Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Ишкова Татьяна Ивановна

«Развитие математических способностей

у детей дошкольного возраста

через игровую деятельность

в условиях реализации ФГОС ДО»

МБДОУ «Детский сад с. Купино»

Ишкова Татьяна Ивановна

1. Вступительная часть

2. Основная часть

2.1. Практический раздел

2.2. Методы и приемы

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель работы: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

2. Основная часть

2.1. Практический раздел

Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С. , а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – моя главная цель в обучении детей.

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

2.2. Методы и приемы.

Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).

Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.

В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет – нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомя детей с цифрами , использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.

На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?» .

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:

· комплекс развивающих игр;

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» , – эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.

1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.

2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с.

3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. – №8. – С.30-39

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г.

6. Волина В. «Веселая математика» – Москва, 1999г.

7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» – Москва, 1989г.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.

9. «Играем в числа» – серия пособий.

10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974г.

11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

12. «Ориентировка в пространстве» – Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.

13. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

14. «Развиваем восприятие, воображение» – А. Левина.

15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г.

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Румия Набиуллова
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы Набиулловой Румии Аминовны – воспитателя

Детский сад № 6 «Автошка»

В наше время, в век «компьютеров» математика

в той или иной мере нужна огромному числу

людей различных профессий.

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

Читайте также:  Развивающие конструкторы для детей: что развивают у ребенка

Известно, что игра– главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка Цель работы: содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи,

1. Развивать у детей интерес к математике.

2. Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.

В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

«Выложи цифру из палочек»;

«Собери цифру правильно»;

«Слепи из пластилина»;

«На что похожа цифра?»;

«Назови предметы, напоминающие цифру».

А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:

Стихи о цифре 3:

1. «Погляди на цифру 3,словно ласточка – смотри».

2. «Тройка – не двойка,

Но это не «хорошо»,

А «удовлетворительно». Физминутка:

1. Малыши, малыши – дружные ребятки

Малыши, малыши – вышли на зарядку.

Раз. Два, три! Раз, два, три!

Раз, два, три! Раз, два, три!

1. Треугольная доска

А на ней три волоска,

Волос тонкий, голос звонкий (балалайка).

Возле леса на опушке,

2. Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Угадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки? (три медведя). Решение задач:

Вот зашла Маринка,

А за ней – Аринка,

А потом пришел Игнат,

Сколько стало всех ребят?

На плетень взлетел петух,

Повстречал там еще двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

1. По утрам мой брат Кирилл,

Трех крольчат травой кормил.

2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа. Сказки, где есть число 3:

«Три поросенка», «три медведя»,

«Три орешка для Золушки».

Пословицы и поговорки:

Обещанного 3 года ждут.

От горшка, три вершка

Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть вдидактические игрынаправленные на изучение геометрических фигур:

«Назови лишнюю фигуру»

«Найди крышку каждой коробочке»

Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Знакомя дошколят с различными линиями, применяем игру «Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» – синим, «прямую» – желтым и т. д.

Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого использую игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека?

В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:

«Сколько нас без одного?»,

«Какое число я задумала?»,

«Назови число на единицу больше – меньше»,

«Кто знает, пусть дальше считает»,

«Какие числа пропущены?»,

Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:

«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»

В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр;

математический КВН;

математический ринг;

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!

Список используемой литературы:

1. З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – Москва,1990г.

2. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» – ФГУИППВ, 2004г.

3. В. Волина «Веселая математика» – Москва,1999г.

4. О. Узорова, Е. Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г.

5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» – Санкт-Петербург, 2002г.

6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» – Москва, 1989г.

7. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.

8. под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.

9. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993

10. Аргинская И. И. Математика, математические игры. – Самара: Федоров, 2005 г. – 32 с.

11. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. – №8. – С. 30-39

12. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с

13. Бильчугов Л. Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук МГУ., 1978.

14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989

15. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пос. – М., 1974

Формирование ценностного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность Ребенок не может развиваться, не зная смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Понимание себя, своих.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность МБДОУ «Детство» структурное подразделение «Красносельцовский детский с ад» Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 «Ромашка» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Храмова Марина.

Обобщение опыта «Развитие математических способностей детей 3–4 лет через игровую деятельность» Игры: Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по коробочкам». Цель: Выделение части группы.

План самообразования «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность» План мероприятий с детьми. Сентябрь 1. Подготовка материала для изучения экологической культуры. 2. Дидактические игры на осеннюю тематику:.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками» Проект: развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность с прищепками. Место проведения: первая.

Развитие мелкой моторики у младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС Хочу начать.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность. Конспект занятия «Смотрит солнышко в окошко…» Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность. Тема: «Смотрит солнышко в окошко…». Воспитатель: Матюхина Светлана.

Развитие математических способностей у детей посредством игровой деятельности

Татьяна Булгакова
Развитие математических способностей у детей посредством игровой деятельности

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

Изучая труды великих педагогов: Крупской Н. К., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С., а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – моя главная цель в обучении детей.

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).

Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.

Читайте также:  Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста

В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры:«Чет – нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомя детей с цифрами, использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике?» и т. д.

На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды, в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:«Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:

· комплекс развивающих игр;

· математический КВН;

· математический ринг;

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы знания, надо поглощать их с аппетитом», – эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.

1. Абрамов И. А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.

2. Аргинская И. И. Математика, математические игры. – Самара: Федоров, 2005г. – 32 с.

3. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. – №8. – С. 30-39

4. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

5. Васина В. В., Праздник числа. М., 1991г.

6. Волина В. «Веселая математика» – Москва, 1999г.

7. Жикалкина Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике» – Москва, 1989г.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.

9. «Играем в числа» – серия пособий.

10. Леушина А. М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пос. – М., 1974г.

11. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

12. «Ориентировка в пространстве» – Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.

13. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

14. «Развиваем восприятие, воображение» – А. Левина.

15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г.

Математика без принуждения, или Развитие математических способностей посредством игровой деятельности Необходимость реализации ФГОС ДО ставит перед педагогом задачу построить образовательную деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Круглый стол» «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством.

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его.

Развитие математических способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Актуальность темы: Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр. С детьми нужно «играть».

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности «Без игры нет и не может быть Полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» 1 РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ Подготовила музыкальный руководитель: Т. И. Яковенко 2 «Настоящая.

Мастер-класс «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки» Мастер-класс «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста посредством сказки» Основной принцип мастер-класса: «Я.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Цель: Содействовать лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.

Задачи: 1.Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2.Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.

Методы: 1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
1. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Я работаю по программе «Школа 2100», « Школа 2000» с 2003года. Это программа направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны – отсутствие цели в игре, а с другой – игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

1.Это счетные палочки – с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаю детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов. [1]

2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов. (приложение 1)

3. Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, уменийдоказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)
Отгадывая задачи математического содержания – дети радуются , если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс.
Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка – это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» – дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» – силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» – силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлова, «Математика до школы» – библиотека программы «Детство». [5], [6]

5.Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)[1]

6.Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание. [4]

7. Есть игра «Грамматическая арифметика».[3] Я ее использую в обучении грамоте. Пример: Найдите слово в слове «3 – 1=?»
Мел Лес Дом

Слово состоит из трех букв, если одну букву убрать получится другое слово
(ел, ел, до)

Беда Лужи Коса
(еда) (ужи) (оса)

Радуга Фасоль Машина
(дуга) (соль) (шина)

8. Дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей
логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать
очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.
Ведь шашки являются одной из самых распространённых народных игр в мире. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Шашки удачно сочетают в себе спорт и искусство, объединяют все возрасты и «весовые категории». Дети дошкольного возраста с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Ребята, играющие в шашки, как правило, хорошо учатся. Шашки вырабатывают умение мыслить абстрактно, воспитывают усидчивость и пространственное воображение. В старшей и подготовительной группе я веду кружок по шашкам «Волшебная доска» (приложение 2). Проводим мини – турниры между детьми. Для пропаганды игры среди родителей в конце апреля впервые провела семейный турнир, посвященный 65–летию Великой Победы. В команде участвовали родитель с ребенком. На турнир пришли 6 команд. Открыла турнир Шахматная королева, в роли которой была воспитатель Акыева Елена Николаевна. Арбитрами пригласила школьников – выпускников детского сада, которые играют в шашки еще с детского сада, имеют достижения в шашечных турнирах уже в школе. Судьями были представители гимназии: ученик 11 класса Унаров Тускул и Волкова Наталья Васильевна, они объяснили командам правила шашечного турнира. Дети играли с детьми, родитель с родителем. Во время турнира участники волновались, переживали друг за друга; дети за своих родителей, родители за детей. В ходе шашечных баталий команда семьи Заровняевых заняла первое место. На второе место вышла команда семьи Обутовых, третье место досталось семье Кычкиных. В личном первенстве между детьми 1-2-3 места поделили Заровняев Егор, Кычкин Рома, Варламов Родион. Хочу выразить благодарность родителям, которые поддержали идею соревнований и активно приняли участие в турнире. Это Мусиенко Алла Владимировна, Ильинова Оксана Юрьевна, Варламова Лена Афанасьевна, Кычкин Иван Алексеевич, Обутов Евгений Алексеевич и Заровняев Василий Александрович (приложение 3). Эти родители, конечно, раньше сами увлекались шашками, но в силу своей занятости со временем перестали играть. Но, наши дети, которые стали учиться, в детском саду играть в шашки напомнили им о былых увлечениях. Вот что написали родители об увлечении своих детей (приложение 4).
Надеюсь, что родители вместе с детьми пронесут эту привязанность и интерес к игре через всю дальнейшую жизнь. Ведь игра в шашки дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Эта увлекательная игра – средство воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Можно выбрать эту игру как домашний досуг или как хобби для всей семьи. Во-первых, это несложная игра. Во-вторых, финансово не обременяет семью. В-третьих, польза для всех домочадцев. В-четвёртых, эта игра интересна всем.
В детском саду дети начинают учиться играть в шашки и продолжают в школе. Прослеживаю результаты игры в шашки: кто начинал играть в детском саду, они участвуют в школьных соревнованиях, олимпиадах по шашкам и имеют
неплохой результат. Так Унаров Саша, Нагула Сергей были лидерами по шашкам в детском саду и в школе. Сейчас Афанасьев Айаал, Павлюк Владик, Варламова Марианна, Цветков Максим и в школе показывают неплохие результаты по шашкам. Значит, интерес к игре был заложен уже в детском саду. Сейчас успешно играют в шашки Заровняев Егор, Варламов Родион, Ильинов Гена, Кычкин Рома. После выпуска детей из детского сада я продолжаю отслеживать результаты их деятельности и в школе.
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Читайте также:  Во сколько месяцев мальчиков можно сажать и как это делать

Динамика достижений воспитанников.

ГодМероприятияРезультат
2005Улусная мета-олимпиада среди дошкольников1, 2 место
2008Улусная мета – олимпиада среди детей подготовительных к школе групп1, 2, 3 место
2010Семейный турнир по шашкам в детском саду – Заровняев Егор, Варламов Родион, Кычкин Рома1-2-3 место
Поселковый турнир по шашкам среди детей дошкольного возраста и учащихся 1 класса1 место
Шашечный турнир в Сангарской гимназии. Команда подготовительной группы среди учащихся 1-2 классов.
Заровняев Егор – финал, среди детей дошкольного возраста и учащихся 1-2 классов
Ильинов Гена – финал, среди детей дошкольного возраста и учащихся 1-2 классов.
2 место

6 место

Диаграмма – мониторинг успешности детей в группе МДОУ №2 Детский сад «Светлячок».
Качество обучения детей по развитию речи: 2006-2007 год – 61%; 2007-2008 год – 60%; 2008-2009 год – 64%; 2009-2010 год – 75%.

Качество обучения детей по математике: 2006-2007 год – 70,6%; 2007-2008 год – 73%; 2008-2009 год – 74%; 2009-2010 – 94%.

Психологическая готовность к школе:
2008 год-25 детей, 82%; 2010 год-16 детей,86%.

Уровень успеваемости выпускников в школе:
Успеваемость составляет 100%. Качество обучения: 2007 год, 6 детей – 66%; 2008 год, 8 детей – 60%; 2009 год 25 детей – 100% (первый класс).

Список используемой литературы:
1.З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» – Москва,1990г.
2. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» – ФГУИППВ, 2004г.
3. В.Волина «Веселая математика» – Москва,1999г.
4. О.Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г.
5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» – Санкт-Петербург, 2002г.
6. Т.К.Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» – Москва, 1989г.

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Опыт работы (2)
  • Для вас, родители! (4)
  • Без названия (1)

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Не просто бывает воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы. Поэтому для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одно из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету – игру. Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире.

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Сухомлинский В. А. Игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Обучение детей происходит через:

1) непосредственно образовательную деятельность;

2) дидактические игры ;

4) развивающие игры и упражнения;

Использование в непосредственно образовательной деятельности игровой минутки, проблемной ситуации, вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность.

Знакомя детей с цифрами, мы играем в различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «Раскрась цифру», «Найди на картинке цифры» . Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. Используем такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» – здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру» . Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. Интересно проходят игры «Сколько нас без одного» (обратный счет).

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Подбери пару» например: я показываю детям круг и называю: у меня синий круг – дети находят на столе круг и называют, а у меня красный круг и т.д., «На что похоже» – дети подбирают предмет, похожий на геом. фигуру: круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я показываю предмет, а дети называют форму. Также использую такие игры: «Создай рисунок», «Подбери заплатку», «В свой домик», «Ёлочка», « Неразбериха» . Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

Работая по разделу «Сравнение величин» используем такие игры как: «Заюшкина избушка», «Конура для щенка», «Угости кота», «Бабочка и цветок», «Помири ёжиков», «Золотой ключик».

При изучении цвета используем игры : «Покажи нужную рукавицу», «Гномик и шары», « Танец с матрёшками», «Матрёшка», «Сервиз», «Подбери по цвету».

Очень часто на своих занятиях я использую задачи- шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя то или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задачи- шутки используем в проведении математических досугов.

Например: Над лесом летели три рыбки.

Две приземлились. Сколько улетело?

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик.

Сколько у мамы детей?

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать вместо вопросов? », «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д. На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди два одинаковых треугольника» и т. п.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» , – эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Портал педагога

Автор: Панасюк Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №20 “Полянка”
Населённый пункт: город Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие математических способностей у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Дата публикации: 05.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Развитие математических способностей у детей среднего

дошкольного возраста через игровую деятельность.

Математика- гимнастика ума.

дошкольного образования является развитие математических способностей

Огромная роль математики – в умственном воспитании, в развитии

интеллекта. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольников считать,

измерять и решать задачи.

Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит

логике. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем

предметами, знаками и словами.

Для дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра

для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления,

Лучшие дидактические игры построены по принципу самообучения, то

развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои

анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый

опыт общения. У детей развиваются познавательные способности, интеллект.

Все дидактические игры делятся на пять групп:

Игры с цифрами и числами;

Игры путешествия во времени;

Игры на ориентировку в пространстве;

Игры с геометрическими фигурами;

Игры на логическое мышление.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и

образованием всех чисел в пределах 5(10), путем сравнивания равных и

расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это

делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о

том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на –

нижней. Играя в такие дидактические игры, как “Какой цифры не стало?”,

соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и

“Задумай число”, “Число как тебя зовут?”, “Составь табличку”, “Составь

цифру”, “Кто первый назовет, которой игрушки не стало?” и многие другие

используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей

прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом.

Перед началом игры педагогом задается вопрос, в каком порядке (прямом или

обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал

мяч, продолжает считать дальше. Задания повторяются многократно, чтобы

дать возможность всем детям принять в ней участие. Такое разнообразие

дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное

время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления

направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени)

служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день

недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название

дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета и табличками.

Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый

день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно

рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день

закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с

удовольствием играют в игру “Живая неделя”. Для игры вызываются к доске

обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности,

кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

В дальнейшем, можно использовать следующие игры “Назови скорее”, “Дни

недели”, “Назови пропущенное слово”, “Круглый год”, “Двенадцать месяцев”,

которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название

месяцев, их последовательность.

закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является

научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных

ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи

Например, справа стоит заяц, слева – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и

игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это

вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы

заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные

игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра “Найди

игрушку”, – “Ночью, когда в группе никого не было” – говорится детям, – “к

нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить,

поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти”. Затем

распечатывается письмо, в котором написано: “Надо встать перед столом

воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. “. Дети выполняют задание, находят

игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание

местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны

определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр,

упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования

у детей: “Найди похожую”, “Расскажи про свой узор”, “Мастерская ковров”,

“Художник”, “Путешествие по комнате” и многие другие игры. Играя, дети

учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

4 группа. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур

Ссылка на основную публикацию