Познавательное развитие дошкольников с родителями: советы

Рекомендации родителям по организации познавательной деятельности детей.
консультация по теме

Рекомендации родителям по организации познавательной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
shokaeva_d.k.rekomendatsii_roditelyam_po_organizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti_detey.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по организации познавательной деятельности детей.

Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста предполагает:

Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

Формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем его предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени; развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования:

  • Живые объекты, природа:различение живого и неживого,бережное и уважительное отношение к живому,готовность заботиться о ком-то или о чём-то;
  • Представления о правилах безопасности поведения;
  • Неживые объекты, предметы:орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребёнку, как ими пользоваться;
  • Технические средства, включая средства передвижения, – знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
  • Игрушки – ребёнок использует их по своему усмотрению;
  • Материалы (конструкторы, изоматериалы и т. п. – ребёнок исследует и использует их самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • Эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
  • Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
  • Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «навырост».

6. По возможности больше путешествуйте с ребёнком.

7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8. Ходите с ребёнком в музеи.

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Взаимодействие с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

кристина гараева
Взаимодействие с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере дошкольного образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. На первое место выходит развитие любознательной, активной, творческой личности, способной к принятию собственных решений, саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир.

Актуальностью данной проблемы является создание в ДОО условий для формирования любознательности и познавательных интересов, однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только во взаимодействии с родителями.

Цель разработки – рассмотрение особенностей взаимодействия педагогов ДОО с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности.

– Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру совместно с родителями;

– Создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

– Обогатить развивающую предметно-пространственную среду по формированию познавательных интересов дошкольников;

– Способствовать формированию целостного устойчивого познавательного интереса у ребенка совместно с родителями;

– Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах познавательно-исследовательской деятельности детей.

Реализация работы с родителями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности.

Для реализации избранного направления был разработан перспективный план работы с родителями с сентября по август.

1. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов».

2. Родительское собрание «Растить любознательных».

Форма проведения: круглый стол, дискуссия.

Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

3. Создание «почтового ящика» – это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателю. Делиться мыслями, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями.

1. Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через прогулки».

2. Создание картотеки прогулок (для родителей).

Цель: раскрыть для родителей ценность прогулки в формировании познавательного интереса, как важную составляющую разностороннего развития ребенка.

1. Консультация «Общаемся с детьми».

2. Памятка для родителей «Правила эффективного воспитания в семье».

3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.

1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «волшебница-вода». Родители вместе с детьми показывают опыты с водой.

2. Папка – передвижка «Как провести выходной день с ребенком».

1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек».

2. Создание мини-музея «Волшебный мир камней».

3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»- вечер вопросов и ответов.

1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь». Мастер-класс по росписи камней.

2. Памятка для родителей «Три основных способа познания окружающего мира».

3. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

1. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «Чудесное электричество» (Опыты, эксперименты).

2. Конкурс «Лучшая книга загадок».

1. Проект «Огород на подоконнике».

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

2. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу».

3. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «Занимательный магнит». Родители вместе с детьми показывают опыты с магнитом.

1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

2. Создание картотеки опытов и экспериментов (для родителей).

3. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

1. Праздник «Волшебная песочница». Организация игр и опытов с песком и водой.

2. Консультация для родителей «Мир, в котором мы живем».

3. Создание мини-музея «Моя первая энциклопедия».

4. Организация прогулки-экскурсии на поляну совместно с родителями.

Цель: раскрыть для родителей важность наблюдений в природе, любования красотой и разнообразием растительного и животного мира в формировании любознательной, активной, творческой личности ребенка.

1. Памятка для родителей «Экскурсия по родному краю: 10 мест, которые стоит посетить вместе с ребенком».

2. Проект «Энциклопедия городов России». Дошкольники совместно с родителями и педагогом собирают материал о разных городах России и оформляют его в виде рукописной книги, сопровождая текстом и фотографиями.

3. Открытое заседание клуба «Юный исследователь» по теме «Фокус- покус». Родители с детьми показывают различные фокусы.

1. Памятка для родителей «Как организовать в домашних условиях лабораторию».

2. Создание мини-музея семян, плодов и косточек.

3. Проект «Красная Книга». Создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных и птиц.

4. Итоговое родительское собрание. Подведение итогов. Чаепитие. Вручение грамот и благодарственных писем родителей.

В методической разработке учитывались два основных принципа ФГОС ДО: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и сотрудничество организации с семьей.

Формирование познавательных интересов отчетливо прослеживается в познавательно-исследовательской деятельности, так как в ней лежат жажда познания, стремление к открытиям, любознательность и потребность в умственных впечатлениях и многое другое. Но добиться эффективных результатов в развитии ребенка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.

Для решения задач, поставленных в начале творческой разработке, использовались разнообразные способы и средства в работе с родителями: консультации, памятки для родителей и создание картотек, которые печатаются вручную и раздаются по одному экземпляру на семью – способствуют повышению педагогической культуры родителей. Совместные проекты с родителями не только создают условия для участия в образовательной деятельности, но и развивают любознательность, вызывают интерес к совместной деятельности, а также воспитывают у дошкольников целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Создания мини-музеев – способствуют обогащению развивающей предметно-пространственной среды (все коллекции остаются в детском саду в экспериментальном уголке). Создание в группе семейного клуба «Юный исследователь» способствует развитию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у дошкольников и их родителей. Также проводились родительское собрание, мероприятия, конкурсы и праздники, которые укрепили детско-родительские отношения, т. к. у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, когда кто-то из членов семьи принимает участие в жизни детского сада. Это сильно стимулирует стремление детей к достижению успеха. Все способы взаимодействия с родителями формируют целостный устойчивый познавательный интерес.

Подводя итоги творческой разработки по теме «Взаимодействие с семьями по формированию познавательных интересов в познавательно-исследовательской деятельности» можно сделать вывод: развитие любознательной, активной, творческой личности ребенка, способной к принятию собственных решений возможно в познавательно-исследовательской деятельности при полноценном сотрудничестве ДОО и семьи.

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Эссе воспитателя в стихах Уважаемые коллеги!Очень скоро будет наш с вами профессиональный праздник «День дошкольного работника». В современном обществе к воспитателю.

Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта

Роза Власова
Познавательное развитие детей через взаимодействие с родителями по реализации педагогического проекта

Познавательное развитие детей

через взаимодействие с родителями

по реализации педагогического проекта

Из опыта работы Власовой Р. Н. ,

воспитателя группы дошкольного возраста

МКДОУ детский сад «Светлячок» пгт Подосиновец

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям и без самых главных людей для ребенка – его родителей – это невозможно. Очень важно, чтобы родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали, что от них зависит, станет ли малыш в будущем успешным членом общества. Антон Семенович Макаренко говорил: «Воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию, т. е необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Для объединения усилий моих, как педагога, и родителей, как важного звена в образовании и воспитании, я в своей практике применяю технологию проектной деятельности. Проектная деятельность сама по себе носит характер сотрудничества, так как ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать задачи, проблемы и выводы.

Современные исследователи В. П. Бедержанов, О. С. Газман, В. Г. Маралов и ряд других отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т. е автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

Данное взаимодействие строю на формировании у детей познавательной активности, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики и оказывает хорошее влияние на развитие познавательной активности и инициативы, учит анализу и синтезу полученных знаний, развивает творческие способности, мыслительную деятельность, коммуникативные навыки.

(на слайд – ФГОС ДО определены задачи познавательного развития:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.)

Познавательная активность выражается в потребности исследовать окружающий мир, т. е. в формировании у детей представления о себе как о человеке, субъекте общества, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

На примере работы в подготовительной группе я представлю организацию взаимодействия педагога, детей и родителей.

Для организации проектной деятельности и согласования воспитательных воздействий на ребенка (слайд с назв) мной было проведено анкетирование по выяснению образовательных потребностей семей. На основе собранных данных мной проанализированы особенности родственных связей каждого ребенка, традиции семьи и семейного воспитания. На основе индивидуальных особенностей каждой семьи мной выработана тактика общения с каждым родителем, т. е я разработала для себя критерии, которые назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Качественными показателями этого критерия являются: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы (слайд) родителей на начало учебного года:

Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – наблюдатели, которые участвуют в мероприятии, но со стороны – т. е. наблюдателя.

Так у меня появилась возможность лично-ориентированног подхода к родителям во время организации и проведения мероприятий, направленных на познавательное развитие детей.

В прошлом учебном году в нашей подготовительной группе был реализован педагогический проект «Мы воспитываем вместе». Его участниками стали воспитанники, их родители и педагоги детского сада (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Актуальность этого проекта для меня как педагога – формирование у родителей ответственности за участие в образовательном и воспитательном процессе группы. Она же легла и в основу цели данного проекта (слайд): создание условий для укрепления взаимодействия субъектов образовательного процесса для повышения результативности развития познавательных качеств воспитанников.

(на слайд Задачи: – повышать родительскую компетентность в вопросах познавательного развития детей; – пропагандировать положительный опыт семейного воспитания;

– формировать и развивать познавательные качества воспитанников.)

Реализация содержания педагогического проекта предполагает определенную поэтапность:

подготовительный этап – это изучение родительских запросов и составление плана совместной деятельности по познавательному развитию детей;

основной – ежемесячные совместные мероприятия для детей и родителей;

заключительный – это презентация портфолио выпускников и круглый стол для родителей «Наши дети – выпускники детского сада».

Разработанный мною план совместных мероприятий имел следующие разделы: тематика мероприятия, цель, содержание, форма проведения, предполагаемая дата. Данный план реализован в ходе основного этапа проекта. Остановлюсь на нем поподробнее. В ходе этого этапа использовались только активные формы работы: мастер-классы (слайд с назв и фото, совместные тренинги, акции (слайд с назв мероприятия, творческие конкурсы, совместное создание стенгазет (слайд, творческие мастерские. Некоторые мероприятия разрабатывались и проводились вместе с музыкальным руководителем – (слайд) КВН по правовому воспитанию «Каждый ребенок имеет право», или с инструктором по физической культуре (слайд) – игра-соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья». Как видите на слайдах тематика мероприятий основного этапа была различна и созданный электронный альбом проекта помогает нам вспомнить многие из них. (слайд с круглого стола с родителями в конце года)

Моя роль, как воспитателя, в данном проекте носила информационный, организационный и воспитательно-образовательный характер. В ходе проекта совместно с детьми читали художественные произведения, вместе выполняли различные творческие задания, искали и находили решения различных проблем, участвовали в совместных мероприятиях, готовили своих детей к участию в акциях и конкурсах, беседовали и играли с ними, обсуждали различные проблемы и ситуации. Для достижения результатов в каждом мероприятии проекта взрослые организовывали различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительную, музыкальную и двигательную. Совместная деятельность участников проекта обогатила воспитательный опыт родителей и способствовала познавательному развитию детей. Подводя итоги, можно сказать, что позиция родителей как воспитателей стала основываться на педагогических принципах и это дало свой результат: теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах познавательного развития детей, активно участвовали в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики (слайд) в группе на 39,1% увеличилось число родителей – активистов; на 7,3% выросло количество родителей – исполнителей, на 46,4% уменьшилось количество родителей – наблюдателей.

В результате совместной деятельности с родителями наши дети имеют представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, они любознательны, умеют и любят творить и фантазировать, у них сформированы представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); они знают и любят малую родину и Отечество, семейные традиции и традиции и праздники своей страны и много другое. Все эти качества они демонстрируют своим поведением в повседневной жизни детского коллектива; участвуем в различных районных мероприятиях Дома детского творчества, детской библиотеки, Дома культуры; а также результативностью интеллектуальных и творческих конкурсов от муниципального до всероссийского уровня. На данный период – они первоклассники и подтверждают заложенный познавательный уровень в школе. По итогам диагностики – 94% детей прошли успешно адаптацию в школьном коллективе. И это тоже одна из сторон познавательной активности детей – способность видеть своё место в социуме.

Закончить свое выступление я хочу вновь словами Антона Семеновича Макаренко с которыми я обращалась к родителям, (слайд) а сейчас обращусь к вам: «Умение воспитывать – это все таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины»».

Фотоотчет о реализации педагогического проекта в первой младшей группе «Огород на окне. Лук — от семи недуг» Дети младшего дошкольного возраста с интересом познают окружающий мир, но ещё не имеют представления о растениях, о том, где они растут,.

Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие-образовательные технологии и методы Математическое образование детей дошкольного возраста через познавательное развитие: образовательные технологии, методы и формы работы.

Опыт работы «Познавательное развитие детей через использование электронных дидактических игр» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области Познавательное.

Отчет по реализации педагогического проекта «Круглый год» Природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Будет ли ребенок испытывать.

Отчет по реализации педагогического проекта «Моя семья» С 1 октября по 30 мая 2017 -18 учебного года в средней группе №1 была проведена работа по реализации проекта «Моя семья» Выбранную тему.

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Еделькиной Алины Ивановны по проблеме.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через образовательную область «Познавательное развитие» Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Сценарий педагогического совета «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» Сценарий педсовета на тему: «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность» Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины.

Взаимодействие ДОУ с родителями через художественно-эстетическое направление Практическая значимость разработанной модели взаимодействия ДОУ и семьи по художественно-эстетическому направлению развития детей состоит.

Взаимодействие с родителями в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ через семейный клуб «Ладошка в ладошке» Детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождаемые изменением поведенческих.

Академия вашего образования

Дистанционные курсы и переподготовка для гуманитариев. Дипломы гос. образца в реестре РФ

Консультация для родителей. “Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников”.

«Познавательные интересы ребенка старшего дошкольного возраста»

Умейте открыть перед ребенком

в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед детьми всеми

красками радуги. Оставляйте всегда

что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще и еще раз возвратиться

к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Психологами доказано, что успешнее школьную программу осваивают дети, которые проявляют высокую познавательную активность и получают радость от новых знаний. Будет ли успешной и радостной учеба в школе? Во многом это зависит от того, насколько сформированы у ребенка те качества, которые определяют эффективность обучения.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В основном отстают в учебе «интеллектуально пассивные» дети, которые негативно относятся к умственной работе и стремятся избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Не секрет, что некоторые дети учатся хорошо только благодаря дисциплине и невероятной усидчивости. А другие «всё схватывают на лету» и быстро справляются с домашними заданиями. И дело здесь совершенно не в разных умственных способностях. Легко усваивать информацию ребёнку позволяет его познавательный интерес ко всему новому и неизвестному. Дети, которые учатся довольно слабо, жалуются на «непонимание предмета» и «плохую память». Но когда они воспринимают интересную историю, то передают содержание близко к оригиналу, поражая близких. Любому человеку сложнее выполнить какую-то работу, если она не вызывает заинтересованности.

Ребенок стремится познавать и творить, и ему необходимы в этом процессе участие и помощь взрослых. Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Вытеснение живого общения и мода на интерактивные пособия препятствуют развитию мышления и воображения детей. Современные дети, к сожалению, очень мало играют, игра постепенно подменяется просмотрами мультфильмов на телефоне или планшете. Общение с родителями и сверстниками заметно сокращается, а это, в свою очередь, тормозит познавательное и речевое развитие ребенка. Привлекательные интерактивные игрушки без участия взрослого не способствуют развитию игровой деятельности детей.

Ошибки взрослых, которые приводят к угасанию детской любознательности

  • Взрослые мало взаимодействуют с ребенком, не включаются в их игры.
  • Бесконечно используют запреты, не поясняя ребенку, почему это нельзя и не предлагая альтернативную деятельность.
  • Родители нередко с раздражением реагируют на детские вопросы
  • Часто забывают похвалить малыша за старания и небольшие достижения. В основном отмечают недостатки в деятельности ребенка.
  • Родители не учитывают возрастные особенности дошкольного возраста, а именно, импульсивное поведение ребенка и невозможность предвидеть последствия своих действий.

Каким же образом можно стимулировать познавательное развитие у старших дошкольников?

Важно помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно-ролевая игра. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятия, речи, мышления, воображения, памяти и внимания. Научить ребенка игре, обогатить ее содержание, превратить обыденное событие в увлекательную игру должны взрослые. Но родители нередко недооценивают значение игры в жизни ребенка.
Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, она обогащает эмоциональный мир ребенка, создает позитивное настроение. В игре усваиваются нравственные принципы, формируются и уточняются представления о мире. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется правилам. Выполнение этих правил приносит ребенку удовольствие, а значит, игровая деятельность способствует развитию волевой сферы.
Поведение становится осознанным, в игре у ребенка появляется простор для проявления инициативы и самостоятельности.

– Прогуливаясь, играйте с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.

– Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.

– Играя с ребенком, включайте познавательные элементы в сюжет, используйте развивающие игровые материалы.

В старшем дошкольном возрасте расцветает детская познавательная активность. Характерные черты дошкольника шестого года жизни – это любопытство, пытливость, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление наблюдать, искать новые сведения о мире. Удовлетворяя любознательность в процессе активной деятельности, малыш из отдельных представлений и образов получает систему знаний к концу дошкольного детства. Для познавательного развития ребенка очень важно развивать внимание, память, речь, способность сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Психологами доказано, что дошкольный возраст является благоприятным периодом развития познавательных интересов личности. Поэтому родителям необходимо поощрять познавательную активность ребенка, проявляя свою личную заинтересованность в исследованиях малыша. Именно в этом возрасте полезно приобрести ребенку в подарок красочную детскую энциклопедию. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил все содержание главы. «Почемучка» любит повторно воспринимать знакомую информацию. Эту потребность необходимо удовлетворять для уточнения, углубления и систематизации детских представлений.

Пятилетний возраст справедливо называют возрастом «почемучек». Ни в коем случае не отмахивайтесь от детских вопросов, а задавайте малышу встречные: «А как ты думаешь? Как ты догадался?». К детским вопросам необходимо относиться серьезно. Не оставляйте их без внимания, совершайте совместные открытия с ребенком, создавайте радостный фон сотрудничества. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка.

Познавательная самостоятельность почемучек проявляется в потоке вопросов: «Зачем?» «Как?», «Почему?». Часто ребенок пытается сам найти ответы на них, проявляя при этом инициативу, которая обнаруживается в стремлении, потрогать и разобрать предметы и игрушки, поэтому дошколят привлекают конструкторы, наборы для творчества и опытов. Такая творческая исследовательская деятельность стимулирует мышления и развитие познавательных интересов. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен проявлять волевое усилие для получения результата, даже если необходимо преодолеть препятствия.

Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний. Но застенчивые, неуверенные в себе дети требуют особого подхода. На первый взгляд они пассивны, их мало что интересует. Таких робких дошкольников родителям необходимо побуждать к формулированию вопросов и нахождению ответов в практической деятельности. Обязательно расширяйте кругозор ребенка через наблюдения в природе, посещение выставок, театров, чтение книг. Устанавливайте связи с прошлым опытом, систематизируя знания ребенка. Будьте внимательны и при едва заметном проявлении заинтересованности в интеллектуальной деятельности поддержите малыша, помогите ему достичь успеха. Участие ребенка в несложной интеллектуальной викторине или конкурсе, позитивные эмоции, игровые приемы зажигают детское любопытство. Ваше участие и доброжелательность помогут ребенку поверить в себя, подтолкнут его к новой познавательной активности в будущем.

Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений. Например, предложите определить, что изменилось в парке со времени последнего посещения, придумывайте загадки о том, что он видит, используйте стихи о природе.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Дошкольникам легче находить отличия между объектами, чем сходства. Поэтому сначала предлагайте вопрос: «Чем отличается береза и ель?» А затем обсудите, чем они похожи. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.

Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:

  • Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес, если его подбадривать, хвалить за старания.
  • Обсуждение успехов и неудач с ребенком. Почему удалось найти ответ, что помогло? Побуждайте ребенка самостоятельно находить ответы.
  • Активизация мыслительных процессов. Познавательная деятельность может продолжаться неделю и больше, если вы будете задавать наводящие вопросы.
  • Помощь взрослых в освоении навыков ребенком планирования и постановки цели.

Познавательные интересы заставляют ребенка активно стремиться к освоению нового, искать способы удовлетворения жажды знаний. Все дети по своей природе очень любознательны. Поэтому, следует поощрять их получать информацию и анализировать ее.

Важно! Что будет заложено в дошкольном возрасте, то и даст потом свои плоды. Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста полностью зависит от близких взрослых. Мир малышу открывается через его восприятие, личные переживания и практическую деятельность. Ваша поддержка детской любознательности в различных сферах жизни сформирует у ребенка широкий кругозор. Стремление познавать новое станет в будущем потребностью, и будет побуждать детей к углубленному изучению школьной программы.

Педагог-психолог Ирина Валерьевна Уточкина

Курсы повышения квалификации:

Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»

зинаида монгуш
Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»

Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»

Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:

– становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

– формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

– формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

– развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления;

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

– различение живого и неживого;

– бережное и уважительное отношение к живому;

-готовность заботиться о ком-то или чем-то;

– представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

– орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

– технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

– игрушки – ребенок использует по своему усмотрению;

– материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) – ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

– эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье:

1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

9. Ходите с ребёнком в музеи.

10. Проводите совместные наблюдения и опыты.

11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

12. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Рекомендации по возрастным группам

Создание предметной среды 5-7 лет

В развивающую среду должны входить:

– глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;

– измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

– азбуки картинные, книги для первого чтения;

– былины, мифы, легенды;

познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

– детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;

– детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;

– часы настенные и календарь;

– настольно-печатные игры – лото, пазлы;

– настольные игры – домино, шашки, шахматы;

– чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

– оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Уважаемые родители!

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение. Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А всовместной деятельность со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.

В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Успехов всем нам, в нелегком, но благородном деле воспитания умных детей!

Компоненты образовательных областей по ФГОС дошкольного образования Уважаемы коллеги! Нашла в одной замечательной книге данную информацию, надеюсь, я не одна в этом нуждалась. В связи с введение ФГОС на дошкольную.

Роль взрослых в создании предметно-пространственной среды для развития исследовательской деятельности детей раннего возраста Сегодня много пишут и говорят о новых детях,об уникальных интеллектуальных и даже телепатических способностях. О том, что они «пришли в.

Познавательное развитие детей. Рекомендации родителям по созданию условий в семье для познавательного развития детей

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Дети – это исследователи, которые хотят все знать, которым вес интересно. Мир открывается для детей через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше они видят, слышат и переживают, тем больше они узнают и усваивают.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты, природа:

– различение живого и неживого;

– бережное и уважительное отношение к живому;

-готовность заботиться о ком-то или чем-то;

– представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты, предметы:

– орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

– технические средства, включая средства передвижения,

– знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

– игрушки – ребенок использует по своему усмотрению;

– материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) – ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

– эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

Отношения людей, чувства (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения родителей, окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этаперазвивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Рекомендации по организации развивающей среды в семье:

1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

4. Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

9. Проводите совместные наблюдения и опыты.

10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, то дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.

Разговаривайте со своими детьми, ведь ОБЩЕНИЕ — важный фактор познавательного развития ребенка.К Вашему сведению – общение определяется психологами, как важный фактор познавательного развития ребенка на всем протяжении детства. Помните, нужна активная познавательная деятельность самого ребенка, чтобы найти ответы на возникшие вопросы.

Не забывайте, что интерес друг к другу – вот основа познавательного общения – назидательный тон, нравоучения, на которые нередко «соскальзывает» взрослый – делает беседу односторонней..

О чем и как разговаривать с детьми? Прежде всего о том, что интересует ребенка.

Родителям необходимо понимать, что познавательные детские вопросы имеют огромное значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому следует всячески поощрять. Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему.

Не подчеркивать своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощрять его любознательность и пытливость.

Приобщайте ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка обращаться к ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном возрасте, получить необходимую информацию.

Помните, что Вы можете направить поиск, подвести с помощью вопросов суждений к выделению свойств, качеств, наиболее значимых в конкретной ситуации.

Не забывайте, что установление причинно-следственных связей позволяет детям делать выводы, постигать закономерности.

Читайте также:  Что нельзя запрещать детям: ТОП-10
Ссылка на основную публикацию