Какими способами осуществляется логическое развитие детей 6-7 лет

Основные особенности развития логического мышления у детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)

Одной из важных сторон развития личности дошкольника является развитое логическое мышление. Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд собития и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического мышления – залог жизненной успешности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
diplom.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Основные особенности развития

логического мышления у детей 6 – 7 лет

Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Мышление детей дошкольного возраста развивается в три этапа:

  • Наглядно – действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно – образное мышление (ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – этот вид является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

Возраст от шести до семи лет характеризуется, как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. Возраст 6-7 лет – значимый период детского развития. Это последний год отрезка, где вырабатываются и устанавливаются важные психологические образования, в будущем они станут основой для многих линий формирования важных характеристик ребенка.

В 6-7 лет дошкольники уже способны наблюдать за объектами по собственному желанию, проявляя произвольное внимание. Устойчивость внимания у детей 6-7 лет достигает 25-30 минут, к тому же в этом возрасте дети способны одновременно обращать внимание на 7-8 объектов. Развитие произвольного внимания влечёт за собой развитие произвольной памяти. Она возникает в то время, когда ребенок хочет что-нибудь вспомнить или запомнить. Любые стремления к запоминанию необходимо поощрять, потому что это развивает такие незаменимые возрастные особенности развития детей 6-7 лет, как мышление, внимание, восприятие и воображение.

Главным в 6-7 лет, как и в предыдущем периоде, является наглядно-образное мышление, но к концу возрастного периода начинает выражаться и логическое мышление. Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Логическое мышление включает в себя два вида: словесно–логическое и абстракно–логическое.

Развитие логического мышления у детей проходит два этапа. Сначала ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться ими при решении задач, а далее им познаётся система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.

Как бы ни хотелось развить у детей логическое мышление в более раннем возрасте, но до старшего дошкольного возраста не стоит торопиться и формировать его у дошкольников искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, а сразу учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный. Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу “раннего развития”, как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. А в возрасте 6-7 лет возрастные и психологические особенности дошкольников уже предполагают развитие возможности осознавать логичность рассуждений и умения использовать слова.

Развитие абстрактно-логического мышления одновременно со словесно-логическим даёт детям способность оперировать понятиями и категориями, даёт возможность обобщать и анализировать, учит систематизировать свои знания, помогает выстраивать причинно-следственные связи и т.д.

Дошкольный возраст знаменателен развитием понятия. Дети 6-7 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы.

Полностью процесс установления понятийного, словесно-логического и абстрактного мышления заканчивается к подростковому возрасту. Появляется способность решать проблемные ситуации и устанавливать связи между вещами и событиями.

В дошкольном возрасте активизируется функция воображения, сначала возникает воссоздающее, а затем и творческое воображение, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. Возрастные психологические особенности детей 6-7 лет содержат развитие фантазии.

Речь дошкольников в 6-7 лет позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Неустанно развивается грамматический строй речи, связная речь, звуковая сторона речи и лексика. В разговорах детей проявляется богатый словарный запас и обобщения, возникающие в данном возрастном периоде. Ребенок активно использует в своей речи антонимы, синонимы, прилагательные, обобщающие существительные и т.д. При правильном воспитательном процессе у дошкольников 6-7 лет хорошо проявляются диалогическая и части монологической речи.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Дети стремятся к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы. Формирование и усложнение данных образований дает возможность развиваться осознанию собственных поступков, результатов, способах достижения, побуждения, чувствах, переживаниях и т.д.

Таким образом, к концу дошкольного возраста, в 6-7 лет, у детей формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно изменяющих структуру интеллектуальных процессов и способствующих возникновению элементов логического мышления. Именно возраст 6-7 лет является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к дальнейшему развитию логического мышления.

Дошкольники с развитым интеллектом, со способностью логически мыслить быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд, труд сложный и интересный. Кого-то он может напрягать и пугать, а у кого-то умственный труд связан с приятной эмоцией удивления, открывающего дверь в мир, который хочется познать. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Это утверждение подтверждается тем, что одним из условий формирования логического мышления у дошкольников является учёт особенностей психического развития детей данного возраста. Особенностью же является то, что все психологические новообразования детей указанного периода отличаются незавершённостью. Это обусловливает особенности их обучения, которое должно сочетать в себе черты игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся формы мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления.

Проблема развития детского логического мышления является предметом научного исследования многих психологов и педагогов. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл “информационный взрыв” – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием. Для того, чтобы поддержать эти преобразования в современном мире, дошкольные педагоги должны грамотно управлять процессом формирования основных приемов мышления детей дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают развитие логического мышления детей 6-7 лет. Но следует учитывать, что деятельность педагогов в этом направлении должна выстраиваться с научных позиций, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников, планироваться и организовываться в виде педагогически целесообразной системы работы, должны анализироваться и прогнозироваться способы взаимодействия с детьми, направленные на их дальнейшее интеллектуальное развитие.

Логические блоки Дьенеша отвечают всем вышесказанным требованиям и являются, на наш взгляд, одним из самых эффективных способов развития логического мышления детей 6-7 лет.

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Как развить логику и мышление дома. 7 проверенных способов для детей 5-12 лет

Ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи. Образовательная платформа ЛогикЛайк рассказывает про интересные рабочие варианты тренировки логики у дошкольников и младших школьников.

Интересно и эффективно можно заниматься развитием логики и мышления с ребёнком дома. И для этого не обязательно быть педагогом или обладать какими-то специальными знаниями. Специалисты рекомендуют чередовать типы игр, чтобы тренировать различные виды мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное, абстрактно-логическое и словесно-логическое, пространственное, нестандартное.

1. Устные игры

Игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Выбирайте игры, которые учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Играйте в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
  • Придумывайте новые концовки для известных сказок.
  • Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу
  • Играйте в «данетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
  • Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.

2. Смотри-бери-пиши-рисуй

Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.

Вот несколько идей для активностей этого типа:

  • предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
  • решайте головоломки со спичками — «убери одну спичку, чтобы получилась другая фигура»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.

3. Настольные игры

Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.

  • Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
  • Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
  • С помощью домино и тримино изучайте счёт, сложение и вычитание.

4. Конструирование

Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.

Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.

5. Загадки и головоломки

Это отличный способ потренировать нешаблонное мышление и логику вместе с детьми. Самый понятный всем вид головоломок — устные, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.

Можно найти и авторские сборники головоломок, например, от писателя Льюиса Кэрролла.

Чтобы прокачать воображение и пространственное восприятие ребёнка, используйте головоломки в виде геометрических фигур (кубик Рубика, Танграм, Пентамино).

6. Шахматные задачи

Хорошая подборка задач на шахматном поле познакомит ребёнка с шахматными фигурами, основными правилами игры и координатной плоскостью. Можно самостоятельно придумывать задания на шахматной доске или распечатывать готовые из интернета. Современным детям может больше понравиться интерактивный формат.

Поставь мат чёрному Королю в один ход:

Например, на нашей платформе более 100 шахматных задач для начинающих, от простого к сложному.

7. Логические задачи

Пожалуй, решение логических задач — самый действенный способ развития логики и мышления. Книги и пособия с заданиями удобно брать в дорогу. Но их частый недостаток — отсутствие системности, ясной подачи теории и комментариев к решению.

Развивать и тренировать логику и мышление можно и нужно разными способами. Основная задача родителя — находить и предлагать ребёнку хорошие игры, образовательные сайты или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении. Например, можно заниматься на онлайн-платформе Logiclike.com:

А также «Фигуры, развертки и отражения», «Истина и ложь», «Задачи на движение» и другое. На сайте более 3000 заданий, 15+ тематических категорий, 3 уровня сложности.

ЛогикЛайк в помощь — занимайтесь с удовольствием и развивайтесь!

Задание для логического мышления для детей 5, 6 и 7 лет

Логическое мышление позволяет человеку усваивать и преобразовывать получаемые сведения с максимальной пользой. Если ребенок может мыслить логически, то его ждет успех в школе, он может рационально вести себя в любой ситуации и находить выход из трудного положения. В статье рассматривается вопрос о том, как развить логику у детей.

Зачем нужны задания на логическое мышление для детей

Логика — это наука, которая учит правильно мыслить. Умения мыслить логически позволяют принимать правильные решения и в быту, и во взаимоотношении с другими, и в профессии.

Игра с пирамидкой

Развитие логического мышления необходимо, чтобы малыш смог мыслить, применяя данные о связях между явлениями. Для каждого возраста существуют свои задачи развития мышления. По мере взросления они усложняются. Не стоит требовать от двухлетнего выполнить такую же задачу, данную для шестилетнего, так как они стоят на разных ступенях развития мышления.

Для детей 2-4 лет задания на мышление позволяют:

  • создать условия для познавательной деятельности и экспериментов на основе действий с предметами и природными материалами;
  • способствовать формированию первичных представлений о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине);
  • развивать речь, учить на основе действий высказывать простые суждения (вода течет, ее можно переливать);
  • учить простейшим логическим операциям: группировке (классификации предметов по одному признаку), сериации (образованию последовательно убывающего или возрастающего ряда, например, нанизывание пирамидки), синтезу (умению составлять из частей одно целое, например, конструирование).

Важно! Осуществление данных задач возможно, если присутствует предметно-развивающая среда. В зоне видимости детей должны быть яркие и интересные игрушки.

Задания на логику и мышление для детей 5 лет необходимы, чтобы:

  • расширять представления об окружающем мире, людях, профессиях, транспорте и т. д.;
  • понимать, что происходящие вокруг события многообразны, вариативны и изменчивы. Это полезно, чтобы развить навыки сравнения и выделения главных признаков;
  • выделять признаки предмета, соотносить предметы с сенсорными эталонами, группировать предметы по определенному признаку;
  • развивать способности разбора целого на составные части;
  • развивать способности находить логические взаимосвязи в природе.

Важно! Развивать мышление детей данного возраста необходимо во всех режимных моментах и видах деятельности.

Задачки для детей 6 лет на логику и мышление необходимы, чтобы:

  • развивать знаково-символический мыслительный процесс (большая часть работы ведется со схемами, знаками, рисунками);
  • развивать умения сравнивать, систематизировать, классифицировать предметы, вести анализ объекта, отслеживать закономерности;
  • обучать количественному и порядковому счету;
  • понимать взаимосвязанные явления в природе;
  • учить анализу.

Важно! В работе с детьми необходимо использовать практические методы развития мышления, чтобы развивать самостоятельность детей.

Как развивать логику и мышление у детей 5, 6 и 7 лет

В возрасте 5-7 лет дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому все занятия проводит воспитатель в учебном классе.

Детям младшего дошкольного возраста развивать мышление можно следующим образом:

  • проведение бесед и обсуждений. Дети этого возраста не только могут воспринимать информацию, но и сами высказывают свое мнение и делают простые умозаключения;
  • проведение дидактических игр и выполнение упражнений с логическим содержанием, решение головоломок. Задания могут быть в печатной форме;
  • игры, включающие и творчество, и логику. Лучше всего ребенок запомнит то, что создано своими руками. Поэтому ему можно предложить выполнить следующие задания: дорисовать недостающую часть у геометрической фигуры, отдать недостающие предметы: удочку — рыбаку, машине — колеса и т. д. Необходимо, чтобы ребенок мог пояснить свой выбор;
  • использование приема «намеренной ошибки». В возрасте пяти лет у ребенка уже сформировались представления о юморе и у них достаточно развито мышление, чтобы не принимать на веру все, что говорят взрослые. Использовать намеренную ошибку возможно на любых занятиях, главное, чтобы материал был детям хорошо знаком;
  • применение предметов-заместителей. Данный прием при помощи переноса некоторых свойств предмета на заменяющий его развивает мышление, воображение, творческие способности. Дети способны представить воображаемые свойства предметов;
  • применение знаков и пиктограмм. На пятом году жизни малыш знакомится с цифрами. С помощью их изучения у ребенка развивается абстрактное мышление. Используя цифры, ребенок должен уметь собрать одинаковые предметы в группу и обозначить их количество. Сначала предлагаются простые задания: предметы располагаются в ряд. Ребенок должен определить их количество, указав на определенную цифру. Затем задание усложняется: вразброс выкладываются предметы двух видов (например, 3 яблока и 2 груши). Ребенок должен суметь определить количество каждого предмета и указать на соответствующую цифру;
  • пиктограммы — изображения предметов в более простом виде. Они передают главные и узнаваемые признаки. Пиктограммы способствуют развитию навыков анализа и синтеза. Изучив пиктограмму, ребенок сначала высказывает мнение, какой изображен предмет, затем выделяет его главные черты. После этого вместе со взрослым делает заключение, верной ли была догадка.

В шесть-семь лет важны практические занятия. Здесь важна самостоятельная работа. Дошкольники старшего возраста исследуют предложенные предметы. Они сравнивают их свойства, цвет, форму, размер. Информацию они должны получать не в готовом виде, а с помощью наводящих вопросов.

Для старших дошкольников можно проводить различные эксперименты и опыты, а также устраивать презентации. Дети должны наблюдать за их ходом и записывать данные в специальный журнал. Затем, просматривая журнал, должны объяснить, как взаимосвязаны этапы опыта: что было в начале и что получилось в конце. Практические приемы тесно связаны со словесными. Ребенок должен уметь объяснить, почему получилось именно так.

Важно! С дошкольниками необходимо вступать в игровой спор, побуждая их высказывать свою точку зрения. Каждый должен уметь отстаивать свое мнение.

Упражнения на логику

Задания, которые направлены на развитие логического мышления, побуждают мыслить и анализировать.

Математические

Математические задачи, которые направлены на развитие логики для детей 5 лет, могут быть следующими:

  • Маша взяла три яблока, а Коля на 1 больше, чем Маша. Сколько яблок взял Коля?
  • Коля нарисовал 4 лодки, а Максим на 3 лодки больше. Сколько лодок нарисовал Максим?
  • Глебу 9 лет, а его брату на 2 года меньше. Сколько лет брату Глеба?
  • Аня нарисовала 10 домиков, а Илья наполовину меньше. Сколько домиков они нарисовали вместе?

Для детей 6 лет:

  • Садовник обрабатывал кусты роз. В первый день он обработал 5 кустов, а на второй на 3 куста меньше. Сколько всего кустов обработал садовник за два дня?
  • Братья решили построить дом из кубиков. Саша принес 5 кубиков, а Андрей на 3 кубика больше. Сколько всего стало кубиков?
  • В банке лежит 6 ягод, а в тарелке в два раза меньше. Сколько ягод лежит на тарелке?

Настольные логические игры

Настольные игры направлены на нахождение выхода из игровой ситуации, которая представлена в виде наглядного пособия. Такую игру можно распечатать дома на принтере. К настольным играм относятся: лото, шашки, домино, дидактические игры и т. д.

Для детей 5-7 лет можно предложить поиграть в следующие игры:

  • «Что необходимо врачу?». Основные цели игры: сформировать знания о профессии врача, о том, какие ему необходимы инструменты для работы. Также данная игра развивает мелкую моторику, речь и умения высказывать свои мысли логически. Для игры распечатываются картинки с разными инструментами: те, которые использует врач для работы, и те, которые нет. Малыш должен подобрать необходимые для врача инструменты, пояснив свой ответ, для чего они ему необходимы.
  • «Когда это может быть?». Данная игра закрепляет представление детей о временах суток. Также она воспитывает терпение и внимание. Необходимо разложить картинки с разными временами суток. Дети должны объяснить, какое время суток изображено на картинке, и пояснить, почему они так считают.

Картинки с изображениями времен суток

Компьютерные игры и программы

Компьютерные детские программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Данные программы доступны в режиме онлайн. Они формируют умения, навыки учебной и практической деятельности.

Примеры программ, развивающих логическое мышление: «Логика для малышей», «Baby Logics», «Cifiri», «Веселые картинки». Данные программы являются инструментальным пакетом для создания и решения задач, которые связаны со сборкой на экране множества объектов текстовой и графической структуры.

Особенно понравятся детям красочнее программы «От винта», «Аir-Race». Здесь управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отведения курсора мыши в определенную сторону.

Программы «MathMatic», «Занимательная арифметика» будут развивать умения считать и читать. Такую программу можно использовать для детей 7-8 лет.

Шуточные

Решение шуточных задач развивает внимание, сообразительность, побуждает рассуждать.

Картотека задач-шуток на смекалку:

  • Кто быстрее может плавать: утенок или цыпленок?
  • Птица или гусеница быстрее долетит до цветка?
  • Над лесом пролетело два крокодила. Один был красный, а другой был желтый. Кто быстрее пролетит лес?

Особенности развития логики и мышления в зависимости от возраста

Для детей от 2 до 4 лет присущ наглядно-действенный способ мышления. Дети обследуют предмет, трогают, роняют, стучат о другие предметы, пробуют на вкус. У двухлетних детей слабо развита память и это не дает им возможность сохранять полученный опыт. К трем годам формируется понятие о предмете, а также способность сохранить его в памяти.

К четырем—пяти годам наглядно-действенное мышление сменяется наглядно-образным. На пятом году жизни у детей появляется способность мыслить, представляя не предмет, а его образ. Они переходят на новый уровень, у них появляется больше возможностей для исследования окружающего мира, усвоения новых сведений.

Обратите внимание! На шестом году жизни формируется абстрактно-логическое мышление. Главный инструмент познания — речь. Дети начинают уметь оперировать словами.

Примеры интеллектуальных заданий для дошкольников

Примером интеллектуальной детской игры старшего дошкольного возраста может быть «Умники и умницы». Ее цель: развивать интеллектуальные способности, логическое и творческое мышление. Для проведения игры необходим ведущий.

Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы»

Дети делятся на две команды. Ведущий предлагает детям сыграть в интеллектуальные игры:

  • «Математика». Предлагаются схемы, по которым дети воспроизводят рисунок с помощью фигур и резинок. Схемы могут быть на тему счета, геометрии, букв, симметрии и т. д.
  • «Геометрия». Детям предлагаются различные геометрические фигуры. Их необходимо разложить по группам: цвету, размеру, форме.
  • «Предметы, которые представляют опасность». Перед детьми выкладываются карточки с различными предметами. Дети должны объяснить с какими предметами, изображенными на карточке, играть опасно.

Развивать логику необходимо с раннего возраста и продолжать в дальнейшем. Необходимо тщательно продумывать игры, чтобы детям было интересно познавать окружающий мир.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Какими способами осуществляется логическое развитие детей 6-7 лет

«Я мыслю, значит – существую!» — сказал когда-то великий философ и ученый Декарт, и с ним нельзя не согласиться. Ведь небольшого труда стоит объяснить ребенку, как писать и считать, складывать и вычитать. А вот научить мыслить – задача намного более сложная. Родителям важно понять, что их малыши нуждаются не только во вкусной пище, ласке и внимании. Необходимо также «подкармливать» мозг ребенка, ведь чем раньше начать развивать логическое мышление у детей, тем больше шансов вырастить их успешными. К сведению, подавляющее большинство добившихся признания людей стали таковыми не столько из-за хорошего образования или выгодных связей, сколько благодаря полезной привычке работать головой и нестандартно думать. Способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление. На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем не менее, большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста. Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил. Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками». В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем. В современное время при большом разнообразии средств зачастую теряешься, а как построить работу на развитие логического мышления, что использовать в первую очередь, а что потом. Поэтому данный вопрос достаточно актуален и требует исследования. Цель курсового исследования: разработать комплекс приёмов и упражнений для развития логического мышления у детей 6-7 лет. Задачи: 1. Изучить научную литературу. Выявить сущность понятия “мышление”. 2. Рассмотреть возрастные особенности мышления детей 6-7 лет. 3. Продиагностировать логическое мышление детей 6-7 лет. 4. Разработать комплекс приемов и упражнений у детей 6-7 лет. Объект: логическое мышление. Предмет: мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение. Методика: наблюдение. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на подпункты, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются: Опосредованный характер Обобщенность Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Оно имеет сложную и вместе с тем интересную видовую структуру. В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления: Наглядно-действенное Предметно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое Все виды тесно взаимосвязаны друг с другом. А последнее является самым высшим и включает в себя несколько подвидов: Теоретическое и практическое Аналитическое, реалистическое и аутистическое Продуктивное и репродуктивное Произвольное и непроизвольное Результаты теоретического мышления не требуется применять в практической деятельности. Целью практического мышления, напротив, становится применение теории на практике, в реальной жизни. Оригинальность результатов – это признак, по которому мышление делят на продуктивное и непродуктивное. Продукт мысли может быть творческим и нетворческим. В зависимости от времени процесса мышления, его осознанности и наличия структуры выделяют логическое и интуитивное мышление. Мышление – это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны. Итак, мышление – это познавательный процесс, свойственный интеллекту. Благодаря ему человек может изучить недоступные для органов чувств объекты и явления. Выделяет мыслительную деятельность среди других процессов познания такое свойство, как обобщенное отражение окружающего мира. Все виды мышления в психологии целенаправленны и мотивированны. Потребности, интересы человека, его цели запускают мыслительные операции, что свойственно человеческой личности, а не просто мозгу. Совершенствование мышления всегда определяется активным стремлением развивать интеллект и желанием использовать свои способности. Психологические особенности детей 6-7 лет заключаются в том, что продолжает длиться значимый период детского развития, который начался в 5 лет. В дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи. Главным, как и в предыдущем периоде, является наглядно-образное мышление, но к концу возрастного периода начинает выражаться и словесно-логическое мышление. Возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет предполагают развитие возможности осознавать логичность рассуждений и умения использовать слова. Здесь детям не обойтись без помощи взрослых, чтобы научиться рассуждать логически. Дошкольный возраст знаменателен развитием понятия. Полностью процесс установления понятийного, словесно-логического и абстрактного мышления заканчивается к подростковому возрасту. Появляется способность решать проблемные ситуации и устанавливать связи между вещами и событиями. По итогам проведенной диагностики были получены следующие данные: 1. Уровень сформированности вербального мышления детей 6-7 лет средний, составил 2,5 балла. 2. В исследовании были выявлены дети как с высокой степенью, так и со средней степенью сформированности мышления и со степенью сформированноси мышления ниже среднего, что говорит о том, что у детей 6-7 лет вербальное мышление находится в процессе развития, его формирование не завершено. 3. Результаты эксперимента говорят о необходимости развития вербального мышления детей 6-7 лет. И в завершении работы был предложен комплекс приемов и упражнений на развитие логического мышления детей 6- 7 лет.

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. 3-е издание. – М., Академия. 2011. – 300 с. 2. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Академия, 2011. – 346 с. 3. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2011. – 167 с. 4. Дмитриева В. 365 развивающих игр для детей от 3 до 6 лет. – СПб., 2013. – 307 с. 5. Дмитриева Н.Ю. Общая психология: конспект лекций. – М.: ЭКСМО, 2015. – 128 с. 6. Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. – М., 2012. – 313 с. 7. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. – М., 2011. – 370 с. 8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск, 2011. – 270 с. 9. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2013. – 390 с. 10. Максименко С.Д. Общая психология. – М. : Ваклер, 2014. – 528 с. 11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2011. – 456 с. 12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2011. – Кн.2: Психология образования. – 608 с. 13. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. – М., 2013. – 410 с. 14. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 2011. – 313 с. 15. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2012. – 432с. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2011. – 512 с. 17. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль «Академия развития», 2012. – 405 с. 18. Тугушев Р.Х., Гарбер Е.И. Общая психология: учебник. – М. : Эксмо, 2016. – 560 с. 19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 2013. – 290 с. 20. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2012. – 384 с.

Задания для детей 6-7 лет на развитие логического мышления

Отправляя ребенка в первый класс, родители стремятся научить чадо счету и чтению. Однако, педагоги начальных классов отмечают, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения. Это все возникает то того, что развитию логического мышления у детей родители не уделяют должного внимания. Здесь мы расскажем об особенностях логического мышления детей 6-7 лет, а также о заданиях для детей 6-7 лет на развитие логического мышления.

Что такое логическое мышление

Логика – это наука, которая изучает способы и формы мышления. При этом логическое мышление – это особенный вид мышления, использующий определенные логические правила, конструкции и понятия.

У детей логическое мышление вырабатывается в результате образного мышления. Такое мышление – это и есть высшая точка на чистоту и логичность мыслей у ребенка. Путь к этой точке – нелегкий и долгий, который требует высокой умственной активности и огромных знаний.

Развитие логического мышления у ребенка – довольно сложный процесс, который охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия. Это умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Но как это сделать правильно, знают далеко не все родители.

Когда росли мы, никто не читал умных книг по психологии, развитию детей. Просто наши родители общались с нами, как со взрослыми, объясняя все, что происходило вокруг. Мы считали автомобили одинакового цвета, одинаковой марки, наблюдали за насекомыми, птицами, животными и абсолютно все комментировалось родителями.

Сейчас родители стремятся больше заработать, подняться вверх по карьерной лестнице, дети предоставляются сами себе или пропадают за компьютерами и планшетами, «покоряя» рубежи онлайн игр. Вся логика детей сводится к тому, чтобы уметь включить гаджет.

Особенности логики и мышления у детей 6-7 лет

Развивать свое логическое мышление самостоятельно ребенок не может. В дошкольном возрасте психологи и педагоги рекомендуют помогать ребенку в развитии мышления и логики. Но здесь нужно уметь заинтересовать малыша. Фраза типа «сейчас мы будет развивать твою логику сынок/дочка» не приведет ни к чему хорошему. Ребенок вряд ли обрадуется такой перспективе. Чтобы занятия давали необходимый эффект, их нужно проводить в игровой форме.

В возрасте 6-7 дети представляют мир иначе, не так как взрослые. В дошкольный период и начальный школьный начинается активное развитие словесного и абстрактного мышления. Дети вполне осознанно устанавливают взаимосвязь между причинами и следствиями, их мышление в этом возрасте очень подвижное. Дошкольники могут без проблем приспосабливаться и переходить от одного занятия к другому без потери внимания и концентрации. Но опять же, следует упомянуть, что, во-первых, обучение ребенка логическим приемам возможно только в игровой форме, а во-вторых, продолжительность занятия должна быть в пределах 20-30 минут.

Виды логических игр для детей 6-7 лет

Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:

  • графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
  • математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
  • речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
  • головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка. По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формирования навыков работы в команде, в общении с другими детьми;
  • литература с игровыми заданиями. С одной стороны — это хороший способ приучить ребенка к чтению и познанию мира именно посредством чтения, а с другой стороны — это способствует непосредственному развитию логики, памяти, внимания;
  • игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но в плюс в этом, несомненно, есть. Если в компьютерной игре помимо бесполезных «бродилок» и «стрелялок» есть какие-либо задания – квесты, то выполняя их, ребенок получает и полезный опыт.

Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком. Это плохо скажется на его здоровье (испортится зрение, нарушится осанка), а также приведет к возникновению компьютерной зависимости. Допустимое время на работу за компьютерными гаджетами в 6-7 лет регламентировано педиатрами и составляет до 30 минут в день.

Графические игры на развитие логики

К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.

Графический диктант можно писать с ребенком в домашних условиях. Для такой игры необходим только карандаш и листок бумаги в клетку, желательно крупную. Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить.
Такие диктанты помогают ориентации в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.

Также к графическим играм можно отнести соединение точек по номерам, продолжение узора, различные виды раскрасок и прописей – все эти задания помогают развитию не только логики, но и концентрации внимания.

В сети интернет существует множество подобных заданий. Для того, чтобы заинтересовать ребенка в занятиях с графическими заданиями, можно подбирать картинки, в которых сразу не понять, что будет изображено в конечном итоге на картинке. Например, выполнять задание «раскрась по номерам» намного интереснее, когда контуры картинки не обведены. Закрашивая фрагмент за фрагментом, ребенок успеет поразмыслить, что же конкретно может быть зашифровано в том или ином задании.

Речевые игры на развитие логики

В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.

Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.

Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.

Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный.

Слова для примера:
— тяжелый – легкий;
— белый – черный;
— умный – глупый;
— твердый – мягкий;
— холодный – теплый;
— чистый – грязный;
— пустой – полный;
— длинный – короткий;
— светлый – темный.

Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.).

Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу:
«Мышка пищит тихо, а собака лает – (громко)»;
«Кот сытый, а волк – (голодный);
«Один сапог чистый, а другой (грязный);
«Для каши тарелка мелкая, а для супа – (глубокая);
«Лимон – кислый, а апельсин (сладкий).
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?».

Настольные логические игры и головоломки

Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.

Сегодня производители детских товаров предлагают огромнейший выбор таких игр, среди которых можно выделить, игры типа кирпичиков или уголков, где требуется сложить определенную заданную фигуру по образцу из кирпичиков. Наподобие игры в кирпичики, можно выделить игру фанты – где нужно постараться построить башню, вытаскивая по одному брусочку, при этом стараясь сохранить равновесие. К настольным играм можно также отнести лото и домино.

Среди всех доступных игр из подручных средств можно отнести и игры со спичками: например, попросить ребенка решить несложные задачи с помощью них:

  • сложить 2 треугольника из пяти спичек;
  • сложить из 16 спичек 5 квадратов и спросить ребенка, какие 4 спички нужно убрать, чтобы осталось 3 равных квадрата;
  • можно просто дать ребенку коробок спичек и попросить сложить из них все буквы алфавита или разные слова.

Однако, используя такие материалы как спички, важно провести с детьми профилактическую беседу про правила пожарной безопасности. А лучше всего использовать вместо спичек счетные палочки.

Головоломки – это тоже увлекательные и полезные игры на развитие логики. Среди таких игр можно выделить логический шар – лабиринт – это сфера, состоящая из лабиринтов и дорожек, через которые нужно провести шарик разными способами. Такая игра отлично вырабатывает усидчивость и логику. К головоломкам также можно отнести и классический кубик Рубика. В 6-7 лет дети, как правило, уже способны его собрать.

Книги с играми на развитие логики

Книжные магазины предлагают широчайший выбор книг по развитию детей, от которого просто разбегаются глаза. Сориентироваться в таком выборе не всегда просто. Однако в вопросах развития детей лучше всего доверять известным психологам и педагогам. Например, книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.

Компьютерные игры на развитие логики

Компьютерные игры – это новый вид развития ребенка. Использование компьютерных технологий в процессе обучения детей – это нормальное явления.

Среди развивающих игр можно выделить такие игры для компьютера как «Несерьезные уроки. Логика и внимание», «Лунтик». Тренируем память и внимание», «Баба-Яга и Проша» и многие другие. В Интернете также можно найти великое множество онлайн-игр.

К негативным последствиям увлечения компьютерными играми можно отнести и торможение развития социальных отношений, поэтому повторимся. Занятия за компьютером следует строго регламентировать по времени. При этом нужно не забывать, чтобы игры помимо развлекательной функции, несли еще и функцию познавательную. Поэтому к выбору игр для своего ребенка нужно подходить с толком.

Вместо заключения

Развитие логического мышления начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни человека. Задача родителей – проявить поддержку и направить его увлечения и способности в нужном направлении. Дети в возрасте 6-7 лет, хоть уже и дошкольники, но никогда не откажутся от любых увлекательных игр. Для дошкольника игровые упражнения – это лучший способ познания мира и окружающей реальности. Игровые занятия способствуют выработке у ребенка не только определенных логических взаимосвязей, но и развитию межличностных отношений в процессе игры. Ребенок учится не только соблюдать правила игры и побеждать, но и проигрывать, что способствует закалке его характера.

Полезные игры и задания для развитие логического мышления у дошкольников

У всесторонне развитой личности – ярко выраженное логическое мышление, выработанное в процессе тренировки внимания, логики и памяти. Благодаря активным познавательным функциям, человек способен достичь невероятных успехов в учебе и реализоваться творчески, поэтому развитие логического мышления у детей должно быть приоритетным направлением обучения и воспитания.

Развитие логического мышления у детей – крайне важный аспект воспитания ребенка. Родители должны озаботиться тем, чтобы научить малыша правильно мыслить. Нужно тренировать мозг ребенка, чтобы он постоянно находился в активном процессе.

Логика ребенка формируется в процессе:

Мышление дошкольников 4-5 лет

У дошкольников 4-5 лет проявляется наглядно-образное мышление. Это новый качественный уровень усвоения и воспроизведения информации, который дает больше возможностей для изучения окружающего мира.

Малыш пятилетнего возраста способен мыслить, представляя не предмет, а образ. Именно поэтому ребенок находит и узнает на картинке один и тот же предмет с разными внешними характеристиками: цвет, размер, форма.

ИНФОРМАЦИЯ! С этого момента дошкольнику пятилетнего возраста доступна новая логическая операция — сравнение. Теперь ребенок сравнивает не только похожие предметы: два медвежонка, два домика, но и разнотипные: дом высокий, цветок низкий.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Особенности мыслительных операций у детей 6-7 лет


Шестилетний возраст — это период, когда ребенок способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи с опорой на наглядность, делать несложные умозаключения.
Однако, черты незрелости мышления еще сохраняются.

ВАЖНО! У ребенка 6-7 лет навыки анализа развиты на низком уровне, поэтому очевидная информация, вытекающая из уже известных фактов, становится для малыша недоступной. Ребенок к этому возрасту умеет обобщать, но делает это по несущественным признакам.

Фундаментом развития логики в возрасте 6-7 лет становятся новые знания, которые получают дети на занятиях в детском саду, школе, при выполнении домашних заданий, самостоятельном чтении. Расширяется круг понятий, интересов малыша — развивается логика.

Аналогии

Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.

Как выполнять? Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.

Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)

Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.

Бежать/ стоять Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)

Театр/ зритель Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель)

Железо/ кузнец Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)

Ель/ стол Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)

Пароход/ пристань Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон)

Машина/ мотор Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)

Глаза/ очки Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки)

Паровоз/ вагоны Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога)

Иголка/ острие Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо)

Музыка/ оркестр Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец)

Коровы/ стадо Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак)

Рожь/ поле Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок)

Гора/ пещера Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)

Дом/ этажи Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём)

Число/ цифры Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)

Болезнь/ лечение Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка)

Прохлада/ мороз Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный)

Враг/ недруг Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)

Малина/ ягода Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа)

Растение/ семя Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)

Год/ весна Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая)

Глава/ книга Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом)

Голод/ тощий Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе)

Фильм/ экран Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)

Понедельник/ вторник Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)

Вторник/ четверг Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер)

Утро/ ночь Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя)

Шар/ круг Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор)

Коза/ животное Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка)

Голос/ эхо Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)

Как помочь ребенку развить навык?


Для того, чтобы маленький непоседа освоил важные процессы систематизации и обобщения, анализа и синтеза, научился находить нестандартные решения из трудных ситуаций, необходимо развивать логику.
Этот процесс не происходит сам по себе, к нему следует подойти основательно.

ВАЖНО! Родителям, которые серьезно задумались о развитии логического мышления малыша, необходимо познакомиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения и игры по теме.

Развивать мышление лучше поэтапно: специальные занятия для малышей были бы скучны и неинтересны. Элементы развивающей игры необходимо включать в обычную беседу. Если ответы ребенка не односложные, учится высказывать свое мнение, значит, игра принята, нужно пользоваться моментом.

СПРАВКА! Педагоги рекомендуют использовать в непринужденной обстановке игры с ненавязчивым присутствием взрослого. Ребенку чаще остальных необходимо задавать вопрос ПОЧЕМУ, давать право высказаться.

Используя в играх геометрический материал и конструктор, малыш изучает форму, цвет, учится сравнивать, находить отличия (это проще), а потом и общие признаки предметов. Создавая объемные композиции из строительных модулей, учатся обобщать.

Универсальный способ проверить уровень своего логического мышления

Каждый сейчас сможет узнать уровень своего интеллекта! Для этого понадобится только листочек и ручка. Мы пройдем небольшой тест: он состоит из 5 вопросов, в каждом из которых есть варианты ответа. Вопросы покажутся вам несколько абсурдными, но их плюс в том, что они не требуют знаний или начитанности – проверяется только способность логически мыслить. Потому что если человек умеет это, все остальное – дело техники. У всех вопросов один и тот же принцип: исходя из условий задачи, надо выстроить логическую цепочку и найти правильный ответ.

Прочитайте вопросы теста и отмечайте у себя те варианты ответа, которые считаете правильными. В конце вы подсчитаете количество правильных ответов, и выясните, насколько у вас развита логика. За каждый правильный ответ дается один балл. Тест подходит как взрослым, так и детям. На прохождение теста дается не больше 5 минут.

Позже я покажу и расскажу о 3-х простых упражнениях, выполняя которые на протяжении двух недель, ваш ребенок станет самым умным в классе!

Тест на проверку уровня логического мышления

1.Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.

2.Никто из людей не может стать президентом, если у него красный нос. У всех людей нос красный. Значит, никто из людей не может стать президентом.

3.Только плохие люди обманывают или крадут. Катя – хорошая.

4.Цветы – это зеленые звери. Цветы пьют водку.

5. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.

3 – Ни одно из вышеперечисленных

4 – Некоторые зеленые звери пьют водку

5 – Ни одно из вышеперечисленных

Отличным ваше логическое мышление можно считать, если вы набрали 5 баллов. 4 балла – это хороший результат, а 3 и ниже – означает, что вам надо подтянуть логику.

Игры и задания


Высшая стадия детского мышления формируется на основе образного восприятия.
Это сложный, длительный процесс, который нельзя пускать на самотек.

Необходимо начать работу над развитием логики уже в раннем детстве.

Для 4-5 лет

В этом возрасте малыш умеет:

  • находить сходство и различия между предметами;
  • конструировать по образцу;
  • соединять разрезанную на части картинку (не более 5 деталей);
  • удерживать учебную задачу на несколько минут;
  • называть группу предметов общим словом;
  • определять пару для предмета;
  • находить ошибки в иллюстрациях, объяснять;
  • подбирать несложные слова — антонимы.

Игры для этого возраста используются следующие:

  1. Дидактические. Сюда относятся все настольные игры на печатной основе с заданиями: найди лишний предмет, назови одним словом, покажи 10 отличий, раскрась только животных и др.
  2. Развивающие. Игры построены по принципу усложнения. Как только малыш справляется с начальным этапом, задания усложняются.
  3. Речевые. Пользуясь фантазией и воображением, ребенок выполняет задания на развитие логики: продолжи рассказ, помоги героям сказки принять правильное решение, начни сказку, чтобы иллюстрация стала продолжением и др.
  4. Графические. Пользуются особым успехом у детей, ребята выступают соавторами заданий: угадай и дорисуй предмет, пройди лабиринт вместе с известным героем, оживи картинку с помощью цветного карандаша и др.

ИНФОРМАЦИЯ! Материала для домашних занятий с малышом огромное количество. Придумывайте задания, комбинируйте, усложняйте. Умение мыслить логически ребенку пригодится уже в школе.

Для 5-7 лет


В этот возрастной период происходит осознание основных свойств особенностей объекта, умение в дальнейшем применять знания на практике.
Познание окружающего мира происходит путем словесных рассказов.

Внешняя активность ребенка все больше заменяется на деятельность внутренних мыслительных операций.

СПРАВКА! Детям в 6 лет уже не сложно делать умозаключения, находить связь между понятиями, причинами и следствием. У малышей наблюдается гибкость мышления, подвижность.

Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно.

  • Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).
  • Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то… (Петя ниже Маши).
  • Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.
  • Игра «Полезно — вредно». В ходе игры рассмотреть знакомые ребенку объекты или явления и дать возможность назвать положительные стороны и отрицательные, основываясь на свой жизненный опыт.
  • Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.

ВАЖНО! В этот период часто используются математические и графические задания. Решение задач с подвохом, математические ребусы, задания на развитие пространственного восприятия полезны и в то же время интересны ребенку.

Работа с закономерностями

Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.

Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:

  • Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
  • Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
  • Пробуем определить тип закономерности.
  • Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
  • Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.

Примеры закономерностей с числами:

2, 5, 8, 11, 13, …

3, 4, 7, 8, 11, 12, …

99, 10, 88, 20, 77, …

4, 16, 5, 25, 6, …

Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями. На сайте можно бесплатно

Читайте также:  3-5 месяца ребенку - развитие и первые достижения
Ссылка на основную публикацию