Математическое развитие детей дошкольного возраста: план развития вашего ребёнка

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал по математике

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
plan_2020.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Сроки реализации проекта: сентябрь 2020 г. – май 2025г.

В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено “математизацией” и “компьютеризацией” всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

  1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
  2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;
  3. Разработать перспективный план работы с детьми;
  4. Оформить в группе уголок «Учимся играя»;
  5. Создать кружок по обучению игре в шахматы «Шахматное королевство».

6. Подготовить семинар-практикум для педагогов «Математические игры для дошкольников».

7. Создать картотеку математических игр.

8. Вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования игр.

9. Воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике. 10. Сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.

– активизация познавательного интереса дошкольников;

– развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; – формирование элементарных математических представлений.

– повышение своего теоретического познания в области математики;

– умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

– пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

– оформление центра «Учимся играя»

I этап – организационно-подготовительный

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Ознакомиться с опытом педагогов – коллег, работающих по данной схеме.

3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.

4. С целью изучения уровня развития математических способностей у детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация провести диагностику дошкольников.

5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

7. Составить план – схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

II этап – основной практический.

Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.

Задачи данного этапа:

1. Разработать систему по формированию операций мышления.

2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.

3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр.

4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

4. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.

III этап- Заключительный

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.

Определение дальнейшей деятельности по развитию математических способностей детей дошкольников. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.

План работы на 2020-2021 учебный год

Подбор литературы по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста

1. – З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

2. -Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников;

3. -Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

-Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.
-Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.

-Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
-Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.

-Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой

– Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// —-Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9.
-Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).

-Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. – М.: Просвещение, 1997.
– Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.

1. Проработка отобранной литературы по теме.

2. Рассмотреть конспекты занятий в методическом кабинете.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013 №1155.

Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010.

Обновление игровой развивающей среды в группе:

– частичное изготовление дидактических пособий

1. Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия и памяти

2. Дидактические игры:

«Чем похожи и чем отличаются?»

3. Подготовка консультаций для родителей:

«Как развивать познавательные интересы у детей»

«Развитие логического мышления у детей.»

«Математика в повседневной жизни ребенка»

«Учим математику дома. Учиться можно только весело»

4.Анкетирование родителей на тему «Развитие мышления детей дошкольного возраста»

Отбор элементов по

теме: «Формы и методы развития мышления детей»

Использовала следующие методы и формы работы с детьми и родителями:

• Создание и решение проблемных ситуаций

Журнал «Педагогический опыт» 2017 г.

Журнал «Педагогический практикум» №2, 2008г Проработав журналы познакомилась с формами и методами работы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста:

Создание и решение проблемных ситуаций познавательного характера

Игры на развитие воображения

Игры на развитие внимании

Игры интеллектуального характера.

Примеры педагогических ситуаций

Консультации для родителей и воспитателей

Работа с детьми.

Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.

Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

«Найди пару», «Разложи по коробочкам».

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

Знакомство с понятиями «один», «много».

представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Дидактические игры по

развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

Формирование представлений о непосредственном

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат».

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник , овал.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др. Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

Автор: Ишкова Татьяна Ивановна

«Развитие математических способностей

у детей дошкольного возраста

через игровую деятельность

в условиях реализации ФГОС ДО»

МБДОУ «Детский сад с. Купино»

Ишкова Татьяна Ивановна

1. Вступительная часть

2. Основная часть

2.1. Практический раздел

2.2. Методы и приемы

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.

Цель работы: обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи:

1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

2. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

2. Основная часть

2.1. Практический раздел

Изучая труды великих педагогов: Крупской Н.К., Сухомлинского В.А., Макаренко А.С. , а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – моя главная цель в обучении детей.

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

2.2. Методы и приемы.

Обучение детей происходит через: 1) организованную образовательную деятельность; 2) задачи-шутки; 3) развивающие игры и упражнения; 4) игры-головоломки; 5) загадки; 6) дидактические игры.

Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использую различные презентации («Забавные фигурки», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.).

Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребёнка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете, понимании происходящего. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребёнок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.

В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

В разделе «Количество и счет», на мой взгляд, уместны следующие дидактические игры: «Чет – нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше – меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».

Знакомя детей с цифрами , использую дидактические игры: «Выложи цифру из палочек»; «Собери цифру правильно»; «Слепи из пластилина»; «На что похожа цифра?»; «Назови предметы, напоминающие цифру». А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

Часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры».

Очень часто используем игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Для развития пространственных ориентировок у детей я подобрала серию упражнений: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? » и т. д.

На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п.

Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Ввожу игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры: «Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?» .

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:

· комплекс развивающих игр;

В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.

В игровые комплексы обязательно включаю музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений.

Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» , – эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь педагогам, а также будут полезны родителям и всем кому не безразлично будущее подрастающего поколения.

1. Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993г.

2. Аргинская И.И. Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005г.- 32 с.

3. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002г. – №8. – С.30-39

4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.

5. Васина В.В., Праздник числа. М., 1991г.

6. Волина В. «Веселая математика» – Москва, 1999г.

7. Жикалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике» – Москва, 1989г.

8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989г.

9. «Играем в числа» – серия пособий.

10. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974г.

11. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010г.

12. «Ориентировка в пространстве» – Т. Мусейнова – кандидат педагогических наук.

13. Программа «От рождения до школы» – Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

14. «Развиваем восприятие, воображение» – А. Левина.

15. Узорова О., Нефедова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе» – ООО «Издательство Астрель», 2002г.

Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях

Алеся Чистова
Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях

Планирование работы по математическому развитию детей в дошкольных образовательных учреждениях.

План.

1. Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.

2. Виды планирования работы по математическому развитию.

3. Конспект и план занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

1. Планирование работы и его значение в организации математического развития дошкольников.

Объем знаний дети усваивают на протяжении всего дошкольного возраста. Задача состоит в том, чтобы распределить равномерно: на все года обучения и в течении одного учебного года. В этом и поможет нам планирование. Можем дать несколько определений планированию:

• планирование – одна и функций управления,

• планирование – это деятельность педагога,

• планирование – это определение последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием необходимых средств, форм и методов работы.

Таким образом, план представляет собой систему комплексных мер, подчиненным единым целям. Отсюда значение планирование работы:

1. дает возможность сделать процесс обучения целенаправленным, т. е. осуществить дидактические принципы.

2. осуществляет взаимосвязь процесса обучения и воспитания.

3. усвоить программу всем детям и каждому ребенку в отдельности (благодаря коллективным и индивидуальным формам работы).

При планировании работы педагог опирается на знание общих закономерностей развития и воспитания дошкольников и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это определяет принципы планирования:

1. Учет педагогических условий: возрастного состава группы, уровня развития детей.

2. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.

Исходя из принципов, определяются требования к планированию:

умение ориентироваться в «программе»;

умение сочетать программные задачи;

умение определять последовательность решения программных задач;

учет общих возрастных и индивидуальных особенностей;

знание методики решения программных задач.

[Козлова С. А., Куликова Т. А., Дошкольная педагогика. – М. :

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под редакцией Столяра А. А. – М. Просвещение, 1988г., с 287-290]

2. Виды планирование работы по математическому развитию дошкольников.

Планирование воспитательно – образовательной работы в детском саду осуществляется через календарное и перспективное планирование. Календарное планирование – основной вид планирования воспитателя и включает в себя:

1. планирование работы на занятиях;

2. планирование работы в повседневной жизни.

Планирование работы в повседневной жизни предполагает осуществление математического развития детей:

на других занятиях (изобразительная деятельность, развитие речи, занятие по физическому воспитанию);

математические развлечения (математические досуги, викторины, КВНы);

в режимных процессах (утренний прием; работы дежурных по столовой, занятиям и в уголке природы; сбор на прогулку, прогулка и т. д.);

в разных видах деятельности (трудовая деятельность, самостоятельная игровая деятельность).

Работа планируется по математическому развитию в повседневной жизни 2 – 3 раза в неделю, по характеру организации, как правило, это индивидуальная и групповая работа.

В большей мере, работа в повседневной жизни осуществляется в игровой форме: дидактические игры, игровые ситуации, включение математического содержания в сюжетно – ролевые игры, подвижные игры с математическим содержанием.

В перспективном планировании определяются основные задачи в работе воспитателя на месяц, квартал или год. Перспективное планирование реализуется в календарном планировании.

3. Конспект и план занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Планирование работы по ФЭМП на занятии. Основное содержание занятий по ФЭМП определена программой, в которой имеется специальный раздел «Развитие элементарных математических представлений»

количество и счет

ориентировка в пространстве

ориентировка во времени

Подготовка к занятию.

1. «программа воспитания и обучения в детском саду» на каждого студента.

2. Конспект и план занятия на каждого студента для анализа.

3. Вопросы для анализа программного содержания занятия.

4. Вопросы для анализа написания конспекта и плана занятия.

Различают следующие виды планирования занятий:

Выбор вида планирования занятия зависит от желания и опыта воспитания. Молодому педагогу вначале удобнее пользоваться подробным конспектом занятия, а опытному – более кратким планом.

Обычно план занятия пишется каждую неделю: это основная форма планирования занятий для воспитателя, конспект занятий иногда.

Например: к открытому занятию: или с целью накопить конспекты занятий по какой либо проблеме.

Рассмотрим что включает в себя план и конспект занятия в форме сравнительной таблицы.

Полное написание проведения занятия с указанием деятельности и детей

Краткая форма написания

1. Название занятия

Занятия по ФЭМП … возр. гр. Математика в … возр. гр.

2. Программное содержание/задачи/

1. Программное содержание должно формулироваться в соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду».

2. Включает образовательные и воспитательные задачи.

3. Количество программных задач зависит от:

а) возрастной группы

б) сложности программной задачи.

Младшая группа – 2-3 задачи,

Старший возраст – может быть 4-5 задач, в зависимости от сложности материала.

4. Программное содержание включает обучающие и закрепляющие задачи, т. е. сочетание нового материала и ранее пройденного. Отсюда и разные формулировки программных задач. Новые задачи формулируются, начиная со слов «учить», «познакомить», «формировать». Если задачи имеют продолжение, тогда записываем : «продолжать учить», «упражнять», «закреплять», «уточнить представление».

5. программное содержание составляется из 2-3 разделов Программы.

3. Подготовка воспитателя к занятию

а) Демонстрационный и раздаточный материал, его количество

б) Литература, которой пользовался воспитатель : автор, название, страницы.

в) Наглядный материал

4. Организация детей и методика проведения занятия.

1) Подготовка рабочих мест воспитателя и детей.

Разложить материал для работы воспитателя и детей, т. е. для того, чтобы он был под рукой в нужный момент и не отвлекал внимание детей раньше времени. Организация подготовки рабочего места зависит от возрастной группы, в младшей группе – осуществляется воспитателем на занятии, в старшей группе – осуществляется детьми с помощью воспитателя, перед занятием.

2) Организация детей на занятии:

в кружок на стульчиках;

за общим столом;

на ковре свободно и т. д.

5. Начало занятия.

обратить внимание на осанку детей;

обратиться к опыту детей оп теме занятия;

создать проблемную ситуацию

Подробная методика проведения:

речь воспитателя к детям, указания, задания, вопросы;

кого спросить из детей;

какой ответ получить;

полностью рассказывается содержание игровых упражнений или дидактических игр;

подробный итог занятия.

Программные задачи не обязательно можно решать в той последовательности, в которой они записаны в программном содержании.

Последовательность определяется по выбору воспитателя.

Мы закончили рассматривать анализ конспекта плана занятий.

Вопросы для повторения

1. Какие требования предъявляются к планированию работы вне занятий? Его место в течение дня: покажите на примерах.

2. Каково основное предназначение планирования работы вне занятий?

3. Чем отличаются по структуре конспект от плана занятия по формированию элементарных математических представлений? В каких случаях воспитатель пользуется составлением конспекта занятий?

Домашнее задание

Проанализируйте план предложенного занятия по следующей схеме:

Вопросы для анализа

Оценка структурных компонентов плана

Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях «Гигиенические требования к игрушкам. Уход за игрушками в дошкольных учреждениях» Будякова Н. Л. Отдавая своих детей в детские сады, все.

Комплексное использование средств физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Введение Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена.

Консультация для педагогов «Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ» ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ Цель планирования Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».

Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Добрый день, уважаемые коллеги! С января 2017 года я являюсь специалистом по “БОС Здоровью” в ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района.

Научно-исследовательская работа «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Тема: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Содержание: Паспорт научно-исследовательской.

Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС В настоящее время большую роль в.

Об актуальности патриотического воспитания в дошкольных учреждениях «Патриотическое воспитание дошкольников» В настоящее время вопрос о патриотическом воспитании в дошкольных учреждениях стал особо актуален.

Технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, как средство преодоления школьной дезадаптации Реутова О. В., старший преподаватель, ФГБОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина Замашкина А. Е., инструктор.

Основные формы организации трудовой деятельности в дошкольных учреждениях Задачи трудового воспитания в ДОУ. Выделяются следующие задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых;.

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях “Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Дмитрий.

Программа по развитию логико-математических способностей детей дошкольного возраста “Занимательная математика”

Класс: д/с

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку с учетом его индивидуальных возможностей. Именно она легла в основу данной программы. Главной задачей ставится развитие логико-математических способностей дошкольников через применение новейших методик и разработок в дошкольной педагогике.

Математика по праву занимает очень важное место в развитии малышей. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике. Любая математическая задача, решаемая в этой программе, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом. Все умственные задачи – поиски путей решения – реализуются средствами игры и в игровых действиях.

Реализация данной программы построена на применении наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, обучении детей не только применять их, но и изготавливать совместно с родителями и воспитателем. К таким уникальным по своим возможностям дидактическим материалам относятся логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Они дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения. Все занятия объединены единым сюжетом и предлагаются в определенной последовательности

Условия реализации программы подразумевают наличие:

– развивающей предметно-пространственной среды;
– комнаты математических игр, оборудованной необходимыми учебно-игровыми пособиями;
– специальной литературы по математическому развитию, игровой деятельности;
– литературы по детской педагогике и психологии;
– новейших научных разработок в данной области;
– временных возможностей: одно занятие в неделю по 20–25 минут;
– возрастного принципа формирования группы;
– учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– принципа добровольности.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в методкабинете детского сада:

– собственного информационного стенда, рекламы;
– литературы по детской педагогике и психологии, специальной литературы;
– новых научных разработок по данной теме;
– разработок бесед и консультаций с родителями;
– папки – презентации данной программы;
– подробных разработок на каждое занятие;
– набор необходимых игр и игровых материалов.

Характерные особенности программы:

  1. Воплощение концепции личностно ориентированной модели развития и воспитания детей.
  2. Развивающие задачи ставятся и решаются с учетом индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, освоенности им способов действия.
  3. Комплексный подход в обучении, взаимосвязь с другими видами деятельности, использование различных способов и приемов в обучении.
  4. Все задачи решаются по средствам игры и игровых действий.
  5. Использование новейших разработок по теме “Математическое развитие дошкольников”. Широкое применение наиболее эффективных пособий, таких как логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
  6. Применение здоровье сберегающих технологий.
  7. Все задания объединены единым сюжетом и построены по принципу от простого к более сложному.
  8. Взрослый это равноправный участник игр и упражнений, способный, как и ребенок, ошибаться.
  9. Взрослый не спешит указывать детям на ошибки, давая возможность заметить их самостоятельно, и побуждает детей к самостоятельному поиску решения, в том числе и экспериментальным путем.

Эти характерные особенности программы являются актуальными и определяют новизну.

Примечание. В работе с дошкольниками педагоги ориентируются без какого-либо ограничения, без конкурсных отборов и независимо от наличия у них природных и специальных физических данных.

Цель: развитие логико-математических способностей детей посредствам математических игр, задач и упражнений.

Воспитание у детей умения:

– самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение, классификацию и другие) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
– строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
– находить нужный способ выполнения заданий, ведущий к результату наиболее экономным путем;
– активно включаться в коллективную игру;
– помогать сверстнику в случае необходимости;
– свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

Основные направления и содержание деятельности

Программа включает в себя шесть направлений, работа по которым рассчитана на два года: с детьми 4–6 лет.

  1. “Игры дидактические, развивающие, подвижные”.
    Включают в себя игры с математическим содержанием воспитывающие у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому, творческому поиску.
  2. Логические блоки Дьнеша”.
    Включают в себя специально разработанные игры и упражнения с блоками помогающие детям овладевать различными мыслительными умениями.
  3. “Палочки Кюизенера”.
    Включают в себя специально разработанные игры и упражнения позволяющие развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.
  4. “Художественно-творческая деятельность”.
    Совместно с взрослым учатся придумывать и создавать новые игры, головоломки на основе сочетания различных видов математической и художественно – творческой деятельности (лепка, аппликация, рисование).
  5. “Опыты и исследовательская деятельность”.
    Включает в себя задания направленные на экспериментальное нахождение решения проблемы.
  6. “Математические праздники и викторины”.

Занятия проводятся со всеми детьми 4–6 лет без какого либо отбора. Оптимальное количество детей-10–14. К каждому этапу подходим последовательно, но, в то же время они могут сочетаться.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 20–25 мин, в зависимости от возраста детей. Организованные занятия начинаются с сентября.

Индивидуальная работа в случае необходимости проводится дополнительно 1 раз в неделю не более 10–15 мин.

Основная форма работы – обучающие и развивающие игры в группах и подгруппах, а также индивидуальные занятия.

Дополнительная форма работы – консультации педагога и психолога с родителями и детьми.

Примерное построение занятия:

1. Вводная, вступительная часть (2–3 мин.)

Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник.

Установление благожелательного эмоционального контакта.

Приветствие (ритуал, вначале предложенный взрослым потом самими детьми):

2. Основная часть.

Одна или две игры – упражнения, с обязательной физкультминуткой между ними или в середине.

Цель – игровое освоение основных математических знаний и умений, объединенных общими задачами и темой. (15–20 мин.)

3. Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия (2–3 минуты)

Цель – поощрение, психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.

Занятия по данной программе строятся с учетом следующих принципов:

– Систематичности и последовательности.
– Доступности – характер и объем заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей.
– Наглядности – постоянное использование в играх и упражнениях наглядного материала.
– Равноправного партнерства взрослого и ребенка.
– Практичности – комплекс различных приемов: игровой, прием соревновательности, сотворчества.

Комплексности работы – проведение праздников и викторин включены в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которого зависит, прежде всего, от сотрудничества всех педагогов ДОУ.

В проведении занятий могут участвовать учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Кроме этого, все педагоги ДОУ используют в работе с детьми всевозможные игры с математическим содержанием. В подготовке к празднику активное участие принимают и родители.

– Говорить негромко (не кричать);
– ходить спокойно (не бегать);
– помнить для чего мы собрались;
– смело показывать свои способности;
– заботиться друг о друге (не обижать);
– помогать друг другу (не смеяться);
– внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие богатой игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

Первый год обучения

– измеряют величины различными условными мерками;
– уверенно решают задачи на геометрическое построение и перестроение при помощи палочек;
– обследуют фигуры, выделяя их основные признаки;
– умеют словесно описывать фигуру;
– имеют широкий кругозор, умеют наблюдать, анализировать;
– классифицируют предметы по двум свойствам;
– умеют вести поиск решения самостоятельно, руководствуясь схемой и направлением анализа, алгоритмом;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми.

Второй год обучения:

– анализируют предметы окружения, выявляя их сходства и различия, в том числе и с геометрическими эталонами;
– преобразовывают геометрические фигуры, воссоздают их из частей;
– выделяют пространственные и временные отношения;
– владеют делением целого на части, определяют зависимости;
– сравнивают и классифицируют фигуры по четырем признакам;
– определяют объем жидких и сыпучих материалов;
– владеют приемами построения и перестроения из палочек;
– умеют обозначать свойства предметов при помощи различных заменителей;
– измеряют длину различными мерками;
– умеют определять состав числа из единиц и меньших чисел;
– владеют приемами кодирования и декодирования информации;
– знают графические изображения всех цифр;
– активно участвуют в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу;
– придумывают новые варианты игр, сюжетов совместно с взрослыми и другими детьми;
– составляют и решают математические задачи со счетом;
– уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

Учебно-тематический план работы по блокам.

Наименование блокаКоличество занятий
1Блок первый “Форма”7
2Блок второй “Цвет”5
3Блок третий “Величина”4
4Блок четвертый “Закрепление свойств”3
5Блок пятый “Отрицание одного свойства, цвет”3
6Блок шестой “На отрицание одного свойства, форма”5
7Блок седьмой “Толстый и тонкий”4
8Блок восьмой “Итоговый”.2
Итого:34 занятия

Второй год обучения

Наименование блоковКак часть (половина) занятия
1Логические блоки Дьенеша23
2Палочки Кюизенера11
3Игры дидактические и развивающие6
4Игры на силуэтное построение и перестроение4
5Построение из счетных палочек2
6Художественная деятельность (использование элементов аппликации, лепки, конструирования).4
7Целое и часть2
8Опыты и экспериментирование3
9Условные мерки3
Итого:29 занятий

Учебно-тематический план работы по недельный.

  1. Логика и математика для дошкольников.
  2. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. “Детство-Пресс”. 2006 г
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду.
  4. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс. 2010 г.
  5. Методические советы к программе “Детство”
  6. Детство-Пресс. 2007 г.
  7. Как работать с палочками Кюизенера.
  8. Л.Д.Комарова. М.: 2008 г.
  9. Комплект “Ступеньки к школе”.
  10. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа. 2000 г.
    “Учимся находить одинаковые фигуры”;
    “Азбука счета”;
    “Цвет”;
    Учимся находить противоположности”;
    “Развиваем логическое мышление и память”.
  11. Дошкольник 4–5 лет в детском саду.
  12. Детство-Пресс. 2007 г.
  13. Математика – это интересно.
  14. З.А.Михайлова. 2006 г.
  15. Книга по математике для детей и воспитателей “Пых”.
  16. В.А. Козлова. “Школьная Пресса”. 2002 г.
  17. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
  18. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. Мозаика–Синтез. 2009 г.
  19. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию детей.
  20. Венгер Л.А.
  21. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
  22. “Детство-Пресс”. 2001 г.
  23. Смоленцева П.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
  24. Житомирский В.Г. Путешествие по стране Геометрии.
  25. Смоленцева А.А. Математика до школы.
  26. “Акцидент”. 1998 г.
  27. Михайлова З.А. Математика от трех до шести.
  28. “Акцидент”. 1997 г.

Концепция математического развития в дошкольном образовании

Стульникова Ольга Геннадиевна

Старший воспитатель, СП ГБОУ СОШ № 10 “ОЦ ЛИК” детский сад № 16, Самарская область, г. Отрадный

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Стульникова О.Г. Концепция математического развития в дошкольном образовании // Совушка. 2018. N3 (13). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/13/ (дата обращения: 28.02.2020).

Математическое развитие детей в дошкольном образовательном учреждении проектируется на основе концепции дошкольного воспитания и обучения, программы учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов. Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д.

Приобретение знаний и умений формируется под влиянием развивающего обучения и благодаря особой организации учебного процесса развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы в целом. Развивающий эффект обучения должен быть сориентирован на «зону ближайшего развития». Детям предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнять сейчас самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Приобретенные таким образом знания, а главное – систематическое совершенствование их качества, плюс развитие мышления, обеспечивают общее развитие ребенка.

Процесс математического развития

Процесс математического развития ребенка связан, прежде всего, с развитием его познавательной сферы (разнообразных способов познания, познавательной деятельностью и т.д.), а также с развитием математического стиля мышления.

Благодаря математическому развитию у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность и ответственность. В процессе математического развития происходит общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка (доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря).

Целью математического развития дошкольника является знакомство с азами математической культуры и привитие интереса к дальнейшему познанию окружающего мира с использованием элементов этой культуры (Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации», декабрь 2013 г.).

Основные задачи математического развития:

  • Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании.
  • Развитие логико-математических представлений и представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
  • Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений, а именно обследования, сопоставления, группировки, упорядочения.
  • Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений, а именно анализа, сравнения, обобщения, классификации, сериации.

Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики

Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание и обучение – воспитывающее обучение, характеризующееся конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность.

Уровень развития дошкольника зависит от специально организованного «умственного воспитания», которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и их потребности в умственной деятельности. Основной составляющей частью умственного воспитания дошкольника являются способы умственных действий. Каждое умственное действие – соответствующая мыслительная операция. Эти операции – различные, взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления.

Основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование.Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом, т.е. нельзя сформировать отдельно какую-либо мыслительную операцию без связи и опоры на другие операции. «Показателем усвоения приема является его сознательный перенос на решение новых задач». У дошкольника способы умственных действий должны быть заложены именно в этом возрасте, более того без формирования мыслительных операций невозможно умственное воспитание ребенка.

Принцип гуманизации педагогического процесса.

Это принцип личностно – ориентированной модели воспитания и обучения.

Главным в обучении должно стать развитие возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, индивидуализации обучения, создание условий для становления ребенка как личности.

Принцип индивидуального подхода.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Принцип научности обучения и его доступности.

Данный принцип означает формирование у детей дошкольного возраста элементарных, но, по сути, научных, достоверных математических знаний.

Представления о количестве, размере и форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания с учетом возраста детей, особенностей их восприятия, памяти, внимания, мышления.

Реализации принципа доступности способствует и то, что материал, который изучается, излагается в соответствии с правилами: от простого к сложному; от известного к неизвестному; от общего к конкретному.

Таким образом, знания детей постепенно расширяются, углубляются, лучше ими усваиваются, но новые знания следует предлагать детям небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями с использованием их применения в разных видах деятельности.

Принцип доступности предусматривает также подбор материала не слишком трудного, но и не слишком легкого. Организуя обучение детей, педагог должен исходить из доступного уровня трудности для детей определенного возраста.

Принцип осознанности и активности.

Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию умственных (познавательных) процессов у ребенка.

Познавательную активность – это самостоятельность, осознанность, осмысленность, инициативность, творчество в процессе умственной деятельности, умение ребенка видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи, составлять план и выбирать способы решения задачи с использованием наиболее надежных и эффективных приемов, добиваться результата.

Принцип систематичности, последовательности.

Логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Педагог распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания.

Принцип наглядности.

Этот принцип имеет важное значение в обучении детей дошкольного возраста, т.к. мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, через непосредственное восприятие окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

Для успешной работы необходима специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: помещение с наличием как места для работы детей за столами, так и достаточно места для проведения игр, в том числе и подвижных. Наличие игротеки, материалов для изготовления игр и игрового материала. Наличие мячей, кубиков и другого физкультурного оборудования.

Принципы организации образовательного процесса

Для организации образовательного процесса выбрана трехблочная модель, которая собирает в себе все известные основные модели, по которым работают дошкольные учреждения: учебную, комплексно-тематическую, предметно-пространственную – средовую. При этом используются сильные стороны каждой отдельной модели, и, по возможности, устраняются их недостатки.

I блок. Специально организованное обучение в форме занятий – содержание организуется по «предметам».

II блок. Совместная взросло – детская (партнерская) деятельность – содержание организуется комплексно – тематически.

III Блок. Свободная самостоятельная деятельность детей – в соответствии с традиционными видами детской деятельности.

В рамках первого блока организуется обучение в форме специальных занятий на основе программы. Процесс обучения дошкольников строится с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Преимущественно применяются игровые приемы и средства, привлекательные для детей виды деятельности (реализуется принцип «учение с увлечением»), обеспечивается комфортное для психофизиологического состояния ребенка комбинирование произвольных и непроизвольных, статических и динамических форм на занятиях.

В рамках второго блока организуется познавательно – исследовательская деятельность детей на основе стандартов. Цель – помочь воспитанникам научиться самостоятельно получать знания, развить навыки исследовательской деятельности, сформировать целостную картину мира и понимание своего места в нем. В ходе исследований воспитанники: проводят эксперименты и практические работы; собирают информацию и обрабатывают данные; делают проекты и проводят презентации;

В рамках третьего блока самостоятельная деятельность детей осуществляется на занятиях в центрах активности и в произвольной игровой деятельности.

Деятельность направлена на развитие познавательных способностей и поисковых действий детей. В центрах активности помещение разделено на несколько зон, в каждой из которых находятся материалы для занятий, игр, проведения экспериментов и исследований.

Неоспорима роль дошкольной подготовки к школе не только в формировании, развитии и пополнении математических знаний, умений и навыков дошкольника, но и в интеллектуальном развитии ребенка в целом. Математическое образование на ранних этапах развития – мощный инструмент становления личности, обладающей развитым логическим мышлением, навыками анализа и синтеза, классификации и систематизации.

Эти навыки станут залогом успеха не только в школьной математике, но и в других предметах школьного цикла, и в дальнейшей профессиональной деятельности подрастающего гражданина. Подготовка основы математических знаний должна занять важное место в программах дошкольного воспитания и обучения.

Литература

  1. Алытхауз Д., Дум Э.. Цвет, форма, количество. М.: Просвещение, 1984.
  2. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984.
  3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2003.
  4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 1999.
  5. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М.: Просвещение; Росмэн, 2005.
  6. Иванова А.И.. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. СПб.: Детство-пресс, 2010.
  8. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. М., 2002.
  9. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1993.
  10. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. М.: Линка-Пресс, 2006.

Математическое развитие детей дошкольного возраста: план развития вашего ребёнка

№ 314 Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем в игре»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 18 города Славянска – на – Кубани муниципального образования Славянский район

Старшим воспитателем Халардиной

г. Славянск – на – Кубани

Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеобразовательного вида № 18 города Славянска – на – Кубани муниципального образования Славянского района

Сроки выполнения проекта: май 2015года

Цель проекта: создание условий для развития умственных, математических способностей, заинтересовывать их предметом математики, с помощью дидактических игр.

Участники проекта: дети, педагог, музыкальный руководитель.

Данный проект по виду является игровым;

по составу участников – фронтальным.

по характеру контактов – внутри группы.

Задачи:

– Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

– Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

– Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

– Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

– Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

– Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

Формирование представлений о числе и количестве:

– развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

– совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

– устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

– развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

– уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

– учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

– учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

– учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Развитие ориентировки во времени:

– учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Ожидаемый результат.

– Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

– учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

– Учить успешно решать логические задачи;

– Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

– Развивать быстроту мышления;

– Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

– Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Проект предназначен для детей старшей группы 5-6 лет

Актуальность.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Дидактическая игра является универсальным педагогическим явлением, которое даёт воспитателю возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ребёнок познаёт мир математики с самого раннего возраста, путём экспериментирования с различными предметами. Задача педагогов – поддерживать инициативу малыша. Дидактическая игра увлекает ребёнка и создаёт приподнятое настроение и он не замечает, что играя, решает определённые задачи и тем самым, учится. Задача педагога – способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Однако ребята в нашей группе недостаточно хорошо умеют формировать множества, количественный и порядковый счет в пределах 10, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам, поэтому обогащению опыта детей могут послужить дидактические игры, которые и взяты за основу проекта.

Содержание проекта:

1.этап:

1.Чтение стихотворения Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки»

Цель: закрепить знания детей о цифрах в пределах 10 с презентацией по ИТК

1)Цифру ноль ты раньше знал,

Это круг или овал.

2)Эта цифра единица.

Видишь как она гордится.

А ты знаешь почему?

Начинает счет всему.

3)Цифра два-лошадка – диво.

Мчит, размахивая гривой.

4)Выгнув шею- гусь и только,

Цифра три спешит за двойкой.

5)Цифра четыре всех удивляет:

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

6) Кто так может закружится,

Кто так может танцевать,

Кто так может прокатится?

Ну, конечно, цифра пять!

7)Рисуем сверху мы крючок,

И плавно вниз рисуем круг.

Так получилась цифра шесть.

Ты молодец, мой юный друг.

8)Цифра семь, мои друзья,

Словно нос у корабля.

9)Два друга, два круга

Стоят друг на друге.

Всех ребят запомнить просим,

Получилась цифра восемь.

10) Цифру девять получить несложно.

Нужно только цифру шесть

Вверх ногами повернуть осторожно.

11)Ничего нет проще

Число 10 написать.

Нужно только единице

Справа ноль пририсовать.

2.Дидактическая игра «Найди, кто лишний»

Цель: Закрепить умение сравнивать свойства предметов.

3.Дидактическая игра: «Геометрическое лото»

Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, овал, краг, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

4. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов.

5.Дидактическая игра: «Продолжи счет»

Цель: Закрепить умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

6.Дидактическая игра: «Найди свой дом»

4.Обучающие мультфильмы для детей:

– Мудрые сказки тетушки Совы;

– Развивалки для Мишутки;

– Арифметика с тетушкой Совой;

– Геометрия для малышей;

4. Чтение пословиц, сказок, загадок. Заучивание стихов: С. Маршак “Веселый счет”, пальчиковых игр на закрепление счёта.

5. Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.

2 этап:

1.НОД по изобразительной деятельности:

Тема: «Рисование города» с помощью геометрических фигур

Цель Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Учить изображать предметы из геометрических фигур. Развивать интерес, воображение, память, внимание, логическое мышление.

3 этап:

1. Математическое развлечение: «Путешествие на планету Точных наук»

Цель: Закрепление математических представлений дошкольников.

Закреплять умение собирать из частей целое изображение.

Закреплять знание геометрических фигур, их основные признаки, сходства и отличия. Совершенствовать навыки количественного счета, определения состава числа из двух меньших чисел, решения простых арифметических задач, умение соотносить количество предметов с числом, соотносить заданное число с цифрой.

Развивать внимание, память, мышление, конструктивные способности, умение анализировать и синтезировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать умение работать в команде, организованность, самоконтроль.

• детали трех «космических кораблей»;

• «билеты» на космический корабль с наклеенными геометрическими фигурами;

• цифры на тесьме от 1 до 10;

• наборы цифр на карточках;

• три набора игрушек от 1 до 10-ти;

• три стола для игр;

• карточка крупного формата с изображением домика

• ларец – сундучок, цепи из бумаги, замок из картона, ключи к замку из картона.

Ход развлечения:

Ведущая: Сегодня Королева Математики пригласила нас на свою удивительную планету Точных Наук. Она устраивает праздник. И попасть туда могут только Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач. А вы не боитесь? Тогда в путь.

Задание 1.«Сбор космических кораблей»(собери из частей целое).

Педагог выставляет три конверта – частями космических кораблей.

Ведущая: На эту планету мы можем попасть только на космических кораблях, которые вы должны построить сами. Детали будущих кораблей лежат у вас в конвертах.

Набираем три команды по 6 человек.

По моему сигналу каждый из вас возьмет 1 деталь будущего корабля и выйдет к коврографу, на котором вся команда и соберет свой корабль.

Ведущий дает сигнал. Команда детей выходит и собирает из отдельных частей свой корабль. (В том случае, если детали корабля собраны неверно, ведущий предлагает выйти к одного “конструктора” из команды для устранения неполадок).

Ведущая: Все корабли собраны. Экипажи готовы?

Задание 2. «Узнай и назови геометрическую фигуру – изображение на билете».

Педагог раздаёт билеты с наклеенными фигурками детям треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, овалы;

-Билеты нужно нам раздать,

а вам – фигуры в них узнать.

Дети называют геометрические фигуры, изображенные на билетах.

– Отправляемся в полет.

Начинаем мы отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,-лети.

-Но что-то корабль лететь не желает.

-Выстроим цифры мы все по порядку.

О цифрах стихи прочитаем ребятки.

Дети берут цифры

Задание 3. Игра «Живые цифры»

Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, упражнять в нахождении последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на единицу.

Оборудование: карточки с цифрами

Каждый ребенок берет себе эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число от 1 до 10.

● педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем порядке;

● педагог предлагает детям – цифрам разместиться в убывающем порядке;

Ведущая: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- пуск.

Музыкальный руководитель включает музыкальное сопровождение полета.

Ведущий: Чтобы было в полете нам не скучно, исполнят нам дети математические частушки.

Музыкальный руководитель аккомпонирует.

Задание 4. «Математические частушки»

1. Ноль на месте, на пустом, ставят, как известно,

Только он при всем при том не пустое место.

2. Вид ее -как запятая, хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев, а лентяи ее нет.

3. Брату скоро стукнет пять, я учу его считать.

А учится он не хочет, кувыркается, хохочет.

4. Там в углу лежат игрушки, ожидают в тишине…

Пять игрушек в день рожденья, подарили гости мне.

– Королева Математики рада принять нас на своей планете. Хотела Королева бы узнать. Умеете ли, дети, вы считать?

Выходят трое чтецов.

Чтение стихотворения «Считать умею» З. Нури.

Цель: Закрепить умение детей выразительному и осмысленному чтению стихов.

Задание 5. Соотнесение количества предметов с цифрой

Цель: учить детей отбирать количество предметов по заданному числу.

Ведущая: Посмотрите, на планете Точных наук есть числовой кубик.

Вы бросаете кубик и должны собрать столько игрушек, какое число выпадет на кубике.

Ведущая: Мы подлетели к самой большой горячей звезде под названием «Солнце». Задание: сосчитать и цифрами показать сколько самых горячих лучей у звезды.

Ребята, на Планете Точных наук есть замечательная страна Геометрия. Мы с вами попали в гости к двум братьям Треугольнику с Квадратом.

Педагог помогает детям надеть маски треугольника и квадрата.

Задание 6. Инсценирование стихотворения «Треугольник и квадрат» Евгения Паина.

Цель: Учить детей выразительно рассказывать стихотворение, закреплять знания о геометрических фигурах.

Задание 7. Вычленение частей из целого. Счет геометрических фигур.

Цель: Закреплять знания детей о треугольниках, учить внимательно считать, логически мыслить.

Задание: Посчитай сколько каких фигур в каждом домике.

Задание 8.Ребята, на планете Точных наук, в стране Первого Десятка, в городе Чисел построен новый дом. А как расселить в новом доме жильцов? Справимся мы с этой задачей?

Ребята, да вы Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач.

Педагог выносит ларец. Раскладывает перед ним ключи.

Задание 9. Подбор ключей к замкам.

Цель:Зрительное восприятие и соотнесение контура предмета по форме.

– Посмотрите, что это за волшебный ларец?

Ой, сколько здесь замков! Как же их открыть?

А вот и ключи. Давайте подберем к каждому замку свой ключ.

Дети выполняют задание. Открывают ларец.

Педагог достаёт из ларца и раздаёт детям подарки.

Ведущая достаёт из ларца и читает письмо.

– Это письмо от Царицы Математики.

Ребята! Сегодня вы проявили свои знания, смекалку и сообразительность.

Настоящие короли и королевы математики – это вы. А ваша дошкольная страна может превратиться в любую страну: страну Точных Наук, страну Театра, страну Творчества и Фантазии, страну Добрых Сердец. Пусть ваши желание, интерес и любознательность станет настоящим кораблем, несущим вас по волнам знаний. В Добрый Путь!

2. Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

Умеет составлять множества и устанавливать отношения

Умеют считать до 10

Умеют сравнивать два предмета по величине

Знание геометрических фигур

Умение определять пространственные направления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, в середине

Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту

Стремиться к самостоятель -ному разрешению постав- ленной проблемы

Читайте также:  Воспитание гендерных детей в семье и различия с половым воспитанием
Ссылка на основную публикацию