Плюсы и минусы методик на раннее развитие детей младшего возраста

Плюсы и минусы раннего развития ребенка

Умные детки, не умеющие ещё толком говорить, смотрятся волшебно. И все родители кидаются на поиски различных методик для того, чтобы воспитать и своих детей так же. Но так ли хороша система раннего развития и нужна ли она детям?

Пару слов о раннем развитии детей

Бурный и всеобъемлющий прогресс покорил мир, человек стал развиваться быстрее и всё вокруг него также эволюционирует. Теперь мамы и папы с рождения пытаются своё чадо обучить всему: чтению, счету, рисованию, английскому языку и другим наукам. Деток водят на гимнастику, танцы, плавание, музыку и прочие кружки, а в школу сдают в 5-6 лет.

Интенсивно развивать способности крошек от 0 до 3 лет традиционными методиками невозможно. Для правильного развития крохи, важно учитывать его индивидуальность, видеть конкретные таланты, чтобы их и развивать. Мамы и папы должны быть достойным примером, чтобы помочь малышу развиваться в какой-то области. Поэтому им не стоит навязывать ребёнку хобби, которыми они увлекались в детстве и не смогли добиться результатов.

Родителям важно выявить у своего малыша удивительные способности и выбрать одну из методик для их развития. Чем раньше это случиться, тем лучше. Ведь, если выбор сделан ошибочно, его можно будет изменить, обратив внимание на другое направление для развития.

Популярные методики раннего развития ребёнка

Многообразие развивающих методик удивляет. Среди них можно выделить более популярные системы обучения, в которых есть свои плюсы и минусы.

Плюсы и минусы методик обучения детей с пелёнок

Методика Глена Домана

О карточках Домана наслышаны во всём мире, благодаря ним, дети учатся читать достаточно быстро. Многие родители, покупают наборы карточек и развешивают их на стены детской комнаты или крепят к бортикам кроватки.
Принцип методики обучения заключается в том, что малыш с рождения учит читать слова целиком, а не по буквам и складам. При этом такое обучение проходит на подсознательном уровне.

Плюсы: детей можно начинать обучать чтению этим методом с рождения, хотя рекомендованный возраст от 6 месяцев.

Минусы:

  • родители должны быть профессионально подготовлены. Потому что просто стены, обвешанные карточками Домана, не научат ребенка читать. Мамам и папам надлежит уделять время, просматривать карточки вместе с малышом, произносить чётко и правильно слова, пользоваться специальными рекомендациями психологов и не забывать об инструкции к карточкам;
  • высокая стоимость комплектов развивающих карточек.

Методика Зайцева

Не менее модные кубики Зайцева помогают маленьким детям в игровой форме освоить мир чтения и счёта. Набор для чтения состоит из кубиков с изображением разных слогов. С их помощью, дети учатся читать и различать звуки.
Наборы для счета состоят из системы таблиц, рассказывающих всё о числах.

Плюсы:

  • методики чтения и счета хорошо сочетаются друг с другом;
  • активность обучения;
  • проходят в форме игр;
  • не надоедают детям.
  • методика обучения чтению рассчитана для детей от 2,5 лет, а счета – от 3 лет;
  • сложность алгоритма занятий. Родителям требуется тщательно готовиться к занятиям, строго следовать инструкции, уметь работать с таблицами;
  • скорость обучения, которая и так не высокая, снижается из-за непрофессионализма родителей.

Методика Марии Монтессори

Система обучения основана на изучении детьми специальных материалов, похожих на игрушки. Занятия этой методикой кажутся неорганизованными, дети самостоятельно играют с водой, крупами, геометрическими предметами и прочими материалами, которые были разработаны автором для обучения детей от 3 лет.

Сейчас системой Монтессори многие родители обучают деток младшего возраста, начиная от 6-8 месяцев.

Материалы для занятий делятся на 6 категорий:

  1. Игры с водой.
  2. Игры с крупами.
  3. Творческие занятия.
  4. Спортивные занятия.
  5. Изучение математических понятий (размер и объём предметов).
  6. Сенсорное развитие.

Программа не имеет конкретных требований, ребёнок выбирает материалы, которые ему интересны самостоятельно и в собственном темпе играет с ними. Родители не вмешиваются в игру, но им следует наблюдать за малышом, периодически подходить и показывать, что нужно или что можно делать с определённым набором предметов.

  • у ребёнка есть абсолютная свобода действий;
  • ребёнка заинтересовывают различными предметами, и он далее развивается самостоятельно;
  • дети, обучающиеся в специальных студиях Монтессори, играют вместе с другими детьми. Они учатся заботиться друг о друге, старшие дети помогают младшим;
  • с помощью данной программы хорошо развиваются практические навыки и интеллект.
  • отсутствует гармоничное развитие ребенка из-за отсутствия в программе обучения эстетических занятий (творчества, танцев, музыки и т.п.);
  • отсутствие основной базы развития детей – подвижных и ролевых игр;
  • слабое развитие правого полушария, отвечающего за гуманитарные способности;
  • дети, посещающие занятия в студиях для развития Монтессори, тяжело поддаются дисциплине в обычных детских садах и школах.

Методика Железновых

С помощью этой методики детей обучают с раннего возраста математике. Основана она на весёлых песенках о счёте и таблице умножения.
Плюсы: детям нравятся песни, поэтому информация усваивается быстро и легко, а само изучение проходит весело.

Минусы: весёлость заданий не всегда приводит к пониманию математических действий с числами. Дети зачастую просто заучивают песенки и не разбираются в самом процессе счета.

Классические методы

К классическим методикам относятся методы обучения счета при помощи пальчиков на руках и с использованием каких-либо сподручных средств, а также обучение чтению основанное на «фонемному» принципу. Суть этого принципа состоит в запоминании всех букв по отдельности, потом складывании их в слоги, а потом только в слова.

Плюсы:

  • счет на пальчиках всегда веселит малышей, ведь существует уйма весёлых пальчиковых игр и песенок, которые можно использовать при обучении;
  • наличие множества доступных по цене пособий, помогающих родителям обучать детей чтению.
  • детям, научившимся считать на пальчиках, трудно начать счет с какого-то конкретного числа или научиться считать после 10. Многие детки начинают паниковать, когда им не хватает пальчиков что-то посчитать;
  • слабо эффективен и классический метод обучения чтению. Этап, когда буквы сводят в слоги, детям даётся трудно и может затягиваться на пару лет.

Существует много разных методик, к примеру, занятия с разноцветными пирамидками, состоящими из разных фигур, специальные пазлы, кубики и т.п. При помощи разнообразных развивающих игр родители закладывают своему чаду с детства основы каких-то наук.

Положительные моменты и изъяны системы раннего развития детей

Поглощающая современное население система раннего развития ребенка имеет преимущества и недостатки, как и различные её методики обучения.

Преимущества раннего развития детей:

  1. Дети быстро развиваются. Дети начинают писать, читать, говорить на английском, играть на музыкальных инструментах и удивлять прочими вещами ранее своих сверстников.
  2. Наличие множества разных методик.
  3. Благодаря правильному выбору системы воспитания, интенсивность развития мозга крохи увеличивается.
  4. Обучение дает быстрые результаты.
  5. Появляется возможность раннего обнаружения талантов у ребенка для дальнейшего их развития.

Не зная о подводных камнях системы раннего обучения, мамы и папы своим торопливым развитием могут навредить крохе.

Изъяны раннего развития ребенка:

  1. Чрезмерное обучение приводит к потере ребенком детства.
  2. Излишняя нагрузка вызывает переутомление у деток.
  3. Способности детей вызывают восторг в раннем детстве или младших классах, в дальнейшем дети начинают отставать в учёбе.У малышей по природе доминирует правое полушарие, естественным образом, они познают мир с помощью чувств. Дети умеют фантазировать, но не анализировать правильно информацию. С помощью раннего развития, развивается левое полушарие, а правое начинает отставать в развитии. Такие дети могут изучить быстро буквы, числа, ноты и любые факты, а также легко ими манипулировать. Но из-за неразвитости творческого полушария, им тяжело придумать что-то самостоятельно. Ребёнок может воспроизвести по нотам любую мелодию, срисовать картину, спеть песню, но не способен будет сделать что-то новое и выдающееся.
  4. Отставание в развитии речи. За письменную речь (письмо и чтение) и устную отвечают разные зоны мозга. По природе у новорожденного доминирует формирование центров, отвечающих за устную речь. Преждевременная стимуляция зоны, отвечающей за чтение, приводит к её стремительному развитию и доминированию над центрами восприятия и воспроизведения устной речи. Затормаживание нормального речевого развития приводит к тому, что детки не могут во время ни говорить, ни читать. Малыши могут находить и распознавать карточки или кубики, но им будет трудно использовать нужные слова по прямому их назначению, что очень важно для коммуникации.

Правила для обучения детей с рождения

При желании пользоваться системой раннего развития, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Занятия проводить в форме игры.
  2. Принять тот факт, что новорождённые не увлекаются одним занятием долго, поэтому не заставлять малыша учиться вопреки его желанию.
  3. Игры, не заинтересовавшие малыша, следует отложить, а не навязывать ему.
  4. Следить постоянно за реакцией и эмоциями ребенка в ходе игры.
  5. Не отвлекаться во время своих занятий на домашние заботы или разговоры по телефону, иначе в этот момент малыш может утратить интерес к обучению и отвлечься также чем-то другим.
  6. Всегда помогайте малышу, пока он не научиться то, что нужно делать сам.
  7. Не сравнивайте своего малыша с другими детками его возраста. Не пытайтесь стремительно догнать их развитие, если вам кажется, что ваш ребёнок отстаёт от них, так как в развитии детей допускается отклонение в несколько месяцев. Поэтому дети развиваются все по-разному.
  8. Не ждите скоропостижного ощутимого результата от занятий.
  9. Обучение должно приносить удовольствие малышу и родителям.

Поддаваться ли соблазну раннего развития, в котором есть свои плюсы и минусы, родители должны решать самостоятельно. Начать испробовать любую из методик можно всегда, родителям важно уметь во время останавливаться, не нагружая малыша. Главное не результат, а получение радости от совместного познания чего-то неизведанного для крохи. Потому что детство должно проходить счастливо и беззаботно.

5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы

© Photo by li tzuni on Unsplash

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

Основные методики детского развития

1. Методика Марии Монтессори

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

3. Методика Глена Домана

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Читайте также:  Развивающие интересные занятия для детей 4-5 лет

4. Вальдорфская методика

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

5. Система Никитиных

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Детские развивающие центры. Вести детей или нет?

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Методики раннего развития: плюсы и минусы
статья

В данной статье говорится о выборе методик раннего развития детей и о том, действительно ли, они так полезны для детей. Статья будет полезна родителям, педагогам раннего развития, учителям-дефектологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Методики раннего развития29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методики раннего развития: плюсы и минусы

Любой маме хочется, чтобы её ребенок рос и умнел быстрее, чем иные детки – всё дело в обычном человеческом эгоизме, который находит утешение в приятной зависти других людей. Не поэтому ли в последнее время авторские методики раннего развития детей стали такими популярными? Сколько подготовительных курсов открыто для малышей, которые за занятиями не успевают, как следует распробовать детство.

Кажется, что в использовании авторских методик раннего развития детей нет ничего страшного – сплошная польза для подрастающего и развивающегося организма. Однако детские психотерапевты несколько последних лет стали придерживаться иного, кардинально противоположного мнения. Ещё бы – ведь к ним на прием всё чаще стали приходить крошечные детки, у которых обнаруживаются совсем не детские нарушения психики. И врачи в один голос обвиняют в случившемся именно эти методики, разработанные для раннего развития малышей. А ведь мозг детей не всегда успевает поспеть за таким количеством информации, которое мамочки самозабвенно пытаются всунуть в голову подрастающего чада. Молодые родители спят и видят, как их малыш ещё лёжа в люльке будет поражать всех своим умением считать до десяти и читать по слогам – однако стоят ли эти навыки, которые вполне можно развивать и немного позже, проблем с психикой?

Обычно болезнью «раннего развития» болеют женщины, живущие в мегаполисах – ведь там и доступ к информации шире, и возможностей больше. Как же часто мама, гуляя с малышом в парке, вынуждена выслушивать гордых родительниц, рассказывающих о том, что их дети в три года уже умеют довольно сносно и внятно читать и даже знают простой счет. Тогда мы и начинаем чувствовать себя ничтожеством – ведь мы-то не смогли научить своё чадо читать и писать, не воспользовались возможностями, которые предлагают нам книги и прочие ресурсы. Придя домой, мы судорожно скачиваем с Интернета всевозможные методики раннего развития, читаем отзывы счастливых мам – и начинаем внедрять основы программ в жизнь своих малышей. Конечно, ведь мы не хотим, чтобы Витенька из соседнего подъезда был в школе отличником, а наше чадушко – хорошистом.

Однако гордое слово «развитие» в данном случае не совсем уместно. Вы просто пытаетесь с раннего возраста начать влиять на формирование личности ребенка: физическое, психическое и, конечно же, интеллектуальное. И все так называемые «школы», где практикуют раннее развитие, ничего общего с последним не имеют – обычно они лишь пытаются в ходе занятий напичкать малышей теми знаниями, которые им предстоит изучать в первых классах школы. Но ведь это не имеет никакого отношения к развитию, так как, наоборот, именно развитие ребят и тормозится в процессе набивания их голов новыми знаниями. Но родители этого не понимают – они лишь понимают, что при сдаче тестов на поступление в элитное учебное заведение именно их дети получат заветный шанс пройти задания и успешно вступить в ряды обучающихся.

Бум успеха школ, скандирующих об авторских методиках раннего развития детей, приходится на середину двадцатого века, когда горе-преподаватели детских дошкольных учреждений в один голос заявили, что после трех лет начинать развивать ребенка уже поздно. Мамочки хватались за головы и бросались наверстывать упущенное и поголовно обращались к авторам и разработчикам методик за помощью. Не мудрено: ведь им обещали, что малыш всенепременно станет гением, вундеркиндом. Вот и «велись» молодые родители на громкие и многообещающие лозунги. Обычно в «школах» использовали несколько методик сразу, выбирая из каждой что-то главное, основополагающее. Среди излюбленных авторских методик были программы Никитина и Монтессори, Тюленева и Зайцева. Но правильный ли это подход?

Мария Монтессори: итальянский опыт развития

Госпожа Монтессори, уроженка Франции, всю свою жизнь посвятила реабилитации и обучению детей с умственными отклонениями. Она стала автором методики, инвентарем для упражнения которых были специально спроектированные рамки из картона, кубики и карточки, которые развивали мелкую моторику детских ручек. Это всегда было очень важно, ведь нервные окончания, находящиеся на самом кончике пальчика, способны стимулировать речевой центр головного мозга. Вследствие занятий по методике Марии Монтессори детки с отклонениями быстро учились и говорить, и даже читать и писать – при чем всё это происходило у них гораздо быстрее, чем у здоровых сверстников. После того, как эта методика показала столь великолепные результаты, Монтессори решила внедрить её в процесс развития обычных, здоровых малышей. На сегодняшний день существуют целые школы, работающие по методике Монтессори – и в них обучается множество детей всех возрастов и разных уровней знаний. При этом старшие, опытные малыши изо всех сил стараются помочь своим младшим друзьям в том, что они сами уже давно освоили. Простейшие задачки с вычитанием и сложением дети постигают благодаря… цветным бусинкам, которые нанизаны на тонкую веревочку в хаотическом порядке. А вот читать по методике Монтессори можно научиться, воспользовавшись специально разработанными карточками.

Однако у этой методики есть свои противники. Например, у заведующей лабораторией психологии малышей-дошкольников по имени Смирнова Елена, мнение о методике Монтессори сложилось негативное. Она утверждает, что при таких занятиях учителя напрочь забывают о важности речевого взаимодействия и развитии фантазии малышей. Ведь на подобных уроках ребенок просто не может проявить свои эмоции и чувства, воображение – у него просто нет времени за всеми вычислениями и подсчетами. А ведь если лишать ребенка эмоциональной стороны общения – это может повлечь за собой серьезные негативные последствия, такие как психические расстройства.

Методика раннего развития семьи Никитиных

Эта методика в широких кругах имеет своё название – идея необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей – или сокращенно «НУВЭРС». Суть идеи заключается в том, что малыши могут активно развиваться лишь до трех лет – и если до этого возраста родители вложили в малыша слишком мало знаний и усилий – значит, в будущем их больше не станет. На развитии личности малыша можно будет поставить жирный крест. Такова суть теории Никитиных.

Начали работу Никитины со своих собственных деток. Для проведения занятий они выбрали всевозможные кубики и таблички, задачи на развитие логики у малышей. Однако этим все не закончилось, ведь ключевое значение в методике раннего развития Никитиных отводится развитию физическому. Тело ребенка не должно быть отягощено одеждой (ничего лишнего!), в рационе питания малыша должны преобладать низкокалорийные продукты – и тогда ему легче будет решать все поставленные перед ним задачи.

Но и у этой системы, на первый взгляд вполне гармоничной, есть свой существенный минус – Никитины пекутся о физическом развитии малыша и поднятии его интеллектуальных показателей, однако же эмоциональная сторона его жизни, как и в предыдущей методике, остается весьма скудной, что может привести к непоправимым последствиям.

Но самое интересное в другом. Уже не единожды различные институты раннего развития пытались определить: в чем же суть, в чем особенность этой методики, которую столь рьяно взращивают Никитины? Однако все просьбы о пояснении супружеской парой были отвергнуты по непонятным причинам. Кроме того, даже дети Никитиных не хотят вдаваться в подробности о методе развития, который предлагают их родители. Даже больше – на своих малышах ни один потомок Никитиных сей метод не опробовал. Наверное, это происходит от того, что вследствие следования методики дети не становятся в итоге теми гениями, о которых говорят преподаватели. Люди-то они образованные, но звезд с неба не хватают – так стоит ли подвергать ребенка таким интенсивным и напряженным занятиям ради такой смутной цели.

Николай Зайцев и пресловутые кубики

Все мамы наверняка слышали о так называемых «кубиках Зайцева» и их волшебных свойствах. Педагог из Питера разработал свою собственную методику для обучения детей чтению с младых ногтей. Новаторство заключается в том, что Зайцев рассмотрел главную единицу языкостроения не в слоге, как было принято считать всегда, а в складе. Что такое «склад»? Это либо сочетание рядом стоящих гласной и согласной, либо согласной – с мягким или твердым знаком, либо же просто одна буковка.

Эти склады Зайцев поместил на гранях кубиков, с помощью которых ребенок и начинает изучать свои первые слова и читать. Все кубики абсолютно разные, как в цветовом решении, так и в наполнении. Так, если кубик «описывает» глухой звук, то он заполнен маленькими палочками из древесины. А вот «звонкие» кубики заполняются металлическими крышками небольшого размера – чтобы звенели погромче. Если же в нутрии кубика расположены бубенцы или колокольчики – значит, его грани «помечены» гласными звуками. Такое разделение обязательно поможет ребенку научиться максимально быстро отличать гласную от согласной, а звонкий звук – от глухого.

Если вашему чаду три-четыре года, то вы можете ознакомить его с кубиками Зайцева – они помогут ребенку научиться читать буквально за первые несколько занятий. Ранее начинать смысла нет – ведь не смотря на то, что малыш уже легко запоминает звучание звуков и умеет их различать, всё же ему остается непонятным, что эти звуки могут сливаться в слова, поэтому читать он не сможет. Кубики Зайцева могут помочь ребенку выучить все предлагаемые склады, однако нужно ли это делать? Ведь, придя в школу, ему будет очень туго. Он будет переучиваться искусству чтения заново – а ведь это не так уж и просто.

В. Тюленев и его методика

И уж совсем поражает своей скоротечностью и результатами метод, который предлагает к внедрению в детское создание педагога Виктора Тюленева. Свои педагогические эксперименты он производил на собственных детях, что должно внушать уважение мам – ведь своим детям плохого не сделаешь. А значит, методика действительно стоящая.

Способ Тюленева заключается в том, что с самого раннего детства родители должны позаботиться о том, чтобы ребенка окружали всевозможные карточки, таблицы, портреты гениев человечества – мол, таким образом дети будто взрастают в атмосфере интеллектуальной научности.

Методика раннего развития для детей от Виктора Тюленева действительно приносит результаты. Дети уже в год учатся читать, а память их развивается настолько, что ко второму году жизни они могут цитировать наизусть сложнейшую поэзию.

В итоге родители начинают скрывать своих вундеркиндов от любопытных глаз соседей и задумываться над тем – где же он и возьмут средства на престижный лицей, ведь их маленькому гению не пристало учиться в простой школе.

Однако вскоре родители заметят «отметину», которую оставил на их чаде сей метод. Ведь такие нагрузки просто не могут пройти даром. Малыш начинает плакать без повода, замыкаться в себе, капризничать и вредничать, а маме станет весьма трудно найти настоящую причину этой нервозности.

Дальше – хуже. Ребенок идет в первый класс. Он действительно блещет знаниями и умениями, которыми пока что не могут похвастать иные детки. Но чем дальше «в лес» – тем становится понятней, что именно такому вундеркинду трудней всего дается учеба, сам её процесс. Он не знает, что такое «зубрёжка», не может посидеть над учебником, вчитываясь в параграфы – ведь он не помнит, как его учили чему-либо в нежном возрасте года от роду.

Психологи утверждают, что в какой-то степени желание родителей поскорее научить ребенка «взрослым» умениям диктуется тем, что взрослые просто не хотят играть в детство, раскладывая маленькую посудку или устраивая своему крохе кукольный театр. Им просто удобнее, чтобы ребенок на досуге читал книгу. В итоге их дети сами страдают от этого «раннего развития».

Кроме того, специалисты говорят, что нет ничего плохого в том, чтобы начать обучение чтению не в три года, а в пять – это не столь разрушительно скажется на слабой детской психике. Да и не совсем понятно чем так не угодили современным родителям уже проверенные «Ладушки», «Сороки-вороны», сказки про рукавичку и Колобка? Неужели желание быть в ногу со временем стоит этого издевательства над малышами?

Поэтому в этой статье я выделила еще одну методику раннего развития О. Н. Тепляковой

Стержнем обучения в методике Тепляковой являются игровые ситуации.

Вокруг увлекательного сюжета выстраиваются все виды деятельности: наблюдение, взаимодействие с предметами, пение и музицирование, рисование, лепку, аппликацию, математические операции, чтение и письмо. Для игры берется интересная для малыша ситуацию из реального опыта и обыгрывается самыми разными способами.

Конечно, можно показать карточку с изображением машинки и словом “машинка”. Но лучше, понаблюдать за реальным самосвалом на улице, дома покатать машину за веревочку, посадить в нее игрушки и пересчитать; положить в машину карточки со словами и отвезти их мишке; нарисовать машину и наклеить колеса. Согласитесь, куда увлекательнее?

Благодаря такому подходу ребенок хочет играть, узнавать что-то новое и творить! Мало того, Вы и сами как мама (или папа, бабушка) захотите играть! В результате между Вами и Вашим ребенком установятся особенные, доверительные отношения, наполненные вдохновением.

В играх по методике Тепляковой Вы можете научить своего ребенка:

  • Создавать художественные произведения (рисовать, лепить, клеить)
  • Читать и писать, а также сочинять свои стихи и рассказы
  • Выступать на публике и участвовать в маленьких спектаклях
  • Петь и музицировать на самых разных инструментах
  • Считать, выстраивать логические отношения, понимать геометрию предметов

Но самое главное – Вы и малыш захотите это делать!

Играя, Вы начнете радоваться успехам друг друга, придумывать новые забавные сюжеты, создавать свои правила, ошибаться, думать необычно, от души веселиться всей семьей.

Особенности игровых занятий по методике Тепляковой:

В силу психофизиологических причин, игра не длится больше 2- 5 минут. Причем, чем меньше ребенок, тем короче занятие. Иначе ребенок выдыхается, раздражается и устает. А тут очень важно его удовольствие от игры. Да и мамам легче выделить 5 минут на игру, согласитесь?

Начинается обычно с двигательной игры.

Движение расслабляет и снимает напряжение. А, если малыш немного сонный, танец помогает взбодрить его. Важно также, что двигаясь, играющие вживаются в образ и всем телом понимаем сюжет игры. Движение – тем более совместное – помогает установить контакт взрослого и ребенка, повышает степень доверия малыша к окружающему миру. Ритмическое движение – в такт песенке или стиху способствует развитию речи ребенка.

Один сюжет – несколько видов деятельности.

В играх сочетаются пение, рисование, письмо, чтение, предметная деятельность и многие другие деятельности. А объединяет эти разные виды активностей увлекательный сюжет. К примеру: сначала гладим кота, потом танцуем, изображая кота, потом рисуем его, обводим, а напоследок подписываем рисунок и перечитываем написанное.

Вовлекает окружающих в игру.

Очень важно – привлекать к игре близких людей, а если их нет рядом, то любимые игрушки малыша – мишку, зайку. Это способствует разнообразию в общении. Приглашая в игру членов семьи, следует убедиться в том, что Вы не встретите сопротивления с их стороны, не будете помехой в их собственных делах. Иногда следует проводить некоторые простые игры совместно с другими детьми – братьями, сестрами, приятелями, возможно, другого возраста, чем Ваш малыш.

Мы учим ребенка общаться и играть с разными людьми, он видит, что играть интересно не только ему и маме.

Завершается похвалой и размещением работы на выставке.

Также мы можем подарить работу близкому человеку, или даже специально подготовить такой подарок! Обязательно привлекаем к рассматриванию работ – игрушки – зайку, например. Чтобы ребенку хотелось играть, хвалите его и в процессе, и в конце игры. Однако, похвала только косвенно относится к самому ребенку – мы стараемся хвалить и любоваться тем, что получилось – Ах, как красиво. Молодец, Саша! Организуйте выставку работ дома, сделайте альбомы творческих трудов малыша. Старайтесь сделать так, чтобы ребенка хвалили и другие члены семьи.

От себя хочется добавить. Игра – это основой вид деятельности детей не только раннего возраста, но и дошкольного. Не надо заменять игру просмотром видеоуроков или развивающим занятием в детском центре, а дома малыш будет предоставлен самому и себе или просмотром мультфильмов. Да, есть случаи, когда ребенку необходимы занятия (если ребенок с ОВЗ), но и они должны проходить в доступной и интересной для них форме. Счастливых игр!

Методики раннего развития детей

На сегодняшний день многие родители стремятся начать обучение детей с самого раннего возраста. Причем чаще всего не анализируется готовность ребенка к этому. Стремление сделать малыша вундеркиндом сегодня на пике популярности. Однако прежде чем отдать его в центр детского развития, нужно как следует обдумать этот шаг, взвесить все за и против. Сегодня любой город просто изобилует разнообразными центрами детского развития, поскольку на них сегодня имеется очень большой спрос. А как известно, там, где есть спрос, непременно появляется и предложение. В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о наиболее популярных методиках развития, рассмотрим их плюсы и минусы и поможем разобраться, какие из них подойдут именно вашему ребенку.

Методики раннего развития: общие сведения

Сегодня существует немало методик, каждая из которых пользуется популярностью. Например, методика Марии Монтессори, Николая Зайцева, Глена Дормана и многих других. В сети интернет родители могут без труда отыскать информацию по любой методике, ознакомиться с отзывами других родителей и сделать для себя определенные выводы, которые помогут сделать верный выбор. Можно даже приобрести книги авторов этих методик развития. Но, как известно, обилие информации по малознакомой теме может здорово сбить с толку. Отделить зерна от плевел в такой ситуации бывает непросто. Кроме того, выбрав какую-то одну систему, можно упустить что-то важное, что может дать какая-то другая. Давайте попробуем разобраться в этом многообразии и выбрать ту систему, которая лучше всего поможет вам правильно развивать своего малыша.

В первую очередь нужно разобраться в том, что же из себя представляет это самое раннее развитие. По сути это система занятий с опорой на определенную авторскую программу обучения опережающего характера. Об этом сообщают даже слоганы этих самых методик, в которых звучит именно такой настрой: “Читать раньше, чем ходить” (П.В.Тюленев), “Математика с пеленок” (А.А. Маниченко), “После трех уже поздно” (Масару Ибука).

А теперь давайте перейдем к главному, а именно – подбору методики. Следует сразу же отметить, что идеальной методики не существует. Понятие “универсальный” в данном вопросе совершенно неприменимо, поскольку каждый ребенок индивидуален и подход к нему, соответственно, тоже. То, что для одного ребенка окажется идеальным вариантом, для другого не подойдет совсем. И это абсолютно нормально. Кроме того, вы не найдете такой методики, которая обеспечит стопроцентно всестороннее развитие ребенка. Именно поэтому если вы выбрали какую-то конкретную систему, не забывайте при этом развивать ребенка и в том, чего она не касается. К примеру, многие методики раннего развития не развивают двигательную активность малыша или сферу эмоций. А ведь развитие того и другого одинаково важно.

Основные методики раннего развития ребенка

Методика Марии Монтессори

На сегодняшний день именно эта методика является наиболее популярной и находится на слуху у всех, в том числе тех, кто совсем незначительно знаком с темой.

Методика представляет собой курс занятий, в ходе которого дети выполняют легкие физические упражнения, среди которых те, которые направлены на развитие у малышей мелкой моторики, речевых навыков. Помимо этого, курс включает в себя занятия лепкой и конструированием, аппликацией и рисованием, а также комплекс развивающих игр, занятия музыкой и танцами.

Во время занятий по этой системе преподаватели обязаны правильно организовать пространство, а также снабдить малыша всевозможными игрушками и прочими предметами, которые могут понадобиться. Согласно этой системе, у ребенка должна быть абсолютная свобода выбора, то есть, из всех предметов, которые есть в его распоряжении, он сам выбирает те, с которыми хочет играть, сам решает, какие навыки хочет освоить. Получается, что ребенок получает полную свободу развития, а педагог только лишь подсказывает ему направление. При занятиях по этой методике ребенок хоть и развивается самостоятельно, но при этом процесс находится под ненавязчивым контролем учителя, а это идеальный для успешного раннего развития баланс. Развитие ребенка по этой методике можно начинать с двух с половино лет. Однако сейчас появляются также учебные группы, в которых дети занимаются по методике раньше трех лет.

Как и любая методика, эта имеет как плюсы, так и минусы

Плюсы методики:

  • Ребенок, который обучается по данной системе, как правило, очень внимателен, в нем достаточно рано происходит развитие самостоятельности, кроме того, не наблюдается проблем с дисциплиной;
  • Во время уроков у малышей происходит активное развитие мелкой моторики, а это будет отличной базой для дальнейшего освоения письма;
  • Также система Монтессори отлично развивает левое полушарие мозга, которое в ответе за моторику, логическое мышление и способности к анализу информации.

Минусы методики:

  • При обучении не происходит развития правого полушария, отвечающего за творческие способности ребенка;
  • Методика может не подойти детям, которые проявляют высокую физическую активность, на уроках они будут чувствовать себя неуютно. А если ребенок слишком замкнут, то занятия по данной методике только усугубят положение дел. По этой системе также не следует заниматься детям, которые проявляют ярко выраженные творческие способности;
  • На уроках по этой системе физическому развитию ребенка почти не уделяется внимания. Кроме того, для развития коммуникативных навыков методика тоже не подойдет, поскольку на занятиях дети преимущественно занимаются индивидуально, не взаимодействуя во время процесса с другими детьми.

Методика Николая Зайцева

Данная система на сегодняшний день занимает второе место по популярности. Основа методики – мысль о том, что склад представляет собой элементарную частицу речи. Складом является пара букв, например гласная и согласная, согласная или твердый/мягкий знак либо одна и та же буква. Склады пишутся на сторонах кубиков. Главный принцип обучения чтению – чтение по слогам, а обучения счету – ряды чисел.

Следует сказать, что обучение по этой системе происходит в форме игры.

Что касается возраста, то можно начинать обучать детей по этой методике с двух-трех лет и продолжать вплоть до дошкольного периода. Уроки по системе могут проходить как в группе, так и в индивидуальном формате.

Плюсы методики:

  • Дети могут быстро научится считать и писать;
  • Отлично натренировать зрительную память;
  • Развить творческое мышление.

Минусы методики:

  • Не способствует развитию мелкой моторики;
  • Может внушить ребенку нежелательное впечатление того, что он знает все.

Методика Глена Домана

Эта система очень удачно комбинирует в себе как физическую, так и интеллектуальную нагрузку. Основа методики – Карточки Домана, на которых крупными буквами написаны слова. Что касается математики, то на карточках нарисованы не цифры, а точки, множества. Автор методики говорит, что обучение и образование детей начинается в шесть-семь лет, в то время как познание – это то, что начинает происходить с момента рождения малыша. Отметим, что в данной системе очень большое внимание уделяется физическому развитию ребенка.

Плюсы методики:

  • Дети усваивают большой объем информации;
  • Могут хорошо натренировать зрительную память;
  • Активно развиваются физически.

Минусы методики:

  • В процессе занятий очень часто ребенок запоминает только слово целиком, отдельные же буквы – нет. Причина – сопоставление слова с картинкой;
  • Если обучать ребенка по этой системе, может получиться так, что он не сможет в нужный момент применить полученные знания;

Вальдорфская методика

Система, которую также называют методикой Штайнера. Основа этой развивающей методики – философия под названием антропософия. Суть в том, что основное внимание в ней уделяется развитию практических и эстетических навыков, а также знаний об окружающем мире. Интеллектуальному развитию внимания не уделяется. Авторы этой системы убеждены, что ребенок должен как можно дольше оставаться погруженным в сказочно-образный мир, что раннее детство – самое подходящее время для развития в ребенке творческого мышления.

Создатели методики считают, что активное обучение письму и чтению следует начинать примерно в двенадцать лет, а до этого нужно делать основной упор именно на развитие творческого мышления, духовных ценностей, а также физического развития.

Занятия по данной системе делают основной акцент на личностное развитие ребенка. По этой причине на уроках ребенка не заставляют что-то делать. Уроки ведутся в небольших группах, которые, кстати, состоят из детей разных возрастных категорий. Каждый ребенок на занятии может просто отказаться делать что-то, но никакого наказания за это не последует.

Плюсы методики:

  • Система отлично подойдет детям, которые обладают гуманитарным складом ума, поскольку отлично развивает в детях творческое начало;
  • Поскольку в методике нет места оценочной системе, учебный процесс для ребенка заметно облегчается, поскольку он не боится ошибаться и чувствует себя более уверенно;
  • Система предполагает наличие различных игр, а также игрушек, которые имеют натуральный состав.

Минусы методики:

  • Не подойдет детям, которые имеют математический склад ума. Им не будет интересно на занятиях;
  • Ребенок достаточно поздно начинает учиться читать и писать. поэтому методика не подойдет для подготовки ребенка к школе;
  • Детям нельзя смотреть телевизор и кино, слушать радио. Авторы методики убеждены, что СМИ оказывают исключительно негативное влияние на детское психическое здоровье.

Методика Никитиных

Суть системы в комплексе определенного набора заданий спортивного характера, которые постепенно становятся все более сложными. Основная идея методики в том, что на уроках детям дается абсолютная творческая свобода. Дети занимаются ровно столько времени, сколько хотят. У родителей лишь одна задача – помогать детям в их развитии, не заставлять их делать то, чего они не хотят. Давать ребенку какие-то подсказки тоже нельзя. Если малыш не может справиться с заданием, ее необходимо отложить до тех пор, пока ребенок не будет готов ее выполнить. Авторы методики считают, что ребенок непременно должен быть заинтересован в любом задании, которое выполняет. А родители должны ненавязчиво его направлять и ни в коем случае не давить.

В системе очень важны физические упражнения. Ребенок с детства должен закаляться и каждый день делать зарядку. Дом должен быть оснащен специальным инвентарем, необходимым для занятий спортом. Согласно методике, ребенок должен относиться к спорту как к важнейшей части своей жизни.

Плюсы методики:

  • Система рассчитана в том числе на обучение домашнего типа. То есть, по сути, ее можно освоить любому родителю и заниматься с ребенком по ней самостоятельно;
  • В ней значительное внимание уделяется как интеллектуальному, так и физическому развитию детей;
  • Методика способствует методично распределять время.

Минусы методики:

  • Не предполагает индивидуального подхода;
  • Очень мало внимания уделяется развитию речевых навыков и творческого потенциала;
  • Применяются достаточно жесткие способы закаливания.

Раннее развитие: обзор самых популярных методик

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Топ-4 методики раннего развития детей: плюсы и минусы

На сегодняшний день существует великое множество игр и методик раннего развития и воспитания, что в пору в них во всем запутаться. Особенно, если малыш первый и долгожданный. Тяжело понять, в каком возрасте стоит начинать заниматься, нужно ли это вообще делать и какую методику выбрать. Сейчас во всем этом будем более подробно разбираться.

Начнем мы, пожалуй, с самой известной и модной нынче методики Монтессори . Ее особенность заключается в простых физических упражнениях, направленных на развитие мелкой моторики и речи (аппликации, рисование, игры, танцы и песни, конструирование и лепка).

Главное, чтобы ребенок все делал самостоятельно. Поэтому задача родителя – организовать весь процесс и обеспечить ребенка всем необходимым. В данной методике малыш сам выбирает, во что ему играть, чему хочет обучаться. Родитель помогает и направляет кроху, подсказывая, что и как делать. Стартовать можно с 2,5 лет.

Примеры занятий: перекладывание руками из тарелки в тарелку риса (гречки), нахождение крышки для бутылки нужной формы, знакомство с предметами (достаете из мешочка разные объекты, называя их), вырезать ножницами по контуру. Здесь важна сама презентация процесса. Все разложить, расставить, продемонстрировать, что нужно сделать и рассказать, как это осуществить.

Плюсы и минусы методики Марии Монтессори:

+ Вырабатывается самостоятельность принятия решения, внимательность, дисциплинированность, наблюдательность.

+ Развитие левого полушария, которое отвечает за моторику, логику и аналитику.

Соответственно правое полушарие, отвечающее за творчество, не развивается.

Нет активного физического развития.

Отсутствует элемент коммуникации и социализации.

Не всем методика может пойди. К примеру, активные и творческие дети очень быстро заскучают.

Второе место по популярности занимает методика Николая Зайцева — нацелена на обучение детей чтению и счету в раннем возрасте. При этом для чтения используются кубики. Они бывают разного цвета. На них изображены разные слоги (пара из согласной с твердым или мягким знаком, из согласной и гласной или одна буква — ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т). Обучение счету происходит при помощи числовых рядов.

Сам процесс проходит в веселой и игровой форме. Дети поют эти слоги, прохлопывая их в ладоши, бегают и прыгают. По тому же принципу осуществляется и знакомство с математикой — по специальным таблицам дети делают арифметические действия. Стартовать можно с 2 лет.

Плюсы и минусы методика Николая Зайцева:

+ Обучение счету и письму.

+ Развитие творческого мышления, тренировка зрительной памяти.

Не происходит развития мелкой моторики, которая нужна при подготовке к письму.

В раннем развитии детей характерную нишу занимает метод Глена Домана . Его особенность – это карточки, на которых крупными красными буквами напечатаны слова. Эти слова нужно громко произносить малышу в слух. Занятия проходят регулярно по несколько раз в день. По мере освоения можно присоединять и карточки, обучающие счету. Они выглядят точно также, но уже вместо слов – точки. В данной методике рекомендуется выполнять регулярно разные физические упражнения, начиная с рождения.

ВАЖНО! Сразу хочется отметить, что данная методика очень спорная и много разногласий по ней существует на сегодняшний день.

Плюсы и минусы методики Глена Домана:

+ Запоминание большого количества информации.

+ Тренировка зрительной памяти.

+ Физическое развитие.

+ Из-за регулярности занятий родители больше времени проводят со своими детьми.

Ребенок запоминает не отдельные буквы, а все слово, сопоставляя его с картинкой.

Нет практического применения знаний.

Малыш может быть «ходячей энциклопедией», но в нужный момент не сообразит использовать свой багаж знаний.

Система Никитиных простая и сложная одновременно. Здесь дети обучаются творческому мышлению и свободны в своих проявлениях. Родители могут предлагать варианты и способ, но не делать выбор за ребенка. Малыш занимается столько, сколько сам хочет по времени, сочетая при этом спорт и другие виды деятельности. Если у крохи не получается то или иное задание – не беда. Просто его нужно отложить до момента, когда ребенок подрастет.

Спорт в данной методике стоит на первом месте. Закаливания с самого рождения, ежедневная обязательная зарядка, спортивный уголок в доме. Потому как спорт – это неотъемлемая часть жизни, а не просто физическая активность иногда.

Плюсы и минусы системы Никитиных:

+ Подразумевает домашнее обучение.

+ Рациональная организация своего времени.

+ Умственное, творческое и физическое развитие.

Мало внимания удаляется развитию речи.

Очень жесткие грани спортивной жизни и закаливания (хождение босиком по снегу, обливание ледяной водой).

Если подытожить, то хочется сказать, что не нужно всецело поглощаться какой-то одной методикой. На самом деле – просто проводите больше времени со своим ребенком. Объясняйте ему, что зачем и почему растет и живет в лесу, парке, читайте вместе книжки, рисуйте, танцуйте. Для крохи будет ценнее ваше внимание. И не забывайте, что ребенок должен развиваться постепенно и последовательно. Не нагружаться всем и сразу. Подарите ему все-таки детство)

Ссылка на основную публикацию