Понятие оппозиционного расстройства и что делать родителям с детским “нет”

Оппозиционное расстройство (ODD) у детей

  • Что такое Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)?
  • Насколько распространен ODD у детей?
  • причины
  • Знак и симптомы
  • диагностика
  • Факторы риска
  • Осложнения детского оппозиционного расстройства
  • лечение
  • Мероприятия для детей с ODD
  • Как вы можете помочь своему ребенку?

Оппозиционно-вызывающее расстройство или ODD выходит за рамки просто плохого поведения. Это очевидно, когда ребенок теряет контроль над своими чувствами, поведением и мыслями. Он перестает сотрудничать и проявляет мятежное отношение. Воспитание ребенка с ODD становится сложной задачей и требует профессионального диагноза.

Что такое Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD)?

Оппозиционное расстройство (ODD) является распространенным поведенческим расстройством у детей, которое ведет к вызывающему и мятежному поведению. Это определяется раздражительным настроением, непослушанием и неповиновением родителям, учителям и другим авторитетным личностям. Ребенок отказывается делать то, о чем его просят, и реагирует гневно или агрессивно, когда его заставляют это делать. Он считает, что порученные ему задачи не являются разумными, и поэтому отказывается их выполнять.

Насколько распространен ODD у детей?

Известно, что оппозиционное расстройство влияет на маленьких детей и детей в подростковом возрасте. Считается, что каждый ребенок из 10 детей в возрасте до 12 лет страдает от ODD. Число мальчиков, страдающих от ODD, в два раза больше, чем среди девочек с ODD.

Тем не менее, по оценкам, более 2/3 детей, страдающих от ODD, преодолевают эти поведенческие изменения с возрастом. Кроме того, дети с оппозиционным непокорным расстройством не показывают большинство этих симптомов к тому времени, когда им исполняется 18 лет.

причины

Различные факторы должны собраться вместе, чтобы ребенок развил симптомы, связанные с ODD. Исследования не смогли выявить одну конкретную причину возникновения оппозиционного вызывающего расстройства. Вот несколько причин, которые могут вызвать развитие ODD у детей:

  • Физические причины. Известно, что наличие большого количества определенных химических веществ в мозге усиливает признаки ODD. Химические вещества мозга известны как нейротрансмиттеры. Необычно большой объем этих нейротрансмиттеров может нарушить их баланс. ODD может возникнуть, когда мозг не может правильно прочитать связь между различными каналами из-за ненормального объема нейротрансмиттеров.
  • Генетические причины. Дети, у которых диагностирован ODD, часто имеют в анамнезе разные психические заболевания. Расстройства настроения, тревожные расстройства и болезни личности являются общими среди тех, которые встречаются в таких случаях. Это указывает на тот факт, что генетические компоненты могут привести к ODD у детей по сравнению с теми детьми, которые не подвержены таким генетическим нарушениям.
  • Причины окружающей среды. Среда, в которой растет ребенок, может оказать существенное влияние на симптомы оппозиционного вызывающего расстройства. Дома, где бытовое насилие, ссоры и драки являются обычным делом, могут оказаться благодатной почвой для роста ODD. Дети, которые растут с друзьями и сверстниками, склонными к насилию или деструктивному поведению, могут проявлять тенденции, связанные с ODD.

Знак и симптомы

Вопреки распространенному мнению, мятежное отношение могут проявить не только подростки. Ваш ребенок может показать признаки ODD, прежде чем он достигнет восьмилетнего возраста. Но грань между волевым ребенком и тем, у кого есть ODD, довольно тонкая и ее трудно различить. Также признаки и симптомы у девочек и мальчиков могут быть разными.

Если вы хотите определить, есть ли у вашего ребенка ODD или он просто упрям, проверьте следующие эмоциональные и поведенческие симптомы:

  • Мстительность: эти дети быстро развивают негодование по отношению к другим и могут быть злобными по отношению к другим. Мстить кому-то, кто обидел их, на их вершине.
  • Плохое настроение: дети, страдающие от ODD, чрезвычайно чувствительны. Они легко раздражаются и на них быстро влияют действия других. Они могли плакать или злиться на малейшую провокацию со стороны других.
  • Не сдавайтесь : дети с ODD всегда находят кого-то другого, кто виноват в своих негативных действиях. Не признавать свои ошибки и не брать на себя ответственность за свои действия – это явные симптомы ODD у детей.
  • Регулярные вспышки гнева: ребенок все время злится и выходит из себя чаще, чем часто. Следите за несвязанными вспышками и истериками, исходящими из воздуха.
  • Высокая степень конфронтации: дети с ODD легко бросают вызов и противостоят людям, находящимся во власти. Родители, учителя или защитники и создатели закона являются мишенями для споров и борьбы.
  • Неуважение к правилам: такие дети ненавидят следовать правилам и относятся к ним неуважительно. Они продолжают сомневаться в правилах и всегда против тех, кто пытается их применять.

Эти признаки и симптомы можно классифицировать следующим образом:

Когнитивные симптомы

  • Трудность в концентрации
  • Не думает, прежде чем говорить
  • фрустрация

Психосоциальные симптомы

  • Потеря самооценки и уверенности
  • Невозможно подружиться
  • Чувствовать себя раздраженным
  • отрицательность

Поведенческие симптомы

  • Умышленно действует раздражающим образом
  • Враждебное поведение по отношению к другим
  • Не идет на компромисс и не ведет переговоры с другими
  • Уничтожает дружбу с готовностью
  • Стремится отомстить за тривиальные вопросы
  • Не подчиняется правилам
  • Всегда в конфронтационном настроении
  • Отвращение к правилам и ненависти авторитетных деятелей
  • Винит других

диагностика

При диагностике ODD врач должен понимать полную историю болезни ребенка. Он также проверит вас, чтобы понять поведение вашего ребенка. Врачу потребуется информация о продолжительности этого поведения, его характере и нескольких случаях, когда вы обнаружили, что поведение ребенка нарушает его. Чтобы понять, есть ли физическая причина этих поведенческих симптомов, вы можете предоставить информацию о физическом здоровье вашего ребенка.

Специалисты по ODD, такие как терапевты и психологи, способны проводить диагностику ODD. Они часто используют вопросники, чтобы дополнить свой диагноз и собрать детали. Таким образом, вы будете знать, был ли у ребенка болезнь ODD или он реагирует на ситуацию дома или в школе.

Необходимо быть открытым для терапевта, иначе диагноз может быть неточным. Дайте им четкую картину социального и эмоционального поведения ребенка. Опишите, как он реагирует на различные ситуации дома, с друзьями или в школе. Эта честность будет иметь большое значение в постановке правильного диагноза, а затем начать необходимое лечение.

Факторы риска

Следующие факторы риска могут способствовать возникновению оппозиционного вызывающего расстройства (ODD) и усиливать его рост:

  • Семейные конфликты
  • Подверженность насилию
  • Неустойчивое воспитание в детстве
  • Дисфункциональная семейная жизнь
  • Перед лицом жестокого обращения или пренебрежения в детстве
  • Психическое расстройство в семье
  • Воздействие наркотиков / токсикомании
  • Непоследовательное взаимодействие с родителями
  • Непредсказуемые дисциплинарные уровни

Осложнения детского оппозиционного расстройства

Если ODD не лечить, это может вызвать изрядное количество стресса и беспокойства для родителей. Помимо влияния на семью, у ребенка тоже будут некоторые трудности. Поэтому ранняя диагностика его состояния может помочь предотвратить будущие осложнения в его / ее жизни. Эти осложнения могут быть долгосрочными и краткосрочными и включать следующее:

  • Определенная неуверенность и чувство собственного достоинства
  • Трудности в обучении и концентрации
  • Исключение из школы
  • Злоупотребление наркотиками / алкоголем и наркомания
  • Антисоциальное поведение
  • Беспорядочное поведение
  • Меньше или нет друзей
  • Плохие коммуникативные навыки
  • Правовые проблемы
  • Суровое преступное поведение

Иногда у детей, страдающих от ODD, могут возникнуть проблемы с психическим здоровьем, такие как тревожность или расстройства настроения, языковые расстройства, расстройства обучения и синдром дефицита внимания и гиперактивности с дефицитом внимания. Известно, что последнее упомянутое часто встречается с ODD. Терапевт узнает о таких дополнительных осложнениях во время диагностики ребенка.

лечение

Лечение оппозиционного вызывающего расстройства включает долгосрочную психотерапию в сочетании с поведенческим тренингом для ребенка и членов семьи. Способ лечения зависит от следующих факторов:

  • Поведенческие симптомы ребенка
  • Интенсивность ОДД
  • Окружающая среда

Лекарства не назначаются при ODD, если они не сопровождаются какими-либо другими психическими проблемами или поведенческими расстройствами.

Следующие виды лечения рекомендуются для детей с диагнозом ODD:

  • Когнитивно-поведенческая терапия: используется, чтобы помочь ребенку развить навыки решения проблем и применять их в повседневной жизни. С помощью этого метода можно изменить нежелательное поведение, и ребенок научится грамотно справляться со стрессовыми ситуациями.
  • Тренинг по управлению родителями : родители могут иметь дело с ребенком с диагнозом ODD и возникающими в результате ситуациями. Их обучают новейшим способам и методам взаимодействия с ребенком и решения их проблем. Члены семьи, такие как родители, братья и сестры, а также учителя включены в этот тренинг, чтобы лучше контролировать ситуацию.

  • Обучение социальным навыкам. Дети с ODD, особенно подростки, нуждаются в обучении социальным навыкам, чтобы они могли лучше общаться со сверстниками. Он учит их, как лучше учиться в школе. Такое обучение является частью групповой деятельности и проводится в открытой среде.
  • Медикаментозное лечение: когда ОДЗ сопровождается такими состояниями, как СДВГ или расстройства настроения / тревожности, лечение является важной частью лечения. Это помогает контролировать тяжелые случаи ODD и предотвращает дальнейший рост.

Мероприятия для детей с ODD

Мероприятия и игры находятся в верхней части списка, когда дело доходит до изменения поведения вашего ребенка. Хотя вам может быть трудно заставить его присоединиться, вы можете попробовать выполнить следующие действия:

  • Проблемные сессии для обучения совместной работы. Благодаря этому ребенок научится доверять и уважать вас.
  • Ролевые игры дают ребенку другой взгляд на существующую ситуацию. Позвольте ребенку взять на себя вашу роль, пока вы исполняете его.
  • Дайте ребенку шанс остыть, когда он станет вызывающим. Попросите его говорить, только когда он остынет. Это научит его контролировать свой гнев и воздерживаться от реакции.
  • Используйте листы упражнений, чтобы помочь вашему ребенку справиться с различными эмоциями. Это поможет направить эмоции, такие как гнев и месть.
  • Играйте в веселые игры, в которых ребенок должен выполнять действия, прямо противоположные указанным вами инструкциям. Они получают очки, когда делают это, и это помогает взглянуть на ODD в увлекательной игровой форме.

Как вы можете помочь своему ребенку?

Как родитель, вы полностью уполномочены помогать своему ребенку справляться с ODD. Следующие вещи могут улучшить жизнь вашего ребенка и помочь ему избавиться от расстройства:

  • Проработайте ваши отношения с ребенком и подтвердите тот факт, что он / она имеет для вас первостепенное значение. Проведите с ним качественное время и уделите все внимание, чтобы подчеркнуть тот факт, что он важнее всего.
  • Похвала поощряет позитивное поведение. Используйте это эффективно, чтобы улучшить такое поведение на регулярной основе. За каждый отрицательный комментарий, который вы используете, дайте шесть положительных комментариев. Воздерживаться от угроз и негативных последствий.
  • Краткие, точные инструкции полезны для передачи ваших мыслей ребенку. Спросите его, хочет ли он учиться после обеда или сразу. Эти конкретные варианты могут помочь вам получить желаемый ответ от ребенка.
  • Создайте таблицу вознаграждений за каждое позитивное поведение вашего ребенка. Дети в возрасте от 3 до 8 лет хорошо реагируют на это.
  • Немедленно устраняйте нежелательное или нежелательное поведение. Подумайте об отмене определенной привилегии, если ребенок не отвечает на инструкции после пары запросов.

Поскольку ODD – это расстройство поведения, развившееся из-за различных состояний вокруг ребенка, не принимайте его лично. Если вы сосредоточитесь на изменении поведения ребенка, вы сможете кардинально изменить его личность.

Ресурсы для родителей детей с оппозиционным непокорным расстройством – Теории – 2020

Если вашему ребенку был поставлен диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (ODD), вы можете не знать, с чего начать. Это может быть сложно изучать информацию, чтобы найти то, что стоит прочитать и что является пустой тратой вашего времени.

Давайте начнем с некоторой базовой информации, а также ресурсов для того, чтобы узнать больше, обсудить специфическое поведение и получить поддержку, чтобы вы могли лучше всего помочь своему ребенку с ODD.

Что такое ODD

ODD – это расстройство психического здоровья, при котором ребенок демонстрирует агрессию и целенаправленное плохое поведение. Считается, что это расстройство поведения чаще встречается у примерно 10–20 процентов детей школьного возраста у мальчиков, чем у девочек.

Размышляя об этом поведении, важно понимать, что многие дети без ODD время от времени демонстрируют некоторые из этих поведений. Так каковы нормальные проблемы поведения, а какие нет?

ODD – это образец неповиновения, негатива и враждебности, который по сути постоянен. Диагноз обычно не ставится до тех пор, пока эти формы поведения продолжаются не менее 6 месяцев. Симптомы ODD в отличие от нормального поведения детей могут включать в себя:

  • Частые вспышки гнева
  • Ложь и обвинение других в ошибках
  • Отказ следовать правилам
  • Опрашивающий орган
  • Чрезмерное спор с родителями и другими авторитетными фигурами
  • Быть легко раздражаемым или спровоцированным
  • Преднамеренно раздражать и раздражать других и преднамеренно вызывать конфликт
  • Мстительность, злобность других
  • Кажущаяся нехватка совести
  • Разочарование и недостаток концентрации для ребенка, а также снижение самооценки и трудности в формировании и сохранении дружеских отношений

Эти симптомы могут варьироваться от легкой до тяжелой, но, как правило, возникают в дошкольном возрасте и почти всегда до наступления половой зрелости. Поведение часто создает значительную дисфункцию как дома, так и в школе. К счастью, хотя такое поведение может привести к хаосу для родителей и учителей, около двух третей детей перерастают свое расстройство в подростковом возрасте.

Точно неизвестно, что вызывает ODD, но, скорее всего, это сочетание факторов. Генетика может играть роль и может увеличить восприимчивость к расстройству. Аномальные уровни нейротрансмиттеров в мозге могут играть биохимическую роль. Хотя ODD может развиваться у детей из любящих и стабильных семей, эти дети нередко ведут неблагополучную семейную жизнь и / или подвергаются насилию.

ODD может возникать наряду с другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания (ADD), тревожные расстройства, биполярное расстройство и языковые расстройства. Иногда требуется некоторое время, чтобы провести различие между ODD и другими распространенными расстройствами поведения у детей, такими как ADD / ADHD и расстройство поведения. (В то время как две трети детей перерастают это расстройство, около 30 процентов продолжают развивать расстройство поведения).

Что делать после диагностики

Когда вашему ребенку впервые поставлен диагноз ODD, полезно узнать как можно больше о расстройстве. Это не только поможет вам научиться справляться с поведением, но также может быть обнадеживающим узнать, что большинство детей перерастает расстройство. Знание этого само по себе может дать вам больше сил, чтобы справиться с трудным поведением сегодня.

Читайте также:  Неадекватное поведение ребенка: причины и что делать родителям

Программы для родителей могут быть чрезвычайно полезны для того, чтобы вы были в курсе того, как быстро родить ребенка с ODD. Некоторые из них включают в себя:

  • Невероятные годы
  • Взаимодействие родителей и детей
  • Совместные и проактивные решения

В зависимости от того, кто поставил диагноз вашему ребенку, вам также может понадобиться найти психотерапевта, который может ходить рядом с вами, пока вы изучаете инструменты для управления поведением вашего ребенка. Терапия, как было установлено, хорошо работает для детей с ODD, а также снижает вероятность того, что ODD будет прогрессировать, чтобы развить расстройство позднее в детстве или асоциальное расстройство личности во взрослом возрасте. Вы можете спросить своего врача или терапевта, знает ли она кого-либо, кто специализируется на лечении детей с ODD, или спросить в одном из онлайн-сообществ поддержки.

Родители, живущие с ребенком с ODD, часто учатся методом проб и ошибок и могут предложить вам ценные советы по поиску подходящего человека. Чаще всего это ребенок или подросток-психиатр, который ухаживает за ребенком с ODD.

Не бойтесь брать интервью у разных поставщиков. Важно, чтобы вы нашли союзника, который может помочь вам помочь вашему ребенку.

Если вы еще не видели педиатра вашего ребенка, это также важный первый шаг. Есть некоторые медицинские условия, которые могут привести к поведению, которое может быть принято за ODD, поэтому рекомендуется тщательное физическое обследование.

Как подготовить школу вашего ребенка

Если ваш ребенок учится в школе, важно встретиться с учителем вашего ребенка или другими лицами в школе, которые будут участвовать в его обучении. Сочетание школьной программы с положительным воспитанием дома является наиболее эффективным.

Услуги специального образования могут обеспечить поддержку и проживание вашего ребенка. Закон об образовании для лиц с ограниченными возможностями (IDEA) является федеральным законом, который обязывает предоставлять детям-инвалидам услуги, позволяющие ему функционировать в школе. Обычно это требует, чтобы расстройство ухудшало его успеваемость. Вы можете запросить оценку вашего ребенка в любое время.

Если ваш ребенок не имеет права на участие в программе IDEA (обычно в категории «другие люди с нарушениями здоровья»), он все равно может претендовать на индивидуальный план проживания в соответствии с разделом 504.

Вы также можете связаться со своим школьным округом, государственным департаментом образования или учебным и информационным центром штата.

Дисциплинирование ребенка с ODD

Возможно, вы прочитали все, что можете, но как вы дисциплинируете ребенка с ODD? Наличие ребенка с ODD может раздражать вас, но, несмотря на широкие возможности уделять негативное внимание, поиск возможностей для позитивного внимания действительно может помочь. Несмотря на то, что иногда могут потребоваться негативные последствия, позитивное внимание зачастую оказывается более эффективным.

К счастью, эти «позитивные» последствия, по-видимому, делают негативные последствия более эффективными, когда это необходимо. Также полезно избегать суровых наказаний и сосредоточиться на поведении, а не на ребенке. Перечисленные выше программы предоставляют множество примеров для работы с ребенком с ODD.

Варианты лечения

Как отмечено выше, терапия часто очень эффективна для детей с ODD и может препятствовать прогрессированию состояния к расстройству поведения или асоциальному расстройству личности. Варианты, найденные, чтобы быть полезными для детей с ODD, включают:

  • Обучение родительского менеджмента
  • Семейная терапия
  • Обучение навыкам решения когнитивных задач
  • Программы социальных навыков
  • Школьные программы
  • лекарственные препараты

Следует отметить, что не существует каких-либо конкретных лекарств, рекомендуемых для лечения ODD, и одни лекарства не должны использоваться для лечения этого заболевания. Однако лекарства могут быть полезны при контроле некоторых видов поведения или для сосуществования состояний психического здоровья.

Жизнь с ребёнком

Жизнь с ребенком с ODD может оставить вас на грани и разочарование. Может быть непросто выполнить резервное копирование и рассмотреть поведение отдельно от самого ребенка и сохранять спокойствие. Вот несколько советов, которые помогли другим родителям справиться с повседневными проблемами, связанными с жизнью с ребенком с ODD.

  • Ограничьте количество вопросов, которые вы задаете своему ребенку.
  • Дайте своему ребенку достаточно времени для творческой игры.
  • Часто предоставляйте положительные отзывы, даже если ваш ребенок положительно реагирует на незначительные проблемы. Усиление поведения с позитивным вниманием может уменьшить количество негативного внимания, которого требует ее поведение.
  • Не парься по мелочам. Возможно, лучше игнорировать незначительные поведенческие проблемы, пока вы не решите основные проблемы. Сказано по-другому: «Выбери свои битвы».
  • Расписание ежедневных доз один на один.
  • Установите четкие бытовые правила.
  • «Прогулка гуляет»: «Моделируйте позитивное поведение, которое ваши дети будут наблюдать».
  • Хвалите своего ребенка часто.
  • Предлагайте четкие последствия и помните, что последствия не совпадают с наказанием.
  • Избегайте борьбы за власть.

Получение профессиональной помощи

Даже если вы будете следовать всем советам, приведенным выше, для воспитания ребенка с ODD, вы все равно можете чувствовать себя подавленным. Найдите время, чтобы подумать, когда вам следует обратиться за помощью в случае проблем с поведением вашего ребенка.

Если проблемы поведения вашего ребенка не меняются, когда вы включаете дисциплинарные стратегии, если его поведение мешает школе или его общественной жизни, или если его поведение не соответствует возрасту, вероятно, пришло время обратиться за помощью.

Полезные ресурсы

Вебсайты

Сайты, которые предлагают идеи для родителей, имеющих ребенка с ODD, включают в себя:

  • DocSpeak предлагает дополнительную информацию, которая непосредственно относится к родителям детей, живущих с ODD.
  • Преобразование Трудного Ребенка разработано, чтобы помочь детям управлять их интенсивностью различными способами.
  • «Жизнь в балансе» – это еще один сайт, который помогает детям в совместном решении проблем.

ODD обычно диагностируется в дошкольные годы или вскоре после этого, и для многих детей он решается к 18 годам. При этом сочетание «нормальных» проблем подростка с лечением ODD может стать проблемой. Следующие сайты посвящены трудному поведению подростков, включая ODD.

  • Подростки с проблемами

Справочные сайты

Есть несколько справочных сайтов, которые предоставляют хорошие обзоры диагностики и лечения ODD. Сайты, упомянутые здесь, имеют информацию, предоставленную теми, кто обучен управлению детьми с ODD, и часто обновляются. Надежные сайты включают в себя:

  • Американская академия детской и взрослой психиатрии
  • Цинциннати, детская больница, медицинский центр

ДОБАВИТЬ Сайты

Как отмечалось ранее, ODD часто сосуществует с другими расстройствами, такими как ADD. Иногда управление ODD аналогично управлению ADD, но в других случаях важно различать два диагноза. Эти сайты, посвященные СДВ, могут предложить помощь, когда у вашего ребенка ОДД является сопутствующим заболеванием.

  • Национальный ресурсный центр по AD / HD
  • Журнал ADDitude
  • ДОБАВИТЬ СДВГ Авансы

книги

В дополнение к веб-сайтам, подкастам и видео на Youtube, есть целые книги, посвященные тому, как помочь родителям справиться с ребенком, страдающим от ODD, и ухаживать за ним. Книги, которые могут быть полезны, включают:

  • Взрывное дитя , Росс В. Грин
  • The Defiant Child , Дуглас Райли (опубликован в 1997 году, но все еще очень актуален)
  • Метод Каздина для воспитания непокорного ребенка , Алан Каздин

Поддержка родителей

Возможность поговорить с другими родителями, живущими с ребенком с ODD, может быть бесценной. Независимо от того, насколько вдумчивы и понимают ваша семья и друзья, в разговорах с другими людьми, сталкивающимися с такими же проблемами, есть нечто особенное.

В дополнение к эмоциональной поддержке сообщества онлайн-поддержки могут помочь вам узнать о последних результатах и ​​подходах к управлению ODD. В конце концов, нет никого более заинтересованного в том, чтобы понимать повседневную жизнь ребенка с ODD больше, чем других родителей.

Онлайн группы поддержки позволяют вам получить понимание и совет от других родителей по всему миру. Существует ряд других онлайн-групп, а также групп в Facebook, предназначенных для связи родителей, которые живут с ребенком, у которого есть ODD.

Суть

Изучение того, что у вашего ребенка ODD, может вызвать массу смешанных эмоций. Вы можете испытать облегчение, когда наконец-то найдете ярлык для поведения вашего ребенка, но в то же время боитесь, что это будет означать в будущем.

Как родители, диагноз также может заставить вас усомниться в своих собственных родительских навыках. И все же чувство вины и стыда контрпродуктивно для обучения тому, как удовлетворить потребности вашего ребенка. Есть много детей, воспитанных в теплой и любящей семье, которые, тем не менее, страдают от ODD.

После того, как у вас есть диагноз, вы можете, наконец, начать заниматься поведением. Поговорите со своим врачом. Найдите хорошего ребенка или подросткового психиатра. Станьте участником групп поддержки. Отдохните немного в осознании того, что большинство детей «перерастают» такое поведение. Тем не менее, терапия может иметь большое значение для снижения вероятности сохранения поведения вашего ребенка.

Изучите приведенные выше советы и используйте предоставленные ресурсы и ссылки, чтобы обучить и расширить свои возможности в качестве родителя ребенка с ODD.

Психологическая помощь онлайн

Основатель, супервизор и ведущий психолог Gaverdovskaya Studio

Критерии диагностирования 313.81 (F91.3)

A. Паттерн злобного/раздражительного настроения, конфликтного/вызывающего поведения, мстительность, длящиеся более шести месяцев, сопровождающиеся по крайней мере четырьмя из описанных ниже симптомов и демонстрируемые в процессе взаимодействия с одним и более людьми, не являющимися братом или сестрой.

1. Часто выходит из себя
2. Часто обижается/легко раздражается
3. Часто зол и злопамятен

4. Часто спорит с представителями власти или, в случае детей и подростков, со взрослыми.
5. Часто открыто игнорирует или отказывается подчиняться правилам или требованиям представителей власти.
6. Часто сознательно раздражает других
7. Часто винит других за свое поведение.

8. Злоба и мстительность по крайней мере дважды за последние шесть месяцев.

Устойчивость и частота такого поведения является показателем того, насколько оно находится в пределах нормы или является симптоматичным. Для детей младше пяти лет такое поведение должно быть типичным практически каждый день на протяжении шести месяцев (критерий А8). Для возраста свыше пяти лет такое поведение должно проявляться по крайней мере раз в неделю на протяжении шести месяцев (критерий А8). Критерий частоты используется для определения симптомов, но также следует учитывать другие факторы, такие как возраст и пол человека, а также культуру общества, в котором он растет.

B. Нестабильность поведения связана с напряженным состоянием индивида или его ближайшего социального окружения (семья, peer-группа, коллеги по работе), что негативно сказывается на социальной, образовательной, рабочей и других областях жизни.

C. Проявления расстройства не связаны исключительно с психозом, употреблением веществ, депрессией и биполярным расстройством. Также симптомы проявляются в отсутствие расстройства регуляции поведения.

Степени тяжести расстройства:

1. : Симптомы проявляются только в определенной обстановке (например, дома, в школе, на работе, со сверстниками)
2. : Симптомы проявляются по крайней мере в двух местах
3. : Симптомы проявляются в трех и более местах

Специфика

Для людей с ODD довольно типично демонстрировать симптомы только дома и с членами семьи. Однако постоянный характер симптомов является индикатором тяжести расстройства.

Характерные черты

Основной чертой оппозиционно-вызывающего расстройства является частый и устойчивый паттерн злобного/раздражительного настроения, конфликтного/вызывающего поведения или мстительности (Критерий А). Люди с ODD нередко демонстрируют характерные черты расстройства в отсутствие плохого настроения. Однако люди с ODD с паттерном злобного/раздражительного настроения также демонстрируют поведенческие паттерны.

Симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства могут проявляться только в одной обстановке, и чаще всего это дом. Индивиды, которые демонстрируют достаточное для диагноза количество симптомов, даже проявляющихся только дома, все равно находятся в условиях ограниченного социального функционирования. Однако в более тяжелых случаях симптомы расстройства проявляются в нескольких местах. Учитывая то, что постоянный характер симптомов является индикатором тяжести расстройства, необходимо оценить поведение индивида в разной обстановке и в разных интеракциях. Поскольку такое поведение типично для братьев и сестер, поведение индивидов с расстройством нужно оценить во взаимодействии с другими людьми, не братьями/сестрами. Далее, поскольку симптомы расстройства обычно проявляются во взаимодействии со взрослыми или родственниками, которых индивид хорошо знает, они могут быть неочевидными в условиях клинического освидетельствования.

Симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства в некоторой степени могут присутствовать у индивидов без расстройства. Есть несколько признаков для определения поведения, симптоматичного расстройству. Во-первых, должны присутствовать четыре и более симптомов на протяжении последних шести месяцев. Во-вторых, устойчивость и частота симптомов должны превышать норму для данного возраста, пола и социальной культуры. Например, дети-дошкольники нередко «демонстрируют характер» на еженедельной основе. Приступы гнева у дошкольников будут считаться симптомом оппозиционно-вызывающего расстройства, только если они проявлялись в большую часть дней на протяжении последних шести месяцев, если они сочетались с по крайней мере тремя другими симптомами расстройства, и сопровождались осложнениями (например, разрушение вещей во время приступов гнева, повлекшее за собой отчисление из детского сада).

Симптомы расстройства часто являются частью паттерна проблемного взаимодействия с другими людьми. К тому же индивиды с расстройством не считают себя злобными, конфликтными или дерзкими. Наоборот, они часто считают свое поведение ответом на нереалистичные требования или обстоятельства. Таким образом, бывает тяжело разъединить вклад индивида с расстройством от проблемного взаимодействия, в котором он/она участвует. Например, дети с ODD могут быть жертвой жестокого обращения родителей, и сложно определить, является ли поведение ребенка причиной или следствием жестокого обращения, или комбинацией этих факторов. Сможет или нет психиатр выделить относительный вклад казуальных факторов, это не должно влиять на диагноз. В ситуации, когда ребенок живет в особенно плохих условиях жестокого обращения и пренебрежения его потребностями (например, в детском доме), участие врача в устранении влияния среды может быть полезным.

Дополнительные характерные черты, подтверждающие диагноз

У детей и подростков оппозиционно-вызывающее расстройство чаще возникает в семьях, в которых процесс воспитания ребенка нарушался из-за постоянной смены ответственных за него взрослых, или в семьях с жестким, непоследовательным, невнимательным воспитанием. Два наиболее часто встречающихся расстройства, сопряженных с оппозиционно-вызывающим расстройством – это синдром дефицита внимания и гиперактивности и кондуктивное расстройство. ODD может быть связано с повышенным риском попыток суицида даже в отсутствие сопутствующих расстройств.

Читайте также:  Как научить ребенка быть дисциплинированным

Распространение

Оппозиционно-вызывающее расстройство встречается в 1-11% случаев, средний показатель – 3.3%. Этот показатель консистентен для всех стран, рас и этничностей. Степень распространенности этого расстройства зависит от возраста и пола ребенка. Расстройство у детей чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В подростковом и взрослом возрасте превалирование какого-либо пола не наблюдается.

Развитие и течение

Первые симптомы ODD обычно появляются в дошкольном возрасте, редко – в раннем отрочестве. Развитие ODD часто предшествует кондуктивному расстройству, особенно появившемуся в детстве. Однако, многие дети и подростки с ODD не страдают от кондуктивного расстройства. ODD также связан с риском развития тревожного расстройства и депрессии, даже в отсутствие кондуктивного расстройства. Конфликтное, вызывающее поведение и мстительность являются наиболее частыми факторами риска для развития кондуктивного расстройства, тогда как злобное/раздражительное настроение является фактором риска для эмоциональных расстройств.

Проявления расстройства на протяжении развития индивида являются постоянными. Дети и подростки с ODD испытывают проблемы с адаптацией во взрослом возрасте, включая анти-социальное поведение, проблемы с импульс-контролем, употребление веществ, тревожность и депрессию.

Многие типы поведения, типичные для ODD, становятся более частыми в детстве и отрочестве. Поэтому так важно оценить частоту этих проявлений относительно нормы до того, как их диагностируют как симптомы.

Прогнозирование риска

Факторы, связанные с темпераментом, часто имеют отношение к регулированию эмоций (например, высокий уровень эмоциональной восприимчивости, низкая устойчивость к фрустрации) и могут быть фактором риска.

. В семьях с жестким, непоследовательным, невнимательным воспитанием дети часто получают диагноз ODD, подобные родительские практики играют важную роль в теориях объяснения возникновения этого расстройства.

Некоторые нейро-биологические факторы (например, низкий сердечный ритм, электрическая активность кожи, пониженный базальный уровень картизола, атипичные префронтальный кортекс и миндалевидное тело) связаны с ODD. Однако, большинство исследований не нашло различий между детьми с ODD и кондуктивным расстройством. Таким образом, специфика определяющих ODD факторов остается неясной.

Функциональные последствия ODD

Индивиды с ODD демонстрируют конфликтное поведение с родителями, учителями, начальниками, сверстниками и романтическими партнерами. Это поведение имеет результатом сложности в эмоциональной, социальной, академической и профессиональной сферах жизни.

Схожие диагнозы

Кондуктивное расстройство и ODD оба связаны с проблемами с поведением, приводящими к конфликтам с представителями власти (например, родителями, начальниками). Проявления ODD носят менее тяжелый характер, чем при кондуктивном расстройстве, и не включают в себя агрессию по отношению к людям и животным, разрушение собственности, обман и кражи. Далее, ODD связан с проблемами в регулировании эмоций (гнев и раздражительность), которые не являются симптомами кондуктивного расстройства.

ADHD часто идет в паре с ODD. Для постановки дополнительного диагноза ODD необходимо установить, что нежелание индивида следовать просьбам и требованиям происходит не только в ситуациях, требующих усилий или внимания, или когда требуется сидеть спокойно (например, в классе).

Депрессия и биполярное расстройство часто включают в себя негативные эмоции и раздражительность. Следовательно, диагноз ODD нельзя ставить, если его симптомы проявляются исключительно на фоне расстройств настроения.

Расстройство регуляции поведения и ODD оба связаны с хроническим плохим настроением и приступами гнева. Однако тяжесть, частота и хронический характер вспышек гнева имеют более яркий характер у индивидов с расстройством регуляции поведения, а не с ODD.

Таким образом, лишь небольшая часть детей и подростков с ODD страдают от расстройства регуляции поведения. Индивидам с этим расстройством не ставят диагноз ODD, даже при наличии всех его критериев.

. IED также характеризуется вспышками гнева. Однако это расстройство связано с серьезными проявлениями агрессии, не являющимися симптомами ODD.

Индивидам с нарушениями интеллектуального развития ставится диагноз ODD, только если оппозиционное поведение проявляется гораздо ярче, чем у индивидов на схожем уровне ментального развития с таким же заболеванием.

. ODD также не следует путать со сложностями в следовании указаниям, связанными с нарушением восприятия (например, потеря слуха).

ODD также следует отличать от вызывающего поведения, связанного со страхом перед негативной оценкой окружающих, характерным для тревожного расстройства.

Коморбидность

Частота ODD наиболее высока в выборках детей, подростков и взрослых с ADHD, что может быть результатом общих факторов риска, связанных с темпераментом. Также, ODD часто предшествует кондуктивному расстройству, чаще всего появившемуся в детстве. Индивиды с ODD рискуют развить тревожное и депрессивное расстройства в связи с присутствием гнева и раздражительности. Подростки и взрослые с ODD часто злоупотребляют веществами, хотя до конца не ясно, является ли это независимым от кондуктивного расстройства фактором риска.

«1 Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Aenean euismod bibendum laoreet. Proin gravida dolor sit amet lacus accumsan et viverra justo commodo. Proin sodales pulvinar tempor. Cum sociis natoque penatibus et magnis dis parturient montes, nascetur ridiculus mus. »

20+ странностей в поведении ребенка, которые могут говорить о психическом отклонении

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мальчики в 2 раза чаще страдают расстройствами развития, чем девочки. Причины нарушений различны: недоношенность, осложнения при родах, болезнь во время беременности, низкий вес при рождении и так далее. При этом любое расстройство, пусть и незначительно, осложняет дальнейшую жизнь, а вот проявляется с самого детства. Поэтому в наших же интересах вовремя выявить его, чтобы успешно устранить.

Мы в AdMe.ru выяснили, по каким признакам можно самостоятельно распознать наиболее частые нарушения в развитии: аутизм, дислексию, дисграфию и гиперактивность.

Аутизм

Начинает проявляться обычно в возрасте 2 лет, к 5 годам симптомы становятся более заметными. В это время и ставят диагноз. Интересно, что, по статистике, у девочек аутизм встречается в 4 раза реже.

Вопреки устоявшемуся стереотипу, аутизм не мешает людям развиваться и самореализовываться. Главная проблема, с которой они сталкиваются, — трудности в общении, особенно с незнакомцами. Впрочем, важно знать, что при сильном желании аутизм вполне успешно поддается коррекции.

Самостоятельно распознать расстройство можно по не вполне обычному поведению ребенка:

  • Он боится общения с незнакомыми людьми, а во время разговора не может держать зрительный контакт. Неспособен к эмпатии и, как следствие, не умеет сочувствовать: может смеяться, когда кто-то плачет, и наоборот.
  • Склонен к автоматическим действиям. Может раскачиваться, как маятник, ритмично стучать по какой-либо поверхности, расставлять игрушки в ряд по самостоятельно придуманному принципу. Занятие не вызывает скуки, ребенок может делать это в течение нескольких часов. Взгляд в это время обычно отсутствующий.

  • Не чувствует социального контекста: ведет себя одинаково дома, в садике или школе, в гостях у чужих людей. Общается со всеми в одной манере. Может говорить незнакомым взрослым «ты» или, наоборот, обращаться на «вы» к сверстникам.
  • Не может овладеть невербальной техникой общения. Не понимает жесты других людей, сам их почти не использует. В особенно тяжелых случаях отмечается полное отсутствие мимики.
  • Боится любых изменений. Даже незначительная перестановка мебели может спровоцировать истерику или приступ паники. То же самое относится к рациону питания, маршрутам в школу или садик и другим вещам, к которым ребенок привык.

Обладает развитыми рецепторами: любит ощупывать предметы, чувствует тончайшие запахи. Часто пристально рассматривает текстуры дерева, камня и подобных им материалов. Обычно имеет высокий болевой порог и может ради интереса пощипывать или покалывать собственную кожу.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Сокращенно — СДВГ. Вопреки общественному мнению, такое нарушение имеет смысл подозревать у детей не младше 4 лет и только в том случае, если признаки проявляются изо дня в день. Если симптомы есть, но они редки, ребенок абсолютно нормален. Это расстройство успешно лечат, часто медитативными техниками.

Согласно статистике, СДВГ чаще встречается у близнецов и детей, которые родились чуть ранее положенного срока. Также в группе риска мальчики: такое расстройство у них встречается в 3 раза чаще.

На взрослую жизнь влияет слабо: человек принимает необдуманные решения, ведет себя беспокойно и может навязывать свое общество окружающим, с трудом выполняет рутинную сидячую работу.

Обнаружить СДВГ просто. Достаточно обратить внимание на поведение ребенка:

Непослушные дети и Оппозиционное Вызывающее Расстройство

Современные дети совершенно не слушаются родителей, не уважают старших, не хотят учиться и соблюдать элементарные правила поведения. (Сократ, V век до н.э.)

Достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок не готов слепо подчиняться родительским указаниям или распоряжениям. Иногда, по мере взросления, он начинает не просто отказываться, заявляя «не хочу», но и возражает, приводя в аргументы в пользу своего отказа. Другими словами, у ребенка появляется свое мнение, и он готов руководствоваться собственными накопленными знаниями и опытом. Опыт этот пока еще мал, не достаточен для самостоятельных решений, и часто противоречит социальным нормам и правилам.

Все это, до поры до времени, абсолютно нормально для развивающейся личности. Но что делать, если подобное поведение не эпизодично, а превращается в систематическое поведение? Часто или постоянно ребенок сердится, находится в состоянии постоянного раздражения при общении с родителями, а иногда и учителями, легко выходит из себя, обижается сам и обижает окружающих, злится и готов поссориться со всеми вокруг.

В таком случае, у родителей должны возникнуть вопросы о психическом (психологическом) благополучии их сына или дочери.

Если, в добавок к перечисленному, ребенок ведет себя вызывающе, не признает авторитетов, спорит со старшими и дерзит им; отказывается соблюдать установленные взрослыми правила или требования, сознательно вызывая раздражение окружающих и в его поведении сквозит озлобленность, самое время задуматься над тем, что такие симтомы больше всего соответствуют определению Оппозиционное Вызывающее Расстройство (ОВР).

Если такое расстройство проявляется только дома или только в школе, то оно считается умеренным. Если в трех или более группах общения – серьезным.

Когда нужно обратиться к врачу

Признаки ОВР обычно начинаются в дошкольные годы. Ваш ребенок вряд ли сам распознает свое поведение как проблему. Вместо этого он, вероятно, будет жаловаться на необоснованные требования или обвинять других в его проблемах. Если ваш ребенок проявляет признаки, которые могут указывать на ОВР или другое разрушительное поведение, или вы обеспокоены своей способностью родителя бросить вызов ребенку, обратитесь за помощью к детскому психологу, обладающему опытом в проблемах с нарушениями поведения. Поведенческое лечение ОВР включает в себя навыки обучения, помогающие создавать позитивные семейные взаимодействия и управлять проблемным поведением. Может потребоваться дополнительная терапия и, возможно, лекарства для лечения связанных с этим расстройством нарушений.

Однозначной явной причины возникновения ОВР не обнаружено, однако возможными причинами могут быть сочетание унаследованных и экологических факторов, в том числе:

Генетика — естественная склонность или темперамент ребенка и, возможно, нейробиологические различия в особенностях нервной системы и функции мозга.

Окружающая среда — проблемы с воспитанием детей, такие как отсутствие надлежащего внимания или гиперопека, непоследовательность требований, жесткая дисциплина, злоупотребления родительской властью или пренебрежение.

Факторы риска

Темперамент – в характере ребенка заложены трудности с управлением эмоциями, такие как эмоциональное реагирование на ситуации или проблемы переживания любого разочарования.

Проблемы с воспитанием — ребенок, который испытывает насилие или пренебрежение, жесткую или непоследовательную дисциплину или отсутствие родительского внимания.

Другие семейные проблемы — ребенок, который живет в скандальной или неполной семье или имеет родителя с психическим заболеванием или расстройством употребления психоактивных веществ.

Окружающая среда — оппозиционное и вызывающее поведение может быть спровоцировано и усилено за счет внимания со стороны сверстников и непоследовательных требований дисциплины от других авторитетных фигур, таких как учителя.

Чтобы определить, имеет ли ваш ребенок оппозиционное вызывающее расстройство, детский психолог или психотерапевт, скорее всего, проведет всестороннюю психологическую диагностику. Поскольку ОВР часто встречается наряду с другими поведенческими или психическими проблемами, симптомы ОВР может быть трудно отличить от симптомов, связанных с другими проблемами.

Будьте готовы предоставить специалисту следующую информацию о ребенке:

  • Общее самочувствие.
  • Частота и интенсивность оппозиционного поведения.
  • Эмоции и поведение в разных ситуациях и отношениях. Семейная ситуация и взаимоотношения членов семьи.
  • Стратегии, которые были полезны — или не помогли — в управлении проблемным поведением
  • Наличие других нарушений психического плана, обучения или общения.

Лечение

Лечение оппозиционного вызывающего расстройства в первую очередь связано с вмешательством на основе семьи и семейных отношений, но оно может включать в себя и различные виды психотерапии и обучения для вашего ребенка, а также для родителей. Лечение часто длится несколько месяцев или дольше. Важно рассматривать любые возникающие проблемы, такие как расстройство поведения или обучения, поскольку они могут создавать или ухудшать симптомы ОВР, если их не лечить.

Для лечения ОВР не используются лекарства, если только у вашего ребенка нет другого расстройства психики. Если у вашего ребенка сосуществуют расстройства, такие как СДВГ, беспокойство или депрессия, лекарства могут помочь избавиться от них.

Краеугольные камни лечения ОВР обычно включают:

Родительская подготовка.

Психотерапевт или детский психолог с опытом лечения ОВР может помочь вам развить навыки воспитания, которые будут более последовательными, позитивными и будут меньше расстраивать вас и вашего ребенка. В некоторых случаях ваш ребенок может участвовать в этом обучении вместе с вами, поэтому каждый в вашей семье разрабатывает общие цели для решения проблем. Привлечение других авторитетных фигур, таких как учителя, к обучению может быть важной частью лечения.

Лечебно-родительская терапия.

Во время лечебно-родительской терапии психотерапевт или детский психолог тренирует родителей, когда они взаимодействуют со своим ребенком. Например, как вариант, он направляет родителей по стратегиям, которые усиливают позитивное поведение их ребенка. В результате родители учатся более эффективным методам воспитания, улучшается качество отношений между родителем и ребенком и уменьшаются проблемы взаимодействия.

Индивидуальная и семейная терапия.

Индивидуальная терапия для вашего ребенка может помочь ему или ей научиться управлять гневом и выражать чувства более здоровым способом. Семейная терапия может помочь улучшить ваше общение и отношения и помочь членам вашей семьи научиться работать вместе.

Обучение познавательной проблеме.

Этот тип терапии направлен на то, чтобы помочь вашему ребенку определить и изменить модели мышления, которые приводят к поведенческим проблемам. Совместное решение проблем — в котором вы и ваш ребёнок работаете вместе, чтобы придумать решения, которые работают для вас обоих, могут помочь решить проблемы, связанные с ОВР.

Обучение социальным навыкам.

Ваш ребенок может также пройти терапию, которая поможет ему или ей быть более гибкой и научиться взаимодействовать более позитивно и эффективно со сверстниками.

В рамках обучения родителей вы можете узнать, как управлять поведением вашего ребенка:

  • Предоставление четких инструкций и последующие действия с соответствующими последствиями при необходимости.
  • Признание и восхваление хорошего поведения вашего ребенка и положительные характеристики для продвижения желаемого поведения.

Хотя некоторые методы воспитания могут показаться очевидными, научиться использовать их последовательно перед лицом оппозиции непросто, особенно если дома есть другие стрессоры. Изучение этих навыков потребует рутинной практики и терпения.

Самое важное в успешной борьбе с недугом – проявить искреннюю любовь и заботу к собственному ребенку, принять его таким, какой он есть и нежно, но твердо провести его через достаточно жесткий для большинства процесс к выздоровлению.

Расстройство поведения у детей и подростков

Для каждого периода детства характерны отхождения от поведенческих норм, обусловленные возрастным кризисом. Однако, когда подобные отхождения затягиваются, формируя стойкое деструктивное поведение, говорят о поведенческом расстройстве. Расстройствами поведения называют стабильный образ действий, характеризующийся отказом поддержания свойственных определенному возрасту правил, норм данного социума, а также нарушающих права других людей.

Подобный диагноз выставляется очень осторожно. Необходимо соответствие сразу нескольким критериям поведенческой дезорганизации, длящихся не менее 6 месяцев. Обязательно учитывается возраст больного. Например, вспышки ярости считаются нормой касательно 3-х летних детей, но у младших школьников подобный признак уже заставляет насторожиться. Отдельные, эпизодические нарушения образа действий во внимание не берутся.

Общие закономерности

Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.

Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:

  • конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
  • агрессивное отношение к животным, людям;
  • разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
  • лживость, двуличность, подлость.

Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.

Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:

  • открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
  • скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
  • скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.

К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.

Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.

Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств. Тогда внимание акцентируется на основном заболевании.

Причины

Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.

Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.

Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.

Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями.

Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Несоциализированное/социализированное нарушение поведения

Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.

Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.

Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:

  • хулиганство;
  • физическое, психическое насилие, драчливость;
  • жестокость относительно детей, животных;
  • порча имущества.

Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.

Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.

Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.

Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.

Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.

Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.

Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.

Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.

Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.

Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.

Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Депрессивное расстройство

Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.

Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.

Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.

Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Девиантное поведение

Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.

Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.

Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.

Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.

Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:

  • освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
  • избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
  • демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
  • побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.

Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.

Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.

Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.

Читайте также:  Психологи рекомендуют никогда не оставлять детей плачущими
Ссылка на основную публикацию