Как приучить ребенка к самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с его младенчества.

«Ой, ты надел штанишки задом наперед. Иди-ка сюда, переоденемся, нам уже давно пора выходить».

Подобные ситуации неизбежны: в самом деле, у вас на переодевание ребенка уйдет ровно 3 секунды, а для него это серьезная работа.

Нам проще покормить малыша с ложечки, чтобы потом не пришлось полчаса отмывать пол и потолок; нам нередко хочется решить за школьника задачку по арифметике, чтобы вы оба, наконец, смогли отдохнуть от приготовления домашнего задания. Все родители иногда так поступают. Но если такой стиль заботы становится привычным, то в итоге вам придется опекать 25-летнего ребенка или сопровождать его на любовные свидания.

Младенец рождается целиком и полностью зависимым существом, затем проходит не один десяток лет, пока он не достигнет автономности. Мудрые родители помогают ему обрести самостоятельность. Это сложно: ребенка очень хочется оградить от суровых реальностей жизни. Но существует простой закон воспитания самостоятельного человека — не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Да, это иногда доставит ему неприятности, но он сможет научиться справляться со стрессом только на своем собственном опыте и никак иначе. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска.

Такой ребенок начнет страдать уже в первых классах школы, где проблемы неизбежны, а родителей рядом нет. Поэтому, ради светлого будущего ребенка, не делайте за него лишнего. Такой подход, несомненно увеличит затраты времени. Однако, в общении с детьми не существует удачных «экспресс-методов».. Пусть вас утешит то, что это время будет потрачено не напрасно.

Чем больше общения, тем лучше

Предположим, девушка лет тринадцати говорит родителям: «Я сегодня иду на день рождения к подруге — можно, я останусь там ночевать?». Предположим, родители ничего не знают об этой подруге и о тайной жизни своей дочери. В такой ситуации есть два плохих ответа. Консервативный плохой ответ: «Ни в коем случае! Не смей вообще туда идти». Либеральный плохой ответ: «Что за вопросы! Ты уже взрослая девочка».

Мудрые родители поступят иначе, они не ответят сразу ни «да», ни «нет», а начнут расспрашивать ребенка и вместе с ним перебирать варианты: «Что тебе даст эта ночевка? Нельзя ли придумать альтернативы: мы, например, можем тебя встретить? Почему тебе хочется остаться?». В итоге любое решение, к которому придут обе стороны, окажется разумнее и ответственнее для обеих сторон.

Общения никогда не бывает слишком много. Это относится к ребенку любого возраста. Поэтому перед тем как принять решение, с ребенком надо поговорить.

Допустим, малыш заявляет: «Я не хочу завтра идти в садик». Нельзя проигнорировать это сообщение, надо исследовать, что происходит. Но в равной мере глупо было бы моментально согласиться с ребенком и срочно искать няню. Когда маленький человек переживает беспомощность, он часто начинает испытывать страх и не всегда понимает, чего именно боится. И тут родители служат естественными психотерапевтами, если принимают детские чувства всерьез и дают ребенку шанс о них поговорить. Чем больше он выражает свои страхи, тем меньше они владеют ребенком. Стоит также показать малышу, что бояться (а также — чувствовать себя одиноким, виноватым, сердитым) — это нормально. Расскажите ему о каком-нибудь своем страхе. Можно задавать открытые вопросы (но не такие, которые требуют односложных ответов): «А что в садике тебе не нравится? Что тебя там пугает?».

Называя свои чувства словами, ребенок учится их распознавать и контролировать. И тогда страхи в меньшей степени влияют на его решения.

Право выбора

Было бы нелепо предложить пятилетнему малышу выбирать себе няню, продукты в супермаркете или расписание дня. Тем не менее даже маленькие дети должны учиться делать выбор. Маленькому ребенку следует предоставить так называемый «выбор в рамке». Нечто похожее с нами проделывает реклама, задавая вопрос, какие гамбургеры мы предпочитаем, круглые или квадратные? Волей-неволей приходится задумываться, даже если мы особо не жалуем эти гамбургеры.

Точно так же и с ребенком: не стоит читать ему продолжительные лекции о пользе движения и свежего воздуха, достаточно спросить: «Куда мы пойдем сегодня: на детскую площадку у дома или в дальний парк?»; «Что будешь пить: воду или сок?»; «Ты уберешь игрушки сейчас или после прогулки?».

Такие вопросы ставят рамки: они не позволяют ребенку решать, скажем, будет ли он убирать игрушки или нет. Но они позволяют принимать решения, причем ребенок возьмется за уборку ответственнее, если сам выбрал для нее время. В целом детям до 5 лет лучше предлагать выбор одного из двух вариантов, а в дальнейшем их количество постепенно увеличивать.

Поступки с последствиями

Вы можете сказать: «Ну, хорошо, пускай ребенок выбирает сам. Но что если он выберет какую-нибудь ерунду?». Вопрос, конечно, правомерный. Если какие-то действия ребенка несут риск для его здоровья или семейного благополучия, родителям надо сказать твердое «нет». Впрочем, большинство детских поступков оказываются все-таки безобидны. Важнее другое: чтобы ребенок осознавал, что у каждого поступка есть последствия.

Девочка пытается походить в маминых тапочках: это интересно смотрится, но не слишком удобно. Малыш пробует есть суп с помощью соломинки для сока — оказывается, это утомительное занятие. Мудрый родитель не станет восклицать: «Перестань заниматься глупостями!». Ведь это просто ценный урок. А заодно ребенок учится не бояться ошибок, действуя самостоятельно, и узнает, что у поступков есть последствия. Так, вам не придется бранить ребенка, который забыл в песочнице любимую машинку и наутро ее там не обнаружил, — он уже сделал свои выводы.

Когда ребенка ругают и наказывают, это снижает его самооценку и приучает к безответственности: «Я — плохой, потому я себя плохо веду». Куда разумнее использовать для решения проблем последствия его поведения. Так, в одной семье сборы на прогулку затягивались до бесконечности, потому что малыш постоянно отвлекался. Наконец, однажды мама сказала: «Видишь в окне солнышко? Когда оно спрячется вон за то дерево, на прогулку идти будет уже поздно. Собирайся поскорей, а я пока пойду попью кофе». Одна пропущенная прогулка, один скандал — и сборы стали происходить быстрее и спокойнее.

В подобных случаях ребенок, даже самый маленький, не чувствует себя «плохим» или наказанным. Он просто начинает понимать, что его судьба зависит от его собственного поведения. И это невозможно ему объяснить никакими назидательными беседами, но только поступками.

Он требует помощи

Малыш, попытавшись застегнуть пуговицы на рубашке, приходит в отчаяние и начинает злиться, кричать и кусать свою непослушную одежду. Таким образом, он признал себя беспомощным, чтобы включить маму в трудную ситуацию. Действительно: чтобы застегнуть одну пуговицу, нужны сотни тонких моторных навыков, просто мы, взрослые, об этом давно забыли. Роль беспомощного не полезна ни для самооценки ребенка, ни для ваших отношений. Поэтому не стоит верить, что у него действительно «ничего не получается».

Лучше пускай он привыкнет просить: «Помоги мне, пожалуйста!». Затем надо дать ему шанс сделать все, что он может сделать сам (пусть наденет рубашку, сопоставит нужные пуговицы с нужными петельками, мама застегивает одну пуговицу — «А следующую — попробуешь сам?». Этот процесс может повторяться много раз, пока навык не будет освоен.

Ребенок постарше, играя роль беспомощного, может спрашивать совета: «Что мне делать?». Лучше задать ему в ответ встречный вопрос: «А ты сам как думаешь?». Часто он выдаст самое разумное решение. «Ничего не получается» — это ложное обобщение, хоть что-то ребенок всегда способен сделать — и надо дать ему такую возможность. Когда он выполнит хотя бы часть задачи самостоятельно, у ребенка остается ощущение компетентности.

Не забудьте оценить то, что у него получилось, — или хотя бы его старания.

Чья это проблема?

Итак, если ваш ребенок столкнулся со сложной проблемой, всегда стоит думать: чья это проблема — его или ваша? На самом же деле, пока он не стал самостоятельным, это всегда проблема общая. Пусть он сделает все, что может сделать сам, а родитель придет ему на помощь во всем прочем. По мере взросления ребенка мудрые родители решают и делают за него все меньше и меньше, но лет примерно до двадцати находятся неподалеку и готовы прийти на помощь, если их попросят.

Воспитание школьника. Как приучить ребенка к самостоятельности?

Все родители хотят, чтобы чадо успешно справлялось со школьными делами и оставалось при этом веселым и здоровым. Но хорошая учеба – это еще и организованность.

Все родители хотят, чтобы чадо успешно справлялось со школьными делами и оставалось при этом веселым и здоровым. И все мы знаем, что хорошая учеба – это не только пятерки в дневнике, но еще и организованность: умение собрать рюкзак, записать в школе домашнее задание, вовремя сделать уроки, лечь раньше полуночи, встать по будильнику и одеться… Как помочь ребенку установить контроль над всеми этими процессами? Ведь от них во многом зависит его самооценка, отношения с учителями и одноклассниками. Да и нам с вами, прямо скажем, будет радостнее жить и общаться с ребенком, если свои школьные обязанности он научится отслеживать сам, а мы оставим себе роль ненавязчивого контролера и подстраховщика.

Ужас и хаос учебной жизни

Ребенок ушел в школу, забыв дома пенал и плавки для бассейна, дома поздно пообедал и болтал ногами до вечера, затем внезапно схватился за уроки (обнаружив, что не записал задания по паре предметов), впопыхах собрал рюкзак и забрался в постель на час-полтора позже, чем стоило бы. Знакомая картина? Если нет, вас можно поздравить! – вы редкий вид среди родителей школьников. А большинство мам и пап годами размахивают кнутом и пряником, чтобы приучить ребенка к самостоятельности.

Но давайте разберемся со всем по порядку. Во-первых, нормальна ли детская беспечность и забывчивость? – психологи отвечают: да! В большинстве случаев, детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Формирование этого навыка продолжается вплоть до 13-15 лет, и это нормальный человеческий процесс. Ведь мы – организмы, а не механизмы, наша жизнь плавная и гибкая, она очень зависит от внешних условий и не всегда ровненько вписывается в рамки и клеточки. А дети – особенно спонтанны и несобранны, и недаром возле школ всегда ставится дорожный знак «Осторожно, дети!» – это еще одно напоминание взрослым, что мы должны долго и терпеливо учить наших отпрысков быть внимательными и контролировать себя. Кроме того, многое зависит от наследственности и особенностей нервной системы маленького человека, говорят специалисты. Если мама или папа в детстве «ловили ворон» и теряли тетрадки, то и ребенок не сможет продемонстрировать чудеса самоорганизации.

Тогда возникает второй вопрос: как, все-таки, приучать ребенка к организованности и самостоятельности? И здесь, прежде всего, нужно помнить, что вне зависимости от типа нервной системы и склонности к творческому хаосу, организованность – это навык, который можно поставить. Иными словами, мы можем установить программное обеспечение под названием «Самоконтроль и дисциплина» в организм нашего ребенка. Но распаковка и установка этого ПО займет какое-то время и, может быть, пакет установится не с первого раза. Хотя при упорстве с нашей стороны – все получится.

Читайте также:  Цели, содержание и принципы семейного воспитания

Родители порой впадают в две крайности.

Первая крайность: пустить все на самотек, «бросить ребенка в воду, чтобы он научился плавать». В этом случае участие родителей в школьной жизни ребенка минимально (сходить на собрания, расписаться в дневнике), детка все делает сама – и сама же расхлебывает последствия своей забывчивости. В такой ситуации ребенок может и «выплыть», а может и надолго забуксовать, упираясь в груду проблем, которые кажутся ему неразрешимыми. При таком подходе родителями порой руководит сильная занятость, и очень часто – внушающая ужас идея, что «если я буду с ним нянчиться, он не научится организовывать себя сам НИКОГДА!»

Другая крайность – контролировать ребенка во всем, помогать ему просыпаться, завтракать, вести в школу, неотступно учить с ним уроки и отслеживать школьные задания, переживать за двойки и тройки больше самого ученика. Родители действуют «из лучших побуждений», но здесь есть риск, что ребенок настолько привыкнет к поддержке и постоянному понуканию, что ему сложно будет брать ответственность за свою учебу (а в перспективе – и жизнь) на себя и осуществлять именно сознательный САМОконтроль.

И, наверное, где-то между этими крайностям лежит подходящая именно вашей семье золотая середина.

Подарите ребенку красивый и удобный ОБРАЗЕЦ

В когнитивной психологии существует наглядный расклад: чтобы ребенок научился самоконтролю, ему просто необходим эталон. Такой образец желательного и поощряемого поведения, на который он будет равняться. Ребенок будет сверяться с этим образцом и постепенно разовьет свой самоконтроль: научится планировать свою работу для достижения образца, а потом проверять самого себя, хорошо ли он воспроизвел образец и как в следующий раз сделать лучше. И мы, родители, вместе с учителями должны этот эталон ребенку предоставить, потому что иначе он возьмет образец на улице, в телевизоре или Вконтакте. Как же это сделать?

* Родители сами должны быть достаточно организованными людьми. Важно, чтобы ребенок видел и знал, что в родительской жизни есть место порядку и дисциплине: мама-папа умеют делать над собой усилие и выполнять свою работу и другие обязанности (готовить ужины семье, содержать дом в чистоте – все это тоже плюсы в пользу самоконтроля).

* У ребенка должно быть упорядоченное пространство для учебных маневров: стол или парта для уроков, полки и ящики для книжек и тетрадок, место в шкафу для школьной одежды, будильник, телефон, продукты к завтраку и обед в холодильнике.

* Родителям вслед за учителями нужно регулярно подсказывать ребенку: что, когда и как удобно делать, чтобы с учебой у него все было хорошо .

* И нужно не просто рассказывать и подсказывать, «что такое хорошо и что такое плохо», но и помогать ребенку придерживаться «хорошей» линии, напоминать о необходимых действиях, стимулировать и подбадривать. И, конечно, хвалить.

* И даже не только помогать, напоминать и хвалить, а еще и обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же? Ты перестал забывать пенал – и больше не приходится просить ручки и карандаши у ребят, удобно, да?»

Едим слона по частям

Ребенок пытается контролировать себя, а мы все это время контролируем ребенка. И контролируем то, как он себя контролирует! – и чтобы совсем не запутаться, можно применить один удобный метод, психологи рекомендуют. Итак:очень сложно наладить все, сразу и навсегда, психика просто пасует перед такой непосильной задачей. Гораздо проще и реальнее меняться по частям.

* Составьте для себя список «проблемных зон» в учебной жизни вашего ребенка, чтобы с особенным вниманием их исправлять. Скажем: детка не умеет вставать по будильнику, забывает записывать домашние задания и слишком поздно садится за уроки. Прекрасно, принимаемся за дело.

* В общем потоке привычной жизни вы начинаете особенно внимательно стимулировать ребенка именно по этим трем направлениям, чтобы хотя бы под вашим контролем эти проблемы исчезали. На установление ВАШЕЙ привычки контролировать может уйти 2-3 недели. А ребенок тем временем почувствует, что его жизнь упорядочивается.

* После этого выбираете одну, самую простую задачу из списка и обсуждаете с ребенком, а как бы он мог делать это сам? Например, вставать и собираться утром самостоятельно. Может быть, нужен будильник погромче? Или перевести его на 10 минут пораньше? Или закупить для завтраков особые йогурты, фрукты, сыр, кефир, чтобы чадо с удовольствием хозяйничало на кухне? Сказано – сделано, стараетесь честно отдать ребенку ответственность за это конкретное дело и наблюдаете: получается ли у него эту ответственность взять? Наблюдаете пристально, подруливаете и совсем немного помогаете, чтобы контроль за этой сферой на самом деле перешел к ребенку. На вашей совести теперь будут не сами утренние сборы в школу, а поставки в холодильник сыра и кефира. Если в этой сфере в будущем случатся промахи и недочеты – а такое бывает, будьте готовы! – вам нужно будет просто поддержать ребенка и помочь ему снова восстановить ЕГО самоконтроль по этой линии. Ну, может быть, сменить фрукты на мюсли. И хвалить, хвалить.

* Как только вы увидели, что одно направление полностью отработано, и ответственность за него перешла в руки ребенка, вычеркиваете розовым фломастером этот пункт из своего списка и вносите туда что-нибудь новенькое, актуальное, например: «Вечно забывает зарядить телефон».

* Даете детке небольшую передышку и время для адаптации, а затем вкрадчиво подходите к нему с новым креативным предложением из списка: «А что бы помогло тебе всегда записывать домашнее задание. » Цикл повторяется. Только не стоит слишком торопиться, тише едешь – дальше будешь, а капля по капле и камень точит.

Организационный виш-лист

И напоследок давайте перечислим процессы, которые важны для успешной учебной жизни ребенка. Ваш ученик может выполнять их на автопилоте, а может забывать о них постоянно, но хотя бы классу к седьмому-восьмому стоит их проработать. Хотя бы затем, чтобы через несколько лет вам не пришлось говорить друзьям и знакомым: «Я не могу принять это чертовски привлекательное приглашение, слишком занята: мы с ребенком сдаем сессию».

Подъем по будильнику.

Самостоятельные утренние сборы в школу, хороший завтрак.

Умение запирать, отпирать квартиру и не забывать ключи.

Самостоятельный поход в школу и обратно.

Обеспечение связи (заряженный телефон, все время с собой).

Контроль количества денег на проезд и школьные завтраки.

Заполнение дневника и запись домашнего задания в дневник.

Умение следить за временем по часам.

Прогнозы о том, сколько времени займет выполнение уроков.

Самостоятельное и своевременное выполнение уроков.

Поиск учебного материала в домашней/школьной библиотеке и Интернете.

Собирание рюкзака в соответствии с расписанием на следующий день.

Поддержание в порядке всех школьных принадлежностей (ручки, линейки, циркуль и пр.).

Уборка на рабочем месте (чтобы не страшно было подходить к нему на следующий день).

Уборка школьной формы в положенное место.

Обеды и полдники вовремя.

Наверняка вам захочется чем-то дополнить наш список. Это простая «техническая база» учебного процесса, но она, правда, важна. И похоже, виш-лист не так уж огромен, за несколько лет можно помочь ребенку отточить все эти навыки, облегчить ему путь к самостоятельности и успеху, а себе – обеспечить покой и уверенность человека, который знает, что его отпрыск – научен нужным вещам.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности»

Поляк Лиана
Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самое благоприятное время для воспитания самостоятельности – это младший дошкольный возраст. Как раз в это время ребёнок начинает становиться самостоятельным человеком, со своими желаниями и особенностями, может выполнять без помощи взрослого многие действия. Детская самостоятельность доставляет большие проблемы родителям. Но, если родители хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным и ответственным, они должны ему предоставить такую возможность.

Основные ошибки, допускаемые родителями при воспитании своих детей

1. Подавление стремления ребёнка к самостоятельности. Если постоянно останавливать ребенка в его желании быть самостоятельным,он может вырасти пассивным,не научится преодолевать трудности.

2. Родители не понимают,что любой навык,любое умение дается ребенку с огромным трудом,у них не хватает терпения ждать, и в конечном итоге,они все делают за ребенка сами. Тем самым родители подрывают у малыша веру в свои собственные силы, растят его пассивным и ленивым.

3. Воспитывая самостоятельность, родители очень часто используют замечания, нравоучения, сравнения. Этого нужно всячески избегать.

4. Некоторые родители,наоборот, нахваливают своего малыша не за его достижения, а от большой любви. Похвала должна быть заслуженной, объективной. Тогда она вызовет у ребенка желание делать всё самому.

5. Отсутствие собственного примера. Дети во всем подражают родителям, поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, папа и мама должны быть сами примером.

6. Часто родители торопят ребенка, что делать категорически нельзя. Это может вызывать негатив и отсутствие желания принять участие в деле следующий раз.

7. Гиперопека-родители спешат на помощь малышу, даже если он их об этом не просит. Дайте возможность проявить ребёнку настойчивость и добиться результата.

«Что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем возрасте

Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, при этом не мочить одежду; пользоваться полотенцем и знать, куда его нужно повесить после использования. Одеваться и раздеваться в определённой последовательности; одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать. Замечать небрежность в одежде и либо самому, либо, обратив внимание взрослых, устранять ее. По физиологической потребности своевременно пользоваться туалетом. Пить из чашки; есть аккуратно, жевать с закрытым ртом. Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Методы воспитания самостоятельности.

1. Поощрения и санкции. Например, выдавать сувенирчики или сладости каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях. А в случае, если он забывает о них, можно лишить его уже заработанных призов.

2. Чтение и обсуждение литературных произведений. В таких книгах как “Незнайка” Н. Носова и стихотворный цикл “Младший брат” А. Барто можно найти тему ответственности в поведении персонажей.

3. Как в сказке. Придумайте сказку о том, как любимый персонаж или игрушка Вашего ребенка учился быть более самостоятельным и ответственным.

4. Игра для дошкольников. Превратите в игровой процесс уборку игрушек. Устройте соревнование, кто больше уберет игрушек, только важно дать ребенку возможность победить!

Если приучать последовательно и терпеливо ребенка самостоятельности, это решит множество проблем в будущем. Вы можете оставить его одного дома, вы всегда будете уверены в том, что ваш ребенок правильно оденется в школу, сможет самостоятельно позавтракать. Позвольте Вашему ребенку быть самостоятельным, тем самым Вы окажете и себе, а, главное,ему неоценимую услугу!

Консультация для родителей «Приучаем к самостоятельности» Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе.

Консультация «Как приучить ребенка к порядку?» Не стоит надеяться,что ваш малыш с рождения окажется чистюлей. Многие родители придерживаются мнения о том, что уборка- естественная обязанность.

Читайте также:  Карманные расходы для детей: зачем, сколько, за что

Консультация «Как приучить ребенка к труду» Как приучить ребенка к труду Многие мамы слышат от других мам, как дети сами складывают вещи, игрушки, помогают мыть посуду и завидуют.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка убирать игрушки» Почти в каждом доме, в котором есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убрать после себя игрушки. При этом самой.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду» Консультация для родителей «Как приучить ребенка к труду». «Моя дочь совершенно не хочет мне помогать»- сокрушается одна женщина. «С трудом.

Консультация для родителе «Как приучить ребенка пользоваться ножницами» Как научить ребенка вырезать ножницами. Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими подстригают ногти. Сам процесс.

Консультация для родителей «Как приучить ребёнка к труду» Как приучить ребёнка к труду? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Отношение ребёнка к своим обязанностям в огромной степени зависит от.

Эта долгожданная фраза «Я сам!»

Одна из самых сложных родительский задач – научить подрастающих детей самостоятельности и подготовить их к безболезненному переходу во взрослую жизнь.

Наши простые советы будут полезны как начинающим родителям бойких трехлеток, так и все повидавшим на своем веку закаленным родителям школьных выпускников.

Помните детство нашего поколения, проведенное с ключом на шее? Поднимите руку те, кто в семь лет сам научился разогревать обед, лазил по ржавым гаражам и стройкам и начал зарабатывать первые деньги еще в старших классах школы.

Впрочем, наша страна вовсе не одинока в вопросах прививания самостоятельных навыков при помощи детства на улице. В США, где наша семья живет последние два года, до сих пор существует термин «Latchkey Kids» – «дети-отмычки»: те же самые дети с условным ключом на шее, которые самостоятельно возвращаются домой из школы.

Правда, власти США уверены, что чем ниже процент таких детей – тем благополучнее взрослое общество в целом. Поэтому законодательные усилия направлены на то, чтобы таких детей становилось все меньше и меньше.

Нас часто спрашивают – правда ли, что родителей, оставивших детей дома одних, могут посадить в тюрьму? Правда!

В трех штатах – Иллинойс, Орегон и Мэриленд действительно можно попасть на полгода за решетку, подвергнуться депортации и ненароком отправить детей в приемную семью только потому, что ты вышел на полчаса купить молока, а дети остались одни дома. В нашем демократичном Коннектикуте закон тоже настоятельно не рекомендует оставлять дома детей одних вплоть до 12 лет. Старшие дети имеют право присматривать за младшими и забирать их из детского сада начиная с 15 лет. Поэтому мы не оставляем младшего ребенка дома со старшим, да и старшего оставляем одного только в случае крайней необходимости.

Как, скажете вы, в таких оранжерейных условиях воспитывать в детях самостоятельность? Мы попытаемся!

Читайте также:
Что могут сделать родители, чтобы ребенок не ушел с незнакомцем: советуют профессионалы

Наш младший пятилетка пока радует родителей только умением самостоятельно развлекать себя в течение пары часов, если взрослые заняты и готовностью убирать за собой со стола.
Но наша четырнадцатилетняя дочь-подросток уже умеет самостоятельно путешествовать на самолете, пользоваться любым российским общественным транспортом и целиком и полностью отвечать за учебу в двух школах – американской и русской одновременно. Я никогда не проверяла и не проверяю ее уроки или отметки. Начиная с тех пор, как ей исполнилось десять лет, я не бужу ее по утрам в школу и не готовлю завтрак – в принципе, я вообще никак не слежу, в каком виде она туда идет и идет ли вообще.

Ах да – несмотря на вопиющее отсутствие материнского надзора, она отличница. Думаете, нам просто повезло?
За плечами у нашей семьи нелегкий опыт воспитания самостоятельного подростка.

Было все: от двойки за проваленный из-за лени экзамен по фортепьяно до умерших от голода хомяков.

Советы нашей семьи по воспитанию самостоятельных детей очень индивидуальны, но мы искренне надеемся, что вы сможете найти для себя полезную информацию и взять ее на вооружение.

Итак, что считать самостоятельностью?

Самостоятельные дети – это вовсе не те дети, которые без напоминаний убирают за собой в комнате яблочные огрызки или могут сходить в магазин за хлебом. Самостоятельность – это сочетание навыков что-то делать без помощи родителей и психологической готовности принимать простые решения и нести за них ответственность. Наша задача одновременно научить ребенка делать и то, и другое!

Правило 1. Самое главное – это родительский настрой

Воспитание самостоятельности в детях начинается с родителей.

Только готовность и умение планомерно и последовательно «отпускать поводок» приведут ваших детей к психологической готовности принимать маленькие, но самостоятельные решения и осваивать новые навыки.

Это кропотливый труд – день за днем внимательно отслеживать прогресс и предлагать ребенку все новые способы воспитания ответственности.

Правило 2: Движемся от большого к малому

Помните, как сложно было отпустить руку вашего малыша и позволить ему сделать первые самостоятельные шаги и набить собственные шишки? Весь путь воспитания ребенка от рождения до вылета из родительского гнезда – это пошаговый процесс сепарации. Самостоятельные взрослые люди гораздо непринужденнее вырастают из тех малышей, кому в четырехлетнем возрасте разрешали выбирать, на какой площадке и в каких штанишках пойти гулять – или из тех, кому в десятилетнем возрасте можно было самостоятельно выбрать, где проводить время после школы: на баскетбольной площадке или в обнимку с арфой.

В США очень часто можно встретить на улице нелепо одетых детей: костюмы фей, шорты в довольно прохладный ноябрьский день или пижама и мягкие тапочки – все потому, что родители-американцы разрешают подросшим малышам самостоятельно выбирать, в чем выйти на прогулку. Замерз? Родители просто вернутся домой и спокойно предложат теплые штаны вместо шорт.

Поддерживайте и культивируйте в ваших детях стремление и умение ежедневно делать маленькие выборы. Хвалите за правильно принятое решение, объясняйте и помогайте исправить ошибки, когда что-то не получается.

Правило 3. Чем старше возраст – тем больше дистанция и право на ошибку.

Позволяйте своим детям совершать ошибки, осознавать их и нести ответственность за их последствия. Предлагайте пути решения и не бросайте их в одиночку расхлебывать последствия, если вы видите, что они не справляются. И самое главное – помните, что право на ошибку имеют не только дети, но и родители!

Ошибки неизбежны. И если они не причиняют вреда физическому и ментальному здоровью членов семьи – просто примите это как должное.

«Работа над родительскими ошибками» – бесценный опыт для наших детей: нет ничего лучше, чем показать на собственном примере, что многие неправильные решения обратимы.

Пару лет назад мы решили, что наша дочь-подросток уже достаточно взрослая для того, чтобы самостоятельно принять довольно важное решение: переехать вместе со всей семьей в США или остаться в России – жить с бабушкой, спокойно заканчивать музыкальную школу и вот это все.

Мы наивно и ошибочно рассчитывали, что наша юная авантюристка с восторженными воплями бросится собирать чемодан и «самостоятельность» принятого решения подсластит ей на первых порах сложности адаптации. Что-то вроде «я сама так захотела, поэтому буду терпеть и мужественно преодолевать трудности». Как бы не так!

Игры в демократию закончились плачевно: вся семья уехала, дочь решила остаться и страшно переживала разлуку. Наша семья смогла воссоединиться только спустя полтора гора, килотонны потраченных денег и намотанных на кулак нервов.

Пожалуй, это была самая дорогостоящая во всех смыслах ошибка нашей семьи на пути воспитания самостоятельных личностей.

Правило 4. Активно участвуем в любых детских занятиях

Помните простой закон «зоны ближайшего развития»? Базовый закон воспитания и развития самостоятельного ребенка, который ввел в обиход советский психолог Л. С. Выготский в начале 1930-х годов ХХ века.

Он чрезвычайно прост – самостоятельно делать завтра ребенок сможет только те вещи, которые он делает сегодня с помощью взрослого.

Нет, это не значит, что взрослый должен сделать все за ребенка. И не значит, что более самостоятельны и развиты те дети, которых родители ничему не учили, предоставив им учиться методом только самостоятельных проб и ошибок.

Это значит, что если сегодня вы вместе печете блинчики, поливаете огурцы или пришиваете пуговицы, то с большой долей вероятности завтра ваш ребенок сможет сделать это самостоятельно.

Вместе ежедневно расширяйте круг базовых самостоятельных навыков: завязывать шнурки, складывать свою одежду, собирать рюкзак в школу, мыть свои ботинки и ухаживать за домашними животными. Спустя некоторое время ребенок сможет делать все это сам.

Правило 5. Выделяем сферы ответственности

Самое сложное – это перейти от теории к практике.
Обсудите то, за что ребенок может отвечать самостоятельно. В нашем случае это была школа с домашними заданиями и музыкалка.

Кроме персональных дел, которые касаются только ребенка, выделите сферы ответственности, касающиеся всей семьи. Они могут быть совершенно несложными и варьироваться в зависимости от возраста – от пресловутого выноса мусора до приготовления воскресной яичницы.

Если есть возможность не вмешиваться – постарайтесь этого не делать. Первые один-два раза покажите ребенку алгоритм решения несложных проблем в школе и в дальнейшем предложите ему делать это самостоятельно.

Правило 6. Безопасность превыше всего!

И вот, он настал – этот момент, когда ребенок предлагает сам сходить за хлебом! Или уверяет вас, что уже готов самостоятельно ходить на тренировки в бассейн. Как сделать первые самостоятельные выходы из дома максимально безопасными?

• Напомните ребенку о правилах безопасности на улице и регулярно непринужденно обсуждайте, как следует вести себя во внештатных ситуациях. Что делать, если на улице незнакомый человек просит о помощи или предлагает пойти с ним под разными предлогами? Кого звать на помощь? Как себя вести, если хулиганы пытаются отобрать телефон или деньги? Проверьте, знает ли ваш ребенок алгоритм поведения в таких ситуациях. Не стесняется ли он кричать и звать на помощь на улице? Отработайте этот навык в лесу.

• Обсудите и нарисуйте наиболее безопасный маршрут. Попросите ребенка не отклоняться от него.

• Одевайте ребенка в запоминающуюся одежду и обувь, всегда имейте под рукой его свежие фотографии.

• Если вы работаете, а ребенок остается дома один, разработайте «безопасное расписание» с напоминаниями позвонить родителям после возвращения из школы, перед походом гулять с друзьями или после возвращения с тренировки. Ребенок должен знать наизусть телефоны родителей и службы спасения.

Терпения вам – и легкого взросления вашим детям!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Сделай сам

Воспитание у ребенка самостоятельности важно начать во-время.

Каждый родитель, любящий своего ребенка, рано или поздно сталкивается с одной и той же проблемой – как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах и учились принимать самостоятельные решения?

Не собственность, а личность

Это воспитание начинается с работы родителей над самими собой. Главное, что вы должны в этот момент для себя уяснить: дети – это не ваша собственность, которую вы растите лишь для того, чтобы они заботились о вас в старости. Ребенок – это личность, которой вы, как никто другой, зная все ее особенности, должны помочь состояться. Сам собой он не повзрослеет – особенно в том случае, если относиться к растущему человеку как некоторые мамы, в животном страхе за детей, стремясь уберечь их от возможных неприятностей, ходящих за своими детьми по пятам, отслеживая и оценивая каждый их поступок, предупреждая все желания, отсекая контакты, которые кажутся им неправильными. Они попросту берут жизнь своих детей на себя. Все это на корню пресекает развитие самостоятельности ребенка, превращая его в невротика, который без мамы не сможет учиться и имеет большие проблемы в общении с ровесниками.

Читайте также:  По каким признакам можно считать себя хорошими родителями

Не меньший вред, чем гиперопека, может принести установка на то, что ребенок повзрослеет сам. Такие родители готовы как можно скорее поверить во “взрослость” своего чада и предоставить ему гораздо больше самостоятельности, чем ребенок может выдержать. Не оправдывая, понятно, родительских ожиданий, получая за это нагоняй, он с раннего возраста начинает привыкать к положению беспомощного, а сталкиваясь с таким отношением регулярно, постепенно разочаровывается в своих способностях предпринимать самостоятельные действия в принципе.

Закон суров, но это закон

Стремление делать все самому – это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека.

Основные навыки самостоятельности закладываются у него приблизительно в три года. И первый навык, на формирование которого вам следует обратить внимание, – самостоятельность в еде.

Где-то в начале второго года жизни многие дети уже не хотят просто сидеть за столом и открывать рот. А что это такое у мамы в руках? – и маленькие ручки тянутся за ложкой. Пусть в рот на сей раз ничего не попало – радуйтесь порыву! А как только вы – спокойно, ненавязчиво, не раздражаясь на падающую на стол кашу, – покажете, как держать ложку правильно, и у него со временем начнет получаться доносить ее до рта полной, – так человеку и самому станет интересно, и аппетит появится.

Упустишь тут момент, облегчишь себе задачу – и ребенок очень быстро привыкнет к тому, что его постоянно кормят взрослые.

В принципе воспитание самостоятельности – это приучение ребенка к той мысли, что для него – как и для всех в доме – существуют определенные правила и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку.

Понятно, что в два с половиной года ваша дочь еще не может снимать через голову водолазку или натягивать тугие колготки. Но застегнуть липучки на кроссовках (одетых при этом на “правильные” ноги!) способна вполне – равно как и замотать шею шарфом. Вот и не делайте этого за нее, изобразите, что вы уже одеты и выходите, а она, что, все еще в одном ботинке? Уверяю вас, это подействует, и скоро все всегда будут готовы вовремя. Потом пусть она сама надевает джинсы, учится застегивать молнию на куртке и так далее.

Важным моментом воспитания самостоятельности ребенка становится его ответственность за самое ценное для него – игрушки. Дайте трехлетке понять, что порядок в игрушках – это его вклад в общий порядок в доме, и пусть, скажем, перед приходом гостей он лишний раз проверит, все ли у него лежит на местах.

Маленький ребенок – существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: “Я сам!” Такой порыв к самостоятельности – свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок. Но возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!

Воспитание самостоятельности – работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно. Внимание:

1 Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто – придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2 Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, – особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3 Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама “наделась” – имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4 Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами – располагаться на доступном для него уровне.

5 Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: “Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?”, “Может, нам стол на кухне переставить сюда – что ты об этом думаешь?”.

И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: “Ребенок подобен бумажному змею – он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке”.

Воспитывать у детей ответственность и самостоятельность можно и в игровой форме. Вот несколько несложных игр, которые могут помочь вам.

В эту игру можно поиграть. Положите нашкодившие ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и т.д. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, например, получаса, только добрые дела. Через полчаса похвалите ручки ребенка, погладьте их. Потом время увеличивайте до часа, дня, недели и т.д.

Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваше чадо перестанет буянить.

В эту игру лучше играть с несколькими детьми и ведущим. Водящий называет какой-либо овощ (или показывает картинку с ним). Дети по очереди называют блюда, в которых этот овощ используют, демонстрируя свою осведомленность в домашних делах. За каждый правильный ответ – конфета. У кого больше конфет – тот и выиграл. К этой игре стоит подготовиться заранее: составить список блюд или подобрать картинки.

8 советов, как научить ребенка самостоятельности

Если вы хотите, чтобы ребенок рос уверенным в себе и мог самостоятельно принимать решения, вы должны дать ему свободу, чтобы стать таким. Секрет, как научить ребенка самостоятельности заключается в балансе. Вы должны быть терпеливы, но не слишком снисходительны, если хотите, чтобы он был самостоятельным.

Проблема некоторых родителей заключается в том, что они пытаются контролировать своих детей на каждом этапе пути. Так не рекомендуется делать, потому что вы не даете ребенку научиться делать выбор. Если все, в конечном счете, зависит от вас, ребенок может возмущаться и бунтовать.

1. Создайте распорядок дня

Детям необходим хороший баланс между четким распорядком и свободой, который будет способствовать развитию у них самостоятельности. Чем больше вы позволяете ребенку думать за себя, тем более самостоятельным, он станет.

  • Попросите ребенка складывать в стирку свою одежду и дайте ему возможность самостоятельно одеваться утром.
  • Пусть сам выбирает себе перекус и убирает тарелку после еды.
  • Переложите столовые приборы и одежду ребенка на более низких уровнях, чтобы он мог сам их доставать, когда это нужно.

2. Научите самостоятельно решать проблемы

Если у вашего ребенка возникла какая-то проблема, вместо того, чтобы тут же бросаться спасать его, дайте ему возможность решить ее самостоятельно.

  • Соперничество с братом или сестрой – это распространенная проблема в таком возрасте.
  • Ролевые игры – один из самых эффективных способов развития навыков самостоятельного решения проблем.

3. Ошибка – это не конец света

Нет ничего плохого в ошибках! Возможно, вам может быть сложно позволить ребенку совершать ошибки. Однако именно они позволяют ему чему-то научиться.

  • Например, он может забыть сделать домашнее задание и столкнуться с последствиями в школе.
  • Ошибки – это часть процесса обучения, ошибившись однажды, в следующий раз ребенок вспомнит и завершит свою задачу.
  • Не ругайте, если он пролил молоко, когда наливал его в стакан. Просто подскажите, как вытереть его и напомните, что нужно быть осторожным.

4. Будьте чуткими

Ребенок должен знать, насколько вы беспокоитесь о нем, однако вы хотите, чтобы он решал свои проблемы самостоятельно.

  • Пусть знает, что вы всегда рядом, что бы ни случилось.
  • Аккуратно объясните ребенку, что вы хотите, чтобы он разрешал конфликты самостоятельно, а не постоянно искал помощи.
  • Хотя вы должны поощрять его быть самостоятельным, следите за тем, чтобы он не причинил себе ущерба!

5. Научите ребенка быть настойчивым

Позвольте ребенку иметь собственное мнение. Вот то, что вы можете сделать:

  • Если вы заказываете еду в ресторане, дайте ему возможность самостоятельно заказать еду для себя.
  • Если вы наряжаетесь, позвольте ему самому выбрать себе одежду.
  • Спросите его, что он хотел бы на полдник.
  • Когда он предпочитает сесть за уроки.

6. Предлагайте разумный выбор

Чтобы помочь вашему ребенку думать самостоятельно, предлагайте ему разумный выбор.

  • К примеру, позвольте ему выбрать между пиццей и пастой.
  • Пусть решает, займется ли он вначале садоводством или домашним заданием.
  • Установите ограничения. Он должен быть хорошо осведомлен о его границах и знать, что именно от него ожидают.

7. Давайте совет, но не вмешивайтесь

Если ребенок пытается решить проблему, не спешите ему на выручку. Вот что вы можете сделать вместо этого:

  • Дайте совет, а не решение.
  • Позвольте вашему ребенку подумать над тем, как найти выход из этой проблемы.
  • Вы можете быть приятно удивлены, увидев, как он нашел решение.

8. Пусть у него будут свои обязанности

Если вы упаковываете чемоданы перед поездкой, позвольте ребенку самому собрать свои вещи. Вы всегда можете научить его, как это сделать, первые несколько раз.

  • Включите его в процессе планирования поездки, чтобы ребенок понимал все о приключении и самостоятельности.
  • Попросите его самостоятельно нести свой багаж (или везти в тележке) в аэропорту и доставить его домой после поездки.

Весь процесс становления самостоятельным может быть медленным, но важно, что вы будете направлять ребенка в каждом его движении.

Ссылка на основную публикацию