Методика Монтессори детям: развивающие игры, книги, наборы, игрушки

Игрушки по системе Монтессори: сортеры и лабиринты

Одна из наиболее востребованных во многих странах мира систем развития — методика талантливого итальянского педагога и врача Марии Монтессори. В ее основе самостоятельное познание ребенком окружающего мира. Мария Монтессори считала главной задачей самореализацию: если ребенок лишен возможности действовать, он никогда не познает самого себя и свои способности.

Первая школа Монтессори была открыта ею 6 января 1907 года в Риме. Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и остаются популярными во многих странах.

В России методика Монтессори также получила достаточно широкое распространение. В 1913 году была переведена и издана книга Марии Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики». В том же году Юлия Фаусек «Русская учительница. Том 1» и «Русская учительница. Том 2» открыла детский сад, работавший по новому методу. А в 1916-м было основано «Общество свободного воспитания», где совместно с А. В. Луначарским были сделаны первые попытки по внедрению принципов Монтессори в систему образования. В 1926 году даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания, но все эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, и последняя детская группа Монтессори в СССР была закрыта в 1930 году, а на саму Марию Монтессори был навешан ярлык «реакционного педагога». На сегодняшний день система Монтессори — одна из самых популярных методик развития детей.

Развитие ребенка по данной методике — это прежде всего свобода и индивидуальный подход, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. Свою педагогическую методику Монтессори называла системой «самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде». То есть, по ее мнению, у каждого ребенка есть внутренняя потребность познавать мир вокруг себя. И для того чтобы малыш образовывал себя, достаточно создать развивающую среду и необходимые условия, «подкидывая уголек в топку его ума». В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать и оценивать, впрочем, так же как и поощрять, наказывать и принуждать. Ее метод основывается на том, что каждый ребенок стремится к саморазвитию, а достичь этого он сможет, только учась и приобретая жизненный опыт. При этом задача родителей и педагогов — стимулировать маленьких непосед к самообучению, помогать реализовывать собственную природу, организовывать свою деятельность и идти своим уникальным путем.

Конечно, очень сложно уместить огромный профессиональный опыт Марии Монтессори, воплощенный в ее системе, в рамках небольшого обзора. Если вам интересно более подробно узнать о системе Монтессори, целесообразнее познакомиться с первоначальными источниками и книгами по ее системе, тем более что литература Монтессори и ее последователей сейчас широко доступна. Например, в книге «Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет» она доказывает право ребенка на активную деятельность, направленную на познание окружающего мира и развитие внутренних ресурсов за счет исследования и творческих усилий. В книге «Дети — другие. Уникальная методика раннего развития» Мария Монтессори подробно рассказывает о том, каким путем она шла к созданию своего метода. В новой серии издательства «Эксмо» «Воспитываем по Монтессори» вы найдете множество подробных упражнений для каждого этапа развития ребенка, а также рекомендации по воспитанию и обучению согласно принципам системы Монтессори. Не менее популярны серии «Метод Монтессори. Развитие через игру» издательства «Мозаика — Синтез», серия «Монтессори у вас дома» издательского дома «Питер», «Система раннего развития Монтессори» от «АСТ-Пресс», «Школа Монтессори» издательства «Клевер» и другие.

Без сомнения, родители, стремящиеся с раннего возраста развивать и прививать своему ребенку аналитическое мышление, логику и мелкую моторику, слышали об этом методе. Но главное, дети, обучающиеся по Монтессори, значительно опережают своих сверстников: они более самостоятельны, любознательны и обладают нестандартным мышлением.

Развитие по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего играя с предметами. Есть и специальные классические монтессори-материалы — знаменитая розовая башня, головоломки, формочки-вкладыши и пр. В интернет-магазине My-shop.ru вы можете найти развивающие игрушки и материалы, сделанные в соответствии с лучшими традициями этой методики. Представленные в нашем каталоге монтессори-игрушки позволяют приобрести различные навыки. Сегодня мы подробнее остановимся на сортерах и лабиринтах.

Как уже говорилось, специально подготовленная развивающая среда побуждает ребенка проявить себя с разных сторон. Ребенок, заинтересовавшись каким-то предметом, легко и с радостью постигает законы этого мира. Таким образом он учится понимать природу и ориентироваться в ней, стремится сам во всем разобраться и нуждается только в незначительной помощи со стороны взрослого, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им. Сортеры и лабиринты дают ребенку возможность самому находить свои ошибки и исправлять их. Если произошла ошибка, он устраняет ее и восстанавливает нарушенный порядок. Это приучает к точности. Малыш общается с материалом самостоятельно, учится ставить цель и достигать ее. Это способствует развитию его независимости от окружающих, помогают ребенку ставить цель и находить способ ее достижения, благоприятно воздействуя на эмоциональное и общее развитие. Сортеры обязательно надолго займут малыша полезным и увлекательным делом. Важно, чтобы ребенок мог сам вытащить предметы без помощи взрослого и повторить работу столько раз, сколько ему хочется.

Не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются. Первые сортеры с минимальным количеством отверстий развивают зрительно-моторную координацию и знакомят с принципом постоянства предметов. Они могут быть самые простые, с одним отверстием или чуть больше, в которые малыш учится складывать детали, а потом открывать крышку, убеждаясь в постоянстве предметов. Головоломка-сортер «Пингвин» от Djeco предназначается для детей от года. Набор состоит из красочной коробочки и пяти геометрических фигур. В процессе игры у ребенка прекрасно формируется понимание форм, объемов и цветов, развивается точность движений и мелкая моторика. Деревянная игрушка «Сортер» от российского производителя Alatoys также придется по вкусу любознательным малышам. С этим сортером малыш может начать знакомиться с миром геометрических фигур и научится различать цвета. Примечательно, что для производства всех деревянных игрушек используется высококачественная береза. Деревянная игрушка-сортер «Ёжик» состоит из доски-основы и девяти фигурок. Малыш будет заинтересованно перебирать разнообразные элементы, стараясь как можно быстрее отыскать подходящее отверстие.

После года совершенствуется мелкая моторика: ребенок начинает ходить и пытается активно переносить и манипулировать предметами. Формируется понимание причинно-следственных связей — дети начинают осознавать, что за каждым действием следует определенное следствие. Это, в свою очередь, способствует речевому развитию и развитию интеллекта. Практически все монтессори-игры требуют мелких движений, аккуратности и точности. Игра-сортер «Круг» развивает наблюдательность, сообразительность и логику. Ее особенность — остроумная конструкция: на компактном ящичке, который служит контейнером для хранения простых геометрических фигурок, укреплен вращающийся диск с фигурными прорезями. В этой ситуации малыш будет не только с огромным наслаждением вращать колесико самостоятельно, но и попытается повернуть колесо таким образом, чтобы его прорезь совпала с фигурным отверстием на контейнере.

У двухлетнего ребенка возникает большой интерес к мелким предметам, появляется больше вариантов для занятий и игр. Детей увлекает сенсорная работа: они учатся различать цвета, формы, размеры, вкус. Деревянный сортер от Plan Toys научит распознавать основные геометрические формы и цвета. В комплект входит деревянная доска с 10 колышками и 16 деталей различной формы в четырех цветах. Все элементы выполнены из каучукового дерева с использованием нетоксичных красок. Здесь основная задача ребенка — сложить все детали на доску, ориентируясь на количество отверстий в середине каждой фигуры: неправильно вставить фигурки просто не получится, но при этом детали можно складывать в любом порядке, каком ваш малыш пожелает. Знакомство с игрушкой начните с простейших заданий, чтобы интерес малыша возрастал с каждой новой игрой. Сначала научите ребенка сравнивать только две фигуры по величине, затем постепенно добавляйте количество деталей и признаков для сравнения. Так вы доступно объясните малышу, что такое сортер и как с ним играть.

Еще один развивающий геометрический сортер подходит для детей от 3 лет. Игрушка способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук, пространственно-логического мышления, навыков счета и сравнения, знакомит с геометрическими фигурами. Все детали набора выполнены из великолепно обработанного бука. Основная цель игры — разместить все столбики таким образом, чтобы детали с одинаковыми признаками стояли в ряд. Фигурные отверстия на подставке подскажут ребенку решение этой непростой, но увлекательной задачи. Играя с этим набором, дети будут учиться распознавать формы, цвета и развивать способности сортировки и счета. С ним ваш малыш научится сравнивать предметы еще и по количеству: больше, меньше или равно. Вы можете смешать все столбики и попросить кроху выбрать те, которые соответствуют заданным параметрам (короткий синий треугольный, средний красный прямоугольный и т.д.). Для развития мелкой моторики рук и тактильного восприятия поиграйте с малышом в игру под названием «Волшебный мешочек»: сложите все столбики в непрозрачный матерчатый мешочек и предложите ребенку вытащить определенную деталь на ощупь.

Играя в деревянный сортер «Тетрикс», малышу предлагается заняться заполнением сортера: для этого нужно будет разместить на специальной доске все элементы набора. Поиграйте в игру «Что изменилось». Пусть ваш малыш внимательно посмотрит на сортер в собранном виде; затем попросите его отвернуться и немного поменяйте расположение деталей. Достаточно начать с верхнего уровня. Малышу нужно ответить, какие изменения произошли, и поставить детали на их прежние места.

Деревянная игрушка «Веселые фигурки» от российской марки «Томик» состоит из 12 разнообразных фигурок и деревянного куба из массива сосны. Фигурки сюжетные, их можно использовать для самостоятельных игр, а каждая сторона куба выполнена в определенной тематике: с одной — деревья, с другой — транспорт, с двух сторон — животные. Снимающаяся верхняя крышка позволяет доставать элементы из куба. Важно отметить, что в производстве игрушек данной компании используются только экологически чистая и прочная древесина хвойных пород и абсолютно безопасные краски, поверхности хорошо обработаны, и ваш ребенок может не бояться заусенцев.

В комплекте деревянной игрушки «Гусеница» от «Фабрики фантазий» (ребрендинг торговой марки «Лесная сказка») содержится 15 деталей, не считая деревянных оснований и верхней части. Они имеют разную форму и цвет. В зависимости от задания ваш малыш должен будет опустить определенное количество фигур на палочку до конца. Условия могут быть разные: разложить их по форме, по цвету или по возрастанию.

Каталки-сортеры становятся интересны ребенку с того момента, как малыш начинает активно двигаться. Ребенок не только сможет развить логическое мышление, подбирая фигурки, но и больше двигаться. Лабиринт-сортер на колесиках Mapacha представляет собой более сложную модель по набору заложенных в нее функций и в какой-то степени приближается к игровому мини-центру, направленному на развитие у ребенка мелкой моторики, логики и пространственного мышления. Перемещая бусины разной формы, величины и цвета с одного конца лабиринта на другой, ребенок улучшит свое пространственное мышление и мелкую моторику рук. Малыш может перебирать их пальчиками или просто наблюдать за фигурками, которые скатываются по наклонной плоскости. Когда ваш малыш освоит передвижение сначала одной бусинки, потом двух, а потом и всех вместе, можно усложнить задачу. Например, попросить его передвигать фигурки другой рукой или двумя, поочередно перехватывая шарики. Благодаря работе двух рук одновременно задействовано два полушария головного мозга. Во время игры предложите вашему малышу познакомиться с такими пространственными понятиями, как «вверх» и «вниз», «с» и «на» горку, пусть он попробует провести бусинку сквозь и под горкой. В наборе также имеются три объемные фигурки с изображением цифр, что позволит освоить вашему малышу базовый счет.

Читайте также:  Современные средства и методы воспитания дошкольников

Вообще начинать играть с лабиринтами малыш может уже с полугода, так как в отличие от сортеров у некоторых моделей игрушек-лабиринтов нет съемных деталей. Даже если малыш просто наблюдает за движением бусинок и фигурок, он уже развивает зрительную координацию и восприятие. Лабиринты отлично тренируют мелкую моторику пальцев и ловкость рук: ребенок, каждый раз проводя бусинку по проволочке, оттачивает свои движения, а она, в свою очередь, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.

Условно разделим лабиринты на несколько видов:
— Лабиринты с бусинками, или так называемые лабиринты-серпантинки. Они состоят из разноцветных проволок, которые изогнуты и закреплены на деревянном основании. Можно начать с самых простых моделей с наименьшим количеством дорожек и изгибов. Например, лабиринт «Бегемот» представляет собой лабиринт с одной дорожкой, на который нанизаны четыре разноцветные бусинки разной формы. Для малышей постарше в нашем магазине представлены модели с увеличенным количеством дорожек и с более сложными изгибами и формами, например, лабиринты компании «Мир деревянных игрушек» . Серпантинки можно использовать и как тренажер для счета и изучения по ярким деталям основных цветов.

— Планшет-лабиринт представляет собой деревянную панель с нанесенным на нее игровым сюжетом. В доске проделаны специальные прорези-дорожки, по которым передвигаются фигурки. Например, деревянная игрушка «Лабиринт с шариками. Автобус» от компании «Рыжий кот» подойдет для совсем юных исследователей. Магнитный лабиринт «Домашние животные» можно использовать в сюжетно-ролевых играх. А головоломка-лабиринт «Рыбки» от торговой марки Djeco покажет юным исследователям, какая рыбка, где она живет и как выглядит.

— Игровые мини-центры. Это могут быть лабиринты, которые включают в себя и другие элементы: каталки, пирамидки, сортеры и т.п. В комплект увлекательного лабиринта-пирамидки «Девочка» входит каталка-лабиринт на колесиках и две пирамидки. Сортер-лабиринт «Цирк» представляет собой комбинацию из нескольких разноцветных проволок, изогнутых в разных плоскостях, а в основании игрушки размещен сортировщик.

Занимаясь ранним развитием по системе Монтессори, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире. Каждый ребенок — это самостоятельная личность, он сам вправе решать, кем ему быть и чем заниматься. Родители могут только помочь ему, предлагая информацию, игрушки и игры. Раннее развитие — не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.

А еще больше игрушек по системе Монтессори вы найдете здесь.

Развивающие игрушки, методика Монтессори, лучшая система развития – купить в интернет магазине

Большинство, если не все, родители мечтают об успешном развитии своего ребенка, чтобы их маленький человек вырос умным, способным и уверенным в себе. Существует много методик помогающих в воспитании детей, самая распространенная из представленных – методика развития и воспитания детей по Марии Монтессори, помогающая вырастить ребенка свободной, уверенной в себе, гармоничной и творческой личностью, счастливо проживающих свои жизни. Эта методика предназначена для детей от 6 месяцев до 6 лет.

Почему именно эта методика – Монтессори?

В век больших городов, информации, стрессов , когда на общение с ребенком не всегда можно найти достаточное количество времени на помощь приходят упражнения Монтессори. Эта методика не требует значительного количества времени, все необходимые для развития игрушки можно соорудить самостоятельно, из подручных предметов. Применяемые по методике игры не только развивают ребенка, но также и радуют его.

Что понимается под термином «раннее развитие ребенка»?

Под этим словосочетанием понимается активное развитие способностей и навыков у ребенка в возрасте от полугода до 4-хлет. Недавние исследования показали, что становление клеток головного мозга к 3-м годам достигает 70% , а к 7-ми – целых 90%. Именно поэтому многие современные педагоги считают, что заниматься обучением детей с 7-ми лет слишком поздно- т.к. мозг уже почти сформировался. После появления на свет неокрепший детский организм начинает познавать мир: развивается зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы. Ребенок начинает приспосабливаться к окружающему миру, получать о нем новую информацию. Методики раннего развития помогают малышу освоиться в этом мире.

Плюсы и минусы раннего развития ребенка

Плюсы:
1.Совместное времяпрепровождение родителей и ребенка. 2.Ребенок получает много новой информации. 3.Малыш получает навык обучения. В дальнейшем ему будет проще усваивать информацию, например в школе, т.к. он уже умеет и привык это делать. 4. Приобретение новых навыков. 5. Повышение самооценки. 6.Раскрытие талантов ребенка.

Минусы:
1.Любое обучение требует много сил, особенно у ребенка. 2.Родители могут переусердствовать в своем стремлении развить ребёнка и совсем забыть об интересах и увлечениях своего чада. 3.Нежелание ребенка учиться.

Развитие и воспитание детей по методики Марии Монтессори

Раннее развитие по этой методике способствует умственному и физическому развитию малыша. Беседы с ребенком, экскурсии, созданная специально окружающая среда, в которой содержатся различные необычные предметы, способствующие изучению мира, созданные из подручных средств игрушки, развивающие тактильные и зрительные и слуховые ощущения. Методика помогает в развитии неограниченной физической активности ребенка- малыш быстрее овладевает своим телом, познает его возможности становится сильнее, ловчее и увереннее. Существует неразрывная связь между физическим и интеллектуальным развитием. Упражнения по Монтессори помогают познавать мир и получать от этого творческого процесса настоящее удовольствие.5. Улучшение качества жизни с помощью техники «Колесо жизни»

У любого человека в этой жизни случаются хорошие и плохие события. Естественно что позитивное событие поднимает нам настроение и мы гордимся собой,а вот произошедшую с нами неудачу не всегда можем воспринять адекватно. Мы привыкли винить в проблемах других: окружение, коллег по работе, родителей, супругов и т.д., список можно продолжать бесконечно. Но ведь это мы сами приносим в свою жизнь неудачи. И очень часто это происходит из-за того, что мы живем и действуем не осознано : не рассчитываем свои силы, не думаем о последствиях содеянного, упускаем время и возможности. Если бы могли контролировать свою жизнь, возможно, ее качество стало бы выше.

Дидактические игры по методике Монтессори детям

Многие родители уже успели оценить уникальную методику воспитания детей, разработанную Марией Монтессори. Это система занятий для малышей от шести месяцев до шести лет. Одна из лучших педагогов Монтессори разработала удивительную методику, в основе которой лежит девиз — помогать ребенку делать все самостоятельно.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать.

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

  • Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
  • Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
  • Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
  • Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый. Он может самостоятельно применять знания.
  • Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
  • Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику.

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики — деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление — самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами — ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.
Читайте также:  Почему нужно общаться с детьми чаще

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте — одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его на картоне.

Для девочек можно предложить игру с бусинками разных форм и размеров. Они будут нанизывать их на шнурки. Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными.

Обратите внимание! Самым доступным материалом для игр Монтессори является бумага. Дети развивают моторику, вырезая полосочки, фигурки, разнообразные схемки.

Занятия на мелкую моторику

Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме. Важно в процессе игры ничего не пролить.

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан. Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие

Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.

Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.

Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность.

Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс.

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол. Важно не переделывать ничего на глазах малыша.

Занятие домашними делами

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце. На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Книги Методика раннего развития Марии Монтессори в Балашихе

Мозаика-синтез Метод Монтессори. Формы. Моя первая книж.

Мозаика-синтез Метод Монтессори. Цифры. Моя первая книж.

В. Г. Дмитриева “В. Г. Дмитриева Методика раннего.

Геометрические рамки-вкладыши, Монтессори-Питер

Цилиндры (гирьки, бочонки) по методике Монтессори

КсП. Школа Монтессори. Играем с Монтессори. Весёлая мат.

Рамки-вкладыши Монтессори (№2)

Игра развивающая по методике Марии Монтессори “Фор.

Монтессори “Больше – меньше”

Издательство Клевер (Clever) Играем с Монтессори. В дер.

АСТ Мария Монтессори. Дети – другие. Уникальная методик.

Монтессори. Геометрия, 082106

Мальцева И. “Книга 3 лучшие методики раннего разви.

Дмитриева В.Г. “Методика раннего развития Марии Мо.

Монтессори, Мария “Дети – другие. Уникальная метод.

Е. А. Хилтунен “Узоры Монтессори. Тетрадь для подг.

Монтессори Мария “Дети – другие. Уникальная методи.

Книга Мозаика-Синтез Метод Монтесcори. Развитие через и.

Мозаика-синтез Метод Монтессори. На ферме. Моя первая к.

Монтессори. Геометрия, 082105

Дмитриева В.Г. “Методика раннего развития .Марии М.

Монтессори. Геометрия, 082106

Монтессори. Геометрия, 082105

Мозаика-синтез Метод Монтессори. Эмоции. Моя первая кни.

Рамки и вкладыши Монтессори. Цветная коробка. Методика.

Монтессори “Геометрические формы” (082101)

Дмитриева В.Г. “Методика раннего развития Марии Мо.

Дмитриева Виктория Геннадьевна “Методика раннего р.

Монтессори. Геометрия, 082101

Е. А. Хилтунен “Узоры Монтессори. Тетрадь для подг.

Монтессори, Мария “Мой метод. Руководство по воспи.

Цилиндры (гирьки) по методике Монтессори RUS

Мозаика kids Метод Монтессори. Развитие через игру. Фер.

Anne Agency Детский развивающий набор Монтессори 14 в 1

Пиродди Кьяра “Цвета. Моя первая книга. Система ра.

Метод Монтесcори. Развитие через игру. На ферме. Активи.

Методическое пособие Лас Играс Набор игр по методике Ма.

Книга Мозаика-Синтез Метод Монтесcори. Развитие через и.

Рамки-вкладыши Монтессори (№1)

Рамки-вкладыши Монтессори (081101)

Книжка Мозаика-Синтез Цифры

Хилтунен Е.А. “Воспитываем детей по методу Марии М.

Цилиндры (гирьки, бочонки) по методике Монтессори

Монтессори. Геометрия, 082107

Рамки и вкладыши Монтессори. Методика Никитина. 16 штук.

Дидактический лабиринт (упражнения для 2-х рук), Монтес.

Цветные цилиндры (гирьки, бочонки) по методике Монтессо.

Монтессори. Развиваем внимание и творческое мышление

Е. А. Хилтунен “Узоры Монтессори. Тетрадь для подг.

Монтессори Мария “Монтессори Мария Мой метод. Руко.

Игра развивающая по методике Марии Монтессори “Фор.

Книга-активити Мозайка-синтез Цифры. Моя первая книжка.

Издательство Клевер (Clever) Воспитание по системе Монт.

Цветные цилиндры (гирьки, бочонки) по методике Монтессо.

Игра по методике Монтессори “Ритм”

Набор игр по методике Марии Монтессори “Развиваемс.

Методики Зайцева Рамки и вкладыши Монтессори

Издательство Клевер (Clever) Играем с Монтессори. Весёл.

Монтессори. Развиваем внимание и творческое мышление

Набор игр по методике Марии Монтессори “Развиваемс.

Пиродди Кьяра “Счет. Моя первая книга. Система ран.

Монтессори М. “Монтессори М. Мария Монтессори. Дет.

Рамки и вкладыши Монтессори

Монтессори, Мария “Школа Монтессори”

Метод Монтессори Формы Развитие через игру Моя первая к.

Игра по методике Монтессори “Ритм”

Мозаика-синтез Метод Монтессори. Животные. Моя первая к.

Монтессори. Геометрия, 082107

Мозаика kids Метод Монтессори. Эмоции. Моя первая книжк.

Рамки и вкладыши Монтессори. Методика Никитина. 16 штук.

Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори

Фидания Султанова
Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори

1. «Бумажные шарики и улитки»

Игры с бумагой — также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание — открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.

Вполне возможно, что после такой «бумажной» игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки — кому как нравится!

2. «Веселые прищепки»

Прищепки — это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке.

Чтобы ваши занятия были более увлекательные — сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке — иголки из прищепок, а солнышку — лучики.

3. «Коробочка с тканями»

Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т. п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

4. «Больше и меньше»

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

5. «Цветные дорожки»: бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами («щепоткой»). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

6. «Разложим по порядку»: высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”.

Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник.

Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Читайте также:  Что делать, если ребенок-подросток срывается на вас

7. Игра c цветами Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу.

Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

8. Игра «Мытье посуды»

Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего сред- ства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу.

Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью.

Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

9. Игра «Уборка» Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.

10. «Не просыпь и не пролей»: сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.)

Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

11. «Волшебное сито»: скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе по- может сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус.

Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

Бизиборд на зимнюю тематику по методике М. Монтессори С недавнего времени стало очень популярно использовать в работе в детском саду бизиборд. Дословно это слово переводится “доска,чтобы занять.

Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия.

Картотека развивающих игр на кухне 15 развивающих игр, в которые можно играть с ребенком на кухне На кухне так много разных необычных и интересных предметов, правда, играть.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека развивающих дидактических игр по ознакомлению детей с родным краем №1. “Мой адрес” Цель: Формирование знаний и умения детей называть свой домашний адрес, улицу села Красногор, номер дома, квартиры, телефона,.

Мастер-класс для родителей по методике М. Монтессори «Раз застёжка, два застёжка» Мастер-класс «Раз застёжка- два застёжка» Мастер-класс предназначен для родителей и детей 2-4 лет. Цель: 1 Научить родителей делать игрушки.

Подбор развивающих игр Упражнения на развитие сенсорного опыта Многие игровые виды деятельности, которые изначально направлены на стимулирование зрения, одновременно.

Картотека развивающих игр для детей 2–3 лет Развивающие игры для детей 2-3 лет. Внимание детей возраста двух-трех лет начинает переключаться с познания себя и своих возможностей, к.

Картотека развивающих подвижных игр для детей дошкольного возраста Одна картошка. Игра на развитие счета обучает весело и с пользой проводить время с друзьями. Рассадите детей в круг. Попросите их сжать.

Заповеди Марии Монтессори для родителей Уроки жизни Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер,.

Методика Монтессори детям: развивающие игры, книги, наборы, игрушки

Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

магазин детских развивающих игрушек

Доставляем товары в день заказа или на следующий день. Стоимость доставки по Москве – от 140 рублей.

Пособия Монтессори

Для гармоничного развития ребёнка в рамках системы воспитания Марии Монтессори необходимо ключевое действие – создание располагающей, увлекательной, пробуждающей интерес и тягу к познанию развивающей среды.

Чтобы организовать вокруг ребенка такую атмосферу, важно знать о том, какие именно пособия и дидактические материалы предлагает школа развития Монтессори и как ими правильно пользоваться.

В центре педагогической системы Марии Монтессори находится сам ребёнок, его духовное развитие и естественные психические процессы. Отталкиваясь от этого базового положения, Мария Монтессори разработала оригинальные дидактические материалы, которые отвечают всем потребностям ребёнка и одновременно создают комфортные условия для маленького исследователя. Будучи не только педагогом, но и врачом, психологом, профессором педагогической антропологии, Мария искала комплексный подход, а потому безжалостно отвергала всё то, что не вызывало у детей желания снова вернуться к определённым действиям и повторить их с тем или иным предметом. Она создала пособия, которые вызывают у ребенка живой и стойкий интерес, являющийся фундаментом познания в процессе развития детской души.

Принимая во внимание открытые Монтессори сенситивные периоды в процессе развития ребёнка, а также возрастные особенности и индивидуальность психики формирующейся личности, пособия Монтессори условно можно разделить на следующие группы:

Для самых маленьких.

Сюда входят сенсорные мешочки, различные деревянные погремушки, крупные бусины, однопредметные шнуровки, геометрические тела, простые пирамидки, диски, кольца, цилиндры и даже болты. Интересны рамки с вкладышами, которые представляют собой своеобразные деревянные пазлы с крупными деталями. В отличие от традиционных паззлов, эти дощечки выполняют множество разных функций. С их помощью малыш сможет познакомиться с простыми геометрическими формами, научиться осознанно различать цвета, приобрести навыки счёта и опыт конструирования. Особую роль среди пособий для детей раннего возраста играют так называемые настенные и настольные модули — деревянные досточки с определенным предметным наполнением: материалами различных фактур, замочками и подвижными частями, деталями разной формы и т.д. Они предназначены для развития мелкой моторики руки, обогащения сенсорного восприятия, подготовки запястья к точным движениям. Занимаясь с такими игрушками, дети находятся в непрерывном процессе развития: они гремят, ощупывают, складывают предметы один с другим, нанизывают, перемещают, перекладывают. Все эти действия позволяют психическим процессам ребенка развиваться: малыш учится сравнивать, размышлять, получает возможность в полной мере реализовать свою потребность в познании.

Для сенсорного развития.

К этой группе Монтессори-материалов можно отнести вкусовые баночки, тактильные таблички с шероховатыми рельефными фактурами, шумовые цилиндры, оригинальные конструкторы-головоломки, красно-синие металлические штанги разных размеров. Очень хорошо известны такие пособия как розовая башня и коричневая лестница. Игра «розовая башня» представляет собой десять кубиков из тяжелого дерева разных размеров. Занятия с этим пособием познакомят детей с различными величинами и научит дифференцировать их по понятиям: «большой – больше – самый большой» и «маленький – меньше – самый маленький». Коричневая лестница — пособие, выполненное в виде деревянных призм различной высоты, поможет малышам освоить категории: «тонкий –тоньше – самый тонкий» и «толстый – толще – самый толстый».

Для практической жизни.

Поскольку педагогика Монтессори не рассматривает обучение и развитие ребёнка отдельно от самой его жизни, важное место среди её пособий занимают материалы для обучения детей элементарным практическим навыкам. Среди таких функциональных игрушек малыши найдут салфетки для складывания, сушилку, утюжок и гладильную доску, подставку для плетения косичек, стол для просеивания, наборы для пересыпания, «разрезные» комплекты продуктов «Фрукты» и «Овощи» на липучках, наборы для мытья рук, а также различные комплекты для ухода за окружающей средой. Все эти пособия – не просто реалистичные игрушки, но – настоящие предметы быта в миниатюре, с которыми дети оперируют под чутким наблюдением взрослых. Большое внимание заслуживают в этой группе рамки, с помощью которых дети могут научиться самостоятельно одеваться уже начиная с полутора лет. На этих пособиях находятся кнопки, застежки-молнии, пуговицы или крючки, которые малыши смогут с удовольствием расстегивать и застегивать до тех пор, пока им это не надоест.

Для формирования математических представлений.

К этой группе пособий относятся тактильные цифры, числовые штанги, разнообразные игры на математические действия, математические планшеты и дроби-кегли. С помощью этих и многих других материалов, дети знакомятся с такими понятиями как состав числа, количество, счёт, сравнение чисел, получают свои первые навыки сложения и вычитания.
Развитие речи и русский язык. При знакомстве детей с буквами и пробуждении их интереса к чтению, система Монтессори предполагает использовать различные варианты алфавита: печатный и прописной, в виде альбома с иллюстрациями, подвижный, в формате паззлов или приятных на ощупь шероховатых букв, в виде металлических рамок с вкладышами и красочных книжек для чтения.

Для знакомства с окружающим миром.

В процессе познания детским пытливым умом окружающей среды, верными помощниками юных исследователей станут часы Монтессори, с помощью которых они легко научаться ориентироваться во времени и определять части суток, земельные и водные формы, созвездия и зодиакальный круг, комплексный материал «Круглый год» и глобус «Континенты», наборы паззлов, знакомящие детей с разнообразием животного и растительного мира.

Пособия для музыкального развития.

Сюда входят шумовые игрушки, гремелки, молоточки. Извлекая звуки из игрушек, дети смогут развить тонкое слуховое восприятие и музыкальность, творческие способности и воображение.

Выше приведен далеко не весь перечень пособий Монтесори, который используют в своей работе педагоги, работающие по данной системе. Стоит также отметить, что, несмотря на обилие предлагаемых материалов, дети играют и с традиционными игрушками: куклами, машинками, кубиками, только сделаны они должны быть, как и все пособия Монтессори, из натуральных природных материалов: дерева, металла, натуральной шерсти или качественного картона. И еще один немаловажный момент: пособия Монтессори в полной мере выполняют свою функцию только непосредственно в системе развивающих занятий, и заниматься с ними лучше всего в специальных Монтессори-классах, однако и в домашних условиях многие из них будут достаточно эффективны. Например, родители с успехом могут предложить своим детям развивающие шнуровки, геометрические и познавательные рамки, математические планшеты, наборы для творчества, пазлы.

Ссылка на основную публикацию