Буллинг и дети: все, что должны знать об этом родители

Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка от насилия

Фоксфорд поговорил о проблеме буллинга с практикующим психологом. Елена Трушина рассказала, что делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию. Чем опасен школьный буллинг?

Что такое буллинг

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространении слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Что делать с буллингом в школе?

Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.

  • Беспричинные боли в животе и груди
  • Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
  • Нервный тик, энурез
  • Печальный вид, беспокойство, тревожность
  • Нарушенный сон, кошмары
  • Длительное подавленное состояние
  • Участившиеся простуды и другие заболевания
  • Склонность к уединению, нежелание общаться
  • Проблемы с аппетитом
  • Излишняя уступчивость и осторожность.

Школьный буллинг – что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случится с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.

Что делать учителю

Проблема буллинга в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде.

  • Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  • Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  • Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  • Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Буллинг ребёнка: как действовать родителям

Буллинг ребёнка: как действовать родителям

Буллинг опасен и для детей, и для взрослых, поэтому о нём надо говорить. Наш блогер из фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Алена Синкевич, клинический психолог и координатор проекта «Близкие люди», рассказывает, как понять, что ребёнка буллят в школе, и как с этим бороться.

Часто родителям кажется, что в том, что ребёнка начал травить детский коллектив, есть их вина. Это не так. Начало буллинга — многофакторный процесс, его почти невозможно предсказать и подготовиться к нему. Если ребёнка вовсю травят, но он не просит родителей о защите, а они ничего не замечают, — тут есть о чём задуматься. Часто дети, которых травят, не говорят об этом родителям не потому, что боятся наказания, а потому что им страшно родителей огорчить. Этот страх вытекает из болезненной любви к родителям и желания их оберегать. Поэтому родителям важно быть очень внимательными к самым тонким вещам.

Что мы можем заметить в самом начале? На наш вопрос «как дела в школе?» ребёнок отвечает неохотно, со снижением голоса и настроения, он как бы впадает в подавленную задумчивость. Так и есть — он в недоумении, не понимает, почему к нему так странно относятся сверстники. У него нет жизненного опыта, позволяющего отличить нормальные отношения от ненормальных. Он может ощущать смутную тревогу, но не понимать её причин.

Одна девочка, которую травили в начальной школе, говорила, что её никто не бил, но правилами класса было запрещено дотрагиваться до неё и даже до её портфеля, ручек, одежды, конфет и бутербродов. Девочка не могла понять, что это значит и как к этому относиться. В её жизненном опыте, в книгах и в рассказах родителей ничего похожего не было. Очень подавленная, она становилось всё отрешеннее и страннее. Она ничего не знала о касте «неприкасаемых» и о том, какая это тяжелая доля для социального существа, коим является человек. Девочка старалась войти в контакт с кем-нибудь из класса, однажды это получилось, но в итоге её жестоко высмеял одноклассник, вроде бы проявивший к ней лояльность. То ли он хотел её ещё больше унизить, то ли главный буллер, как это обычно бывает, не потерпел выхода этого мальчика из-под своих знамён, и у того возникал риск испытать буллинг на себе. Родители не замечали состояния девочки: ушибов не было, её вещи были в порядке. Девочка плохо училась (и мы понимаем почему), её нежелание ходить в школу приписывалось её неуспешности в учёбе и лени.

Читайте также:  3 принципа воспитания детей: любовь, поддержка и личній пример

Получаемое от одноклассников сообщение «исчезни» заставило её всерьёз задуматься о суициде

Чтобы правильно интерпретировать подавленность ребёнка, родителям надо быть очень внимательными и чуткими. Если в семье это первый ребёнок, пошедший в школу, то сравнивать не с чем и распознать неладное особенно трудно. Мне кажется, надо проводить много времени с ребёнком в окружении сверстников и наблюдать, как дети общаются. Экскурсии или подготовка к праздникам могут быть хорошей возможностью для этого. Ваш взгляд может дать больше информации, чем рассказ учителя. Ведь буллинг — это свидетельство его недосмотра, и учитель может «не замечать» тревожные признаки, опираясь на формальные критерии типа «никто никого не бьёт».

Если вы заметили признаки буллинга, то вам надо сперва выработать своё отношение к этому. Возможно, отвержение вашего ребёнка социумом вызывает у вас тревогу: правильно ли вы его воспитали, хороший ли вы родитель. Тут важно не впасть в легкомысленную слепоту в попытках сохранить душевный покой. Что бы ни происходило, вам надо присоединиться к ребёнку, чтобы он перестал быть одиноким в том, что происходит. Дальше надо вместе думать, что делать.

Конечно, с ребёнком надо будет поговорить о происходящем. В зависимости от его возраста это может быть труднее или легче, но посыл всегда один — «Ты не один. Я с тобой». Это должно быть не про то, что «ты хороший, а они — сволочи», а про то, что ни с одним человеком так нельзя поступать. «Они совершают неправильные поступки. Ты — мой ребёнок, я буду рядом с тобой искать путь, чтобы с тобой так не поступали». Надо помогать ребёнку из этой позиции. Тяжелее всего бывает её занять родителям, у которых был собственный непростой опыт коммуникации в детстве. В зависимости от того, какой именно вывод родители сделали когда-то из своего опыта, они могут по-разному относиться к тому, что происходит с их ребёнком сейчас. Порой буллинг ребёнка становится ретравматизацией для родителя, он старается не замечать происходящего и, как страус, прячет голову в песок, не видит очевидного, поскольку сам в детстве не смог найти путь разрешения похожей ситуации.

Бывает, что родители, желая воспитать у ребёнка способность самостоятельно решать проблемы, не хотят вмешиваться в ситуацию

Но при буллинге изменение поведения ребёнка не может привести к остановке травли. Необходима помощь извне детского коллектива. Когда ребёнок не только не получает помощи от близких или иных значимых в этой ситуации взрослых, а ещё и получает от них послание «с тобой что-то не так, ты должен справляться сам», одиночество ребёнка становится ещё глубже и вероятность вывода «я ничтожен и недостоин жизни» может стать ещё больше.

Чтобы сохранить защищающую позицию родителя и в то же время дать ребёнку опыт борьбы с трудностями, важно позиционировать себя рядом с ребёнком не против буллеров, а против сложившейся неправильной ситуации. Тогда посыл будет не «как я отомщу Иванову, Петрову и Сидорову за то, что они со мной плохо обращались», что может дать только опыт вражды, а «что можно сделать, чтобы Иванов, Петров и Сидоров общались со мной нормально». Это выводит ситуацию из плоскости борьбы в плоскость поиска выхода.

Иногда приходится несколько раз менять школу в поисках детского коллектива, где ребёнок почувствует себя в безопасности. Важно, чтобы родители оставались с ребёнком в контакте, могли обсуждать происходящее и поддерживали его веру в то, что место, где ему будет комфортно и безопасно, обязательно найдётся. Такой общий путь родителей рядом с ребёнком позволит им выйти из истории буллинга с новым опытом решения проблем и новым опытом близости. Это позволит значительно снизить травму от буллинга и для родителей, и для ребёнка.

Материал подготовлен фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Мы помогаем детям-сиротам в детских домах и больницах, ищем им приёмных родителей и поддерживаем кровные семьи в трудной жизненной ситуации, чтобы дети не попадали в детдома. Мы работаем, чтобы менять будущее для детей, а значит, и для всех нас. Присоединяйтесь! Вы можете поддержать работу фонда, сделав пожертвование или став волонтером.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (YAKOBCHUK VIACHESLAV)

Буллинг от А до Я: Все, что должны знать родители

Обидчик, жертва, свидетели и их родители

Все дети рано или поздно сталкиваются с буллингом: либо в качестве жертвы, либо в качестве обидчика, либо в качестве свидетеля, причем как онлайн, так и в реальности. Все эти роли оказывают разрушающее влияние на личность ребенка. Как помочь детям в каждой из ситуаций буллинга рассказывают педагог Мелисса Ловенштейн и психотерапевт Дженнифер Фрид.

Статистика и типология

Если вы в своей жизни никогда не испытывали систематической травли или другого насилия со стороны человека, у которого больше власти или влияния, то вам может показаться, что буллинг — это мелочь. Тем не менее, согласно доклада департамента образования США, один из четырех детей в возрасте от 12 до 18 лет был жертвой буллинга за последний школьный год. В Украине, согласно исследования, проведенного для UNICEF, с буллингом сталкиваются 89% школьников.

Дети, ставшие жертвами буллинга больше подвержены тревожности и депрессии. Нам стоит перестать думать о буллинге в картинках из старых фильмов, вроде окунания человека головой в унитаз, — это случается, но намного реже. Травля приняла новые формы, и страдают от нее, прежде всего, дети, которые считаются группой «не такими». Часто буллинг в реальной жизни вырастает из кибербуллинга : злобные сообщения, угрозы, слив какой-то информации в сеть и последующий шантаж. Людям намного проще выражать свои негативные эмоции и обижать других, прячась за монитором. Недавнее исследование агентства McAfee показало, что случаи кибербуллинга утроились за последний год.

Суть проблемы

Буллинг — это не просто злость и подлость. Это неосознанное агрессивное поведение, возникающее из-за реального или ощущаемого дисбаланса власти. Буллинг имеет тенденцию повторяться и оставляет жертву в состоянии страха и стресса. Похожий эффект буллинг оказывает и на тех, кто оказывается свидетелем происходящего. Если дети поссорились или даже обозвали кого-то, или один раз исключили кого-то «из своей команды», то это не классифицируется как буллинг. Но если в детском коллективе формируется культура безнаказанного насилия, то это может создать у них ощущение дозволенности унижения других.

Последствия

Последствия могут быть самыми разрушительными. Мы все слышали о тех жертвах буллинга, которые совершили из-за этого самоубийство. Сейчас на экраны вышел новый телесериал «13 причин почему» по книге Джея Эшера, где очень точно проиллюстрирована эта проблема. Жертвы буллинга могут прогуливать школу, перестать успевать в учебе, и эти перенесенные в детстве страдания несут вред и во взрослой жизни: намного чаще сверстников ставшие взрослыми жертвы буллинга чаще болеют и имеют психологические проблемы.

Свежие новости

Если вы думаете, что ваш ребенок — жертва буллинга

В идеале ребенок приходит и рассказывает вам о том, что его травят. Но если ребенок об этом не говорит, а вы видите, что он стал грустным, расстроенным, боится чего-то, начните разговор сами. Скажите, что вы замечаете, что что-то не так, опишите детально, какие именно изменения в ребенке вы видите, но не давайте оценок. Никакого сарказма и поучений. Создайте для вашего ребенка безопасное пространство, где он может поделиться чем-то, что ему болит или за что ему стыдно. Задавайте открытые вопросы: «Мне кажется, что ты какой-то грустный в последнее время. Что-то случилось, что расстроило тебя?» или «Ты не хочешь идти в школу в последнее время и даже пытаешься сказаться больным, чтобы остаться дома, когда ты совсем не болен. Если в школе что-то происходит, почему ты не хочешь туда идти, давай поговорим об этом».

Будьте терпеливы. Расскажите, как вы пережили жестокое отношение со стороны других. Если ребенок расскажет вам о случаях буллинга, которые повергают вас в шок или гнев, не спешите реагировать сломя голову. Проявляйте эмпатию, думайте, слушайте: «Вот это был действительно стыдный момент!», «Похоже, что твой друг в этом случае ведет себя совсем не по-дружески!». Можете добавить позитива и похвалы: «А ты правильно повел себя!» или «Хорошо, что ты этим со мной поделился, о таком трудно говорить!». Дайте ребенку понять, что у него могут быть любые мысли, но убедите его в том, что никто не заслуживает быть жертвой буллинга. Никто и никогда. В момент, когда ребенок раскрывается, не бегите разбираться с родителями обидчика или с учителями. Для начала пусть ребенок выскажет свои чувства, постарайтесь подбодрить, успокоить его в ответ. Так ребенок будет знать, что может всегда вам все рассказать.

Если ваш ребенок — обидчик

Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то, во-первых, его необходимо остановить, во-вторых, создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.

Читайте также:  Нужно ли баловать детей и как правильно это делать родителям, бабушкам и дедушкам

Вам нужно заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим. Как этого добиться? Есть такой «примирительный» подход, когда работают со всеми участниками ситуации: жертвой, обидчиком, свидетелями. И между ними должен произойти честный разговор, который нужно умело модерировать. Здесь нужен фасилитатор , который сначала поговорит с каждым по отдельности. Потом все собираются вместе, обидчик садится в центр круга — он должен принять на себя ответственность за происшедшее. Обидчику также следует напомнить о его сильных сторонах и позитивных качествах. Затем ребенку нужно объяснить, что в случае честного намерения исправиться — которое нужно представить в виде текста и дать подписать ребенку — его не только простят, но дадут возможность исправить то, что он сделал. В школах эта процедура дает прекрасные результаты, и жертвы, и обидчики говорят об огромном испытанном облегчении, а процент рецидивов очень низок.

Дома в разговоре с ребенком пытайтесь применить этот «примирительный» принцип. Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это. Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение. Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок. Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга. Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе. Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

Как еще можно помочь

Если первый этап с родителями провален, ребенок, будь-то жертва или обидчик, не раскрылся, нужно искать хорошего терапевта. Ищите тех, кто практикует диалектическую поведенческую терапию или десенсибилизацию и переработку движением глаз — эффективность этих двух методов доказана исследованиями. Пожалуйста, не забывайте, что многое зависит от культуры общения в вашей семье. Каждый человек у вас дома должен чувствовать себя свободным говорить о своих чувствах и мыслях, не боясь, что на него накричат или станут ругать и поучать. Если в сложных разговорах дома случаются крики, постарайтесь вернуть полемику в цивилизованное русло и дать возможность каждому прокомментировать такое агрессивное поведение. Унижение и угрозы не должны стать привычной формой общения. Если члены семьи были неправы, они должны признать, что были неправы, попросить прощения и узнать у тех, кого обидели, как исправить содеянное, и исправлять.

Фото из телесериалов 13 Reasons Why и Big Little Lies

Все, что родители должны знать про буллинг

    17.11.2018 11:16 0

Все чаще приходится слышать о буллинге в школах, о случаях жестоких драк между школьниками, а иногда к травле прибегают еще и взрослые.

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивное поведение детей друг к другу, которое унижает, запугивает и часто сопровождается физическим насилием. Различают три вида буллинга:

  1. Один ученик или группа обижают другого ученика;
  2. Ученик или группа издеваются над учителем;
  3. Травля учителя учащимися.

Буллинг имеет тенденцию повторяться и таким образом оставляет жертву в состоянии постоянного страха и стресса. Если дети поссорились или даже обозвали кого-то, или один раз исключили кого-то «из своей команды», то это не буллинг. Как узнать, что над вашим ребенком издеваются, если он сам об этом не говорит?

Признаки буллинга:

  1. У ребенка нет друзей;
  2. Ваш сын или дочь боится идти в школу;
  3. У ребенка появляются испорченные вещи;
  4. Ребенок сам наносит себе повреждения;
  5. Замкнут или расстроен после общения в социальных сетях.

Травля в соцсетях и мобильных телефонах называется кибербуллинг. В этом случае «оружием» обидчика становятся социальные сети, форумы, чаты, мобильные телефоны и тому подобное. Он может прибегать к анонимным угрозам, звонкам с молчанием, преследованию, снимать на видео издевательства других, чтобы потом распространить это в сети.

Соцсети и мобильные телефоны – оружие кибербуллинга

Что же делать родителям, если их ребенок стал жертвой буллинга?

  • Дайте ребенку понять, что никто не заслуживает быть жертвой буллинга. Постарайтесь подбодрить, успокоить его в ответ. Так ребенок будет знать, что может всегда вам все рассказать.
  • Не забывайте о культуре общения в вашей семье. Каждый человек дома должен чувствовать себя свободным, говорить о своих чувствах и мыслях, не боясь, что на него накричат или станут ругать. Унижение и угрозы не должны стать привычной формой общения.
  • Составьте список хороших качеств вашего ребенка. Когда к человеку применяют агрессию, унижают физически или морально, у него падает самооценка.
  • Не зацикливаться на обиде. Чем больше «жертва» расстраивается – тем интереснее обидчику. Учите самовнушению, «Это не обидно, это не про меня, я не такой»
  • Объясните своему ребенку, что все гадости, которые ему говорят это не про него, а про обидчика. Обычно обижают те дети, у которых проблемы внутри него самого, т.е «Мне больно и другим будет больно»
  • Дайте ребенку тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.
  • Запишите вашего сына (дочку тоже можно) на секцию карате, бокса и т.д. Обижают слабых, поэтому обидчику нужно показать, что он не на того напал.

Секции помогут справиться с обидой

А что делать, если ваше любимое чадо обидчик?

  • Создайте обстановку, в которой ребенок пересмотрит свое поведение. Наказание ничего не изменит, но уничтожит доверие между вами.
  • Обсудите ситуацию. Спросите, почему именно ваш сын или дочь так себя ведет.
  • Помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит и все нужно исправить.

Если в домашних условиях родителям не удалось исправить ситуацию с ребенком, будь-то жертва или обидчик, нужно искать специалиста. Это может быть психолог в вашей школе, другой практикующий психолог или специально обученные люди – медиаторы. Медиатором может быть как учитель, так и психолог или социальный педагог вашей школы.

Помните! Нельзя оставлять буллинг без внимания, т.к последствия могут быть не обратимыми. Это может сломать ребенка, нанести психологическую травму, иногда жертвы буллинга даже совершают самоубийство. Поэтому родителям необходимо иметь доверительные отношения с детьми, интересоваться их делами, всегда поддерживать и защищать своего ребенка.

Последствия могут быть не обратимыми

Буллинг: причины, профилактика и что нужно знать родителям, чтоб обезопасить своего ребенка

Давайте разберемся для начала, что такое буллинг.

Буллинг – это агрессивная психологическая и физическая травля одного ученика другим или группой других детей, но по разным причинам не может ответить на агрессию.

  • Неравенство сил (очевидно, что слабый сам не ответит),
  • Агрессия,
  • Инциденты повторяются уже какое-то время (частота и срок давности определяют степень тяжести последствий),
  • Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция).

Фрагмент из книги Д.Олвеуса „Буллинг в школе“:

«Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, – возникает длительный конфликт. Единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность.

Его отличительными признаками являются власть и беспомощность, а также произвол того, кто обладает властью.»

Буллинг – это преднамеренное и коварное (исполненное скрытой злобы) нападение на социальный статус и душевное здоровье человека, который выбран целью.

Буллинг боится гласности!

Родители и учителя должны найти общий язык ради детей, которым они хотят добра. Мы объединяемся, чтобы наши экстренные педагогические воздействия и поддерживающие стратегии дополняли друг друга, а не противоречили. Когда родители и учителя – самые значимые для ребенка взрослые – объединяют свои усилия, ставят общие цели и используют партнерские стратегии, результат появляется намного быстрее.

Правы те родители, которые выбирают начальную школу для своего ребенка, ориентируются не на статус школы, а на учителя. Раньше ключевым фактором являлись профессиональные навыки педагогов, умение эффективно подать материал. Сейчас родители и это правильно, уделяют внимание человеческому фактору: как учитель общается с детьми; как устраняет детские конфликты и не провоцирует ли их; в какой форме устраняет детские шалости и не ведет ли себя агрессивно и нетактично. Одна из причин такого поведения родителей – участившиеся случаи буллинга уже в начальной школе.

Буллинг в школе нарушает атмосферу безопасности. Он не только провоцирует заболевания у обучающихся, но и понижает результаты обучения.

Оскорблять, издеваться над одноклассниками стало распространенным явлением. В последнее время в основную школу из младших классов переходят целые коллективы, которых можно назвать пробуллинговые. Они выстраивают отношения через конфликт и жестоко обращаются, унижают друг друга. Когда такие дети переходят в средние классы и теряют своего лидера в виде учителя младших классов, такой коллектив эмоционально «заражает» других обучающихся. При этом пробуллинговой может стать вся школа.

Читайте также:  Как выбрать домашнее животное для ребенка

Возникшие вследствие буллинга страхи, фобии, школьные неврозы не мотивируют к обучению, ребенок не может раскрыть свои таланты и не желает ходить в школу.

Причины буллинга

Причин буллинга в начальной школе много и среди них можно выделить:

    Педагог некорректно и неровно относится к детям в классе;

Оценивает одних учеников перед другими, вызывает этим зависть и затаенную обиду. Дети в силу возрастных особенностей и того, что у них отсутствует опыт эффективной коммуникации, могут компенсировать свои неприятные чувства жестоким обращением с «любимчиками».

Учитель поощряет ябед;

Такие ученики – потенциальные жертвы буллинга. Например: учитель выходит из класса во время урока и просит кого-то из детей записать, кто плохо себя вел, пока он отсутствовал. Педагог делегирует свои полномочия ученику, который начинает шантажировать одноклассников, демонстрирует превосходство и значимость для учителя. Остальные дети затаивают обиду и могут негативно относиться к ябеде всю школьную жизнь.

Учитель не знает о проблеме буллинга или не разбирает детские ссоры и «невинные» конфликты;

Ученые давно заметили, что учитель начальных классов влияет на обучающихся иногда больше, чем родители. Родители слышат такую же, как у педагога, интонацию голоса, манеру говорить, ребенок копирует жесты учителя. Педагог сближает детей, они учатся сотрудничать, понимать друг друга. Ученики бессознательно присваивают стиль учителя. От того, каким был первый учитель, во многом зависит успешность обучающегося в будущем.

Еще одна немаловажная причина в нарушении социально-психологической системе «учитель -ученик – родитель»

Учитель не знает о семейных проблемах обучающихся. Дети, которых отвергли родители, остаются в роли жертвы и среди одноклассников. Но могут, наоборот, выступать в роли агрессора, чтобы компенсировать проблемы и неприятности в семье.

Как должны реагировать родители детей, подвергающихся буллингу

Замечать возможные тревожные сигналы: ребенок расстроен после школы (или даже готов заплакать), у него отмечаются проблемы с желудком, головные боли по утрам, он плохо спит. Эти симптому могут свидетельствовать о наличии школьных страхов (перед плохими отметками, другими неудачами), но могут также свидетельствовать о том, что ребенок стал объектом буллинга.

Если родители заметили тревожные сигналы, они должны дать понять ребенку, что у них всегда есть время, чтобы поговорить с ним. В разговоре посвятить ребенку все свое внимание, быть открытым. Но никогда не принуждать ребенка к разговору.

Если ребенок доверился родителям для разговора, вести себя спокойно, сосредоточенно, не проявлять никакого раздражения или возбуждения (родитель должен быть сильным, а раздражение и нервозность – это признаки слабости), об этом я рассказывала на страницах своего блога. Нужно показать ребенку, что вы его понимаете, утешить его, но не надо стараться выглядеть всезнайками и поучать ребенка, т.к. это только еще больше подорвет его и так пошатнувшиеся самооценку и доверие к себе.

Действовать незамедлительно: в присутствии ребенка позвонить учителю (классному руководителю) поговорить с ним или договориться о встрече. Родители должны дать понять ребенку, что такого рода насилие не имеет шансов на продолжение, чувствуя родительскую защиту, дети с удовольствием снова переключают внимание на другие темы.

Школа – это новый виток в социализации ребенка, и новая социальная роль ребенка, это роль ученика.

Некоторые дети чувствуют себя в новой среде неуверенно, некомфортно и небезопасно. Им предстоит не только получать знания и умения, но и научиться добрым и ровным отношениям, как с педагогами, так и с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и не обижая других.

Как ребенок должен реагировать на буллинг

Если ваш ребенок страдает от травли, важно научить его давать отпор, отстаивать свои границы, показывать, что мир может быть не только жестоким, но и дружелюбным. Дети в таком состоянии часто являются заложниками «туннельного» мышления, они не представляют, что проблему можно решить, и их жизнь может протекать как-то по-другому. Поэтому важно показывать ребенку, что в жизни есть много другого, что он важен не только для тех, кто его задирает, что он может быть полезен и любим другими людьми.

Родителям стоит с ребенком обсудить все возможные сценарии травли. Как правило они повторяются: это обзывания, повреждение вещей, угрозы и физическое насилие. Ребенок должен действовать неожиданно, чтобы сбить с толку нападающего.

На оскорбления нужно отвечать спокойно, без ругани: если ребенок заметил, что его вещи испортили, то следует сообщить учителю, но сделать это нужно при всех.

Помните, ребенок должен с детства понимать, что конфликты нужно решать дипломатично.

Важным аспектом выступает правильный пример родителей.

Если дошло до крайних мер – физического насилия, то стоит бежать или громко кричать.

Заключение

В заключении хочется сказать, что ситуация травли в школе, как бы это прискорбно не звучало, явление частое, но его можно предугадать. Со стороны родителей необходимо быть более внимательным к ребенку, интересоваться его делами, знать его друзей, быть открытыми и доверительными.

Учите ребенка постоять за себя и других, не молчать, когда подвергаются насилию другие дети или же он сам является объектом травли.

Буллинг в школе

– Дети не любят тех, кто от них отличается, – объясняет Регина Александровна. – В любом классе есть среднестатистическое большинство, которое вот так вот одето или вот так вот разговаривает, и все, кто будет отличаться от этой «среднести», окажется в зоне риска. Это могут быть внешние отличия – слишком высокий рост, лишний вес, торчащие уши. Или физические дефекты – косоглазие, заикание. Дети, неуверенные в себе, тоже попадают в ситуацию, когда класс их не принимает. А еще подвергаются буллингу ребята, которые не следят за личной гигиеной: если у них одежда не очень чистая, запах неприятный.

– Понятно, придраться могут к кому угодно. Но и те, кто занимается травлей, – разные люди. Одни из благополучных семей, другие – из асоциальных.

– Да, но есть общее: все они самоутверждаются. В какой бы семьи ни росли эти дети, чаще всего они не уверены в себе, потому что воспитываются в агрессии. А в школе пытаются самоутвердиться, унижая других.

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно – физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду – составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.

– Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»

– Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности – я ничего не значу, не умею. А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.

2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит – а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.

– Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет.

– Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.

3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении – то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же – в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.

4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается – тем интереснее тирану.

5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та – ей: «тебе видней, ты умная».

Смысл этих методов – толстокожести, парирования – в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.

6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.

7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

Ссылка на основную публикацию