Роль семьи в успешном воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
статья на тему

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в теч20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврухина Ю.В. педагог дополнительного образования

ГБДОУ детский сад комбинированного вида

Центрального района г. Санкт – Петербурга «Радуга»

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

– Принимать активное участие в жизни семьи;
– Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
– Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
– Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
– Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
– Уважать право ребенка на собственное мнение;
– Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
– С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

  1. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений. Дисс. кандидат псх.

наук. -М., 2006. – 260 с.

  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. Т. 1. / С.Л.

Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 327 с.

  1. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-

родительского взаимодействия [Текст] // Психолог в детском саду . – 1998 – №1. – С.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью.

Консультация для родителей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс.

В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка.

в помощь воспитателю.

“Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Беседы (3)
  • Познавательно-экспериментальная деятельность (5)
  • Проект: Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста (15)
  • Правила дорожного движения – правила жизни (2)
  • Страна Правил Дорожного Движения (1)
  • Конспект занятия (3)
  • Консультация для родителей (5)
  • Коррекционно – развивающие игры по развитию зрительного восприятия и восстановлению нарушенных зрительных функций. (1)
  • Консультация для воспитателей (2)
  • Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по ПДД «Незнайка в гостях у ребят» (1)
  • Смешарики изучают ПДД (1)

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

– Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

– Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни. »

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет “споковскую” модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Что же является целью воспитания?

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому раскрываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Роль семьи в успешном воспитании детей дошкольного возраста

Майя Титовец
Роль семьи в успешном воспитании детей дошкольного возраста

Ребенка воспитывает все, что его окружает: предметы, явления, общество.

Но важнее всего роль родителей или роль семьи. Именно им под силу создать прекрасную атмосферу приключения, творчества и познания, которая поможет дошкольнику стать самостоятельным и успешным человеком.

Жизнь ребенка от рождения до 6 лет «самый драгоценным возраст». С 3 лет начинается дошкольный период. Это время невероятных возможностей для раскрытия потенциала малыша.

Возраст игры

Игра – основная деятельность ребенка на этапе дошкольного возраста. Все, чему учатся дети в это время, лучше усваивается в форме игры.

3 периода становления названы в соответствии с возрастом:

1. младший (с 3 до 4);

2. средний (с 4 до 5);

3. старший (с 5 до 7).

Главное – играть с ребенком. Малыш дошкольного возраста не начнет играть самостоятельно. Этому нужно научить. Главная роль в решении этой задачи принадлежит взрослым

Годы дошкольного возраста – это колоссальный скачок в физической, интеллектуальной, личностной сферах развития.

Больше самостоятельности и интереса к играм, копирующим жизнь семьи. Становится важным чужое мнение. Проявляются особенности поведения, и обозначается роль в группе.

Развивается мышление. От наглядно-действенного мышления (задачи решаются с помощью предметов) к наглядно-образному (выводы на основе изображений).

К 6 годам доступны логические умозаключения. Спектр возможностей ребенка расширяется.

Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста «Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая.

Беседа для родителей приёмной семьи «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей» Беседа для родителей приёмной семьи: «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей» Когда необходимо начинать учить детей.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним.

План работы по самообразованию воспитателя «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей.

Роль семьи в воспитании детей. Классификация типов семьи и их характеристика. Воспитание в различных по структуре семьях Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и дети, живут по законам коллектива. Воспитание детей,.

Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста Семья – ячейка общества – мы часто слышим подобные слова. Однако можно ли понимание термина «семья» сузить до размеров ячейки? Семья – это.

Роль семьи в физическом воспитании ребенка дошкольного возраста Физическое воспитание – составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Роль семьи в физическом воспитании.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

Дата публикации: 02.11.2016 2016-11-02

Статья просмотрена: 1181 раз

Библиографическое описание:

Дорошина Т. В. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 867-869. — URL https://moluch.ru/archive/125/34894/ (дата обращения: 28.02.2020).

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.

Заботясь о благе каждой семьи, делая для этого все необходимое, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждый из родителей понимает всю важность этой задачи.

Повышение ответственности родителей за воспитание своих чад, взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подростков, очень тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения родителей. Родители нередко думают, что воспитание детей очень трудное дело. Это не так уж сложно, если не слепо любить ребенка, а любовно следить за развитием, стараясь понимать его интересы, уважать личность ребенка, щадить самолюбие.

Существует много сложных проблем в вопросах с семьей и семейного воспитания. Ситуации, связанные с алкоголизмом родителей, наркоманией. Не уменьшается и число детей, от которых отказались матери при рождении. Возрастает количество матерей и отцов лишенных родительских прав. Открытая борьба с такими явлениями в нашем обществе обязывает педагога детского сада влиять на родителей дошкольников, формировать у членов семьи ответственность за правильное воспитание детей с первых лет их жизни.

Но вопреки имеющимся негативным явлениям продолжают развиваться и прогрессивные тенденции становления молодой семьи. Многие молодые родители понимают необходимость формировать личность ребенка с раннего возраста, укреплять контакты с детским садом.

«Каждой семье — педагогическую культуру» — этот девиз становится определяющим. В организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с родителями. Очевидна важность дальнейшего совершенствования форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребенка. Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

Насущные проблемы сегодняшней семьи концентрируются вокруг основных вопросов семейной педагогики: нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношение родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи.

Чаще всего дети возвращают родителям гораздо меньше, чем получают от них. Одни родители воспринимают этот факт с горечью, другие — как само собой разумеющееся, третьи — с надеждой.

Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и у их родителей.

Первейшей задачей работников дошкольных учреждений является формирование у родителей воспитанников и других членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей. Важнейшая роль семьи в воспитании детей раскрывается на примере опыта лучших семей. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответное чувство детей помогает взрослым преодолевать ряд трудностей, как бытовых, так и педагогических, создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества совместное проживание, общие заботы по дому — все это способствует выполнению семей главной задачи — воспитания детей.

В характере ребенка нужно обязательно найти положительные качества, развивая их, тем самым воспитывать его личность. Нужно стараться вырабатывать у ребенка положительные условные рефлексы, а не подкреплять отрицательные путем частого указывания на них. Воспитывая детей нужно, прежде всего, вооружиться терпением. «Терпение и труд все перетрут!» — говорит русская пословица.

Огромное значение имеет самовоспитание родителей. Ничто не влияет на детей как личность родителей, их поведение и пример.

Семья — это первый коллектив, в котором дети живут по законам коллектива. Цель членовсемьи — заботится о друг друге. Большинство семей активно привлекают детей к участию в жизни семьи: помощь по дому, подготовка к семейным праздникам. Дети владеют информацией о том, где и как работают их родители.

Если члены семьи умело привлекают детей к посильному труду, то создаются естественные возможности для трудовоговоспитания. Главная ценность совместного труда в том, что взрослые являются для ребенка образцом для подражания. Совместная со взрослым работа подготавливаетдошкольникак самостоятельному индивидуальному труду.

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребёнка в такой семье является способность вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребёнка. Семья существует только для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх (от ребёнка к родителям). В результате у ребёнка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребёнок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребёнка после поступления в школу.

Дружнаясемья — это первичный коллектив, члены которого живут по принципу товарищества, сочувствие, взаимопонимания. Таким образом у детей начинает складывается не только любовь к семье, но и уважение к родителям.

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни, и как не вспомнить слова А. С. Макаренко: «Наши дети — будущие граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это наша старость. Правильноевоспитание– это наша счастливая старость, плохоевоспитание — это наше будущее горе, это наши слезу. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»

  1. Советыродителям о воспитании детей/ Под ред. А. П. Усовой. Изд. АПН, Москва

2. А. А. Люблинская «Семейные отношения и влияние их на детей».

  1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1990
  2. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988
  3. Ковалев Л. Е. Микроклимат в семье. М.,1999
  4. Конвенция ООН о правах ребенка(1991)
  5. Конституция РФ.

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольников»

Тема: «Роль семьи в воспитании дошкольников».

Форма проведения – круглый стол.

Цели: 1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком. 3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.

1 часть: «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста – сообщение педагога.

2 часть: Дискуссия, – «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».

3 часть: Роль старшего поколения – бабушек и дедушек в воспитании детей в современных семьях.

4 часть: Семейные традиции.

5 часть: Детские праздники в семье.

6 часть: Подведение итогов собрания; раздать памятки родителям: «О правилах жизни ребенка в семье».

Семья – это громкое слово!
Семья – это звонкое слово!
Семья – это важное слово,
Об этом вам скажет каждый.
Семья – это солнце светит,
Семья – это звезды на небе,
Семья – это всё любовь.
Любовь сыновей и отцов,
Любовь дочерей и мам.
Любовь свою дарим вам.
А.В. Сидорова

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован.опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают, правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.

«Дети – зеркало семьи» – это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.

Я предлагаю вам дискуссию: «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».

Обмен мнениями, обсуждение тезисов: «Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка».

1 тезис. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

2 тезис. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай!».

3 тезис. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу много, наказание только одно, за все сразу, а не по одиночке, за каждый проступок.

4 тезис. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступок, обнаруженный спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.

5 тезис. Без унижения. Чтобы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства.

6 тезис. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

7 тезис. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.

8 тезис. Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка. Его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости? Я думаю, что все вы согласитесь – нельзя! В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем. Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. У нас очень богатые и давние традиции воспитания детей. Они передаются по наследству.

А что же такое семейные традиции?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей».

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать. Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!

Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствует здоровому росту?

Итог: И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Закончить наше родительское собрание я хочу стихотворением «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже,
На этой сказочной земле. (Раздаем памятки родителям)

«Роль семьи в развитии детей дошкольного возраста».

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях. При этом цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, должны быть едины. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Сегодня все признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

Педагогическое сопровождение – тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, как в процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта. В связи со спецификой дошкольного возраста, заключающейся в особой восприимчивости ребенка, нерефлексивной доверчивости к окружающим взрослым и одновременно зависимости от них, детям необходима помощь в осознании и понимании ситуаций, оказывающих влияние на взаимоотношение и взаимодействие с окружающим социумом.

Рассматривая педагогическое сопровождение семейного образования, т. е. взаимодействие семьи и педагогов определяется процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного воспитания и воспитания в дошкольном учреждении. Важную роль имеет обмен информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития семейного образования. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания.

Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что высокая занятость семьи экономическими и бытовыми проблемами, педагогическая некомпетентность родителей вынуждает их перекладывать ответственность за воспитание и обучение детей на дошкольное учреждение.

В систему педагогического сопровождения включаются все участники воспитательно-образовательного процесса, в том числе и родители. В качестве объекта педагогического сопровождения выступают конкретная группа семей. Педагогическое сопровождение семей может выступать как комплекс педагогических технологий развития, поддержки и помощи семье, которые представляют собой особый вид организованного взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых изменением ценностно – смысловых ориентаций и установок субъектов сопровождения (детей, родителей и педагогов), обеспечивающего полноценное развитие личности дошкольников в дошкольный период.

Педагогическое сопровождение семьи на этапе дошкольного образования ребенка решает множество задач, такие как: повышение профессиональной компетентности педагогов в системе педагогического сотрудничества ДОУ и семьи; оказание помощи родителям и детям в преодолении трудностей в общении в дошкольном периоде.

Работа педагога с родителями призвана вооружить их основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье, обеспечить единство образовательных и воспитательных воздействий, предупредить родителей от наиболее распространенных ошибок, привлечь их к активному участию в работе дошкольного учреждения по развитию и обучению детей дошкольного возраста. Образование родителей оптимизирует родительскую позицию, повышает их активность, актуализирует полученные ими психолого-педагогические знания.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка с взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей. С близкими взрослыми ребенок встречается на первых этапах своей жизни и от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким – либо причинам лишенные возможности общаться с взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли адаптироваться в социальной среде. Возможности общения дошкольников с взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи. М.И. Лисина выделила две новые формы общения в дошкольном детстве, общим для которых является их внеситуативный характер (выход за пределы непосредственной наглядной ситуации общения). Основное средство внеситуативного общения – речь. В трех – четырехлетнем возрасте на смену деловому сотрудничеству приходит познавательная форма общения. Разворачивается внеситуативно – познавательное общение. Ведущий мотив этой формы общения – познание. Оно включено в процесс совместного с взрослым ознакомления с физическим миром, в процесс «теоретическою» сотрудничества. Ребенок задает множество вопросов – о животных, природе, планетах, что из чего сделано и как работает («возраст почемучек»). Теперь взрослый воспринимается ребенком, прежде всего как эрудит, источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники. Ребенок нуждается в серьезном отношении и к вопросам, и к нему самому – нуждается в уважении.

Художественно-эстетическая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Значительный вклад в развитие интереса к творческой деятельности должны вносить не только на уровне дошкольного учреждения, но и не маловажный фактор вносит семья, которая способствует укреплению интереса к творчеству.

В рамках одного дня посвященного Дню матери мы использовали формы взаимодействия, которые мы используем в работе с родителями в детском саду, подразделяемые:

– Совместный досуг с мамами

– разучивание стихов с детьми к мероприятию

– Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности с мамами;

– Участие мам в развлечении «День матери».

– Совместное тематическое творчество детей и родителей.

– Подарки своими руками и приглашения к праздникам.

Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери, отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым создавать радостную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Общие заботы по дому, взрослых вместе с детьми – это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитание детей. Эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители, и другие взрослые члены семьи, будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах. Немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет их силу и стойкость – это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей. Они могут осуществляться сознательно, взрослые заранее ставят цель, например: научить ребенка что-нибудь мастерить, или помочь по дому, пересказать сказку. Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо что-то плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Интересным и полезным для воспитания дошкольника является проведение семейного досуга, это прогулки в парк, организация спортивных игр «мама, папа, я, спортивная семья». Игра на инструментах, театрализованных представлений с участием детей и взрослых.

Общая цель всех членов семьи в первую очередь матери и отца – забота не только о себе, своем благополучии, но и о других. Важна при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.

В трудах Д.Б. Эльконина отмечается, что полноценное общение ребенка со сверстниками начинается в среднем дошкольном возрасте. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения ребенка, умения учитывать чужую точку зрения. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье – первому коллективу, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и получения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка с взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Роль семьи в обществе, не сравнится ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье развивается и формируется личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни.

Читайте также:  7 небанальных подарков для молодых родителей, которым они будут очень рады
Ссылка на основную публикацию