Зачем и когда лучше всего отдавать ребенка в спортивные секции

Выбираем вид спорта для ребёнка, учитывая его характер, телосложение, темперамент и состояние здоровья

Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними встаёт нелёгкий выбор, при котором они зачастую руководствуются либо своими вкусовыми предпочтениями, либо степенью удалённости секции от дома. На что нужно обращать внимание, выбирая спорт для своего ребенка?


В маленьких детях неимоверное количество энергии и ее обязательно необходимо направить в позитивное русло. Это сделает спокойными Вас, а малыша — веселым, здоровым и бодрым. Самый подходящий вариант — спорт. Но тут сразу возникает вопрос выбора подходящего вида спорта.

Сначала нужно внимательно присмотреться к своему чаду. Спорт должен соответствовать его наклонностям и характеру. Забудьте о своих амбициях и учитывайте только интересы ребенка.

С какого возраста лучше отдать ребёнка в спорт?

Когда стоит отдать сына или дочь в спорт? — Лучше всего начинать приучать детей к спорту с дошкольного возраста, но это не всегда возможно – маленьких детей принимают не во все спортивные секции.

Если родители планируют впоследствии сделать спорт для ребёнка весомой частью его жизни, приучать детей к спорту нужно ещё с «пелёнок». Как это сделать? Оборудуйте у себя дома небольшой спортивный уголок со шведской стенкой, канатом и другими приспособлениями. Занимаясь с раннего детства, ребёнок преодолеет страх, укрепит некоторые группы мышц, освоит имеющиеся снаряды, почувствует удовольствие и радость от занятий.

  • 2-3 года. Детишки в этом возрасте полны энергии, активны и подвижны. Вот почему в это время рекомендуется ежедневно заниматься с детьми гимнастикой. Малыши быстро устают, поэтому занятия не должны быть продолжительными, достаточно сделать несколько простых упражнений (хлопки, махи руками, наклоны, прыжки) в течение 5-10 минут;
  • 4-5 лет. Этот возраст особенно примечателен тем, что тип телосложения малыша уже сформирован (как и его характер), а таланты как раз начинают проявляться. Этот период более всего подходит для поиска подходящего спортивного кружка для своего чада. Этот возраст хорош для развития координации. Предложите ребёнку на выбор занятия акробатикой, гимнастикой, теннисом, прыжками или фигурным катанием. С пяти лет можно начать занятия в балетной школе или попробовать себя в хоккее;
  • 6-7 лет. Отличное время для развития гибкости и пластичности. Уже через год суставы сократят свою подвижность примерно на 20-25%. Можно отдать ребёнка на любой вид гимнастики, на плавание, начать занятия восточными единоборствами или футболом;
  • 8-11 лет. Этот возрастной период лучше всего подходит для развития у ребёнка скорости, ловкости и сноровки. Отличная идея – отдать его на греблю, фехтование или велоспорт;
  • С 11 лет стоит сделать упор на выносливость. Дети после 11 лет способны выдерживать большие нагрузки, осваивать сложные движения и оттачивать их. Выбирайте любые виды спорта с мячом, рассмотрите как вариант лёгкую атлетику, бокс, стрельбу;
  • После 12-13 лет наступает возраст, когда оптимальным решением станут тренировки, направленные на развитие силы и выносливости.

Так с какого же возраста можно отдать ребёнка в тот или иной спорт? Здесь нет однозначного ответа, так как каждый человек индивидуален. Есть дети, которые в трёхлетнем возрасте умеют кататься на скейтборде или горных лыжах. Другие же и к девяти годам совершенно не готовы к большинству видов спорта.

Есть общие рекомендации, к которым стоит прислушиваться, выбирая спортивную секцию. Например, занятия для развития гибкости стоит начинать с ранних лет, так как в это время тело ребёнка более податливо для растяжек. С возрастом гибкость снижается. А вот что касается выносливости, то она, в целом, развивается постепенно — от 12 лет и до 25-ти.

Если вы приняли решение отдать трёхлетнего ребёнка в спортивный кружок, то примите во внимание — кости и мышцы ребёнка окончательно сформируются лишь к пяти годам. Чрезмерные нагрузки до этого возраста могут привести к неприятным последствиям, например, к сколиозу. Детишкам до 5 лет на самом деле достаточно лёгких нагрузок и активных игр.

В какие секции принимают детей в различном возрасте?

  • 5-6 лет. Принимают на различные виды гимнастики и фигурное катание;
  • 7 лет. Акробатика, бальные и спортивные танцы, восточные единоборства, плавание, дартс, а также шашки и шахматы;
  • 8 лет. В этом возрасте детей берут на бадминтон, футбол, баскетбол и гольф. Есть возможность обучаться катанию на горных лыжах;
  • 9 лет. С этого времени есть шанс стать конькобежцем, освоить парусный спорт, заняться регби и биатлоном, начать заниматься лёгкой атлетикой;
  • 10 лет. По достижении 10 лет детей принимают на бокс и кикбоксинг, пятиборье, дзюдо. Можно отдать детей на занятия с гирей, бильярд и велоспорт;
  • С 11 лет детей берут в секции по различным видам стрельбы;
  • С 12 лет ребёнка примут на бобслей.

Виды спорта для детей и возраст в годах, в котором они допускаются к занятиям в спортивной школе

Одаренные дети могут быть записаны в спортивную секцию на год моложе.

Выбираем вид спорта, учитывая телосложение ребёнка

Приняв решение отдать своё чадо в спорт, стоит обратить внимание на его тип телосложения. Это важно, поскольку в разных видах спорта учитываются различные особенности строения тела. Для занятий баскетболом предпочтителен высокий рост, тогда как эта особенность не ценится в гимнастике. Если ребёнок склонен к полноте, родителям стоит ещё больше внимания уделить выбору направления в спорте, ведь от этого будут зависеть результаты тренировок, а значит, и уровень детской самооценки. Имея лишний вес, ребёнок вряд ли станет хорошим нападающим в футболе, однако он сможет достичь результатов в дзюдо или хоккее.

Существует несколько типов строения тела, согласно используемой в медицинской практике схеме Штефко и Островского. Давайте рассмотрим их подробно:

  1. Астеноидный тип – данный тип телосложения характеризуется выраженной худощавостью, ноги обычно длинные и тонкие, а грудная клетка и плечи узкие. Мышцы развиты слабо. Зачастую у людей с астеноидным типом сложения тела наблюдается сутулость наряду с выступающими лопатками. Такие дети склонные чувствовать себя неловко. Учитывая эти факторы, родителям важно найти секцию, где их ребёнку будет комфортно в психологическом плане. Здесь важно не только само направление в спорте, но и подходящий коллектив. Таким детям легко заниматься гимнастикой, баскетболом, а также любыми видами спорта, где делается упор на скорость, силу и выносливость, — лыжи, велоспорт, прыжки, гребля, метания, гольф и фехтование, спортивное плавание, баскетбол, художественная гимнастика.
  2. Торакальный тип сложения тела характеризуется равной шириной плечевого пояса и бёдер, грудная клетка часто широкая. Показатель развития мышечной массы средний. Эти дети проявляют высокую активность, им подходят виды спорта, связанные со скоростью и развивающие выносливость. Подвижным ребятишкам подходят различные гонки, мотоспорт, лыжи, из них получатся превосходные футболисты и биатлонисты, акробаты и фигуристы. Можно отдать ребёнка с данным типом телосложения на балет, капоэйру, прыжки, увлечь их байдарочным спортом.
  3. Мышечный тип сложения характерен для детей с массивным скелетом и развитой мышечной массой. Они выносливые и сильные, а значит, стоит выбрать спорт, направленный на развитие силы и скорости. Такие дети могут проявить себя в альпинизме, единоборствах, футболе, пауэрлифтинге, заняться водным поло и хоккеем, а также достичь хороших результатов в тяжёлой атлетике и ВоркАуте.
  4. Дигестивный тип — тип телосложения дигестивный характеризуется невысоким ростом, широкой грудью, наличием небольшого животика и жировой массы в других частях тела. Эти ребята не отличаются подвижностью, они медлительны и неуклюжи. Однако это не означает, что он не могут приобщиться к спорту. Чтобы привить им интерес к занятиям, выбирайте тяжёлую атлетику, стрельбу, хоккей, атлетическую гимнастику, рассмотрите как вариант виды единоборств или мотоспорт, метание и WorkOut.

Как выбрать спорт, учитывая детский темперамент?

Характер тоже имеет значение при выборе видов спорта. От него зависит, каких успехов ребёнок сможет достичь. Например, дети с высокой степенью активности вряд ли смогут проявить себя в видах спорта, где тренировки – это бесконечная череда повторяющихся упражнений, где требуется умение концентрировать внимание. Им нужно подобрать занятия, где ребёнок сможет выплеснуть избыток энергии, лучше всего, чтобы это был командный вид спорта.

  1. Спорт для сангвиников. Дети с таким типом темперамента лидеры по натуре, они не склонны поддаваться страху, им нравится экстрим, им подойдёт спорт, где они смогут проявить все эти качества, показать собственное превосходство. Они комфортно почувствуют себя на занятиях фехтованием, альпинизмом, каратэ. Сангвиникам придётся по вкусу дельтапланеризм, горнолыжный спорт, спуск на байдарках.
  2. Холерики – люди эмоциональные, но они способны разделить с кем-то победу, поэтому детям с этим темпераментом лучше найти себя в командном спорте. Борьба или бокс – неплохой вариант для них.
  3. Флегматичные дети склонны добиваться хороших результатов во всём, в том числе и в спорте, потому что их природные качества – это упорство и спокойствие. Предложите ребёнку с таким темпераментом пойти на шахматы, на фигурное катание, заняться гимнастикой или стать атлетом.
  4. Меланхолики – очень ранимые дети, их может задеть излишняя строгость тренера. Лучше выбрать для них один из командных видов спорта или отдать на танцы. Отличный вариант – конный спорт, он подходит для всех, а также стоит рассмотреть занятия стрельбой или парусным спортом.

В какую секцию отдать детей, учитывая состояние их здоровья?

Если вы выбрали направление в спорте для своих детей, учли все факторы – их предпочтения, тип телосложения, характер, то теперь стоит обратить внимание на здоровье будущих спортсменов. Лучше посоветоваться с педиатром, который знает особенности организма ребёнка. Врач подскажет, какие виды спорта противопоказаны в каждом конкретном случае, а какие пойдут на пользу. Педиатр определит, какой уровень нагрузки подойдёт вашим детям. Рассмотрим рекомендации, касающиеся выбора вида спорта при различных заболеваниях.

  • Занятия волейболом, баскетболом и футболом противопоказаны близоруким детям, а также тем, кто страдает астмой или плоскостопием. Но эти виды спорта помогут укрепить опорно-двигательный аппарат;
  • Художественная гимнастика избавит ребёнка от плоскостопия и поможет укрепить мышцы спины, сформирует красивую осанку;
  • Плавание – подходит всем детям без исключения. Занятия в бассейне благотворно влияют на мышцы всего тела, в том числе спины, укрепляют нервную систему;
  • Хоккей противопоказан, если у ребёнка имеются хронические заболевания, но он хорошо развивает дыхательную систему;
  • Единоборства, художественная гимнастика, занятия лыжным спортом и фигурным катанием показаны при слабо развитом вестибулярном аппарате;
  • При слабой нервной системе подойдут занятия детской йогой, плаванием и конным спортом;
  • Теннисом стоит заняться для развития мелкой моторики и внимания, но этот вид спорта не подходит близоруким детям и тем, кто страдает язвой желудка;
  • Езда верхом рекомендована при судорожном синдроме, болезнях желудочно-кишечного тракта и диабетикам;
  • Укрепить сердце и дыхательную систему можно, занимаясь конькобежным спортом, лёгкой атлетикой или прыжками в воду;
  • Фигурное катание противопоказано при сильной близорукости и болезнях плевры.

Желая приобщить детей к спорту, не стоит бояться экспериментов, будут победы, будут и неудачи. Однако никогда не списывайте неудачи ребёнка в спорте на разные обстоятельства, ведь они являются результатом приложенных усилий. Достигая успехов своими стараниями, дети будут снова стремиться к победам, сталкиваясь с неудачей, станут прилагать больше усилий.

Любой спорт полезен и важен, ведь он вырабатывает сильный характер, ответственность и дисциплинированность. Главное, чтобы ребенок занимался им с удовольствием!

В каком возрасте надо отдавать ребёнка заниматься спортом и какой спорт выбрать для ребёнка?

Как помочь ребенку выбрать вид спорта

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности – лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все «за» и «против».

Итак, «ЗА»:

  • смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок – творческой. В кружках прикладного творчества – двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок – все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
  • смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, – разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка «избалуют» подобной снисходительностью;
  • смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;
  • смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь – занимайся за столом, хочешь – удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.

Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

2. Занятия в кружке, секции – это способ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

3. Занятия в кружке, секции – это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.

Читайте также:  Детские мобильные приложения: польза или вред

Кроме того, для всех детей группа в кружке – модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

  • запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
  • запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
  • запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
  • организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

Для ребенка семи – девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни «взрослой» силы воли, ни «взрослой» памяти, ни «взрослой» предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.

  1. первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
  2. второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически – в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими – разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Не стоит думать, что, раз ребенок мал, он не в состоянии отличить искреннее восхищение от лести. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка. Если же вы, желая сделать ему приятное, будете неискренни, сын или дочь перестанут доверять вашей оценке.

Стоит отметить и еще один немаловажный аспект. Родители в чем-то не очень успешных детей часто сами бывают настолько сосредоточены на этих кажущихся им непреодолимыми трудностях, что просто не видят за ними способностей и талантов своего ребенка. Вот лишь один случай из практики психолога:

Лену, высокую со спортивной фигуркой девочку, привела на прием мама. На консультации Лена молчала: казалось, беседа ее не интересовала. Видимо, все, что говорила мама, девочка слышала далеко не раз.

Мама Лены была очень расстроена. Как выяснилось, очередной двойкой дочери по математике. И мама и папа Лены в школе учились на пятерки и четверки. Поэтому плохая успеваемость дочери просто не укладывалась у них в голове. «И ведь занимаемся с ней. Уроки вместе делаем, объясняем все, а толку никакого. Только и говорит: «не понимаю, не могу, не хочу»».

Прервав монолог мамы, психолог спросил у Лены: «Тебе нравится учиться, ходить в школу?»

Девочка, не глядя на психолога, равнодушно ответила: «Нет».

«У тебя есть в школе друзья?» – поинтересовался психолог.

«Нет, – говорит Лена, – никто со мной не дружит. Мне все равно».

Все это время мама Лены всем своим видом подчеркивала: «Вот видите! Я же говорила вам – ничем не интересуется, ничего не хочет!» – и явно выжидала момент, когда же ей предоставят возможность сказать это вслух.

«Ну, может, хоть что-то тебе нравится в школе?» – допытывался психолог у девочки.

«Да у меня ничего не получается. Ну, правда. – Лена оглянулась на маму и нерешительно закончила: – Физкультуру я люблю, особенно когда в баскетбол играем».

Реплика вызывала возмущение мамы: «Баскетбол – это не полезное занятие! Лучше бы дочь учила уроки! Заниматься баскетболом некогда, потому что Лена и так не справляется со школьной программой! Кроме того, чтобы взяли в секцию, нужно обладать данными, а Лена никогда серьезно не занималась спортом. И вообще, Лена все равно бросит занятия уже через неделю, потому что она не может даже расписание уроков запомнить и сделать без десятка напоминаний домашние задания. »

Психолог был вынужден прерывать мамин монолог, потому что видел, что у не решающейся возразить девочки на глазах заблестели слезы.

Попросив Лену подождать за дверью, психолог долго беседовал с мамой. Объяснял ей, как важно для ребенка поверить в себя, как важно, чтобы в тебя поверили другие, особенно самые дорогие и близкие люди – родители. Рассказывал о том, как важно ребенку добиться успеха, причем вовсе не обязательно именно в математике.

Выслушав психолога, мама Лены согласилась попробовать показать дочь тренеру команды школы по баскетболу.

С Леной и ее мамой психолог встретился случайно спустя год. Лена улыбалась и смотрела в глаза, а ее мама больше не выглядела такой расстроенной. Тренер, к огромному удивлению мамы, согласилась заниматься с Леной. К еще большему удивлению родителей, тренировки Лена не пропускала. Через полгода девочку перевели в основной состав школьной команды, и теперь она защищает на соревнованиях честь школы.

«А как с математикой?» – рискнул поинтересоваться психолог.

«С математикой? – мама слегка смутилась. – Да, честно говоря, практически по-прежнему. Но мы с папой подумали, что это не так важно. Можно и без математики прожить. Особенно спортсменке. Правда, дочка?» Вид при этом у мамы был очень гордый.

Задумайтесь. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки? Присмотритесь, у вашего ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем пятерками в дневнике. Сумейте разглядеть эти способности. Найдите место, где вашему ребенку помогут их развить. Поверьте в него и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

Есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»:

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке – один из возможных вариантов.

2. Занятия в кружке, секции – это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум – двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.

3. Занятия в кружке, секции – это дополнительные нагрузки для родителей. «Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы», – опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.

4. Занятия в кружке, секции – это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Как это ни прозаично, но необходимость платить деньги за развитие творческих способностей любимого ребенка – вполне реальная проблема. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

5. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания – встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.

Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.

Краткая характеристика кружков и секций

​​​​​​​Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно? Выбрать один-единственный – действительно задача не из простых. Ассортимент огромный, даже глаза разбегаются. Охарактеризуем хотя бы наиболее популярные. См. →

Как выбрать секцию или кружок для ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. См. →

В каком возрасте отдавать ребенка в спорт?

Современные врачи очень озабочены сидячим образом жизни сегодняшних детей. Именно низкая подвижность приводит к ожирению, проблемам с мышлением, а если добавляется неправильное питание, то это прямой путь к хроническим заболеваниям уже в детском возрасте. Спортивная нагрузка, напротив, оздоравливает организм и положительно влияет на физическое и психологическое развитие.

По словам главного специалиста, терапевта Министерства здравоохранения РФ Оксаны Драпкиной, 30-летние наблюдения за здоровьем людей выявили твердую закономерность: большинство детей, которые имели повышенный индекс массы тела (то есть были пухлыми или даже толстячками), к 40 – 45 годам имеют диагноз «ожирение». А значит, и сопутствующие проблемы со здоровьем.

Любопытно, что сегодня школьникам для борьбы с гиподинамией дают те же рекомендации, которые когда-то применялись к взрослым. Все эти: поднимайтесь по лестнице, а не в лифте, одну остановку до дома пройдите пешком и т. п. Однако этого мало для полноценного развития ребенка. Ему обязательно нужен спорт по душе.

Но какой? И в каком возрасте отдавать малыша на занятия? В исследовании итальянских педиатров приводятся такие данные.

4 – 7 лет

Чем заниматься: плавание, бег, прыжки, танцы, дзюдо, фигурное катание.

– В первые годы жизни спортивная нагрузка у ребенка должна быть направлена на познание своего тела в пространстве, – советует педиатр, доктор Винченцо Стиле. – Лучше всего для этого подходит плавание, поскольку вода – естественная среда для ребенка.

В этом возрасте важно научиться управлять своим телом, настроить правильную координацию движений. Поэтому танцы тоже хороши. Обычно их выбирают девочки, а зря, ведь мальчикам это тоже полезно. Танец обеспечивает гармоничное мышечное развитие, улучшает ориентацию в пространстве.

Из единоборств наиболее подходящим для самых маленьких детей является базовое дзюдо. В этом возрасте учат удерживать спину в правильном положении, работают с равновесием и положением таза, обучают правильно падать. Здесь же ребенок получает первые навыки социального общения, так как в малышовых группах все равны, все имеют одинаковую форму. Как и в случае с танцами, для этой возрастной группы базовое дзюдо – это скорее подготовительный курс. Технику, приемы начинают изучать позже, в 7 – 9 лет.

7 – 9 лет

Чем заниматься: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, водное поло, регби, гандбол, гимнастика, лыжи, езда на велосипеде, гребля, все единоборства.

– С 7 лет педиатры советуют отдать ребенка в командный вид спорта – футбол, волейбол и т. п. В них объединяет игра и командный дух.

Впрочем, ждать высоких достижений в этом возрасте бессмысленно. Лишь годам к 14 ребенок сможет понять: чтобы достичь хорошего результата, нужно уметь работать сплоченно, всей командой.

9 – 14 лет

Чем заниматься: стрельба из лука, фехтование, теннис.

После 9 лет можно начинать заниматься по-взрослому, то есть на результат. А также начать практиковать более специализированные дисциплины, в которых используются травмоопасные инструменты: фехтование, теннис или стрельба из лука.

Если ребенок давно занимается каким-то видом спорта, в котором задействована спина, например, танцы, плавание или художественная гимнастика, то в девять лет нужно заняться чем-то, что компенсирует нагрузки на спину: подкачать пресс и плечи, больше времени уделять плаванию на спине и т. п.

У российских родителей классификация итальянских педиатров может вызвать оторопь. Евгений Плющенко, Татьяна Навка поставили своих детей на коньки чуть ли не сразу после того, как малыши научились ходить. На мировых первенствах 14-летние фигуристы так часто побеждали 16-летних, что пришлось вводить возрастные ограничения на участие в соревнованиях. Если до 9 лет ваньку валять, на результаты в спорте рассчитывать не приходится. Как быть? Мы попросили прояснить ситуацию известного спортивного врача, невролога, реабилитолога Виктора Косса:

Читайте также:  Как поддержать эмоциональное развитие детей и эмоции

– Нужно понимать, какой мы рассматриваем спорт, любительский или профессиональный. Действительно, более физиологично, более правильно с точки зрения развития ребенка до 7 лет заниматься с ним физкультурой, а не спортом. В том же дзюдо или самбо есть определенные физиологические нормы, и основные тренировки там начинаются с 7 – 9 лет, а до 7 лет ребенок проходит физическую подготовку. Если начинать заниматься профессионально раньше – то, что делают тренеры, не думая о последствиях, то, конечно, это вредит здоровью ребенка. Взять, например, девочек, которые занимаются художественной гимнастикой и становятся мастерами спорта в 12 лет. Они за это платят своими растянутыми и разорванными связками, проблемами с тазобедренными суставами, позвоночником. Но ради высоких достижений взрослые закрывают на это глаза.

Однако если мы говорим про здоровье ребенка, стоит руководствоваться принципами, которые прописаны физиологами, врачами и тренерами. Большинству детей нужно заниматься общей физической подготовкой, а с 4 лет выбирать те виды спорта, которые будут полезны в будущем.

– Не рано?

– К 4 годам родитель выбирает вид спорта для ребенка. До 9 лет чадо определяется, подходит ли ему данный вид, а уже с 11 лет начинает профессионально тренироваться, если есть такая необходимость.

– Спортивный ребенок – это всегда здоровый ребенок?

– Если спорт любительский, ребенок будет здоровым, а если профессиональный, тут уже под вопросом.

В профессиональном спорте нагрузки в 3 – 4 раза выше, чем в любительском. Если, например, вы отдали ребенка в 7 лет на плавание ради здоровья, то он будет проплывать за одну тренировку 1,5 км, а если отдали в профессиональное плавание – уже 5 км, и риск получить травму значительно выше.

Спортивные секции для детей: как выбрать?

  • Зачем нужны спортивные секции для детей?
    • Физическое развитие
    • Воспитание спортивного духа и уважения к спорту
  • Принципы выбора спортивных секций для детей
    • В каком возрасте отдавать ребенка в спортивную секцию?
    • Как привить интерес ребенка к спорту?
    • Баланс увлечений и обязанностей
  • Преимущества и недостатки отдельных спортивных секций для детей
Физическое развитие в воспитании ребенка не должно отодвигаться на задворки. В детстве закладывается фундамент будущего здоровья и характера, а на формирование таковых немалое влияние оказывает тот факт, посещал ли малыш спортивные секции, воспитано ли у него уважение к физическим нагрузкам и активной жизненной позиции.

Зачем нужны спортивные секции для детей?

Воспитание полноценной сформировавшейся личности – задача не из легких, о выполнении которой сполна задумывается не каждый родитель. С малых лет малыш должен обладать возможностями для реализации своей активности и заряда бодрости. Развитие лидерских качеств и целеустремленности также происходит на фоне общения со сверстниками, что доступно в спортивных секциях для детей. Таким образом, можно сделать вывод, что записать малыша в спортивную секцию полезно исходя из двух кардинально отличающихся точек зрения.

Физическое развитие

В современном жизненном ритме все меньше времени отводится на физическую нагрузку. Достижения цивилизации призваны облегчить человеку физический труд и нагрузки. Добрую часть того, что наши прадеды делали, прикладывая физические усилия, мы сегодня совершаем автоматически, порой не отрываясь от офисного кресла или уютного дивана. Из увлечений модными становится широкое разнообразие пассивных занятий, а приверженцем спорта тот или иной человек становится периодически.

Современная медицинская статистика утверждает, что до половины детей дошкольного возраста обладают минимум одним хроническим заболеванием. Объяснять это можно экологической обстановкой и врожденными склонностями, но иммунитет во многом явление, поддающееся формированию и влиянию. Физическая нагрузка занимает здесь не последнее место.

Какие они, современные дети? При максимальном внимании к ним их родителей они вырастают эрудированными и сообразительными, степень воспитанности и особенности характера не всегда поддаются достаточной коррекции, однако среди всего прочего родители могут повлиять на место спорта в жизни своего ребенка. В первую очередь своим примером, а во-вторых, выявлением талантов и предпочтений самого малыша.

Можно ли вырасти стройным и пышущим энергией в семье, где воссоздан культ нездоровой еды и фаст-фудов, где свободное время проводится у телеэкранов, а о долголетии и здравии ведутся лишь разговоры? Редко, и такие исключения лишь подтверждают общее правило – чтобы ребенок полюбил спорт, чтобы стал, например, по утрам делать зарядку и не прогуливал физкультуру, ему положительный пример должен показать родитель.

Физическая нагрузка справедливо считается одним из ведущих факторов влияния на формирующийся в юном возрасте иммунитет. Малая физическая активность и увлечение компьютерами/телевизорами, равно как и книгами/рукоделием, прочими полезностями отчасти объясняют такую неутешительную статистику. Данные медицинских журналов усугубляются сведеньями о школьниках – 9 из 10 детей в школе ухудшают свое физическое здоровье. Развиваются нарушения осанки, проблемы со зрением, на фоне неправильного питания страдает ЖКТ, из-за нехватки витаминов и все тех же физических нагрузок – сердечнососудистая система. Увлечение малыша разновидностями спорта могло бы способствовать его уважению среди сверстников, чем предотвращается множество психологических и эмоциональных нарушений.

Основы общего и местного иммунитета закладываются с первых лет жизни, но в 7-8-летнем возрасте максимальную эффективность обретает формирование нервной системы, костно-мышечная масса развивается до 25 лет. На любом этапе до этого возраста уместны соизмеримые физические нагрузки, обеспечивающие здоровье:

  • опорно-двигательного аппарата,
  • сердечнососудистой системы,
  • дыхательной системы,
  • энергообеспечивающих систем организма и метаболизма,
  • а также повышающих выносливость всех внутренних органов.

Воспитание спортивного духа и уважения к спорту

Спортивные секции для детей позволяют ребенку развиться не только физически, что первостепенно, но и морально. Здесь важно очертить разницу между физкультурой и спортом в жизни ребенка.

Преобладающему числу детей с ранних лет свойственна активность, игривость, неусидчивость. Вплоть до позднего школьного возраста в ежедневном распорядке ребенка должно иметься несколько часов на активный досуг – игры во дворе, со сверстниками и/или взрослыми, посещение детских спортивных секций и уроков физкультуры в школе, активные выходные дни и разнообразный досуг. При таком воспитании к юности и взрослому возрасту, можно рассчитывать, молодой человек продолжит уделять внимание своей физической форме. Физкультура способна подкорректировать некоторые физические недостатки, на этапе формирования костно-мышечной массы способствует ее крепости и здоровому развитию. Профессиональный спорт преследует несколько другие цели.

Если любительское отношение к спорту у ребенка проявляется в понимании значения физических нагрузок на его организм, если ему интересна конкретная разновидность спорта и приобретенные в секции друзья, это один эффект. Совершенно другие качества развиваются при профессиональном подходе. У ребенка воспитывают нацеленность на достижение результата. Важен не столько сам процесс занятий и развития, сколько полученные на исходе результат – тут имеют место соревнования и победы.

Отдавать ли ребенка в профессиональный спорт – тема для вечных обсуждений и споров. Одни утверждают, что это здоровье, ставшее образом и смыслом жизни, вместе с тем повод для гордости. Другие же указывают на примеры того, как круг интересов ребенка, затем подростка, а затем и взрослого сужается, как часты и порой серьезны спортивные травмы, как ребенок нередко становится жертвой амбиций родителя и тренера.

О том, какие качества будут развиты в малыше, сложно судить однозначно. Это зависит и от разновидности спорта, и от индивидуальных задатков ребенка. Можно рассчитывать на формирование таких качеств:

  • лидерские качества;
  • командный дух;
  • дисциплинированность;
  • целеустремленность;
  • ответственность;
  • стрессоустойчивость;
  • выносливость;
  • сила воли;
  • уверенность в своих силах и возможностях.

Увлечение спортом не должно происходить в ущерб моральному и интеллектуальному развитию ребенка.

Принципы выбора спортивных секций для детей

Сегодня вниманию родителей предлагается широкое разнообразие спортивных секций для детей. Выбор отдельных из них в любом случае требует внимания к личным предпочтениям малыша. Распространены случаи недовольства ребенка относительно посещаемых занятий, ни в коем случае они не должны стать обязанностью для него.

В каком возрасте отдавать ребенка в спортивную секцию?

Притом, что каждый родитель желает своему ребенку здоровья, многие причиняют вред, отдавая ребенка в спорт слишком рано. Если увлечься спортом никогда не поздно, то чрезмерные нагрузки в раннем детском возрасте могут сыграть злую шутку – минимум малыша не увлечет подобранная для него секция, максимум он может травмироваться.

Выбирая спортивную секцию для детей, не пренебрегайте консультацией физиотерапевта или как минимум конкретного тренера. Осмотр врача позволит определить показания и противопоказания к выбору того или иного вида спорта. Как уже было сказано, 45% детей к дошкольному возрасту обзаводятся некоторыми заболеваниями, слабостью иммунитета. Профессиональный осмотр позволит судить о необходимости той или иной физической нагрузки в конкретном случае.

В выборе спортивной секции для детей не последнее значение имеет и уровень физического развития ребенка. Притом, что малыш может тяготеть к определенному виду спорта, его организм может просто не быть к тому готовым, о чем вам сообщит и доктор, и тренер. Проигнорировав их мнение, вы рискуете раньше времени забрать малыша из выбранного спорта и остаться крайне недовольными полученными результатами.

Вспомогательную функцию выполняет и общение с другими родителями, ознакомление с мнением единомышленников – пообщайтесь с родителями детей из заинтересовавшей вас секции. Узнайте, в каком возрасте они отдавали туда своих детей, с какими трудностями столкнулись, как их преодолели, какие преимущества ощутили.

Существует стандартное, общепринятое мнение о том, каков средний возраст новичков в определенных разновидностях спорта:

  • трехлетний возраст считается самым низким порогом для вхождения в спорт, прогрессивные и инновационные методики позволяют в столь юном возрасте приобщить малышей к художественной гимнастике, фигурному катанию, плаванью;
  • с четырехлетнего возраста можно быть более уверенным в предпочтении спортивной и художественной гимнастики, танцев, плаванья;
  • с пяти лет можно задуматься об увлечении единоборствами – каратэ, дзюдо, айкидо, ушу;
  • в шестилетнем возрасте расширяются группы по фигурному катанию;
  • с семи лет детишек активно принимают в группы по акробатике, спортивным танцам, настольному теннису.
  • раньше десяти лет противопоказаны занятия тяжелой атлетикой.

Преимущественно число спортивных секций распахивают свои двери перед детьми шести-семи лет и более. Считается, что ранее организм не является столь окрепшим, а характер хотя бы минимально сформировавшимся для того, чтобы физические нагрузки оказали исключительную пользу. До этого возраста родители могут развиваться физическую культуру у ребенка – научить его езде на коньках, роликах и велосипеде, делать с ним утреннюю зарядку, а в теплое время года совершать утренние или вечерние пробежки. Если домашнее пространство позволяет, то полезно установить спортивный уголок в детской комнате, не ограничивать ребенка в движении на улице, среди сверстников.

Как привить интерес ребенка к спорту?

В основе любого выбора для ребенка должны содержаться его мнение и круг интересов. Спортивные кружки тем отличаются от других возможных для ребенка, что в их выборе лежит не увлечение малыша соизмеримое с его возможностями. Ориентироваться на таланты и склонности ребенка в выборе спортивной секции стоит во вторую очередь, а изначально анализировать, какие нагрузки пригодятся ему в будущем и как они отразятся на его здоровье. Безусловно, это не означает, что необходимо принуждать к чему-то малыша или реализовывать за счет него свои несостоявшиеся мечты. В общении со своим чадом, прислушайтесь к следующим нюансам:

  • если ребенок категорически настаивает на конкретной разновидности спорта, и к тому нет противопоказаний, рискните; спортивный кружок это не школа, посещение его всегда можно прекратить или переменить;
  • если ребенку не понравилась или перестала нравиться выбранная секция, обсудите причины случившегося, ни в коем случае не упрекая его и не утверждаясь в собственной правоте;
  • поинтересуйтесь, какие секции посещают друзья вашего малыша, возможно, таковые будут интересны и ему, однако будьте рассудительны – не стоит отдавать ребенка в очевидно неподходящий по уровню физического развития кружок только из-за того, что там занимаются его друзья;
  • спортивные занятия могут поспособствовать урегулировать некоторые детские конфликты, перенеся отношения в другую плоскость, однако совсем не рекомендуется отдавать малыша в ту же секцию, где занимаются его откровенные “недруги”;
  • посетите с ребенком пробное занятие – таковые во множестве предлагаются как раз с целью поспособствовать определению юного новичка и его родителей.

Родители должны реально, без иллюзий оценивать возможности своего ребенка и его приверженность тому или другому виду спорта. Круг детских интересов – величина неустоявшаяся. Абсолютно нормально, когда сегодня малышу нравится одно, а завтра совершенно другое. Как раз более уверенным и ответственным в своих детских, но все же решениях малышу и помогает посещение секций. Сводив малыша на пробное занятие, услышав его твердое намерение заниматься именно здесь или же согласившись на некий компромисс, вы не должны идти на попятную, как только малыш передумал. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с настроением, а не стойким нежеланием заниматься этим спортом вообще.

Баланс увлечений и обязанностей

По отношению к взрослому человеку часто высказываются мысли о том, что необходимо найти баланс между работой и личной жизнь, обязанностями и досугом, отдыхом. Когда речь заходит о формировании распорядка дня для ребенка перед родителями стоит задача сбалансировать обучение, посещение, секций, наличие свободного времени. Преобладание последнего часто становится причиной сложностей в детском или подростковом возрасте. Потому формирование рабочего и выходного дня для ребенка должно состоять из времени на обучение и времени на увлечения.

Крайне редко увлечение спортом оправданно отнимает больше времени, чем посещение школы и развивающих секций. В свободное от обучение время, а это, по сути, половина каждого буднего дня и два выходных, малыш может посещать любое допустимое количество кружков, при том успевать выполнять домашние задания и еще несколько часов может отводиться на банальное ничегонеделанье.

Время и день недели для спортивных занятий, как и для посещений любого кружка, следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки родительского контроля, то секцию целесообразнее посещать сразу после уроков, а вечернее время отводить на выполнение домашних заданий. Если секция находится далеко от дома или школы и малыша необходимо туда водить, удобно отвести под занятия выходные дни. Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов:

  • работоспособность ребенка,
  • нагрузка в школе,
  • сложность и утомительность занятий в секции,
  • возможности родителей по сопровождению ребенка.

В компетенции родителей лежит контроль детской нагрузки – при этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, в частности школьные обязанности, затем малыш должен потренироваться в рамках факультативов и спортивных занятий, и лишь при наличии после всего этого времени допускается свободный досуг.

Немаловажно привить ребенку понимание того, что факультативные кружки и секции для него это хобби, увлечение, удовольствие, которого в принципе он можно лишиться при плохом поведении.

Читайте также:  Увлекательные эксперименты для детей разного возраста

Преимущества и недостатки отдельных спортивных секций для детей

В качестве подсказки и напутствия для родителей может стать ниже приведенные преимущества и особенности некоторых спортивных направлений:

  • буквально с трехлетнего возраста присматривайтесь к темпераменту и характеру своего малыша, чтобы понять, какой вид спорта ему больше подойдет:
    • футбол, баскетбол, волейбол и тому подобные командные игры для коммуникабельных, легко находящих общий язык со сверстниками детишек;
    • теннис и гимнастика для маленьких лидеров и детишек, спешащих достичь своего;
    • велосипедный спорт или разнообразие единоборств подойдет гиперактивным и энергичным деткам, которые смогут направить ее в полезное русло, еще и развить умение концентрироваться;
    • конный спорт отлично подойдет для детишек-интровертов, для нормализации эмоционально-психологического состояния;
  • учитывайте качества, необходимые в достижении успеха в определенном спорте с той точки зрения, что в определенной секции малыш разовьет эти же качества у себя:
    • боевые искусства и единоборства развивают гибкость, координацию, скорость реакции и точность движений, адекватную самооценку и восприятие собственных возможностей ребенком;
    • спортивная или художественная гимнастика, балет требуют от малыша дисциплинированности и большой отдачи, однако развиваются грацию, гибкость; если получаемый результат не кажется стоящим затраченных усилий, попробуйте альтернативный вариант – танцы;
    • фигурное катание наравне с танцами и гимнастикой способно развить пластику, артистизм, координацию, укрепление мышц;
    • плаванье развивает максимальное количество групп мышц, формирует правильную осанку, однако для девочек при профессиональном подходе чревато развитие широких плеч и несколько “мужеподобной фигуры”;
    • командные игры способствуют укреплению мышц, развитию координации, реакции, коммуникабельности, умению сотрудничать и достигать общего результата;
    • зимние виды спорта, бег, велоспорт, альпинизм развивают в ребенке лидерские качества, стремление достигать первенства.

Выше перечисленные особенности могут быть основополагающими в выборе секции, однако окончательное решение производится на основании сопоставления интересов малыша и его физических возможностей. Любая спортивная секция для детей должна быть одновременно интересной и безопасной для них.

Когда нужно отдавать ребёнка в спорт? Секции для детей

Некоторые родители мечтают увидеть своего ребёнка на пьедестале Олимпийских игр и поэтому стремятся отвести дитя на гимнастический ковёр или теннисный корт около дома как можно раньше. Ведь существует стереотип: чем меньше возраст, тем больших успехов чадо сможет добиться в будущем. Однако это правило работает далеко не со всеми видами спорта. Рассказываем, с чего начинать поиск спортивной секции и в каком возрасте отправлять ребёнка заниматься.

Какие индивидуальные особенности стоит учитывать в первую очередь?

Во-первых, родителям необходимо обратить внимание на физические особенности ребёнка. Во-вторых, крайне важно проконсультироваться с врачом на предмет противопоказаний для занятия определёнными видами спорта. Помимо вопросов здоровья, стоит учитывать темперамент и характер малыша.

Зачем подбирать вид спорта с учетом возраста ребёнка?

Каждый спорт имеет требования к минимальному возрасту для начала занятий. Правила утверждены федеральными стандартами с упором на особенности развития детей той или иной возрастной группы. При этом важно разделять любительский спорт и профессиональный. Рассмотрим подробнее, какие виды спорта подойдут детям разных лет: от рождения до подросткового периода.

Спорт от рождения до двух лет

Чем заниматься: гимнастика для грудничков, плавание.

Педиатры советуют родителям с самого рождения проводить гимнастику для грудничков, которая включает массаж и упражнения с детским фитболом. Кроме того, рекомендуется грудничковое плавание: оно стимулирует кровообращение, укрепляет сердечную мышцу и двигательный аппарат, а также оказывает профилактику сезонных простуд и инфекционных заболеваний.

Спорт с трёх до пяти лет

Чем заниматься: танцы, фигурное катание, дзюдо, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание.

В первые годы жизни физическая нагрузка должна помогать ребёнку познавать своё тело. Поэтому очень важно научиться им управлять и развить координацию движений.

Занятия танцами помогут гармонично укрепить мышцы и улучшить ориентацию в пространстве. Фигурное катание и гимнастика укрепят осанку и разовьют координацию. Кроме того, занимаясь этими видами спорта, ребёнок научится быть ответственным и целеустремленным.

Спорт с шести до девяти лет

Чем заниматься: волейбол, футбол, хоккей, баскетбол, водное поло, теннис, шахматы, единоборства.

В этом возрасте ваше чадо становится более выносливым и лучше концентрируется в процессе тренировки. Поэтому самыми полезными в такой период станут командные виды спорта. Они помогут развить ловкость, быструю реакцию, скорость и силу. Помимо этого, спортивные игры с другими ребятами укрепляют командный дух и учат быть ответственным за свои поступки.

Шахматы же окажут положительное влияние на логическое мышление, умение выстраивать тактику и стратегию, улучшат память и отлично скажутся на успехах ребёнка в учебе.

Спорт с десяти лет

Чем заниматься: велоспорт, фехтование, горнолыжный и конькобежный спорт, парусный спорт, тяжелая атлетика, стрельба из лука.

В этом возрасте занятия спортом нацелены уже не только на укрепление здоровья и развитие навыков, но и на результат — участие в крупных соревнованиях. А происходящие перестройки организма ребёнка — психологические, физиологические, антропометрические — помогают ему легче адаптироваться к нагрузкам.
Также с десяти лет можно начинать практиковать дисциплины, в которых задействован травмоопасный инвентарь: стрельба из лука или фехтование.

Помните, что спорт в любом своем проявлении, будь то профессиональная деятельность или просто занятия физкультурой, очень полезен для здоровья. Поэтому, отдавая ребёнка в секцию, не стоит ставить первостепенной задачей борьбу за первые места и мировые титулы.

Когда отдавать ребенка в спортивную секцию?

Детский спорт: не только для здоровья. Плюсы для развития современных детей

Выбирая спортивную секцию для ребенка, родители в первую очередь думают о пользе для здоровья, во вторую — о том, не будут ли занятия спортом очень затратными для семейного бюджета. Зачем еще современным детям заниматься спортом, рассказывают американские психологи.

Были времена, когда дети упрашивали родителей разрешить им заниматься в спортивных секциях. Сегодня все иначе. Родители нередко записывают детей в спортивные клубы, даже не спросив их мнения. Взрослым очень хочется, чтобы занятия спортом стали для их детей положительным опытом, а потому они покупают самую качественную амуницию, устраивают ребенка в лучшую команду, заботятся о том, чтобы в этой команде ему досталось лучшее место, — и в результате дети упускают возможность увлечься спортом, научиться ставить цели, взаимодействовать с другими.

Спорт приучает детей к усердию, настойчивости и упорному труду, однако эти уроки усваиваются только в том случае, если тому способствуют взрослые. Если родитель критикует тренера, высказывает недовольство занятиями, добивается для ребенка наград, если даже тот не участвовал в соревнованиях, он разрушает все то, чему тренер пытается научить свою команду. Когда взрослые вмешиваются, пытаясь управлять детским опытом и прикладывая больше усилий для успеха ребенка, чем он сам, тот уже не может извлечь в полной мере пользу из занятий спортом, поскольку начинает думать, что все его заслуги принадлежат родителю.

Чему же учится ребенок в спортивной секции, если все идет как надо?

Работа в команде

Командные игры предоставляют детям множество возможностей для овладения навыками, которым в иных условиях научиться гораздо труднее. Командный спорт ставит перед ними необходимость думать о других и работать сообща ради достижения общей цели.

Работа в команде включает социальное взаимодействие. Имеют место такие явления, как соперничество между игроками, деление на группы, насмешки и подшучивания друг над другом, допустимые и неприемлемые. Подобные проблемы проявляются и в иных условиях, но в спортивной команде большую часть времени за детьми наблюдает тренер.

Трудовая дисциплина

Школьные учителя каждый день просят детей читать на уроках и спрашивают, что они читали дома, и спортивные наставники действуют так же. Тренер по бейсболу будет требовать, чтобы дети для отработки и закрепления необходимых им навыков кидали и ловили мяч, а также правильно замахивались битой.

Дети, занимающиеся ежедневно, а не только в дни тренировок, овладевают данными навыками гораздо быстрее тех, кто не тренируется вне спортивного зала. Когда те, кто тренируется дополнительно, начинают лучше бросать, ловить, подавать и отбивать мяч, они усваивают важную мысль: упорный труд приносит свои плоды.

А поскольку тренировки — неотъемлемая часть участия в команде, дети тренируются беспрекословно. Очень немногие рискнут спросить у тренера: “Зачем нам эти упражнения, почему нельзя просто играть?” — потому что ответ им уже известен.

Дети снова и снова приходят к выводу, что “усердная работа дает результаты”. В мире спорта ничего нельзя добиться сию же секунду. Для представителей современного поколения, привыкших получать желаемое немедленно, этот урок невероятно ценен.

Коммуникация

Чем чаще обстоятельства позволяют детям практиковаться в общении, тем лучше. Спорт открывает перед детьми много новых возможностей. Например, выполнение инструкций тренера может стать для ребенка абсолютно новым опытом. Учителя и родители — это взрослые, слушать которых дети уже привыкли, и они видят их ежедневно. Послушание тренеру, совершенно новой авторитетной фигуре, может выработаться не сразу. Тренеры обычно заставляют придерживаться строгих правил, в большинстве своем связанных с безопасностью, и вводят они эти правила не так, как учителя и родители.

Тренеры могут быть более строгими с детьми, чем родители, но мы приветствуем тот факт, что одним из условий этих коммуникаций является отсутствие любых электронных устройств. Тренеры сочетают традиционное вербальное общение и невербальные сигналы. Во время тренировок они не отправляют текстовые сообщения, не пишут электронные письма. Они говорят и показывают детям, что от тех требуется.

Когда отдавать ребенка в спортивную секцию?

Может, вас это и удивит, но каждый год около 35 млн пятилетних детей в США начинают заниматься спортом. Это время идеально подходит для того, чтобы отдать ребенка в спортивную секцию, потому что тренировки помогут ему развить навыки, которые пригодятся в школе. Современным молодым людям не всегда понятна важность упорного труда, тренировки и дисциплины, но, приобщив ребенка к спорту в раннем возрасте, вы сможете привить ему эти ценности.

На этом этапе главной целью является приобщение детей к спорту и пробуждение желания продолжить заниматься им в будущем. Большинство игр и соревнований на этом уровне проводятся исключительно ради развлечения, так что подсчет очков ведется редко. В результате участники обеих команд возвращаются домой с чувством, что победили именно они, и это замечательно.

Навыки, которые дети усваивают, приобщаясь к спорту в столь юном возрасте, будут востребованы в течение всей жизни. Очень вероятно, что ребенок, обнаружив, что тренировки оттачивают и улучшают его спортивные навыки, перенесет этот принцип и на другие сферы жизни.

Детский спорт

Границы этого периода — 8–12 лет. Существенной особенностью этого уровня является то, что тренеры формируют команды с расчетом на победу. Победы в соревнованиях теперь приносят трофеи, а при наборе спортсменов в команды наставники руководствуются не дружескими отношениями игроков, а их навыками, а также стремлением добиться баланса сил. Тренировки становятся сложнее, а тренеры начинают требовать больше от детей.

Кроме того, в это время детям выпадает замечательная возможность узнать о себе нечто новое. Теперь для спортивных занятий становятся необходимы терпение и умение планировать — навыки, чрезвычайно полезные современным детям, которые часто импульсивны и легко отвлекаются.

В спорте необходимо представлять, что вскоре произойдет, и соответственно планировать свою жизнь. Для этого нужно обращать внимание на множество деталей, учитывать шаги, предпринимаемые окружающими, и действовать с опережением. Поскольку представителям современного поколения редко выпадают соответствующие возможности, спорт предоставляет хорошие шансы для подобной практики.

Спорт для юниоров

Следующая ступень детского спорта приходится на возраст 12–13 лет. В этом возрасте многие талантливые игроки в ходе соревнований получают возможность перейти в команду, участвующую в серьезных матчах, для остальных доступны команды, в которые берут всех желающих, независимо от уровня.

В этом возрасте у детей существенно возрастает количество социальных контактов, и если ребенок играет в команде, ему будет проще справиться с этим. К тому же это подходящее время для того, чтобы учиться справляться с множеством обязанностей: выполнять школьные требования, поддерживать социальные контакты и быть полноценным участником команды.

Спорт для старшеклассников

Игра в спортивной команде в период старшей школы — невероятно полезный опыт. Конкуренция часто достигает очень высокого уровня. К этому времени некоторые дети уже более 10 лет посвятили занятиям спортом. Но остаются возможности и для тех, кто раньше либо не занимался спортом, либо до сих пор не определился с тем, какому виду спорта себя посвятить. Некоторые команды принимают всех, независимо от уровня мастерства и продолжительности опыта.

Детский спорт: любительский или профессиональный?

Когда принимается решение о том, что ребенок будет заниматься спортом на профессиональном или любительском уровне, нужно обязательно помнить про домашние и школьные обязанности ребенка. Тот факт, что ребенок — талантливый спортсмен, вовсе не обязывает его играть в команде профессионалов, особенно если этого не позволяет его график.

Кроме того, взрослые должны оценить ситуацию и понять, от кого исходит инициатива по занятию спортом — от самого ребенка или от родителя, который любит данный вид спорта или хочет, чтобы ребенок попал в хорошую команду. Иногда у ребенка практически не остается выбора: нужно поступать, как хотят взрослые, в противном случае он рискует огорчить маму или папу.

Возможно, вы хотите слишком многого

Занятия спортом могут быть чрезвычайно полезными для ребенка по многим причинам, однако существуют разумные ограничения. Приведем признаки, указывающие на то, что занятия спортом могут не оправдать себя.

  • Если вам кажется, что вы с бoльшим энтузиазмом относитесь к спорту, чем ваш ребенок, присмотритесь, что мотивирует его заниматься им. Действительно ли ему интересен этот вид спорта или все дело в том, что он подчиняется давлению с вашей стороны?
  • Если ребенку не хватает времени и сил на выполнение домашних заданий или если его успеваемость снижается, потому что он очень устает, подумайте о том, чтобы сократить время тренировок.
  • Если ребенок часто получает различные спортивные травмы, посоветуйтесь с врачом или тренером. Возможно, стоит прервать тренировки на какое-то время, чтобы восстановить здоровье.

Если ваш ребенок не интересуется спортом

Если спорт не увлекает вашего ребенка, существуют и другие виды деятельности, позволяющие получить подобный опыт.

  • Совершенствование в игре на музыкальном инструменте тоже требует длительных занятий и упорства. Здесь также необходимо наставничество взрослого. Игра в оркестре, группе или ансамбле сопровождается тем же чувством совместной работы и ответственности, что и участие в спортивной команде.
  • Членство в организации скаутов или в любом другом движении может предоставить те же возможности.
  • Игра в театре очень схожа с игрой в спортивной команде. Театральному кружку требуется уделять много времени, к тому же ребенку приходится учиться сочетать выполнение личных обязательств с репетициями. И опять же, для того чтобы вашему ребенку удалось стать лучше и получить роли, о которых он мечтает, ему непременно требуется практика.

Ссылка на основную публикацию