Мифы и легенды для детей – знакомство с историей древних веков

«Путешествие по мифам и легендам Древней Греции»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Продолжать знакомить детей с литературным жанром «миф», «легенды».

Закреплять знания детей о мифах Древней Греции, о героях и их подвигах. Развивать логическое мышление, умение быстро собирать недостающие части целого, умение подбирать определения, правильно строить речь, отвечать полными ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
gretsiya.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие по мифам и легендам Древней Греции»

(старший дошкольный возраст)

Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром «миф», «легенды».

Закреплять знания детей о мифах Древней Греции, о героях и их подвигах. Развивать логическое мышление, умение быстро собирать недостающие части целого, умение подбирать определения, правильно строить речь, отвечать полными ответами.

Воспитатель: Сегодня у нас не совсем обычное занятие, занятие – путешествие.

Воспитатель: Ребята, вы каждый день знакомитесь с миром, который вас окружает, и помогают вам в этом взрослые, ваши родители, воспитатели. Мир вокруг нас прекрасен. Капля росы на лепестке, огненный лист клена, упавший в лужу, солнечный лучик, выглянувший из-за тучки, ветки деревьев, белые и мохнатые от инея, малыш, делающий свои первые шаги. Бывает, мы увидим, что-то красивое, необычное, интересное. Мы удивимся, запомним, а жизнь идет дальше. А как же мы можем все это увидеть еще раз?

Дети: Посмотреть фотографии, нарисовать рисунки.

Воспитатель: Правильно, человек придумал фотографию, что бы запечатлевать на ней интересные и прекрасные моменты. Но еще раньше человек научился рисовать. Сначала человек рисовал на скалах, простым углем. Позже человек придумал краски. И рассматривая картины художников, мы можем увидеть, что прилетели грачи, растаял снег и появились первоцветы, прошла первая летняя гроза, созрела на поле рожь. Давайте рассмотрим картину художника. Какое время года изображено на картине?

Воспитатель: По каким признакам вы поняли, что это зима?

Дети: Лежит снег, на деревьях нет листьев, небо серое, хмурое.

Воспитатель: Правильно. Какие цвета использовал художник?

Дети: Белый, серый, голубой, фиолетовый.

Воспитатель: Эти цвета так и называют – холодные цвета.

А теперь представьте, что художник нарисовал бы эту же поляну, но летом. Какие цвета использовал бы художник?

Дети: Яркие, теплые. Желтый, зеленый, красный.

Воспитатель: Давайте рассмотрим картину, на которой художник изобразил лето. ( Показать не раскрашенную картину). Ребята, художник забыл раскрасить свою картину. Но у меня есть краски и я сейчас все исправлю. ( Взять гуашь, в коробке только белые и черные краски).

Я не могу раскрасить картину, исчезли все цветные краски. (В коробке взять письмо). Но здесь есть письмо.

Все краски мира тот вернет,

Кто длинный, трудный путь пройдет.

Руно Златое найти сможет.

Цвета вернуть оно поможет.

Ребята, мы должны отправиться на поиски Золотого руна. Что такое Золотое руно?

Дети: Руно это шкура золотого овна.

Воспитатель: Где мы могли слышать о золотом руне?

Дети: О Золотом руне рассказывается в Древнегреческих мифах.

Воспитатель: Кто отправился на поиски Золотого руна?

Дети: Ясон, герой Древней Греции.

Воспитатель: Ясон отправился в путешествие на корабле. Как назывался корабль Ясона?

Воспитатель: Почему так назван корабль?

Дети: В честь плотника Арго.

Воспитатель: Но Ясон отправился в путешествие не один. Как называли путешественников на корабле Арго?

Воспитатель: Правильно! Аргонавты-путешествующие по морю на Арго.

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо нам с вами собраться в дорогу.

Проводится игра «Что возьмем с собой в путешествие?».

Воспитатель называет предметы, дети хлопают, если предмет нужен в путешествии. Сжимают руки в кулаки, если предмет в путешествии не нужен.

Запас еды, вода, шкаф, карта, бинокль, телевизор, пианино, компас, теплая одежда, диван, спальный мешок.

Воспитатель: Золотое руно находилось в Колхиде, в священной роще бога войны Ареса. И охранял Золотое руно страшный дракон. Ясон решил добыть Золотое руно для своего народа, считалось, что руно приносит счастье.

Корабль наш готов. А что это блестит на носу корабля? ( Взять кристалл и показать детям) Ребята, это богиня Афина довольная тем, как мы справились с первым испытанием, подарила нам этот кристалл. Теперь мы можем отправляться в путь.

Мы вздохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Волны бьются за бортом,

Мы по морю поплывем.

Обойдем мы все невзгоды,

Все ненастья, непогоды.

В небе светит нам всегда

А все трудности в пути

Поможет дружба нам пройти.

Воспитатель: Посмотрите, впереди показался остров.

Как много статуй на этом острове. Кто же живет здесь? Может скульптор?

Дети: Это остров горгоны – Медузы.

Воспитатель: А каким волшебством обладала горгона?

Дети: Она превращала в камень того, кат смотрел на нее.

Воспитатель: Кто из героев смог победить горгону – Медузу?

Воспитатель: Какие волшебные предметы помогли Персею победить горгону?

Дети: Зеркальный щит, меч бога Гермеса, крылатые сандалии, волшебная сумка.

Воспитатель: Чтобы победить горгону, нам тоже нужен щит. Ребята, но щит разрушен, нам надо его восстановить.

В щит надо вставить осколки, что бы они соответствовали по форме.

(Осколки разных геометрических форм)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Посмотрите, еще один кристалл. Мы можем продолжить наше путешествие.

Мы подплываем еще к одному острову. Какой огромный дворец. Ребята, кажется, я знаю, куда мы приплыли. Это остров Крит. Как называется этот дворец?

Воспитатель: Какой древнегреческий герой посетил этот остров?

Воспитатель: Кто прячется в глубине лабиринта?

Дети: Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка.

Воспитатель: Кто помог Тесею победить Минотавра и найти обратный путь из лабиринта?

Дети: Ариадна. Она дала Тесею клубок ниток и острый кинжал.

Воспитатель: Ребята, а вы смогли бы, как Тесей пройти по лабиринту и найти из него выход? Давайте попробуем.

Каждому ребенку раздаются карточки с изображением лабиринта. Дети выполняют задание. Один ребенок выполняет задание на доске. За правильно выполненное задание получает кристалл.

Воспитатель: Сейчас должны мы проплыть мимо острова сирен. Кто такие сирены?

Дети: Сирены – полудевы – полуптицы.

Воспитатель: Чем опасны Сирены?

Дети: Своим пением завлекают сирены плывущих мимо моряков, о скалы, подводные камни и рифы разбиваются корабли, неся гибель морякам.

Воспитатель: Кто из героев проплывал мимо этого острова?

Воспитатель: Как спаслись Ясон и его товарищи?

Дети: Орфей запел песни о подвигах, о родной земле, заглушая пение сирен.

Воспитатель: Что же сделать нам, чтобы не слышать пение сирен? Может музыка заглушит их голоса?

Дети исполняют детскую греческую песенку «Колечко» Находят еще один кристалл.

Воспитатель: Остров сирен остался позади. Но наше путешествие еще не окончено. Наш путь лежит через Лернейское болото. Какое чудовище живет здесь?

Дети: Девятиглавая гидра.

Воспитатель: Вспомните, как звали героя, победившего гидру?

Воспитатель: Геракл победил гидру с помощью меча и своей силы. Но я скажу вам по секрету, что гидру можно победить и другим способом. Нужно подобрать девять слов, с помощью которых можно охарактеризовать Геракла. Какой он? С каждым новым словом Гидра будет терять свою силу и власть.

Дети говорят слова: сильный, смелый, ловкий, мужественный, храбрый, отважный, бесстрашный, могучий, справедливый, бескорыстный.

Воспитатель: Ребята, мы справились и с этим заданием, мы победили Гидру. И вот наша награда – еще один кристалл.

Вот и достигли мы цели своего путешествия – Колхиды. И сможем скоро получить золотое руно, но мы ведь помним, что Золотое руно охраняет страшный дракон. И чтобы усыпить дракона, мы должны получить волшебное усыпляющее зелье бога сна Гипноса. Для этого мы и собирали кристаллы. Что бы пройти к священной роще бога Ареса и получить еще один кристалл, вам придется ответить на вопросы.

Кто помог Ясону добыть Золотое руно?

Воспитатель: Что посеял Ясон на поле царя Эета?

Дети: Зубы дракона.

Воспитатель: Какое задание должен был выполнить Ясон, что бы получить Золотое руно?

Дети: Засеять поле зубами дракона.

Воспитатель: Как Ясон и Медея справились с драконом, охранявшим Золотое руно?

Дети: Медея усыпила дракона.

Воспитатель: Вот и прошли мы последнее испытание, добыли последний кристалл. Сколько кристаллов мы собрали?

Воспитатель: Давайте посмотрим на наши краски. ( Показать коробочку с гуашью). Ребята, посмотрите, наши краски опять стали яркими и цветными. Теперь мы можем раскрасить картину художника. Но мы сделаем это в группе.

Все трудности в пути помогла дружба нам пройти.

И сейчас мы с вами исполним греческий танец.

Конспект занятия с детьми подготовительного к школе возраста «Путешествие по мифам Древней Греции» (часть I)

Оксана Бодрова
Конспект занятия с детьми подготовительного к школе возраста «Путешествие по мифам Древней Греции» (часть I)

1. Познакомить детей с понятиями «миф», с образным языком мифов, С некоторыми их героями, с древнегреческой культурой.

2. Развить эстетический вкус, интерес к историческому прошлому народов, пополнение словарного запаса детей: миф, Эллада, Эллины, Олимп, скульптура, амфора, Гея, Афродита, Прометей, Зевс. Развивать музыкально-творческие способности детей,

3. Воспитывать интерес к мифологии, истории человечества.

Предметные изображения: амфоры, скульптуры, туники.

Гипсовая скульптура «Женская фигура».

Детские работы – пластилиновые фигурки человечков, амфоры.

Художественные иллюстрации, репродукции.

Предметы для шумового оркестра: флейта, дудочки, камни, колокольчики и др.

Дети сидят на стульчиках.

Ход ЗАНЯТИЯ

Давным-давно была такая страна Древняя Греция. В ней были высокие горы, зелёные леса, тёплое море и много-много солнца

I. ТЕНЕВОЙ ТЕАТР:

горы, дом с колоннами, растительность.

Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки. № 1

Жители называли свою чудесную страну Элладой, a себя – эллинами. Ребята, Повторите слово ЭЛЛАДА (повторяют). Они строили красивые дома с колоннами, из мрамора вырезали скульптуры. Эти ску льптуры были так красивы, что их впоследствии покупали в других странах. Ребята, повторите слово СКУЛЬПТУРА. Молодцы! Из глины греческие мастера делали очень красивые амфоры с рисунками. (Обращается к гостям): обратите внимание на работы наших детей. (Выставка детских работ)

Людям хорошо было там жить, потому что в Древней Греции всегда было лето. Сейчас мы покажем, какую лёгкую одежду носили в то время эллины.

Фонограмма греческой народной музыки. № 2.

Звучит тихая греческая музыка, дети проходят по залу. Их движения соответствуют «статусу», «положению» характеру дачного героя.

Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки № 3

Древние греки сочиняли удивительные истории о богах и героях. Эти история называются МИФАМИ. Запомним это слово. Дети, повтори слово МИФ.

Вы видели мультфильм о Геракле? Это тоже миф. Жители древней Греции веря ли. что на самой высокой горе, которая называется Олимп, жили главные боги. (Все вместе повторите – ОЛИМП). А в лесах, прудах, горных пещерах, водились боги попроще- нимфы, сатиры, наяды. Боги жили и на земле, среди людей. Главные боги поглядывали со своего Олимпа вниз и следили за тем. чтобы люди вели себя хорошо: не обижали лгу т друга, не ссорились, не обманывали. любили своих детей. А нимфы, сатиры, наяды следили чтобы в лесах пели птицы, прыгали зайцы, чтобы ручейки не пересыхали. чтобы море не топило корабли. Вообщем. боги следили за тем. чтобы всё было красиво

Любимым героем Древней Греции был Геракл. Из мультфильмов даже вы знаете кое-что о его подвигах.

Кто мне скажет, кто такой Геракл и чем он прославился?

Ответ ребёнка: «Геракл был сыном самого главного бога Зевса. Он много странствовал по свету, сражался с чудовищами, которых никто не мог одолеть».

– Кто ему помогал совершать подвиги?

Ребёнок: «Совершать подвиги Гераклу помогала богиня мудрости Афина».

– Кто скажет, чем прославился Геракл, когда был маленьким мальчиком?

Ребёнок: «Однажды, злая богиня Г ера решила его погубить и послала двух ядовитых змей к мальчику в спальню. Но маленький Геракл не испугался».

Он схватил этих змей руками и сдавил с такой силой, что задушил их. С тех пор жители городов обращались за помощью к Гераклу.

Афина – богиня мудрости, сказала маленькому Гераклу: «Боги дали и тебе могучую силу, чтобы ты был защитником слабых, освобождал свою землю от чудовищ и врагов». Наши мальчики. когда подрастут, тоже будут защитниками своей страны.

II. ТЕНЕВОЙ ТЕАТР

фигурки Геракла и Льва из мифа «Немейский Лев»

Сейчас дети расскажут миф о Немейском Льве. (Двое детей подходят к теневому театру).

В окрестностях города Немея жил огромный ЛЕВ. его боялись люди и звери. Даже стрелы не могли пробить толстую шкуру льва. Геракл не побоялся льва, а набросился на него и повалил на землю.

Г розный лев пытался высвободиться из рук Геракла, но ему не помогли ни огромные клыки, ни острые когти. Отважный Геракл победил чудовище и спас город.

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Фигурки «Стимфальские птицы»

Дети расскажут о другом мифе – «Стимфальские птицы». (Трое детей)

Геракл решил помочь жителям города Стимфаль избавиться от жестоких птиц, которые терзали людей и животных. Он отправился в лес и увидел целые тучи птиц. У птиц были медные когти и клювы, а перья из бронзы.

Они кружились в воздухе, прыгали по земле, сидели на деревьях и кричали так громко, что у Геракла зазвенело в ушах.

Геракл стал стрелять в птиц золотыми стрелами, птицы падали, но на их место прилетало ещё больше птиц.

Уставший Геракл прекратил охоту и уснул. Ему во сне явилась богиня Афина и подсказала ему. что нужно сделать».

Геракл смастерил много деревянных трещоток и расставил их около гнездовий медных птиц. Когда поднялся ветер, трещотки закрутились и загрохотали. Перепуганные птицы поднялись со своих гнёзд и улетели навсегда.

Конспект по эстетическому развитию старшего дошкольника «Подвиги Геракла» Программное содержание: Воспитывать интерес к истории, мифам и легендам древних народов. Учить осмысливать идею мифа.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

11 известных легенд, которым нашлось рациональное объяснение

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы уверены, что многие из вас до сих пор верят в единорогов. Кажется чудесным представить, что они все-таки где-то существуют, а мы просто пока их не нашли. Однако даже мифу о таком волшебном существе есть весьма прозаичное и даже несколько устрашающее объяснение.

Если вам покажется, что AdMe.ru очень скептичен и больше не верит в волшебство, то в конце статьи вас ждет самое настоящее чудо!

Великий потоп

Ученые считают, что в основу легенды о Великом потопе легла память о крупном наводнении, эпицентром которого являлось Междуречье. В начале прошлого века на раскопках гробниц Ура нашли напластование глины, которое разделяло два культурных слоя. Только катастрофический разлив Тигра и Евфрата мог привести к появлению такого феномена.

По другим подсчетам, за 10–15 тыс. лет до н. э. невероятное наводнение случилось на Каспии, который разлился на площади около 1 млн кв. км. Версия подтвердилась после находки учеными на территории Западной Сибири морских раковин, ближайший ареал распространения которых находится в зоне Каспийского моря. Это наводнение было настолько мощным, что на месте Босфора существовал огромный водопад, через который в сутки переливалось приблизительно 40 куб. км воды (в 200 раз больше объема воды, проходящего через Ниагарский водопад). Поток такой мощности был как минимум в течение 300 дней.

Эта версия кажется безумной, однако в таком случае обвинить древних людей в гиперболизации событий уж никак нельзя!

Великаны

В современной Ирландии до сих пор рассказывают легенды о людях гигантского роста, которые могут создать остров, просто кинув горсть земли в море. Эндокринологу Марте Корбониц пришла в голову идея о том, что древние предания могут иметь научное обоснование. Невероятно, но исследователи нашли то, что искали. У огромного числа жителей Ирландии обнаружились мутации в гене AIP. Именно эти мутации становились причиной развития акромегалии и гигантизма. Если в Великобритании носитель мутации 1 на 2 000 человек, то в провинции Мид-Ольстер — каждый 150-й.

Одним из известных ирландских великанов был Чарльз Бирн (1761–1783), его рост был свыше 230 см.

Легенды, разумеется, наделяют гигантов огромной силой, однако на самом деле не все так радужно. Люди, больные акромегалией и гигантизмом, часто страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, у них проблемы со зрением и частые боли в суставах. Без лечения многие гиганты могут не дожить и до 30 лет.

Оборотни

У легенды про оборотней сразу несколько истоков. Во-первых, жизнь людей всегда была связана с лесом. Из самой глубокой древности до нас дошли наскальные изображения гибридов людей и животных. Люди хотели быть сильнее, они выбирали себе тотемное животное и носили его шкуру. На базе этих поверий работали и наркотические снадобья, которые воины принимали перед битвой и воображали себя непобедимыми волками.

Во-вторых, вера в существование оборотней поддерживалась также наличием у людей такого генетического заболевания, как гипертрихоз — обильный рост волос на теле и лице, который назвали «синдромом оборотня». Только в 1963 году врач Ли Иллис дал болезни медицинское обоснование. Кроме генетического заболевания имело место и психическое, известное как ликантропия, во время приступов которого люди лишаются рассудка и теряют человеческие качества, считая себя волками. Кроме того, имеет место обострение заболевания в определенные лунные фазы.

Кстати, волк из всемирно известной «Красной Шапочки», согласно первоначальным источникам, был не кем иным, как оборотнем. И бабушку он не съел, а скормил внучке.

Вампиры

Порфирия — это редкая форма генетического нарушения: болеет 1 человек из 200 тыс. Если у кого-то из родителей есть порфирия, то с вероятностью в 25 % она передастся ребенку.

Болезнь характеризуется тем, что нарушается пигментный обмен и под воздействием ультрафиолета начинается распад гемоглобина. Таким больным солнечный свет приносит невероятные мучения, поэтому они вынуждены днем прятаться в закрытых помещениях, а на улицу выходить только ночью.

При тяжелых формах (слабонервным по ссылке лучше не переходить!) у больных деформируются сухожилия, что приводит к скрючиванию пальцев. Кожа вокруг губ и десен высыхает, резцы обнажаются до десен и приобретают красноватый цвет. Словом, все признаки вампиризма налицо. Кроме того, чеснок у больных вызывает обострение. Особенно активно преследовались больные порфирией в Средние века, на пике инквизиции — им приписывали жуткие злодеяния и сжигали.

Драконы

Теория о связи костей динозавров и драконов находит свое подтверждение в Монголии. Там в различных географических названиях присутствует слово «дракон». Это связано с тем, что в некоторых районах пустыни Гоби кости динозавров может легко найти любой человек, потому что они лежат на поверхности земных слоев. Их много даже сейчас, настолько, что все время раскопки ведутся незаконно.
Важная деталь: в Африке таких мифов нет, как и доступа к останкам динозавров.

Однако почему в человеческом сознании драконы предстают в образе пресмыкающихся, с чешуей и когтями? Этот вопрос объясняется наблюдательностью людей. Внешний облик скелета схож с костями современных ящериц, змей, крокодилов. Увеличивали этих зверей во много раз — и получался дракон. И, кстати, именно у ящериц и змей иногда формируется не одна, а две головы, прямо как у некоторых сказочных драконов.

Кентавры

Образ кентавра был известен еще во II тысячелетии до н. э. Предположительно он возник в Греции как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших еще верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками неких северных кочевых племен: скифов, касситов или тавров. Этим объясняется и свирепый нрав кентавров. Кочевники и в самом деле жили в седле, мастерски стреляли из лука и скакали очень быстро. Гиперболизированный страх земледельца, впервые увидевшего человека, столь умело ездившего в седле, вполне мог превратиться в рассказ про гибрид человека и лошади.

Однако Плиний Старший, живший в I веке н. э., писал, что собственными глазами видел гиппокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору. Считалось, что кентавр — это результат генных экспериментов египетских жрецов.

Нам в AdMe.ru в эту теорию верится довольно слабо, однако в связи с тем, что ученым удалось скрестить человека и свинью, ответ на вопрос, возможно ли это, становится менее однозначным.

Лабиринт Минотавра

По древнегреческой легенде, под дворцом царя Миноса располагался огромный лабиринт, в котором был заточен грозный монстр, полубык-получеловек Минотавр. Жажда крови терзает чудовище так сильно, что рев его сотрясает землю.

Остров Крит, на котором и обитал монстр, очень интересен своей сейсмической активностью. Часть острова находится на континенте под названием Эгейская плита, а другая часть — на океанической Нубийской плите, которая движется прямо под остров. Этот геологический феномен называется зоной субдукции. Именно в этих зонах наблюдается повышенный риск землетрясений. На Крите ситуация усугубляется еще тем, что на океаническую Нубийскую плиту давит Африканская плита (а вы представьте, какая она огромная), и происходит феноменальная вещь: под взаимодействием плит остров просто выталкивается на поверхность. С момента возникновения цивилизации Крит пережил несколько таких подъемов, некоторые из них были аж до 9 метров. Неудивительно, что древним людям казалось, что в недрах живет яростный монстр, ведь каждое землетрясение сопровождалось страшными разрушениями.

Циклоп

В древнегреческой мифологии циклопы представляют собой группы персонажей, в разных версиях это божественные существа (дети Геи и Урана) либо отдельный народ. Наиболее ярким представителем был сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза. Также одноглазым считался скифский народ аримаспов.

Что касается научного обоснования этих мифов, то в 1914 году палеонтолог Отенио Абель предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие легко принять за гигантскую глазницу. Любопытно, что встречались эти слоны именно на средиземноморских островах Кипр, Мальта, Крит.

Содом и Гоморра

Не знаем, как вы, но мы всегда думали, что Содом и Гоморра — это очень масштабный миф и скорее некоторое олицетворение порочных городов. Однако это вполне исторический факт.

Уже в течение десятилетия в местечке Телль-эль-Хаммам в Иордании ведутся раскопки древнего города. Археологи уверены, что нашли библейский Содом. Примерное расположение города было известно всегда — в Библии описывалось «Содомское пятиградие» в долине реки Иордан. Однако точное его местонахождение вызывало вопросы всегда.

В 2006 году начались раскопки, и ученые нашли крупное древнее поселение, окруженное мощным крепостным валом. По данным исследователей, люди здесь жили в период между 3500 и 1540 годами до н. э. Иного варианта наименования города нет, иначе бы упоминание о столь крупном поселении осталось в письменных источниках.

Кракен

Кракен — легендарное мифическое морское чудовище гигантских размеров, головоногий моллюск, известный по описаниям моряков. Первое обширное описание составил Эрик Понтоппидан — он писал, что кракен представляет собою животное «размером с плавучий остров». По его же словам, чудовище способно ухватить щупальцами крупный корабль и утянуть его на дно, но куда более опасен водоворот, который возникает при быстром погружении кракена на дно. Выходит, что печальный конец неизбежен — и в том случае, когда монстр нападает, и в том, когда он удирает от тебя. Действительно жутко!

Обоснование мифа о «жутком чудище» простое: гигантские кальмары существуют и поныне и достигают 16 метров в длину. Зрелище они и вправду представляют впечатляющее — кроме присосок у некоторых видов есть еще когти-зубы на щупальцах, однако угрожать кому-то они могут, только придавив его сверху. Если даже современный человек, встретив подобное существо, сильно пугается, что уж говорить о средневековых рыбаках — для них гигантский кальмар точно был мифическим монстром.

Единорог

Когда речь заходит о единорогах, нам сразу же представляется изящное существо с радужным рогом во лбу. Интересно, что они встречаются в легендах и мифах многих культур. Самые первые изображения найдены в Индии и имеют возраст более 4 000 лет. Позднее миф распространился по континенту и дошел до Древнего Рима, где их считали абсолютно реальными животными.

Основным «кандидатом» на роль прообраза единорога являются эласмотерии — носороги степей Евразии, обитавшие в ледниковый период. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь (хоть и с натяжкой) с чрезвычайно длинным рогом во лбу. Он вымер в то же время, что и основная мегафауна. Однако, согласно материалам Шведской энциклопедии и доводам исследователя Вилли Лея, отдельные представители могли существовать еще достаточно продолжительное время, чтобы успеть попасть в легенды.

Бонус: тропа Моисея

Наверняка каждый из нас слышал о сюжете из Библии, в котором рассказывается, как перед Моисеем расступилось море. Но мало кто знает, что такой феномен можно увидеть недалеко от острова Чиндо в Южной Корее. Здесь воды между островами расступаются на целый час, открывая широкую и длинную дорогу! Ученые объясняют это чудо разницей во времени отливов и приливов.

Конечно же, туда съезжается множество туристов — кроме простых прогулок у них есть возможность и увидеть морских жителей, которые остались на открывшейся суше. Удивительно в «Моисеевой тропе» то, что она ведет от материка к острову.

Мифы и древние легенды: мифологизация сознания народов мира

Введение

Изучение любой культуры невозможно полноценно представить без изучения мифов и легенд каждого отдельного народа, которые существенно отличают их друг от друга и указывают на уровень развития общества в определенный период времени. О многом могут рассказать нам именно мифы, поэтому и важно обращаться к ним и уделять им должное внимание.

Понятие «миф» – очень важное, но довольно сложное. О нем много спорят современные ученые и философы. Само слово «миф» происходит от греческого языка и означает «перевод», «сказание». Часто в быту его приближают к таким понятиям, как «сказка», «легенда», считают рассказом о чем-то, чего в действительности не было. Но в то же время миф – это не просто чья-то выдумка.

Многие люди когда-то серьезно верили, или же верят и теперь, что на самом деле все происходило именно так, как об этом рассказывает тот или иной миф. Мифы часто рассказывают о священных предметах, о богах и общения с ними. Можно сказать, что миф – это то, во что серьезно верили или верят другие люди, но не верим мы. При этом найдутся люди, которые считают мифом многое из того, во что верим мы сейчас, что считаем для себя важным и даже святым.

Миф тесно связан с понятием чуда – такого события, которое мы не в состоянии объяснить, которое считаем невозможным. Можно сказать, что чудеса всегда нарушают обычную логику окружающего мира. Нашим предкам показалось бы настоящим чудом многое из того, что является обычным для нас сейчас.

Каждый большой, гениальный человек сделал что-то такое, что до него было невозможным. Но, с другой стороны, в невероятные вещи, в невозможное часто верят люди с расстройствами психики (например, человек может считать себя зернышком и бояться, что его склюют птицы). Такая убежденность в невероятном называется бредом. Человек может страдать бредом на какую-то одну узкую тему, а в остальном быть вполне нормальный. Тогда он способен убеждать в своей правоте других людей, которые также начинают в это верить. Часто именно так рождаются мифы.

Гениальный художник Сальвадор Дали говорил: «Я отличаюсь от безумного лишь одним: я не сумасшедший». Многих великих людей, способных увидеть мир иначе от всех, иногда принимали за сумасшедших. В прошлом людей, которые имели видение, слышали голоса и т.д., часто считали не больными, а отмеченными особой благодатью, которым доступно понимание сути вещей, скрытой от других.

Мифологическое мышление не различает естественное и человеческое, растворяет человеческое в естественном, дает ощущение единения с природой, укрепляет волю и ощущение человека частью коллектива. Если между воображаемым и реальным нет границ, то не существует ничего невозможного.

Главная функция – социально-практическая, которая направлена на обеспечение единства коллектива. Мифы обеспечивают сохранение социального и психологического единства коллектива, поскольку источник мифа – не только ужас и подавленность человека, но и мечтания овладеть силами природы с помощью человеческой воли.

Примеры

Рассмотрим несколько примеров мифологизации сознания на представителях разных народов.

Индейцы Аризоны

Иногда мифы скрывают глубокие истины. Так, в пустыне Аризона (США) является круглый «Каньон дьявола». Сейчас ученые установили, что это – огромный кратер от метеорита, который упал не позднее 20000 лет назад.

За это время там сменилось много племен и сотни поколений. Но местные индейцы рассказывали гораздо раньше ученых, «Каньон дьявола» образовался от падения на землю «небесного огня».

Догоны

Догоны – народ, живущий в Мали (Африка) – в своих мифах наделяли особым значением Сириус – самую яркую звезду. Они считали, что Сириус на самом деле – тройная звезда, вокруг центральной звезды вращаются еще две маленькие и очень тяжелые звезды-спутники. Это на самом деле так, но увидеть спутники Сириуса возможно только в современный мощный телескоп.

Ученые долгое время считали, что поэмы Гомера о Троянской войне, где действуют боги, – это лишь литературное измышление. Но потом Генрих Шлиман, который поверил в реальность тех событий, на основании свидетельств Гомера нашел и раскопал руины Трои.

Первобытный человек

Ещё более интересно мировоззрение первобытного человека. В наше время мы ещё можем найти первобытные племена и рассмотреть и их.

Австралийские аборигены

Первобытные народы по-разному представляли себе происхождение человека. Например, по мнению австралийских аборигенов, первые люди в древности были комками, оставшимися на дне высохшего древнего океана, бесформенными пулями, которые слиплись между собой, и в которых только зарождались зачатки частей тела человека.

Демиург (в одном из вариантов – птица-мухоловка) разлепил эти куски каменным ножом. Ведущую же роль в мифах аборигенов сыграли тотемные предки. Предвечное время они часто именовали «временем сновидений». В то же время предки создавали горы, реки, часто луну и солнце, учили людей различным умениям, особенно обрядам инициаций.

Многие природные объекты – скалы, пещеры, водоемы – почитались как места «ухода в землю» или «следы» предков-тотемов. Там австралийцы устраивали святилища, сохраняли свои священные чуринги. Такие святилища – прототип будущих храмов, в которых будто общались с тотемными предками, проводили обряды инициаций, магические обряды для войны и охоты. Некоторые племена верили в Великую Мать – олицетворение плодородной силы Земли, которая порождает все сущее.

Бушмены

Другая древняя раса с первобытной культурой – бушмены, живущие на юге Африки. Их верования во многом подобны австралийским. Но им свойственно было обращаться с молитвой – просьбой о помощи в охоте – до различных небесных явлений (солнца, луны, звезд) и других могущественных духов.

Особенно бушмены почитали Цагна – насекомое богомола. Он со своей семьей (разными другими животными – журавлем, дикобразом и т.д.) когда-то были людьми, которые жили здесь до бушменов. он создал солнце, горы, животных, самых бушменов, научил их обрядам инициации. Цагн – «Господин всех вещей», он дает дождь, вызывает жизни и смерти.

Аканы

Такое непонятное для нас поклонения насекомым и паукам встречается и у других народов Африки. В частности, у народов акан (Гана) небесный бог Ньяма в виде Большого Паука Ананси сплел всю Вселенную как мировую паутину.

Вывод

Таким образом, мифы являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Своеобразие конкретной мифологической системы, с одной стороны, определяется неповторимостью и самобытностью этноса, которому она принадлежит. С другой стороны, мифология определяет уникальность конкретного народа, влияет на его ментальность, психологию, особенности формирования культуры, традиций, процесс духовной самоидентификации народа в границах всемирной истории человечества.

Видео

В мифологии Древнего Египта есть какая-то особенность. Она представляет собой не просто пересказ истории и событий из жизни мифических героев, она наполнена философскими размышлениями о бытие существ и людей. Которые так и норовят антуражем той загадочной эпохи.

Мифы и легенды для детей – знакомство с историей древних веков

Там, где вырождаются цветы, не может жить человек!

Человечество на протяжении всей своей жизни разводит полезные растения и цветы. Цветами украшали палисадники и жилища.

Известно, что садовники Востока еще за 3000 лет до новой эры разводили розы, маки, ландыши, а в пирамидах Египта найдены семена и листья жасмина. Наряду с декоративными и плодовыми деревьями, кустарниками выращивали также тюльпаны, гиацинты, нарциссы, фиалки. А роза была самым любимым цветком.

С течением времени цветы нашли широкое распространение и в Европе. Сегодня сведения о садах Древней Греции черпаются из «Илиады» и «Одиссеи».

Если хочешь быть счастливым всю жизнь – выращивай цветы, считали древние философы. Особым почтением в Японии пользовались четыре растения: орхидея, бамбук, хризантема, вишня (сакура). Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств – честность, мужество, молодость и дружбу, а также четыре времени года – весну, лето, осень, зиму. Эти растения воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и преданиях, а также стихотворных строках древних японских и китайских поэтов.

На Востоке древние поклонялись растениям и цветам, как живым существам. С растениями вели доверительные беседы, как с близкими друзьями. Их боготворили. Любимым растениям, когда неожиданно обрывалась их жизнь, ставили памятники. К цветам и травам обращались с заклинаниями и мольбой. Просили ветер и дождь не ломать деревья. В древних песнопениях молили не только о хорошем урожае, но и о продлении времени цветения.

Растения на Востоке воспринимаются как существа, стоящие в одном ряду с человеком, и им свойственно испытывать те же чувства. Цветок же – единственное существо на свете, сколь прекрасное, столь и беззащитное, дающее человеку радость и берущее на себя боль. Буддийская идея о том, что все имеет душу, и все может перевоплотиться во что угодно, к чему притянется душа, способствует такому миропониманию.

Цветы всегда играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. В древности цветы не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений. Если вы прочитаете истории, мифы и легенды о происхождении цветов, многое узнаете. Вы узнаете, как белая роза превратилась в красную и какой цветок богиня Флора наделила чудесной силой возвращать память людям.

Многим растениям приписываются сверхъестественные силы. Кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.

Говорят, что папоротник цветет только раз в году в ночь на Ивана Купалу, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдет волшебный цветок папоротника, станет мудрым и счастливым в жизни.

Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы при факелах ясенца. Соберутся вокруг него ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы, даже чертополох с красавкой и тихо-тихо веселятся. Колокольчики позванивают, маки лепестками-крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся, и так все у цветов складно получается, что звезды на небе начинают моргать от удивления.

Если вам хочется рассказать о своих чувствах, но никого нет рядом, поговорите с геранью. Она отлично умеет слушать, а также придаст новых сил, поднимет над суетой жизни и окрылит. И если вы регулярно разговариваете с геранью, вам не понадобится психотерапевт.

Удивительные особенности растений – один из главных поводов к возникновению легенд.

Люди всегда верили в то, что живые цветы несут в себе особенную, позитивную энергетику. Причем, когда букет увядает, энергетика изменяется с плюса на минус. Поэтому нельзя дарить даже слегка увядшие цветы, а когда букет теряет свой первозданный вид, его нужно фазу же убирать из дома.

С давних времен существует традиция дарить цветы. И с тех же пор на основании многолетних наблюдений сложился целый язык, предписывающий, когда и какие цветы нужно дарить в тех или иных случаях. Так, считается нехорошим знаком дарить красные или бордовые цветы близким людям, потому что это очень быстро приведет к расставанию и беде.

Язык цветов еще с древних времен играет важную роль во многих мировых культурах. Цветами можно выразить чувства, которые по той или иной причине не могут быть выражены вслух.

1 цветок означает одно сердце, в желтом или оранжевом цвете – одинокое сердце;

3 цветка – я тебя люблю;

4 и 7 цветков дарить не принято;

5 цветков – счастье, благо, удача (дословный перевод: 5 благ вам на порог), чтобы дома у вас всегда было счастье и сопутствовала удача;

10 цветков – десять раз золотая, десять раз красивая (выражает восхищение любимой женщиной);

11 цветков – одно сердце, один смысл на двоих (обычно – подарок от любящего мужа любимой жене и наоборот);

12 цветков – из месяца в месяц преподносить свое любящее сердце (уместно дарить на юбилей знакомства, первой встречи или свадьбы);

16 цветков – желаю счастья (для друга, кровного родственника);

19 цветков – всю жизнь вместе (принято дарить на свадьбу);

21 цветок – самой любимой, любовь до самозабвения;

25 цветков – признание в любви;

27 цветков – я люблю жену;

29 цветков – вечно любимая;

36 цветков – пусть каждый день будет радостным;

101 цветок – ты моя единственная!

Адонис или горицвет

Однолетнее травянистое растение с дважды-трижды разделенными на узкие линейные доли листьями. Цветки имеют огненно– или кирпично-красный венчик с шестью-восемью лепестками. При основании лепестков – черные пятна. Название растению дано в честь прекрасного юноши Адониса, о котором рассказывает древнегреческая легенда. Богиня Афродита, рассердившись на дочь царя Кипра за то, что та недостаточно почитала ее, внушила ей страсть к собственному отцу. Царь Кинир вступает в преступную связь, не подозревая, что имеет дело с собственной дочерью, а, узнав, проклинает ее. Боги, сжалившись над нею, превращают несчастную в мирровое дерево. Спустя время из треснувшего ствола этого дерева рождается ребенок удивительной красоты. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, царице подземного царства. Вырастив Адониса, Персефона не пожелала с ним расстаться. Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефона часть года на земле у Афродиты, спутником и возлюбленным которой он становится. Никто из смертных и богов не был равен ему по красоте, и прекрасная богиня все время проводила с юным Адонисом. Вместе они охотились в горах и лесах Кипра, подобно богине охоты Артемиде, на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса напали на след громадного кабана. Это Артемида, разгневанная тем, что ей предпочли богиню любви, насылает на юношу свирепого зверя.

По другим преданиям, в свирепого вепря превратился ревнивый Арес, муж Афродиты. Адонис радовался предстоящей добыче, не подозревая, что это его последняя охота. Вот он уже приготовился копьем пронзить разъяренного кабана, но не успел: кинулся на него кабан и смертельно ранил юного охотника своими громадными острыми клыками. Умер Адонис от страшной раны. Убитая горем Афродита сама отправилась в горы разыскивать тело своего возлюбленного. Пробираясь по камням между скал, она не замечала, как острые камни и колючки терновника ранили ее нежные ноги; капли ее крови падали на землю, и на их месте вырастали душистые цветы. Наконец, нашла богиня тело Адониса, оплакала его, и с ней горевала вся природа. В память о своей любви вырастила она из крови Адониса прекрасный цветок, который распускается каждую весну. Сжалился Зевс над горем богини любви и велел он брату своему Аиду отпускать Адониса на полгода из мрачного царства умерших на землю к солнцу. С первыми весенними лучами солнца приходит Адонис на землю, и вся природа оживает, в степи и на опушках леса распускается золотисто-желтый цветок, названный его именем. Согласно другой легенде, цветок получил имя Адониса в честь финикийского и ассирийского бога солнца Адона, который ежегодно умирал осенью и воскресал весной.

Мифы и легенды для детей — знакомство с историей древних веков

Приступать к изучению культуры человечества ребенку следует с мифов и легенд разных народов мира. ⚔️ Люди создали многочисленные эпосы, в которых упоминаются могучие небожители и подлинные герои прошлого. Произведения древности будут весьма интересными для малышей. ⚜️В этих повествованиях можно найти не только захватывающие деяния представителей божественных пантеонов, но и ряд реально произошедших событий.

Различия мифов и легенд

В устном фольклоре каждого народа имеются увлекательные истории, рассказывающие о приключениях вымышленных персонажей. Многочисленные мифы и легенды древних народов передавали знания о высших существах, которым следовало поклоняться. Они повествовали о сотворении Вселенной, рождении богов и создании первых людей. Через события жизни небожителей показывались их характеры и личные качества, а также отношение к окружающему миру.

Религиозные предпочтения предков накладывали на людей ряд обязательств по отношению к могущественным божествам.

Потомки должны были уважать покровителей своих профессий и приносить им дары. За это бессмертные создания благословляли собственных почитателей. ⚜️Через мифы можно узнать, какие деяния они поощряли, а что считали недопустимым. Почитав подобные истории, дети заинтересуются культурой других народов.

Легенды являются отдельным жанром литературного творчества. Главные герои этих произведений существовали в реальности, хотя события их жизни стали частью национального фольклора. ⭐️В качестве примера можно упомянуть короля Артура, прославившегося созданием ордена рыцарей Круглого Стола, разбойника Робина Гуда, противостоявшего богачам Британии, древнегреческого воителя Одиссея, известного своим длительным путешествием на родину.

Вовлекайте ребенка в диалог взрослых.

Вводимые в легенды персонажи часто не соответствовали изначальным прототипам. Сказители нередко добавляли в истории вымышленные детали ради усиления влияния на слушателей. Подчас подлинные события прошлого трудно отделить от фантазий, привнесенных извне. ⚔️ Приключения отважных героев кажутся нереальными из-за необычных подробностей их славных деяний, поэтому приукрашенные повествования почти неотличимы от настоящих мифов.

Мировые эпосы и восприятие ребенка

У некоторых родителей возникнет закономерный вопрос о том, в каком возрасте следует знакомить детей с мифами и легендами. Упрощенные варианты этих произведений доступны для понимания малышей. Необходимо лишь заранее разъяснить ребенку, в чем состоит различие историй с выдуманной и реальной основой. Сходство со сказками также привлечет внимание юных читателей к народным эпосам.

⭐️Дети постарше могут знакомиться с полными текстами мифов и легенд. Через них мальчики и девочки получат сведения о национальных традициях и обычаях стран всех регионов мира.⚜️ Наиболее известными произведениями этого жанра принято считать древнегреческие и скандинавские предания. Не менее интересны индийские эпосы, чьи корни уходят вглубь веков. Многие сказания того периода подтверждаются историческими исследованиями.

Благодаря существованию подобных текстов ребенок сможет прочувствовать колорит государств, жители которых создали редкие по красоте литературные жемчужины. Экзотические божества, фантастические животные и волшебные страны, упоминающиеся во множестве мифов, покорят детские сердца, жаждущие чудесных приключений. Отважные герои старых легенд продемонстрируют малышам такие понятия как мужество, честь и верность.

Проследите, чтобы у него оставалось время на занятие любимым делом.

Используя возможности интернета, родители без труда найдут большое количество древних историй. Обработанные для лучшего восприятия юным сознанием произведения собраны на одном сайте. Мифы и легенды можно читать онлайн или же скопировать на свой домашний компьютер. Взрослые и дети сумеют скачать бесплатно свои самые любимые эпосы.

Очень часто творческие люди при создании великих шедевров ⚔️ обращаются за вдохновением к преданиям древности. Познакомившись заранее с мифами и легендами различных народов, ребенок с легкостью будет ориентироваться в культуре не только собственной страны, но и других государств. Выдуманные и реальные истории расширят кругозор малыша, способствуя увеличению его интеллекта, а также языкового запаса.

Читайте также:  Не слушается ребенок – что делать, советы психолога
Ссылка на основную публикацию