Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Эльмира Юмадеева
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

Что дает человеку творчество? Прежде всего, это – сила, позволяющая человеку максимально проявить себя и реализовать заложенные в него природой задатки и способности.

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

По результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.

Вот почему развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста играет настолько важную роль

Условия творческого развития ребенка

В первую очередь необходимо предоставить ребенку все необходимые для творчества материалы: карандаши, краски, стимульный материал для развивающих игр, музыкальное сопровождение и т. д. Игра, либо развивающее занятие требует тщательной заблаговременной подготовки и осуществления в специально отведенное для этого время. Для того чтобы ребенок смелее выражал себя в творчестве, он должен быть уверен в том, что он не может дать «правильный», либо «неправильный» ответ, за который он может быть наказан. Любой прогресс ребенка – будь то оригинальный ответ, либо необычный, найденный им способ решения проблемы, необходимо поощрять. Особый акцент стоит сделать на поддержку самостоятельности. Если в ходе занятий у ребенка будут возникать вопросы, игнорировать их нельзя ни в коем случае! Дошкольный период – это время, когда ребенок проявляет наиболее живой интерес к происходящим вокруг него событиям. Шаг за шагом он познает окружающий мир и в этом деле как никогда важна поддержка со стороны близкого человека. Задача родителя – не погасить в ребенке любознательность и стремление к новым открытиям. Каждое занятие, проводимое с ребенком, должно осуществляться в атмосфере взаимного уважения, доверия и любви. Как бы родители не пытались ускорить развитие интеллекта и творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что информация должна обязательно соответствовать возрасту. Слишком сложные, или наоборот – излишне простые задания не позволят интеллекту ребенка развиваться в полной мере.

Как развивать творческие способности?

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их психологи определили или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:1) Развитие воображения. Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет. 2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой. Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа.», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей у младших дошкольников.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Условия успешного развития творческих способностей у младших дошкольников. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Главное – не превращать в свободу во вседозволенность, а помощь – в подсказку, которая вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Необходимы комфортная обстановка и наличие свободного времени. Теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Методы развития детского творчества

Методы развития творческих способностей детей достаточно просты. И даже если ребёнок не посещает детский сад, или любое другое дошкольное образовательное учреждение, организовать их легко и в домашних условиях.

Наблюдения за окружающим миром.Выхода на свежий воздух с детьми, родители могут обсуждать с ним происходящие вокруг события или явления, предлагать ребенку внимательно присматриваться ко всему, что их окружает. Это позволит ребенку не только развивать творческие навыки, но и заметно обогатит его преставления об окружающем мире. Например, гуляя по улице, можно рассказывать ребенку о жизни животных, о цветах и деревьях, встречающихся на пути. Первые навыки, полученные таким образом, помогут ребенку в дальнейшем эффективно приобретать и накапливать и школьные знания.

Развивающие игры.Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по-прежнему является игра, эту особенность можно эффективно использовать и для развития творческих способностей ребенка. Для этого, в детском шкафу обязательно должны лежать паззлы, конструкторы и мозаики. Игры такого типа прекрасно активизируют мышление, способствуют концентрации внимания. Однако необходимо строго следить за тем, чтобы сложность игры соответствовала возрасту ребенка и его развитию.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Елена Семёнова
Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство -изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Для успешной работы по формированию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.

Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель:

– развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи:

– формировать у детей первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, формировать способность воспринимать его;

– формировать художественно-образных представлений, эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное;

– развивать творческие способности детей в рисовании, лепке и аппликации;

– обучать основам создания художественных образов, формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности;

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах:

•От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

•Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

•Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Для реализации данного опыта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку и аппликацию.

Развитие творчества во многом зависит от организации эстетическо-развивающей среды в группе. Так, появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Так например красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятыми кусочками бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, ватной палочкой. Используя разные семена, зёрна, пуговицы вместе создаем пластилиновые картинки, создание коллективных композиций «Осенний лес», «В зимнем лесу» и др. вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и детьми.

Вызвать желание и поддержать интерес к созданию образов помогает игровая мотивация (слепить угощение для гостей, сделать подарок мишке, игровые приёмы (дождик капает «кап-кап», зайчик прыгает по дорожке оставляя следы, сюрпризные моменты (слепить мишке друзей, подарки из волшебного сундучка).

В совместной деятельности с детьми использую народные игрушки – они обогащают зрительные впечатления и вызывают эмоциональный отклик у детей. Им нравится рассматривать, трогать играть с ними. Показ ярких игрушек вызывает интерес к их изображению. Такая игрушка может выступать как персонаж в процессе рисования и лепке (в лепке-колобок, колеса для машины, морковка для зайчика, грибочек для белочки и др.)

В разное время года провожу наблюдения в природе и ближайшем окружении: за красивыми цветами на клумбе, солнцем, облаками, первой зеленой травкой, насекомыми, бабочками. Они обогащают представления детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов и уточняет зрительные впечатления В совместной деятельности использую художественное слово (стихи, потешки, прибаутки). Яркий выразительный язык фольклорных произведений доступен и понятен детям.

Детям очень нравится наблюдать, как взрослые рисуют и лепят. Такие наблюдения побуждают детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные. Яркие выразительные образы хорошо знакомых предметов.

В родительском уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности.

Так же развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных детьми изображений. Важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работу. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них. Вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.

При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач.

Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование», «Как организовать художественно-изобразительную деятельность с детьми дома», «Аппликация. Хорошо или плохо?».

Анализ результативности.

Опыт работы, который я накопила, показывает, что дети лучше стали воспринимать и понимать изображение знакомых предметов и явлений, эмоционально откликаться не только на содержание, но и художественную форму. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему творчеству, поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество – неотъемлемая часть разностороннего развития.

В результате систематической и последовательной работы дети младшей группы научились:

– свободно рисовать предметы, состоящие из линий, проведенных в разных направлениях;

– передавать простые сюжеты, объединяя несколько изображений («Ёлочка растет в лесу);

Читайте также:  Советы родителям: как и во что играть с ребенком в 2 года

– аккуратно пользоваться изобразительными материалами: карандашами, красками, бумагой, кистью, клеем и т. д. ;

– использовать в процессе рисования карандашами и красками нескольких цветов;

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность позволяет формировать у детей младшего дошкольного возраста творческие способности, вызывать у ребят положительный эмоциональный отклик на рисование, лепку, аппликацию; чувство радости от созданных изображений; доброжелательное отношение к сверстникам и их рисункам, лепным изображениям, аппликациям.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Основная проблема развития творческих способностей дошкольников заключается в том, что быстрые темпы научно-технического развития общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры, искусства, требуют быстрой реакции, гибкого мышления, творческого подхода к решению жизненно важных проблем.

Творческая личность значительно лучше и легче приспосабливается к бытовым, социальным и производственным условиям, эффективно их использует и изменяет в соответствии с предпочтениями, убеждениями. Заботясь о развитии творческих способностей у детей, приобщая их к творческому труду, мы создаём необходимые условия для развития всех без исключения технических качеств детей дошкольного возраста.

С целью выявления отношения родителей к художественно – творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты.

Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности перенимается педагогами МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 7» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города. Мастер-классы по художественно-эстетическому развитию, конспект открытого занятия «Теремок», представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru в моем личном блоге, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.

Развитие творческих способностей средствами эксперементированной деятельности детей младшего дошкольного возраста Основной формой работы с детьми и ведущим видам деятельности для них должна быть игра. Обучающий процесс через игру организован так, что.

Обобщение опыта «Палочки Кюизенера — дидактическое средство развития творческих математических способностей дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3» Технологическое.

Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» “Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека” Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике.

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на занятиях модульным оригами» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района.

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства». И. С. Соколов-Микитов Экологическое.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Сухомлинский В. А.) Дошкольный возраст – самый.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребёнка является первым основоплагающим этапом усвоения социокультурного.

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Согласно документу «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», приоритетной задачей современной образовательной политике, является воспитание молодого поколения, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные ценности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования важной задачей является «развитие творческих способностей детей, приобщение к изобразительному искусству, художественно-творческой компетентности детей» [49, с. 5]. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, эстетических, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет развитие творческих способностей. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Проблема развития творческих способностей чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства, так как этот период является наиболее благоприятным для развития творческих способностей. И если в этот период их специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение творческой активности. Вместе с уменьшением творческой активности у детей обедняется личность, снижаются возможности мышления, гаснет интерес к искусству, к любой деятельности, связанной с творческой. В связи с этим становится ясной необходимость поиска новых путей развития творчества, причем начиная с детского возраста. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Появляется оценочное отношение к себе и другим. Дошкольники умеют обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи. Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса. Объектом исследования является процесс развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Предметом исследования является комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «творческие способности»; 2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста; 3. Рассмотреть возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста; 4. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы, подобрать диагностические методики и провести диагностику развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста; 5. В ходе опытно-поисковой работы разработать и провести комплекс занятий по изобразительной деятельности направленный на развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Теоретико-методологической основой исследования служат идеи философской и педагогической мысли о развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (Д.С. Брунер, В. В. Богат, Л.С. Выготский); теоретические положения о роли изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребенка (Т.Г.Казакова, Н.В.Кондратьева, Т.С.Комарова, О. М. Дьяченко, Г.Г. Григорьева); о взаимодействии семьи и образовательной организации в развитии творческих способностей детей (Е.М. Гаспарова, Е.В. Зайка, Е.И. Игнатьев). Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования: Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования; Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов проектной деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.

В современных условиях, когда остро стоит проблема развития творческой личности, одним из центральных направлений работы является развитие творческих способностей. Изученный теоретический материал следующих авторов Т.Г. Казакова, Н.В.Кондратьева, Т.С. Комарова, О.М. Дьяченко, Г.Г. Григорьева и др. и проделанная опытно-поисковая работа, позволили сделать следующие выводы: Творческие способности – это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства. Художественно-творческие способности являются частью общетворческих способностей. Следовательно, в узком смысле под художественно-творческими способностями следует понимать совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение изобразительной деятельности, направленной на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи, выходящие за пределы стандартного исполнительства (по Г.Г. Григорьевой). Результатом процесса развития творческих способностей можно считать развитость творческих способностей в единстве следующих критериев и показателей (по Н.В. Кондратьевой): Когнитивно-эмоциональный критерий: выявляет способность мыслить нешаблонно, придумывать больше идей, образов. Личностно-креативный критерий: активизация творческого потенциала, использование воображения, самостоятельности. Мотивационно-ценностный критерий: стремление к творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта. Деятельностно-процессуальный критерий: выбор приемов в решении поставленной творческой задачи. Младший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент творческих способностей. Особенности восприятия и мышления младших дошкольников необходимо учитывать при формировании умения действовать в своей работе не шаблонно (когнитивно-эмоциональный критерий). Особенности активного использования творческого потенциала в своей работе (личностно-креативный критерий. Особенности отношений со сверстниками, авторитет значимого взрослого, способность к самовыражению в продуктах творчества (мотивационно-ценностный критерий). Особенности выбора приемов и творческих решений в продуктах – все это необходимо учитывать при выборе тематики изобразительной деятельности. Большой потенциал для развития детского творчества заключается в изобразительной деятельности. Она является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольника и позволяет ему отразить свои познания об окружающем мире, выразить свое отношение к нему, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития. Все дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются однообразием, бедностью цветового решения и не приносят авторам радости. Таким образом, подтверждается актуальность проблемы: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Овладение нетрадиционной технологией изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Цель работы достигнута, все поставленные задачи решены. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использовать воспитатели для организации развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО, а также студенты при подготовке к семинарам по проблеме развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

1. Байназарова, Т.Б., Сыздыкбаева, А.Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников [Текст] / Т.Б. Байназарова, А.Д. Сыздыкбаева // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 77-80. 2. Барташникова, И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7лет [Текст] / И.А.Барташникова. – Екатеринбург: Фалео, 2017. – 412 с. 3. Брунер, Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. – М.: Просвещение, 2010. – 344 с. 4. Богат, В.В. Развивать творческое мышление [Текст] / В.В.Богат // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 1. – С. 17-19. 5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2010. – 287 с. 6. Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации [Текст] /О.В. Боровик. – М.: ООО “ЦГЛ”, 2000. – 112 с. 7. Веккер, Л.М Психические процессы [Текст] / Л.М. Веккер // Воображение и психологическое время. – 1994. – № 4. – С. 62-71. 8. Выготский, Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст]. В 6-ти т. Т. 6 / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 2016. – 455 с. 9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с. 10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014. – 536 с. 11. Гаспарова, Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста [Текст] / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 20-28. 12. Глотова, Г.А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования [Текст] / Г.А. Глотова. – Екатеринбург, 2012. – 287 с. 13. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М. : Академия, 1997. – 268 с. 14. Григорьева, Г.Г. Игровые технологии в системе субъектно-ориентированного образования детей в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева // Сборник Материалов Ежегодной международной научно-практической конференции “Воспитание и обучение детей младшего возраста”. – 2013. – № 2. 15. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 2016. – 197 с. 16. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко. // Вопросы психологии. – 2010. – № 1. – С. 44-51. 17. Дьяченко, О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей [Текст] / О.М. Дьяченко. // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 8. – С. 46-51. 18. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин С.-Пб.; Питер, 2010. – 453 с. 19. Ермолинская, Е.А. Современные технологии развития изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.А. Ермолинская // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 1. – С. 81-92. 20. Зайка, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти дошкольника [Текст] / Е.В. Зайка. // Вопросы психологии. – 2015. – № 1. – С. 22-36. 21. Игнатьев, Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения [Текст] / Е.И. Игнатьев. – М. : Просвещении, 2010. – 107 с. 22. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника [Текст] / Т.Г.Казакова. – М. : Педагогика, 2010. – 112 с. 23. Калашников, М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии [Текст] / М.М. Калашников // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 23. 24. Кондратьева, Н.В. Критерии оценки развития творческих способностей [Текст] / Н.В. Кондратьева // Вопросы психологии. -2012. – № 5. – С. 9-12. 25. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] / Г. Д. Кирилова. // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 2. – С. 41-46. 26. Кирилова, Г. Д. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] / Г. Кирилова // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 12. – С. 45-47. 27. Кирилова, Г. Д. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве детей [Текст] / Г. Д. Кирилова. // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 63-69. 28. Комарова, Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т.С. Комарова //Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 65-68. 29. Комарова Т.С. Художественные способности и одаренность в дошкольном детстве [Текст] / Т.С. Комарова // Одаренный ребенок. – 2014. – № . – С. 6-15. 30. Коршунова, Л.С. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения: система реализации. ФГОС [Текст]: метод. пособие / Л.С. Коршунова. – М.: Просвещение, 2016. – 187 с. 31. Котова, Е.В., Кузнецова, С.В., Романова, Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 32. Кравцова, Е.Е. Развитие воображения [Текст] / Е.Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 37-41. 33. Кравцова, Е.Е Разбуди в ребенке волшебника [Текст] / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с. 34. Лейтес, Н.С. Ранние представления одаренности [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. – 2014. – № 4. – С. 98-108. 35. Лук, А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 133с. 36. Любина, Г. А. Обучение дошкольников ” языку чувств” [Текст] / Г. А. Любина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 32. – С. 4-13. 37. Мелькумова, Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А.Мелькумова // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 808-813. 38. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой. – М., 2009. – 272 с. 39. Михайлова, Н. А. Рисование дошкольников: процесс или результат? [Текст] / Н.А. Михайлова // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 17-19. 40. Моисеева, И.С., Добродомова, О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). – Пермь: Меркурий, 2014. – С. 79-81. 41. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 2000. – 456 с. 42. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения Экспериментальное исследование [Текст] / Р.Г. Натадзе / Хрестоматия по психологии. – 2010. – С. 217-223. 43. Немов, Р.С. Психология творчества [Текст] метод. пособие / Р.С.Немов. – М., 2011. – 271 с. 44. Подьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственного воспитания дошкольников [Текст] / Н.Н. Подьяков, А.Ф. Говоркова. – М.: Педагогика, 2012. – 200 с. 45. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – С.-Пб.: Питер, 2008. – 432 с. 46. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – С.-Пб., 2011. – 376 с. 47. Сидорова, Ю.С. Педагогические технологии в обучении детей изобразительному искусству [Текст] / Ю.С. Сидорова // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – № 5. – С. 117. 48. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: МОДЭК, 2014. – 640 с. 49. Тряпицына, А.П., Писарева, С.А. Современные проблемы развития педагогического образования [Текст] / А.П. Тряпицына, С.А. Писарева // Человек и образование. – 2014. – № 3 (40). – С. 1-12. 50. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург: Ажур, 2017. – 36 с.

Читайте также:  Домашние занятия с детьми 5-6 лет дома - советы родителям

Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Процесс развития творческих наклонностей и талантов у малышей дошкольного возраста проходит достаточно быстро. Задача родителей – не пропустить этот важный момент и уловить, к чему именно у малыша есть талант. Пик творчества у детей младшего (3-4 лет) возраста происходит, когда они впервые серьёзно и методично, изо дня в день, занимаются одним и тем же делом, уделяя ему большую часть своего свободного времени. С этого момента все старания родителей должны быть направлены не на борьбу с увлечениями ребёнка, а на поиск и развитие его таланта.

Чтобы развить в ребёнке творческую личность, вовсе не обязательно отдавать его одновременно во всевозможные кружки и секции или нагружать его различными занятиями и задачами, не оставляя времени для отдыха. Расширить кругозор и познания малыша можно в обычной обстановке – дома или на прогулке. Инструментом для развития творчества у ребёнка дошкольного возраста может стать как предмет, так и слово.

Инструменты для развития творчества у дошкольников

Не уклоняйтесь от разговоров с малышом, даже если вы испытываете усталость или раздражение. С детьми дошкольного возраста необходимо разговаривать. Находясь в пределах дома, на прогулке или где-нибудь в пути, разговаривайте с ребёнком. Старайтесь обратить его внимание на красоту природы: цвет и форму листьев на деревьях, яркость цветов, необычные композиции облаков в небе. Он будет стараться нарисовать то, что видел, будет задавать вам различные вопросы, уточнять детали и рассказывать всем об этом ярком событии в его жизни.

Игрушки и игровые процессы

Старые игрушки детям быстро надоедают, да и к новым игрушкам у них очень быстро пропадает интерес. Ребенка необходимо научить любить уже имеющиеся игрушки и уметь играть с ними, выдумывая новые сюжеты игр, помогите ему в этом, подскажите сюжет игры.

Необходимо добиться того, чтобы ребёнок приложил свою фантазию, подумал и придумал способ развлечь себя. Это может быть не обязательно игра с игрушками, а рисование, например. Попробуйте нарисовать на листе бумаги какую-нибудь абстракцию и предложите ребёнку дорисовать рисунок. Возможно, он увидит в вашей абстракции часть облака, дерева или машины. У детей обычно хорошо развита фантазия, необходимо лишь найти ей применение.

Литература и чтение

Дети в возрасте 3-4 лет любят, когда им читают сказки. Подрастая, они всё так же перед сном просят почитать им интересную книгу или любимую сказку. Не отказывайте ему в сказке перед сном. Чтение – это инструмент познания мира и инструмент, способствующий развитию творческой личности. Ребёнок мысленно рисует образы главных героев, пытается понять их характер, оценивает их поступки и высказывания – словом, анализирует прочитанное. После того как книга или рассказ будут прочитаны, поговорите с ребёнком, узнайте, о чём был этот рассказ. Даже если вы знаете сюжет наизусть, дайте малышу возможность рассказать его по-своему. В книгах детям часто попадаются новые и непонятные слова, смысл которых они спешат узнать у родителей. Никогда не отказывайтесь пояснить ребенку значение того или иного слова, словосочетания или выражения.

Театр и актёрское мастерство

Дети любого возраста любят играть в ролевые игры, посредством которых они пытаются познать мир, учатся понимать взаимоотношения между взрослыми людьми, изучают законы общества, в котором живут. Чаще всего малыши дошкольного возраста играют в сказки, представляя себя на месте доброго и отважного героя из какого-нибудь мультсериала или персонажа из сказки. Малыши любят импровизировать на основе сюжетной линии конкретного произведения. Если ваш малыш силён как сценарист, помогите ему в постановке игрового сюжета, подготовке сцены и костюмов, подборе музыкального сопровождения, сыграйте одну из ролей в его игре. Организуйте домашний театр, в котором каждому члену найдётся место на «сцене» или в «зрительном зале».

Лепка

Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.

Рекомендации по воспитанию творческой личности

  1. Определите круг интересов своего ребёнка, найдите сферу, которая более всего занимает его внимание.
  2. Детское воображение не имеет границ, дети – большие выдумщики и фантазёры. Никогда не ругайте ребенка за фантазии и изобретательность, за использование ваших вещей в его экспериментах.
  3. Если у малыша есть склонность к изобретательству, помогайте ему с поиском материалов, необходимых ему для воплощения собственных идей. Это могут быть самые простые вещи из вашего дома: пуговицы, пробки от бутылок, нитки, крупы и макаронные изделия, пластиковые бутылки и стаканчики, зубочистки, спички, скрепки, лоскуты ткани, проволока и пр.
  4. Проявляйте собственную фантазию – малыш оценит ваши способности и будет больше доверять вам. Устраивайте домашние спектакли чаще, ведь театральная деятельность позволяет малышу выражать различные эмоции: гнев, радость, страх, агрессию, любовь и пр. Играя роли с разной эмоциональной окраской, малыш не только познаёт различные эмоциональные состояния, но и улучшает свои коммуникативные навыки, повышает свой культурный уровень.
  5. Всегда находите время поговорить с ребёнком. За день его посещает тысяча идей, возникает масса вопросов, на которые у него не всегда есть ответы. Ваша помощь ему крайне необходима, так же как ваша забота о нём и любовь. Помните, что вы для своего ребёнка являетесь самым главным инструментом в его познании мира.

Проект «Формирование творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через кружковую деятельность»

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.

В. И. Сухомлинский.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Занятия по художественному творчеству:

• способствуют развитию мелкой моторики малыша,

• позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

• дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

• повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно – творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Читайте также:  Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка.

Поэтому я организовала кружок: «Озорные пальчики»

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей.

1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.

2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

4. Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.

Развитие художественного творчества будет успешным если:

• Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

• У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.

• Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.

Участники проекта: дети 2 младшей группы №15, воспитатели, родители.

Тип проекта: художественно – эстетический, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный с октября по май 2014-2015 учебный год.

1. Развитие творческих способностей

2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Познавательное развитие

Основные методы и приемы работы:

рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,

наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;

чтение художественных произведений,

игры (дидактические, подвижные)

Здоровье развивающие технологии:

гимнастика для глаз,

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.

Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества

Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

У детей будет развита мелкая моторика рук.

Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.

Инструменты и материалы:

Цветная бумага, цветной картон, салфетки

Клей ПВА, клей-карандаш

Ватные палочки, поролон

Рисование ладошкой, пальчиком.

Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.

Волшебный рисунок (восковые карандаши)

Оттиск смятой бумагой, пробкой.

Рисование с использованием трафарета.

Аппликация из готовых форм.

Скатывание бумаги (аппликация салфетками)

Аппликация из ваты, ватных дисков.

Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.

Пластилинография (размазывание пластилина)

1. Поиск, изучение и обработка информации (организационный этап)

2. Диагностический этап

3. Работа над проектом (основной этап)

4. Оценка результатов (аналитический этап)

5. Заключительный этап

План реализации проекта

1 этап – организационный

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы.

4. Составление плана.

5. Организация кружка «Озорные пальчики»

2 этап – основной

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения плоской аппликации

«Цветы для мамочки»

«Аквариум с рыбками»

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения объемной аппликации

«Снеговик» (2) «Сюрприз для мамы»

Познакомить с аппликацией из резаных ниток, ваты

Закреплять знания детей о правилах наклеивания геометрических фигур

«Ежик по лесу идет»

Формировать умение составлять композицию из бумажных комочков

Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой.

Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги

«Деревья в снегу» «Божья коровка»

Познакомить с техникой – оттиск пробкой.

Познакомить с техникой рисования восковыми мелками

«Любимая игрушка» «Воздушный шарик»

Закреплять знания детей о приеме скатывания комочков, учить соотносить цвет пластилина с цветом ягод

«Обед для птичек»

Знакомить с техникой выполнения аппликации из пластилина приемом размазывания

Знакомить детей с техникой выполнения картинки из пластилиновых жгутиков

Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружке «Озорные пальчики»

2. Дидактические и развивающие игры

3. Эксперименты с красками

«Волшебная поляна» «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др.

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • Юлия к записи Темы по самообразованию: физическое развитие дошкольников
  • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • Лариса к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Темы по самообразованию: музыкальное развитие дошкольников
  • Популярные записи

    Страницы

    Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

    Сообщение из опыта работы

    «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

    Ермакова Елена Александровна,

    воспитатель ЧДОУ № 117 ОАО «РЖД»,

    Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Поэтому, для взрослых главное – не упустить ранний, а затем дошкольный возрасты, наиболее благоприятные для их развития.

    В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий мир, чувствовать красоту в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства.

    В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных и двигательных анализаторов.

    Процесс изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам — как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

    Таким образом, изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.

    Изобразительная деятельность формируется постепенно. Если вовремя создать условия для её появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития.

    Работая в направлении всестороннего развития детей, я поставила цель — развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Изучив современные технологии по развитию изобразительной деятельности, поставила следующие задачи:

    — Формировать у детей первые представления о прекрасном в жизни и искусстве, формировать способность воспринимать его.

    — Формировать художественно-образных представлений, эмоционально – чувственное отношение к предметам и явлениям действительности, воспитать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное.

    — Развивать творческие способности детей в рисовании и лепке.

    — Обучать основам создания художественных образов, формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности.

    — Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма.

    Формированию и развитию первых представлений о прекрасном, воспитанию эстетического вкуса помогает чтение знакомых произведений и рассматривание иллюстраций известных художников. Рисунки в книге являются одним из первых произведений искусства, с которым встречается ребёнок в дошкольном детстве. Мною создана мини-библиотека детских книг с иллюстрациями Ю.Васнецова, А. Елисеева, Е.Рачева, П.Репкина.

    Я постепенно ввожу детей в созданный художниками мир линий и красок для формирования умения эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Так, например, в работах Ю. Васнецова очень большую нагрузку несет цвет. От него так и веет радостью и усиливает восприятие образов. С детьми рассматриваю не только кто или что изображено, но и какой это персонаж, как изображен, какое настроение, отношение вызывает изображение. Иллюстрированные художниками книжной графики птицы и животные очень самобытны, они близки и понятны детям. Благодаря творчеству замечательных мастеров я постепенно формирую интерес у детей к книжной иллюстрации, способствую развитию собственной изобразительной деятельности ребёнка.

    В совместной деятельности с детьми использую народные игрушки (матрёшки, лошадки, барышни) — они обогащают зрительные впечатления и вызывают эмоциональный отклик у детей. Им нравится рассматривать, трогать играть с ними. Показ ярких игрушек вызывает интерес к их изображению, такая игрушка может выступать как персонаж в процессе рисования и лепки ( в лепке — колобок, колеса для машины, орешки для белочки, морковка для зайчика и др., в рисовании — дорожка для колобка, машины, следы зайчика, грибы для ёжика)

    Книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр доступны детям и радуют не только своим назначением, но и эстетичным видом. Эстетические требования к детской игрушке являются обязательным условием ее использования в работе с детьми. Так как внешний вид игрушек способствует появлению первых эмоционально-эстетических оценок, воспитанию художественного вкуса детей. Поэтому, все игрушки в моей группе подобраны таким образом, что способствуют формированию у детей правильных представлений об окружающей действительности. Для решения задач по сенсорному развитию игрушки специально подобраны разными по цвету, размеру, форме.

    В разные времена года провожу наблюдения в природе и ближайшем окружении: за красивыми цветами на клумбе, солнцем, облаками, одуванчиками на тропинке, первой зеленой травкой, насекомыми, бабочками. Зелёными листочками на деревьях, цветущими кустарниками, домами, машинами, красивыми осенними листьями, дождем, первым снегом, птицами у кормушки и другие. Они обогащают представления малышей о внешнем виде хорошо знакомых объектов и уточняют зрительные впечатления. В совместной деятельности использую художественное слово (стихи, потешки, прибаутки). Яркий выразительный язык фольклорных произведений доступен и понятен малышам. Такие произведения вызывают яркий эмоциональный отклик на окружающее.

    Детям очень нравиться наблюдать, как взрослые рисуют и лепят. Такие наблюдения побуждают детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.

    В своей работе использую нетрадиционные техники рисования и лепки, так как дети с большим любопытством и интересом используют необычные материалы. После игры с мыльными пузырями малыши рисовали их колпачками от фломастера. Красивые цветы необычной формы получаются при рисовании мятым кусочком бумаги, штампом, необыкновенные картинки получаются при рисовании ладошкой. Большой восторг вызывает рисование пальчиком, ватной палочкой по манной крупе. Используя разные семена, зёрна, бусины, пуговицы вместе создаем пластилиновые картинки. Создание коллективных композиций «Листопад», «В зимнем лесу», «Весенние цветы» и др. вызывает интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

    Вызвать желание и поддержать интерес к созданию образов помогает игровая мотивация (слепить угощение для гостей, сделать подарок кукле), игровые приёмы (дождик капает «кап-кап-кап», зайчик прыгает по дорожке оставляя следы), сюрпризные моменты (кто-то запищал в корзинке, подарки из яркой красивой коробки)

    Для самостоятельной деятельности предлагаю детям бумагу разной фактуры, формы и цвета, раскраски, трафареты узнаваемых изображений. Цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши, цветной пластилин.

    Особое место уделяю творческим играм на прогулке. Дети с удовольствием играют в песке, рисуют палочкой на мокром песке, делают отпечатки ладошек. Игры с формочками, и простые постройки: норки, домики, дорожки — помогают малышам познать свойства песка, развивают творчество и воображение. Зимой подобные игры провожу со снегом — делаем следы, дорожки, стоим горки, тоннели, лепим снежки и разные фигурки.

    Работая над поставленной целью, стараюсь привлечь внимание родителей воспитанников к данной теме. Составила консультации для родителей «Развитие изодеятельности в семье», «Лепим с мамой». Подобран материал по проведению практических занятий дома по нетрадиционному рисованию и лепке из соленого теста. Привлекаю родителей к изготовлению игр и пособий по развитию изобразительной деятельности. Организую выставки детских работ.

    К концу учебного года я замечаю, что дети лучше воспринимают и понимают изображение знакомых предметов и явлений, эмоционально откликаются не только на содержание, но и художественную форму.

    Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему творчеству, поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчество — неотъемлемая часть разностороннего развития

    Используемая литература:

    1 Лыкова И.А. « Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст».

    2 Григорьева Г.Г. «Кроха: Пособие по воспитанию и обучению детей до 3-х лет».

    3 Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания , обучения и развития детей 2-7 лет . Цветные ладошки».

  • Ссылка на основную публикацию