Как шрамотно огранизовать распорядок дня ребенка

Как правильно организовать рабочий день школьника

Как правильно организовать рабочий день школьника

То, как организован день школьника, обычно определяет очень многое — от его успеваемости до самочувствия. Как всё успевать и не переутомляться, как соблюсти баланс между тем, что нужно, и тем, что хочется, — эти вопросы стоят не только перед взрослыми людьми, но и перед детьми, начиная с младших классов. Разрешить их поможет тайм-менеджмент. Какие принципы необходимо применять, чтобы организовать рабочий день школьника, «Мелу» рассказали создатели курса «Тайм-менеджмент» на «Универсариуме».

1. Соблюдайте баланс

Приступая к организации дня школьника, важно помнить о колесе жизненного баланса. В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости — в равномерном развитии творческой и аналитической стороны личности, а секрет хорошего самочувствия — в сбалансированности разных жизненных сфер.

Сядьте вместе с ребенком и определите важные направлений. Их восемь. В колесе жизненного баланса школьника, помимо учебы, обязательно должны быть здоровье, физическая нагрузка и спорт; хобби, творчество, общение с друзьями, игры и развлечения; время, проведенное вместе с родителями.

2. Определите приоритеты

Чтобы достичь успеха и гармонии в жизни, необходимо, чтобы ежедневные дела согласовывались с долгосрочными целями. Детство — время, когда долгосрочные жизненные цели только определяются, и это означает простор для экспериментов. Однако если с ранних лет научиться соблюдать этот принцип, человеку будет проще решать свои задачи в будущем. Подумайте вместе с ребенком, кем ему бы хотелось быть, что бы хотелось попробовать. Вариантов может быть несколько. Может, он мечтает быть художником, футболистом и журналистом. И помните, что вы не просто фантазируете. На этом плане будет основано ежедневное расписание дня школьника!

Разумеется, в начальной школе это правило не так актуально, вам все равно придется примерно в равной степени заниматься и чтением, и письмом, и арифметикой. А вот в средней и старшей школе умение определить свои приоритеты и направить усилия в нужную область может стать решающим условием для поступления в вуз.

3. Составьте план дня

Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:

1. Составить список дел.

2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.

3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.

Например, для ученика младших классов этот список может выглядеть так:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Составив такой список, оцените его реалистичность. Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка — 9 часов. Добавьте сюда время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно — это еще примерно 3 часа. Итого 11 часов. Школьнику младших классов необходимо спать не менее 10 часов. Таким образом, наш план вполне реален и выполним, осталось составить четкий график.

Важность и срочность

Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.

Особое внимание стоит уделить второму квадрату, в котором содержатся важные, но не срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата, и это объяснимо, ведь их невозможно отложить или перенести. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.

Что это значит применительно к организации дня школьника? Не поддавайтесь соблазну составлять расписание дня, поместив в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия. Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт — то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит. Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.

Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится вот что:

1. Уроки в школе (3-4 часа).

2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

Гибкий подход

Составляя расписание каждого дня накануне, вы столкнетесь с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Часто они будут из III квадрата — срочные, но менее важные. Это так называемая «текучка», которой невозможно полностью избежать.

Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.

Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.

Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:

1. Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.

2. На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.

3. Для школьника таким делом обычно оказывается учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат)

4. «Зеленые зоны» оставляем сразу после запланированных важных и срочных дел.

Пример расписания дня школьника

Вооружившись знаниями о психологии и физиологии ребенка и добавив к ним принципы тайм-менеджмента, мы можем составить расписание одного дня школьника начальных классов. Оно будет выглядеть примерно так.

7.00 — 7.30 — подъем, зарядка, гигиенические процедуры

7.30 — 8.00 — завтрак

8.00 — 8.30 — дорога в школу

8.30 — 12.30 — занятия в школе

12.30 — 13.00 — дорога из школы

13.00 — 13.30 — обед

13.30 — 14.30 — зеленая зона

14.30 — 15.30 — выполнение домашних заданий*

15.30 — 16.00 — зеленая зона

16.00 — 16.30 — полдник

16.30 — 18.00 — прогулки, игры с друзьями

17.00 — 17.30 — зеленая зона

17.30 — 19.00 — кружки и секции (с дорогой)**

19.00 — 19.30 — ужин

19.30 — 20.30 — зеленая зона

20.30 — 21.00 — приготовление ко сну

* Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий — 15.00 — 17.00. В первом классе время на выполнение «домашки» не должно превышать одного часа, при этом каждые 10-15 минут желательно делать небольшой перерыв, предлагать ребенку выполнить небольшую разминку.

** Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, вы сможете сбалансировать все сферы развития ребенка.

Используя принципы тайм-менеджмента в повседневной жизни, вы и сами вскоре убедитесь, что они помогают не просто достичь успеха и сделать больше дел, но и сохранять при этом здоровье и хорошее настроение. А именно это очень важно, когда мы говорим об организации дня ребенка. Ведь учеба в школе будет продолжаться 11 лет, и грамотно распределить нагрузку, избежать психологического и физического выгорания на этом отрезке жизненного пути означает заложить прочные основы благополучия во взрослой жизни.

Режим дня ребенка в разном возрасте: нужен или нет?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок – личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет – подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.00 – Бодрствование
7.00-9.00 – Сон
9.00 – Второе кормление
9.00-10.00 – Бодрствование
10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
12.00 – Третье кормление
12.00-13.00 – Бодрствование
13.00-15.00 – Сон
15.00 – Четвертое кормление
15.00-16.00 – Бодрствование
16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
18.00 – Пятое кормление
18.00-19.00 – Бодрствование
19.00-20.45 – Сон
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00 – Шестое кормление
21.00-6.00 – Ночной сон
24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление
6.00-7.30 – Бодрствование
7.30-9.30 – Сон
9.30 – Второе кормление
9.30-11.00 – Бодрствование
11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
13.00 – Третье кормление
13.00-14.30 – Бодрствование
14.30-16.30 – Сон
16.30 – Четвертое кормление
16.30-18.00 – Бодрствование
18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
19.00 – Пятое кормление
19.00-20.45 – Бодрствование
20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
21.00-6.00 – Ночной сон
23.00 – Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 – пробуждение, утренний туалет, первое кормление
7.00-9.00 – Бодрствование
9.00 – 11.00 – Сон
11.00 – Второе кормление
11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
13.00 – 15.00 – Сон
15.00 – Третье кормление
15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
17.00-19.00 – Сон
19.00 – Четвертое кормление
19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
20.30 – Купание
21.00-7.00 – Ночной сон
23.00 – Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение
9:00 – завтрак
9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
11:00-12:30 – прогулка
12:30-13:00 – обед
13:30-15:30 – дневной сон
16:00 – полдник
16:30-18:00 – прогулка
19:00 – ужин
21:00 – поздний ужин
21:30 – ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 – пробуждение, утренний туалет
8:00 – завтрак
8:30 – 9:30 – занятия, игры, гимнастика
10:00 – второй завтрак
10:30-12:30 – прогулка
12:30 – обед
13:00-15:00 – дневной сон
15:30 – полдник
16:00-16:30 – игры, занятия
16:30-18:00 – прогулка
18:30 – ужин
19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
20:00 – подготовка ко сну, купание
20:30 – ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
8:00-12:00 – занятия в школе
13:00 – обед, отдых, свободное время
14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
15:30 – полдник
16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
19:00 – ужин
19:30-20:00 – игры, и свободное время
20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
20:30-21:00 – чтение на ночь
21:00 – сон

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты – плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя – если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок – это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Читайте также:  Тиреоглобулин: что это такое, какова его норма и за что отвечает

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня – основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге – утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

Режим дня ребенка в 1 месяц

Режим дня ребенка в 1 месяц не очень разнообразный. Он состоит из сна, кормления и гигиенических процедур. Приучить ребенка в этом возрасте к полноценному режиму дня довольно тяжело, потому что у него еще не сформировались системы, поддерживающие биоритмы. Несмотря на то, что формировать режим еще рано, кое-что уже нужно делать для этого.

Малыш в один месяц

Необходимость распорядка дня

Распорядок нужен самой маме. Когда ребенок живет по графику, значительно удобнее совмещать повседневные дела с уходом за малышом. При этом нельзя игнорировать желания новорожденного.

Режим месячного ребенка довольно простой: сон и кормление. Также малышу нужно регулярно бывать на свежем воздухе и проводить гигиенические процедуры. Если чадо понимает, что сейчас будет, ему значительно легче привыкнуть к ритмам.

Психологи говорят, что дети с правильно организованным режимом и во взрослой жизни проявляют себя дисциплинированно и обладают уверенностью в выполнении повседневных задач.

Отличия режимов при грудном и искусственном вскармливании

При искусственном или смешанном вскармливании малыш съедает стандартную порцию, состав которой не меняется в зависимости от времени кормления. Учитывая то, что кроха питается приблизительно одинаково, то и время усвоения пищи всегда составляет примерно три часа.

Частота питания ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, меньше, поскольку на переваривание смеси уходит больше времени.

Из этого следует, что обеспечить распорядок дня младенца, находящегося на грудном вскармливании, значительно проще.

Примерный режим дня ребенка 1 месяца

Понимание приблизительного распорядка для малыша позволяет адаптировать график под его индивидуальные особенности. Например, доктор Комаровский приводит следующий режим в качестве эталона.

Ориентировочный режим месячного малыша

Важно! Придерживаться его по минутам вовсе необязательно, да и сложно. Нужно планировать график, основываясь на естественных особенностях поведения ребенка, внося некоторые корректировки под себя.

Сон месячного младенца

Сон для новорожденного ребенка до 1 месяца невероятно важен. Поэтому организация отдыха должна быть приоритетом родителей на фоне всех остальных дел. В этом возрасте продолжительность сна младенца составляет 17-20 часов в сутки. Некоторые дети могут спать больше, другие – меньше. Все это вариации нормы.

В ночное время малыш спит около 7-10 часов, просыпаясь, чтобы родители его покормили. Ночью он суммарно проводит в спящем состоянии 7-10 часов, а днем – около 8-9 часов (около 4-6 раз в среднем по 1,5-2 часа). Продолжительность сна в каждом случае может быть разной, начиная 20 минутами и заканчивая несколькими часами. Почему? Причина этого кроется в том, что ребенок недостаточно созрел, чтобы его биологические часы начали нормально функционировать. Именно поэтому невозможна полная выработка распорядка дня в этом возрасте.

Малыш 1 месяц спит

Несколько рекомендаций для улучшения качества сна крохи:

  1. Рекомендуется пеленать малыша. Так он не будет будить сам себя движениями во сне. Хотя есть сторонники и обратного мнения, что пеленать ребенка не следует. Поэтому данный пункт остается на усмотрение родителей.
  2. Чаще нужно бывать на свежем воздухе. Тогда качество и продолжительность сна значительно возрастут. Сколько времени нужно гулять? Длительность прогулки зависит от времени года. Летом рекомендуемая продолжительность – не меньше двух часов. В зимнее время все зависит от погоды. Если слишком холодно и ветрено, лучше гулять с ребенком на балконе. Он так и свежего воздуха глотнет, и не замерзнет. Если зимой тепло (чуть больше 0 градусов), можно его тепло одевать и идти на непродолжительную прогулку. Прогулка – важный элемент развития месячного крохи.
  3. Перед ночным сном малыша рекомендуется приглушать свет. В слишком ярком помещении качество сна даже у взрослых людей хуже. Что говорить о месячной крохе?
  4. Как только во время бодрствования на лице видна усталость, нужно укладывать сына или дочь.
  5. В какой позе малыш должен спать? Некоторые врачи рекомендуют укладывать ребенка на бок, чтобы, если он срыгнет молоко, то не захлебнулся им.
  6. Гигиенические процедуры вечером являются залогом хорошего сна. Через некоторое время малыш будет понимать, что, если его купают, значит, скоро пора ложиться спать. Этот рефлекс поможет сделать сон более управляемым.
  7. Если малыш испытывает трудности с засыпанием, его может успокоить пустышка. Не рекомендуется ее использовать до установления лактации.
  8. Чтобы не помешать второй части ночного сна, лучше использовать ночник со слабым светом.
  9. Врачи рекомендуют не бояться издавать громких звуков во время дневного сна. Какие причины этого? Во-первых, дети спят очень крепко, и вряд ли взрослый разбудит грудничка. Во-вторых, так будет проще самому взрослому. В-третьих, пусть малыш привыкает спать во время разговоров, но нельзя и переусердствовать.

Кормление грудничка

Средняя частота питания малыша – 2-3 часа в любое время. Поэтому ребенок будет просыпаться, в том числе ночью. Если он питается грудью, лучше в первое время кормить ребенка по первому требованию.

Искусственное вскармливание 1 месяц

На втором месяце жизни и позже частота кормлений будет постепенно уменьшаться. Это даст возможность заниматься своими делами, не боясь нанести ребенку вред.

Гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры должны осуществляться каждый день по правилам. Это не только купание, но и закаливание. Также необходимо ежедневно умывать лицо грудничка. Начинать эту процедуру следует с глаз. Для этого берется небольшой кусочек стерильной ваты, смачиваемый в теплой кипяченой воде. Далее необходимо им протереть глазки малыша. Для каждого глаза взять отдельный тампон. Глаза протираются по направлению от носа к ушам. Также нужно чистить нос и стричь ногти на руках/ногах.

Умывание и вечернее купание

Во время умывания крохи отдельный тампон для каждого глаза необходим, чтобы предотвратить попадание туда болезнетворных бактерий. Что касается купания, то мальчиков и девочек необходимо подмывать по-разному. Например, мытье будущей девушки осуществляется следующим образом:

  1. С кожи убираются остатки фекалий с помощью детских влажных салфеток.
  2. Область промежности протирается ватой, смоченной детским лосьоном.
  3. Берется еще один кусок ваты с лосьоном, которым внимательно протираются все паховые складки. Там еще может остаться влага, которую нужно удалить с помощью детской присыпки. Наносится она так: немного вещества насыпается на ладонь и аккуратно распределяется по коже девочки.
  4. Далее поднимаются ноги малышки, берется чистый кусок ваты, которым протираются гениталии так, чтобы не попали микробы из анального отверстия в промежность. Для этого двигать рукой нужно по направлению спереди назад.
  5. Далее берется еще один чистый кусок ваты, которым протирается анальное отверстие. После процедуры нужно тщательно вымыть руки.

Важно! При подмывании струя воды должна направляться спереди назад.

Перед подмыванием мальчика нужно задержаться на несколько секунд, снимая пеленки, поскольку есть риск мочеиспускания. Далее с кожи снимаются остатки выделений, берется вата с детским лосьоном, которой протирается очищаемая область.

Далее аналогично протираются паховые складки, а также область возле гениталий. Нужно убрать излишки влаги с помощью детской присыпки. При этом быть особенно аккуратным, обрабатывая область возле яичек.

Далее чистым ватным влажным тампоном протираются половые органы ребенка. Нужно быть особенно осторожным, чтобы не повредить кожицу. Затем берется еще один кусочек ваты с лосьоном, которым протираются анальное отверстие и ягодицы. После процедуры обязательно вымыть руки.

Прогулки с новорожденным ребенком

Чтобы сон и аппетит ребенка были хорошими, малыша необходимо регулярно отправлять на прогулку на свежем воздухе. Сначала достаточно гулять в течение 15 минут, когда ребенок становится старше, можно увеличить продолжительность прогулки до 2 часов.

Важно не перекутывать ребенка – это негативно сказывается на его иммунитете. Если зимой он вспотеет, может серьезно заболеть.

Рекомендуется гулять с ребенком один раз утром и единожды вечером. Также несколько раз в день надо обеспечивать его сон на балконе.

Гимнастика и массаж

Чтобы ребенок хорошо развивался и быстро обучался моторным навыкам, необходимо постоянно делать массаж и физические упражнения. Профилактический массаж также необходим для предотвращения заболеваний. Перед тем, как его осуществлять, важно проконсультироваться с участковым педиатром или семейным врачом.

Лечебный массаж рекомендуется в таких случаях:

  1. Мышечная дистония или, наоборот, гипертонус;
  2. Заболевания нервной системы;
  3. Ухудшение кровообращения;
  4. Некачественный сон;
  5. Дефекты мышц, стоп, сформировавшиеся до рождения.

Интересный факт. Массаж является методом реабилитации детей с ДЦП. Профилактически он используется для ускорения темпов обучения ходьбе, развития навыков говорения, а также укрепления иммунитета.

В целом, уход за месячным ребенком всецело зависит от того, насколько хорошо родители адаптируются к новой жизни. Нужно быть готовым, что малыш будет регулярно плакать, много спать и просить есть среди ночи. Первое время будет тяжело, но, если приспособиться, вполне можно заниматься домашними делами.

Советы родителям

Особых успехов в установлении распорядка дня месячного ребенка родители не добьются в силу физиологических причин. У младенца, переступившего первый возрастной рубеж в своей жизни, организм не способен образовывать биоритмы. Но можно создать предпосылки для эффективного формирования распорядка дня:

  1. Здоровое питание. Кормление должно осуществляться одинаковыми порциями через равные промежутки времени. При этом, если ребенок требует еду, нужно его кормить. Просто надо стараться организовать питание таким образом, чтобы малыш просил есть через равные промежутки времени.
  2. Здоровый сон. На первом месяце жизни регулировать сон ребенка не получится и не нужно. Большую часть дня он проводит во сне, родители могут в это время заниматься своими делами с перерывами на кормление.

Таким образом, ухаживать за месячным ребенком нетрудно. Нужно делать лишь несколько вещей, которые уже скоро станут привычной составляющей жизни. При составлении режима дня месячного ребенка наиболее просто организовать питание. Гигиенические процедуры тоже могут совершаться в строго определенное время, а вот сон должен подстраиваться под малыша.

Видео

Режим дня новорожденного: индивидуальный подход

Всем известно, что для правильного развития ребенка большое значение имеет режим дня. Это относится и к самым маленьким деткам. Как лучше всего организовать режим дня новорожденного?

Лариса Шумина
Врач-педиатр, Елизаветинский детский дом, г. Москва

Режим дня – это та система, к которой подстраиваются биологические ритмы организма. Если режим дня составлен правильно, организм ребенка к нему быстро привыкает и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды. Достаточный по количеству и правильно распределенный в течение суток сон, своевременное питание, активное бодрствование являются основными условиями хорошего психического и физического развития малыша.

Режим дня новорожденного состоит из чередования во времени основных физиологических потребностей: питания, сна, бодрствования, прогулок, гигиенических и закаливающих процедур.

В первые недели новорожденный ребенок только начал адаптироваться к новым условиям жизни, биологические ритмы у него не сформированы, нервная система несовершенна, сон и бодрствование наступают беспорядочно.

Задача мамы на данном этапе – организовать режим малыша таким образом, чтобы он до кормления спал, а после него бодрствовал.

Режим дня новорожденного: кормления

Понятно, что основу распорядка дня новорожденного ребенка составляют кормления. В настоящее время специалисты по грудному вскармливанию и педиатры уверены, что кормить малыша надо столько раз, сколько ему необходимо. Это так называемое свободное кормление, или кормление по требованию. Свободное грудное вскармливание способствует установлению лактации и тесного психоэмоционального контакта между мамой и ребенком, что важно для правильного нервно-психического развития малыша. Ребенка прикладывают к груди так часто, как он того потребует, и позволяют сосать так долго, как он того пожелает. Здоровый новорожденный малыш может прикладываться к груди 10–12 раз в сутки и более, включая ночное время. К концу первого месяца практически все груднички начинают выдерживать 2–3-часовой перерыв между кормлениями.

Совсем другой подход будет, если малыш с рождения питается искусственными смесями.

В таких случаях важно соблюдать режим кормлений. Это связано с тем, что молочные смеси по своему составу отличаются от грудного молока и на переваривание белков, жиров и углеводов требуется больше времени. Должно пройти 3–3,5 часа, чтобы пища успела перевариться. При искусственном вскармливании рекомендуется 6–7-разовое кормление с перерывом 3–3,5 часа и ночным перерывом 6 часов. Первое кормление приходится примерно на 6 часов утра, а последнее – на 24 часа.

Режим дня новорожденного: сон

Еще один из главных режимных моментов – сон. Как правило, новорожденные детки, если они сыты, здоровы и их ничего не беспокоит, спят от кормления до кормления. Продолжительный сон очень важен для развития ребенка: он способствует созреванию головного мозга и правильному развитию его нервной системы. Тем не менее, некоторые дети с рождения спят немного. Видимо, так устроен их организм и это их норма, а значит, нет необходимости что-либо предпринимать, чтобы они спали больше.

Ребенок первого месяца жизни обычно спит 18–20 часов. Сон малыша после каждого кормления составляет примерно 1,5 часа. Перед тем как укладывать ребенка спать, надо создать такие условия, чтобы во сне он чувствовал себя комфортно. Для этого перед каждым сном примерно через 15–20 минут после кормления необходимо подмыть кроху и сменить ему подгузник. Перед сном надо проветрить комнату, где будет спать малыш.

Днем многие дети лучше спят на свежем воздухе. Если нет возможности пойти с ребенком на прогулку, можно использовать для дневного сна застекленный балкон или открытую форточку в комнате.

Будить или не будить?

Если подошло время очередного кормления, а малыш еще спит, будить его не надо. Ничего страшного нет в том, что он поест попозже. Но очень продолжительный сон, вялость ребенка, отсутствие формирования промежутков бодрствования – все эти признаки должны насторожить родителей. Эти проблемы являются поводом для обращения к педиатру или неврологу.

Режим малыша: бодрствование

Периоды бодрствования после каждого кормления в начале месяца составляют 15–20 минут, после первого месяца они могут достигать 1 часа. Эти короткие периоды вполне можно использовать для развития крохи.

Перед кормлением полезно выкладывать малыша на живот: это хорошая тренировка для мышц спины и шеи. Если после пробуждения малыш требует еды незамедлительно, то после кормления можно положить кроху на живот, но не раньше, чем через 30 минут.

С 2–3-недельного возраста каждая мама может делать своему малышу легкий массаж, основными приемами которого являются поглаживания ручек, ножек, живота и спинки.

Массаж проводится за 25–30 минут до кормления или не ранее чем через 40 минут после него (чтобы избежать срыгивания после кормления). Комплекс массажа, а в дальнейшем и физических упражнений помогут подобрать и показать участковый врач-педиатр или патронажная медсестра.

Распорядок дня малыша: прогулки

С новорожденным малышом желательно гулять как минимум 2 раза в день. Гулять с ребенком в теплое время года можно в первые дни после выписки из роддома. При минусовой температуре воздуха (но не ниже –5 °С) с ребенком можно гулять на 10–12-й день жизни, а от –5 до –10°С – со второй половины первого месяца. Продолжительность первой прогулки 15–20 минут летом и 5–7 минут зимой. Увеличивать это время надо постепенно, каждый день прибавляя 5–10 минут, чтобы в течение недели довести длительность прогулки до 1 часа. После этого зимой длительность прогулки можно увеличить до 1,5–2 часов при температуре не ниже –15°С, а летом время нахождения на улице не ограничено.

Читайте также:  Как мало спать и хорошо выглядеть мамам

Днем после каждого кормления (если позволяет погода) малыша можно выносить спать на балкон. Лучше, если балкон будет застеклен. На открытый балкон или лоджию может упасть что-то с верхних этажей (окурок, пыль, грязь), может залететь птица. Также застекленный балкон защитит малыша в плохую погоду от сильного ветра и дождя.

Режим дня новорожденного: гигиенические процедуры

Гигиенический режим новорожденного ребенка включает в себя: ежедневный утренний туалет, подмывание и смену подгузников, купание, закаливающие процедуры.

Утренние процедуры

Каждое утро, как правило, перед первым или вторым кормлением (в 6:00 или в 9:00) проводится утренний туалет ребенка. График этих ежедневных процедур можно составить свой – главное, чтобы соблюдались основные правила ухода за новорожденным и маме с малышом было удобно. Утреннее умывание и обмывание ребенка нужны не только для поддержания чистоты тела, это еще и простейшие процедуры закаливания. Если делать их регулярно, они во много раз повышают сопротивляемость организма инфекциям. Каждый день утром малыша надо обмыть, умыть, промыть глазки, почистить носик и ушки.

Подмывание новорожденного и смена подгузника

Подмывать ребенка и менять подгузник надо после каждого опорожнения кишечника (при грудном вскармливании стул может быть после каждого кормления), при отсутствии стула – не реже одного раза в 2–3 часа. Обычно меняют подгузник перед каждым кормлением, перед сном и после него, перед прогулкой. После сна малыша, как правило, прикладывают к груди. Если не поменять подгузник, ребенок будет испытывать дискомфорт, может плохо сосать грудь (прерываться и плакать). Длительное пребывание в грязном подгузнике может также стать причиной появления пеленочного дерматита и опрелостей.

Купание

Купать ребенка лучше вечером перед предпоследним по режиму кормлением, около 20–21 часов, но родители сами могут выбрать любое другое удобное для них время. Часто вечерние купания успокаивают ребенка и улучшают ночной сон. Маленькие детки не любят купаться на пустой или, наоборот, слишком полный желудок. В первом случае младенец будет кричать от голода, во втором – испытывать неприятные ощущения давления воды на полный животик. Оптимальное время для купания – между кормлениями, но не раньше, чем через 30–40 минут после еды.

Купать ребенка желательно ежедневно. Продолжительность купания в первые 2 недели жизни должна составлять не более 7–10 минут, так как малыш должен привыкнуть к воде. После этого купать ребенка можно дольше – до 20–30 минут, если при этом он чувствует себя комфортно, не плачет и не капризничает. Когда малыш уже привык к воде и к процедуре купания (после 3-й недели жизни), его можно начинать купать в большой ванне и обучать плаванию, если нет медицинских противопоказаний (повышение внутричерепного давления или нервно-рефлекторной возбудимости). Можно ли начинать плавать с малышом и как это правильно делать, расскажет врач-педиатр.

После купания проводится обязательная обработка пупочной ранки до тех пор, пока она полностью не заживет. Это обычно происходит к 10–17-му дню жизни.

Закаливание К закаливающим процедурам на первом месяце жизни ребенка относятся воздушные ванны. Можно устраивать их несколько раз в день при смене подгузников или переодевании. Вначале проводятся местные воздушные ванны (малыш лежит с открытыми ручками и ножками), а позднее – общие (когда малыш совсем голенький). Длительность первых воздушных ванн – несколько секунд с последующим доведением их до 2–5 минут. Температура воздуха в комнате должна быть не ниже 22°С.

Нарушения режима дня у грудничков

Что же делать, если, несмотря на все старания родителей сформировать у малыша режим дня, ничего не получается: кроха просит грудь каждые полчаса, днем спит, а ночью бодрствует, во время прогулок кричит и т.д.? В этом случае паниковать не надо – просто попытайтесь разобраться, в чем причина беспокойства крохи.

Чтобы ребенок активно бодрствовал, а потом спал, он должен быть сыт. Нарушения в режиме кормлений могут быть связаны с нарушением техники кормления (неправильный захват соска, неудобная для ребенка поза при кормлении). В этих случаях ребенок не получает достаточного для него количества молока и поэтому он беспокоен и чаще просит грудь. Навыки правильного прикладывания ребенка к груди мама может получить в роддоме, а также с помощью участкового педиатра или медсестры при патронажных посещениях новорожденного ребенка на дому.

Бывает так, что малыша правильно прикладывают к груди и он хорошо начинает сосать, но вдруг посреди кормления начинать кричать и «бросает» грудь. Это может быть связано с заглатыванием большого количества воздуха при кормлении. Тяжесть и чувство распирания в животе беспокоят малыша, поэтому он становится капризным и раздраженным. Чтобы помочь крохе, подержите его вертикально 5–7 минут для удаления избыточного количества воздуха из желудка, потом снова предложите грудь.

Для грудничка хороший сон не менее важен, чем еда. После сна ребенок должен просыпаться отдохнувшим, довольным, хорошо есть и активно бодрствовать. Такие нарушения сна, как трудности засыпания, частые пробуждения и непродолжительный сон, могут встречаться при нарушениях температурного режима грудничка (малышу холодно или, наоборот, жарко), кишечных коликах, а также быть симптомами неврологических заболеваний (повышение внутричерепного давления, перинатальная энцефалопатия и др.).

Есть еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители: ребенок весь день спит, а ночью бодрствует. Это связано с недостаточно развитой функцией эпифиза (отдела головного мозга, который отвечает за правильное установление биоритмов). В этом случае надо набраться терпения и постепенно научить ребенка различать дневное и ночное время суток. Днем с крохой можно активно заниматься: разговаривать, играть, включать негромкую музыку, проводить гимнастику и массаж. Все это делается при дневном освещении комнаты. Ночью, перед сном ребенка, с ним не нужно играть ни в какие игры, в доме должна быть спокойная обстановка, приглушенный свет. Как правило, к 1,5 месяцам дети перестают путать день с ночью.

Не стесняйтесь рассказать обо всех проблемах, связанных с малышом, педиатру и неврологу (при обязательном осмотре в детской поликлинике в 1 месяц), и они помогут подобрать наиболее подходящий и правильный режим дня для вашего малыша.

В собственном режиме

Еще недавно всем мамам рекомендовали установить строгий распорядок, расписанный по минутам, и заставлять ребенка следовать ему. Сейчас большинство педиатров и психологов считают, что необходимо придерживаться свободного режима дня. Ребенок сам устанавливает оптимальный для себя распорядок, исходя из своих потребностей.

Для того чтобы сформировать режим новорожденного, надо просто следить за его желаниями. Ребенок сам знает, когда хочет поесть или поспать. В первые недели жизни малыша родителям придется потратить много времени на попытки понять, что же именно сейчас нужно крохе. Если чутко реагировать на потребности малыша, то скоро можно заметить, что у него есть свой собственный режим, возможно, не такой, как у других детей.

Режим дня ребенка: для чего нужен и как правильно его организовать?

Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим пойдет на пользу не только малышу, но и его родителям. Соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье малыша.

Нарушение привычного распорядка приводит к ухудшению настроения ребенка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, – к ослаблению иммунитета.

Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие? С какого возраста нужно приучать ребенка к режиму дня?

Для здоровья и развития ребенка имеет большое значение режим дня. Он организовывает жизнь и ребенка, и родителей и помогает справиться с множеством дел спокойно, без суеты. Еда, сон и прогулки в определенное время дисциплинируют малыша, который привыкает к распорядку и легче перестраивается с одного занятия на другое. Создание режима дня в соответствии с рекомендациями детских врачей и педагогов необходимо для воспитания гармоничной личности.

Организм ребенка приспосабливается к определенному биоритму и к сроку настраивается на прием пищи или сон, а все органы и системы функционируют в нем слаженно. Нарушения этого режима являются причиной не только капризов, но и болезней. Важно поддерживать здоровье ребенка и создавать условия для его благополучного роста и развития.

Обычно дети, которые привыкли к четкому распорядку дня, отличаются бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью. При изменении режима дня они становятся капризными. Обычно это связано с началом посещения детского сада или школы, когда сложно сразу приспособиться к новым условиям, и дети переутомляются, раздражаются и от этого плачут. Постепенно они адаптируются к новому режиму и вновь становятся послушными, не вызывающими у родителей особых проблем.

Если ребенок посещает детское учреждение, то он и его родители вынуждены придерживаться определенного режима дня. У не посещающих такие заведения детей образ жизни зависит от родителей. Обычно мамы по часам кормят и укладывают спать детей первых лет жизни регулярно выводят их на прогулку и т.д. Если режим дня по какой-либо причине изменяется, то ребенок начинает капризничать, у него нарушаются сон и аппетит, появляются возбуждение или вялость. Справиться с таким ребенком сложно, к тому же страдает его здоровье, поэтому мамы стараются все делать вовремя.

Для прекращения каприза можно, подражая ребенку, имитировать его плач, а затем, гладя на него, постепенно делать голос тише и тише. Часто детей сбивает с толку такое поведение родителя, а каприз заканчивается совместным смехом и примирением.

Дети постарше не всегда соблюдают режим дня, так как сами еще не в состоянии контролировать его, а взрослые относятся к ним иногда попустительски . Дети могут увлечься мультфильмами, отказаться от дневного сна, расшалиться вечером. Все это дестабилизирует их психику и является причиной капризов и непослушного поведения по вине родителей. Конечно, бывают исключения из правил или обстоятельства, когда приходится немного изменить привычный распорядок дня, но в целом необходимо ему следовать.

Режим дня помогает воспитывать в ребенке самостоятельность. Он знает, что необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более успешной.

В первые годы жизни закладывается характер ребенка, а к пяти годам он уже полностью сформирован, далее он будет только усиливаться, более отчетливо проявляться. Режим дня помогает выработать организованность, успевать выполнять действия в срок, способствует учебному процессу, который у малышей происходит в игровой форме.

У детей первых трех лет режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с изменениями числа приемов пищи, продолжительностью ночного и частотой дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту, физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также развитию речи.

Дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость нервной системы, что является одной из причин капризов. Чередование различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.

Жизнедеятельность организма человека имеет определенные биоритмы, связанные со сменой дня и ночи. В течение дня активность ребенка изменяется. Максимальная работоспособность отмечается в 8-12 и 16-18 ч. В период с 14 до 16 ч ребенок проявляет наименьшую активность. Именно поэтому занятия, которые могут вызвать переутомление, планируют на первую половину дня, а после обеда устраивают тихий час (обычно сон). Учет биоритмов в создании распорядка дня помогает оптимально распределить нагрузку ребенка.

Изменяется работоспособность и в течение недели. После выходных дней ребенок в понедельник адаптируется к существующему в детском саду или школе режиму. В последующие дни он втягивается в различные занятия, учебный процесс, игры и проявляет наибольшую работоспособность. К концу недели нарастает усталость и работоспособность снижается, что связано с недостаточной физической активностью (во время занятий детям приходится много сидеть, не все игры сопровождаются движением) и все нарастающей умственной нагрузкой. Именно поэтому рекомендуется с детьми играть в подвижные игры, больше гулять на улице, при планировании дня чередовать умственную и физическую нагрузку, во время продолжительных занятий в старшем возрасте проводить паузы-разминки. Если ребенок в течение дня сохраняет хорошую работоспособность, не переутомляется, то он психически более стабилен и меньше капризничает.

В дошкольном возрасте дети сохраняют бодрость на протяжении не более 5-6 ч, поэтому им необходим дневной сон. Режим дня помогает ребенку засыпать и просыпаться в одно время. Если есть полноценный ночной сон, а значит и отдых, то будет и хорошее настроение утром после пробуждения. Только это помогает избежать множества капризов в связи нежеланием вставать с постели, одеваться и отправляться в детский сад или школу. Хорошее утро помогает сохранить настроение на весь день родителям, которым не пришлось торопить ребенка, в спешке делать все за него, успокаивать плач и бежать потом на работу. Все происходит мирно, в спокойном ритме. Если ребенок не посещает детских учреждений и спешить некуда, то можно с ним позаниматься, поиграть в развивающие игры, приобщить его к домашним делам. В течение дня можно все успеть без конфликтов, если с утра хорошее настроение, а ребенок привык соблюдать режим дня. Вечер в таких семьях обычно тоже проходит в благоприятной обстановке – для детей находятся спокойные занятия, а родители успевают уделить время друг другу, ребенку и себе.

В некоторых семьях в выходные дни ребенок выбивается из ритма, к которому привык на протяжении недели. Уставшие от трудовой деятельности, родители утром могут подольше поспать, что затем приводит к сдвигу привычного режима дня. К тому же часть времени ребенок оказывается предоставленным сам себе. Это нарушает его психическую стабильность и приводит к капризам. Родителям следует найти в себе силы и проявить организованность, чтобы сохранить в доме благоприятный для всех психологический настрой. Если они могут в выходной день придерживаться привычного для ребенка распорядка дня, то в понедельник ему проще влиться в коллектив и справиться с учебными занятиями. Если ребенок накануне делал, что хотел, неограниченно смотрел телевизор, долго играл в шумные игры, то к следующему дню у него сохраняется утомленность, отмечается вялость или возбужденное состояние, что отражается на учебных занятиях, мешает заснуть в положенный час днем, приводит к конфликтам с другими детьми.

Режим дня для детей составляют с учетом физиологических потребностей. До 5 лет ночной сон должен занимать 10-11 ч., а дневной – 1,5-2,5. Всего ребенку положено спать 12-12,5 ч в сутки. Оптимально укладывать ребенка в кровать в период с 21 до 21 ч 30 мин, тогда утром, с 7 до 7 ч 30 мин, он проснется бодрым. Дневной сон у детей дошкольного возраста организуют так, чтобы пробуждение пришлось на период с 15 до 15 ч 30 мин. В таком случае во второй половине дня они вновь будут активны. Более позднее пробуждение будет сопровождаться вялостью до вечера и нарушит ночной сон. Как правило, это приводит к нежеланию ребенка выполнять просьбы взрослых, возбуждению вечером, плохому засыпанию и капризам.

Полноценному ночному сну уделяется большое внимание и потому, что ребенок, который не выспался, в первой половине дня отличается вялостью, плохим настроением, хуже справляется с заданиями, а к вечеру становится более активным. Он начинает шуметь, бегать, просит не включать телевизор, не желает готовиться ко сну. Ведь у него сопровождается капризами, а взрослые прилагают много усилий, чтобы привести все в норму.

Помочь ребенку приспособиться к соответствующему возрасту режиму дня можно следующим образом. Предупреждайте ребенка за 10-15 мин о том, что пора заканчивать игру, собирать игрушки и ложиться спать. По истечении данного времени проверьте, чтобы ребенок все сделал, помогите ему при необходимости. Не поддавайтесь его просьбам поиграть еще немного. Если ребенок уже проявляет самостоятельность и сам раздевается, вешает одежду на стул, чистит зубы, то выполнение этих действий помогает ему настроиться на сон.

Прием пищи в определенное время вызывает голод и аппетит к положенному часу, а значит, ребенка легче усадить за стол, а пища хорошо усвоится. Первый завтрак рекомендуется детям в 7-8 ч утра. До обеда, в 10-11ч, можно предложить ребенку второй завтрак. После прогулки на свежем воздухе и подвижных игр, ребенок с аппетитом съест обед.

Читайте также:  Виды швейной техники: какая бывает

Вечером играйте с ним только в спокойные игры, обратите внимание на содержание просматриваемых им мультфильмов и других телепередач (они не должны приводить ребенка в возбужденное состояние или вызывать тревожность и страх). Детям не рекомендуется длительно сидеть перед телевизором, так как это вредно не только пребываем в неподвижной позе, но и психическим переутомлением, нагрузкой на зрение. Успокаивающе действует на детей чтение книг, что и рекомендуется делать перед сном. Так вы побудите наедине с ребенком, уделите ему внимание и поможете заснуть.

Более организованные дети отличаются в детском саду и школе дисциплинированностью, способностью к обучению, коммуникабельностью и реже болеют.

Конечно, не стоит заставлять ребенка все делать точно по расписанию, непрерывно следя за часами. Иногда нужно учитывать сложившуюся ситуацию и позволить ребенку еще 5-10 мин поиграть, договорившись, что затем он обязательно сложит игрушки в коробку, или перенести прогулку на другое время из-за дождя, чуть раньше или позже накормить, если ребенок приболел и у него изменился аппетит. Взрослые могут проявить гибкость и решить, что важнее в данный момент для воспитания и здоровья ребенка, а жизненный опыт и мудрость им в этом помогут.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева: «Кризисы детского возраста: «Нет» капризам и истерикам». Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Распорядок дня школьника: образец

Соблюдение гигиенических правил и норм ребенком позволяет сохранить бодрость духа и высокую работоспособность на многие годы. А как известно, главные составляющие здорового образа ребенка – это закаливание, двигательная активность малыша и соблюдение распорядка дня.

Что такое распорядок дня и зачем он нужен

Распорядок дня представляет собой четкое чередование различных видов деятельности, активного и пассивного отдыха, сна, с соблюдением временных интервалов времени на эти элементы. Ребенку сложно адаптироваться к новым условиям жизни, например, когда к посещению школы добавляет посещение секций, кружков или занятий в развивающих центрах.

Конечно, в этом случае большую часть ответственности за выполнение режима дня лежит на родителях, и они контролируют соблюдение графиков посещений тех или иных мероприятий, прикидывают временные интервалы, но постепенно ребенок должен учиться состоятельно выполнять распорядок дня.

Если правильно организовать день ребенка, это поможет ему легче переносить физические и умственные нагрузки, у ребенка всегда будет время на занятия, игры, отдых и посещение кружков или секций.

Нередко дети, у которых отсутствует распорядок дня, даже не успевают подготовить домашнее задание для школы, не говоря уже о посещении развивающих мероприятий, и даже на прогулки у них нет времени. В то время как организованный в этом плане школьник успешно учится, активно отдыхает и успевает заниматься внеклассными делами.

Составляя распорядок дня для школьника, важно помнить, что на отдых обязательно должно быть отведено время. Кроме того, если ребенок занимается во внешкольных кружках, его дневной распорядок будет отличаться в зависимости от дня недели. Поэтому, для школьников начальных классов необходимо составлять режим на всю неделю.

Со временем, привыкнув жить по прописанному плану, он сможет составлять свой распорядок самостоятельно и рационально распределять свое время. Но обучить этому своего малыша с раннего возраста – задача родителей.

Важный момент: в первое время взрослые должны строго контролировать соблюдение каждого пункта распорядка дня ребенком, пока он не войдет в его привычку.

Элементы распорядка дня школьника

Чтобы правильно составить распорядок дня и рационально распределит время ребенка, необходимо определиться, какие элементы должны быть в нем отражены.

Прежде всего это время на учебу в школе и подготовку домашнего задания в домашних условиях. Затем, для детей, посещающих внешкольные кружки и секции, должно быть отведено время на внешкольные занятия с учетом дороги.

В распорядок дня включаются пункты, касающиеся приемов пищи (завтрак, обед, полдник, ужин), время на прогулки, в том числе и на свежем воздухе при хорошей погоде, какой-либо досуг в домашних условиях и сон.

Не стоит беспокоится, что в 24 часа суток все эти элементы вместятся с трудом. При правильной организации дня времени хватит на все.

Конечно, многим детям сложно определиться, чем конкретно они хотят заниматься после занятий в школе, некоторые записываются во все кружки, какие только предлагают внешкольные организации, но времени на все не хватает. В этом случае следует определиться, какие именно секции будут в приоритете, а чем придется пожертвовать (может быть на какое-то время).

Учитывая все элементы режима дня, важно помнить, что ребенку нельзя чрезмерно переутомляться, иначе хроническая усталость может вызвать у ребенка развитие астено-невротического синдрома. С другой стороны, часто мамы жалуются, что, оставшись недостаточно загруженным, ребенок часами «болтается» на улице, ввязывается в плохие компании и к подростковому возрасту становятся просто неуправляемыми.

Итак, рассмотрим основные элементы распорядка дня школьника.

Учеба в школе и дома

На занятия в школе для ученика начальных классов тратится от 4 до 5 часов в день. Обычно уроки начинаются в 8 часов и длятся до 12 – 13 часов дня. Распорядок в учебное время организовывается администрацией школы, классным руководителем.

Все, что требуется от родителей и самого ребенка – вовремя прийти к началу занятий в школу.

Подготовка домашнего задания в домашних условиях для школьников начальный классов занимают до 1-3 часов времени (в зависимости от класса). За это время ребенок успевает решить примеры и задачи по математике, выполнить письменные упражнение по языкам, выучить устные предметы.

Приступать к выполнению домашних заданий сразу после возвращения из школы не нужно. После обеда ребенок может немного отдохнуть, поиграть или отправиться на внешкольные секции.

Внешкольная активность ребенка

Посещение спортивных секций, внеклассных кружков или развивающих центров полезно для развития ребенка, для формирования для личности. Таким образом ребенок не только развивается, но и учится общению в коллективе, адаптируется к новым условиям.

Дополнительные занятия спортом развивают в ребенке выносливость, силу, ловкость, способствует укреплению мышц и скелета.

Занятия в творческих и художественных кружках благотворно сказывается на эстетическом развитии ребенка, развитии полезных навыков и умений. Обучающие и развивающие кружки и центры способствуют всестороннему развитию ребенка.

Для школьников начальных классов можно посещать 2-3 кружка или секции, с учетом того, что занятия по каждому их них проводятся 2 раза в неделю (т.е. 2-3 секции по 2 занятия в неделю – 4-6 занятий в неделю). Отводя время на распорядок дня под внешкольные мероприятия, учитывайте не только время занятия, но и на дорогу до кружка и обратно домой.

Питание

Время на питание или приемы пищи должно быть обязательно отведено в распорядке дня. Учитывайте время на завтрак перед школой (второй завтрак у детей – в школе), обед, полдник и ужин. На один прием пищи отводите 20-30 минут. Приучайте ребенка есть быстро, но не торопясь.

Часто всегда находится 1-2 ребенка, которые подолгу засиживаются за столом, в то время как другие детки уже успели покушать и готовятся к занятиям или прогулке.

Если ваш ребенок относится к числу этих малышей, которые очень медленно едят, приучайте его кушать быстрее. Предлагайте своего рода соревнования, кто быстрее съест обед, придумывайте поощрения для ребенка, если он быстро справится с трапезой.

Особых требований к распределению времени на приемы пищи нет. Главное, чтобы завтракал ребенок не позднее чем через час после пробуждения (это подойдет для выходного дня) и не ранее, чем через 20-30 минут после пробуждения.

В будние дни завтракать нужно через 20-30 минут после подъема. Обед должен приходиться на 13-14 часов дня, а ужинать нужно примерно в 19-30, не позже.

Отдых и прогулки

Отдых – неотъемлемая часть рабочего дня ребенка. После возвращения из школы ребенку необходим отдых около 1-1,5 часов. При этом отдыхать должны и глаза ребенка, поэтому в это время лучше отвлечься от компьютера, планшета и даже чтения книг. Лучше это время провести на свежем воздухе на улице, а для первоклассников, возможно подойдет дневной сон.

Если в этот день у ребенка нет никаких кружков и секций, то после отдыха, примерно в 15-16 часов он может приступать к домашним заданиям. Если же внеклассная жизнь школьника весьма насыщена, то время на подготовку уроков определяется в индивидуальном порядке. Но все же лучше, если уроки ребенок успевает сделать днем.

Перед ночным сном ребенку тоже необходим спокойный тихий досуг. Спать школьнику начальных классов необходимо 9-10 часов в течение ночи. Поэтому, часов в 20-00 – 20-30 ребенку пора готовиться ко сну.

Чтобы с засыпанием не было проблем, подготовьте комнату заранее, проветрите ее, перестелите постель. Собрать портфель на завтра и убрать игрушки нужно с вечера, чтобы зря не тратить утром время.

Распорядок дня школьника 1-го класса

Первый звонок, первая учительница, первые уроки — организм ребенка испытывает невероятный стресс. При составлении расписания дня для ученика 1-го класса важно учитывать, что несовершенная нервная система под натиском тяжелой учебы может не выдержать.

В начале учебного сезона необходимо отталкиваться от привычек маленького человека, постепенно внедряя в повседневную жизнь новый распорядок, правила, привычки.

Оптимальное время для подъема малыша — 7 часов утра. Утренняя рутина в виде посещения туалета, чистки зубов, уборки кровати займет около 20 минут.

К 7:20 ребенку желательно сидеть за столом в ожидании завтрака, на тщательное пережевывание которого уходит 10-15 минут. Остаток времени до 8:00 уделяется сборам в школу.

С 8:00 до 8:30 первоклассник должен успеть не только преодолеть дорогу в школу, но и подготовиться к началу уроков.

В среднем, будний день учащегося 1-го класса состоит из трех-четырех уроков. Уже в 11-12 часов дня ребенок свободен. Дорога домой пройдена — самое время для обеда.

Важно приучать малыша к приемам пищи в одинаковое время: это поможет нормализовать работу кишечно-желудочного тракта.

Начиная с 13 часов дня и до 15:00-16:00 ребенок имеет полное право на отдых. Досуг желательно посвятить не только играм в компьютер, планшет или просмотр телевизора (просмотр последнего желательно уменьшить до часа в день), но и чтению любимых книг, прогулкам, хобби.

Небольшой полдник в 4 часа дня — идеальная «подготовка» к выполнению домашнего задания. Чадо можно угостить шоколадкой или любимой булочкой с корицей, горстка орехов или ягод, фрукты простимулируют юный мозг к работе.

Подкрепившись, самое время приступить к домашней работе. В первом классе ей уделяется 1-1,5 часа. Домашнее образование никогда не станет лишним, если графа дневника «Домашнее задание» пуста: поучительные книги , задания на логику, развивающие игры — легкая работа для мозга. Некоторое время уделяется сборам портфеля.

К слову, важно дать волю ребенку, если тот выявляет желание собрать рюкзак самостоятельно: родителям остается только проверить наличие тетрадей, пенала и книг.

Вечер первоклассника включает в себя ужин, личное время и подготовку ко сну. Оптимальное время для вечернего приема пищи — 6-7 часов. После чего час или два уделяются свободному времени чада (важно исключить просмотр телевизора, игры в планшет, смартфон, компьютер: это вызывает бессонницу).

За час до отхода ко сну, в 20:00 ребенок отправляется в душ, чистит зубы, приводит в порядок комнату. В 9 часов вечера можно пожелать всем родным спокойной ночи и лечь спать.

Составлять распорядок дня для ребенка по часам необходимо с учетом особенностей начала учебного дня, посещаемых секций и личности чада.

Например, дети с математическим складом ума следуют расписанию дня с легкостью и удовольствием, в то время как творческие личности не желают поддаваться действиям по схеме: для них осваивание «тайм-менеджмента» — сложная задача.

Облегчить создание распорядка дня позволит следующий пример-опора:
7:00 — ребенок просыпается;
7:05 — 7:20 — утренняя рутина (разминка, личная гигиена);
7:20 — 7:35 — прием пищи;
7:35 — 8:00 — сборы;
8:00 — 8:30 — путь в школу;
8:30 — 13:05 — учеба (продолжительность варьируется в зависимости от числа уроков);
13:05 — 13:30 — возвращение домой;
13:30 — 13:40 — смена одежды;
13:40 — 14:00 — дневной прием пищи;
14:00 — 16:00 — свободное времяпрепровождение (отдых, секции);
16:00 — 18:00 — выполнение домашнего задания;
18:00-19:00 — 18:30-19:30 — ужин;
До 20:00 — досуг ребенка;
20:00 — 21:00 — подготовка ко сну;
21:00 — отбой.

Распорядок дня школьника, занимающегося во 2-ю смену

Для родителей подбор «схемы дня» даже для современного ребенка, учащегося в первую смену — не большая проблема, ведь на помощь приходят воспоминания из прошлого, опыт молодых лет. Однако, что касается чада со второсменным распорядком учебы? Неужели все шансы на проведение дня с пользой потеряна? О создании максимального целесообразного расписания дня для ученика, посещающего школу во вторую смену далее.

На первый взгляд, 2-ая смена, кажется, весомой причиной поспать лишний часок. Нет, утро должно начинаться по обычаю — в 7 часов. Это поможет провести ранние часы с пользой и без ущерба для вечернего времени. Обычные дела вроде зарядки, личной гигиены и завтрака тоже включаются.

В без двадцати восемь ребенок чаще всего сводит выполнение утренней рутины к концу. Следующие полчаса можно уделить уборке комнаты или другим хобби. 9:00 — отличное время для выполнения второй части домашнего задания (первая выполняется вечером). В такой час желательно выполнять письменные работы по языкам, математике и творческие по рисованию, доучивать стихотворения наизусть.

Так как на домашнее задание уходит 1-1,5 часа, уже в 10:30-11:00 можно приступать к сборам в школу. Конечно же, стоит регулировать порядок действий в соответствии со временем начала занятий.

Для учащегося во вторую смену дитяти необходимо приготовить обед и упаковать его в ланчбокс или же отправлять его на приемы пищи в школьную столовую.

Когда дети освобождаются от занятий в школе (это происходит в 5-6 часов вечера), стоит учесть время для преодоления маршрута «школа-дом». Теперь, в половину седьмого ребенок может приступить к вечернему приему пищи.

Дать время отдохнуть — залог продуктивности. С 19 до 20 часов чадо должно гулять, заниматься физическими упражнениями или хобби. Следующий час можно уделить чтению книг по программе, выполнению небольшой части домашней работы (здесь важно не переусердствовать).

В 21:00 ребенок может искупаться, почистить зубы, выполнить оставшиеся дела и до 22:00 отправляться спать.

Секции и выходные

Для ребенка, в чью жизнь плотно вошли занятия спортом, музыкой или танцами, расписание дня составляется похожим на «порядок действий» первоклассника. Главное отличие состоит в том, что время для отдыха ученик посвящает любимому занятию.

Выходной день — радость не только для взрослых, но и для детей. Еще бы, выдается возможность хорошенько отдохнуть и провести время с родными.

Во избежание переутомлений и стрессов, суббота и воскресенье должны быть действительно выходными днями, без излишнего напряжения и давления решеток расписания дня. Конец недели должен включать в себя:

  • полноценный сон;
  • физическую активность;
  • умственный труд;
  • сбалансированное во времени питание;
  • положительные эмоции.

Для того, чтобы последующая рабочая неделя выдалась легче и проще, ребенок может выполнить наперед уже известное домашнее задание.

Вместо заключения

Распорядок дня в переводе на английский звучит, как «тайм-менеджмент», что означает «управление временем». И если в случае с успешным управлением времени взрослого человека прежде нужно изучить десятки книг, посетить парочку семинаров и тренингов от маститых бизнесменов и тренеров, то с ребенком составление распорядка дня куда проще. Создать целесообразное для дитяти расписание дня можно придерживаясь вышеперечисленных, простых на первый взгляд, но эффектных рекомендаций.

Прививать ребенку умение управлять своим временем можно и нужно с детства. Работоспособность, ответственность и, главное, умение управлять своим временем — основные услуги окажет тайминг взрослому чаду в будущем.

Ссылка на основную публикацию