Плюсы и минусы конкурентной борьбы среди детей

Соперничество. Воспитываем ребенка

Воспитание ребенка – процесс непростой и длительный. Воспитанием в семье, понятно, дело не ограничивается – окружающая среда, школа, улица – весь мир вообще, оказывает значительное влияние на формировании личности ребенка. И проблем у детей с этим самым миром немало.

Всюду они сталкиваются с соперничеством – и в школе, и на игровой площадке. Некоторым детям это идет только на пользу – они прилагают больше старания, ставят себе все новые и новые рубежи. На других соревнование оказывает прямо противоположное влияние, Страшась неудачи, они опускают руки. Жестокая правда в том, что даже пяти- и шестилетние дети могут заработать язву желудка, различные неврозы стараясь выдержать конкуренцию. Но, как бы болезненно не воспринимали соперничество ваши дети, в конечном итоге они должны научиться существовать в этих условиях.

Как помочь детям в подобных случаях? Очень многое в воспитании устойчивости и умения правильно понимать дух соперничества зависит от родителей. Если у вас в семье несколько детей, обязательно научите детей не только играть, но и проигрывать. В сущности, любая игра подразумевает, как минимум, одного победителя и одного проигравшего, и каждому приходится быть по очереди то тем, то другим. Покажите своим малышам, как вы реагируете на поражение. Расскажите им о своих неудачах, например, как однажды пришли второй в беге на длинную дистанцию, как были огорчены и одновременно горды тем, что участвовали и сделали все, что было в ваших силах,

Направляйте ребенка так, чтобы он сосредоточивался на своем усилии, а не на победе. Постарайтесь дать ему помять, что, по вашему мне¬нию, победа над собой значит не меньше, чем победа в игре. Сказать:- «Я сделал все, что мог», так же важно, как сказать:- «Я победил». Пусть ваши дети соревнуются сами с собой, а не друг с другом. Усилие, потраченное на приумножение собственных достижений, важнее доказательств, что ты лучше кого-то.

Не беспокойтесь, если ваши дети соревнуются друг с другом. Это нормально. Важно только, чтобы ребенок был способен доброжелательно отзываться об успехах брата или сестры, даже если он чувствует зависть. Однако сами не провоцируйте соревнования между детьми. Может статься, ребенок поймет это так: меня будут любить дома только тогда, когда я в чем-то добьюсь успеха. Семья должна быть источником душевного покоя – конкуренции больше, чем достаточно, во внешнем мире,

На детских спортивных состязаниях держитесь спокойно. Именно несоразмерные выражения эмоций на таких мероприятиях создают у ребенка впечатление, что вы – и весь мир с вами – любите победителя больше, чем участника игры.

Научите ребенка правильно радоваться успеху, и не страдать при неудаче. Разберите с ним причины поражения, наметьте план достижения успеха на будущее, найдите, за что похвалить, например, за волю к победе, за то, что он очень старался. Не жалейте ребенка в случае поражения, не сочувствуйте, а поддерживайте и ободряйте.

Ваш ребенок всегда должен чувствовать вашу любовь, безотносительно, успешен он или потерпел поражение.

Конкуренция среди детей


От чего человек больше всего страдает? От сравнения! Конечно, когда сравнение не в его пользу. Точно также, а, может, еще сильнее, страдают от сравнения и дети. Ведь родители, желая добиться от ребенка каких-то успехов, частенько говорят, мол, у соседки дети – отличники, а ты опять тройку принес! Они перечисляют детей своих подруг и знакомых, подчеркивая их успехи в школе, в музыке, в спорте, и при этом с сожалением смотрят на своего ребенка – а ты вот, совсем другой!

Это совсем не означает, что чужие дети больше своих нравятся, просто некоторые родители считают, что если сравнивать ребенка с другими детьми, он исправится, подтянется, догонит и перегонит лидера. Если бы все было так!

Постоянное сравнение вашего малыша с другими детьми может оказаться слишком болезненным ударом по самолюбию ребенка. Малыш начинает сомневаться в себе, в том, что родители любят его и начинает тихо ненавидеть тех, кого ставят ему в пример.

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок страдал и потерял веру в себя, помогите ему стать лучше, успешнее и не заставляйте конкурировать с более развитыми ребятами. Ведь способности у всех разные: у кого-то способности к музыке или рисованию, кому-то с детства дается математика, а у некоторых физическое развитие словно создано для будущих рекордов.

Ваша задача – отыскать, открыть и развить способности вашего ребенка. Помочь ему почувствовать себя умелым и состоявшимся. Неважно, что это будет – танцы или сборка моделей самолетов, лепка или же пение. Самое главное – дать ребенку почувствовать себя не хуже других. А это так и есть, потому что в каждом человеке заложены таланты и способности. Важно вовремя это заметить и открыть для него самого.

В то же время оглядываться на других необходимо, ведь известно, что «истина познается в сравнении». Сравнение с другими позволяет оценивать свои силы, возможности и перспективы. Только четкое осознание своих «плюсов» и «минусов» позволяет двигаться вперед.

Но при этом необходимо отойти от нездоровой конкуренции, где недохваленный всегда чувствует свою ущербность, и прийти к здоровому соперничеству между детьми. Но как же это сделать? Психологи советуют родителям соблюдать несколько нехитрых правил:

– Сравнивайте ребенка не с другими детьми, а. с самим собой:– «Вчера ты такую же задачу решил сам и очень быстро. » и пр.

– Пусть ребенок играет в такие игры, в которых дети не конкурируют друг с другом за право кому-то одному получить приз, поощрение, похвалу, а взаимодействуют, вместе приходя к какому-то результату и получая коллективную награду.

– Поощряйте ребенка в том занятии, которое ему нравится, развивайте его реальные, а не придуманные вами таланты.

Не оценивайте однозначно достижения и неудачи ребенка. Не критикуйте, избегайте резких негативных оценок – это заставит его страдать и чувствовать себя ущербным среди других детей. Но и беспрерывные восторженные отзывы не помогут адекватной самооценке. Хвалить ребенка нужно за то, что он действительно сделал хорошо. А то, в том, что ему не удалось, нужно разобраться вдвоем и понять, почему именно постигла неудача.

Разрешите ребенку ошибаться. Недаром говорят, что на ошибках учатся. Ведь чем старше ребенок становится, тем чаще обращает внимание на промахи и сам невольно сравнивает себя с другими детьми. В таком случае важно его успокоить, не заострять на ошибке внимание.

– К конкуренции нужно готовить ребенка постепенно, чтобы не сломать малыша, не понизить его самооценку. Вы обязаны сказать правду о том, что жизнь состоит не только из побед, но и из поражений, и задача маленького человека — научиться эти поражения превращать в победы.

И, конечно, нужно учить принимать поражения, без слез и обид. Если вы будете рядом, и ваш ребенок всегда будет уверен, что любят его не за победы, а просто так, то ему будет легче пережить неудачу. И еще, малыш должен всегда чувствовать, что вы верите в него – тогда у него все получится!

Плюсы и минусы конкуренции

Две стороны влияния конкуренции

Для потребителя основным плюсом конкуренции является ассортимент и цена предлагаемого товара. Негативно же сказываются экономические кризисы и загрязнение окружающей среды, которые чаще всего тоже вызваны конкуренцией.

Конкуренция между компаниями позволяет дать потребителям выбор в пользу тех или иных продуктов и услуг. Необходимо отметить, что конкуренция может иметь как положительные, так и негативные стороны. Попробуем разобраться в них.

Преимущества конкуренции

Наличие конкуренции вынуждает компании работать над эффективностью своей деятельности, используя различные способы, позволяющие улучшить производительность с целью достижения максимальных результатов. Отметим, что новые проблемы для ведения бизнеса и потребления могут создаваться ежедневно, предоставляя компаниям отличные возможности для инноваций.

Правильная конкуренция, которая подразумевает свободу от монополий, довольно серьезно привлекает инвесторов для увеличения валового внутреннего продукта. Таким образом, одним из преимуществ конкуренции также можно назвать и то, что она позволяет абсолютно любому человеку, имеющему специализированные навыки, создавать что-то лучшее, чем на сегодняшний день предлагает рынок. Среди основных преимуществ конкуренции можно выделить:

  1. Необходимость регулярного поиска новых производственных возможностей.
  2. Совершенствование технологий, которые используются.
  3. Стимуляция повышения качества товаров и услуг.
  4. Снижение затрат.
  5. Ориентирование на товар, спрос на который самый большой.
  6. Повышение качества продукции.
Читайте также:  Родительское собрание: возрастные особенности детей 6-7 лет

Недостатки конкуренции

Позитивные черты конкуренции также способствуют и тому, что появляются отрицательные последствия. Прежде всего, к ним относится непропорциональное распределение инвестиций. Деньги вкладываются в самые прибыльные каналы, что сказывается на социальной составляющей бизнеса.

Государства, предоставляющие свои производственные мощности для иностранных компаний, могут сотрудничать с компаниями, которые предлагают невыгодные условия труда работникам, в частности, низкий уровень заработной платы.

Экономисты часто заявляют о том, что фундаментальным недостатком конкуренции является уменьшение количества человеческого труда, требуемого для осуществления производства тех или иных товаров. Использование роботизированного оборудования может заменять рабочую силу. Общий список негативных последствий конкуренции выглядит так:

  1. Банкротство многих предприятий.
  2. Экономические кризисы, рождающиеся в погоне за сверхприбылью.
  3. Нерациональное использование природных и человеческих ресурсов.
  4. Жесткая манера ведения бизнеса, результат которой – полное разорение отдельных предприятий, а иногда даже целых государств.

Достижение баланса

Достигнуть баланс между плюсами и минусами конкуренции крайне важно. В противном случае может возникнуть настоящий экономический коллапс. Оценка рыночной системы должна выполняться на основании того, каким образом осуществляется производство товаров и услуг. Важно также определить, может ли имеющаяся система адаптироваться под внесенные изменения.

В связи с тем, что рыночная система основывается на принципе того, что каждый из участников рынка действует в своих личных интересах, производители продукции очень часто стремятся заполучить максимальную прибыль. Потребители осуществляют продвижение своих интересов, осуществляя поиск самых низких цен и высшего качества.

Теорию рыночной экономики можно назвать эффективной, так как рыночная капиталистическая система направлена на процесс производства товаров с минимумом затраченных ресурсов. Те, кто действуют рационально, не будут выбрасывать денежные средства или свои ресурсы «на ветер». Именно поэтому, очень часто, прибыль увеличивается благодаря стремлению к минимизации отходов.

Говоря про достоинства и недостатки конкуренции, нельзя не сказать и про результаты рынка, которые не всегда можно назвать справедливыми. Здесь можно привести очень простой пример. Востребованный музыкант зарабатывает намного больше, чем слесарь. Это обусловлено тем, что поклонники готовы платить много денег за посещение концертов. В свою очередь, работа слесаря более сложная, требует физической выносливости и квалифицированных знаний.

Поиск компромиссных решений

С отдельными продуктами и услугами, рыночная экономика справиться не может. Именно по этой причине крайне важно находить компромиссные решения, которые не будут ухудшать ситуацию, происходящую на рынке. В данном случае, рыночную экономику необходимо дополнить государственными службами, осуществляющими регулирование рынка.

К примеру, если идет речь про оборону государства, то ответственным в этом вопросе должно быть правительство страны, а не ряд частных компаний, работающих в этой сфере деятельности и ведущих конкуренцию между собой.

Плюсы и минусы конкурентной борьбы среди детей

Как пишет Ольга Шиян, «Клич: а давайте посмотрим, кто быстрее – это самое дешевое горючее мотивации, он и вправду быстро мобилизует и бодрит, но это горючее и самое токсичное, вредное для детей».

Вред соперничества

В первую очередь дети дошкольного возраста гораздо более уязвимы в ситуации соперничества – они сложнее переживают поражения и, что не менее значимо, не всегда способны переживание выразить и «пережить».

«Конкурентные эмоции, на которых держится любое соревнование, грозят детскому чувству безопасности, а именно оно в дошкольном возрасте и формируется. Пусть (если так уж нужно) дети учатся выдерживать напряжение соревнования, но позже, в другом возрасте!» – рассуждает Шиян.

Не менее важен тот факт, что в центре процесса развития и обучения у дошкольников – игра, эксперимент и исследования, но не соревнования, что нацеливают не на творческий процесс и познание окружающего мира, а на результат. Фокус на результат придет позже, когда настанет пора взросления, поиска идентичности, когда ребенок будет более защищен эмоционально, но дошкольное время – оно для иного.

Главное – победа

«Соревнование смещает фокус с интереса, с задачи стать более умелым (что как раз вполне уместно), на задачу победить другого».

Важно, отмечает Ольга Шиян, отличать соревновательность от «соревнований с самим собой», что позволяет видеть свой собственный рост и развитие.

Дети понимают, что соревнования отличаются от игры. Пусть и задача, которую ставят взрослые, организуя соревнования для дошкольников, изначально с благими намерениями – сделать жизнь детей ярче, интереснее, но «возрасту это средство не соответствует».

Соревнование с родителями

Последнее, но столь же значимое в этом вопросе – участие родителей. Да, их привлекают к участию, предлагают посоревноваться с детьми или же стать участником команды, что, казалось бы, сближает.

Но «показывать детям (любыми способами), что одни родители – “молодцы”, участвуют в соревнованиях, а другие – “не молодцы”, так как не участвуют, – тоже однозначно травматично для детей. Даже если по детям этого не видно», – замечает Шиян.

В комментариях под записью о «больном вопросе» – множество откликов от детских психологов, учителей, воспитателей и родителей.

Против обсуждения результатов

С позицией Шиян согласилась Марина Милёшина. Она не только согласилась с тем, что дети действительно сильно расстраиваются и даже плачут, когда проигрывают в соревнованиях, но и добавила:

«Я всегда была против обсуждения результатов продуктивной деятельности дошкольников в конце занятий.

Нас, воспитателей, обязывали это делать. Приходилось отстаивать свою правоту перед руководством, так как не все дети умеют рисовать, вырезать, лепить.

Что они должны чувствовать в тот момент, когда их работу другие ребятишки признают плохой, некрасивой? Причем все это происходит по инициативе взрослого!».

Борьба за отмену конкурсов

На больную тему высказалась и Лана Никитина, написав, что у нее ушло 5 лет на борьбу с комитетом образования по отмене областных детских конкурсов:

«Пять лет я доказывала, что это издевательство над немобильной категорией воспитанников. Возили детей, возили. а мне было стыдно, когда они плакали на сцене при вручении подарков, потому что спать хотели и перенервничали. Но в ответ: ничего, поплачут и перестанут. В этом году перевели областной конкурс в дистанционный, со следующего года – отменяют. Отстояла!»

Ужас олимпийских игр

Виктория Стеблецова, которая в прошлом работала преподавателем физической культуры в детском саду, вспомнила, как придумали Олимпийские игры для дошкольников. Детей приходилось готовить к соревнованиям по плаванию, спортивным танцам, подвижным эстафетам и олимпийскому многоборью.

«Да, мы тогда выиграли! Но я этот ужас запомнила навсегда, – пишет Стеблецова. – Так вот, пользуясь своими возможностями (я была руководителем МО физруков района), я придумала и сделала проект для взрослых с целью проживания психологического состояния всех этих игрищ!».

Все команды из педагогов районных детских садов поучаствовали в соревнованиях ровно по тем же видам дисциплин, что и дети. Итог: «Мне тогда, конечно, не дали полностью отменить детские соревнования, но их программу, содержание изменили полностью и сделали просто фестиваль!».

Отобранные и неотобранные

Затронули и тему детей, которые остаются в садике, когда отобранных на спортивные или музыкальные соревнования увозят выступать.

Каково потом тем детям, которые возвращаются с соревнований победителями, с наградами и медалями? Как к ним относятся в группе? Их ставят в пример? Считают зазнайками?

«. А потом приходит в школу ребенок, увешанный регалиями, как породистый скакун: скрипка, профессиональный спорт, языки, 20 пунктов.

И не может посидеть в тишине минуту, чтобы услышать учителя, услышать и увидеть детей в группе. Физически не может, потому что если его каждую минуту не выделяют из других и не хвалят, он испытывает дикую тревогу, его тогда как бы нет, он под угрозой, рушится его идентичность, и это прямо глазами видно!

Сколько таких детей сейчас! Они не умеют быть сами с собой, даже ненадолго», – отметила Катя Реморенко в комментариях к записи Ольги Шиян.

Однако есть не только негативные комментарии и согласие, но и вопрос: «А как же тогда с соревновательными играми – «настолки», футболы? Там же практически везде есть соревнование».

Читайте также:  Можно ли во время месячных крестить ребенка

Игры-соревнования объединяют

Наталья Чудина пишет: «А мой ребенок говорит следующее:Как конкурсы и соревнования убрать?! Вот мы недавно проиграли в футбол пятому «О», и я прям рыдал. Так обидно было!

Но нельзя же убрать все негативные эмоции! Они случаются в жизни.

Но! Мы же прямо насмерть бились, без этого была бы не жизнь, ну не мужская жизнь, по крайней мере. И потом мы все объединились, даже с этим пятым «О». Встречаемся в школе и вспоминаем, как круто было на поле!“ »

Нет ответа

Соревнования в дошкольном возрасте – всегда ли это плохо, вредно? Можно ли их избегать и когда? И нужно ли? – вопрос, требующий серьезных обсуждений и не имеющий однозначного ответа.

Ведь сложно сказать (и это то, с чего стоит начать при обсуждении вопроса), где и когда соревнования начинаются – в спортивном зале, на фестивале, на уроке, когда тянешь руку и хочешь дать правильный ответ, в игре или в разговоре на перемене с другим ребенком.

Состязательность в школе: за и против

В каком-то смысле вся наша жизнь — постоянная конкуренция с другими, и нужно быть к этому готовым. Но так ли хорошо, когда учёба в школе превращается в соревнование?

Слова «конкуренция» и «соревнование» не синонимы, но оба они означают, что тебе нужно «обойти» противника. Пока в школе есть оценки, а в вузах — конкурс на места, в системе образования будет состязательность.

Желание всех победить — эффективный стимул к действию. Именно поэтому конкурсы и соревнования так любимы педагогами. В советской школе, например, апофеоз соревновательности в обучении пришёлся на 1940-е — 1950-е годы, когда всех вдохновляли стахановцы и передовики производства. Есть и более хрестоматийный пример — система воспитания в Древней Греции, выстроенная полностью на спортивных играх, состязаниях ораторов, поэтов и драматургов. Похоже, древние греки считали, что без соперничества невозможно создать что-то новое.

Но времена меняются, и несложно заметить, что, если принцип состязательности находится в основе системы образования, он входит в противоречие с целями, которые многие современные педагоги стремятся достичь — вырастить личность со множеством компетенций, готовую к коммуникациям, к тому же инициативную и способную заниматься самообразованием всю жизнь.

Возможность выбора и добровольность. Человек выбирает спортивные занятия по душе и добровольно соревнуется. В школе любой ученик подчинён общей программе, какой бы адаптированной она ни была, и тратит относительно небольшой процент времени на те занятия, в которых он действительно талантлив. Если состязательность становится обязательной частью учебного процесса, ученик не выбирает, участвовать ли ему в этом и, главное, в какой дисциплине.

Категории соревнующихся. Спортсмены делятся на категории и соревнуются среди равных. У категорий есть чёткие разграничения по физическим объективным параметрам: по весу, росту, возрасту. В школе с категориями для конкуренции гораздо сложнее. Физические параметры здесь не играют роли. Не будем же мы утверждать, что мальчики и девочки не могут участвовать вместе в олимпиадах по математике, потому что у них разные возможности. Если мы начинаем делить детей на «математиков» и «гуманитариев», мы автоматически накладываем на ещё формирующиеся личности готовые стандартные схемы. В то же время, если мы вообще не делим школьников по какому-либо признаку и проводим математическое состязание между прирождённым математиком и прирождённым лингвистом, получается «не спортивно».

В спорте критерии оценки строго прописаны (даже при таком условии любители спорта вспомнят немало примеров, когда результаты соревнований вызывали во всём мире жаркие споры). Здесь понятно, что значит быть лучше противника: прыгать дальше, бегать быстрее, забить больше мячей. А как объективно выбрать, например, лучшее сочинение? Оценки в области знаний всегда условны.

Конкурс, конкуренция подрывает основную цель образовательного процесса, согласно которой все студенты должны научиться тому, чему их учат. Не только самые способные.

Когда ученики соревнуются за стипендии, победы в олимпиадах и так далее, мы словно убеждаем их в том, что одни могут учиться больше, а другие могут меньше. Тот, кто занимает первое место, думает, что следующий за ним учится меньше (меньше старался), а обучение превращается в игру, в которой главное — выигрыш.

Конкуренция наглядно демонстрирует школьникам, что быть первым гораздо важнее и приятнее, чем получать знания. Кроме того, если кто-то оказывается впереди, кто-то, естественно, оказывается последним. Значит, повышение самооценки одного всегда ведёт к занижению другого.

Если студент мотивирован только таким внешним фактором, как победа, его внутренняя мотивация молчит. А ведь именно внутренняя мотивация — это необходимое условие для обучения, без неё не будет самостоятельности в постановке целей, инициативности и других замечательных качеств, которые необходимы человеку во взрослой жизни.

Значит ли это, что им не нужно пользоваться?

В школьной жизни есть место для конкурсов и соревнований. Они являются источником мотивации, эмоций, способом организовать проектную деятельность, возможностью для детей проявить себя. Кроме того, во время любого соревнования можно учить учиться: показать, как важны настойчивость и усилия, как нужно объединяться и работать командой, что главное — не победить кого-то, а самому стать в чём-то лучше. Если иметь в виду, что вся наша жизнь — это конкуренция, то на примере школьных соревнований детям самое время понять, что в таких условиях надо постоянно развиваться, учиться и дружить.

Конкуренция в экономике: плюсы и минусы

Особенности рыночной экономической модели общества

Большинство стран в современном мире придерживаются рыночной модели экономического устройства. Она является наиболее жизнеспособной, адаптивной и гибкой в своем развитии. Основными отличиями данной модели от других является соблюдение свободы действий хозяйствующих субъектов. Предприниматели независимо выбирают сферу деятельности, поставщиков, подрядчиков, рынки сбыта. Они имеют право заниматься ценообразованием, реализовывать свои долгосрочные планы, а так же свободно распоряжаться своим имуществом и получаемыми доходами. Потребитель в такой системе так же независим. Он руководствуется лишь своими потребностями и пониманием предельной полезности блага.

Рыночная экономика имеет тенденцию к саморегуляции через механизм рынка. Постепенное установление равновесия спроса и предложения способствует формированию равновесных цен, в пределах которых работают отрасли.

Еще одной особенностью рыночной системы является ограниченная роль государства. Оно может оказывать влияние на макроэкономические показатели экономики страны, но, как правило, мало вмешивается в хозяйственные процессы. Государство может стимулировать некоторые из них через налоговую и финансовую системы, но в общем баланс рынка достигается через саморегуляцию.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рыночная модель имеет ряд преимуществ, которые можно обозначить следующим образом:

  • обеспечение экономических свобод;
  • рациональное ресурсное распределение;
  • высокая степень адаптации к факторам среды.

Однако, рыночная модель оказывает негативное влияние на экологию, расслоение общества и социальную напряженность, рост безработицы. Рынок формирует недостоверную или неполную информацию о процессах в нем. Отсутствие значимых ресурсных запасов и больших объемов капитала ограничивает возможности некоторых хозяйствующих субъектов к выходу из порочного круга бедности. Здесь понимается набор факторов, не дающих возможности стране, региону, предприятию к изменению своего положения к лучшему.

Понятие и виды конкуренции

Свобода действий субъектов рынка создает конкуренцию. Она является специфической формой борьбы за наилучшие условия для развития предприятия, бизнеса, частного предпринимательского дела.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В экономической теории выделяют два основных типа конкуренции – совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция формирует такой рынок, где все субъекты производят однородную продукцию, при этом каждый из них имеет свою долю рынка. Продавцы и покупатели не оказывают явного влияния на ценообразование. Оно формируется под влиянием рыночного механизма с постепенным установлением равновесия предложения и спроса. Более распространенной и реальной формой конкуренции является ее несовершенный тип. Она подразумевает перекос рынка в сторону спроса или предложения. Наиболее часто в литературе встречается следующие формы несовершенной конкуренции:

  • монополия – рынок одного продавца;
  • монопсония – рынок одного покупателя;
  • олигополия – рынок нескольких продавцов (в их руках от 50% рынков сбыта);
  • олигопсония – рынок нескольких покупателей;
  • монополистическая конкуренция.
Читайте также:  Упражнения и занятия на логику для детей от 1 до 8 лет

Последняя часто встречается в реальном мире. Монополистическая конкуренция подразумевает существование множества продавцов, производящих дифференцированный товар. Они борются за рынки сбыта. При этом каждый из них за счет определенных условий может выйти в монополисты по цене или объемам сбыта.

Конкуренция обычно рассматривается, как взаимодействие продавцов. Они борются за более выгодные условия использования факторов производства (земли, капитала, предпринимательского таланта и труда). Обострение конкурентной борьбы возникает тогда, когда предложение начинает превышать спрос. Здесь хозяйствующие субъекты прибегают к использованию ценовых и неценовых методов конкурентной борьбы.

Конкуренция может возникать между покупателями, когда спрос превышает предложение и возникает товарный дефицит. Потребитель готов платить больше, принимая снижение качества продукции.

Между производителями и потребителями существует конкуренция за более выгодные условия. Производители стремятся к получению максимального дохода через реализацию большего объема продукции по высоким ценам. Потребители хотят покупать по рациональным ценам и то, что им необходимо. Конкуренция приводит данный аспект к относительному равновесию интересов обеих сторон.

Плюсы и минусы конкуренции

Как любое явление конкуренция имеет свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ можно выделить следующие положения. Внутреннее соперничество компаний оказывает положительное воздействие на экономическую систему страны в целом. Конкуренция способствует расширению производства, его автоматизации, оптимизации, внедрению инновационных технологий и подходов в создании экономических благ. Она стимулирует производителей к созданию именно тех товаров и услуг, которые необходимы потребителям.

Саморегулирование рынка происходит через конкуренцию. Постепенное установление равновесия системы приводит к естественному снижению себестоимости продукции, что в свою очередь повышает достаток населения и степень его удовлетворенности относительно предлагаемых рынком благ.

Конкуренция приводит к постепенному очищению рынка от неконкурентоспособных производителей, либо производителей, создающих продукцию низкую по качеству и другим параметрам, значимым для потребителя.

Даже в условиях несовершенной конкуренции, когда рынок представлен один или нескольким продавцами, или покупателями, все равно происходит постепенная оптимизация взаимоотношений спроса и предложения. Более медленно, но формируются те же параметры и свойства рынка, которые характерны для совершенной и монополистической конкуренции.

К отрицательным сторонам конкуренции можно отнести такие явления, как:

  • отсутствие экономической стабильности, банкротство менее обеспеченных предприятий;
  • увеличение разницы в доходах населения;
  • перенасыщение рынка продукцией, которая изначально порождало высокий уровень спроса.

Сейчас ориентированность рынка направлена на потребности покупателя. Для получения больших доходов фирмам часто приходится прибегать к недобросовестным методам конкуренции, которые в конечном итоге оказывают негативное влияние на отрасль, нишу или сегмент рынка в целом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Конкуренция в детском возрасте

На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Такая вот известная детская считалочка, отражающая суть вещей в современном мире, где правит жесткая конкуренция. Странно было бы отрицать то, что все мы с раннего детства в той или иной степени вовлечены в конкуренцию между собой. Причем конкурируем мы на разных уровнях: за успешность у мужчин и женщин, за профессиональные успехи, за место в важной для нас компании, за свой статус, положение в обществе, за друзей и подруг, конкурируем, у кого умнее и удачливее дети, дороже автомобили, пышнее пироги, красивее цветы, больше грудь, длиннее ноги и так далее.

В свое время я работала в детском центре с маленькими детками, приглядываясь к детям, я стала замечать, что среди них выделяется часть детей с какой-то особой уверенностью в себе, своей правоте, истинности того, что они делают. Вот выходят маленькие дети на улицу, и через какое-то время замечаешь, что большая часть детей играет уже по чужим правилам в какую-то игру, позабыв свои игрушки и то, чем они занимались. А может быть и так, что выходит ребенок младший по возрасту, предлагает свою игру, и через некоторое время смотришь, а большие дети играют уже по его правилам, абсолютно признавая его право командовать ими. Меня такие ситуации до сих пор удивляют. Причем такие дети попадались у совершенно разных родителей и по культурному и по материальному уровню. Похоже, что определенная уверенность в себе, природная наглость что ли, проявляется у детей на генетическом уровне. Подняв источники, я нашла подтверждение этому в работе А. Протопопова «Трактат о любви…» (Человеческая конкуренция описывается с точки зрения этологического подхода).

Однако, на наши задатки быть уверенными в себе людьми очень сильно влияют многие факторы. Это и то, была ли беременность желанной, как она проходила, были ли угрозы прерывания беременности, какой стиль воспитания принят в семье, в которой родился малыш, насколько принимающая и поддерживающая среда вокруг ребенка.

Что мы можем сделать в такой ситуации? Мы можем помочь своему ребенку, детям стать более уверенными в себе, более конкурентоспособными среди других детей. Современными научными исследованиями доказано, что дети начинают осваивать навыки конкурентного поведения с двухлетнего возраста. Особенно ярко это проявляется в семьях, где есть несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Такие дети поставлены в условия постоянного дефицита (внимание мамы, папы, достаточность ресурсов, игрушки, конфеты, деньги), то есть они знают на собственном опыте, что последний кусок торта не обязательно будет их, что мама может быть занята другим ребенком и нужно приложить много усилий, чтобы опять привлечь её внимание к себе, что папа тоже не всегда по первому позыву придет и будет только с тобой, что голову у твоей куклы могут оторвать, а твою постройку разрушить, могут нарисовать в твоей тетради или забрать конфету, которую дали тебе. Дети с младшего возраста сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое. У них формируется стрессовая устойчивость к таким ситуациям.

Единственные же дети в семье растут в благоприятных условиях, где все ресурсы доступны и их точно хватит (за исключением тех семей, где изначально не хватает ресурсов для полноценной жизни). Такие дети впервые сталкиваются с конкуренцией за пределами дома, в детских группах: сад, школа, спортивная секция. Они оказываются не подготовлены к таким условиям, для них конкурировать — значит испытывать сильный стресс, а в сильном стрессе часто побеждает желание уже не получить вожделенное нечто, а просто выжить с наименьшими потерями для себя. Часть детей, особенно с сильными природными задатками к конкурентному поведению (высокая самооценка) достаточно быстро осваивается в таких ситуациях, а часть детей наоборот «тушуется», испытывает сильные негативные переживания и уступает, прекращает борьбу за то, что им хочется получить.

Как же помочь детям? Большую пользу принесет посещение спортивных секций, где конкуренция между детьми за результат носит регламентированный характер, существуют правила и значимые взрослые, которые регулируют спортивную деятельность детей в рамках правил. Хорошо зарекомендовали себя домашние игры по правилам, в том числе и настольные, где есть взрослый, который приучает к конкуренции за выигрыш по правилам. Конечно проще дойти до выигрыша, воспользовавшись грубой силой или невнимательностью, или обманом другого, однако с повторением таких игр до ребенка доходит, что уважение вызывает у других выигрыш, заработанный по правилам, а те, кто правила нарушают, чаще оказываются в изоляции.

Еще прекрасный способ — это так называемые жёсткие контактные игры. В эти игры дети очень любят играть практически уже с трёхлетнего возраста. Это контактная борьба ребенка со взрослым, борьба, когда нет перехода на личности, когда есть возможность с помощью взрослого регулировать уровень агрессии ребенка, избегая эмоциональных аффектов злости и ярости. Останавливают игру на уровне возбуждения от схватки, радости и удовольствия от контакта с сильным противником. Дети в этой игре учатся измерять свои силы, выносить достаточно высокий уровень напряжения и конфликтности, при этом не сваливаться в обиду или аффективную злость на уничтожение. Такое «тузанье» друг дружки улучшает взаимопонимание между родителями и детьми, снимает лишнее напряжение, насыщает телесными прикосновениями и в целом очень позитивно влияет на контакт родителей с детьми и параллельно приносит огромную пользу в формировании конкурентного поведения детей.

Ссылка на основную публикацию