавленным настроением.

3. Тревожное расстройство. Дети, страдающие им, склонны беспокоиться обо всем. Даже самые мелкие проблемы могут вызвать у них бессонницу.

4. Синдром Аспергера. Это легкая форма аутизма. Симптомы данного расстройства включают в себя отсутствие социальных навыков, неприятие перемен и привычной обстановки, избегание зрительного контакта, отсутствие эмпатии и недостаточное развитие моторики.

5. Расстройство обучения. Это психологическое расстройство, которое усложняет процесс обучения для ребенка. Симптомы включают в себя плохую концентрацию внимания, плохую память, координацию, неспособность следовать инструкциям и неорганизованность.

6. Расстройство социального поведения. Дети с данным расстройством склонны запугивать сверстников, избегать социальной жизни, портить имущество окружающих, издеваться над животными, лгать или даже воровать вещи.

7. Расстройства пищевого поведения. Дети с такими расстройствами, как анорексия или булимия, как правило, имеют неправильные привычки питания. Часто данные расстройства возникают из-за навязчивых мыслей по поводу внешности и веса. Симптомы данного расстройства включают в себя бессонницу, отсутствие мотивации, снижение успеваемости, депрессию, забывчивость и т. д.

Если вы подозреваете одно из вышеперечисленных расстройств у своего ребенка, немедленно обратитесь к врачу.

Сегодня психологи придерживаются двух основных теорий: биологической (заключается в том, что развитие ребенка – это естественный процесс) и социальной (развитие ребенка происходит в результате воспитания и воздействия внешней среды). Специалисты изучают развитие детей в разных аспектах, в частности:

  • социальном (отношения с родителями, братьями и сестрами, друзьями, учителями и другими людьми, которые влияют на развитие ребенка);
  • культурном (традиции, общепринятые ценности и жизненные принципы, которые влияют на развитие ребенка);
  • социально-экономическом (как социальный статус ребенка, образ жизни и обеспеченность его семьи могут влиять на его развитие).

Не бойтесь трудностей

Понимание детской психологии может быть сложной задачей. Если у вас несколько детей, у каждого из них могут быть свои особенности психики.

Не стоит полагать, что психика всех детей устроена одинаково и что существует стиль воспитания, подходящий для всех. Изучение психологии вашего ребенка может быть долгим и утомительным процессом, но это очень важно для того, чтобы сформировать у него здоровую психику.

Воспитание до двух лет: развиваем, наблюдаем, направляем

Детство – самый ответственный период в становлении личности каждого из нас. Конечно, в первые месяцы после рождения взрослые должны обеспечить малышу правильный уход, полноценно кормить, дарить любовь, тепло и заботу, стимулировать развитие. А вот настоящее воспитание ребёнка начинается после 1 года, когда можно влиять на его поведение и прививать нужные принципы и нормы. Редко кто из родителей не задаётся вопросом: как воспитывать годовалого малыша или ребёнка постарше. Особенно трудно, если это первенец. Маме и папе важно научиться соблюдать баланс между строгостью и приобщением к порядку, с одной стороны, и лояльностью, опорой на индивидуальные особенности своего чада, с другой. Приведём основные аспекты того, как следует воспитывать ребёнка с года до двух лет.

На что должно быть направлено воспитание малыша 1-2 лет?

  • Формирование доверия к миру и окружающим людям.
  • Развитие психических процессов (мышления, речи, памяти, восприятия цветов, форм и др.)
  • Внимательное отношение к здоровью и питанию малыша.
  • Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
  • Обучение навыкам самообслуживания.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Привитие «первых» правил и норм поведения (что такое «хорошо» и что такое «плохо»).
  • Раскрытие творческого потенциала ребёнка.

Фундамент успешного воспитания

Речь идёт о том, что определённые условия («если») взаимодействия с младенцем от рождения до года влияют в дальнейшем на его развитие, послушание и усвоение новых навыков. Итак, воспитание ребёнка от 1 года и старше будет проходить более благоприятно, если с первых дней его жизни:

  • между вами и ребёнком сформировалась здоровая привязанность;
  • вы относились к малышу с любовью и нежностью, проявляли заботу;
  • откликались на его потребности;
  • не оставляли его плакать в одиночестве, а были рядом и старались успокоить, помочь;
  • дарили позитивные эмоции, улыбались ребёнку;
  • постоянно поддерживали физический контакт (брали на руки, обнимали, целовали, делали массаж и т. д.)

Если у родителей искренне получалось проявлять такое поведение, то они смогли наладить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и доверительные отношения. Значит, и направить его поведение в нужное русло в дальнейшем будет легче.

Если же что-то было упущено, и во взаимодействии с крохой выявились «пробелы», то и в воспитании могут возникнуть трудности. И чем раньше вы их заметите и захотите скорректировать, тем исправить ситуацию будет легче.

Особенности детей 1-2 лет

  1. Двигательная активность ребёнка повышается, поскольку он начинает самостоятельно ходить, становится более ловким и способным управлять своим телом.
  2. Ребёнок постепенно начинает овладевать речью, развивается его мышление, он лучше распознаёт цвета и формы.
  3. Он учится манипулировать предметами. Хватает их, пытается вслед за взрослыми применять их по назначению. Игра в этом возрасте становится важным способом познания окружающего мира.
  4. Появляется желание самостоятельно кушать, малыш учится правильно обращаться со столовыми приборами, пить из кружки.
  5. Большинство детей в этом возрасте начинают ходить на горшок.
  6. В период от года до двух лет чаще всего происходит отлучение ребёнка от груди, полный переход на «взрослую» пищу.
  7. Ребёнок начинает понимать ваши простые просьбы («принеси», «давай уберём» и пр.), различает указания «можно» и «нельзя».
  8. У малыша в 1-2 года ещё сохраняется сильная зависимость от родителей, поэтому общения с ними (и близкими родственниками) ему пока вполне достаточно. К сверстникам он в этом возрасте обычно не тянется, поскольку воспринимает их не как других детей, а как некие двигающиеся объекты, которые можно рассматривать, трогать, толкать. Играть и общаться друг с другом малыши пока не стремятся.
  9. Ребёнок по-прежнему очень импульсивен, нуждается в постоянной смене деятельности, быстро утомляется от занятий.
  10. Зарождающееся стремление к самостоятельности у него часто выражается в отказах: говорит «нет», «не хочу», вырывается из рук, убегает, если взрослые его о чём-то просят или приказывают что-то сделать. У многих детей такой негативизм начинает проявляться с 1,5 лет. Это сопротивление и слово «нет», произносимое ребёнком, надо понимать в большинстве случаев не как «дурной характер» и капризность, а как желание выражать собственное мнение и демонстрировать волевые качества.
  11. Обычно после года малыш начинает проявлять интерес к определённым творческим занятиям: рисование, лепка из пластилина, собирание пазлов, мозаики, создание каких-либо конструкций, музыка, танцы и т. д. Важно наблюдать за своим чадом, чтобы выявить склонность к той или иной деятельности.

Ошибки родителей при воспитании детей после 1 года

Важно помнить о том, как нельзя воспитывать ребёнка в 1-2 года, и как можно раньше исключить из своего поведения приведённые ниже способы взаимодействия с ним.

Итак, ошибки в воспитании, которые мешают гармоничному развитию личности малыша:

  • Воспринимать своё чадо как уменьшенную копию взрослого, раздражаться, когда он не реагирует на ваши серьёзные увещевания и доводы. Ребёнок в любом возрасте – это личность, но со своим внутренним миром и пониманием всего, что окружает. Для общения с ним должен быть свой особый «язык», которым и необходимо овладеть родителям, а не пытаться заставить кроху понимать сухие «взрослые» мысли и слова.
  • Не оказывать должного внимания.
  • Пресекать инициативу и самостоятельность ребёнка. Лучше лишний раз пресекайте себя, когда хотите сказать ему: «Ты это не умеешь. Давай лучше я сделаю».
  • Пускать развитие малыша на самотёк. Чем больше полезных занятий с ним вы будете проводить, тем лучше для воспитательного процесса в целом и установления прочной эмоциональной связи с ребёнком.

Воспитание ребёнка в 1-2 года

И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.

  1. Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
  2. Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
  3. Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
  4. Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
  5. Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
  6. Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
  7. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
  8. Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
  9. Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
  10. Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
  11. Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
  12. Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.

Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.

Раннее развитие детей. Мнение психолога

В последнее время вокруг раннего развития детей ведутся бурные обсуждения, вплоть до споров. Нужно ли оно? Не вредят ли занятия детям? К чему может привести усиленная учеба в дошкольном возрасте? На все эти вопросы журналисту Mamochki.by ответила Анна Александровна Давидович, кандидат психологических наук, доцент.

– Анна, давайте сразу расскажем читателям, какое отношение вы имеете к детской психологии?

– Я клинический психолог, имею большой опыт консультативной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Тема моего диссертационного исследования была связана с нейропсихологическими аспектами обучения детей школьным навыкам, в частности математике.

– Сегодня большинство родителей водит детей в школы раннего развития. Скажите, нужно ли развивать дошкольника?

– Учить и развивать детей надо! Вопрос только – чему учить и что развивать? В развитии психики человека есть определенные критические моменты – сензитивные периоды. Научным языком, сензитивный период – период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается готов к усвоению новых форм поведения и знаний как физиологически, так и психологически. Говоря проще, психика ребенка чувствительна к тем или иным воздействиям извне в конкретный момент жизни. К примеру, рассмотрим популярную сейчас идею «беспамперсного детства», когда мама с рождения начинает практиковать «высаживание» ребенка над тазиком. Хотя уже давно известно, что если приучать ребенка к горшку от года до полутора, то все пройдет безболезненно, быстро и комфортно для обоих участников процесса. И был ли смысл тратить собственные душевные и физические ресурсы? То же самое и с развитием. Можно и обезьяну научить распознавать буквы и цифры как графические символы. Тому же мы можем научить и годовалого ребенка. Вопрос в целесообразности.

– Как же тогда определить, что пришло время обучать ребенка?

– Когда у ребенка появляется мотив к этой деятельности. Нельзя реализовывать обучение по принципу: деятельность, а потом мотив. Мы учим, а только потом ребенок понимает, для чего нужны знания. Я сомневаюсь, что ребенок в год понимает, для чего он учит буквы или цифры. Согласитесь, что мотив к чтению – это прочитать. Это любознательность. Это интерес к книге и информации, которую можно получить через нее.

Я знаю, что в России деятельность школ раннего развития очень жестко лицензируется. До пяти лет там не обучают ребенка школьным навыкам: чтению, письму и счету. Эстетическое развитие, двигательные навыки, пожалуйста. Это неспроста. Есть ряд исследований, которые доказывают вредоносность такого обучения.

– Расскажите про вредность поподробнее, пожалуйста.

Есть несколько аспектов. Сразу отмечу, что школьные программы не меняются. И получается, что малыш опять реализует деятельность в безмотивной среде: сначала он учился зачем-то писать и читать, когда он был маленький и у него не было мотива, а потом он приходит в школу, и там опять «Здравствуйте, это буква А». То есть мотив открытия нового — любознательность к новому у него отсутствует. Он уже все это очень хорошо знает.

По большому счету, мы (психологи и педагоги) сами создали такую ситуацию. К сожалению, мы тестируем детей на готовность к школе, делая акцент именно на сформированности школьных навыков. Иногда это доходит до абсурда, когда проверяют скорость чтения. Кроме того, в первом классе нет оценок, и вся мотивация ребенка сводится к хорошему учителю, который грамотно может похвалить его. Если с учителем не повезло, то ребенок попадает в категорию детей, а сейчас это большинство, про которых говорят – может учиться, но не хочет. И, как правило, мотивационная слабость обнаруживается не в начальной школе, когда еще сильно давление родителей, авторитет взрослого, желание «быть хорошим», а в классе шестом, когда учебного мотива как не было, так и нет, а мотив похвалы со стороны взрослого уже теряет свою значимость. Внешняя мотивация не станет внутренней просто так, любознательность не появится на ровном месте.

– К чему еще может привести неправильный подход к раннему развитию детей?

– Есть определенные этапы становления центральной нервной системы у ребенка. К моменту появления ребенка на свет готовы только некоторые образования. Так называемый первый функциональный блок мозга – образования центральной нервной системы, которые ответственны за работу вегетативной нервной системы, ритм сна и бодрствования, рефлекторные функции и т.д. Все остальное будет развиваться очень долго, вплоть до 18 лет. Для того, чтобы все адекватно развивалось, должны быть соответствующие внешние запросы. К примеру, если поместить ребенка, родившегося зрячим в темное помещение, и он будет там находиться в течение первого года жизни, то он не будет обладать способностью к зрительному восприятию в дальнейшем. Потому что нейроны, которые отвечают за работу зрительного анализатора, не получая соответствующих запросов извне, стимуляции, погибнут. Во всей этой сложной системе развития есть жесткая логика, ее не перепрыгнешь: все развивается в определенной последовательности. Когда мы не по возрасту начинаем обучать ребенка, мы создаем запрос к тем мозговым системам, которые еще не созрели. Да, ребенок что-то делает. Но при этом он реализует это с огромными энергетическими затратами для его центральной нервной системы (ЦНС). И потом многие мамы удивляются, что ребенок учится читать и считать, а одновременно с этим у него появляются хронические соматические заболевания (тонзиллит, ларингит, отит, атопический дерматит и т.д.). Российские коллеги выяснили, что все это напрямую связано. Если к ЦНС есть запросы, то она любой ценой пытается выполнить их, и один из таких ресурсов – первый функциональный блок мозга. У ребенка сбивается цикл сон-бодрствование, сбивается режим физиологических отправлений, режим кормления, сбивается работа эндокринной нервной системы, нарушается иммунный статус. Сегодня найти ребенка с первой группой здоровья практически невозможно.

– Когда же родителям приступать к подготовке к школе?

– Необходимо сначала создать у ребенка мотивационную готовность. Надо не просто учить его тому, как выглядят буковки и как складывать их в слова — ребенку должна быть привита культура книги. Когда ребенок скажет: «Мама, я хочу прочитать эту книгу сам», тогда и стоит приступать. Ваши усилия должны быть направлены не на обучение чтению, а на то, чтобы ребенок захотел сам прочитать книгу. В таком случае процесс обучения будет приятен обеим сторонам, и, что немаловажно, ребенок научится читать очень быстро. То же самое касается счета. Создайте мотивацию, и ребенок с удовольствием окунется в мир чисел. Но! Все это необходимо делать не раньше 4,5 лет.

А еще я всем рекомендую прочитать книгу Венгера Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». Там написано, что совершенно не важно, умеет ли к школе ребенок считать, писать или читать, а важно, умеет ли он играть. Если ваш ребенок к школе не умеет играть, не владеет сюжетно-ролевой игрой достаточно высокого уровня, ему будет очень сложно учиться. Потому что в сюжетно-ролевой игре рождается действие с предметом-заместителем (с цифрой, числом), формируется способность к децентрации, когда можно стать на позицию другого (к примеру, учителя), формируются самые главные вещи для дошкольника – произвольность психической деятельности (способность к целеполаганию, программированию и контролю). А не тогда, когда мама собирает портфель ребенка, учит вместе с ним уроки, контролирует все этапы — такие семьи у нас сейчас в большинстве.

Ребенку — 1 год. Раннее развитие: с чего начинать?

Обзор развивающих пособий и опыт “бесполезных” игр.

Ирина Чеснова кандидат исторических наук, семейный психолог, автор книг для родителей

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только “развивающими” играми и игрушками?

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать “развивающие пособия”: паззлы для самых маленьких (по пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, “Противоположности”, “В зоопарке”, “Цвета и формы”, “Изучаю себя”). Затем настал черед “фотоальбомов”.

“Фотоальбомы” — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная “по складам” — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими (“овощи”, “одежда”, “мебель”, “музыкальные инструменты”, “дорожные знаки”, “породы собак” и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой “Как дать ребенку энциклопедические знания”. Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но. жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки. Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: “Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим”. Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то. неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения “не растите гения”, “не гонитесь за рекордами”, “не нагружайте ребенка”. Но установка “не ждите реакции и результата” как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь “ранним развитием” своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что “так надо”, “полезно” и “правильно”.

Вот оно, раннее развитие!

. Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся “зверский аппетит”. Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер. Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое “старинное” озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок “подсел” на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в “забавную пирамидку”. Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями “больше-меньше”.

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой “логический куб” с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

“Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?”

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять “логический куб” на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним “зарядкой”.

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и. положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!

Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи “взрослого мира”, а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в “раннем развитии”, я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, “как надо” и “как правильно”. Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. “У тебя обязательно получится, ты такой молодец!”.

Но. Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за “границу”, но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали “девочку с санками” пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как “взрослая лекция”, поможет ей преодолеть “барьер” и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

“Бесполезные” игры

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только “развивающими” играми, напрочь позабыв про игры “бесполезные” (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, “у доктора”, на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении “развивающих” заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

Теперь я знаю: “бесполезных” занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.

Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.

Читайте также:  Самые главное вопросы для детей 10 лет - как поступать родителям
Ссылка на основную публикацию