Развитие восприятия у детей дошкольного возраста – методы

Развитие восприятия у детей

Восприятие – прием и переработка человеком потока информации, который поступает в головной мозг через органы чувств. Выделяют слуховое, осязательное и зрительное восприятия. Развитие восприятия у детей – это постоянный процесс. Он запускается сразу после рождения ребенка. Новорожденный уже способен запоминать новые предметы, запахи, звуки, вкусы и текстуры. Грудничок быстро учится различать голоса. Он проявляет недовольство, если вместо молока матери получает заменитель. Психологи процесс развития восприятия у детей делят на три периода (раннего возраста, дошкольного и младшего дошкольного возраста). Все эти стадии важны для формирования личности. Ведь при развитии восприятия человек не только учится использовать свои чувства, но и создавать логические цепочки на их основе. Для каждого периода существуют свои методы развития восприятия. Ведь каждый период совпадает с началом нового этапа личностного роста ребенка.

Методы развития восприятия у детей раннего возраста

Ранним возрастом считается возрастной период от рождения до трех лет. В этот период особенно бурно развиваются органы чувств. Ребенок всеми возможными способами должен получать сведения об окружающем его мире. В первые шесть месяцев огромное значение имеют врожденные рефлексы. Родители в этот период могут помочь малышу использовать и развивать их.

Взрослые должны показывать и тактильно знакомить ребенка с новыми предметами. В процессе развития восприятия у детей очень важно использовать мобили, закрепленные на кровати ребенка, развивающие коврики. Такие развивающие предметы не только закрепят зрение, слух и осязание, но и будут способствовать развитию этих чувств.

Следующие полгода в процессе развития восприятия у детей совершенствуются предметные действия и манипуляции. При помощи предметных действий малыш изучает функциональное назначение вещей. К примеру, взяв ложку, ребенок в этот период старается имитировать движения родителей. Манипуляции помогут раскрыть малышу все возможные действия с конкретным предметом. Закрепление и развитие манипуляций длится до конца этого периода. Пирамидки, кубики, сортеры, лабиринты помогут малышу изучить новые формы, цвета и материалы.

Методика развития восприятия у детей дошкольного возраста

Для развития восприятия у детей дошкольного возраста родители должны заменить используемые ранее сортеры логическими лабиринтами, а пирамидки и кубики – конструкторами. Если ребенок до этого времени не собирал пазлы, то их также надо включить в игровой процесс.

В методику развития восприятия также полезно включать различные формы одевания (раздеть и одеть куклу, подобрать комплект деревянной или бумажной модели). Для развития пространственного восприятия будут полезны игрушки на пульте управления.

Моделирование и лепка научат ребенка воспринимать объемные конструкции, а также дадут знания о возможностях их изменений. Аппликации помогут установить связь между частями и целым. Для лучшего развития восприятия у детей для занятий можно использовать непривычные материалы. Лепить фигурки можно как из пластилина, так и из теста, а рисовать с помощью сыпучих материалов (манки, песка). В аппликации, наряду с цветной бумагой и картоном, можно использовать вату, крупы, нити.

В этот возрастной период родители должны приучить ребенка выполнять задания, связанные с трудом. К примеру, можно просить ребенка складывать все маленькие игрушки в коробку, а большие – в мешок.

Все методы развития восприятия должны быть направлены на то, чтобы ребенок научился осознавать не только суть манипуляций, но и максимально использовать явления и предметы.

Упражнения на развитие восприятия

Упражнения на развитие восприятия просто необходимы для непрерывного притока информации в центральную нервную систему дошкольника. Данная информация способствует коррекции неверно складывающегося образа у незрелой психики ребенка. К примеру, малыш научится адекватно понимать содержание картины, если взрослый сможет дать ему соответствующие пояснения. Родители могут предложить ребенку рассмотреть детали картины в определенной последовательности. Также можно подобрать картину с особой композицией, которая облегчит ее восприятие. Для развития восприятия у детей идеально подойдут последовательно усложняющиеся игры и упражнения.

Для формирования понятий «слева-справа» необходимо научить ребенка различать левую и правую руку. После этого можно предложить ребенку рассмотреть таблицу, где изображены четыре предмета (слева-ручка, справа-карандаш, сверху-кисточка, внизу-краски). Для закрепления полученных знаний можно поиграть с ребенком. Для игры надо приготовить карточки с изображениями машин. Малыш должен определить, в какую сторону едут машины. Если они едут налево, то он должен отложить красную фишку, а если направо – синюю. В конце игры дошкольник подводит итог, сколько машин поехало налево, а сколько направо. Для усложнения игры можно увеличить число правил, количество участников, изменить форму организации детей, темп проведения игры.

Для выполнения следующего упражнения для развития восприятия у детей надо на листе плотной бумаги строчками наклеить точки, вырезанные из цветной бумаги. Можно использовать не меньше трех и не больше пяти цветов. Точки взрослый должен расположить в семь строк (по 14 точек в каждой строке). В этом упражнении ребенок должен считать точки в том направлении, которое ему задаст ведущий игры. При этом ведущий должен следить, чтобы указанное направление сохранялось во время чтения, чтобы соблюдалась последовательность произнесения всех точек.

Можно показывать детям контурное изображение различных предметов или детали от них, а ребенок должен угадать, что это за предметы.

Для развития восприятия у детей можно использовать карточки с различным орнаментом, а дети должны составить подобный орнамент из кубиков. После выполнения задания взрослый должен обсудить, соответствует ли составленный орнамент образцу, а если не соответствует, то где есть ошибки.

Способы развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Дидактические игры и упражнения, напрвленные на развитие зрительного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
sposoby_razvitiya_zritelnogo_vospriyatiya.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Способы развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целый образ предмета; все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации и весь полученный опыт об окружающем мире.

Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

Восприятие ребенка тесно связано с игрой. В игре он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес, активно познает воспринятую информацию.

Для этого была создана система игр и игровых упражнений, которые могут способствовать развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста.

В процессе коррекционной работы с детьми по развитию зрительного восприятия рекомендуется использовать разнообразные наглядные средства:

– естественную наглядность (предметы, объекты);

– изобразительные наглядные средства (картинки, рисунки);

– схематическую наглядность (планы, схемы).

Занятия проводятся индивидуально или с небольшими подгруппами (2-3 человека). Распределяя детей по подгруппам, следует учитывать их особенности и уровень развития зрительного восприятия. Упражнения следует предлагать в игровой форме, т.к. игра способствует формированию интереса и положительного отношения к деятельности.

Развитию зрительно-моторной координации детей способствуют такие игры и упражнения как: рисование по точкам и пунктирным линиям, обводка фигур, рисование прямых линий, различные штриховки, рисование по клеточкам, лабиринты. Выполняя эти задания, ребенка учат зрительно контролировать движения руки.

Игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия.

  1. «Помоги зайчику добраться до морковки»

Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать прямую линию с помощью стимулирующих линий под контролем зрительного восприятия.

На рисунке изображен зайчик и морковка. Ребенок должен провести зайчика к морковке. Задача ребенка провести прямую линию, не выходя за пределы стимулирующих линий.

Цель: развитие мелкой моторики, умение рисовать кривую линию.

На рисунке изображен мальчик на велосипеде, дорожка и дом. Ребенку предлагается «проехать» по дорожке к дому. Задача ребенка провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и не съезжая с дорожки.

3. «Обведи рисунок».

Цель: развитие мелкой моторики, умение обводить рисунок по контуру.

Ребенок должен обвести изображенную фигуру по контуру, при этом обводная линия должна быть как можно ровнее. Для обведения можно предложить следующие рисунки: птичка, машинка, дед мороз и т.д.

4. «Сделай картинку».

Цель: учить видеть форму в предмете, зрительно соотносить форму предмета с образцом.

Оборудование: картинка с изображением домика из двух частей (квадрата и треугольника) и озера (круг). Вырезанные из картона соответствующие геометрические фигуры.

Ход игры. Педагог кладет перед ребенком первую картинку и спрашивает, что на ней нарисовано. Затем просит ребенка сделать такую же картинку из геометрических фигур.

5. «Из каких фигур сделан паровозик».

Цель: учить детей различать и выделять геометрические фигуры в картинке.

Оборудование: рисунок с изображением паровозика.

Ход игры. Ребенку предлагается рисунок с изображением паровозика, деталями которого являются геометрические фигуры. Ребенок должен назвать и показать все геометрические фигуры, из которых состоит паровозик.

  1. «Угадай, какой фигуры не стало».

Цель: учить детей различать геометрические фигуры по форме.

Оборудование: карточки с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Ход игры. Детям показываются различные геометрические фигуры. По команде педагога они отворачиваются. Педагог убирает одну фигуру. Учитель подает команду «можно» дети поворачиваются и определяют, какой фигуры не стало.

Цель: учить детей находить в комнате игрушки разной формы, развивать внимание и запоминание.

Оборудование: игрушки разной формы.

Ход игры. Педагог предлагает найти детям в комнате игрушки разной формы. Например, найти все предметы круглой формы. Затем педагог вместе с детьми рассматривает найденные предметы. После этого игра повторяется, и дети ищут предметы другой формы.

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Оборудование: карточка с геометрическими фигурами.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку карточку с геометрическими фигурами. Задача ребенка найти все квадраты на карточке и заштриховать их.

Цель: закрепление названий геометрических фигур, учить выделять форму предметов.

Оборудование: картинки с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Детям показывают геометрические фигуры. Они их называют. Затем педагог предлагает детям посмотреть вокруг, найти и назвать предметы такой же формы.

Цель: развитие зрительно-моторной координации.

Оборудование: карточка с лабиринтом.

Педагог предлагает ребенку лабиринт. Задача ребенка помочь мышке найти путь к сыру.

Цель: учить детей рисовать орнамент по образцу, запоминать расположение элементов орнамента.

Педагог показывает детям образец орнамента. Затем предлагает повторить орнамент, опираясь на образец.

Цель: учить находить одинаковые фигуры из предложенных.

Оборудование: карточка с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Ребенку дают карточку с геометрическими фигурами. Педагог говорит: «Посмотри, здесь есть одинаковые фигуры. Ты должен найти их и соединить линией».

Цель: учить детей выделять предметы на фоне шума.

Оборудование: карточка с изображением овощей и фруктов, перепутанных между собой.

Ход игры. Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены овощи и фрукты, перепутанные между собой. Задача ребенка назвать, что изображено на картинке и обвести предметы пальчиком.

Цель: учить детей выделять букву, отличающуюся от других.

Оборудование: карточки с буквами.

Ход игры. Ребенку предлагается прямоугольник с буквами. Задача ребенка найти ту букву, которая отличается от остальных и обвести ее.

Цель: формирование целостности восприятия, учить анализировать фигуру.

Оборудование: рисунки с недорисованными деталями.

Ход игры. Педагог предлагает ребенку картинку с изображением предмета с недорисованной деталью. Просит внимательно посмотреть на рисунок, найти и дорисовать недостающую деталь.

Цель: учить детей различать цвета, подбирать одинаковые цвета.

Оборудование: воздушные шары разных цветов и ленточки.

Ход игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в праздник и у каждого будет свой шарик. Задача детей привязать к своему шарику ленточку того же цвета, что и шарик.

Цель: учить анализировать и правильно воспроизводить каждый элемент узора.

Ребенку предлагается листочек в клетку, на котором изображен узор. Элементы узора чередуются. Задача ребенка продолжить узор, опираясь на образец.

Цель: учить анализировать и правильно дорисовывать фигуру, формирование целостности восприятия.

Педагог предлагает ребенку картинку с изображением бабочки. На другой картинке бабочка нарисована не полностью. Задача ребенка завершить рисунок, опираясь на образец.

19. «Выложи предметы».

Цель: учить детей анализировать фигуру.

Оборудование: конверт с геометрическими фигурами (для каждого ребенка).

Ход игры. Педагог показывает детям картинки (домик, матрешка, елочка), составленные из геометрических фигур. Дети внимательно рассматривают картинки. Затем им предлагается выложить из геометрических фигур предметы, опираясь на образец.

Цель: развитие дифференцированного восприятия.

Ребенку предлагается рисунок с контурным изображением предмета, состоящий из геометрических фигур. Задача ребенка раскрасить все круги синим цветом, треугольники зеленым и т.д.

Таким образом, данные игры и упражнения способствуют развитию не только зрительного восприятия, но и всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление, а так же мелкой моторики.

Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте

Действие и восприятие – те проводники, благодаря которым ребенок познает все, что его окружает. Эти процессы позволяют ребенку из наблюдателя окружающего мира стать его полноценным участником. Начиная с 2-3 лет, детское восприятие вступает в стадию наиболее интенсивного развития.

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает.

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Восприятие или перцепция – процесс получения и преобразования информации с помощью органов чувств, благодаря которому у человека складывается картина реального мира.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

  • Окружающий мир состоит из множества сигналов: это звуки, краски, картинки, осязаемые предметы;
  • Вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги, малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
  • Данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
  • Ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.

Формирование процессов ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым «сенсорным восприятием». Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории.

Виды восприятия у дошкольников на основе перцептивных систем

Основные виды восприятия у дошкольников основываются на базе различных анализаторов:

  • Зрительный, позволяющий визуально оценивать все свойства предмета;
  • Слуховой, помогающий обучаться речи, распознавать родной язык, чувствовать звуки природы, слышать музыку;
  • Осязательный, обеспечивающий познание объекта при помощи прикосновений.

Слуховое

При помощи слуха ребенок учится распознавать звуки родного языка, слова и слоги. Если в младенчестве восприятие речи опирается на ритмичную и мелодичную структуру слов и предложений, то уже в 1 год начинается формирование фонематического слуха. Еще год требуется малышу, чтобы оформилось принятие всех звуков родного языка и началось формирование звуковой культуры речи.

Развитие слухового восприятия наиболее эффективно при прогулках, когда малыш слушает шум улицы, пение птиц, стук дождя, шаги. Отличное упражнение – предложение закрыть глаза и попробовать понять, с какой стороны поет птичка, далеко или близко едет автомобиль.

Зрительное

Зрительное восприятие является ведущим в дошкольном возрасте. От него зависит умение читать, видеть красоту мира, оценивать опасность. Его ведущая роль обоснована тем, что зрение позволяет охватить вниманием весь объект в целом, а также увидеть детали.

Зрительные сигналы поступают прежде, чем дошкольник ощупает предмет или попробует на вкус. К тому же, осмотр объекта гораздо безопаснее других способов исследования.

Только в раннем возрасте, когда малыш начинает постигать окружающую действительность, его «глазами» являются руки. Но на этом этапе родители заботятся, чтобы ребенок находился в защищенном пространстве и в его руках оказывались исключительно безопасные предметы.

По статистике, количество визуалов (предпочитающих зрительное восприятие) превалирует в мире, поэтому развитие данного вида требует особенного внимания. Задача взрослого в дошкольном возрасте зрительное восприятие ребенка обострить, а также помочь ему расширить диапазон воспринимаемых деталей.

С дошкольниками нужно больше рисовать, изучать картинки и иллюстрации. Именно такие дети с увлечением занимаются аппликацией, собирают пазлы и мозаику, продолжая развивать зрительные ощущения.

Тактильное

Тактильное или кинестетическое восприятие напрямую связано с прикосновениями. Младшие дошкольники все еще больше доверяют своим рукам при ознакомлении с новым предметом. Поэтому они так настойчиво просят дать им в руки то, что их заинтересовало. Детальнее о тактильном восприятии.

Игры с материалами различной структуры, лепка, природные вещества – отличный способ развивать осязание. С закрытыми глазами дети с удовольствием скатывают шарики из фольги и разглаживают ее. Большую радость вызывает упражнение на определение сыпучего материала в чашке. Глаза, разумеется, также должны быть завязаны.

Особенности восприятия у младших дошкольников

В раннем дошкольном возрасте восприятие характеризуется следующими особенностями:

  • Неотделимостью свойства от предмета. Большой пушистый тигр в зоопарке будет назван кисой.
  • При изучении предметов выделяется самая яркая, запоминающая деталь. Именно поэтому широкая шляпа ведьмы на картинке превращает всех элегантных старушек на улице в злых колдуний.
  • Резкое изменение привычного антуража вокруг знакомого предмета мешает малышу опознать его. Мама и папа в бальных нарядах становятся чужими людьми.

Подобная специфика характерна для детей 3-4 летнего возраста, в дальнейшем восприятие станет более дифференцированным, будут выделяться отдельные функции, целое раздробится на частное.

Восприятие пространства детьми 3 — 4 лет

Сложность понимания пространства заключается в неспособности его потрогать, понюхать и увидеть. Первым шагом становится опознавание «близкого» пространства, то есть окружающего мира на расстоянии вытянутой руки с игрушкой.

В дальнейшем младший дошкольник начинает осознавать понятия «далеко-близко», но они не точны. Небольшие статуи на мосту могут казаться куклами, и ребенок вполне может попросить мать достать одну из них.

Согласно исследованиям, для того, чтобы дошкольник начал правильно воспринимать пространство, ему необходимо сначала оценить собственное тело в этом мире. Научиться различать и называть руки и ноги, понимать, какие части тела парные. Дополнительный способ для овладения понятием пространства – постоянная работа взрослого, направленная на указание направления. Чем чаще звучат слова: «право», «лево», «сбоку», «впереди», «наверху», тем проще малышу будет освоить ориентирование в пространстве.

Следующий этап – задачи на сравнение длины, ширины и высоты. Со временем малыш начинает решать такие задания «на глаз», демонстрируя понимание того, что такое пространство и как располагаются в нем люди и предметы.

Цветовосприятие

Различие цветов доступно малышу с раннего возраста. Сейчас речь не идет о тончайших оттенках, но основные тона спектра он выделяет.

В 3-4 года дошкольник отчетливо различает 4 основных цвета:

Подобный аспект связан с возрастной особенностью видеть главное, отбрасывая несущественное, то есть, непонятные и неизвестные оттенки. Данные, эталонные оттенки усваиваются походя, без специального обучения. Но для того чтобы малыш не страдал «бедностью» цветового восприятия, названия остальных тонов и оттенков ему необходимо называть и показывать.

Дети склонны заменять цвет понятиями «красиво» и «некрасиво», в результате чего возникают картинки, где оттенки объектов мало соответствуют реальности. В этом возрастном периоде краски отбрасываются как несущественный фактор, основой становится форма.

Поэтому развитие восприятия цвета должно состоять из упражнений, где простейшие задания сложить элементарную цветовую фигуру меняются на более сложные.

Особенности восприятия у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст отмечается наличием сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между объектами, умеет наглядно моделировать часть конкретного помещения. Также способен построить модель сюжета рассказа или сказки.

Будущий школьник уже способен оценивать такое абстрактное понятие как время, а также видеть окружающий мир с точки зрения эстетики. Именно эти два направления требуют наибольшего внимания.

Восприятие времени

Главные особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста – это осознание комбинации пространства и времени. Однако невозможность услышать или потрогать данные величины ведут к их продолжительному распознаванию.

Ребенок в 5-6 лет способен запомнить временные промежутки: вчера, сегодня, завтра, минута, час, но навыки использования данных понятий отсутствуют. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности направленно им манипулировать, а термины – просто слова, не имеющие визуального выражения.

В этом возрасте еще слабо дифференцируются временные показатели последовательности событий – вчера, завтра, послезавтра. Уже осознается будущее время, но прошедшее вызывает затруднение. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что они будут иметь, чем займутся. Прошлое у них воспринимается дискретно и всплывает в образах запомнившихся событий.

Взрослые помогут ребенку воспринимать небольшие отрезки времени, если будут соотносить его деятельность с временным интервалом: за 10 минут нарисовать домик с садом, через 3 минуты сесть за стол, 1 минуту чистить зубы.

Эстетическое восприятие

Зато эстетическое восприятие расцветает «пышным цветом». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, конструируют, данные занятия помогают им лучше познавать мир.

Значительная заслуга в данной деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник научается целостно осматривать объекты, прослеживая контур и вычленяя детали.

Эта информация становится образцом, на который ребенок ориентируется в своем рисунке и лепке.

Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяется внешностью, а предметы оцениваются по принципу «нравится — не нравится», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, на сочетаемость цвета. Например, в картине он уже способен улавливать не лежащие на поверхности характеристики, которые художник вложил в содержание.

Задача родителей и воспитателей не просто сообщить ребенку о красоте того или иного объекта. Важно понятными словами объяснить, что именно обеспечивает эстетику явления, взаимосвязь между отдельными чертами и целостным результатом.

Регулярные занятия такого характера помогают воспитать чувство прекрасного в маленьком человеке. Он обучится видеть красоту в стуке капель по стеклу или падающих листьях.

Способы развития восприятия дошкольников

В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Именно в такой форме наилучшим образом проходит обучение детей и развитие необходимых функций.

В дидактике представлено множество игр на развитие восприятия, которые помогут родителям или воспитателям заниматься с ребенком:

  • Капельки – обучают объединению предметов на основе цветового критерия. При выполнении задания необходимо сложить в емкости кружки соответствующих оттенков.
  • Зонтики – формируют понимание формы и цвета предметов. Для игры необходимо 4 зонтика основных цветов и картонные геометрические фигуры. Воспитатель сообщает, что пошел дождь, необходимо срочно спрятать кружочки и треугольники под зонтики разных цветов.
  • Мешочек с секретами – позволяет определить предмет на основе тактильных ощущений. Непрозрачный мешок наполняется игрушками. Ребенок, не глядя, должен описать, что попалось ему в руку.

Аналогичные игры проводятся для развития умения узнавать объект или предмет по запаху или по звуку.

Регулярные занятия на развитие восприятия у дошкольников обеспечат в дальнейшем формирование целостной, нравственной личности. Такой человек, вероятнее всего, будет иметь нестандартное мышление, высокий уровень креативности.

Методика развития восприятия

Карина Иванова
Методика развития восприятия

ВОСПРИЯТИЕ

Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это

основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,

ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого

человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в

обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения меж-

В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды

восприятия и свойства восприятия.

Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным

видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более

простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.

Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.

Развитие познавательных способностей дошкольников

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его

лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа

Последовательность данного процесса можно представить следующим,

а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и

вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;

б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем

сравнение с ним воспринятого предмета;

в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит

подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.

Особенности восприятия детей дошкольного возраста

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.

Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали-

зировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные

признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне

других предметов: окраску, величину, форму.

Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально

исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка

формируется способность мысленно

расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру

предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.

Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста

получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны,

воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими

материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать

воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эта-

лонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при

восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами —

первый этап восприятия.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами

предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений

рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к

перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития

этой познавательной способности.

На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.

Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать

свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие

между ними связи и отношения.

Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие

ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А

это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно творческих способностей каждого ребенка. Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста

Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»

Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для

развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.

Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные

мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик,

шарик, конфету, ручку, ластик и др.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча-

ствуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый

предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных)

угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Игра «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ» Для развития восприятия ребенка 3—5-летнего

возраста. Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка

предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.

ЗАДАНИЕ 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху

пирамиду по готовому эталону.

ЗАДАНИЕ 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть

собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить и следующие

а) по образцу построить из кубиков такое же строение:

б) по образцу нарисовать узоры:

Повторять упражнения можно с более усложненными фигурами из кубиков, с

более сложными Узорами.

в) по образцу построить такое же строение:

г) по образцу нарисовать такие же узоры:

Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ»

Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего

Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не

бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав

какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать,

какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать

вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, игрушку, сам становится ведущим.

Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

Игра «СОСТАВЬ КАРТИНКУ»

Направлена на развитие восприятия у детей 3— 5-летнего возраста. Возьмите

пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна

картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

В приложении (с. 99—101) даны как целые карточки, так и те карточки,

которые надо разрезать.

ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: по образцу собрать разрезанную картинку.

Для детей 5—6 лет можно предложить следующее задание:

а) собрать более сложные картинки;

б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а

другую разрезать на 4—5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

в) для ребенка 5—6 лет можно усложнить задание, попросив складывать

картинку по памяти, без эталона.

Игра «БЕЛЫЙ лист»

Направлена на развитие восприятия формы предметов у детей 3—5-летнего

возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

На листе бумаги (приложение, с. 95—97) нарисованы фигуры, часть закрашена

зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема

задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

ЗАДАНИЕ: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть

ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо

жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

Для детей 5 лет задание можно несколько усложнить, поместив наклеенные на

листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на

ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую

Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4—6 лет.

Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста

Методика «Чего не хватает?» (Немое Р. С.)

Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых

не хватает чего-то очень важного.

ИНСТРУКЦИЯ: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали,

посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки

часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се-

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се-

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 сек. кунд;

О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше чем 45сек.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немое Р. С.)

Ребенку представляется несколько рисунков, ;

которых как бы спрятаны предметы, которые хорони

Время выполнения задания ограничено 1 минутой Последовательно

представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только

после того, как он нашел все предметы на предыдущей

10 баллов — названы 14 предметов, время —

8—9 баллов — названы все предметы за 21—

6—7 баллов — названы все предметы за 31—

4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за

2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|

О—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по

поиску и названию всех 14 предметов.

10 баллов — очень высокий уровень;

д_9 баллов — высокий;

4—7 баллов — средний;

2—3 балла — низкий;

О—1 балл — очень низкий.

Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у детей

Надо приготовить две картинки, несложные по сюжету и количеству деталей.

Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5—10

деталей-различий (для ребенка дошкольного возраста 5—7 различий в

зависимости от возраста).

Ребенок рассматривает 1—2 минуты обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Подсчитывается количество правильно отмеченных Различий, из них

вычитаются указанные ошибочно. Разность делится на число фактически

имеющихся Различий. Чем ближе результат к 1, тем выше Уровень наблюдательность ребенка.

Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей ТЕМА: Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей. Воспитатель: ШЕВЧЕНКО АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.

Методика использования игрушки-забавы в процессе сенсорного восприятия окружающего мира детей от 1,5 до 2-х лет 1)Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гогонова М. Р., воспитатель группы раннего возраста МБДОУ «Д с № 2», представляю вашему вниманию тему.

Методика развития речи 1. Методика ознакомления с книгой. 1. Формы работы с книгой в детском саду. 2. Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию.

Методика развития словаря детей дошкольного возраста 2 слайд: Методика включает в себя методы и приёмы. И делится на две группы методов: -методы накопления содержания детской речи; – методы,.

Консультация «Методика развития речи детей» Развитие речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем. Важность и значимость данной проблемы.

Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Развитие связной речи у Дошкольников» Подготовила воспитатель: Мартынова Елена Николаевна Балашиха 2018.

Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Слушают все, слышат пока немногие. Чтобы просто слушать, нужно.

Упражнения для развития фонематического восприятия Упражнения для развития фонематического восприятия. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой.

Упражнения для развития восприятия «Игрушки» Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки, Задача детей – собрать картинку и сказать что это? Педагог.

Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика» Введение элементов математики в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой.

Методы и приемы развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

Недостаточная сформированность процессов фонематического анализа и синтеза по-прежнему является одной из ведущих причин учебной дезадаптации. В основе дизонтогенеза этого звена речевой деятельности лежат различные по своей психологической структуре и мозговой организации патологические механизмы. В теории и практике логопедии достаточной широко разработан вопрос развития и коррекции фонематических функций. Анализируя применяемые методы работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях системы образования, диагностические данные детей, прошедших обследование в Городском психолого-педагогическом центре, собственные результаты работы – возникла идея описания системы развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста, которая учитывала бы имеющиеся практические разработки при достаточном расширении пропедевтического периода в развитии фонематических процессов.

Теоретическое обоснование данных приемов и методов основано на исследованиях Л. С. Выготского о том, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы “базу” для развития более сложных психических структур. Ученый предавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия. Ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие различных видов восприятия создает основу для обобщенного дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь (известно, что словарный “лексический” код языка организован ассоциативно и ни одно слово не существует в памяти изолированно. И чем больше разноплановых ассоциаций, тем прочнее оно в памяти).Слуховая модальность процесса восприятия рассматривается как дифференцированный процесс звукоразличения. Если кратко остановиться на физиологических, морфологических и психологических основах слуха, то: височная доля правого полушария принимает и хранит в своей памяти информацию о всех неречевых звуках от шелеста бумаги до мелодий народных песен и симфонической музыки; задние, верхние отделы левой височной доли выполняют у правшей сугубо речевые функции дифференцируют признаки фонем, обеспечивая фонематическое восприятие речи, контролируют речь самого говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. То есть психологически можно различить две объективные системы, которые оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Первой из них является ритмико-мелодическая система кодов, вторая – фонематическая (или система звуковых кодов языка). Оба эти фактора организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. Исследования в области нейропсихологии и специальной психологии показали, что нарушения или несформированность данных функций у детей может возникать по разным основаниям: из-за “органических особенностей” указанной зоны мозга и из-за несформированности взаимосвязи анализаторных систем (слухо-моторные связи и т. д.). Из обследования детей дошкольного возраста по данным международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. Р. Лурии 42% детей составила группа с нарушениями по типу сочетания синдромных изменений.

Методологической основой коррекции сегодня остаются классические и развивающиеся положения отечественной нейропсихологической школы о компенсаторных процессах у детей, о принципе хроногенности локализации психических функций, интегративности межанализаторных связей и “таинственной” роли детского правого полушария.

Предлагаемая система методов и приемов представляет собой расширенный пропедевтический курс, являющийся подготовительным для дальнейшего формирования и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста (3-5 лет), способствующий развитию слухового внимания, слуховойпамяти, фразовой речи. Некоторые описанные упражнения являются хорошо знакомыми любому логопеду, другие мало используются в классической логопедии и немного необычны. Методы и приемы разделены на несколько блоков. В статье приведены теоретические обоснования предлагаемых упражнений по всем разделам, соответствующие пояснения и просто интересные факты различныхнаучных и популярных исследований. Примеры упражнений по каждому блоку приведены в Приложении.

Блоки представляют собой комплексы упражнений различной направленности: работа над слуховыми предметными образами, представлениями; дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов; восприятие ритмов, долготы (длительности) звучания; паузация; развитие слуховой памяти, сукцессивных функций; локализация звука в пространстве.

Система упражнений может быть использована как фрагмент или целое групповое занятие, с соблюдением всех обычных принципов методической работы с детьми дошкольного возраста. Продолжительность занятия не более 25 – 35 минут.Требованием к проведению остается последовательность в подаче материала: от более простых заданий к более сложным. Помещение, в котором проводится занятие, должно быть просторным, иметь рабочие столы и достаточно свободного пространства.

Блок 1. Работа над слуховыми предметными образами, представлениями.

Реальный мир дан человеку в начале его жизни в ощущениях и представлениях. И лишь позже они получают свое отражение в слове. Взаимосвязь процессов восприятия и речи, их взаимовлияние широко известно и бесспорно. Таким образом, используя терминологию, принятую в логопедии, целью данного раздела следует указать развитие фразовой речи, накопление словаря. Следует привлечь внимание детей к миру звуков вообще, немного перевести их от визуально своеобразного компьютерного восприятия в мир разнообразия реальных, осязаемых звуковых ощущений и образов. Нельзя оставить без внимания и возможности развития звуковых ассоциаций, детской фантазии и воображения, возможности ручной творческой деятельности. И сама деятельность начинает доставлять удовольствие в силу того, что она становится творческой, связанной с индивидуальными “находками” и “открытиями”, выше обычного пользовательского уровня. Принцип значимости организует всю деятельность, в том числе и деятельность всякого усвоения знаний. Непосредственный интерес всегда сопровождается чувством радости, легкости выполнения. Чувства можно считать показателем значимости. Следовательно, непосредственный интерес придает значимость выполняемой деятельности. “Значимо то, что интересно!” – писал М. Ф. Добрынин. Это высказывание относится к личности вообще, но в еще большей степени может быть отнесено и к детям с “органическими особенностями”. Именно непосредственный интерес, первоначальная легкость ввыполнении поставленных задач позволяют получать устойчивую положительную “установку” на дальнейшие занятия.

Блок 2. Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов.

Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания воздуха, причем частота этих колебаний определяет высоту тона. Шумы являются результатом комплекса, накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Тембром обычно называют ту сторону звукового ощущения, которая отражает акустический состав сложных звуков. Всякий звукосложный состав с акустической стороны представляет собой созвучие, образуемое частичными тонами. Впечатление тембра получается в том случае, когда комплекс звуков воспринимается как один звук. Как уже сказано, в высоте звука отражается частота колебаний. Однако проблема высоты является одной из сложнейших проблем в учении об ощущении звука. Сравнивая два звука, мы находим, что они различаются не только по высоте в собственном смысле, но и по некоторым признакам, которые характерны для тембровой стороны, (высокие звуки всегда более светлые, более легкие, тогда как низкие более темные, тупые, тяжелые). В шумных звуках речи высота воспринимается суммарно, нерасчлененно-тембровые компоненты не дифференцируются от собственно высотных. Эта недифференцированность двух компонентов высоты является специфическим признаком шумового и речевого слуха. Этим обусловлено объединение в программе тембровысотных параметров. Так же важно отметить, что тембр есть свойство каждого звука как такового, высота есть свойство, характеризующее звук в его отношении к другим звукам. Изложенное свидетельствует о высокой специфичной организациисистем слухового восприятия, богатстве и подвижности звуковых кодов человека. Таким образом, в звуковом ощущении мы различаем четыре стороны: высоту тембр, громкость, длительность. С акустической стороны звуки речи характеризуются самыми разнообразными высотными, динамическим, тембровыми признаками. Слово же с точки зрения слухового ощущения однозначно определяется его фонематическим составом. В русском и большинстве других европейских языков фонемы представляют собой некоторые тембровые качества, таким образом для этих языков ведущими в ощущении звуков речи являются некоторые определенные тембровые моменты, лежащие в основе различения фонем. Таким образом, система звуков речи представляет собой совокупность тембральных признаков. Различия между ними порой достаточно тонкие для акустического восприятия. У детей с различными степенями, формами мозговых дисфункций имеет место как общая недифференцированность, фрагментарность слухового восприятия, так и избирательная глухота “к тонким акустическим различиям, сигналам.

Предлагаемый в приложении комплекс упражнений и заданий позволяет нарабатывать умение сознательно анализировать слуховые ощущения различной степени сложности (не касаясь пока специфических фонематических процессов).

Блок 3. Восприятие ритмов, долготы (длительности звучания).

Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия, так как слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Височные доли принимают, перерабатывают слуховые речевые и не речевые сигналы, развертывающиеся во времени или содержащие в себе определенные временные данные. Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Ритмическое движение может включать периодическое повторение, но может протекать и без него. Однако периодическое повторение само по себе еще не создает ритма. Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторые расчленения временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, при чем группы эти могут быть одинаковыми или неодинаковыми. Обязательным условием ритма является наличие акцентов, то есть более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении и раздражении. Восприятие ритма обычно включает те и другие двигательные реакции (это могут быть видимые движения головы, рук, ног, качание всем телом, не проявляющиеся зачаточные движения голосового, речевого, дыхательного аппаратов и т.д.). Таким образом можно сказать, что восприятие ритма имеет активный слухо-моторный характер. При обследовании старших дошкольников на предмет готовности к школьному обучению у половины детей 46,8 %(Садовникова И.Н.) выраженные кинетические и динамические нарушения.

В практической логопедии есть различные методические разработки по логоритмическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эти материалы прекрасно иллюстрируют высказывания Б.М. Теплова о том, что чувства ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Поэтому вне музыки чувства ритма не может ни пробудиться не развиваться. Занятия предполагают включение комплексов игр и упражнений с целью развития слухового внимания, темпа, ритма движений, восприятия метрического, переходного, акцентов и так далее. На возможность развития чувства ритма любопытно сопоставить ту также очень часто повторяющуюся мысль, что чувство ритма свойственно от рождения почти всякому человеку. Все вышеизложенное рассматривается в связи с понятием слухо-моторные координации. Исследования слухо-моторных координации часто выявляет у значительной части детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями трудности анализа раздражений неречевого характера. И причина ошибочного выполнения заданий этого типа – в несформированности четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Вот некоторые варианты выполнения детьми заданий по развитию слухо-моторных координаций:

– воспроизведение ритма выполняется медленно, в виде разрозненных ударов.

– чередование ударов передает неравномерность пауз, напряжен.

– по словесной инструкции уловила ритм с четвертой попытки,опиралась на зрительные представления. Выполнение подсчет -лишние элементы, ошибок не замечает.

– воспроизведение ритма – без разницы сильных и слабых ударов, со второй попытки – выполнение без ошибок.

Как показывают общие результаты обследований, трудности анализа сложных слуховых раздражений обнаруживаются и вне всякой речевой деятельности у детей. Дети терпят неудачу при воспроизведении заданной ритмической структуры. Несформированность слухо-моторных координации затрудняет дальнейшую работу логопедов, например, над слого-ритмическими структурами слов, где все построено на уже сформированном умении удерживать ритмическую схему слова, акцент (ударение), позицию акцента, умении воспроизвести схему.

В этот же блок временных параметров анализа слуховыхощущений включены упражнения по развитию восприятия долготы, длительности звучания. В последующей работе логопеда это сравнение долготы гласных звуков (работа над понятием ударения); дифференциация свистящих и шипящих согласных (с, з, ш, ж, щ,) с краткими смычными (ц, т,); начальные этапы звукового анализа – различие в длительности звучания гласных и согласных звуков, фонетических различий согласных звуков (щелевых и смычных).

Блок 4. Паузация

Выделение в отдельный блок продиктовано особенностью данного акустического раздражителя для слухового восприятия. Роль паузы в речи весьма значительна. Отношение пауз к звучанию в русской речи равно 16 % – 22 % (Л.А. Варшавский, В.И.Ильина). Естественно, что основная информация сообщения выражается в звучащих сегментах речи. Но отрезки, не заполненные речевой фонацией, также несут сигнальную и языковую информацию. Они могут сообщать об отношениях между частями речевого сигнала, предупреждать об изменении предмета высказывания, свидетельствовать об эмоциональном состоянии говорящего и, наконец, они являются выражением определенных свойств звука. Пауза – воспринимаемый феномен, осознанное восприятие прекращения звучания. Перерыв в звучании есть такой же реальный акустический раздражитель для рецептора (как и сама речевая фонация). Перерыв в звучании воспринимается согласно основным закономерностям восприятия звучания, фонематичным является длительность перерыва.

Блок 5. Развитие слуховой памяти, сукцессивных функций

Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Физиолог И.М. Сеченов указывает, что одним из основных видов синтетической деятельности, которыми обладает человек, является объединение поступающих в мозг раздражений в последовательные (сукцессивные) серии или ряды. Слуховое восприятие прежде всего имеет дело с этим видом синтезов и в этом состоит его основное значение. Некоторое время хранят в своей памяти информацию о слуховых (речевых, неречевых) сигналах височные доли мозга. Известно, что с развитием ребенка растет объем слуховой кратковременной памяти. Влияние каких факторов обуславливает данный процесс? Процессы забывания также сходны у детей и взрослых. Что же развивается? Развиваются способы (стратегия) запоминания и воспроизведения материала. Дети 3-5 лет значительно лучше запоминают в игре, (т.е.непроизвольно). Знание 6-летнего ребенка позволяют не запоминать в чистом виде, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста может использовать специальные приемы припоминания. Дети же с отклонениями речевого развития часто обнаруживают недостаточность различных форм памяти. С возрастом проблема имеет тенденцию к нарастанию. Несформированность произвольного запоминания может повлечь за собой трудности на начальной ступени обучения.

Формирование функционального базиса будущих чтения и письма предполагает в целом развитие сукцессивных способностей ребенка. Упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений, должны быть адресованы ко всем анализаторам. В статье рассматриваются возможные варианты развития сукцессивных функций на примере слуховых сигналов (раздражений). Структурно эти задания входят в блоки I, II, III, IV, являясь одновременно ииндикатором успеха в прохождении системы .

Блок 6. Локализация звуков в пространстве.

К отмеченным выше общим особенностям слухового восприятия у детей с различными формами мозговых дисфункций надо добавить встречающиеся затруднения в возможности чуткой локализации звуков (звуковых раздражений) в пространстве. Эти затруднения имеют место при дисфункции теменно-височных отделов коры. (В этих случаях звуки от обоих периферических рецепторов начинают доходить до коры неравномерно, в результате чего нарушается “бинауральный эффект”, дающий возможность четкой локализации звуков в пространстве). Поэтому данная система упражнений предусматривает включение специальных игровых приемов.

Развитие слухового внимания является целевым назначением, предполагаемым для всех блоков программы. Речь существенно влияет на развитие процессов восприятия, уточняет и обобщает их. Поэтому на всех занятиях по мере возможности необходимо требовать от детей фразовых, развернутых ответов, по образцу и самостоятельно, обращать внимание на новые, незнакомые слова.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. А.Р. Лурия “Ощущения и восприятия”; издательство Московского университета, 1975 г.
  2. Л.С. Цветкова “Методика диагностического нейропсихологического обследования детей”; М, 1997 г.
  3. Э.Г. Симерницкая “Нейропсихологическая методика экспресс-диагностик”; М, 1991 г.
  4. Б.М. Теплов – Избранные труды; М., Педагогика, 1985 г.
  5. М.К. Бурлакова “Коррекция сложных речевых расстройств”; М., 1997 г.
  6. Г.А. Волкова “Логоритмическое воспитание детей с дислалией”; С-П., 1993 г.
  7. Безруких М.М. Ефимова С.П. Князева М.Г. “Как подготовить ребенка к школе? И по какой программе лучше”; М., 1994 г.
  8. В.И. Селиверстов “Речевые игры с детьми”; М., и-во Владос, 1994 г.
  9. Сб.”Научное творчество Выготского и современной психологии”; М., 1981 г.
  10. А.Н. Корнев “Дисграфия и дислексия у детей”; С-П., 1995 г.

Развитие восприятия у дошкольников

Развитие восприятия у дошкольников. Человек не может жить отстраненно от мира, его он чувствует и понимает с помощью слуха, зрения, тактильных ощущений. Вся информация поступает в мозг и качественно перерабатывается. Дошкольник должен научиться воспринимать мир правильно, чтобы получать от этого пользу для дальнейшего развития.

Особенности развития восприятия у ребенка

Дошкольник воспринимает мир через активную игру, в которой он учится, узнает что-то новое.

В младшем возрасте дошколята не могут воспользоваться фантазией, они орудуют знаниями, которые получают, пользуясь предметами. Так, если лягушка зеленая, то для ребенка она может быть только зеленая. Если апельсин оранжевый, то другой фрукт того же цвета для малыша – тоже апельсин. У трехлеток нет четкого восприятия, они не умеют анализировать.

В средних группах детского сада воспитанники уже обладают частичным восприятием. Им известны цвета, они знают некоторые геометрические фигуры, могут сравнивать предметы между собой по размеру и форме, но не понимают временные величины. Зато могут и любят заниматься творчеством. Во многом знакомство с миром и людьми для них – это принятие или непринятие внешности и качеств характера.

Старшие дошкольники уже предпочитают увидеть, чем сто раз услышать. Слуховое восприятие отстает от зрительного. В этот период формируется поведение ребенка, качества его характера, поэтому в работе с детьми такого возраста важна мотивация.

Виды восприятия

Дошкольник знакомится с миром на основании:

  • зрительного анализатора,
  • возможности слышать,
  • благодаря осязанию.

Так, с помощью слуха ребенок слышит речь, музыку, различные звуки. Звуки окружают ребенка везде: дома, на улице, в детском саду. С помощью зрения малыш оценивает мир вокруг себя, в том числе и возможную опасность. Он также учится любить красоту родного края, произведений искусства, других красивых вещей, без которых бы жизнь человека была тусклой. Осязательные способности ребенка позволяют ему познакомиться с различной текстурой материалов, его окружающих: горячий асфальт летом или холодная сосулька зимой – все имеет значение. Эти тактильные ощущения запоминаются.

Уровни развития восприятия у дошкольника

Восприятие у дошкольников имеет три стадии.

Первая – предметная. Дети младшего дошкольного возраста могут только называть предметы, но не способны охарактеризовать их.

Вторая – описательная. С пяти лет дошкольники могут описать то, что видят, сравнить с чем-то, дать оценку.

Третья ступень – толковательная. Выпускники детских садов могут придумывать целые рассказы, сказки, дополнять рассказ своими ощущениями, делать выводы. Он уже использует полученные знания, пытается применять опыт. Эта практика пригодится детям в первом классе.

Упражнения и игры на развитие восприятия у дошкольников

Для развития восприятия у дошкольников нужно учитывать возраст ребенка. Ведь то, что понятно пятилетнему, для трехлеток будет очень сложным и необъяснимым. В частности, музыкальные игры с шумовыми эффектами звуков природы подойдут для детей средних и старших групп, но не младших. Также для маленьких детей будет сложно играть с оттенками цветов. Зато они с интересом будут находить предметы нужной формы и конкретного цвета, отбивать ритм. Старшим дошкольникам можно предложить игровые комплексные программы на развитие разных восприятий.

Читайте также наши статьи:

Развитие слухового восприятия

В мире множество звуков, причем у каждого предмета и явления свой характерный звук. Ребенок должен научиться понимать эти звуки. Как шумит дождь, как шелестят листья, как гудит паровоз, как щебечут птицы – все это важно. Малыши плохо воспринимают природные звуки, но дошкольники постарше уже способны слышать характерные особенности, если развитию слухового восприятия уделять время. Почему важно научиться слышать? Потому что без этого невозможно правильно и четко говорить.

С малышами нужно играть в игры, развивающие чувство ритма. Хлопки в ладоши с приговором – отличная идея. С детьми постарше можно уже изучать звуки природы. Для этого подойдут прогулки, экскурсии по лесу, улице.

Слуховое восприятие невозможно без слухового внимания. Поэтому нужно играть с дошкольниками в «Глухой телефончик», где нужно активизировать слух.

Еще интересная игра, которая понравится детям, – «Радиотеатр». Дошкольник слышит сказку, которую читают по ролям. И ребенок должен узнать, какому персонажу принадлежит голос, интонация, фраза.

Как развивать слуховое восприятие у детей: ВИДЕО

Развитие зрительного восприятия

В младшем дошкольном возрасте дети уже знают название основных цветов. Цветовосприятие для них живет в четырех цветах: красном, желтом, синем и зеленом. Все остальные оттенки неважны. Кроме того, главная оценка – это «красиво» и «некрасиво», причем здесь играет роль субъективное мнение ребенка.

Позднее ребенок, узнавая новые цвета и научившись разбираться в них и в оттенках, начинает более реалистично оценивать то, что видит. Для развития зрительного восприятия можно предложить также нарисовать рисунок по точкам. Интересной станет игра, в которой игроку предлагают пройти по «лабиринту». Лабиринт – это дорожка, изображенная на картинке.

С одной стороны лабиринта может быть персонаж, с другой – цель персонажа. Например, ребенку предлагают помочь медвежонку добраться до бочонка с медом. Так, с одной стороны лабиринта – медвежонок, с другой – бочонок. Ребенок должен вести пальчиком по нарисованной дорожке, отыскивая правильный путь. Также полезно будет предложить детям найти тени какого-либо персонажа, изображенного на картинке. Внимательность, умение подмечать мелочи – вот что развивает эта игра.

Игры на развитие зрительного восприятия: ВИДЕО

Развитие визуального восприятия и внимания у детей с ОВЗ: ВИДЕО

Развитие фонематического восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Фонематическое восприятие включает в себя:

  • умение слышать и определять звуки в словах,
  • умение определять, где именно в слове находится тот или иной звук,
  • умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу.

Если ребенок это умеет, он сможет научиться правильно говорить, а значит не будет иметь проблем в школе.

Для развития фонематического восприятия хорошо подходят игры, где дети учатся узнавать предметы по звукам. Например, свисток свистит, крупа шуршит, вода шумит, машина гудит. Также важно научить ребенка слышать тихие и громкие звуки и распознавать их правильно. Еще одна особенность фонематического восприятия – понимание удаленности или приближенности звуков.

Для развития фонематического восприятия педагог часто использует аудиозаписи со звуками природы, а потом предлагает детям ответить, что именно они слышали, предлагая картинки, на которых изображены различные явления природы.

Хорошей игрой будет предложить дошкольникам узнать, что лежит в коробочке. Коробочку встряхивают, по звуку дети пытаются узнать, что спрятано.

Чтобы дети научились определять источник звука, можно сыграть в «Колокольчик». В этом случае ведущий ставит игрока с завязанными глазами в центре зала, а одному из детей вручает колокольчик. Ребенок звонит. Игрок, на глазах которого повязка, должен указать направление, откуда идет звук.

Приемы развития фонематического слуха: звуко-буквенного анализа у детей с ОНР: ВИДЕО

Игры для развития фонематического слуха: ВИДЕО

Развитие музыкального восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Если совсем маленькие дети различают музыку по контрасту, то к трем годам они уже запоминают отдельные понравившиеся мелодии. К пяти годам дети не только напевают песенки, но и понимают музыкальное настроение, могут выделять темп музыки, динамику, длительность звуков, ритм. Старшие дошкольники способны различать музыкальные произведения по эмоциональной окраске, знают термины. Дети могут даже рассказать, что они чувствуют, когда слышат ту или иную мелодию.

Многие педагоги считают, что в дошкольном возрасте детям полезно слушать классические произведения: Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича и других. Также полезно знакомить детей с фольклором. Народные танцы, песни – это хорошая возможность не только познакомить дошкольников с народным творчеством, но и развить музыкальное восприятие детей.

Третий шаг – это разучивать с детьми песни, написанные специально для этого возраста. Это могут быть также песни из детских фильмов и мультфильмов. При этом все песни должны быть в известных детям жанрах.

Развитие тактильного восприятия

Развитие художественно-эстетического восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Дошкольный возраст – благодатная пора для постижения прекрасного, что есть в мире. Ребенок с удовольствием рисует и лепит, рассматривает произведения искусства и поделки прикладного творчества, ему нравится танцевать и смотреть, как танцуют другие. Все это помогает развивать художественно-эстетическое восприятие. Поэтому дошколят нужно чаще водить на интересные выставки, концерты, театральные постановки.

Нужно вовлекать детей в создание каких-либо поделок, композиций, рисунков. Они должны принимать участие в подготовке концертов, где есть стихи, музыка и танцы. Сольные номера и коллективные не только доставят детям удовольствие, но и сыграют большую роль в формировании художественно-эстетического восприятия.

Развитие целостного восприятия

Развитие восприятия у дошкольников. Для развития целостного восприятия у ребенка нужно включать в его обычный день игры и упражнения по развитию и слуха, и зрения, и тактильных ощущений, и вкусовых, и обоняния.

Комплексная работа по развитию разных восприятий в итоге приводит к развитию целостного, ведь мир не может восприниматься как отдельные части чего-то, все в нем взаимосвязано и дополняет друг друга. Таким образом, ребенок должен понимать:

  • величину предметов,
  • размер,
  • форму,
  • пространство,
  • особенности предмета в зависимости от того, где он находится,
  • неподвижность и движение.

Уметь пользоваться восприятием:

  • зрительным,
  • слуховым,
  • обонятельным,
  • осязательным,
  • вкусовым.

Вся эта информация вкупе дает целостную картину, позволяющую пользоваться восприятием и развивать его.

Методики развития разных видов восприятия

Вот несколько методов развития восприятия разных видов.

Величина, цвет и форма

В этом случае предлагается детям из коробочек доставать предметы только одного цвета. Или же предложить вынимать только квадратные предметы, или только круглые. Можно подготовить коробки, раскрашенные разными цветами, а в них ребенок должен складывать предметы того цвета, в который выкрашена коробка.

Что потерялось?

В этой игре работает не только зрение, внимательность, но и мышление. Ребенку предлагается посмотреть на картинку, где изображены разные предметы. Но они не дорисованы до конца. К примеру, у велосипеда не хватает колеса, а у дома нет окон. Ребенок должен рассказать, чего не хватает.

Понюхай и отгадай

В этой игре работает нюх. Ребенку завязывают глаза, перед ним лежат овощи и фрукты, другие продукты, которые игрок должен назвать, ориентируясь по запаху.

Волшебное звучание

Игра, которая будит воображение и слух. Ребенок с закрытыми глазами. Ведущий воспроизводит звуки, включая аудиосистему: звук дождя, звук паровоза, щебет птиц и т.д. Ребенок называет, кому принадлежат звуки.

Тактильная загадка

В емкости лежат предметы. Ребенок, не глядя, должен определить наощупь что это. Предметы должны быть разной величины, формы, гладкие или шероховатые.

Нарушения восприятия и причины

Развитие восприятия у дошкольников. Нарушения восприятия – это невозможность правильно осознавать окружающие звуки и предметы. Такой человек дезориентирован, он не может реально оценивать действительность вокруг него.

Причинами нарушения восприятия могут быть:

  • патология центральной нервной системы, в том числе вследствие болезней;
  • психические расстройства;
  • реакция на прием сложных препаратов, таких как антидепрессанты, противовирусные и другие;
  • наркомания, в том числе и врожденная;
  • травма, в результате которой пострадала нервная система;
  • физическая и психическая усталость организма;
  • дефект зрения.

Ребенок, страдающий нарушениями восприятия, нуждается в работе со специалистами, которые составят индивидуальную программу. Но при этом в семье можно помочь решению проблемы следующими способами:

Выполнять режим дня

Вставать и ложиться спать в одно время, исключить те действия, которые вызывают страх, эмоциональную нагрузку.

Ребенок плохо воспринимает форму и цвет предметов, а при плохом освещении ему становится еще хуже. Поэтому свет должен быть ярким, но мягким.

Чтобы нервная система не испытывала дополнительной нагрузки, нужно, чтобы в комнате ребенка было как можно меньше глянца и орнаментов и как можно больше однотонных цветов.

Ежедневные занятия по развитию восприятия

Игры по развитию способности понимать величину, размер и форму предмета, а также его цвет, по развитию звуковых и зрительных восприятий должны быть построены с учетом особенностей детей с нарушениями. К примеру, можно предложить играть в такую игру. Предлагается в конкретные пазлы вложить такой же по форме элемент. Конечно, сразу у ребенка не получится, но со временем его ждет маленький успех. Также можно использовать игры, где понадобятся тактильные ощущения. Игры с песком к тому же успокаивают, развивают мелкую моторику.

Что влияет на развитие восприятия у ребенка

Развитие восприятия у дошкольников. В дошкольном возрасте у ребенка формируется психическое развитие, начинает активно работать мышление. Если какое-либо восприятие «спит», ребенку будет сложнее познавать мир, усваивать новые знания, а значит, ему будет сложнее потом в школе.

На развитие восприятия ребенка оказывают большое внимание его окружение и взрослые, которые рядом с ним. Развивающие игры, которые используются педагогами для развития восприятия, должны не только просто воспроизводить какие-то детали из жизни ребенка, но и быть информативными, учить его, заставлять узнавать больше. Именно желание познать, попробовать становятся неким моторчиком, двигающим ребенка в его развитии.

Как в увлекательной форме развивать восприятие у ребенка

Отзывы

– В моей группе был мальчик, который не мог сделать элементарного: вложить в пазлы нужную по форме деталь. С силой пытался вогнать, злился, начинал плакать. Он вообще вел себя не так, как другие дети, хотя внешне ничем не отличался от них. Оказалось – ЗПР. Его потом от нас забрали в специализированный садик.

Мне кажется, ребенок еще слишком мал, чтобы понимать звуки природы. Взрослый-то не всегда разберется. А как ребенок может на слух определить где дождь, где шум моря? Нет, это задание не для дошкольников.

Я часто провожу занятия с детьми, где мы проверяем обоняние и вкусовые рецепторы. Детям очень нравится. А еще они любят играть в «лукошко». Это такая игра, когда из корзинки вынимают предметы одного цвета. А потом мы эти предметы считаем. Очень полезное упражнение для развития детей.

Думаю, именно нетрадиционные методы рисования могут развить восприятие ребенка. Это и тактильные ощущения, и зрительная тренировка. Тем более что детям интересно пробовать все новое. Я сам такие занятия веду и вижу, как загораются детские глазенки.

В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи.

Восприятие – основа для дальнейшего развития мышления, памяти, способности человека осознавать увиденное и анализировать, планировать и осуществлять. И если развитию восприятия не уделять должного внимания в раннем возрасте, можно упустить время.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Читайте также:  Развитие познавательно исследовательской активности дошкольников
Ссылка на основную публикацию