Как компьютерные игры превращаются в онлайн-казино для детей и подростков

Лудомания у ребенка: Почему возникает зависимость от азартных игр? Как бороться?

В некоторых семьях случаются неприятные ситуации, когда подростки чрезмерно увлекаются азартными играми. Играют в онлайн-казино на деньги. И тратят там все средства, которые дают им родители. А иногда берут их из собственных накоплений. Или вовсе начинают воровать.

В результате подобных действий, у подростка формируется зависимость от азартных игр. Лудомания.

Мы расскажем о том, по каким причинам у подростков возникает зависимость от азартных игр. И попытаемся разобраться в том, как избавиться от нее.

Почему подростки начинают играть в азартные игры?

Все люди играют в игры. Это начинается еще в детстве.

Сначала подростки играют в монополию. Затем – в лото, в карты. В дурака, бридж и так далее.

У большинства детей к подростковому возрасту страсть к азартным играм угасает. И они начинают заниматься более важными для жизни вещами. Обучением в школе, университете. Или работой.

Однако, бывают и случаи, когда подросткам обычных игр в карты не хватает. Они начинают играть в более серьезные азартные игры. На деньги.

Заходят в онлайн-казино. Играют на автоматах. Надеются на то, что смогут “заработать” огромное количество денег. Но, в результате, проигрывают все свои накопления. Так и не добившись успеха.

После этого, события могут начать развиваться следующим образом:

  1. Ребенок поймет, что играя в казино можно проиграть свои деньги. И бросит азартные игры.
  2. Ребенок продолжит играть в казино. Будет надеяться на то, что сможет выиграть деньги. Однако, потратит еще больше своих сбережений. И у него сформируется зависимость.

Этапы формирования игровой зависимости у ребенка

Существует несколько стадий, на протяжении которых у ребенка формируется зависимость к азартным играм. Давайте рассмотрим их.

Стадия выигрышей

Особенность стадии выигрышей заключается в том, что в первое время ребенок часто выигрывает деньги. Он “зарабатывает” на автоматах довольно большие суммы. И думает, что так будет всегда.

Во время побед ребенок не понимает одного. Он выигрывает только потому, что организаторы азартных игр дают ему это делать. Подсаживают его на “крючок” казино.

Благодаря регулярным выигрышам, ребенок не только получает деньги. Но и испытывает настоящее удовольствие от игры в казино. Из-за этого азартные игры становятся для него привычкой. И, если хотите, хобби.

Стадия выигрышей – самая первая ступень на пути формирования зависимости к азартным играм.

Стадия проигрышей

После того, как эйфория от регулярных выигрышей у подростка заканчивается, он начинает резко проигрывать все деньги. Организаторы азартных игр уже “подсадили его на крючок”. И теперь не видят надобности в том, чтобы давать ребенку выигрывать.

В результате, подросток начинает все чаще и чаще относить деньги в казино. Проигрывать их. Занимать у друзей, знакомых. Воровать у родителей. И снова относить деньги в казино, чтобы отыграться.

Даже если ребенок побеждает и “зарабатывает” средства, у него не возникает мысли остановиться. Перестать играть и отложить деньги.

Он берет выигранную сумму, снова вкладывает ее в казино, и начинает играть.

В результате, на этой стадии зависимость ребенка от азартных игр усиливается. Она становится крепче.

В этот период ребенок начинает плохо себя чувствовать. Он ведет себя странно. Постоянно злится. Ссорится с родителями. И не хочет разговаривать с близкими.

Он не рассказывает родителям, чем занимается. Не раскрывает истинные причины своего плохого настроения.

Стадия отчаяния

Пройдя через стадию выигрышей и проигрышей, зависимость ребенка от азартных игр становится очень крепкой. Он уже не имеет возможности контролировать себя. Целыми днями думает о том, как бы прийти домой и зайти в казино.

А если работает, то делает это для того, чтобы заработать деньги на пополнение депозита на сайте с азартными играми.

Никакой другой мотивации к действиям у ребенка нет.

Единственный способ избавить чада от зависимости – отправить его к психотерапевту.

Освободить ребенка от оков азартных игр самому – довольно сложно. А в некоторых случаях сделать это и вовсе невозможно.

Как не допустить того, чтобы у ребенка сформировалась зависимость от азартных игр?

Зависимость от азартных игр появляется из-за того, что ребенку не хватает внимания со стороны родителей.

У вас есть возможность не допустить появления у ребенка лудомании. Чтобы добиться этого, нужно проделать ряд следующих действий.

Регулярно поднимайте ребенку самооценку

Если у ребенка будет здоровая самооценка, то он не будет предрасположен к игровой зависимости.

Игроманами становятся зачастую те подростки, которым не хватает любви. А также ласки, уважения и заботы со стороны родителей.

Ваша задача во время общения с чадом – относиться к нему, как к личности. Учитывать его интересы. Проявлять любовь, привязанность и ласку.

Так вы сможете сформировать у ребенка здоровую самооценку. Тинейджер будет понимать, что он – хороший, перспективный молодой человек. Которого любят и уважают в семье.

А значит ему совершенно не нужно будет пытаться компенсировать самооценку игрой в азартные игры. Ребенок будет понимать, что они ему навредят.

Налаживайте с ребенком доверительные отношения

Доверительные отношения между родителями и ребенком – это очень важно. Если вы будете хорошо общаться с чадом, то в вашей семье не будут возникать недомолвки.

Если ребенок вам доверяет, он сразу скажет, если будет играть в онлайн-казино. Вы сможете вовремя вмешаться. И отговорить его играть в азартные игры.

Наличие доверительных отношений между вами с ребенком поможет и в том случае, если у него уже сформировалась лудомания. Вы сможете с легкостью уговорить его пойти к психологу. И поможете быстрее избавиться от зависимости.

Покажите ребенку видео, в которых рассказывается о том, как казино обманывают своих пользователей

На YouTube есть огромное количество видео-разоблачений, в которых блогеры рассказывают, как казино обманывают своих пользователей. Покажите их чаду, если он думает, что на подобных сайтах можно заработать деньги.

Объясните ребенку, что победить казино невозможно. Даже если оно честно оказывает услуги, много денег выиграть чадо не сможет. Если бы в казино раздавали средства всем под ряд, этот бизнес не был бы таким прибыльным для его владельца.

Скорее всего, ребенок поймет, что победить казино – невозможно. И не захочет больше играть.

Объясните ребенку, что легких денег не бывает

Скажите ребенку, что легких денег не бывает. Чтобы получить средства, нужно поработать. Либо физически, либо интеллектуально. Но поработать.

Добавьте, что волшебной кнопки, которая дает миллионы рублей, не существует. А если кто-либо (в данном случае, казино) обещает высокий заработок просто на игре в автоматы, то это обман. С целью завладеть деньгами ребенка.

Чтобы доказать правоту своих слов, покажите ребенку список Forbes. Скажите, что ни один миллионер или миллиардер не сколотил свое состояние на игре в казино. Для этого они очень усердно работали.

Как вылечить ребенка от игромании?

Самостоятельно избавить ребенка от игромании очень сложно. Пока он сам не осознает, что у него есть проблема, он не захочет лечиться.

Никакие крики, а также ограничение доступа к компьютеру не помогут. Ребенок будет пытаться любыми другими способами сыграть в игру.

Чтобы вылечить подростка от игромании, рекомендуем отвести его к психологу или даже психиатру. Важно, чтобы специалист специализировался на лечении зависимостей разного вида. Только так он сможет помочь ребенку избавиться от них.

Не давать подростку играть можно только одним способом. Ограничить доступ к вашим банковским счетам и веб-кошелькам. Без них ребенок не сможет внести депозит на сайт онлайн-казино. И, соответственно, не сможет играть.

Однако, этот способ ограничения игры довольно опасен. У подростка это вызовет серьезный дискомфорт и злость. Скорее всего, это приведет к новому конфликту с вами.

А вы сталкивались с проблемой игромании у вашего ребенка? Напишите в комментариях, как вы боролись с этим! Возможно, ваша история поможет другим родителям.

Классный час по теме “Зависимость детей и подростков от компьютерных игр”
классный час по теме

Метапредметный классный час о безопасности использования компьютера и Интернета. Предполагает предварительный опрос учащихся, интерактивные элементы, групповую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
komp.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час “Зависимость детей и подростков от компьютерных игр”

Данный сценарий позволяет провести интересный классный час в рамках профилактики физических заболеваний и интернет-зависимости, являющихся последствием компьютерной игромании.
Однажды некий молодой человек ближе к утру вышел из Интернет-кафе и недоуменно остановился: вокруг явно что-то было не так. Он повертел головой, прислушался, присмотрелся. И вдруг понял: очень странный запах! Прохожий улыбнулся в ответ на его вопрос: “А чем это пахнет?” и ответил “Воздухом это пахнет, молодой человек. Воздухом!”
О проблеме Интернет-зависимости иногда говорят. Но большинство уверено в том, что в сравнении с зависимостью от наркотиков или алкоголя это – пустяк.

На сегодняшний день в мире от Интернет-зависимости, по разным оценкам, страдает от 2 до 10 % пользователей всемирной Паутины.
Иначе, чего доброго, могут и помереть: в мире зафиксированы уже сотни случаев смертей пользователей Интернета, связанных с тем, что организм не выдерживает круглосуточного сидения у компьютера. Если же говорить о так называемой «группе риска», в нее, по различным оценкам, входит около 40 % пользователей сети.

Слайд №2
=
Сегодня, пожалуй, трудно встретить человека, у которого дома не было бы компьютера, а там где компьютер, там и интернет. Ведь это очень удобно: в любое время можно получить доступ к интересующей вас информации. Огромное количество игр, музыки, фильмов и различных видео – что может быть лучше? Но, оказывается, интернет-зависимость – это, практически, бич современного поколения: молодежь – да что уж грешить только на молодежь – дети, подростки и взрослые сутками проводят за компьютером, в частности во всемирной паутине. Ученые полагают, что в скором времени Интернет-зависимость встанет в один ряд с такими пагубными пристрастиями, как наркотическая зависимость, алкоголизм, курение.

Как выглядит интернет-зависимость в ее выраженной форме? Люди, подверженные этому расстройству, долгими часами, а то и сутками просиживают перед мониторами своих компьютеров. Они забывают поесть, поспать. Их перестают интересовать личная гигиена и домашние хлопоты. Семья, работа, учеба, друзья – все это отходит на второй план. Все больше и больше, с каждым днем, с каждым месяцем, они проводят время в бесконечном виртуальном мире, и в конце концов все это приобретает вид, ярко описанный в одном документальном фильме об интернет-зависимости: «Я не могу выйти в туалет, я не могу съездить к родителям, я все время сижу, и потребность в интернете настолько сильна, что я могу сэкономить на хлебе, но купить себе какое-то новое «железо».
Да, не всегда интернет-зависимость принимает именно такую, крайнюю форму. Но опасность заключается в том, что от использования интернета в качестве банального тайм-киллера слишком просто перейти к серьезной, суровой интернет-зависимости.

Слайд №4
Типы компьютерной зависимости
Выделяют несколько типов Интернет-зависимости.
· Первый тип: веб-серфинг, то есть потребность в получении новой информации. Человек целыми сутками может путешествовать по Интернету, кликать по ссылкам, находить все новые и новые сайты, изучать жизнь звезд, интересоваться всевозможными новостями.
· Второй тип – здесь все тоже самое, что и в первом случае, только относится к киноиндустрии. Люди второго типа зависимы от просмотра фильмов. У некоторых количество просмотренных за день фильмов превышает 10-12 лент.
· Еще один тип – потребность в виртуальном общении. Такие люди посещают различные форумы, чаты, социальные сети. В конечном итоге, виртуальное общение полностью заменяет реальное.
· Отдельным пунктом в типах Интернет-зависимости стоят компьютерные игры. Иногда увлечение подобными играми приводит к психическому заболеванию, и больной человек уже не может без помощи специалистов избавиться от проблемы. Но еще одна сторона проблемы, когда виртуальные проигрыши превращаются в реальные. Тогда игрок становится схож с наркоманом: зависимость от игры и постоянная необходимость в деньгах на новую «дозу» адреналина.

Игровая зависимость бывает разная:
Азартные игры
¨ Присущи более зрелым людям ввиду большей финансовой состоятельности
¨ Имеют материальный результат зависимости (растрата или выигрыш денежных средств)
¨ Вызывают психофизиологическую зависимость на основе чувства азарта, выработки адреналина, желания выигрыша
¨ Зависимость более старая, берущая своё начало от появления прототипов казино, букмекерских контор, других заведений и условий игры, связанных с денежным риском
¨ Более высокая объективная опасность для Игрока (разорение, потеря средств к существованию и обеспечению семьи)

Видеоигры
¨ Присущи более молодым людям ввиду большей компенсации жизненных стремлений
¨ Не имеют материального результата зависимости
¨ Вызывают психологическую зависимость на основе чувства неудовлетворённости реальной жизнью, обиды, вины
¨ Зависимость более молодая, продиктована развитием информационных и компьютерных технологий, а также IT-технологий
¨ Более опасная субъективная опасность для Геймера (внутреннее опустошение, потеря тесных социальных контактов)

Слайд №6
Создание легенды о самом себе

Что такое игромания, болезнь это или же просто способ скоротать время – это вопрос, который сейчас все чаще задают люди. В наше время некоторые люди утверждают, что современным подросткам, когда надоедает стрелять в виртуальности, они выходят стрелять в мир. Тем более, что они научены, никакого наказания за это нет, всем можно избежать. Ведь в игре-то так. Все чаще не только подростки, но и взрослые люди слишком сильно увлекаются компьютерными играми, что меняет их образ жизни.

Болезнь игромания подталкивает человека к созданию легенды о самом себе, а человек затем настолько сживается с этой легендой, что сам начинает верить в то, что придумал. Итогом может стать даже раздвоение личности. Психологи говорят, что игра, в принципе, полезна. С ее помощью можно приобрести много навыков, которые пригодятся в жизни. Также, игра может способствовать снятию эмоционального напряжения, агрессии, чрезмерной нервной возбудимости.
Болезнь игромания – это именно заболевание, связанно оно с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм, как-то, казино, игровые автоматы, карты и интерактивные игры. Игромания может проявить себя как заболевание и, что происходит намного чаще, как один из симптомов другого психического заболевания: депрессии, маниакальных состояний, даже шизофрении.

Слайд №7, 8
Причины компьютерной игромании как психологической проблемы:
* Потеря смысла жизни и существования (отсутствие ответа на вопрос «Зачем я здесь?», сложности в поиске жизненных целей)
* Одиночество (угроза самоуважению, отсутствие помощи и понимания со стороны семьи или сверстников)
* Тяжесть свободы (сложность выбора, неопределённость, не хочется взрослеть)
* Страх смерти (сложности в построении реальной жизни из-за её опасности)

Как это происходит?

Каким же образом формируется у человека зависимость от дурацкого железного ящика, дающего ему возможность «сидеть и говорить с монитором»?
Если спросить у любого человека, зачем он посещает интернет – он даст много разных ответов: посмотреть видео, найти необходимую информацию, пообщаться с друзьями, и так далее. То есть удовлетворить какую-либо свою потребность.
Но зависимый от интернета человек не удовлетворяет своих потребностей с помощью блуждания по сети. Дело в том, что цикл удовлетворения любой потребности – конечен. То есть, когда человек ощущает в чем-либо потребность – он ищет путь ее удовлетворения, находит, получает законное удовольствие и успокаивается. Все происходит строго в согласии с принципом: «Украл, выпил, в тюрьму!».
Если же человек бесконечно удовлетворяет свою потребность, и никак не может «наесться» — очевидно: человек только делает вид, перед самим собой, что он удовлетворяет свою потребность с помощью интернета. И именно поэтому никак и не может ее удовлетворить.
Главные симптомы игромании – навязчивое желание постоянно играть. Человека невозможно отвлечь от игры, чаще всего он забывает элементарно поесть, становится замкнутым. Круг общения резко сокращается, и изменяется практически полностью, меняется и поведение человека, причем, не в лучшую сторону. Нередко появляются всевозможные психические расстройства. Обычно изначально человек испытывает ощущение подъема сил, впоследствие же они сменяются жуткой депрессией и упадническими настроениями.
Что касается непосредственно компьютерных игр. Согласно статистике, более всего подвержены игромании подростки 12-16 лет.

Признаки интернет-зависимости и компьютерной игромании:
¨ ребёнка не оторвать от игры
¨ уменьшается количество интересов и пропадает желание общаться с другими людьми
¨ ощущение эмоциональной незащищенности в перерывах между играми
¨ инфантильность и избегание ответственности
¨ для игры в компьютерные игры подросток жертвует временем, ранее проводимым с семьёй и друзьями
¨ при помощи игры за компьютером подросток достигает жизненных целей, «решает проблемы»
¨ отсутствие контроля над временем, проведенным за игрой
¨ желание увеличить время пребывания в игре
¨ появление чувства раздражения, гнева, либо пустоты, депрессии при отсутствии возможности играть, которые исчезают при возобновлении игры
¨ неустойчивое поведение и деградация личности

Основные жанры компьютерных игр:
¨ Action (стрелялки)
¨ Квесты (бродилки с загадками)
¨ RPG (ролевые игры)
¨ Симуляторы (спорт, гонки)
¨ Стратегии
¨ Головоломки
Самые «опасные» жанры – RPG, Action и Стратегии, особенно если имеет место игра по Интернету.

Слайд №12
Как правильно начать лечение игромании. Какие меры принимать
Если Вы заметили, что Ваши близкие становятся зависимыми от Всемирной паутины, срочно применяйте меры. Отвлеките от Интернета реальным общением, соберите друзей, запланируйте отдых на природе, устройте праздник. Найдите альтернативу Сети. По возможности, избавьтесь от компьютера. Но осторожно принимайте такое решение: зависимость может быть настолько сильной, что Ваш близкий будет искать решение своей проблеме (посещать Интернет-клубы, ходить по друзьям, у которых есть компьютеры и так далее). Помните, что ссорами и скандалами проблему не решить. Заинтересуйте близкого в реальном мире.
¨ Необходимо осознание факта игромании самим ребёнком
¨ Важно осознание близкими игромана того, что самостоятельно вылезти из зависимости практически невозможно
¨ Игроман должен задаться вопросом – а для чего он, собственно, живет?
¨ Необходимо найти первопричину зависимости, а не работать только со следствием
¨ Необходимо постепенно сокращать время пребывания за компьютером
¨ Важно способствовать изменению обстановки вокруг игромана, или даже изолировать его от привычного окружения
А если Вы не уверены в своих силах, обратитесь к специалистам. Но ни в коем случае не опускайте руки!
– Прежде всего необходимо провести четкую линию между работой, учебой и играми в компьютерных салонах. Даже у взрослых, длительно работающие за компьютером, нередко появляются такие болезненные симптомы, как раздражительность, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, головные боли.Нарушается сон, снижается иммунитет. Поэтому организм человека, а тем более ребенка, который работает за компьютером, требует полноценного отдыха и питания. Обязательно – пребывание на свежем воздухе, спортивные игры, в том числе и утренняя гимнастика.

У детей и подростков, организм которых еще формируется, длительное пребывание у монитора, может иметь значительно более серьезное влияние на здоровье. Это и выраженные головные боли, головокружение, нарушение зрения, раздражительность, беспокойный, тревожный сон.

О вреде видеоигр, компьютерных “стрелялок”, гонок, квестов и разнообразных онлайн-игр не говорил и не писал только ленивый. О том, что испортится зрение, осанка, а в более запущенных случаях возникнут проблемы с коммуникабельностью и адаптацией в обществе, игроманы и слышать не хотят.

Социальный фотопроект Game arthritis это подборка жутких фотографий с последствиями чрезмерного увлечения компьютером в целом, и играми в частности. Виртуальная реальность против “реальности виртуального”. Ученые со всего мира уже давно исследуют это явление, хотя делать какие-то общие выводы еще рано. Но тем не менее, у тысяч игроманов появляются схожие симптомы, которые пока что лишь шепчут о том, что опасность близка. Тысячи игроков чувствуют реальную боль в своих телах, увлеченных виртуальным, но предпочитают об этом молчать. К чему это приведет?

Слайд №18
Что можно посоветовать родителям, ребенок которых попал под влияние азарта игровых салонов?
Прежде всего – найти общий язык с сыном или дочерью, найти то рациональное зерно, которое еще сохранилось в ваших отношениях. Если же не удастся, надо обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь ребенку вернуться из виртуального мира в реальный.

Давать общие советы – бесполезно, знаю по своему опыту, ведь каждый подросток – это личность, и подход нужно искать индивидуальный. Нужно рассмотреть каждый конкретный случай. Почему ребенок убегает из дома? Какие у него отношения с товарищами в школе, с учителями? Как ребенок и родители понимают друг друга? Не каждого подростка можно одним приказом «нет», «не разрешаю» вернуть в правильное русло. Возможно, стоит искать замену увлечению компьютерными играми глубоким изучением компьютерных программ, это может стать в будущем его профессией.

Слайд №19
Предлагаю всем пройти тест
«Есть ли у вас зависимость от компьютера?»
1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон.
Да
Нет

2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за компьютером
3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него.
4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере происходит сбой
5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей
6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям
7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные
8. Вы уверены, что Интернет – это «другая» реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире
9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за компьютером, чем поделиться эмоциями с друзьями

Обработка результатов
¨ За каждый ответ «Да» поставьте себе 1 балл.
¨ За ответ «Нет» – 0 баллов

Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести.

В итоге, хочу сказать, что игры – это безусловно, важная часть современного общества и несёт в себе массу минусов и плюсов, поэтому жизненно важно «правильно» играть в игры. То есть, не перенапрягать себя, не уделять играм много времени и получать, по возможности, знания и развивать свой кругозор. К сожалению, многие неправильно воспринимают игры и просто чересчур увлекаются ими, хотя, по своей сути, игры — это всего лишь развлечение, никогда не забывайте этого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.Виртуальный мир компьютерных игр, .

Данный материал поможет классным руководителям создать банк идей и предложений общественно значимых дел для реализации проблемы безнадзорности и правонарушений.

Компьютерная зависимость, ее причины и признаки, Стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Последствия неограниченного пребывания за компьютером. Правила техники безопасн.

Актуальность темы состоит в том, что последние десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет.

В данном материале представлены причины возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков, а также рекомендации родителям и специалистам по ее преодолению. Этот миатериал может быть ис.

Компьютерная индустрия в будущем будет, вероятно, только развиваться, а компьютерные технологии становиться все более доступными для широких слоев населения, поэтому, как мы полагаем, проблема со врем.

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков». .

Всё о детской игромании: как оградить от неё ребенка и как вылечить

Важная информация: те, кто прочитал до конца все рекомендованные материалы, перечисленные тут: “Как вылечить наркоманию без врачей и РЦ? Пошаговая инструкция” – бросил наркотики.

Попробуй и ты! Это работает, независимо от срока употребления и вида наркотиков.

Обратится к врачу и принудительно забрать наркомана в РЦ можно здесь.

Создать тему на форуме здесь

Игровая зависимость — понятие относительно новое. Всерьез об игромании стали говорить не так давно, и, в основном, это связано с появлением и развитием компьютерных технологий. Компьютерная игра настолько поглощает ребенка, что он забывает о еде, сне и других потребностях. В таких случаях речь идет уже не просто об увлечении, а о самой настоящей патологии.

Что такое игромания?

О том, что игромания проблема, знали уже в течение нескольких столетий. Разумеется, игры были другие — это, чаще всего, были карточные настольные игры, а также все виды игр в казино. В литературе описаны многочисленные случаи азартного поведения «героев», которые проигрывали целые состояния в карты. Уже тогда игрок в семье был всеобщей бедой, потому что он мог проиграть фамильные драгоценности и даже залезть в такие долги, что семья вынуждена была «пойти по миру».

Игромания как психическое заболевание

Почему игроманию так долго не считали заболеванием? Дело в том, что другие зависимости (а в мире специалисты насчитывают до 300 различных пристрастий), такие как алкоголизм или наркомания, очень заметны, они считаются социально опасными, на борьбу с ними выделяются средства из государственного бюджета.

А о том, что игромания болезнь, и без лечения человек может погибнуть, стали всерьез говорить после компьютерного бума, когда у детей и взрослых начали появляться признаки психических заболеваний. И, хотя карты и рулетка все еще пользуются большой популярностью (просто игроки теперь

встречаются на интернет-площадках), компьютерные игры бьют все рекорды по популярности.

Тогда как ребенку можно установить лимит на игру — поставить пароль на компьютер, запретить играть более 1 часа в день — то взрослому мужчине такие заслоны не поставишь.

Почему игровая зависимость появляется так быстро? Тут ответ очень простой. Виртуальный мир — это своеобразное пространство, где человек может почувствовать себя значимым за короткое время. Прошел один уровень игры — дается виртуальная награда. Мужчина сразу чувствует себя героем, тогда как в реальной жизни приходится долго и упорно работать, прежде чем появятся первые результаты.

Признаки игромании у ребенка

  1. Ребенок испытывает непреодолимую тягу поиграть, все время разговаривает об играх, особенно с единомышленниками.
  2. Игрок не в состоянии отвлечься от игры, становится агрессивным, если его насильно отрывают от любимого занятия.
  3. Может забыть о сне и еде.
  4. Ребенок не обращает внимание на свою внешность, забывает об элементарной гигиене, не моется, не чистит зубы, ходит в грязной одежде.
  5. Меняется круг общения, игрок не желает общаться с членами семьи и давними друзьями, если только речь не идет об очередной игре.
  6. Игроман теряет интерес к своим прежним хобби и физической активности, часами и днями просиживая у компьютера.

Как решить проблему игромании в семье

Как и в случаях с алкоголизмом и наркоманией, о том, как лечить игровую зависимость, вам расскажет врач психиатр-нарколог. Именно этот специалист поставит диагноз на основании расспроса и осмотра пациента и разговора с его родственниками. Игромана не так просто привести к врачу, а сам он, как правило, проблемы не видит и больным себя не считает.

Зачастую только родственники и врачи знают, насколько серьезна эта проблема. Человек попросту выпадает из общения, деградирует, может потерять семью и работу. Если игра ведется за деньги, то игромана преследуют кредиторы, он может совершать преступления, чтобы добыть денег и отыграться.

Однако выход есть, это — полноценное комплексное лечение. Должны быть задействованы врачи, специалисты по зависимостям, психологи. Обязательно также вести работу с близкими зависимого, чтобы они не считали зависимость от игр привычкой, а осознали, что это тяжелая болезнь и помогали своему родственнику или другу вылечиться и победить страшную зависимость.

Зависимость от компьютерных игр: признаки и стадии

Психологами и психиатрами были выделены стадии этого процесса.

Стадии зависимости у ребенка от компьютерных игр

1. Легкая степень увлеченности, интерес.
Человек в компьютерной игре делает то, о чем в реальной жизни только мечтает: например, сидит за рулем гоночного автомобиля или управляет космическим кораблем. В виртуальном мире это все становится возможным. Удовольствие от этого процесса провоцирует возникновение положительных эмоций, которые необходимо повторить. Но на этой стадии он будет играть больше ситуативно, чем систематически. Или выделять себе определенное количество времени. Здесь еще нельзя говорить о том, что компьютерная игра становится чем-то значимым для играющего.

2. Увлеченность.
У человека в структуре его личности появляется новое желание – играть в компьютерные игры, происходит уже формирование мотива. И если человек не будет удовлетворять этот мотив, то возможны определенные действия по устранению негатива. Здесь необходимо подключать психолога или психиатра для работы с человеком. Главное, чтобы он сам понимал, что необходимо изменить сложившуюся ситуацию. Играющего еще можно переключить на что-то другое, не связанное с компьютером.

8(800) 551 07 01

У нас есть филиалы во всех крупных городах России

У нас есть возможность принудительно забрать в РЦ из любого города

3. Зависимость.
На этой стадии происходит переход потребности в игре на уровень физиологии. Изменяется самооценка, человек уже не может себя контролировать, у него происходит переоценка того, что есть вокруг. Здесь могут проявиться несколько форм: социализированная (поддерживаются взаимоотношения, активно используются сетевые игры, соревнования) и индивидуализированная (происходит нарушение контактов, психика воспринимает виртуальный мир как реальность). Игра становится наркотиком. Если в течение даже небольшого времени нет удовлетворения потребности, то начинают проявляться негативные эмоции, отказ от реальности, депрессия.

4. Привязанность, угасание.
На этой стадии проявляется уменьшение игровой активности человека, происходит восстановление личностных характеристик играющего. Человек еще не может полностью уйти от компьютерных игр, но уже меньше уделяет внимания им. Это длительная стадия, прохождение которой возможно в течение всей жизни человека.

Признаки компьютерной зависимости

Зависимость от компьютерных игр можно определить по следующим признакам:
1. Нежелание отвлекаться от игры.
2. Сильное раздражение, если вынудили отвлечься.
3. Неспособность спланировать свое время.
4. Трата крупных сумм на игровую атрибутику.
5. Домашние дела уходят на второй план.
6. Нет внимания к своему здоровью.
7. Злоупотребление различными энергетическими напитками.
8. Еда, не отходя от компьютера.
9. Эмоциональная эйфория во время игры.
10. Обсуждение соответствующих тем со всеми.

При обнаружении этих признаков, особенно у подростков, необходимо обратить на них особое внимание: учить человека регулировать свои эмоциональные переживания, выстраивать отношения с окружением, расписывать свой день. Однако если будут ссоры на почве компьютерных игр, отключение Интернета, лишение других удовольствий, то такой человек будет всячески стремиться уйти из дома, чтобы ему никто не мешал.

В целом, многие исследователи отмечают, что зависимость от компьютерных игр полностью не проходит никогда, она может только постепенно угасать, приводя в нормальное функционирование все личностные системы человека.

Влияют ли игры на психику ребенка?

Игромания и психические деформации из-за того, что люди играют в жестокие видеоигры в течение слишком длительного времени, является весомой проблемой на данный момент. Люди буквально теряют связь с реальностью, а также могут «переносить» события игр на реальный мир. Это действительно серьезно, так как большой угрозе подвергаются как близкие, родные, так и сами жертвы игромании.

Так, за последние двадцать лет произошло несколько резонансных случаев, связанных с играми и зависимостью от них.

Пару лет назад подросток несколько недель подряд играл в компьютерную игру, истощил свой организм, а когда к нему пришла его мать и попыталась выключить компьютер, он схватил с полки статуэтку и ударил женщину по голове. Она скончалась, а парня посадили в тюрьму.

И, к сожалению, этот случай далеко не единственный, тут и там люди фактически сходят с ума из-за компьютерных игр.

Но так ли это всё однозначно?

Да, проблема игромании существует и требует немедленного решения, но виноваты ли игры в этих бедах? Давайте в этом разберёмся.

В первую очередь ответственность за покалеченную психику ребёнка полностью лежит на плечах его родителей. Во что можно играть, что можно смотреть – это решают именно родители. Если родитель не следит за деятельностью своего чада, то с очень большой вероятностью, ребенок, практически не имеющий житейского опыта и едва научившийся мало-мальски автономно существовать, оступится, а последствия этого проступка могут быть весьма плачевны.

Например, мама одного мальчика купила ему приставку, и, вместо того чтобы хотя бы проследить за тем, по сколько часов в день он сидит и играет в приставку, а вдобавок и во что он играет (а он играл в игры 18+, а мальчику на тот момент было не больше 12 лет), она оставляла его на целый день и уходила на работу, на гулянку и прочее и прочее. К чему же это в итоге привело? К тому, что у мальчика появился лишний вес, сколиоз, да и психическое его состояние оставляло желать лучшего: он стал нервным, проявлял жестокость как к матери (хамил, кричал на неё), так и к животным.

Из данной ситуации мы видим, что игры сами по себе не являются причиной расстройств. Всё идёт из семьи, в здоровой и любящей семье, где действительно заботятся о детях, окружают их вниманием, подобные ситуации возникнут либо крайне редко, либо их не будет вообще.

Итак, в итоге можно сказать, что нужно просто окружить ребёнка заботой и любовью, и не пренебрегать возрастными ограничениями игр, ведь если на коробке с игрой наклейка 18+, это сделано не просто так. Да, некоторые игры способны повлиять на психическое состояние, но если играть в них по часу, по полчаса в день, ничего страшного не случится и не выйдет за рамки развлечений. В первую очередь ребенку необходима забота родителей, и если он ее не получает, то и уходит «в мир игр и грез».

Как оградить ребёнка от игромании

Компьютерные игры приносят свою пользу. Игры бывают увлекательные, познавательные. Но польза будет только в том случае, если порцию игр на компьютере ребёнок получает дозированной, а мама в курсе, во что он играет.

Часто компьютерные игры превращаются в постоянное времяпровождение. Родители обеспокоены тем, что у ребёнка портится зрение, осанка, он не хочет идти гулять со сверстниками, забывает даже поесть. Оторвать от игры стоит большого труда, иногда дело заканчивается скандалом.

Когда формируется зависимость от компьютерных игр

Ничто так не привлекает маленького ребёнка, как яркие силуэты, движущиеся на экране, громкие звуки. Движение на экране удерживает внимание даже взрослого человека, не говоря о ребёнке. Как только малышу показали, что можно самому управлять яркими машинками, одевать или раскрашивать куклу на экране, начался новый этап развития.

Дети — фантазёры. Игра предлагает им попробовать себя в роли принца или отважного воина, в роли феи, управляющим суперсовременной машиной. Малыш погружаются в сказку. Если младший детсадовец не может самостоятельно выбрать себе игру, то старшим детям компьютерные игры доступны. Часто ребёнок легко может скачать себе нужную игру при свободном доступе в сеть интернет.

Если процесс не контролируется постоянно родителями, достаточно быстро возникает зависимость. Ребёнок занят мыслями об игре и думает только о том, как быстрее к ней вернуться.

Как оградить ребёнка от этой зависимости

1) Контролировать поведение. Не следует в присутствии ребёнка просиживать за компьютером, гоняясь за стадами виртуальных животных в увлекательном сафари. Показывать ребёнку, что это одно из развлечений, но не нужно отдавать ему много времени.

2) Сидение за компьютером не должно быть моментом, избавляющим родителей от занятий с детьми. В таком случае ребёнок скоро сам станет находить утешение в компьютерных играх.

3) Награждать игрой в компьютере тоже не стоит, особенно за незначительное дело: вымыл руки, допил молоко.

4) Время, проведённое с родителями, увлекательнее сидения за компьютером. Когда малыш захочет посидеть и поиграть в «Гонки», «Переодевалки» например, предлагайте поиграть с настоящими игрушками, машинками, куклами. Никакая виртуальная игра не заменит радость и пользу живого общения.

5) Заострять внимание на проблеме зависимости от игр не нужно. Постоянное проговаривание повышает значимость компьютерных игр в глазах ребёнка.

6) Если проблема возникает в подростковом периоде, избавиться от неё сложнее. Совсем оградить ребёнка от компьютера не получится и не нужно. В свободное время ребёнок будет стремиться к тому занятию, которое ему интересно. Если ему интересны игры на компьютере, пусть у него останется на это столько времени, сколько разрешит родитель. Остальное время незаметно распределяется между другими делами, важными и полезными: выполнение домашнего задания, спортивная школа, помощь по дому, кружки, прогулка с родителями.

В современный век высоких технологий, когда незрелой психике детей предлагается множество виртуальных миров, легко потерять здорового ребёнка и получить больного игроманией. Родители ответственны за здоровье ребёнка и его душевное состояние.

Компьютерная зависимость у детей и подростков. Как лечить?

Если вы ищете полную информацию о компьютерной зависимости у детей и подростков, статья для вас.

Рекомендуется к прочтению каждому родителю, которого волнует будущее своих детей. Вне зависимости от их возраста.

Если вы не читали нашу статью о компьютерной зависимости — изучите её, затем вернитесь к этой теме.

Навигация по статье:

  • Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?
  • Почему дети и подростки становятся зависимыми от компьютерных игр?
  • Как много должен играть ребенок, чтобы говорить о наличии компьютерной зависимости?
  • Какие психологические и социальные проблемы связаны с зависимостью подростков и детей от видеоигр?
  • Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков.
  • Памятка для родителей по профилактике компьютерной зависимости.
  • Лечение компьютерной зависимости у детей и подростков.

Компьютерные игры — уже доминирующий способ развлечения во всем мире. Не нужно ограничиваться домом, потому что возможности современных устройств позволяет играть везде. Портативные консоли, смартфоны и планшеты дают доступ к виртуальному миру вне зависимости от того, где находится человек.

Тотальное распространение компьютерных игр является следствием огромных денежных вливаний в популяризацию движения. Это — гонка за прибылью между компаниями разработчиков.

Глобализация сети Интернет и популяризация компьютерных игр имеют положительные моменты. Проблема компьютерной зависимости у детей и подростков — обратная сторона этого тренда. Дети и подростки не всегда знают, когда им следует перестать играть. Родители — не знают, чем занимаются дети за компьютером, и как должно выглядеть это взаимодействие.

Нам понятно беспокойство родителей, когда видеоигры становятся приоритетом № 1 в жизни ребенка. На второй план отходят спорт, хобби, общение с друзьями. Все чаще возникают споры относительно использования компьютера, ребенок постепенно теряет стремление реализовать себя в реальной жизни.

Не обманывайтесь тем, что наши дети пришли в Интернет позже американских. По данным Лаборатории Касперского, Россия обгоняет США и Европу по показателю интернет-увлеченности. Более половины несовершеннолетних постоянно находятся в Сети. Среди подростков (14-16) показатель вовлеченности составляет 68%.

Исследование проводилось в 2016 году, данные уже устарели почти на 3 года.

Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?

Видеоигры удовлетворяют естественные потребности детей и подростков.

Компьютерная игра — продукт, который создается для определенной аудитории, представители которой имеют свои вкусы и предпочтения. Невозможно сделать продукт, который подойдет каждому. Что привлекает одного, может быть скучно для другого.

Теперь это не проблема.

Несмотря на то, что невозможно найти компьютерную игру, которая понравится всем, каждый может найти игру, которая понравится именно ему.

Рынок компьютерных игр огромен, выбирать есть из чего.

Дети прошлых поколений играли в казаков-разбойников, вышибалу, заморозку, прятки и просто войнушки. Сегодня дети очарованы возможностями современных реалистичных шутеров вроде Call of Duty, Battlefield, Counter Strike или мультяшного Overwatch.

Дети, которым нравится спорт, с большей вероятностью воплотят свои мечты в виртуальной FIFA или NBA. Любители автомобилей и скорости не смогут устоять перед серией NFS или Forza.

Подростки, интересующиеся фантастикой и исследованиями, скорее, увлекутся World of Warcraft, нежели чтением Властелина Колец или Гарри Поттера.

Дети, которые раньше строили конструкции из лего, могут реализовать свои замыслы в Minecraft, затратив на это гораздо меньше усилий.

Онлайн-игры, социальные связи и привлекательность виртуального мира

Онлайн компоненты современных видеоигр не только расширяют возможности игрока. Именно многопользовательские компьютерные игры любых жанров с большей вероятностью вызывают компьютерную зависимость у детей и подростков.

Во время первого бума на видеоигры 80-х годов они создавались, в основном, для одного игрока. Игра требовала постепенного повышения концентрации, внимательности и координации рук и глаз в сочетании с получением наиболее высокого балла (вспомните Супер Марио, Змейку или Тетрис).

Даже тогда некоторые люди становились одержимые цифрами (баллами), но всерьез о зависимости детей или подростков от компьютерных игр заговорили в начале 2000-х, что совпало с появлением онлайн-игр.

Видеоигры перестали быть развлечением для одного. Игроки сами стали неотъемлемой частью высокодетализированных, непрерывно развивающихся, «живых» виртуальных миров. Геймеры создают своих уникальных персонажей, заключают союзы с другими игроками, ведут торговлю, создают собственные игровые цели.

Эти виртуальные миры некоторым нравятся больше, чем реальная жизнь. Онлайн-вселенные стали больше, чем просто играми – теперь они приблизились к реальному обществу с городами, валютой, классами, магазинами и услугами, историями и мифологиями, и даже, правоохранительными органами.

Почему дети и подростки становятся зависимыми от компьютерных игр

Видеоигры дают детям то, в чем они нуждаются в данный момент времени.

  • детального изучения и развития своих интересов в более привлекательном и визуально стимулирующем формате;
  • попробовать себя в новой роли или в форме непохожего на себя реального персонажа;
  • экспериментировать с вещами, реализация которых в реальном мире (пока) затруднительна или невозможна;тратить меньше ресурсов на увлечение, чем в реальной жизни.

И много чего еще!

Вовлечение подростка в компьютерную игру усиливается через социальные связи, вместе с которыми появляются обязательства перед другими игроками — товарищами по команде или клану.

Видеоигры создаются по определенным шаблонам, которые учитывают принципы психологического и поведенческого подкрепления, которые стимулируют игрока играть снова и снова.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Список популярных причин, которые приводят к компьютерной зависимости.

Хаос

В жизни подростка бардак. На него давят с разных сторон и все чего-то требуют: родители хотят одного, школа — другого, друзья — третьего. Подросток пытается угодить всем, только реализовать это трудно. В какой-то момент он перестает понимать, зачем он делает то, что делает, реальны ли его желания и стремления или навязаны извне. Компьютерные игры дают возможность найти то, что нравится ему, а не хотят другие.

Стресс

Впервые отвергла или бросила девушка, предал друг. Вокруг — несправедливость, в школе — предвзятое отношение. Мир не похож на тот, о котором рассказывали родители. Подросток копит отрицательные эмоции, которые должны как-то выйти. Поиграть в компьютер — доступный и безопасный способ сделать это.

Одиночество

Состояние, в котором подросток не может ни с кем поделиться своими истинными переживаниями. Родители могут быть дома, в соседней комнате может жить бабушка или дедушка, но он будет одинок, если думает, что его никто не понимает и не поддерживает.

Сеть перенесла большую часть нашего общения на виртуальное поле. Незнакомцу, который может даже не знать настоящего имени ребенка, проще рассказать о проблемах и, даже, получить от него поддержку.

Внутрисемейные конфликты

Сам факт дисбаланса в семье вынуждает подростка сбежать: на улицу, к друзьям или компьютеру.

Неодинаковое отношение к детям

Когда в семье несколько детей, они не будут одинаковыми. Это касается характера, поведения, здоровья и талантов. Если один ребенок проявляет себя где-то лучше, чем другой, — нельзя это показывать. Тем более, заострять на этом внимание или относиться лучше или хуже к кому-то из детей. Видеоигры дают возможность каждому почувствовать свою уникальность, найти и развить свои сильные стороны.

Завышенные ожидания

Если родители намекают ребенку на то, что ждут от него только лучших результатов, это может сломать его решимость.

Побеждать всегда и во всем невозможно, если ребенок решит, что любовь родителей нужно заслужить, он будет бояться приносить плохие результаты, что в итоге может спровоцировать уход от реальности.

История из жизни

Мой школьный друг был обыкновенным парнем: неуды по поведению, сломанная мебель в школе, жалобы от девочек на дерганье за косички. У него был “изъян” — низкая успеваемость в школе. Сестра была полной противоположностью: идеальное поведение, отличница, призер городских олимпиад по физике и математике. Будучи девочкой, она реализовывала сценарий, которые родители написали для сына.

Казалось, все: от школьных учителей до родителей, считали своим долгом при случае упомянуть его сестру и поставить в пример.

Отношение посторонних людей пережить можно.

Но то, как поступали родные: давали ей больше карманных денег, одевали в лучшую одежду, покупали лучшие гаджеты — нет. Сколько было разговоров и упреков о его неполноценности…

Что дальше? Он закрылся в своей комнате и просидел за компьютерными играми почти 10 лет.

Мне удалось его вытащить. Он уехал в Питер и поступил в театральное училище. Плохое поведение и двойки по математике не помешали сделать то, что хочет он, а не ожидают родители.

Как много должен играть ребенок, чтобы говорить о наличии компьютерной зависимости?

Если вы читали статью о компьютерной зависимости, то знаете, что время, которое ребенок проводит за видеоиграми, не всегда будет верным ориентиром. Признаки компьютерной зависимости у детей и взрослых не отличаются, но могут проявляться разным образом.

Чем больше играет ребенок или подросток, тем вероятнее, что он играет слишком много. Крайние случаи зависимости от компьютерных игр у детей очевидны: некоторые тратят на видеоигры более 60 часов в неделю.

Учитывая возможность наличия ограничений на использование компьютера, на компьютерную зависимость у детей и подростков укажет не то, сколько времени они проводят в играх, а то, насколько компьютерные игры важны для них.

Родители обычно начинают беспокоиться, когда ребенок начинает играет от 15 до 30 часов в неделю. Это зависимость?

Выясните, как увлечение видеоиграми влияет на другие сферы жизни молодого человека.

Страдает ли учеба? Как часты конфликты с родителями на этой почве? Часто ли подросток ленится и отказывается выполнять просьбы родителей? Пренебрегает домашними обязанностями? Хорошо ли он спит? Проявляет интерес к другим видам деятельности или хобби? Как насчет реальных друзей — не геймеров?

Влияние компьютерных игр на успеваемость

Предположение, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на успехи в учебе, не имеет подтверждения. Исследования не выявили взаимосвязи между периодическими игровыми сессиями и видимым изменением успеваемости детей.

Однако, у детей с компьютерной зависимостью снижение успеваемости почти всегда связано с чрезмерными посиделками за играми.

Какие психологические и социальные проблемы связаны с зависимостью подростков и детей от видеоигр?

Является ли компьютерная зависимость самостоятельным явлением или это симптом более серьезных внутренних проблем?

Компьютерная зависимость является самостоятельным явлением, но может указывать на наличие других нерешенных проблем: психологических или социальных.

Может ли компьютерная зависимость спровоцировать развитие настоящих психологических или психических патологий?

Может, но не обязательно спровоцирует.

Могут ли эти явления существовать независимо друг от друга?

Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков

Одержимость компьютерными играми

Самый очевидный признак компьютерной зависимости. Ребенок постоянно занят игрой. Он думают, читает, смотрит видео и говорит о ней даже когда не играет (но использует первую возможность, чтобы возобновить игру). Страдает концентрация и внимание, подросток мечтает об игре, когда он должен быть сосредоточен на другом (слушать учителя, делать домашнее задание, выполнять контрольную работу или готовиться к экзамену).

По мере того, как одержимость прогрессирует, подростки могут полностью игнорировать школьные или домашние обязанности, опаздывать на встречи и перестать проводить время с друзьями в реальном мире.

Ложь о времени, которое ребенок проводит за играми

Дети часто скрывают правду о том, сколько времени они проводят в видеоиграх. Особенно, если компьютер или игровая консоль находятся в спальне ребенка. Он скажет, что делал домашнее задание, когда на самом деле провел несколько часов за игрой. Некоторые специально просыпаются ночью, чтобы поиграть.

Потеря интереса к другим видам деятельности

Подростки и дети, которые становятся зависимыми от видеоигр, постепенно теряют интерес к вещам: спорту или другим хобби, которыми они когда-то увлекались. Пренебрежение учебой, если ранее ребенок учился хорошо, — первый признак пагубного влияния видеоигр.

Интерес к видеоиграм постепенно трансформируется в одержимость, потом, — зависимость. Если приятные в прошлом занятия утратили свою привлекательность для ребенка, стоит задуматься.

Если ребенок интересуется только компьютерными играми, это указывает на то, что «привычка» становится или уже стала нездоровой. Родители должны принять меры.

Социальная изоляция

Подростки и дети, которые любят видеоигры, заметно меняются. Недавно общительные подростки могут перестать проводить время с друзьями и семьей. Они могут заявить, что все лучшие друзья теперь в Интернете. Они могут показаться замкнутыми и антисоциальными. С большей вроятностью предпочтут видеоигры социальному взаимодействию.

Дипломатия — защита — нападение

Типичная цепочка поведения на разных этапах развития проблемы.

На ранних стадиях зависимости дети торгуются за игровое время и дают много обещаний, которые не выполняются. Разными способами выпрашивают себе разрешение на игру:

«Я сделаю все, что вы хотите, когда пройду уровень/закончу игру, подождите».

Родители перестают верить обещаниям. Если спросить, почему они не выполняются, и он играет так много, подросток будет защищать своё увлечение:

«Зато я не наркоман и не алкоголик, всегда дома».

Когда это перестает работать и родители вводят ограничения, они могут быть встречены агрессией, враждебностью, ругательствами, оскорблениями и, даже, физическим насилием.

Раздражительность, тревожность и упадок настроения

Дети, которые вынуждены прекратить играть в течение некоторого времени, становятся раздражительными. Вместо того, чтобы найти другие занятия, позвонить друзьям или выйти на улицу, они будут думать, как восстановить доступ к компьютеру. Они будут говорить, что все занятия “скучные”. Трудно сосредоточиться, мешают мечты об игре.

Компьютерные игры как побег от реальности

Зависимость сопровождается использованием компьютера или другого устройства для ухода от реальных проблем или переживаний. Дети сбегают в игры от любой внешней опасности, реальной или надуманной. Вместо того, чтобы решать проблемы, их игнорируют.

В подобных случаях компьютерная зависимость у детей и подростков рассматривается как следствие причин, о которых мы говорили выше.

Если убрать причины, которые привели к зависимости это, скорее, не повлияет на компьютерную зависимость, потому что она уже будет существовать независимо.

Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных выше признаков, нужно принимать меры.

Скачайте памятку для родителей по профилактике компьютерной зависимости

Если форма для скачивания памятки не отображается — отключите блокировщик рекламы.

Две популярные ошибки родителей

Первая. Использование жестких ограничительных мер и введение «санкций» на использование компьютера, не предлагая ничего взамен. Закрывая подростку вход в виртуальный мир, вы вынуждаете его обороняться, становитесь врагом.

В 33% случаев родители не могут повлиять на ситуацию потому, что ребенок не идет на контакт с «врагом».

Вторая. Родители намекают подростку, что он не в себе. Начинаются разговоры о походе к врачу или в поликлинику. Профиль подобных мест — психиатрия. Худшее, что вы можете сказать ребенку — что он ненормальный: физически либо морально. Главное условие успешности любой терапии — желание сотрудничать с врачом, которое вы не получите от ребенка. Вспомните себя в юности: хотели бы вы отправиться к «специалисту»?

Лечение компьютерной зависимости у детей и подростков

Правильное лечение компьютерной зависимости у детей и подростков начинается с поиска истинных мотивов, которые заставляют их отдавать приоритет виртуальной реальности.

Чтобы избавить ребенка от компьютерной зависимости, нужно изменить его образ жизни: сформировать новые привычки, избавиться от старых и надлежащим образом провести профилактические мероприятия, чтобы ситуация не повторилась в будущем.

Устраняются причины и вводится модерация на использование компьютера и других гаджетов. Формируется новая культура использования современных устройств.

Занимаясь компьютерной зависимостью подростков, мы работаем с родителями, которые сами выбирают способ трансформации ребенка. Мы не поддерживаем медикаментозное лечение.

Что делать, если ребенок “подсел” на компьютерные игры-стрелялки и превращается в зомби

Екатерина Краева, тележурналист и мама двоих детей, ищет способы вернуть шестилетнего сына «с войны», и спрашивает других родителей: как бороться с любовью ребенка к компьютерным «стрелялкам». Эксперты считают, что увлеченность играми дело неплохое, и советуют, как обратить ситуацию на пользу.

Мой шестилетний сын даже во сне играет в компьютер. Почти каждое утро Ярослав рассказывает, что ему приснился герой из «GTA» или «Майнкарфт». Каждый день по возвращению из детского сада он просит дать ему поиграть в компьютер. На Новый год он заказал игровую приставку. На отказ включить ему стрелялку отвечает громкими рыданиями. Прогулке с друзьями предпочитает игры в интернете. Кажется, он стал одним из «кибераддиктов».

Кибераддикция это зависимость от компьютерных игр. Первые признаки: ребенка не оторвать от игры, он становится замкнутым, сужается круг его общения и интересов. Последствия: неуравновешенность, рассеянность, потеря социальных связей.

Помню, лет десять назад в Петербурге работали интернет-клубы. Как-то я зашла в один из них и испытала шок. За компьютерами в дневное время сидели десятки школьников. Они были похожи на армию зомби. Теперь такой же зомби живет в моей квартире. Он не слышит, как я прошу выключить его компьютер. Он может ради него отказаться от еды. Он – житель виртуального мира.

Пусть в меня бросят камень те родители, которые ни разу не включали детям компьютерные игры. Я уверена, что таких единицы. Два года назад, когда сын требовал внимания, а мне нужно было ухаживать за грудной дочкой, я сама, каюсь, включила ему игры онлайн. Подпрыгивающий за монетками Марио быстро надоел ребенку, и он переключился на кровавые стрелялки. Когда мы с мужем поняли, что теряем Ярослава, мы ограничили время пребывания в другой реальности до 30 минут в день и записали в шахматный кружок. Но теперь он играет в гостях у своих друзей.

Мне очень страшно, но запретить ему играть на мой взгляд, не выход. Сегодня компьютерные игры примета времени. У одного моего знакомого дети-школьники все выходные проводят в интернете. Он считает, что это нормально. Наиграются детки, потом надоест и перестанут. Другой знакомый, профессиональный геймер, провел шесть лет за компьютером, прерываясь на сон и еду. Недавно он женился и говорит, что именно это его спасло от зависимости появились другие цели в жизни.

Что говорят другие родители и эксперты

Виталий Рейнгеверц: «А в чем, собственно, зло от компьютера? Если ребенка ограничивать, будет только сильнее хотеться. Будущее у них все равно сопряжено с компьютерами, так почему он не должен в этом разбираться и понимать, что да как? А выбор игр и развлечений на планшете или компьютере как раз за родителями. Как и чем научите пользоваться, так и будет. У меня дочка с удовольствием рисует и карандашами, и красками, и на айпаде, и на планшете (который к компьютеру подключается). А нет рядом айпада да и не надо, хотя в пять лет играла месяц достаточно много».

Анна Брунер: «У меня есть семья знакомая, ребенку нет и четырех, играет ТОЛЬКО с компьютером. Родители потакали интересу малыша и купили настоящий. А что – сидит сам, ковыряется, не отсвечивает. В результате – задержка развития речи, вообще перестал играть со сверстниками. Мы сознательно не покупаем никаких игровых приставок Дэвиду, только настоящие семейные и развивающие игры в коробках. И обучающий детский компьютер – но не более 40 минут,: как раз хватает, чтобы ребенок сам выучил счет по-английски до 10 и пару фраз. Как только Давыдка поиграет подольше – плохо спит. Я стараюсь отвлекать его другими играми или занятиями».

Маша Херсонец: «Я бы сказала, что мультфильмы подготавливают почву к компьютерной и другим зависимостям. Это вообще проблема и для нас, взрослых. Мы – телевизионное поколение, сами хотим все больше и больше легкодоступных развлечений. Нам гораздо проще включить кино, мультфильм, нежели отправится на каток с ребенком, помыть лестничную площадку, посадить цветы за окном. Мультфильмы, кино, игрушки, интернет – все они имеют одно очень неприятное свойство. Ты вроде бы что-то делаешь – ходишь, переживаешь, чем-то занят. Но фактически ты в это время своей собственной жизнью не живешь».

Константин Козловский, педагог (направление «Робототехника») Центра технического творчества Пушкинского района: «Позитивное влияние компьютера на ребенка очевидно: развивается реакция, моторика рук, внимание, память, логика, визуальное восприятие. Свободно ориентирующийся в компьютере ребенок более уверенно входит в мир новейших технологий.

Но пребывание за экраном должно ограничиваться по времени. В четыре года это не более 20-25 минут, с шести лет 30-35 минут, в восемь лет 40 минут.

Если в доме есть компьютер, отдалить от него ребенка практически невозможно. Посмотрите, какие сайты посещает ребенок, во что играет. Предложите альтернативу – попытайтесь заменить просто игру на развивающую, в процессе которой ребенок не только будет следовать «указаниям», но и сам создавать мультфильмы, сайты, видеоклипы, программировать роботов. Поверьте, нет ничего более радостного для ребенка любого возраста, когда он видит, что его работа дает результат: робот движется в нужном направлении, мультфильм вызывает добрую улыбку у окружающих, а сайт становится победителем конкурса.

Важно объяснить детям, что нельзя ни в коем случае играть на деньги, в том числе и на виртуальные. Так как это приводит, во-первых, к психологической зависимости, а во-вторых, к иллюзии возможности зарабатывать игрой.

Категорически нельзя позволять ребенку играть, если в игре есть элементы насилия, пусть даже преподнесены они в игровой или мультипликационной форме».

Виктория Горева, методист Центра технического творчества и информационных технологий Пушкинского района: «Если ребенок уже подружился с компьютером, его туда тянет, то родителям сложно будет вызвать у него отвращение к тому, что он любит. А вот попробовать переключить ребенка на полезное занятие можно. То есть вы не удаляете ребенка от компьютера, не запрещаете ему им пользоваться, а предлагаете альтернативу: не просто играть, а играя, создавать самому.

В нашем центре в компьютерный мир детей вводят опытные педагоги. Для начинающих есть курс «Компьютер у меня дома», а ребят постарше научат самостоятельно создавать сайты, игры, видеоклипы, делать мультфильмы. Для настоящих мальчишек «Практическая электроника и основы робототехники». Для учеников 9-11 классов проводится обучение по программам «Деловой офис», «Скорая помощь для ПК», «Школа программирования», «Компьютер и профессия&», «Сдаем ЕГЭ и ГИА по информатике».

В этом году появились и новые направления, в том числе «Английский язык и Интернет», «Французский язык и Интернет», «Немецкий язык и Интернет» и многие другие.

У нас практически во всех объединениях дети работают с использованием компьютера. Но мы нацелены на то, чтобы помочь ребятам занять свой досуг, определиться, кем они хотят стать, чем заниматься, освоить азы своей будущей профессии. Программирование, робототехника, радиосвязь и иностранные языки, издательское дело и журналистика, создание фильмов и мультфильмов, искусство фотографии – ребята могут освоить новые технологии и встретить единомышленников. Все занятия – бесплатные».

Дмитрий Ольшанский, психоаналитик (Институт клинической медицины им. М.П. Кончаловского): «Задайте себе вопрос, что побудило вас посадить ребёнка за компьютер, приставку или psp: желание чем-то занять его внимание, сделать так, чтобы ребёнок сидел и молчал, желание как-то разгрузить себя и посвятить время своим делам? В зависимости от мотивации можно искать освобождение от зависимости.

В случае, описанном Екатериной, важно то, что мама дала сыну поиграть в ответ на требование внимания, поэтому неудивительно, что он так привязался к компьютеру – это же знак маминого расположения. Во-вторых, это было связано с рождением второго ребенка, поэтому и вопрос об игровой зависимости нельзя решать в отрыве от вопроса ревности по отношению к сестре».

Сначала уроки, потом компьютер: почему запрещать игры детям — большая ошибка

Учитель литературы старших классов Артем Новиченков написал для «Афиши Daily» колонку, в которой рассуждает, почему пользы от видеоигр едва ли не больше, чем от книг, и зачем позволять ребенку играть ровно столько, сколько ему хочется (и даже до поздней ночи).

Литературовед, писатель, лектор культурной платформы «Синхронизация», куратор Павильона Книги на ВДНХ; ведет курсы повышения квалификации для учителей «Фоксфорд». Автор телеграм-канала о литературе, хип-хопе и школе «Говорящий тростник».

«Сначала уроки — потом компьютер!» — сколько раз школьником я слышал эту фразу? Уроки я, конечно, делать не любил. А играть в Counter-Strike любил очень. И только спустя десять лет, закончив университет и став учителем литературы, я понял, как опасна эта фраза и что нужно делать, чтобы видеоигры не были камнем преткновения в отношениях между родителями и детьми.

Мама, я геймер

В детстве моей главной страстью были спортивные симуляторы — NBA, NHL, FIFA. Я не просто играл, но и комментировал все матчи, проводил по дороге в школу воображаемые утренние ток-шоу с лучшими игроками, а вечером брал интервью у героев прошедших матчей. Это был целый мир, в котором я нередко спасался от школьной тирании и неполадок в семье. Уже спустя более чем десять лет я понял, что это увлечение предопределило мою жизнь. Я в раннем возрасте решил идти учиться на спортивного журналиста и даже поступил на ТВ-кафедру факультета журналистики, но позже пересмотрел свои интересы и предпочел телекамере книги.

Компьютер у меня появился позже, чем у одноклассников, — в конце 7-го класса. Его покупка была обусловлена образовательными целями (спасибо школе!). Тогда я познакомился с миром новых игр. В 8–9-х классах мы с товарищами не отлипали от онлайн-шутера Counter-Strike: Source. И для меня это был важный момент социализации. С нами по сети играли русские ребята из Германии, Голландии, США и других стран, некоторые были намного старше нас, и все это время мы общались, не только о тактике и хедшотах — мы обсуждали подростковые проблемы, делились опытом. Запретных тем не существовало, и во всем этом было что-то настоящее. Нам казалось, что мы будем играть в «Контру» спустя и десять лет, и двадцать, уже со своими детьми.

Но в старших классах в моей жизни появились книги и глубоко укоренились в ней. На это повлияло несколько факторов. Сменилась учительница литературы, которая давала нам достаточно свободы, мы могли выбирать, что читать, говорить и писать. А в семье меня никогда не принуждали к чтению. К шестнадцати годам для себя я прочел мало, а из школьной программы — только «Горе от ума». Однако за 11-й класс я съел больше двухсот книг и наверстал упущенное. Но это был уже мой выбор, а не родителей или учителей. Компьютерные игры отошли на второй план, я увлекся хип-хопом, который гармонично сочетался с литературой. Когда поступил в университет, видеоигры исчезли из моей жизни на восемь лет.

Получив диплом, я пошел работать в школу. Дети периодически спрашивали меня: «Артем Николаевич, почему вы не играете в видеоигры?» Я говорил, что мне это неинтересно, хотя с удовольствием (и даже с жадностью) в гостях у друзей играл в FIFA или Counter-Strike. Я убеждал себя, что перерос игры. Но дети убедили меня в обратном. Я с удовольствием слушал их рассказы о сюжетах «Ведьмака», The Last of Us и понимал, что целый пласт современной культуры проходит мимо меня. Дети вообще заставляют меняться. Благодаря им я начал смотреть сериалы, в том числе «Игру престолов», и ознакомился с русским ютьюбом. Истина проста: хочешь понимать подростков, говорить на их языке — интегрируйся, потребляй то же, что и они. Процесс интеграции завершился этим летом, когда я купил PlayStation 4 и телевизор (которого у меня несколько лет не было). Видеоигры вернулись в мою жизнь, теперь они сосуществуют в гармонии с семейной жизнью, работой, книгами и творчеством.

Лучше бы он книжки читал

Почему читать книги — это хорошо, а играть в видеоигры — плохо? Этот стереотип сложился из предпосылок, имеющих разные истоки. Первая связана с тем, что литература в России — главное искусство, а мы литературоцентричная нация. Неслучайно только литературу так глубоко изучают в школе. Не кинематограф, живопись или музыку, а именно литературу. Видеоигры вообще в России не принято рассматривать как направление в искусстве. Хотя в других продвинутых странах к играм относятся гораздо серьезнее Привет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах! . Вторая предпосылка связана с представлением о том, что книги — это серьезно, а игры примитивны. На самом деле сложность сюжета, глубина персонажей, философский подтекст и актуальная проблематика видеоигр сегодня дадут фору многим книгам. А вариативность подачи нарратива, которые предоставляет формат видеоигры, просто невозможна в книге или кинематографе. Одно из главных нарративных преимуществ видеоигр — возможность влиять на сюжет и совершать сложный моральный выбор.

Читая книгу, мы ничего не выбираем. В романе, за исключением нескольких постмодернистских произведений, судьба героев заранее известна и прописана. Во многих видеоиграх от ваших решений зависит судьба персонажей, и порой приходится выбирать из двух зол меньшую. Убить собаку или оставить умирать в мучениях? Убить насильника и убийцу или пощадить? Поддержать сына-революционера или выбрать сторону правительства и уничтожить его? Причем последствия могут быть непредсказуемыми. И путь, который, как казалось, должен привести к добру, приносит лишь смерть и разочарование. Эта виртуальная ситуация выбора позволяет игроку сымитировать выбор реальный. И понести за него условную ответственность. И мне кажется, что для среднестатистического подростка, который в своей жизни почти не принимает решений, видеоигры — отличный тренажер, который может закрывать самые разные потребности.

У истории с книгами и видеоиграми есть и другая сторона медали. Если ребенок целый день читает книги — это так же ненормально, как если бы он целый день играл в компьютер. Но первый случай родители часто предпочитают не трактовать как проблемный, а вот во втором бьют в колокола, пугая ребенка «игровой зависимостью» и походом к врачу, хотя существование такого типа зависимости до сих пор остается под вопросом. В случае как с книгами, так и с видеоиграми подростковый эскапизм не лечится путем запрета. У любой проблемы есть причина. И если ребенок проводит в виртуальном пространстве всю жизнь, значит реальность его чем-то кардинально не устраивает и в этом стоит разобраться. Видеоигра — отличное зеркало, в котором можно разглядеть своего ребенка. А можно не разглядеть, просто разбив его. Но отражение ведь никуда не денется.

Играть нельзя наказывать

Сегодня мир видеоигр поражает воображение. Видеоряд, сюжеты, герои, озвучка. От этого действительно тяжело оторваться. И каждый раз, играя матч в FIFA или эпизод в Beyond: Two Souls, я совершаю выбор. Но мы всю жизнь совершаем выборы. В подростковом возрасте чаще всего его делают за нас — родители и учителя. И приоритеты расставляют обычно тоже родители Привет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах! . Но на деле от условия «сначала уроки, а потом компьютер» больше вреда, чем пользы. Во-первых, родитель решает за подростка, лишая его права выбора, а значит, и несения ответственности за этот выбор. Во-вторых, это условие выстраивает иерархию, в которой уроки/чтение/помощь по дому — наказание, а игры — поощрение. Вряд ли родитель преследует такой результат, но на деле получается именно так: после каждого подобного условия мотивация учиться/читать/помогать падает, а награда становится все более желанной.

Так что же делать? Оставить его в покое? Пусть проиграет всю жизнь? Нет, ребенок нуждается в родителе. И хочет быть интересен родителю. Можно поинтересоваться, во что он играет. Как играет? Кому сопереживает? Какие эмоции испытывает? Почему это для него важно? Что именно его не отпускает? Об этом можно поговорить или можно просто понаблюдать за игрой. А если заинтересует — то и поучаствовать, но не стоит имитировать интерес. Фальшь хуже всего. Игра может быть неинтересна, но ведь ребенок интересен. И помочь понять его может в том числе игровая приставка. Это еще один инструмент, с помощью которого можно что-то узнать о ребенке или выстроить диалог. Ошибка большинства родителей, покупающих приставку, в том, что они покупают ее ребенку и сами не смотрят в ее сторону. А многие используют приставку как инструмент манипуляции или как средство от скуки. А между тем на приставках есть игры и для всей семьи. В конце концов, если ребенок предпочитает игру в приставку, а не семейные посиделки, значит, последние проигрывают в конкурентной борьбе, и что-то пора менять. Подростку интереснее уничтожать зомби или решать квесты, чем обсуждать новости вашей жизни.

Сегодня перед родителями стоит трудная задача: они вынуждены быть интересными своим детям сверх голого жизненного опыта, которого уже не хватает, который оказывается неактуален, и родитель не может ответить на вызовы, с которыми встречается подросток. В отличие от предыдущих поколений нынешнему авторитет нужно заслуживать, а для этого требуется предпринимать усилия. И все чаще родитель уступает игровой приставке или ютьюб в борьбе за внимание ребенка. Или родитель вообще не борется, потому что это проще — меняться всегда тяжело.

Если в семье хорошие отношения, но подросток все равно заигрывается до ночи, забывает об обещаниях и вынуждает маму с папой срываться, родителю не остается ничего, кроме информирования. Дайте возможность ребенку выбирать. «Если поздно ляжешь, тяжело будет вставать в школу, на уроках будешь разбитый, на тренировку пойдешь уставший», — вот что стоит донести до ребенка. Если он предпочтет сделать по-своему, на следующий день он сам будет нести ответственность за свой выбор. И на второй, третий раз ляжет вовремя. Но уже сам. Проверено на личном опыте, ибо именно так информировала меня мама, когда я засиживался до ночи. Обычно подросток четко понимает, в чем он неправ, его мучает совесть за каждое нарушенное обещание и мелкую ложь. Мучается, конечно же, только в том случае, если уважает родителей. Кроме того, перспектива сна подростку кажется скучной и, безусловно, проигрывает лишнему получасу путешествия по фантастическому миру. Нужно понимать, что дети играют в игры, потому что это их игры, их выбор, не навязанный старшими или школой.

Читайте также:  Правильное воспитание для мальчика: правила
Ссылка на основную публикацию