Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте и ее особенности

Социальная ситуация развития дошкольника

Тема 5: Развитие психики в дошкольном возрасте

1. Физическое развитие ребенка

2. Социальная ситуация развития дошкольника

3. Деятельность в дошкольном возрасте

4. Умственное развитие

5. Развитие личности дошкольника

6. Психологическая готовность к школе

Дошкольный возраст длится от 3 до 6-7 лет и завершается началом обучения в школе.

Физическое развитие ребенка

На пятом году жизни облик маленького ребенка начинает сильно изменяться. Для ребенка наступают годы роста в длину. Большая часть его приходится теперь на ноги. В то время как маленький ребенок сохраняет еще свое младен­ческое лицо, конечности начинают расти и становиться длинными и стройными. Жировой рельеф исчезает, становятся видны мыш­цы, суставы, образующие утолщения в рельефе конечностей. В сущности, более оформление выступают и колени. Становятся видны коленные чашечки и выделяются широкие концы полых костей. Нос еще мал, хотя немного больше выражен. Но верхняя губа еще выдается над нижней губой.

В движениях появляется угловатость, целеустремлен­ность, они становятся очень ловкими. Его походка приобре­тает другой характер. Вместо того чтобы по-детски семенить, ребе­нок начинает шагать. Большое различие проявляется в беге. Как следствие, и туловище становится стройнее. Оно делится на две части: образуется талия при переходе грудной клетки в живот, при­чем он становится внизу уже, потому что ребра теперь расположе­ны по-другому и вследствие этого острее становится реберный угол. Грудина образует впадину между рельефом больших грудных мышц. Живот уплощается и полукруг внизу исчезает. Позвоночник обре­тает S-образную кривизну и тем самым становится изящнее. Плечи расширяются и становятся более сформированными. Обозначаются ключицы. Под ними возникают углубления кожи, через ко­сые проступают плечевые суставы. На спине выступают лопатки. Шея теперь вырастает, благодаря чему голова свободнее и гар­моничнее возвышается над туловищем.

Социальная ситуация развития дошкольника

В дошкольном возрасте ребенок переживает сильнейшее потрясение – обнаруживает, что он не является центром мироздания и семьи. Причинами этого открытия являются: 1) посещение детского сада; 2) появление второго ребенка; 3) отделение ребенка от взрослого, отношение к нему как «ко взрослому». Потрясение проявляется в ревности, капризах и требовании дополнительного внимания, которые в норме сглаживаются к 5-ти годам.

На протяжении всего дошкольного детства ребенок интенсивно общается со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении не сводится к каким-либо другим нуждам и состоит в стремлении к познанию ребенком самого себя и других людей, к оценке и само­оценке и т.д.

Стиль общения в семье оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств ребенка.

Авторитарный стиль отличается жестокостью, подавлением инициативы, требованием неукоснительного подчинения, опорой на окрики и наказания. Это не означает, что родители не любят ребенка. Часто, напротив, от ребенка ожидают великих достижений и стремятся «ограничить его жизнь для его же блага». Любовь в такой семье изливается экспрессивно, зависит от настроения родителей, и ребенок никогда не может быть уверен, похвалят его или поругают. Данный стиль воспитания формирует у ребенка несамостоятельность, неуверенность, тревожность, конформизм, либо, напротив, агрессивность и авторитарность (в подражание родителям).

Либерально-попустительский стиль отличается вседозволенностью, потаканием капризам ребенка, отсутствием четких требований, правил и ограничений. Данный стиль воспитания формирует у ребенка эгоистичность, обидчивость, неумение строить нормальные отношения с другими, повышенные требования к другим, утверждение себя через требования и капризы.

Гиперопекающий стиль является вариантом либерально-попустительского и иногда называется «стилем бабушек и дедушек». Семья полностью фиксирована на ребенке, растворяется в нем, посвящает ему всю жизнь. Такой стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном планах. Данный стиль воспитания формирует у ребенка инфантильность, неуверенность в себе, эгоизм, несамостоятельность, потребительское отношение к другим.

Дружеский стиль характеризуется совместными играми, разговорами на интересующие темы, частым совместным времяпровождением, четкой системой требований и обязанностей. В подобной семье у ребенка возникает уверенность в себе, умение общаться с другими, самостоятельность, инициативность, любознательность.

Отчужденный стиль характеризуется глубоким безразличием к личности ребенка, когда его «не видят», избегают, поддерживают психологическую дистанцию. Ребенок чувствует себя одиноким и несчастным. На этом фоне возникает отчужденное отношение к людям, агрессивность, потребительское отношение, или, напротив, переоценка отношений, стремление во что бы то ни стало быть включенным в какую-нибудь группу.

В общении с воспитателем дети постигают и осваивают свойства других людей и собственные качества, не лежа­щие прямо на поверхности, а умозаключаемыена основе происходя­щего (смекалка, ум и др.). По экспериментальным данным, младшие и средние дошкольники легко понимают вопросы о соответствующих качествах человека, очень высоко оценивают по этим параметрам взрослого и подмечают свои недостатки в этих отношениях. Само­оценка их, правда, остается хрупкой и неустойчивой, но наличие высказываний о себе, критическое отношение к своим качествам сравнительно с качествами взрослого свидетельствуют об успехах в становлении самосознания ребенка.

Этот факт определяет потребность ребенка в уважении со стороны взрослого и обусловливает особую чувствительность дошкольников к той оценке, которую дают им взрослые. Она проявляется в повышен­ной обидчивости ребенка, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после критических замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге после похвалы. Кроме того, отношение воспитателя к ребенку часто отражается и на отношении к нему сверстников.

Хотя взрослый остается центром мира детей примерно до 7 лет, первые контакты со сверстниками тоже отмечаются довольно рано.

По данным Э.Л. Фрухт, они заметны уже в 8—9 месяцев, но сведения насчет взаимодействий младенцев почти полностью исчерпываются утверждением, что на 1-м году жизни ребенок «любит наблюдать за другими детьми».Так, по данным М. Льюса и Дж. Брукса, младенцы, пугавшиеся незнакомого взрослого, давали поло­жительную реакцию на незнакомого ребенка-сверстника. Если же с помощью зеркала создать впечатление, что ребенок сам приближается к себе, то младенец выказыва­ет не меньшее восхищение, чем при появлении матери.

На 2—3-м году жизни, по данным Б. Спока, дети вступают во все более тесные контакты практического плана, и между ними возникают эмоциональные связи. Двух­летние дети, хотя еще почти и не играют вместе, тем не менее любят наблюдать за игрой друг друга и «просто быть неподалеку» от других. Если же они играют вместе, то обходятся «безо всяких церемоний» и лишь после 3 лет научаются «считаться друг с другом. По данным В.С. Мухиной, к середине 2-го года ребенок «чувствует симпа­тию к другим детям», встречает их несмелой улыбкой.

После 3 лет взаимодействие детей друг с другом интенсифицирует­ся, появляется инициирование общения; дошкольники играют не только рядом, но и вместе; обнаруживается потребность детей друг в друге; ребенок перестает бесцеремонно обижать других детей, чаще делится с ними игрушками и сладостями, получая удовольствие от их общества.

Все это свидетельствует о формировании потребности в общении с другими детьми. Потребность эта избирательна: так, в работе Р.А. Смирновой было показано, что дошкольники 3—7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потреб­ность в доброжелательном внимании. Далее следуют товарищи, вы­полняющие программу игрового сотрудничества и сопереживания.

Выделено несколько комплексов проявлений детей в адрес свер­стников, позволяющих считать их типами (вариантами) общения со сверстниками.

1.Ребенок нацелен преимущественно на совмест­ную деятельность со сверстником и на ее организацию. Он стремится к деловым контактам с ровесником, дает советы, вносит предложения по организации деятельности вообще или отдельных действий, оце­нивает свою совместную работу с партнером («Мы красивый дворец построили»). Во всех своих действиях и высказываниях ребенок серь­езен и деловит; он внимательно следит за сверстником, наблюдает за его движениями, комментирует их, если нужно — помогает; прислу­шивается к деловым или познавательным объяснениям партнера. Существует 3 варианта проявлений этого комплекса:

· ребенок преимущественно учится у ровесника приемам, содержанию и организации деятельности;

· ребенок сам организует деятельность, на­вязывает свои образцы, но принимает также предложения и образцы партнера (первый вариант повторяет во взаимодействии со сверстни­ками позицию, которую занимает ребенок по отношению ко взрос­лому — ребенок остается в положении «младшего» по отношению к партнеру — «старшему»; а при втором варианте они — равные партне­ры);

· ребенок авторитетно, тоном старшего направляет и оценива­ет деятельность партнера.

Первый комплекс отражает стремление ребенка к деловым кон­тактам, совместной деятельности, сотрудничеству со сверстником, т.е. реализует деловые мотивы.

2.Ребенок начинает резко отделять себя от свер­стника, подчеркивая свои реальные или приписываемые умения («Я построил. », «Я могу. »). Он проявляет интерес и к умениям партнера, но в пристрастнойформе («А ты так можешь?»); он сравнивает партнера с собой, как бы конкурируя с ним. В поведении ребенка наблюдается феномен, описанный Р.И. Деревянко как феномен «соревновательного подражания». Суть его состоит в следующем: ребенок проделывает свою работу по образцу сверстника, а затем объявляет ее лучшей.

Ребенок перехватывает инициативу у сверстника в репликах и действиях, обычно не подчиняется почину ровесника и тем более его распоряжениям, если они сделаны тоном старшего. Сам же команду­ет, внося категорические предложения, не предполагающие обсуж­дения. Действия сверстника постоянно критикуются; часто возника­ют споры, характерная особенность которых — стремление ребенка отстоять свою позицию как знающего и правого. При этом он не прислушивается к доводам сверстника, даже если они разумны, и любой ценой, отвечая самыми небывалыми аргументами (а часто обходясь и вовсе без них), настаивает на своей правоте.

Высока чувствительностьребенка к отношению партнера. Он обижается, протестует, прекращает общение, если партнер не соглаша­ется с ним или не подчиняется его намерениям. Обида встречается в этом случае значительно чаще, чем при других комплексах проявле­ний детей в контактах со сверстниками.

Этот комплекс реализует потребность дошкольников в уважении сверстников.

3.Партнер постоянно в поле внимания ребенка. Его взгляд почти всегда направлен на партнера. Ребенок хочет поделиться с ровесником впечатлениями, рассказать о событиях своей жизни, обменяться эмоциями, выработать общее с ним мнение, оценки.

Средством проявления отношения к сверстнику или передачи переполняющих ребенка собственных впечатлений и чувств выступа­ет ласковое или (чаще) шутливо-ласковое прикосновение. Ребенок выплескивает свои впечатления (настоящие и прошлые), делится событиями жизни, стремится обязательно довести сообщаемое до понимания партнера.

В третьем комплексе личностно мотивированных проявлений ре­бенка в адрес сверстника актуализируется потребность в сопереживании со стороны ровесников.

4.В нем поведение детей характеризуется пе­реходом от серьезного взаимодействия к веселью и фантазированию: они сочиняют небылицы, говорят «чушь» по телефону, подхватыва­ют и развивают шутки и фантазии другого. Одобрение партнера (смех, включение в необычную беседу) вызывает у ребенка еще больший прилив воображения: он подхватывает отдельные слова, фразы свер­стника и изменяет их, часто рифмуя или играя морфологией слова. Ребенок то и дело специально смешит партнера, разыгрывая веселый сюжет, издавая необычные звуки, строя гримасы, передразнивая высказывания партнера, утрирует, пародирует действия сверстника. Сразу после этого дети становятся внимательнее друг к другу.

Все это квалифицируется как стремление ребенка к сотворчеству со сверстником. Основные черты его: необычность (в произнесении слов, фантастичности сюжетов и персонажей), высокая эмоциональность (частое сопровождение смехом), новизна всех аспектов действий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст (3–7 лет) — особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Импульсивное поведение ребенка начинает подчиняться нормам и правилам поведения. Закладывается внутренний образ «правильной» модели поведения. Этот образ выступает регулятором и является примером, с которым ребенок сравнивает свое поведение, происходящее или планируемое.

Главные достижения, которыми овладевает ребенок к 7 годам: осознание и регуляция поведения, самосознание, логическое мышление. Ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет; знает свое положение в системе отношений с другими людьми; осознает свои внутренние переживания: желания, предпочтения, настроение. Он отделяет себя от взрослого и открывает свою внутреннюю жизнь.

В дошкольном периоде ребенок переходит от мира предметов к миру людей. Он выходит за пределы семейного окружения, устанавливает новые отношения с более широким кругом людей, состоящим из других детей и взрослых. Овладение речью позволяет общаться все чаще и с разными людьми. Темы общения все меньше зависят от наличной ситуации. Также ребенок попадает в систему социальных отношений, где взрослый является носителем социальных ролей (продавец, полицейский, врач).

Общение проходит ряд этапов:

Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет). Обостренная познавательная потребность ребенка ведет к тому, что он начинает задавать взрослому огромное количество вопросов рода «почему?», «зачем?», «как?» по самым разнообразным темам. «Почему птицы летают?», «Откуда берется вода в кране?» и т.п., на все это они хотят знать ответ и взрослый выступает в роли носителя знаний, ходячей Википедии.

Такое общение позволяет ребенку сильно расширить рамки мира, доступного для познания. Так как сам ребенок не способен объективно познать окружающий его мир, то взрослый должен передать ему свои знания: что существуют причины и следствия, различные отношения между предметами, явлениями, людьми; объяснить суть и назначение вещей и т.д. Данное общение выступает значительным условием развития мышления и познавательных интересов дошкольников. Все знания, полученные самостоятельно и знания полученные от взрослого, ребенок собирает в цельную модель мира, которой пытается объяснить все на свете.

У ребенка все больше проявляется потребность в уважении со стороны взрослых. Ему нужна позитивная реакция с их стороны — похвала и одобрение. А замечания и упреки воспринимаются как личная обида. Повышенная обидчивость свойственна для данного периода и со временем проходит.

Внеситуативно–личностная форма общения (начинается около 6 лет) позволяет ребенку приобщиться к жизни взрослых, к правилам взаимоотношений и к человеческим ценностям.

Ребенку становится интересно знать различные аспекты существования взрослых: кем они работают, где живут, кто живет вместе с ними, чем они интересуются и т.п. Охотно же ребенок рассказывает и о своей жизни, интересах, своем отношение к чему-то. Становиться важным, установить доброжелательное отношение с взрослыми, получить их уважение и понимание. Ребенку важно достичь общности взглядов и оценок с взрослым, чтобы понять и закрепить «правильность» усвоенной им точки зрения, т.к. взрослый выступает образцом поведения.

Данное общение, ориентирует ребенка в правилах поведения и повышает эффективность воспитания. Поэтому, когда ребенок ябедничает, например: «Алеша рисует на обоях!», то он хочет убедиться, что такое поведение выходит за рамки правил (рисовать на обоях нельзя), и сообщить взрослому, что ему это правило известно. Жалоба — это косвенная просьба подтвердить или опровергнуть то, что он для себя выделил, как правило.

Читайте также:  Развитие общения дошкольников со сверстниками

Благодаря двум данным формам общения, ребенок понимает и входит в сложный мир людей. Он учится ориентироваться среди норм и правил, устанавливать отношения с окружающими. Усваивая такой опыт и знания, ребенок начинает проигрывать его в сюжетно-ролевых играх и применять в повседневности.

Общение со сверстниками

В дошкольном возрасте общение со сверстниками отличается от общения с взрослыми и имеет ряд особенностей:

  • Чрезвычайная эмоциональная насыщенность и раскованность контактов со сверстниками. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше эмоциональных проявлений, чем с взрослыми. Разговоры с другими детьми чаще сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом, чаще происходят конфликтные ситуации. Общаясь со сверстниками, ребенок может навязывать свою волю, успокаивать, требовать, обманывать и прочее. Здесь впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выражение обиды, кокетство, фантазирование и др.
  • Нестандартность и непредсказуемость. Ребенку при взаимодействии со сверстниками присуща особая раскованность, он использует самые неожиданные и оригинальные действия и движения: прыгает, принимает причудливые позы, кривляется, визжит, передразнивает и т. п. Если взрослый несет для ребенка образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, нестандартных проявлений, помогая проявить самого себя и свое творчество.
  • Преобладание инициативных действий над ответными. Для дошкольника значительно важнее его собственное высказывание или действие, тогда как инициатива сверстника поддерживается им значительно реже, а иногда игнорируется. По этой причине у детей часто происходят конфликты и обиды.
Общение со сверстниками также проходит ряд этапов:
  1. Эмоционально-практическое общение (2–4 года). На данном этапе наиболее важно выразить самого себя, добиться внимания и соучастия со стороны другого ребенка. При этом сам ребенок не замечает желания и чувства своего товарища. Взаимодействие и совместные игры носят внешний характер: дети бегают друг за другом, прячутся, кричат, кривляются, действуют по типу повторения простых действий: «ты прыгаешь — я прыгаю», «ты кричишь — я кричу». Ребенку необходимо чтобы сверстник присоединился к его действиям и шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Такое общение обязательно ситуативно и зависит от конкретной обстановки. Привлекательный предмет может легко занять внимание детей и прекратить их общение. Вместе играть с одной игрушкой, они не умеют, из-за этого часто конфликтуют. Утверждение и отстаивание своего «Я», идет прежде всего, через демонстрацию собственных игрушек и предметов — «Это мое!».
  2. Ситуативно-деловое общение (5–6 лет). Дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать поведение партнера для достижения общего результата. Во главе угла становится потребность в сотрудничестве со сверстником, его признание и уважение. Реализуется это, прежде всего в игре. Также проявляется пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Ребенок может демонстрировать свои преимущества и достижения, а промахи и неудачи пытаться скрыть. В общении появляется конкурентное, соревновательное начало, значительно возрастает число конфликтов. Возникает зависть, ревность и хвастовство. Ребенок начинает оценивать путем сравнения с другими детьми.
  3. Внеситуативно-деловое общение (6–7 лет). В этот период становится возможным «чистое общение» не связанное с игрой. Но иногда оно может проходить на фоне игры или другой деятельности. Дети могут разговаривать между собой на отвлеченные темы, рассказывать о том, где они были, что видели, делится желаниями, интересами, обсуждать других людей и т.п. Зарождается личностное отношение к сверстнику — эмоциональная вовлеченность в его переживания, умение видеть в партнере его настроения, желания и предпочтения; появляется возможность в споре прийти к компромиссу. Игра же к концу дошкольного возраста меняется, и взаимодействие все чаще происходит на уровне реальных отношений (обсуждение правил и подготовка к игре) и все меньше на уровне ролевых позиций.

Формируется дружба. Дошкольники могут создавать небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывать предпочтение близким к себе сверстникам. Могут возникать споры и конфликтные ситуации, на основе того, «кто с кем дружит». От позиции в группе сверстников, зависит эмоциональное благополучие ребенка, которое определяет, насколько он усваивает нормы отношений с другими людьми. Поэтому ребенку очень важно общение с детьми своего возраста и умение выстраивать с ними совместную игру, контакт и диалог.

Подробнее о том, как развивать социальное общение ребенка, мы говорим в статье Принципы эффективного развития дошкольника.

Характеристика социальной ситуации развития и ведущей деятельности в дошкольном возрасте

Основными задачами развития ребенка в дошкольном возрасте является постижение смысловой основы действий взрослых людей, т. е. попытка ответить на вопрос: «Что это они делают и зачем они это делают?».

Границы дошкольного возраста — от 3 до 6 (7) лет. Этот возраст — своего рода переходный период от эпохи раннего детства к важнейшему этапу жизни — обучению в школе. В то же время многие ученые не без оснований утверждают, что дошкольный возраст необходимо рассматривать как период в жизни человека, имеющий самостоятельную ценность.

Социальная ситуация развития дошкольного возраста характеризуется значительным расширением круга общения ребенка. Впервые он выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром других людей. Особенно притягателен для дошкольника мир взрослых, в который он пытается войти, чтобы сориентироваться в нем и его познать. Д. Б. Эльконин утверждал, что весь дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, вокруг того, что и как он делает. При этом взрослый, в первую очередь, интересен ребенку как носитель конкретных общественных функций, как исполнитель социальной роли (мамы, папы, водителя, воспитателя т. д.).

Таким образом, у ребенка-дошкольника возникает сильное стремление «вхождения» в мир социальных отношений. В то же время по факту он часто отстранен от многих сфер жизнедеятельности взрослых. Но так как стремление познать смысл действий взрослых все же очень сильное, дети находят выход: они моделируют жизнь взрослых в особой деятельности — сюжетно-ролевой игре. Игра и становится той формой активности, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Она представляет собой особую форму освоения действительности путем ее моделирования. Эта деятельность становится для дошкольника ведущей деятельностью.

Сюжетно-ролевая играведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, характеризующийся моделированием жизненных ситуаций и распределением между участниками определенных ролей.

В сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует повседневную жизнь, которую ведут взрослые. Структура сюжетно-ролевой игры включает сюжет и содержание, роль, игровые действия, игровой материал и правила.

Руководствуясь ролью, ребенок учится соответствовать какому-то образцу и поступать не так, как хочется, а так, как предписано поступать в обществе. В игре он исполняет многие роли и благодаря этому развивает свою способность становиться на место другого человека. Способность к исполнению роли в игре основывается на понимании ребенком того, что ей соответствуют определенные правила поведения. Понимание правил поведения у ребенка проходит сначала на уровне восприятия как установленных, незыблемых, придуманных взрослыми правил, а затем как правил, важных для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Таким образом, с чисто механического подчинения ребенок переходит на осознанное принятие правил.

Содержание игры, представленное в виде основного момента моделируемой действительности, реализуется в сюжете. Сюжеты ролевых игр отражают ту сферу жизни, которая осваивается дошкольниками. Сюжет основывается на определенных знаниях и представлениях детей об этой сфере. Первоначально сюжет подсказывается ребенку самой игрушкой, однако достаточно быстро ребенок начинает придумывать сюжет игры на основе своих представлений о мире, которые он получает от окружающих. Реализация игры осуществляется при помощи игровых действий. Ребенок в деятельности, которую он моделирует, вычленяет многочисленные действия. Эти действия соответствуют проигрываемой роли (так, играя роль мамы, девочка кормит, укладывает спать, дает соску своему воображаемому ребенку). В начале дошкольного возраста игровые действия преимущественно выполняются в сфере предметно-манипулятивных действий. С взрослением ребенка отмечается тенденция к обобщению действий, приобретение ими условного характера, замены их словами.

К игровому материалу относятся игрушки, атрибуты роли, предметы-заместители. Атрибуты роли (белый халат врача, фуражка милиционера и т. п.) чрезвычайно важны для реализации в игре этой роли ребенком. Однако следует отметить, что уже в старшем дошкольном возрасте ребенок в гораздо меньшей степени зависит от внешних атрибутов роли, поскольку он начинает отчетливо понимать функции, которые выполняют взрослые в проигрываемой ситуации.

В ситуации, когда сюжет игры предполагает наличие предметов, которых у ребенка нет, дошкольники используют предметы-заместители (так, например, градусник может быть заменен на карандаш, гараж — на коробку и т. п.). Главный критерий, на основании которого дети выбирают предмет-заместитель, это возможность им выполнять те же действия (условные или реальные), что и недостающим. Использование предметов-заместителей позволяет моделировать ребенку многочисленные ситуации и способствует развитию знаково-символической функции сознания.

Кроме сюжетно-ролевых игр, дошкольники активно играют во всевозможные подвижные игры. Структура подвижных игр включает в себя игровые действия, правила, материал, а также нередко роль и сюжет. Прямое назначение двигательных игр — формирование двигательных навыков ребенка. Однако, кроме этой цели, данный тип игр способствует, в том числе, и психическому развитию ребенка. Существует группа игр, организуемых взрослыми для обучения детей, получивших название дидактических. Структура дидактических игр состоит из дидактической и игровой задач, игровых действий, правил, результата, дидактического материала, сюжета и ролей. Сюжет и роль в отличие от остальных компонентов не являются обязательными для дидактической игры. Цель дидактической игры заключается в обучении ребенка.

Помимо игры дети дошкольного возраста включены и в другие виды деятельности. Большое влияние на их психическое развитие оказывает художественная деятельность (изобразительная и музыкальная деятельность, лепка и аппликация, конструктивная деятельность). Также дети часто с удовольствием могут участвовать в трудовой деятельности, в процессе которой ими хоть и не создается объективно значимый для общества продукт, но зато происходит приобщение к этой грани жизни, обучение сотрудничеству. В этом возрасте также начинает формироваться учебная деятельность ребенка, в основе которой должны лежать интересы и потребности самого ребенка.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 1920 | Нарушение авторских прав

Социальная ситуация психологического развития ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст настолько насыщен событиями и значимыми изменениями в психике ребенка, что весь период подразделяют на младший дошкольный возраст 3-5 лет и старший дошкольный – 5-7 лет.

Ребенок-дошкольник владеет ходьбой, речью, круг общения его расширяется стремительно, у него появляются товарищи по играм, с ним общаются соседи и даже посторонние люди: водитель, врач, продавец, парикмахер.

В результате у ребенка складывается образ взрослого в его социальной функции. Даже мама уже не «ты-мама», а мать какого-то ребенка; у игрушки-котенка тоже есть мама-кошка. Взаимодействие со взрослым переходит из плана предметного в план отношений. И моделью отношений становится сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Часто можно слышать предложения типа: «Давай, я буду мама, а ты – дочка. Дочка, иди в угол!». И даже игрушки не нужны, чтобы выразить отношения.

Развиваются новые формы общения и основные виды деятельности: игра, учение, труд, и каждый из них вносит свою долю в формирование личности дошкольника.

Появляются новые важные формы общения. С развитием речи общение становится информативным, познавательным. Просто ласки уже недостаточно. Дети начинают задавать вопросы «почему» (их даже прозвали «почемучками»), просят почитать или рассказать сказку. Даже в условиях болезни просят: «Рассказывай еще, а то ухо болеть начинает». Книжка и сказка становятся средством воспитания

Появляется и еще одна форма – личностное общение, вначале ситуативное (ждут похвалы за поступок), затем – внеситуативное, когда оцениваются качества личности (жадный – добрый) и нормы поведения – «так нельзя». Появляются дразнилки «жадина», «бояка» (трус), а к 5 годам на взрослых обрушивается поток жалоб. Причем в 70-80 % случаев жалуется не обиженный, а поборник соблюдения правил.

Ребенок хочет утвердиться в том, что он считает правильным, и взрослый дает форму удовлетворения этих стремлений – проводит занятия, где сообщается новая информация и стимулируется обсуждение поступков литературных героев. «Кто вам нравится? Почему? Как надо было поступить?» Таковы вопросы-стимулы детских суждений. Постепенно нормы поведения обобщаются, жалоб становится меньше. Занятия строятся на теоретическом материале, переключают интерес ребенка с опыта личного, сиюминутного на обобщенный, социальный, создают базу последующего школьного обучения.

Еще одним важным фактором развития в дошкольном возрасте является общение со сверстниками, которое с каждым годом становится все более длительным и содержательным. Вначале это совместные действия с предметами по принципу «рядом, но не вместе». Потом развиваются формы сотрудничества: совместно или по очереди выполняют одну операцию; контролируют действия товарища и поправляют его ошибки, помогают в трудоемкой работе, принимают замечания партнера, согласовывают замыслы.

Генетически ранней формой общения является подражание. Оно также меняется в дошкольный период. Малыши копируют внешние черты облика и поведения: интонацию, фразы, выражение нежности, заботы или строгости, грубости. У старших появляются идеальные образы как объекты подражания: заботливая мама, строгий врач, смелый полицейский, трудолюбивый шофер. Ребенок, подражая, принимает роль и передает поведение обобщенно, «как бывает».

Переход от младшего к старшему дошкольному возрасту подготавливается на физиологическом уровне усилением регулирующей роли второй сигнальной системы, роли слова в поведении ребенка. Это выражается в интересе к обобщениям, правилам, отдаленным целям и планированию их достижений и наблюдается на пятом году жизни. В это время начинают нравиться подвижные игры с правилами. Для сюжетной игры подбирают определенные игрушки – планируют игру. У детей появляются главные цели и подчинение прочих желаний, то есть иерархия мотивов. Развиваются произвольные познавательные процессы. Все эти новообразования связаны с речью и зависят от ее развития.

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 – 7 лет)

Ведущая деятельность – игра . Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами . Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений (см. “Последовательность развития движений”).

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий (см. ниже “Умственное развитие ребенка”).

На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми “играют” взрослые. Это так называемая сюжетная игра . Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.

Читайте также:  Занятия для детей 3-4 лет: правила, формы, методы

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра , она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих тестов, например, сценотеста.

Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в “отдых”.

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте и ее особенности

Психическое и личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Дошкольное детство охватывает младший дошкольный возраст (4-й год), средний дошкольный возраст (5-й год), старший дошкольный возраст (6-й год, у некоторых детей еще несколько месяцев 7-го года жизни). На этом этапе кладаеться новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники овладевают другие виды деятельности, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школі.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте

В раннем детстве ребенок открыл для себя существование взрослых, сложный их мир раз отделение ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой она стремится к самостоятельности. Эта то енденция является естественной и постоянной. Однако ребенок продолжает жить вместе со взрослым, входит в его мир его основной потребностью является участие в жизни и деятельности взрослых, поскольку в этом возрасте ребенок не может реа лизуваты себя из-за нехватки сил, умений, знаний. Поэтому она становится взрослым в мыслях, воображении, ориентируется на него как на образец, перебирая на себя присущую взрослым определенную роль, подражает взрослым, действует, как доро слий, но в форме сюжетно-ролевой игры у ребенка появляются элементарные обязанности, ее связь со взрослым приобретает новые формы, что проявляется в замене совместной деятельности с самостоятельным выполнением его в приказовазівок.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение разнообразных отношений ребенка со сверстниками, образования детского группировки. Собственной внутренней позиции дошкольника отношению к другим людям свойственны раз свиток осознание собственного. Я и значимости своих поступков, огромный интерес к миру взрослых, их деятельности, отношенияв.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре, которая является формой творческой деятельности. Играя, ребенок сочетает в в себе роль автора пьесы и актера, декоратора и техника. В игре он познает мир, отношения, роли, поведение людей, моделирует межличностные отношения в нем, учится ориентироваться в различных сферах человеческой й жизнедеятельности, овладевает правилами и нормами жизни. В игре происходит самопознание, осознание своего внутреннего мира, овладения первыми формами саморегуляциції.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника не потому, что занимает больше свободного от сна времени в его жизни, а потому, что приводит важнейшие изменения в психических процессах и психических особенностях его лич стости. В ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, в частности учения (целенаправленный процесс усвоения знаний, овладение умениями и навыками), которое готовит переход ребенка к следующей стадии ро свитка – этапа младшего школьного возрастау.

свое время российский психолог. Алексей. Леонтьев (1903-1979) отметил, что причина превращения игры на ведущую деятельность дошкольника состоит в расширении осознаваемого ею предметного мира к нему го относятся не только предметы, представляющие ближайшее окружение ребенка, с которыми он сам может действовать (посуда, одежда, телефон, телевизор, мобильный телефон, а порой и компьютер), но и предметы, действия взрослым их, которые для нее физически недоступны (автомобиль и т.п.). В сюжетно-ролевой игре можно делать все, что недоступно в реальной жизни: самостоятельно управлять автомобилем, самолетом, поездом, делать покупки, грести веслами тощщо.

Следовательно, при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству основой трансформации игры есть осложнения предметной среды, овладение которым становится для дошкольника главной задачей

С историей возникновения игры связаны игрушки, которых не знали первобытные люди. Это свидетельствует, что игра возникла на определенном этапе исторического развития общества, на котором ребенок занял важное место в системе общественных отношений и межличностных отношений. Как известно, в. С-5-летних детей проявляется сильная тенденция к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. На ранних исторических этапах, в первоначальном обществе, когда орудия труда были очень примитивными, малыш мог удовлетворять эту потребность своим участием в совместной работе с взрослыми (сбор ягод, корней, рыбалка и т.п.). С развитием общества, циви лизации, усложнением орудий труда менялось место ребенка в системе общественных отношений. И если на определенных этапах исторического развития она еще могла работать рядом со взрослыми, используя меньшие по размеру, однако неизменные по внешним формой и функцией орудия труда (маленькую лопату, маленький лук и т.д.), то современный ребенок не в состоянии это сделать, поскольку современные игрушки в большинстве своем мод елямы орудий труда, подобными настоящих только внешним видом (маленький тракторктор).

В филогенезе и в онтогенезе ребенка расширяется осознаваемый ею мир, возникает необходимость участия в деятельности взрослых, для нее недоступна. Тогда и возникает воображаемая ситуация, в которой малыш вроде оттуда творюе действия, поведение, отношения взрослых. Такая деятельность является ролевой общестою.

Ролевая игра – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними

В ролевых играх дети используют различные игровые предметы, заменяющие реальные предметы деятельности взрослых. Как феномен, ролевая игра является социальной по своей природе, происхождению и содержанию. Она разворачивается, по утверждению. Д. Бльконина, от конкретной предметной действия в обобщенную ролевой действия есть ложкой, кормить ложкой куклу, как мама, – такой схематический путь к ролевой декабрягри.

Основной единицей развернутой формы игровой деятельности роль и органически связанные с ней действия. В ролях воплощаются сюжет (сфера деятельности, которую дети отражают в игре) и содержание (то, что воспроизводится рис люком как характерный момент деятельности взрослых и отношений между ними) гри.

Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит по следующим направлениям:

1. Изменение сюжета игр. Для разных народов характерны особые сюжеты. Одновременно им свойственны общие тенденции развития: от игр на бытовой сюжет (“дочки – матери”у младших дошкольников) к играм с производством бничим сюжетом (“больница”,”железная дорога”,”школа”в средних дошкольников), а далее – с общественно-политическим сюжетом (“война”,”парламент”у старших дошкольников). Это дает детям возможность воспроизводить найризном анитниши особенности человеческой деятельности, привлекать в игру любое количество сверстников, то есть воспроизводить широкую систему отношений. В игре дошкольник открывает для себя различия между моральными и амор реальными поступками, поскольку он играет в реальной жизниальними й аморальними вчинками, оскільки він грає в реальне життя.

2. Изменение объекта игры. В дошкольном возрасте игра развивается от воспроизведения действий с предметами (мытье посуды, приготовления пасочки, рисования писанки, одевание куклы – в младшем дошкольном возрасте) к вос орення отношений между взрослыми (в среднем дошкольном возрасте), а в старшем дошкольном возрасте главным становится исполнение правил согласно взятой на себя роли. Каждая роль соответствует проникнутым из сферы отношений взрослых правилам. Дети охотно подчиняются им или делают это под влиянием замечаний ровесников (“так не бывает”,”это делается не так”) робиться не так”),

3. Изменение отношения между мнимой ситуацией и правилом. На первых порах правило игры скрытое за ролью. С учетом этого. Л. Выготский утверждал, что все игры с правилами возникли из игр в воображаемой ситуации й. При этом прослеживается тенденция, по которой со свертыванием воображаемой ситуации разворачивается правилавило.

4. Изменение характера перенос значений с одного предмета на другой. В младшем дошкольном возрасте для ребенка важно внешнее сходство игрушки с реальным предметом. Позже сходство постепенно теряет с свою важностьсть.

5. Изменение действий. С развитием игровой деятельности действия ребенка становятся згорнутиниимы, превращаются в символические

6. Изменение характера отношений между детьми. В игре существуют игровые (отношение детей друг к другу как к ролей) и реальные (взаимоотношения детей между собой) отношения. На первых порах лидируют реальные отношения, как ки распространяются и на распределение ролей в игре. Со временем реальные отношения становятся все более подчиненными игровымовим.

В психическом развитии ребенка игре принадлежит особо важная роль. Она формирует ее способность к произвольной деятельности и поведения, символических замен, саморегуляции, тренирует память, развивает восприятие, мыс слення, фантазию, способность к общению, волю. Игра способствует физическому развитию ребенка, создает его перспективу. Как утверждал. Л. Выготский,”в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше в ид своей обычного повседневного поведения, она в игре будто на голову выше самого себя. Игра конденсированных включает в себя, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре будто пр обуе сделать прыжок над уровнем своего привычного поведенияоведінки “.

В процессе игровой деятельности зарождаются и выделяются новые виды деятельности дошкольника. Типичной для этого возраста является художественная деятельность, которая дифференцируется на рисование, лепка, конструирование, виг изготовлению аппликаций, танцы, занятия по музыке, слушания сказок, чтение стихов, драматизацию. Рисование, лепка, изготовление аппликаций, конструирование продуктивна, направленной на получение кинцевог в продукта (рисунка, слепленной фигурки и т.д.). Деятельностьтю.

Детские рисунки имеют определенные особенности. Чем разви-нениши у дошкольника восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее он отражает в своем творчестве действительность, тем м богаче будут его рисунки-фантазии. Эта деятельность не только связана с уровнем развития психических процессов, но и отражает уровень развития личности в целом. В рисунке дошкольник не только обнаруживает р вены познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. Попросив его нарисовать предметы, сюжеты по собственному вкусу, можно увидеть, что интересует, увлекает его, почему он предпочитает. Наблюдая за тем, кого из членов семьи нарисует дошкольник первым, каких размеров персонажи рисунков, где размещает себя, какие цвета использует, можно в определенной степени выяснить атмосферу в семье, ста влення его до ближайших людилюдей.

Даже при минимальных способностей ребенка к рисованию этот процесс положительно влияет на его развитие, поскольку он активизирует мышление, тренирует память, развивает воображение, настойчивость, усидчивость, учит а аккуратности в работе, упражняет руку, что очень важно в подготовке к школьному обучению.

В дошкольном возрасте начинают готовить ребенка к будущей трудовой жизни. Прежде сосредотачиваются на формировании у нее таких психологических предпосылок будущей трудовой деятельности, как умение действовать в по обстоятельствам и требований других людей, проектировать свои действия, способность к самоконтролю и самооценке; произвольные движения руки; двигательные навыкии.

В младшем дошкольном возрасте работа должна характер наследования. Ребенок сначала копирует работу взрослого, а затем начинает сотрудничать с ним в качестве помощника. На этом этапе важно, чтобы решающим момен нтом в трудовом усилии была не его заинтересованность, а польза для других людей, будущий результат. Тогда даже самые неприятная работа будет приносить ему радость. Для формирования интереса к трудовой деятель ьность необходимо умело поддерживать положительные эмоции ребенка в процессе рабораці.

На этапе старшего дошкольного возраста происходит усложнение трудовой деятельности детей по объему, видам, содержанию, отношением к ней и направленностью. Преобладает работа, связанная с самообслуживанием выполнением поручений взрослых, посильная помощь взрослым, изготовление саморобок.

В процессе игры, художественной деятельности, труда ребенок усваивает знания о себе, овладевает разнообразные навыки. Однако усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта происходит только в п процессе организованной учебной деятельности. Поскольку дошкольник вскоре станет школьником, основной деятельностью которого является обучение, необходимо подготовить его к этому. Эта работа предусматриваетає:

– формирование умения осознанно выделять образ действий;

– овладение общими способами действий, позволяющих решать практические, познавательные задачи, выделять новые связи и отношения;

– развитие умения самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

– овладение навыками контроля за способом выполнения действий и их оценки

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о целесообразности начинать подготовку к учебной деятельности по формированию умений контролировать и оценивать свои действия

Младшие дошкольники, как известно, имеют начальный уровень развития учебной деятельности их умственная деятельность еще не вполне осознанным процессом, поскольку, используя знания, умения, навыки они не нуждаются в них.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют готовность к усвоению знаний, решения познавательных задач, непосредственно не связанных с условиями их жизни и игровой деятельностью. В этом возрасте обучение ния обслуживает их практические потребностейи.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют способности к умственных и волевых усилий их уже не захватывают простые игры и игрушки, у них повышаются любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности те, появляется требовательность к себе и другим. На этой основе формируется способность решать разнообразные познавательные задачи. Это умение является важным критерием успешной учебной деятельности, оно дол нне сформироваться конце дошкольного периододу.

Социальная ситуация развития

Наталья Татарских
Социальная ситуация развития

Мы сегодня собрались на очередное методическое мероприятие, которое пройдет в форме «Устного журнала» по теме: «Сопровождение педагогов для создания условий социальной ситуации развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Сопровождение педагогов для создания условий социальной ситуации развития ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

Читайте также:  Почему ребёнок скрипит зубами и что делать родителям

Цель: Повысить уровни компетентности педагогов в вопросах создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

Задачи: 1. Расширить уровень теоретических знаний по вопросу установления партнерских отношений взрослого и ребенка.

2. Познакомить с основными понятиями социальная ситуация развития, сензитивные периоды дошкольного возраста.

3. Способствовать развитию практических умений к организации образовательной деятельности с учетом положений ФГОС ДО.

4. Создать условия по обмену и распространению опытом.

Форма организации: устный журнал

Ход мероприятия: Участникам при входе предлагается выбрать бэйджик ввиде цветка 3 цвета.

Наше мероприятие запланировано примерно на 1,5 часа. Надеемся, что оно будет для вас интересным, полезным и поможет в дальнейшем нашему развитию.

А начнем мы нашу работу с игрового упражнения «В кругу профессионалов» 1 слайд

Вам будет представлено пять положений, если вы согласны с ними, выполните требуемые действия. Будьте внимательны!

1. Если вы считаете, что самое главное в деятельности педагогов любовь к детям, похлопайте в ладоши.

2. Если вы полагаете, что для воспитания детей полезнее практический опыт, чем теоретические знания, потопайте ногами.

3. Если вы уверены, что у каждого ребенка свой темп развития, дотроньтесь до кончика носа.

4. Если вы считаете, что дети развиваются благодаря богатой, насыщенной среде, кивните головой.

5. Если вы полагаете, что при развитии ребенка, не нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности закройте глаза.

Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что учет возрастных особенностей, сензитивных периодов важен в создании социальной ситуации развития ребенка. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение. Я предлагаю вам сегодня вспомнить и систематизировать знания по созданию социальных ситуаций развития детей дошкольного возраста. А сейчас обратите внимание на цвет вашего бэйджика и присесть за стол, обозначенным таким же цветом.

2 слайд Мы понимаем, что современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Мы помним, что основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на нас взрослых: на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения и создания благоприятных условий.

В связи с этим проблема развития ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.

1. Оказывать педагогическую поддержку детям, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Способствовать созданию благоприятного микроклимата в группе; уметь управлять поведением детей;

3. Развивать социальную компетентность дошкольников, установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

4. Изучать семьи и оказывать консультативную помощь родителям, повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Начинаем листать страницы нашего журнала и первая страница «Информационная»

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями.

Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Создание социальной ситуации развития необходимо для развития интеллектуальных, творческих, физических способностей.

Наша задача – воспитание активной творческой личности, через создание способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой

6 слайд Мы предлагаем вашему вниманию ролик раскрывающий понятие Социальная ситуация развития.

2 страница нашего журнала «Практическая», на которой

мы с вами попробуем сами дать определение понятию Социальная ситуация развития. (Заслушиваем варианты участников.)

8 слайд Давайте посмотрим какие определения и термины нам предлагает современная педагогоика.

Термин Социальная ситуация развития – Понятие было введено советским психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторического подхода в психологии, и связано с новым пониманием роли среды для развития ребёнка. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребёнка и наряду с психологическими новообразованиями сознания и личности развития является структурным компонентом психологического возраста. В периоды возрастных кризисов социальная ситуация развития перестраивается и тем самым задаёт новое направление развитию ребёнка. Специфика социальной ситуации развития состоит в содержании задач, противоречий, которые необходимо разрешить ребёнку для преодоления кризисного периода и дальнейшего развития. Социальная ситуация развития данного возраста представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

Социальная ситуация развития – система социальных условий, определяющих психологическое развитие людей.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его социальное бытие, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

9 слайд Следующая страница нашего устного журнала: «Документ в действии»

Сегодня очень важно понимать ФГОС, важно знать понятия, которыми должен оперировать педагог. Перед вами на столах лежат карточки с терминами, вам необходимо установить соответствие между понятиями и определениями, т. к. они перепутаны.

10 слайд Правильные ответы предлагаем найти в документе ФГОС п. 3.2.5. – пожалуйста, проверьте себя!

Вывод: таким образом социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства своей личности.

В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого детского сада, который предполагает постановку задачи превращения уклада жизни в детском саду в социальную ситуацию развития личности ребенка. И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.

11 слайд А теперь, обозначив все эти понятия, позвольте перелистнуть следующую страницу журнала – страница «Проблемная».

Без понятия «социальная ситуация развития», введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка.

Выготский говорит следующее: социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция, будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.

На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка. И перед нами стоит проблема разобраться в этом вопросе и определить условия для создания социальной ситуации развития на каждом возрастном этапе дошкольника и заполнить таблицу. 1 команда участников заполняет младенческий возраст(0-1, вторая команда- раннее детство(1-3) и 3 команда – дошкольного периода ребенка(3-7)

возраст Ведущая деятельность. В чем заключается кризис Новообразования Социальная ситуация развития

0-1 0-6. ситуативно-личное общение со взрослым.

С 6 месяцев ситуативно-деловая форма общения ребенка со взрослым. Конец младенчества характеризуется кризисом 1 года. Л. С. Выготский выделяет три момента, характеризующие кризис первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного (скрытого) периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли.

Кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития – раннее детство. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова.

Привязанность к матери, выделенность себя,

С 6 месяцев – специфические предметные действия.

Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.

1-3 Предметная деятельность ребенка.

Овладение орудийными действиями.

Развитие предметных действий. Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д. Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Становление «системы Я» и самооценки. Ребенок – взрослый в сотрудничестве, целью которого выступает усвоение общественно- выработанных способов употребления предметов.

3-6 Сюжетно – ролевая игра. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со “сдвигом мотива на цель”. Кризис 7 лет – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

Один из главных симптомов кризиса семи лет – кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт Становление иерархии мотивов деятельности.

Возникновение потребности в общественно значимой деятельности. Выражается в появлении у ребенка внутренней позиции и осознании своего поведения.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.

12 слайд Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно. Выготский вводит представление о двух типах возрастов – критическом и стабильном. Во время кризиса “Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер”. Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности – новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.

На примере кризиса семи лет в работах Л. И. Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А. Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Критический возраст в теории деятельности А. Н. Леонтьева – момент смены ведущей деятельности, что и является по сути социальной ситуацией развития.

13 слайд А теперь я приглашаю вас к дискуссии: страница «Дискуссионная». Давайте подумаем и ответим на вопросы: почему так важно учитывать индивидуальные особенности детей. Давайте попытаемся выделить варианты индивидуальных особенностей детей современного детского сада.

Примерные ответы участников.

Вывод: детский сад должен создавать условия для построения вариативного развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные возможности здоровья.

Давайте представим, что в нашем детском саду все дети талантливы. Но даже при этом

разные, т. к. воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и не обычные предметы.

Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справляться с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать в естественных условиях развития.

Задание переделать текст знакомой песни «В лесу родилась елочка» от лица аудиала, визуала и кинестета.

Ответы. Аудиал-версия: «В лесу мы слышим песенку – то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай», мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай!» Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками – так шумно мы живем!»

Визуал-версия: «В лесу я вижу елочку. Смотрю – она стоит. Гляжу и вижу: стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную ясно. Мороз увидел елочку: «На вид она прекрасна!» В широкой перспективе обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего – остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».

Кинестетик-версия: «В лесу я чую елочку. Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».

6страница журнала – «Внимание, опыт!»

Вашему вниманию предлагаем еще один ролик из интернета «Социальная ситуация развития».

Обсуждение ролика. Действительно материально обеспеченная семья это не залог создания ситуации развития, современные родители не имеют достаточных знаний в вопросах воспитания, общения со своими детьми. Конечно, сегодня каждый детский сад имеет свой опыт взаимодействия с семьей для создания социальной ситуации успеха. Вашему вниманию предлагается опыт работы МАДОУ № 131 «Проектная деятельность, как способ привлечения родителей в педпроцесс детского сада»

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

Этот метод можно использовать для умственной работы в самых разных областях и на самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный образ мышления. Это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета, человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения.

Команда с белой шляпой – выявляет факты, цифры, достижения педколлектива в процессе работы за год.

Команда с красной шляпой –делится своими эмоциями, чувствами, переживаниями о проведенных мероприятиях, о выполнении задач годового плана, вспоминают о том, какие эмоции переживали дети, педагоги во время проведения занятий, праздников, прогулок. Команда с черной шляпой – высказывает сомнения, выявляет проблемы и негативные стороны при реализации всего годового плана работы, с какими трудностями столкнулись. Команда с зеленой шляпой – ищет пути решения тех проблем, с которыми столкнулись, высказывает идеи, изобретает новые пути решения.

Команда с желтой шляпой – раскрывает позитивные стороны работы за год. Команда с синей шляпой – подводит итоги, делает выводы, оценивает деятельность всех участников.

Ссылка на основную публикацию