Как развивать интеллект ребенка и что делать родителям “не гениев”

Правильное воспитание ребенка: как распознать гения?

Меня, как и любую маму, волнует правильное воспитание ребенка. Поэтому я живо интересуюсь мнением специалистов в этом вопросе. Не так давно, блуждая по просторам Интернета, наткнулась на любопытную статью «Признаки вундеркинда: не пропустите гения».

Заинтересовало, поскольку тема весьма актуальная — школы раннего развития плодятся как грибы после дождя, каждому родителю настойчиво предлагается с помощью различных методик вырастить из своего ребенка гения. Ну, просто из каждого – и не меньше, чем гения! Но никто не задает вопрос о том, насколько это безопасно. Поэтому мне стало любопытно, каким же образом несистемные психологи делят детей на гениев и не гениев? Как определяют цель воспитания ребенка, наделенного теми или иными качествами. Наверняка знают отличия, раз предлагают помощь в том, чтобы не упустить?

Предлагаю вам вместе со мной взглянуть на статью системным взглядом — интересное зрелище, я вам скажу! Только совершенно беспорядочное, а для психолога и вовсе постыдное!

В статье все признаки «гениальности» перечислены в некоторой не совсем понятной последовательности.

Первый признак

Цитирую: «Хорошая память и любознательность. Ребенок с высоким IQ запоминает самую различную информацию и способен позднее ее воспроизвести. Так, один шестилетний мальчик вернулся из экскурсии в музей космонавтики и в точности воспроизвел увиденный там чертеж ракеты. Одаренный ребенок любознателен: уже с младенческого возраста он хватает различные предметы, ощупывает их и разглядывает со всех сторон. Позже старается постичь, для чего служит та или иная вещь, как она действует, задает массу вопросов».

И в характеристиках, и в примерах — сплошная путаница.

Вообще говоря, хорошая память и любознательность — это характеристики людей с различными векторами.

Хорошая память — природная особенность людей с врожденным анальным вектором. Именно благодаря хорошей памяти анальник был способен выполнять свою главную видовую роль в первобытной стае: сбор и передачу информации об охоте и о войне мальчикам-подросткам, будущим воинам и охотникам. Времена изменились, первобытный ландшафт усложнился до современного, но врожденные свойства вектора до сих пор сохранены, включая и хорошую память.

Что же касается любознательности, то это свойство присуще различным людям, но выражается оно у всех по-разному. «Разглядывает со всех сторон» — это свойство зрительного вектора, именно он проявляет таким образом свою любознательность. «Старается постичь, для чего служит та или иная вещь, как она действует» — свойство кожного вектора, из представителей которого получаются отличные инженеры.

Ну, а такая характеристика любознательности, как то, что ребенок «задает массу вопросов», вообще выражена неконкретно. Каких именно вопросов, о чем? Дети с разными векторами задают вопросы из своей области желаемого! Спрашивает об устройстве конкретного изучаемого предмета? Тогда это кожа. Об устройстве мира? Звук. Ну, а если подходить строго, то именно дети со звуковым вектором являются самыми заядлыми почемучками, именно у них возникает масса вопросов, причем сложных, таких, на которые не всегда и найдешь ответы — вопросы из разряда вечных!

Так что, как видно по первому же разобранному нами абзацу, здесь всего лишь беспорядочно описаны одиночные характеристики различных векторов: анального, кожного, зрительного и звукового. Никакой системы в понимании таких характеристик, как хорошая память и любознательность, в данном описании и близко не существует! Правильное воспитание детей при таком подходе крайне затруднительно.

Второй признак

«Широкий спектр интересов. Одаренный ребенок проявляет интерес к самым различным сферам жизни, у него разносторонние интересы, которые постоянно меняются. Сегодня его интересуют динозавры и как появилась Вселенная, а завтра – история и компьютеры».

Вообще говоря, перечисленная здесь мешанина детских интересов не укладывается ни в какую систему. А ведь такая система реально есть – каждому вектору присущи свои интересы! Тайна появления Вселенной и компьютеры — это увлечения детей со звуковым вектором, а история, и как часть её динозавры, — это уже интересы анального вектора. Возможен, конечно, и такой вариант, который описан в примере, но это всего лишь говорит о наличии у ребенка врожденного анального и звукового вектора одновременно. Множество различных интересов может также обусловливаться полиморфностью человека, т.е. присутствием нескольких векторов. Но причем же здесь гениальность?

Третий признак

«Рано начинает писать и читать. Если ваш ребенок одарен, он без труда осваивает чтение и письмо уже в раннем возрасте, причем нередко самостоятельно, без помощи взрослых».

В данном пункте вообще перепутаны все понятия. Да, ребенок может быть заинтересован в обучении чтению и письму до такой степени, что способен сделать это самостоятельно или настоятельно требуя этого от взрослых. И такое рвение проявляют исключительно зрительные и звуковые дети.

Но проявляют они его не столько в силу своих природных свойств, сколько из-за правильного воспитания, то есть подготовленной родителями заинтересованности в таком обучении. Желание ребенка должно быть кем-то сформировано и обязательно должно вызреть для того, что он приложил недюжинные усилия к самостоятельному обучению чтению или письму!

Справедливости ради надо заметить, что чаще именно связка зрения со звуком дает то, что принято называть гениальностью.

Четвёртый признак

«Музыкальная или художественная одаренность. Дети, демонстрирующие способности к музыке, живописи или другим видам искусства, также считаются одаренными. Умение рисовать с перспективой, петь, не фальшивя, играть на музыкальных инструментах позволяет отнести ребенка к категории вундеркиндов».

В данном примере под категорию общей одаренности отнесены дети с разными векторами. Музыка и поэзия — это желания звукового вектора, а вот пение и рисование — зрительного. Опять путаница! Следует заметить, что не каждый зрительник или звуковик будет рисовать или играть на музыкальных инструментах. Более того, для звукового вектора музыка не является пиком реализации, поэтому следует задавать такому ребенку перспективу выше.

Читайте также:  Воспитание и отношения с ребенком 5 лет - советы родителям

Пятый признак

«Способность к концентрации внимания. Редкий ребенок может усидеть на месте дольше пяти минут, а вундеркинд может проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами и сосредоточившись на том, что ему интересно».

Опять же здесь нет никакого дифференцирования. Каждая фраза вызывает вопросы!

Начнем с того, что способность к концентрации внимания и усидчивость — вообще разные вещи! Усидчивы и способны терпеливо слушать собеседника анальники, только они могут долго ковыряться в деталях, тщательно анализировать их до тех пор, пока не найдут ошибку. Фраза же «вундеркинд может проводить долгое время в одиночестве» в точности характеризует звуковика, вечно сосредоточенного и погруженного в себя, вынашивающего новые ценные идеи. Как видно из разбора, под одну характеристику подогнаны дети абсолютно разных типов.

Анальные звуковики являются создателями философии, литературы, это мастера письменного слова. Поэтому имея в себе такую развитую связку, у мальчика есть все шансы встать в один ряд с мыслителями. Основная цель воспитания ребенка с такой связкой векторов – максимальное развитие врожденных свойств.

Шестой признак

«Сопереживание чужим проблемам. Одаренные дети эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок. Они расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию».

Эмоциональная вовлеченность — свойство исключительно зрительного вектора. Верно то, что зрительники обладают богатой фантазией и оригинальностью, но никакого отношения к самостоятельному мышлению это не имеет! Наоборот, эти люди в неразвитом состоянии зрительного вектора довольно сильно подвержены попаданию в зависимости разного рода!

Седьмой признак

«Хороший словарный запас.

Если ребенок рано начинает говорить, это еще не значит, что он вундеркинд, но если он уже в два-три года говорит связными предложениями и использует сложные слова, скорее всего, он действительно одарен. Например, обычный ребенок в два года скажет, указывая на собаку: «Гав-гав», а одаренный малыш может сказать: «Я вижу коричневую собаку, которая нюхает цветы на клумбе».

Способность красиво говорить свойственна людям с развитым зрительным вектором. Звуковые дети либо долго не говорят, иногда вплоть до школы, либо начинают раньше всех и лучше (как уже говорилось, звуковой вектор работает со словом).

Восьмой признак

«Самокритичность и склонность к самоанализу. В целом, дети мало задумываются о себе и своих поступках, их больше интересует окружающий мир. Вундеркинды, наоборот, думают прежде всего о себе, анализируют свои слова и поступки».

Склонность к самоанализу — это яркая характеристика звуковика. Именно эти внешне немного отстраненные люди интересуются своим внутренним миром гораздо больше, чем окружающим. Но это вовсе не означает, что такой человек самокритичен, как раз наоборот! Неразвитый и погруженный в себя звуковик способен настолько сильно отгородится внутри себя от окружающего мира, что перестает его ощущать, теряя эту самую самокритичность! У такого, как он, появляется гипертрофированное чувство собственной значимости, и вот уже он ощущают себя чуть ли не Богом на Земле! Правильное воспитание ребенка со звуковым вектором, учитывающее его врожденные свойства, позволяет избежать развития звукового эгоцентризма.

Девятый признак

«Понимание сложных концепций. Дети с высоким интеллектом способны понимать сложные, в том числе абстрактные концепции и отношения, у них развита склонность к абстрактному мышлению. Они способны понять глубинную причину проблемы и найти подходящее решение».

Что касается способности к абстрактному мышлению, то это исключительно прерогатива звуковиков. А вот вторая часть фразы о нахождении глубинной причины относится исключительно к анальному вектору – только ему свойственно очищать информацию от грязи, отсеивать её на правильную и неправильную, докапываться до самого начала, истока.

Как видим, опять путаница и отсутствие системы, не позволяющие четко видеть отличия в понятиях.

Вывод

В итоге получаем, что в изученной нами статье с претензией на уникальность приведен лишь беспорядочных набор характеристик различных векторов. Можно ли, пользуясь данным описанием, определить потенциального гения и правильно воспитать ребенка? Однозначно нет! Бесполезная, а по большей части вредная статья, не несущая в себе никаких конкретных описаний гениальности, не дающая правильных рекомендаций по их определению, хуже того, вводящая читающего в заблуждение по поводу этого понятия!

Вопрос человеческой гениальности четко дифференцирует только системно-векторная психологи Юрия Бурлана. Хотите узнать точно, не губите ли вы в собственном ребенке гения? Тогда вам сюда.

Автор: Елена Сенькевич, преподаватель

Как развивать интеллект ребенка и что делать родителям “не гениев”

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о гениях. Тема сложная, но очень интересная и неоднозначная. Поэтому начну я свой рассказ с реального случая из собственной практики. Итак, специализированный детский санаторно-оздоровительный пансионат. Провожу профориентационную программу для подростков: первый этап – диагностика. Ловлю на себе достаточно осмысленный взгляд из тестируемой группы. Понимаю, что ОН уже просчитал логику построения всех задаваемых ему вопросов теста. Наверное, уже за меня обработал собственные результаты и вычислил собственную направленность личности. Чувствую себя так, что читаю материал 3-го класса доктору наук. Но передо мной ребенок 10-ти лет! Что же этому юному гению, который уже заканчивает школу, перескочив через несколько классов, я могу сообщить нового? Пишу рекомендации нестандартно: рекомендовано уделять больше внимания общению со сверстниками, игровой и творческой деятельности. Знаю, что это ему не понравится, и он выйдет на индивидуальное общение со мной. А ведь ЕМУ нелегко…

Воспитание гения

Люди большей частью смотрят на гениальность,
как на некое странное, ненормальное качество,
которое, правда, прекрасно с виду, но которым опасно обладать.
Генри Томас Бокль

Сразу скажу, что не принадлежу к гениям. В практике профессиональной деятельности сталкивалась с гениями и одаренными детьми (для меня есть разница в этих определениях), и такие дети не то, чтобы заинтересовали меня с позиции исследователя, а, скорее, заставили задуматься над тем, что их жизненный путь будет «иным» и их положение в нашем обществе не всегда вызывает зависть. В приведенном мною примере, юному 10-тилетнему гению было не так уж просто жить среди людей. Он был одарен невероятными способностями (технической направленности), но он был лишен нормального человеческого общения со сверстниками. Он учился в последнем классе и Московские ВУЗы брали его «нарасхват». Уже тогда он был отвержен и непонят окружающими, смотря на их мелочные проблемы с высоты собственного таланта. Члены его семьи были крайне озадачены проблемой воспитания «необычного» ребенка и являлись постоянными клиентами психологов. При этом всегда бытует мнение, что гениальный ребенок – величайшее счастье для родителей.

Читайте также:  Как народные средства нейтрализуют кишечную палочку

Кто такие гении.

Не было еще гения без некоторой доли безумия
Луций Аней Сенека

Давайте определимся, что гений – явление уникальное. Они редкие и всегда желанные гости нашего мира. Точной статистики мной найдено не было, но предполагаю, что раз в год природа дарит хотя бы одного гения всему населению планеты. У нас в мировой истории тысячи признанных гениальностей, миллионы непризнанных и миллиарды нераскрытых. Интересно, а какое соотношение реализованных и нереализованных?

«Каким ты видишь гения?» – задавала я вопрос всем своим знакомым, прежде чем перейти к написанию этой статьи. И облик по названием «сумасшедший профессор»: взъерошенные волосы и нездоровый блеск в глазах, непрерывно ловящих мысль – оказался одним из наиболее распространных в описании. А что, приблизительно именно такой образ у обывателя и возникает, исходя из жизненного опыта столкновения с чудаками и наблюдения за картинками с изображениями великих людей в учебниках и энциклопедиях.

На данный момент критериев, по которым родители смогут сразу распознать гениальную личность в своем ребенке, не выведено, как формулы. Хотя, конечно, гении – были материалом исследования множества ученых.

Выявить приметы одаренности бывает нелегко.
Внешние отличительные особенности они все-таки имеют. По выведенной исследователями формуле, чаще всего это люди со слабо развитой мускулатурой, худощавого телосложения, слабым кровообращением в конечностях. По поведению гении не вписываются в социальные рамки, нетерпимы к требованиям окружающего мира, не принимают установленные правила и порядки, отличаются высокой познавательно-исследовательской активностью с детства, всегда ищут нестандартные способы разрешения проблем. Одно из важнейших качеств истинного творца – сверхчувствительность к проблемам, способность видеть их там, где другим все представляется как будто ясным. Одаренные люди уже с детства отдают предпочтение творческим, не типовым, проблемным заданиям, предполагающим множественность решения. И еще, настоящие таланты – талантливы, как правило, во всем. Узкоспециальная одаренность вообще встречается очень редко.

Гений или псих?

Относительно соотношения «талант-безумие» есть две противоположные точки зрения: талант – выражение максимальной степени здоровья, и талант – психическая болезнь. Дело в том, что чаще всего, гении находятся вне социума, выходя за пределы традиций и стереотипов. Они часто остаются непонятыми и отверженными обычными людьми. Есть второй факт – гениальность – большая нагрузка для психики, которую тяжело выдержать. А гении, по моим наблюдениям, крайне эмоционально-чувствительные личности с тонкой душевной организацией. А где тонко, там и рвется.

Список гениев с душевными расстройствами достаточно велик. Эпилепсией, в частности, страдали Александр Македонский, Мольер, Петрарка, Юлий Цезарь, Достоевский, Наполеон. Галлюцинациям были подвержены Байрон (который еще страдал психопатией), Гончаров и многие другие выдающиеся личности. Количество талантов, злоупотребляющих наркотиками, алкоголем и прочими излишествами, бесчислен. В основном этот факт относится к гениям творческой направленности почти на 100%. Трагически закончивших жизнь самоубийством также много.
К чему это все? Для того, чтобы развеять некоторую идеализированную картинку о гениальности. Не берусь сказать, что гениальность – это несчастье, скорее гениальность – это великий груз.

Наследственность или среда?

Каждое дитя до некоторой степени гений,
и каждый гений до некоторой степени дитя.
Артур Шопенгауэр

Отношение к гениям, как к существам божественного происхождения, было еще у древних людей. В современном мире, ученые выводят формулу происхождения гениев, и соотношения влияния в этом процессе наследственных факторов и средовых воздействий. В последнее время даже идет разговор о возможности искусственного создания гениев. Представляете, что тогда начнется. Куда же нам, простым смертным (гении, я полагаю, мои статьи не читают)? Так, как же гении получаются, давайте посмотрим.

В значительной степени одаренность – дар генетического наследия. Дальше дело за тем, кто обладает этим даром. Для интеллектуального наследия психогенетики определяют цифру 70%-65%. А для специальных способностей всего лишь 40%-50%. Есть разница между интеллектуальной и творческой одаренностью.

То есть, одному человеку может быть подарено богатое генетическое наследие, которое в течение всей жизни он незначительно разовьет, а другой может развить свои изначально скромные задатки настолько, что достигает впечатляющих результатов. Из этого следует, практически, что гением может стать каждый. Хотя… у каждого свой потолок развития.

В жизни всегда перед нами сложный сплав наследственности и многочисленных влияний окружающего мира. Наследственность определяет не конкретные показатели способностей, а некий коридор – от минимального уровня их развития до максимального.

Например, от природы человек наделен худощавым телосложением (генетическая предрасположенность), но будет ли он стройным или растолстеет – зависит от питания, образа жизни, состояния здоровья.

Среда, воспитание, образование, получается, либо помогают развиться способностям, либо мешают. Именно в детстве среда должна быть максимально благоприятной для раскрытия генентических возможностей ребенка, ведь по мере его взросления влияние родителей, воспитания, общества уменьшается.

Читайте также:  Что нельзя запрещать детям: ТОП-10

И еще. Достаточно распространенный факт, что гениев, или одаренных детей портит лень. Получив признание и восхищение окружающих, почувствовав себя «на коне», ребенок начинает почивать на лаврах собственного успеха. Привычка того, что все получается «на раз-два» – провоцирует установку на то, что «можно жить не напрягаясь». Зачем прикладывать усилия – я и так лучше всех. Но ребенок выезжает за счет своих способностей до определенного времени. Не зря же говорят о том, что талант – это способности, умноженные на старания.

Рожденный ползать, летать не может?

Гений и послушание – вещи несовместимые.
Зигмунд Фрейд

На мысль о существовании у ребенка дарования наводят очень ранние и ярко проявленные им способности. Известны блестящие достижения маленького Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф.Гальтона, И.И. Мечникова, Ф.Г. Гаусса, В. Гюго, Ф. Шуберта и др. Однако далеко не всегда одаренные дети становятся выдающимися взрослыми. И это факт. Многие «вундеркинды» оставляют за плечами возраста свое гениальное детство, так и не добившись серьезных успехов в жизни. Случается и наоборот: люди, не проявляющие в детстве никаких особенных способностей, достигают впоследствии необыкновенных результатов. Недавно, кстати, видела интервью с Аланом Чумаком. С его слов, он обнаружил в себе экстрасенсорные сверхспособности, в достаточно зрелом возрасте (приближенном к 40), в то время, когда он был достаточно состоявшимся журналистом. Вспомним великого Альберта Эйнштейна. В дошкольный период за ним отмечали задержку в развитии, а в школе он считался отстающим учеником. Причины такого проявления таланта возможно и в индивидуальных особенностях развития, но мое мнение склоняется к тому, что это вовремя необнаруженное родителями и педагогами качество, которое, скорее, было задавлено нормами, правилами и прочими ограничениями для проявления настоящего таланта. Ведь талант не может жить в неволе. И талант, как антисоциальное явление, неподдающееся никаким стандартам и правилам, не терпит заключения в рамки обыденности. Американские ученые, изучающие биографии выдающихся людей, обнаружили, что у 60% из них были серьезные проблемы в школе из-за необходимости соблюдать правила. И это неудивительно.

Давайте вспомним Михайло Ломоносова, величайшего Российского ученого, академика. Все помнят историю о том, как мальчик, выросший в семье необразованных родителей, пешком из Архангельска … Он отличался необычайной широтой интересов: его исследования и открытия относятся к математике, физике, химии, астрономии, наукам о Земле, истории, астрономии, экономике, филологии (длинный список перечисления).

В результате, природные задатки можно развить в невероятные способности. Ведь человек использует в среднем менее 25% собственных возможностей.
Воспитание и судьба гения.

Родители порой ошибаются в определении направления способностей собственного ребенка и масштаба его дара. Просто неосуществленные собственные мечты заставляют в своем ребенке видеть родителей желаемый образ, а не то, что есть на самом деле. Немецкий психолог Гюнтер Трост констатировал, что родители с высоким образовательным статусом обычно недооценивают способности своих детей, в то время как с низким – переоценивают.

Думаю, лучше всего – это, безусловно, принять ребенка, как неповторимого и одаренного во всех отношениях, а уж насколько и в какой области он захочет проявить себя – это его личное дело. Ваша задача только предоставить ему условия для самореализации, а дальше – как пойдет.

Есть еще, на мой взгляд, проблема, о которой мало говорят. Куда девать пусть не гениев, а хотя бы одаренных детей, с выдающимися способностями, значительно опережающих своих сверстников в развитии. Они, простите за сравнение, как чемодан без ручки. Прыгать через класс, а уж тем более, через несколько, на мой взгляд – не выход. Их психическое развитие чаще всего, в отличие от интеллектуального, соответствует их реальному возрасту. Отвержение обществом дарований и талантов, по крайней мере непринятие их в свои скромные ряды, действительно серьезная проблема. Оказываясь в ином возрастном классе, они с трудом находят общий язык, оказываются в отдельности от класса.

А ведь для них нужно создавать специализированные классы со специализированным подходом. Воспитание должно подстраиваться под них. Как для отстающих в развитии детей создаются специализированные классы коррекции, так и для таких детей необходима отдельная среда для обучения. Есть в России такие школы для одаренных детей (мне известна только одна), и туда принимают при условии только действительного наличия таланта. Дети развиваются по специализированной программе, с индивидуальным подходом, а главное, в своей среде.

А может оно так и должно быть. Не уверена, что гению необходимо адаптировано жить в обществе: он просто этого не сможет, а если и сможет, то не сможет быть гением. Может просто нужно обществу задуматься о создании максимально комфортных условий для одаренных, чтобы меньше было «зарытых в землю» талантов.

Статью подготовила психолог детского сада «ЛУЧиК» Беляева Александра

P.S. Статью, которая как нельзя лучше отражает все мое отношение (как психолога-практика) к стремлению родителей воспитать гения, читайте на нашем сайте www.lychik.ru .

Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра “ЛУЧиК”, важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике “Вопросы и ответы”

Уважаемые родители дошкольников ! Образовательный центр “ЛУЧиК” приглашает детей 2-6 лет в детский сад ( ул. Алабяна, д.12 корп.9. тел 198-62-23, 198-37-00) и в группы дополнительного образования: “ПОТОМУЧКА”, “УМНЫЙ МАЛЫШ”, ГРУППА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ и другие.

Подробную информацию об этих и других услугах, предоставляемых в детском саду “ЛУЧиК”, вы можете узнать по телефону: 198-62-23. или на нашем сайте в разделе «Детские сады» .

Ссылка на основную публикацию