Как развить музыкальные способности детей дошкольного возраста

Как развить музыкальные способности детей дошкольного возраста

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Часть 1

На протяжении многовековой истории человечества музыка играет важную роль в процессе воспитания, способствует умственному развитию детей, расширяет кругозор, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Многочисленные исследования подтверждают целесообразность формирования музыкальных способностей, начиная с раннего возраста, так как недополученные в детстве музыкальные эмоции невозможно восполнить в старшем возрасте.

Самый важный этап для развития музыкальных способностей ребенка – дошкольный период. Уделяя внимание формированию музыкальной культуры в это время, родители закладывают фундамент для гармоничного развития личности ребенка в будущем. Рассмотрим основные виды музыкальных способностей и способы их развития.

Существует три вида музыкальных способностей:

  1. Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий, то есть способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий.
  2. Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух, то есть позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов.

Для развития музыкальных способностей необходимо выполнять определенную работу, о которой необходимо рассказать отдельно.

Развитие ладового чувства

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Также в развитии ладового чувства важной составляющей является работа с интонациями. При воспроизведении на слух речевых оборотов с правильной интонацией дети расширяют свой эмоциональный кругозор и получают новые ассоциативные ощущения. Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми упражнениями. Это позволит добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.

Развитие слухового представления

Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков.

Примерами упражнений на слуховое представление являются:

  • узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух;
  • определение направления звука и местонахождения его источника;
  • различение голосов;
  • повторение простых мелодий на слух.

Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.

Развитие чувства ритма

Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

В качестве примера можно привести следующие упражнения:

  • декламирование стихов;
  • речевые игры, которые проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей;
  • простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока; дети также могут маршировать под музыку;
  • использование любых ударных инструментов.

Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.

Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста.

Особенности музыкального развития младших дошкольников

Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса детям от трех до пяти лет.

Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать. На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и торжественного марша. Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Так формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песен с растягиванием гласных.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;

освоении элементарных азов игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант — посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. Таким образом, основная цель развития музыкальных способностей дошкольников — формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

Заниматься развитием музыкальных способностей детей дошкольного возраста, конечно, можно и самостоятельно, но, безусловно, занятия музыкой с профессиональным музыкантом, опытным педагогом дадут более быстрый и заметный результат. В нашем развивающем центре «Летиция» организованы различные занятия по развитию музыкальных способностей детей как дошкольного, так и школьного возраста: обучение детей вокалу и игре на различных музыкальных инструментах. Занятия проводит замечательный и опытный педагог с прекрасным голосом, являющийся специалистом по обучению детей музыке по системе К. Орфа. Особой популярностью пользуются занятия детей в ОРФ-оркестре. Дети, занимающиеся по этой программе, обучаются игре на нескольких музыкальных инструментах и у них развиваются все музыкальные способности. Занятия музыкой в нашем детском центре проводятся как индивидуально, так и в группе.

Как развивать музыкальные способности (советы благоразумным родителям)

Наталья Саух
Как развивать музыкальные способности (советы благоразумным родителям)

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребёнка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных способностей ребёнок начинает раньше и чётче говорить, лучше владеет координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в детском саду и в школе.

Вы наверняка, как и все благоразумные родители, хотите видеть своего ребёнка счастливым, добрым, умным, жизнерадостным, чувствующим себя нужным в этом мире. Очень многое дано маленькому человеку от рождения, ещё больше приобретается в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего – близкими. Способность слышать, а позже – понимать услышанное – одно из важнейших для человека. Научившись слушать окружающее, малыш будет прислушиваться и к себе.

Если вы сделали вывод об отсутствии каких бы то ни было музыкальных способностей у вашего малыша лишь на том основании, что таковых не имеется ни у кого из родственников, то, поверьте, вы заблуждаетесь! Просто у вас они так и остались неразвитыми. И тем не менее вы можете развить их у собственного ребёнка. Не верите! Вспомните фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.». Даже взрослую девочку, убеждённую, что ей «медведь на ухо наступил», одноклассник всего за несколько занятий научил петь. И наверняка вам известны примеры, когда с рождения с малышом разговаривали на двух иностранных языках, в результате чего к трём годам он с лёгкостью общался на них.

Родителям нужно только помочь врождённому умению малыша слушать и слышать. Таких способов великое множество, столько, сколько различных методик и развивающих программ.

Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во многих других) – мама. Когда малыш видит, как мама поёт и играет, он хочет ей подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех начинаниях – это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить только тогда, когда он в настроении.

Как не учат буквам, когда ребёнок учится говорить, так и не учат играть по нотам, пока ребёнок не достигнет определённого технического уровня, пока у него не разовьётся музыкальная память. Не важно, что вы играете на фортепиано только одним пальцем, важно – чтобы ребёнок чувствовал, что мама увлечённо занимается с ним и радуется его успехам.

Музыкальный слух у ребёнка формируется очень рано, и если вы начнёте занятия с двух лет, то можно ждать отличных результатов.

Занятия по развитию музыкальных способностей включает в себя четыре основных направления:

1. Слушание музыки.

Для начала это могут быть самые простые песенки, например, «Песенка куклы». Вы держите в руках куклу и поёте за неё, синхронизируя пение с движением игрушки. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять – семь раз. Между повторениями делайте музыкальные паузы, во время которых, отложив куклу, проиграйте эту же песенку на инструментах – самоделках (а если вы владеете игрой на пианино, клавишном синтезаторе и т. п., то играйте и на них). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов. Детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассете. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум две).

2. Работа над ритмикой.

Её можно начинать уже с трёхмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним по весёлую песенку. Вероятно, на первых порах вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трёх – шести минут. Главный ориентир при этом – настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать туже песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.

3. Развитие слуха.

Музыкальный слух – это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, его слух считают абсолютным. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка абсолютного слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного – двух месяцев, использую погремушки. Это позволит познакомить малыша с разнообразными звуками и побудить его к самостоятельному «музицированию». После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли, любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой и пищат ил звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук. Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный приём: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.

Читайте также:  К каким недугам может привести детей использование гаджетов

4. Развитие способностей к музицированию. «Ансамбль»

Вы играете мелодию на каком – нибудь музыкальном инструменте (не обязательно на пианино, можно на «самоделках», а малышу предлагаете играть на бубне или барабане (при этом не обязательно петь, Играя, подбирайте темп, удобный для ребёнка.

Развивая с рождения музыкальные способности ребёнка, вы не только закладываете фундамент для того, чтобы он мог с лёгкостью петь и играть на музыкальных инструментах, но и создавать ему отличную возможность для быстрого обучения иностранным языкам, занятий танцами, учёбы в общеобразовательной школе.

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Татьяна Петровна Филимонова
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б. М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли заключено три идеи. Во-первых, под способностями разумеется индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания.

Специалисты – музыканты выделяют три вида музыкальных способностей.

1. Ладовое чувство.

2. Музыкально-слуховое представление.

3. Чувство ритма.

Каждый человек, родившись, получает от матушки – природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Научить правильно владеть этим инструментом, идти от простого к сложному, постепенно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства – главная задача педагога.

Чтобы обучать дошкольника пению необходимо знать, что объем детского голоса невелик, голосовые связки у малыша тонкие и хрупкие. Поэтому голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

Темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого, поэтому фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения до нового вдоха. Объем звуков мелодии песен не должен превышать возможностей певческого диапазона. У детей 3-4 лет всего 4-5 звуков. В 6-7 лет он расширен до8 звуков. В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.

Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка. Мелодии песен необходимо разучивать без текста, на какой-нибудь слог, в этом случае все внимание ребенка сосредоточено на звуковысотной линии. Текст песен нужно разучивать в медленном темпе, чтобы ребенок успел хорошо, правильно проговаривать все слова. Сложные по ритмическому рисунку мелодии необходимо разучивать отдельно, пользуясь жестом руки (вверх, вниз, прохлопывать, затем одновременно прохлопывать и пропевать на какой-либо слог. Во время пения необходимо следить за губами ребенка, они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот. Необходимо учить детей во время пения дышать спокойно, не поднимая плеч, сохраняя воздух в легких до окончания фразы, экономично его расходуя. Для этого надо учить детей дуть на пламя свечи, одуванчик и т. д.

Перед пением необходимо «разогревать» голос ребенка, используя распевки на трех-пяти звуках, пропевая их от разных ступеней лада. Необходимо учить ребенка во время пения правильно держать корпус, при правильном положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроен на процесс пения.

Во время пения в сопровождении инструмента дети учатся слушать себя и контролировать, чтобы голос поющего и звук, издаваемый инструментом, сливался в единое целое.

Прежде чем пропеть звук песни, важно правильно услышать его, точнейшим образом повторить голосом. Это очень важно, ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся очень серьезно.

Все дети рождаются с музыкальными способностями, но у одних они более ярко выражены, у других менее ярко. Детям, у которых более ярко выражены музыкальные способности, необходимо больше уделять внимание для того, чтобы их природные данные целенаправленно развивать как можно в более раннем возрасте. Для этих детей была переработана более сложная программа по вокалу.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет. Данная программа тесно связана с изучением современных методов музыкального развития детей дошкольного возраста и опирается на мой многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях.

Целью программы является развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческого голоса, метроритмического чувства, обучение детей пению без сопровождения, в сопровождении фортепиано, а также под инструментальную фонограмму, приобретение навыков импровизации, умение слушать и понимать музыку различных стилей и направлений, доступную для восприятия детьми дошкольного возраста. А также осуществление индивидуального подхода к личности каждого ребенка и формирование у них навыков совместного музицирования.

Принципиальность и новизна предлагаемой программы заключается в том, что работа проводится одновременно с отобранными детьми от 4-7 лет. Учитываются возможности певческого диапазона, ведь эти дети с 4-х лет с расширенным диапазоном, они способны чисто интонировать и пропевать ноты в диапазоне 8-10 звуков.

Программа предусматривает проведение индивидуальных и групповых занятий, и каждое из них имеет обязательные составные части: распевание – основная форма освоения певческой лексики; работа над произведениями.

На индивидуальных занятиях больше идет работа над произведениями, потому что содержание и сложность песни отражает круг интересов ребенка и его возрастные особенности. На групповых занятиях ведется работа над распевками: дети учатся чисто интонировать на одном звуке, правильно выполнять логическое ударение в словах, брать дыхание перед фразами, пропевать гласные в словах, петь протяжно, естественным голосом, без крика, вырабатывать активную артикуляцию.

Осуществляется индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учитываются психофизиологические особенности и осуществляется дифференцированный подход к развитию его певческого голоса. Во время работы со способными детьми необходимо с одной стороны вызывать у детей интерес к пению, а с другой – дать зримый художественный результат творческого процесса в виде публичных выступлений, участие в конкурсах коллектива.

Одним из результатов работы по этой программе стало создание на базе детского сада № 5 подготовительной группы детской эстрадной вокальной студии «Конфетти». В составе студии «Конфетти» в 201 4г. дети стали Лауреатами международных конкурсов «Московское созвездие» (г. Москва, «Петровский парадиз» (г. Санкт-Петербург).

Отличительные черты программы – систематичность, последовательность, поэтапность, распределение материала от простого к сложному, что способствует быстрому и прочному усвоению программы.

При освоении программы в полном объеме, дети лучше подготовлены к обучению музыки в учреждениях дополнительного образования и специальных музыкальных учебных заведениях. Для успеха освоения программы требуется время и конечно регулярные занятия пением.

Пение – искусство столь же сложное, сколь удивительное и прекрасное.

Консультация «Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» «Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» Пузикова Татьяна Михайловна.

«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Семинар Добрый день уважаемые коллеги! Тема семинара звучит так: “Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления воспитанников дошкольного образовательного учреждения Известно, что одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Приобщение детей к музыке.

Логоритмика, как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей дошкольного возраста Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни – это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить.

Педагогическая концепция на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через досуговую деятельность» Педагогическая концепция: «Авторская идея в моей педагогической практике” на тему:«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста РАНЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Говорить о музыке – всё равно, что танцевать об архитектуре.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности» Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать.

Занятие по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора “Я на горку шла”Цель: Познакомить детей с пьесой; учить определять ее характер, точно передавать ритмический рисунок пьесы на музыкальных.

Взаимосвязь музыкальных способностей и исполнительских умений детей дошкольного возраста. В помощь музыкальным руководителям Рассмотрим целесообразность этой взаимосвязи в профессионально-педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Дошкольный период – это период.

Развитие музыкальных способностей дошкольников – таланта чувствовать музыку

Ребенок воспринимает музыку, еще не появившись на свет. Это подтверждают многочисленные исследования. Очевидно, самой природой малышу подарены способности слышать и чувствовать мелодию и музыкальный ритм. Как же эти задатки не выявлять, если за ними может скрываться настоящий талант ребенка? Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста помогает научиться слышать красоту мелодии, видеть изящество танца. Все это формирует эстетическое восприятие и способствует тому, чтобы повзрослевшие дети определили место музыки в своей жизни.

Детская музыкальность и влияние музыки на развитие детей

По мнению ученых, музыкальные способности у детей имеются изначально. Просто у некоторых они проявляются более ярко, а с некоторыми малышами следует поработать, чтобы выявить предрасположенность к этому виду творчества.

Ребенок непроизвольно проявляет свою природную музыкальность. Если разрезвившимся дошкольникам включить плавную мелодию, они быстро успокаиваются. При вялости, несобранности малыша его можно взбодрить и организовать веселым маршем. При этом не нужно направлять внимание на звучащую мелодию. Детский организм сам откликается на звуковые волны.

Занятия музыкой, разучивание песен и движений положительно сказывается на развитии дошкольника. Они способствуют сенсорному развитию: обостряется слуховое и двигательное внимание, воспринимается более широкий диапазон звука, улучшается восприятие ритма.

Музыкальная деятельность дошкольников создает условия для развития произвольности психических процессов. Формируется произвольное внимание, так как ребенка направляют, к чему прислушаться, на что посмотреть. Повышается произвольность восприятия и воображения – дети слушают звучание нот и соотносят со звуками природы, фантазийными картинками.

Также улучшается память за счет того, что необходимо разучивать слова песни, а словарный запас существенно расширяется.

Заметим, что воспитание музыкой формирует отзывчивость, делает дошкольников более чуткими по отношению к взрослым, друг другу.

Музыкальные способности дошкольников

Многолетние исследования показывают, что музыкальные способности детей дошкольного возраста могут проявляться в различных формах, но один из талантов, скорее всего, обнаружится у каждого. Одних детей больше привлекает игра на инструментах, другим нравится петь песенки. Третьи немедленно начинают танцевать, услышав ритмичные звуки.

Однако, задаваясь целью развивать малыша, важно учитывать его предпочтения. Основная характеристика успешного обучения – вовлеченность в процесс. Учеба по принуждению дает только отрицательные плоды.

Случается, что резко негативное отношение к инструменту или занятиям хореографией сохраняется вплоть до зрелого возраста.

Поэтому следует певца отдавать в хор, музыканта обучать играть на том инструменте, который ему действительно интересен, а танцора отвести в танцевальную студию для маленьких.

Виды способностей

Созданная специалистами классификация музыкальных способностей включает два основных вида:

  • Музыкальный слух;
  • Умение чувствовать ритм.

В быту принято считать, что навык слышать музыку – это возможность правильно расслышать, запомнить и напеть куплет. На самом деле, в это понятие включается большее количество компонентов.

Музыкальный слух – восприятие звукового движения и воспроизведение мелодии.

Данная способность может быть врожденной, но даже, если ребенок не обладает абсолютным слухом к музыке от рождения, его можно развить с помощью тренировок, особенно, если начинать заниматься с раннего возраста.

Наличие или отсутствие чувства ритма можно заметить, едва малыш начинает двигаться под звуки. Это не просто равномерное повторение движения через равные интервалы. Человек, ощущающий ритм, тонко чувствует паузы, музыкальные акценты, во время которых движение должно быть отточенным, ярким, красочным.

Читайте также:  Как рассказать детям о Пасхе: православные советы

Компоненты музыкального слуха

Компоненты такого слуха – это ладовое чувство и музыкально-слуховое представление. Первое затрагивает эмоциональную сферу и обеспечивает тонкое восприятие исполнения. Дошкольник, который обладает подобным навыком, способен не только узнать мелодию по памяти. Он сразу же скажет, что эта композиция грустная, другая – веселая, третья – задумчивая. Данный компонент означает восприятие мелодии через чувства.

Музыкально-слуховые представления – это способность отследить движение музыкальных звуков, чередование высоких и низких нот, запомнить отрывок и понять, как его воспроизвести. Хорошо развитый навык – предпосылка для возможной певческой карьеры. Именно он помогает ребенку голосом повторить услышанную музыку, пропеть ее.

Развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте

Для развития каждого компонента используются свои методы. На начальных этапах следует проводить игры на развитие чувства ритма, умение слышать мелодию. Позже, при выраженной заинтересованности и успехах можно сосредоточиться на специализированной школе или танцевальных занятиях с опытным педагогом.

Развитие ладового чувства и музыкально-слуховых представлений

Основной способ развития составляющих музыкального слуха – пение. Регулярные занятия помогают улучшить ладовое чувство, умение воспроизводить мелодии. Исполняя песни, ребенок тренирует вокальные данные, учится точно «попадать» в ноты.

Особенности музыкальных способностей детей заключается в более частом дыхании малыша и небольшом певческом диапазоне. Именно поэтому песенки для дошкольников отличаются короткими фразами – малыш успевает набрать новую порцию воздуха, необходимого для чистого, правильного пения.

Также в развитие музыкально-слухового представления включается обучение правильному положению корпуса, использованию диафрагмы, широкому открыванию рта. Эффективное упражнение для дошкольников – задувание свечи или сдувание пушинок с одуванчика.

Занятия начинаются с распевки, позволяющей разогреть голос. В дальнейшем, кроме разучивания песен, проводятся дидактические игры: угадывание пропетой песни остальной группой, воспроизведение одной и той же мелодии каждым. Кроме повышения точности повторения оригинала, включается соревновательный эффект, мотивирующий детей на улучшение навыков.

Понимание эмоциональной составляющей мелодии, умение спеть ее с правильной интонацией и задуманными автором чувствами – более сложная составляющая. К развитию следует приступать в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок лучше знаком с многообразной палитрой человеческих ощущений, переживаний.

Упражнения предполагают изображение голосом эмоциональных представлений и чувств: обиды, радости, злости, страха. Когда дошкольник освоил азы игры на любом инструменте, то же самое упражнение проводится с использованием пианино, ксилофона, барабана.

Подобные занятия готовят детей не просто к чистому воспроизведению песни, а умению «читать» настроение, передаваемое мелодией.

Формирование чувства ритма в танце и упражнениях

Сформировать чувство ритма возможно разными способами. Основа – танец, вернее азы ритмики. Дети учатся маршировать, выполнять простые танцевальные элементы в соответствии с заданным ритмом. По мере достижения успеха рисунок становится более сложным, а дошкольники обучаются слышать паузы, сильные доли.

Кроме того, для формирования способности чувствовать ритм полезно использовать барабаны и литавры. Упражнение заключается в отбивании звуков через равные промежутки времени.

Речевые и музыкально-дидактические игры также способствует развитию чувства ритма.

Декламация под метроном помогает почувствовать необходимую скорость произнесения каждого слова и слога. Приспособление можно заменить на хлопки или аккомпанемент, что формирует понимание ритма на основе взаимосвязи музыки с речью.

Как выявить наличие музыкального слуха и чувства ритма у ребенка

Сами родители могут предположить наличие слуха или чувства ритма у малыша, если обладают соответствующими навыками. Однако точная диагностика музыкальных способностей дошкольников проводится специалистами.

Обычно при выявлении склонности к подобному творчеству используется три основных метода:

  • Разговор с дошкольником;
  • Наблюдение за его досугом;
  • Специализированное тестирование.

Беседа обязательно должна быть построена так, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и защищенно. Поговорить можно на прогулке, в процессе игры, после просмотра мультфильма. Общие вопросы помогут представить, насколько ребенку вообще интересна сфера творчества.

В процессе беседы выявляются три аспекта: склонность к артистизму, проявлению эмоций, интерес к тому или иному виду творческой деятельности.

Рекомендуется попросить рассказать стихотворение. Выразительность, акценты, паузы говорят о зачатках артистизма. Однако, если малыш «пробубнил» четверостишие, это не означает его бесталанности. Следует выбрать другое время: возможно, дитя просто не понимает, как выразить эмоции через стихотворные строфы.

Вопросы о музыке в целом, любимых песнях и инструментах помогут понять, к чему именно проявляется интерес. Возможно, дошкольнику нравится изображать барабанщика, бренчать на мамином пианино или подпевать песенкам из мультиков. Важно уточнить, есть ли любимая песня, попросить тихонько спеть.

В процессе наблюдения внимательные родители могут распознать склонность к музыке. Предрасположенность к данной сфере выявляется по следующим признакам:

  • Положительная реакция на звучание любой мелодии;
  • Повышенное любопытство по отношению ко всему, что связано с музыкой;
  • Выраженная радость, пританцовывание, когда включается любимая песенка;
  • Любовь к музыке в разных стилях;
  • Легкое запоминание и воспроизведение мелодии;
  • Стремление выступать на публике.

На прослушивании специалисты выявляют наличие музыкального слуха и чувство ритма. Первый навык определяется умением дошкольников распознать более низкий звук, количество звуков, сыгранных на фортепиано. Также малыш должен голосом воспроизвести ноты и короткие мелодические фразы, пропетые педагогом. В завершение ребенка просят спеть любимую песню.

Определение ритмических способностей заключается в повторении последовательности, которую простукивает педагог по деке, хождении маршевым шагом, хлопаньем в ладоши так, чтобы был точно воспроизведен ритмический рисунок.

Даже если результаты тестирование выявили слабые музыкальные возможности, но интерес дошкольника к занятиям высок, следует начинать упражняться. Упорство поможет развить недостающие умения и достичь успехов в детском творчестве.

Занимаясь с ребенком, важно постоянно чередовать методики, чтобы уроки не наскучили. Используя многообразие способов развития музыкальных способностей у дошкольников, можно добиться значительных успехов и сформировать понимание многообразной культуры, связанной с мелодией и движением.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
статья на тему

Статья и методические рекомендации к развитию музыкальных способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_muzykalnykh_sposobnostey_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство – проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3 ) чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную

выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Н.А.Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ. Конкретизируя понятие о ладовысотном слухе, следует подчеркнуть, что речь идет о способности воспринимать и воспроизводить мелодию, чувствовать устойчивые, опорные звуки, завершенность или незавершенность мелодии.

Нередко перед исследователями возникает вопрос, в каких же видах деятельности развиваются музыкально-сенсорные способности?

Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей, может проявиться очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.

Ладовое чувство – музыкальные звуки организованны в определенном ладу.

Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие – неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, “прочувствованное восприятие”. Теплов Б.М. называет его “перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха”. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Значит ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Итак, Теплов Б.М. выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников:

Работу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

Динь – слушай колокольчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

На соседей погляди

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 – выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 – руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими “ныряющее” движение.

4 – качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 – ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 – быстро качаем ладонями (дрожь).

7 – запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

(1)Вот это – мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит – останусь сухим.

(3)А вот моя книжка, могу почитать,

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это – мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 – Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 – Раскрываем ладони “книжечкой” (сомкнуты мизинцы)

4 – Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 – Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» на до второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

Рекомендации музыкальному руководителю:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3.Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.

4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

Рекомендации к педагогу:

1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно – эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2.Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Рекомендации для родителей:

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

1. Арисменди А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.,1989.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – Л.. 1971.

3. Ветлугина Н.А.. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М., 1984.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.

5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

6. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

7. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..1982.

Как развить музыкальные способности ребенка

Мы узнали у Надежды Сергеевой — арфистки , лауреата многочисленных международных конкурсов и музыкального педагога , как развить в ребенке музыкальные способности и какой инструмент выбрать.

Cosmo рекомендует

6 абсолютных бьюти-хитов с iHerb, которые стоит попробовать

Идеальные тоже ошибаются: 3 неудачных макияжа Хейли Бибер

Конечно , каждый ребенок для своего родителя самый красивый и самый талантливый: и петь , и играть , и танцевать он может. Но если быть до конца откровенными , есть вещи , которые именно у одного малыша будут получаться чуть лучше , чем у других. Предпринять попытки , чтобы понять , какие способности заложила в ребенка природа , надо как можно раньше. В идеале — это возраст трех или четырех лет. В таком возрасте выбор досуга лежит на родителях. И очень важно учитывать пристрастия ребенка , а не реализовывать собственные несбывшиеся мечты.

Если родители увидели , что ребенок подпевает каждой песне или делает из кастрюли барабан , можно смело отводить его в музыкальную школу. Там на него посмотрят настоящие профессионалы и скажут , действительно ли у малыша есть способности. Бывает , что о таланте ребенка знают только родители , а остальные в упор не хотят замечать задатки подрастающего Моцарта. В таком случае , идти со скрипкой к дверям директора музыкальной школы и наигрывать мелодии не стоит. Есть гораздо более приятный и доступный способ получить желаемое — музыкальный кружок. Конечно , система образования в кружках немного проще , чем в музыкальной школе , но и ребенку может быть там приятнее.

« Мой опыт показывает , что огромное желание и труд могут творить чудеса. И даже если медведь на ухо наступил , слух можно развить. А в случае , когда о музыкальной школе мечтали только Вы , а не малыш , лучше найти ребенку какое-то другое занятие».

Джастин Бибер вернулся: новый альбом « Changes» в топе Apple Music

Выбор музыкального инструмента

Для тех , кого приняли в музыкальную школу , важным вопросом является выбор инструмента. Лучше всего , когда выбор делает сам начинающий музыкант. Чтобы малыш познакомился со всеми инструментами , можно пригласить его на музыкальный спектакль , показать оркестр или дать послушать соответствующий диск.

Очень важно учитывать темперамент и состояние здоровья малыша. Например , если у ребенка слабые легкие , мучают бронхиты или аденоиды , лучше выбрать духовой инструмент. Благодаря игре на флейте , гобое или кларнете , кровоток в легких будет усиливаться и дыхательная система будет оздоравливаться.

Если есть сложности с усидчивостью , ребенок часто капризничает или плачет , идите на арфу! Это уникальный инструмент. Арфа делает нас спокойнее и умиротвореннее. Слушать ее будет полезно и ребенку , и родителям. Звуки арфы избавляют от стресса. Кроме того , у малыша будет активно развиваться правое полушарие мозга , отвечающее за анализ невербальной информации , воображение , творческую деятельность. Это произойдет благодаря активной работе левой руки и совершению мелких щипковых движений. Приятным бонусом можно считать тот факт , что играть на арфе престижно: во все времена этот инструмент выбирали самые знатные , благородные люди.

Скрипка подойдет только самым терпеливым. Потому что до того , как ребенок станет Паганини , его пиликанье будет не слишком приятным на слух. А вот фортепиано можно назвать самым универсальным инструментом. Не зря для остальных музыкантов оно идет в качестве дополнительного предмета , на нем учат играть всех.

Немалую роль в выборе инструмента играет финансовый фактор. Впрочем , всегда можно найти способ его решить. Например , если дочка решила , как принцесса , играть на арфе , необязательно инструмент сразу покупать. Можно сначала взять его в аренду.

« Самое важное — это мотивировать ребенка. И здесь главную роль играет педагог. Когда ко мне на первый урок приводят малыша , я сразу настраиваю его на серьезный лад: „У тебя через 2 месяца концерт!“ И все , он с увлечением начинает готовиться. Через несколько недель он действительно выходит на сцену и показывает первые результаты».

Порой не все удается , что было запланировано. Но детей с ранних лет надо учить справляться с поражениями. В такой ситуации надо поддержать , а не ругать , потому что ребенок все равно старался. А во-вторых , надо объяснить , что это всего лишь этап , который прошел и остался позади. Впереди новые концерты и конкурсы , к ним надо начинать готовиться уже сейчас. А вот за успехи надо хвалить , но не перехваливать , чтобы малыш не зазнался и не перестал заниматься. Родители должны контролировать , чтобы ребенок проводил за инструментом достаточное количество времени.

В любом случае , какие бы успехи ни показывал ребенок , его надо « зажечь», привить любовь к искусству и показать , какие возможности перед ним открываются. Занятия музыкой — это не только постоянные репетиции. Это выступления , путешествия за границу , знакомства с интересными людьми. Музыка может стать делом жизни или остаться приятным хобби , но в любом случае от нее надо получать удовольствие.

Читайте также:  Православная молитва, чтобы урегулировать хороший сон ребёнка: примеры
Ссылка на основную публикацию