3 принципа воспитания детей: любовь, поддержка и личній пример

Роль личного примера родителей в воспитании ребенка

15 мая 2015 года в Гимназии состоялось общешкольного родительского собрания

“Роль личного примера родителей в воспитании ребенка”.

Директор Гимназии Малина Ольга Викторовна, приветствуя родителй, поздравила всех присутствующих с Международным Днем семьи и пожелала всех благ.

По теме собрания выступила заместитель директора по воспитательной работе Аркова Надежда Александровна, педагог – психолог Агафонова Евгения Александровна. Опытом воспитания детей делились и родители гимназистов:

Чарова Светлана Валерьевна и Бус Марина Юрьевна.

Дети естественным образом наблюдают и повторяют то, что делают другие люди, в особенности их родители. По сути дела, именно сильно развитая способность подражать чужим действиям учит их, как поступать в той или иной ситуации. Дети воспроизводят типы поведения и эмоции, которые видят в повседневной жизни. Для успеха воспитания огромное значение имеет положительный пример. Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания. Дети непроизвольно стараются во всем походить на своих родителей, даже если последние не всегда желали бы этого. Всем нам свойственно ошибаться, но нужно стремиться самим поступать в соответствии с теми принципами, которые мы хотим преподать своим детям.

Если родители хотят видеть своих детей наделенными определенными личностными качествами и добродетелями, то самый эффективный путь – развить эти черты в самих себе в качестве образцов для подражания

Если родители неизменно вежливы и добры по отношению к детям и друг к другу, в любой момент готовы прийти на помощь своим близким, то дети, как правило, учатся вести себя точно так же. Находясь в атмосфере взаимной любви, они учатся любить. Если старшие имеют обыкновение благодарить друг друга и выражать признательность за самые обычные вещи, дети тоже приобретают умение ценить простую доброту и уважение. Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены.

Позволяя себе повышать голос и идти на конфронтацию, вы научите ваших детей вести себя аналогично. Если вы недостаточно терпеливы и постоянно кричите на них, вместо того чтобы общаться уважительно, то они, вероятнее всего, также будут склонны терять терпение и стараться добиться своего при помощи крика, легко проявляя неуважение к окружающим. Конечно, сдерживать свой гнев получается далеко не всегда, но те родители, которые позволяют себе кричать ежедневно или много раз в неделю, добиваются в конечном итоге того, что дети перестают подчиняться окрикам, а вместе с этим перенимают у родителей привычку раздражаться.

Всегда внимательно выслушивайте своих детей и помогайте им разрешать возникающие проблемы: этим вы увеличите вероятность того, что и они, в свою очередь, с таким же вниманием и участием отнесутся к вам в тот момент, когда вы будете чем-либо расстроены

В повседневной жизни родители должны всегда поступать честно, а не только призывать к этому на словах. Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно. Попросив своего ребенка сказать кому-либо по телефону, что вас нет дома, вы убеждаете его в том, что лгать не только можно, но и полезно . Будьте щепетильны в отношении денег, никогда не приносите домой вещей, которые вам не принадлежат. Найдя потерянную ценность или любой другой предмет, всегда честно пытайтесь отыскать его владельца. Не нарушайте правил и не жульничайте в играх и состязаниях. Несоблюдение этих простых установок может научить вашего ребенка обманывать и присваивать себе чужое.

Привычка говорить неправду с целью избежать неприятностей или сгладить напряженную ситуацию обычно приводит к тому, что дети тоже начинают вести себя нечестно

Сделайте одним из основных жизненных принципов необходимость всегда держать свое слово и выполнять обещания. Нарушая данное вами слово, вы подаете ребенку пример безответственности и даже непорядочности по отношению к людям. Понятия честности и благородства включают также умение признавать свои ошибки. Просите прощения всякий раз, когда вы проявили излишнюю грубость, чересчур строго выговорили своему ребенку за что-либо, поступили несправедливо или кого-нибудь обидели – ребенок только почувствует к вам уважение и поймет, насколько важно уметь отвечать за каждую свою ошибку.

Каков отец, таков и сын. Притча.

У богатого купца был единственный сын. Жена его умерла, когда мальчику было всего пять лет. Купец стал для него и отцом, и матерью, воспитывая сына с любовью и заботой. Он дал ему хорошее образование и выбрал ему в жёны красивую девушку.

Молодую невестку раздражало присутствие свёкра в доме. Она видела в нём досадную помеху, мешающую им с мужем жить свободно. Она настаивала на том, чтобы муж получил все права на собственность. Муж возражал ей: “Не волнуйся, ведь я единственный сын, и унаследую всю собственность отца”. Но она не могла успокоиться. Изо дня в день она затевала этот разговор, и, в конце концов, сын сказал отцу: “Отец, ты уже в летах. Тебе, должно быть, трудно справляться с делами и заниматься всеми денежными расчётами. Почему бы тебе не передать мне управление торговлей и доходами?” Купец, искушённый в мирских делах, согласился и передал сыну все права на распоряжение собственностью и ключи от сейфа.

Через два месяца невестка решила, что старик должен освободить свою комнату с верандой, так как мешает ей своим кашлем и чиханием. Она сказала мужу: “Дорогой, я скоро должна родить, и считаю, что мы имеем право занять комнату с верандой. Мне кажется, твоему отцу будет удобней жить под навесом на заднем дворе”. Муж очень любил свою жену, и, считая её очень умной, всегда выполнял все её желания. Старика поселили на дворе, и каждый вечер невестка носила ему еду в глиняной миске.

Пришёл день, когда у молодых родился сын. Он рос смышлёным, резвым и ласковым ребёнком. Мальчик очень любил проводить время с дедом, и с большой радостью и удовольствием слушал его смешные истории и прибаутки. Ему не нравилось, как относится его мама к любимому дедушке, но он знал, что у неё непреклонный нрав и отец боится перечить ей.

Как-то раз, насидевшись на коленях у деда, мальчик прибежал в дом и увидел, что родители что-то ищут. После обеда прошло уже больше часа. Он спросил, что они потеряли. Отец ответил: “Да вот, глиняная миска твоего дедушки куда-то запропастилась. Уже поздно, пора бы отнести ему обед. Ты нигде не видел её?” Пятилетний ребенок ответил с лукавой улыбкой: “Так она же у меня! Я взял её, и теперь она надёжно хранится в моём сундуке”. – “Как! Ты положил миску в свой сундук? Зачем? Пойди и принеси её”, – велел отец. Мальчик ответил: “Нет, папа, она нужна мне. Я хочу сохранить её на будущее. Разве она не понадобится мне для того, чтобы носить тебе обед, когда ты станешь стареньким, как дедушка? Вдруг я не смогу достать такую же?” Родители онемели. Они поняли свою ошибку, и им стало стыдно за своё поведение. С тех пор они стали относиться к старику с заботой и уважением.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.

5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

10. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

11. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

МБОУ “Гимназия г. Навашино”

607102 Нижегородская область, г. Навашино, ул. Ленина, д.30

7 важных принципов воспитания ребенка

Начиная с 1954 года Генеральная Ассамблея ООН ввела практику празднования Дня детей. В 1959 году , в этот же день , была принята декларация прав ребенка. Этот праздник очень важен для каждого родителя. В честь него мы решили подготовить 7 принципов воспитания детей.

Cosmo рекомендует

Дешево и сердито: 10 аптечных бьюти-средств – 2020

Пушап для тонких волос: как визуально придать им объем

Принцип эмоциональной ответственности

Родитель знает , что ему тоже бывает грустно. Иногда он злиться , кипит , чувствует себя беспомощным или чего-то биться. Но первый принцип воспитания гласит , что вне зависимости от нашего эмоционального состояния , нельзя выливать свой негатив на ребенка. Умение управлять гневом , раздражением или грустью — основные мамины качества , необходимое для воспитания здоровой личности. Нельзя мстить ребенку за проступок ( превращать наказание в форму проявления агрессии), кричать на него и поднимать руку. Зато с ним всегда можно договорится , исходя из принципа демократии.

Принцип демократии

Второй важнейший принцип воспитания призван напомнить нам , что ребенок — это маленький человек. Он имеет право на защиту , право на собственные мечты , право на свободу выбора , исходя из его детской жизни. С ранних лет ребенку следует усвоить , что во многих сферах жизни ответственность и право принимать решения лежит на нем самом: это может касаться , например , покупки вещей или расходованию карманных денег , выбора кружка , вуза , друзей , книг и так далее. Правильное воспитание всегда демократично: ты можешь действовать самостоятельно , но тебе , несмотря на возраст , придется нести за это ответственность.

Принцип доверия

Ребенок — это не только личность , но и член общества , а главное — семьи. Умение выстраивать с ребенком доверительное общение помогает создать у него чувство защищенности , а у нас — обратной связи , участия в его жизни. Гармоничное воспитание включает умение говорить открыто о своих чувствах вместо того , чтобы обвинять малыша во всех смертных грехах. Вместо « не ходи гулять с Павликом , он плохой», лучше воспользоваться фразой « я опасаюсь за вашу дружбу , она заставляет меня беспокоится». Чувство негодования родителей должно быть предельно понятно малышу , тогда он и сам сможет задуматься над правильностью своих поступков.

Принцип диалога

Ребенок в чем-то подневольный: он зависит от родителей во многих сферах жизни. А это приводит к тому , что многие родители злоупотребляют властью — например , занимаются насаждением своего мнения , прививают ребенку собственные амбиции и принципы или просто без объяснений запрещают малышу быть тем , кем он является.

Чтобы ребенок рос счастливым и уверенным в себе , следует воспользоваться принципом диалога: малыш тоже имеет право на свое мнение , и если понять его мечты и мотивы , вы сможете стать еще ближе друг другу.

Принцип положительного примера

Важнейшим компонентом правильного воспитания является умение направлять ребенка , избегая политики двойных стандартов. Малыш воспринимает нас как героев , образец для подражания , защитников и сильных личностей. Ему будет очень сложно принимать от нас запреты в тех сферах , где мы сами себе даем попустительства. Чтобы ребенок никогда не закурил , не стал ругаться матом или неконтролируемо пить спиртное , просто не делай таких вещей в его присутствии. Кстати , аргумент « это для взрослых» здесь не работает: малыш будет ждать своего взросления , чтобы получить « моральные права» на разрушительные привычки.

Принцип удовлетворения потребностей

В первую очередь надо помнить о том , что мы — родители. Для ребенка мы обеспечиваем удовлетворение тех потребностей , которых он в силу возраста не может удовлетворить сам. Важно обеспечить ребенка надлежащими вещами , необходимыми ему для учебы , заботиться о его здоровье и давать достаточно информации о том , каков наш мир. Мы можем делиться своими знаниями для того , чтобы картина действительности у ребенка была максимально четкой и ясной.

Читайте также:  Методика Монтессори детям: развивающие игры, книги, наборы, игрушки

Принцип безусловной любви

Воспитание бывает разным: кто-то проповедует западный либерализм , кому-то больше подходят традиционные способы общения с ребенком , кому-то нравятся современные альтернативные методики , а кто-то берет пример со своих родителей… Но в любом случае , ребенок должен чувствовать любовь. Ведь эта энергия нужна ему , как воздух и пища.

Если мы любим ребенка , мы всегда находим правильные слова , способы выйти на близкий контакт и можем сделать его детство по‑настоящему счастливым. Ведь второй попытки , увы , у нас не будет.

Библейские принципы воспитания детей: любовь, строгость, личный пример.

Джеймс В. Бик[1] Часть1.

1. Воспитание с любовью и заботой

Наши дети (или ученики) должны знать, что мы их очень любим и заботимся о них. Любить и проявлять свою любовь — это не одно и то же. Наши дети должны чувствовать нашу любовь в том, как мы разговариваем с ними, и в том, как мы говорим о них. Мы не должны унижать или обижать наших детей. Ни в коем случае нельзя насмехаться над ними. И, разумеется, ни при каких обстоятельствах мы не должны делиться личными переживаниями наших детей с другими людьми.

Дети должны быть уверены в том, что они полностью могут доверять нам. Мы должны проявлять интерес к их заботам и с уважением относиться к их размышлениям. Мы должны показывать им, что ищем возможности поговорить с ними, и готовы пожертвовать для этого нашим временем. Время, которое мы уделяем семье, больше является вопросом «качества», чем «количества». Полноценная пятнадцатиминутная беседа с детьми значит намного больше, чем целый вечер, проведенный в пустых разговорах. Семейные путешествия или прогулки также являются хорошей возможностью разделить переживания с нашими детьми.

В своих размышлениях над обязанностями родителей, Джон Чарльз Райл[2] выражает этот принцип в очень красивой форме: “Любовь должна быть серебряной нитью, переплетающей ваше поведение. Доброта, нежность, долготерпение, сдержанность, сострадание, симпатия и желание вникнуть в проблемы ребенка, готовность поучаствовать в детских радостях — это “ниточки”, используя которые вы сможете с лёгкостью направить ребёнка; это — ключи, которыми вы должны пользоваться, если желаете найти путь к его сердцу. Даже среди взрослых очень мало таких, которых легче тащить, чем вести за собой. Что-то есть в нашем сознании, восстающее против любого принуждения. Мы выпрямляем наши спины и напрягаем шеи против самой идеи послушания по приказу. Это — как с молодыми жеребцами, впервые попавшими в руки объездчика лошадей. Если он будет их ценить и обращаться с любовью, то постепенно сможет обуздать их и управлять ими. Но если его поведение будет жестоким и грубым, то пройдут многие месяцы, пока он сможет покорить их (если вообще это ему удастся) ”.

Слово Божье направляет нас к этой истине:
«Как Отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13).
«Чтобы вразумляли молодых… любить детей» (Тит. 2:4).

Воспитание в строгости

Воля ваших детей должна быть подчинена вашей воле. Послушание необходимо. Плохое поведение одних можно пресечь просто взглядом или словом, тогда как с другими дело обстоит гораздо сложнее. Физическое наказание необходимо, особенно в младшем возрасте.

Библия ясно говорит нам об этом:
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Пр. 19:18).
«Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрёт» (Пр. 23:13).
«Розга и обличение дают мудрость…» (Пр. 29:15).

Физическое наказание должно применяться следующим образом:

  1. С любовью (только для блага детей)
  2. Осмысленно (объясни, почему наказываешь)
  3. Целенаправленно (ради исправления)
  4. Рассудительно (не импульсивно)

Священное писание запрещает нам злоупотреблять нашим авторитетом. Мы должны стремиться не возбуждать злость и бунт в наших детях. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Как родители или учителя, мы не имеем права превозноситься или гордо демонстрировать свой авторитет; наказание должно точно соответствовать проступку. Не нужно пытаться вбивать кнопки тяжёлым молотом. Чрезмерное наказание только подливает масло в горящий огонь противления. Ричард Бакстер[3] писал: «Мы должны действовать беззлобно, даже когда проявляем строгость».

Разговор на повышенных тонах, запреты и крик быстро становятся привычным образом жизни. Поступая так, мы формируем у наших детей обыкновение не слушать нас до тех пор, пока мы трижды не повторим просьбу, пока не раздастся крик или угроза не будет приведена в исполнение.

Привычка часто кричать производит в родителях (или учителях) гнев и эмоциональное опустошение, а детей только приучает не быть послушными нам до тех пор, пока громкость нашего голоса не достигнет наивысшего уровня. Живущие вблизи больших водопадов или железнодорожных путей, никогда не слышат их шум…

Иногда гнев должен проявляться, как показал это Иисус, когда очищал Храм; но это должно быть скорее исключением, а не правилом. Частый гнев или раздражение только усугубляют ситуацию и, со временем, теряют эффективность. Открытое неповиновение должно решительно и незамедлительно пресекаться. Мы постоянно нуждаемся в мудрости, чтобы знать, как лучшим образом вести себя в любой ситуации. Каждая ситуация и каждый ребенок по-своему сложны и различны. Но, приняв решение, мы должны осуществить его со всей строгостью. Мы должны уметь различать открытое неповиновение ребенка от детской безответственности.

Давайте рассмотрим следующую домашнюю ситуацию. Мать отрывает взгляд от шитья и говорит своему четырехлетнему сыну: «Роберт, не трогай этот цветок». Когда мать возвращается к шитью, сын продолжает играть с цветком. Спустя две минуты, мать опять обращает на это внимание и повышает голос: «Роберт; я сказала не трогать цветок!» Роберт отодвигается на другой конец стола, но, когда видит, что мама не обращает на него внимания, вновь возвращается к цветку. Спустя пять минут, мама замечает это и начинает кричать: «Роберт, отойди от цветка сию же минуту!». Роберт, наконец, отходит, но чуть позже, в этот же день, он раскладывает на столе мозаику и – случайно – сбрасывает на пол любимый мамин цветок. Мама вскакивает, кричит на сына, сильно шлёпает и отсылает его в свою комнату. Она очень расстроена из-за разбитого цветка и испачканного стола.

Эта мать дала своему четырёхлетнему сыну урок, который, в сущности, не имела в виду. Вывод, к которому пришёл ребёнок, учит его, что обычное непослушание не так серьёзно, как простая случайность, вследствие которой пострадало имущество.

Детская безответственность может часто быть раздражающей, но мы должны проверять, за что мы наказываем своих детей. Наказание – не конечный результат, но лишь средство, приводящее к нему. Конечный результат — это исправление. Открытое неповиновение Роберта намного серьёзнее разбитого цветка.

Воля Роберта должна быть подчинена и исправлена. Наказание детей должно быть осмысленным. Джон Оуэн[4] пишет: «Сущность и окончательный приговор суда должны быть направлены на исправление, а не на осуждение; на исцеление, а не на разрушение».

Любовь и строгость — это два весла, которыми мы должны грести. Если попробовать грести одним веслом, лодка будет лишь описывать круги, стоя на одном месте. Вам нужно постоянно использовать оба весла, чтобы держать прямой курс.

Воспитание посредством личного примера

Дети получают определённое назидание от сказанного нами; гораздо больше они приобретают, наблюдая за нашим поведением; но ещё больший опыт они обретают, видя, кем мы являемся на самом деле. Будьте для них примером, но, прежде всего, сами станьте такими, какими бы вы хотели видеть своих детей (или учеников). Умейте давать справедливую оценку тем людям, авторитету которых вы подчинены, и говорите о них так, как бы вы хотели, чтобы ваши дети говорили о вас и оценивали ваши поступки и решения.

Как вы отзываетесь о президенте своей страны, когда не согласны с принятым им постановлением? Выражаете ли вы своё несогласие в почтительной манере, соответствующей его власти и полномочиям? Если нет, то вы преподаёте своим детям незабываемый урок: если те, кому мы подчинены, не действуют в соответствии с нашим пониманием, это даёт нам право неуважительно отзываться о них. Вы учите детей на личном примере, что можно нарушать закон, если вы при этом можете избежать неприятных последствий. Неужели важнее быть не пойманным, чем повиноваться? Именно этому вы учите детей, когда они видят, что вы более озабочены появлением полицейского на дороге, чем наличием знаков ограничения скорости и соблюдением правил.

Как мы реагируем, когда наши дети рассказывают о своих разногласиях с теми, кому они подчинены? Когда один из ваших учеников без должного уважения отзывается о своих родителях, пытаетесь ли вы, как учителя, помочь ему понять, почему его поведение неправильно? Исправляете ли вы ваших детей, когда они неуважительно отзываются о своих учителях?

Никогда не критикуйте тех, кто является авторитетом для ваших детей, не проявляйте неуважение к ним, даже в виде тонких намёков. Если вас что-то беспокоит, то поговорите конфиденциально с теми, кого это касается, но так, чтобы ваши дети не знали об этом. Если мы на личном примере показываем, что можно без должного почтения относиться к тем, кто является для нас авторитетом, это порождает нескончаемые проблемы.

Слово Божье говорит:

«Рабов увещевай повиноваться своим угождать им во всём, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность» (Тит. 2:9-10).

Джон Чарльз Райл предостерегает нас как родителей: «Будучи служителем, я не могу не заметить, что люди становятся непреклонными, когда дело касается их детей. Я иногда был потрясен тем, как разумные верующие родители с трудом принимают тот факт, что их дети в чём-то виноваты, или заслуживают наказания. Есть много людей, с которыми я предпочёл бы больше говорить об их грехах, чем сказать им, что их дети совершили какой-то проступок». С другой стороны, требуя от детей повиновения тем, кто обладает авторитетом над ними, имеющие этот авторитет могут сделать повиновение более лёгким для своих детей.

Джордж Свиннок[5] однажды написал: «Многие люди терпеливо принимают наказание, если их наказывают благоразумно».

Поэтому Апостол Павел, наставляя Тимофея, относительно его новой позиции власти, указывает на две основные истины. Первая из них: «Никто да не пренебрегает юностью твоею», и вторая: «…но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Подражание действует намного сильнее памяти; то, что мы видим, намного сильнее, чем то, что мы слышим.

Джеймс В. Бик (James W. Вееkе) – служит в г. Чилливок, (Британская Колумбия, Нидерланды) в реформистской церкви и преподаёт в Timoty Christian School. Это – третья из четырёх его статей, относящихся к теме дисциплины в доме и школе, основанной на Библейских принципах. Статья содержит первые три из семи «руководящих принципов».

[1] Джон Чарльз Райл (1816-1900) – епископ Ливерпульский.
[2] Ричард Бакстер (1615-1691) – один из теоретиков Реформации. Его труды вдохновляют христиан на протяжении многих лет.
[3] Джон Оуэн (1616-1683) – богослов-реформист, известный комментатор Библии.
[4] Джон Тиллотсон (1630-1694) – Архиепископ Кантерберийский, отец семерых детей.
[5] Джордж Свиннок (1627-1673) – один из самых легко читаемых писателей-пуритан. Он теолог, но его учение выражается образно. Он практик, но его советы отмечены ощущением значительности преподаваемых учений.

Милость и Истина №3. (Продолжение следует)

Психологи назвали важные уроки, которые детям должны преподать родители, а не жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Читайте также:  Странные методы воспитания в разных странах: подборка

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать продукты и, главное, не жалейте времени на разъяснения и уборку после подвигов юных шеф-поваров.

2. Проявлять ласку

Техасский психолог Карл Пикхардт (Carl Pickhardt) рассказывает, что многие дети, переходя в подростковый возраст (9–13 лет), отказываются от тактильных проявлений своих чувств, а иногда перестают и принимать их со стороны взрослых. Так они подчеркивают свою «взрослость», но при этом рискуют потерять бесценную способность к невербальной близости.

Можно помочь ребенку сохранить способность к физическому выражению эмоций. Для этого в переходном возрасте следует все так же выражать свою любовь прикосновениями, но в менее нежной форме. Похлопывания по плечу, массаж ног после тренировки, недолгие объятия при встрече — отличные варианты. Спустя время повзрослевший ребенок сможет вернуться к объятиям и поцелуям.

Умение тактильно проявлять свои чувства поможет ребенку в будущем создавать доверительные отношения с людьми, чувствовать себя более удовлетворенным и легче справляться со стрессом.

3. Зарабатывать деньги на удовольствия

Если вы желаете ребенку финансового благополучия, следует сделать 2 вещи: преподать ему основы финансовой грамотности и научить трудиться. Уже с 3 лет можно рассказывать малышу о том, что такое деньги, как они появляются в семье и почему нельзя купить все, что есть в магазине. При должном воспитании к 7 годам сформируются правильные установки, связанные с деньгами.

Прививать любовь к труду можно, прося их о помощи в мелких домашних делах, покупках, уходе за котом. При этом не стоит платить ребенку за помощь по дому. Кимберли Палмер (Kimberly Palmer), автор книг о материнстве, уверена: дети должны выполнять бытовые задания не из-за денег, а потому что они являются частью семьи и разделяют ее заботы.

В возрасте 10–14 лет, когда ребенок уже умеет трудиться и знает ценность денег, стоит помочь ему найти занятие, за которое он получит денежное вознаграждение. Это может быть помощь соседке, продажа собранной на даче клубники, несложные курьерские поручения. Заработанные деньги позволят ребенку почувствовать радость от финансовой независимости и обеспечат дальнейшее стремление к ней.

4. Быть счастливым в одиночестве

Психотерапевт и лектор Северо-Восточного университета США Эми Морин (Amy Morin) утверждает, что каждому человеку необходимо научиться проводить время в одиночестве. Эта практика повышает работоспособность, увеличивает креативность и спасает от психических расстройств. Человек, умеющий быть один, лучше чувствует свои потребности и потому более успешен в их удовлетворении.

Учиться с удовольствием проводить время в своей компании необходимо с ранних лет. Дети, которые могут пару часов обходиться без общения, развлекая себя самостоятельно, во взрослой жизни оказываются более независимыми и находят достойных спутников жизни, так как не цепляются за первого встречного, только чтобы не быть в одиночестве.

К тому же самостоятельные дети более творческие и инициативные, что является еще одним весомым аргументом за то, чтобы перестать придумывать ребенку тысячу и одно занятие и позволить ему сделать это самому.

5. Не стесняться быть настоящим

У совсем маленьких детей нет проблем с выражением себя. Они говорят и делают то, что чувствуют, не стараясь угодить или понравиться. Однако эти непосредственные малыши довольно быстро смекают: иногда выгоднее скрыть эмоции и «побыть хорошим», чтобы получить желаемое: вторую конфету, поход в кино или хорошее папино настроение.

За подавленными эмоциями следуют увлечения, как у других, не привлекающая внимание одежда, страх возразить учителю и боязнь нелепо станцевать на дискотеке в летнем лагере. Для того чтобы подростковый конформизм не перерос в полную потерю себя, родителям следует всегда быть открытыми к любым проявлениям настроения ребенка и принимать его разным.

Когда дети уверены в том, что негативные эмоции и странные желания не отдаляют их от близких людей, они и во взрослом возрасте сохраняют смелость в решениях и творческий подход к жизни.

6. Быстро адаптироваться к переменам

Если у малыша есть склонность все контролировать и желание знать наперед, что будет дальше, будет нелишним разговор о том, что неопределенность — это естественная часть жизни. Родителям нужно научить ребенка принимать жизненные перемены, не бояться непредсказуемых событий, быть готовым к приятным и не очень сюрпризам.

Позитивный взгляд на перемены и готовность к ним помогут ребенку в будущем быстро приспосабливаться к самым серьезным изменениям: переездам, сменам мест работы, расставаниям и новым отношениям. Легкое отношение к неожиданностям должно прививаться с детства, чтобы однажды закрытие любимого кафе возле дома не стало причиной депрессии.

7. Терпеть, чтобы получить больше

Терри Моффит (Terrie E. Moffitt), доктор психологических наук Университета Дьюка, предоставила результаты исследований, которые доказывают, что способность детей к самоконтролю в раннем возрасте влияет практически на все сферы жизни: от личного дохода до — представьте! — скорости старения.

Это подтверждает и небезызвестный стэнфордский зефирный эксперимент. Участвовашие в нем дети, которые преодолели искушение съесть лакомство сразу, чтобы получить впоследствии в 2 раза больше, показывали в дальнейшем более высокий уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью.

Если вы научите ребенка проявлять терпение в очередях и долгих прогулках, а также во время выполнения энергозатратных школьных заданий, то через пару десятков лет у вас будут все шансы гордиться его успехами. Объясните малышу, что большая мечта требует методичного и спокойного достижения маленьких целей, а иногда — элементарной способности подождать чуть дольше.

8. Заботиться о более слабых

Дети по умолчанию получают много внимания и заботы. Для безболезненного превращения из всеобщего маленького любимца во взрослого человека важно с раннего возраста учить ребенка тому, что можно не только принимать заботу, но и проявлять ее.

Постарайтесь найти кого-то, над кем малыш сможет взять шефство. Идеальным вариантом будет домашнее животное: кот, маленькая собачка, хомячок. Кормление Барсика и прогулки с Мухтаром будут с раннего возраста воспитывать в ребенке ответственность. Однако помощь родителей все-таки потребуется, чтобы ребенок не переутомился и не объявил протест.

Если в семье несколько детей, старший может ухаживать за младшими. Только не нужно радостно перекладывать на него уход за остальными детьми. Ребенок не должен выполнять родительские функции. От него требуются только забота, ласка и помощь маме в несложных делах по уходу за младшими детьми.

9. Следить за чистотой тела

Вопрос детской гигиены всегда стоит очень остро. Если младенца можно искупать без особых проблем, то с ребенком постарше, который умеет сопротивляться и убегать, дела обстоят сложнее. Тем не менее стоит проявить терпение и научить ребенка за собой ухаживать.

Очень важно не акцентировать внимание на дурном запахе («Не ребенок, а поросенок!») или грязных зубах («Не будешь чистить — сгниют!»), а сместить фокус в сторону удовольствия от водных процедур. Вкусная зубная паста, мультяшная щетка, яркие мягкие полотенца, шампунь с запахом шоколада, веселые купальные традиции — подобные вещи сделают так, что ребенок сам будет радостно бежать в ванную комнату.

Кроме того, нужно не только научить ребенка получать удовольствие от процесса, но и объяснить, почему важно хорошо пахнуть, рассказать о связи чистоплотности и уважения к окружающим. Тогда ваш малыш точно не превратится в очередного пахучего дядю из метро.

За какие бесценные уроки вы благодарны своим родителям?

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей»

Светлана Гаязиева
Консультация для родителей «Принципы воспитания детей»

Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное воспитание ребенка?Сегодня я расскажу об основных принципах воспитания ребенка.

Ребенок – это отдельная личность.

Поэтому свои собственные мечты и планы реализовывайте сами, и не навязывайте их ребенку. Частая ошибка родителей — навязывать ребёнку свои мечты. «Я не стала доктором, но мой ребёнок уж точно станет — это его судьба!» или «Мы династия врачей и наш ребёнок пойдет по нашим стопам!». Когда мы думаем и действуем так, мы отбираем у ребенка свободу и целостность развития, мы навязываем свои мечты. Не удивительно, что дети зачастую нас разочаровывают, либо, не желая разочаровать, становятся несчастными и посредственными. С самого рождения дайте ребёнку свободу и поддерживайте его свободу. Воспитание не должно быть навязыванием какой-либо позиции или отношения, создание развивающей среды и помощь ребёнку и только в тех ситуациях, когда она действительно необходима.

Все дети рождаются одинаковыми.

Все дети в норме рождаются одинаковыми и не бывает ребёнка без способностей или, наоборот, с выдающимися способностями. Все, чем отличается ребёнок или то, в чем он не преуспевает — это результат приобретенного опыта в процессе воспитания и развития. Обычно уже к трём годам родители делают выводы о склонности ребёнка к музыке или конструированию. Поэтому развитие творческих и музыкальных способностей, плавание, спорт, конструирование и многое другое — это то, что можно и нужно давать ребёнку с рождения, а не в школе.

То, что вы делаете, имеет огромное значение

Вы — эталон поведения для ребёнка и все ваши слова о том, что нельзя кричать, надо быть честным, нужно носить шапочку и все все остальные, не будут значить ровным счетом ничего, пока вы сами не станете их соблюдать. Как вы думаете, что сделает ребенок, если услышит от вас, что нельзя кричать и тут же после этого увидит, как вы кричите на его отца? Картина мира в его голове будет шаткой и неоднозначной, это уж точно не то, чего вы хотели добиться. Кроха учится общаться, реагировать, выражать эмоции, вести себя в обществе, глядя на вас и на папу. Поэтому подавайте пример.

Взгляды на воспитание и действия родителей должны быть едиными.

Только тогда ребёнок почувствует безопасность и целостность окружающего мира. Если мама утешает кроху после того, как папа бьет его по попе ремнем, значит вы растите манипулятора. Дети очень быстро приспосабливаются к среде и находят в ней свои выгоды. Все воспитательные меры вы должны обговорить и «согласовать» с мужем. Вы вместе, на одной стороне, поэтому не “дружите против” папы или мамы. А в пределах общей нормы воспитания, каждый родитель имеет право на свое собственное поведение с ребёнком.

Будьте последовательны в своих действиях.

Не меняйте правила изо дня в день, это может привести к недисциплинированности ребёнка. Многим родителям не хватает чувства последовательности, в результате чего ребёнок приходит в замешательство и не знает, как себя вести. Ваша задача — сделать мир ребёнка безопасным и надежным, а это значит придерживаться общих правил поведения изо дня в день, всем вместе.

Не давайте ребёнку все, что ему хочется по первому требованию.

Ребёнку для развития достаточно всего, что есть в доме: сенсорного коврика (можно сделать самой, в младенчестве – погремушек, в раннем детстве – книжек, набора для прогулки (совочек, формочки, музыкальных упражнений, счетного материала, конструктора. И другие игрушки притягательны для ребёнка, они нужны не только для его собственного удовольствия, но и для поддержания статуса в социальной среде. Сейчас вокруг ребенка очень много впечатлений, развлечений и между тем, что «нужно» и тем, что «хочу!» лежит огромная пропасть, которую малыш пока не осознает. Поэтому прививайте ребёнку знание о заработке и деньгах и позволяйте ему заработать то, что ему хочется.

Хвалите ребёнка правильно — только за дело.

Часто мы от переизбытка чувств пускаемся в похвалу: какой замечательный ребёнок, какой ты хороший! И часто после этих слов ребенок стремиться сделать еще что-нибудь хорошее. Родители думают, что это здорово, но на самом деле – совсем нет. Ребёнок стремиться сделать что-то хорошее, чтобы его снова высоко оценили, он думает, что мама любит его за то, что он замечательный. А что же делать, когда у него что-то не получилось? Когда мы говорим: «Ты самый умный», мы оцениваем личность ребёнка и ради этой оценки он пойдет на многое. Именно такой похвалой мы формируем в малыше перфекционизм — стремление быть совершенным ради похвалы. Это противоположность достиженческому подходу, при котором ребёнок стремится достигать новых высот ради совершенствования, ради цели, а не ради оценки. Найдите объективный повод и похвалите ребенка за то, что он сделал, а не за то, что он самый-самый.

Читайте также:  Логика для дошкольников - основные положения и способы развития

Не отказывайтесь от помощи малыша, позвольте ему участвовать в работе по дому.

В период раннего детства детки так хотят быть похожими на маму и папу! Они видят, как мама подметает и тоже бегут с веником в самую пыль. Видят как мама накрывает на стол и хватаются за полные стеклянные бокалы и ножи. Да, выглядит все это страшно опасно и вообще от помощи больше проблем: пыль не собирается, а разлетается по всему дому, бокалы бьются, сок разливается. И, кажется, нужно ребёнка отстранить от всего этого, так проще всем. Но каждый раз, когда вы отбираете у малыша веник или стакан, вы говорите ему: «Я сама, твоя помощь не нужна». Он запомнит эти установки и к 14 годам вы получите «неблагодарного ребёнка, который вам не помогает». Но вы же хотели просто обезопасить его и освободить себе время? Поэтому предлагаю вам инвестировать в будущее: купите малышу веник, дайте ему отнести бокал (если сока много, отлейте половину, чтобы крохе было проще, подарите собственную тряпку для пыли, и скоро у вас вырастет благодарный помощник. Да, кстати, все это также развивает моторику и эмоции.

Папа – полноценный участник воспитания и развития.

Влияние отца сложно переоценить — он проводник ребёнка в окружающий мир, поэтому отец должен общаться с ребёнком, как можно чаще и быть доступен в любое время, хотя-бы по телефону. А время, пока малыш общается с папой — это то время, которое вы посветите себе.

Воспитывайте в ребёнке независимость.

Малышу очень сложно оторваться от мамы, но с года до трех происходит формирование его собственного «Я». Многие родители приравнивают детскую независимость к непокорству и непослушанию. Дети стремятся к независимости по простой причине — как и все люди, они хотят сами контролировать, а не быть контролированными кем-то другим. Поэтому в период 2-3 года уже необходимо дать крохе свободу. Поощрение независимости развивает саморегуляцию поведения. Но определенные ограничения помогают ребёнку развить чувство самоконтроля. Чтобы быть успешным в жизни, ему понадобятся оба этих навыка: независимость и самоконтроль.

Вырастите ребёнка почемучкой – научите его думать.

К трём годам голова пухнет от детского «почему», но невероятно важно не только отвечать почемучке, но и стимулировать у него новые и новые вопросы. Вопрос «Почему?» – признак активной мыслительной деятельности, он означает, что ваш малыш думает, строит причинно-следственные связи и начинает делать логические выводы.

Даже если вы допустили ошибку в воспитании детей, не считайте ее фатальной.

Вы человек, а человек не идеальный. Все мы допускаем ошибки, но это не значит, что мы плохие. Поэтому, если вы ошиблись, то признайте свою ошибку, измените свое поведение и идите дальше.

Удачи Вам, уважаемые родители, в воспитании Ваших детей!

Спасибо за внимание!

Консультация для родителей «10 правил воспитания ваших детей» “10 правил воспитания ваших детей” Каждый родитель любит своего ребенка, желает для него самого лучшего. Но, мы родители, сами того не замечая,.

Консультация для родителей «Формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста» Отношение к родной стране предается от родителей к детям, поэтому воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного.

Консультация для родителей «Принципы воспитания по дидактическим играм» Цель: оказать помощь родителям в воспитании детей через дидактические игры. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный.

Консультация для родителей «Организация этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста» Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста – незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей» “Особенности семейного воспитания незрячих и слабовидящих детей” Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический.

Консультация для родителей «Принципы и Задачи семейного воспитания» Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении.

Консультация для родителей «Секреты воспитания детей» Если вы заметили, что поведение ребёнка изменилось, да не в лучшую сторону, надо искать причины, исправлять ситуацию. Надо обязательно заниматься.

Консультация для родителей «Секреты воспитания самостоятельности у детей» Очень часто родители выполняют за ребёнка то, что он в состоянии сделать сам. Тем самым лишают его проявлению инициативы, самостоятельности,.

Консультация для родителей «Современная семья. Основы воспитания детей» Консультация для родителей СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ:ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Здравствуйте, сегодня бы мне особо хотелось обратить ваше внимание.

Проектная работа «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики» Проект на тему: «Принципы и методы воспитания правильной речи у детей после уранопластики». Выполнила: Ахбулатова Элина Мурадовна,.

Консультация для родителей “Личный пример родителя – самая эффективная форма воспитания”

Консультация для родителей

“Личный пример родителя – самая эффективная форма воспитания”

Личный пример родителей дает ребенку образец перед глазами. Наши дети – наше отражение. Они учатся на нашем примере и буквально копируют поведение родителей, повторяя и хорошее, и плохое. Как писал по этому поводу : “Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо. “

Первым университетом жизни для ребенка является та семья, в которой родился ребенок. Мы не можем ждать, чтобы губка впитала в себя воду, если мы положим ее в уксус. Она может впитать только то, что окружает ее. Если поместить губку в воду, она впитает воду. Также и дети “впитывают” то, что находится в их окружении. Они воспринимают настроение и наблюдают за тем, что делается вокруг них, вбирая все это, как губка.

Чем объясняется воспитательная сила примера? Почему дети живо воспринимают примеры поведения других людей и следуют им? Ребенок в раннем возрасте всегда стремится подражать окружающим: родителям, старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. В раннем возрасте ребенок подражает, не отдавая себе в этом отчета.

Большое значение личного примера родителей в воспитании обусловливается во многом особенностями детского мышления. Мышление детей дошкольного и младшего школьного возраста отличается конкретностью, поэтому они склонны подчиняться скорее примерам, чем правилам. У них надолго сохраняется в памяти представление о тех поступках или действиях, которые они наблюдают непосредственно своими глазами.

Дети беспрекословно верят своим родителям, ведь они – лучшие люди в мире. Но иногда родители поступают неправильно, несправедливо, совершенно не так, как учат своих детей. Помните, дети смотрят на вас и подражают вашим поступкам. Дети усваивают тон и манеру разговора взрослых: крикливую или спокойную, вежливую или пересыпанную оскорбительными выражениями. Если малыш грубит взрослым – не стоит удивляться! Обратите внимание на свои ошибки в общении: модель поведения с людьми ребенок копирует именно с вас. Спросите себя: выполнения каких норм ждете вы от вашего ребенка? За что выступает Ваша семья? Какой пример Вы даете вашему ребенку? Выражаете Вы часто недовольство, ругаетесь, критикуете других и останавливаетесь на негативных мыслях? Вы хотите, чтобы Ваши дети были такими? Или Вы имеете в вашей семье высокие нормы, живете сами соответственно этим нормам и ждете этого от ваших детей? Понимают ли они, что людям, которые принадлежат к этой семье, необходимо соответствовать Вашим требованиям, и отдельные поступки и взгляды нежелательны?

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей, будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей. Если отец и мать хотят, чтобы их дети росли трудолюбивыми, Организованными, честными чтобы они уважали старших, то должны позаботиться, чтобы в семье дети видели проявление этих черт и качеств в характере и поведении своих родителей.

Также, задача обоих родителей заключается в том, чтобы создать в семье атмосферу любви. Дети чувствуют ваше настроение и чувствуют, существует ли какое-то нервное напряжение, или же спокойная, мирная атмосфера. В этом отношении их можно сравнить с барометрами. Когда дети чувствуют, что папа любит маму, а мама папу, они не будут прятать свою неуверенность и ошибки от страха говорить об этом с родителями. Они знают, что с родителями можно поговорить, что они понимают их и все дела обсуждаются с любовью и уважением. Благодаря сердечной привязанности родителей дети растут и формируются в духовном отношении.

Дети хотят быть уверенными в своей принадлежности к Семье. Давайте им возможность чувствовать ваше признание и одобрение, отвечающие семейным нормам. Люди склонны делать то, чего от них ждут. Если Вы считаете ребенка плохим, то он подтвердит, что Вы правы. Даете ли Вы шанс ребенку еще раз быть добрым, и этим вы поможете ребенку быть добрым.

О людях судят скорее по делам, чем по словам. Так и дети обращают внимание на слова, как на действия, и они сразу замечают их лицемерие. Если родители не уважают друг друга, то как они могут надеяться, чтобы их ребенок учился уважению? Если ребенок ни от отца, ни от матери не видит покорности, смирения, кротости, то как он будет подчиняться родителям? Ребенок может подумать, что все, что делают родители, правильно, даже если их поступки проявляют несовершенство и являются неправильными.

А еще дети нуждаются в границах, границах поведения. Без границ они чувствуют себя дискомфортно. Имея границы в поведении и придерживаясь их, дети чувствуют себя частью группы. Чрезмерная снисходительность взрослых заставляет ребенка принадлежать самому себе. Дети любят знать, на что они могут рассчитывать, и когда родители справедливо, но решительно отчитывают их за плохие поступки, у детей возникает чувство постоянства и защиты.

Со стороны родителей требуется решимость оставаться твердыми, когда ребенок просто не хочет слушаться родительского наказа. Некоторые родители в таких случаяхвступают в переговоры с ребенком и прибегают к подкупу, чтобы ребенок сделал то, чего они требовали. Это неправильно. Только если Вы настаиваете на своих правилах и приказах, Вы можете ждать, что ваши дети “навязали их” в своем сердце. Когда родители только ИНОГДА, в зависимости от настроения, настаивают на правилах, то дети поощряются рискнуть сделать нарушения и увидеть, как далеко можно зайти и что можно позволить себе без вреда.

Терпение и выдержка родителей часто подвергается испытанию. Дети склонны быть импульсивными. Они могут говорить, что у них на уме, перебивая, возможно, разговор взрослых. Родители могли бы резко обругать ребенка. Но иногда бывает мудрее внимательно прислушаться, давая пример эмоционального самоконтроля и выдержки, а затем, после короткого ответа, тактично напомнить ребенку о необходимости быть вежливым и внимательным к старшим. Здесь как раз уместно совет: “Будь быстрым на слушания, медленным – тихим на слова, медленным – тихим на гнев”.

Таким образом, в формировании ребенка важную роль играет авторитет родителей – как общепризнанное значение, влияние, личный пример – как образец для подражания и педагогический такт – как мера, умение вести себя должным образом.

Ссылка на основную публикацию