Методы и формы воспитания младшего школьника

Методы и приёмы воспитания сознательной дисциплины младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дисциплинированные, активные, высоко сознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива.

Педагогические коллективы таких школ стремятся превратить каждый класс в ячейку общешкольного коллектива, используя шефство старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел, совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом.

Необходимо иметь в виду, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины.

В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения.

Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Методы и приёмы воспитания сознательной дисциплины младших школьников20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы воспитания сознательной дисциплины младших школьников

В процессе длительной повседневном работы с детьми каждый учитель вырабатывает и постепенно совершенствуст свою систему воспитания сознательной дисциплины. Но при всем своеобразии система воспитания дисциплины основывается на некоторых общих положениях, вытекающих из сущности социалистической дисциплины. Эти основы должны быть хорошо усвоены и осмыслены учителем.

Прежде всего, необходимо понять, что педагогика рассматривает дисциплину как результат всей воспитательной работы школы, а не только каких-то специально дисциплинарных мер.

Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися.

Дисциплинированные, активные, высоко сознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива.

Педагогические коллективы таких школ стремятся превратить каждый класс в ячейку общешкольного коллектива, используя шефство старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел, совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом.

Необходимо иметь в виду, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины.

В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения.

Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.

Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.

В школе с успехом используется система привлечения коллектива к организации дисциплины. Одной из форм такого привлечения является организация дежурства детей в классе и школе. Опыт А. С. Макаренко, а также практика работы лучших школ показали, что дежурство окажет большое влияние на учащихся, если дежурные будут выступать как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единых требований в школе, если они будут наделены необходимыми правами, а также в том случае, если им будет предоставлена известная самостоятельность при выполнении их обязанностей.

Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины.

Воспитательное значение режима. Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим — важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины у школьников. Многие педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.

Длительное, постоянно повторяющееся воздействие на организм определенных раздражителей создает в коре больших полушарий головного мозга устойчивую систему условно рефлекторных связей, названную И. П. Павловым динамическим стереотипом. Для формирования такой системы устойчивых связей и необходимо систематическое упражнение человека в выполнении тех или иных действий. Такую возможность дает режим. В педагогическом понимании режим включает в себя систему гигиенических требований, а также систему дисциплинарных и моральных требований, которые устанавливаются в зависимости от цели воспитательной работы.

Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определенное время выполнять домашние задания — все это важные привычки, которые являются основой дисциплины. Но задача состоит в том, чтобы выработать целую систему привычек, например правильного поведения на уроке, в свободное время, в общественных местах и т. д. Для этого необходимо соблюдать в школе единые педагогические требования.

Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности.

Роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины. Стоит внимательнее присмотреться к работе учителя на уроке, на внеклассном занятии, в повседневном общении с детьми, и мы заметим, какое большое значение в воспитании занимает педагогическое требование. В первые годы жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с началом систематического обучения роль разнообразных требований еще больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей.

Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на формирование дисциплинированного поведения. От их четкости и последовательности педагога в первые дни работы с классом во многом зависит все последующее поведение учащихся. Учитель в дальнейшей работе с классом подкрепляет или лишь частично видоизменяет поведение учащихся.

Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом. Характер требований согласуется с Правилами для учащихся. Требования определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных учащихся. Опыт показывает, что при условии целеустремленности и согласованности в работе педагогический коллектив может добиться уже в течение первой четверти соблюдения учащимися единых требований. Но эта работа проводится в определенной системе. В слабо организованном коллективе лучше вводить требования постепенно.

Определенное значение имеет и правильный выбор момента для предъявления требований. Если воспитатель не уверен в том, что можно предъявить определенные требования к ученику, лучше подождать. Как только воспитатель убедился, что его требования разумны, он предъявляет их в самой категорической форме, добиваясь поддержки со стороны актива, а затем и коллектива в целом.

Вместе с требованиями большое значение имеет разъяснение основ дисциплины учащимся, убеждение их в необходимости установленных норм и правил поведения. Основные нормы поведения сформулированы в Правилах для учащихся. Правила концентрируют внимание на ответственном отношении к учебе, прилежании, активном участии в общественно полезных делах, соблюдении установленного режима и т. п.

Разъяснение смысла правил — важнейшая область работы учителя. Лучшие учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае.

Воспитательное значение оценки поведения учащихся. Сравнительно давно педагогика пришла к выводу о необходимости использования оценки поведения учащихся в воспитании сознательной дисциплины. Устав школы подчеркнул ее значение. Главным критерием оценки поведения является выполнение учеником своих основных обязанностей, сформулированных в Правилах для учащихся. Оценка должна быть объективной и отражать действительную картину поведения ученика, выполнения им норм и правил социалистического общежития.

Уставом средней общеобразовательной школы введены три оценки поведения учащихся: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Две из них являются положительными. Оценка «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы, предусмотренные в Правилах, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и в общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся, служат примером для других школьников.

Оценка «неудовлетворительное» выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных Правилами, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, в общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена учащимся за совершение единичных антиобщественных поступков.

Такой порядок оценки поведения учащихся дает важное средство укрепления дисциплины школьников.

Методы воспитания школьников

Методы воспитания школьников являются педагогическими способами, направленными на формирование и становление личности ребенка, его взглядов, ценностей, убеждений и привычек.

Особенности методов воспитания школьников

Методы воспитания в школе подбираются в зависимости от воспитательной ситуации, степени эффективности воспитания для конкретного ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Методы тесно связаны с приемами и средствами воспитания, к которым относят труд, режим и творчество.

Современные методы воспитания в школе можно разделить на общие и частные. Методы обеспечивают эффективность воспитания и воспитательного процесса.

Выбор метода воспитания школьников зависит от следующих факторов:

  • возрастных особенностей ребенка;
  • социальной среды, убеждений и навыков ребенка;
  • индивидуальных особенностей ребенка, в том числе способностей, приоритетов, задатков и интересов, поведения и сознания;
  • психологических особенностей;
  • проблем, отставаний и недочетов в развитии и воспитании ребенка.

Основные методы воспитания младших школьников

Методы воспитания младших школьников являются залогом дальнейшего правильного становления личности ребенка, его отношения к людям и окружающему миру.

Важным аспектом воспитания школьников является труд, который представляет собой метод воспитания силы воли, ответственности и выносливости. Труд необходим с ранних лет, но трудовой процесс следует контролировать и не допускать перенагрузок ребенка.

Основным методом воспитания школьников является формирование убеждений. К этому методу относятся беседа, диалог, пример, разъяснение, игра и творчество. С помощью этих методов воспитания силы воли, понимания и ответственности формируются взгляды на жизни, нравственные нормы и основы правильного поведения.

Метод разъяснения заключается в представлении ребенку понятий поведения в обществе, школьного режима, прав и обязанностей, нравственных норм. Это метод часто совмещают с другими методами воспитания (беседа, диалог и наглядный пример).

Беседа направлена на формирование психологических особенностей личности ребенка, интересов и жизненных принципов. Беседа может быть фронтальной и индивидуальной, а также с формированием определенных вопросов для школьников, заданий с достижением результата и выводов. Вопросы должны побуждать учеников к размышлениям и умозаключениям, вызывать живой интерес и иметь актуальность. В процессе беседы школьники должны формировать свое отношение к общественной жизни и событиям в ней. В заключение беседы необходимо подвести итог и обобщить мысли учащихся.

Наиболее важным начальным методом воспитания школьников является пример для подражания, который воздействует на восприятие и сознание учащихся, формируя в них нравственные и моральные ориентиры в жизни. Примером для подражания могут быть как реальные люди (родители, родственники, друзья, педагоги и т.д.), так и сказочные персонажи, святые, вымышленные и мифические герои. В основе подражания должно быть желание совершенствования в добродетели, нравственности, физическом и духовном подвиге. Ребенок должен соединять положительные примеры со своей жизнью и поступками.

Пример для подражания, как метод воспитания школьников, позволяет педагогу конкретизировать и доказывать определенные теоретические сведения, моральные нормы и основы нравственного поведения. Для педагога важно глубоко раскрыть представленный пример для подражания, так как поверхностное ознакомление и отсутствие эмоционального раскрытия примера не несет для учеников воспитательного характера.

Данный метод воспитания в школе может носить не только положительное, но и отрицательное значение. Пример может быть негативным для противопоставления и иллюстрации неправильных действий и поступков, которые достойны порицания, и их не следует совершать.

Эффективные методы воспитания младших школьников могут быть представлены в игровой, познавательной, физической и творческой формах. Для родителей и педагогов важной задачей является поддержание интереса ребенка, вовлечение его в процесс воспитания и раскрытие заложенного потенциала.

Методы воспитания подростков

К методам воспитания подростков относятся беседа, лекция и диспут. В старших классах беседы должны быть направлены на формирование гражданской позиции, осознание своего долга, обязанностей и жизненных принципов. Учитель должен мотивировать учеников, побуждать к обсуждению определенной темы и обобщать выводы.

Положительно влияют на беседу аналогии, сопоставления и сравнения. Ученикам старшего возраста необходимо вовлечение в процесс обсуждения, открытие новых знаний и доказательство своих рассуждений.

Лекция как метод воспитания школьников заключается в словесном изложении материала и живом обсуждении, полученных знаний. После основной части лекции ученики должны задавать непонятные или уточняющие вопросы, чтобы наиболее эффективно усвоить пройденный материал. Теоретическая часть лекции должна быть тесно связана с практическим опытом. Лекции могут проводиться в различной форме, в том числе с использованием аудио и видео материалов, наглядных пособий. Кинолекторий наиболее эффективен для старших школьников, помогая последовательно, наглядно и красочно представлять материал.

К методам воспитания подростков относится диспут, который является открытым, живым и динамичным общением, обменом мнениями и обсуждением. Во время диспута важно не переходить на эмоциональное выяснение отношений и резкое доказательство своего мнения. Ученики во время диспута должны использовать свои знания, эрудицию, логику, культуру общения и темперамент. В рамках диспута можно обсуждать основную тему урока, литературное произведение, события в обществе, статьи и фильмы.

Методы воспитания школьников формируют мировоззренческие понятия и основы нравственности, апеллируя к интеллекту, эмоциям и чувствам ученика.

Общие методы и средства воспитания школьников.

Методами воспитания современная наука называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Воспитатель — организатор деятельности воспитанников. Профессиональный педагог воздействует на воспитанников, организуя различные виды развивающей деятельности, общение, интересную содержательную жизнь детей и работающих с ними взрослых.

В науке, кроме методов воспитания, имеется еще ряд понятий, характеризующих организационно-процессуальную часть воспитания, а именно:

-прием воспитания – составная часть метода, подчиненная ему, входящая в его структуру и употребляемая в конкретной ситуации.

-педагогическая технология — система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы.

-педагогическая техника — комплекс умений педагога владеть собой, эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами.

К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт), предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа.

Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по какому-либо признаку, основанию. В педагогике нет строго научной классификации методов по одному основанию, но согласно более или менее разделяемой учеными классификации они объединяются в четыре группы:

а)методы формирования сознания. Главная функция — просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Основной инструмент, источник убеждения — слово (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, пример);

б)методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Ведущие методы в российской педагогике (упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций);

в)методы стимулирования поведения. Сущность в побуждении к социально одобряемому поведению или к торможению, сдерживанию нежелательного поступка. Побудителем выступает поощрение, сдерживающим средством – наказание, осуждение поступка воспитуемого. Психологической основой является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей (соревнование, игра, поощрение, наказание);

г)методы контроля, самоконтроля и самооценки. Направлены на анализ и оценку результатов воспитания. Их вряд ли можно считать собственно методами воспитания, их воспитательная функция является сопутствующей (наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности).

На Западе широко используются психотерапевтические методы: обсуждение и разыгрывание ситуаций, психологические тренинги, тестирование.

Средства воспитания — слабо разработанная педагогическая категория. Однако актуальность изучения их возросла, потому что школа и учение, книга и слово учителя, родителей перестали быть единственным источником воздействия на ребенка, действенными факторами формирования и развития личности. Теперь к ним относятся еще и СМИ, компьютер и Интернет, реклама и массовая культура.

Проблема в том, чтобы отсеивать информацию, остаться собой, оградить свой внутренний мир от назойливого вмешательства. Но закрыться от жизни школа, система воспитания, человек не должны. Значит, задача в том, чтобы использовать в педагогических целях все источники, все факторы, средства как в самой школе, так и в окружающей среде.

Что считать средством воспитания? Во-первых, в широком толковании это все социальное, культурное и природное окружение. Во-вторых, средством воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания. Причем эти предметы могут быть обычными бытовыми предметами общего пользования и специально созданными для педагогических целей: пособия, игры и игрушки, в том числе сложные технические приборы и приспособления вроде компьютера, роботов.

Средствами воспитания являются различные виды деятельности и, следовательно, вместе с ними и орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

При рассмотрении средств воспитания не будем говорить о фундаментальных средствах (учение, труд, игра, общение). Ограничимся краткой характеристикой видов деятельности школьников во внеурочной воспитательной работе.

Организация внеурочной деятельности детей в любой школе – очень важная сфера деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними важны для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, помогают сблизиться с детьми, узнать их и установить хорошие отношения, показать неожиданные и привлекательные стороны личности самого учителя.

Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе:

-познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей. Организуется она в таких формах, как экскурсия, олимпиады, конкурсы, лектории, научные конференции.

-ценностно-ориентационная деятельность — процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии.

-общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, в работе ученического самоуправления, в различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы ученических органов управления, вечера.

-эстетическая деятельность развивает художественные вкусы, интересы, культуру. Школьные педагоги имеют возможность проводить работу в формах инсценировки, конкурса, школьных театров, концертов.

-досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, спортивно-оздоровительную деятельность в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы.

Методы воспитания в школе

Методы воспитания в школе – это педагогические способы и приемы, направленные на формирование и становление личности учащихся, их взглядов, убеждений и привычек.

Особенности методов воспитания школьников

Методы воспитания в школе подбираются педагогами в зависимости от складывающейся воспитательной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Все методы воспитания находятся в тесной взаимосвязи со средствами и приемами воспитания, такими как трудовая и творческая деятельность, дисциплина и режим.

Современные методы воспитания, используемые в школе можно разделить на частные и общие. Все методы направлены на обеспечение эффективности воспитания и воспитательного процесса в целом.

Выбор педагогом оптимальных методов воспитания, осуществляется на основании ряда следующих факторов:

  1. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  2. Социальная среда, окружающая ребенка, имеющиеся у него навыки и убеждения.
  3. Индивидуальные потребности каждого ребенка, которые представлены его потребностями, приоритетами, задатками, интересами, поведением и сознанием.
  4. Психологические и физические особенности развития каждого учащегося.
  5. Имеющиеся проблемы и недочеты в воспитании и развитии учащихся.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные методы воспитания младших школьников

Воспитание младших школьников имеет большое значение, так как от его эффективности зависит дальнейшее становление личности ребенка, его отношение к окружающим людям и миру.

Одним из основных аспектов воспитания младших школьников является труд. Труд формирует такие качества личности как сила воли, выносливость и ответственность. При организации трудовой деятельности важно правильно подходить к определению нагрузки на учащихся, для того чтобы не допускать перенагрузок у детей.

Еще одним немаловажным методом воспитания младших школьников является процесс формирование убеждений. Реализуется посредством проведения бесед, диалогов, разъяснений, различных игр и творческой деятельности. Данные методы формируют у учащихся собственный взгляд на жизнь, нравственные устои и нормы, основы общепринятой в социуме модели поведения.

Такие методы как разъяснение, беседа и пример, являются наиболее часто используемыми методами, так как они просты в применении и достаточно эффективны.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Разъяснение. Этот метод направлен на представление учащимся в доступной и понятной форме понятия норм и правил поведения в обществе, школьного режима, его прав и обязанностей в зависимости от жизненного статуса (ученик, сын, брат и т.д.). Данный метод чаще всего совмещают с иными методами воспитания.

Беседа – направлена на формирование у учащихся психологических особенностей личности, его жизненных принципов и интересов. При проведении беседы педагог может использовать фронтальную и индивидуальную форму работы, в зависимости от темы беседы и решаемых ее воспитательных вопросов (проблем). В процессе беседы педагог не просто о чем-то рассказывает или повествует, он может задавать учащимся вопросы, которые заставляют их размышлять, формировать собственное отношение к общественной жизни и событиям в ней. Любая беседа должна заканчивать подведением итогов, обобщением мыслей учащихся.

Пример – один из наиболее важных методов воспитания, направленный на формирование нравственных и моральных жизненных ориентиров. В качестве примера может быть приведена личность известного человека (воина, писателя, путешественника и т.д.) или сказочного и былинного героя (Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Геркулес, Геракл и т.д.). Важно чтобы в личность, которая выбрана педагогом в качестве примера для подражания, были заложены такие качества как нравственность, добродетель, духовность и т.д. Педагогу необходимо показать, как эти личностные качества связаны с положительными поступками.

Использование данного метода допустимо не только лишь для формирования положительных качеств личности, но и для того чтобы показать учащимся как выглядят со стороны отрицательные качества и поступки. Педагог, используя для примера отрицательную личность, иллюстрирует неправильность ее действий и поступков, подвергает их порицанию.

Для того, чтобы методы воспитания младших школьников были максимально эффективны и принесли ожидаемый результат, их можно применять в игровой, физической, творческой и познавательной формах.

Методы воспитания подростков

Основными методами воспитания подростков в школе являются: лекция, диспут и беседа.

В отличие от беседы в начальных классах, беседы с подростками имеют несколько иную направленность, а именно формирование у учащихся устойчивой гражданской позиции и осознание собственного долга, жизненных принципов и обязанностей. Во время беседы, педагог должен побуждать учащихся на обсуждение конкретной темы, обобщать и делать выводы по ее итогам.

В процессе беседы педагог может использовать метод аналогий, сравнений и сопоставлений. Подростков необходимо вовлекать в беседу, мотивировать на общение, давать возможность высказать свое мнение и точку зрения.

Лекция, используемая в качестве метода воспитания, направлена на словесное изложение конкретного материала и его последующее живое обсуждение. После прочтение лекции учащиеся задают педагогу интересующие их вопросы. Для того, чтобы лекция была интересна и действительно эффективна в плане воспитания, педагог должен «связать» тему лекции с практическими примерами из жизни.

Диспут – динамичное, открытое и живое общение, в основе которого «лежит» обсуждение и обмен мнениями по прочитанному произведению, просмотренному фильму, а также поступка или действий, которые имели место быть в реальной жизни школьников. Важно, чтобы учащиеся во время диспута высказывали свое мнение корректно, аргументировано и логично.

Методы воспитания школьников формируют мировоззренческие понятия и основы нравственности, апеллируя к интеллекту, эмоциям и чувствам ученика.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Формы и методы воспитания нравственных ценностей у младших школьников

В данной статье описываются формы и методы, способствующие воспитанию нравственных ценностей у младших школьников (из опыта).

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы воспитания нравственных ценностей у младших школьников»

Формы и методы воспитания нравственных ценностей у младших школьников

Процесс воспитания в современной школе направлен на формирование всесторонне развитой личности, у которой приоритетными являются нравственные качества.

Психологи отмечают, что младшие школьники способны как губка впитывать всё новое, что именно в это время у них формируются важнейшие психические функции. Нам, учителям, важно не только не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях природные задатки, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести своё место в социуме.

Нравственные ценности, которые действуют в любом обществе: доброта и милосердие, мужество и скромность, справедливость и толерантность.

Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.

Влияние личности педагога является одним из условий для нравственного воспитания детей школьного возраста. Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы.

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, общественно – полезную, художественно – творческую, учебно – познавательную, спортивно – оздоровительную, выставочную.

Во внеурочной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеурочной деятельности. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят. Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Большую помощь в воспитании нравственных ценностей у школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников, которая проходит в течение всего года:

– « Ты наш друг, родной язык»

– « Фестиваль народов мира» (представляли Болгарию: родители шили костюмы, готовили национальные блюда, дети рассказывали стихотворения на болгарском языке)

Немаловажную роль в воспитании духовно- нравственных качеств обучающихся играют традиционные русские праздники В результате дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа:

Положительный опыт семьи в воспитании ребенка бесценен. И очень хорошо, если родители готовы поделиться своим опытом, открыты к сотрудничеству. Тесная взаимосвязь с родителями является важным условием нравственного воспитания детей.

Недостаточно на словах рассказывать детям о духовно-нравственных ценностях, даже

виртуальные путешествия не имеют такого эффекта как личный пример родителей и педагогов, а также непосредственное участие детей в добрых делах. Так, например, уже становится доброй традицией участие школьников в акции, посвященной празднованию дня пожилых людей:

– « Бабушка с дедушкой рядышком»

Изготавливают открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Школьники пропускают через разум, сердце, руки представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.

Каждый классный час, в любой форме проведения, будь то викторина, беседа, игра-путешествие или соревнование, способствует нравственному воспитанию учащихся. Темы классных часов я стараюсь подобрать разнообразные , с учётом интересов учащихся и конкретных задач воспитания на данном этапе.

Хочется остановиться на классном часе «Вредные привычки». Вместе с детьми подсчитали на какую сумму папа за год выкуривает сигарет в среднем (сумма поездки ребёнка на море или в оздоровительный лагерь)

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей формируется и развивается нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Беседа – широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение. . Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Таким образом он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность.

Очень важно в начальных классах проводить с детьми беседы о морали – этические беседы. Они должны включать основные вопросы, дающие возможность выработать у школьников нравственные представления. Тему для беседы каждый учитель формулирует сам. Формулировка должна быть выразительной и содержать правило, вывод, указывающий на то, как надо поступать. Например: « Друга ищи, а нашёл – береги», «Говорить легко – делать трудно». Запланировать такие беседы заранее очень сложно, поскольку необходимость их проведения напрямую связана с жизнью и событиями в классном коллективе. Иногда этические беседы приходится проводить с группой учащихся или индивидуально с отдельными учениками.

В процессе общения и взаимодействия, дети учатся видеть и слышать собеседника, считаться с его мнением, договариваться, уступать, работать вместе дружно, делиться чем-либо. То есть, они получают опыт совместных действий. Совместная деятельность направлена на сплочение коллектива.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Дети с удовольствием участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места:

– Районный конкурс рисунков «Моя мама дома»

– Конкурс поделок «Творцы красоты – 2014»

– Городской конкурс «Рождественская открытка»

– Районный конкурс «Толерантность – жизнь в мире с собой и другими» (рисунки и литературное творчество)

– Районный этап Всероссийской акции «Спорт альтернатива пагубным привычкам» (конкурс рисунков)

– Областной конкурс поделок «Родные просторы»

– Областной конкурс «Сталинградская Сирень»

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческое воображение, сильно воздействуют на чувства детей. Народно-прикладное искусство является живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

В нашем лицее проводятся выставки совместного творчества детей и родителей

— это вышивки, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

– Поделки «Семейные традиции»

– Рисунки и поделки на тему « Рождественская сказка»

– Рисунки по сказкам А.С. Пушкина

– Выставка цветов (ежегодно)

Форма внеклассной работы, позволяющая расширить круг читательских интересов учащихся, выявить учеников, любящих поэзию, научить ребенка выступать перед аудиторией -это конкурсное чтение стихотворений учащимися.

– Конкурс чтецов «Мой Пушкин»

– Стихотворения о маме

– Сочинение стихотворений на тему «Кириллица»

– Конкурс чтецов «Живое русское слово»

Презентация – эффективная форма внеклассной работы, помогающая ученику самостоятельно работать с Интернет – источником и находить то, что интересует учащегося.

– Презентация на тему «Несокрушимый Сталинград»

Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении.

Главным помощником учителя в проведении внеурочной работы является библиотека. Она координирует работу учителя и ученика, выполняет все главные функции образовательного процесса: обеспечивает учащихся произведениями художественной литературы, воспитывает любовь и уважение к культурно-историческому наследию России, заботится о духовно-нравственном развитии подрастающего поколения. Добиться положительных результатов можно только сообща: ученик – учитель – библиотекарь – родители.

Библиотека выполняет эстетические аспект воспитания, учит видеть прекрасное, чувствовать вкус, гармонию. Я давно сотрудничаю с районной библиотекой № 6 по проведению совместных мероприятий.

– День знаний (совместно с родителями)

– Сталинградская битва (встречи с детьми Сталинграда)

– Беседы по творчеству писателей и поэтов

Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника (самостоятельности, определённых организаторских способностей, умения работать вместе, проявляя подлинную заботу друг о друге и оказывая взаимопомощь ).

– Поездки в Казань, Элисту, Иловлю

– Поездка в «Сказку»

Посещение театров, выставок, музеев обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Мои ученики принимают участие в различных акциях:

– Всероссийская акция «Спорт- альтернатива пагубным привычкам»

– Акция «В добрый путь водитель» (напутствие водителям)

– Акция в защиту белых медведей

Соревнования – специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться – значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды.

В нашем лицее стало традицией проводить спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья.

Все эти разнообразные формы внеурочной деятельности способствуют воспитанию нравственных ценностей учащихся. Учителю необходимо помнить, что высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности и систематичности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и поведения, участия школьников в общественной жизни и поведения. Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность.

Методы и формы воспитательной работы в начальной школе

Воспитание–это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание.

ВР – работа, направленная на осуществление воспитания. Воспитательная работа – это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.

Опыт организации: через предметы (высказ свое мнение), д/з (аккуратность, дисциплинир-ть), учрежд доп образования, учреждения культуры.

Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

С точки зрения педагогики процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Задачи воспит.работы-это те изменения, которые педагог намечает достигнуть в окружающей их педагогической деятельности в планируемое время.

Методы воспитания – это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к практике-это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Методы воспитания определяются в соответствии с его целью и содержанием, возрастными особенностями воспитанника, средствами воспитания и.др. Существуют различные подходы к классификации методов воспитания. Методы постоянно разрабатываются и усовершенствуются. По характеру методы воспитания делятся на: убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Болдырев, Гончаров и др.) По класс-ии Ильиной, Огородниковой, трактующих характер метода более обобщённо, выделяют методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения. И.С. Марьенко называет объснительно-репродуктивные методы, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства и самовоспитания. В педагогической практике наиболее востребованной является классификация Г.И. Щукиной, в основе которой лежит единство целей и содержания воспитания. 1) Методы формирования сознания личности (разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений – разъяснение, рассказ, беседа, пример, внушение, инструктаж, пример). 2) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (формирование умений, навыков и привычек культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к порученному делу – упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение). 3) Методы стимулирования поведения и деятельности (побуждать поступать по нравственным законам, принятым обществом – соревнование, поощрение, наказание) 4) Методы самовоспитания (формирование потребности в сознательной планомерной работе над собой, в совершенствовании своей личности – личные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка)

Воспитание в процессе обучения: предметы обобщающего компонента (расширение интеллектуального уровня), факультативные занятия (развитие познавательных интересов), общеобразовательные предметы (повышение образовательного уровня). Внеурочная воспитательная работа: КТД (развитие творческих способностей), часы общения (этическое воспитание), группы продлённого дня (организация полезного досуга). Внеклассная работа: кружки (этическое воспитание), спортивные секции (укрепления здоровья, физическое развитие). Внешкольная воспитательная работа: библиотека (воспитание познавательной активности). Семейное воспитание: оказание помощи родителям в организации семейного воспитания, достижение нравственного и педагогического единства школы и семьи, воспитание детей.

Форма – это способ существования чего-либо, внешнее выражение какого-либо процесса. Форма неразрывно связана с содержанием, изменение одного влечёт за собой изменение другого. Стремление сохранить старые формы при новом содержании будет тормозить воспитательный процесс. На сегодняшний день существует большое количество форм воспитательной работы. Они могут быть: 1) простыми и сложные 2) кратковременные и длительные 3) групповыми, коллективными, общешкольными, межшкольными, микрорайонами, межрегион., респуб-ми., госуд-ми. 4) традиционными и твор-ми(нестанд) 5)спонтанно возникающ в ходе воспитат процесса и спец.организован. 6)регулярные и эпизодич. Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы может быть составлен определённый алгоритм – некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно МЕТОДИКА организовать воспитательный процесс. Элементы её таковы: 1)определение цели и задач. Цель-то запланированное отношение, которому посвящено организуемое педагогом дело. 2) Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия. 3) создание психологического настроения (рассказ о предстоящем деле, мечты о результатах) 4)Предварительная подготовка(подбор содер-го материала и др.) 5)проведение самого воспитательного мероприятия 6) Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях: обсуждение результатов вместе с учащимися и собственно педагогический анализ.

При планировании воспитательной работы на новый учебный год учитель опирается на поставленные цели и задачи традиции и школы, особенности педагогического коллектива, интересов и потребностей учащихся и родителей.

Приемы: созидающие и тормозящие

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Понятие оппозиционного расстройства и что делать родителям с детским "нет"
Ссылка на основную публикацию