Развитие у детей терпимости по отношению к детям инвалидам и к детям с ОПФР

Проект «Воспитание толерантности у младших дошкольников»

ольга бибнева
Проект «Воспитание толерантности у младших дошкольников»

Проект «Воспитание толерантности у младших дошкольников»

Воспитатель: Бибнева О. С.

Необходимость создания инклюзивных групп

Формирование у детей позитивной жизненной позиции по отношению к детям «не таким, как все»

Если детей с ОВЗ будут принимать в группе как желанных членов, это придаст им уверенности, научит полагаться на собственные силы, поможет в социальной адаптации; в то же время для типично развивающихся детей инклюзия способствует развитию толерантности

недостаток доступных средств для воспитания толерантности у дошкольников

в воспитании толерантности

В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране к проблеме воспитания толерантного отношения к людям – инвалидам в период дошкольного детства.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям – инвалидам, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и детский сад.

Воспитание толерантности связано с приобщением ребёнка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – драгоценный талант, который встречается всё реже. От воспитания общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.

Мы предлагаем вашему вниманию идею решения актуальной проблемы педагогики – воспитание толерантности у детей дошкольного возраста, которое предусматривает терпимость, доброжелательное отношение к людям «не таким, как все», уважения людей разной национальной и расовой принадлежности. Современное общество столкнулось с проблемой недостатка мест в специализированных дошкольных учреждениях для детей с ограниченными физическими возможностями.

По данным министерства здравоохранения и социального развития на август 2012года, численность детей – инвалидов в России составляет 545 тысяч человек. Именно поэтому назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в группы, где воспитываются типично развивающиеся дети, так называемая инклюзия, даёт возможность не только детям – инвалидам принять участие «в нормальной жизни», но и здоровым детям узнать о проблемах своих сверстников, об их сильных и слабых сторонах, учить жить и сосуществовать в едином социуме.

И здесь в практике дошкольных учреждений складывается противоречие: с одной стороны, мы должны создать комфортное пребывание каждого малыша в детском саду, с другой – сделать это обычно бывает не просто. И дело даже не в ресурсах, а в самом микроклимате. Как оградить ранимое сердце нездорового малыша от детской непосредственности, а порой и жестокости сверстников, навешанных ярлыков и прозвищ? Как помочь поверить в собственные силы, избежать насмешек, не чувствовать себя изгоем?

Только воспитание толерантного отношения к людям, причём с младшего дошкольного возраста, позволит решить данную проблему. Существует много разнообразных методов нравственного воспитания: это и личный пример педагога, и беседы, и ознакомление с образцами художественной литературы. Но в сё это доступно и понятно детям более старшего дошкольного возраста. А к этому возрасту у ребят уже складываются определённые стереотипы поведения.

Мы абсолютно убеждены, что начинать надо значительно раньше – с младшего дошкольного возраста. Наша задача научить детей не замечать физического недостатка товарищей, естественно воспринимать их особенности, а при необходимости оказывать им помощь и поддержку, проявляя заботу и милосердие. И в решении поставленных задач мы предлагаем опереться на игровую деятельность как ведущую для дошкольников.

Игрушка… Милая сердцу игрушка… Она не просто обязательный спутник детства; именно с её помощью ребёнок познаёт окружающую действительность. Это своеобразное окно в мир, школа воспитания чувств малыша. Мы уверены, что если среди привычных стандартных игрушек появятся с помощью педагога игрушки не такие как все, в дальнейшем ребёнок сможет перенести их образ на действительность, окружающую реальность, проявляя к «необычным» людям не только тактичное отношение, но и сочувствие, доброжелательность, желание помочь.

Новая игрушка не сразу завоёвывает сердце ребёнка. И здесь многое зависит от педагога, тех жизненных ситуаций, которые он создаст, и в которых малыш включит её в качестве партнёра. Наши игрушки именно такие:

Вот взгляните – это ёж.

На других он не похож.

Колючки есть у всех ежей.

А этот, представляете,

Родился с шубкой из кудрей

И цветом солнца раннего.

Он был как спелый апельсин

Кудрящки так сверкали.

В лесу он был такой один,

Все сразу замечали.

Ёж только выйдет за порог,

Смеялись даже пташечки –

Клубком кататься он не мог

Ёж всех любил в своём лесу

Зверей, букашек маленьких,

И даже хитрую лису,

И уважал всех стареньких.

Он не такой как все ежи…

Но разве это – важное? –

Любовь, тепло его дущи

Согреют сердце каждое!

А это девочка – сова.

Она с рождения глуха.

У сов обычно чуткий слух,

А бедная малышка

Зароется в свой мягкий пух,

Во сне ей снится мышка.

Она хотела бы играть,

Да ничего не слышит.

Помог ей слухоаппарат,

Что подарили мыши.

Всего лишь тонкий проводок

Ей прикрепили к ушку,

И вот теперь она для всех

Она хохочет день – деньской

И весело играет.

А этот добрый проводок

Никто не замечает.

Пришёл котёнок к нам слепой.

Он грустно так мяукал.

И в тихой песенке его

Лишь жалобные звуки.

Ему надели мы очки –

Он в красках мир увидел

А то, что знатный он певец

Никто и не предвидел.

Поёт котёнок день и ночь

На дереве и крыше.

Послушать музыку не прочь

Не только птицы, – мыши!

А то, что носит он очки

Для всех друзей не важно.

В очках котёнок наш слепой

Стал смелым и отважным!

Какой улыбчивый малыш!

Он ласков, обаятелен.

Хоть не похож он на других.

Но всё ж, очарователен!

Ему с большою головой

Зато он выдумщик большой

И признанный художник.

Его работы хороши,

Добро в рисунках этих.

В них чуточку своей души

Он дарит милым детям.

В лесу избушке жили мишки

Три мишки, словно в старой книжке

Он из них был бел как мел,

«Полярный» прозвище имел.

Другой медведь был с шёрсткой бурой

Хоть с той же мишкиной фигурой.

А третий медвежонок

Тростник, он словно мёд, любил.

И отличался чёрно – белой грудкой

Наш добрый и затейливый мишутка.

И жили мишки очень дружно,

Любили спать, гулять, играть

И, как положено медведям,

Конфетку – лапу пососать.

И отношения медвежьи

Были так искренни и нежны,

Что позавидовать им мог

Любой в стране лесной зверёк.

Пусть шёрстка разная, ну что с того!

Они все мишки, больше ничего.

Дружили мишки и не замечали,

Что друг от друга отличались.

Мы опробировали метод.

Вы не поверите, друзья,

Урок добра понятен детям

Сегодня нужен, так как никогда.

С такими куклами, как эти

Мы можем проще и доступнее всё детям объяснить.

Нам в помощь золотое правило дидактики,

Чем о добре часами говорить.

Игрушки эти дети любят

И с удовольствием играют.

А то, чем куклы отличаются от всех

Теперь ребята и не замечают.

Конференция по толерантности в Аппо (Санкт-Петербург) Сегодня состоялась конференция по толерантности. Принимала участие в работе секции “Петербургский дощкольный мир: воспитание толерантности”.Выступали.

Презентация к родительскому собранию на тему «Вырастим толерантного дошкольника» Материал для родителей. В презентации представлен материал по основным вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста. Материал.

Формирование толерантного отношения к детям – инвалидам и детям в ОВЗ в образовательном учреждении

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ

К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  1. Понятие толерантность. Историческая справка.

Толерантность. Что это такое?-

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит планета вся».

Непонятно? Что же, объясняю:
Это счастье на Планете всей.
Это то, что я всех принимаю.
Всех людей, кто веры не моей.
Толерантность, — я сказала, — это
То, на чем стоит Планета вся,
И другого не найти ответа.
В этом я уверена, друзья.
Толерантность — это всепрощенье
Тех, кто нам обиды наносил.
Толерантность — это примиренье
Всех враждебных в этом мире сил.

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе, нет нужды

Опасаться, что тебя обидят,

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, с уважением к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

В России понятие «толерантность» стало употребляться в печати с середины XIX века, но в 1930 годах XX века оно исчезло из лексики, пока опять не появилось в начале 90-х годов.

16 ноября отмечается Международный день толерантности, который был торжественно провозглашен в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО, утвержденной в 1995 году. Декларация провозглашает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Декларация также рассматривает угрозы человечеству, которые несет нетерпимость, предлагает методы и программы в борьбе с нетерпимостью.

В социологии толерантность делят на несколько видов:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

Данный доклад посвящен формированию толерантности по отношению к детям – инвалидам и детям с ОВЗ. Мне хотелось бы вместе с вами обсудить проблему отношения общества к детям с особенностями развития. Коснуться истории данного вопроса, оценить состояние дел на сегодняшний день и увидеть, возможно, перспективу развития в данном вопросе, поделиться собственным опытом.

  1. Отношение к детям – инвалидам в разные исторические периоды развития общества.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям-инвалидам. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Очень часто, обращаясь к нашей истории, нам становится неуютно оттого, что мы узнаем. И, тем не менее, отрицать факты нет смысла, потому что даже самые неприятные сведения из прошлого помогают нам понять то, что происходит в настоящем.

О том, как общество относилось к детям-инвалидам, мы впервые узнаем из мифов о древней Спарте, где, согласно древнему историку Плутарху, немощных детей сбрасывали со скалы. В Древней Греции, где высоко ценилось физическое совершенство человека, детей, у которых при рождении замечались физические недостатки, убивали. В Древнем Риме, как и в Древней Греции, детоубийство младенцев с расстройствами считалось нормой. Но, в тоже время следует отметить, что в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию. При помощи методов

гидротерапии и физических упражнений разрабатывались методы лечения приобретенных заболеваний, но они были доступны только богатым гражданам.

В Древней иудейской культуре ко всем слепым и глухим, вдовам, сиротам и малоимущим относились особенно внимательно, детоубийство запрещалось. Однако инвалиды, по-прежнему, считались людьми с печатью греха, именно поэтому им запрещалось посещение религиозных ритуалов.

В Древнем Египте впервые упоминаетс документ (папирус Ebers), который включает в себя перечень древнейших рецептов, врачебных советов, магических целебных заклинаний. Важно, что египтян интересовали не только причины болезни и способы ее лечения, но и заботило социальное самочувствие инвалидов: жрецы обучали слепых музыке, пению, массажу; привлекали к участию в культовых церемониях. В отдельные исторические периоды слепые составляли основную массу придворных поэтов и музыкантов.

Для русской культуры инвалиды (юродивые, калеки) традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Инвалиды, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы, в православной культуре вызывали чувство жалости, сострадания и сочувствия.

Действительно, обращаясь к истории, мы видим, что отношение к детям с физическими или психическими недостатками было неоднозначным. Общество испытывало на протяжении всего своего существования очень противоречивые чувства к детям с особенностями — от жалости и сочувствия до злости и ненависти. Как трудно, когда людей терзают, прямо таки разрывают в разные стороны такие противоположные эмоции. Часто это заканчивается тем, что тема вызывающая их просто «закрывается», как будто ее не существует. Проблемы не решаются потому, что спокойнее их просто игнорировать. Но существует закон равновесия, как бы мы этому не противились, и та информация, которую мы не хотим замечать, появляется перед нами в еще более усложненной форме, а в определенный момент достигает такого содержания, которое уже невозможно не замечать и игнорировать. Детская инвалидность возрастает, принимая катастрофические масштабы, об этом становится все сложнее молчать. Это касается всего общества, это его боль, и общество в определенный момент понимает, что пыталось лечить эту боль не тем способом.

Чтобы исцелить болезнь в первую очередь следует признать ее существование, принять ее, а затем уже искать способы лечения.

Проблемы детской инвалидности относительно недавно стали предметом специальных исследований. Скажем больше, серьезные исследования относительно развития детей вообще начали проводиться только после второй мировой войны, а это в масштабах развития человечества очень скромный отрезок времени.

И нельзя не отметить, что динамика в данном вопросе явно положительная – от физического уничтожения, непризнания и изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными дефектами в общество, создания для них безбарьерной среды.

К сожалению, ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов.

Дети-инвалиды, взрослые инвалиды являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Большинство из вышеперечисленных проблем способно решить инклюзивное образование.

Это потенциально очень перспективная форма социализации детей с особенностями в развитии.

  1. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в образовательном учреждении.

Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, сверстников, родителей толерантности.

Для формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями необходимо опираться на следующие задачи:

  • изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам;
  • формирование основ эмпатийного («эмпатия» (от греч εμπάθεια – сопереживание) – постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием) поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида;
  • нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;
  • повышение уровня профессиональной компетентности у учителей общеобразовательных школ в области технологий и методик интегрированного обучения.

Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с задержкой психического развития (далее – дети с ЗПР). Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических функций.

Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытываю трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

  1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
  2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
  3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
  4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.
  5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
  6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могу включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье. Детей с временной задержкой психического развития нередко ошибочно считают умственно отсталыми. Отличия этих групп детей определяются двумя особенностями.

У детей с ЗПР трудности в овладении элементарной грамотой счетом сочетаются с относительно хорошо развитой речью, значительно более высокой способностью к запоминанию стихов и сказок и с более высоким уровнем развития познавательной деятельности.

Такое сочетание для умственно отсталых детей нехарактерно. Дети с временной ЗПР всегда способны использовать оказанную им в процессе работы помощь, усваивают принцип решения задания и переносят этот принцип на выполнение других (сходны) заданий.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

  • педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
  • родители (законные представители);
  • воспитанники, обучающиеся.
  1. Основные формы воспитательной работы по формированию толерантности.

Для реализации задач по формированию толерантности важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
– познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,
– сочинения, защита исследовательских работ,
– конкурсы рисунков, стихов,
– социальные акции, концерты, праздники и др.

Классному руководителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.

Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, и понимания ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:

– тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в классный коллектив,
– моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов и т.п.

Особое внимание рекомендую уделить «Урокам доброты».

Цель занятий – способствовать формированию позитивного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Основная идея занятий – рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

Толерантность, сформированная еще в младшем школьном возрасте, является одним из важнейших условий успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играют учреждения образования, именно в них ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Совместное обучение с «особыми детьми» способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как социальная компетентность толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Каждый класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в любой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов. Очень важно, чтобы дети чувствовали, что они любимы!

Отношение к инвалидам у детей

В самом слове «инвалид» заложено некоторое пренебрежение, указание на ущербность: на латыни это слово означает «бессильный», «негодный». Не зря это наполненное негативом слово в последние годы стараются заменять на более приемлемые термины: человек с ограниченными возможностями, с отклонениями, а не с дефектами в развитии и т. д. Но словесное обозначение не очень сильно влияет на отношение общества к тем, кто в силу различных причин выглядит и двигается иначе, вынужден пользоваться коляской для передвижения, лишен зрения, слуха, или частей тела. Наши сограждане по-прежнему относятся к инвалидам достаточно напряженно.

Отношение к инвалидам в обществе

Статистика указывает на двойственное отношение к людям с ограниченными возможностями. С одной стороны, если респондентам предлагают вопросы общего характера, большинство отвечает: инвалиды такие же члены социума и заслуживают такого же уважения, как и все остальные. Большинство россиян готовы жертвовать на социальные программы деньги и считают, что инвалидам должны быть предоставлены равные со всеми возможности.

Но это только до тех пор, пока дело не касается чего-то более конкретного и личного. Например, опросы, проведенные в Москве, Петрозаводске и других городах Российской федерации, выявили: многие школьники не хотят учиться вместе с «особенными» детьми и родители с ними солидарны. На практике это оборачивается тем, что дети-инвалиды и их родители нередко сталкиваются с негативным отношением. Матери особенных детей жалуются, что их детей обижают на детских площадках, а иногда даже просто просят покинуть места общего пользования, чтобы не смущать или не травмировать здоровых ребятишек. Сами дети с ограниченными возможностями говорят, что их нередко дразнят, обижают, толкают и прогоняют здоровые ровесники.

Но не меньше негатива ранит и неумеренная жалость. Как найти золотую середину, как воспитать в детях правильное отношение к людям с особенностями?

Правовые вопросы для инвалидов и личный комфорт окружающих

В 1995 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности», призывая всех членов общества быть терпимее и добрее ко всем окружающим, вне зависимости от расы, религиозных предпочтений, физического здоровья и других качеств.

В России принято несколько законов и постановлений, направленных на создание для людей с ограниченными возможностями нормальных условий для жизни и осуществления своих прав.

В реальности инвалиды часто сталкиваются со многими трудностями, начиная от приема на работу и заканчивая отсутствием элементарных условий для передвижения по городу.

Дети «с особенностями» имеют право обучаться вместе со всеми остальными сверстниками. Но на самом деле учебные заведения нередко ищут поводы отказать таким детям в зачислении, находя множество отговорок.

Те же граждане, которые соглашаются пожертвовать средства на помощь детям-инвалидам, голосуют против установки пандуса у подъезда, в котором нуждается инвалид-колясочник. Правовые вопросы отодвигаются на второй план, когда речь заходит о собственном комфорте.

Почему так происходит? Почему люди проявляют бестактность и равнодушие, сталкиваясь с особенными детьми и взрослыми?

Общество и инвалиды

На самом деле наши сограждане не жестоки и не равнодушны, во всяком случае, в большинстве. Просто очень многие из них не знают, как нужно себя вести, ведь каждый человек с ограниченными возможностями особенный, со своим собственным отношением к своей проблеме. Проще сделать вид, что ничего не замечаешь, чем пытаться найти подход к особенному ребенку или взрослому.

Кто-то из людей с особенностями совершенно не комплексует из-за отсутствия частей тела или нарушения их функций, живет, как живется, не чувствует себя инвалидом и не ждет милостей ни от природы, ни от общества. Принимает помощь легко, не жалуется на ее отсутствие, и даже жалеет тех, кто оказывается в замешательстве, столкнувшись с необходимостью взаимодействия с инвалидом.

Другие не могут избавиться от негатива, от обиды на жизнь, обошедшуюся с ними так несправедливо.

Третьи горят желанием доказать всему миру, что они не отличаются от всех остальных, воспринимают сочувствие и желание помочь как оскорбление и унижение. При этом их может ничуть не меньше ранить и отсутствие внимания и желания помочь.

Наверное, для правильного взаимодействия с особенными людьми необходим не только такт, но и эмпатия. Чтобы почувствовать себя в чужой шкуре, ощутить чужую боль и беспомощность, или внутреннюю силу и жизнелюбие, и вести себя соответственно. Потому что общих правил в отношении к инвалидам быть не может.

Но такую чуткость необходимо воспитывать в детях с самого раннего возраста.

Воспитание чувств

Очень часто мы можем ранить походя, не задумываясь над последствиями своих действий.

Ситуация: мать, гуляя со своим малышом, встречает на детской площадке ребенка с ДЦП. Странный малыш с неловкими, словно изломанными движениями, обязательно привлекает внимание здоровых детей. Что делают многие мамы в такой ситуации? Говорят своим деткам: «Не смотри на него, нельзя!» Иногда даже закрывают им глазки рукой и уводят ребенка, опасаясь психологической травмы и неудобных вопросов.

«Особенный» ребенок, если замечает такую реакцию, страдает, чувствуя себя изгоем, чудовищем, неприкасаемым. Здоровый малыш, «спасенный» матерью от «неподходящего» зрелища, делает вывод: с некоторыми детьми, не похожими на других, общаться не стоит. Наверное, они плохие, если на них даже смотреть нельзя.

Но если мать внушает своему здоровому ребенку, что всех «не таких» нужно жалеть, это тоже не лучший вариант. Жалость действительно способна ранить, унизить.

Какой же путь правильный?

Уважение к личности. Каким бы ни был человек, он уникален и неповторим. Он живет, и имеет право пользоваться всеми возможностями и благами социума. Маленький мальчик с синдромом Дауна и девочка, страдающая эпилепсией, точно также любят играть с другими детьми, ходить в цирк или в бассейн, как все остальные дети. Ребенок с ДЦП точно так же нуждается в социальных взаимодействиях для гармоничного развития, как здоровый ровесник. Непривычная внешность малышей, родившихся с физическими отклонениями, не должна вызывать нездорового любопытства и уж точно — негатива. Любой ребенок должен привыкнуть с раннего возраста к тому, что все люди разные. Но все заслуживают уважения, дружбы и любви вне зависимости от своих физических особенностей.

Как относиться к «особенному» ребенку?

Просто как к ребенку. Которому иногда нужна помощь, внимание, самостоятельность и все остальное, в чем нуждаются обычно дети. Не нужно приучать их к жалости, к снисходительности. Свои особенности малыш и так знает, но вот как он станет к ним относиться — зависит от его окружения.

Комментарий эксперта

Татьяна Сергеевна Кузнецова, учитель МБОУ СОШ № 94, г. Воронеж

В нашей школе созданы все условия для детей с особенностями развития, включая удобные пандусы и специальные туалеты. Зачастую в классах обучаются дети с теми или иными ограничениями по здоровью, но отношение к ним как со стороны педагогов, так и со стороны учеников абсолютно такое же, как и к другим детям, у которых нет подобных проблем. Больше чем уверена, что если бы кто-то стал высмеивать физические недостатки ребёнка, это вызвало бы волну массового осуждения.

Мне кажется, что в многих детях при рождении уже заложены сострадание и эмпатия. Возможно, с точки зрения науки это и не так, но я думаю, что ко многим детям понимание недопустимости наносить обиду более слабому приходит и без помощи взрослых.

Если в ребёнке нет такого понимания, педагоги всегда помогут, вежливо и корректно объяснят ребёнку, как не следует поступать.

Сейчас, когда активно пропагандируется и внедряется модель инклюзивного образования, особенно важно прививать вежливое и бережное отношение к «особенным» детям, ведь им порой очень нелегко влиться в социум. Такие дети многому учат и нас — стойкости, воле, любви к жизни, в какие условия она бы не поставила.

Развитие у детей терпимости по отношению к детям инвалидам и к детям с ОПФР

Интерактивные методы работы

по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР

со всеми участниками

И.И. Лукашевич, педагог социальный

А.Ю. Капская, педагог-психолог

Н.М. Лебедь, педагог-психолог

Введение

«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Он путь для мира, также как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он – носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности. В нем предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…И, каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога”.

Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”

Предлагаемая нами система формирования толерантного отношения к детям с ОПФР обеспечивает подготовку педагогов, родителей, учащихся к включению детей с ОПФР в среду нормально развивающихся сверстников.

Основными источниками формирования толерантности являются СЕМЬЯ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

СЕМЬЯ – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности.

Поэтому устойчивые черты толерантной личности необходимо формировать у всех участников образовательного процесса.

Формирование толерантности, как специально организуемый процесс требует ориентации на групповые формы обучения, совместную деятельность, т.к. толерантность, в первую очередь, проявляется в общении, во взаимодействии субъектов.

Для формирования толерантного отношения к детям с ОПФР в учреждениях образования, мы выстроили для себя определённую систему своей деятельности и взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.

Был выработан алгоритм работы специалистов ЦКРОиР в данном направлении, и определены блоки, которые позволяют наиболее эффективфно решать поставленные задачи.

Работа с родителями

по формированию толерантного отношения

к детям с особенностями психофизического развития

Семья – это школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей. Поэтому именно в семье начинается формирование устойчивых черт толерантной личности.

Семьи, с которыми мы работаем по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, чаще всего находятся на разных полюсах. Это семьи, воспитывающие детей с ОПФР и семьи, воспитывающие здоровых детей, которые обучаются в группах и классах интегрированного обучения и воспитания.

Поэтому цели, которые мы ставим в работе с семьёй по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями, тоже разные:

– родителей, воспитывающих детей с ОПФР, необходимо научить понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть.

– родителей, воспитывающих здоровых детей, научить понимать и принимать особенности других людей, относится к ним доброжелательно, терпимо, а также воспитывать эти качества в своих детях.

Существует 2 подхода к работе с семьёй. Это традиционный, когда функция психолога: всезнающий эксперт. Он реализуется во время родительских собраний, консультаций, бесед. И нетрадиционный. Здесь основной функцией психолога является: помогать, поддерживать, направлять. Второй нам кажется наиболее эффективным, потому что именно такой подход позволяет нам строить отношения с родителями на основе сотрудничества и доверия. При таком подходе родителям принадлежит ведущая роль в принятии решений, выборе способа реализации рекомендаций специалистов.

– Одним из важных условий эффективности психолого-педагогического сопровождении семьи является трёхуровневая система взаимодействия:

1 уровень – макроуровень ( уровень коллективного взаимодействия): «Родительская школа»;

2 уровень – мезоуровень (уровень групповой психокоррекционной работы): психокоррекционные тренинги, направленные на решение психологических проблем самих родителей;

3 уровень – микроуровень (уровень индивидуальной работы): психологические консультации родителей.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями мы начинаем с семей, в которых появляются такие дети. Для любого ребенка семья – это самое главное в жизни, это то, с чего жизнь начинается, где закладываются основы будущей взрослой жизни. А для ребенка с ограниченными возможностями это особенно верно: такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи. В связи с этим именно семья обладает наиболее мощным реабилитационным потенциалом. Помочь родителям, в первую очередь, понять и принять ребёнка с ограниченными возможностями, является одной из задач специалистов ЦКРОиР по формированию толерантного отношения к детям с ОПФР. Это происходит через формирование у родителей позитивного восприятия личности ребенка, что позволяет родителям обрести новый жизненный смысл, гармонизирует взаимоотношения с ребенком, оптимизирует самосознание. Это, в свою очередь, нацеливает родителей на использование гармоничных моделей воспитания, а в перспективе обеспечит оптимальную социальную адаптацию ребенка с ОПФР, что, в свою очередь, будет способствовать проявлению толерантного отношения со стороны социума к лицам с ограниченными возможностями.

Направления работы педагога-психолога с семьями на принятие ими детей с ограниченными возможностями:

Мы считаем, что очень важно познакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, с современными подходами к процессу воспитания. В результате у родителей формируется адекватное восприятие ребенка, принятие своеобразия его развития, меняется отношение к ребенку и себе. В течение ряда лет при ЦКРОиР функционирует «Родительская школа», на занятиях которой наши специалисты помогают родителям понять, а главное принять своего ребенка таким, какой он есть. Это объединяет родителей, помогает им получить знания и опыт, эмоциональную поддержку. Успешно проходили занятия «Родительской школы»: «Родительский дом – начало начал», «Маленьким шагами – в большой мир», круглый стол «На пути к толерантному обществу», тренинг «Инклюзивные подходы в обучении и семейном воспитании детей с ограниченными возможностями», творческая гостиная «Культура внутрисемейных отношений как фактор педагогической эффективности родителей»».

Для родителей, воспитывающих детей с ОПФР проводятся индивидуальные и групповые консультации, которые помогают родителям:

– определить модель воспитания, используемую ими,

– найти способы толерантного отношения к ребёнку,

– гармонизировать отношения между ребёнком с ограниченными возможностями и его здоровыми братьями и сёстрами,

– осознать неадекватные межличностные отношения близких родственников к ребёнку с ОПФР (гиперопека, «заласкивание») и т.д.

Наиболее интересно прошли групповые консультации «Слагаемые воспитания особого ребёнка», «Принять, понять, помочь», «Дом, в котором я живу», «Азы женской дипломатии» и др.

Мероприятия данного направления помогают снизить уровень психоэмоционального напряжения родителей, что позволяет сформировать позитивный образа будущего для ребенка и семьи в целом. В результате чего родители становятся более спокойными, изъявляют желание конструктивных изменений в своей жизни (семинары-практикумы, тренинги).

На тренинге «Волшебный мир гармонии» родители учились находить способы решения личных внутренних проблем, получили навыки эффективного взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, терпения и т.д., а также научились гармонизировать своё внутренне состояние с помощью таких методов как сказкотерапия, музыкотерапия, литотерапия, звукотерапия, ароматерапия и т.д.

Помогает обучить родителей эффективным формам поведения взаимодействия с ребёнком в различных социальных ситуациях и отношениях. Благодаря чему родители приобретают гибкость поведения и реагирования, становятся более коммуникативно-компетентными, толерантными. Такие формы работы, как тренинги, интерактивные игры, форум-театр, проводимые в рамках данного направления, направлены на:

– коррекцию неконструктивных форм поведения матери (агрессия, необъективная оценка собственного поведения и поведения ребенка, примитивизация поведения и др.);

– формирование продуктивных форм контакта в социуме (с ребенком, членами семьи, родственниками и другими лицами);

– обучение умению любить ребенка, умению сдерживать гнев, раздражение, возникающие в ответ на неумелость или особенность психофизического развития ребенка;

– коррекцию понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенную нейтрализацию отрицания наличия проблем в позицию взаимодействия;

– коррекцию взаимоотношений с ребенком (от взаимоотношений, характеризуемых как гиперопека или гипоопека, к оптимальным взаимоотношениям, проявляющимся в уважении личности ребенка и предоставляющим ребенку достаточную его возможностям самостоятельность);

– расширение сферы творческого взаимодействия с ребенком.

Наиболее интересными, на наш взгляд, были такие мероприятия, как

большая психологическая игра «Приключение Буратино» (с участием отцов, воспитывающих детей с ТМН), авторская сказочная игра «На семейном совете у Белоснежки и семи гномов».

Все эти мероприятия позволили обучить родителей рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком, выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком, способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, повысить компетентность в решении трудных ситуаций общения с ребёнком, осознать личностные проблемы, блокирующие понимание характера взаимодействия с другими людьми и т.д.

В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа педагогов с родителями на принятие детей с ОПФР проводится с учетом особенностей семьи, родителей и, прежде всего, семейных взаимоотношений.

Такие формы работы, как занятия «Родительской школы», тренинги, конференции, форум-театр, организация совместной деятельности родителей и детей (семейные конкурсы, фотовыставки, выставки семейных творческих работ, праздники семьи) позволили:

– сформировать положительные ценностные ориентации и установки у родителей по отношению к ребёнку с ОПФР,

– принять его нарушения членами семьи и лицами социального окружения,

– выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком,

– обучиться способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

ЦКРОиР часто выступает посредником между родителями, детьми и социумом, формируя в нем толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями и их семьям. Такие семьи приглашаются к участию в районных общественных мероприятиях («Ярмарка талантов», «Дары земли Слуцкой» и др.), на семейные тематические праздники приглашается телевидение, о детях с ОПФР снимаются ролики («Брошенный камень», «Дети дождя», «Мы – такие как все» и др.) для демонстрации в учреждениях образования и предприятиях, в газетах печатаются статьи о детях с ограниченными возможностями и мероприятиях, проводимых в ЦКРОиР. Семье становится понятно, что ребенок может развиваться и по мере своих возможностей приобретать навыки социализации. Понимая это, родители становятся глашатаями идеи толерантности сначала в ближайшем окружении, а в дальнейшем и в местном сообществе.

Результаты проведённой работы:

– родители стали эффективнее взаимодействовать друг с другом;

– родители получили опыт эмоциональной поддержки;

– родители стали более активными участниками процесса социализации своих детей.

Отношение к инвалидам: воспитание чувств

Почему тетя на коляске? Почему дядя стучит палочкой перед собой? Почему этот дядя так странно ходит? Вопросы, которые задают дети, видя на улицах инвалидов, не по-детски серьезны. От ответа мамы или папы напрямую зависит, будет ли этот человек через 20 лет называть человека с инвалидностью «калекой» и голосовать против установки пандуса в подъезде.

Исследование, проведенное в учебных заведениях Петрозаводска, выявило, что каждый третий школьник не хочет учиться с инвалидами в одном классе. Ученики переживают, что детям-инвалидам будут ставить завышенные оценки, что учителя будут делать таким детям необоснованные поблажки. А около 3% испытывают к инвалидам личную неприязнь. В Москве также признают, что столичные школьники не готовы учиться вместе с детьми-инвалидами. Во Всероссийском фонде образования полагают, что данные по Петрозаводску даже ниже, чем по России в целом. С детьми-инвалидами не хотят учиться более половины детей, и чем крупнее город, тем нетерпимее ребята. Для обучения ребенка с инвалидностью в обычном классе требуется большая подготовительная работа со школьниками, родителями и педагогами.

Отсутствие воспитания ответственности, доброты и терпимости к недостаткам других все чаще приводит к трагедиям, сопровождающимся недетской жестокостью. В Калининградской области в 2012 году возбуждено уголовное дело по факту избиения девочки-инвалида ее сверстниками. И, к сожалению, это не единственный пример чудовищного отношения к инвалидам.

Практика показывает, что родители, отвечая на детские вопросы, совершают примерно одни и те же ошибки. Более того, есть несколько стандартных неправильных ответов.

Неправильный ответ

Мама резко одергивает ребенка: «Не смотри на него!». В этом случае ребенок, скорее всего, испугается маминой реакции и сделает для себя вывод, что инвалиды – это те, кого следует избегать, чье общество является нежелательным и даже неприличным (ведь родители запрещают детям смотреть только на что-то плохое или стыдное).

Мама отвечает: «Он больной, таких людей трогать не надо». Очевидно, что мамой в этот момент движут благие намерения. Желание, чтобы ребенок ненароком не задел чувств человека с инвалидностью, не ранил его неосторожным словом. Но в перспективе такой ответ ни к чему хорошему не приведет. У ребенка может сформироваться мотив избегания инвалидов, нежелание общаться и взаимодействовать с ними, в том числе в тех ситуациях, когда инвалиду потребуется посильная помощь в общественном месте.

Мама говорит: «Пойдем скорее, тебе не стоит видеть это». Ребенок усвоит, что от инвалидов следует держаться подальше и испытывать к ним жалость, смешанную с отвращением, а это не соответствует ни культурному, ни гуманному отношению к людям с инвалидностью.

Мама говорит: «Его надо пожалеть, у него постоянно все болит». Подобный ответ на детский вопрос также абсолютно неконструктивен: он призывает к жалости, но не к уважению. Совершенно нежелательно, чтобы ребенок рос с представлениями об инвалидности как о чем-то ущербном и достойном жалости.

Работа над ошибками

Лучший ответ для ребенка – рассказать, что именно произошло с человеком с инвалидностью и почему он так двигается или так выглядит. И самим предлагать помощь слабому – в присутствии ребенка.

«Такое иногда случается, если попадаешь в аварию». Чтобы этот ответ не вызвал у ребенка нездорового страха перед транспортом, нужно рассказать ему, или в очередной раз напомнить, о правилах безопасности.

«Некоторые люди рождаются не такими как все, чтобы остальные учились доброте, терпимости, великодушию». Можно объяснить ребенку, что великодушие – это защита слабых, помощь нуждающимся, что именно так во все времена поступали настоящие герои. Прекрасно, если вы вместе с ребенком вспомните персонажей любимых мультфильмов и сказок, которые действовали именно так.

«Инвалиды – это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, многие из них болеют, некоторые странно выглядят, но во всем остальном они такие же, как мы с тобой. Эти люди могут быть лишены возможности слышать или видеть, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить». Лучше не говорить ребенку про инвалида, что он – «больной». Правильнее будет сказать, что этот человек не слышит, или не видит, или не может передвигаться без коляски. Если у человека трясется голова или странная походка, нужно объяснить, что это такая болезнь, и что во всем остальном это обычный человек, поэтому его не нужно бояться.

Сын или дочь, прежде всего, учатся на личном примере родителей. Поэтому если вы боитесь и избегаете инвалидов, едва ли стоит ждать от ребенка другого отношения.

Правила вежливого обращения с инвалидами

Нельзя разглядывать людей с физическими недостатками, даже если кажется, что им это незаметно. Не нужно проявлять преувеличенного сочувствия. Инвалидам не следует задавать вопросов личного свойства. Если человек захочет рассказать о своем здоровье, он заговорит об этом первым.

При общении с человеком с инвалидностью ориентируйтесь на его поведение. Если хотите помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь.

Сопровождая слепого, сообщайте ему о любых препятствиях на его пути, а также о том, что нужно быть осторожным (чтоб не споткнуться о край тротуара например). Внутри помещений говорите слепому о любых препятствиях, находящихся на высоте его роста, чтобы он не ударился головой или не получил иную травму. Выходя из комнаты, обязательно скажите или попрощайтесь, чтобы человек понял, что вы уходите.

Во время разговора обращайтесь к собеседнику, а не к компаньону или иному сопровождающему лицу. Чтобы привлечь к себе внимание глухого или слабослышащего человека, который не сидит к вам лицом, не кричите, а слегка прикоснитесь к его руке или плечу. Говорите медленно и членораздельно. Будьте готовы повторить сказанное в более простой форме, чтобы было легче прочитать по губам. Не следует преувеличенно артикулировать и усиливать мимику. Если глухой собеседник плохо вас понял, уместно написать записку.

Чуткость по отношению к людям с инвалидностью начинается с речи. При упоминании о человеке в первую очередь обращайте внимание на его личность, а уже потом на физический или иной недостаток. Лучше вместо «инвалид» или «калека» говорить «человек с физическим недостатком», а вместо «паралитик» или «эпилептик» – «человек с эпилепсией». Можно характеризовать человека как «слепого» или «глухого», но не следу­ет называть «увечным» или «дефективным».

Развитие у детей терпимости по отношению к детям инвалидам и к детям с ОПФР

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Радаева Дарья Павловна

студент 5 курса, кафедра социальной педагогики и психологии ВлГУ,

Данилова Марина Владимировна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент ВлГУ, г. Владимир

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность это гармония в многообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства» [4].

Понятие «толерантность» можно представить как терпимость, веротерпимость (лат.) [5]. Современный вариант понятия «Толерантность» можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.). Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [4]. Рассматривая приведённые понятия, необходимо отметить огромную разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о толерантности.

Рассматривая феномен «толерантность» необходимо остановиться на понятии «эмпатия» (от греч εμπάθεια— сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием [5]. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней, что подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Данный способ общения включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, и другим эмоциям.

Отмечая немалую значимость и роль рассматриваемых понятий в процессе формирования и развития концепции современного образования до 2020 г. и возникла необходимость в проведении исследования толерантных отношений школьников к инвалидам. Для изучения толерантности используются большое число методик: «Уровень эмпатических тенденций» (И.М. Юсупов), «Уровень толерантности» (Доровской А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся),«Тест эмпатических тенденций Мехрабиана»,экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) и другие.

Рассматривая вопросы толерантности при формировании гражданского общества и модернизации образования через расширение инклюзии, важно отметить определённые противоречия, возникающие в образовательном пространстве. Потребность и готовность учащихся включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию. Так же отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. Проблемы усугубляет тот факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к таким детям. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Минздравсоцразвития России в рамках программы «Доступная среда» (20112015 г.) осуществил коммуникационную кампанию «Люди так не делятся» (2011 г.).

Главная цель государственной программы «Доступная среда» это формирование толерантного отношения к инвалидам в коммуникационном аспекте. В 2011 г. Минздравсоцразвитием России был проведен первый этап кампании. В рамках программы прошли мероприятия, связанные с обустройством городов и рабочих мест.

Главным слоганом данной программы является: «Люди бывают пунктуальные, романтичные, аккуратные, ранимые. Но их нельзя разделить на инвалидов и не инвалидов, потому что люди так не делятся»

Директор Департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России Г.Г. Лекарев заявил: «Нам было важно избежать обвинений в адрес общества или жалости к инвалидам. Мы хотели через очень простые, человеческие, жизненные примеры показать, что у нас много общего, что мы можем жить вместе, и тому есть множество доказательств. Если мы примем это, фактор инвалидности перестанет быть определяющим в отношениях между людьми».

В рамках данной кампании были разработаны публицистические материалы, такие как телевизионные ролики, радио-ролики, наружная реклама и интернет-баннеры. В 2011 г. в телевизионный эфир вышли два ролика социального характера. Данную программу поддержали известные люди [2].

Работа по формированию толерантного отношения к детям инвалидам ведется в ряде регионов: Мурманской, Владимирской, Московской областях, Нижнем Новгороде, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах и т. д.

В Мурманской области все мероприятия проводятся в соответствии с законом от 29.12.07 «О мерах социальной поддержки инвалидов», в рамках которого воспитание и обучение детей-инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов и индивидуальной программой сопровождения. В других вышеперечисленных регионах проводятся следующие программы: «День толерантности» (Владимирская область); «Программа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам» (Московская область); «Формирование толерантного отношения к детям с инвалидностью» (Нижний Новгород); программы «Чтобы дети верили в чудо» и «Поддержим ребенка» (Дальневосточный и Сибирский федеральные округа).

·Формирование толерантности происходит в следующих целевых группах: — специалисты (врач-офтальмолог, врач-педиатр, учитель-логопед, учитель-дефектолог (тифлопедагог), медсестры-ортоптистки, воспитатели, инструктор по физической культуре, преподаватель изодеятельности), работающие с детьми;

Среди преимуществ интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:

·преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

·преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

·преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

·преимущества педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом); активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации [6].

Толерантность это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

В России в настоящее время проживает 1,6 миллионов детей-инвалидов. Во Владимирской области их более 6000. Дети-инвалиды, взрослые инвалиды являются наиболее социально незащищенной группой населения, которая наиболее часто подвергается жестокости со стороны окружающих их людей.

Информация о жизни детей с инвалидностью чаще всего неизвестна для большинства граждан. К детям с ограниченными возможностями отношение особенное, и чаще всего негативное. Хотя каждый ребенок очень талантлив. Мониторинг рассматриваемой ситуации показал, что школьники, учащиеся колледжей, студенты не знакомы с «Декларацией принципов толерантности», плохо осведомлены с положениями «Конвенции о правах ребенка».

Во Владимире ежегодно проводятся «Уроки доброты», информирующие школьников и учащихся о «Декларации принципов толерантности», о «Конвенции о правах ребенка», о людях с инвалидностью, об их ограниченных возможностях здоровья и безграничных талантах [3].

В рамках «Программы по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам» были поставлены следующие задачи:

·изменение общественного мнения и неадекватных социальных представлений у учеников общеобразовательных школ, их родителей и учителей по отношению к детям-инвалидам;

·формирование основ эмпатийного поведения как со стороны обычных сверстников, их родителей, и со стороны семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, самого ученика-инвалида;

·нейтрализация иждивенческих настроений и стилей поведения детей-инвалидов, их семей;

·повышение уровня профессиональной компетентности у учителей общеобразовательных школ в области технологий и методик интегрированного обучения.

Методологической и теоретической основой данных программ являются фундаментальные положения о единстве создания и деятельности, о развитии психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Общетеоретическим контекстом выступил субъектно-деятельностный подход, определивший схему концепции и технологию разработки программы. Базовыми концептуальными основаниями для разработки методической модели явились субъектно-деятельностный подход и теория полусубъективности. В качестве важнейших научных категорий были рассмотрены категории деятельности, субъекта, отношения, ценности. Конечной целью программ является развитие высших форм субъект-субъективного взаимодействия между детьми-инвалидами и построение полусубъектного взаимодействия, что является условием реализации партнерских позиций в общении с детьми-инвалидами [1].

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение, подготовка среды для совместного обучения, формирование толерантности у школьников. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

Читайте также:  Как шрамотно огранизовать распорядок дня ребенка
Ссылка на основную публикацию