Развивающие интересные занятия для детей 4-5 лет

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все для раннего Развития Детей

Страницы

Дети от 4 до 5 лет

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.
Что должен знать и уметь 4 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 4 до 5 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный – стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный – ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
11. Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок должен знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок должен знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок должен уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.

1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Ребенка в возрасте от 4 до 5 можно знакомить с английским языком.
Используйте для занятий пособия для родителей и преподавателей, предназначенные для обучения английскому языку детей от 4 до 5 лет.

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Проводим развивающие занятия для детей 4-5 лет дома

Детский возрастной период от 4 до 5 лет называют временем относительного спокойствия. Ребенок миновал кризис и стал более послушным, покладистым, спокойным. Отмечается усиление потребности в друзьях, значительное повышение интереса к окружающему миру. Какими навыками уже владеет малыш к четвертому году жизни и какие развивающие занятия подходят для детей 4-5 лет, читайте в нашей статье.

Характеристика возраста

Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются о необходимости подготовки к школе. Ведь к поступлению в первый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой и карандашами, азам математики. Приступить к подготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания и не потерял интерес к обучению в дальнейшем.

Этот возраст характеризуется следующими особенностями:

  1. Малыш подвижный, энергичный, но обрел усидчивость. Заметно совершенствование мелкой моторики. Появляется любовь к рисованию.
  2. В 4-4,5 года отмечаются существенные внешние изменения ребенка. Начинают бурно развиваться мышечная и костная ткани.
  3. В развитии четырехлетнего малыша важна социальная сторона. Он начинает заводить друзей среди детей. Способен замечать чувства людей, сопереживать. Дошкольник научился формулировать свои мысли.
  4. Бурное развитие воображения. Ребенок живет в своем мире фантазий, создает сказочные страны. Он представляет себя главным героем, завоевателем недостающего ему в реальности успеха. Многие 4-летние детки имеют воображаемых друзей. Также безудержная детская фантазия в четыре-пять лет порождает различные страхи.
  5. У четырехлетнего ребенка продолжается процесс овладения родной речью. Многие детки этого возраста немного шепелявят. Наблюдается стремительный рост словарного запаса (рекомендуем прочитать статью: логопедические занятия для детей). В речи появляется выражение и интонация. Ему нравится озвучивать свои действия и все, что находится перед глазами. Он любознателен, все время задает множество вопросов.
  6. Дети старше четырех лет характеризуются значительным возрастанием интеллектуальных возможностей. Ребенок готов изучать буквы и цифры.

Потребности ребенка в развитии и в получении знаний

Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, в основе которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, но требуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить на вопросы ребенка, отказ от проведения познавательных игр и бесед может привести к упущению важного момента и, как следствие, возникновению у малыша задержки психического развития. В дальнейшем у ребенка проявятся трудности с обучением в школе.

Как бы ни желали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное их развитие требует от взрослых организации и участия в детских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых — это залог положительного результата. Организация игр не потребует больших затрат сил и времени. Можно воспользоваться развивалками, которые разработаны для детей, учитывают их возраст, психику. Рабочие тетради и пособия широко представлены в книжных магазинах, что позволит выбрать наиболее подходящую, интересную и полезную методику и оформление.

Важно: когда ребенку 4 года, развивающие занятия с ним дома должны быть захватывающими. В этом возрасте малыши еще не способны долго усидеть на месте, поэтому обязательно нужны физкультминутки.

Основные направления развития детей 4-5 лет

Большое значение имеет проведение развивающих занятий с детьми дома. При этом нужно выбирать разные направления, от лепки до спорта. Рекомендуется разработать план домашних занятий и стараться его придерживаться. Составляйте такой план на пять-шесть дней, на основании результатов предыдущей недели. Не забывайте, что ребенку так же, как и вам, нужны выходные.

Комплексное обучение организуется так, чтобы уроки не обременяли малыша, а воспринимались им, как интересная забава. Ниже приведен оптимальный перечень навыков, которые нужно развивать в 4-5 лет.

Ориентируясь на эту информацию, вы сможете составить для себя список тех умений и знаний, которые актуальны для дошкольника этого возраста.

Речь и память:

  • использование более 1000 слов (до 3000 слов к пяти годам), построение фразы из 5-9 слов;
  • речь должна быть понятна не только родителям, но и другим людям;
  • знание признаков строения человека и животных, название частей тела;
  • употребление множественного числа;
  • правильное употребление предлогов;
  • умение отыскать вещь по описанию;
  • знание профессий;
  • поддержание разговора, ответы на вопросы, верное их задавание;
  • пересказ сказки, умение выучить наизусть стишки, потешки;
  • знание своего имени, фамилии, возраста, города проживания.

Логическое мышление и внимание:

  • мышление 4-летнего ребенка наглядно-образное; действия имеют практический смысл; до конца 5 года происходит постепенный переход к обобщенному, словесно-логическому мышлению;
  • умение находить различия и сходства картинок, вещей;
  • самостоятельная сборка предмета по образцу (пирамидки, конструкторы);
  • умение сложить разрезанную на 2-4 части картину;
  • уровень развития нейронных процессов обеспечивает выполнение ребенком одной задачи на протяжении нескольких минут (около 5), не переключаясь на посторонние предметы;
  • умение вложить недостающие фрагменты картинки;
  • обобщить и назвать одним словом группу вещей, найти пару, лишнюю вещь;
  • подбор противоположных слов;
  • распознавание на картине предметов, нарисованных неправильно, с объяснением, что именно неверно;
  • умение сосредоточиться на отдельном задании, замечать мелкие детали.

Математика:

  • знание цифр от 0 до 10, умение сосчитать объекты, соотнести их количество с цифрой;
  • умение последовательно расставить цифры от 1 до 5 и наоборот;
  • сравнение разного количества объектов, понятия: «поровну», «меньше», «больше».

Геометрия:

  • положение объектов (сзади, спереди, справа, слева, снизу, сверху, в середине);
  • знание геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, овала;
  • и геометрических тел: куба, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.

Художественная литература:

  • прослушивание произведения в течение 15-20 мин, ответы на вопросы по содержанию;
  • просмотр иллюстрированной книги;
  • знание жанров и видов искусства: песни, загадки, картины, музыки и др.;
  • умение с помощью взрослых инсценировать понравившуюся часть произведения.
Читайте также:  Нормы роста и веса для детей

Чтение, подготовка к письму:

  • знание всех букв алфавита;
  • прочтение трехбуквенных слов;
  • возраст характеризуется отличной работой знаковой памяти, поэтому к 5 годам ребенок станет делать попытки читать книги; не стоит бояться нагрузки малыша чтением, но и нельзя переусердствовать.

Физическая культура:

  • улучшение координации движений, развитие моторики, ловкости и быстроты;
  • рост мышц быстрый, но не равномерный, поэтому малыш четырех-пяти лет быстро устает;
  • рост за год должен прибавиться в среднем на 5-7 см, масса тела — до 2 кг;
  • скелет еще гибкий, так как окостенение не завершено, поэтому силовая зарядка противопоказана, а осанку нужно постоянно контролировать;
  • возрастание потребности организма в кислороде; увеличение объема легких приводит к замене брюшного типа дыхательной системы грудным;
  • значительные физические нагрузки на уроках приводят к утомлению сердечной мышцы, нарушению ритма сердечных сокращений; это выражается в покраснении, побледнении лица, учащении дыхания, одышке, некоординированных движениях; необходимо вовремя переключиться на другую деятельность.

Совет: в план физического развития следует включить зарядку, подвижные игры, танцы, ходьбу, бег и др. Переусердствовать нельзя, занятия проводятся в легкой и веселой игровой форме. Дома можно выполнять упражнения на детском тренажере, кататься на роликах, велосипеде, крутить обруч

Иностранный язык:

Если малыш успешно изучает родной язык, то можно начать изучение основ иностранного. Обучение можно проводить как дома, так и в специализированной группе для дошколят. Самостоятельные занятия следует проводить на основании пособий с заданиями для детей 4—5 лет. Полистайте с ребенком два-три пособия в магазине, чтобы вместе подобрать оптимальный курс обучения. Для ребенка важны не столько порядок преподавания материала, сколько красочность, наличие активных заданий (зарядка, раскрашивание )

Окружающий мир:

  • различие овощей, фруктов и ягод;
  • знание домашних животных, диких животных, а также некоторых насекомых;
  • названия дней недели;
  • угадывание времен года по картинкам, знание их примет.

Полезно включать в занятия базовое обучение различным наукам. К примеру, ознакомление с космосом, странами, морями Чаще это получается спонтанно. Если в фильме услышали название реки, скажите малышу, где она протекает. Так можно изучить и единицы измерения.

Очень важно организовать процесс развития малыша дома, но нельзя делать из обучения культ. Усиленное давление на ребенка, требование от него послушания, кроме сопротивления, ни к чему не приведет.

Конспект занятия для детей 4–5 лет «Волшебные приключения»

Марианна Сутормина
Конспект занятия для детей 4–5 лет «Волшебные приключения»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возраст – 4-5 лет.

Образовательная область – познание.

Тема: «Волшебные приключения»

– учить считать предметы в пределах шести;

– учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;

– совершенствовать знания о цифрах 1, 2, 3;

– продолжать учить сравнивать предметы контрастных размеров по высоте и длине;

– закреплять знания о геометрических фигурах;

– углублять знания о временах года;

– развивать внимание, логическое мышление, память.

Предварительная работа: знакомство с цифрами, разучивание считалок, обследование геометрических фигур, рассказывание о временах года, чтение стихотворений, д/игры с использованием предметов по высоте и длине.

Материалы и оборудование: демонстрационный: два дерева разной высоты, одно из них с кормушкой, и 3 гнездами, изображения птиц, картинки (цветок, сосульку, снежинку, жёлтый листок, картинки «Времена года», карточки с домиками из геометрических фигур.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель: «Ребята, у нас в гостях побывала Добрая Волшебница, я вижу повсюду её следы. А это значит, что нас сегодня ждут увлекательные приключения. Вы любите приключения? Тогда давайте поскорее отправимся к ним на встречу».

Воспитатель: «Взгляните, что это?» (на листе бумаги наклеены домики из геометрических фигур) Это целый город геометрических фигур. Я вижу, в нём есть даже улицы. Давайте посчитаем, сколько здесь улиц».

Воспитатель: «Дома на каждой из улиц между собой одинаковые или разные?»

Воспитатель: «Как вы думаете, кто живёт на первой улице?»

Воспитатель: «На четвёртой?»

Воспитатель: «Посмотрите, ребята, улицы в этом городе одинаковые по длине или разные?»

Воспитатель: «Какая из улиц длинная?»

Дети: «Улица квадратов.

Воспитатель: «Какая короткая?»

Воспитатель: «Вы слышали этот звон? Это Волшебница довольна вашими ответами. Пойдёмте дальше. Посмотрим, что нас ждёт впереди».

Воспитатель: «Что находится перед нами?»

Дети: «Два дерева, на одном кормушка с птицами».

Воспитатель: «Сколько деревьев?»

Воспитатель: «Какие деревья по высоте, одинаковые или разные?»

Воспитатель: «Что мы видим на деревьях».

Дети: «Птичьи гнёзда, кормушку с птицами».

Воспитатель: «Сколько всего гнёзд на деревьях?»

Воспитатель: «На каком дереве находятся гнёзда, на низком или высоком?»

Воспитатель: «На каком дереве находится кормушка с птицами?»

Воспитатель: «Ребята, я вижу, что птицы уже склевали весь корм, но не возвращаются в свои гнёзда, а продолжают сидеть в кормушке. Как вы думаете, почему?»

Дети: «Птицы не знают, где чьё гнездо».

Воспитатель: «Попробуем им помочь? Посмотрите, пожалуйста, птицы одинаковые или разные?»

Воспитатель: «Чем они отличаются?»

Воспитатель: «А теперь посмотрите на гнёзда, что вы на них видите?»

Воспитатель: «Какая цифра на первом гнезде?»

Воспитатель: «Какая цифра на втором гнезде?»

Воспитатель: «Какая цифра на третьем гнезде?»

Воспитатель: «Вы не знаете, для чего нужны эти цифры?»

Воспитатель: «Я думаю, что эти цифры подсказывают нам, сколько птиц вылетело из каждого гнезда и цвет птиц тоже нам в этом поможет».

Воспитатель: «Давайте найдём одинаковых птиц, посчитаем их и тогда узнаем, из какого гнезда они вылетели».

Дети выполняют задание, располагают птиц в гнёздах.

Воспитатель: «А вот ещё один сюрприз от Доброй Волшебницы (конверт). Давайте заглянем в этот конверт» (воспитатель достаёт рисунки-символы: цветок, сосульку, снежинку, жёлтый листок и разглядывает их с детьми).

Воспитатель: «Как вы думаете, что обозначают эти символы?»

Воспитатель: «А теперь посмотрим, что за картинки оставила нам Королева Математика».

Воспитатель разворачивает детям четыре иллюстрации.

Воспитатель: «Что изображено на этих картинах?»

Воспитатель: «Назовите их».

Дети: «Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: «Посмотрите и скажите, в правильном порядке расположены картинки с изображением времен года?»

Воспитатель: «Какое время год начинает?»

Воспитатель: «Какое время года следует за зимой?»

Воспитатель: «Что наступает после весны?»

Воспитатель: «Что приходит после лета?»

Воспитатель: «А сейчас какое время года?»

Воспитатель: «Давайте мы к каждой картинке прикрепим символ, обозначающий это время года» (дети выполняют).

Раздаётся звон. Воспитатель обнаруживает шкатулку с запиской и зачитывает её.

Воспитатель: «Дорогие ребята, вы сумели справиться со всеми моими заданиями и этим очень порадовали меня. За ваши знания и за ваши старания я хочу наградить вас маленькими памятными сувенирами. Оставайтесь и дальше такими же внимательными и любознательными. До новой встречи».

Воспитатель: «А я, ребята, в свою очередь тоже хочу вас похвалить и каждому вручить по фишке. Положите их в свои коробочки «Добрых дел» и не забывайте, что быть внимательным и активным на занятии – это тоже доброе дело».

Развлечение для детей 3–5 лет «Волшебные превращения льдинки» «Волшебные превращения льдинки» Развлечение для детей группы 3 – 5 лет «Волшебные превращения льдинки» Воспитатель Шульц Н. В..

Флешмоб на степах для детей 5–7 лет и родителей «Волшебные ступеньки», приуроченный к Дню борьбы с туберкулёзом Доброе утро, дорогие друзья! Здравствуйте все, кто собрался в этом зале! 24 марта во всём мире отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом.

Интегрированное занятие «Волшебные носочки» для детей 3-х лет Цель:Создать веселую атмосферу, в увлекательной форме раскрыть детям качества природных объектов. Предварительная работа: – изготовить.

Конспект занятия для детей старшей группы «Математические приключения» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Математические приключения» Цель: выявление и систематизация полученных знаний и умений.

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказочные приключения кота» для детей от 4 до 5 лет Тема: «Сказочные приключения кота». Цель: Развитие познавательных интересов посредством дидактических и развивающих игр. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия «Волшебные травы нашего края» для детей старшей группы Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их.

Мастер-класс по пластилинографии «Волшебные коты» для детей 6 лет Пластилинография – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Она позволяет ребенку освоить объем, сделать.

Мероприятия по экологическому образованию и воспитанию «Приключения Лешего и Кикиморы» для детей 5–7 лет Автор: Блюм Людмила Леонидовна – Воспитатель МБ ДОУ № 11 Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое.

НОД для детей 6–7 лет «Волшебные сказки» Цель: Обогащение активного словаря детей через знакомство с детской литературой (сказками). Задачи: – формировать у детей умение внимательно.

Сценарий праздника для детей 5–6 лет «Волшебные конфеты для мам» Ведущий 1: Сегодня, в день Восьмого Марта, Пусть солнышко сияет ярко, Пусть радость, счастье принесет, И пусть успех не обойдет. Здоровья.

Как организовать развивающие игровые занятия для детей 4 – 5 лет?

С наступлением у ребенка старшего дошкольного возраста родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить его к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Для детей 4 – 5 лет лучшие развивающие занятия – игровые. И подбирать их лучше исходя из возрастных особенностей и потребностей малыша.

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

  • В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
  • Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
  • После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
  • Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
  • Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

Читайте также:  Фундаментальные исследования развития движений детей раннего возраста

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Память – не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать – куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Изучаем математику

Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика – это еще и геометрия. К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

Музыкальность, сенсорика, движение

Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.

А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.

В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.

Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).

Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят пальчиковые игры, завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

Развитие ребенка в 4 года

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.
Читайте также:  3-5 месяца ребенку - развитие и первые достижения

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

  • Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
  • Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
  • Прыгать вперед на обеих ногах.
  • Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
  • Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
  • Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
  • Кататься на велосипеде.
  • Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
  • Играть с другими детками в группе или в паре.
  • Правильно называть множественное число существительных.
  • Верно употреблять предлоги.
  • Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
  • Заботиться о животном.
  • Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
  • Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
  • Помогать родителям в уборке.
  • Сдержанно вести себя на людях.
  • Знать некоторые буквы.
  • Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
  • Отличать живое и неживое.
  • Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
  • Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
  • Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
  • Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
  • Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
  • Соединять точки линией.
  • Нанизывать пуговицы и бусинки.
  • Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
  • Определять пропавший предмет.
  • Пересказывать сказку.
  • Находить различия между двумя изображениями.
  • Складывать пазлы из 2-4 элементов.
  • Обобщать предметы в группы.
  • Находить одинаковые пары предметов.
  • Определять лишние предметы.
  • Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
  • Пользоваться ножницами.

Рост и вес

По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:

Показатель

Среднее значение в 4 года

Границы нормы для мальчиков 4 лет

Границы нормы для девочек 4 лет

Развивающие занятия для детей 4-5 лет

В первый класс дети 6-7 лет обычно приходят по-разному подготовленными. У кого-то есть определенные таланты, а кому-то развивающие занятия даются сложнее и все необходимые на будущее знания они приобретают непосредственно в школе.

Однако нужно понимать, что школьный материал усвоится намного лучше и быстрее, если ребенок будет на уроках чувствовать себя уверенно и будет подготовленным заранее. Но подготовка к школе – мероприятие длительное и начинать заниматься с детьми нужно уже двух лет в игровой форме для развития мыслительных процессов. А занятия с детьми 4-5 лет будут направлены уже на освоение основ математики, грамматики и других дисциплин.

Не нужно быть квалифицированным педагогом, чтобы в домашних условиях заниматься. Сегодня мы расскажем о рекомендуемых развивающих занятиях для детей 4 лет и старше и о том, как правильно их проводить дома.

Планирование и программа

Начиная с 2-3 лет, каждую игру или прогулку можно превращать в развивающее занятие. Но для родителей при такой форме обучения очень важно не упустить многих аспектов, поэтому все занятия нужно проводить по составленной программе.

Планировать обучающие занятия с детьми 4-5 лет рекомендуется на неделю вперед. Благодаря такому планированию вы сможете подготовить необходимые материалы для занятий и понимать, что ребенку более интересно, и какие стороны лучше всего развивать у малыша.

Как и в дошкольном упражнении, регулярные занятия с малышом нужно проводить по таким направлениям, как:

  • логика и арифметика;
  • развитие речи и грамотности;
  • рисование, лепка, аппликация и конструирование;
  • физические упражнения;
  • занятия, помогающие развивать кругозор;
  • литература.

Каждый из предметов нужно в программе равномерно распределить в течение недели в зависимости от того, что больше всего интересно малышу. Например, обучать его грамотности и буквам нужно лишь тогда, когда ребенок сам к этому готов. И это необязательно делать в 4-5 лет, возможно, раньше, а возможно, и позже.

Примерный план развивающих занятий может выглядеть следующим образом:

  • упражнения для детей 4-5 лет на развитие речи – по понедельникам просите детей описывать кратко свои игрушки, по средам составляйте краткие рассказы по картинкам, а по пятницам играйте с малышом в игру «Прием у врача»;
  • занятия грамотностью – во вторник проводим краткие занятия на запоминание буквы «А», в четверг учим букву «У», а в субботу «О», на следующей неделе по такому же графику учим последующие буквы;
  • арифметика и логика – в понедельник рассказываем про понятия «позже» или «раньше», в среду изучаем цифру 4, в пятницу изучаем форму квадрат;
  • творческие занятия – тут заниматься можно ежедневно, в первый день делаем аппликации, на второй рисуем пальчиковыми красками, на третий занимаемся с ребенком лепкой, в четверг делаем поделки из бумаги, по пятницу играм с конструктором, а по субботам выкладываем изображения из палочек;
  • физические упражнения – футбол по понедельникам, бассейн по вторникам, занятия на фитболе по средам, в четверг опять бассейн или другая секция, по пятницам подвижные игры и по субботам опять секция;
  • упражнения, развивающие кругозор – проводятся через день, например, правила дорожного движения, описание времен года и игры с водой;
  • литература – несколько раз в неделю читаем сказки, учим потешки, рассказы и художественную литературу для детей.

Как видите, такое планирование активности для детей 4-5 лет включает ежедневные занятия творчеством и физическим трудом. В период роста малыши должны максимально развивать координацию движения и выплескивать свою энергию, а также развивать воображение и моторику.

А вот включить все дисциплины в один день будет сложно. Дети в 4-5лет сильно устают, и перегружать их занятиями не стоит, даже если они им интересны.

Количество развивающих занятий моет быть разным, оно зависит не только от наклонностей вашего ребенка, но также и от графика. Так, после детского сада или развивающего центра успеть на дополнительные кружки возможно не всегда, да и не всегда у малышей остаются силы заниматься чем-то дома. Да и работа родителей тоже влияет на это, обычно занятия дома они проводят по выходным или вечерам.

Если малыш посещает какие-то специализированные кружки по определенным дисциплинам, то дома можно посвящать время материалу, который там изучался, чтобы закрепить пройденное.

Практические задания для детей 4-5 лет

Когда ребенку исполнилось 4 года, нужно работать над имеющимися у него навыками, а также над углублением знаний. Задания все время должны усложняться. Базовый перечень умений ребенка к пяти годам такой:

  • умение правильно употреблять предлоги;
  • понимать, где право, где лево, сзади и спереди;
  • отличать понятия «много» и «мало», «больше» и «меньше»;
  • называть существительные по числам;
  • уметь считать до 10;
  • иметь навык проведения карандашом линий, не отрывая его от бумаги.

Когда малыш умеет выполнять перечисленные действия, нельзя стоять на месте. Важно, чтобы занятия развивали малыша и были ему интересны, в противном же случае, он может потерять интерес к обучению.

Пособия и примеры

Что касается непосредственно самих практических заданий, то их в многочисленном количестве можно отыскать в специальных пособиях для детей.

Серии специальных пособий для детей содержат следующее:

  • сюжетные визуальные материалы;
  • игры с наклейками;
  • задачи на развитие логического мышления малыша;
  • задачи на развитие письменных навыков и многое другое.

Чтение и письмо

Если вы желаете, чтобы малыш еще до школы научился читать и писать, то возьмите специально разработанный букварь для дошкольников, где есть наглядный материал о слиянии букв в слоги, его методика вполне соответствует школьным программам.

Также используйте развивающие игры. Например, чтобы ребенок запоминал буквы и мог выделить в словах первый слог, предложите загадать любую букву и отыщите в букваре или на картинке предметы, начинающиеся на нее. Если навыки уже достаточно развиты, играть можно и на скорость, а также усложнить задание, чтобы найти слова с 2 буквами или определенной буквой в конце.

Другая игра для развития навыков – это приклеить карточки с буквами на бытовые предметы, в соответствии с тем, на какую букву они начинаются. Можно специально запутать буквы, чтобы ребенок нашел ошибку.

Карточки и другие наглядные материалы

Независимо от того, какую дисциплину вы изучаете с малышом, можно активно использовать карточки с разными упражнениями или картинками.

Так, если вы хотите научить малыша, где находится «право», а где «лево», то можно использовать специальный плакат с нарисованными ладонями или же картинки с обведенными изображениями в том или ином направлении.

А чтобы укрепить знание чисел и навыки счета, можно использовать раскраски, где требуется не только раскрасить рисунок, но также по порядку соединить точки, чтобы узнать, что изображено.

Благодаря сюжетным картинкам можно развивать и речь малыша. Например, задавать вопросы по ним или просить составить рассказы. С помощью парных карточек хорошо развивается логическое мышление, когда требуется найти к одному предмету другой, который с ним связан. Например, к картинке, где нарисована нога подойдет картинка с обувью, и т.д.

Тематические уроки и иностранные языки

Когда базовые навыки для своего возраста ребенок уже усвоил, то можно переходит к более серьезным занятиям. Например, можете проводить тематические занятия, которые помогут развить мыслительные процессы малыша и его кругозор. Тематики могут быть разными:

  • космос;
  • домашнее хозяйство;
  • спорт;
  • магазин игрушек и т.д.

Если речевые навыки малыша уже достаточно хороши, и он неплохо говорит на родном языке, то можете начинать с ним изучить иностранный язык. Это можно делать как дома, так и в специальных кружках, где обучение проходит в игровой форме.

Физическая активность для детей 4-5 лет

В таком возрасте обязательно наравне с интеллектуальным и творческим развитием, обязательно должно присутствовать и спортивное. И если у родителей нет возможности отдать малыша в спортивный кружок, то нужно заниматься дома. Рекомендуется следующее:

  • игры с мячом (футбол, волейбол и прочее);
  • утренняя зарядка;
  • гимнастика;
  • подвижные игры;
  • танцы.

Естественно, что развитие у каждого малыша происходит по-разному, не ругайте ребенка, если вы видите, что что-то идет не по плану. Лучше всего предложите те игры, с помощью которых ребенок сможет развить те или иные навыки.

Заниматься дошкольным развитием и обучением малыша родители, конечно же, должны, это очень полезно. Однако превращать этот процесс в рутину или трудовую повинность категорически нельзя. Детям занятия должны нравиться, и они должны обучаться с удовольствием и вдохновением.

Ссылка на основную публикацию