Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Оксана Григорьева
Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и других.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению. Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя – нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков, – но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой. Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки. Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее. С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для дея-тельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап – коллективное творчество – не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Особенности развития творческого воображения старших дошкольников

Дата публикации: 04.12.2014 2014-12-04

Статья просмотрена: 2719 раз

Библиографическое описание:

Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 568-569. — URL https://moluch.ru/archive/79/13928/ (дата обращения: 28.02.2020).

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и других.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению. Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя — нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков), — но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой. Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки. Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее. С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап — коллективное творчество — не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.

1. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 12. — 120 с.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. — М.: Просвещение. — 1991. — 198 с.

3. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. ‒ М.: Знание. ‒ 2003. ‒ 155 с.

4. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития. — 1997. — 240 с.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Именно творческая деятельность

человека делает его существом,

обращенным к будущему,

и видоизменяющим настоящее.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающей личности, ее творческих потенциалов. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Задачу формирования и развития активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Творчество всё чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – самостоятельность, способности и склонности.

Исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

Читайте также:  3-5 месяца ребенку - развитие и первые достижения

Длительное время традиционное обучение строилось преимущественно на использовании репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, а исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой педагогического процесса.

Вследствие такого информационно – рецептурного обучения ребенок утрачивает главную черту исследовательского поведения – поисковую активность. И это не удивительно: такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании». Итогом становится потеря самостоятельности, способности мыслить, а значит и творить.

Умение ребенка самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшая черта детского поведения.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество теоретических разработок, касающихся развития воображения и детского творчества. Однако пути решения этих проблем в практике работы специалистов дошкольного образования недостаточно предоставлены среди научно – методических и практических разработок.

У нас, у педагогов возникает необходимость изучения технологии осуществления творческого развития дошкольников с целью раскрытия творческого потенциала.

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

  • искренность, непосредственность переживаний;
  • увлеченность деятельностью;
  • активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
  • специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Нельзя обойти вниманием и идеи Б.Л. Яворского. Особенно помогают в практической работе его указания на этапы развития творческих способностей.

Ценность детского творчества следует видеть не столько в результате, продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение , которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Отличительной особенностью воображения является, по выражению С. Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а непросто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

Если сформировать у ребенка такие качества как:

  • любознательность;
  • изобретательность;
  • самостоятельность выбора принятия решений;
  • заинтересованность, увлеченность;
  • развитые эмоции и речь;
  • нестандартное мышление и восприятие;
  • вооружить ребенка достаточными знаниями и практическими

навыками, то можно говорить о ребенке, как о творчески мыслящей личности, соответствующей запросам общества.

Критерии творческих способностей

Для определения творческих способностей выделены следующие параметры (критерии):

• беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

• гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, т.е.

способность применять разнообразные стратегии при решении проблем);

• оригинальность (способность производить необычные идеи, отличающиеся

Формирование творческих способностей дошкольников эффективно осуществляются при организации нетрадиционных видов занятиях.

Виды нетрадиционных занятий.

  • Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
  • Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
  • Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
  • Занятия – сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).
  • Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
  • Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
  • Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
  • Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает – не тает, летает – не летает, плавает – тонет и т. д.)
  • Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
  • Занятия-путешествия.
  • Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
  • Занятия-фантазии.
  • Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
  • Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
  • Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
  • Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
  • Занятия – «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).
  • Сравнение.
  • Метод моделирования и конструирования.
  • Метод вопросов.
  • Метод повторения.
  • Решение логических задач.
  • Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности

(проф. С. А. Смирнов)

  • Игровые и воображаемые ситуации.
  • Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
  • Игры-драматизации.
  • Сюрпризные моменты.
  • Элементы творчества и новизны.
  • Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества

(проф. Н. Н. Поддьяков)

  • Эмоциональная насыщенность окружения.
  • Мотивирование детской деятельности.
  • Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).
  • Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее).
  • Игровые приемы.
  • Юмор и шутка.
  • Экспериментирование.
  • Проблемные ситуации и задачи.
  • Неясные знания (догадки).
  • Предположения (гипотезы).

Варианты нестандартных упражнений, технологий для развития творческого воображения

1. «Поиск предметов по заданным признакам»

Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.

2. «Поиск способов применения предметов»

Необходимо назвать как можно больше различных способов применения данного предмета. Вводится запрет на называние варварских способов применения предмета.

3. «Необычная сказка»

Цель: развивать способность придумывать сказки, развивать вербальную беглость, развивать способность к придумыванию оригинальных историй.

4. «Придумай продолжение»

Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…

В одном лесу жил зайчик. Все называли его трусишкой. Но, однажды звери поняли, что зайчик был очень смелым, а случилось это так…

Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов – видимо – невидимо. «Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем», – говорит одна подружка. «Ладно!» – отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот, думает…

Скворец и воробей

Наступила весна. Вернулся из теплых стран скворец. Подлетел к своему скворечнику и увидел, что в нем поселился воробей…

Юра и Коля шли неподалеку от берега реки. «Интересно, – сказал Коля, – как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю л подвиге!» «А я об этом даже не думаю», – ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись…

Добро побеждает зло

У одного мальчика были два солдатика: один стеклянный, другой оловянный. Мальчик любил играть обоими солдатиками, но стеклянный ему нравился больше – он был сделан из красивого разноцветного стекла и всегда улыбался. В полночь игрушки оживали. Оказывается, оловянный солдатик был злой и завистливый, а стеклянный – добрый. Оловянный солдат часто зло смеялся над стеклянным солдатиком. Он говорил, что стеклянный солдат очень хрупкий и не может быть полезен в настоящем бою. Однажды, оловянный солдат задумал разбить стеклянного, чтобы быть единственным и любимым солдатиком мальчика…

5. «Как можно изменить сказку»

Придумай сказку «Про трех поросят, Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый».

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

«Красная Шапочка не поверила волку и поступила по – своему…

«Золушка не успела покинуть бал, а осталась…»

«Вытянули репку и нашли….КЛАД»

6. Игра «Вспомни ассоциацию»

Инструкция: Детям предлагается запомнить цепочки слов, связанных единым смыслом. Через небольшой интервал времени необходимо вспомнить и назвать пары слов.

Особенности формирования творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В психологии дошкольников огромную роль играет воображение. В этот период жизни воображение принимает настолько интенсивные и яркие формы, что многие исследователи рассматривают его как врожденную способность ребенка, которая со временем угасает.

При этом проблема формирования воображения хоть и привлекает внимание психологов, до сих пор остается недостаточно изученной и разработанной в психологии.

Если говорить в общем, то воображение – это способность человека перекомбинировать образы. Сущность воображения проявляется в том, что оно помогает «схватить» целое раньше его частей. Человек может создать целостный образ, опираясь лишь на небольшой намек.

Отличительной чертой воображения является своего рода отчуждение от реальности, формирование новых образов. Человек не просто воспроизводит уже имеющиеся у него представления, что является обычным свойством памяти. Психологи имеют разную точку зрения по поводу того, почему у человека имеется возможность строить новый воображаемый мир.

Д. Дьюи писал о том, что детское воображение более богато, чем у взрослых людей. А согласно С.Л. Рубинштейну, детское воображение можно оценивать только, если сравнивать его с тем, каков темп развития других процессов психики.

Интерес к этой теме связан с тем, что перед исследователями стоит задача определить, как наиболее полно раскрыть индивидуальность детей и их творческий потенциал. Современная жизнь постоянно усложняется. Она принимает все более разнообразные формы. И от людей сегодня требуются не шаблонные и привычные действия, как это было столетия назад.

Сегодня как никогда важен творческий подход к решению многих задач. Членам общества необходимо уметь самостоятельно ставить перед собой и решать новые задачи. Уже при работе с дошкольниками необходимо развивать активную творческую личность, способную формироваться и развиваться самостоятельно.

В детском возрасте человек развивается усиленно. Его сознание постоянно претерпевает изменение. Он постоянно обучается чему-то новому. Его жизнь состоит из противоречий и парадоксов, без которых невозможно представить себе процесс формирования личности.

Особенно ярко это проявляется в творческой деятельности, что позволяет полностью раскрыть ребенку собственный внутренний мир.
Творчество рассматривают как содержательную форму психологической активности. Это универсальная способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разных типов деятельности.

В дошкольном возрасте проще всего заложить основы для формирования творчества. Именно в этот период у ребенка происходят прогрессивные перемены. Развиваются его психические процессы, активно формируются качества личности, ребенок становится более самостоятельным, формируются его способности и наклонности.

Согласно Л.С. Выготскому, в старшем дошкольном возрасте появляется новая форма активности – творческая деятельность. Ребенок проявляет инициативу и активен в том, чтобы применять уже изученные приемы работы в отношении нового содержания. Он учится находить оригинальные способы как решать поставленные задачи, учится использовать разные типы преобразований и т.п.

Долгое время классическое обучение строится в основном на применении метода, опирающегося на репродуктивную деятельность.
Педагоги рассматривали исследовательский поиск в качестве вспомогательного подхода, применяемого в педагогическом процессе.

Подобный информационно-рецептурный подход приводит к тому, что дети утрачивают только что зародившуюся способность к проявлению поисковой активности. Это связано с тем, что их обучение в основном основывается на подражательстве и послушании. В результате ребенок теряет самостоятельность, не способен мыслить и творить сам.

Способности детей самостоятельно находить нужную информацию педагогика рассматривает сегодня как одну из важных черт поведения ребенка.

Дошкольная педагогика содержит множество теоретических разработок, посвященных формированию воображения в детском творчестве. Но вот для реализации этого на практике представлено мало методических научно обоснованных разработок.
Исследовали формирование воображения и его особенности в дошкольный период ученые Л.С. Выготский, В.Н. Дружинина, Н. Захарюта и другие.

Описывая детское воображение, как скудное или богатое, нужно иметь в виду, что на этот вопрос существуют разные точки зрения.
Одни утверждают, что воображение детей дошкольного возраста намного более богато, чем у взрослого человека. Ведь дети значительную часть своей жизни посвящают фантазиям.

Другие же считают, что раз главным источником для воображения становится практический реальный опыт жизни человека, то у детей оно принимает более примитивные и бедные формы.

Воображение детей формируется в процессе его жизнедеятельности. На него оказывают влияние условия воспитания и жизни. Формирование воображение основывается на накопленном опыте. Ребенок развивает способность мысленно комбинировать образы и образовывать таким образом новые сочетания.

Читайте также:  Развитие памяти в дошкольном возрасте- кратко о методах и способах

Л. С. Выготский писал о том, что воображение детей формируется постепенно, в результате накопления ими жизненного опыта. Любой образ деятельности воображения, каким бы причудливым он не оказался, основан на реальных жизненных впечатлениях.
Поэтому утверждать, что детское воображение богаче, чем у взрослых людей, нелогично. Этой же точки зрения придерживаются А.И. Кириллова, Л. Мищенко и другие.

Довольно сложным считается вопрос о том, насколько богато воображение ребенка. Есть предположение, что детское воображение более богато, чем у взрослых людей. И на самом деле, дети часто любят пофантазировать: они любят сочинять истории, придумывают фантастические сюжеты, легко могут приписать камню или дереву человеческие отношения и переживания. Они часто разговаривают с вещами.

Но эти элементы, которые входят в детские фантазии, заимствуются ими из реального опыта. Например, из сказок, которые они услышали от родителей. Или из увиденных фильмов или услышанных слов.

В-общем, основой для фантазии всегда становится то, что ребенок встретил в своей реальной жизни. Новые комбинации старых образов, перенос событий и свойств с одних персонажей на другие – все это позволяет создавать оригинальные фантастические картины, которые не похожи на реальный мир.

Но любые фантастические комбинации строятся на основе реального детского опыта, на том, что они уже узнали. А так как знаний у детей пока мало, и у них бедный жизненный опыт, то и материалов для воображения значительно меньше.

Ребенок способен вообразить гораздо меньше, чем взрослые люди. Его воображение ограничивается скудными представлениями о жизни, и основываются на его примитивном жизненном опыте. Значит, детское воображение не может быть богаче, чем у взрослого. Оно намного беднее.

Но вот если говорить о роли, которую воображение играет в жизни человека, то она значительно больше для детей, чем для взрослых. Воображение намного чаще проявляется у детей, позволяет им как-бы отлетать от действительности. Особенностью детского воображения является и то, что они верят в то, что придумывают.

Реальный и воображаемый миры не имеют у них такую же четкую границу, как у взрослых людей. Эмоциональные переживания в воображаемых ситуациях так же сильны, как если бы они были реальны. И эти переживания значительно сильнее, чем у взрослого человека.

У детей от трех до пяти лет вполне может быть свойство оплакивать потерю колобка или козлика. Они могут начать угрожать злому волшебнику в спектакле, стараться его даже побить, придумать способ спасти зайчика от волка. Воображаемое пространство вызывает у детей мощный поток эмоций. Дети на самом деле переживают о том, что может стать угрозой для воображаемого персонажа.

Известно то, что взрослые люди часто в воспитательных соображениях вводят в сознание детей выдуманных персонажей: злых героев, которые могут забрать непослушного ребенка. Придумывают и добрых фей, которые могут дарить хорошие подарки и творить чудеса. Все эти персонажи для ребенка являются реальными героями. Они на самом деле испытывают страх перед Бабой Ягой и ждут добрую фею.

Если старшие дети начинают жестоко шутить, говоря, что сейчас прилетит Баба Яга, ребенок может начать плакать и панически бросается в бегство. Даже когда дети находятся дома, они могут испугаться воображаемого события. Многие детские страхи связаны как раз с тем, какой силой и живостью обладает воображение ребенка.

Повышенная эмоциональность – это главная черта воображения в детском возрасте. Выдуманные персонажи становятся для детей значимыми и начинают существовать в его сознании наравне с реальными людьми.

Одна из наименее изученных проблем в психологии – это вопросы механизмов творческого воображения детей дошкольного возраста. О.М. Дьяченко посвятил этой теме свои исследования. Он выяснил, какими особенностями обладает детское воображение на разных этапах развития.

Воображение детей с самого раннего возраста обладает двумя главными функциями: аффективная и познавательная. Главная задача познавательного воображения – это мысленное воссоздание реальности, достраивание представлений о мире, приобретение новых впечатлений. Воображение позволяет детям творчески осмыслить схемы действий людей, выстроить целостные образы каких-либо событий или явлений.

Аффективная же функция воображения связана с тем, чтобы утверждать и защищать собственное «Я». Эта защита может осуществляться разными путями. Во-первых, когда ребенок множество раз воспроизводит травмирующее его событие. Это позволяет ему как бы отстраниться от него и увидеть его со стороны.

Во-вторых, дошкольники продуцируют воображаемые ситуации, в которых стараются утвердить себя. Это помогает им чувствовать себя смелыми и сильными, умелыми и ловкими, даже в какой-то мере всемогущими. Многие детские фантазии о совершаемых победах и успехах, например фантазии о том, как можно спасти Кая или Иванушку, основаны на этой функции.

Когда дети подражают действиям взрослых, они начинают уже с раннего возраста использовать бумагу и карандаши, чтобы создавать каракули. Постепенно дети уходят от бездумного чирканья и начинают осознавать функцию карандаша. Так движения ребенка приобретают черту осознанности и точности. Начинается период изобразительной деятельности.

Рисунки появляются в жизни ребенка, когда тот начинает связывать собственные каракули с предметами и осознанно начинает создавать воображаемые предметы с помощью карандаша на бумаге.

Чтобы начать изобразительную деятельность, можно словесно формулировать намерение. Желание изобразить знакомые ему графические образы проявляется в кругоподобных кривых, с помощью которых дети изображают дядю или тетю и т.п.

Со временем эти картинки перестают удовлетворять детей, и они начинают находить новые графические образы. Так появляются головоногие существа на бумаге.

Большой скачек в формировании ребенка отражается и в изменении процесса рисования, который происходит в дошкольный период. При помощи взрослых дети начинают рисовать деревья, дома, машины, цветы. Дошкольник учится преодолевать шаблоны и сам рисует то, что ему интересно.

Все, что только можно вообразить и нафантазировать, дети пытаются нарисовать. Многие из них интересуются фантастическим миром. Они с удовольствием рисуют принцесс и волшебников, колдунов и фей. Дошкольники также рисуют то, что с ними происходит в реальной жизни. Рисование принимает форму игры. С помощью изобразительной деятельности дети осваивают свое социальное окружение, а также мир, в котором они живут.

Изобразительное творчество позволяет создавать фантастические образы, используя элементарные приемы. Ребенок меняет цвет, искажает формы, создает необычные расположения предметов. Эти образы еще пока бедны и не выразительны.

Но постепенно содержательность рисунков растет. Дети начинают рисовать фантастические автомобили. Для этого они прибегают к таким методам, как комбинирование и олицетворение, агглютинацию и парадоксы. Содержания рисунков часто заимствуется из литературных произведений. Старшие дошкольники в своих рисунках придумывают все более оригинальные образы.

Все нужные качества воображения рождаются не спонтанно. Взрослые могут оказывать на этот процесс целенаправленное систематическое влияние. И влияние это должно помогать детям уточнять и обогащать их восприятие окружающего мира. Не стоит использовать метод навязывания ему готовых решений.

Дети должны научиться самостоятельно знакомиться с действительностью, чтобы изображать ее, формировать способность оперировать разными образами, чтобы создавать на их основе что-то новое. Необходимо развивать у дошкольников познавательные интересы.

Если же эта работа не будет проводиться с ребенком, то его воображение будет развиваться медленно. В результате при поступлении в школу дети не смогут усваивать учебный материал, который подразумевает хорошее развитие воображения. В этом возрасте уже должны быть развиты такие психические процессы, как рефлексия, внутреннее планирование и произвольность.

С помощью этих новообразований у ребенка рождается произвольность в творческом воображении. Так начинает формироваться целенаправленность, замыслы ребенка приобретают устойчивые черты, его образы становятся более наглядными и динамичными, приобретают яркие эмоциональные окраски. Все это способствует творческой переработке представлений.

Творческое воображение детей обладает некоторыми возрастными особенностями. Заметно то, что дети в одной и той же группе могут по-разному проявлять себя во время творческой активности. Созданные ими образы также индивидуальны. Когда дети создают песни и сказки, танцы и рисунки – во всем этом прослеживаются индивидуальные черты.

Н.И. Стрелянова изучала индивидуальные особенности творческого воображения дошкольников в изобразительном искусстве. Она выделила четыре группы дошкольников, которые различаются по своим индивидуальным проявлениям в рисовании: медленные и быстрые преобразователи, медленные и быстрые воссоздатели.

Рассмотрим каждый этот тип подробнее.

Медленный преобразователь. Воображения ребенка направляется на преобразование во время работы по аппликации и рисованию. Ребенок создает медленно образы, предварительно он их долго обдумывает. Обычно эти дети гораздо дольше работают над созданием собственных аппликаций и рисунков. Изобразительные линии тонкие и робкие. Но со временем они становятся более яркими и уверенными. Причем ярко выражаются главные образы, и менее насыщенным становится фон. Дети увлечены работой, легко и быстро обучаются.

Быстрый преобразователь. Воображение приобретает заметную направленность на преобразование объектов. Ребенок быстро формирует образы. Дошкольники гораздо быстрее выполняют свои аппликации и рисунки. Линию на рисунки они изображают резко, сильно нажимая на карандаш. Штриховка приобретает смазывающие свойства. Яркость и резкость раскрашивания усиливается по мере приближения к завершению работы. Дети работают увлеченно. Особенно продуктивны их действия в первые минуты занятия. Они легко и быстро обучаются.

Медленный воссоздатель. У детей воображение направлено на воссоздание и повторение. Очень медленно формируются образы. Дети в основном работают по созданию образов дольше, чем другие их ровесники. Изобразительные линии робкие и тонкие, особенно в первых работах для каждого задания. Все элементы изображения одинаковые по силе нажима. Штрих очень аккуратный. Главное содержание более ярко раскрашено, чем фон. Дети осваивают изобразительную деятельность медленными темпами.

Быстрый воссоздатель. У дошкольников воображение направлено на повторение и воссоздание. Их образы довольно быстро формируются. Работу выполняют достаточно быстро наравне с большинством ровесников. Линия изображения резкая, нажимают на карандаш сильно. Штриховка приобретает смазывающие свойства. По мере приближения к завершению работы яркость и резкость увеличивается. При этом процесс обучения протекает медленно.

Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдаются разные проявления творческого воображения. Поэтому и условия их развития в дальнейшем будут своеобразны для любого вида деятельности. Формируя воображение с ранних этапов развития, мы не просто положительно воздействуем на процессы познания и творчества, но и оказываем благоприятное воздействие на формирование личности детей.

У детей старшего дошкольного возраста творческое воображение имеет свои особенности. Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В данном возрасте совершенствуются все психические процессы, в том числе и воображение.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (дата обращения: 03.02.2020).

Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и других.

Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка.

Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.

Говоря об особенностях развития творческого воображения старших дошкольников, можно отметить следующее. Этот процесс близок к образному мышлению, однако результат творческого воображения в гораздо большей степени непредсказуем.

Развитие творческого воображение в старшем дошкольном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному. Воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную возрасту. Это должна быть прежде всего развивающая игра.

Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть и он сам, и дошкольники. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.

Читайте также:  Развитие восприятия у детей дошкольного возраста - методы

Самым продуктивным полем деятельности при развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста следует считать, конечно, занятия по развитию речи, изобразительному искусству и трудовому обучению. Ребенок должен не только выполнять задания воспитателя – нарисовать что-либо или сделать из определенного материала: бумаги, полиэтилена, из природных материалов (шишек, листьев, камешков), – но и проявлять желание сделать что-то самому, заинтересовавшись тем или иным материалом, приемом, техникой. Необходимо поощрять это стремление, поддерживать наиболее конструктивные предложения детей на занятиях. На занятиях можно и даже нужно сочетать различные виды деятельности: иллюстрирование, рисование, лепка, чтение и продолжение рассказа или сказки. Можно изобразить главных героев понравившегося произведения в различных техниках и разными способами, а затем устроить выставку работ. При этом нельзя особенно выделять какие-то работы, а похвалить всех детей за старание и активность, чтобы стимулировать их дальнейшую творческую деятельность.

Целесообразно включать в занятия отдельные упражнения и задания, направленные на развитие творческого воображения. Например, можно поразмышлять о том, с каким животным ассоциируют себя дети, попросить их придумать орнамент, нарисовать несуществующее животное или растение, дать ему название, имя и так далее. С этой целью воспитатель должен отслеживать публикации в специальных периодических изданиях, повышать свою квалификацию и расширять кругозор. Кроме того, подобные упражнения нужно включать в содержание занятий регулярно, а не время от времени, поскольку эффект достигается при их постоянном использовании.

Не нужно ограничивать стремление детей быть в чем-то не как все, быть оригинальным, так как это также является проявлением творчества. Необходимо, напротив, создавать наиболее комфортные условия для деятельности детей, которая станет творческой только тогда, когда в ней будет большая доля самостоятельности. Соответственно, тогда же начнет развиваться и творческое воображение старших дошкольников.

Необходимо умело стимулировать ребенка к проявлению творческого воображения, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми и творчества не получится. Нужно наблюдать за детьми, отмечать, у кого больше склонности к работе с тем или иным материалом, в той или иной сфере. Например, заметив, что у некоторых детей есть способность сочинять интересные связные рассказы, можно дать им задание составить рассказ по картинке, еще одной группе воспитанников предложить выполнить еще ряд иллюстраций к придуманному тексту, чтобы получилась небольшая книжка, кто-то из воспитанников может придумать игру по мотивам придуманного и нарисованного. Этот этап – коллективное творчество – не менее значим, так как в его результате может появиться весьма оригинальный и актуальный для всей группы продукт.

Не менее важным является развитие творческого воображения старших дошкольников вне дошкольного образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей.

Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.

Статья «Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ТГПУ им. Л.Н. Толстого

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE: A THEORETICAL ASPECT

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Актуальность проблемы развития воображения детей состоит в том, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, а также его поведения в целом. Воображение- это особое свойство человеческой психики, которое стоит отдельно от других психических процессов, занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Практически вся человеческая культура, материальная и духовная, является продуктом воображения и творческой деятельности людей. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Именно эта способность нуждается в особом попечении в плане развития. Предположительно воображение интенсивно развивается в детском возрасте.

если в этот период не заниматься развитием воображения, в последующем наступает активное снижение этой функции.

Воображение – способность сознания создавать образы представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения -фантазия. Воображение – одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой

зрения является определение воображения как процесса (А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский, В.Г, Казаков и Л.Л.Кондратьева и др). Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте (М.В.Гамезо и И.А. Домашенко).

отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе. Л.С. Выготский считает, что воображение связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. Первая форма заключается в том,

что любой образ воображения строится из элементов действительности и прошлого опыта человека. Второй формой является связь между продуктом воображения и явлением действительности. Третья форма характеризует связь

эмоциями. четвертая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что продукт воображения может не соответствовать реально существующему предмету, но, обретя материальное воплощение,

начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Основная линия развития воображения заключается в постепенном его

подчинении сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований. Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения.

Итак, воображение является формой психического отражения мира, особой формой психики, которая может быть только у человека. Это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Оно непрерывно связано с

человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Оно позволяет дошкольнику познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет

ракете, тропические растения. То есть, воображение значительно расширяет границы его познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать»

событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Это «участие»

обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познавать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

Этапы развития воображения у детей дошкольного возраста.

До 3 – х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом. На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3- 4 лет не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет – заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы – атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат, – стал играть в больницу, увидел весы, – стал «продавцом». Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, камешки и прочее). Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы без наглядной опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает.

4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте 5 лет появляются мечты о будущем, включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Мечты ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается

бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка.

6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью

специфичностью. Появляются элементы творчества. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей. Младшие дошкольники играют 10 – 15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4 – 5 лет игра длится

40-50 минут, а в 5 – 6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней.

Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя такие приемы воображения, как антропоморфизация, агглютинация, гиперболизации и другие. Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся более разнообразными, богатыми, эмоциональными,

пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

Итак, выделим основные особенности развития воображения в дошкольном возрасте:·воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;·оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов;·воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Таким образом, воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности: игра, конструирование, рисование, лепка и др.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый. Педагог создает условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства деятельностью детей он обогащает представления дошкольников, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, используя специальные упражнения, стимулирующие детское воображение и т.д. Важно, чтобы содержание и форма общения взрослого с воспитанником создавали возможность для вступления в «зону ближайшего развития» ребенка, способствовали бы реализации его возможностей в творческой деятельности.

Ссылка на основную публикацию