Что нельзя запрещать детям: ТОП-10

Что НЕЛЬЗЯ запрещать детям

Нам всегда проще разрешить что-либо своему чаду, чем искать способ правильного запрета. Почему? Один не желает давить на малыша своим авторитетом, другой придерживается принципов «свободу ребенку во всем!», третий не хочет становиться тираном, четвертому просто лень запрещать и объяснять.

А нужны ли вообще ребенку запреты?

14 вещей, которые нельзя запрещать ребенку – рассматриваем альтернативы

Безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны. Но постоянное «нельзя», которое чадо слышит от нас, уставших, нервных и вечно занятых — это формирование комплексов и зажатости, появление страхов и чувства вины, дефицит новых знаний и пр.

То есть, запреты должны быть правильными! Чего нельзя запрещать ребенку категорически?

1. Самостоятельно кушать.

Конечно, гораздо проще быстро скормить кашу с ложечки чаду, сэкономив себе время, а заодно и порошок для стирки «убитых» футболок и кофточек. Но тем самым мы лишаем ребенка первого шага к самостоятельности — ведь донести ложку до рта, не уронив ее содержимое, это процесс ответственный и требующий максимальной усидчивости. Да и когда наступит время для детского сада, вам не придется следить за «злой воспиталкой», которая запихивает обед в вашего неумеху-малыша. Потому что он уже будет кушать сам! Как маленький герой. Не жалейте времени на первые взрослые шаги своего малыша — это упростит вам процесс воспитания в последующие годы.

2. Помогать маме с папой.

«Не трогай, уронишь!» или «Нельзя! Прольешь!», — кричит мама, а спустя время жалуется подружкам, что дитя совершенно ничего не желает делать. Не лишайте чадо возможности вам помочь. Помогая вам, он чувствует себя взрослым и нужным. Ничего страшного, если после уборки ребенка вам придется в 2 раза дольше отмывать кухню — зато он помог маме. Выделите для крохи детский набор для уборки — пусть взрослеет. Хочет отнести посуду в раковину — дайте ту, что не жалко разбить. Хочет помочь вам с сумками — дайте ему пакет с батоном. Не отказывайте малышу — все добрые привычки нужно прививать с «младых ногтей».

3. Рисовать красками.

Не отбирайте у крохи возможность самовыражения. Краски развивают творческое начало, мелкую моторику, фантазию, снимают стресс, успокаивают нервную систему, повышают самооценку и пр. Купите малышу нетоксичные краски, наденьте на него старую футболку (или фартучек), постелите на пол (на большой стол) клеенку и пусть малыш самовыражается «на всю катушку». Хочет рисовать на стенах? Прикрепите поверх обоев пару больших листов ватмана — пусть рисует. Можно даже отвести под эти шалости целую стену, чтобы было, где разгуляться.

4. Раздеваться в доме.

Малышам свойственно сбрасывать с себя лишнюю одежду, бегать босиком или даже голышом. Это вполне естественное желание. Не спешите кричать «немедленно оденься!» (если, конечно, у вас не голый бетон на полу). При обычной комнатной температуре малыш может совершенно безболезненно провести 15-20 минут босиком (это даже полезно).

5. Выражать свои эмоции.

То есть, прыгать/бегать, визжать и веселиться, кричать и пр. Одним словом, быть ребенком. Понятно, что в поликлинике или в гостях следует соблюдать правила приличия, но дома позволяйте малышу оставаться собой. Для него это способ выплеснуть энергию, сбросить стрессы, расслабиться. Как говорится, «не мешайте баянисту, он играет, как умеет».

6. Лазать на улице по турникам или спортивным комплексам.

Не нужно дергать малыша за рукав и с криками «не лезь, опасно» утаскивать его в песочницу. Да, опасно. Но на то и нужны родители, чтобы объяснить правила безопасности, показать, как спускаться/подниматься, подстраховать внизу, чтобы кроха не упал. Лучше ваше чадо сразу научится контролировать свое тело (в вашем присутствии), чем потом он без вас (и без опыта) залезет на турник.

7. Играться с водой.

Ну конечно, малыш устроит потоп. И намочится от макушки до пяток. Но зато сколько счастья будет в глазах, и какая эмоциональная разрядка для него! Не лишайте кроху такого удовольствия. Выделите для него зону, в пределах которой можно плескаться от души, брызгаться и пр. Выдайте разные емкости (лейки, кастрюльки, ложки, пластиковые стаканчики).

8. Шлепать по лужам.

Лужи — это настоящий источник счастья. Причем, для всех детей без исключения и даже для некоторых взрослых. Купите крохе яркие сапожки и отпустите в «свободное плавание». Положительные эмоции — залог психического здоровья.

9. Трогать бьющиеся вещи.

Каждый малыш отличается пытливостью ума. Ему просто обязательно нужно потрогать, рассмотреть, попробовать на вкус и пр. Не спешите отбирать из его рук подаренную вам чашку или статуэтку. Просто объясните, что эта вещь вам очень дорога, и с ней нужно обращаться осторожно — для игр она не предназначена, но подержать и рассмотреть очень даже можно. Если все-таки вещь разбилась — не кричите и не пугайте малыша. Скажите «к счастью!» и вместе с малышом соберите осколки (пусть он подержит совочек, пока вы будете их сметать).

10. Иметь свое мнение.

Мама — она, конечно, лучше знает, какая маечка подойдет к этим шортикам, как расставить игрушки, и в каком порядке кушать блюда с праздничного стола. Но ваш кроха — это уже полноценная личность. У него есть свои желания, мысли и мнение. Прислушивайтесь к малышу. «Я так сказала!» и «Потому что!» для ребенка совершенно не аргументы. Убедите его, что вы правы, или имейте смелость согласиться с его мнением.

11. Играть с посудой.

Опять же, все опасное и дорогое прячем повыше и поглубже, а лопатки, ложки, кастрюльки, контейнеры — это не просто посуда, а развивающие материалы для карапуза — пусть играет! Если вам не жалко круп, то и этого удовольствия лишать малыша не нужно, ведь так приятно пересыпать из кастрюльки в кастрюльку макароны с фасолью и гречкой.

12. Спать со светом.

Малыши, особенно, начиная с 3-4 лет, боятся спать в темноте. Это нормально: психологический «отрыв» от мамы нередко сопровождается ночными кошмарами. Не переусердствуйте, приучая ребенка ко сну в отдельной кроватке или комнате. Если кроха боится темноты — установите ночник.

Не стоит пытать ребенка кашами и супами, которые он не хочет. Обед должен быть не мучением, а удовольствием. Только в этом случае он пойдет на пользу. А чтобы аппетит крохи был выше, устраивайте ему поменьше перекусов между приемами пищи, и строго соблюдайте режим питания.

Вы, как никто, знаете своего ребенка. Учитесь отличать «художественный вымысел» (фантазии) от явной и намеренной лжи. Выдумки — это игра и собственная вселенная малыша. Ложь — недопустимое явление и признак недоверия ребенка к вам.

11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае

При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой — ребенок просто перестанет на них реагировать.

Правда, есть и другие крайности. Например, когда мама настолько запугивает малыша своими «нельзя», что страх ребенка сделать что-то не так, превращается в фобию. Поэтому разумно разделять запреты на категорические (абсолютные), временные и зависящие от обстоятельств.

Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список.

Итак, категорически нельзя…

1. Бить других и драться.

Жестокость следует пресекать на корню, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Если малыш гиперактивный, и агрессивен по отношению к сверстникам — учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.

2. Обижать братьев наших меньших.

Учите малыша помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца (пусть даже хомячка), свозите ребенка на экскурсию в конюшню и познакомьте с лошадками, посетите приют для животных и подайте крохе личный пример (урок милосердия).

3. Брать чужие вещи.

Эту аксиому ребенок должен впитать еще с пеленок. Присваивать чужие игрушки, лазить по родительским вещам или надкусывать конфеты в магазине — нельзя. Ругать не нужно — нужно объяснять, чем заканчиваются такие поступки (без прикрас, начистоту). Если не помогает, попросите кого-нибудь из знакомых сыграть роль полицейского.

4. Не здороваться.

Не отвечать на приветствие и не прощаться — невежливо. С пеленок учите кроху здороваться, говорить «спасибо и пожалуйста», извиняться. Безусловно, наиболее эффективный метод — личный пример.

5. Убегать от мамы.

Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя никуда и прежде чем отлучиться (до песочницы, например, или до соседнего прилавка в универсаме), нужно сказать об этом маме.

6. Залезать на подоконники.

Даже, если у вас стоят пластиковые окна и приняты все меры безопасности. Этот запрет категорический.

7. Играть на проезжей части.

Это правило малыш должен знать назубок. Идеальный вариант — изучить его в картинках и закрепить эффект полезными мультфильмами. Но и в этом случае вариант «погуляй, я из окошка пригляжу» — безответственный. По закону подлости мяч с детской площадки всегда улетает на дорогу, и уберечь ребенка можно просто не успеть.

8. Бросать вещи с балкона.

Неважно — игрушки это, шарики с водой, камни или что иное. Все, что создает опасность для окружающих людей — запрещено. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.

9. Пихать в розетки пальцы или предметы.

Просто заглушек и маскировки МАЛО! Объясняйте ребенку, почему это опасно.

10. Нарушать нормы морали.

То есть, бросаться в других людей различными предметами, плеваться, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом, сквернословить и пр.

11. Играть с огнем (спичками, зажигалками и пр.).

Эту тему раскрыть малышу легко — сегодня масса полезных материалов на эту тему, разработанных специально для детей в виде мультфильмов.

Запреты для детей – правила для родителей

Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов:

  • Не выбирайте осуждающий тон для запрета, не стыдите и не обвиняйте ребенка. Запрет — это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил.
  • Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить — почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно — без длинных лекций и чтения моралей. А еще лучше — через игру, чтобы материал лучше усвоился.
  • Обозначив границы, не нарушайте их (особенно, когда дело касается абсолютных запретов). Нельзя вчера и сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы болтаете с подружкой. «НЕТ» должно быть категоричным.
  • Ограничения не должны быть повсеместными. Минимум абсолютных ограничений — этого достаточно. В остальном ищите компромиссы и будьте хитрее. Не «прекрати капризничать, здесь люди, так нельзя!», а «Сынуля, пойдем, выберем подарок для папы — у него скоро день рождения» (игрушку для кошки, лопатку для сковороды и пр.).
  • Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша. Нельзя запретить ему прыгать и дурачиться, фантазировать, зарываться в песке по самые уши, шлепать по лужам, строить домики под столом, громко хохотать и пр. Потому что он — ребенок, и такие состояния для него — норма.
  • Заботясь о безопасности чада, не переусердствуйте. Лучше максимально обезопасить все пути передвижения малыша в квартире (заглушки, мягкие накладки на углы, убранные на самый верх опасные предметы и пр.), чем каждые 5 минут кричать «нельзя».
  • Запрет должен исходить не только от вас — от всей семьи. Если мама запретила, папа не должен разрешать. Согласовывайте свои требования между всеми членами семьи.
  • Чаще читайте крохе умные и полезные книжки. Смотрите специально созданные для расширения кругозора мультфильмы. Дефицита в них сегодня нет. Морализмы от мамы утомляют, а вот сюжет из мультика (книги), как «Вася играл со спичками» запомнится надолго.
  • Будьте примером своему малышу. Зачем говорить, что в обуви ходить по спальне нельзя, если вы сами позволяете себе заскочить (пусть даже «на цыпочках») в сапожках за сумочкой или ключами.
  • Предлагайте ребенку выбор. Это не только избавит вас от необходимости давить своим авторитетом, но и повысит самооценку малыша. Не хочет надевать пижаму? Предложите крохе выбор — зеленую или желтую пижаму. Не хочет купаться? Пусть он самостоятельно выберет игрушки, которые возьмет с собой в ванну.

А еще помните: Вы — мама, а не диктатор. Прежде чем сказать «нельзя», задумайтесь — а вдруг все-таки можно?опубликовано econet.ru

Автор: Натали Критская

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

10 вещей, которые нельзя запрещать ребенку

Как только ребенок начинает делать первые шаги, в лексиконе родителей появляется слово «нельзя». Конечно, не стоит позволять детям всегда делать то, что им хочется. Но нужно помнить, что очень частые запреты препятствуют формированию личности. Ребенок станет зажатым, несамостоятельным, безынициативным. Очень интересная система воспитания распространена в Японии. Там детям до 5 лет не запрещают ничего, они не знают, что значит «нельзя». Но, когда дети достигают 5-летнего возраста, их жизнь полностью меняется. Теперь они должны беспрекословно подчиняться законам общества. Ребенку при такой системе очень сложно перестроиться, страдает психика. Лучше всего найти золотую середину между «можно» и «нельзя». Но есть вещи, которые ребенку запрещать не нужно.

10. Самостоятельно одеваться, есть и пить

Маленький ребенок не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Но как только он будет готов, он подаст сигнал. Потянется к ложке, кружке, попытается одеть колготки вместо кофты. Родители обычно препятствуют ранней самостоятельности в таких делах. Научиться есть ложкой не так уж и просто. После его подвигов вам придется полдня отмывать кухню. Но не спешите отбирать ложку или кружку, ваш ребенок должен научиться есть самостоятельно. Это неизбежно. Пусть он научится дома, зато в детском саду у него не возникнет проблем. То же самое касается одежды. Пусть ребенок попробует, ненавязчиво помогите ему. Расскажите, что он одевает и зачем, подбадривайте. Будете препятствовать, у ребенка пропадет желание делать что-то самому.

9. Говорить «нет»

Ребенка обычно не воспринимают за полноценного члена семьи. Его мнение не учитывается. Это неправильно. Разрешайте своему ребенку отказывать вам. Он полноправный член семьи, личность, у него есть свое мнение. Ну а если желания ребенка не совпадают с вашими, выслушайте его. Не нужно кричать, заставлять ребенка делать то, что вы от него хотите. Просто спокойно объясните, почему это нужно сделать. Привыкайте общаться с ребенком на равных с самого детства. Пока он маленький, но вы не заметите, как малыш вырастет. А умение отказывать очень пригодится ему во взрослой жизни.

8. Помогать родителям

Когда маленький ребенок изъявляет желание помочь родителям, в ответ он чаще всего слышит отказ. Мама боится, что сын или дочь не справятся: разольют, разобьют. И вообще случится непоправимое. Разрешайте своему ребенку помогать вам в домашних делах. Иначе, спустя лет пять будете жаловаться на детей, которые не помогают по дому. Эта привычка приобретается с малого возраста. Если после такой «помощи», вам придется все переделывать, не нервничайте. Поблагодарите ребенка за помощь. Пусть он гордится собой. Не бросайтесь сразу же перемывать посуду или заново пылесосить. Постарайтесь переделать все так, чтобы не привлекать внимание ребенка. Не говорите, что он плохо выполнил работу. Постепенно ребенок научится делать домашние дела качественно.

Читайте также:  Как рассказать детям о Пасхе: православные советы

7. Иметь секреты

У ребенка могут быть свои секреты. Как бы тяжело вам ни было, примите это. Ребенок растет, с каждым днем он нуждается в вас все меньше. У него появляются свои дела, друзья, проблемы. Контроль, конечно же имеет место быть, но и доверию тоже нужно учиться. Соблюдайте личные границы ребенка. Если он вам доверяет, то не портите сложившиеся между вами отношения. Не читайте случайно обнаруженный дневник, не копайтесь в его телефоне. Если ребенок не делится с вами своими переживаниями, не читайте ему нотаций, не говорите, что между вами не должно быть секретов. Вспомните себя в детстве, вы ведь тоже не все рассказывали своим родителям.

6. Плакать

Дети очень часто плачут. Все потому, что им сложно справиться со своими эмоциями. Они тяжело переживают неудачи. Не запрещайте плакать. Постарайтесь узнать причину и помочь ребенку. Не стыдите за слезы. Особенно это касается мальчиков. Никогда не говорите: «Ты же мужчина, мужчины не плачут». Иначе каждый раз, когда мальчик не сможет сдержать слез, он будет думать, что он не мужчина. Он будет знать, что вы стыдитесь его слез, не окажете ему поддержку, не подбодрите. Ребенок просто останется наедине со своей бедой.

5. Задавать вопросы

Детские вопросы могут свести с ума любого. Но уж если вы решились на детей, будьте добры объяснить им, как устроен мир. Никогда не говорите, что вам некогда. Многие взрослые начинают нервничать, родители отсылают ребенка друг к другу. Часто он так и не получает ответ на свой вопрос. Общайтесь со своим ребенком, рассказывайте, как устроен мир. Тогда отношения между вами будут теплыми, сформируется крепкая связь. Ребенок будет вас уважать, испытывать к вам чувства благодарности и любви, даже когда вырастет. Если не знаете ответа на вопрос, не придумывайте небылицы, ребенок может запомнить и рассказать другим детям. Это может вызвать насмешки. Поищите вместе ответ в интернете или энциклопедиях, это еще больше сблизит вас.

4. Ошибаться

Позвольте ребенку ошибаться. Люди учатся не на чужих ошибках, а на своих. Ваш ребенок не останется с вами на всю жизнь. Ему нужно учиться жить. Если вы будете ругать ребенка за малейшую провинность, вскоре он не захочет вообще ничего делать. Ошибки допускают все. Вам все равно придется смириться с этим рано или поздно. В противном случае, когда ваш ребенок подрастет, вы с ума будете сходить от его проблем. А среди подростков очень мало ангелов.

3. Шуметь

Дети не умеют играть бесшумно. Только в детстве можно шуметь на улице и дома, смеяться на всю улицу, петь песни. Не запрещайте им веселиться, детство пройдет быстро. Этот период больше никогда не повторится. Если вы переживаете за то, как на вас посмотрят окружающие, меняйте свою точку зрения. Не обращайте внимания на недовольные взгляды и реплики в ваш адрес. Конечно, все должно быть в пределах разумного. Но даже в детском парке найдутся недовольные, которым мешают ваши слишком шумные дети.

2. Жадничать

Не запрещайте ребенку жадничать. Он имеет полное право самостоятельно распоряжаться своими вещами. В большинстве, случаев если ребенок не делится игрушками, он получает критику в свой адрес. Родители говорят: «Не нужно жадничать, дай поиграть машинкой Пете». А ведь это то же самое, что сказать взрослому человеку: «Опять ты жадничаешь? Дай покататься на своей новой машине Коле». Вам же не приходит в голову просить вещи у незнакомых людей. Поэтому не принуждайте ребенка делиться тем, что ему нужно. Но постарайтесь научить его предлагать что-то взамен, иначе он вырастет эгоистом. Пусть он скажет Пете, что сам будет играть машинкой, а ему может дать трактор.

1. Бояться

Дети боятся самых простых вещей. Их может напугать незнакомый человек, животное, незнакомая обстановка. Не стыдите ребенка за то, что он боится. Расскажите ему о предмете его страха. Если он боится уколов, объясните, зачем их делают. Если он боится собак, посмотрите вместе передачи про них или почитайте книги. Тем более не нужно повышать голос на ребенка, когда он находится в стрессовой ситуации. Даже если его страх кажется вам незначительным, вам все равно придется поработать с ним. Если разговоры не помогают, тогда остается только ждать. Вы тоже наверняка боялись уколов. Хотя при виде иглы многие взрослые трясутся от страха, хотя и не показывают этого. Когда он станет чуть взрослее, многие страхи исчезнут сами по себе.

Консультация «Что нельзя запрещать детям»

Светлана Власова
Консультация «Что нельзя запрещать детям»

Нам всегда проще разрешить что-либо своему чаду, чем искать способ правильного запрета. Почему? Один не желает давить на малыша своим авторитетом, другой придерживается принципов «свободу ребенку во всем!», третий не хочет становиться тираном, четвертому просто лень запрещать и объяснять.

А нужны ли вообще ребенку запреты?

Есть вещи, которые нельзя запрещать ребенку – рассматриваем альтернативы

Безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны. Но постоянное «нельзя», которое чадо слышит от нас, уставших, нервных и вечно занятых — это формирование комплексов и зажатости, появление страхов и чувства вины, дефицит новых знаний и пр.

То есть, запреты должны быть правильными!

Чего нельзя запрещать ребенку категорически?

1. Самостоятельно кушать.

Конечно, гораздо проще быстро скормить кашу с ложечки чаду, сэкономив себе время, а заодно и порошок для стирки «убитых» футболок и кофточек. Но тем самым мы лишаем ребенка первого шага к самостоятельности — ведь донести ложку до рта, не уронив ее содержимое, это процесс ответственный и требующий максимальной усидчивости. Да и когда наступит время для детского сада, вам не придется следить за «злой воспиталкой», которая запихивает обед в вашего неумеху-малыша. Потому что он уже будет кушать сам! Как маленький герой. Не жалейте времени на первые взрослые шаги своего малыша — это упростит вам процесс воспитания в последующие годы.

2. Помогать маме с папой.

«Не трогай, уронишь!» или «Нельзя! Прольешь!», — кричит мама, а спустя время жалуется подружкам, что дитя совершенно ничего не желает делать. Не лишайте чадо возможности вам помочь. Помогая вам, он чувствует себя взрослым и нужным. Ничего страшного, если после уборки ребенка вам придется в 2 раза дольше отмывать кухню — зато он помог маме. Выделите для крохи детский набор для уборки — пусть взрослеет. Хочет отнести посуду в раковину — дайте ту, что не жалко разбить. Хочет помочь вам с сумками — дайте ему пакет с батоном. Не отказывайте малышу — все добрые привычки нужно прививать с «младых ногтей».

3. Рисовать красками.

Не отбирайте у крохи возможность самовыражения. Краски развивают творческое начало, мелкую моторику, фантазию, снимают стресс, успокаивают нервную систему, повышают самооценку и пр. Купите малышу нетоксичные краски, наденьте на него старую футболку (или фартучек, постелите на пол (на большой стол) клеенку и пусть малыш самовыражается «на всю катушку». Хочет рисовать на стенах? Прикрепите поверх обоев пару больших листов ватмана — пусть рисует. Можно даже отвести под эти шалости целую стену, чтобы было, где разгуляться.

4. Раздеваться в доме.

Малышам свойственно сбрасывать с себя лишнюю одежду, бегать босиком или даже голышом. Это вполне естественное желание. Не спешите кричать «немедленно оденься!» (если, конечно, у вас не голый бетон на полу). При обычной комнатной температуре малыш может совершенно безболезненно провести 15-20 минут босиком (это даже полезно).

5. Выражать свои эмоции.

То есть, прыгать/бегать, визжать и веселиться, кричать и пр. Одним словом, быть ребенком. Понятно, что в поликлинике или в гостях следует соблюдать правила приличия, но дома позволяйте малышу оставаться собой. Для него это способ выплеснуть энергию, сбросить стрессы, расслабиться. Как говорится, «не мешайте баянисту, он играет, как умеет».

6. Лазать на улице по турникам или спортивным комплексам.

Не нужно дергать малыша за рукав и с криками «не лезь, опасно» утаскивать его в песочницу. Да, опасно. Но на то и нужны родители, чтобы объяснить правила безопасности, показать, как спускаться/подниматься, подстраховать внизу, чтобы кроха не упал. Лучше ваше чадо сразу научится контролировать свое тело (в вашем присутствии, чем потом он без вас (и без опыта) залезет на турник.

7. Играться с водой.

Ну конечно, малыш устроит потоп. И намочится от макушки до пяток. Но зато сколько счастья будет в глазах, и какая эмоциональная разрядка для него! Не лишайте кроху такого удовольствия. Выделите для него зону, в пределах которой можно плескаться от души, брызгаться и пр. Выдайте разные емкости (лейки, кастрюльки, ложки, пластиковые стаканчики).

8. Шлепать по лужам.

Лужи — это настоящий источник счастья. Причем, для всех детей без исключения и даже для некоторых взрослых. Купите крохе яркие сапожки и отпустите в «свободное плавание». Положительные эмоции — залог психического здоровья.

9. Трогать бьющиеся вещи.

Каждый малыш отличается пытливостью ума. Ему просто обязательно нужно потрогать, рассмотреть, попробовать на вкус и пр. Не спешите отбирать из его рук подаренную вам чашку или статуэтку. Просто объясните, что эта вещь вам очень дорога, и с ней нужно обращаться осторожно — для игр она не предназначена, но подержать и рассмотреть очень даже можно. Если все-таки вещь разбилась — не кричите и не пугайте малыша. Скажите «к счастью!» и вместе с малышом соберите осколки (пусть он подержит совочек, пока вы будете их сметать).

10. Иметь свое мнение.

Мама — она, конечно, лучше знает, какая маечка подойдет к этим шортикам, как расставить игрушки, и в каком порядке кушать блюда с праздничного стола. Но ваш кроха — это уже полноценная личность. У него есть свои желания, мысли и мнение. Прислушивайтесь к малышу. «Я так сказала!» и «Потому что!» для ребенка совершенно не аргументы. Убедите его, что вы правы, или имейте смелость согласиться с его мнением.

11. Играть с посудой.

Опять же, все опасное и дорогое прячем повыше и поглубже, а лопатки, ложки, кастрюльки, контейнеры — это не просто посуда, а развивающие материалы для карапуза — пусть играет! Если вам не жалко круп, то и этого удовольствия лишать малыша не нужно, ведь так приятно пересыпать из кастрюльки в кастрюльку макароны с фасолью и гречкой.

12. Спать со светом.

Малыши, особенно, начиная с 3-4 лет, боятся спать в темноте. Это нормально: психологический «отрыв» от мамы нередко сопровождается ночными кошмарами. Не переусердствуйте, приучая ребенка ко сну в отдельной кроватке или комнате. Если кроха боится темноты — установите ночник.

Не стоит пытать ребенка кашами и супами, которые он не хочет. Обед должен быть не мучением, а удовольствием. Только в этом случае он пойдет на пользу. А чтобы аппетит крохи был выше, устраивайте ему поменьше перекусов между приемами пищи, и строго соблюдайте режим питания.

Вы, как никто, знаете своего ребенка. Учитесь отличать «художественный вымысел» (фантазии) от явной и намеренной лжи. Выдумки — это игра и собственная вселенная малыша. Ложь — недопустимое явление и признак недоверия ребенка к вам.

11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае

При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой — ребенок просто перестанет на них реагировать.

Правда, есть и другие крайности. Например, когда мама настолько запугивает малыша своими «нельзя», что страх ребенка сделать что-то не так, превращается в фобию. Поэтому разумно разделять запреты на категорические (абсолютные, временные и зависящие от обстоятельств.

Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список.

Итак, категорически нельзя…

1. Бить других и драться.

Жестокость следует пресекать на корню, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Если малыш гиперактивный, и агрессивен по отношению к сверстникам — учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.

2. Обижать братьев наших меньших.

Учите малыша помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца (пусть даже хомячка, свозите ребенка на экскурсию в конюшню и познакомьте с лошадками, посетите приют для животных и подайте крохе личный пример (урок милосердия).

3. Брать чужие вещи.

Эту аксиому ребенок должен впитать еще с пеленок. Присваивать чужие игрушки, лазить по родительским вещам или надкусывать конфеты в магазине — нельзя. Ругать не нужно — нужно объяснять, чем заканчиваются такие поступки (без прикрас, начистоту). Если не помогает, попросите кого-нибудь из знакомых сыграть роль полицейского.

4. Не здороваться.

Не отвечать на приветствие и не прощаться — невежливо. С пеленок учите кроху здороваться, говорить «спасибо и пожалуйста», извиняться. Безусловно, наиболее эффективный метод — личный пример.

5. Убегать от мамы.

Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя никуда и прежде чем отлучиться (до песочницы, например, или до соседнего прилавка в универсаме, нужно сказать об этом маме.

6. Залезать на подоконники.

Даже, если у вас стоят пластиковые окна и приняты все меры безопасности. Этот запрет категорический.

7. Играть на проезжей части.

Это правило малыш должен знать назубок. Идеальный вариант — изучить его в картинках и закрепить эффект полезными мультфильмами. Но и в этом случае вариант «погуляй, я из окошка пригляжу» — безответственный. По закону подлости мяч с детской площадки всегда улетает на дорогу, и уберечь ребенка можно просто не успеть.

8. Бросать вещи с балкона.

Неважно — игрушки это, шарики с водой, камни или что иное. Все, что создает опасность для окружающих людей — запрещено. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.

9. Пихать в розетки пальцы или предметы.

Просто заглушек и маскировки МАЛО! Объясняйте ребенку, почему это опасно.

10. Нарушать нормы морали.

То есть, бросаться в других людей различными предметами, плеваться, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом, сквернословить и пр.

11. Играть с огнем (спичками, зажигалками и пр.).

Эту тему раскрыть малышу легко — сегодня масса полезных материалов на эту тему, разработанных специально для детей в виде мультфильмов.

Запреты для детей – правила для родителей

Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов:

• Не выбирайте осуждающий тон для запрета, не стыдите и не обвиняйте ребенка. Запрет — это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил.

• Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить — почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно — без длинных лекций и чтения моралей. А еще лучше — через игру, чтобы материал лучше усвоился.

Читайте также:  Что нужно ребенку в 1 класс: полный список всего необходимого для школы

• Обозначив границы, не нарушайте их (особенно, когда дело касается абсолютных запретов). Нельзя вчера и сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы болтаете с подружкой. «НЕТ» должно быть категоричным.

• Ограничения не должны быть повсеместными. Минимум абсолютных ограничений — этого достаточно. В остальном ищите компромиссы и будьте хитрее. Не «прекрати капризничать, здесь люди, так нельзя, а «Сынуля, пойдем, выберем подарок для папы — у него скоро день рождения» (игрушку для кошки, лопатку для сковороды и пр.).

Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша. Нельзя запретить ему прыгать и дурачиться, фантазировать, зарываться в песке по самые уши, шлепать по лужам, строить домики под столом, громко хохотать и пр. Потому что он — ребенок, и такие состояния для него — норма.

• Заботясь о безопасности чада, не переусердствуйте. Лучше максимально обезопасить все пути передвижения малыша в квартире (заглушки, мягкие накладки на углы, убранные на самый верх опасные предметы и пр., чем каждые 5 минут кричать «нельзя».

Запрет должен исходить не только от вас — от всей семьи. Если мама запретила, папа не должен разрешать. Согласовывайте свои требования между всеми членами семьи.

• Чаще читайте крохе умные и полезные книжки. Смотрите специально созданные для расширения кругозора мультфильмы. Дефицита в них сегодня нет. Морализмы от мамы утомляют, а вот сюжет из мультика (книги, как «Вася играл со спичками» запомнится надолго.

• Будьте примером своему малышу. Зачем говорить, что в обуви ходить по спальне нельзя, если вы сами позволяете себе заскочить (пусть даже «на цыпочках») в сапожках за сумочкой или ключами.

• Предлагайте ребенку выбор. Это не только избавит вас от необходимости давить своим авторитетом, но и повысит самооценку малыша. Не хочет надевать пижаму? Предложите крохе выбор — зеленую или желтую пижаму. Не хочет купаться? Пусть он самостоятельно выберет игрушки, которые возьмет с собой в ванну.

А еще помните: Вы — мама, а не диктатор. Прежде чем сказать «нельзя», задумайтесь — а вдруг все-таки можно?

Буклет «11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае» 11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае Содержание буктета. При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова.

Буклет «Что нельзя запрещать ребенку» Буклет “Что нельзя запрещать ребенку” Содержание буклета. 14 вещей, которые нельзя запрещать ребенку – рассматриваем альтернативы Нам.

Консультация «Что нельзя приносить в детский сад» Родители наравне с сотрудниками ДОУ несут ответственность за безопасное пребывание детей в детском саду. Приводя ребенка в детский сад,.

Консультация логопеда для родителей «Что полезно нашим детям» Всё чаще встречаются дети с такими дефектами в произношении звуков речи, которые требуют специальной логопедической помощи. Помните, что.

Конспект развлечения по пожарной безопасности «Крепко помните, друзья, что с огнём шутить нельзя» Развлечение по пожарной безопасности «Крепко помните, друзья, что с огнём шутить нельзя» для воспитанников подготовительной к школе группы. Цель:.

Консультация для родителей «Что и как читать детям» «Что и как читать детям» Тема: «Что и как читать детям» Возраст:5-6 лет Цель: Содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге;.

Консультация для родителей «Что нужно читать детям» Рекомендуемая литература для чтения детям средней группы Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. «Наш козел.»; «Зайчишка-трусишка.»:.

Памятка для родителей «Что нельзя приносить в детский сад» “Что нельзя приносить в детский сад” Все мы – воспитатели и родители, в равной степени несём ответственность за жизнь и здоровье наших детей.

Стихотворение «Рассказ про мальчика Петю, или Почему нельзя брать спички детям?» Жил на свете мальчик Петя Все хотел он знать на свете. Любопытным очень рос, Знать хотел один вопрос: “Почему нельзя брать спички?” Слушать.

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать» ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих.

10 вещей, которые нельзя запрещать ребенку

Многие молодые мамы так стараются оградить ребенка от опасностей и ошибок, особенно, когда в семье он один, что запрещают ему делать то, что нужно для развития. Ребенок привыкает к такому положению вещей, становится беспомощным и не самостоятельным, что потом очень трудно исправить.

Есть вещи, которые ни в коем случае не нужно запрещать ребенку! В исключительных случаях лучше, чтобы он учился на своих ошибках и делал выводы, а не жил только в соответствии с запретами родителей, не понимая их сути.

Помогать родителям или бабушке

Иногда ребенок искренне пытается помощь маме, бабушке,например, поднести тарелку с едой на стол, налить напитки в стаканы, поучаствовать в процессе смены постельного белья и т.д, но родители ограждают его от этого, чтобы он случайно ничего не разбил, не рассыпал, не испортил, не поранил себя. Но через некоторое время эти опасения меняются на жалобы о том, что ребенок ничего не хочет делать, даже если его просишь.

А это происходит потому, что своими запретами вы просто отбили охоту у малыша помогать вам и проявлять интерес к этому, все равно же не разрешат. Малышу очень важно чувствовать, что он нужен, что его ценят и любят, а ваша похвала и одобрение будут подпитывать в нем эту мысль. Поэтому разрешайте крохе помогать, а после этого благодарите его, даже если он сделал это не так, как нужно.

Если ребенок увидит, что его начинания оценены, он будет стараться и научиться всему!

Фантазировать

Когда ребенок фантазирует, придумывает небылицы и смешные истории, это развивает его правое полушарие, которое отвечает за творчество, пространственное мышление, память, интуицию, эмоции.

Если вы будете разговаривать с малышом об этом, поддерживать его выдуманные разговоры и проявлять искренний интерес — это будет хорошим вкладом в развитие вашего крохи.

Совершать ошибки

Ребенок только тогда будет понимать, что хорошо, а что плохо, когда сам сможет увидеть разницу. Позволяйте ребенку исследовать этот мир, иногда падать, делать ошибки, пробовать еще раз и побеждать. В этом — путь развития по жизни! Если постоянно ограждать малыша от ошибок, он может стать аморфным к проблемам и в будущем не будет знать, как поступать в трудной ситуации.

Заниматься творчеством и пачкаться

Рисунок для ребенка — способ выразить свои чувства и эмоции, которые он не может рассказать на словах! Не запрещайте крохе рисовать и заниматься творчеством только потому, что боитесь грязных стен и отпечатков краски на полу. Всегда можно сделать краску в домашних условиях, которая будет без проблем отмываться и застелить стол/пол старыми газетами.

Шуметь и бегать

Безусловно, есть общественные места, где вызывающее поведение, шум и беготня будут мешать другим людям, об этом нужно рассказать ребенку. Но дома пусть он дурачиться от души, выражает свои эмоции, выплескивает энергию! Ведь дом — это место, где можно быть самим собой! Вам иногда тоже полезно услышать своего внутреннего ребенка и попрыгать, побегать, подурачиться вместе с крохой!

Залазить на спортивные комплексы на площадках

Помните, что ребенку нужно куда-то делать свою энергию. И если вы не хотите, чтобы дома он прыгал по диванам и сбивал пыль, лучше дайте ему проявить свою активность на улице.

Нет ничего плохого детского любопытства, когда кроха хочет залезть на все спортивные комплексы на площадке, повисеть на турнике, как бы мы не переживали за его безопасность и здоровье.

Если постоянно запрещать ребенку это делать, он и не научится быть юрким, пробовать свои силы в чем-то новом и понимать, что нужно делать, чтобы не падать. Тогда, когда он станет постарше, он будет тренироваться уверенно и не боятся травм, а вы будете за него спокойны.

Самостоятельно есть

Согласны, иногда проще и быстрее накормить ребенка самой, чтобы вся кухня не стала похожа на поле боя с кашей. Но попытки ребенка есть самостоятельно помогают ему почувствовать себя взрослым, уверенным в своих силах, а это очень важный навык.

Ни в коем случае не нужно пресекать эти порывы ребенка к самостоятельности! Кроме того, держа в руках ложку, малыш развивает моторику рук и координацию движений.

Брызгать водой

Дети обожают играть с водой: в ванной, в раковине, на улице с водными пистолетами. А особенно эта любовь проявляется летом! Конечно, после таких игр мокрым оказывается не только ребенок, но и все вокруг, а иногда — и родители.

Тем не менее, это прекрасная возможность для ребенка почувствовать себя счастливым, проявить свои эмоции и насладиться игрой. Не отнимайте у него эти моменты, а присоединяйтесь к баловству!

Не доедать все на тарелке

Заставлять ребенка съедать все на тарелке — дело неблагодарное. Во-первых, это приводит к скандалам за обеденным столом, а в перспективе — и к проблемам с ЖКТ, из-за постоянного переедания. Кушать тоже нужно с хорошим настроение и желание, тогда и еда будет усваиваться лучше.

Детский организм способен сам регулировать размеры порций,и иногда крохе нужно намного меньше, чем вы пытаетесь ему дать. Не заставляйте детей есть, как только ребенок будет голоден — он вам об этом сообщит!

Брать в руки бьющиеся предметы

Если вы видите, что на горизонте стоят довольно хрупкие предметы, а вам ребенок любознательный и активный, обязательно захочет их посмотреть, сразу объясните, что вещи могут сломаться, поэтому брать их можно только аккуратно. Не стоит запрещать ребенку исследовать мир и приближаться к бьющимся вещам, иначе ему будет сложно научиться понимать их ценность и хрупкость. А дети понимают то, что сами могут увидеть и пощупать.

Открыто выражать свое мнение

Уже с детства ваш кроха — маленькая личность, у которого есть свои желания, мечты, ожидания. Дайте ребенку выражать их, открыто говорить, что он хочет, о чем думает, этот навык здорово упростит ему жизнь в будущем.

Что нельзя запрещать детям: ТОП-10

Безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны. Но постоянное «нельзя», которое чадо слышит от нас, уставших, нервных и вечно занятых — это формирование комплексов и зажатости, появление страхов и чувства вины, дефицит новых знаний и пр.

То есть, запреты должны быть правильными!

Чего нельзя запрещать ребенку категорически?

  1. Самостоятельно кушать. Конечно, гораздо проще быстро скормить кашу с ложечки чаду, сэкономив себе время, а заодно и порошок для стирки «убитых» футболок и кофточек. Но тем самым мы лишаем ребенка первого шага к самостоятельности — ведь донести ложку до рта, не уронив ее содержимое, это процесс ответственный и требующий максимальной усидчивости. Да и когда наступит время для детского сада, вам не придется следить за «злой воспиталкой», которая запихивает обед в вашего неумеху-малыша. Потому что он уже будет кушать сам! Как маленький герой. Не жалейте времени на первые взрослые шаги своего малыша — это упростит вам процесс воспитания в последующие годы.
  2. Помогать маме с папой. «Не трогай, уронишь!» или «Нельзя! Прольешь!», — кричит мама, а спустя время жалуется подружкам, что дитя совершенно ничего не желает делать. Не лишайте чадо возможности вам помочь. Помогая вам, он чувствует себя взрослым и нужным. Ничего страшного, если после уборки ребенка вам придется в 2 раза дольше отмывать кухню — зато он помог маме. Выделите для крохи детский набор для уборки — пусть взрослеет. Хочет отнести посуду в раковину — дайте ту, что не жалко разбить. Хочет помочь вам с сумками — дайте ему пакет с батоном. Не отказывайте малышу — все добрые привычки нужно прививать с «младых ногтей».
  3. Рисовать красками. Не отбирайте у крохи возможность самовыражения. Краски развивают творческое начало, мелкую моторику, фантазию, снимают стресс, успокаивают нервную систему, повышают самооценку и пр. Купите малышу нетоксичные краски, наденьте на него старую футболку (или фартучек), постелите на пол (на большой стол) клеенку и пусть малыш самовыражается «на всю катушку». Хочет рисовать на стенах? Прикрепите поверх обоев пару больших листов ватмана — пусть рисует. Можно даже отвести под эти шалости целую стену, чтобы было, где разгуляться.
  4. Раздеваться в доме. Малышам свойственно сбрасывать с себя лишнюю одежду, бегать босиком или даже голышом. Это вполне естественное желание. Не спешите кричать «немедленно оденься!» (если, конечно, у вас не голый бетон на полу). При обычной комнатной температуре малыш может совершенно безболезненно провести 15-20 минут босиком (это даже полезно).
  5. Выражать свои эмоции. То есть, прыгать/бегать, визжать и веселиться, кричать и пр. Одним словом, быть ребенком. Понятно, что в поликлинике или в гостях следует соблюдать правила приличия, но дома позволяйте малышу оставаться собой. Для него это способ выплеснуть энергию, сбросить стрессы, расслабиться. Как говорится, «не мешайте баянисту, он играет, как умеет».
  6. Лазать на улице по турникам или спортивным комплексам. Не нужно дергать малыша за рукав и с криками «не лезь, опасно» утаскивать его в песочницу. Да, опасно. Но на то и нужны родители, чтобы объяснить правила безопасности, показать, как спускаться/подниматься, подстраховать внизу, чтобы кроха не упал. Лучше ваше чадо сразу научится контролировать свое тело (в вашем присутствии), чем потом он без вас (и без опыта) залезет на турник.
  7. Играться с водой. Ну конечно, малыш устроит потоп. И намочится от макушки до пяток. Но зато сколько счастья будет в глазах, и какая эмоциональная разрядка для него! Не лишайте кроху такого удовольствия. Выделите для него зону, в пределах которой можно плескаться от души, брызгаться и пр. Выдайте разные емкости (лейки, кастрюльки, ложки, пластиковые стаканчики).
  8. Шлепать по лужам. Лужи — это настоящий источник счастья. Причем, для всех детей без исключения и даже для некоторых взрослых. Купите крохе яркие сапожки и отпустите в «свободное плавание». Положительные эмоции — залог психического здоровья.
  9. Трогать бьющиеся вещи. Каждый малыш отличается пытливостью ума. Ему просто обязательно нужно потрогать, рассмотреть, попробовать на вкус и пр. Не спешите отбирать из его рук подаренную вам чашку или статуэтку. Просто объясните, что эта вещь вам очень дорога, и с ней нужно обращаться осторожно — для игр она не предназначена, но подержать и рассмотреть очень даже можно. Если все-таки вещь разбилась — не кричите и не пугайте малыша. Скажите «к счастью!» и вместе с малышом соберите осколки (пусть он подержит совочек, пока вы будете их сметать).
  10. Иметь свое мнение. Мама — она, конечно, лучше знает, какая маечка подойдет к этим шортикам, как расставить игрушки, и в каком порядке кушать блюда с праздничного стола. Но ваш кроха — это уже полноценная личность. У него есть свои желания, мысли и мнение. Прислушивайтесь к малышу. «Я так сказала!» и «Потому что!» для ребенка совершенно не аргументы. Убедите его, что вы правы, или имейте смелость согласиться с его мнением.
  11. Играть с посудой. Опять же, все опасное и дорогое прячем повыше и поглубже, а лопатки, ложки, кастрюльки, контейнеры — это не просто посуда, а развивающие материалы для карапуза — пусть играет! Если вам не жалко круп, то и этого удовольствия лишать малыша не нужно, ведь так приятно пересыпать из кастрюльки в кастрюльку макароны с фасолью и гречкой.
  12. Спать со светом. Малыши, особенно, начиная с 3-4 лет, боятся спать в темноте. Это нормально: психологический «отрыв» от мамы нередко сопровождается ночными кошмарами. Не переусердствуйте, приучая ребенка ко сну в отдельной кроватке или комнате. Если кроха боится темноты — установите ночник.
  13. Не доедать. Не стоит пытать ребенка кашами и супами, которые он не хочет. Обед должен быть не мучением, а удовольствием. Только в этом случае он пойдет на пользу. А чтобы аппетит крохи был выше, устраивайте ему поменьше перекусов между приемами пищи, и строго соблюдайте режим питания.
  14. Фантазировать. Вы, как никто, знаете своего ребенка. Учитесь отличать «художественный вымысел» (фантазии) от явной и намеренной лжи. Выдумки — это игра и собственная вселенная малыша. Ложь — недопустимое явление и признак недоверия ребенка к вам.
Читайте также:  Воспитание нравственной культуры молодежи в семье: правила

11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае

При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой — ребенок просто перестанет на них реагировать.

Правда, есть и другие крайности. Например, когда мама настолько запугивает малыша своими «нельзя», что страх ребенка сделать что-то не так, превращается в фобию. Поэтому разумно разделять запреты на категорические (абсолютные), временные и зависящие от обстоятельств.

Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список.

Итак, категорически нельзя…

  1. Бить других и драться. Жестокость следует пресекать на корню, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Если малыш гиперактивный, и агрессивен по отношению к сверстникам — учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.
  2. Обижать братьев наших меньших. Учите малыша помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца (пусть даже хомячка), свозите ребенка на экскурсию в конюшню и познакомьте с лошадками, посетите приют для животных и подайте крохе личный пример (урок милосердия).
  3. Брать чужие вещи. Эту аксиому ребенок должен впитать еще с пеленок. Присваивать чужие игрушки, лазить по родительским вещам или надкусывать конфеты в магазине — нельзя. Ругать не нужно — нужно объяснять, чем заканчиваются такие поступки (без прикрас, начистоту). Если не помогает, попросите кого-нибудь из знакомых сыграть роль полицейского.
  4. Не здороваться. Не отвечать на приветствие и не прощаться — невежливо. С пеленок учите кроху здороваться, говорить «спасибо и пожалуйста», извиняться. Безусловно, наиболее эффективный метод — личный пример.
  5. Убегать от мамы. Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя никуда и прежде чем отлучиться (до песочницы, например, или до соседнего прилавка в универсаме), нужно сказать об этом маме.
  6. Залезать на подоконники. Даже, если у вас стоят пластиковые окна и приняты все меры безопасности. Этот запрет категорический.
  7. Играть на проезжей части. Это правило малыш должен знать назубок. Идеальный вариант — изучить его в картинках и закрепить эффект полезными мультфильмами. Но и в этом случае вариант «погуляй, я из окошка пригляжу» — безответственный. По закону подлости мяч с детской площадки всегда улетает на дорогу, и уберечь ребенка можно просто не успеть.
  8. Бросать вещи с балкона. Неважно — игрушки это, шарики с водой, камни или что иное. Все, что создает опасность для окружающих людей — запрещено. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.
  9. Пихать в розетки пальцы или предметы. Просто заглушек и маскировки МАЛО! Объясняйте ребенку, почему это опасно.
  10. Нарушать нормы морали. То есть, бросаться в других людей различными предметами, плеваться, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом, сквернословить и пр.
  11. Играть с огнем (спичками, зажигалками и пр.). Эту тему раскрыть малышу легко — сегодня масса полезных материалов на эту тему, разработанных специально для детей в виде мультфильмов.

Запреты для детей – правила для родителей

Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов:

  • Не выбирайте осуждающий тон для запрета , не стыдите и не обвиняйте ребенка. Запрет — это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил.
  • Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить — почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно — без длинных лекций и чтения моралей. А еще лучше — через игру, чтобы материал лучше усвоился.
  • Обозначив границы, не нарушайте их (особенно, когда дело касается абсолютных запретов). Нельзя вчера и сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы болтаете с подружкой. «НЕТ» должно быть категоричным.
  • Ограничения не должны быть повсеместными. Минимум абсолютных ограничений — этого достаточно. В остальном ищите компромиссы и будьте хитрее. Не «прекрати капризничать, здесь люди, так нельзя!», а «Сынуля, пойдем, выберем подарок для папы — у него скоро день рождения» (игрушку для кошки, лопатку для сковороды и пр.).
  • Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша. Нельзя запретить ему прыгать и дурачиться, фантазировать, зарываться в песке по самые уши, шлепать по лужам, строить домики под столом, громко хохотать и пр. Потому что он — ребенок, и такие состояния для него — норма.
  • Заботясь о безопасности чада, не переусердствуйте. Лучше максимально обезопасить все пути передвижения малыша в квартире (заглушки, мягкие накладки на углы, убранные на самый верх опасные предметы и пр.), чем каждые 5 минут кричать «нельзя».
  • Запрет должен исходить не только от вас — от всей семьи. Если мама запретила, папа не должен разрешать. Согласовывайте свои требования между всеми членами семьи.
  • Чаще читайте крохе умные и полезные книжки . Смотрите специально созданные для расширения кругозора мультфильмы. Дефицита в них сегодня нет. Морализмы от мамы утомляют, а вот сюжет из мультика (книги), как «Вася играл со спичками» запомнится надолго.
  • Будьте примером своему малышу. Зачем говорить, что в обуви ходить по спальне нельзя, если вы сами позволяете себе заскочить (пусть даже «на цыпочках») в сапожках за сумочкой или ключами.
  • Предлагайте ребенку выбор. Это не только избавит вас от необходимости давить своим авторитетом, но и повысит самооценку малыша. Не хочет надевать пижаму? Предложите крохе выбор — зеленую или желтую пижаму. Не хочет купаться? Пусть он самостоятельно выберет игрушки, которые возьмет с собой в ванну.

А еще помните: вы — мама, а не диктатор. Прежде чем сказать «нельзя», задумайтесь — а вдруг все-таки можно?

А как вы относитесь к запретам вашему ребенку? Правильно ли вы запрещаете и всё ли получается?

Топ-10 запретов: не нарушай и будь хорошей мамой

Родители для ребенка – это пример для подражания. Малыши копируют маму и папу, и под этим влиянием формируется его характер и черты поведения. Чтобы быть хорошим примером, важно самому не нарушать правила, которые вы устанавливаете для малыша.

Текст: Марина Рябцева · 24 октября 2016

Быть родителем – это огромная ответственность. Согласно статистике, более 80% детей, повзрослев, придерживаются тех же привычек, которые бытовали в семье. Если мама и папа хотят воспитать в ребенке положительные качества, необходимо присмотреться к себе и убедиться, что эти черты присущи и самим родителям. Начинать всегда нужно с себя!

Предлагаем вашему вниманию топ-10 вещей, которые нельзя делать при детях.

Запрет № 1: нельзя нарушать правила безопасности

Начнем с правил дорожного движения. Ни в коем случае на глазах ребенка (да и вообще) не переходите дорогу на красный сигнал светофора! Чаще всего родители, перебегая с ребенком проезжую часть в неположенном месте или не дождавшись зеленого, оправдываются так: «На красный свет переходить нельзя, но сейчас мы очень торопимся. Я внимательно посмотрел(а) на дорогу, машин рядом нет». Все! Четкая грань запрета стерта. Будьте уверены, что ребенок теперь будет поступать так же.

То же касается и других правил безопасности: обращения с электроприборами, плитой, газом, розетками, горячей водой.

Запрет № 2: нельзя врать

Лжи не должно быть даже самой маленькой. Дети очень внимательные, они все замечают, запоминают и делают выводы.

Например, мама или папа попросили ответить по телефону, что их нет дома, – казалось бы, ну что здесь такого: нет настроения или некогда с кем-либо вести беседы. Но в этот момент вы показываете ребенку, что обманывать не так уж и плохо.

Или, например, папа что-нибудь «натворил» и договаривается с сыном или дочкой: «А давай маме не скажем!» И тут же малыш понял, что от родителей можно что-то и утаить.

Запрет № 3: нельзя пить и курить

Никакие уговоры не заставят юношу или девушку бросить курить, если в его/ее семье курение было нормой. Еще с детства, глядя на любимых родителей, ребенок выучил, что в курении ничего плохого нет, раз самые близкие и любимые люди не отказывают себе в сигарете. Поэтому если вы хотите избежать проблем с вредными привычками у своего чада – не показывайте ему дурной пример.

Запрет № 4: нельзя угрожать

«Я сейчас тебя здесь оставлю, если ты…»

«Я ухожу, если ты…»

«Если ты еще раз сделаешь – ты у меня получишь. »

Такими фразами мы провоцируем страх у ребенка и учим его манипулировать. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведения. Всегда давайте детям уверенность в том, что мама будет рядом, что они любимы. Никогда не говорите им, что оставите их. Не пользуйтесь этим приемом для достижения своей цели.

Запрет № 5: нельзя использовать нецензурные слова

Слова, сорвавшиеся в сердцах, слова-привычки очень часто становятся и детскими привычками. Вот папа уронил на пол тяжелый предмет и выругался сквозь зубы. Вот мама выясняет отношения с соседкой и не скупится на выражения. Вот знакомый рассказывает анекдот, не считаясь с тем, что малыш стоит рядом. А ведь ребенок так хочет быть похожим на маму, на папу и даже на этого дядю, потому что они взрослые. И он запоминает и повторяет услышанные слова.

Намного труднее будет потом отучить ребенка от вредной привычки и объяснить, почему такие слова употреблять нельзя, чем просто взять за правило следить за своей речью.

Запрет № 6: нельзя требовать от ребенка быть отличником

Для многих родителей школьные успехи их ребенка – это отражение их собственных побед. Кажется, что их сын или дочь из школы должны приносить только пятерки. За четверку они могут даже отругать. Так вы можете развить у ребенка синдром отличника, а он опасен эмоциональным и психическим истощением, особенно для детей.

Забудьте фразы: «А почему четыре, а не пять?», «Ты можешь лучше!» и «Три? У тебя? Какой позор!». Будьте уверены, ребенок и без них себя сгрызет. Лучше приласкайте его. Посмейтесь вместе над нелепостью ошибки. Расскажите о своих промахах – дайте понять, что и вы несовершенны. Выясните – возможно, нужна помощь?

Научите ваше чадо получать удовольствие от процесса, а не только от результата.

Запрет № 7: нельзя критиковать значимых для ребенка взрослых

Родителям не стоит атаковать авторитеты детей. Никогда не отзывайтесь плохо о его воспитательнице, учительнице, тренере. Не ругайте бабушку или дедушку. Причем это касается не только разговоров непосрественно с ребенком, но и вашего общения с другими людьми в присутствии вашего чада. Услышав от родителей негативный отзыв, например, об учителе, он уже не сможет уважать его, а следовательно, не будет прилично вести себя на уроках в школе. В случае с бабушкой – не будет ее слушаться.

Особенно сложно бывает сохранять этикет по отношению к бывшему мужу или жене. Помните, что 50% в ребенке – от бывшего супруга, а значит, осуждая и критикуя его, вы наносите удар и по самооценке ребенка.

Запрет № 8: нельзя ссориться и выяснять отношения

Милые бранятся – только тешатся. Возможно, в большинстве случаев скандалы и ругань между супругами оправдывают эту пословицу. Зачастую после бурной ссоры следует столь же горячее примирение. Но вот дети, видя ссоры родителей, глубоко переживают это. Очень часто ребенок принимает разногласия мамы и папы на свой счет и потом долго не может избавиться от чувства вины.

Психика ребенка неустойчива, поэтому любые воздействия на нее могут повлиять на формирование и развитие. В итоге чадо может вырасти настоящим неврастеником или даже получить серьезную психологическую травму. Это уже не говоря о том, что и в своей будущей семье он тоже будет прибегать к крикам и скандалам.

Запрет № 9: нельзя излишне опекать

При гиперопеке жизнь малыша настолько контролируется и регламентируется родителями, что ни о каком праве ребенка на свое мнение речи вообще не идет. При гиперопеке ребенок морально подавляется. Он приучается к мысли, что не способен принять правильного решения даже в самой простой ситуации. В результате могут вырасти инфантильные, неуверенные в себе неудачники, которые в старости не поднесут стакана воды даже маме.

Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».

Запрет № 10: нельзя постоянно использовать гаджеты

Вредно постоянно «сидеть» в компьютере не только детям, но и взрослым вообще-то. Но сейчас не об этом, а о том, что очень нелогично получается, когда вы требуете от ребенка оторваться от компьютера, когда сами уткнулись в свой смартфон, а папа уже час лежит на диване с планшетом. В таких условиях привить малышу понимание того, что использование гаджетов должно быть в меру, просто невозможно!

Елена Николаева, медицинский психолог

Личный пример родителей является самым главным методом воспитания. С первых дней жизни ребенок впитывает то, что видит вокруг себя. Ребенок поступает не так, как его учат, а как поступают его родители. Важно всегда помнить, что взрослые воспитывают малыша не только в процессе взаимодействия, разговора с ним, поучений, критики. Они активно и незаметно формируют личность малыша каждую минуту его жизни: как родители разговаривают между собой, ведут себя в обществе, радуются, грустят, переживают трудности. Все жизненные принципы взрослых имеют важную роль для малыша и его дальнейшей жизни в обществе.

Очень важно поддерживать дома доброжелательную психологическую атмосферу. Разговаривайте с членами семьи спокойным голосом, отслеживайте просмотр телевизионных передач, контролируйте игры, в которые играет ребенок. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок уважал вас и считался с вашим мнением, станьте для него авторитетом.

При воспитании ребенка начинайте с себя. Дети следят за поведением взрослых, поэтому родители должны контролировать свои поступки. Когда взрослые совершают правильные поступки, детям не надо говорить о них, они впитывают все хорошее без дополнительной информации. Станьте положительным примером для ваших детей, и тогда у вас будет повод для гордости и надежная опора в будущем.

Ссылка на основную публикацию