Какое имеют значение для детей животные – дикие и домашние

Дикие и домашние животные

Учебник: Окружающий мир. Автор: О.Т. Поглазова.

Цель: Научить учащихся отличать диких животных от домашних по существенным признакам.

  • Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных.
  • Расширить знания о диких и домашних животных.
  • Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких и домашних животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией
  • Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп.
  • Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке.
  • Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению.
  • Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе.
  • Компьютер, презентация (Приложение 1) на тему “Дикие и домашние животные”.
  • Интерактивная доска, проектор.
  • Опорный конспект.
  • Предметные картинки с изображением диких и домашних животных.
  • Карточки для дифференцированной работы.
  • Текст загадок, цветные листы.
  • Сигнальные светофоры.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

Сообщение темы урока.

Перед детьми набор букв.

– Давайте посмотрим, какая же тема сегодняшнего урока.

– Ой, ребята, я для вас тему написала, а кто-то напроказничал, все буквы рассыпал. Попробуете отгадать, какая была написана тема?

Беседа с целью выявления признаков домашних и диких животных.

– Сегодня мы поговорим о животных. А вот о каких именно, вы узнаете, если разгадаете ребусы.

А) На доске ребусы.

Дети разгадывают ребусы (утка, коза, корова, собака).

– Что общего между всеми этими животными?

(Это домашние животные.)

– А как вы это определили? По каким признакам?

(Дети высказывают различные предположения.)

– А какие еще животные есть, кроме домашних? (Дикие.)

– Приведите примеры диких животных.

– А к какой группе животных относится таракан?

– Надо знать признаки, по которым животное можно отнести к диким или домашним.

3. Изучение нового материала.

Давайте все вместе составим сравнительную таблицу.

– Где живут эти животные?

(Дикие – в природе, домашние – с человеком.)

– Как животные добывают пищу?

– Какие жилища бывают у диких животных?

(У медведя – берлога, у волка – логово, у лисы – нора, у муравьев – муравейник, у бобров – хатки, у белки – дупло, у сороки – гнездо и т.д.)

– А кто строит эти жилища?

(Сами животные строят их или находят.)

– А кто строит жилища для домашних животных?

– Кто заботится о животных и о их потомстве?

Дикие животныеДомашние животные
Живут в дикой природе.Живут с человеком.
Пищу добывают самостоятельно.Кормит человек.
Сами находят или строят себе жилище.Человек заботится о жилище для животных.
Самостоятельно заботятся о себе и о потомстве.О животных и их потомстве заботится человек.

Работа в группах.

Составление опорного конспекта

1. Где они живут?

2. Кто их кормит?

3. Кто им строит жилище?

4. Кто о них заботится?

Дифференциация по степени самостоятельности.

Выс. уровень: самостоятельное составление опорного конспекта.

Сред. уровень: составление опорного конспекта по первым словам.

Коллективное обсуждение полученных результатов по опорному конспекту.

Фиксирование данных на доске.

4. Первичное закрепление.

Работа с предметными картинками.

Продолжение работы в группах. Обсуждение доказательства принадлежности данного животного к одной из групп.

Выступление каждой группы. Коллективное обсуждение.

Ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос с доказательством.

Кому необходимо – пользуются опорным конспектом или сравнительной таблицей.

– Как же мы будем делать вывод о принадлежности животного к диким или домашним, пользуясь этим конспектом?

Называю разных животных. Если это домашнее животное, вы приседаете, если дикое – встаете.

лев
свинья
кошка
лошадь
крокодил
кабан
теленок
жираф
овца
индюк
лягушка
таракан
крот

5. Работа по дальнейшему углублению знаний.

Продолжение работы в группах. Каждой группе я назову домашнее животное. Вам нужно будет посовещаться друг с другом и вспомнить, какую пользу приносит это животное человеку, что оно ему дает.

Молоко, молочные продукты (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, сгущенка), мясо, жир.

Продукты питания (мясо, молоко), средство передвижения и перевозки грузов.

Мясо, молоко, молочные продукты (сыр, брынза, творог, сметана), шерсть, пух.

Мясо, жир, сало, щетина (обувные щетки), кожа.

Охрана жилищ и человека.

Спасение людей (в горах).

Средство передвижения (на севере собачьи упряжки).

Защищает жилище человека от грызунов.

– Как вы думаете, всегда ли у человека были домашние животные?

Много тысяч лет назад люди не имели домашних животных. Убивая на охоте диких животных, они иногда приносили их детенышей домой. Детеныши вырастали и привыкали к человеку. Люди стали разводить прирученных животных, от которых они гарантированно могли получить продукты питания, материалы на одежду и обувь.

– Но как вы думаете, должен ли что-нибудь делать человек, чтобы получить от домашних животных то, что ему необходимо?

(Заботиться о них.)

– Как вы считаете, а о диких животных человек может заботиться?

(Не разрушать жилища, не убивать, подкармливать, лечить раненых животных.)

Продолжение работы в группах

Составить загадку о диком животном.

Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.

У какой кисочки
На ушках кисточки?

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный?

Называю разных животных. Изобразить их.

Заяц.
Волк.
Лиса.
Ворона.
Медведь.
Лягушка.
Лошадь.
Петух.

На какие группы можно разделить животных?

Какие отличительные признаки у животных каждой группы?

7. Рефлексия учащихся по усвоению нового знания.

Рассказ об отличиях диких животных от домашних в парах.

Один ученик называет первый признак диких животных, другой – отличительный признак домашних.

(Зеленый сигнал – сосед назвал верно все признаки.)

А теперь нарисуйте своего человечка на лесенке в зависимости от того, насколько хорошо вы поняли новую тему.

Проект в средней группе «Дикие и домашние животные»

Близнюк Оксана Кимовна
Проект в средней группе «Дикие и домашние животные»

Проект

«Дикие и домашние животные»

Автор проекта: О. К. Близнюк-воспитатель

Участники проекта: дети средней группы «Светлячки»

Вид проекта: социальный, групповой, воспитательный

Тип проекта: краткосрочный

Продолжительность проекта: (3 недели)

Проблема: Рассматривая с детьми картинки про диких и домашних животных, я поняла, что многие дети неправильно называют детёнышей животных. У нас появился вопрос, как защищает их окрас? Как они проводят холодные зимние дни? Что бы ответить на вопросы детей и закрепить понятие дикие и домашние животные я решила реализовать проект «Дикие и домашние животные».

Недостаточное внимание родителей к окружающему миру.

Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеет большое значение в дошкольный период в жизни ребенка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме – важный фактор воспитания. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого “Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу”. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другого.

Создание условий для расширения и обогащения знаний детей о домашних и диких животных.

1. Познавательная. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми животными.

2. Развивающая. Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям.

3. Воспитывающая. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

В процессе реализации проекта были выделены этапы проекта:

1 этап- подготовительный:

-Определение темы проекта.

-Формулировка цели и задач.

-Составление плана работы.

– Проведение работы с родителями о том, что нужно рассказать детям о домашних и диких животных;

– Подбор материала, наглядности в рамках проекта.

– проведение мониторинга с детьми и родителями.

На основном этапе проводилась работа по нескольким направлениям:

А) работа с детьми.

Художественная литература: -Чтение и просматривание энциклопедий и фотографий с дикими и домашними животными.

-Чтение сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса».

Разучивание стихов по теме проекта

-Загадки про домашних и диких животных».

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом», «БЕЛКА», «Зайчата»

Физминутки «Козочка», «Корова», «КОШКА», «КРОЛИКИ»

Дидактические игры «Кто как КРИЧИТ», «Кто что ест», «Третий лишний», «У кого кто», «Узнай животное по описанию», «Найди ошибку», «Один-много», «Кто кем становится».

Подвижные игры «Лиса в курятнике», «У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лохматый пёс», «Птички и кошка»

Беседы «Домашние животные», «Дикие животные».

Настольный театр «Три поросёнка».

Развлечение «Бабушка – Загадушка».

НОД. Математика Дидактическая игра «Три медведя», «Поможем мишкам».

Рисование «Раскраски с изображением диких и домашних животных», рисование животных по трафаретам.

Коллективная аппликация «Овечки на лугу».

Настольно печатные игры «Дикие животные», «Домашние животные и их детёныши», «Животные» (парные картинки, «Мир животных», «Чей малыш», «Лото» (животные).

Театрализованная деятельность с участием детей «Репка», «Теремок».

Б) работа с родителями.

1. Папки-передвижки: «Почему ребёнок обижает животных?»

2. Консультации: «Что рассказать о домашних животных детям»,

3. Выставка рисунков «Дикие и домашние животные».

– Подведение итогов в реализации проекта.

– Выставка рисунков «Дикие и домашние животные».

Ожидаемый результат: Дети, должны знать особенности домашних и диких животных, об их роли в жизни человека, уметь группировать объекты природы по признакам: домашние – дикие.

Читайте также:  Как развивать ребенка в годик - советы детского психолога: лучшие методики от специалистов

Критерии мониторинга для детей:

1. знает, кто такие домашние животные?

2. знает, кто такие дикие животные?

3. знает, какую роль в жизни человека имеют домашние животные?

4. Знает, условия жизни диких и домашних животных?

Критерии мониторинга для родителей:

1. Есть ли у вас домашние животные? Какие?

2. Кто ухаживает за животными?

3. Привлекаете ли к этому ребёнка?

4. Какие задания выполняет ребёнок, ухаживая за животными?

5. Беседуете ли с детьми о бережном отношении к животным?

6. Ваши предложения по экологическому воспитанию?

Не смотря на сложность и объемность данной темы, внедрение проекта прошло содержательно и интересно не только для детей, но и родителей.

В ходе реализации данный проект открыл удивительный мир диких и домашних животных. Он поспособствовал к размышлению о взаимоотношениях людей и животных, то есть мы для них или они для нас. Помог ответить на вопросы: Какое место в нашей жизни занимают домашние животные? Что домашние питомцы приносят в нашу жизнь? Какое место в нашей жизни занимают дикие животные”. Он, позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Список используемой литературы:

1. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2007.

2. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.

3. Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М., 2005.

4. Е. Румянцева. Аппликация. Простые поделки. – М. ,2008.

5. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. Развитие речи. – М., 2008.

6. Т. А. Шорыгина. Домашние животные. Какие они? – М., 2008.

7. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М., 2007.

8. Е. А. Сочеванова. Подвижные игры для детей 4-7 лет. – С-П, 2008

9. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. Стихи и рассказы о животном мире. – М., 2005.

10. С. А. Васильева, В. И. Мирясова. Мир животных: дикие и домашние животные средней полосы России. – М., 2008

Конспект совместной познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе «Дикие и домашние животные» Конспект совместной, познавательной деятельности воспитателя с детьми в младшей группе по окружающему миру Воспитатель Горюнова Ольга Владимировна.

Конспект образовательной деятельности «Дикие и домашние животные» для детей средней группы детского сада “Дикие и домашние животные” Цель – систематизировать знания о диких и домашних животных Задачи – образовательные – закрепить полученные.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности «Дикие и домашние животные» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности “Дикие и Домашние животные” Калимуллина Гюзель Матрица проекта.

Урок «Дикие и домашние животные. Сравнение»

Дикие и домашние животные. Сравнение

Цель: закрепить знания о диких и домашних животных

· расширение кругозора детей;

· формирование умения составлять развёрнутую фразу и рассказ-описание.

· коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании;

· коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, в сравнении;

· развитие связной речи, активизация словаря на основе упражнений в словообразовании.

· воспитание бережного отношения к животным;

· воспитание мотивации учащихся к учебной деятельности.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию нового материала.

1 В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Ох и острые же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик.
Все узнали это…( кролик).

2 Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. заяц

На прошлых уроках вы изучали кролика и зайца. Сейчас мы сравним их с помощью опорных схем

Чем покрыто тело?

Тело зайца покрыто шерстью.

Тело кролика покрыто шерстью.

Какой по размеру?

Заяц летом серый, зимой белый. Он сливается со снегом и становится незаметным.

Кролики бывают серые, белые, чёрные.

Корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами.

Морковью, капустой, травой.

У зайца передние лапы короткие, а задние – длинные. Они помогают бежать от врагов. В гору вбирается легко, а с горы – кувырком.

Заяц живёт в лесу.

Кролик живёт в клетке, на ферме.

Изучение нового материала

Отгадайте кто так голос подает

Корова, коза, овца, свинья

– Каких домашних животных вы еще знаете?

Сейчас вы должны внимательно слушать и думать. Игра называется «Так бывает или нет?» Я вам буду читать, и задавать вопрос , а вы будете говорить: бывает или нет.

Вам придётся постараться,

На вопросы дать ответ.

Помогите разобраться – так бывает или нет?

4) Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая.

– Знаешь, почему я лаю? Это я лису пугаю.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

5) Я спросил свою собаку: «Что ты с кошкой лезешь в драку?»

– Это кошка лезет в драку, – замяукала собака.

Я хотела поиграть, а она меня кусать.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

2) В гости я пришёл к корове, выпить кружку на здоровье.

– Хочешь, – хрюкает корова, – я налью тебе парного?

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

Запомните этих животных (день-ночь) что изменилось? Добавился кролик. Почему добавили кролика, а не зайца (домашнее животное).

– Какую пользу приносят человеку эти животные стр 73

Зверь лохматый, косолапый.
Он сосёт в берлоге лапу.

Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный?

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
А хвост пушистый – краса.
А зовут её…

Какие это животные? дикие

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонёк?

Как одним словом назвать их? (животные)

– Какие это животные? (дикие)

– Почему? (живут в лесу)

Сообщение темы урока.
– Кто сможет назвать тему урока?

– Сегодня на уроке мы будем узнавать диких и домашних животных, сравнивать их.

– Возьмите свои конверты Яр Мак

– Вы уже сказали, что животные есть домашние, а есть дикие
– Ребята, животные такие все разные, что же у них общего? Давайте посмотрим

1 – Чем покрыто тело диких и домашних животных? Шерстью

Посмотрите внимательно на животных. Какие части тела у них есть?

Тело животного состоит из частей. У каждого животного есть туловище, голова, хвост, уши, глаза, конечности (лапы и ноги)

Ребята, у каждого на столе у вас есть картинка с рисунком часть животного. Вам надо узнать, чьи это части и составить словосочетание.

2 Вывод: У всех животных есть туловище, голова, хвост, конечности

Ребята, мы с вами увидели, чем похожи две группы животных. А в чем же их различия? Сейчас мы с вами это узнаем.

У каждого животного есть дом.

Где же живут дикие животные? (в лесу)

А домашние животные (рядом с человеком)

Игра «Рассели животных (в лес, в дом)

3 Вывод: дикие животные живут в дикой природе, а домашние рядом с человеком

– Хотя дикие животные и живут в лесу, но у каждого есть е жилище.
Кто строит жилище диким животным?

Кто строит жилище домашним животным?

4 Вывод: Дикие животные находят и строят себе жилище сами, а домашним животным жилище строит человек

Что нужно для того, чтобы жить любому животному? Еда
Кто кормит диких животных? Домашних животных?

Поиграем «Кто чем питается». Мы позвали в гости животных. Чем угостим?

5 Вывод: Дикие животные сами добывают себе пищу, а домашних кормит человек, у которого они живут.

Прочитайте самостоятельно последний признак, по которому мы будем сравнивать животных (детеныши)

– Кто заботится о детенышах диких животных?

– Кто заботится о детенышах домашних животных?

Игра. Выйти к доске и соединить маму и детеныша

6 Вывод: Дикие животные сами заботятся о своих детенышах. Защищают и растят их.
А за детенышами домашних животных смотрит человек, следит за их здоровьем и охраняет их.

– Ребята, в самом начале урока мы говорили о том, что домашние животные приносят пользу человеку. Как вы думаете, а дикие животные приносят пользу человеку?

Человек охотится на диких животных (таких как лиса, заяц) и получает от них ценный мех. Из него шьют шубы и шапки, чтобы зимой нам было тепло.

– Ребята, а м огут ли домашние животные стать дикими?

Бывает так, что люди бросают животных.

Правильно ли они поступают?

Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе есть выставка книг о животных, которые вы читали. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: “Мир – прекрасен!”

Учитель: Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Какими бы мыслями и чувствами вы поделитесь дома?

– О чем расскажите своим друзьям?

Сегодня вы все хорошо работали на уроке.

У разных животных конечности называются по-разному. Есть лапы. А есть ноги.
– Может быть кто-то знает, почему у одних животных конечности мы называем лапами, а у других ногами?

Лапами мы называем конечности животных, у которых есть когти, а ноги у тех животных, на конечностях которых есть копыта

– Назовите, у кого лапы?(Собака, кошка, белка)
У кого ноги(Олень, коза, лошадь)
Молодцы.

Читайте также:  Как выбрать репетитора ребенку: где искать, как подбирать, на что обратить внимание

Домик белки называется – дупло. Белка живет в дупле. Она устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.

Слайд 23
Дом лисы называется – нора. Лиса живет в норе. У норы есть несколько входов и выходов, чтобы она могла легко убежать от врагов.
Слайд 24
Жилище медведя называется- берлога. Медведь живет в берлоге. На зиму медведи укладываются туда спать. Вход в берлогу заваливается ветками и землей, а зимой присыпается снегом.

Слайд25
Жилище волка называется- логово.
Слайд26
А у зайца нет своего жилища. Он спит под кустиками. Там же он может спрятаться от ветра, от дождя и от хищников.
Слайд27

А где же живут домашние животные?
Домашние животные живут рядом с человеком
Слайд28
У собаки – конура
Слайд29
У лошади- конюшня
Слайд30
У коровы – коровник
Слайд31
У овец и коз- хлев
Слайд32
У свиньи –свинарник

Туловище, голова, хвост, уши, глаза, конечности (лапы и ноги)

Роль животных в природе и жизни человека

Животные — одна из важных составляющих окружающего нас мира. Воздействие их на людей и на природную среду очень разнообразно. Животный мир — это необходимое звено природной среды. Если одно из звеньев цепи убрать, то нарушится равновесие всего живого.

Роль животных в природе

Животные населяют все уголки нашей планеты: воздух, землю, сушу, океаны и пресные водоемы. Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов.

Большинство представителей класса Насекомые способствуют опылению растений, увеличивая урожайность зерновых культур. Птицы уничтожают насекомых, которые вредят хвойным лесам, парковым зонам. Животные принимают участие в биологической очистке водоемов, почвообразовании.

При создании новых механизмов используются основы строения и функциональные возможности животных, которые изучает наука бионика (бион — «ячейка жизни»). Бионика помогает человеку создавать уникальные технические системы и процессы на основе идей, найденных и заимствованных у природы.

Первые домашние животные

Человек одомашнил первых животных примерно 12 тыс. лет назад, чтобы иметь постоянный доступ к продуктам питания и необходимым материалам для пошива одежды, а также для защиты дома или зерновых запасов. Так люди смогли приручить собаку, кошку для ловли грызунов, корову, козу для получения молока. Овца, утка, гусь стали незаменимым источником шерсти, пуха.

Предполагают, что первыми домашними животными стали собаки. Немного позже начали разводить скот для получения мяса и молочной продукции, затем и лошадей стали держать в домашних условиях.

Интересно, что лошади — это единственные животные, участвующие в Олимпийских играх.

Лошади были приручены на азиатской территории примерно 6000 лет назад и использовались для добычи мяса, молока, или транспорта тяжелых грузов. Предки современных лошадей вымерли из-за массового уничтожения охотниками.

Первые животные, которые были приручены

Сильных животных использовали для помощи по хозяйству. Слоны, верблюды перевозили тяжести на далекие расстояния. Крупные парнокопытные вспахивали поля. Овцы и козы выращивались с целью получения меха и шерсти.

Значение животных в жизни человека сегодня

Спортивные соревнования и развлекательные мероприятия не обходятся без участия животных. Множество фильмов снято с животными, как главными героями. Они дружелюбны, легко обучаемы, исполняют необычные трюки и всегда вызывают положительные эмоции и привлекают миллионы зрителей.

Знаменитые собаки Лайка, Белка и Стрелка — осуществили полет в космос. Ездовые собаки транспортируют грузовые повозки, а собаки-поводыри, помогают незрячим людям ориентироваться на местности. Известно много случаев, когда собаки спасали людей, находили наркотические вещества, преследовали злоумышленников.

Животные помогают в проведении опытов в научных лабораториях. Лягушки, крысы, собаки, обезьяны служат подопытными моделями для исследования болезней и разработки методов лечения, получения иммунной сыворотки.

С помощью животных человек может производить продукты питания: сметана, творог, кефир, мясо, мед и многое другое. Используются для промышленного производства также шерсть, перья, шкуры, пчелиный воск, фармакологические компании применяют яд пчел для изготовления лекарственных средств.

Роль животных в жизни человека

Для охраны природы была создана Красная книга. В ней записаны животные, которые находятся на грани вымирания. Они не смогут выжить, если не будут находиться под охраной. С этой целью создаются заповедные территории.

Дружба с животными дает человеку много позитивных эмоций, что положительно сказывается на здоровье. Люди становятся после общения с животными добрее и заботливее.

Вред животных для жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека не всегда положительное. Животные могут вызывать тяжелые заболевания. Гельминты, чесоточные, иксодовые клещи, комары являются переносчиками возбудителей клещевого энцефалита, малярии, сыпного тифа.

На складах водятся хлебные клещи, грызуны, которые наносят ущерб запасам зерна. Многие грызуны, насекомые используют как пищу сельскохозяйственные растения, что значительно снижает урожайность. Животные, с ядовитыми железами, могут поражать человека, что приводит даже к смертельному исходу (тарантул, левантская гадюка, кобра).

Для разумного использования полезных животных и эффективной борьбы с вредителями, нужно знать особенности их жизнедеятельности в разных условиях окружающей среды. К примеру, до недавнего времени считали, что все хищники вредители и их массово истребляли. Но после исследования поведенческих особенностей хищников было обнаружено, что волки в первую очередь охотятся на слабых и больных животных, а птицы поедают грызунов, которые вредят лесам и злаковым полям. Поэтому хищники это необходимое звено в нормально существующем биоценозе.

Роль животных в жизни людей. Влияние домашних животных на формирование характера ребенка

Дата публикации: 25.04.2016 2016-04-25

Статья просмотрена: 10188 раз

Библиографическое описание:

Мещеряков К. В., Балабанова Т. Н. Роль животных в жизни людей. Влияние домашних животных на формирование характера ребенка // Юный ученый. — 2016. — №1.1. — С. 38-39. — URL https://moluch.ru/young/archive/4/381/ (дата обращения: 28.02.2020).

В статье описывается роль животных в жизни человека и человека в жизни животных.

Ключевые слова: роль животных и человека.

«Мы в ответе за тех, кого приручили!»

Антуан де-Сент Экзюпери

Тема отношения людей и животных является одной из самых актуальных, острых и животрепещущих. Мир, состоящий из животных — это одна составляющая всей природной среды. В природе всё взаимосвязано и сбалансировано. Животные способствуют постоянному естественному отбору, происходящему, как в растительном, так и в животном мире.

Роль животных в жизни человека и человека в жизни животных, с которыми он сосуществует в течение многих веков, огромна. Комментируя данную тему, следует отметить, что люди оказываются причастными ко всякой живой сущности, соседствующей с ними. Необходимо соблюдать баланс в природе, не уничтожать бездумно тех, с кем мы соседствуем на протяжении веков.

Люди должны нести ответственность за тех, кого они приручили, поселили рядом с собой. Определив для себя их предназначение, люди должны заботиться об их пропитании, создавать приемлемые условия для их существования.

Животные — это часть окружающего нас мира. Влияние их на человека и на природу Земли в целом очень многообразно. Мир, состоящий из животных — это одна составляющая всей природной среды. Уберите одно звено — и цепь порвется, нарушится равновесие, последствия будут самыми печальными.

Всем известно, что животные играют важную роль, в человеческой жизни. Они обеспечивают людей едой и сырьем, помогают в хозяйстве и лечении заболеваний, защищают от недоброжелателей и просто радуют глаз. Благодаря животным произошла эволюция человека. С домашних животных человек имеет: шелк, кожу, воск, шерсть и другое сырье. Рыболовство, а именно морской промысел так же имеет огромную значимость.

В XX веке началась массовая вырубка леса, очищались площади для строительства различных станций, зданий. Большинство диких зверей оказались в трудной для существования ситуации, численность животных резко уменьшилась, некоторые виды начали исчезать, какие-то стали большой редкостью. Началось браконьерство, которое истребляло животных, которые считались редкостью. Животными населена вся земля, весь земной шар: почва, поверхность суши, моря и пресные воды.

Животные в дикой природе участвуют в круговороте веществ и поддержании биоценоза. Одни из них употребляют в пищу растения, другие питаются представителями фауны, третьи поглощают остатки мертвых организмов. Хищные животные регулируют численность популяций растительноядных, а те, в свою очередь, не дают чрезмерно размножаться растениям.

Человечество одомашнило первых животных около 12 тысяч лет назад. Считается, что первыми помощниками людей стали собаки. Несколько позже возникло мясное и молочное скотоводство, затем человек одомашнил лошадей. Значение животных в жизни человека во многом определяется той пользой, какую он получает от домашних видов. Сначала человек пользовался продуктами, полученными от диких животных, а затем постепенно одомашнил их и стал выводить породы, отличающиеся высокопродуктивными качествами. Особенно ярко это проявилось в пчеловодстве и птицеводстве. Человечество использует некоторые виды диких животных для биологической борьбы с различными вредителями. Приручив животное, охотник стал хозяином. С этого времени он должен был заботиться о своем питомце, организовывая домашнее хозяйство.

Сильных животных приручили для помощи в хозяйстве. Слона, осла и верблюда используют для переноса тяжелых вещей на дальние расстояния. Крупный рогатый скот помогает при вспахивании земель. Овец, коз и лам, песцов разводят ради меха и шерсти. Слонов, буйволов, лошадей, верблюдов люди приручили для выполнения тяжелой работы. С животными связано много спортивных и развлекательных мероприятий. Животные-артисты и актеры кино, милые существа. Они дружелюбны, обучены, выполняют разные трюки и самое главное для зрителя — вызывают массу положительных эмоций.Фильмы о дружбе человека и животных всегда имели огромный успех. Лошади являются прекрасным транспортом. Лошади, единственные животные, принимающие участие в Олимпийских играх. Собаки выполняют самые разнообразные обязанности, помогая своим хозяевам. Собаки Цыган и Дезик первыми совершили полет в стратосферу. И конечно всем известные Лайка, Белка и Стрелка — эти знаменитости, побывавшие в космосе. В сельской местности они стерегут скот в стаде, ходят с хозяином на охоту, травят зверя. Ездовые собаки в упряжках перевозят людей и грузы. Есть собаки-водолазы и поводыри, помогающие незрячим ориентироваться в беспокойной обстановке города. Эти умные животные спасают людей, ищут взрывчатые вещества и наркотики, находят по следу преступников, охраняют государственную границу нашей Родины. Для исследовательских и учебных целей во всех научных лабораториях разводят многих животных. Это лягушки, голуби, крысы, золотистый хомячок, собаки, обезьяны.Животные лечат и делают людей добрее. Любовь к животным обогащает сердце и душу человека.

Читайте также:  Ребенок 1 год 8 месяцев: развитие речи, навыков, общения

Международный союз охраны природы составил Красную книгу. В нее занесены виды животных, численность которых стала угрожающе низкой. Они обречены на гибель, если не будут приняты надлежащие меры охраны. В России уделяется большое внимание сохранению животного мира. В настоящее время в России запрещена охота на многие виды зверей и птиц. Организованы многочисленные заповедники и заказники. Многие виды животных из-за сокращения их местообитаний или нарушения равновесия экосистем, в которые они входят, находятся под угрозой. Необходимо приложить еще немало усилий к охране животного мира нашей страны. Задача человечества сохранить редкие виды животных на Земле!

Общение с животными приносит много положительных эмоций, и полезно как для психики, так и для здоровья. Животные делают людей добрее, учат заботиться и проявлять сострадание. Как дети природы, все мы нуждаемся в общении с живыми существами, которые способны подарить нам свою любовь и преданность, развлечь и успокоить, сделать наш дом красивым и уютным. Животные прекрасные лекари. Общение с лошадьми и дельфинами легло в основу терапии при многих заболеваниях у детей. Наличие домашнего питомца в семье с маленьким ребенком подарит малышу настоящего друга.

Научный факт, положительные эмоции при общении с животными эмоции не только полезны, но и приятны. Когда вы их испытываете, в организме продуцируются энкефалины и эндорфины, регулируя жизнедеятельность организма. Дети считают домашних любимцев друзьями, разговаривают с ними и доверяют свои секреты. Это приобретает особое значение, для нервных и неуравновешенных детей, в наше время детей с отклонениями в деятельности ЦНС стало на много больше. И присутствие домашнего любимца помогает избавиться от страхов и не дает им перерасти в фобию. Эмпатия — это оценка эмоционального состояния другого существа и сопереживание ему, существует почти у всех домашних любимцев.

Благодаря животным дети быстро забывают о своих проблемах и неприятностях, обретают душевное равновесие. Дети, которые растут в контакте с животными, быстро приобретают иммунитет и устойчивость к аллергическим реакциям. Очень важно прививать хорошее отношение ко всему живому на планете и демонстрировать, как следует ухаживать за питомцем.

Дети доверяют своим четвероногим друзьям свои тайны и секреты. Вместе радуются и печалятся, поддерживают друг друга в различных жизненных ситуациях. Заглядывая в глаза своего домашнего любимца, ваш ребенок видит в нем живую душу, к которой хочется прикоснуться сердцем.Чувство взаимной привязанности гармонизирует не только энергетику, но и эмоции, позволяя более часто улыбаться. Домашние животные помогают многим детям в жизни, в спорте, в учебе, помогают в становлении и формирования характера, воспитанию многих качеств: ответственности, сердечности, любви, состраданию. В нашей современной жизни очень часто людям и детям не хватает именно этих качеств!

Перед тем как завести себе домашнего друга, нужно серьезно обдумать этот важный шаг. Ведь это живое существо, которое, несмотря на занятость и усталость требует к себе внимания и заботы. Домашний питомец не игрушка! От даже самых маленьких животных бывает грязь, шерсть, перья и много других непредвиденных неприятностей. Важно регулярно показывать любимца ветеринару. Необходимо внимательно и аккуратно подойти к выбору домашнего питомца! Любите и берегите животных!

“Дикие и домашние животные”
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тема НОД: «Дикие и домашние животные»

Средняя группа № 2

Занятие по закреплению знаний, умений и навыков

Цель: Закрепить знания детей о домашних и диких животных.

Задачи:

Образовательные:

– Закреплять знания детей о диких и домашних животных;

– Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

– Расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;

– Помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, обозначающие животных и их детенышей (медведь – медвежонок).

Развивающие:

– Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;

– Развивать: внимание, память, мышление;

– Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.

Воспитательные:

– Воспитывать доброе отношение к диким и домашним животным, желание помочь;

– Продолжать формировать интерес к живой природе;

– Наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда;

– Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением животных и их жизни в природе, мольберт, фигуры животных, разрезные картинки животных.

Предварительная работа:

– Создание коллажа из газетных вырезок и журналов;

– Выставка в группе рисунков по этой теме;

– Чтение художественной литературы;

– Заучивание стихов, чтение загадок.

Ход деятельности:

1. Организационный момент

Воспитатель: – ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Звучит музыка (голоса животных).

– дети, чьи это голоса? (лошади, коровы, кошки, слона).

– как можно назвать их одним словом? (животные)

– каких мы знаем животных? (дикие и домашние)

Сегодня мы с вами вспомним домашних, диких животных и их детёнышей, где они живут.

– Скажите, в чем отличие домашних животных от диких? (Место проживания, добывание пищи). (Ответы детей).

Воспитатель – Дети сегодня я приглашаю Вас в удивительный мир животных. Вы готовы отправиться в путешествие. Ну, тогда начнем!

Давай построимся паровозиком и отправимся к первой станции, которая называется «Станция загадок».

У нас на столе разложены картинки животных. Я буду загадывать вам загадки, кто первый отгадает загадку, тот должен найти подходящую картинку и повесить на мольберт.

2. Д/игра «Загадывание загадок

1. По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица.
(Белка)

2. А я, ребята, летом серый.
А вот зимой, как снег я белый.
Все говорят, что я трусишка.
А я лишь маленький… (Зайчишка)

3. Хвост пушистый,

В деревне кур крадет! (Лиса)

4. Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)

А в лапках – цап – царапки. (Кошка)

6.На спине иголки,

Длинные и колкие.

А свернется он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Еж)

Чтобы другом ее стать,

Нужно косточку ей дать.

Нет, она не забияка.

В конуре живет. (Собака)

Воспитатель: какие из этих животных дикие, перечислите их.

а какие домашние?

Воспитатель. Чем они отличаются друг от друга?

Дикие животные – живут в лесу и добывают пищу себе сами. Домашние – потому, что за ними ухаживает человек.

Воспитатель. Ну, что ребята молодцы с этим заданием вы хорошо справились!

Ну что, поехали дальше? Давайте построимся в паровозик. Следующая станция «Зоопарк»

3. Игра «Зоопарк»

Ой, ребята, ночью в зоопарке случилась беда. Дикие и домашние животные гуляли и все перемешались. Как нам им помочь? У нас есть лесная полянка и деревенский дворик. Как вы думаете, каких животных можно поселить на лесную полянку, а каких на деревенский дворик.

– молодцы! Животные говорят вам спасибо, что помогли вернуться им домой.

– следующая остановка – игра «Кто лишний»

4. Д. Игра «Кто лишний»

Воспитатель: Посмотрите на столе картинки с изображением животных. Но по моему в каждом ряду допущена ошибка, а как вы думаете? Давайте все вместе найдем ошибки и исправим их. (Дети, по очереди перечисляют животных вывешенных на доске и находят лишнее).

– Волк, медведь, заяц, ласточка (ласточка лишняя – это птица);

– Корова, коза, поросенок, лиса (лиса лишняя – это дикое животное);

– Овечка, тигр, лев, медведь (овечка лишняя – это домашнее животное).

– А сейчас давайте построимся и поиграем в мяч.

5. Д. Игра «Назови детеныша»

Я буду бросать вам мяч, и называть взрослых домашних или диких животных, а вы назовете мне их детенышей.

У собаки – щенок; у лисы – лисенок; у коровы – теленок; у кошки – котенок; у волка – волчонок; у ежа – ежонок; у козы – козленок; у белки – бельчонок; у медведя – медвежонок; у лошади – жеребенок; у свиньи – поросенок; у курицы – цыпленок.

6. «Раскрась картинку»

А сейчас я вам предлагаю раскрасить лесного жителя – медведя. Проходите за столы и садитесь по удобнее.

7. Подведение итогов:

Воспитатель. Дети давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии и о ком говорили? Мы говорили о домашних и диких животных, рассматривали картинки с их изображением.

Воспитатель. Почему мы их называем дикими и домашними?

Дети. Потому что дикие животные живут в лесу. А домашние – с человеком.

Воспитатель. А что мы еще с вами делали?

Дети. Отгадывали загадки о животных.

Воспитатель. Что вам больше всего запомнилось?

– Вам понравилось наше путешествие?

– Вы сегодня очень хорошо занимались, все ребята молодцы!

Ссылка на основную публикацию