Цели и основные педагогические принципы воспитания

Педагогические принципы воспитания и обучения.
методическая разработка ( группа) на тему

Педагогические принципы – это основные положения, которые повышают эффективность процесса воспитания и обучения. В данной статье рассматриваются основные характеристики педагогических принципов и закономерностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая статья: Педагогические принципы воспитания и обучения.

Закономерности и принципы воспитания.

Принципы – общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Выделяют следующие основные принципы (Пидкасистый П.И., 1996):

  1. ориентация на ценностные отношения: постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога;
  2. принцип субъектности: педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое “Я ” в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: “Если ты сделаешь то-то, будет тебе. будет другим. Ты этого хочешь? Это будет правильно?”;
  3. принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этому принципу соответствует: принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух “Нельзя” -“нельзя посягать на другого человека” и “нельзя не работать, не развивать себя” – эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

Педагогические закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):

  1. воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие – через физические упражнения; нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;
  2. содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;
  3. соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;
  4. только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
  5. организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.

Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.

Закономерности и принципы обучения.

Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества. Определение закономерностей обучения во многом зависит от уровня развития гуманитарных и антропологических наук. Закономерность обучения – это система общих, существенных, объективных, необходимых и устойчиво повторяющихся связей между педагогическими явлениями, а также компонентами процесса обучения, которые характеризуют их функционирование и развитие. Выделяют внутренние и внешние закономерности.

Внутренние закономерности – это: подчинение результата обучение активности ученика и способом управления обучением, зависимость обучения от способа нахождения противоречия между познавательными (практичными) задачами и уровнем необходимых для их решения умений, знаний и навыков учащихся, их умственного развития.

Внешние закономерности – это: развивающий и воспитывающий характер обучения, социальная обусловленность методов, целей и содержания обучения, зависимость полученных результатов обучения от особенностей контакта обучающего с элементами окружающего мира, осуществлении обучения в общении и на основе вебрально-деятельного подхода. к внешним закономерностям относится зависимость процесса обучения от общественных условий и процессов (уровня культуры, политической и экономической ситуации и т.д.). Под внутренними закономерностями подразумеваются связи между компонентами процесса обучения, например, между учеником, учителем и учебным материалом, между содержанием образования, целями, средствами, методами и формами обучения. Все эти закономерности можно считать точно установленными, так как они множество раз проверялись, подтверждались и объяснялись. Так как на процесс обучения всегда оказывают воздействия экономические, социальные, культурологические и др. явления, то по ходу дальнейшего развития гуманитарных наук будут устанавливаться новые закономерности процесса обучения.

Закономерности и принципы обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. А все по той причину, что на основе закономерностей как раз таки и происходит формирование принципов. Под принципами понимаются общие положения, которые определяют требования к организации, содержанию, управлению и осуществлению процесса обучения. В педагогической науке в настоящее время сформулированы принципы культуро- и природосообразности, проблемности, оптимальности, системности, последовательности, доступности в воспитании и обучении и многие другие. Понимание принципов обучения дает возможность организовывать обучение в зависимости от его закономерностей, а также обоснованной определять цель, выбирать адекватные формы и методы обучения.

Принципы обучения можно разделить на общедидактические и методические.

Общедидактические принципы обучения включают в себя принципы сознательности, доступности, посильности, прочности, наглядности, активности, воспитывающего обучения, индивидуализации.

Методические принципы обучения – это принцип учета родного языка, принцип коммуникативной направленности и принцип интеграции и дифференциации.

Таким образом, закономерности и принципы обучения находятся в непосредственной связи друг с другом. Сначала возникают закономерности, а уже потом, ввиду их развития возникают принципы, развитие которых во многом связано также с разработкой новых концепций обучения и теорий.

Подборка педагогических статей по теме: Принципы как педагогическая категория.

  1. http://lingualguide.narod.ru/pedagogika.htm М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко Педагогика Пособие для сдачи экзамена 2-е издание, переработанное и дополненное МОСКВА ■ ЮРАЙТ ■ 2005 Тема 6. ЗАКОНЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ
    ОБУЧЕНИЯ

Понятие закона, закономерности и принципа обучения

Обзор основных законов и закономерностей обучения

Принципы и правила обучения

6-4. Взаимосвязь принципов обучения.

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ”

Педагогическая психология – одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.

Цель курса:
– помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.

3. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004491_0.html Руденко М.С. Реферат по педагогическому мастерству. Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

4. http://rudocs.exdat.com/docs/index-471827.html?page=21 Под ред. П. И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Научная картина воспитательного процесса предполагает описание закономерностей, управляющих ходом воспитания ребенка. Педагогические закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

5. http://fb.ru/article/4333/zakonomernosti-i-printsipyi-obucheniya Н.А.Карпова Закономерности и принципы обучения – это важные составляющие, которые присущи не только обучению, но и всем без исключения наукам и подсистемам общества.

6. http://www.pedlib.ru/Books/6/0374/6_0374-54.shtml Сивашинская Е.Ф. Современный уровень развития педагогической теории и практики позволяет сформулировать ряд закономерностей, а на их основе и принципов обучения. … Принципы обучения имеют исторический характер.

7. http://www.pedlib.ru/Books/4/0329/4_0329-90.shtml Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой .

Пособие для сдачи экзамена. Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Педагогика».

Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/11.php Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. Педагогика, писал А. С. Макаренко, самая диалектическая наука. Подтверждением тому является ярко выраженная противоречивость педагогического процесса, что является отражением диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

Специфика проявления законов диалектики в педагогике • Законы и закономерности педагогического процесса • Понятие о принципах педагогического процесса • Принципы организации педагогического процесса • Принципы управления деятельностью воспитанников.

11. http://www.prepodi.ru/news/1173-novosti?showall=1 Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. … На базе закономерностей формируются принципы воспитания.

12. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00125815_0.html Рубрика: Педагогика. Тип: Реферат. Добавлен: 03.12.2009. Понятие закона и закономерности, необходимость изучения законов в дидактике. Виды закономерностей и законов в обучении, их специфика для дидактической науки.

13. http://tgspa.ru/info/study/pedagog/uch_rab/uch_posobie/to4.htm Закономерности и принципы процесса обучения. Дидактические закономерности, внешние и внутренние. … Дидактические закономерности – это устойчивые связи между условиями и результатами обучения.

14. http://www.prepodi.ru/news/1173-novosti?showall=1 Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность. … На базе закономерностей формируются принципы воспитания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работына тему: «Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП». В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленны.

В статье говорится о том, что разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор.

ЭССЕ«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников»на тему: «Речевое развитие дошкольников».

«Психолого – педагогические принципы развивающего обучения детей дошкольного возраста».

В статье дан обзор некоторых, используемых в практике, зарубежных и отечественных методик воспитания и обучения детей.

В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленным физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития, нарушениями активного внимания, зр.

В материале дан сценарий проведения педагогического совета с использованием педагогических заддач по теме педсовета и тематического кроссворда.

Принципы воспитания

Главное дело вовсе не в изучении

правил педагогики, а в изучении тех научных

основ, из которых эти правила вытекают.

Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания

С.83

(в педагогике) и соответственно организуют его содержание, формы и методы.

Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

Принципы воспитания — своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя.

О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. В настоящее время существует множество подходов к определению принципов воспитания, так как сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной педагогике понимаются неоднозначно.

Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание (природосообразность, культуросообразность, гуманизация, принцип народности и др.). Есть принципы, имеющие авторство, т.е. впервые определившиеся в педагогической системе какого-либо выдающегося педагога и закрепившиеся в теории и практике воспитания (таковы некоторые принципы воспитательной системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака).

Принципы воспитания — достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывают к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 1990-х гг. в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность довольно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.

Общие принципы воспитания: гуманизация, гуманистическая направленность, природосообразность, культуросообразность, незавершимость, персонификация, дифференциация.

Дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип гуманизации — ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация

С.84

этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Такая работа не совместима с методами стихийного, спонтанного развития детей.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отно­шений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает успешное освоение позитивных норм и ценностей, эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации, баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, развитие рефлексии и саморегуляции, формирование чувства собственного достоинства, ответственности и проч.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста. Целью же воспитания должно стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего поведения и соответствующего ему мышления.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принци­па является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса между ценностями различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая требует развития личности на каждом возрастном этапе. Любой возрастной этап развития

С.85

человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Персонификация — это и персонализация (процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности) педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, поведения, культура семейных отношений).

Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников. Этот принцип занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Принцип дифференциации позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребенка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определенной категории учащихся.

Принципы социального воспитания: вариативность, коллективность, центрация на развитии личности, диалогичность, сочетание уважения и требовательности, опора на положительное, общественная направленность воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные

С.86

типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе, а также создает оптимальные условия для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип центрации на развитии личности означает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, на создание условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принцип сочетания уважения и требовательности. Суть этого принципа может быть рассмотрена и в структуре принципа гуманистической целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма: признание личности как ценности; уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации ее собственных прав, так и обеспечения прав и свобод других членов общества. Мера требовательности определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С. Макаренко в его афо­ризме:

С.87

как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Требовательность — это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя, если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие и ненавязчивый контроль — важные условия соблюдения этого принципа.

Последовательная реализация предыдущего принципа связана с выполнением правила (принципа) опоры на положительное: в воспитании основной должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) негативных.

Принцип общественной направленности воспитания (социальной адекватности воспитания) требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к решению разнообразных социальных задач. Реализация данного принципа возможна только на основе учета этих задач.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания причисляет ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в человеке, на сильные стороны

С.88

его личности; согласованность требований школы, семьи, общественности; сочетание прямых и параллельных педагогических действий; доступность и посильность; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9065 – | 7314 – или читать все.

Основные принципы воспитания

Воспитание как основная задача современного общества

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.

Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.

Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.

Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Основные принципы воспитания

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

  1. Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
  2. Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.).
  3. Принцип природосообразности. Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
  4. Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
  5. Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
  6. Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
  7. Принцип открытости воспитательных систем. Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
  8. Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

  1. Принцип общественной направленности воспитания. Воспитание должно быть направлено на подготовку воспитанника к активной общественной жизни, на поддержание государственного строя, его органов власти и институтов, формирование социальных и гражданских качеств на основе принятых в государстве идеологии, то есть на реализацию социального заказа и формирование социально нужного типа личности. При рассогласовании целей гражданского общества, государства и личности осуществление этого принципа невозможно.
  2. Принцип взаимосвязи воспитания с трудом и жизнедеятельностью воспитанника. Реализуется через: привлечение обучающихся к посильной общественно-полезной деятельности; ознакомление с основами современного производства, расширение их кругозора, привитие культуру труда; подготовка обучающихся к осознанному выбору профессиональной деятельности; использование краеведческого материала местности на уроках и во внеурочной деятельности.
  3. Принцип опоры на положительные качества в воспитаннике. В задачи любого воспитателя и преподавателя входит нахождение в каждом конкретном случае основного ведущего звена. В воспитательном процессе можно опираться исключительно на терпение, сотрудничество, участие воспитателя в судьбе воспитанника; недопустимы конфронтация и противопоставление сил и позиций. Важно создание позитивного воспитательного фона при высоком уровне организации труда и отдыха, при спокойной деловой обстановке, заботе друг о друге. Не стоит акцентировать внимание на недостатках и промахах обучающихся.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Цели и основные педагогические принципы воспитания

2. Задачи и принципы воспитания

В современной теории воспитание, как понятие, рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова.

Воспитание в широком смысле – включает в себя не только всю систему обучения и воспитания личности, но и воздействие на нее идеологии, морали, права, средств массовой информации, искусства.

Воспитание в узком смысле – это конкретные воспитательные воздействия на личность в учебных заведениях и производственных коллективах как составная часть воспитания в целом.

В настоящем пособии мы сосредоточим внимание именно на воспитании в узком смысле слова.

Конкретные цели и задача воспитания соответствуют требованиям конкретного общества на конкретном этапе его развития. Отсюда важнейшая цель воспитания – программа формирования личности с определенными группами качеств, политическим и моральным обликом, необходимым уровнем физического развития с учетом того, какие социальные роли ему предстоит исполнять в обществе. «Работа воспитателя, – писал А. С. Макаренко, – не вооруженная ясной, развернутой, детально известной целью, – будет работой аполитичного воспитания». [Цит. по: 19, с.8].

Целям и содержанию воспитания должен соответствовать и весь его процесс. При этом эффективность процесса воспитания всецело зависит от того, насколько воспитатели владеют психолого-педагогическими знаниями, навыками, умениями, приемами и средствами педагогического воздействия; следует отметить, что педагогическое воздействие может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное (прямое) педагогическое воздействие – это личное влияние, непосредственный контакт воспитателя с воспитуемым в процессе повседневного общения.

Опосредованное (непрямое) педагогическое воздействие – это влияние на воспитуемых организацией их деятельности, созданием конструктивного общественного мнения, положительного коллективного настроения, обычаев и традиций в воспитуемом коллективе.

Любые воспитательные воздействия направлены на решение основных воспитательных задач:

1. Развитие сознания, вооружение всеми необходимыми для жизни знаниями; практика показывает, что в большинстве случаев эффективность воспитательных воздействий напрямую зависит от уровня культуры и образованности воспитуемых.

2. Воспитание высших чувств: моральных, интеллектуальных и эмоциональных. Человек, даже с самыми обширными знаниями, но без сформированных высших чувств, не может считаться воспитанным. Обучение и воспитание без воздействия на чувства обречено на полный провал.

3. Воспитание волевых качеств: даже в относительно спокойное и благополучное время жизнь расставляет немало барьеров – что уж говорить о нашем нестабильном и тяжелом времени. Сегодня без волевых проявлений просто не выжить.

4. Выработка положительных навыков и привычек. Привычка стабилизирует, делает вполне предсказуемым и прогнозируемым поведение личности.

5. Формирование разумных материальных и богатых духовных потребностей, широких интересов, высоких идеалов. Бездуховный, с узкими интересами и убогими потребностями, человек вряд ли принесет хоть какие-нибудь лавры воспитателю.

Наконец, значительное место в процессе воспитания принадлежит взаимоотношениям воспитателей и воспитуемых. Только требовательные, но заботливые, доброжелательные, уважительные отношения откроют сердца воспитанников. И наоборот – высокомерие, грубость, покровительственно-снисходительный тон – сделают их абсолютно глухими к любым воздействиям.

Логика воспитательного процесса требует вместе с тем следить за текущими и перспективными результатами воздействий, глубоко анализировать их и при необходимости немедленно вносить коррективы с целью достижения поставленных целей и задач.

Таким образом, для того, чтобы воспитание носило характер закономерного, планомерного, управляемого процесса оно должно быть тщательно организовано и умело проведено.

Как мы уже смогли убедиться, воспитание – очень сложный и многообразный процесс. Исходя из этого, все его своеобразие невозможно вместить ни в один учебный курс; невозможно ни в одном учебнике предусмотреть все случаи и ситуации, которые могут произойти, дать советы на все случаи жизни.

Поэтому необходимо овладеть хотя бы наиболее важными элементами воспитательного процесса, его наиболее общими положениями, называемыми принципами.

Принципы воспитания – это руководящие положения, определяющие направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса. [19, с. 13].

Принципы отражают законы и закономерности педагогического процесса, содержат многовековой опыт воспитания, являются нормой педагогической деятельности воспитателей.

Однако принципы – это не догма, а скорее – руководство к действию. Поэтому необходим творческий подход к их применению, инициатива и неустанный поиск наиболее эффективных приемов реализации принципов в воспитательном процессе. Рассмотрим основные принципы воспитания.

1. Целеустремленность (прежде – коммунистическая) – отражает зависимость педагогического процесса от социально-экономической структуры общества, его идеологии и политики. Его требования:

а) ясное представление воспитателями целей, задач и содержания воздействий;

б) высокий уровень подготовки и проведения всех воспитательных мероприятий;

в) оптимально-адекватный подбор методов, средств, приемов и форм работы;

г) конкретность и оперативность коррекции в связи с изменениями ситуации;

д) настойчивость и упорство в достижении поставленных целей.

2. Воспитание в процессе деятельности – отражает: с одной стороны то, что без труда нет личности; с другой – общественно-полезный труд лучше всего и обучает, и воспитывает. М. Горький писал: «Любите труд. Никакая сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда – коллективного, дружного, свободного труда». [Цит. по: 19, с. 16]. Требования принципа:

а) деятельность должна быть общественно необходимой и полезной;

б) труд должен быть четко и правильно организован;

в) для успеха воспитания полезно сочетание различных видов труда;

г) труд должен быть понятным и посильным.

3. Воспитание в коллективе и через коллектив (коллектив не только учит, но и воспитывает). Для этого необходимо:

а) выработать и неуклонно осуществлять общие для коллектива цели;

б) создать и сохранять ядро (актив) коллектива;

в) всемирно поддерживать самостоятельность коллектива в рамках его полномочий;

г) всемерно развивать и поддерживать положительные традиции коллектива;

д) умение руководителей (воспитателей) правильно опираться на силу и мощь коллектива.

4. Индивидуальность подхода в воспитании (раз люди индивидуальны и непохожи – индивидуальными должны быть и воспитательные подходы). Требования принципа:

а) глубокое знание индивидуальных особенностей воспитуемых;

б) постоянное обогащение и правильное применение знаний о психике воспитанников и коллективов;

в) индивидуальность подхода ко всем без исключения воспитуемым;

г) воспитательные воздействия не должны быть слишком откровенными и навязчивыми;

д) систематический анализ достигнутого и оперативная коррекция (в случае необходимости).

5. Сочетание требовательности с уважением и заботой (нельзя требовать, не заботясь – перестанут уважать; нельзя заботиться, не требуя – перестанут подчиняться). Для этого необходимо, чтобы:

а) требовательность была не только справедливой, но и понятной;

б) требовательность была не от себя лично («государство – это я» не подходит), а от имени общества, закона, коллектива;

в) требовательность должна быть конкретной (нельзя исходить из того, что кто-то просто не нравится как человек, и все);

г) требовательность должна быть для всех, всегда и во всем;

д) требовательность никогда не сопровождалась ни грубостью, ни унижением;

е) забота не была панацеей от всех сложностей жизни и не выходила за рамки возможностей.

6. Опора на положительное (помнить, что в каждом человеке и коллективе обязательно есть что-то хорошее; надо только уметь найти его). Отсюда, чтобы опираться на положительное, необходимо:

а) обязательно найти это положительное;

б) с помощью положительного, через положительное воздействовать на недостатки и отрицательные черты;

в) через хорошее в личности – воздействие на коллектив; через хорошее в коллективе – на отклоняющуюся личность.

7. Единство, согласованность и последовательность воспитательных воздействий . (Именно тогда, когда семь нянек, но кто в лес, кто по дрова – дитя и получается «без глаза»). Воспитывать, участвовать в воспитании могут многие, и поэтому важно, чтобы:

а) все хорошо знали единую цель и шли в воспитании к ней;

б) у всех были выверенные, единые требования к результату педагогических воздействий;

в) все воспитатели должны действовать в единой системе;

г) любое новое воспитательное воздействие должно опираться на уже достигнутое в воспитании.

Таковы основные принципы воспитания.

Таким образом даже самое общее знакомство с воспитанием как наукой и сферой человеческой деятельности показывает, насколько оно сложно и многопланово как в теории, так и на практике.

Основные педагогические принципы

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принципах.

Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации.

Следование педагогическим принципам помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей. Среди общепедагогических принципов принято выделять:

Принцип природосообразности – один из старейших педагогических принципов, предполагающий обязательный учет половозрастных особенностей учащихся, определяющих их возможности, уровень развития личностных качеств; опора на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста. Правила осуществления принципа природосообразности:

– педагогический процесс необходимо строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

– знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираясь на них при организации воспитательных отношений;

– направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизацииможет быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважения к нему.

Принцип целостности, упорядоченностиозначает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса.

Принцип демократизацииозначает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания.

Принцип культуросообразностипредполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды (нации, страны, региона), в которой находится конкретное учебное заведение.

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности.

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, форм и средств подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знаний и умения из одной области в другую.

Все группы принципов тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, например, для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности не применим.

До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов:

1. Принципы организации педагогического процесса:

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – ведущий принцип. Его реализация требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

Связь педагогического процесса с жизнью и практикой. Практика – источник познавательной деятельности, единственный объективно правильный критерий истины и область приложения результатов познания и других видов деятельности.

Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально-ценных личностно-деловых качеств.

Принцип научности. Приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

Ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знании и умений, сознания и поведения. Так как сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности.

Принцип обучения и воспитания в коллективе. Этот принцип предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Принцип наглядности (Я.А. Коменский). Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному.

Принцип эстетизации жизни, прежде всего обучения и воспитания. Этот принцип направлен на развитие высокого художественно-эстетического вкуса, на то, чтобы дать учащимся возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

2. Принципы управления деятельностью воспитанников:

• Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

• Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.

• Принцип уважения к личности учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему.

• Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

• Принцип согласованности требований учебного заведения, семьи и общественности.

• Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий. Использование коллектива как субъекта воспитания.

• Принцип доступности и посильности обучения и воспитания. Учет реальных возможностей, предупреждение интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на физическом и психическом здоровье.

• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

• Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля

1. Назовите объективные предпосылки возникновения педагогики

2. Охарактеризуйте этапы исторического развития педагогического знания.

3. Раскройте противоречивую, диалектическую природу педагогических явлений.

4. Проиллюстрируйте примерами применение методов педагогического исследования.

5. Какова связь закономерностей и принципов целостного педагогического процесса?

6. При изучении данной и последующих тем, в целях систематизации информации, в тетради заполните таблицу, отражающую соотношение основных компонентов и структуру целостного педагогического процесса (табл. 4).

Структура педагогического процесса

цельзадачипринципысодержаниеметодыформысредстварезультат
Педагогический процесс
Воспитание
Обучение
Развитие

Темы рефератов

1. Педагогические традиции России (этнопедагогика).

2. Педагогика как наука и искусство.

3. Выдающийся педагог России (жизненный путь и вклад в науку).

4. Формирование навыков исследовательской деятельности у студентов вуза

5. Традиции обучения и воспитания в зарубежных странах.

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М.: Педагогика, 1985.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX вв. М.: Педагогика, 1990.

3. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х томах М., 1994.

4. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М., 1989.

5. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

6. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. СПбГУ, 1992.

7. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

8. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

9. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб., 1999.

10. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М., 1989.

11. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

12. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ин-тов. – М., 1982.

13. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

14. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М., 1993.

15. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

16. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М., 1996.

17. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

Дата добавления: 2016-01-03 ; просмотров: 12695 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Принципы воспитания в педагогике и их составляющие компоненты

Соблюдая принципы воспитания в педагогике, можно достичь высоких результатов. Воспитание – это та основа, на которой человек строит свою жизнь. Каким он вырастет, зависит от того, как именно на него влияли родители, как его воспитывали.

Основные принципы воспитания в педагогике

Главная цель воспитания – это формирование полноценного члена общества. Государство заинтересовано в этом, а основные функции возложены на учителей.

Чтобы достичь хороших результатов в воспитании, помимо основных принципов, надо учитывать особенности человека.

Педагогические принципы воспитания делятся на:

  1. Тоталитарный, его еще называют авторитарный. Он был популярен в СССР, когда человека воспитывали в жестких рамках, подавляя самостоятельность, творчество, любое инакомыслие. Главным был коллектив, особое внимание уделялось закаливанию, как в физическом смысле, так и моральном.
  2. Гуманистический. В его основе – умение ориентироваться в любых жизненных ситуациях с учетом индивидуальности и творческого подхода к решению проблемы. Также важная часть – понимание интересов других людей, умение считаться с ними. Учителя или воспитатели в этом случае скорее помощники и товарищи, нежели строгие надзиратели.

При гуманистическом подходе к воспитанию используется личностный подход, опорой является чувства ребенка, межличностные отношения также гуманизируются. Также учитывается среда, в которой существует ребенок, применяется только целостный, комплексный подход, то есть воспитание проникает во все сферы жизни.

Авторитарный подход ставил главной целью подстроить всех под четко прописанные правила. Гуманистический подход учит личность жить с учетом существующих правил.

Из чего состоят принципы воспитания в педагогике

Воспитание, как педагогический принцип включает такие компоненты:

  1. Взаимодействие с природой, правильные отношения с ней. Важно, чтобы ребенок воспринимал себя как часть природы, чтобы не только любить ее, но и беречь.
  2. Важность культурных ценностей. Прошлое человечества сильно влияет на его будущее. Знания о культуре, обычаях и традициях важны для ребенка.
  3. Социальная составляющая. Родители и педагоги должны помочь ребенку влиться в социум, научиться контактировать и активно взаимодействовать с другими людьми.
  4. Ощущение незавершенности. Именно этот принцип стимулирует личность двигаться дальше, все время развиваться, не останавливаться на достигнутом.
  5. Стремление к коллективизации. Оно означает, что ребенку намного лучше учиться в коллективе (садик, школа, институт).
  6. Диалогический принцип. Важно, чтобы каждый из участников воспитательного процесса умел слышать другого, с уважением относился, но не подчинялся слепо.

Роль семьи и учителя

Воспитание начинается именно в семье. Не нужно думать, что детский сад или школа способны переформатировать то, что вложено родителями. Стоит подбирать учебное заведение с учетом особенностей, традиций семьи и воспитания ребенка. Иначе будет возникать сильное сопротивление со стороны ребенка по отношению к воспитанию.

Воспитывая ребенка, надо проявлять к нему гуманность и уважение. Если этого не делать, получить желаемый результат будет сложно.

В свою очередь воспитатель должен найти общий язык с ребенком, терпеливо ожидать результатов, не сердиться, если что-то не получается. И родители, и учитель должны пользоваться авторитетом у ребенка.

Воспитание – непростой процесс, роль учителя в нем важна. Но основу воспитания закладывают именно родители.

5 принципов педагогических приемов А. С. Макаренко — видео

Читайте также:  3 принципа воспитания детей: любовь, поддержка и личній пример
Ссылка на основную публикацию