Цели и задачи воспитания детей 6 лет – методы реализации

В. № 5. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство — уникальный возраст, в этом возрасте закладываются основы всего будущего развития человека. Все участники учебно-воспитат. процесса в дош. образоват. учреждении должны четко представлять себе цели воспитания, так как именно воспитание является главным в учебно-воспитательном процессе д/у.

Таким образом, на современном этапе развития нашего государства, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка, что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: в статье 29 записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных, духовных и физич-х способностей.

К задачам воспитания относится физическое, умственное, нравственное, правовое, трудовое, эстетическое воспитание. Цель и задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Решение всех задач направлено на всестороннее и гармоническое развитие личности, но в каждом конкретном случае эти задачи могут решаться не в полной мере.

Исходя из особенностей детей дошкольного возраста, все указанные выше задачи воспитания имеют свою специфику в д/у.

Ведущее место отводится решению задачи физ. воспитания детей. Сюда входит охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма. Физ. воспитание направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков, умений и физич-х качеств, развитие интерес к доступным видам деятельности. К концу пребывания в д/саду у детей должны быть сформированы прочные культурно-гигиенич. навыки и основы знаний о бережном отношении к своему здоровью.

Решая задачу умственного воспитания детей дош. возраста, следует помнить, что ведущее место занимает развитие речи ребенка, обогащение и активизация словаря, развитие звуковой культуры речи, умения правильно выражать в разговорной речи свои мысли. Умственное воспитание направлено и на развитие различных видов мышления. У детей дош. возраста особое место занимает развитие логического мышления — сравнение, установление доступных ребенку причинно-следственных связей, первичный анализ фактов, явлений, событий. Успешное решение задач умст. воспитания детей дош. возраста зависит от умения воспитателя подбирать содержание занятий и организовывать их.

Большое внимание в д/у отводится нравственному воспитанию Развитие нравственных чувств, воспитание нравст-х привычек, формирование нравст-х суждений и оценок — все это является составными частями при решении задач нравст-го воспитания детей дош. возраста. Перед работниками д/у стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, сверстникам, навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению доступных поручений, организованности, самостоятельности, умения дружно играть и трудиться, стремления поступать хорошо и воздерживаться от того, что не дозволено, справедливо оценивать свои поступки и действия своих сверстников.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественного развития. Для детей дош. возраста в связи с их импульсивностью и эмоциональностью характерна особая восприимчивость к произведениям искусства. Музыка, изобразительное искусство, художест. литература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.

Важная задача детского сада в процессе учебно-воспитательной деятельности подготовка воспитанников к школе. В течение всего пребывания детей в д/саду необходимо развивать у них качества, важные для будущей учебы в школе. Это интеллектуальные умения и навыки, нравственно-волевые качества, без которых невозможен систематический учебный труд. Особое значение эта задача приобретает в старшей и подготовит. группах детского сада, где все обучение и воспитание подчинено задачам формирования готовности ребенка к школе. В результате воспитания и обучения в д/у воспитанники должны прийти в школу крепкими физически, здоровыми, умеющими дружно, сообща работать, ответственно относиться к своим обязанностям, способными к самостоятельной умственной деятельности, имея хорошо развитую, правильную и выразительную речь. При подготовке детей к школе важно сформировать у них умение общаться со взрослыми и сверстниками. К 5 — 6 годам общение детей приобретает устойчивость, избирательность, а также самостоятельность. В процессе общения ребенок оценивает своих товарищей и учится самооценке, т.е. познанию самого себя. В настоящее время разработали много диагностических методик для выявления готовности ребенка к школе. Воспитатель должен знать их и использовать в работе.

Все задачи учебно-воспитательного процесса в практической деятельности находятся в единстве и взаимосвязи, органически дополняя друг друга. Решение этих задач в д/у направлено на реализацию цели воспитания — разностороннее развитие личности. Но при этом сохраняется ориентация на идеальную цель воспитания — всестороннее и гармоническое развитие личности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Цели и задачи воспитания детей в условиях современного образовательного учреждения и семьи

Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи

Одним из факторов, влияющих на становление личности является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том,что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1].

Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.

В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [6, с. 14].

И.П. Подласый, дает такое определение: «Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью имеющее формирование личности нужной и полезной обществу» [2, с.7] .

Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий [8, с.12].

Идеальная цель воспитания, в настоящее время, это – всестороннее развитая гармоническая личность. Она является ориентиром возможностей человека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В. С. Селиванов содержание понятия всестороннего развития личности определяет следующим образом: единство нравственного, умственного, физического, эстетического, трудового,экономического, экологического воспитания [5].

Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

  • – приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • – развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • – стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • – развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
  • – выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей,индивидуальности личности.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении выделяются такие основные задачи по воспитанию, обучению и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении(ДОУ) – это:

  • – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • – обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • – воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности,уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,семье;
  • – осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)психическом развитии детей;
  • – взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • – оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей [3, п.5].

Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [1, с. 4].

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности,и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В Федеральных государственных требованиях выделяются наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская,продуктивная, музыкально-художественная, чтение. [7].

Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований,как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю,творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут,любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.

Читайте также:  Духовно нравственное воспитание на уроках литературы и в библиотеке

В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи,место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы [5]:

  • -создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • -стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • -передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • -научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного“я”.

Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить,что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.

  1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Н.П. Сакулина, И. Логинова,Т.И. Бабаева и др., под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.М. Гурович. –СПб.: Детство – пресс, 2005.
  2. Подласый И.П. Педагогика кн.2 – М.:Владос, 2004. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008г №666 Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», 2008.
  4. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля2002г № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».
  5. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.– М.: Академия, 2002.
  6. Титов В.А. Дошкольная педагогика, конспект лекций М.: Приор-издат, 2005
  7. ФГТ – Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009г
  8. Щедровицкий Г.П. Новое педагогическое мышление – М.: Просвещение, 1982

Цель, задачи, средства, методы и форма обучения, развития и воспитания детей 6 лет

Цель, задачи, средства, методы и форма обучения,

развития и воспитания детей 6 лет

В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» ( B . B . Давыдов, B .Л. Петровский) о признании самоценности дошкольного периода детства, где на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности детей, раскрывающая их индивидуальные особенности. Цель воспитания детей шести летсостоит в создании условий для максимального раскрытия их индивидуального возрастного потенциала. В гармоничном развитии их личностных качеств умение общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. В осознании детьми самих себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. В готовности к школьному обучению, в овладении основами здорового образа жизни, физической культуры.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Разработка содержания, обеспечивающего:

– воспитание, гармоничное развитие личностных качеств детей;

– развитие познавательной сферы (воображения, мышления, памяти, речи);

– развитие эмоциональной сферы;

– цельность детского мировоззрения.

2. Формирование опыта познавательной, практической, творческой и другой деятельности.

3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их физической культуры, создание предметно-развивающей среды. Дошкольная педагогика правомерно использует разнообразные методы – способы воспитания, обучения и развития детей шести лет и организации в этих целях их самостоятельной деятельности. Выбор методов зависит от педагогических задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Методы по форме воздействия на дошкольников бывают наглядными и словесными. Словесные методы в виде объяснений, рассказов об окружающем и указаний, играют важную роль в обучении, воспитании и развитие детей шести лет. Наглядные методы – это непосредственное ознакомление детей с окружающим, показ им диапозитивов, картинок, объемных моделей, реальных предметов, а также схематических изображений тех или иных предметов, событий или явлений окружающей действительности. Наглядные и словесные методы надо сочетать с практическими методами воспитания и обучения. Рассмотрим более подробно методы воздействия на детей шести лет в процессе воспитания и обучения.

1. Методы прямого воздействия заключаются в постановке перед детьми определенной задачи (выполнить правило поведения, нарисовать предмет, решить арифметическую задачу), также дается (с помощью наглядного показа и слова) образец способа действия (вежливого обращения, изображения, конструирования, счета). Дошкольники в процессе упражнений овладевают этим способом, вырабатывая привычки, усваивая определенные навыки.

2. Методы опосредованного педагогического воздействия в процессе воспитания и обучения детей шести лет заключаются в том, что перед детьми шести лет не ставится какой-либо конкретной задачи и не определятся прямо способы ее решения. Эти методы особенно применимы при организации игр, руководстве художественной самодеятельностью, а также при самостоятельном ознакомлении дошкольников с окружающей действительностью.

3. Методы проблемного воспитания и обучения ставят перед детьми шести лет задачи, давая им возможность самим изыскивать способы решения, используя ранее приобретенные знания и умения. Например, создание ситуации с конкретными условиями действия, когда детям предлагают осмыслить стоящую перед ними задачу и найти подходящие способы решения.

Особой формой обучения, развития и воспитания детей шести лет является игра, в которой они по желанию объединяются, осу­ществляют свои замыслы, познают мир, самостоятельно действуют. Самостоятельная игровая деятельность способствует воспитанию нравственно-волевых качеств дошкольников, их психическому и физическому развитию, развитию творческих способностей. Игра для детей – своеобразная «экспериментальная площадка» для знакомства с предметным и социальным миром, опробования себя и определения границ своих возможностей, реализации индивидуальных потребностей и проявления задатков будущих способностей.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: восприятие сказок и рассказов, конструирование, лепка, рисование. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Таким образом, цель обучения, развития и воспитания детей шести лет – обеспечить становление личности дошкольников и раскрыть их индивидуальные особенности; гармоничное развитие их личностных качеств; осознание детьми самих себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей; готовность к школьному обучению. Реализация цели предполагает решение ряда задач:

– разработка содержания, обеспечивающего обучение, развитие и воспитание детей шести лет;

– формирование опыта познавательной, практической, творческой и другой деятельности;

– формирование опыта самопознания.

Особой формой обучения, развития и воспитания детей шести лет является игровая деятельность. Наблюдаются также элементы трудовой и учебной деятельности.

Какие условия и средства обуславливают успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста?

Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:

· личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

· предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

· создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, при ведущей роли игры. Она органично вплетается в ткань всей жизни ребенка, в его жизненное пространство.

Воспитательное значение игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные стороны социальной жизни. Так и в том, что игровом коллективе у дошкольников возникает потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них развиваются субъектные свойства, формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением другого человека у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Все это самым непосредственным образом влияет на социально-личностное развитие дошкольника.

В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных связей со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества.

Читайте также:  Как справляться с подростковым эгоизмом

Осуществляя руководство деятельностью детей, педагог отдает себе отчет в том, что воспитательная природа деятельности реализуется во всей системе ее компонентов. Поэтому цель, содержание, формы организации деятельности, оценка результатов деятельности связывается педагогом с развитием у детей моральных мотивов, самостоятельности, ценностей сотрудничества, переживания радости успеха и творчества. Даже самым маленьким детям воспитатель всегда помогает испытать радость от еще неуверенных, но уже самостоятельных практических и игровых действий, пробудить стремление к участию в деятельности или общении.

Субъектная позиция личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, самостоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ребенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Особую роль в воспитании дошкольников играет общение. Эмоциональное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с воспитателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми.

Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога пробудить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отношение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя.

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Задача воспитателя — бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение в развитии; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; ориентировать педагогическую оценку на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:

– он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и заинтересованность к воспитателю;

– охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем;

– проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в совместной деятельности и общении с воспитателем;

– охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к со-деятельности и разнообразному общению с воспитателем.

Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ребенка для решения определенных задач, осуществляется правильно.

Задачи и содержание процесса воспитания детей дошкольного возраста.

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает растущему человеку ощущение психологического комфорта и физического здоровья.

На что направлено содержание воспитания детей дошкольного возраста?

Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сферы физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художественных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.

Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей. Соответственно определяются основные составляющие воспитательного процесса.

Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развитие дошкольника через решение следующих задач:

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности;

– развитие ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.

Взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, овладению необходимыми гигиеническими навыками, приучают к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня. Это становится важной частью личной культуры дошкольника.

В детском саду создаются возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях: закаливающих процедурах, утренней гимнастике. Воспитывается стремление к разнообразной двигательной деятельности, потребность участвовать в подвижных играх, спортивных упражнениях, физкультурных праздниках. В процессе физического воспитания у дошкольников формируется уверенность в себе, появляется чувство удовлетворения от развивающейся ловкости, смелости, быстроты движений. Это способствует развитию самосознания, образ «физического Я» становится у дошкольников более полным и осознанным. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры дошкольника

Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательно-речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира. Задачи умственного воспитания:

– развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;

– развитие познавательной активности и познавательных интересов;

– расширение кругозора детей, развитие представлений об окружающем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях, формирование целостной картины мира;

– совершенствование и обогащение всех сторон речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется средствами познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, разнообразного экспериментирования, познавательного общения, наблюдений, решения проблемных ситуаций, развивающих игр, организации образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;

Воспитатель постоянно поддерживает и развиваетактивность, любознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников в познании, побуждает к поиску ответов на возникающие вопросы и размышлению. В процессе поисковой деятельности дошкольники совместно со взрослым или самостоятельно обнаруживают новые свойства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают сенсорный и практический опыт познания. На разном образовательном содержании (природный и предметный мир, литература, искусство, элементарные математические представления, игра и пр.) дети приобретают «вкус» к самостоятельному исследовательскому поиску. В процессе умственного воспитания развиваются ценные личные качества: целеустремленность, настойчивость, пытливость, познавательная активность. Дети переживают радость открытий, появляется уверенность в своих силах и возможностях, основы субъектной позиции ребенка в познании разных сторон действительности.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе. Оно решает широкий круг задач:

– развитие интереса к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки.

– ознакомление детей с разными видами и жанрами искусства, знакомство с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства, и, в том числе народного творчества (народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству).

– развитие у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.

Для художественно-эстетического воспитания дошкольников необходим комплекс педагогических условий:

· — обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;накопление сенсорного опыта, обогащение

· организация художественной деятельности, адекватной детскому возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

· предоставление ребенку возможности свободного выбора по интересам вида художественной деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения замысла;

· поддержка детской непосредственности, воображения, фантазии, поощрение творческих проявлений и активности дошкольников.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Организация детских праздников, музыкальных вечеров, театрализованной деятельности, детских концертов наполняют жизнь детей яркими впечатлениями и чувствами,приобщает детей к музыкальной и художественной культуре, к истокам народного творчества.

Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыражения дошкольников: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).

Развитию эмоциональной отзывчивости, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем, представлению о многообразии форм и художественных стилей способствует приобщение детей к искусству. Тем самым закладываются предпосылки для развития у дошкольников художественных способностей и художественного вкуса.

В процессе эстетического воспитания у детей развивается единство эстетических эмоций и нравственных чувств, что способствует социально-личностному развитию дошкольников. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

Вопрос 1: Воспитание детей дошкольного возраста. Задачи воспитания детей

Воспитание – это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса (Е.В. Бондаревская). «Воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей» (личностно-ориентированный подход по «Концепции Дошкольного Воспитания», 1989г). Ведущая идея концепции – развитие индивидуальности самобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности патриотизма и коллективизма.

Читайте также:  Каким отцом будет мужчина по знаку Зодиака - ТОП-5 лучших

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: цели и содержания, методов, средств и достигнутых результатов.

Определяющая роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта

Необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения выполнения правил

Неустойчивость формируемых качеств и способов поведения ребенка

Необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях

Необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности темпа развития каждого ребенка.

Цель воспитания: ввести дошкольника в мир культуры (т.е. способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность).

Цель по В.А. Ореховой: воспитать новую личность свободной, способной к активной творческой деятельности во всех сферах жизни

Цель по С.А. Козловой и Т.А. Куликовой: воспитать эмоционально-благополучного, разносторонне-развитого счастливого ребенка

В Конценции о правах ребенка сказано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, формировать его умственные, духовные и физические способности.

Задачи воспитания детей дошкольного возраста по Ореховой:

Выявление сущности личности

Изучение проявления различных сторон личности, особенностей протекания психических процессов, состояния и свойств личности.

Познание законов формирования личности

Оснащение ребенка широкими знаниями о мире, умении взаимодействовать с ним

Формирование способности жить по социокультурным нормам и вступать в социальные отношения

Козлова и Куликова выделяют задачи нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания.

Таким образов воспитание направлено на целостную личность ребенка (её активность, самостоятельность, гуманистическую направленность, вхождение ребенка в современный мир, приобщение к культуре)

Вопрос 2: Методы воспитания детей дошкольного возраста. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.

Методы воспитания – это важные и очень сложные компоненты воспитательного процесса, которыми педагог обязан владеть профессионально. Т.И. Щукина обозначила методы воспитания, как способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта полезной деятельностью и многообразных отношений. Ю.К. Бабанский: метод воспитания – это обобщённый способ взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка по реализации целей, задач, содержания целенаправленного формирования всесторонне-развитой личности. И.В. Хармалов: под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся для выработки навыков и привычек поведения, а так же для его коррекции и совершенствования.

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов. Помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору. Существует множество классификаций, предложенных, например А.П. Пинькевичем в 20х годах (классификация по времени: 1группа – методы длительного воздействия, 2 группа – кратко-срочные), М.В. Коротков в 70х (классификация по формированию поведения, сознания и поощрениянаказания), Ю.К. Бабанский в 80х (формирование сознания, деятельности и их стимулирование). На основе предложенных классификаций сформировалась общая классификация методов воспитания:

Формирование сознания (рассказ, беседа, лекция)

Организация деятельности и формирование опыта поведения (упражнения, приучение, поручение, требования, создание воспитывающих ситуаций)

Стимулирование поведения (соревнование, игра, поощрение, наказание)

Контроль и самооценка (наблюдение, опросы, анкетирование, анализ результатов)

Выбор метода воспитания зависит от целей и задач; содержания воспитания; уровня воспитанности детей; возраста и индивидуальных черт детей; авторитета воспитателя; отношений детей и воспитаеля.

Таким образом, через основную классификацию методов воспитания можно реализовать цели и задачи воспитания, главное правильно выбрать метод.

Цели и задачи воспитания

Сущность воспитания

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены; развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию