Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей в ДОУ

Ульяна Захарова
Эстетическое воспитание детей в ДОУ

Эстетическое воспитание детей в ДОУ

Захарова У. В. МДОУ детский сад “Золотые зернышки” с. Детчино Калужская обл.

Воспитание детей с самого раннего возраста имеет множество важных граней и направлений. Мы хотим, чтобы наши дети выросли развитыми и счастливыми, а для этого необходимо привить им огромное множество ценностей и навыков. Сюда включается и способность ребенка воспринимать красоту природы и искусства, способность самостоятельно творить что-то, вести себя достойно в окружении других людей. Процесс формирования в личности ребенка этих способностей есть не что иное, как эстетическое воспитание детей.

Эстетическое воспитание– понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту искусству. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

Потребность воспринимать красоту в разных ее проявлениях заложена в человека с самого рождения. С самых ранних лет ребенок учится любоваться тем, что привлекает его взор. Для этого родители используют различные средства. Сначала это могут быть большие красивые игрушки или рисунки на обоях в детской комнате. Затем он воспринимает красоту пения колыбельной, которую поет ему мама или звуки красивой музыки. Со временем ребенок начинает замечать игру солнечных лучей в комнате, а также смотрит мультфильмы и красивые книжки. Все это рождает в его сознании массу сильных радостных чувств, восторг и удовольствие. Если эту способность воспринимать прекрасное вовремя направить в нужное русло, используя все доступные средства, это поможет ребенку вырасти счастливым человеком, умеющим находить радость в любых обстоятельствах.

Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенными отношением к нему.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем их ознакомления с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства. Стены родного дома, вещи, окружающие ребенка с первых лет жизни, обладают большой силой воздействия. Удобная мебель, гармоничное сочетание цветовых пятен, предметы искусства, общий стиль оформления помещения — все это, воспринимаемое зрением, осязанием, находит отражение в памяти, сознании малыша.

Эстетика быта детского сада проявляется в художественной простоте, в продуманном подборе предметов обихода, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Окраска стен должна быть спокойной, светлых тонов. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее, ценить. Поэтому воспитатель должен обращать их внимание на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, поощрять попытки самих детей украсить комнату.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески.

Всему этому надо учить постепенно. Например, наблюдая вместе с детьми за работой няни, воспитатель подводит их к выводу, что она не только следит за чистотой, но и создает уют в комнате. Хорошо убранное, сверкающее чистотой помещение становится красивым. И дети сами постепенно привыкают поддерживать чистоту и порядок сначала при помощи взрослых, затем по их напоминанию, а к старшей группе уже самостоятельно.

Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве и, запечатленная в чувствах и мыслях, проносится через всю жизнь человека. Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство. Оно знакомит детей с жизнью всей страны, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям. Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. Л. С. Выготский в работе «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойственны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воздействие каждого вида искусства в наших программах эстетического воспитания и развития ребенка изучается отдельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

1. Систематически развивать восприятия прекрасного, эстетические чувства, представления детей.

2. Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4. Развивать художественно-творческие способности детей.

5. Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».

6. Развивать интерес к участию фольклорных праздников. Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании творческого отношения к деятельности.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объёма и качества художественной информации, форм, организаций и видов деятельности, возраста ребенка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов:

-метод убеждения, направленный на развитие эстетического воспитания оценки первоначальных проявлений вкуса (Особенность метода убеждения состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Важно умело отобрать яркие и впечатляющие художественные произведения. Сущность метода в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное, активно действовать.);

-метод приучения, упражнения в практических действиях (Предназначен для выработки культуры поведения. Данный метод требует многократного повторения. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться результатов. Например: развивая правильную певческую дикцию у ребенка, педагог предлагает по-разному прочитать текст: сначала вполголоса, затем ритмично выговаривая слова под фортепьянное сопровождение выделяя отдельные сложные слова. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществу, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребенка, привлекая его к практическим действиям.);

-метод проблемно-поисковых ситуаций, пробуждающий к творческим и практическим действиям (Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самостоятельно найти способы решения намеченного смысла. Например: детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после её прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Нужно подумать, как лучше воплотить свой замысел, как его изобразить, какими способами. Таким образом ребенок учится думать, искать, находить решение, вести поисковую деятельность.);

-метод побуждения к сопереживанию эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

В дошкольном детстве широко применяется игровые методические приёмы. Ребенок успешней усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создаёт игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые отношения. Часто простые и увлекательные потешки, их инсценирование доставляют много радости детям и в то же время развивают их воображение, фантазию, наблюдательность, обостряют восприятие прекрасного.

Для того чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, необходимо наметить его примерное содержание, определить требование и задачи, для детей каждой возрастной группы. Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в формах организации их деятельности: в игре, быту, занятиях, на праздниках и развлечениях. Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Человек (ребенок или взрослый, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создает хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд и общение. В современных условиях содержание и методика воспитания эстетических чувств должны обновляться. Важно находить новые приемы взаимодействия с родителями, показывающие им значение воспитания у детей эстетических чувств, и способы такого воспитания.

Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании. Формирование творческой личности.

Экологическое воспитание детей в процессе занятий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» “Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Художественно-эстетическое воспитание детей в старших группах» (театральная.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов обучения Презентация на тему: “Повышение качества художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей в ДОУ» «Консультация для педагогов ДОУ “Экологическое воспитание детей в ДОУ”» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя Берегите.

Консультация для родителей «Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Влияние народного промысла «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (консультация для родителей) Эстетическое воспитание.

Консультация для родителей на тему «Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье» В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду»предусматривается воспитание детей в процессе знакомства с разными видами искусства,.

Музыкально-эстетическое воспитание для детей с ДЦП Музыкально-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса нашего центра и является одним из.

Эссе. Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью рисования Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью рисования. Художественно-эстетическое воспитание – это.

Эстетическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Эстетическое воспитание в детском саду – создание необходимых условий для проявления эстетических качеств, способностей ребенка, формирования мировосприятия. Процесс, результатом которого становится развитие у воспитанников способностей замечать, оценивать красоту всего окружающего мира. Научить оценивать прекрасное, понимать его, быть к нему личностно причастным, творить по законам “прекрасного” – важные части воспитания ребенка с юного возраста.

Теоретические основы: принципы в эстетическом воспитании

Организация эстетического воспитания в детском саду производится с учетом нескольких принципов:

  • комплексного подхода;
  • эстетизации развивающей среды;
  • ориентации на общие ценности;
  • связи воспитания и жизни, окружающим пространством;
  • связи развития и воспитания;
  • учета индивидуальных, возрастных особенностей;
  • художественной направленности, культурного обогащения;
  • связи с народной культурой, традициями;
  • принципа естественной радости.

Цели и задачи

Цель – формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему, научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни.

  • сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного;
  • формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни;
  • влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство “вкуса”;
  • закладывать основы творчества, художественного обучения.

Результатом воспитания становится:

  • общее понимание доброго, прекрасного, правильного;
  • восприятие формы, содержания;
  • соучастие, сопереживание;
  • яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения.

Воспитание отношения к прекрасному. Когда начинать?

Уже с ранних лет жизни маленьких детей привлекают интересные яркие игрушки, предметы. Они вызывают чувство радости, ярко выраженного удовольствия. Начинает формироваться понятие “красивый”. Играя, слушая сказки, разглядывая картинки животных, дети получают много положительных эмоций. Эти эмоции – фундамент для формирования более сложных качеств, отвечающих за понимание “прекрасного”. Несознательное восприятие прекрасного постепенно переходит к сознательному гармоничному вкусу, развитию творческих способностей. Задача взрослых на этом моменте развития – помочь ребенку, направить его в правильную сторону.

Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества.

Читайте также:  Какие стили воспитания бывают и как они влияют на здоровье ребенка

Воспитание вкуса у дошкольников

Чувство вкуса – сложное качество личности, проявляющееся в получении духовного удовольствия от “общения” с настоящей красотой искусства. Это понимание, наслаждение произведениями искусства, понимание красоты природы, особенностей быта, одежды.

При формировании вкуса определяющую роль играют обучение и воспитание с постоянной поддержкой семьи. Ознакомление с культурными ценностями литературы, музыки помогает узнать доступные в детском возрасте произведения искусства, видеть или учиться видеть их красоту. Дети начинают узнавать произведения, появляются любимые сказки, музыкальные произведения, которые на этот период становятся для них эстетическими идеалами. Они с помощью взрослых видят красоту и богатство слова, музыки. Это и есть основа художественного вкуса, который в дальнейшем влияет на формирование бытового.

Средства воспитания

Средства – специально используемые педагогами предметы, явления среды, способные влиять на формирование значимых для общества качеств личности.

Основные средства, позволяющие сформировать чувство “прекрасного”:

  • произведения искусства;
  • культурно-массовые мероприятия;
  • разные организованные виды деятельности (художественная, трудовая), самостоятельная деятельность дошкольников;
  • окружающая среда, природа;
  • эстетика быта.

Эстетика быта – первое средство воспитания

Чистота, порядок в дошкольном учреждении – это не только поддержание санитарных, гигиенических норм. Это важная часть воспитания, способствующая тому, чтобы ребенок сам начинал осознавать красоту окружающего его мира с ранних лет. Появляется стремление беречь все красивое, что он видит вокруг себя. Поэтому оформление всех помещений учреждения лучше делать в стилистически выдержанной линии. В группах любого детского сада и других помещениях обязательно должны находиться рисунки других детей, поделки, произведения народного творчества.

При оформлении помещений желательно помнить следующие принципы:

  • Практическая оправданность обстановки;
  • Соблюдение чистоты;
  • Красочность;
  • Контрастность в оформлении, необходимая для того, чтобы ребенок быстро находил понравившийся ему элемент;
  • Объединение всех элементов как единый ансамбль.

Произведения искусства – важнейшее средство воспитания

Искусство – неисчерпаемый инструмент нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Оно учит ценить красоту, быть добрым, отзывчивым. Результатом общения с шедеврами мирового и национального искусства становится духовное обогащение ребенка. Детям уже доступны многие формы художественного искусства: литература, живопись, архитектура, скульптура, кино и театр. Пользоваться ими в воспитательном процессе обязательно.

Произведения искусства можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой.

Природа в эстетическом воспитании

Природа – самое доступное средство формирования культуры понимания прекрасного в раннем возрасте. Она позволяет научить видеть гармоничность, красоту окружающего мира, богатство его красок. Ребенок посредством природы учится воспроизводить свои впечатления об увиденном в форме рисунков, устных рассказов. Экскурсии, прогулки могут оставить свое впечатление надолго.

Просто созерцания природы, произведений живописи с изображением природы недостаточно. Применение экскурсий и наблюдений обязательно должно сопровождаться рассказом педагога. Задача воспитателя не просто показать красоту в капле росы на листке, переплетении стеблей. Важно, какие именно слова произносятся педагогическими работниками во время таких мероприятий. Помощь окажут художественные произведения, изображающие красоту природы, доступные для понимания дошкольникам.

Труд как средство воспитания

С трудом в общественной жизни ребенок периодически сталкивается. Труд – одно из средств становления эстетической культуры. Основы труда формируются в игре. Дошкольник старается создать красивую постройку из кубиков, расставить игрушки, Описание труда разных профессий не только знакомят с их особенностями, но и вызывает желание подражать им. Дети примеряют на себе различные роли (врач, учитель, полицейский).

Развитие творчества

Художественная деятельность (рисование, конструирование, изготовление аппликаций, лепка и другая деятельность) закладывает основы для формирования способности к самовыражению, раскрытию своих творческих способностей. Музыка, песни, танцы способствуют развитию чувства ритма, зрительного, слухового восприятия, побуждают осваивать новые действия, движения. Заставляют фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Такая деятельность отвлекает от грустных событий, помогает снимать нервное напряжение, поднимать настроение.

Самостоятельная художественная деятельность позволяет дошкольникам реализовать свои задумки, замыслы в художественном творчестве. Этому способствует:

  • обучение способам самостоятельных действий;
  • художественные впечатления;
  • правильная эстетическая среда;
  • поощрение со стороны педагогов и родителей;
  • опосредованное влияние педагога.

Праздники и культурно-массовые мероприятия

Праздники и другие культурно-массовые мероприятия в детском саду содействуют становлению эстетических переживаний, стремлению испытать себя в разнообразных жанрах искусства. Ожидание праздника, подготовка и его проведение создает общее предпраздничное настроение. Участие родителей придает таким мероприятиям особую теплоту.

Методы воспитания в ДОУ

Существует огромное количество методов формирования у детей правильного отношения к прекрасному:

  • Общие: убеждение, упражнение, проблемные ситуации, использование эмоционального отклика;
  • Зависящие от направленности воспитания – методы приобщения к конкретному виду искусства;
  • Методы обучения художественной деятельности: ознакомление с приемами, образец, указания, советы, самооценка.
  • Методы развития творческих способностей – проблемно-поисковые методы.

Игра в эстетическом воспитании

Игра – основная форма деятельности ребенка. Это подражание, применение на себе различных ролей, детское восприятие жизни взрослых. Игра формирует все основные качества личности ребенка. Именно она больше всего влияет на формирование эстетической культуры на ранних этапах. В играх происходит развитие образного мышления, памяти, воображения, эстетико-нравственных качеств.

Рекомендуется использовать следующие игровые приемы:

  • ситуации игры, направленные на развитие творческой активности;
  • песни, сказки, музыкальные композиции;
  • демонстрацию эпизодов спектаклей, произведений искусства;
  • применение рассказов-рисований, поисковых ситуаций.

Эстетическое воспитание младших дошкольников

Эстетическое воспитание в младшей группе отличается своими особенностями. Младший дошкольный возраст- благоприятный период для развития воображения ребенка. В связи с этим важно создать такую среду, которая способствовала бы ведению поисковой деятельности, помогала по-своему решать детские вопросы. Не стоит сразу давать все ответы. Специальные игры, задания, развивающие занятия помогают создать условия для оптимального развития творческих способностей в будущем.

Педагогу при работе с дошкольниками младшей группы необходимо сделать процесс их нахождения в учреждении максимально творческим. Творчество должно незаметно, но органично входить в жизнь ребенка. Важна организация интересной и максимально насыщенной жизни детей во время нахождения в детском саду: обогащение ее яркими впечатлениями, эмоциональной направленностью, разнообразными формами работы. Это материал для развития воображения ребенка, памяти, эстетических чувств. На этом периоде важно общение с искусством.

У ребенка еще только закладывается понимание красоты, и выразительные средства отображения способны сыграть свою роль в их развитии.

Становится важной единая позиция педагогов, родителей о понимании перспектив развития детей этого возраста.

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников

В старшем возрасте главной формой эстетического воспитания становится знакомство с литературой и художественным искусством, в том числе с мультфильмами и кинофильмами. Книжные герои, мультипликационные персонажи становятся идеалами, носителями добра или зла, прекрасного или отвратительного.

На эстетическое воспитание в подготовительной группе влияет изменение мотивационной сферы. Отношение к искусству становится осознанным, оно дифференцируется. Дети начинают относится к искусству действительно серьезно: они воспринимают его на самом деле эстетически, получают удовольствие от чтения, рассматривания картин, рисования, слушания музыки. Постепенно такая тяга к некоторым формам прекрасного становится потребностью. Главной задачей становится формирование творческого отношения к действительности.

Этот возраст – особенный период эстетического воспитания, в котором очень важную роль играет воспитатель. Умелые педагоги способны не только укрепить фундамент формирования чувства прекрасного. Они могут заложить настоящее эстетическое мировоззрение маленького человека, у которого происходит становление отношения к миру, развитие основных эстетической культуры.

Развитие чувства понимания прекрасного неразрывно связано с формированием всех важнейших граней личности. Дошкольный возраст рождает любовь к искусству, начинают заявлять о себе творческие способности, склонности, которыми наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо организованное воспитание и обучение, учитывающие возраст и индивидуальные особенности.


Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Педагогика

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его. В статье мы раскроем секреты, как приучить дошкольника любить прекрасное.

Общие принципы эстетического воспитания

«А знаете ли вы, что подразумевается под эстетическим воспитанием детей? Не только умение видеть красивое и приобретать духовные ценности, но и осваивать правила хорошего поведения, учиться доброжелательно относиться к людям».

Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

  1. Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.
  2. Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.
  3. Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.
  4. Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.
  5. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.
  6. Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.
  7. Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Методологическая база

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

  • по способу передачи информации
  • по форме организации деятельности.

По способу передачи информации:

  • наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства)
  • словесные (рассказ и объяснение).

«Совет. Организовывая эстетическое воспитание дошкольника с помощью наглядных методов (прослушивание музыки, рассматривание картин и т. д.), нужно постараться, чтобы знакомство с произведениями искусства было эмоционально выразительным, иначе первые встречи с искусством могут не произвести никакого впечатления на малыша».

Формы организации деятельности бывают такими:

  • когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).
  • когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых). Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок — тем усложняются методы. А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

Воспитываем искусством

Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

  • создать развивающую среду
  • организовать взаимодействие с природой и искусством
  • организовать творческую деятельность.
Читайте также:  Мифы и легенды для детей - знакомство с историей древних веков

Основное отличие эстетического воспитания малышей — то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится — он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость. При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения. Так можно начать формировать хороший эстетический вкус. При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном — в природе, быту, труде, одежде.

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности. Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

  • занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи
  • музыкальные занятия
  • театрализованные игры
  • тематические занятия
  • приглашение артистов театра, цирка и филармонии
  • праздники.

Как приобщить детей к искусству?

Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

«Совет. Учить малыша пониманию классической музыки, танца, театра нужно постепенно, осторожно. Иначе можно вызвать отвращение к непонятным действиям артистов».

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного. Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное. Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

Смотрите видео о том, как дошкольники приобщаются к искусству, посещая художественную студию при Московском музее современного искусства

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

Советы родителям по эстетическому воспитанию:

  1. Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.
  2. Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.
  3. Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.
  4. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или классическую музыку. Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.
  5. Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

Эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Особенности эстетического развития дошкольников. Задачи, методы и средства эстетического воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспи­тания ребенка.

Эстетическое воспитание –это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического от­ношения ко всему, что нас окружает.

Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие, в него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту и искусству.

Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

Этот процесс обусловлен освоением личностью эстетической культуры.

Компоненты эстетической культуры личности:

– Эстетическое сознание –понятия, суждения, оценки, идеал.

– Эстетические потребности и отношения –интерес, вкус, чувство.

– Эстетическая деятельность –навыки, умения, творческие способности.

Таким образом, в результате овладения всеми компонентами культуры личности осуществляется ее эстетическое развитие.

Для эстетического развития личности ребенка ог­ромное значение имеют разнообразные художествен­ные деятельности – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.

Задачи эстетического воспитания:

1 группа: задачи направленные на формирование эстетического отношения к окружающему (А.М.Виноградова, Л.П.Стрелкова, В.А.Езикеева).

Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного

2 группа: задачи направленные на формирование художественных умений в области разных видов искусств (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.).

Обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный резуль­татлишь при условииих тесной взаимосвязив процессе реализации.

Условия и средства эстетического воспитания:

– Эстетика быта – среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).

Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.

Искусство: изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.

Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)

Все названные средства эстетического воспита­ния – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

При отборе средств воспитатель опирается на

– специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности,

– учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство,

– принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Ведущие виды деятельности детей младенческого и раннего возраста. Их роль в развитии ребенка раннего возраста. Особенности развития детей раннего возраста.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (2 месяца – 1 год)

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2.Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия “не написан” на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

РАННЕЕ ДЕТСТВО (1 – 3 года)

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 424 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Понятие и сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка дошкольного возраста, с целью развития у него умения видеть прекрасное в окружающем мире, произведениях искусства, а также умения создавать прекрасное собственными силами.

Эстетическое воспитание детей необходимо начинать с самых первых дней жизни.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс по формированию у детей дошкольного возраста творческой активности, умения воспринимать и оценивать красоту в природе, жизни и искусстве. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя воспитание у детей эстетического отношения к общественной жизни, труду, природе, искусству и быту. Однако познание произведений искусства очень многогранно, поэтому оно выделяется в отдельную часть эстетического воспитания детей.

В процессе эстетического воспитания, дети дошкольного возраста знакомятся с красотой в окружающей жизни, природе и искусстве, они учатся воспринимать и чувствовать эту красоту. Данный процесс способствует развитию у них фантазии и воображения.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Система эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:

  • воспитание через художественные средства;
  • воспитание через искусство;
  • воспитание посредством внехудожественных средств (природа, труд, окружающая среда, учебная деятельность и т.д.).

Таким образом, процесс эстетического воспитания включает в себя общекультурное, философское и психолого-педагогическое образование.

Цель и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Основная цель эстетического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы дать детям необходимые знания, умения и навыки из различных областей искусства, а также сформировать у них интерес и стремление заниматься самостоятельной творческой деятельностью.

Достижение основной цели эстетического воспитания детей дошкольного возраста, достигается через последовательное решение ряда следующих групп задач:

Первая группа задач эстетического воспитания – это задачи, направленные на формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру и приобретение ими теоретических знаний. Включают в себя ряд следующих задач:

  • воспитание у детей эстетической культуры;
  • формирование и развитие эстетических восприятий, чувств и переживания, а также эстетического отношения к окружающей ребенка деятельности;
  • развитие у детей умения видеть и чувствовать красоту в поступках, природе, искусстве, окружающем мире;
  • воспитывать потребность в познании прекрасного;
  • воспитание стремления окружать себя прекрасным, создавать его собственными руками.

Вторая группа задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей практических умений и навыков в области разнообразных видов искусств. Включает в себя:

  • обучение детей лепке, рисованию, конструированию, пению, движениям под музыку;
  • формирование и развитие устного творчества.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ДОУ, подразумевает решение следующих задач:

  1. Осуществление систематического развития восприятия прекрасного и эстетических чувств детей, через различные виды искусств, деятельность, эмоциональную вовлеченность и т.д.
  2. Приобщение детей к искусству, обучение их практическим умениям, воспитание посильно вносить в окружающую среду элементов прекрасного.
  3. Формирование у детей эстетического вкуса и умения самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4. Развитие у детей творческих и художественных способностей, через организацию деятельности, связанной с искусством.
Читайте также:  Буллинг и дети: все, что должны знать об этом родители

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста

В процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста приходится сталкиваться с трудностями, которые связаны с заложенными природой в каждом ребенке задатками и возможностями. Некоторые дети рождаются со стремлением к познанию и восприятию прекрасного, а у кого-то такие навыки необходимо целенаправленного и систематически развивать.

В качестве воспитательного влияния педагогами используются разнообразные средства искусства, способствующие развитию у детей специальных способностей и дарований.

Содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Формирование эстетических знаний.
  2. Формирование эстетических умений и навыков.
  3. 3.Воспитание у детей эстетических интересов, чувств, потребностей, вкусов и оценок.

Организованное в ДОУ эстетическое воспитание находится в тесной взаимосвязи со всеми сторонами воспитательного процесса, а используемые воспитателями формы работы разнообразны. Полученные результаты могут проявляться в различных видах детской деятельности.

Педагогическая работа, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему, посредством ознакомления с природными и общественными явлениями в процессе трудовой или игровой деятельности, а также в быту.
  2. Эстетическое воспитание детей с использование различных средств искусства (развитие творческих способностей, художественное воспитание и т.д.).

Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеют организуемые воспитателями в рамках ДОУ праздники, мероприятия и развлечения. Одним из основных их предназначений является обогащение детей новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

54. Эстетическое воспитание дошкольников.

Эстетическое воспитание – многоаспектное философское, об­щекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в част­ности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспита­ние художественными (искусство) и внехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной восприни­мать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекраснов, совершенное, гармоничное, жить “по законам красоты”.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ – это формируемое с учетом возрастных особенностей и жизненного опыта ребенка представление о совершенстве и красоте человека, окружающей среды, искусстве. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО – эмоциональное переживание, рожденное отношением ребенка к произведению искусства, общественному явле-1ию, человеку, природе, окружающей среде, предметному миру, вы­дающееся в наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие, постижение и оценку данного предмета.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – процесс освоения знаний, умений, навыков в области искусства и художественного, в том 1исле, самостоятельного творчества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – формирование способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; художественное воспитание неотделимо от побуждения к художественно-творческой деятельности, к посильному созданию эстетических, в том числе художественных ценностей.

ХУДОЖСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – со­здание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта, придумывание к известному ранее не используемых дета­ли, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание нового начала, конца, новых действий, характеристик героев и .п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств «разительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ -это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ – это способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие способности понимать и верно оценивать произведения искусства, а также формирование и развитие художественно-твор­ческих потребностей и способностей в процессе художественной дея­тельности.

Теория эстетического воспитания использует данные эстети­ки – одной из философских наук, науки о закономерности эстети­ческого освоения человеком мира, о сущности, законах и роли ис­кусства. Процесс эстетического воспитания включает в себя три взаимосвязанные звена: приобретение опыта эстетических пережива­ний, практическую художественно-эстетическую деятельность, худо­жественное образование.

Эстетическое воспитание тесно связано с духовно-нравствен­ным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием.

Работа по эстетическому воспитанию строится на следующих принципах:

– эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;

– детское творчество связано с жизнью, вта связь обогащает со­держание детской художественной деятельности;

– художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно-образовательной работой;

– вариативность содержания, форм и методов художественной дея­тельности;

– индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти­мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в те­чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольное учреждение.

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы:

– приобретение теоретических знаний (формирование эстетических знаний; воспитание эстетической культуры; формирование эстети­ческого отношения к действительности; развитие эстетических чувств, восприятий, переживаний; формирование эстетического идеа­ла, стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступ­ка, внешнем виде; приобщение к прекрасному в жизни, труде, при­роде);

– формирование практических умений.

Эстетическое воспитание дошкольников осуществляегся с по­мощью таких средств. как игра и игрушка, искусство, эстетика бы­та, природа, труд, самостоятельная художественно-творческая дея­тельность, праздники и развлечения.

Игра всегда включает творческое начало. Если представления дошкольников об окружающем бедны, отсутствуют яркие эмоциональ­ные переживания, то и игры их бедны и однообразны по содержанию. Расширение впечатлений осуществляется в процессе чтения художест­венных произведений, с помощью рассказа воспитателя, наблюдений. Материалом игры являются игрушки. Все игрушки должны быть при­влекательно, красочно оформлены, вызывать у детей интерес, бу­дить воображение.

Используя все виды искусства – сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины и другие, воспитатель формирует у детей отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает их духовный мир.

Основными требованиями к оформлению дошкольного учреждения являются целесообразность обстановки, ее практическая оправдан­ность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить их видеть красоту, беречь ее. Поэтому воспитатель должен обращать внимание детей на чисто­ту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а глав­ное – поощрять попытки самих дошкольников украсить комнату.

С малых лет детей надо приучать к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.

С малых лет необходимо учить детей не только любоваться красотой цветов, деревьев, неба и т.д., но и вносить свой по­сильный вклад в ее приумножение. Уже в младшей группе дети с небольшой помощью взрослых могут кормить рыбок, поливать цветы на грядке и в группе и т.д. С возрастом объем работы для дошколь­ников увеличивается. Дети более самостоятельно и ответственно относятся к выполнения того или иного дела.

Трудовая деятельность является одним из средств эстетичес­кого воспитания дошкольников. В младшем возрасте воспитатель знакомит детей с трудом работников дошкольного учреждения, под­черкивая, что и няня, и повар, и дворник работают старательно, красиво. Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию, что труд всех людей города и села дает возможность жить радостно. При этом ватмо, чтобы дошкольники не только созерцали красоту труда взрослых, но и сами принимали в нем посильное участие. По­этому в детском саду используются все формы трудовой деятельности.

Праздники и развлечения обогащают детей новыми яркими впе­чатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художествен­ной деятельности. С малых лет дети проявляют интерес к пению песен, чтению стихов, танцам, рисованию. Это и есть первые твор­ческие проявления.^?

Методы эстетического воспитания:

– метод побуадекия к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот М!Ггод предполагает, чтобы произведения искусства отличались вы­сокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текс­та, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его испол­нение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

– метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое вос­приятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого мето­да состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

– метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т.е. посильно преобразовать его и порадо­вать этим своих сверстников, взрослых;

– метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим про­явлениям. Используя этот метод воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т.д.

В.И.Логинова, П.Г.Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:

– методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т.д. При использовании отой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, прак­тических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

– методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъяс­няющего слова;

– методы и приемы, направленные на развитие эстетических и ху­дожественных способностей, творческих умений и навыков, спосо­бов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каж­дому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

Классификация методов художественного обучения определена Н.А.Ветлугиной:

– в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, прак­тические, игровые);

– в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;

– в заивисимости от задач развития художественно-творческих спо­собностей;

– в зависимости от возрастных особенностей детей;

– в зависимости от индивидуальных особенностей детей;

– в зависимости от этапов художественных занятий.

Проблема развития детского творчества в советский период впервые нашла отражение в “Положении о единой трудовой школе” (1918 г.), где был поставлен вопрос о ” систематическом разви­тии органов чувств и творческих способностей” детей всех возрас­тов. Далее эта проблема продолжает раскрываться во всех програм­мно-методических документах дошкольных учреждений. Вопрос раз­вития музыкального творчества детей нашел отражение в работах Б.В.Асафьева, В.Н.Щацкой, Б.М.Теплова, Д.Б.Каба­левского, Н.А.Ветлугиной, Е.Р.Ремиэовской и др. Проблема развития творческих способностей в изобразительной деятельности интересовала Флёрину, Н.П.Сакулину, Т.И.Комарову, В.А.Силивон; словесно-театрализованной деятельности – К.И.Чуковского, , Н.С.Карпинскую, ,З.А.Артемову.

Проблема детского творчества юлучила широкое освещение в тру­дах зарубежных исследователей К.Бюллера, С.Холла, 3,Фрейда и его последователей.

В настоящее время разработана программа по художественному развитию детей дошкольного возраста, концепция эстетического воспитания детей.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован.

1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

2. Создание детьми образа.

3. Анализ результатов.

создание непринужденной обстановки;

широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов;

общественная направленность занятий, положительная оценка деятельности.

– изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, лепят, -конструируют, делают аппликации;

– художественно-речевая деятельность предполагает чтение детьми стихов, пересказывание сказок, рассказов, придумывание загадок, рассказов, обмен впечатлениями об увиденном или услышанном, об­суждение иллюстраций в книгах и др.;

– музыкальная деятельность ,в ходе которой дети поют, водят хо­роводы, играют в “концерт”, одновременно играя на музыкальных инструментах, слушают музыку, сочиняют оперу.

– театрализованная деятельность предполагает игру детей в ку­кольном, теневом, плоскостном, пальчиковом театре, использование фланелеграфа, игру-драматизацию.

Ссылка на основную публикацию