Что будет, если не тратить время на общение с детьми: последствия

Сколько времени необходимо уделять общению с ребенком?
статья по теме

“Сколько времени уделяете ребенку?” – этот вопрос вы наверняка встречали в анкетах для родителей. “Необходимо больше быть с детьми”, – пишут в многочисленных педагогических статьях и говорят в публичных лекциях. Однако, если спросить ребенка, сколько времени в воскресенье он провел с мамой или папой, он вряд ли будет точен.Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями и было ли ему это приятно: “Мы ходили в луна-парк, а затем зашли в кафе, ели мороженое. Мне так понравилось летать с папой в самолете. ” Ребенку важно не количество проведенного с ним времени, а как оно проведено. Иногда десять минут, проведенные в сердечной беседе (в психологическом смысле слова), для ребенка значат гораздо больше, чем целый день, проведенный с вами вместе, но когда вы, сдерживая зевоту, просто присутствовали в его играх.

Часть времени дошкольник и младший школьник проводят, играя сами с собой, с друзьями, в детском саду или школе, занимаясь рисованием, конструированием, чтением и т. д. Но кроме всего этого ему необходимо общаться с вами.

Ребенок до трех лет очень чувствует ваше присутствие в том пространстве, где пребывает он сам. Иногда кажется, что ребенку все равно, чем занят родитель, лишь бы он был рядом. В этот период жизни взрослый, находясь рядом с ребенком, создает у него необходимое чувство безопасности.

Обратимся к экспериментальным исследованиям известного американского ученого Г. Ф. Харлоу с нашими наиближайшими родственниками – обезьянами. Когда перед детенышами макаки ставили механически двигающегося и бьющего в барабан медвежонка, то они в ужасе убегали и прятались где-нибудь в уголке комнаты. Однако если вблизи находилась мать, то они быстро ее находили, прижимались к ней и сразу успокаивались, начинали рассматривать неизвестный, наводящий ужас предмет, потом потихоньку приближались к нему, прикасались, изучали его.

Детеныши пересиливали себя, потому что ощущали себя более безопасно из-за присутствия матери. В такой же ситуации обезьянки без матери надолго замирали в уголке, отказываясь от исследования неизвестного. Этот эксперимент я вспоминаю каждый раз, когда вижу подобные сценки: мать с трехлетним ребенком приходит в гости к подруге. Кажется, что никакая сила не способна оторвать ребенка от платья матери – так крепко он в него вцепился. Однако проходит некоторое время, и малыш начинает “вылеты” с “авианосца-матери”, постоянно возвращаясь обратно. Еще немного – и малыш совсем свободно чувствует себя в новой обстановке, иногда приходится даже усмирять его.

Ребенку более старшего возраста необходимо не просто близкое присутствие взрослого, а искреннее общение с родителем как личности с личностью. Он хочет переживать чувство общности с ними, принадлежности к семье, стремится к тому, чтобы его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с сыном или дочерью время. Не сколько времени вы пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение.

Поясним это примером, который каждый из вас может видеть довольно часто.

Мать и ребенок утром идут в детский сад. Мать что-то говорит, ребенок отвечает, сам спрашивает о чем-то. Только десять минут, а у обоих впечатление хорошо проведенного времени, ощущение общности, которое так хочется повторить. Другая пара – мать тащит за руку неохотно идущего малыша. Оба идут молча. Мать мысленно уже на работе, малыш – в так непривлекательном детском саду. Они не общаются, они просто рядом.

“Жизнь настолько напряженна, что у меня не хватает времени заниматься с ребенком”, – часто говорят родители. Разрешите не поверить. В сущности, какого-то специального времени для этого не надо. Достаточно и тех промежутков времени, когда вы дома, субботы и воскресенья. При этом совсем не обязательно, чтобы каждую свободную минуту вы чем-то занимались с ребенком, играли, рассказывали. Не надо мучиться мыслью, что вы уделяете ему недостаточно времени.

У каждого человека периодически возникает состояние, когда часами, днями он не хочет ни с кем говорить, общаться, чувствует усталость, раздражение и хочет остаться наедине с самим собой. И вы в этом отношении не исключение. Лучше такие часы пережить с самим собой, чем принуждать себя к “необходимому общению” с ребенком. Если вы в таком состоянии вышли погулять с ребенком, ему вряд ли удастся даже самыми сердечными рассказами привлечь к себе внимание – вы весь в себе. Что проку от такого “общения”? Зачем тогда тратить время? Это неразумно и неэкономно с вашей стороны Играйте, гуляйте с ребенком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Время, проведенное с сыном или дочерью только по родительскому долгу, мало приносит радости обоим.

Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чем говорить с ребенком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему. Чего-чего, а выдумки, оригинальности в этом деле детям не занимать. Не мешайте им, и вы быстро очутитесь втянутыми в разнообразнейшие мероприятия.

Начнем с разговора как с самой привычной формы общения взрослых. Дети вообще очень интересуются своими родителями, им хочется узнать, что вы делаете, когда не бываете с ними, о чем говорите с другими, где работаете и с какими трудностями сталкиваетесь. Если будете слушать и отвечать, вас просто погрузят в море вопросов о том, как устроен автомобиль, откуда появляются дети, почему зимой холодно, а летом жарко. Вам, наверное, тоже станет интересно, что делает ребенок в садике, в школе, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Уверен, что вы узнаете много нового друг о друге, почувствуете, что стали ближе друг другу. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться вместе с ребенком. Чем и как? Возможно несколько вариантов.

1. Вы предлагаете ребенку подключиться к выбранному вами занятию. Например, берете его с собой на рыбалку, в поход, в мастерскую, приглашаете присоединиться к уборке квартиры, приготовлению пищи и т. п. Участвуя в ваших делах, ребенок познает мир и занятия взрослых. Если вы сумели найти общий язык с ребенком, согласовать действия, даже самая тяжелая работа станет для него большим удовольствием. Главное – не задавить ребенка своим авторитетом, опытом, “мудростью”, оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упреки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребенка желание заниматься сообща с вами. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем волноваться из-за несовершенства своего ребенка. Во-первых, он растет и развивается, учится на своих ошибках сам. Во-вторых, если он был бы безупречным, он не был бы вашим ребенком (вы-то, наверное, не считаете себя совершенством?).

2. Вы вместе с ребенком решаете, что делать, сообща придумываете интересное занятие. Тут главное, чтобы
выбор был в равной мере предпочтителен для обоих, иначе один из вас будет чувствовать, что делает что-то ради другого, хотя намеревался и сам лично получить удовольствие от выбранного занятия. Принятие решения должно быть демократично от начала до конца. Это непростое дело! Дети, да и вы тоже, должны научиться находить общее решение без ущерба кому-либо. Варианты совместных дел могут быть самые разнообразные: от прогулки на лодке до разыгрывания спектакля в домашнем кукольном театре. Для многих семей выбор общего занятия становится истинным откровением, ориентиром, как общаться, как проводить время вместе. Считаю, что, скажем, еженедельный совет семьи по вопросу, что делать в воскресенье, улучшает жизнь семьи вообще.

3. Вы подключаетесь к детской деятельности. Например, принимаете роль игрового партнера ребенка. В этом
случае вы подчинены ему и логике самой игры. На время вы не руководитель, авторитет, родитель, а равноправный участник игры.

Если первые два варианта мы достаточно часто встречали в семейной жизни, то о третьем этого не скажем. До недавнего времени детская игра вообще считалась чепухой, на нее мало обращали внимания как родители, так и педагоги: “Это детская забава, пусть они ею и занимаются”. Только в середине XX столетия психологи стали изучать игру и рассматривать ее как важный фактор психического развития ребенка. Теперь мы знаем, что игра в жизни детей имеет столь же большое значение, как во взрослой жизни – общение, творческая работа. Игра – это детский способ осмысления окружающего его мира, включения в мир взрослых и имеет все права на уважение. Играть с ребенком – это не значит стать маленьким, забавляться. Кроме удовольствия от совместной игры вы ясно поймете, чем занимаются ваши сын или дочь, что их волнует.

Итак, вообразим, что вы решили попробовать. Получили роль шофера, везете детей – кукол дочери – в детский сад или в зоопарк, потом идете в гости, путешествуете по реке. “Изнутри” детская игра кажется значительно серьезнее, глубже. В ней развертываются настоящие жизненные драмы, решаются проблемы. Она, увидите, имеет глубокий смысл, о котором мы часто и не подозреваем. Поэтому совместная игра – это один из лучших способов узнать, что волнует ребенка, как он воспринимает окружающих людей, в том числе и вас.

Попробуйте хотя бы так. Поиграйте в семью. Возьмите себе роль ребенка, а ребенок пусть будет отцом или матерью. Хотя фантазия ребенка чрезвычайно богата, то, во что он обычно играет, мало выходит за рамки опыта, полученного в семье. Прислушайтесь, что он (она) говорит, будучи родителем, как обращается с “ребенком” – ласково, сердито, грубо или назойливо, – и вы увидите себя в зеркале своего наследника. Уверен, многое вас удивит и заставит задуматься. Кроме этой личной выгоды в игре, у вас есть прекрасная возможность показать ребенку, что вы сами чувствуете, общаясь с ним, какое его поведение вас будоражит. Вы даже можете несколько корригировать поведение ребенка во время подобной игры. Например, что-то в его поведении вас выводит из терпения. Скажем, по утрам, когда нужно спешить, хотя вы заранее договорились, как будете действовать, ребенок пренебрегает этим и начинает по разным поводам капризничать. Вечером сыграйте его поведение как можно образнее, пусть он сам в роли отца или матери попробует справиться с этой ситуацией Может быть, ребенок в игре, в спокойном состоянии иначе посмотрит на свое поведение и поймет, почему родители не слишком вежливо обходятся с ним при таких обстоятельствах.

Однако чрезмерно увлекаться подобными “примерами” психологической коррекции не следует – ребенку вы можете стать непривлекательным партнером. В первую очередь игра – это обоюдное удовольствие. И не забывайте, что в игре лидер и авторитет – ребенок, а вы – робкий ученик. Не переступайте границ своих полномочий.

Все три варианта общения с ребенком имеют свои положительные стороны. Каждый из них желателен или даже необходим для полноценного общения. Когда вы включаете ребенка в свою деятельность, он приобщается к миру взрослых, чувствует свою значимость, научается придерживаться определенных норм поведения не потому, что вы так велите, а потому, что таковы требования самой деятельности. В другом варианте, когда вы сообща решаете, что делать, ребенок научается демократическому общению: способам, как выбрать то, что всем, а не ему одному нравится. Он учится общаться на равных. В третьем случае, когда вы включаетесь в детскую деятельность, вы сами учитесь понимать ребенка, а ребенок от совместных игр, где он играет первую скрипку, получает чувство собственной значимости, повышается его самооценка и возникает чувство партнерства с родителями.

И главное. Во всех случаях, если ребенок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более теплые xedcndf

Россиянам не хватает общения со своими детьми

Около половины родителей в России считают, что из-за высокой занятости уделяют своим детям недостаточно времени. Но подростки заявляют, что не видят в этом проблемы. Только 15% из них сказали, что общаются с мамами и папами меньше, чем хотелось бы, и почти каждый пятый уверен, что родителей в его жизни слишком много. Такую ситуацию психологи и социологи объясняют низкой вовлеченностью родителей в жизнь детей. Больше всего тинейджеры хотят, чтобы их любили и интересовались их проблемами. Однако чаще всего общение носит формальный характер и сводится к обсуждению школы и домашних обязанностей. Такие выводы сделали ученые РЭУ им. Г.В. Плеханова на основе всероссийского опроса, с результатами которого ознакомились «Известия».

По данным исследования, лишь четверть родителей (26%) общаются со своими детьми столько, сколько считают нужным. Около половины (41%) заявили, что хотели бы проводить с ними больше времени.

— Сложившееся сочетание семейной и профессиональной занятости далеко не всегда позволяет родителям достаточно общаться со своими детьми. В основном нехватка времени на воспитание связана с переработками и сверхзанятостью родителей, — рассказала «Известиям» профессор кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Оксана Кучмаева.

Читайте также:  Как развить музыкальные способности детей дошкольного возраста

14% опрошенных хотели бы проводить со своими детьми поменьше времени, каждый пятый (19%) затруднился с ответом. Это свидетельствует о том, что многие из них недооценивают важность общения с детьми в воспитательном процессе, отметили исследователи.

Среди респондентов-подростков ответы на вопрос об интенсивности общения с мамами и папами распределились иначе. О нехватке общения сообщило меньшинство (15%). Больше половины считают, что контактируют с родителями столько, сколько и хотелось бы (54%), а 19% сказали, что разговоров даже слишком много.

В результате выяснилось, что 41% мам и пап так заняты на работе, что на детей уже не остается времени и сил. При этом для подростков заработок родителей не на последнем месте. Почти четверть (около 23%) из них оценили важность уровня доходов родителей на пять баллов по пятибалльной шкале (опрос предполагал несколько вариантов ответа). 15% тинейджеров считают, что родители должны покупать им всё, что они захотят.

— Подростки сильно зависят от родителей с материальной точки зрения. Дети этого возраста в большей степени настроены потребительски. Но по мере взросления эта позиция ослабевает. Среди молодых людей доля тех, кто настроен на иждивенчество, в два раза ниже, чем среди подростков, — пояснила Оксана Кучмаева.

Но несравнимо большее значение, чем деньги, для детей имеют родительская любовь (почти 66%) и забота (56%). Для 43% подростков очень важно, чтобы родители их понимали, для 35% — чтобы поддерживали в трудную минуту, для 31% — обсуждали интересующие проблемы. А вот помощь родителей в учебе и выборе профессии считают очень важными только 21% тинейджеров.

Но оказалось, что именно учеба — главная тема для общения подрастающего поколения с мамами и папами. На втором месте — здоровье родственников, далее идут домашние обязанности и будущая профессия.

По мнению директора по развитию Национальной родительской ассоциации Марианны Шевченко, родители чаще всего обсуждают с детьми учебу, потому что процессы, происходящие в школе, им понятны, в отличие от книг и фильмов, которые читают и смотрят подростки.

— Родители должны знать, чем интересуется ребенок, и не выглядеть в его глазах дремучими динозаврами, — считает она.

Доктор психологических наук Марк Сандомирский рассказал «Известиям», что нежелание подростков общаться с родителями — иллюзия. Дети об этом могут заявлять в силу подросткового протеста, но на самом деле контакт с мамой и папой им необходим.

— Дети и подростки большую часть жизненных навыков усваивают путем подражания окружающим взрослым, в первую очередь — родителям. Такое общение необходимо для полноценного формирования личности. А его отсутствие или недостаток приводит к дефициту эмоционального интеллекта, вызывает психологические проблемы, трудности адаптации и в конечном счете инфантильность, — пояснил эксперт.

Он отметил, что расхождение интересов взрослых и тинейджеров увеличивается с развитием цифровых технологий. Дети и родители большую часть времени проводят в интернете.

— В современной семье нередко люди живут в публичном одиночестве. Представители разных поколений сосуществуют под одной крышей, но общаются формально, безэмоционально, не понимая друг друга, — сказал Марк Сандомирский. — Я вспоминаю высказывания моих юных пациентов. Они говорят, что родители относятся к ним, как к домашним животным: заботятся, но только внешне, кормят и одевают. При этом то, что подростки думают и чувствуют, родителей не интересует.

По мнению эксперта, родители при желании легко могут сблизиться с ребенком. В этом поможет активный общий досуг. Неважно, что это будет: семейное чтение книги вслух, карточная настольная игра или баскетбол на дворовой площадке. Главное — что-то увлеченно делать вместе.

Где найти время для общения с детьми?

В каком бы возрасте дети не находились, они нуждаются в общении с родителями. Для них оно является способом передачи любви, внимания, положительного самоощущения и восприятия. Когда ребенок растет, у него появляется желание общаться еще и со сверстниками, в подростковом возрасте он может стремиться заменить отношения в кругу семьи преимущественно на общение с ними. Даже несмотря на это, родители для детей — это первые и важные люди, от которых можно получить возможность почувствовать себя значимым, хорошим, нужным и любимым. Именно это нужно детям во время общения в семье, поэтому его важность и необходимость невозможно переоценить.

Современный ритм жизни забирает у человека много свободного времени, большинство из которого люди проводят, зарабатывая деньги, занимаясь вопросами построения будущего, карьерой, межличностными отношениями с партнером, коллегами, друзьями.

Детям тоже достается свободное время родителей, но, чаще всего в том случае, когда возникают проблемы в поведении, воспитании, здоровье. Современные людей признаются, что желали бы уделять семье гораздо больше свободных часов, но в силу стремительного и активного ритма жизни и занятости не в силах это делать. От такого дефицита общения страдают как родители, так и дети. Если посчитать, сколько времени в рабочий будний день тратит человек на качественное общение с ребенком, едва ли наберется один час, поскольку основную его область занимают дела, заботы, проблемы. Такой дефицит внимания и общения чреват нежелательными последствиями. Среди них: отдаление членов семьи друг от друга, подавленность, эмоциональный голод, раздражительность. Как могут родители повысить эффективность взаимодействия с детьми в условиях дефицита свободного времени и постоянной занятости? Предложения и рекомендации в этой статье.

Общение должно начинаться с позитива

Общение отвечает за эмоциональный фон в семье. Каждая семья, как организм или система, имеет свой характер, поэтому, какой она будет, зависит от того, что вкладывают в нее каждый из членов. Когда люди не задумываются, с каких мыслей начинается их день, или привыкли готовить себя к худшему прямо с утра — проблемам на работе, трудностям, пробкам, ссорам — то мрачное настроение сопровождает их весь день и влияет на тех, кто находится рядом. В таком состоянии нет желания общаться с близкими людьми — сознание уже настроено на то, чтобы бороться с будущими неприятностями.

Хорошее начало дня и позитивное общение между родителями и детьми — это колоссальный заряд бодрости и отличного настроения на весь день. Вспомните, как начинается ваше утро. Сделайте все возможное для того, чтобы перед началом трудового дня подарить друг другу улыбки, внимание и хорошее настроение. Вставать веселее с любимой громкой музыкой, вместо ненавистного звона будильника. Совместная зарядка — отличный метод не только сблизиться родителям и детям, но и поддерживать свое тело в форме. Не экономьте время на общении семьей — завтракайте вместе за одним столом, а не по пути на работу. Говорите в это время о важном и слушайте друг друга. Эти драгоценные минуты весят так мало, но могут так много дать для того, чтобы каждый из членов семьи вышел из дома в отличном расположении духа и с четким ощущением того, что он любим и нужен.

С ребенком можно общаться в дороге

Когда родители грустят от того, что им не хватает времени на общение с детьми, они могут постоянно думать об этом, ругать себя, жизнь, чувствовать вину. Часто эти мысли возникают по дороге на работу или обратно. Однако стоит задуматься над тем, что если в это самое время ребенок находится рядом, то может, стоит потратить время по пути домой на общение с ним?

В дороге — на автобусе, трамвае, метро, в автомобиле можно говорить с ребенком на важные для него темы. Можно рассматривать вместе городские или сельские пейзажи, обсуждать, как прошел день, что нового он узнал, от чего расстроился и чему был рад. Чтобы сделать общение качественным, почувствовать полноту взаимодействия и дать ее почувствовать ребенку, нужно всецело отдаться процессу общения. Это значит, что пока ребенок говорит, старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли о том, как прошел ваш рабочий день, или, что приготовить на ужин. Постарайтесь полностью погрузиться в общение — это даст ребенку почувствовать внимание к себе, значимость и ценность своей личности.

Обязанности родителей и общение с детьми

Иногда взрослые не представляют, где взять свободное время для общения с детьми. «Весь день на работе. Дома — приготовление ужина. Проверка или помощь с уроками. Иногда важные звонки или встречи — с друзьями, родственниками. Уборка посуды. Время для себя — телевизор, интернет, чтение. Общение с партнером. Сон» — так проходят будни большинства тех людей, кто живет насыщенной жизнью, воспитывает детей, состоит в отношениях, строит карьеру. Часто родители задаются вопросом: как среди этих забот найти время для того, чтобы играть с ребенком, рисовать, лепить, читать, говорить о пройденном дне, планировать что-то важное, слушать о проблемах в школе, помогать решать их?

Все это можно делать, параллельно со своими обязанностями, важно только находиться в настоящем моменте. Это значит, что если вы занимаетесь приготовлением ужина, то ребенок, если ему хочется пообщаться, может в это время быть рядом: говорить, лепить, рисовать, читать. Главное, чтобы он чувствовал, что вы находитесь с ним в контакте. Для этого нужно отвечать на его вопросы, уточнять, спрашивать, удивляться вместе с ним, печалиться, сочувствовать, смеяться. Дети не чувствуют близости, когда не получают обратной связи, то есть это: рассеянный кивок, ответы междометиями «угу», «ага», односложные слова «да», «нет». Если слушаете по телефону коллегу или подругу, присядьте рядом с ребенком, когда он занимается каким-то делом, обнимите его, погладьте по голове, поцелуйте — тактильное общение является таким же важным, как и вербальное.

Дети очень любят делать что-то вместе с родителями. Пригласить их совместно приготовить ужин — отличный повод выполнить обязанности и пообщаться о важном.

Обязательно общайтесь с ребенком перед сном. Поговорите с ним несколько минут, когда он лежит в кровати. Не прерывайте рассказ, дайте возможность сказать все, что накопилось за день. Обязательно ответьте, если это важно и не терпит до завтра.

Как родителям облегчить тоску ребенка?

Расставаясь на весь день, можно помочь детям не скучать о маме и папе.

  1. Начинайте день с позитива. Никогда не ссорьтесь по утрам. Если это случилось, помиритесь, чтобы не нести тяжелые чувства обиды в новый день.
  2. Подкладывайте своим любимым записки в сумки и рюкзаки со словами «я люблю тебя», «я скучаю», «ты — лучший».
  3. Звоните, когда есть возможность, чтобы спросить как дела и пожелать приятного дня.
  4. Хотя бы изредка делайте друг другу маленькие сюрпризы: дарите шоколадки, открытки, игрушки.

Семья — это самое важное, что есть у человека, и в его руках находится возможность сделать ее крепкой, надежной и такой, в которой каждый сможет чувствовать себя самым счастливым.

Ребенок плохо учится, тратит время на ерунду? Задайте себе 6 вопросов

Как научиться принимать детей такими, какие они есть: упражнение и советы психолога

Мы часто слышим фразу «принимайте детей такими, какие они есть», но не всегда понимаем, как это сделать. Как, скажите, принять плохие оценки или полное нежелание помогать по дому? Вот пример консультации психолога по поводу недовольства отца поведением своего 12-летнего сына. И упражнение, которое каждый из нас может сделать самостоятельно для улучшения отношений с детьми.

Деннис был отцом очень талантливого двенадцатилетнего мальчика. Истинной страстью Майкла было японское аниме. Он был зарегистрирован на огромном количестве сайтов, посвященных этой теме, записывал и смотрел телешоу и заполнял рисунками любую найденную чистую бумажку или пустое место на ней (включая поля его учебных тетрадей).

Когда мы встретились с Деннисом, он был расстроен и смущен плохими оценками сына и его нежеланием больше заниматься. Ему казалось, что сын тратит время на что-то совершенно бесполезное и что вместо этого он должен проявить себя в спорте.

Я попросила Денниса представить список тех вещей, которые наиболее огорчали или разочаровывали его в Майкле. Вот что получилось.

  • Его вообще не волнуют домашние задания.
  • Он постоянно что-то рисует.
  • Он тратит время на просмотр глупых телешоу.
  • Он должен проводить больше времени на улице, занимаясь спортом.
  • Он должен больше вести себя как мальчишка и развиваться физически.

Затем я попросила Денниса описать те чувства, которые приходят к нему, когда он зачитывает каждое написанное им предложение. Ему на ум пришли такие слова, как «разочарованный», «встревоженный», «смущенный» и «беспомощный».

Затем мы перешли к необходимости пролить немного света на мысли и убеждения относительно сына, которые Деннис сам внушил себе. Ниже приведен усеченный вариант упражнения, которое мы проделали с Деннисом для проработки одной из расстраивающих его мыслей: «Майкл должен проводить больше времени на улице, занимаясь спортом».

Разговор с психологом: как посмотреть на проблему с другой стороны

— Одна из мыслей, которую вы отметили, заключается в том, что Майкл должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом. Это правда, Деннис?

— Да, это правда! Мальчик должен проявлять хоть какую-то физическую активность и проводить больше времени на свежем воздухе!

— Можете ли вы абсолютно точно знать, что это правда, что Майкл должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом?

Читайте также:  Как компьютерные игры превращаются в онлайн-казино для детей и подростков

— Ну, думаю, что я не могу знать, что это абсолютная правда, но я, безусловно, думаю, что он должен поступать именно так! Нет ничего хорошего в том, что мальчик сидит целый день взаперти, просматривая шоу или рисуя.

— Я понимаю. И что вы чувствуете или как реагируете, когда верите в эту мысль, что Майкл должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом?

— Ну, я чувствую себя разочарованным и раздраженным и даже немного стыжусь Майкла, который ведет себя как маленький ребенок. А затем я начинаю переживать за него: мне кажется, что ему придется очень непросто в жизни, если все время он будет проводить дома, рисуя и болтая в чатах с другими художниками о своем хобби, вместо того чтобы заняться чем-то и хоть немного физически окрепнуть.

— Когда вам на ум приходят эти мысли, как вы ведете себя по отношению к Майклу?

— Я резок и раздражен и уж точно недружелюбен по отношению к нему. Я отчитываю его за то, что он отказывается делать то, что, на мой взгляд, пойдет ему по благо: выходить на улицу хотя бы на 45 минут в день. В большинстве случаев с той самой минуты, как я вхожу в комнату к Майклу и вижу, как он рисует один из этих рисунков, общение, которое происходит между нами, носит весьма негативный характер.

— Деннис, кем бы вы были без этой мысли или без этого убеждения, что Майкл должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом? Кем бы вы были или что могло бы для вас измениться, если бы вы больше не находились во власти этой идеи, которая заставляет вас быть резким, разраженным и недружелюбным? Если бы огорчающая вас мысль была бы всего лишь таблеткой, кем бы вы были, если бы не проглотили ее?

— Думаю, что я был бы намного спокойней. Я был бы более счастлив просто видеть моего сына, а не думать постоянно о том, почему он не делает то, что, на мой взгляд, он должен делать. Мне кажется, что наши отношения были бы более легкими. и, возможно, он бы даже захотел во что-нибудь поиграть на улице вместе со мной! По крайней мере я бы уже не испытывал постоянного напряжения в его присутствии. Но я не могу себе этого представить! Я не могу себе представить то, что меня больше не беспокоит тот факт, что мой сын совершенно не дышит свежим воздухом и не развивается физически!

— Все хорошо, Деннис. Не волнуйтесь, вы вовсе не обязаны верить в то, что не является правильным в вашем представлении. Давайте посмотрим на обратную сторону вашего убеждения, сделаем как бы переворот. Можете вы назвать три причины, почему может быть правдой, что Майкл не должен проводить больше времени на улице и заниматься спортом? Я прошу немного раскрыть ваше сознание и подумать над тем, что в существующем порядке вещей есть своя ценность и значение.

— Хорошо, я попробую. Ну, одна из причин может заключаться в том, что ему это не нравится. В этом он больше похож на свою маму: она не самый большой любитель природы и всего такого, предпочитает быть дома и рисовать. Вторая причина связана с тем, что он очень хочет добиться совершенства в рисовании аниме. Я должен признать, что у него весьма незаурядные рисунки; за последний год он добился большого прогресса, и большая часть его рисунков ничуть не хуже того, что показывают в этих телешоу.

Возможно, третья причина, почему он не хочет выходить на улицу и заниматься спортом. это сложно. Ладно, как насчет такого: это его своеобразная форма протеста против меня. Это одна из тех немногих областей, где он может пойти мне наперекор. Ребенок и так постоянно делает то, что ему говорят целый день учителя, а ему даже не нравится ходить в школу. Это единственная частичка его жизни, где он может постоять сам за себя и сказать «нет» всем, кто пытается заставить его что-то сделать. Подойдет?

— Кажется, Деннис, вы смогли посмотреть на него с другой точки зрения.

— Думаю, мне надо хорошенько это обдумать. После таких рассуждений многие вещи в поведении моего сына начинают приобретать новый смысл.

Как отказаться от своих ожиданий по поводу детей

Деннис сумел осознать, что он проецировал на Майкла собственное разочарование, которое испытывал из-за невозможности самому заниматься спортом как раньше и из-за того, что он бросил играть в баскетбол со своими приятелями, что обычно делал каждую неделю и что ему так нравилось.

Все закончилось тем, что вместе с сыном они составили список «преимуществ» (благодаря практике переворота Майкл был искренне поражен, когда отец спросил о его нежелании проводить время на улице, а затем выслушал, не перебивая, не давая советов и не выставляя своих требований). Разговор стал более откровенным, и Майкл поделился с отцом, насколько утомительной была для него школа и насколько он чувствовал себя опустошенным, ведь ему нужно было целый день делать то, что ему совсем не интересно.

Когда Деннис сел и просмотрел рисунки Майкла, он испытал небывалую гордость за талант своего сына. Спустя несколько дней он помог Майклу сделать портфолио из лучших рисунков и повесил в рамке в холле напротив спальни рисунок, который понравился ему больше всего. Уже в следующие выходные Майкл попросил отца съездить с ним на прогулку на велосипедах. Их отношения продолжали улучшаться, поскольку Деннис сделал все возможное, чтобы помочь самому себе принять своего сына — и полюбить его — таким, какой он есть.

Моя работа с Деннисом продолжалась еще месяц или два. В течение этого времени он сталкивался иногда с трудными моментами, когда оказывался лицом к лицу с разочарованиями из-за того, что Майкл не всегда отвечал тем ожиданиям, которые он возлагал на сына. В итоге он дал выход своим переживаниям, что его сын никогда не будет увлекаться спортом, как это делал он сам, и тем самым подарил себе шанс увидеть, насколько замечательным и без того был Майкл.

Ребенок начал буквально расцветать. Он прошел обучение на летних курсах аниме, и на следующий год, несмотря на его страстное увлечение рисунком, оценки в школе стали намного выше. Деннис сделал своему сыну бесценный подарок: он увидел своего сына, смог разглядеть и оценить его уникальный талант и тем самым направить Майкла на путь становления наилучшей личности, которой он только мог стать.

Когда дети высвобождаются от вечной неудовлетворенности родителей тем, кто они есть на самом деле и кем должны стать, они получают возможность раскрыть свой наивысший потенциал и ощутить радость и удовольствие от жизни, берущие свое начало в их истинном «я».

Учимся принимать детей такими, какие они есть: упражнение

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. Слева перечислите манеру поведения, качества и черты характера, которые вас разочаровывают или которые вам трудно принять в ребенке.

Проговорите вслух — своему коту или любимому дереву, — какие эмоции пробуждают эти черты или поведение ребенка в вас. Будьте честны и сконцентрированы на том, что вы делаете, и дайте своим эмоциям достаточно времени и пространства.

Если подобное упражнение вызывает в вас очень сильные эмоции или провоцирует глубочайшее разочарование или гнев, возможно, будет намного полезнее, если вы захотите поделиться этим с психологом.

Теперь напишите предложения, определяющие каждое из «суждений», которое вы имеете относительно своего ребенка. Будет проще, если вы будете употреблять в них слова «должен» или «не должен». «Джули должна быть более общительна» или «Брайан не должен быть таким неорганизованным».

Пройдитесь так по всем качествам или манерам поведения, которые записаны на левой стороне бумаги. (Не удивляйтесь, если вдруг качество, которое особо беспокоит вас в вашем ребенке, будет полностью совпадать с тем, что вы не можете принять в самом себе.)

В правой колонке напишите по крайней мере один обратный вариант — или возможное преимущество — напротив каждой характеристики или манеры поведения, которые вы указали с левой стороны.

Возможно, вам придется проявить особую открытость сознания, чтобы оценить некое качество (например, неорганизованность) с позитивной точки зрения. Но даже это можно сделать, поскольку ребенок, не всегда способный уделять внимание деталям, в большинстве случаев оказывается крайне творческой личностью.

Вероятно, вы сделаете для себя открытие, если представите, что такие раздражающие вас качества, как желание поспорить или упрямство, могут сослужить ребенку во взрослой жизни немало добрых услуг. Не оспаривая, а принимая в ребенке определенные черты и качества, с которыми вам крайне трудно мириться, вы начинаете понимать, что хотя бы на какой-то период времени эти качества могут быть ему просто жизненно необходимы. Это позволяет вам признать и удовлетворить потребности ребенка без каких-либо попыток пресечь его плохое поведение.

Если не хватает времени общаться с детьми

Евгений Габрилович в своей «Последней книге» написал: «Никогда не угадать в жизни, какой совет верен, а какой буза». Действительно, невозможно угадать. Однако не прислушиваться к советам – это недальновидно и глупо.

Жизненный опыт учит нас быть осторожными, разборчивыми, собранными и терпеливыми. Хотя сама жизнь отличается лукавством, обманчивостью, безвыходностью и будничностью. Как при этом не скиснуть? Очень просто.

Следует быть хитрее.

На самом деле жизнь прекрасна и интересна. Только для того, чтобы это увидеть, следует разобраться со временем. Нужно распорядиться им так, чтобы его хватало не только на будни, но и на праздники.

Лучше лишний раз оставить невымытыми полы или окна, чем не успевать. Не стоит переходить с ускоренного шага на бег. Стоит остановиться и оглянуться вокруг, хорошо подумать, а затем повернуть в другую сторону. Нужно чтобы вы управляли временем, а не оно вами.

Ведь для всех является очевидной истина – своим близким и родным людям следует уделять больше внимания. Есть над чем задуматься: по статистике каждый третий брак заканчивается разводом по причине невнимания к близким.

Ошибочно воспринимать свою семью как что-то обыденное и само собой разумеющееся, которое от вас никуда не денется. Даже оправдание того, что вы много работаете, не может быть уважительной причиной.
Человек так устроен, что после выполнения каких-то намеченных целей, он автоматически вычеркивает их из своего списка. К сожалению, и такие пункты, как «создать семью» и «родить ребенка» тоже иногда «вычеркиваются».

Не стоит растрачивать то время, которое должно быть посвящено семье на что-либо другое. Главное запомнить: семья – это самая большая ценность в вашей жизни и ей обязательно следует уделять внимание.
Однако замечено, что даже те родители, которые с детьми проводят круглые сутки, жалуются на то, что им не хватает времени! Парадоксально? Но это факт.

Причину нехватки времени указывал еще Лев Николаевич Толстой. Он писал, что не следует терять вечера, нужно себя приучать преодолевать возникающую лень и дурные наклонности, просто необходимо находить для себя занятия. И ведь, это правда! Вечера пропадают. А чтобы они не пропадали, их следует проводить в кругу семьи, а не за просмотром телевизора или просиживанием перед монитором компьютера.

Ни в коем случае нельзя переходить на взаимоотношения с детьми, построенные на сделках: ты уберешь, а я тебе прочту книжку. Совет, казалось бы, не нов. Но о нем, почему-то все забывают.
Загруженность родителей позволяет ребенку видеть их лишь только утром и перед сном. Остальное время он проводит в садике, школе, продленке, с нянечкой или бабушкой.
Поэтому общение в семье взрослых с детьми должно быть максимально интенсивным. И пусть за короткий период времени вы пообщаетесь с ребенком мало. Но зато это общение будет на самые различные темы. Даже на те, которые вами считались неважными.

Оценками ребенка, конечно, нужно интересоваться. Но больше следует уделять внимание его взаимоотношениям со сверстниками, полученным за день впечатлениям, а также его душевному состоянию.

Нет необходимости извиняться перед ребенком за то, что вам приходится поздно приходить с работы домой. Иначе он действительно почувствует себя покинутым. Лучше рассказать ему, почему вам нужно столько времени проводить на работе. Однако не стоит при этом жаловаться, так как это может вызвать жалость ребенка к вам. Лучше пусть он вами гордится – за ваш профессионализм, ум, работоспособность. Стоит рассказать ребенку о ваших успехах и достижениях на работе, а о неприятностях – умолчать.

Не забывайте: лучше отложить стирку, уборку или другие домашние дела, и с ребенком перед сном провести доверительную беседу.

И еще. Не нужно своих детей задабривать подарками. Иначе они могут сделать вывод, что вы все-таки виноваты перед ними. Однако, если позволяет зарплата, к семейному ужину стоит покупать различные сладости.

Читайте также:  Как научить ребенка быть дисциплинированным

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Двенадцать ошибок в воспитании: как их избежать

Советы родителям, как избежать самых распространенных ошибок в воспитании детей

Двенадцать ошибок в воспитании: как их избежать

Дисциплина – настолько субъективное понятие, что бывает трудно определить ее рамки. Такая неопределенность приводит к тому, что родители, прививая дисциплинированность ребенку, допускают ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них.

Воспитание – это сложная работа, которую родители выполняют, не зная наверняка, как это делать. Когда у вас появляется ребенок, вы учите его жить в этом мире и в то же время сами многому учитесь.

Многие родители чувствуют себя измотанными и беспомощными, когда у них появляется ребенок. Родительство приносит как радость, так и множество проблем и изменений в образе жизни и рабочем графике.

На этом этапе родители должны избежать некоторых ошибок, чтобы воспитать ребенка самостоятельным и способным справиться с различными жизненными ситуациями.

Удобная ложь

Нельзя. Мы часто игнорируем правило, согласно которому должны делать то же, чему учим своих детей. Забывая об этом, не стоит ожидать, что дети последуют нашим советам. Дети учатся обманывать в раннем возрасте. Вам достаточно всего лишь солгать в мелочах, чтобы ребенок последовал вашему примеру. Дети улавливают самые тонкие нюансы лжи.

Рассказы о несуществующих монстрах, ложь о том, почему ребенок пропустил школу и почему вы не пошли в гости к друзьям, сокрытие каких-либо фактов от супруга – все это типичные ситуации, когда ребенок воспринимает ложь. Взрослые называют это оправданиями, однако дети воспринимают это как ложь. Взрослые могут отличать правду от лжи, но для ребенка это трудно. Постоянное использование оправданной лжи тоже учит ребенка лгать.

Необходимо. Осторожно относиться к использованию лжи в повседневной жизни. Ваша задача – показать ребенку хороший пример для подражания. Если вы этого не сделаете, вся ваша работа по его воспитанию будет неэффективной. Вместо того чтобы лгать в присутствии ребенка постарайтесь исправить ситуацию. Объясните ребенку свое поведение, чтобы он смог его понять и посочувствовать вам. Это даст и вам, и ребенку возможность честно поговорить и построить крепкие взаимоотношения. Открытое общение – это хороший способ объяснить свою точку зрения.

Пустые угрозы

Нельзя. «Перестань расплескивать суп на стол, или я тебе покажу!». Угрозы и шантаж распространены во многих семьях. Заставить ребенка выполнить домашние обязанности (убирать в комнате, складывать игрушки, одежду и книги на свои места, учить уроки, вовремя принимать пищу и т.д.) является для родителей непростой задачей. Поэтому они часто угрожают ребенку последствиями за невыполнение этих обязанностей. Они говорят, что не разрешат ребенку смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, пользоваться мобильным телефоном, гулять и т.д.

К сожалению, родители редко приводят свои угрозы в действие, и дети перестают воспринимать их всерьез. Дети не понимают важность родительских указаний, а угрозы в их понимании превращаются в пустые слова.

Необходимо. В таких ситуациях важно, чтобы ваши слова совпадали с действиями. Родители не любят играть роль «плохого полицейского», но иногда необходимо прививать ребенку дисциплину. Если ребенок слышит только угрозы или предупреждения, он понимает, что у него есть второй, третий шанс и т.д. Например, если вы говорите: «Или ты идешь обедать, или я выключу телевизор», он, вероятно, не услышит вас, пока вы не выключите телевизор. Вместо этого вы можете напомнить ребенку о последствиях, которые наступили в прошлый раз, например: «Помнишь, что случилось вчера, когда ты не пошел ужинать?». Такие напоминания помогают дисциплинировать ребенка, а также делают ваши предупреждения весомыми для ребенка. Когда ребенок четко поймет правила, которые вы ему озвучиваете, вам не будет нужно напоминать ему их или угрожать.

Материальные поощрения

Нельзя. Поощрения – хороший способ дисциплинировать ребенка. Система вознаграждений помогает ребенку сформировать хорошую модель поведения. Однако есть большая вероятность того, что эта система превратится в подкуп. Неправильная мотивация приводит к тому, что ребенок на первое место ставит свои эгоистичные мотивы. Когда вы говорите ребенку, например: «Если ты уберешь свою комнату, после этого можешь пойти погулять с друзьями», ваша мотивация превращается в подкуп.

Необходимо. Помогите ребенку понять, что мотивация должна исходить изнутри. Если вы честно объясните ребенку последствия за невыполнение обязанностей, это поможет ему понять серьезность ситуации. Например, вы можете объяснить ему, что если он не будет готовиться к экзаменам, то будет получать плохие оценки и может остаться на второй год. Если ребенок не будет убирать в комнате, он будет тратить много времени на то, чтобы найти нужные вещи, или в комнате могут завестись вредные насекомые.

Постарайтесь, чтобы этот разговор проходил в форме диалога, а не нравоучения. Когда ребенок имеет возможность высказать свою точку зрения, он с большей вероятностью сделает выводы из этого разговора. Кроме того, диалог поможет ребенку лучше понять вас.

Нарушение собственных правил

Нельзя. Простые правила обычно даются труднее всего. Например, многие родители учат детей чистить зубы дважды в день. Но сколько из них сами придерживаются этого правила? Дети скорее последуют негативному примеру родителей, чем положительному. Это касается и простых правил, которым мы учим своих детей: выключать свет, выходя из комнаты, мыть руки перед едой, говорить «спасибо» и «пожалуйста», делиться своими вещами и т. д.

Эти правила – основа дисциплины, но, если вы сами их не соблюдаете, ребенок также будет в них сомневаться.

Необходимо. Первое правило при установлении правил – соблюдать их самим. Родители являются примером подражания для ребенка. Следовательно, ребенок будет учиться у вас, в том числе и дисциплине. Придерживайтесь правил, которые вы устанавливаете для ребенка. Показывайте ему хороший пример и объясняйте важность таких действий. Вместе мойте руки перед едой, чистите зубы на ночь, мягко напоминайте ребенку, чтобы он выключал свет или говорил «спасибо» или «пожалуйста». Ваша компания поможет ребенку усвоить правила дисциплины.

Слишком долгое ожидание

Нельзя. Иногда мы слишком долго ждем, пока ребенок начнет следовать какому-либо правилу. Мы не обращаем внимания на непослушание ребенка, ожидая, что рано или поздно он послушается. Например, родители обычно слишком долго ждут, чтобы ребенок помыл обувь после прогулки. Родители обычно откладывают наказание за плохое поведение слишком долго.

Необходимо. Ребенок воспринимает ваши правила несерьезно и игнорирует их. Сообщите ребенку о последствиях: «Если ты не помоешь обувь, тебе придется завтра идти в школу в грязных туфлях». Так он лучше поймет необходимость выполнять ту или иную работу. Понимая реальные последствия, он становится более ответственным.

Длинные нравоучения

Нельзя. Это самая распространенная ошибка, которую допускают родители. Длинные нравоучения и указания, как ребенок должен поступать в тех или иных ситуациях, могут испортить ваши с ним отношения. Представьте на минуту, как скучно и бессмысленно раз за разом слушать то, что вы и так знаете. Вы можете это понять, ведь и сами часто сталкиваетесь с такими ситуациями на работе.

Как взрослые не любят слушать длинные монологи с указаниями, так и дети перестают их слушать где-то после третьего предложения.

Необходимо. Вместо нравоучений следует обсудить правила с ребенком. При этом важно говорить по сути. Вспоминая различные случаи плохого поведения ребенка, которые происходили в прошлом, вы можете заставить его думать, что вы его не цените. Кроме того, длинные нравоучения приводят к тому, что ребенок упускает из виду то, что вы хотите донести до него. Поэтому лучше использовать диалог для объяснения правил. Спросите его о причинах его поведения. Дайте ему возможность объяснить свой поступок и поговорите с ним о том, как исправить ситуацию. Чем больше вы позволяете ребенку чувствовать, что он может повлиять на ситуацию, тем более ответственным он становится.

Воспитание с гневом

Нельзя. Гнев – это ваш злейший враг, потому что он мешает вам здраво мыслить. Гнев, направленный на детей, – самая худшая ошибка, которую родители могут допустить в процессе воспитания. В порыве гнева вы можете сказать ребенку то, о чем впоследствии пожалеете. Кроме того, вы можете выместить свой гнев на ребенке тогда, когда он не виноват в сложившейся ситуации.

Гнев, который вы проявляете в воспитании ребенка, может иметь долгосрочные последствия. Это приводит к недоверию ребенка по отношению к вам.

Необходимо. Родители должны оказывать поддержку своему ребенку. Это помогает ему преодолевать препятствия на протяжении всей жизни. Поэтому, чтобы избежать необдуманных поступков, сначала успокойтесь, приведите свои мысли в порядок, а затем спокойно объясните свою точку зрения. Например, если ребенок плохо написал контрольную работу, не нужно его отчитывать в присутствии учителя или одноклассников. Можно поговорить с ним по возвращении домой. Важно, чтобы вы помогли ребенку найти решение проблемы, а затем помочь ему достичь желаемого результата.

Воспитание без уважения

Нельзя. Легче требовать уважения к себе, чем проявлять его по отношению к другим. Родители ожидают и требуют уважения детей к себе и старшим. При этом сами они допускают неуважительное обращение с ребенком. Унижая ребенка в присутствии других, используя грубые слова, вы только учите его неуважительному поведению. Если вы обнаружите, что ваш ребенок ведет себя грубо или неуважительно, следует вмешаться и понять причины такого поведения.

Необходимо. Вместо того чтобы сразу кричать на ребенка в присутствии окружающих, возьмите паузу. Уведите его подальше от толпы, а затем с глазу на глаз поговорите о том, что случилось. Относитесь к своему ребенку как к взрослому и постарайтесь разобраться в ситуации как со взрослым. Важно при этом понять, что вам хочет сказать ваш ребенок. Отрицание точки зрения ребенка только усугубит проблему и приведет к его неправильному поведению.

Отрицательные указания

Нельзя. «Не смотри телевизор», «не ешь руками», «не трогай руками растения», «не ходи на улицу» – список таких указаний может быть бесконечным. Когда ребенок постоянно слышит, что ему нельзя, он начинает задумываться: а что же ему можно. Это его расстраивает.

Когда вы постоянно запрещаете ребенку что-либо, он видит в вас преграду для своих действий. И он еще сильнее хочет нарушить ваш запрет. Все это приводит к классической проблеме родителей и детей.

Необходимо. Придерживайтесь позитивного подхода в воспитании ребенка: объясняйте ему, как поступать правильно. Позитивный взгляд на плохое поведение ребенка дает понять, как ему нужно вести себя в тех или иных ситуациях. Замените все ваши запреты положительными альтернативами: для каждого «нельзя» должно быть «что можно сделать вместо этого». Например, вместо утверждения: «Не смотри телевизор» можно предложить: «Поиграй на улице» или «Помоги мне приготовить ужин». Когда вы показываете ребенку альтернативы, он учится принимать правильные решения и сотрудничать с вами.

Наказание и воспитание

Нельзя. Подчиненные не любят начальников, которые не ценят их или наказывают. Начальник может считать, что жесткая дисциплина приводит к хорошим результатам, но подчиненные могут начать искать новую работу. Точно так же наказания ребенка не всегда приводят к дисциплине.

Наказание – это не метод воспитания, а ответное действие на поведение ребенка. Наказание означает, что ребенок не соблюдает границы или не соответствует вашим ожиданиям.

Необходимо. Если вы применяете наказания, чтобы помочь детям регулировать свое поведение, лучше найти для этого другой способ. Наказания ничему не учат ребенка. Вместо этого обсуждайте с ним возможные способы решения проблемы. Если ребенок проявляет плохое поведение, предложите ему хорошую альтернативу, чтобы он понял разницу.

Отсутствие правил

Нельзя. Бывают случаи, когда родители не устанавливают детям никаких правил. И взрослые, и дети ведут себя так, как им заблагорассудится. В таких ситуациях возможны два варианта: ребенок вырастает безо всяких моральных принципов или сам формирует для себя правила, основываясь на последствиях. Второй вариант встречается редко, поэтому для детей крайне важно видеть определенные границы.

Необходимо. Воспитание необходимо, чтобы вырастить ребенка ответственным, счастливым и способным к самоконтролю. Многие родители не устанавливают для ребенка никаких правил, и это вызывает трудности в воспитании. Требуйте от ребенка такой же дисциплины, какой бы вы требовали и от взрослого. Это поможет вам заставить ребенка придерживаться правил.

Одно решение для всех случаев

Нельзя. Воспитывая старшего ребенка и видя хорошие результаты, родители полагают, что теми же самыми методами они смогут воспитать и младшего. Однако старые методы во второй раз могут и не подойти.

Необходимо. Каждая проблема должна иметь свое уникальное решение. Одному ребенку достаточно объяснения на словах, другому необходимо увидеть последствия. Вам нужно понять, что каждый ребенок уникален и имеет свой особый темперамент и набор эмоций. Понимание разницы между характерами ваших детей важно для того, чтобы найти правильные методы их воспитания.

На пути воспитания детей родители сталкиваются со многими трудностями и со многими вознаграждениями. И дети, и родители постоянно учатся и узнают что-то новое.

Обучение ребенка хорошему поведению – скорее, командная работа, чем индивидуальная. В этом вам помогут терпение, любовь, уверенность в себе и позитивный настрой.

Ссылка на основную публикацию