Обучение детей дошкольного возраста – принципы и воплощение

34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

Принципы обучения – категория исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

Впервые дидактические принципы были сформулированы Я.А.Коменским в книге “Великая дидактика”. Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К.Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.

Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

ринцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л.С.Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о “зоне ближайшего развития”. Он выделял два уровня развития возможностей ребенка: уровень актуального развития, при котором ребенок может Самостоятельно решать практические и познавательные задачи уже сегодня, и зону ближайшего развития – то, что находится в процессе становления, т.е. завтрашний день развития, при котором ребенок решает задачи определенной трудности при некоторой помощи взрослого. Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

Принцип научности. На занятиях вос-ль формирует у детей реальные представления, знания об окруж. мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа.

Принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Впервые в педагогике теоретическое обоснование этого принципа дал Я.А. Коменский в ХУП в. Дальнейшее развитие и обоснование принцип наглядности получил в работах К.Д.Ушинского. Он разработал ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями.

Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схемйтическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. 3 детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные), картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты) Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

ринцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Воспитатель должен знать уровень развития познавательных психических процессов ,

те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются. Однако доступное э обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает -усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

Принцип активности у сознательности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.

В дошкольном возрасте в основном наблюдается подражательная, репродуктивная активность. Все познавательные действия происходят по требованию воспитателя. Необходимо так осуществлять обучение, чтобы развивать у детей познавательный поиск, инициативу в познании, интерес к учению. Большое значение в связи с этим имеет ориентировочная реакция на новое. Задача воспитателя – создать условия для повышения общей познавательной активности детей, сформировать положительное отношение к учению, воспитать самостоятельность.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

Основные принципы обучения детей дошкольного возраста

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ – объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.

Принципы обучения – категории исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Принципы обучения –это исходные положения, определяющие особенности функционирования всех компонентов процесса обучения.

В основе обучения детей в детском саду лежат исходные принципы дидактики.

Принципы делятся на две большие группы:

1. Принципы, определяющие особенности содержания обучения детей дошкольного возраста,

2. Принципы, определяющие организацию процесса обучения.

• Принципы, определяющиеособенности содержания обучениядетей дошкольного возраста.

Принцип связи содержания обучения с жизнедеятельностью ребенка.Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.

Принцип научности и системности знаний. На занятиях воспитатель формирует у детей реальные представления, знания об окружающем мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте. Эти знания не вступят в противоречие с теми, которые будет давать школа.

Принцип доступности.Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Доступное в обучении детей нельзя отождествлять с легким. Легкое обучение не вызывает у детей умственного напряжения, а, значит, и не способствует их развитию.

Принцип интеграции

Принципы, определяющие особенности организации процесса обучения

Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения.Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.

Умственное развитие ребенка зависит от обучения. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.

Принцип наглядности.Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Понятийная форма мышления в дошкольном возрасте проявляется лишь в простейших формах (наглядно-схематическое мышление). Поэтому наглядные пояснения всегда доступнее. В детском саду используются различные виды наглядности: естественная (реальные предметы, растения, животные). Картинная и картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.). Объемная наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (элементарные опыты). Требования к наглядности: должна реально отражать окружающую действительность, соответствовать уровню развития детей, быть высокохудожественной по содержание и оформлению.

Принцип активности и самостоятельности в обучении детей дошкольного возраста.Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие. Если ему удается самостоятельно выделить те или иные свойства предметов или явлений, которые важны для решения практической задачи, если их удается ему связать, то ребенок решит задачу и его мышление будет характеризоваться активностью, самостоятельностью.

Принцип систематичности, последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала.Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает – усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.Ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей и педагогов. Эта особенность педагогического процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детейв процессе обучения.

Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий для творчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.

Названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности воспитателей и педагогов и познавательной деятельности детей.

Педагогу необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, учитывая, что обучение ведет за собой развитие личности ребенка.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1754 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Методы, принципы и формы обучения в системе образования детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Описание принципов, методов и форм обучения детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
metody_printsipy_i_formy_obucheniya_v_sisteme_obrazovaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ-ЦЫ ТЕМИРГОЕВСКОЙ

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов. Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.

Организационной формой обучения являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями, большей степенью сотрудничества педагога с детьми. Главная особенность учебных занятий с дошкольниками в том, что познавательная деятельность строится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой. Однако общие закономерности и принципы обучения детей дошкольного возраста и младших школьников одни и те же. Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Успешность процесса обучения во многом зависит от положений, которыми руководствуется педагог в его организации. Данные положения или законы обучения получили в педагогике название – дидактические принципы обучения.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.

Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей.

В своей практике я использую следующие принципы обучения детей дошкольного возраста:

1. Принцип индивидуального подхода.

Дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Индивидуальные различия у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания.

Основным способом изучения особенностей детей дошкольного возраста являются систематические наблюдения за ребенком; индивидуальные и групповые беседы; оценка результатов выполнения ими заданий и др. Цель изучения состоит в том, чтобы, опираясь на положительные качества личности, предупреждать и преодолевать имеющиеся недостатки в умственном и нравственном развитии ребенка.

Индивидуальный подход используется в целях создания условий для всестороннего развития каждого ребенка и предупреждения влияния на его развитие неприятных обстоятельств. Так, детей с ослабленным зрением, слухом на занятиях садят ближе к педагогу, ближе к наглядным пособиям, чтобы они лучше слышали объяснение и хорошо видели показ образца, демонстрационного материала.

Детей импульсивных, со слабыми тормозными реакциями воспитатель сдерживает, развивая их волю. Некоторые дети, часто отличаются замедленной речью, недостаточным запасом слов. Таких детей нельзя торопить при ответах, рассказывании.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создание условий для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

В своей работе я учитываю следующие параметры индивидуальности ребенка:

  • характер переключения умственных процессов;
  • уровень знаний и умений;
  • работоспособность;
  • уровень самостоятельности и активности;
  • отношение к обучению;
  • уровень волевого развития.

По мнению ученых, обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Данный принцип лежит в основе содержания всех образовательных программ, дети должны, прежде всего, изучать те предметы и явления окружающего мира, которые им понятны и доступны.

3.Принцип систематичности и последовательности.

Данный принцип предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, обучению грамоте, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Педагог распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания.

4.Принцип прочности усвоения знаний.

В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу. У детей с отклонениями в развитии отмечаются трудности при запоминании учебной информации, особенно если она не подкрепляется наглядностью и не связана с практической деятельностью. В связи с этим возрастает роль повторения и закрепления пройденного при специальной организации различных видов деятельности детей, что побуждает к припоминанию и воспроизведению учебной информации или практических действий.

Данный принцип играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики.

Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.

В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

В детских дошкольных учреждениях в процессе обучения используются следующие виды наглядности:

  • предметная
  • образная
  • условно-символическая наглядность

Используя предметную наглядность, показываю детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей, фруктов). При использовании образной наглядности показываю детям картины, иллюстрации, слайды.

При использовании условно-символической наглядности мною демонстрируются математические знаки, схемы слов, предложений, таблицы по изучению состава чисел.

В обучении детей на занятиях наглядность мною применяется систематически: прежде всего в связи с сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

Итак, руководствуясь дидактическим принципами, я достигаю лучших результатов в обучении детей дошкольного возраста студии ,,Светлячок’’.

Процесс обучения детей дошкольного возраста осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно—воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

В работе с детьми дошкольного возраста наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. Наглядности должны быть крупными и доступными, в реалистическом стиле.

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов , оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний.

Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении:

  • – рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию. Рассказ должен быть лаконичным, чётким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности.
  • – беседа – это диалог учителя и ученика. В беседе важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку.
  • – рассказы детей – этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
  • – чтение художественных произведений детям – данный метод позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Из практических методов я использую:

  • – упражнения (устные и письменные);
  • – игровой метод ( дидактические игры, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, пословицы, скороговорки…);
  • – моделирование ( из геометрических фигур, касса слов).

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления.

Форма обучения – это способ организации , который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Основной формой организации обучения детей в дошкольном учреждении являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с программой.

Исторически сложились 3 формы организации обучения :

  • индивидуальная,
  • групповая, (с подгруппой),
  • фронтальная (со всей группой).

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

Групповые формы обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития. В каждой подгруппе должны быть дети с разными уровнями развития, тогда «сильные» станут «маячками» для тех, кого часто относят к отстающим. Обеспечить такое взаимодействие детей в учебном процессе – основная функция групповой формы обучения.

Фронтальные занятия также необходимы в условиях современного дошкольного учреждения. Их содержание может быть деятельностью художественного характера. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействиями сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению.

Т.о., названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности педагога и познавательной деятельности детей. Методы, содержание, организация учебных занятий с детьми дошкольного возраста находятся в существенной зависимости от понимания педагогом принципов обучения и умения применять их в своей деятельности.

7 основных принципов воспитания и обучения детей дошкольного возраста и не только

Принцип – это утверждение, которое соответствует двум критериям.

С одной стороны, это постулат, который был сформирован на основе многолетнего опыта наблюдений за каким-либо явлением.

С другой стороны, это отправная точка для формирования дальнейших действий, выводов, умозаключений.

Если касаться принципов воспитания – то это основные исходные положения, которые направляют воспитательный процесс в нужное русло. И тем самым они помогают достичь поставленных педагогических целей.

Важные правила

Дети рано начинают проявлять интерес к явлениям общественной жизни. Это выражается во множестве вопросов, стремлении побольше узнать о происходящем вокруг. Прогрессивно направленные педагоги всегда понимали воспитание детей как общественный институт, призванный с малого возраста готовить их к жизни в обществе.

В разных странах, в разное время содержание принципов воспитания менялось, ставя на первое место то личную, то общественную, то государственную направленность. Иногда в основу формирования принципов ложились идеологические установки, политические доктрины. Отечественная педагогика тоже переболела этой болезнью. В настоящее время, воспитание подрастающего поколения направлено на подготовку человека к активной общественной и счастливой личной жизни.

Основное

Педагогика, как наука, определяет семь основных принципов воспитания подрастающего поколения:

      Общественная направленность воспитания.

    Все люди существуют в социуме, поэтому принцип связи воспитания с обществом является основополагающим.

    Чем младше ребенок, тем больше возможностей сформировать его социальные навыки, обусловленные влиянием окружающей среды, общества, условиями его существования.

    Для реализации принципа общественного воспитания педагог должен разъяснить:

    1. Значение экономического развития общества для удовлетворения потребностей граждан.
    2. Необходимость бережного отношения к природным богатствам и общественным ценностям.
    3. Важность стремления индивидуума к обеспечению не только собственных потребностей, но и к приумножению общественной собственности.
    4. Значение трудовой деятельности в создании материальных и духовных ценностей.
    5. Общие основы современного производства, научной организации труда.
    6. Важность правильного выбора профессии, жизненной позиции, смысла жизни.
  1. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

    Школа жизни – наиважнейший институт воспитания. Поскольку все люди живут и реализуют себя в обществе, невозможно недооценить влияние окружения на воспитательный процесс. Во многих воспитательных системах принцип связи воспитания с жизнью реализуется через приобщение учеников к труду, посильному участию в общественном производстве. При этом преподаватель должен действовать в двух направлениях:

    1. Подробное ознакомление с основными направлениями трудовой деятельности людей.
    2. Привлечение воспитанников к различным видам общественно-полезной деятельности.
  2. Воспитание в коллективе, через коллектив.

    Реализуя этот принцип, важно сформировать у ребенка такие социально-психологические качества, которые помогли бы ему в общении со сверстниками и взрослыми.

    Умение дружить, войти в детское общество, действовать совместно с окружающими, уступать и подчиняться при необходимости – все это навыки, обеспечивающие учащемуся безболезненную адаптацию к любому новому коллективу, способствующие созданию благоприятного климата для дальнейшего обучения и развития.

    С другой стороны, чем больше общения и совместных действий ребенка с коллективом, тем больше знаний, навыков и умений оказывается в его багаже.Для реализации данного принципа, воспитательная работа должна быть направлена на организацию совместных действий учащихся в познании, творчестве, трудовой деятельности, общении и досуге. А также в формировании правильного общественного мнения коллектива школьников и преподавателей и использование его в целях воспитания личности.

      Опора на положительное.

      Положительная концепция в формировании личности – вот основа данного принципа.

      Задача воспитателя – тщательно изучить личность ребенка, оценить положительные и отрицательные качества и построить воспитательный процесс основываясь только на хорошем.

      Дело в том, что правильное выявление позитивных качеств воспитуемого: способностей, полезных знаний и навыков, которыми он обладает, является важным прогностическим фактором правильного выбора будущей профессии или сферы деятельности.

      Поощряя и развивая все то положительное, что есть в ребенке, можно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.

      Что же делать с отрицательными качествами, промахами и недостатками? Их надо выявлять, обсуждать, осуждать и исправлять тихо и деликатно. Недопустимо акцентировать внимание окружающих и воспитуемого на негативные стороны его личности. Это может привести к неуверенности и неудачам.
      Гуманизация воспитания.

      Данный принцип – это логическое продолжение предыдущего.

      Он требует от воспитания соблюдения следующих подходов:

      1. Человеческого отношения к воспитаннику.
      2. Соблюдения его прав и свобод.
      3. Уважительного отношения к жизненной позиции воспитанника, даже если она противоречит общепринятой.
      4. Четкого доведения до сознания воспитанника целей и методов воспитательного процесса.
      5. Предъявления разумных требований, их доступная формулировка.
      6. Отсутствие насилия в методах воспитания, как эмоционального, так и физического.
      7. Уважение к убеждениям (гуманитарным, религиозным и пр.) воспитанника, полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат этим убеждениям.

  1. Личностный подход.

    Педагогические методики всегда подчеркивали значение двух подходов в воспитании: учет возраста воспитанников и индивидуальный подход к каждому из них.

    Однако многолетние исследования показали, что только личностный подход в воспитании дает по-настоящему положительные результаты.Реализация этого принципа основана:

    1. На изучении индивидуальных особенностей личности (темперамент, характер, взгляды, вкусы, интересы, привычки).
    2. На оценке целостности личностных качеств (направление мышления, мотивация, жизненные установки, отношение к труду).
    3. На постановке посильных целей и задач в воспитании, исходя из полученных о воспитаннике знаний.
    4. На выявлении причин, мешающих воспитательному процессу и оперативного их устранения.
    5. На выборе индивидуальной тактики воспитания.
    6. На сочетании воспитания с самовоспитанием личности.
  2. Единство воспитательных воздействий.

    Как правило, в воспитательном процессе участвует не один воспитатель. Это коллектив преподавателей в учреждении образования, семья, общественные организации, руководители внешкольных кружков, секций и так далее. Каждый из вышеперечисленных институтов имеет свое педагогическое воздействие на личность. И если эти всесторонние воздействия имеют одно направление, работают в унисон, дополняют и усиливают друг друга, то можно рассчитывать на максимальный эффект.

Дошколята

Дошкольное воспитание и образование является первым звеном в единой цепочке непрерывного процесса воздействия на подрастающее поколение. На ранних этапах жизни детей обучение и воспитание выступает в более тесном единстве. Поэтому совокупность принципов, лежащих в основе дошкольного воспитания и образования, имеют общую формулировку.

Здесь можно выделить семь основных принципов:

    1. Принцип научности – утверждения, опыт, знания, используемые в образовательном процессе должны быть реальны, отражать действительность, не противоречить дальнейшему школьному образованию.
    2. Принцип наглядности основан на том, что зрительная информация воспринимается ребенком мгновенно, слуховая же усваивается постепенно и медленно. Принцип реализуется в дошкольных учреждениях посредством демонстрации натуральных предметов, картинок, иллюстраций, символов.
    3. Принцип доступности реализуется посредством установления связи предоставляемых знаний с теми, которыми ребенок уже обладает. Здесь важно не опустится с доступности до легкости обучения. В противном случае появляется риск отсутствия умственных усилий и, как результат, замедление развития.

  1. Принцип активности и сознательности.

    В процессе обучения преподаватель должен направлять воспитанника на самостоятельное решение практических и познавательных задач, стимулируя тем самым процесс развития навыков и усвоения знаний.

  2. Принцип последовательности и постепенности. Передача знаний должна происходить по дидактическим правилам – от уже известного к новому, от простого к сложному, от близкого к далекому и так далее.
  3. Принцип учета возрастных особенностей.
  4. Принцип индивидуального подхода в обучении. Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника как физические (зрение, слух, физическое развитие), так и психо–эмоциональные (темперамент, самостоятельность, готовность к обучению). Исходя из этих индивидуальных особенностей, выстраивается система воспитания и обучения, направленная на получение достойного результата.

В семье

Наряду со школой и дошкольными учреждениями, семья играет ключевую роль в процессе воспитания ребенка, становлении и формировании и его личности.

Сила семейного воспитания в его глубокой эмоциональности. Отношения с любимыми и любящими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами отличаются предельной доверительностью. В окружении близких людей, душа ребенка открыта.

Это позволяет своевременно корректировать его поведение, активизировать положительное и тормозить негативные проявления. Влияние семьи велико еще и потому, что она первой вступает во взаимодействие с ребенком. Именно первые впечатления отличаются большей стойкостью, закладывая основы характера ребенка, систему его отношений к миру и людям.

В семейном воспитании также можно выделить несколько основополагающих принципов:

  1. Воспитание в любви. Только институт семьи может обеспечить реализацию этого принципа. Поэтому он очень важен и является первым и главным.
  2. Индивидуальный подход. Ребенок – это личность и воспитывать его нужно с учетом индивидуальных особенностей.
  3. Родительский пример. Родители должны быть примером для своих отпрысков. Природная подражательность детей направлена в первую очередь на самых близких. Родители не смогут положительно влиять на детей, если сами не совершенствуются.
  4. Недопустимость двойных стандартов в воспитании. Этот принцип можно трактовать двояко. С одной стороны, неприемлема ситуация когда один из родителей что-то запрещает, а другой то же самое разрешает. С другой стороны, недопустимо разное отношение к детям, наличие любимчиков, если отпрысков в семье несколько.
  5. Система поощрений и наказаний. Поощрять ребенка нужно обязательно. Это может быть доброе слово, игрушка или поход в цирк. Наказания не должны быть физическими и задевать достоинство малыша. В любом случае, какая бы не была мера воздействия, ребенок должен знать, почему и за что он ее получил.
  6. Принцип последовательности в воспитании. Если ребенку были озвучены определенные требования, либо обозначена система поощрений, недопустимо отступление от озвученных правил.

Заключение

Не секрет, что инертность, социальное отчуждение, нежелание принимать на себя ответственность общественную, семейную и даже личную, присуща значительной части современной молодежи.

Взрастить полноценного члена общества на такой не благодатной почве весьма затруднительно. Именно поэтому очень важно не упустить момент, Начать воспитательный процесс с первых дней жизни. Передавать воспитанника из семьи в садик, из садика в школу не останавливая процесс воспитания, применяя при этом принципы, основанные на многолетнем опыте и научных разработках.

Принципы обучения детей дошкольного возраста с учетом индивидуализации

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • Декоративное рисование (1)
  • Работа с родителями (6)
  • Работа с педагогами (2)
  • Работа с детьми (4)

Принципы обучения детей дошкольного возраста с учетом индивидуализации

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образо­вательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта че­ловечества.

Два столетия в работе с дошкольниками главным было их воспитание, в которое, конечно, входило и обучение, но оно не было на первом месте.

Введение дошкольного образования вместо до­школьного воспитания не пустая формальность. Под это составляются государственные стандарты. Но при создании программ обучения дошкольников обя­зательно необходима тесная связь со всеми направ­лениями развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Для осуществления любой деятельности необходи­мы знания, точнее – совокупность знаний, включая и знания о способах деятельности. Однако для нормаль­ного осуществления деятельности одних знаний недо­статочно.

Можно знать, что нужно делать, знать способы деятельности, но не уметь их произвести. Другими словами, для любой деятельности (интеллектуальной, практической) нужны умения. Например, ребенок видел и знает: чтобы зашнуровать ботинки, кроссовки, нужно продеть определенным образом шнурки в ды­рочки, но если он сам этого никогда не делал, у него не вырабатываются необходимые умения и он не сможет сам зашнуровать обувь.

Отсюда следует, что важными компонентами ус­воения опыта являются навыки и умения, которые ребенок тоже получает в процессе обучения.

Еще одним компонентом опыта человеческой дея­тельности, который не дается в готовом виде для усво­ения и который не исчерпывается знаниями и умени­ями, не совпадает с ними, является опыт творческой деятельности.

Творческая деятельность характеризуется рядом черт, которые не появляются сами собой, они должны быть целенаправленно сформированы.

И наконец, выделяется еще один (четвертый) эле­мент социального опыта – опыт эмоционально-це­лостного отношения человека к миру и к людям.

Освоение выделенных элементов социального опыта целенаправленно начинается в дошкольном об­разовательном учреждении. И происходит это как в повседневной жизни, так и в процессе целенаправлен­ного обучения, организуемого и осуществляемого вос­питателями и педагогами детского сада.

Принципы обучения дошкольников

Учебная деятельность детей дошкольного возраста носит систематический и целенаправленный характер. Обучение детей выполняет задачи развития личности ребенка, его способностей, овладения первоначальны­ми понятиями и элементарными знаниями из различ­ных областей жизни человека.

Организационной формой обучения в детском саду являются занятия, которые отличаются от уроков в школе структурой, менее жесткими требованиями и продолжительностью и большей степенью сотрудни­чества педагога с детьми.

Главная особенность учебных занятий с дошколь­никами в том, что познавательная деятельность стро­ится на основе практических, умственных действий ребенка и умственных действий с подсказкой, а так­же на чувственных образах. Однако общие закономер­ности и принципы обучения детей дошкольного возра­ста и младших школьников одни и те же.

Знания этих принципов обеспечивают продуктивность решения об­разовательных, воспитательных и развивающих задач.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер по­знавательной деятельности обучающихся. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности ребенка.

Совокупность принципов позволяет характеризо­вать весь учебный процесс, все стороны деятельности педагогов и познавательной деятельности детей.

Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смо­гут овладеть основами научных знаний. Отсюда необ­ходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного положения, определяющего связь обу­чения с наукой.

Знания в опыте человечества находятся в определен­ной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспоряд­ке. Эту сторону обучения отражает принцип систематич­ности.

Иногда его называют принципом систематичности и последовательности обучения, понимая под последова­тельностью расположение материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

Учебный процесс теряет смысл, если его содержа­ние будет недоступным для усвоения. Отсюда вытека­ет принцип доступности учебного материала.

Чувственные образы, представления детей об ок­ружающем мире являются необходимыми компонен­тами всякого обучения. Эта сторона учебного процес­са привела к обоснованию принципа наглядности.

Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается, ста­новится эпизодом в жизни детей. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие, возможность обучения на более высоком уровне. Принцип прочнос­ти обучения раскрывает эту сторону развития детей.

В детских садах и школах принята групповая форма организации учебных занятий.

Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обу­чения, что давно замечено в практической деятельности воспитателей и педагогов. Эта особенность педагогичес­кого процесса нашла отражение в принципе индивиду­ализации развития детей в процессе обучения.

Известный педагог и психолог Л. В. Занков предло­жил применительно к начальному этапу усвоения деть­ми учебного материала четыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических зна­ний, быстрый темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы представ­ляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названых выше принципов. Исследования Л. В. Занкова и его последователей раскрыли большие потенци­альные возможности общего развития детей.

Принцип индивидуализации обучения

Групповые формы усвоения учебного материала основаны на общих психолого-педагогических прин­ципах возрастного развития детей. Нужно знать уро­вень развития личности детей, чтобы объяснить новое и быть уверенным, что дети смогут понять и усвоить содержание занятий.

Однако каждый ребенок, помимо общих свойств, имеет и индивидуальные качества, которые могут по­ложительно или отрицательно влиять на ход учения.

Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

Индивидуальный подход позволяет ставить и ре­шать различные конкретные задачи:

  • постоянно изучать особенности личности ребенка, выявлять факторы, оказывающие на него наибо­лее существенное влияние;
  • искать средства индивидуального подхода и сис­тему индивидуальных педагогических воздей­ствий.

Названные выше принципы обучения придают единство практической деятельности воспитателей и педагогов и познавательной деятельности детей.

Методы, содержание, организация учебных заня­тий с детьми дошкольного возраста находятся в суще­ственной зависимости от понимания воспитателем и педагогом принципов обучения и умения применять их в своей практической деятельности.

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка, как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы.

Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка.

Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку, чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку.

В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий : совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно.

Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели – вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:

1 Этап – сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.

2 Этап – анализ полученной информации;

3 Этап – определение целей и задач развития ребенка;

4 Этап – построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.

На данный момент разработана:

* универсальная схема для регистрации наблюдения работы детей в центрах активности;

*карта наблюдения за ребенком;

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора:

* формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

* обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

* решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;

* формирование мотивации к предстоящей деятельности;

* представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

* Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности.

Своеобразие обучения детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаббани Нагам Гассан

Цель данной статьи состояла в определении особенностей обучения детей дошкольного возраста . Методы обучения зависят от целей, содержания, специфики образовательного процесса в определенном возрасте. Мы полагали, что изучение особенностей обучения детей дошкольного возраста позволит объяснить использование методов обучения .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаббани Нагам Гассан

Текст научной работы на тему «Своеобразие обучения детей дошкольного возраста»

СВОЕОБРАЗИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА Шаббани Н.Г.

Шаббани Нагам Гассан – аспирант, кафедра дошкольной педагогики, факультет дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: цель данной статьи состояла в определении особенностей обучения детей дошкольного возраста. Методы обучения зависят от целей, содержания, специфики образовательного процесса в определенном возрасте. Мы полагали, что изучение особенностей обучения детей дошкольного возраста позволит объяснить использование методов обучения.

Ключевые слова: методы обучения, дети дошкольного возраста, особенность.

Обучение понимается как специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, её переработку и создание новой [1; 7; 10]. Ключевым в понимании обучения является термин взаимодействие. Он показывает, что обучение – это двусторонний процесс, в котором участвуют педагог и дети, соответственно возникает деятельность преподавание и учение. Взаимосвязь этих процессов является предметом дидактики. Преподавание рассматривается как планомерное руководство учителем учебной деятельностью ученика, которое включает отбор содержания, форм и методов, создание условий для освоения обучающимся содержания и разностороннего развития, контроль качества обучения. Учение – это деятельность и процесс по усвоению обучающимся содержания образования, как части культуры. Следовательно, методы обучения выбирает педагог, руководствуясь целью обучения, дидактическими принципами и особенностями детей дошкольного возраста.

Основным вопросом является специфика постановки целей, организации, использования методов и форм в каждом возрастном периоде. Для выбора методов обучения детей дошкольного возраста целесообразно рассмотреть особенности или специфику процесса их обучения.

Исследователи дошкольного детства говорят о специфике образовательного процесса в дошкольных организациях. Разнообразие задач показывает, что наряду с воспитательными решаются и образовательные задачи, которые невозможно решить всем ходом воспитательного процесса. Они требуют специальных дидактических средств. Например, развитие речи, формирование математических представлений, приобретение навыков рисования, лепки, конструирования, формирование системных представлений об окружающем. Одним из таких средств является обучение.

А.П. Усова отмечала, что в дошкольном возрасте закладывается фундамент основных способностей ребенка. Их развитие требует учета возрастных особенностей детей, психологических закономерностей, продуманного подхода со стороны взрослых [11].

Особенности процесса обучения дошкольников изучались на основе учебных пособий [3; 4; 5; 6; 8; 9], трудов классиков дошкольной дидактики [2;11]. В результате обобщения и систематизации материала были установлены следующие специфические черты процесса обучения детей дошкольного возраста:

1. Период дошкольного детства ученые называли «изустным» (В.Ф. Одоевский), «докнижным» (К.Д. Ушинский). Знания передаются ребенку взрослым путем пояснений, показа, ответов, вопросов, беседы, чтения книг, рассматривания картин, игровых упражнений и др. Обучение происходит при ведущей роли взрослого, который целенаправленно передает детям социальный опыт. Именно взрослый вводит малыша в мир людей, природы и вещей, передает ему опыт поколений, направляет его развитие.

2. В процессе обучения дети не изучают основ наук, как в школе, а получают систематизированные представления об окружающем мире и навыки познавательной деятельности. У них формируется умение слушать педагога, отвечать на вопросы и задавать их, действовать по инструкции, ставить или принимать учебно -познавательную задачу, планировать ее достижение, оценивать свои результаты, сравнивать их с другими, ознакомление дошкольников на занятиях с окружающей действительностью и овладение элементарными причинно-следственными связями, которые носят программный характер.

3. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Характеризуя специфику познания ребенком окружающего мира, К.Д. Ушинский подчеркивал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Поэтому обучение должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников должно быть наглядным.

4. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирование специальных умений и навыков работы с информацией, развитие социально -нравственных привычек поведения.

5. Непроизвольность внимания, его неустойчивость, высокая эмоциональная восприимчивость детей дошкольного возраста, небольшой объем памяти, быстрая утомляемость определяют специфику форм, методов, средств обучения, продолжительность регламентированных занятий.

6. Дети дошкольного возраста, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем не могут выполнить поставленную педагогом задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное обучение, целый ряд дидактических игр и систематически возвращаться к пройденному учебному материалу. Постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.

7. Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит воспитатель или педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая детям лишь самое основное. Часть же указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может остаться не услышанным основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта отдифференцировать главное от второстепенного. Уровень развития психических процессов определяет ряд особенностей построения учебных заданий на занятиях с детьми:

– в младшем возрасте учебно-познавательные задания даются пошагово по мере их выполнения детьми;

– преобладание возбуждения над торможением указывает на необходимость построения кратких, четких инструкций к заданиям, использование значительного числа простых предложений.

8. Большое место в процессе обучения отводится речи детей, как способу активизации личности ребенка. Слово выделяется физиологами, как универсальное средство сигнализации, способное заменить другие раздражители.

У ребенка в раннем возрасте преобладает первая сигнальная система. Возникновение второй сигнальной системы приходится на конец первого, начало второго года жизни. Согласно Л.С. Выготскому ее развитие проходит три стадии, которые связаны с овладением средствами языка и их использованием в общении. В раннем и младшем дошкольном возрасте наблюдается тесная связь первой и второй сигнальных систем. По мере овладения ребенком речью, осуществляется становление второй сигнальной системы, которая постепенно становится доминирующей. Эта особенность определяет процесс обучения дошкольников и оказывает существенное влияние на использование методов обучения.

9. Учебно-познавательная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры. Например, если на занятиях по рисованию дети «наматывают» нитки на клубочки, которые размотал котенок или рисуют мостик, по которому зверята доберутся домой.

10. Большое значение имеет интерес к обучению, одобрение действий ребенка, доброжелательность взрослых, высокая эмоциональная насыщенность процесса обучения, положительный эмоциональный климат. Еще в древние века педагоги обращали внимание на то, что обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста должно быть интересным. Достичь того, чтобы каждое занятие было занимательным, можно путем широкого включения игровых приемов, игровых ситуаций, сюрпризных моментов. Второй особенностью является то, что интересы ребенка начинают определяться смыслом, который представляет она для него, и то значение, которое он вкладывает в эту ситуацию. Возникает первое аффективное обобщение, происходит замещение и переключение интересов.

11. Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах. Основной формой организации обучения детей в детском саду долгое время были занятия. Они организовывались и проводились педагогом, который определял в соответствии с программой воспитания и обучения содержание занятий. В настоящее время обучение и воспитание детей осуществляется в разных формах: экскурсиях, играх, разных видах деятельности, повседневной жизни, при проведении режимных моментов, на занятиях.

12. Немаловажное значение в процессе обучения имеет и эмоциональная атмосфера, стиль общения педагога с детьми. Педагог должен создавать обстановку доброжелательности, уважения к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем, не лишая ребенка самостоятельности.

13. Важное значение в процессе обучения имеют дидактические пособия, дидактические игры, «сюрпризные моменты», игровые задания, динамичная и красочная наглядность как средства концентрации внимания, повышения восприимчивости и заинтересованности детей.

14. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее – ФГОС) учтена специфика дошкольного детства при определении результатов освоения образовательной программы. В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» отмечается, что «специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность)», а также системные особенности дошкольного образования, не позволяют требовать от ребенка конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения образовательной программы сформулированы как целевые ориентиры.

Таким образом, рассмотренные особенности процесса обучения детей дошкольного возраста позволяют сделать следующие выводы:

> особенности познавательной деятельности дошкольников, чувственный опыт, как основа познания, непроизвольность психических процессов, взаимосвязь первой и второй сигнальных систем и постепенное становление второй сигнальной системы свидетельствуют о том, что все группы методов могут использоваться для реализации целей обучения. Однако, в младшем возрасте приоритет будут иметь наглядные и практические методы обучения, в среднем и старшем – словесные и практические;

> среди практических методов обучения широкое применение должны иметь различные игровые приемы, дидактические игры, игровые задания, опыты, проблемные ситуации и др., стимулирующие интерес детей к процессу обучения, поддерживающие непроизвольный характер психических познавательных процессов;

> разнообразие форм обучения дошкольников будет ориентировать педагогов на использование разнообразных методов обучения;

> в выборе методов обучения педагога должен руководствоваться особенностями обучения дошкольников.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. 257 с.

2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Избр. психологические исследования. М., 1956.

3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. 416 с.

4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.

5. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988. 270 с.

6. Драгунова О.В. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов: в 2-х ч. Ч. 1. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. университет им. И.Я. Яковлева, 2003. 112 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 192с.

8. Основы дошкольной педагогики /под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. 272 с.

9. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. М.: Издательство «Детство-Пресс», 2010. 272с.

10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. 96 с.

11. УсоваА.П. Обучение в детском саду / под ред. А.В. Запорожца. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1981. 176 с.

Читайте также:  Игрушки будущих мужчин, или как воспитать из мальчишки настоящего мужчину?
Ссылка на основную публикацию