Развитие и особенности положительных эмоций у ребенка

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»

Макаренко Людмила
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 1.Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности с родителям и».

Слайд 2. На сегодняшний день увеличилось количество детей, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональной сферы является актуальной и определяется современными условиями семейного воспитания.

Цель работы: выявить влияние семейного общения на развитие эмоциональной сферы дошкольника.

• на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников.

• дать характеристику эмоционального развития дошкольников.

• определить факторы, влияющие на формирование эмоциональной сферы ребёнка. Раскрыть особенности влияния совместной деятельности взрослых и детей на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Слайд 3. Изучением эмоционального развития детей занимались многие учёные – У. Джемс, У. Макдауголл, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Я. С. Неверович, А. Н. Леонтьев. К данной проблеме в последние годы обращаются многие авторы: Е. О. Смирнова, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, Ю. Б. Гиппенрейтер, а также психологи-практики: Е. Е. Алексеева, А. Я. Варга, Е. Т. Соколова, А. И. Захаров, Г. А. Широкова, Э. Г. Эйдмиллер, И. В. Дубровина, которая занимается вопросом организации психологической службы в системе образования,

Слайд 4. В процессе работы было выделено несколько основных вопросов – это особенности эмоционального развития детей в дошкольном возрасте, детско-родительские отношения, влияние совместной деятельности с родителями на развитие эмоций. На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены следующие особенности эмоционального развития детей.

В младенческом возрасте: развивается способность к дифференциации эмоций, закладываются основы высших чувств любви и симпатии к взрослым, в основе которых лежит подражание.

В раннем возрасте: эмоции неустойчивы и изменчивы, являются мотивами поведения ребёнка, закладываются простейшие нравственные, интеллектуальные и эстетические эмоции.

В дошкольном возрасте: осваиваются социальные нормы выражения эмоций, эмоции становятся осознанными, формируется чувство долга, получают развитие эстетические чувства в связи с собственной деятельностью ребёнка.

Слайд 5. Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования личности ребёнка. Первые свои знания, понятия и впечатления ребёнок получает непосредственно в семье. Естественно, что эмоции формируются в процессе общения ребёнка со взрослым. Дети способны переживать целую гамму чувств, эмоции захлёстывают ребёнка. Задача родителей – обратить внимание на эмоциональное развитие ребенка, вовремя показать, как выглядит то или иное чувство, как оно проявляется в выражении лица, мимике и жестах, позе и голосе, чтобы ребенок знал все главные чувства и эмоции, смог опознать их у себя и рассказать, поделиться. Таким образом, основная задача взрослых заключается в том, чтобы надлежащим образом направлять эмоции.

Слайд 6. Учёные определили, что в целом существуют три модели общения между взрослыми и детьми: демократическая, авторитарная и либеральная. (М. И. Лисина, А. В. Запорожец, В. И. Захаров, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова)

Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, ощущение своей нежелательности, дети замыкаются в себе, что говорит о неблагополучном эмоциональном фоне.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребёнка. Дети могут проявлять эгоизм, упрямство, завышенную самооценку.

Родители, являющиеся сторонниками демократического стиля воспитания, уважают личность ребёнка, принимают его таким, какой он есть. В таких семьях дети прислушиваются к мнению родителей, растут уверенными в себе, социально адаптированными и эмоционально устойчивыми.

Наиболее полная характеристика эмоциональной сферы со стороны детско-родительского взаимодействия дана Е. И. Захаровой (1998).

Слайд 7. Специфические человеческие свойства, личностные качества формируются в процессе взаимодействия ребёнка со средой, в процессе его собственной деятельности. Но решающую роль играет включение ребёнка в содержательную совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Она позволяет ему непосредственно переживать, почувствовать необходимость выполнения норм и правил. Эмоциональная сфера ребёнка развивается в деятельности и зависит от содержания и структуры этой деятельности. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка. Могут быть выделены три типа деятельности, включающих присутствие взрослого. Во-первых, игра, в которой отношения ребенка и взрослого даны в опосредованной форме. Во-вторых, трудовая деятельность, в которой отношения ребенка и взрослого даны в непосредственной форме. В-третьих, специально – организованные занятия, в которых взрослый руководит деятельностью ребёнка через предлагаемые занятия и их оценку. Эмоции и чувства оказывают влияние на все компоненты познания — мышление, внимание, воображение, восприятие, ощущение. Переживание положительных эмоций способствует яркому восприятию окружающего мира. Положительные эмоции стимулируют человека к активной познавательной деятельности.

Слайд 8. Положительные эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в ведущем виде деятельности – в игре. Игра всегда эмоционально насыщена. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребёнка, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, являются фактором развития гуманных чувств. Ролевые действия помогают понять друг друга, учитывать желания и настроения друг друга. удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. В игре закладывается база для других видов деятельности.

«Играйте вместе со своими детьми. И при этом не учите, не покрикивайте, не делайте одолжение и снисхождение, не смотрите на часы, а отдавайтесь игре целиком, и тогда ваш ребенок будет самым счастливым на свете». Такие универсальные рекомендации можно дать всем родителям.

Слайд 9. Совместная трудовая деятельность детей с родителями, способствует установлению доверительных отношений между ними и сказывается на формировании положительных эмоций у ребёнка. В процессе трудовой деятельности, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям взрослого, эмоциональное удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. Формируются любовь и уважение к труду, а положительное отношение к труду у взрослых переносится на собственную деятельность ребёнка.

Слайд 10. Формирование положительных эмоций происходит в творческой деятельности. Лепка, рисование, развивают у ребёнка эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни, в произведениях искусства. Когда ребенок перевозбудился и его сложно успокоить, ему нужна эмоциональная разрядка. В этот момент можно предложить ребенку краски и кисти, пусть он творит, что хочет на бумаге, кисточками или ладонью, пальцами. У ребенка появляется чувство успеха, он избавляется от всех негативных эмоций. При благоприятных условиях у ребёнка интенсивно развиваются умственные и художественные способности, эстетическое восприятие, эстетические эмоции. Формируются нравственные качества психики, складываются черты характера.

Слайд 11. Развитию эмоций способствует и специально организованная деятельность, например занятия музыкой, где дети не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки. Дети имеют возможность видеть настроение других людей, учатся «видеть» их эмоции, учатся проявлять свои переживания. Музыку называют «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Слайд 12. Развитие эмоций и чувств связано с речью, непосредственным общением. В процессе общения складываются определённые личностные взаимоотношения. Поэтому очень важным этапом развития эмоций в старшем дошкольном возрасте является чтение художественной литературы. Ребёнок, погружаясь в сюжет переполняется целой гаммой эмоций. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. А интонационная выразительность речи, с которой читают детям их родители, усиливает эмоции ребёнка.

Слайд 13. Основной функцией семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка. Исследования родительского отношения, стиля детско-родительских взаимодействий подводят к выводу, что родители должны удовлетворять не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные, обеспечивать поддержку активного, инициативного отношения к миру. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого, в эмоциональном взаимодействии с взрослым, потребность в получении положительных эмоций от взрослого, потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте с взрослым.

Слайд 14. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок, Ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется, гордится.

Таким образом, на эмоциональное развитие дошкольников оказывает влияние, в первую очередь, социальная микросреда, семья, а также собственная активность ребёнка в различных видах деятельности, таких как игра, занятия музыкой, посильный труд, общение. На каждом возрастном этапе для успешного развития ребёнка, становления его личности, его эмоциональной сферы необходимо присутствие близких взрослых и положительное эмоциональное окружение.

Развитие и особенности положительных эмоций у ребенка

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. (Роберт Киосаки)

К основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.

У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Развивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Читайте также:  Как выучить английский в условиях постоянной занятости

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.

Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.

Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизни
К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» – восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве

К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.

Воспитатели, в свою очередь, должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

– эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

– происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

– развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

– включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями – ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.
Причины возникновения эмоций

Одной из причин возникновения эмоций является борьба за выживание. Другой причиной возникновения эмоций, по мнению исследователей (К. Изард, Хюбнер, Райзер и др.), была потребность в средствах коммуникации. Ни для кого не секрет, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса.

  • Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
  • Радость: счастье, восторг удовольствие;
  • Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
  • Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
  • Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
  • Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
  • Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
  • Страх: боязнь, испуг; шок;
  • Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
  • Вина: виновность, раскаяние.

Как отмечают многие авторы, полное усвоение правил, установленных родителями, и социальных ценностей, а также развитие индивидуальных моральных принципов происходит в процессе социализации на протяжении не первых трех, а первых двадцати лет жизни. Однако начальные стадии социализации наблюдаются при первых попытках саморегуляции ребенка. Следует отметить, что сложившееся на предыдущих этапах взаимодействия ребенка с родителями базовое доверие ребенка к миру не должно подрываться возрастающим чувством самостоятельности. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Автор одной из первых периодизаций развития эмпатии, Мартин Хофман, впервые связал развитие эмпатии с эмоциями самосознания.

Таблица – Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману

Важная роль положительных эмоций у детей в подвижных играх
статья (подготовительная группа)

Эмоциональный мир в жизни ребенка играет очень важную роль. Положительные эмоции создают благоприятные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, в том числе, и в развитии его мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_vazhnaya_rol_polozhitelnyh_emotsiy_v_podvizh.igrah_.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Важная роль положительных эмоций

у детей в подвижных играх

Эмоциональный мир в жизни ребенка играет очень важную роль. Положительные эмоции создают благоприятные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, в том числе, и в развитии его мышления.

Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно заметить, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

В следствие этого, с помощью развития эмоциональной сферы, ребенок сможет управлять своим поведением, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств. Поэтому развитие эмоциональной стороны дошкольника – одна из основных задач педагога, так как эмоции ребенка лучше всего говорят нам о состоянии его внутреннего мира.

Межличностные отношения у детей дошкольного возраста формируются наиболее успешно, когда целенаправленным педагогическим средством выступает подвижная игра. В игре ребенок овладевает правилами взаимоотношений со сверстниками, усваивает мораль общества, в котором он живет, тем самым способствует благоприятному общению детей.

Так же, повседневное выполнение таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание и т.д., в ходе подвижной игры, позволяют значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя нормальному развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.

Играя, дети познают окружающий мир, себя и сверстников, свое тело, изобретают, творят окружающее, а также устанавливают отношения со сверстниками, при этом развиваются гармонично и целостно. Именно подвижная игра способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

Для подвижных игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции.

В ходе подвижных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками.

К детям приходит умение подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. Во время игры постигается смысл выбора “честно / нечестно”.

И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.

Особенную пользу подвижные игры для дошкольников принесут застенчивому ребенку. Ведь это отличный способ преодолеть робость – во время игры малыш наслаждается её действием, забывая о своем стеснении.

Большое беспокойство у педагогов вызывают и малоподвижные дети. Они, как правило, не уверены в своих возможностях, часто проявляют пассивность, инертность, обидчивость. Этих детей педагог должен чаще подбадривать, поощрять и направлять их действия, давая возможность поверить в свои силы.

Надо предлагать детям игры и упражнения на развитие быстроты и скорости движений. При индивидуальном подходе к каждому ребенку в начале года дети постепенно набирают силы, привыкают к коллективным играм, увеличивают двигательный опыт.

В то же время в любой группе детского сада есть гиперактивные дети. Они отличаются суетливостью, импульсивностью, несдержанностью. Для этой категории детей можно предложить больше игровых упражнений, направленных на развитие ловкости и координации движений.

В детском саду широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы.

Сюжетные подвижные игры широко используются в разных условиях и с разными целями. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями, дети ведут себя очень непосредственно. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений и взаимоотношения играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом – прыгают, как зайчики. В некоторых сюжетных играх («У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Зайцы и волк» и др.) действия определяются текстом. При проведении сюжетных подвижных игр можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха и др.

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов. Эти игры основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.

В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, жеребьевки. В них много шуток, юмора, соревновательного задора. Поэтому они дают заряд бодрости, повышают настроение, приносят радость.

Игры-забавы – веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. Они часто проводятся во время досугов, на физкультурных праздниках, например, бег в мешке, выполнение заданий с завязанными глазами и т.п.

Активность детей в подвижных играх зависит от уровня общей и физической подготовленности.

Игры подобранные для развития эмоциональной сферы ребенка, оказывают большое влияние на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста – дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь.

Это имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в разных формах работы, можно обеспечить педагогический процесс, при котором будут достигнуты положительные результаты в развитии эмоциональной сферы дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы.

В дошкольном возрасте происходит активное формирование личности . Ребенок проявляет любопыьтство и любознательность, учится общаться.

Приминение нетрадиционного оборудования стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в подвижных играх.

Развитие положительных эмоций у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыки явяовляется тем связующим звеном в установлении контакта с окружающим миром, средством улучшения об.

Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, во.

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. И от того какие эмоции чаще испытывает и проявляет ребёнок зависит успешность его взаимоде.

Проект«Планирование и построение образовательного процессав условиях введения ФГОС ДО (образовательная область«физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни&raquo.

Глава 10. Аффективные расстройства

ЭМОЦИЯ — отражение мозгом человека какой-либо актуаль­ной потребности и возможности ее удовлетворения, т. е. пережи­вание степени удовлетворенности биологическими или социальны­ми потребностями. Это субъективное отношение к окружающей среде и себе. Прогнозирование вероятности достижения цели у че­ловека может либо осознаваться, либо не осознаваться. Возраста­ние вероятности достижения цели в результате поступления новой информации порождает положительные эмоции, они активно уси­ливаются субъектом с целью их увеличения, продлевания. Паде­ние вероятности реализации потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом ведет к отрицательным эмоциям, которые субъект стремится ослабить или прекратить. Эмоция позволяет быстро оценить значимость ситуации и мобилизовать ресурсы личности на активные действия с целью сохранения себя.

Нейрофизиологигеский механизм. Эмоция — активное состояние системы специализированных мозговых образований (лимбиче­ской системы, гипоталамуса, коры головного мозга), побуждаю­щих субъекта изменить поведение в направлении максимализации или минимализации этого состояния. В реализации положитель­ных и отрицательных эмоций различна роль доминантного и суб­доминантного полушарий головного мозга. Эмоции проявляются и во внутренних переживаниях, и в поведении, и то и другое связа­но с физиологической активацией.

  1. Элементарные, так называемые физигеские, гувствования —эмоции удовольствия и неудовольстия, связанные с органически­ми потребностями. Они — тон или окраска отдельного ощущения (голод, жажда) или общего самочувствия индивида (беспредмет­ная тоска, тревога, радость).
  2. Предметные гувства — осознанные переживания отношения к миру, дифференцирующиеся в зависимости от того предмета, к которому они относятся. Они связаны с духовными потребностя­ми и подразделяются на интеллектуальные (познавательный инте­рес), эстетические (переживание прекрасного) и моральные (воз­мущение безнравственным поступком какого-либо лица).
  3. Обобщенные мировоззренгеские гувства включают интеллек­туальный компонент и выражают более или менее устойчивые установки личности. Это чувство юмора, иронии, чувство возвы­шенного, трагического и т. п.

Аффект — мгновенный, стремительно и бурно протекающий эмоциональный разряд (ярость, ужас, восторг, отчаяние).

Страсть — сильное, стойкое, глубокое и длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им (к стяжательству, лич­ной славе, труду, науке, искусству).

Настроение — более или менее длительное общее эмоциональ­ное состояние личности, придающее эмоциональную окраску всей психической жизни и обусловленное совокупностью факторов: ор­ганическим самочувствием, тонусом жизнедеятельности, взаимоот­ношениями с окружающими людьми и оценкой личной и обще­ственной жизни. Настроение — бессознательная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства [Рубинштейн С. Л., 1946]. Например, тревожное настроение за­ставляет воспринимать все под знаком страха, отовсюду ожидать опасности.

Эмоции делятся на положительные (удовольствие, ра­дость, восхищение, любовь) и отрицательные (неудовольст­вие, горе, страх, печаль, ненависть). Различают также стениче-ские чувства (гнев, радость), повышающие жизненный тонус, по­буждающие к деятельности, и астенические чувства (печаль, смущение, страх), снижающие жизнедеятельность, ослабляющие энергию. Чувства могут быть разной степени интенсивности, стой­кости и глубины. Переживание эмоций сопровождается напряже­нием и последующим облегчением.

Возрастные особенности. Несмотря на то что уже в утробе ма­тери у плода появляются первые эмоциональные реакции, у ново­рожденного отмечаются лишь рудиментарные проявления эмоций. Первоначально они связаны с удовлетворением органических по­требностей (голода, недомогания, неудобного положения, холода), постепенно с усложнением потребностей усложняются и эмоции. Рано у младенца появляется страх на изменение обстановки, гром­кий звук, потерю равновесия. Эмоции и чувства детей в раннем возрасте быстро и бурно возникают, но столь же быстро и исчеза­ют. До 3-летнего возраста преобладают эмоции, обусловленные биологическими потребностями, в них особенно выражен сомато-вегетативный, а не психический компонент.

В связи со становлением самосознания и под влиянием похвал и порицаний у дошкольника возникают нравственные чувства. Вначале представления о плохом и хорошем тесно связаны с лич­ными интересами ребенка, и лишь постепенно они определятся общественной полезностью того или иного поступка.

К 10-12 годам чувства занимают в психике ребенка такое же место, как и эмоции, связанные с удовлетворением физиологиче­ских потребностей. К концу периода взросления в основном за­канчивается формирование основных высших чувств.

Возрастная незрелость эмоционального реагирования проявля­ется: 1) элементарностью эмоций; 2) преобладанием положитель­ных эмоций; 3) повышенной эмоциональной лабильностью;

4) рудиментарностью и атипичностью аффективных расстройств;

5) заменой эмоций так называемыми возрастными эквивалентами эмоциональных проявлений (соматовегетативными, поведенчески­ми).

Таким образом, основные линии развития чувств в процессе роста ребенка следующее: 1) уменьшается возбудимость эмоций и возрастает устойчивость чувств; 2) чувства становятся более диф­ференцированными и объективированными; 3) расширяется и, главное, изменяется круг предметов и явлений, вызывающих чув­ства.

Эмоции ребенка

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза и многое другое — все это проявления эмоций. Благодаря этому, мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они привыкли не скрывать своих эмоций.

Что такое эмоции, и какими они бывают?

Эмоции – это внутренние переживания человека. Они выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер. К эмоциям относят настроение, страсть, аффект, чувства, стресс. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Отрицательные эмоции у ребенка возникают по разным причинам. Это и противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его, и конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребенку, неуверенному в собственных силах, и частые негативные эмоциональные состояния взрослых, и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. Но самая распространенная причина, почему малыш испытывает негативные эмоции, это – приказательный тон родителей, требующий срочно выполнить их волю, применение взрослыми обвинений, угроз, оскорблений, в то время как правильнее было бы провести с провинившимся ребенком доверительную беседу и совместный анализ возникшей ситуации.

Когда ребенок впервые проявляет эмоции?

Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одними из первых после того, как ребенок появился на свет. Уже восьминедельным малышам знакомы простые состояния недовольства и удовлетворенности. Чем взрослее ребенок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет он уже знаком с радостью и грустью, завистью и сопереживанием, гордостью и стыдом. Следовательно, эмоции его становятся все более сложными. И нередко малыш сам может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются неравномерно, как будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – все более сложный. Этот процесс практически завершится, когда ребенку исполнится 10.

Как развивать эмоции у детей?

Это может показаться странным, но так оно и есть: эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых. Посудите сами: малыш прибежал к маме и радостно, подпрыгивая, сообщил, что он только что сделал тако-о-ой замок из песка! Мама, выказывая явную заинтересованность, идет с ребенком во двор, чтобы посмотреть на шедевр, увидев который восхищается и хвалит малыша. Но, возможен и другой вариант развития событий. Мама может сослаться на занятость и проигнорировать просьбу ребенка, отделавшись сухо брошенным «молодец, только не мешай мне». В результате маленький человечек почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна. В первом примере похвала и выделение ребенку нескольких минут играют огромную роль в формировании его как личности, это сподвигает его на достижение дальнейших успехов. Во втором случае малыш будет лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приводит к пассивности. Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило в первые годы жизни, поскольку со временем это будет невозможно.

Хваля и поощряя ребенка, не перестарайтесь. Дети очень чутки к эмоциональной фальши. Поэтому преувеличенные восторги и неестественное умиление приведут к обратному результату: ребенок не сможет целостно и полно воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей.

Большую роль в воспитании чувства прекрасного и формировании эмоциональной сферы являются игрушки, которые окружают ребенка. Поэтому не покупайте малышу игрушек, которые не соответствуют его возрастным потребностям, и следите, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции. Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Рисуйте с малышом, ходите на выставки (сначала, например, это могут быть выставки детских рисунков), пойте, ходите на концерты, занимайтесь с ним музыкой или просто включайте диски.музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности. Благодаря музыкальному развитию, формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Огромную роль в формировании позитивных эмоций у малыша играют сказки. Возьмите себе за правило ежедневное чтение перед сном. Читайте выразительно, с яркими эмоциями. Тогда малыш сможет прочувствовать услышанное, сформировать личное отношение к тем или иным поступкам героев, сделает определенные выводы.

Как справляться с негативными эмоциями?

Если с позитивными эмоциями все понятно, то как быть с негативными, к которым относятся эмоции, связанные с гневом, ненавистью, страхом, тревогой? Зачастую ребенок проявляет такие эмоции не намеренно, пытаясь вывести из равновесия взрослых или «насолить» им. Дело в том, что иногда дети, особенно до 10-летнего возраста, не могут описать, что творится в их душе, и чем они недовольны. Чтобы избежать последствий, вызванных негативными эмоциями, разговаривайте с малышом. Научитесь его слушать, а затем научите малыша слушать самого себя и определять свои эмоции. Предложите ребенку (конечно, не раньше, чем в 4-5 лет) описать чувства, которые он испытывает в данный момент. Пусть он расскажет вам, в какой цвет он бы покрасил свое настроение, если бы это было возможным. Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. Например, вы можете строить «рожицы» перед зеркалом, посредством мимики изображая различные эмоции. Этот метод подходит абсолютно всем детям, начиная с 1-1,5 лет. Для «выплескивания» негативных эмоций можно придумать множество способов. Например, колотить руками подушку. Но учтите, что это должна быть одна, отведенная для этой цели подушка, и ни в коем случае не игрушка. Можно взять чашку и кричать в нее, сколько душе угодно, пока злость не иссякнет. В тазик или ванну с водой можно швырять резиновые игрушки. Ребенок сам не заметит, как увлечется и вовсе забудет о своем недавнем состоянии.

Кто-то с недоверием, ухмыльнется, мол, легче дать несколько раз по попе и не возиться с ребенком. Эффект, якобы, быстрый и надежный. Но имейте в виду, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать и подавлять – очень вредно. Кроме того, что это негативно скажется на психике ребенку, в старшем возрасте это может привести к серьезным последствиям: заболеваниям сердца, неврозу, повышенному давлению. Более того, дети, которых не понимали взрослые, сами, став таковыми, не поймут окружающих, они будут раздражительны и агрессивны. Нередко у таких людей отмечаются проблемы общения.

Воспитывайте у ребенка терпеливость и умение спокойно общаться с людьми. Для этого можно поиграть в такую игру. Возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет, пусть это будет игрушка или книга, а ребенок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы же не должны сразу сдаваться: отдаете вещь, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами. После окончания игры поговорите с ребенком. Пусть он ответит, почему, по его мнению, вы отдали ему игрушку, как правильнее нужно просить, обсудите свои чувства, возникавшие во время игры.

Держите себя в руках!

Без лишних слов понятно, что взрослые – не железные. У них также случаются срывы. Ритм современной жизни, условия, в которых находятся взрослые, тяготы повседневной жизни, осознание того, что они в ответе за своих близких (особенно за детей), приводят к разного рода стрессам. С негативными эмоциями, переполняющими взрослых, необходимо уметь справляться. Дело в том, что ребенок может “заразиться” отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому ребенка. Научитесь расслабляться. В прямом смысле. Расслабьте свои мышцы, особенно мышцы лица. Таким образом, вы получите некоторую власть над своими эмоциями. Вы можете выплеснуть их таким способом, чтобы малыш не понял, в чем дело. Например, пойте. Выберите что-нибудь из своего репертуара, что подходит именно вашему теперешнему состоянию. Купите себе мороженое! Возможно, именно это «остудит» ваши эмоции. Ну, или шоколадку. Правда, не привыкайте к таким методам, а то через некоторое время вас постигнет депрессия по поводу лишних килограммов.

Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Читайте также:  Рекомендации, чем заниматься с ребенком в 2 месяца для развития
Ссылка на основную публикацию