Почему ученые рекомендуют малышам лучше есть руками

Ученые провели свои эксперименты и выяснили, что маленькие дети — это просто чудо какое-то

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Дети удивительны. И не только потому, что это милые создания, которые издают смешные звуки и на все смотрят с превеликим интересом. Как постепенно выясняют ученые, младенцы обладают некоторыми способностями, о которых взрослые и не догадываются.

AdMe.ru расскажет вам про интереснейшие научные эксперименты, которые доказывают, что дети — это просто нечто.

1. Безупречное распознавание лиц

Мало кто может похвастаться, что хорошо различает лица, скажем, обезьян. А вот 6-месячные дети могут. Причем без особого труда.

Ученые из Шеффилда показывали 6-месячным детям фотографии обезьян, которые часто повторялись. Но когда на экране появлялась новая обезьяна, ученые заметили, что взгляд ребенка задерживался на ней дольше, а значит, они понимают, что это новое лицо.

  • У взрослого человека узнаваемость основана на знакомстве, а не на чертах лица. Поэтому по мере взросления мы теряем способность к распознаванию лиц животных и людей различных рас.

2. Инстинкт самосохранения и доверие

В 1960 году психологи Элеанор Гибсон (Eleanor J. Gibson) и Ричард Валк (Richard D. Walk) сделали иллюзорный обрыв. На одной стороне обрыва находился 5-месячный ребенок, на другой — его родители.

Они наблюдали вот что: почти все дети отказывались ползти через «обрыв». Это показывает работу инстинкта самосохранения, без знаний того, что высота может быть опасной.

Но вот что еще интересно: 3 из 36 детей все-таки переползли, когда их позвала мама. Это доказывает, что дети могут пересиливать древний инстинкт, когда доверяют маме больше жизни.

3. У детей есть чувство морали

Исследование ученых из Йельского университета показывает, что у детей до 24 месяцев есть чувство морали. В эксперименте маленьким детям показывали двух одинаковых кукол. Одна из кукол делала что-то «плохое», а вторая, напротив, что-то «хорошее». Затем дети должны были выбрать куклу.

И несмотря на то, что у детей в этом возрасте еще нет полного понимания разницы между «хорошо» и «плохо», 80 % детей выбрали хорошую куклу.

4. Они слышат все звуки на всех частотах одновременно

Как выяснили ученые из Университета Вашингтона, младенцы слышат все звуковые частоты одновременно. Они изучили группу из 73 детей и обнаружили, что дети реагируют на все звуки, которые слышит и не слышит взрослый. Эти частоты преобладают в природе, поэтому именно им подражает ребенок, издавая писки и визги.

  • По мере взросления ребенок начинает подражать звукам, которые издают взрослые, и способность слышать все и сразу пропадает.

Ученые подчеркивают: если вы говорите с младенцем или читаете ему книгу, а рядом работает телевизор, радио или слышны звуки проезжающих мимо машин, это может быть проблемой для восприятия ребенка. Поэтому от лишних звуков лучше избавиться.

5. Гениями не рождаются

Венгерский педагог-психолог Ласло Полгар (Polgar Laszlo) изучил биографии выдающихся людей и пришел к выводу, что наивысших успехов можно достигнуть в результате ежедневной практики в узкой сфере деятельности.

Он решил доказать миру, что 80 % всех детей в годовалом возрасте — гении. И если активно заниматься с ними с раннего возраста, то можно вырастить талант.

Он продемонстрировал это на собственных дочерях, начав заниматься с ними шахматами. В конце концов Жужа, Софи и Юдит Полгар стали настоящими вундеркиндами и побеждали на каждом женском шахматном турнире. А Юдит уже в 18 лет стала лучшим шахматистом в истории и победила всех шахматистов — не только женщин, но и мужчин.

6. Дети знают про справедливость

Просто удивительно, как рано у нас появляется чувство справедливости. Согласно исследованиям, дети в возрасте 15 месяцев уже могут отличить честную сделку от обмана.

Во время исследования детей посадили на колени к родителям, и малыши смотрели, как два человека получают еду. В первый раз еда была поделена поровну, а во второй раз один человек получил намного больше, чем второй. Когда малыши наблюдали несправедливость, они показали большее удивление, чем в первый раз, когда еда была разделена поровну.

Можно сказать так: ребенок понимает, когда с ним обходятся несправедливо, даже если еще не может об этом сказать.

7. Дети изучают язык еще в утробе матери

Дети привыкают к языку еще в утробе матери и способны определить речь на родном языке уже через пару часов после рождения.

Исследователи провели эксперимент, в котором записали звуки родного языка и проиграли их нескольким младенцам, которым было не более 20 часов отроду. При помощи датчиков ученые изучали реакцию детей, и, как выяснилось, дети реагируют на родную и иностранную речь совершенно по-разному.

8. Дети могут спать в любых условиях

В 2007 году ученые наконец решили выяснить, действительно ли мокрый подгузник будит ребенка, как утверждают в рекламе.

Они провели быстрый эксперимент, в ходе которого вводили теплую воду в подгузники 34 мирно спящих младенцев, следя при этом за пульсом и дыханием детей. Результат? Ни один ребенок даже не шевельнулся и уж тем более не проснулся.

Кроме того, родителями по всему миру было замечено, что дети обладают удивительной способностью «вырубаться» моментально и в любой ситуации.

9. Детям важно верить в сверхъестественное

Две группы детей участвовали в эксперименте, в котором им предстояло выполнить сложную задачу. Группе «А» сообщили, что невидимая женщина, которую зовут Принцесса Алиса, будет наблюдать за тем, как они выполняют задания. Группе «Б» этого не говорили, и дети знали, что в комнате при выполнении задания они будут одни.

Во время выполнения задания за детьми велось скрытое наблюдение. Дети, которым не рассказывали про Принцессу Алису, жульничали в 5 из 7 случаев. А та группа детей, которая верила в невидимую женщину, не жульничала совсем.

Этот эксперимент продемонстрировал одну очень важную вещь: вера в мифического персонажа помогает детям (а иногда и взрослым) придерживаться норм морали и чаще поступать правильно.

10. Дети могут сами выбирать себе еду

В 1939 году педиатр Клара Дэвис (Clara Davis) захотела выяснить, могут ли дети сами выбирать себе правильную еду. Для этого были взяты 15 малышей до 11 месяцев, которые до этого питались только грудным молоком и не имели вкусового опыта. Дети были из неблагополучных семей и имели признаки болезней, связанных с неправильным питанием. Дети должны были выбирать еду на основании инстинкта — по запаху и вкусу.

Иногда их выбор был очень странным. Ребенок мог выпить апельсиновый сок, съесть мясо на завтрак, а вечером выпить молоко и съесть пару яиц. При этом никаких проблем с пищеварением не было.

Через 6 лет наблюдения выяснилось, что у детей был хороший аппетит и отличное пищеварение. Они редко болели, не были слишком худыми или слишком полными. Они были активными и полностью здоровыми.

Бонус: летающий мальчик

Ученый XVIII века Стивен Грей (Stephen Gray) заметил, что электричество может перемещаться на расстояние и проходить через объекты. Для демонстрации этого процесса в 1730 году он подвесил одного из воспитанников детского дома на шелковых шнурах. При этом мальчик заряжался статическим электричеством при помощи натирания его ног стеклянной трубкой.

В результате мальчик мог проводить электричество и заряжать другие предметы. Вскоре это переросло в целое представление, во время которого мальчик без касания переворачивал страницы книг и бил добровольцев током, дотрагиваясь до них.

  • С первого взгляда этот эксперимент может показаться жестоким, однако, как утверждается, сам ученый и мальчик заработали немало денег, демонстрируя подобные трюки.

Почему ученые рекомендуют малышам лучше есть руками

Все родители мечтают вырастить своего малыша здоровым и умным человеком. Американские ученые на основании многолетних исследований пришли к выводу, что интеллект ребенка во многом зависит не от количества и качества обучения, а от правильного сбалансированного питания. Участниками эксперимента были дети с момента рождения до исполнения им 32 лет. Благодаря правильному питанию с раннего детства, эти дети показали лучшие познавательные и интеллектуальные способности. Ученые считают, что витаминизированное питание является маркером детского мозгового развития, интеллект детей получивших сбалансированное питание остается высоким и во взрослой жизни.

Интеллектом называют эрудицию и образованность человека. Интеллектуалы способны к творчеству, созиданию нового и познанию неизвестного. Более 100 лет назад учёными установлено, что фундамент для развития интеллектуальных способностей человека закладывается в период с рождения до трех лет. В этот период ребенок обладает наилучшей гибкостью мышления и готов к обучению. В полугодовалом возрасте мозг малыша достигает 50% способностей от тех, которыми обладает взрослый человек. А уже к трем годам развитие мозга составляет 70-80%, а к восьми годам уже ничем не отличается от способностей мозга взрослого человека. Поэтому очень важно в период с рождения до трех лет создать для малыша развивающую среду и организовать правильное питание, а стремление к новым знаниям заложено у него уже от природы.

Вот какими продуктами должен питаться ребенок для укрепления и развития интеллекта:
1. Грудное молоко. Первой пищей для малыша с рождения становится грудное молоко. Доказано, что дети, которых до 2-х летнего возраста мамы кормили грудью, отличаются более высокими интеллектуальными способностями. Грудное молоко содержит много полезных веществ, жирных кислот, аминокислот.

Читайте также:  Конфликты ребенка с ровесниками: причины, как помочь их решить

2. Фрукты и овощи. Овощи и фрукты содержат много углеводов, которые необходимы ребенку для восполнения энергозатрат и умственного развития. Овощи можно приготовить на пару, так они лучше усваиваются и сохраняют больше полезных свойств. Фрукты употреблять надо в свежем виде. Для улучшения мозговой активности нужно включить в рацион продукты, богатые бором. Бора много в яблоках, брокколи, грушах и винограде. Для концентрации внимания необходимо употреблять в пищу больше продуктов, содержащих железо. Железа содержится много в фасоли, гранатах, яблоках зеленых овощах и сухофруктах.

3. Рыба. Красная океаническая рыба, например, семга и форель, богата цинком, который способствует улучшению памяти и концентрации внимания. Также рыба содержит много йода и жирных кислот Омега-3 . Йод и жирные кислоты Омега-3 жизненно необходимы для работы мозга.

4. Мясо. Мясо – основной источник белка, железа и других веществ, стимулирующих активную деятельность и рост организма ребенка. Мясо необходимо для полноценного развития молодого организма и поэтому придерживаться вегетарианского питания в раннем возрасте не стоит. Мясо должно быть молодым и свежим, лучше всего телятина, которое богато витамином D. Малышам мясо лучше давать отварное и прокрученное через мясорубку, избегайте употребления жаренного или жирного мяса.

5. Орехи и семечки. Орехи и семечки помогают бороться с утомляемостью и улучшают память, они содержат витамины В1, В2, В3. Однако орехи и семечки являются высококалорийными продуктами, их употреблять в пищу надо в небольшом количестве. Для развития мозга особенно полезен грецкий орех. Было доказано, что если есть ежедневно по две штуки грецкого ореха, то уже через месяц память значительно улучшается. Кедровые орехи поставляют в детский организм легкий белок, а фундук – ценный витамин Е. Также можно заправлять салаты маслом грецкого ореха, которое содержит целый комплекс биологически активных веществ, благотворно влияющих на сосуды головного мозга.

Диетологи советуют, для достижения максимального эффекта в умственном развитии ребенка нужно придерживаться раздельного питания. Это значит, что за один прием пищи ребенок должен есть только сочетающиеся продукты. Придерживаясь раздельного питания с употреблением продуктов способствующих развитию интеллекта, вы очень скоро заметите, как улучшилась реакция ребенка и его способность рассуждать. Ему и в школе будут легче даваться знания по всем предметам.

Пища для ума: продукты, улучшающие работу мозга

Возраст не щадит не только внешность, но и самое ценное, что у нас есть – наш мозг. И никакие подтяжки и операции не смогут вернуть ему ясность молодости. Но выход все же есть. Выбирая определенные продукты питания, мы можем стать умнее, внимательнее, сообразительнее даже в преклонном возрасте. Разумеется, правильно «кормить» мозги лучше на протяжении всей жизни, начиная с внутриутробной.

23 мая 2014 · Текст: Анна Борисова, Светлана Любошиц · Фото: Shutterstock

В чем же нуждается наш мозг?

Хотя наш головной мозг размером всего лишь с небольшой кочан цветной капусты, он – самая прожорливая часть тела. По весу он составляет всего 2,5% от общего нашего веса, а поглощает до 20% калорий, которые мы потребляем. Существует несколько видов важных продуктов, регулярное употребление которых в течение всей жизни улучшает работу мозга, снабжает его высококачественным сырьем для образования новых клеток и тем самым сохраняет наш интеллект, предотвращая снижение умственных способностей. Чтобы утолить «мозговой» голод, нужно два вида пищи. Во-первых, топливо, необходимое для ежедневной работы мозговых клеток и пополняющее запасы энергии. И, во-вторых, вещества, которые поддерживали бы его повседневную деятельность.

Приведенные ниже рекомендации по питанию помогут продлить полноценную жизнь нашему мозгу.

ДО РОЖДЕНИЯ (внутриутробное развитие)

Что нужно мозгу? Современные исследования

Современным детям часто ставят диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ученые выяснили, как качество пищи беременной женщины влияет на развитие этого синдрома у будущего ребенка. В частности они обратили внимание на омега-3 жирные кислоты. Один из ведущих специалистов по СДВГ д-р Алекс Ричардсон из Оксфордского университета утверждает, что для этого вида нарушений еще не подобрано специфическое лечение или особая диета, но продукты, богатые омега-3, могут способствовать облегчению симптомов и общему оздоровлению. Ведь чтобы 100 млрд клеток мозга, с которыми рождается ребенок, могли развиваться, требуется достаточное поступление фолиевой кислоты, омега-3 жирных кислот, йода, железа и цинка.

В каких продуктах это содержится?

Хлеб, злаки, зеленые овощи, апельсины или фруктовый сок нужны еще во время беременности, так как эти продукты богаты фолиевой кислотой. Врачи также рекомендуют беременным каждый день принимать 0,8 мг фолиевой кислоты вплоть до 12-й недели беременности, и желательно – хотя бы за 4 недели до зачатия. Так как некоторым женщинам требуются более высокие дозы, лучше обсудить это с врачом.

Жирная рыба, такая как сардины, тунец, лосось, макрель – лучший источник длинноцепочечных омега-3 жирных кислот (EPA, DHA, DPA). А масла канола, льняное и ореховое снабжают нас ALA – другой разновидностью этих жиров.

Используйте йодированную соль. Столовая соль рекомендуется для приготовления макарон и овощей, а морскую можно добавлять в уже готовые блюда. Другие источники йода – рыба, молочные продукты, яйца, а также хлебобулочные изделия с йодированной солью.

Красное мясо – самый доступный источник железа. Если вы не едите мясо или рыбу, включайте в рацион побольше бобовых, обогащенный хлеб и злаки. Чтобы железо из этих продуктов усваивалось лучше, запивайте их фруктовым соком, но не чаем – он ухудшает усвоение железа. Большинство этих продуктов также снабдит вас цинком.

Будьте осторожны! Мясо – отличный вариант, но не злоупотребляйте печенью. Это прекрасный источник железа, но в ней слишком много витамина А. Его излишек может повредить развитию мозга будущего малыша. Достаточно есть блюда из печени один раз в неделю. И будьте осторожны с добавками на основе рыбьего жира, в них также слишком много витамина А. Прежде чем принимать их во время беременности, проконсультируйтесь с врачом.
Для развития мозга ребенка также опасно курение и злоупотребление алкоголем. Во время беременности действительно важно отказаться от вредных привычек.

ДЕТИ ДО 3 ЛЕТ

Что нужно мозгу? Современные исследования

К моменту рождения мозг ребенка насчитывает около 100 млрд. клеток, но развит он всего лишь на 15%. Как говорится, «свет горит, но дома никого нет». Клетки уже есть, но между ними еще нет связей. Мозг будет почти полностью развит к третьему дню рождения малыша, и в первые 3 года жизни импульсы должны начать проходить от одной клетки (нейрона) к другой. Чтобы обеспечить малышу правильное развитие, процесс соединения этих мозговых клеток должен начаться уже у новорожденных. Чтобы это произошло, детям необходимы омега-3, железо и цинк.

В каких продуктах это содержится?

Грудное вскармливание – лучшее питание для маленьких детей, ведь оно снабжает их всем необходимым в пору активного роста, в том числе омега-3 жирными кислотами, в особенности DHA.

Пища, богатая железом, для малышей важна в той же мере, если не больше, что и для беременных женщин. Дети рождаются с запасом железа, которого хватит примерно на 6 месяцев. После этого им требуются пищевые источники железа. Мясные пюре стоит вводить в возрасте 6-7 месяцев. Детские каши, овощи, бобы и чечевица также снабжают нас железом, как и рыба, которую можно вводить примерно с 8 месяцев. Большинство этих продуктов также содержат цинк.

Употребление этих продуктов в течение первых 3 лет жизни и далее очень важно, чтобы клетки мозга могли работать «на полную катушку». Не стоит спешить переводить ребенка с грудного молока или детских смесей на коровье молоко, бедное железом – это может отразиться в будущем на его здоровье.

Но пища для детского мозга – это не только продукты. Весь опыт, накопленный ребенком за 3 года, влияет на его способность к обучению и поведение в будущем. Детям нужен безопасный и уютный дом с разными вариантами интеллектуальной стимуляции. Говорите, читайте, пойте и играйте с вашими детьми, дайте им почувствовать, что вы их любите.

ШКОЛЬНИКИ

Что нужно мозгу? Современные исследования.

В этом возрасте мозг каждый день обрабатывает много новой информации. Правильное питание оказывает положительное влияние на успеваемость детей в школе. К таким выводам пришли исследователи из Канады, которые изучали рацион 5200 отличников. Дети, в рационе которых было много фруктов, овощей, злаков, пищевых волокон, белка, железа, кальция и витамина С, лучше справлялись с чтением и письмом, чем те, в рационе которых было много насыщенных жиров, соли и «пустых» углеводов. Предыдущие исследования показали, что дети с недостаточным питанием были несобранными и хуже учились в школе. Вывод: в школьные годы мозгу необходимы белки, углеводы, омега-3 и различные витамины и минералы.

В каких продуктах это содержится?

Завтрак, плотный или не очень, дает мозгу топливо для работы. Тост, каша, яйца, фрукт или йогурт – отличное начало школьного дня.

Читайте также:  Математическое развитие детей дошкольного возраста: план развития вашего ребёнка

Любая белковая пища, например, мясо, рыба, орехи, сыр или молоко, делает школьника внимательным. Она стимулирует выработку гормона хорошего самочувствия – допамина, помогая ему наслаждаться уроками, которые обычно не очень нравятся.

Бутерброд с арахисовым маслом помогает максимально быстро передавать импульсы от нейрона к нейрону. Если школьник не переносит арахис, замените его яйцом, нежирным мясом или сыром.

Жирная рыба важна и для успехов в учебе, и для роста. Консервированная рыба подойдет для сэндвичей или роллов, которые можно дать ребенку с собой в школу.

Попробуйте добавлять фрукты и овощи во все трапезы, чтобы обеспечить полный набор важных для мозга витаминов и минералов. Это также хорошее решение для полезного перекуса на перемене. Никакая правильная пища не заменит полноценный ночной сон. На уроке, на стадионе или на экзамене ребенку удастся гораздо больше, если он выспался.

ВЗРОСЛЫЕ

Что нужно мозгу?

Каждая клетка мозга примерно на 2/3 состоит из жиров. Чтобы эффективно посылать сообщения, ее стенки должны быть гибкими, что зависит от содержания в них омега-3. Если их слишком мало, стенки клеток становятся жесткими, слишком много – мягкими и вялыми. Все зависит от правильного количества. Соотношение между омега-6 и омега-4 также важно, поскольку эти два вида жиров конкурируют друг с другом. Омега-3 будут нейтрализованы, если над ними будут преобладать омега-6. Так как мы получаем много омега-6 с пищей (из растительных масел), рекомендуется есть больше пищи, содержащей омега-3 – например, жирной рыбы.

На протяжении всех более чем 40 лет трудового стажа мы хотим мыслить максимально ясно и быстро. Чтобы работать по максимуму, мозг взрослого человека нуждается в непрерывном снабжении энергией в течение дня. Это могут обеспечить только крахмалистые углеводы.

В каких продуктах это содержится?

Где бы вы ни ели: дома, в машине или на работе, завтрак так же важен для взрослого, как и для школьника. Питаясь одним воздухом, вы не сможете полноценно работать.

Если утренний чай – это часть вашего рабочего процесса, дополните его кексом с фруктами, роллом с колбасой или большим печеньем из местного кафе.

Напитки, содержащие кофеин, такие как кофе и чай, окажутся полезны в течение дня. Выброс кофеина поможет вам на собраниях и совещаниях, но имейте в виду, что он достигает максимума только через час после того, как вы выпили кофе или чай.

В течение дня ешьте через определенные промежутки времени, это поможет вам поддерживать горючее для мозга на должном уровне. Находите время для обеда. Держите в столе экстренный запас провианта на случай, если вы не можете сходить пообедать. Консервированная рыба, бобы, фруктовый или рисовый пудинг хорошо хранятся, подойдут также крекеры, орехи или низкокалорийные батончики мюсли.

Избегайте шоколада или сдобы в середине дня, когда запасы энергии уменьшаются. Но не отказывайтесь от сахара вообще. После обеда стоит прогуляться вокруг офиса или подышать воздухом, чтобы простимулировать мозг. Если вы не смогли пообедать, съешьте сэндвич или фрукты, чтобы надолго зарядиться энергией.

ПОЖИЛЫЕ

Что нужно мозгу?

С возрастом наш мозг все больше напоминает «решето». Подводит память, реакции. Нам труднее вспомнить, еще сложнее – запомнить, проанализировать, сосредоточиться на мыслительном процессе. И это, в сущности, естественное явление: наше серое вещество, как и весь организм подвержен процессу окисления – тому самому, который разъедает металл ржавчиной, или покрывает коричневыми пятнами перезрелое яблоко. Вот почему в пожилом возрасте, как никогда, нашему мозгу нужны антиоксиданты и витамины группы B, в особенности холин.

В каких продуктах это содержится?

Главные союзники в борьбе со старением мозга – богатые антиоксидантными веществами фрукты и овощи. К слову, они же помогают и замедлить окислительные процессы во всем теле, причем, без всяких пластических операций. Включайте в рацион морковь, свеклу, брокколи, помидоры, киви, чернику, авокадо. Кроме того, в «меню» зрелого мозга обязаны быть орехи и семена, крупы, масло и темный шоколад (обязательно высокого качества). Эти продукты тормозят процессы окисления серого вещества.

Чтобы получать необходимые для нормального функционирования мозга в пожилом возрасте витамины группы B, нужно употреблять в пищу различные сорта мяса, цитрусовые фрукты, овощи, зерновой хлеб. Наиболее полезный продукт для мозга человека в возрасте – яйцо, источник холина. Научно доказано, что люди с болезнью Альцгеймера и старческим слабоумием имеют более низкое содержание в организме такого важного для работы головного мозга вещества как ацетилхолин. Предотвратить снижение его в организме можно с помощью употребления яиц, молока, печени и краснокочанной капусты. Существует ряд исследований, доказывающих, что людям в возрасте для предотвращения развития старческого слабоумия полезна так называемая «средиземноморская диета» (жирная рыба, свежие фрукты и овощи).

Не стоит забывать и о пользе активного образа жизни в зрелые годы – какой бы хорошей ни была ваша диета, но адекватная физическая нагрузка мозгу тоже важна.

Психолог: Ребенку лучше расти в нужде

Американские ученые из университета Толедо, штат Огайо во главе с профессором Карли Двухом утверждают, что большое количество игрушек негативно сказывается на развитии и психологическом состоянии ребенка. Исследователи изучили поведение 36 детей: сначала их посадили в комнату с 4 игрушками, а затем – с 16. Оказалось, что когда у детей было всего четыре игрушки, они были веселыми, изобретательными и находчивыми. А в комнате с 16 детям быстро стало скучно, у них спортилось настроение и они начали плакать. Такое поведение ученые объясняют тем, что маленькие дети не справляются с высокой концентрацией внимания.

«Это исследование было проведено для того, чтобы определить, влияет ли количество игрушек на качество игры. Когда у детей было 16 игрушек, у них снижалась продолжительность и глубина игры. В период младенчества дети еще не обладают высокой концентрацией внимания, поэтому обилие игрушек создает рассеяность мышления. Меньшее количество игрушек позволяет детям сосредоточиться, начать исследовать игрушку и подходить к процессу творчески», – подытожил Карл Двух свое исследование в журнале Infant Behavior and Development.

Подобные исследования с той или иной частотой появляются почти каждое десятилетие и призваны показать, что несмотря на активное развитие технологий, свойства человеческого мозга остаются прежними. Например, в 1990-ом году немецкие ученые Эльке Шуберт и Стрик Райнер провели эксперимент, в ходе которого изъяли все игрушки из детского сада на три месяца. За несколько недель детская игра скорректировалась, стала творческой и социальной.

В России привычка покупать детям как можно больше игрушек сформировалась после 90-х годов, когда на рынок поступили зарубежные товары. Многие родители с тех самых пор руководствуются принципом: «Раз у меня не было, все самое лучшее должно быть у моего ребенка». Надо сказать, что несмотря на то, что времена дефицита давно позади, привычка никуда не исчезла. Хотя на сегодняшний день она, скорее, связана с обилием гаджетов, которых еще 10 лет назад было гораздо меньше. Сколько игрушек должно быть у ребенка и как их выбирать, чтобы не навредить детскому развитию, корреспонденту «МИР 24» рассказала психолог Лариса Суркова.

Оказывается, что обилие игрушек не только влияет на концентрацию внимания, но и приводит к психологическому выгоранию.

«Чем больше вокруг ребенка игрушек, тем больше рассеивается его внимание. Он не в состоянии сосредоточиться, он быстро от них устает, можно даже сказать, что ребенок эмоционально перегорает. Родители грешат, когда покупают множество разных игрушек. Сначала ребенок радуется, но это не продолжительная радость. Иногда новому приобретению он радуется не дольше одного дня, потом внимание рассеивается и переключается на что-то другое. Ребенку становится скучно, потому что он не может долго самостоятельно играть.

Он начинает вовлекать в этот процесс родителей, у него уже нет первоначальной радости от познания чего-то нового. Поэтому начинает страдать и творческий потенциал ребенка. Множество исследований проведено на эту тему, и родители сами замечают – если ребенок попадает в среду, где игрушек нет или их мало, он начинает придумывать какие-то новые функции. Если в обиходе у ребенка по каким-то причинам оказался один единственный конструктор Лего, то из него ребенок может собрать множество новых конструкций», – пояснила Суркова.

Как бы парадоксально это ни звучало, психологи рекомендуют воспитывать детей в нужде – так они не только смогут ценить подарки, но и начнут быстрее развиваться, уверены специалисты.

«Психологи не призывают родителей выбросить все игрушки, но просто ради эксперимента можно оставить ребенка наедине с одним листом бумаги и посмотреть, что он будет с ним делать. Не говоря уже о малышах, для которых самые ценные игрушки – это ложки-поварешки, кастрюли, папины инструменты – всё, чем занимаются родители. Так дети быстро вовлекаются в занятия взрослых. Кстати, это самый распространённый вопрос родителей: «Я даю ребенку все самое лучшее, а он сидит и ноет, ему ничего не хочется. Что происходит?» Конечно, он сидит в своем игрушечном царстве, буквально в собственном игрушечном магазине, и у него нет желания играть, у него наступает пресыщение, он не может сказать, что он хочет, ему неинтересно, ему только остается плакать», – объясняет Суркова.

Читайте также:  Упражнения и занятия на логику для детей от 1 до 8 лет

Чтобы постоянно поддерживать интерес ребенка к игре, психологи рекомендуют раз в месяц менять игрушки местами, оставляя в свободном доступе не более 10.

«Выкидывать игрушки не нужно. Понятно, что покупая большое количество игрушек, родители часто реализуют свои собственные комплексы. У них не было таких возможностей, и им хочется всего и сразу для своего ребенка. В этом нет ничего страшного, покупайте. Но меняйте игрушки местами. Есть отличный способ, когда вы оставляете 10-15 игрушек, остальные складываете в коробочки, аккуратно убираете, например, на антресоли, а через месяц достаете и меняете. Такой подход сохранит у ребенка ощущение новизны, и он постоянно будет рад игрушкам», – говорит Суркова.

Постоянный дефицит рождает в ребенке драйв, ему хочется преодолеть себя, придумать и организовать что-то новое.

«Мы знаем, что все великие изобретения были созданы не от того, что все было, а от того, что чего-то не хватало. На детях это работает абсолютно также. Если в жизни ребенка присутствует немного дефицита, то это гораздо лучше. Тогда рождается некий драйв, хочется себя преодолеть, хочется что-то новое организовать, придумать. Если родители его в этом поддерживают, ребенок всегда собой гордится в таких случаях. Важно, чтобы родители умели адекватно похвалить его достижения и стремления что-то сотворить», – считает психолог.

Несмотря на всю популярность гаджетов, исследователи уверяют: «Чем меньше ребенок ими пользуется – тем лучше». Детям до трех лет не рекомендуется давать какой-либо гаджет дольше, чем на семь минут.

«Родители, конечно, сопротивляются этому. Мамы говорят, что тогда они вообще не выживут, что им необходимо время на передышку. В таких случаях, мы говорим, что необходимо сократить время общения ребенка с гаджетами. Детям до трёх лет пользоваться ими можно максимум 5-7 минут. Для детей дошкольного возраста больше, чем на полчаса сконцентрировать свое внимание на чем-то все равно сложно. Поэтому даже полчаса времени, проведенного за просмотром того же мультика, лучше разделить на части», – сказала эксперт.

Кушай, деточка: ученые разрешили малышам есть руками — 5 причин «ЗА»

Когда речь идет о том, можно ли малышам кушать руками, родители разделяются на два лагеря. Одни считают, что ребенок с самого детства должен учиться пользоваться столовыми приборами. А другие — предпочитают предоставлять малышу свободу выбора и разрешают есть руками ровно столько, сколько душе угодно.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Однако, кушать ребенку руками разрешают все большее количество родителей и распространяется такой метод по всему миру. Как только малышу исполняется полгода, ему перестают готовить отдельно и садят за общий стол, но вилку или ложку, как всем остальным, ему не дают.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Итак, 5 причин, по которым малышу можно разрешать кушать руками.

p, blockquote 3,0,1,0,0 –>

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

1. Кушать руками полезно!

Когда малыш в процессе еды использует вместо вилки и ложки свои руки, развиваются многие полезные навыки. Пока ребенок тянется к столу за едой, у него разрабатываются двигательные навыки. Далее, он знакомится со вкусом и текстурой различных продуктов, что способствует развитию моторики. Потом он жует и привыкает к тому, что теперь, он – частичка общества.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

2. Руки или ложка – не важно!

Все страхи и опасения по данному поводу – лишняя трата времени. Это доказало исследование специалистов из Великобритании. В эксперименте приняла участие тысяча мам, которые воспитывают детей от 4 месяцев до 1 года. В своих опросниках женщины указали, что их малыши каждый день кушают руками. При этом, в пищу малыши употребляют не только супы и проваренные овощи, но также твердые продукты. Случаи, когда малыш мог подавиться, приходятся как на кормление столовыми приборами, так и на самостоятельное употребление пищи руками.

p, blockquote 7,1,0,0,0 –>

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

3. Дополнительные тактильные и сенсорные ощущения!

В основном, руками едят те малыши, которым недостаточно сенсорных и тактильных ощущений в повседневной жизни. Прикосновения к еде помогают восполнить эти ощущения. Такая привычка актуальна до 2-3,5 года.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

4. Возможность избежать ожирения!

Ученые Великобритании провели еще одно исследование, в котором приняли участие 63 ребенка. Возраст малышей составил от 1,8 месяцев до 6 лет. Одним разрешали кушать только столовыми приборами, а другим — позволили есть руками. В результате выяснилось, что ожирение встречалось реже именно у тех, кто кушал при помощи рук. Этот эксперимент, по мнению специалистов, еще раз доказывает, что малышам не просто можно, но и нужно разрешать кушать руками.

p, blockquote 11,0,0,1,0 –>

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

5. Маме проще!

Если родители постоянно заставляют кушать ложкой и вилкой, то уходит очень много времени на то, чтобы накормить ребенка. Вместо того, чтобы просто поставить еду на стол, маме приходится упрашивать ребенка скушать еще хотя бы ложечку и докармливать его самой.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

p, blockquote 14,0,0,0,0 –> p, blockquote 15,0,0,0,1 –>

Уважаемые мамы и папы, помните, главное – это ваш ребенок. Во-первых, постарайтесь подойти к вопросу кормления малыша с большей ответственностью. Во-вторых, поумерьте свое желание научить его кушать столовыми приборами раньше времени. Это хорошо повлияет не только на физическое здоровье ребенка, но и на его эмоциональное состояние!

Ребенок ест руками! Что делать?

Woman’s Day изучил мнения специалистов по этому волнующему многих мам вопросу. И вот первый совет: не паниковать!

Текст: Юлия Урядова · 23 сентября 2014

Перепачканная едой кухня, стирка и купание после каждого приема пищи – все это, бесспорно, хлопотно. Но в первую очередь большинство мам переживает о том, чтобы все было «вовремя, правильно и как у всех». Если учесть, что в среднем ребенок начинает интересоваться «взрослой» пищей в полугодовалом возрасте, а уверенно орудовать столовыми приборами к 2,5-3 годам, то переживать придется долго! Попробуем не тратить нервы и разобраться, что к чему.

Итак, возраст ребенка близится к 6 месяцам, он понемногу начинает самостоятельно сидеть и проявлять пищевой интерес. Большинство врачей и детских психологов рекомендуют сразу же, не откладывая в долгий ящик, предложить малышу небольшую ложечку. Во-первых, обращение с ней будет развивать мелкую моторику вашего чада. А во-вторых, он с самого начала будет привыкать к непременному наличию ложки на столе во время еды.

Но привыкание – процесс постепенный. Он может растянуться на полгода, год, а то и все два. Пока длятся эти прекрасные месяцы познания ребенком мира и самого себя, облегчить жизнь мамы помогут несколько простых правил. Вот они:

Правило 1.

Предлагайте малышу разную пищу и будьте готовы следовать его вкусам. Пусть вас не пугает, что в какой-то период он явно выделяет один-два продукта и игнорирует остальные. Это временно. Будьте готовы также и к тому, что он может внезапно кардинально менять свои вкусовые пристрастия. Спокойно экспериментируйте. Пусть в меню будут не только каши, но и такая еда, чтобы ее можно было брать и ложкой, и руками: нарезанные небольшими кусочками вареные овощи, свежие и печеные фрукты, кусочки филе мяса и рыбы и т.п.

Правило 2.

Не бойтесь испачкаться. Да, овсянка и брокколи превратились в часть декора вашей кухни, но придет время, и вы расстанетесь с ними… до следующего младенца. Помните, что в первую очередь ваш малыш сейчас познает мир, учится получать удовольствие от вкусов и запахов, разбираться в том, что ему нравится, а что нет, и делает это – внимание! – самостоятельно, и неважно, руками, ложкой или вилкой. И если вы, спасая обои и одежду, будете до 3 лет кормить его с ложки, а потом вручите прибор, вполне вероятно, что ему это будет уже неинтересно. Он привыкнет воспринимать еду как нечто навязанное извне, обязательное, «вот как много скушал, молодец». Именно таких детей намного позже, в возрасте средней школы, начинают водить по врачам по причине избыточного веса.

Правило 3.

Не упустите момент. Этот совет отчасти повторяет предыдущий. Поощряйте всякое проявление интереса и стремления к самостоятельности со стороны малыша. Кормите его кашей с ложки, а он вырывает ложку из ваших рук? Расстаньтесь с ложкой, вооружитесь второй и продолжайте кормить: пока ребенок старается донести до рта хотя бы одну порцию каши, вы успеете скормить ему полтарелки. Игнорирует протянутую ему ложку супа и норовит опустить руки в тарелку? Позвольте ему выловить кусочки овощей и мяса, а бульон, например, помогите выпить через край. Если вы сейчас упустите момент стремления к самостоятельности, он может и не наступить в следующий раз. Хотите кормить ребенка с ложечки до 5 лет? Нет? Тогда не паникуйте и дайте ему самому не торопясь во всем разобраться и понять, что столовые приборы – это удобно!

Также интересно почитать: с какого возраста и как приучить ребенка есть ложкой

Ссылка на основную публикацию