Аспекты и базовые ценности духовно нравственного воспитания

«Формирование духовно-нравственных ценностей детей в системе ДОД»
методическая разработка на тему

В сфере дополнительного образования детей духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений, и здесь имеются более широкие возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, которые в системе общего образования ограничены рамками учебного плана и возможностями учебной нагрузки. Дополнительное образование детей позволяет более активно привлекать к духовно-нравственному воспитанию детей их родителей, а так же общественные объединения граждан. Важная роль при этом отводится педагогу дополнительного образования детей. Только разумный, добродетельный педагог способен воспитать людей, полезных обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
dukh._nrav.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование духовно-нравственных ценностей детей в системе ДОД»

«Особая сфера воспитательной работы-

ограждение детей, подростков и юношества от

одной из самых больших бед- пустоты души, бездуховности…

Настоящий человек начинается там где есть святыни души…»

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей в образовательных учреждениях приобрело особую значимость. Острота проблемы на сегодняшний день заключается в том, что в информационный век личность каждого человека, а ребёнка особенно, находится под постоянным воздействием различных потоков информации. Во всех СМИ идет массированная пропаганда культа насилия, жестокости, праздности, что вызывает различные негативные явления в молодёжной среде. Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства . Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека

Основой в воспитании должны быть национальные духовно -нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».

Под «духовно-нравственным воспитанием» нами понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания детей. Об этом весьма убедительно говориться в работах Алексея Константиновича Бруднова. «Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская….Приобщение ребенка к христианской культуре, ее материальным и духовным ценностям не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающими в эту жизнь… Наивно полагать, что духовность в образование вольется в одночасье и что мгновенно осуществится психологический симбиоз образования и духовности. Ибо разлучиться много легче, чем нежели обрести вновь единство и целостность. Но в сложившейся ситуации дополнительное образование располагает значительно большими возможностями, так как ориентировано на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы»

Если проанализировать возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, то можно выделит следующие позиции.

Дополнительное образование детей строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности христианской антропологии. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у истоков этого учения (К.Д.Ушинский, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен), утверждали право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри»

При этом свобода рассматривается не как абсолютное благо, а как большая ответственность в выборе между добром и злом, как источник творческого роста и способ ухода от зла. Такой подход тем более важен, что этот выбор должен сделать сам человек, в него невозможно вложить добро, нельзя заставить быть добрым. Этот тезис является основным в духовном воспитании , цель которого – в обеспечении связи добра и свободы.

Развитие духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования обеспечивается целым рядом постановлений Правительства России и приказов Минобразования РФ. В первую очередь следует назвать Национальную Доктрину образования, принятую в 2000 г., которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В ней, в частности ,говориться, что государство обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”: “Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”.

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Основные ценности:
  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, социально-психологическое.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

  • Гражданско-патриотическое.
  • Художественно-эстетическое.
  • Туристско-краеведческое.
  • Спортивно-оздоровительное.

Основными среди них в работе нашего центра можно считать

  • Гражданско-патриотическое.
  • туристско-краеведческое,
  • художественно-эстетическое.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в нашем центре, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

В 2012-2013 учебном году в нашем центре реализовывались образовательные программы в рамках внедрения ФГОС ОО, по духовно-нравственному направлению:

«Путь к истине», «Доброе слово»

В 2013-2014 учебном году Центр продолжил работу по реализации образовательных программ в рамках внедрения ФГОС ОО.

Образовательные программы, реализуемые Центром в 2013-2014 учебном году:

“Край, в котором я живу” – Кнышенко Ирина Ильинична.

“Уроки нравственности” – Дикарева Светлана Борисовна.

“Я-гражданин России” – Шипелева Ирина Николаевна.

Современный человек – это человек активный и компетентный.

Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно

актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации

и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить

познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном

круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность,

напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая

свое будущее.Для решения этого круга вопросов необходима гибкая, динамичная, реагирующая на изменение социальных условий система воспитательной работы. В области духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Школы «Надежда» главным является создание условий для развития таких качеств личности как чувства собственного достоинства, самостоятельности и деятельности.

Именно деятельность ребенка, его желание сделать что-то самостоятельно,

узнать что-то новое, ощутить поддержку взрослых людей (как близких, так

и мало знакомых), добиться результатов, поможет ему ощутить себя

личностью. Поэтому личностное становление обучающихся является

основой формирования и развития их познавательных потребностей,

социальной и гражданской активности.

Педагог и родители подают ребенку первый пример нравственности.

Пример имеет огромное значение в воспитании детей. Необходимо

стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка был наполнен

множеством примеров нравственного поведения. Воспитание и

социализация обучающихся с ОВЗ, содержание их деятельности должны

раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях современного

мира детства и виртуальной зрелости для детей их собственное будущее

превратилось в реальную проблему: нередко они его не осознают, потому

что недостаточно действуют, поскольку живут преимущественно в

пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного

социального созревания является соблюдение равновесия между

самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое

раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе –

внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров

происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как

своей собственной цели и желаемого будущего.Социальная среда ребенка – это окружающие его люди и общество, их деятельность, связи, отношения. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ главной целью является создание условий для приобщения их к духовно-нравственным ценностям.

Для этого мы устраиваем встречи воспитанников Школы «Надежда» с церковнослужителями , а именно с настоятелем Рузаевского храма Николая Чудотворца- отцом Григорием . С его благославения мы оформили в здании Центра православный уголок, ежегодно принимаем участие В Пасхальной Службе в Рузаевском храме Николая Чудотворца, участвуем в празднике «Широкая Масленница».

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. Духовно-нравственное воспитание- проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей, всех социальных институтов: семьи, образования, государственных учреждений и общественных организаций.

В сфере дополнительного образования детей духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений, и здесь имеются более широкие возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, которые в системе общего образования ограничены рамками учебного плана и возможностями учебной нагрузки. Дополнительное образование детей позволяет более активно привлекать к духовно-нравственному воспитанию детей их родителей, а так же общественные объединения граждан. Важная роль при этом отводится педагогу дополнительного образования детей. Только разумный, добродетельный педагог способен воспитать людей, полезных обществу.

На него ложится огромная ответственность за будущее России, поскольку именно от педагога многое зависит для формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к национальной духовной культуре. При каждом удобном случае следует подчеркивать героические свершения наших предков, их вклад в мировую культуру и науку; прививать чувство сопричастности, как к достижениям, так и проблемам современной России; воспитывать уважение к национальным традициям, духовным и материальным памятникам исторического прошлого; ориентировать учащихся на моральное отторжение потребительского космополитизма, шовинизма, национальной замкнутости; вложить в их сознание убеждение в том, что добро, любовь к ближнему, милосердие в обществе – это самые высокие ценности жизни, которых не могут отменить никакие рыночные отношения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаемая мною схема проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор.

Сообщение об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа “Толерантнос.

Статья рассматривает вопросы формирования толерантности в системе СПО.

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей».

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап.

Аспекты и базовые ценности духовно нравственного воспитания

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения одна из приоритетных проблем современного общества. В условиях ускоренной глобализации и модернизации современного общества важно сохранить у подрастающего поколения веру в реальные возможности своей страны. Необходимость заострения внимания на нравственно-духовном воспитании обусловлена общегосударственной потребностью. Образование является одной из долгосрочных стратегий, которая обеспечивает позитивное взаимодействии в условиях глобализации. Растет понимание того, что для успешного обучения учащимся необходимы как знания, навыки так и духовно-нравственные ценности.

Процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее: сформируется у воспитанника или нет определенная система ценностей и отношений, станет ли она его основой убеждений и поведения, педагог в процессе взаимодействия с воспитанником достоверно установить не может.

Педагогика в области воспитания никогда не будет подобна книге рецептов и предписаний: каждая конкретная педагогическая ситуация, каждый конкретный ребенок требует отдельного, приемлемого для него случая и решения на основе знаний воспитания

С первых лет школьной жизни ребенок обращается к социально ценным идеалам окружающих.

В подростковом и особенно в раннем юношеском возрасте школьники способны проникать в мотивационную сферу других людей, анализировать их действия и поступки, соотносить со своими действиями и под влиянием менять привычный способ поведения, что благотворно влияет на усвоение нравственных образов.

Знакомясь, например, с жизнью знаменитых людей, школьники выделяют те достоинства, которые заслуживали общественной оценки и признательности. Ориентируясь на развитие у себя подобных качеств, осваивают ценности.

Школы должны подготовить выпускников жить в мире, в котором необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать различные ценности, решать, как сотрудничать, так как многие вопросы выходят за пределы национальных границ. В Казахстане ведется работа по развитию системы среднего образования в соответствии с глобальными вызовами мира. Ключевые ценности, сформированные в Государственном общеобязательном стандарте среднего образования нацелены на повышение национальной идентичности. Поэтому привычные схемы воспитания неэффективны и назрела необходимость предоставления основ воспитания, отвечающих новым условиям формирования подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Инновации в экономике обуславливают необходимость владениями навыками, которые в совокупности с духовными ценностями позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуации, идеи, знания, опыт и развивать личностные качества, как любознательность, коммуникабельность с учетом национальных ценностей. Развитие личностных качеств в единстве с навыками являются основой для привития ценностей: уважение, открытость, ответственность, образование в течение всей жизни. Эти ценности призваны стать устойчивыми ориентирами личности, мотивирующими поведение и повседневную деятельность подростка. Ценностные духовные ориентации – способность личности выбрать в своей деятельности определенные ценности или способность ориентироваться в ценностях, а так же способность осознавать и воспринять их как собственные. Значение духовных ценностей проявляется в сфере формирования привычек, образа жизни, стиля поведения. Ценности – одобряемая, разделяемая большинством людей значимость определенных объектов. Они формируют образ жизни в целом. Ценности стимулируют поведение и поступки.

Что значит духовность? Что значит нравственность?

Нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни с учетом среды- семья, друзья, школа, организация. Нравственное воспитание имеет свою специфику. Прежде всего влияет на формирование представлений понятий, суждений , оценок и на этой основе формирование нравственных убеждений, способствует обогащению, собственного опыта, самовоспитанию личности. В подростковом возрасте важно формирование нравственной личности. Развитие личности включает формирование потребностей: в труде, общении, освоении культурных ценностей, развитии способностей разных направлений. Эти потребности развиваются в процессе деятельности. В процессе деятельности у ребенка формируются социально полезные привычки поведения, отношения. Любая роль в социуме требует нравственных образований: осознанности, ответственности, чувства гордости, дружбы. Таким образом складывается определенный опыт в освоении среды ближайшего окружения, устанавливаются контакты со сверстниками, проявляется потребность в самопознании и утверждении личности. Активно формирующиеся мировоззренческие взгляды позволяют оценить нравственные нормы, и понять их необходимость. Стремление к самоутверждению сопровождается развитием самостоятельности и опережает развитие моральных качеств и опыта нравственного поведения во взаимоотношениях с окружающими людьми. Эта потребность появляется весьма противоречиво в зависимости от особенностей протекания процесса социализации личности, предшествующего жизненного опыта. Стремление к самоутверждению сопровождается развитием активности, самостоятельности проявляющимся в юношеском максимализме.

Нравственность является показателем культуры человека. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Осознание личностью своего облика, места в обществе характеризует нравственное отношение к своему поведению. Человек сравнивает свои идеалы и помыслы с жизнью окружающих людей, критически оценивает себя. Важное качество личности – это гуманизм. Гуманизм наследует традиции уважения человеческого достоинства в не зависимости от расы, пола и нации. Проявление гуманности у подростка прежде всего – сострадание горю человека, готовности помочь, защитить от оскорбления и насилия .Это важный момент морали. Формирование нравственно-духовного отношения к себе, происходит успешно, если человек предъявляет к себе высокие требования. Главное в воспитании подрастающего поколения- добиваться, чтобы принципы нравственного поведения постепенно приняли форму внутренних требований каждого школьника к самому себе.

А духовность является ценностной характеристикой сознания человека. Под понятием «духовность» подразумевается особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей. Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя – в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на «извечные вопросы бытия» – об устройстве мира, истине, о добре и зле. Между этими двумя понятиями существует глубокая связь. Задача развития духовно-нравственной личности должна быть связана с мотивацией учения. Создание пространства духовно-нравственного воспитания и образования в целом должно осуществляться на основе партнерства с учреждениями культуры и спорта, средств массовой информации и т.д. Восстановление духовного, нравственного, интеллектуального потенциала подростков возможно только с возрождением системы духовно-нравственного воспитания. Нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения предполагает усвоение моральных норм, принципов. Наиболее высоким уровнем нравственной воспитанности личности является ее способность ориентироваться не на внешние требования, а на внутренние нормы поведения. Иногда наблюдается разрыв между сознанием и поведением. Трудно вести себя правильно, если не знаешь как надо поступить в том или ином случае. Только сознательное усвоение моральных знаний помогает понять, что в поступках хорошо или плохо.

Если говорить о системе образования в Республике Казахстан, то она ориентирована на развитие и формирование у детей и молодежи гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность. Мы перешли на новый уровень в системе образования – обновление содержания образования. Развитие духовно-нравственного воспитания в контексте обновления содержания образования должно обеспечить:

– формирование нравственных ,этических ценностей, норм, поведение;

– развитие качеств гуманизма, чести, долга, доброты;

– формирование давать оценку происходящему в мире и решать вопросы позитивного изменения. Интеграция обучения и воспитания в нашей стране основана на патриотическом акте Мгілік Ел, в переводе «Вечная страна».идея патриотического акта направлена на переориентацию молодого поколения на духовно-нравственные ценности: простые понятные истины – благополучие, трудолюбие, единство и уверенность в завтрашнем дне.

Современная казахстанская семья и ее полноценное функционирование немыслимы без культуры, без духовной и нравственной цели, без формирования патриотизма. Осуществление указанных параметров развития современной семьи возможно только на основе базовых ценностей национального менталитета. Базовыми ценностями национального менталитета являются высокая нравственность, преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью, взаимопомощь, дух коллективизма. Немаловажной ценностью является особая любовь к земле предков, толерантность, совестливость, долг, высокая роль семьи и человека, гражданственность, чувство справедливости, милосердия, готовность к преодолению жизненных испытаний, готовность к служению людям и Отечеству. Уважение к национальным ценностям своего народа является стержнем нравственного воспитания. В процессе самосознания реализуется мировоззренческий компонент.

Практическим решением в области формирования духовно-нравственного воспитания стала реализация проекта нравственно-духовного образования, через предмет «Самопознание». «Самопознание» – это предмет, внедренный во все общеобразовательные школы нашей страны. Предмет обладает бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы – развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Главная цель предмета – возродить человеческие ценности в современном обществе. Данная программа имеет позитивный ,воспитательный потенциал, так как охватывает все сферы воспитательной работы и имеет механизм возрождения ценностей в единстве. Программа способствует воспитанию граждан ,обладающих нравственными качествами и обеспечивает непрерывность и преемственность всех уровней образования. Ведь проблема духовно-нравственного развития в жизнедеятельности современного подростка сегодня представляется особо значимой. В мировой практике подобного проекта нет. Данный предмет направлен на обучение ценностям: общение самораскрытие личности, на позитивные взаимоотношения в многогранном мире. Конечно, первоначальное становление происходит в семье, а затем и в дошкольной организации. Поэтому важно с раннего возраста усваивать модель отношений, привитие любви к малой родине. Ведь любовь к малой родине формирует духовную привязанность к окружающим людям, развивает потребность проявлять заботу о них, соединять интересы с интересами общества. Данная программа внедрена с дошкольной организации. Ребенок с дошкольного возраста учится прилежности, милосердию, любви к природе. Привыкает помогать, прощать, слушать, учится уважать себя и других. Тематика мероприятий прививает любовь к родной земле «Природа родной земли», «Родной аул», воспитывают заботливые отношения к семейным традициям «Семейные традиции», «Папа, мама, я», воспитывает уважение к ветеранам ВОВ «День победы». Все это прививается через устное народное творчество, игровую деятельность. Основа авторской идеи проекта «Самопознание» в том, чтобы любить и быть любимым, быть самим собой, развивать свои собственные возможности, таланты. Мы говорим о глубоко нравственной основе:поведение,уважение,дружба,взаимодействие,верование,справедливость.В данном предмете, через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, ученик познает себя и мир. Учится не только ответственности за свои слова и поступки, но и жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не придавая своего я.

Уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной мудрости.

Сам процесс духовно- нравственного образования можно назвать «образование для сердца». Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Способность человека к духовной жизни заложена в поступках, переживаниях, сверх сознания – через сердце, как центр эмоциональной сферы. Поэтому духовно-нравственное воспитание имеет следующую структуру:

– системы общечеловеческих ценностей;

– основные качества личности;

– составные компоненты социального опыта накопленного человечеством.

Роль духовно-нравственного воспитания проявляются в его функциях:

– становления «Я- образа», провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я». Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях ведется откровенный диалог с учителем, в социально-ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического служения Родине, обществу. В выборе стиля, методов и форм обучения признается глубинный диалог, целью которого является не только формирование духовной интеллектуальной базы, а прочная духовная связь собеседников через организацию диалога. Материалом для организации диалога является обращение к народным традициям, использование фольклора, в котором заключена народная мудрость: эпос, мифология, притчи, сказки, присказки. Задачи заключаются в сохранении и упрочении духовной привязанности подрастающего поколения к Родине. Любовь к Родине формирует привязанность к окружающим людям, развивает потребность проявлять заботу о них, соединять интересы с интересами общества. Чем богаче жизненный опыт подростков, тем полнее усваиваются моральные понятия. Поведение на основе сложившихся нравственно-духовных понятий, убеждений всегда связано с чувством радости, удовлетворения. Чем выраженнее атмосфера любви ,в которой протекает воспитательный процесс, дающая подростку чувство защищенности, уверенности , тем благоприятнее условия для формирования личности. Духовно-нравственное образование – основной механизм внедрения национальных ценностей: развить чувство гордости за свою родословную или страну, воспитывать чувство любви и уважения к близким, сострадания, благодарности. Самое главное – беречь традиции и ценности своего народа, национальную культуру, уважение к Отечеству.

– Культурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание личности как субъекта культуры [16].Национальная культура человечества находит отражение общественного сознания и освоения духовных ценностей. Носителями ценностей и традиций являются социальные группы, а также этнические и религиозные сообщества. Соответственно, задача духовно-нравственного развития гражданина страны может быть осуществлена посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры составляющих общество социальных групп, в те этнические и религиозные традиции, которые существуют в нашей стране, а также в те, которые имеют и мировое значение.

Успех нравственно-духовного воспитания во многом зависит от нравственного пространства, в котором подросток живет. В него входит отношения не только в семье, но и в школе, улице, отношение к себе, с родителями, учителями, природе, к образу жизни.

Результатом духовно-нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она реализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности. Нравственная воспитанность характеризуется моральной образованностью. Это устойчивость положительных привычек и норм поведения, культура отношений. Это наличие у подростка сильной воли, способность осуществлять контроль и самоконтроль. Нравственность формируется в преодолении противоречий. Каждому подростку предстоит одолеть и пережить свой путь трудностей, разрешения противоречий, приобрести опыт нравственной жизни получить удовольствие от добрых поступков, победы над собой и укрепление силы духа. Нравственно-духовное воспитание сильно тогда, когда его следствием является самовоспитание и самосовершенствование. Все задачи воспитания подрастающего поколения решаются в тесном единстве, в рамках комплексного подхода к воспитательной работе.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды.

Основные направления, национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников

Марина Гуслякова
Основные направления, национальные ценности и принципы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, ухудшилось физическое здоровье, нет готовности к трудовой деятельности, не сформировано чувство ответственности, низкая гражданская позиция.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Поэтому заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в нем такие качества, которые помогут в жизни не только отличить добро от зла, но и противостоять злу можем мы с вами.

Ведь детское сердце открыто для любви, для восприятия добра.

Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т. е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, прежде всего должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

В нашем детском саду одним из направлений работы является духовно- нравственное, патриотическое воспитание.

Воспитательная система по этому направлению должна обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходить через все формы работы с детьми.

Суть этого воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Каким образом, нам, педагогам, сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть!

Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Целью нашей работы является:

1. Сохранение духовно-нравственного и физического здоровья детей.

2. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной

3. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия

родного края, России.

4. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Чтобы достичь поставленной нами цели по духовно-нравственному воспитанию, перед нами стоят следующие задачи:

1. Создать в ДОУ необходимые условия для организации работы по

духовно – нравственному, патриотическому воспитанию.

2. Повысить профессиональный уровень педагогов.

3. Обеспечить образовательный процесс необходимой художественной и

4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей:

ознакомление родителей с основами православной педагогики и

психологии, формирование представлений о формах традиционного

Задачи воспитательной системы:

1. Развитие нравственного сознания, чувств, поведения ребенка.

2. Формирование эмоционально – волевой сферы личности дошкольника.

3. Развитие социальных умений и навыков поведения.

4. Воспитание позитивного отношения к миру.

Принципы реализации работы:

Принцип интегративности реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.

Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.

Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др., которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры Иркутской области.

Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду, к своей семье, друзьям.

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип системности направлен на развитие системы отношений: детский сад – семья – общественные организации.

Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – школа; дети младшего и старшего возраста в дошкольном учреждении.

Наше ДОУ на ряду с

Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, 2010 год (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.2009 г.);

Дополнительные программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

• -Шевченко Л. Л. «Добрый мир» – Православная культура для малышей, которая рекомендована Министерством образования Московской области и внедряется в практику работы ДОУ по духовно-нравственному воспитанию

• Н. Г. Зеленова «Мы живем в России»– программа по гражданско-патриотическому воспитанию

• Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.»

Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»

милосердный; трудолюбивый, добрый, активный, самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий своих близких, свою Родину, свой народ, почитающий его традиции и культуру.

«Культура и традиции русского народа». Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Матвеева Елена Вячеславовна Год разработки программы: 2016учебный год.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Культурная практика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда.

Опыт работы по организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, представленный на XVII Иоановских чтениях Сл. 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте продолжить представление опыта работы по теме «Организация духовно-нравственного воспитания.

Проблема и основные направления полового воспитания умственно отсталых школьников. Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу.

Проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Представляю вашему вниманию проект-презентацию практических достижений по теме “Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников”.

Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Храм души моей» Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова.

Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» еминар: «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» Павлова Е. Н., зам. директора.

Условия для духовно-нравственного развития ребёнка-дошкольника в процессе экологического воспитания Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции невозможно без гармоничного.

Эссе-размышление «Актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников» I. Введение. Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание В. В. Путина: «Для гражданина России особенно важны моральные.

Что относится к нравственным ценностям

Определение

Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры.

То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали – регулятивная.

Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей.

Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.

Что такое нравственное воспитание?

Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.

Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.

Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.

Базовые ценности духовно-нравственного воспитания —

Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:

  1. Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
  2. Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
  3. Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
  4. Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.

Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.

Составляющие моральных принципов

Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить.

Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.

Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.

Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.

Воспитание в семье нравственных качеств

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Что происходит в школе?

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.

Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности.

Воспитание патриотизма — задача всех уровней воспитателей

Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Моральные ценности наиболее тесным образом связаны с тем, что беспокоит нас сильнее всего. Зависят они, в первую очередь, от воспитания и личного ощущения того, что для нас является важным. Для того чтобы соответствовать образцу нравственности, человеку необходимо соблюдать определенные условия. То есть придерживаться норм морали.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.

Внеклассные занятия должны быть разноплановыми

  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

Посещение театра — одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка.

Высшие ценности

Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей.

Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.

Жизнь, основанная на моральных ценностях

Для того, чтобы сделать себя немного лучше, психологи советуют каждый день стараться следовать принципам нравственности. Так, следует становиться чуть более внимательным, заботливым, ответственным. Полезно будет завести дневник, куда можно записывать хорошие дела, которые раньше человек по каким-то причинам не совершал, а теперь начал. Дневник будет отражать каждодневные изменения в лучшую сторону и работу человека над собой.

Основные правила, придерживаться которых рекомендуют психологи:

  • Стараться быть надежным и честным, воздерживаться от обмана, предательства, воровства. Честность подразумевает искренность как перед собой, так и перед окружающими.
  • Быть смелым. Делать то, что необходимо, даже если это чревато личными неприятностями или возможностью быть отвергнутым или непонятым.
  • Контролировать себя. Управлять своими словами, мыслями, эмоциями и поступками. Особенно находясь в состоянии стресса.
  • Быть принципиальным. Уметь отстаивать свои убеждения, подтверждать слова поступками, выполнять обещания.

ФГОС: духовно-нравственное воспитание

Современная образовательная система все больше выдвигает на первый план необходимость воспитания нового типа личности. Этому аспекту посвящены многие программы профильных, научных организаций. Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой, компетентного.

Духовно-нравственные ценности, которые общество старается привить своей смене, условно делятся на три группы:

  • семейные, пропагандируют заботливые, бережные связи, любовь и верность по отношению к своим близким, опеку младших, уважение к старшим;
  • культурные, основанные на фольклоре, национальных традициях, проповедующие красоту, гармонию;
  • патриотические, развивающие у детей любовь к Родине, желание ей служить, уважительное отношение к закону и правопорядку.

Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы

Социально-нравственное воспитание закладывает базовые характеристики личности, которые позже дают о себе знать, проявляясь в поведении и деятельности. Развитые нравственные качества реализуются через уважительное отношение к ценностям общества, стремление быть полезным. Нравственный человек придерживается определенных рамок и целей.

Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации, различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.

Родители слишком заняты, всецело полагаются на школу, школа же устранилась от воспитания, занимается только преподаванием. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать человека. Основой развития должны стать литература, отечественная история. Бывает, что учителя негуманитарных предметов, химии или физики, становятся для воспитанников нравственными идеалами. Преподаватель, который ведет себя в соответствии с тем кодексом, который декларирует, становится старшим другом и образцом для взрослеющих детей.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

Концепция подробно детализирует:

  1. Основные задачи воспитательного процесса.
  2. Векторы педагогической деятельности.
  3. Систему построения воспитательной деятельности.
  4. Формы и методы, применимые в процессе работы над духовно-нравственным развитием.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внешкольную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на школу, педагогам необходимо быть тесно связанными с родителями, общественными сообществами.

Базовые национальные ценности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС

Ранний возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию.

Народные праздники, которые проводятся в ДОУ, – это яркая форма отдыха для воспитателей, родителей и детей, объединяющая их совместными действиями, переживаниями.

По мнению многих авторитетных священнослужителей, «ценности», вокруг которых правительство пытается объединить народ, превращаются в абстрактные понятия, если оторваны от христианской этики. Разговоры о добре, совести, нравственном долге – это неплохо. Но говорить о конструкции духовно-нравственных установок как результате культурного развития России, не упоминая христианство, нельзя. Оно стало главным образующим фактором того, что сейчас называют российской культурой.

По ФГОС, основными задачами воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности называются:

  • формирование доброго отношения к людям и природе;
  • пробуждение чувства сопричастности к народному наследию;
  • осознание своих национальных особенностей, внушение чувства уважения к своей нации, представителям других народностей;
  • формирование доброжелательных коллективных связей, сочувствия, дружелюбия, сопереживания к товарищам;
  • внушение уважения к труду;
  • создание основ патриотизма, гражданственности.

Духовно-нравственное воспитание школьников

Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Концепция выдвигает тот же принцип. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки гуманитарной и эстетической направленности.

Воспитательные задачи могут быть реализованы в пределах любых учебных дисциплин, когда в ходе занятий применяются такие формы работы:

  • за образец принимаются лучшие произведения художественной культуры;
  • ребята знакомятся с героическими страницами истории государства;
  • просмотр художественных, документальных кинолент обязательно обсуждается;
  • проводятся сюжетно-ролевые, деловые игры;
  • преподаватель организует общение в дискуссионной форме, привлекает к решению практических задач, создавая проблемные ситуации.

При организации внеурочной деятельности учителям можно планировать такие мероприятия:

  • общественные коллективные праздники:
  • семейные творческие встречи;
  • интерактивные квесты, ток-шоу;
  • интеллектуальные викторины, диспуты;
  • работу кружков, секций, клубов по интересам.

Преемственные взаимосвязи семьи и школы

Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.

При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности.

Основная задача – воспитание гражданина

Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества. Воспитание нравственности, высокой культуры у современных молодых людей – первостепенная задача.

Преподавателям нельзя забывать о том, что основными выразителями ценностей и традиций являются этнические, религиозные общества. Поэтому при осуществлении духовно-нравственных воспитательных задач развитие юного гражданина осуществляется через интеграцию личности в те социальные группы, которые составляют российское общество, а также через приобщение к традициям, которые имеют большое влияние в стране и мире.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – одно из ключевых условий модернизации. Инновационная экономика в обход человека невозможна. Характер развития общества находится в прямой зависимости от гражданской позиции, мотивационной сферы, приоритетов, нравственных убеждений, пропагандируемых духовных ценностей. Потребность творить, любовь к Отечеству – важнейшее качество гражданина страны для успешного ее развития.

Скачать презентацию по теме:

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Аспекты и базовые ценности духовно нравственного воспитания

Основные аспекты нравственного воспитания

Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:

  1. Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
  2. Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
  3. Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
  4. Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.

Общечеловеческие нравственные ценности

Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Какие проблемы существуют

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Убеждения личности

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Что происходит в школе

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.

Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности.

Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия.

Косность и инерция мышления – это тоже следствие действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности. Установки препятствуют и творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартности мышления и отказа от шаблонов мысли и поведения.

Таким образом, богатство и разнообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и субъектом деятельности. Меняясь с изменением общества, мы буквально каждый миг обновляемся, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, установки и убеждения.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.

Внеклассные занятия должны быть разноплановыми

  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

Посещение театра — одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка.

Читайте также:  8 вредных продуктов питания для детей
Ссылка на основную публикацию