Познавательное развитие – как заинтересовать малыша и занятия

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду

Галина Волкова
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду

– выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду.

– изучить литературу по данной теме;

– основываясь на обобщении и систематизации опыта коллег, а также на собственном практическом опыте выделить методы и приемы привлечения внимания детей;

– внедрить в педагогическую деятельность изученный материал по данной теме;

– составить фотоотчет о проделанной работе.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия. Как молодой педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на занятии.

Будучи мамой двоих детей, интуитивно я понимала, что без «ярких красок», сюрпризных моментов, интонационного и тембрального изменения голоса заинтересовать детей сложно. И это только азы для привлечения внимания. Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, я выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду.

• К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.

• Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм – это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.

• Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников.

Игру недаром называют “ведущей: именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” – отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Простая фраза вроде: “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.

• Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом, чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.

• Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок С. Михалкова:

“Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар”!

Цвет – это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

• Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро – маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории – это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.

• Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей. Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада: пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.

• Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.

• Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения: рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.

Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.

Инновационные методы и приемы в логопедической практике Актуальность. В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного.

«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей» Социализация детей сегодня – это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует.

Консультация для воспитателей Тема: Методы и приемы развития речи Консультация для воспитателей Тема: Методы и приемы развития речи Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы лепки» «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Методы и приемы обучения лепке во второй младшей группе детского сада Здравствуйте, меня зовут Терновская Наталия Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 102». Имею 1 квалификационную категорию, стаж педагогической.

Методы и приемы работы с ребенком по курсу лекций Н. Ф. Барложецкой (педагогическая психология) Многие педагоги используют карательные методы работы с ребенком. Например, ставят ребенку двойку, вызывают его родителей в школу, разговаривают.

Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Одной из задач воспитания.

Методы и приемы работы с камнем. Игрушки из камней для детей дошкольного возраста В нашем детском саду «Сардаана» я работаю воспитателем и руководителем изостудии «Умелые руки». В кружке “Умелые руки” дети учатся работать.

Видео «Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в ДОУ» ” Методы и приемы развития музыкальности на музыкальных занятиях в детском саду” Маслова Светлана Анатольевна ЦРР детский сад №1 ” Мечта”.

Школа родителей дошкольника «Как развить познавательный интерес у ребенка?»

Ксения Белкина
Школа родителей дошкольника «Как развить познавательный интерес у ребенка?»

Как развить познавательный интерес у ребенка?

Любите эту жизнь и научите любить ее своих детей, открывайте вместе с ними новые возможности и горизонты, живите разнообразно и интересно, так, чтобы Ваши дети смогли сказать Вам слова, которые сказала одна маленькая девочка своей маме: «Мамочка, спасибо тебе за то, что ты меня родила».

Родители среднестатистического ребенка- дошкольника за день слышат несчетное количество вопросов. Всевозможные: «как?», «зачем?» и «почему?» постоянно присутствуют в детском лексиконе. Малышу интересно узнавать что-то новое, а задача взрослых – всячески поддерживать и поощрять интерес к познанию, даже если придется столкнуться с небольшими трудностями. Почему это важно? Да потому, что чем выше у ребенка будет уровень познавательной активности в дошкольном возрасте, тем лучше у него будут результаты учебы в школе и тем более целостным, творческим и интеллектуальным человеком он станет в будущем. Опытные педагоги в дошкольных учреждениях уделяют немало времени развитию полноценного познавательного интереса у детей, однако, решающее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья.

Скажите, нет скуке. Пусть жизнь вашей семьи будет разнообразной. Посещайте музеи, выставки, театры, кинотеатры, планетарии и зоопарки. Участвуйте во всевозможных конкурсах, ходите в гости, общайтесь с другими семьями или просто гуляйте по городу. Новые положительные ощущения наполнят жизнь малыша разноцветными красками, его кругозор станет значительно шире, он научится получать извне новую информацию и образы, научится формулировать свои ощущения в словесную форму и значительно расширит свой словарный запас.

Осваивайте новые знания. Для детей дошкольного возраста существует множество занимательных материалов, включающих в себя игры и упражнения интересного характера. Всевозможные методики,позволят Вам развить познавательный интерес у Вашего малыша в той или иной области. Не бойтесь сделать что-то не так. Покажите детям, что изучение нового – это не просто полезно, а еще безумно интересно и захватывающе!

Изучайте мир с помощью экспериментов и наглядных пособий. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная пословица, и мы с ней в который раз согласимся. Учитесь играя. Знания полученные при игре эффективны, чем те, которые получены с помощью зубрежки. Они придадут ребенку уверенность в себе и своих возможностях.

Учите детей самостоятельно находить нужную информацию и принимать решения. Когда ребенок задает Вам вопрос, не спешите отмахиваться. Даже если Вы не знаете ответ или сильно заняты, вернитесь к этому вопросу чуть позже. Откройте вместе с ребенком книгу или энциклопедию, найдите ответ на вопрос малыша и обсудите его вместе с ним. Вообще, чаще обращайтесь к книгам – пусть ребенок знает, что в них можно найти ответы на многие вопросы. Таким образом, он станет увереннее в своих силах и постепенно сможет сам находить ответы на возникшие вопросы. Каждая прочитанная страничка, каждый полученный ответ повышают дальнейший интерес ребенка к знаниям и снижают уровень тревожности, дети перестают бояться совершать ошибки, что в школьном возрасте даст неизменно положительный результат.

Не пытайтесь изменить детей, все равно они будут похожи на Вас. Меняйтесь сами. Замечали ли Вы, что часто дети в семьях увлекаются тем же, чем и их родители? Отсюда вывод: если хотите, чтобы Ваш ребенок занимался спортом – занимайтесь спортом сами, хотите, чтобы любил плавать – полюбите плавание, а если Ваше любимое занятие часами просиживать в интернете, то не удивляйтесь, что ребенку ничего в этой жизни не интересно, кроме компьютера. Дети – это наше отраженье. В будущем, у них появятся свои увлечения и хобби, а пока что они очень ориентированы на нас, своих родителей и то, что другие мы в них сейчас заложим, в будущем обязательно даст ростки.

Развитие интереса у ребенка – дело тонкое. В процессе воспитания ребенка у родителей возникает множество вопросов. Некоторые ответы– Вам подскажет интуиция и сама жизнь. Как бы ни было, следует понимать, что поддержание интереса у детей во многом зависит от взрослого человека. Вспомните, как в школе Вам нравился тот или иной предмет, поскольку учитель мог его интересно преподать и наоборот. Поэтому обязательно обращайте внимание на педагогов, которые работают с Вашими детьми. Увлекательный и творческий подход к изложению материала наверняка вызовет детский интерес, а любовь к ребятишкам умножит этот интерес в несколько раз!

Читайте также:  Как происходит в 4 года развитие ребенка: физическое и умственное

Рекомендации для родителей.

Занимательные игры и материалы для развлечения ребенка дома.

1. Рисование – отличный способ занять ваше чадо. Дайте ему краски, карандаши, ДЛИННУЮ ЛЕНТУ СТАРЫХ ОБОЕВ и ребенок нарисует все, на что его фантазия способна. Раскраски не меньше рисования увлекают малыша.

2. Можно попросить отсортировать предметы в коробке. Например, бобовые – в одну миску, пуговицы – в другую.

5. Оказывается, прищепки нужны не только для сушки белья. Это замечательные игрушки для вашего ребенка, которые развивают силу рук. Можно вырезать из картона ежика, солнышко, рыбку… и пусть украшает их прищепками. Довольно интересное занятие.

6. Делаем домик. Для этого используем стульчики, стол и покрывала. Удовольствий будет море!

7. Берем ненужную бумагу и предлагаем порвать ее на мелкие кусочки, а потом собрать все в коробку или бутылку (очень полезное занятие, развивает силу рук) .

8. Тоннель для любого транспорта (сворачиваем коврик и пускаем в этот тоннель транспорт) .

9. Если вы хлопочите на кухне, используйте продукты питания для развлечения и развития ребенка. Кусочек теста прекрасно заменяет пластилин, но выглядит более привлекательным в глазах ребенка, если мама в этот момент тоже возится с тестом.

Соль, насыпанная на небольшой поднос, позволит ребенку рисовать небольшие картинки.

Игры с мелкими предметами (горох, семечки) помогут развить тонкую моторику. Ребенок может составлять из них узоры, сортировать по цвету или размеру, складывать в коробочки.

10. Можно заранее покрыть стеклянную бутылочку тонким слоем пластилина и предложить ребенку сделать вазу, украшенную рисом, гречкой, горохом, арбузными семечками, ягодами рябины и проч.

11. Изготавливаем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины, поролон, пенопласт и др.

12. Нанизываем «бусы». Макароны или бельевые прищепки (а если есть, то и ракушки, крупные деревянные или пластмассовые бусины) очень удобно нанизывать на ботиночные шнурки с твердыми наконечниками.

– смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать (игра развивает внимание, восприятие) ;

– складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше (игра развивает зрительно-моторную координацию, моторику рук) ;

– положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п. (игра развивает внимание) ;

-выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например: красная- белая- красная- белая. Предложите ребенку продолжить (игра развивает внимание, мышление) .

15. Спички: сложите конфигурацию из спичек: лесенку, домик, стульчик, букву. Попросите ребенка сделать так же.

16. Проволока:предложите ребенку скрутить фигуры, буквы или цифры.

17. Детям постарше нравится вырезание из старых журналов. Из всего вырезанного можно сложить красивую композицию, которую можно наклеить на картон.

18. Магнит тоже может увлечь вашего ребенка. Можно поставить магнит под бумагу, а монетку — на бумагу. Пусть двигает монетку по бумаге.

19. Можно предложить из крупных цветных скрепок сделать различные силуэты, длинную цепочку для машинки или бусы для куклы.

20. Можно сделать свои собственные деньги. Монетки кладем под бумагу и лучше мягким карандашом раскрашиваем поверх монеты. Затем предложить вырезать свои нарисованные деньги.

1. Старайтесь все игрушки не держать в поле зрения детей. Спрячьте и давайте их по мере надобности. Тогда ребенок немного позабудет о своей старой игрушке и будет играть с ней с большим интересом.

2. Если ребенок не хочет убирать за собой игрушки, то ему можно предложить сделать змею из старых (можно нейлоновых) колготок, впихивая в них именно эти игрушки. Чем больше таких змей, тем будет более интересней.

«Сынок Солнышка» Маленькая божья коровка совсем недавно родилась на свет. Она только научилась ползать по цветочкам, пить сладкую росу и слушать мамины рассказы.

Мои стихи. Продолжение мама Есть на свете человечек, без которого нельзя нам прожить с тобой ни дня И зовется человечек этот мама милая твоя 9 – ть месяцев носила,.

“Как заинтересовать дошкольника занятиями.”
статья по теме

Доклад на тему: “Как заинтересовать дошкольника занятиями.”

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_po_teme.docx12.79 КБ

Предварительный просмотр:

“Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.”

( В. А. Сухомлинский)

Принципы обучения дошкольников.

Для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты стоит соблюдать основные принципы обучения:

1. Принцип обучения в игровой деятельности.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.

2. Принцип заинтересованности.

Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.

3. Принцип наглядности.

В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

4. Принцип последовательности.

Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

5. Принцип доступности и индивидуальности.

Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и эффективно.

Как же правильно организовать занятия?

Занятия для детей дошкольного возраста должны проходить динамично и интересно, иначе они попросту обречены на провал. Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке, все игрушки для них – живые. Также известно, что ребенок гораздо охотнее занимается если преподнести нужные знания в игровой ситуации. В конце концов, если дети через игру учатся, то можно себе облегчить жизнь, научив его тому, что считаем он обязан знать и уметь, привив ему необходимые навыки.

Большое внимание требует организация занятия. Здесь важно заинтересовать малышей, привлечь их внимание. Для этого отлично подойдет яркая и новая игрушка или громкий шум, который привлечет внимание детей. Далее можно начать рассказ от лица новой игрушки или рассказать о том, что привело, например, гномика в детский сад к ребятам.

Затем могут проходить различные задания для детей, которые также могут быть в игровой форме и сопровождаться яркими картинками или звуками. Не следует долго времени уделять одному и тому же заданию, иначе есть вероятность потерять интерес ребенка к нему. Все задания должны быстро сменяться другими, а само занятие быть динамичным.

В середине занятия необходимо провести физкультминутку, чтобы дать отдохнуть малышам. Затем можно с новыми силами продолжать занятие.

В последней части занятия с дошкольниками можно дать задание на продуктивную деятельность детей. Это может рисование или дизайн, лепка или аппликация, которое будет связано с темой занятия и будет хорошим итогом к нему.

Как заинтересовать ребенка?

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностямиразвития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Поэтому надо помочь ребенку развить и реализовать свои возможности, не жалея затраченного времени. Тогда ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у нас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы наши усилия были эффективными, нужно:

1. Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенок весело учится, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого прогресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень маленькое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Как понять, какие занятия могут заинтересовать ребенка?

Прежде всего, нам поможет наблюдение за детьми. Смотрим, во что дети играют с удовольствием и интересом. Очень важно, чтобы задание, которое мы даем ребенку, было ему под силу. Положительные эмоции, вызванные удачным выполнением задания, помогают формированию интереса. С другой стороны, задание не должно быть слишком простым, должно содержать какой-то вызов ребенку: “Смогу ли я это сделать? Справлюсь ли?” Поэтому вводя какое-то новое занятие, двигаемся от простого к сложному, придерживаясь принципа постепенного усложнения.

Разрешаем ребенку лепить, рисовать, читать и т.д. так, как ему самому хочется, пусть даже занятие и пойдет не по составленному нами плану. Необходимость действовать строго по правилам способна убить всякий интерес к занятию. Мы демонстрируем ему, как намазывать детали аппликации клеем, как проталкивать фигурки в отверстия и тому подобное, но потом мы отпускаем его руку и даем ему возможность самому открыть свойства предметов опытным путем.

Важно также оставлять все материалы и пособия в зоне доступа ребенка, чтобы они всегда были у него перед глазами и, чтобы он мог, при желании, достать их и позаниматься. Особенно это актуально, если ребенок еще не может словами объяснить свое желание.

Таким образом, надо быть внимательным к интересам и предпочтениям ребенка и стараться быть гибким, и тогда обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными.

А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у нас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Шесть способов вернуть внимание ребенка на групповом занятии

06.11.2018 | Наталья Лукша 14 комментариев Вся группа с интересом занимается, а кому-то вдруг захотелось обняться и повалиться на пол, закрутиться в занавеску, громко закричать «Я – Бэтмен» и пролететь через группу, сметая все на своем пути. Что делать, если эти дети перетягивают всё внимание группы на себя? И если веселые затеи так и сыпятся из них, как из рога изобилия?


В последнее время в социальных сетях появились истории про детей в начальной школе, которые запросто могут встать во время урока, пройтись по классу, выйти за дверь или залезть под парту.

Такому ребенку сложно в школе, и мама пытается найти поддержку со стороны других родителей.

Под подобными постами появляется множество комментариев о том, что такое поведение вполне нормально, нужно подождать, ребенок адаптируется. Возможно, это и так. Но не во всех случаях. Иногда требуется помощь нейропсихолога или невролога.

Это взгляд с позиции «мама и ребенок».

А если на это посмотреть со стороны учителя, у которого кроме этого ребенка есть еще двадцать девять других? И у каждого свои особенности, причуды и веселые затеи? Как ему быть в такой ситуации?

Проблемы с дисциплиной часто возникают и в группах дошкольников.

Когда вся группа с интересом занимается общим делом, а кому-то одному или двоим вдруг захотелось обняться и повалиться на пол, закрутиться в занавеску, громко закричать «Я — Бэтмен» и пролететь через группу, сметая все на своем пути🙈.

Если такое случается нечасто, то опытному педагогу не составит труда привлечь внимание «нарушителей спокойствия». Но что если они столь изощрённы в своих выдумках, что перетягивают все внимание группы на себя? И если веселые затеи так и сыпятся из них, как из рога изобилия?

Опыт работы по программе подготовки к школе «Читайка» Тамары Ломбиной подсказал нам несколько способов мягко и бережно вернуть внимание ребенка, не нарушая при этом его внутренней гармонии. Расскажу о наших находках.

Способ 1. Удивить детей

Заговорите шепотом, в другой тональности или пригласите сказочного посредника.

Пусть, например, появится любимый герой и заплачет от огорчения, что кто-то мешает занятию, путешествию в сказку. Все начинают успокаивать его, в том числе и забияка («нарушитель»).

Когда ребенок справится с собой, сказочный персонаж должен похвалить ребенка.

Способ 2. Увеличить темп занятия

Попытайтесь «перебыстрить» детей. Скорость восприятия у детей выше, чем у взрослого человека.

Для этого вы должны быть тщательно готовы к занятию, свободно владеть материалом, не подглядывая в конспект. И при необходимости быть в состоянии быстро поменять задания местами, чтобы переключить внимание детей.

Способ 3. Попросить помощи у самого активного ребенка

Пусть он раздаст клей или карандаши для поделки, разложит листочки с заданиями. Можно взять ребенка за руку или посадить к себе на колени и вместе с ним продолжить занятие.

Способ 4. Приучить детей к стоп-сигналам

Можно выработать условную фразу (например, слова «стоп-игра»), жест (рука вверх) или прикосновение (положить руку на плечо), которые всегда будут означать, что ребенку нужно остановиться и обратить внимание на учителя.

Способ 5. Поменять вид деятельности

Если сидели — поиграйте в подвижную игру. Если играли — сядьте или полежите. Можно использовать игры из нейропсихологии для повышения нейродинамики. Возможно, дети просто устали и им надо «подзарядиться».

Попойте гласные, поиграйте в дутибол (футбол теннисным мячиком при помощи дыхания), сделайте самомассаж колючими мячиками или шишками, походите по ортопедической дорожке, поползайте под столами.

Способ 6. Напомнить о «групповых правилах»

Желательно на занятиях ввести общие для группы правила. Все дети берутся за руки, и все вместе произносят слова правил, при помощи которых можно попасть в сказочное путешествие.

Возможны такие: «Дружно, весело играем — никому мы не мешаем» (перед чтением рассказа, чтобы дети не загораживали друг другу текст), или «Дружно, весело играем — ничего мы не хватаем» (если педагог дает материалы для самостоятельной работы).

Если дети подрались: все вместе беремся за руки и произносим: «Дружно, весело играем — никого не обижаем», а потом «виновники» должны помириться мизинчиками: «Мирись, мирись и больше не дерись».

Но иногда сделать замечание необходимо

Если не удалось направить энергию ребенка в «мирное русло», нужно с ним поговорить. Как это лучше сделать?

Можно сказать нужные слова от лица сказочного посредника

Только ни в коем случае не пугать страшными персонажами, например, «вас заберет баба Яга».

Допустимый вариант — появляется отрицательный герой и говорит: «Ты, наверное, тоже хочешь быть моим сыночком, ты — такой молодец, ведешь себя точь-в-точь, как мой родной ребенок».

Подать сигнал помощнику педагога, чтобы он сделал замечание незаметно

— так, чтобы не привлекать внимание всей остальной группы. Помощнику нужно опуститься к ребенку и прошептать замечание на ухо.

Сделать замечание самостоятельно

Если ситуация не позволяет привлечь помощника и сказочного посредника, педагогу следует опуститься на один уровень с ребенком и сказать, что он делает не так. Говорить надо глядя ему в глаза, а не сверху вниз, и — негромко.

Посадить ребенка на «волшебный стульчик»

Это самый серьезный вид «наказания». Использовать его следует только в том случае, если ребенок поступает очень плохо или находится в состоянии крайнего возбуждения.

С обратной стороны стульчика или на спинке мы наклеиваем картинку с солнцем или другим позитивным изображением. И комментируем так: «На этом стульчике любят отдыхать дети солнышка, солнечные зайчики. Когда они расшалятся, мама Солнышко их туда сажает. Он успокаивает и помогает вспомнить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо».

Наказанный ребенок всегда должен находиться лицом к группе.

Необходимо поддержать ребенка эмоционально

— после того, как ему было сделано замечание. Если ребенок успокоился, педагог или помощник должны поощрить его улыбкой или поглаживанием. Или можно прямо высказать свое одобрение: «Как мне нравится, что ты….»

Дисциплинарные методы, которые использовать на занятиях категорически нельзя:

Выключать свет.

Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает.

Например, нельзя говорить: «Посмотрите на Катю, она не знает…», «Посмотрите на Петю, как ему не стыдно, он сделал то-то и то», «Как тебе не стыдно! Ты не слышал, что я говорю». Необходимо, не упрекая ребенка, напомнить или разъяснить ситуацию.

Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении.

Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится.

Важное исключение из правила — это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой даже в группах трехлеток.

Во время письма ноги должны «дружить» (быть вместе), а правая рука должна лежать так, чтобы локоть не свешивался. Объясняем, что только так у нас будут получаться красивые рисунки и буквы.

Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых.

Если ребенок отвлекся, но при этом не мешает другим (отошел в сторону и не выполняет задание), помощник педагога может попытаться его заинтересовать, взять за руку, поглаживая по спинке, и тихонько ему сказать: «Сейчас будет интересно, пойдем, посмотрим, а то пропустим».

Если ребенок отошел в сторону, не выполняет задание и настаивает на том, что не хочет присоединяться к группе, помощник должен спросить: «Ты, может быть, устал?» Если устал, то надо предложить прилечь и отдохнуть.

Если к нему присоединятся другие дети, то можно сделать релаксационный период для всей группы под спокойную музыку: «Отправляемся на ковре-самолете в лето, отдохнем и позагораем, наберемся сил от солнышка и продолжим путешествие».

А какие способы «привести детей в чувство» во время занятия используете вы? Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях.

Об авторе: Наталья Лукша

Руководитель детских центров «Читайка» в Москве, педагог, методист, сертифицированный специалист по авторской программе «Читайка», нейропсихолог (КПП в МГУ им. М. Ломоносова, Институте детства, семьи и воспитания РАО, Центре детской нейропсихологии им. А.Р. Лурии).

Конспекты для подготовки к школе по программе «Читайка» (4-7 лет)

Авторская программа, созданная педагогом, психологом и детским писателем Тамарой Николаевной Ломбиной.

Reader Interactions

Обсуждение

Очень полезная статья, для себя почерпнула кое-что полезное и оказалось что уже использую некоторые упомянутые методы. Спасибо

Да, спасибо, очень хорошая статья. Я многие такие же приемы применяю в работе с детьми и они работают.

Спасибо большое, статья очень поучительна и полезна, некоторые советы я использую в своей работе с детьми в детском центре. Автору большое спасибо.

Очень хорошая статья. Я начинающий педагог, поэтому для себя почерпнула полезные советы. Спасибо!!

Марина Трофимова говорит

Статья замечательная, советы хороши для воспитателей дошкольных заведений, но как это осуществить в начальной школе? Именно так заявлено в начале статьи. Увы, в школах нет помощников педагога.
Извините, это субъективное мнение.

Наталья Лукша говорит

В школе тоже что-то из этого можно использовать. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Можно, например, проговаривать скороговорки на долгом выдохе:

«Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(И так до тридцати трех Егорок.)

Или же попеть гласные. Тоже в игровой форме. Все дети закрыли глазки и мы говорим:

Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А… ______
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О… (интонируем вверх) ­
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы… (интонация вверх и вниз)
Ночью смотрим на звезду — Сверху вниз слетает: У-У-У… (интонируем вниз).

Заодно вспомнили про гласные.

Можно включать и другие игровые моменты: кроссворды на правила русского языка, прерваться — сделать пальчиковую гимнастику.

Можно придумать игру со стоп-сигналами для повышения регуляции и самоконтроля. Договоритесь, что когда во время урока вы произносите какое-то секретное слово, то все должны, например, хлопнуть. Это будет также способствовать концентрации внимания.

Я иногда провожу мастер-классы в школе. ИЗО. Кажется все просто…. Рисуем и все. Но у меня занятия по определенной последовательности и не все дети могут концентрироваться. Т.к. рисование — это удовольствие и радость но через внимательное отношение к своей работе. Некоторые дети начинают отвлекаться , а за них никто не нарисует!! И тогда такие методы очень помогают в большом классе.

Реальные отличные советы, которые работают! Спасибо! Ещё бы найти реальные способы успокоить ребенка, который начинает посреди занятия беспричинно рыдать и капризничать и при этом не хочет идти на контакт ни с кем.

Наталья Лукша говорит

Попробуйте сказочного посредника. Ребенок кукле может рассказать больше, чем взрослому. Куклотерапию использовали даже для взрослых после землетрясения в Армении.

Артем Анатольевич говорит

Согласен, все в статье верно и работает. К сожалению, часто это не решает проблемы, но дает возможность педагогу справиться с актуальной ситуацией. А если это постоянно повторяется, то это уже симптом. А любые детские симптомы — это проблемы в семейных отношениях, значит и работа предстоит глубокая и серьезная с родителями…

Спасибо автору! Отличная статья и рекомендации. С дошкольниками действительно работает!

Ирина Александровна говорит

Спасибо большое. Статья замечательная. Советы хорошие.

Спасибо, очень актуальная статья. Я работаю в первом классе. Когда ребенок отвлекает других, я замолкаю и жду или подхожу к ребенку и молча беру его ладошки в свои руки. Но есть дети, которые требуют дополнительных исследований их поведения и присоединения других специалистов.

Большое спасибо! Хотелось бы прочитать про методики для детей начальных классов с симптомами указанные в статье.

Развитие интереса к окружающему миру о дошкольников

У малышей дошкольного возраста (3-7 лет) появляется множество вопросов. Они подвижные, всем интересуются, все хотят знать. Чтобы развитие познавательного интереса проходило правильно, родители должны стимулировать интересы детей. Кажется, что это просто: есть так много интересных секций, кружков, школ творчества. Это все хорошо, но этого мало.

Сами родители обязательно должны заниматься с малышом, показывая, что наша жизнь очень интересная и насыщенная. Просто говорите с крохой, показывайте и рассказывайте. В разговоре с родителями не должно быть запретных тем. Никто не ответит на множество вопросов малыша лучше, чем любящие мама и папа. У детей начинается интересная пора в жизни, а значит, им нужно помочь. Что делать родителям? Конечно, всеми силами способствовать всестороннему развитию малыша.

Психическое развитие

Физическое и психическое развитие ребенка дошкольного возраста направлено на то, чтобы сделать его более самостоятельным. Все это — подготовка к школе. Там уже мамы и бабушки не смогут выполнять все желания, помогать и оберегать своего малыша. Придется все делать самому. Кстати, детям уже и хочется все делать самим, ведь они быстро растут.
Дошкольный возраст можно разделить на младший и старший. Принято считать, что с 3 до 6 или 7 лет малыш в дошкольной «фазе». Это время, когда он ходит в садик. Если не ходит, то родителям нужно его развивать самостоятельно. Важную роль играет психическое развитие. Это:

  • память;
  • интеллект;
  • мышление;
  • умение общаться;
  • эмоции, эмпатия (понимание эмоций других людей);
  • речь.

Один из самых важных компонентов психического развития — желание учиться, узнавать новое, интерес. У детей познавательный интерес присутствует, но его необходимо мотивировать, показать, что учиться интересно и не так-то просто. Не все педагоги и воспитатели, к сожалению, умеют это делать.

Познавательный интерес

Развитие познавательного интереса начинается очень рано – еще до того, как малыш научится говорить, задавать вопросы. Познание — потребность человека. Его психика стимулирует данный интерес, развивая самые разные способности и умения. У детей первые попытки познания мира — желание поскорее увидеть, что же находится за пределами кроватки, комнаты. Это мотивирует его сидеть, вставать, самостоятельно ходить. С этого момента начинается интереснейший этап. На наших глазах дети учатся жизни.
Можно выделить познавательный интерес к:

  • решению задачи, поиску ответа;
  • познанию мира вокруг (природа, животные, люди);
  • общению, игре;
  • обучению;
  • реализации своих возможностей (творчество, спорт, наука);
  • практическому использованию знаний.

Кто может помочь тут лучше, чем родители? Необходимо учитывать возраст и особенности ребенка при выборе занятий, игр, игрушек. Если с раннего детства есть интерес к чему-то, то не стоит отмахиваться от него. Лучше дайте малышу возможность попробовать себя, узнать больше про интересующую сферу.
У детей дошкольного возраста интересы меняются часто, но в этом нет ничего плохого. Малыши просто ищут ответы на свои многочисленные вопросы.

Маленькие почемучки

Начиная с 3-4 лет у детей очень много вопросов. Родители часто попадают в сложное положение, ведь не на каждый вопрос быстро находится понятный ответ. Попробуйте найти ответы вместе. Тут неуместно подавлять интерес ребенка, говоря «я устала, мне не до вопросов», «не спрашивай глупостей…», «прекрати задавать вопросы…». Это лишь дает ему понять, что интерес к чему-то не приветствуется, раздражает, утомляет.
Если сейчас вы устали, то запомните вопрос и вернитесь к нему в свободный день. Для стимулирования познавательного интереса старайтесь на все вопросы малыша найти ответ. Некоторые из них покажутся вам смешными, другие – неудобными. Не нужно делать «запретную тему» из неудобных вопросов. Конечно, уже в 3-4 года малышей интересует строение тела, различия мальчиков и девочек, физиологические процессы организма.

Поиск ответов

Ваш отказ говорить на какую-то тему или же наказание за неудобный вопрос не приведут к желанным результатам. Познавательный интерес — это, повторим, потребность, поиск ответа на вопрос. Лучше, если ребенок найдет ответ у вас. Искать он не перестанет, только вот найденная информация может быть подана не в том виде, в котором бы вам хотелось.
Чем старше ребенок, тем ему проще самому искать ответы.

Научиться читать — отличная идея. Покажите, что в книгах и энциклопедиях, даже в интернете можно найти многие ответы. Это просто, быстро и очень интересно. А главное, дает самостоятельность и независимость.
Сегодня у детей дошкольного возраста масса возможностей для поиска информации. Родителям нужно понимать, что не все они безопасные. Сейчас маленькие дети уже пользуются компьютером или планшетом, ищут мультики, игры. Они учатся очень быстро. Родители должны контролировать источники получения ответов. Познавательное развитие детей сегодня происходит не так, как 15-20 лет назад.

Как родители могут помочь?

Очень хорошо, если сами родители — люди с разносторонними интересами. Так можно увлечь малыша. У детей старшего дошкольного возраста познавательная деятельность протекает интенсивно. Ребенок задействует все возможности для обучения:

  • ему хочется потрогать, покрутить в руках;
  • рассмотреть, послушать;
  • понюхать;
  • попробовать на вкус.

Современные игрушки дают многие возможности. Родители тоже могут тут помочь, делая наглядные пособия, «домашние лаборатории» для малышей.

Развивающие методики

Многие современные методики для раннего развития построены по следующему принципу: дайте ребенку все необходимое, и он сам будет учиться. Почему бы и нет? С помощью самых обычных разноцветных кубиков можно:

  • развивать моторику;
  • учить цвета;
  • учиться считать;
  • развивать воображение (строить разные фигуры, домики).

Простой набор кубиков стоит недорого, но, как видите, очень полезен. Для реализации познавательного интереса ребенка родители могут следовать методике Марии Монтессори. Раннее развитие ребенка — не главная ее цель. Главная – научить его учиться, заинтересовать, мотивировать самому искать ответ на вопрос.

Наглядные опыты

Что может быть интереснее, чем наглядный опыт, «домашняя лаборатория»? Малыша интересует природа, растения. Почему бы не показать, как они растут? Не нужно даже ждать лета и поездки на дачу.

Посадите в пластиковые стаканчики с землей лук, семечки от мандарина, яблока. Они быстро прорастают, а вы можете показывать, как поливать их, подставлять солнцу. Таким образом можно выращивать зелень. Потом ребенок торжественно соберет «урожай». Просто и наглядно.
Для дошкольного возраста свойственен интерес ко всему необычному: редкие животные, динозавры, космос… Водите малыша в музеи, планетарии, зоопарк. В 4-6 лет все это принесет ему много радости.

После похода в такое интересное место предложите ребенку обсудить увиденное, нарисовать то, что больше всего понравилось. Для малышей этого возраста лучше 1 раз увидеть своими глазами, чем долго слушать. У них еще не так хорошо развито образное мышление, чтобы самим представлять какой-то объект.

Творчество

Развитие познавательного интереса стимулирует и развитие фантазии, воображения. Когда мы не можем ответить на вопрос, то наш мозг дорисовывает картину действительности. Отличный метод развития – предложить ребенку рисовать, лепить, делать аппликации.
Так стимулируется воображение, а воображение способствует развитию мышления. Творчество играет важную роль для развития эмоциональной памяти. Рисуя, ребенок начинает интересоваться тем, как в действительности устроен тот или иной предмет. Он рассматривает цветок, чашку, игрушку, старается передать все детали. Конечно, в возрасте 4-5 лет это лишь попытки, не всегда удачные. Но тут главное — интерес, желание увидеть «обратную сторону» предмета.

Секции и кружки

Наличие познавательного интереса — толчок для дальнейшего развития. Причем наш мозг сам дает этот толчок. Развитие человека необходимо, ведь это залог выживания. Чем больше мы интересуемся, тем больше узнаем. Значит, приобретаем навыки для:

  • жизни;
  • работы;
  • получения дополнительной информации;
  • решения практических задач.

Для стимулирования интереса детям дошкольного возраста нужно предлагать разные виды деятельности. Речь идет не только о связи познавательного интереса и умственного, интеллектуального развития. Полезны все виды деятельности, в том числе спорт. Главное – отыскать, чем именно ребенку хочется заниматься, как хочется реализовывать свои творческие, физические, умственные способности. Тут вам помогут разнообразные кружки и секции. Сегодня выбор у детей просто огромный.

Нужно пробовать как можно больше. Это не значит, что малышу всем захочется заниматься – просто у него будет возможность выбора. Сходите на первое занятие вместе с малышом. Предложите самому выбрать, чем хочется заниматься в этом году. Главное не перегружать ребенка. Садик, кружки, спорт — это хорошо, но обязательно должно оставаться время на игры, общение, прогулки, мультики.
В 3-4 года можно водить ребенка на 1-2 занятия в неделю. Детям постарше (4-6 лет) уже можно подобрать несколько кружков. Если учиться малышу нравится и не вы заставляете его, то все просто отлично. Разнообразные увлечения делают личность глубокой и целостной. Потом это поможет ребенку найти для себя собственный, интересный путь обучения в школе и не только.

Познавательный интерес дошкольников

Интерес к познанию формируется постепенно и начинает проявляться у ребёнка очень рано. Как сложится его жизнь? Будет ли он успешным человеком? Именно с момента “я не знаю, но хочу узнать” начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира.

Познавательный интерес, что это?

Познавательный интерес—это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую почемучка выполняет с огромной радостью.

Как появляется познавательный интерес и пути его развития

С младенческого возраста человек начинает проявлять заинтересованность в том, что его окружает. В возрасте полугода кроха может самостоятельно искать потерянные погремушки, радоваться им. К младшему дошкольному возрасту (около трёх лет) непоседа проявляет активность в познании. Теперь он не просто реагирует на появление новых объектов в его жизни, но и стремится как можно больше действовать с ними: трогать, крутить, катать, пробовать на вкус.

Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:

  • Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет (“можно ли плюшевого мишку накормить кашей”?)
  • Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.

Пути развития интереса к познанию.

  1. Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема (“нам нужно вырастить из фасоли растение”).
  2. С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию (“можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать”).
  3. Предлагается пообщаться со взрослым человеком (“узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю”).
  4. Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента (“теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени”).

Психологические условия развития познавательных интересов

Для мотивации интереса к познанию следует:

  • учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом “подогревать” его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;
  • развивать творческие задатки;
  • давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

Характерной особенностью познавательного интереса старшего дошкольника является присутствие в его действиях волевого усилия. Иногда трудно бывает непоседе преодолеть препятствия на пути к желанной цели, проявить силу воли и завершить эксперимент. Здесь необходима помощь и поддержка взрослых.

Познавательная самостоятельность

Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами. Ему интересно всё на свете: “почему тает снег”? “Куда улетают певчие птицы на зимовку”? “Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе”? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность. Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях.

Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

Познавательная мотивация

Чтобы в малыше “проснулось” желание к эксперименту, нужно постараться его заинтересовать. Если опыт по выращиванию фасоли на подоконнике интересует малыша, то он с удовольствием включится в процесс замачивания семени в воде, наблюдения за набуханием маленькой фасоли. Позже любопытный непоседа заметит, как она стала больше и напомнит старшим о том, что овощ необходимо посадить в землю. У шестилетнего человека развивается произвольное внимание. Он уже способен помнить о цели эксперимента в течение долгого времени и решать проблему по мере её поступления.

Заинтересованность шестилетнего ребёнка тесно связана с особенностями его произвольного внимания. Младшие дошкольники ещё не могут долго концентрироваться на объекте, или процессе.

Формирование и развитие познавательного интереса у дошкольников

Младенец появляется на свет с врожденным стремлением познавать. Определённые условия существования подпитывают его познавательную активность. Внутренняя готовность к исследованию появляется у крохи не сразу и не стихийным образом. Чтобы получить новые впечатления об окружающем малыш по мере взросления всё больше занимается поисковой деятельностью, опытами и экспериментами с предметами. Главное в такой деятельности – это знания, в ней добытые. Маленький исследователь экспериментирует всегда. И когда кушает, и когда гуляет, и когда одевается после сна.

Младший дошкольник познаёт мир по принципу: “вижу – действую – познаю”. В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов. Для него важны ответы на вопросы: “что”? “Для чего”? “Как”? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе. Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе (“на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева”).

Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что “Земля – общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений”.

Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:

  1. Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание малыша на его скрытые качества (“если принести снежную бабу в дом, она растает”).
  2. Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями, магнитофонами, проекторами.

Проблема формирования познавательных интересов дошкольников

Стремительное развитие информационных технологий настраивает родителей и воспитателей на то, чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения. Для этого на творческих занятиях используются инновационные методы.

С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией. У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность. Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре – театрализации, а завтра мастерит из него игрушку – украшение маме в подарок. Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.

В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами. При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует. Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят.

Пример проекта “Профессии моих родных” со старшими дошкольниками.

Работа разбивалась на несколько этапов. Состояла из творческих занятий по развитию речи (познавательно – речевое развитие; экскурсия на предприятие), художественно – творческой деятельности (создание общего коллажа из рисунков и фото о профессиях родных), творческих игр. При этом ребята знакомились с профессиями своих близких, у них появлялся интерес и желание “посмотреть своими глазами”, где работают папа, мама, бабушка, дедушка. Используя помощь взрослых дети сами составляли коллаж, пользовались компьютером, принтером. В играх моделировали ситуацию на заводе, где побывали на экскурсии. Представляли себя сварщиками, мастерами участка.

Роль взрослых в развитии познавательного интереса

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.

Вот, что могут педагоги и родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал.

  1. Поддерживать стремление чада задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении к крохе и подробном разъяснении всего того, что его интересует.
  2. Вместе искать ответы на вопросы в специальной литературе, например, энциклопедии. Стараться расширять тему, которая интересует дошкольника. Для обучения активно использовать игры. Почемучка любит беседы в форме “вопрос – ответ” и с удовольствием включиться в такую игру.
  3. Поддерживать дошкольника в его опытах и экспериментах. Следует хвалить малыша, если опыт удался. Ведь для него похвала значимого взрослого – путь к его будущим жизненным успехам.
  4. Можно предложить собрать коллекцию (значков, магнитиков), создать мини – музей на определённую тематику и провести там экскурсию для его сверстников и взрослых.

Воспитание интереса к познанию с ранних лет побуждает ребёнка искать ответы на свои вопросы в ближайшем окружении, самостоятельно находить нужную ему информацию. Постепенно интерес к познанию перерастает в потребность. Малыш охотно стремиться обучиться чтению, собрать большую коллекцию, узнать новое о своём родном городе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Читайте также:  Как проводить занятия с детьми от 1 года в домашних условиях
Ссылка на основную публикацию